Обеспечение конституционного права на благоприятную окружающую среду. Проблемы реализации прав и свобод на благоприятную окружающую среду. Правовой механизм обеспечения

Право на благоприятную окружающую среду составляет основу экологических прав граждан и является - по современным правовым нормам - одним из фундаментальных, естественных прав человека, так как обеспечивает его право на жизнь (ст.3 Декларации прав человека).

Ядром права на благоприятную окружающую среду является право на здоровую окружающую среду - его необходимая и постоянная, наиболее защищенная законом и наиболее успешно реализуемая часть. Универсальный критерий качества природной среды - это уровень здоровья населения .

Объектом права на здоровую окружающую среду является такая природная среда, состояние всех компонентов которой соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормативам, а их соотношение между собой создает экологическое равновесие.

Благоприятная окружающая природная среда - это в первую очередь среда, безопасная для здоровья (здоровая) с точки зрения ее нормативных характеристик и стандартов. Но благоприятность среды определяется и другими признаками, такими как ресурсоемкость, экологическая устойчивость, эстетичность и разнообразие. Именно такое понимание благоприятной окружающей среды сложилось в теории экологического права .

Россия как государство, осуществляя свои управленческие функции в области использования природных объектов, обязана согласовывать свою позицию с отдельным человеком и не причинять ущерб гражданам своей страны как настоящего, так и будущего поколений. Эта обязанность заложена в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой государство обязано признавать, соблюдать и защищать право каждого гражданина, в том числе и природопользователя, на благоприятную окружающую среду. Государство должно жестко регулировать и контролировать природопользование, разрабатывать научно обоснованные, предельно допустимые показатели изменения природной среды и следить за соблюдением их всеми природопользователями.

В свою очередь, за неразработку их, бесконтрольность, нарушение природопользования государство обязано предусмотреть эффективные меры ответственности, а также и меры предупреждения этих нарушений. Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается проводимыми государством мерами по мониторингу окружающей среды, планированию мероприятий по ее охране, предотвращению экологически вредной деятельности и мерами по оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных экологических фондов, организацией медицинского обслуживания населения,


Право человека на благоприятную окружающую среду формируется в рамках международного права в течение нескольких десятилетий . К числу основных международных нормативных актов в области реализации экологических прав граждан следует отнести Всеобщую декларацию прав человека и гражданина 1948 г., Международные пакты о правах челове-ка 1966 г., Декларация принципов ООН по окружающей среде 1972 г. и т.д.

К основным публично-правовым средствам охраны окружающей среды можно отнести:

- регулирование (ст. 9 и 36 Конституции РФ, федеральные законы) охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; использование природных ресурсов их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц;

- лицензирование и нормирование ряда видов природопользования и природоохранной деятельности;

- обязательность государственной экологической экспертизы (допустимость инициативной, добровольной общественной экспертизы) и публичной компетентной оценки воздействия любой хозяйственной и иной деятельности, которая может повлиять на состояние окружающей среды;

- государственный и муниципальный экологический контроль за использованием природных ресурсов и уровнем загрязнения окружающей среды с предоставлением соответствующим инспекторам права посещать предприятия любых организационно-правовых форм, проверять документы и состояние очистных сооружений, выдавать обязательные для исполнения предписания, составлять протоколы об экологических правонарушениях;

- экологический аудит, экологическое страхование, стимулирование выпуска экологически чистой продукции и применения наилучших технологий, использование иных государственных средств поддержки предпринимательской и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды и организацию рационального природопользования;

Возможность ограничения хозяйственной и иной деятельности в интересах создания особо охраняемых природных территорий (национальных парков, заповедников, заказников, ботанических садов, природных парков, памятников природы) и лечебно-оздоровительных местностей (курортов), лишения прав на охоту, рыбную ловлю и иные отдельные виды природопользования, прекращения экологически вредной деятельности.

Кроме того, реализация права граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается:

Созданием благоприятных условий жизнедеятельности человека;

Предоставлением возможности участвовать в обсуждении подготавливаемых решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду;

Осуществлением государственных мер предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий, природных стихийных бедствий, оздоровления и восстановления окружающей среды;

Предоставлением достоверной информации о состоянии окружающей среды;

Гарантиями возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате несоблюдения экологических требований российского законодательства;

Возможностью требовать в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически опасных объектов;

Развитием системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;

Улучшением качества продуктов питания;

Содействием созданию экологических общественных объединений, общественных экологических фондов, иных общественных экологических формирований;

Созданием условий для повышения юридической культуры;

Всеобщим и непрерывным экологическим воспитанием и образованием.

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский Государственный Университет

Институт права

Кафедра экологического и аграрного права

Контрольная работа по экологическому праву

Вариант №1

Выполнила:

студентка 4 курса 6 группы

заочного отделения

Бакаева З.С.

Проверил:

1.Право на благоприятную окружающую среду: понятие, правовой механизм обеспечения, административный и судебный способы защиты …...…………………………………………………………...….3

2.Правовой режим особо охраняемых природных территорий…………………………………………………………….…12

3.Использованная литература ……………………..……………………21

1. Право на благоприятную окружающую среду: понятие, правовой механизм обеспечения, административный и судебный способы защиты.

Основные понятия:

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

Нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду обеспечивается системой природоохранных нормативов, а критерием соблюдения этого права является соответствие качества окружающей среды и воздействий на нее соответствующим природоохранным нормативам.

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды (ст. 11 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»), право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность (ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения»), право граждан на пребывание в лесах (ст. 65 Лесного кодекса РФ) и др.

Экологические права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав.

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня экологической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.

С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав.

Правовой механизм обеспечения

Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду:

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

3. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", предусматривающая право граждан на охрану здоровья от негативного воздействия окружающей среды; положения Экологической доктрины России, гласящие "сохранение природы и улучшение качества окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества" и др.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы). В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия. Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из основ­ных естественных прав человека. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России. Право каждого на благоприятную о/с, как и право на жизнь, впервые в России было закреплено в Конституции 1993 г. В той части, в какой право на жизнь связано с охраной при­родной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обес­печиваться и защищаться посредством обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду. Субъектами права на благоприятную окружающую среду яв­ляются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ. Определение понятия «благоприятная окружающая среда» дано в Законе об охране окружающей среды. В соответствии с За­коном благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Благоприятную о/с целесообразно оп­ределять через характеристику не ее качества, а ее состояния. Последнее понятие - более широкое, оно включает как качест­венные, так и количественные характеристики о/с. Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы. Данное легальное определение не со­держит юрид. критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспече­ния устойчивого функционирования естественных экологичес­ких систем, природных и природно-антропогенных объектов. Ус­тойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов - понятие естественных наук, привнесен­ное в Закон без какого-либо пояснения.

В законодательстве содержатся юридически значимые крите­рии оценки благоприятного состояния о/с и со­ответственно соблюдения данного субъективного права. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты о/с, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния о/с. Право на благоприятную о/с- одно из фун­даментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, свя­занные с поддержанием нормальных экологических, экономичес­ких, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологичес­кие права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии о/с и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонаруше­ниями, требовать в административном или судебном порядке от­мены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу служат средствами реализации права на благоприят­ную окружающую среду.

11.Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экол-м правонарушением.

Данное право закреплено в ст. 42 Конституции РФ 1993 г. наряду с другими важными экологическими правами - на достоверную информацию о состоянии о/с и на благоприятную о/с. На более высоком уровне оно закрепило и развило сформулированное в ФЗ «Об охране окружающей среды» право на возмещение в судебном или административ­ном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздейст­вий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф. Важнейшие из них:

Принцип возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением, в полном объеме;

Определение источника причинения вреда как неблагоприятного воздействия о/с, вызванного дея­тельностью предприятий, организаций, т. е. хозяйственной деятель­ностью, а в случае причинения вреда здоровью - и деятельностью отдельных граждан;

Установление судебного порядка защиты права граждан на возмещение вреда их здоровью или имуществу;

Допол­нительная возможность обращения граждан в суд с исковым требо­ванием о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу. Так, для исчисления объема ущерба, причиненного имуществу, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и произ­водственных помещений, оборудования и иного имущества, и упу­щенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий. При определении величины вреда здо­ровью граждан учитываются:

Степень утраты трудоспособности по­терпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, про­фессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

С иском о возмещении вреда здоровью в суд могут обращаться потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то орган государственного управления, общественная организация (объединение) в интересах потерпевшего в соответствии с ГК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ».

T H E RIGHT OF CITIZENS TO A HEALTHU ENVIRONMENT, REGULATORU ASSIGNMENT AND IMPLEMENTATION

Kymyzay Dehkanova

ph.D. Associate Professor of “Theory and History of State and Law” of the Osh State University ,

Kyrgyzstan, Osh

АННОТАЦИЯ

В статье на основе общенаучных и частно-научных методов познания в частности анализа и синтеза, и сравнительного исследования проанализированы нормы закрепляющие права граждан на благоприятную окружающую среду, исследованы становление и развитие прав человека на благоприятную окружающую среду. Обозначены наиболее проблемные аспекты, основные направления развития прав граждан на благоприятную окружающую среду.

ABSTRACT

On the basis of general scientific and particular knowledge of scientific methods such as analysis and synthesis, and a comparative study analyzed the norms enshrining the rights of citizens to a healthy environment, tracked the formation and development of human rights to a healthy environment. We identify the most problematic aspects of the main directions of its development rights of citizens to a healthy environment.

Ключевые слова: права человека, субъективное право, благоприятная окружающая среда, окружающая среда, Пакт, Декларация.

Keywords : human rights, the subjective right to a favorable environment, the environment, the Covenant, the Declaration.

В современных условиях в системе прав человека существенное место занимают права человека на благоприятную окружающую среду. Его актуальность признана, не только национальным законодательством, но и международным сообществом.

Права человека на благоприятную окружающую среду как естественное право, позволяет обеспечить личности потребности в окружающей среде благоприятного качества как элемент устойчивого развития.

Как одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина право каждого на благоприятную окружающую среду – охватывает основы жизнедеятельности человека, обусловленный поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Понятия «благоприятная окружающая среда» поддерживается многими учеными, например, М.И. Васильевой , М.М. Бринчуком .

Данный взгляд поддерживает отечественный исследователь Д.А. Кутманова, по ее мнению «Благоприятная окружающая среда характеризует удовлетворение эстетических и других потребностей человека» .

Декларация прав человека, принятая 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН самостоятельно не рассматривает права человека на благоприятную окружающую среду, она выражается в статье 3 вместе с правом человека на жизнь. Декларация предусматривает соответствующий уровень жизни необходимый для здоровья и благосостояния человека как право каждого человека .

Права человека на благоприятную окружающую среду нашло должное закрепление в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах. Пакт признал право на жизнь как неотъемлемое право человека .

Процессы глобализации привели к принятию ряда международных документов, закрепляющих основные концепции устойчивого развития и элементы права человека на благоприятную окружающую среду, являющегося ядром экологических прав человека.

В резолюции генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1968 года отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека как необходимое условие экономического и социального развития. В этих целях Генеральная Ассамблея ООН принимает решение о созыве Конференции ООН по окружающей среде в г. Стокгольме в 1972 году, где право на благоприятную окружающую среду было закреплено Стокгольмской декларацией, принятой на международной конференции ООН по окружающей среде 1972 году .

Данные акты оказали существенное влияние на становление и формирование прав человека на благоприятную окружающую среду в национальном законодательстве. В соответствии со статьей 6 основного закона Кыргызской Республики «Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики» .

Нормы международных договоров по правам человека имеют прямое действие и приоритет над нормами других международных договоров.

Основной закон Кыргызской Республики развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в области охраны окружающей среды.

Статья 48 Конституции Кыргызской Республики закрепляет права граждан на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду. Данное право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи .

Права на благоприятную окружающую среду рассматривается как основное естественное право человека .

С точки зрения законодательства благоприятная окружающая среда признается только тогда, когда соответствует основам, стандартам, нормативам законодательства об охране окружающей среды.

Решение проблем обеспечения благоприятной окружающей среды невозможно без тесного сотрудничества стран, которое предполагает равный статус всех заинтересованных участников процесса.

Взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления и НПО – выступает как основа выполнения обязательств Орхусской конвенции ООН о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, стороной, которая Кыргызская Республика является с 2000 года.

Орхусская Конвенция преследует цели содействия защите прав каждого человека жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния за счет гарантирования права доступа к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

В целях реализации обязательств в Кыргызской Республике функционирует Консультативный Совет НПО при государственном природоохранном органе.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду определяется экологической функцией государства.

С помощью механизмов экологического контроля, планированием и нормированием качества окружающей среды, проведением экологической экспертизы, оценки, мониторинга окружающей среды обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Несмотря на предпринятые меры, проблемы обеспечения благоприятного качества окружающей среды находятся не на должном уровне.

Нормативное закрепление экологических прав и обязанностей человека и гражданина являются недостаточными. Данный взгляд поддерживается многими учеными.

Реализация прав граждан на благоприятную окружающую среду сложный процесс, его эффективность достигается не только нормативным регулированием, зависит от таких факторов как правосознание, правовая культура, правоприменительная практика, экологическое образование и воспитание .

Автор полагает, что для должного обеспечения прав человека на благоприятную окружающую среду можно достичь только созданием эффективных механизмов их реализации, в системе органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих экологическую функцию.

Благоприятная окружающая среда является особым объектом экологического законодательства и при регулировании прав на благоприятную окружающую среду необходимо учитывать экологические и экономические интересы общества, обеспечивающие реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни среду.

При разработке экологической политики государства, должны быть обеспечены права граждан как право на благоприятную окружающую среду; на получение достоверной информации, её состоянии; право обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении вреда, причинённого экологическим правонарушением их здоровью и имуществу, об отмене незаконных нормативных правовых актов органов управления.

Список литературы:

  1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – М.: Юрист. 2003.С. 23–32.
  2. Васильева М.И. Общественные экологические интересы: правовое регулирование. – М.: Наука, 1999. С. 11–12.
  3. Всеобщая декларация прав человека: принята 10 декабря 1948 г. на 3 сессии Генеральной Ассамблее ООН. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. – М., Юрид. лит. 1990 г.
  4. Конституция Кыргызской Республики (27.06.2010 г.). Бишкек: Информационный правовой центр «ТОКТОМ», 2010 г.
  5. Кутманова Д.А.. Проблемы реализации права на благоприятную окружающую среду. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ош. 2014 г. С. 16–17.
  6. Лукашева Е.А. Права человека – М. 2002 г. С. 133.
  7. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. // Ратифицирован Законом Кыргызской Республики 12 января 1994 г. Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики № 1406. Бишкек: Информационный правовой центр «ТОКТОМ», 2007.
  8. Стокгольмская декларация ООН 16 июня 1972 г. об окружающей человека среде // Действующее международное право: сборник. Т. 3. – М., 1978.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема реализации права на благоприятную окружающую среду

студент Галилов Борис Русланович

Аннотация

Ключевые слова:

экологическая безопасность, охрана окружающей среды

Currently, the environmental situation in Russia leaves much to be desired. That is why this topic is very relevant today. And if we in the shortest time will not change their attitude towards nature, we are with you for a disaster.

environmental safety, environmental protection

В настоящее время экологическая обстановка в России оставляет желать лучшего. Именно поэтому данная тема является очень актуальной на сегодняшний день. И если мы в кротчайшие сроки не изменим свое отношение к природе, то нас с вами ожидает катастрофа.

Согласно 42ст. Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии»

А 45ст. Конституции РФ гласит: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется»

Как мы видим каждый человек, и гражданин в Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду и защита его прав гарантируется государством. Но, что же мы видим на самом деле? Улицы, погрязшие в мусоре, заповедные территории, утопающие в море бытовых отходов. Возникает справедливый вопрос «как все это сочетается с правом на благоприятную окружающую среду?». Вот именно, что никак. И тут каждый из нас имеет право начать ругать государство, в том, что оно не выполняет свои обязанности, и каждый из нас отчасти будет прав, но только отчасти.

Конституция РФ провозглашает, что Российская Федерация - это социальное государство. И прежде, чем продолжить хотелось бы дать определение, что же такое социальное государство: «Социальное государство -- политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся».

Из этого определения становится понятным, какая главная цель социального государства - достижение достойного уровня жизни всеми гражданами. Но разве возможно достижение этой цели без создания благоприятной окружающей среды? Разве можно жить достойно по колено, погрязнув в мусоре? Более того загрязнение окружающей среды негативно сказывается на здоровье население, а право на охрану здоровья как известно это еще одно не отъемлемое Конституционное право каждого гражданина. Исходя из всего этого, можно сделать логический вывод о том, что экологическая безопасность граждан и охрана окружающей среды должны быть приоритетными направлениями деятельности государства. На федеральном уровне должны разрабатываться программы целью, которых будет оздоровление экологической обстановки в стране. Должны проводиться экологические экспертизы предприятий деятельность, которых способна негативно влиять на окружающую среду. Эти и другие полномочия государственных органов закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Но, к сожалению, насколько мы можем судить, реализуются крайне плохо. На это есть свои причины, в том числе и тотальная коррупция в органах государственной власти.

Но нужно ли во всем винить государство? Справедливо ли его винить во всем? Если задуматься, что каждый из нас делает для оздоровления экологической обстановки? Что каждый из нас делает, чтоб обстановка хотя бы не ухудшалась? Вопросы риторические и ответа не требуют, он и так ясен. Конечно, всегда проще всю ответственность переложить на кого-нибудь другого, на правительство, на государственную думу, на органы местного самоуправления. Однако следует напомнить, что 45 статья Конституции РФ гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.»

А это означает, что каждый из нас вправе защищать свое право на благоприятную окружающую среду самостоятельно. Поэтому перекладывать всю ответственность на органы государственной власти, по крайней мере, немного не справедливо. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрены способы влияния граждан на оздоровление экологической обстановки, так статьей 11 данного закона определены права и обязанности граждан в отношении охраны окружающей среды

Пользуемся ли мы правами, прописанными в вышеприведенной статье? К сожалению, но большинство граждан даже не догадываются об их существовании. Соблюдаем ли мы обязанности в области охраны окружающей среды? Нет, нам порой трудно дойти до урны, чтобы выбросить в нее бумажку, нам трудно убрать за собой мусор после проведенного пикника на природе. Вроде бы это мелочи, но последствия глобальны.

Законодательство если не полностью, то в достаточной степени регулирует вопросы, связанные с охраной окружающей среды. Проблема здесь именно в реализации этого законодательства. И вина в этом в большей степени лежит на нас самих, мы недостаточно правообразованы, чтобы знать и реализовывать свои права, а порой нам просто лень их реализовывать.

Что же нужно сделать для оздоровления экологической обстановки? Мы видим следующие пути решения данной проблемы:

Как говорится, если хочешь изменить мир нужно начинать с себя. Для начала необходимо просто следить за собой и выполнять обязанности по отношению к природе, то есть перестать мусорить, бросать бутылки банки и прочие отходы в урну, а не рядом, убирать за собой после отдыха, не жечь костров, в общем, нужно начать бережно относится к окружающей нас с вами природной среде.

Нужно уже начать защищать свое право на благоприятную окружающую среду, участвовать в экологических экспертизах, которые проводит государство, проводить собственные независимые экологические экспертизы, митингами и другими предусмотренными законом способами обращать внимание федеральных и муниципальных властей на ту или иную экологическую проблему, благо закон предусматривает различные способы влияния граждан на власть.

Самостоятельно на добровольных основах проводить экологические акции, субботники. окружающий экологический обстановка оздоровление

Писать экологические проекты, и реализовывать их с помощью некоммерческих организаций и государственных грантов.

Нужно начать действовать, а не просто сотрясать воздух словами, и тогда возможно экологическая обстановка начнет улучшаться. Каждый гражданин Российской федерации должен осознать, что если он сам не будет решать свои проблемы, их за него никто не решит. Конечно, государство обязано обеспечивать соблюдение Конституционных прав, но к сожалению в настоящее время это не всегда возможно, именно поэтому наша судьба только в наших руках. И только тогда когда мы начнем ответственно относиться к окружающей среде, экологическая обстановка вокруг нас начнет улучшаться.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. 1993.25 декабря.

2. Социальное государство // Электронная энциклопедия Википедия - URL: wikipedia.org (дата обращения:12.01.14)

3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об охране окружающей среды»

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экологическая функция государства. Нормирование в области охраны окружающей среды. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. Пользование животным миром. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологический мониторинг и экспертиза.

    шпаргалка , добавлен 24.06.2005

    Оценка окружающей природной среды в районе расположения горнодобывающего предприятия. Характеристика гидросферы, оценка состояния и поверхностных водных объектов. Оценка воздействия объекта на окружающую природную среду при складировании отходов.

    дипломная работа , добавлен 17.09.2011

    Мониторинг экологической обстановки в Российской Федерации, его необходимость и практическое применение. Нарушения экологической ситуации в нашей стране, их последствия для окружающей среды и человека. Меры, принятые государством по их предотвращению.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

    Оценка воздействия на окружающую среду винного завода. Комплексные мероприятия по обеспечению нормативного состояния окружающей среды. Заявление об экологических последствиях деятельности. Проведение общественных слушаний и экологической экспертизы.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2014

    Системы охраны окружающей среды (ООС). Основные задачаи системы государственного мониторинга окружающей природной среды и методы их реализации. Кадастры природных ресурсов государства. Эколого - экономическая модель оценки качества окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2008

    Организационно-правовые основы оценки воздействия на окружающую среду. Изучение состояния и тенденций развития системы экологической экспертизы в России. Порядок организации, стадии и основные этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2016

    Оценка состояния окружающей природной среды в районе расположения объекта. Расчет выбросов загрязняющих веществ в период строительства. Характеристика гидросферы, оценка состояния и поверхностных водных объектов. Мероприятия по сокращению отходов.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2011

    Оценка современной экологической обстановки в Алтайском крае. Проблема охраны вод и загрязнений атмосферы. Воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду. Проблема радиоактивного загрязнения и влияние отходов на экологическую обстановку.

    реферат , добавлен 11.10.2013

    Характеристика окружающей среды в районе проведения работ по строительству производственного здания инсинераторной установки типа ИН-50.4 и ИН-50.2 ФГУП "Росморпорт". Покомпонентная оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2012

    Понятие, правовая основа, принципы и методы, этапы проведения, процедура подготовки оценки воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей среды и продуктов питания, концентрации вредного вещества в единице объема, массы или поверхности.



Просмотров