Нравственный идеал в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (2). Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заставило Раскольникова признать свою вину и пойти с повинной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе


Тема: «Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Учитель: Куулар Чимис Эрес-ооловна. МБОУ СОШ №1 г Шагонара


Цель урока:
- рассмотреть образ Сони Мармеладовой;

Показать, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заставит Раскольникова признать свою вину и пойти с повинной.

Развивать умение учащихся анализировать эпизод в контексте всего произведения;

Развивать умение самостоятельной исследовательской работы;

Подготовить учащихся к домашнему сочинению

Эпиграф: «Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием»
Ф.М.Достоевский


Ход урока:
I Оргмомент.
II Повторение пройденной темы. (...)
III Объяснение новой темы

Радион Раскольников сказал Соне: « … я тебя выбрал...». За что же он ее выбрал? Почему? Какую роль играет Соня Мармеладова в жизни главного героя Родиона Раскольникова? Вот на эти вопросы мы и должны ответить на сегодняшнем уроке.

Учитель:
Итак, Раскольников совершил преступление, которое завело его в тупик. Соня же в это время получила желтый билет. Линии их жизней пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше. Старая вера Раскольникова пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. Обреченность и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им
Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему
«Станьте солнцем, вас все увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем» , то есть не только светить, но и греть. Продолжим же и мы его мысль.
Но не Раскольников, а Соня в романе становится таким теплым светом, хотя на первый взгляд, она вроде бы далека от этой нравственной высоты.

Ребята, я вам на дом задала подготовить тонкие и толстые вопросы о героине, давайте начнем с тонких вопросов.
Тонкие вопросы - это вопросы, требующие короткого и быстрого ответа. Можно ответить одним словом.
Толстые вопросы - это вопросы, требующие развернутого полного ответа.
Сами выбирайте кому вы зададите вопрос.

2. Словесный портрет Сони.
- Какой вы представляете Соню? Опишите ее, пожалуйста.
- А как описывает ее Достоевский? (читает один ученик)

3. Работа с портретами Сони, сделанными разными художниками. Показ слайдов.

В раскрытии авторского замысла помогут, нам иллюстрации Д.А. Шмаринова к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». На одной из них художник запечатлел Соню Мармеладову со свечой. Глядя на ее бледное лицо, нельзя не почувствовать «невыразимого волнения»,трепетности, какого-то внутреннего горения Сони. Ее портрет воспринимается как символ совести, страдания и глубокого сострадания, как символ того долга, который она пробуждает в Раскольникове, ведя его к нравственному возрождению. Соня держит свечу, которой она освещена сбоку и снизу, отчего высветляется ее лицо. Свет становится «постоянным эпитетом» в характеристике Сони и на других рисунках художника.
- Как вы думаете, сумели ли передать художники образ Сони?

Интересно проследить и причины выбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой. Что означает имя Соня, Софья? Почему Достоевский назвал ее таким именем?(слайд).
Сообщение ученика. « София, Софья,Соня - это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает «мудрость», «Разумность». И, действительно, в душе Сони Мармеладовой - это образ всех женщин, матерей, сестер. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви.

Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.
Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливости и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольникова
Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова?
(Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)
Какие черты подчеркивает в ней Достоевский?
(Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)
Расскажите о жизни Сони.
(Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским, а ее грехопадение в этом случае кажется святым.)
5. Соня и Раскольников
Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?
(Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижения, в условиях, казалось бы, исключающих всякую чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)
Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него?
(Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)
Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть?
(Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.
Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)
Каким представляет себе Раскольников будущее девушки?
(“Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.”)
Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина?
(Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне увидел силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)
Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.
Какую книгу Раскольников заметил в комнате Сони?
Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете. Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря.
Почему выбран этот эпизод из Евангелия?
(Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробу. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.)
Работа с текстом.
Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони. Почему такое состояние испытывает она? (Звучит музыка “ Аве Мария”. У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась.
Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.)
Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания.
Почему Евангелие читают преступник и блудница? (Евангелие показывает путь к возрождению, почувствовали соединение душ.)
Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему?
(Пробуждается душа.)
С каким впечатлением о Соне Раскольников уходит?
(Раскольников, слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о ней. Христианской любовью любит людей Соня. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о власти над всею тварью дрожащею, понял правду Сони, ее жертвенную чистоту.)
Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”.
В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит – в квартире у портного Капернаумова, где Соня комнату снимает. Капернаумов – фамилия значимая.

Соня - воплощенное чистое добро - находит нечто общее в Раскольникове, как бы воплощенном чистом зле, и наоборот, Раскольников в глубине души Сони видит свое собственное отражение, знает, что им когда-то идти "по одной дороге", что у них "одна цель".

Две правды: правда, Раскольникова и, правда, Сони. Но истинна одна, правда, другая - ложна. Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего, но различаются они в главном.


Соня


Раскольников


Кроткая, добрая


Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие


Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица


Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?


Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке


Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, - это оправдание его предчувствий


Живет, исходя из требований жизни, вне теорий


Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни


Полуграмотна, плохо говорит, читает только "Евангелие"


Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик


Божественная, правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа


В нем, правда, ложна. В рай ценой чужой крови попасть нельзя


У нее есть смысл жизни: любовь, вера


У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт

В чем же сила Сонечки?
(В умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)

Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.
Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.
7. Домашнее задание. Сочинение «Я тебя выбрал...»



Соня Мармеладова – одна из главных героинь романа Достоевского «Преступление и наказание». Впервые Раскольников узнает о ней в распивочной от титулярного советника и ее отца Мармеладова. Он описывает ее робкой, честной, безответной, кроткой, заботливой, бледненькой, худенькой, называет ее ангелом: «Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют!». В конце она становится спасителем и для Раскольникова.

После убийства Раскольников идет к Соне, чтобы найти поддержку и опору.

Но почему он выбирает ее, ведь они едва знакомы, и тот же Разумихин с радостью готов помочь ему? Достоевский наделил Соню чистой душой, даже способ, которым она зарабатывает деньги, не может осквернить ее. Ее помыслы – кристальны. Она чувственна, способна понять и разделить страдание человека, сочувствовать. Именно это и привлекло Раскольникова. В первый приход настроение Родиона резко меняется: он то грубит, то встает на колени, ему как будто хочется разозлить Соня, доказать, что она не святая, он Соня кротко, но сильно держит себя. Он просит прочесть воскрешение Лазаря, она колеблется, но соглашается.

И вот убийца и блудница склоняются над Библией. Мне кажется, Достоевский хотел показать, что эти люди, несмотря на их поступки, все равно имеют «золотые сердца». Но все-таки Раскольников уходит от нее со словами, что главное – свобода и власть над «всей дрожащей тварью и муравейником».

Еще один яркий эпизод, описывающий характер Сони, момент, когда Лужин подбрасывает ей деньги и обвиняет в воровстве. Даже тогда Соня не стремится наказать его, хотя имеет полное право, ведь после признания Лебезятникова, все понимают, что она не виновна. Она не борется со злом, с помощью еще большего зла, она прощает. Даже за подлеца – Лужина она будет молиться, а запутывавшегося в себе Раскольникова постарается возвысить, не специально, она по-другому не может. Ее образ источает доброту, разговоры с ней являются бальзамом для истерзанной души Раскольникова.

После признания Родиона в убийстве Соня не отворачивается от него. Она лишь спрашивает: «Что вы с собой сделали?» Жалеет его. В образе Сони автор пытается изобразить идеального человека, умеющего прощать и сочувствовать. Также Сонин метод борьбы со злом является полным антиподом метода Раскольникова. Через этих героев Достоевский сам старается разобраться в вопросе: что же делать с подлыми, низкими людьми.

В современное время, к сожалению, все меньше и меньше людей похожих на Соню Мармеладову: готовых помочь, пойти за человеком, несмотря ни на что. Да, это тяжело, и вряд ли кто-нибудь в нашем индустриальном мире сможет стать таким же искренним, ничего не требующим взамен человеком. Мармеладов был прав, говоря, что такие люди встречаются не на земле. Но можно стараться, и если не идти за Раскольниковыми, то хотя бы стремиться помочь.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-07-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе «Преступление и наказание» таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая «униженная и оскорбленная» из всех героев этого романа.

Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.

Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадательной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так ей велят ее сердце, ее искренняя вера в бога и в доброе начало во всех людях.

Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы вырывается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент‑философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только предстоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к единению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для кого‑то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой‑то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.

Иногда образ униженной, торгующей своим телом девушки напоминает читателю о чистейшем образе Богоматери, скорбящей за всех несчастных на земле. «Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют…»

Самоотречение Сони приобретает форму «бесконечного унижения». Но, по мнению Достоевского, это качество должно быть присуще человеку изначально. Только тот человек, который обладает этими качествами с самого рождения, может стать нравственным идеалом. Именно таким человеком и является Соня.

Интересно проследить за тем, как Соня относится к христианской вере. Для нее совершенно не имеет значения обрядовая сторона, самым важным является именно вера, вера в Бога, вера в изначальное добро и человеколюбие. Именно в вере она находит тот свет, который освещает ее жалкое существование и положение проститутки. Поэтому к Сонечке не липнет «грязь обстановки убогой». Поэтому она не станет добиваться добра через зло, только через самопожертвование и сострадательную любовь ко всему человечеству.

В образе Сони воплощены идеи Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми, истинная вера в Бога, и что основу для этого единения следует искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России. В лице Сони Достоевский изображает народный, истинный вариант религиозного мироощущения. Именно в народной религиозности находит Достоевский основу для своей идеи глубинного христианства. Вот почему именно Сонечка Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Вот почему именно в ней заключен нравственный идеал самого Достоевского, который считал, что именно такая, истинная душевная простота и красота спасут мир, направят человечество в нужное русло и избавят людей от многих страданий и излечат общество от пороков.

  1. 1. ««Сонечка как нравственный идеал вСонечка как нравственный идеал вромане Ф.М. Достоевскогоромане Ф.М. Достоевского“Преступление и наказание“Преступление и наказание»»Выполнили:Ученицы 10 « А» классаМолодкина ОльгаМолодцова ВикторияСмирнова Александра
  2. 2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» поставленысложные социальные, философские, нравственные проблемы: цели и смыслачеловеческого существования, столкновения идеологии и жизни,преступления и наказания, бунта и смирения, падения личности и духовноговозрождения. В центре внимания писателя – страшная действительностьРоссии середины XIX века, кричащие контрасты общества: нищета,бесправие, угнетение «униженных и оскорбленных» и роскошь,пресыщение, вседозволенность «хозяев жизни». В этом «страшном» мире, поДостоевскому, есть один источник спасения – красота и сила духа,готовность человека к бескорыстной жертве. Этот нравственный идеалвоплощен в образе Сони Мармеладовой.
  3. В этом «страшном» мире, по Достоевскому, есть один источникспасения – красота и сила духа, готовность человека кбескорыстной жертве. Этот нравственный идеал воплощен в образеСони Мармеладовой.
  4. 4. Софья Семеновна – дочь от первого бракаМармеладова Семена Захаровича,опустившегося чиновника. Соня – этодевушка «лет восемнадцати, худенькая,но довольно хорошенькая блондинка, сзамечательными голубыми глазами».Когда они оживлялись, «выражение лицастановилось такое доброе ипростодушное, что невольно привлекалок ней». Несмотря на свой возраст, Соняказалась почти ребенком. Эту детальписатель не случайно несколько разподчеркивает. Она становитсясимволической. Детскость внешнегооблика Сони – отражение чистоты еедуши.
  5. 5. Жизнь с несчастным отцом-пьяницей, с мачехой Катериной Ивановной –«сумасшедшей от горя», среди голодных детей, безобразных криков и попрековвынуждает Соню на отчаянный шаг – пойти по «желтому билету». Свойпервый заработок – тридцать целковых – она молча выложила перед КатеринойИвановной. Соня «переступила», чтобы спасти от голодной смерти брата исестер, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним готова перенестилюбые страдания. Это человек с чуткой душой. Соня наделена даромбесконечного сострадания к людям. Девушка ни от кого не потребовалаблагодарности.
  6. 6. Сила пережитого стыда отражается в словах о ее душевном состоянии: она закрылаплатком «совсем голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечикида тело все вздрагивают». Соня молча отрыдала свою боль и унижение. Еепоступок Достоевский расценивает как нравственный подвиг: «Так не на земле, атам… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют». Безответная Соня вынуждена житьотдельно от семьи, но она все равно помогает Катерине Ивановне. КогдаМармеладову дали еще один шанс и взяли снова на службу, девушка и мачехакупили ему мундир, сапоги. Мармеладов снова все пропил, и взял у дочери деньгина похмелье. Он вспоминает: «Тридцать копеек вынесла, своими руками,последние, все, что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меняпосмотрела…»
  7. 7. Раскольникова глубоко потрясаетсудьба Сони. Она идет по другойдороге, смиряется и страдает. Еежизнь строится по законамсамопожертвования. Раскольниковсчитает, что сделал своей сестречесть, когда посадил ее рядом сСоней. Лужину, оскорбляющемудевушку, главный герой заявляет,что тот не стоит ее мизинца. ДляРаскольникова, как и для автора,Соня Мармеладова – «… вечнаяСонечка, пока мир стоит!»чудовищной боли.Она воплощает человеческое страдание, бесконечные нравственные муки. Отсюдарождаются странные на первый взгляд порывы Раскольникова: «Вдруг он быстронаклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу». Родион объясняет изумленнойдевушке: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».Сама Соня считает себя «великой грешницей». «Приниженная, убитая,расфранченная и стыдящаяся», смиренно ожидает своей очереди проститься сотцом; боится сесть в присутствии «дам»; не смеет даже и взглянуть на Дуню.Мысль о бесчестном и позорном ее положении давно истерзала Соню до.
  8. 8. Жизнь Сони:Робкая от природы, Соняпонимает, что каждый можетбезнаказанно ее обидеть. Ипоэтому кротостью, покорностьюстарается избежать беды. Подлыйпоступок Лужина, обвинившегоее в воровстве, заставляет Сонюощутить мучительное чувствобеспомощности. И, тем не менее,она никого не судит: «И кто менятут судьей поставил: кому жить,кому не жить?»
  9. 9. Соня тверда в своих убеждениях.Когда Раскольников заговорил опринципах жизни Сони, о ее вере вБога, девушка изменилась, сталарешительной, гневной, сильной.Достоевский показывает, что именнохристианская вера помогла Сонесохранить чистую душу, только вера вБога дает ей силы: «Что ж бы я безБога-то была?» «Ненасытимоесострадание» к ближнему столь великов душе Сони, что она «свое последнееплатье скинет, продаст, босая пойдет, авам отдаст, коль вам надо будет».
  10. 10. Достоевский не случайно упоминает, чтоСоня была дружна с Лизаветой. Именносестра старухи-процентщицы принесладевушке «Новый завет». Они обменялиськрестами. Когда Раскольников призналсяСоне, что он убийца, то увидел, что лицодевушки приняло то выражение, скоторым Лизавета отстранилась отзанесенного над ней топора. Обе этиженщины воплощают нравственныйидеал писателя. Они не плачут, не стонут,а, все отдавая, «глядят кротко и тихо».
  11. 11. Любовь Сони спасает Раскольникова. Она надевает ему на грудь кипарисный –«простонародный» - крестик, благословляя на будущее страдание, а когдаРаскольников идет на попятную, встречает его таким «диким» взглядом, что онуже не может не заявить на себя. Соня навещает Раскольникова в тюрьме, азатем отправляется за ним в Сибирь. Там ее все любили, потому чточувствовали в ней божьего человека. Клейменые каторжники кланялись ей иговорили: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» Онизнали, что она добровольно последовала за Раскольниковым, хвалили ее за все,ходили к ней лечиться.
  12. 12. Не случайно Достоевский дает героине ее имя. Оно переводится с греческогоязыка как «мудрость». В христианстве святая София особо почитается. Онапогибла в муках за веру. Имя героини придает особую глубину ее образу.
  13. 13. Мудрость Сони – в смирении и терпении,в любви к ближнему. Соня жертвуетсобой во имя воскресения душиРаскольникова. Она совершаетнравственный подвиг – разделяет слюбимым человеком каторгу и ссылку.Образ Сони помогает писателю выразитьсвою заветную мысль: зло можноуничтожить только путем нравственногосамоусовершенствования.
  14. 14. Ресурсы: http://www.velib.com/text_sochin.php?id=1909 http://images.yandex.ru/yandsearch?text= http://images.yandex.ru/yandsearch?text=_url=s14.radikal.ru%2Fi187%2F1011%2F98%2Fbcf1 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=

Школьное сочинение

В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" поставлены сложные социальные, философские, нравственные проблемы: цели и смысла человеческого существования, столкновения идеологии и жизни, преступления и наказания, бунта и смирения, падения личности и духовного возрождения. В центре внимания писателя – страшная действительность России середины XIX века, кричащие контрасты общества: нищета, бесправие, угнетение "униженных и оскорбленных" и роскошь, пресыщение, вседозволенность "хозяев жизни". В этом "страшном" мире, по Достоевскому, есть один источник спасения – красота и сила духа, готовность человека к бескорыстной жертве. Этот нравственный идеал воплощен в образе Сони Мармеладовой.

Софья Семеновна – дочь от первого брака Мармеладова Семена Захаровича, опустившегося чиновника. Соня – это девушка "лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами". Когда они оживлялись, "выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней". Несмотря на свой возраст, Соня казалась почти ребенком. Эту деталь писатель не случайно несколько раз подчеркивает. Она становится символической. Детскость внешнего облика Сони – отражение чистоты ее души.

Жизнь с несчастным отцом-пьяницей, с мачехой Катериной Ивановной – "сумасшедшей от горя", среди голодных детей, безобразных криков и попреков вынуждает Соню на отчаянный шаг – пойти по "желтому билету". Свой первый заработок – тридцать целковых – она молча выложила перед Катериной Ивановной. Соня "переступила", чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой. Соня наделена даром бесконечного сострадания к людям. Девушка ни от кого не потребовала благодарности. Сила пережитого стыда отражается в словах о ее душевном состоянии: она закрыла платком "совсем голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают". Соня молча отрыдала свою боль и унижение. Ее поступок Достоевский расценивает как нравственный подвиг: "Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют". Безответная Соня вынуждена жить отдельно от семьи, но она все равно помогает Катерине Ивановне. Когда Мармеладову дали еще один шанс и взяли снова на службу, девушка и мачеха купили ему мундир, сапоги. Мармеладов снова все пропил, и взял у дочери деньги на похмелье. Он вспоминает: "Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела…"

Раскольникова глубоко потрясает судьба Сони. Она идет по другой дороге, смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. Раскольников считает, что сделал своей сестре честь, когда посадил ее рядом с Соней. Лужину, оскорбляющему девушку, главный герой заявляет, что тот не стоит ее мизинца. Для Раскольникова, как и для автора, Соня Мармеладова – "… вечная Сонечка, пока мир стоит!" Она воплощает человеческое страдание, бесконечные нравственные муки. Отсюда рождаются странные на первый взгляд порывы Раскольникова: "Вдруг он быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу". Родион объясняет изумленной девушке: "Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился". Сама Соня считает себя "великой грешницей". "Приниженная, убитая, расфранченная и стыдящаяся", смиренно ожидает своей очереди проститься с отцом; боится сесть в присутствии "дам"; не смеет даже и взглянуть на Дуню. Мысль о бесчестном и позорном ее положении давно истерзала Соню до чудовищной боли.

Робкая от природы, Соня понимает, что каждый может безнаказанно ее обидеть. И поэтому кротостью, покорностью старается избежать беды. Подлый поступок Лужина, обвинившего ее в воровстве, заставляет Соню ощутить мучительное чувство беспомощности. И тем не менее она никого не судит: "И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?"

Соня тверда в своих убеждениях. Когда Раскольников заговорил о принципах жизни Сони, о ее вере в Бога, девушка изменилась, стала решительной, гневной, сильной. Достоевский показывает, что именно христианская вера помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в Бога дает ей силы: "Что ж бы я без Бога-то была?" "Ненасытимое сострадание" к ближнему столь велико в душе Сони, что она "свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет".

Достоевский не случайно упоминает, что Соня была дружна с Лизаветой. Именно сестра старухи-процентщицы принесла девушке "Новый завет". Они обменялись крестами. Когда Раскольников признался Соне, что он убийца, то увидел, что лицо девушки приняло то выражение, с которым Лизавета отстранилась от занесенного над ней топора. Обе эти женщины воплощают нравственный идеал писателя. Они не плачут, не стонут, а, все отдавая, "глядят кротко и тихо".

Любовь Сони спасает Раскольникова. Она надевает ему на грудь кипарисный – "простонародный" - крестик, благословляя на будущее страдание, а когда Раскольников идет на попятную, встречает его таким "диким" взглядом, что он уже не может не заявить на себя. Соня навещает Раскольникова в тюрьме, а затем отправляется за ним в Сибирь. Там ее все любили, потому что чувствовали в ней божьего человека. Клейменые каторжники кланялись ей и говорили: "Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!" Они знали, что она добровольно последовала за Раскольниковым, хвалили ее за все, ходили к ней лечиться.

Не случайно Достоевский дает героине ее имя. Оно переводится с греческого языка как "мудрость". В христианстве святая София особо почитается. Она погибла в муках за веру. Имя героини придает особую глубину ее образу.

Мудрость Сони – в смирении и терпении, в любви к ближнему. Соня жертвует собой во имя воскресения души Раскольникова. Она совершает нравственный подвиг – разделяет с любимым человеком каторгу и ссылку. Образ Сони помогает писателю выразить свою заветную мысль: зло можно уничтожить только путем нравственного самоусовершенствования.



Просмотров