Нуждающиеся в жилье военнослужащие: признание, учет и исключение. Постановка на учет нуждающихся в жилье

Признание военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий – это первое условие для получения собственного жилья от государства на выгодных условиях. Для этого созданы различные жилищные программы, позволяющие получить по доступной цене недвижимость или начать строительство с нуля.

Законодательная база

Согласно 15 статье , военные, которые обеспечены на полный период службы в военной части жильем по договору найма, могут получить статус нуждающихся в жилом помещении согласно . Это возможно, если их стаж работы составляет от 20 лет.

Основания для получения статуса

Чтобы получить единовременные государственные выплаты на , нужно выполнить такие условия:

  1. Присвоение статуса нуждающегося на официальном уровне;
  2. Соответствующий стаж – выслуга лет.
  3. оформляется только на военного, или на одного из членов семьи, если военный умер.

Основания для улучшения жилищных условий военнослужащих приведены согласно законодательству:

  1. Нет прав собственности на иное жилое имущество.
  2. Если есть свое жилье по площади меньшее, чем позволяют нормативы.
  3. Если на обеспечении находятся инвалиды, тяжелобольные и т.д.
  4. Семья проживает по договору поднайма.
  5. Если на одной маленькой площади проживает несколько людей, не имеющих между собой родство.
  6. Если военный и семья живет в общежитии, коммунальном жилье.
  7. Если имеющее жилое имущество находится в аварийном состоянии или не пригодно к проживанию.

Куда обращаться

Региональные программы имеют возможность самостоятельного принятия решения относительно присвоения статуса нуждающегося. Муниципалитеты, где военнослужащий становится на учет, запрашивают информацию о работнике напрямую, отправляя межведомственные запросы в соответствующие военные части. Документация предоставляется в местный администрирующий орган по постоянной или временной прописке.

Также возможно обращение в МФЦ. Если человек не имеет постоянной регистрации, у него есть право подать заявку в любую уполномоченную государственную структуру. В процессе обращения гражданин заполняет специальную заявку с прошением принять на учет для получения права на улучшение жилищных условий военнослужащих. Заявителю дается расписка с перечнем предъявленной документации, подписью и датой.

Сроки

Проверка документации длится 10 рабочих дней. Подготовка о решении относительно отказа или одобрения – не более месяца.

О принятом решении заявитель уведомляется по почте. Стоит учесть, что справка о доходах и другая документация из отдела кадров имеет срок годности в месяц.

Если обращается увольняющийся военнослужащий, то постановление его на учет или отказ принимается до срока исключения его из штата, где проходилась служба. Время принятия на учет совпадает с временем подачи документации.

Военная ипотека

Правительство России приняло программу «военная ипотека», позволяющую предоставить льготное кредитование на жилое имущество военнослужащим. Главным условием участия в программе является нахождение в НИС. После прохождения трех лет военный имеет право получения ЦЖЗ и заключения ипотечного договора на льготных условиях.

Кроме предоставления заниженной процентной ставки, деньги, идущие для выплат первоначальных взносов и последующих кредитных выплат, дает государство. Банковским учреждением может быть выдан отказ в оформлении военного кредита, если кредитная история плохая. Необходимо решить все вопросы с финансовым учреждением т.к. гарант при погашении ЦЖЗ – военное ведомство.

Накопительно-ипотечную систему могут оформить все силовые структуры, предусматривающие военную службу. Данная государственная программа дает займ для строительства жилого дома военнослужащему.

Оформляется кредит по той же схеме, а значит, участвовать в НИС необходимо более 3-х лет, после чего офицеру можно получить деньги для участия в долевом строительстве дома.

Защитник Отечества, который не имеет в собственности дом и снимает жилье, от государства получает привилегии по выплатам за эту недвижимость. Льгота относится как к оплате услуг ЖКХ, так и к найму, поднайму квартиры.

Полностью дается освобождение при выплатах за коммунальные услуги некоторым категориям военных: кавалерам ордена Славы, Героям Советского Союза и России, членам их семьи. Компенсирование средств за временно занимаемые помещения ограничивается максимумом, который установило государство, например:

  • для столицы и по области не больше 15 тысяч рублей, как и в Санкт-Петербурге;
  • в случае с другими регионами – от 3,6 тысячи;
  • не менее 2,7 тысяч для населенных пунктах.

Компенсацию военнослужащим по программе кредитования за нанимаемое жилье могут на половину увеличить, если у военного более двух детей или имеются тяжелобольные в семье.

Какая потребуется документация

Для улучшения жилищных условий военнослужащих, имеющих постоянное жилье или не имеющих его, нужно подать такие документы:

  1. Оригинал и копию личной документации самого военнослужащего, а также каждого из членов семьи. Если есть малолетние дети, то выдается свидетельство о рождении.
  2. Если имеется, то подтверждение регистрации брака.
  3. Сведения прохождения службы в части с послужным списком.
  4. Информация из домовой книги.
  5. Финансово — лицевой счет в виде копии по месту постоянного жительства от пяти лет.
  6. Подтверждение того, что семье нужно добавить квадратных метров.
  7. Информация из послужного списка, где обозначен рабочий стаж.
  8. Если планируется увольнение по причине тяжелой болезни, либо по причине штатных организационных мероприятий, берется справка с обозначенным сроком предполагаемого завершения работы.

Решается вопрос относительно постановления на учет для получения статуса нуждающегося, не более месяца с того момента, как принялись уполномоченным органом документы. Одобрение или отказ заявитель получает сразу по почте.

Радикальное изменение направления социальной политики, произошедшее в начале 90-х годов прошлого века, похоронило надежды большей части взрослого населения России на возможность получения бесплатного жилья. Отныне такой привилегией пользуется очень ограниченный круг лиц резко отличающихся по своему социальному статусу и материальному положению. Среди них и депутаты, имеющие право на получение квартир в Столице, и самые незащищенные категории граждан – дети-сироты, многодетные семьи и лица, проходящие службу в вооруженных силах. Все остальные категории – даже дети, чьи родители включили их в число собственников приватизированных квартир, навсегда лишены надежды на возможность получения бесплатного социального жилья в порядке очередности. Если они по тем или иным причинам не перейдут в разряд лиц, упомянутых в ст. 51 ЖК РФ.

О чем говорит закон о признании нуждающихся?

Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, тесно увязано с его социальным статусом либо состоянием здоровья. В Жилищный кодекс РФ включены четыре категории:

  • Лица, полностью лишенные места проживания . К ним относят граждан, которые не являются нанимателями жилья, не имеют в собственности жилой недвижимости и не являются членами семей нанимателей или собственников квартиры;
  • Ко второй категории, ранее самой распространенной и в порядке очередности обеспечивавшейся бесплатным жильем, является категории граждан-нанимателей жилья на условиях социального найма , обеспеченность которых жилой площадью не отвечает установленным нормам. Разумеется, речь идет не об избытке, а о недостатке положенных по закону квадратных метров на каждого жильца. Действующая до сих пор норма обеспеченности (учетная норма) не изменялась долгие годы. Она, по прежнему, составляет 12 м 2 . В эту площадь включаются все подсобные и хозяйственные помещения: кухни, санузлы, кладовки, балконы/лоджии. Иными словами, если площадь жилого помещения на каждого члена семьи хотя бы на полметра превышает эту норму, рассчитывать ему на улучшение жилищных условий не следует;
  • К третьей категории относятся граждане, проживающие в помещениях, не отвечающих требованиям, предъявляемым к жилью : аварийное, ветхое жилье, или помещения, предназначенные для проживания, но не снабженные минимальным набором коммунальных услуг. Не имеющие таких характерных признаков жилого помещения, как: изолированность от помещения общественного использования, расположенные ниже уровня земли и прочие;
  • Четвертая группа – лица, страдающие тяжелыми формами заболеваний проживание с которыми других людей представляет опасность или создает невыносимые неудобства. Так же к этой группе отнесены граждане, члены семьи или совместно проживающих нескольких семей, в которых имеется такой больной.

Исходя из этих, весьма ограниченных критериев признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, государство снимает груз ответственности за обеспечение жилой площадью подавляющего большинства населения. В основном молодых, только начинающих самостоятельную жизнь людей, обрекая их влачить существование на съемных квартирах или выплачивать долговременную ипотеку в угоду обогащения банкиров.

Военнослужащие – отдельная категория претендентов на получение жилья

Абзац 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" постановляет, что отдельной категорией граждан, признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий бесплатно, за счет государственных средств являются лица проходящие или проходившие военную службу если их выслуга составляет не менее 20 лет, либо 10 и более лет, уволенных из рядов ВС по старости, инвалидности или в результате организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением. Если бывший или действующий военнослужащий отвечает этим критериям, то в отношении его и членов его семьи действуют положения ст. 51 Жилищного кодекса.

Алгоритм действий для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий

Неудовлетворенность своими жилищными условиями не является основанием для постановки на учет и получения жилплощади сообразно своим желаниям Для этого необходимо соблюсти ряд бюрократических действий и пройти многолетний этап ожидания своей очереди на улучшении условий проживания.

Получение статуса. Кто имеет право?

Статус приобретается на основании соответствия одному или нескольким критериям, изложенным с ст.51 ЖК. Гражданин одновременно может быть малоимущим – совокупный доход всех членов семьи не дотягивает до минимального прожиточного минимума, и при этом на каждого из членов семьи может приходиться менее 12 м 2 жилплощади. Либо, проживающий во вполне благополучных условиях со своей семьей человек может заболеть, и его болезнь сделает невозможным совместное проживание с ним других членов семьи. Это редкие случаи. Перечень заболеваний, при которых заболевший имеет право на получение изолированного жилья изложен ниже. Следует учесть, что указанные документы вступили в силу только с 01.-1.2018 года:

Приказ Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь";

Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Постановка на учет нуждающихся граждан

Постановка на учет в качестве нуждающегося зависит от критерия, по которым гражданин претендует на улучшение жилищных условий. Дело в том, что в отношении различных категорий граждан реализуются различные государственные программы и количество жилья по ним строится разное.

Начинать необходимо с написания заявления в местный орган муниципальной власти по месту постоянного жительства/регистрации. Именно это заявление послужит основанием для начала работы комиссии, которая обязана выехать по указанному заявителем адресу и провести обследование его жилищных условий.

Стандартный бланк заявления (нажмите для скачивания) предоставляется бесплатно. Для каждого из оснований разработаны самостоятельные заявления, которые предоставляются в секретариате жилищной комиссии местного муниципального органа.

Документы, прилагаемые к заявлению

Подача заявления сопровождается сбором довольно значительного пакета документов:

  • Паспорта (заявителя и всех членов семьи);
  • Справкой о составе семьи;
  • Выпиской из домовой книги;
  • Копией свидетельство о браке или о расторжении брака;
  • Свидетельствами о рождении детей;
  • Свидетельствами или решениями судов об установлении родственных связей;
  • Выпиской из Росреестра о наличии/отсутствии во владении заявителя объектов недвижимости;
  • Копией финансово счета из всех банков, в которых открыты счета;
  • Справка с места работы о размере заработной платы 2-НДФЛ ;
  • Выписка об отсутствии задолженности за коммунальные платежи;
  • Налоговая декларация 3-НДФЛ (если гражданин самозанятый или предприниматель);
  • Санитарный паспорт помещения, если оно признано ветхим, аварийным или подлежащим сносу.

После предоставления этих документов, если в них не обнаружено подлога или искажения данных, а так же после положительного решения комиссии о том, что заявитель нуждается в улучшении условий проживания ему выдается справка, в которой указывается основание и номер его очереди в списке очередников по данному основанию.

Особенности постановки и снятия с учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Для постановки на учет военнослужащего ему необходимо написать в адрес командира воинской части заявление по форме:

Заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий

При постановке на учет военнослужащие предоставляют документы, изложенные в п. 3 («а» - «г») Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054.

Не обеспеченные к моменту увольнения со службы жильем военные не снимаются с учета, до полного удовлетворения их потребностей в жилом помещении в соответствии с действующими нормами. После получения указанных помещений они оформляются в собственность (в отличие от жилья, полученного другими категориями граждан в порядке очередности).

Если военнослужащий меняет место жительства после увольнения со службы, то автоматически по его заявлению происходит постановка на учет в качестве нуждающегося по вновь избранному месту проживания.

Срок постановки на учет может быть прерван, если уволившийся военнослужащий вновь заключит контракт на военную службу и будет обеспечен служебным жильем. По результатам выделения военнослужащему жилого помещения составляется выписка:

На основании этой выписки производится оформление квартиры в собственность.

Получение статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий не гарантирует получения квартиры в натуре. Нуждающемуся может быть предложено оформить субсидию на льготных условиях, или предоставлено право на приобретение жилого помещения с зачетом субсидируемых государством минимальных требований, предъявляемых к предоставляемой жилплощади. В любом случае, ожидание обычно длится годами, за этот период могут многократно поменяться условия (рост доходов, изменение состава семьи, состояния здоровья), что является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающегося.

Для постановки на жилищный учет, государство в лице в органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, предусмотрело очень строгие критерии, какие граждане действительно нуждаются в помощи, в виде бесплатного получения жилья и могут рассчитывать на эту помощь, а также основания для получения возможности улучшения жилищных условий.
Из анализа обращений к нам военнослужащих и членов их семей, граждан уволенных с военной службы, на сегодняшний день складывается следующая картина: порядка в вопросе постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, больше не стало. Скорее, наоборот. В приказе Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280 все написано вроде бы доступным языком и красиво, а вот на практике…
К сведению, по итогам обеспечения военнослужащих жильем в Минобороны РФ в 2017 году обеспечено квартирами - 3.1 %, обеспечено жилищной субсидией - 6,9%, обеспечено ГЖС - 0,1%, реализовали право на жилье в рамках НИС - 13,8%.


С 09 ноября 2010 года, в связи с изданием Министром обороны РФ приказа № 1297 от 27 октября 2010 года, жилищные комиссии во всех воинских частях Минобороны РФ были упразднены, функции постановки военнослужащих на учет нуждающихся в получении жилого помещения, ведение очередности, обеспечения жилыми помещениями военнослужащих проходящих военную службу по контракту и граждан уволенных с военной службы и другие вопросы предоставления жилья, в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455, были возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ (далее - Департамент).

Конфликт закона, интересов Департамента и военнослужащих продолжается, как следствие - жилищные права военнослужащих и членов их семей продолжают риализовываться с многочисленным нарушениями. Это и отказ Департамента в предоставлении жилого помещения, по причине неверного определения количественного состава членов семьи военнослужащего, имеющих вместе с ним право на получение жилья, затягивание сроков постановки на жилищный учет, и необоснованное снятие с очереди, например, отсутствие у членов семьи постоянной регистрации (прописки) по месту прохождения военнослужащим военной службы, и т.д.
Бывает и так, что сами военнослужащие не обращая внимание на сроки, в течение которых они должны самостоятельно обратиться в жилищный орган (Департамент) с необходимыми документами для поставновки их в очередь на жилье, по той или иной причине пропускают сроки, установленные абз.3 ч.5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512).


Пример. В настоящее время в судах с нашим участием рассматриваются два дела, когда военнослужащие пропустили сроки на подачу документов в Департамент. Один клиент получил отказ по причине того, что обратился с заявлением уже после исключения его из списков л/состава воинской части. Другого клиента Департамент банально "переиграл", оставив без жилья... Он своевременно, за месяц до увольнения обратился с документами о постановке в очередь, однако собрал не все документы (не хватало справки о сдаче жилья по предыдущему месту службы, а воинская часть была расформирована), пока делал различные запросы, прошло более 3-х месяцев. Получив заветную "справку" подал документы повторно. Естественно ему отказали по причине того, что он уже не является военнослужащим, и право на получение жилья по линии Минобороны России уже не имеет! Еще и издевательски написали в отказе: "... свое конституционное право на жилище Вы можете реализовать путем обращения в органы местного самоуправления, в порядке гл.7 ЖК РФ".

Исходя из опыта нашей работы, который образован более чем 20-ти летней практикой, поверьте, многие вопросы решаемы. У нас сложилось четкое понимание – военнослужащему можно оказать практическую помощь в получении квартиры с большей вероятностью в случае, когда военнослужащий обратится за советом к нам заранее, до момента предоставления ему жилья. Некоторые военнослужащие тянут с обращением к адвокату до последнего момента. Иногда у нас уже просто не хватает времени на решение возникших вопросов. Несмотря на это, мы пытаемся оказать практическую помощь в получении жилья до последнего. Если у Вас имеются малейшие сомнения в будущем получении жилья, лучше обратитесь к нам заранее и посоветуйтесь. Поверьте, это действительно лучше сделать заблаговременно, чем потом решать проблему в авральном режиме, когда зачастую бывает уже поздно. Мы готовы оказать профессиональную помощь военнослужащим и членам их семей, так как жилищное право - наша специализация, и вопросы постановки в очередь, получения жилья, и т.д. находятся в поле нашей компетенции и подготовленности.

Важно! Постановление Конституционного Суда РФ N 34-П от 20 июля 2018 г. город Санкт-Петербург "по делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина А.В. Удовиченко".

Право военнослужащего, являющегося участником НИС, на обеспечение постоянным жилым помещением в составе семьи военнослужащего (супруга, супруги, отца, матери), не может быть ограничено в связи с его участием в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих (НИС), если его право на обеспечение жильем посредством участия в НИС не было реализовано.
1. Условия и основания признания нуждающимися в постоянных жилых помещениях
Для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно Приложению № 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утв. Приказом МО РФ N 1280 от 30 сентября 2010 г.), приложив необходимый перечень документов, который содержится в указанной Инструкции.

Для проходящих военную службу в г. Москве и Московской области, с заявлением необходимо обратиться в Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Знаменка, д.14, (м. Арбатская (синяя ветка), Библиотека им. Ленина (удобнее)), или направить в Департамент заказное письмо с описью вложения, или бандеролью. Для жителей других регионов необходимо обратиться с заявлением в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения (структурное подразделение регионального управления).

Не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня поступления заявления в структурное подразделение уполномоченного органа, по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных вп.1 Инструкции, принимается решение о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. И далее, Вам остается ждать своей очереди на получение постоянного жилого помещения, которое предоставляется в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов в структурное подразделение уполномоченного органа.

Перейдя на сайт Минобороны РФ по адресу: http://mil.ru/dgo/const/uchet.htm, Вы самостоятельно можете ознакомиться со схемой "Постановка на учет нуждающихся" или прочитать Приказы, Инструкции, ФЗ "О статусе военнослужащих", а также Жилищный кодекс РФ. На сайте http://dom.mil.ru/dom/pda/lk.htm, в графе "Личный номер", Вы можете ввести свои данные и контролировать постановку в Реестр нуждающихся в получении жилья.

Одна из сфер нашей деятельности, в том числе, - профессиональное практическое оказание юридической помощи военнослужащим и членам их семей в получении жилья. У нас большой опыт (более 20 лет) участия в различных судах по данным категориям дел и наработана большая положительная судебная практика, - по оспариванию решений об отказах в: , .

При наличии у военнослужащего или члена его семьи в собственности квартиры, доли в праве жилого помещения:


Пример. У военнослужащего или члена его семьи находится в собственности квартира, доля в праве жилого помещения (полученная по завещанию, договору дарения, купли-продажи, мены). Как быть?

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, жилищным органом ему будет отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, (при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена его семьи более учетной нормы). Следовательно, наличие собственности не позволит ему признаться нуждающимся. Можно конечно избавиться от этой собственности, продать ее или подарить. Однако, согласно ст. 53 ЖК РФ (п. 4 Инструкции, утв. Приказом МО РФ № 1280), с момента совершения этих действий (дарения, продажи), военнослужащий или члены его семьи, совершившие такие действия с недвижимостью, будут приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Что делать? Для нас решение данного вопроса не составляет сложности, поскольку неоднократно, в судебном порядке мы признавали такие сделки (договоры купли-продажи, дарения мены), при наличии определенных оснований, недействительными.
При этом, собственники должны понимать, что в случае признания судом таких сделок недействительными, они расстаются со своим жильем и оно возвращается обратно к продавцу (дарителю). Здесь необходимо еще и доверие между участниками данных сделок. Но это того стоит....

В связи с невозможностью сдачи жилья, ранее полученного от военного ведомства (от иного органа государственной власти), в период прохождения военной службы, если в квартире остались проживать бывшие члены семьи:


Пример . Военнослужащий перевелся к новому месту прохождения военной службы при этом, в квартире остались проживать бывшие члены его семьи. Что делать?

Если военнослужащий всё ещё зарегистрирован в этой квартире, ему необходимо принять меры по сдаче жилья жилищным органам военного ведомства, (разъяснения ГлавКЭУ МО РФ от 5 января 2001 года N 147/3/4/26/4 , военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путем принудительного обмена, в соответствии с положениями ст. 68" ЖК РСФСР.). Суды при вынесении, как правило, отказных решений все еще ссылаются на данную норму.

Для "принятия мер", на основании ч.5 ст.100 ЖК РФ, вам необходимо обратиться в суд по месту нахождения квартиры с иском о прекращении права пользования служебным жилым помещением вашими бывшими членами семьи. Поверьте, это вам пригодиться в дальнейшем, при постановке в очередь или получении постоянного жилья.

Но сегодня суды заняли неоднозначную позицию: либо суд прекращает право пользование жильем за бывшими членами семьи, на основании ч. 2-4 ст. 31 ЖК РФ, либо прекращает право с отсрочкой исполнения (на год - два года, до наступления совершеннолетия совместно проживающего ребенка и. т.). Бывает, что суд отказывает в удовлетворении требований со ссылкой на ч.1 ст. 35 ЖК РФ, что право на обращение в суд с таким иском принадлежит только собственнику данного жилого помещения, который обязан направить вам уведомление с требованиями об освобождении жилья. Иногда суды применяют срок исковой давности, как правило при обращении собственника с подобным иском, и отказывает на этом основании в выселении.

В любом случае мы рекомендуем вам, если вы хотите выселить бывших членов вашей семьи, обратиться к нам, поскольку у нас есть большой опыт ведения в судах данных дел, как на стороне истца, так и на стороне ответчика, и наработана положительная судебная практика. Это касается не только военнослужащих, желающих подать в суд, но и членов их семей. Мы также успешно, на протяжении многих лет, отстаиваем интересы бывших членов семьи военнослужащих при выселении из жилых помещений и общежитий, если бывшая супруга, дети, родители, иные граждане остались проживать в служебном жилье, ранее полученном бывшим супругом в период прохождения военной службы и т.д. в связи с невозможностью его сдачи жилищным органам военного ведомства.

2. Условия и основания признания военнослужащих и лиц гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации, нуждающимися в служебных жилых помещениях.


Для признания военнослужащих нуждающимися в служебных жилых помещениях, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно Приложению № 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (утв. Приказом МО РФ N 1280 от 30.09.2010)

Для проходящих военную службу в г. Москве и Московской области, с заявлением необходимо обратиться в 1-й отдел ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Садовая - Спасская, д.1, корп.2, стр.7 (м. Сухаревская), или направить заявление заказным письмом с описью вложения, или бандеролью. Для жителей других регионов необходимо обратиться в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения (структурное подразделение регионального управления).
Для признания лиц гражданского персонала ВС РФ нуждающимися в служебных жилых помещениях, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно Приложению № 1 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Приказом МО РФ N 485 от 18 июля 2014 г.).

Хочу обратить ваше внимание, что заявление на служебное жилое помещение, в отличии от заявления на постоянное жилое помещение, не содержит слова "принять меня на учет нуждающихся...". В заявлении указывается: "прошу предоставить мне служебное жилое помещение...", и в этом подвох! Военнослужащие, ранее исключенные из списков на предоставление служебных жилых помещений или, которым прекращена выплата за поднаем жилья в надежде, что их восстановят в списках подают такие заявления в уполномоченный орган. А когда получают уведомления о включении их в списки, обнаруживают новую дату, - дату подачи этого заявления, а не дату исключения. Отсюда вывод, - подавать заявление в уполномоченный орган, если вас исключили из списков по той или иной причине, необходимо с просьбой восстановить в списках! В случае судебного разбирательства у вас будет шанс восстановиться , а не включиться, поскольку в заявлении указывается "прошу предоставить...".

Далее. Не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения структурным подразделением уполномоченного органа заявления и документов, им принимается решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений. И вам остается ждать своей очереди на получение служебного жилья или общежития, которое будет предоставлено вам в порядке очередности, исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов в структурное подразделение уполномоченного органа.

С условиями и основаниями признания нуждающимися в служебных жилых помещениях, вы самостоятельно можете ознакомиться более подробно прочитав и изучив выше перечисленные Приказы и Инструкции, ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", Главу 10 Жилищного кодекса РФ. Посетив сайт Минобороны РФ по адресу: http://mil.ru/dgo/spec/uchet.htm, вы можете ознакомиться со схемой - "Постановка на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях", На сайте http://dom.mil.ru/dom/pda/lk.htm, введя в графу "Личный номер", свой л/номер вы может контролировать не только постановку в Реестр, но и распределение постоянного жилья. При этом основания для признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий прежние, а именно те, которые предусмотрены ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Остался и прежним порядок определения состава семьи военнослужащего, на который военнослужащий будет получать жилое помещение.

Постановка в очередь и предоставление жилых помещений военнослужащих осуществляется:

  • В вооруженных Силах РФ в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280. Для ознакомления с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утв. приказом МО РФ № 1280 от 30.09.2010).
  • В соответствии с приказом Федеральной службы безопасности N 590 от 24 октября 2011 года, функции по обеспечению жилыми помещениями в органах федеральной службы безопасности возложены на жилищные комиссии ФСБ РФ, которые в своей деятельности руководствуются Правилами организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (утв. приказом ФСБ РФ № 590 от 24 октября 2011г.).
  • В соответствии с приказом Федеральной службы охраны РФ N 362 от 13 ноября 2002 года, функции по обеспечению жилыми помещениями возложены на жилищные комиссии ФСО РФ, которые в своей деятельности руководствуются Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в ФСО России (утв. приказом ФСО РФ N 362 от 13 ноября 2002 г.).
  • В соответствии с приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 г. N 75, во Внутренних войсках МВД, функции по обеспечению жилыми помещениями возложены на жилищные комиссии ВВ МВД, которые в своей деятельности руководствуются Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД РФ (утв. приказом № 75 от 12 февраля 2010 г.).
Внимание! При вашем желании (при наличии полномочий), мы можем собрать и подготовить необходимые документы для включения вас и членов вашей семьи в реестр военнослужащих нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма. Кроме того, мы можем получить за вас справку в 1-м отделе ФГКУ "Западрегионжилье" Минобороны РФ о сдаче (необеспеченности) служебным жилым помещением по предыдущему месту прохождения военной службы (особенно актуально для проходящих военную службу не Московском гарнизоне). А также представим ваши интересы в Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, в 1-м отделе ФГКУ "Западрегионжилье" Минобороны РФ, а также в иных организациях и ведомствах г. Москвы и Московской области.

admin 07.12.2016 2 Комментарии

Признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения происходит на основании его заявления с приложенными документами, и в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280

Кто имеет право на получение жилого помещения от Министерства обороны РФ

Право на получение постоянного жилья имеют военнослужащие, признанные нуждающимися, и:

  • заключившие первый контракт до 1 января 1998 года, независимо от выслуги лет;
  • заключившие первый контракт после 1 января 1998 года и имеющие выслугу 20 лет и более в календарном исчислении.

Кто может быть признан нуждающимся в получении постоянного жилья?

Признание военнослужащего нуждающимся в постоянном жилье происходит на основании статьи 51 Жилищного кодекса РФ, если:

  • военнослужащий и члены его семьи не имеют жилых помещений в собственности или на праве пользования;
  • военнослужащий и члены его семьи имеют жилые помещения в собственности или на праве пользования, однако уровень обеспеченности на одного человека меньше, чем учётная норма .

Уровень обеспеченности – это общая площадь жилого помещения, разделённая на количество членов семьи.

Учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, для признания граждан нуждающимися в получении жилого помещения. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления и составляет, как правило, 8 – 12 кв. метров на человека. Учётную норму нельзя путать с нормой предоставления , которая устанавливается статьёй 15.1. Федерального закона «О статусе военнослужащих» (18 кв. метров на одного человека).

Военнослужащий А. проходит военную службу по контракту в городе Ростове-на-Дону и имеет двухкомнатную квартиру общей площадью 39 квадратных метров. Состав семьи – 4 человека, включая военнослужащего.
Соответственно, уровень обеспеченности составляет 39: 4 = 9,75 кв. метров.

Учётная норма в Ростове-на-Дону установлена Решением Городской думы от 25 апреля 2006 года № 7 и составляет 10 кв. метров на одного человека.

Так как уровень обеспеченности меньше учётной нормы, решением ФГКУ «Югрегионжильё» военнослужащий А. и члены его семьи признаны нуждающимися в получении жилого помещения.

Однако, если бы общая площадь квартиры составила 41 кв. метр, то уровень обеспеченности 41: 4 = 10,25 превысил бы учётную норму 10 кв. метров на одного человека, и тогда военнослужащего было бы отказано в признании нуждающимся в получении жилья.

Порядок признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения.

Порядок установлен Инструкцией о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма. Инструкция утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280

В соответствии с Инструкцией для признания военнослужащих нуждающимися в жилье, они подают заявление в Региональное управление жилищного обеспечения или в их территориальные отделы (отделения). Заявление можно подать как лично, так и отправив по почте ценным письмом (бандеролью) с описью вложения.

Примечание : в Инструкции указано, что заявление и приложенные документы можно направить заказным письмом с описью вложения или бандеролью. Однако по Правилам Почты России, опись можно вложить только в ценное письмо (бандероль). Отсутствие описи вложения может привести к спорам о полноте приложенных документов, что затянет процесс признания нуждающимся.

Скачать бланк заявления можно в разделе документы .
Скачать бланк описи вложения можно в разделе документы .

Сведения о признании нуждающимися, Региональные управления направляют в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, который ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Информация размещается в сети интернет на сайте МО РФ и доступна из личного кабинета. Для доступа в личный кабинет необходимо знать свой личный номер.

Дата принятия военнослужащих на учёт нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в пункте 1 Инструкции.

Перечень документов, необходимых для признания военнослужащих нуждающимися:

  • копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей — граждан Российской Федерации (далее именуются — члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);
  • копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);
  • выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;
  • копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.

Просмотреть и скачать бланк сведений можно в разделе документы .

В случае, если по результатам принятых военнослужащим мер, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления, не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.

Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Важно : информацию о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащего, составе его семьи представляют Кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации (воинских частей). Если военнослужащий представит справки самостоятельно, они не будут приняты во внимание. Однако, разумно будет проявить инициативу, проверить подготовленные справки, и ускорить их отправку официальным письмом или нарочным.



Просмотров