Новое в гособоронзаказе. Государственный оборонный заказ. Этапы выполнения оборонного заказа. Особенности ГОЗ

Развитие оборонно-промышленного комплекса сегодня одна из приоритетных задач в отечественной экономике.

Выступая на заседании военно-промышленной комиссии 26 января, Владимир Путин поблагодарил министерства, ведомства, коллективы предприятий оборонно-промышленного комплекса и коллегию ВПК за скоординированную работу, за вклад, который они внесли в переоснащение Вооружённых Сил и в укрепление национальной обороноспособности.

Работу всей оборонки можно оценить, в том числе, и по результатам выполнения государственного оборонного заказа. Со слов президента, этот показатель в 2016-м стал лучшим в сравнении с периодом 2013-2015гг. По итогам прошлого года , хотя многие эксперты предсказывали ухудшение результатов.

Понятно, в работе отраслей ВПК есть не только успехи, но и проблемы. Одна из них напрямую связана с исполнением меняющегося законодательства в сфере Гособоронзаказа. В течение всего прошедшего года в центре внимания, как исполнителей контрактов, так и финансовых служб Министерства обороны был 275-ФЗ. Предприятия адаптировались к новым правилам и требованиям государственного заказчика. В итоге Гособоронзаказ в 2016-м выполнен почти на 100 %.

Сейчас разрабатывается новая государственная программа вооружения, рассчитанная до 2025 года . В ходе её выполнения к 2020 году уровень оснащения армии и флота современными образцами вооружения и военной техники должен составить не менее 70 процентов. Так сказал президент на заседании ВПК. А значит, расслабляться нельзя, задачи перед оборонными предприятиями стоят большие, ответственность возложена грандиозная.

Работу ОПК, как и прежде, будет регулировать 275-ФЗ . Но всем участникам и исполнителям важно иметь ввиду, что в закон внесены изменения, которые вступили в силу с января 2017г. Вкратце о некоторых самых важных поправках:

  1. Расширен предмет регулирования. Раньше закон определял только отношения, связанные с исполнением гособоронзаказа, теперь появилась функция контроля.
  2. Новые правила касаются всех заказчиков ГОЗ – ФСБ, МЧС, ФСИН, МВД, Росатом и др. В этом списке нет только Министерства обороны.
  3. В законе зафиксированы новые понятия. Точнее, фактически они уже были в ходу, но не являлись терминологией ФЗ. В частности, теперь в тексте закона есть: орган финансового мониторинга (препятствует отмыванию денег), идентификатор контракта (уникальный номер), отдельный счет (для расчетов по ГОЗ), банковское сопровождение и др. понятия.
  4. Отдельный пункт посвящен установлению квот на обязательные поставки. Это не что иное, как государственное бронирование некоторых видов материально-технических ресурсов. Перечень и цены квот будет определять Правительство страны.
  5. Появилась статья о процедуре рассмотрения дел в случае нарушения законодательства в сфере ГОЗ. Отныне любое решение контролирующей организации можно оспорить через Арбитраж.
  6. Конкретизирована ответственность заказчиков ГОЗ. Их могут оштрафовать (наказать), если будут нарушены условия контракта или в случае препятствия деятельности контролирующего органа.
  7. Одновременно с обязанностями заказчик получил право на увеличение бюджетных ассигнований.
  8. Контроль исполнения ГОЗ возложен на Федеральную антимонопольную службу. ФАС получила больше полномочий не только в части контроля, но и в вопросах наложения наказаний. По новым правилам заказчик обязан предоставить всю необходимую для ФАС информацию, в том числе охраняемую законом тайну (государственную или коммерческую) и свои персональные данные.
  9. Определен порядок проверок ФАС. Для их проведения могут являться основанием публикации в СМИ о нарушениях и материалы .
  10. Независимо от ФАС контроль, как и прежде, будет осуществлять Минобороны, через свой департамент по обеспечению государственного оборонного заказа.

Даже скептики, которые предрекали срыв гособоронзаказа в связи с вводом в действие 275-ФЗ, сегодня понимают, что совершенствование законодательства необходимо для усиления антикоррупционных механизмов в сфере ГОЗ. Слишком большие деньги «крутятся» в оборонке, поэтому найдутся и желающие направить «финансовые ручейки» не по назначению. А этого допустить нельзя. Кроме того, оборонную отрасль необходимо сделать инвестиционно-привлекательной. Компании должны выстраиваться в очередь за получением государственного оборонного заказа. И они имеют право знать заранее и полностью понимать политику ценообразования, условия, сроки и порядок расчетов по контрактам в сфере ГОЗ.

И, несмотря на объем и сложность закона, его можно и нужно изучать. Специалисты ФАС, Минобороны, Прокуратуры регулярно участвуют в посвященных 275-ФЗ, отвечают на вопросы и консультируют. На такие мероприятия полезно приехать не только тем, кто уже работает с оборонным заказом, но и тем, кто еще только подбирается к этой сфере бизнеса.

На фото: Владимир Путин на заседании ВПК, 26.01.2017, г. Москва

Март 22, 2017

Все расчеты по различным государственным контрактам по оборонному заказу в этом году будут проводится либо с использованием лицевых счетов в Федеральном казначействе, либо через отдельные счета, открытые в уполномоченных банках. Система банковского и казначейского сопровождения пройдет проверку на эффективность контроля платежей из бюджета.

Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать и утвердить «дорожную карту» поэтапного перехода к казначейскому сопровождению бюджетных средств. В целом перевод гос. контрактов на казначейское сопровождение призван исключить нецелевое расходование бюджетных средств. Правительству поручено установить полный контроль за расчётами по государственным контрактам, которые заключаются в целях государственного оборонного заказа, на всех уровнях кооперации.

Фактически, казначейское сопровождения ГОЗ реализуется уже сейчас. Все средства ГОЗ будут «промаркированы» и их движение будет осуществляться исключительно по специальным счетам (отдельным в уполномоченных банках или лицевым счетам в Федеральном казначействе).

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 249 в 2017 году казначейскому сопровождению подлежат все расчеты (вне зависимости от суммы и наличия условий об авансировании) по государственным контрактам (контрактам), заключенным в рамках государственного оборонного заказа, за исключением государственных контрактов, заключенных:

с Министерством обороны Российской Федерации или иными государственными заказчиками ГОЗ, в случае осуществления банковского сопровождения;

в целях обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности, обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом.

При этом, Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства (ТОФК) санкционирования операций при казначейском сопровождении средств ГОЗ в настоящее время остается старым (общим) для всех гос.контрактов, контрактов на поставку продукции для федеральных нужд (данный порядок утвержден приказом Минфина России от 23 декабря 2016 г. № 244н).

Для нас очевидно, что предприятия ОПК вновь должны по-новому выстраивать свою работу уже по новым правилам казначейского сопровождения расчетов по ГОЗ.

Итак,многие предприятия – головные исполнители и исполнители ГОЗ в 2017 годубудут вынуждены параллельно работать по «разным правилам» — получать деньги и рассчитываться с контрагентами, как через отдельные счета, открытые в уполномоченных банках в рамках банковского сопровождения ГОЗ по гос. контрактам с Минобороны России,так и через лицевые счета, которые подлежат открытию в территориальных органах Федерального казначейства по гос. контрактам, заключаемым в 2017 году с другими государственными заказчиками ГОЗ (всего около 30 различных министерств и ведомств).

В целом Минфин России (Федеральное казначейство) ранее заявлял об интеграции (сближении) правоприменения банковского и казначейского сопровождения. То есть режим отдельного счета, видимо, должен быть схож (аналогичен) с порядком санкционирования платежей по лицевым счетам в ФК.

Однако, сейчас принципы казначейского и банковского сопровождения кардинально отличаются .

Наверное, многим предприятиям не совсем понятно, почему система контроля прохождения платежей через ТОФК, которая призвана весьма эффективной и показала свою результативность на весьма крупных проектах, строится на абсолютно других принципах и подходах.

В ТОФК контролю подлежат платежи между участниками кооперации, перечень которых согласуется с заказчиками (который может актуализироваться по мере заключения контрактов с соисполнителями). ТОФК проводится мониторинг выполнения обязательств по контрактам с соисполнителями ГОЗ на основании документов на отгрузку.

Но накладные расходы (выплаты на оплату коммунальных услуг, арендной платы, приобретение услуг связи, транспортных услуг и т.п.) осуществляются на обычные счета организации — открытия специальных счетов для работы с указанными поставщиками не требуется.

Все расходы с лицевого счета осуществляются согласно смете (на основании Сведений о направлениях расходования), т.е. по согласованным с заказчиком целевым показателям (предельным значениям). Данные сметы так же могут уточняться, корректироваться с учетом условий их исполнения. Возместить произведенные ранее расходы можно, представив документы, подтверждающие оплату произведенных расходов (части расходов). После исполнения своих обязательств организация имеет возможность «снять» полученные деньги при условии подтверждения фактического выполнения работ (поставки товаров, оказания услуг).

Однако, следует отметить, что ранее ТОФК контролировали только авансы, выплаченные головному исполнителю (и только по гос. контрактам свыше 100 млн. руб. или тем гос. контрактам, размер аванса по которым составлял более 30%). Сейчас будет впервые реализовываться система полного (тотального) контроля всех бюджетных средств, выплачиваемых государственным заказчиком по гос. контрактам (в том числе и сумму окончательного расчета).

Вопросов много. ТОФК только начинает работать в новом формате взаимоотношений с предприятий ОПК. Будем надеяться, что Федеральное казначейство учтет опыт работы уполномоченных банков и Минобороны России и в самое ближайшее время даст соответствующие разъяснения, а также примет ряд документов, которые четко регламентируют порядок использования средств лицевых счетов, в том числе в части возможности перечисления прибыли, порядка перечисления ранее понесенных фактических расходов и т.д.

Более подробно вопросы сходства и отличия системы банковского и казначейского сопровождения расчетов по ГОЗ мы планируем обсудить в следующих публикациях.

Елена Гончарук,
Генеральный директор
Экспертно-аналитического центра ценообразования
в оборонной промышленности «Эксперт 275»

Какие нормы закона о гособоронзаказе вступили в силу с 2017 года, расскажем подробно о важных поправках в Закон № 275-ФЗ.

Заказы в сфере оборонырегулирует отдельный закон № 275-ФЗ. В него были внесены изменения, которые вступают в силу в 2017 году. В этом материале мы подробно расскажем о важных поправках и дадим разъяснение по 275-ФЗ.

Новые понятия и статьи в 275-ФЗ о гособоронзаказе

В-третьих , появилась отдельная статья для идентификатора контракта по оборонному заказу . Он должен присваиваться каждому контракту перед включением в реестр контрактов. Идентификатор должен содержать:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ определения поставщика;
  • сроки действия контракта - год его заключения и год окончания срока;

В-четвертых , появилась статья о рассмотрении дел о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ). Так, решение контролирующего органа о нарушениях теперь можно обжаловать в арбитражном суде.

В-пятых , определена и ответственность за нарушения Закона 275-ФЗ . В КОАП внесли соответствующие пункты. Заказчика могут наказать за грубое нарушение условий контракта или препятствие деятельности лица, которое представляет контролирующий орган. Узнайте, как избежать штрафов в гособоронзаказе, в статье «Гособоронзаказ. Новые нормы. Ценообразование. Ответственность»

Информация о расчетах и все другие необходимые сведения вносятся в Единую информационную систему государственного оборонного заказа.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Права и обязанности заказчика по Закону 275-ФЗ

Заказчик получил новое право - на увеличение предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В статье об обязанностях заказчика, по сути, описано, как с его стороны проходит исполнение оборонного заказа и его сопровождение. В эти обязанности входит:

1. Разработка предложения по объему поставок товара
2. Размещение государственных заказов
3. Формирование начальной цены контракта
4. Заключение контракта с присвоением ему идентификатора и внесением условий о расчетах только на отдельном счетов в уполномоченном банке.
Требования к банку прописаны в законе 275-ФЗ, также там есть порядок использования отдельного счета, а также список операций, осуществление которых на нем не допускается
5. Выдача авансов и оплата поставок
6. Контроль за целевым использованием денег и обеспечением поставок, а также проверка качества поставляемого товара или работы
7. Участие в испытаниях образцов, в том числе их проведение
8. Приемка продукции
9. Утверждение технических документов
10. Учет результатов научно-технической деятельности
11. Отчетность, то есть направление уведомления об истечении контракта в уполномоченный банк.

Контролирующие органы по гособоронзаказу

Контроль осуществляет ФАС. В новой редакции 275-ФЗ о ГОЗ, ведомству добавили полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. Вот что здесь важно знать заказчику государственного оборонного заказа. Он обязан по требованию и в определенный срок предоставить информацию, нужную ФАС. Сюда включаются сведения, которые составляют любую охраняемую законом тайну , в том числе государственную и коммерческую, а также персональные данные.

Кроме того, обратите внимание на порядок проведения проверок. Их основания также диктует закон 275-ФЗ о государственном оборонном заказе. Это, к примеру, публикации в СМИ о нарушениях закона или материалы правоохранительных органов. Проводятся такие проверки не чаще раза в три года . Кстати, закон 275-ФЗ наделил должностных лиц правом осматривать территории, помещения, бумаги даже при помощи съемки и снятия копий.

Также контроль за исполнением заказов осуществляет департамент по обеспечению государственного оборонного заказа, как и раньше.

Государственный оборонный заказ устанавливает Правительство России в целях обеспечения обороны и безопасности страны.
является основополагающим законом, регулирующим Гособоронзаказ.

Этапы выполнения оборонного заказа. Особенности ГОЗ.

Гособоронзаказ проходит этапы формирования, утверждения, размещения и выполнения. Формируется оборонный заказ на основе военной доктрины России, планов строительства и развития Вооруженных сил, Государственной программы вооружения (ГПВ). Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом.
Основные показатели гос. оборонного заказа разрабатываются с учетом госрегулирования цен и применяемых видов цен на продукцию оборонного назначения .
При утверждении Гособоронзаказа и мероприятий по его выполнению определяются государственные заказчики, обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.

Целевое использование средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа, обеспечивается банковским сопровождением исполняемых госконтрактов на всю глубину кооперации , а также государственным надзором (контролем) в сфере гособоронзаказа.

Непосредственный контроль на предприятиях, исполняющих оборонный заказ, .

Госзакупки (госзаказ) и Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ)

Размещение гособоронзаказа как закупок для федеральных нужд производится в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе» (N 44-ФЗ), однако не следует отождествлять госзакупки и Государственный оборонный заказ. 44-ФЗ не учитывает всех особенностей гособоронзаказа.
Госзаказ не является эквивалентом Гособоронзаказа. И ключевое слово здесь - оборонный .

Госзаказ (госзакупки). Под этими понятиями имеют ввиду сферу закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Госзаказ – это Гос ударственный заказ , а госзакупки гос ударственные закупки .

Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ) – это закупки для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, например, посредством «Рособоронэкспорт».
Сокращениями термина «Гос ударственный оборон ный заказ » являются Г осо боронз аказ и ГОЗ .

ГОЗ не является сокращением от ГОсЗакупки (ГОсЗаказ).
Госзаказ – не есть сокращение от Гособоронзаказ.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» вступил в силу с начала 2013 года. Ранее действовавший закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» утратил силу.

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2013

Первая корректировка основного закона ГОЗ произведена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ в связи с отменой Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и вступлением в силу .

Редакция закона №275-ФЗ от 29.06.2015

Федеральным законом №159-ФЗ от 29 июня 2015 года были внесены существенные изменения в основной оборонный закон. В частности, были введены идентификаторы госконрактов (ИГК) и банковский контроль с обязательным проведением расчетов по оборонным контрактам по отдельным счетам (спецсчетам) .
Особенно изменились права и обязанности головного исполнителя и всех исполнителей, входящих в кооперацию, а также права государственного заказчика.
В отношении госконтрактов с Министерством Обороны изменения вступили в силу с 1 сентября 2015 года. Для других государственных заказчиков гос. оборонного заказа (МВД, МЧС, СВР, ФСБ, ФСО, ФСИН, Роскосмос, Росатом) - с 1 января 2017 года.

Редакция закона №275-ФЗ от 13.07.2015

Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ внес в 275-ФЗ корректировки, связанные с созданием Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Редакция закона №275-ФЗ от 03.07.2016

Федеральный закон от 3 июля 2016 года №317-ФЗ, вступивший в силу с 15 июля 2016 года, внес очередные изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Помимо незначительных технических поправок, введено понятие «продукция с длительным технологическим циклом производства». Уточнены вопросы, касающиеся возмещения затрат исполнителя, направленных на формирование материальных запасов (сырье, материалы, полуфабрикаты, ПКИ, готовая продукция), необходимых для выполнения гособоронзаказа и оплаченных за счет собственных средств исполнителя ГОЗ.

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2016

Федеральный закон от 28.12.2016 N 471-ФЗ внес в закон о гособорозаказе №275-ФЗ только незначительные технические правки.

Редакция закона №275-ФЗ от 29.07.2017

Федеральным законом от 29.07.2017 №237-ФЗ сгенерирована седьмая по счету редакция закона «О государственном оборонном заказе».
Законом создается реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта при выполнении оборонного заказа. Для компаний из этого «черного списка» вводятся ограничения на оказание государственной поддержки. Ведение реестра поручено антимонопольной службе.
Несколько «упростилась жизнь» Головных исполнителей, которым месячный лимит платежей на иные (не отдельные) счета увеличен до пяти миллионов рублей . Для исполнителей ГОЗа более низких уровней кооперации сумма ограничения не изменилась.

Редакция закона №275-ФЗ от 31.12.2017

Изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2017 №481-ФЗ, связаны исключительно с уполномоченными банками.
Был изменен критерий отнесения к категории уполномоченных банков. Отменена публикация перечня уполномоченных банков на сайте Банка России, и введен механизм информирования Исполнителей ГОЗ об изменении состава уполномоченных банков через Государственного заказчика и Головного Исполнителя.

Редакция закона №275-ФЗ от 29.07.2018

Девятая редакция 275-ФЗ введена Федеральным законом от 29.07.2018 №263-ФЗ. Главное изменение – это появление Главы 3.3 «Особенности банковского сопровождения при переводе сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк».

Все редакции (изменения) Федерального закона №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»:

Официальный сайт гособоронзаказа

Как такового официального сайта государственного оборонного заказа не существует. Размещение военных заказов производится в соответствии с законом 44-ФЗ на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru).
Кроме того, госконтракт на поставку продукции оборонного назначения может заключаться с единственным производителем российского оружия.

Единственный производитель (поставщик) оборонного заказа

Единственный поставщик (производитель) – производитель (поставщик) российского вооружения и военной техники, которые не имеет российских аналогов.
Единственный поставщик продукции государственного оборонного заказа включатся в реестр единственных поставщиков такого вооружения.
Порядок и особенности осуществления закупки у единственного поставщика (производителя) оборонного заказа регулируется пунктом 7 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465.

Чем занимаются и сколько получают военпреды?

Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО РФ) утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804.

На содержание военных представительств Министерства обороны и органов их контроля отчисляются денежные средства в размере одного процента стоимости выпускаемой оборонной продукции. Контроль качества и приемка военной продукции, поставляемой вне государственного оборонного заказа, осуществляются на договорной основе.

ОЭП - основные экономические показатели (нормативы)

Основные экономические показатели предприятия, исполняющего Гособоронзаказ, согласуются с аккредитованным при нем военным представительством Министерства обороны. Согласованные экономические нормативы могут корректироваться вышестоящими структурами: ДАГК (Департаментом Аудита ГосКонтрактов) и УВЭА ГПВ и ГОЗ (Управлением Военно-Экономического Анализа Государственной Программы Вооружения и Государственного Оборонного Заказа).

ОЭП, как правило, определяют уровень средней заработной платы основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей); нормативы дополнительной заработной платы, накладных (общепроизводственных, общехозяйственных), транспортно-заготовительных и внепроизводственных расходов, специальных затрат.
Согласование размера возмещения процентов по банковским кредитам, привлекаемым исполнителем для исполнения оборонного заказа, находится в ведении ДАГК и УВЭА.

Ремейк бородатого анекдота

Экономический отдел оборонного предприятия.
Все сотрудники уже давно работают на заводе. Прожжённые. Давно сидят вместе в одном кабинете.
Гособоронзаказ растет. Штаты растут. Взяли в отдел молодого экономиста. Обеденный перерыв.
Голос из угла комнаты: «118!». Большинство экономистов повеселело.
- 407! - в кабинете стало еще веселей.
- да ты бы ещё 200 или даже 37 вспомнил!
Новенький робко спрашивает рядом сидящего главного экономиста: «что это за числа, из-за которых все смеются?»
Старший отвечает: «Да, понимаешь, мы давно тут все вместе сидим. Все байки и анекдоты уже сотню раз друг другу пересказали. Чтобы не повторяться и не тратить свое драгоценное время, все пронумеровали. Называет кто-то номер, - все сразу и понимают о чем речь.»
Тут новый экономист как гаркнет на весь кабинет: «275!!! ».

Все притихли. Воцарилась гробовая тишина…

Совпадение или же тонкий намек пренебрегающим всеми особенностями 275-ФЗ - Статья 275 Уголовного кодекса «Государственная измена» .

Корпорация "Ростех" создавалась как аккумулятор оборонных предприятий. Идея консолидации всех передовых технологий, оставшихся от СССР, их инвентаризации и создания на этой основе современной, конкурентоспособной продукции принадлежала президенту Владимиру Путину, а воплощать ее в жизнь было поручено Сергею Чемезову.

Когда "Ростех" брался за реализацию этих планов, казалось, что времени на раскачку достаточно. Однако после 2014 года внешнеполитическая обстановка для России резко осложнилась, началось экономическое давление, существенно возросло противостояние в военной сфере - и, в первую очередь, это почувствовали на себе предприятия оборонного комплекса. Не только отдельные заводы, но и целые холдинги стали попадать под западные санкции, что драматически сказалось на показателях: многие из них, продолжая по инерции жить, как в "тучные годы", превратились в предприятия, генерирующие огромные убытки. В результате начались не только задержки зарплат сотрудникам, что грозило социальной напряженностью, но и ставило под угрозу срыва выполнение гособоронзаказа. Проблемы явно имели системный характер и требовали системных решений.

Глава "Ростеха" Сергей Чемезов отреагировал незамедлительно. Его активность по исправлению ситуации, на глазах приобретавшей черты критической, развивалась в двух направлениях. Во-первых, требовалось экстренно найти управленцев, способных на стратегическом уровне выстроить работу крупных конгломератов, имеющих множество связей между собой и с поставщиками.

Таких людей в стране очень мало, поэтому "Ростех" разделил предприятия оборонки на крупные кластеры, по признаку специфики производства. Управление кластерами отдали так называемым индустриальным директорам - принципиально новым фигурам в структуре концерна. Так появились кластеры: Радиоэлектронный, Обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии и Авиационный.

Каждый из индустриальных директоров занялся расстановкой кадров на заводах, начав с наиболее проблемных предприятий. "Проблемность" определялась, прежде всего, выполнением основной задачи, поставленной государством: исполнения гособоронзаказа в 2017 году, и недопущения провальной ситуации прошлого года в этой сфере.

Как именно решались поставленные задачи, можно увидеть на примере легендарных "Мотовилихинских заводов", которые чуть было не скатились в 2016 году к позиции "в прошлом легендарных", а то и "печально известных". "Мотовилиха" выпускает разнообразные артиллерийские системы и поэтому отнесена в "Ростехе" к кластеру Обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии, который возглавляет Сергей Абрамов. После провального 2016 года к марту 2017-го были сформированы новые управленческие кадры, которые приступили к работе. В частности, на "Мотовилиху" пришел Александр Анохин со своей командой. О том, в какой спешке начали исправлять ситуацию, говорит тот факт, что Анохин завершал проекты на предыдущем месте работы параллельно с началом деятельности на "Мотовилихе".

Анализ показал, что чистые активы "Мотовилихинских заводов” к этому моменту были отрицательными, предприятие генерировало убытки постоянно - на конец прошлого года они уже приблизились к 6 миллиардам рублей, а за 2017 год, если бы ничего не изменили, могли бы достигнуть 9 миллиардов. При этом призрачными были перспективы выполнения не только гособоронзаказа 2017 года, но и экспортных контрактов. Это ударило бы уже по репутации всей Российской Федерации как дееспособного и добросовестного производителя и могло создать "эффект домино" для присутствия России на рынке вооружений в целом.

Ситуацию усугубляли последствия многолетних попыток решать проблемы холдинга путем чрезмерного "вливания" кредитов: обслуживание этих займов отвлекало порядка полутора миллиардов рублей в год, а ведь еще было и "тело" кредитов - под 15 миллиардов. Анохин провел полную ревизию ситуации, начиная с кадров, финансов, производственных мощностей и заканчивая системой взаимодействия между структурными подразделениями холдинга. Стало понятно, что две трети контрактов по гособоронзаказу находятся под угрозой срыва.

Не намного лучше обстояли дела и с экспортными контрактами. Предприятие было переведено в режим антикризисного управления. Для обеспечения бесперебойной работы и уменьшения рисков невыплаты заработной платы, и в то же время для обеспечения интересов кредиторов, на "Мотовилихе" была введена процедура наблюдения. Закупки сырья и комплектующих были поставлены под жесткий контроль. Все посредники, участие которых в процессе закупки и реализации продукции оказалось экономически нецелесообразным, были устранены.

Серьезные результаты дало даже такое простое, на первый взгляд, решение, как синхронизация действий взаимосвязанных подразделений внутри холдинга, чтобы не получалось простоев по причине разного понимания целей, задач и сроков производства частей одного и того же изделия. На предприятии создали и продолжают создавать реестр полностью или частично непрофильных активов и по каждому из них принимают решение с учетом социальной значимости. Тем более, что предприятие обеспечивает теплом не только производство, но и часть жилых микрорайонов.

Заменили ключевых руководителей на отдельных ответственных должностях, там, где предыдущие не могли справиться с поставленными задачами. Были найдены способы привлечь на предприятие квалифицированных работников и снять тем самым проблему кадрового дефицита не по номинальной численности, а по уровню квалификации.

Наконец, занялись мотивацией работников, увязанной с результатами их труда и спецификой потребностей в конкретных населенных пунктах. Результат не заставил себя ждать.

На Мотовилихе был завершен наконец "зависший" еще с 2013 года контракт. По поставкам продукции на начало 2018 года согласованы сроки и они имеют все шансы быть выполненными.

Была отгружена в войска техника по тринадцати контрактам гособоронзаказа 2017 года. И лишь один контракт пришлось перенести на неопределенный срок, причем по независящим от "Мотовилихи" причинам: отсутствие у поставщика необходимых комплектующих.

Выполнены все тридцать внешнеторговых и кооперационных государственных контрактов. А это значит, что "Мотовилихинские заводы" обеспечили отгрузку в войска техники по гособоронзаказу, одновременно проводя глубокую реорганизацию производства, юридическую процедуру наблюдения. Расшивая узкие места производства, предприятие создает базу для выполнения гособоронзаказа 2018 года в полном объеме. И что немаловажно - своевременно выплачивается заработная плата сотрудникам огромного производственного комплекса.

"Мотовилихинские заводы" - не единственный пример ответственного подхода к выполнению важнейших государственных задач. Похожую историю, хотя и менее масштабную, можно рассказать и о другом проблемном в недавнем прошлом предприятии - Курганмашзаводе, который также работает под патронажем "Ростеха". Здесь, как и в "Мотовилихе", через председателя Совета директоров Сергея Абрамова также обеспечивается комплекс мероприятий по выполнению гособоронзаказа и выводу в дальнейшем предприятия из кризиса.

Нет сомнения, что подобные подходы, доказавшие свою жизнеспособность и эффективность, в дальнейшем будут реализованы и на других предприятиях российского ОПК, опекаемых "Ростехом".

Если обратиться к истории, отчасти создавшуюся ситуацию можно сравнить с работой заводов в 1941 году, когда предприятия производили военную технику параллельно со строительством производственных цехов. В сложнейших условиях военного времени нашлись люди, способные в кратчайшие сроки восстановить производство и наладить выпуск военной продукции. Эти традиции живут в коллективе и сегодня. Именно такие кадры и принимаемые ими ответственные решения вселяют уверенность в том, что сказанные президентом России слова о том, что "экономические кризисы, внешние ограничения не позволили нам выйти на задачу роста экономики выше мировой. Но мы обязательно должны это сделать, и мы сделаем это", действительно будут воплощены в реальную жизнь.



Просмотров