Нормативные акты. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму

Терроризм – акции, сопряженные с применением насилия или угрозой насилия, сопровождаемые выдвижением конкретных требований. Насилие направлено против гражданских объектов и лиц. Мотивы имеют политический или иной характер. Исполнители малочисленны, оторваны от населения, являются членами организованных групп, берут на себя ответственность за совершаемые акции. Акции совершаются так, чтобы привлечь максимум внимания и оказать воздействие на власть или определённые группы населения, выходя за рамки причинения непосредственного физического ущерба.

Террористическая деятельность включает следующие действия: Организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции. Подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях. Организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции. Вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; Финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им. лицами или

Экстремизм и терроризм, по общему признанию, представляют одну из главных опасностей для общественного развития страны. Угроза терроризма возрастает на фоне изменения тактики и стратегии деятельности экстремистских и террористических формирований и зачастую бездеятельности органов власти, в том числе и органов местного самоуправления.

Исполнение законодательства о борьбе с терроризмом и противодействии экстремистским проявлениям, состояние работы в этом направлении находится на постоянном контроле прокуратуры РФ.

В соответствии с Приказом Генпрокуратуры РФ от 22. 10. 2009 N 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции должны: - Обеспечить эффективную систему надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму. Активно взаимодействовать в этом направлении с органами ФСБ России, МВД России, Росфинмониторингом, судебными и иными правоохранительными органами, Национальным антитеррористическим комитетом, оперативными штабами и антитеррористическими комиссиями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

- На основе анализа состояния законности систематически (не реже одного раза в полугодие) проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства. Организовывать мероприятия по усилению безопасности мест проживания и массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, охраны объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, иных объектов повышенной опасности. - Принимать действенные меры по устранению выявленных нарушений, в случае необходимости рассматривать вопрос о привлечении виновных к административной ответственности, направлении в суд заявлений об исполнении требования законодательства.

- Особое внимание уделять надзору за исполнением требований законов, направленных на исключение фактов пропаганды идей терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления. Обеспечить систематический мониторинг средств массовой информации. При выявлении информационных материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, безотлагательно решать вопрос о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, а также о применении иных мер прокурорского реагирования.

- При осуществлении надзора за оперативнорозыскной и уголовно-процессуальной деятельностью по выявлению и пресечению преступлений террористического характера обеспечить принятие необходимых мер по выяснению причастности виновных лиц к деятельности террористических организаций, общественных и религиозных объединений, незаконных вооруженных формирований, степени участия последних в противоправных действиях. Для пресечения и предупреждения правонарушений в полной мере использовать имеющиеся полномочия, а также предоставленное ст. 24 Федерального закона от 06. 03. 2006 N 35 -ФЗ "О противодействии терроризму" право на обращение в суды с заявлениями о признании организаций террористическими и их ликвидации (запрете их деятельности).

- Не реже одного раза в полугодие проверять в уполномоченных органах исполнение законодательства об оперативно-розыскной деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, розыск лиц, причастных к их организации и совершению, установление и розыск лидеров и активных членов незаконных вооруженных формирований, выявление, предупреждение и пресечение готовящихся актов терроризма, установление и ликвидацию источников и каналов финансирования терроризма, противодействие использованию сети "Интернет" в террористических целях, уделяя особое внимание результатам оперативно-розыскной деятельности, вопросам своевременности и полноты оперативно-розыскных мероприятий, устранению ранее выявленных нарушений и качеству ведомственного контроля, обеспечив проверку законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения всех дел оперативного учета названной категории, сроков и порядка их ведения.

- Обеспечить надлежащий надзор за законностью и обоснованностью принятия правоохранительными органами решений по заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях терроризма. Проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях террористического характера, законности задержания и привлечения лиц к уголовной ответственности. В ходе расследования преступлений террористического характера требовать от органов предварительного следствия принятия предусмотренных законом мер по установлению лиц, причастных к совершению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению, использования всех возможностей для установления источников финансирования преступной деятельности и пресечения их использования для совершения других преступлений. На постоянной основе анализировать качество и полноту предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях данной категории, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений, а также эффективность взаимодействия следственных и оперативных подразделений различных ведомств.

- Обеспечить участие в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях террористического характера наиболее опытных и квалифицированных государственных обвинителей и своевременное кассационное обжалование каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора и иного судебного решения. Обращать особое внимание на соответствие назначенного наказания характеру и тяжести совершенного преступления.

- Наладить систему сбора, накопления и обработки данных о нарушениях законодательства о противодействии терроризму. Наиболее актуальные и проблемные вопросы организации противодействия терроризму рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Разрабатывать и осуществлять согласованные действия по борьбе с проявлениями терроризма. При необходимости вносить предложения о рассмотрении на заседаниях Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов, связанных с повышением эффективности противодействия терроризму, устранением способствующих ему причин и условий, обеспечением защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. О наиболее серьезных нарушениях законности, способствующих террористической деятельности, и принятых мерах прокурорского реагирования незамедлительно информировать Генерального прокурора Российской Федерации.

- Прокурорский надзор осуществлять гласно. В предусмотренных законом пределах информировать граждан, общественные объединения, средства массовой информации о результатах деятельности органов прокуратуры по противодействию терроризму, состоянии законности и правопорядка в этой сфере. Усилить информационнопропагандистскую работу, направленную на формирование у граждан позитивного отношения к принимаемым мерам по противодействию террористическим проявлениям.

Прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии терроризму в современных условиях является одним из наиболее значимых, актуальных и приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры по укреплению законности и правопорядка по следующим основаниям: - борьба с терроризмом характеризуется двойной превенцией, а именно, помимо пресечения незаконных действий в отношении террористов, предупреждаются и тяжкие последствия, которые могут наступить при противоправном действии радикальных экстремистов; - растущее из года в год количество террористических актов показывает, что важно не только наладить работу контролирующих органов по противодействию терроризму, но и организовать на должном уровне прокурорской надзор в указанной сфере, а также предполагает целесообразным в каждой прокуратуре закрепить надзор за исполнением законов о противодействии терроризму за конкретными прокурорами.

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:

1.1. Обеспечить эффективную систему надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму. Активно взаимодействовать в этом направлении с органами ФСБ России, МВД России, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Росфинмониторингом, судебными и иными правоохранительными органами, Национальным антитеррористическим комитетом, оперативными штабами и антитеррористическими комиссиями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. На основе анализа состояния законности систематически (не реже одного раза в полугодие) проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства. Организовывать мероприятия по усилению безопасности мест проживания и массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, охраны объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, иных объектов повышенной опасности.

1.3. Принимать действенные меры по устранению выявленных нарушений, в случае необходимости рассматривать вопрос о привлечении виновных к административной ответственности, направлении в суд заявлений об исполнении требования законодательства.

1.4. Особое внимание уделять надзору за исполнением требований законов, направленных на исключение фактов пропаганды идей терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления. Обеспечить систематический мониторинг средств массовой информации.

При выявлении информационных материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, безотлагательно решать вопрос о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, а также о применении иных мер прокурорского реагирования.

1.5. При осуществлении надзора за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью по выявлению и пресечению преступлений террористического характера обеспечить принятие необходимых мер по выяснению причастности виновных лиц к деятельности террористических организаций, общественных и религиозных объединений, незаконных вооруженных формирований, степени участия последних в противоправных действиях.

Для пресечения и предупреждения правонарушений в полной мере использовать имеющиеся полномочия, а также предоставленное ст. 24 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" право на обращение в суды с заявлениями о признании организаций террористическими и их ликвидации (запрете их деятельности).

1.6. Не реже одного раза в полугодие проверять в уполномоченных органах исполнение законодательства об оперативно-розыскной деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, розыск лиц, причастных к их организации и совершению, установление и розыск лидеров и активных членов незаконных вооруженных формирований, выявление, предупреждение и пресечение готовящихся актов терроризма, установление и ликвидацию источников и каналов финансирования терроризма, противодействие использованию сети "Интернет" в террористических целях, уделяя особое внимание результатам оперативно-розыскной деятельности, вопросам своевременности и полноты оперативно-розыскных мероприятий, устранению ранее выявленных нарушений и качеству ведомственного контроля, обеспечив проверку законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения всех дел оперативного учета названной категории, сроков и порядка их ведения.

1.7. Обеспечить надлежащий надзор за законностью и обоснованностью принятия правоохранительными органами решений по заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях терроризма.

Проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях террористического характера, законности задержания и привлечения лиц к уголовной ответственности.

1.8. В ходе расследования преступлений террористического характера требовать от органов предварительного следствия принятия предусмотренных законом мер по установлению лиц, причастных к совершению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению, использования всех возможностей для установления источников финансирования преступной деятельности и пресечения их использования для совершения других преступлений.

На постоянной основе анализировать качество и полноту предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях данной категории, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений, а также эффективность взаимодействия следственных и оперативных подразделений различных ведомств.

1.9. Обеспечить участие в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях террористического характера наиболее опытных и квалифицированных государственных обвинителей и своевременное кассационное обжалование каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора и иного судебного решения. Обращать особое внимание на соответствие назначенного наказания характеру и тяжести совершенного преступления.

1.10. Наладить систему сбора, накопления и обработки данных о нарушениях законодательства о противодействии терроризму. Наиболее актуальные и проблемные вопросы организации противодействия терроризму рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Разрабатывать и осуществлять согласованные действия по борьбе с проявлениями терроризма. При необходимости вносить предложения о рассмотрении на заседаниях Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов, связанных с повышением эффективности противодействия терроризму, устранением способствующих ему причин и условий, обеспечением защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

О наиболее серьезных нарушениях законности, способствующих террористической деятельности, и принятых мерах прокурорского реагирования незамедлительно информировать Генерального прокурора Российской Федерации.

1.11. Прокурорский надзор осуществлять гласно. В предусмотренных законом пределах информировать граждан, общественные объединения, средства массовой информации о результатах деятельности органов прокуратуры по противодействию терроризму, состоянии законности и правопорядка в этой сфере. Усилить информационно-пропагандистскую работу, направленную на формирование у граждан позитивного отношения к принимаемым мерам по противодействию террористическим проявлениям.

2. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:

2.1. Направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации специальное донесение о преступлениях террористического характера, предусмотренных ст. 205 , 205.1 , 205.2 , 206 , 208 , 211 , 277 , 278 , 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2.2. Оперативно докладывать в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации о результатах судебного рассмотрения уголовных дел, по которым направлялись специальные донесения, с приложением копий приговоров и иных судебных решений.

2.3. Проверять законность и обоснованность процессуальных решений об отказе в возбуждении и о прекращении уголовных дел о преступлениях террористического характера.

В случае согласия с принятыми решениями материалы проверок не позднее 15 дней и уголовных дел не позднее 30 дней со дня принятия решения вместе с заключениями по ним направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.4. Военным прокурорам окружного звена специальные донесения, копии процессуальных документов, судебных решений, материалы проверок и уголовных дел, указанных в пунктах 2.1 , 2.2 и 2.3 настоящего Приказа, представлять в Главную военную прокуратуру.

3. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществлять постоянный надзор за расследованием преступлений данной категории.

Возложить на указанное управление подготовку заявлений в Верховный Суд Российской Федерации о признании организаций террористическими и запрете их деятельности на территории Российской Федерации.

4. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур по итогам полугодия и года не позднее 15 января и 15 июля представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах докладные записки о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму и проведенной прокуратурой в этой области работе и ее результатах, о результатах прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью уполномоченных органов и процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а по вопросам обобщения судебной практики - в Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Военным прокурорам направлять докладные записки в те же сроки в Главную военную прокуратуру, транспортным прокурорам - в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главной военной прокуратуре, а также Главному управлению международно-правового сотрудничества, Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами и управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере не реже одного раза в полугодие осуществлять анализ и обобщение практики исполнения законодательства о противодействии терроризму и состояния прокурорского надзора на этом направлении деятельности. Аналитические справки представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму не позднее 25 января и 25 июля.

6. Установить, что контроль за работой прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур (за исключением транспортных) в части организации надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму, надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью правоохранительных органов в этой сфере осуществляют управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, а также Главная военная прокуратура.

7. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму осуществлять необходимую информационно-аналитическую и методическую работу по проблемам противодействия терроризму, решать иные вопросы, связанные с организацией в системе органов прокуратуры Российской Федерации работы по противодействию терроризму. Проводить по итогам полугодия и года обобщение данных о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму в целом по стране, работе органов прокуратуры и практике прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в этой области, о результатах которого докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации соответственно до 5 февраля и 5 августа.

8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.12.2007 N 194 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму" признать утратившим силу.

9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:

1.1. Обеспечить эффективную систему надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму. Активно взаимодействовать в этом направлении с органами ФСБ России, МВД России, Росфинмониторингом, судебными и иными правоохранительными органами, Национальным антитеррористическим комитетом, оперативными штабами и антитеррористическими комиссиями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

1.2. На основе анализа состояния законности систематически (не реже одного раза в полугодие) проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства. Организовывать мероприятия по усилению безопасности мест проживания и массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, охраны объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, иных объектов повышенной опасности.

1.3. Принимать действенные меры по устранению выявленных нарушений, в случае необходимости рассматривать вопрос о привлечении виновных к административной ответственности, направлении в суд заявлений об исполнении требования законодательства.

1.4. Особое внимание уделять надзору за исполнением требований законов, направленных на исключение фактов пропаганды идей терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления. Обеспечить систематический мониторинг средств массовой информации.

При выявлении информационных материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, безотлагательно решать вопрос о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, а также о применении иных мер прокурорского реагирования.

1.5. При осуществлении надзора за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью по выявлению и пресечению преступлений террористического характера обеспечить принятие необходимых мер по выяснению причастности виновных лиц к деятельности террористических организаций, общественных и религиозных объединений, незаконных вооруженных формирований, степени участия последних в противоправных действиях.

Для пресечения и предупреждения правонарушений в полной мере использовать имеющиеся полномочия, а также предоставленное ст. 24 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" право на обращение в суды с заявлениями о признании организаций террористическими и их ликвидации (запрете их деятельности).

1.6. Не реже одного раза в полугодие проверять в уполномоченных органах исполнение законодательства об оперативно-розыскной деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, розыск лиц, причастных к их организации и совершению, установление и розыск лидеров и активных членов незаконных вооруженных формирований, выявление, предупреждение и пресечение готовящихся актов терроризма, установление и ликвидацию источников и каналов финансирования терроризма, противодействие использованию сети "Интернет" в террористических целях, уделяя особое внимание результатам оперативно-розыскной деятельности, вопросам своевременности и полноты оперативно-розыскных мероприятий, устранению ранее выявленных нарушений и качеству ведомственного контроля, обеспечив проверку законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения всех дел оперативного учета названной категории, сроков и порядка их ведения.

1.7. Обеспечить надлежащий надзор за законностью и обоснованностью принятия правоохранительными органами решений по заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях терроризма.

Проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях террористического характера, законности задержания и привлечения лиц к уголовной ответственности.

1.8. В ходе расследования преступлений террористического характера требовать от органов предварительного следствия принятия предусмотренных законом мер по установлению лиц, причастных к совершению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению, использования всех возможностей для установления источников финансирования преступной деятельности и пресечения их использования для совершения других преступлений.

На постоянной основе анализировать качество и полноту предвари-тельного следствия по уголовным делам о преступлениях данной категории, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений, а также эффективность взаимодействия следственных и оперативных подразделений различных ведомств.

1.9. Обеспечить участие в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях террористического характера наиболее опытных и квалифицированных государственных обвинителей и своевременное кассационное обжалование каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора и иного судебного решения. Обращать особое внимание на соответствие назначенного наказания характеру и тяжести совершенного преступления.

1.10. Наладить систему сбора, накопления и обработки данных о нарушениях законодательства о противодействии терроризму. Наиболее актуальные и проблемные вопросы организации противодействия терроризму рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Разрабатывать и осуществлять согласованные действия по борьбе с проявлениями терроризма. При необходимости вносить предложения о рассмотрении на заседаниях Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов, связанных с повышением эффективности противодействия терроризму, устранением способствующих ему причин и условий, обеспечением защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

О наиболее серьезных нарушениях законности, способствующих террористической деятельности, и принятых мерах прокурорского реагирования незамедлительно информировать Генерального прокурора Российской Федерации.

1.11. Прокурорский надзор осуществлять гласно. В предусмотренных законом пределах информировать граждан, общественные объединения, средства массовой информации о результатах деятельности органов прокуратуры по противодействию терроризму, состоянии законности и правопорядка в этой сфере. Усилить информационно-пропагандистскую работу, направленную на формирование у граждан позитивного отношения к принимаемым мерам по противодействию террористическим проявлениям.

2. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:

2.1. Направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации специальное донесение о преступлениях террористического характера, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2.2. Оперативно докладывать в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации о результатах судебного рассмотрения уголовных дел, по которым направлялись специальные донесения, с приложением копий приговоров и иных судебных решений.

2.3. Проверять законность и обоснованность процессуальных решений об отказе в возбуждении и о прекращении уголовных дел о преступлениях террористического характера.

В случае согласия с принятыми решениями материалы проверок не позднее 15 дней и уголовных дел не позднее 30 дней со дня принятия решения вместе с заключениями по ним направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.4. Военным прокурорам окружного звена специальные донесения, копии процессуальных документов, судебных решений, материалы проверок и уголовных дел, указанных в пунктах 2.1, 2.2 и 2.3 настоящего приказа, представлять в Главную военную прокуратуру.

3. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществлять постоянный надзор за расследованием преступлений данной категории.

Возложить на указанное управление подготовку заявлений в Верховный Суд Российской Федерации о признании организаций террористическими и запрете их деятельности на территории Российской Федерации.

4. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур по итогам полугодия и года не позднее 15 января и 15 июля представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах докладные записки о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму и проведенной прокуратурой в этой области работе и ее результатах, о результатах прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью уполномоченных органов и процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а по вопросам обобщения судебной практики - в Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Военным прокурорам направлять докладные записки в те же сроки в Главную военную прокуратуру, транспортным прокурорам - в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главной военной прокуратуре, а также Главному управлению международно-правового сотрудничества, Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами и управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере не реже одного раза в полугодие осуществлять анализ и обобщение практики исполнения законодательства о противодействии терроризму и состояния прокурорского надзора на этом направлении деятельности. Аналитические справки представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму не позднее 25 января и 25 июля.

6. Установить, что контроль за работой прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур (за исключением транспортных), в части организации надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму, надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью правоохранительных органов в этой сфере осуществляют управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, а также Главная военная прокуратура.

7. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму осуществлять необходимую информационно-аналитическую и методическую работу по проблемам противодействия терроризму, решать иные вопросы, связанные с организацией в системе органов прокуратуры Российской Федерации работы по противодействию терроризму. Проводить по итогам полугодия и года обобщение данных о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму в целом по стране, работе органов прокуратуры и практике прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в этой области, о результатах которого докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации соответственно до 5 февраля и 5 августа.

8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.12.2007 №194 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму" признать утратившим силу.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор Российской Федерации ,
действительный государственный советник
Ю.Я.Чайка

1.1. Обеспечить эффективную систему надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму. Активно взаимодействовать в этом направлении с органами ФСБ России, МВД России, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Росфинмониторингом, судебными и иными правоохранительными органами, Национальным антитеррористическим комитетом, оперативными штабами и антитеррористическими комиссиями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

1.2. На основе анализа состояния законности систематически (не реже одного раза в полугодие) проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства. Организовывать мероприятия по усилению безопасности мест проживания и массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, охраны объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, иных объектов повышенной опасности.

1.3. Принимать действенные меры по устранению выявленных нарушений, в случае необходимости рассматривать вопрос о привлечении виновных к административной ответственности, направлении в суд заявлений об исполнении требования законодательства.

1.4. Особое внимание уделять надзору за исполнением требований законов, направленных на исключение фактов пропаганды идей терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления. Обеспечить систематический мониторинг средств массовой информации.

При выявлении информационных материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, безотлагательно решать вопрос о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, а также о применении иных мер прокурорского реагирования.

1.5. При осуществлении надзора за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью по выявлению и пресечению преступлений террористического характера обеспечить принятие необходимых мер по выяснению причастности виновных лиц к деятельности террористических организаций, общественных и религиозных объединений, незаконных вооруженных формирований, степени участия последних в противоправных действиях.

Для пресечения и предупреждения правонарушений в полной мере использовать имеющиеся полномочия, а также предоставленное ст. 24 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" право на обращение в суды с заявлениями о признании организаций террористическими и их ликвидации (запрете их деятельности).

1.6. Не реже одного раза в полугодие проверять в уполномоченных органах исполнение законодательства об оперативно-розыскной деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, розыск лиц, причастных к их организации и совершению, установление и розыск лидеров и активных членов незаконных вооруженных формирований, выявление, предупреждение и пресечение готовящихся актов терроризма, установление и ликвидацию источников и каналов финансирования терроризма, противодействие использованию сети "Интернет" в террористических целях, уделяя особое внимание результатам оперативно-розыскной деятельности, вопросам своевременности и полноты оперативно-розыскных мероприятий, устранению ранее выявленных нарушений и качеству ведомственного контроля, обеспечив проверку законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения всех дел оперативного учета названной категории, сроков и порядка их ведения.

1.7. Обеспечить надлежащий надзор за законностью и обоснованностью принятия правоохранительными органами решений по заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях терроризма.

Проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях террористического характера, законности задержания и привлечения лиц к уголовной ответственности.

1.8. В ходе расследования преступлений террористического характера требовать от органов предварительного следствия принятия предусмотренных законом мер по установлению лиц, причастных к совершению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению, использования всех возможностей для установления источников финансирования преступной деятельности и пресечения их использования для совершения других преступлений.

На постоянной основе анализировать качество и полноту предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях данной категории, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений, а также эффективность взаимодействия следственных и оперативных подразделений различных ведомств.

1.9. Обеспечить участие в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях террористического характера наиболее опытных и квалифицированных государственных обвинителей и своевременное кассационное обжалование каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора и иного судебного решения. Обращать особое внимание на соответствие назначенного наказания характеру и тяжести совершенного преступления.

1.10. Наладить систему сбора, накопления и обработки данных о нарушениях законодательства о противодействии терроризму. Наиболее актуальные и проблемные вопросы организации противодействия терроризму рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Разрабатывать и осуществлять согласованные действия по борьбе с проявлениями терроризма. При необходимости вносить предложения о рассмотрении на заседаниях Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов, связанных с повышением эффективности противодействия терроризму, устранением способствующих ему причин и условий, обеспечением защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

О наиболее серьезных нарушениях законности, способствующих террористической деятельности, и принятых мерах прокурорского реагирования незамедлительно информировать Генерального прокурора Российской Федерации.

1.11. Прокурорский надзор осуществлять гласно. В предусмотренных законом пределах информировать граждан, общественные объединения, средства массовой информации о результатах деятельности органов прокуратуры по противодействию терроризму, состоянии законности и правопорядка в этой сфере. Усилить информационно-пропагандистскую работу, направленную на формирование у граждан позитивного отношения к принимаемым мерам по противодействию террористическим проявлениям.

2. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:

2.1. Направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации специальное донесение о преступлениях террористического характера, предусмотренных ст. 205 , 205.1 , 205.2 , , , , , , и Уголовного кодекса Российской Федерации.

2.2. Оперативно докладывать в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации о результатах судебного рассмотрения уголовных дел, по которым направлялись специальные донесения, с приложением копий приговоров и иных судебных решений.

2.3. Проверять законность и обоснованность процессуальных решений об отказе в возбуждении и о прекращении уголовных дел о преступлениях террористического характера.

В случае согласия с принятыми решениями материалы проверок не позднее 15 дней и уголовных дел не позднее 30 дней со дня принятия решения вместе с заключениями по ним направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.4. Военным прокурорам окружного звена специальные донесения, копии процессуальных документов, судебных решений, материалы проверок и уголовных дел, указанных в пунктах 2.1 , 2.2 и 2.3 настоящего Приказа, представлять в Главную военную прокуратуру.

3. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществлять постоянный надзор за расследованием преступлений данной категории.

Возложить на указанное управление подготовку заявлений в Верховный Суд Российской Федерации о признании организаций террористическими и запрете их деятельности на территории Российской Федерации.

4. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур по итогам полугодия и года не позднее 15 января и 15 июля представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах докладные записки о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму и проведенной прокуратурой в этой области работе и ее результатах, о результатах прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью уполномоченных органов и процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а по вопросам обобщения судебной практики - в Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Военным прокурорам направлять докладные записки в те же сроки в Главную военную прокуратуру, транспортным прокурорам - в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главной военной прокуратуре, а также Главному управлению международно-правового сотрудничества, Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами и управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере не реже одного раза в полугодие осуществлять анализ и обобщение практики исполнения законодательства о противодействии терроризму и состояния прокурорского надзора на этом направлении деятельности. Аналитические справки представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму не позднее 25 января и 25 июля.

6. Установить, что контроль за работой прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур (за исключением транспортных) в части организации надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму, надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью правоохранительных органов в этой сфере осуществляют управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, а также Главная военная прокуратура.

7. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму осуществлять необходимую информационно-аналитическую и методическую работу по проблемам противодействия терроризму, решать иные вопросы, связанные с организацией в системе органов прокуратуры Российской Федерации работы по противодействию терроризму. Проводить по итогам полугодия и года обобщение данных о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму в целом по стране, работе органов прокуратуры и практике прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в этой области, о результатах которого докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации соответственно до 5 февраля и 5 августа.

8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.12.2007 N 194 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму" признать утратившим силу.

9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

Прочитайте:
  1. I. Выписка из Приказа № 139 от 02.03.89. «О мероприятиях по снижению заболеваемости брюшным тифом и паратифами в стране»
  2. I. Классификация форм организации образовательно -воспитательного процесса
  3. I. Формы организации процесса обучения и их классификация
  4. IX. Критерии оценки качества работы лечебно-профилактической организации по иммунопрофилактике инфекционных болезней
  5. VIII. Оценка качества работы лечебно-профилактической организации по иммунопрофилактике
  6. XV. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами

90.Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации: приказ Председателя Следственного комитета РФ от 15.01. 2011 № 2.

91.Положение о Следственном департаменте МВД России: приказ МВД России от 01.07.2011 № 780.

92.О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России : приказ МВД России от 19.06.2012 № 608.

93.Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: приказ МВД России от 01.03.2009 № 249.

94.Об утверждении Типового положения и Типовой структуры Следственного управления при УВД по городу (городскому округу), по нескольким муниципальным образованиям: приказ МВД России от 26.01.2009 № 52.

95.Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 21.04.2011 № 222 (с изм. и доп. от 02.06.2014);

96.Типовое положение об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 10.07.2013 № 535.

97.Типовое положение об Управлении внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 23.12.2005 № 1042.

98.Типовое положение о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте: приказ МВД России от 15.06.2011 № 636.

99.О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания. Приказ МВД России от 06.08.2007 № 697.

100.Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31.12.2013 № 1040.

101.Положение об органах пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации: приказ ФПС ФСБ России от 11.09.2000 № 455.

102.Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации : принят собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 18.04.2001.

103.Положение о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации : утв. приказом Министра юстиции РФ от 03.03.2014 № 25.

104.Положение об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекты (субъектам) Российской Федерации: утв.приказом Министра юстиции РФ от 03.03.2014 № 26.

105.Порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой : утв. приказом Министра юстиции РФ от 02.12.2003 № 306.

106.Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса : утв. приказом Министра юстиции РФ от 21.06.2000 № 179.

107.Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности : утв. приказом Министра юстиции РФ от 14.04.2000 № 132.

108.Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационной комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности : утв. приказом Министра юстиции от 21.06.2000 № 178.

109.Административный регламент исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности : утв. приказом Министра юстиции от 16.07.2007 № 149.

110.Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса: утв. приказом Министра юстиции от 17.02.1997 № 19-01-19-97.

Основная литература

  1. Судоустройство и правоохранительные органы: учебник для бакалавров./[Л.А.Воскобитова, С.В. Матвеев, Т.М. Махова и др.]; отв. ред. Ю.К.Орлов. – М.: Проспект, 2014.

Дополнительная литература

1. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров/отв.ред. Л.Л. Попов. – М.: Проспект, 2015.

2. Безопасность России.XXI век. – М.: Права человека, 2000.

3. Бойков А.Д. Статус адвоката. – М.: Юркомпани, 2010.

4. Вендальцева А.В. и др. Правоохранительные органы зарубежных стран. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2013.

5. Винокуров А.Ю., Винокуров К.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров/под. общ.ред.А.Ю.Винокурова. М.: Юрайт. 2013.

6. Володина С.И., Кучерена А.Г., Пилипенко Ю.С. Адвокатура: учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2014.

7. Гонгало Б.М., Жернаков О.В. и др. Нотариат и нотариальная деятельность: учеб. пособие. – М.: Волтерс Клувер, 2010.

8. Дорогин Р.В. Суд присяжных в Российской Федерации. – Саратов: СЮИ МВД России, 2009.

9. Дубоносов Е .С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. – 3-е изд.,перераб. и доп. М.: Юрайт, серия «Бакалавр»,2012.

10. Ермошин Г .Т . Статус судьи в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования (подготовлено для системы «КонсультантПлюс»)//СПС «КонсультантПюс, 2012.

11. Изварина А.Ф. Развитие и совершенствование действующей судебной системы России. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. экон. ун-т «РИНХ», 2010.

12. Кашепов В.П. О теории судебной власти, судебных реформах и проблемах развития судебной системы. – М.: Юриспруденция, 2010.

13. Комментарий к Конституции Российской Федерации/под ред. В.Д. Зорькина. М., 2011.

14. Констиуционное право: учебник для бакалавров/отв. ред. В.И. Фадеев. – М.: Проспект, 2014.

15. Михайловская И.Б . Суды и судьи. Независимость и управляемость. – М.: Проспект, 2010.

16. Мирзоев Г .Б., Григорьев В.Н. и др. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010.

17. Нарутто С.В., Смирнова В.А. Присяжные и арбитражные заседатели. Теория и практика. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

18. Настольная книга прокурора /под общ. ред. С.Г. Кехлерова и О.С. Капинус. – М.: Академия Ген. прокуратуры РФ; Изд-во «Юрайт», 2014.

19. к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ / Отв. ред.: Винниченко Н.А.; Науч. ред.: Смирнов А.Ф. – М.: Юрайт, ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2009.

20. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» / Под ред. А.Г. Кучерены. – М.: Деловой двор, 2009.

21. Нафикова Г.А. Механизм реализации принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве: монография. – М.: Юрлитинформ. 2012.

22. Национальная программа демографического развития России: проект. – Обществ.палата РФ. Общерос.обществ.орг. «Деловая Россия». – М., 2007.

23. Нехаев В.В., Нехаева Т.Г., Беспалов В.П . Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2007.

24. Новоселова Ю.В., Нудненко В.А. Принцип единства судебной системы Российской Федерации. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009.

25. Политология: учебник/[А.Ю. Мельвил и др.]; ред. Т.В. Шмачкова. – М.: Проспект, 2010.

26. Политология: учебник/[А.С. Гречин, Г.С. Лукашева и др.]: ред. В.Н. Лариненко. – М.: Юнити, 2010.



Просмотров