Номер аккумуляторной батареи. Расшифровка всех заводских надписей аккумулятора. Общие требования к маркировке

Аккумулятор – товар, дата изготовления которого существенно влияет на его потребительские характеристики. Поэтому внимательные автовладельцы при покупке аккумулятора оценивают не только технические параметры – плотность электролита и показатели при проверке вольтметром – но и маркировку даты производства.

Среди производителей приняты условные сроки хранения аккумуляторных батарей без подзарядки: для сурьмянистых АКБ – до трех месяцев, для гибридных АКБ – до шести месяцев, для кальциевых – до двенадцати месяцев. «Своевременная подзарядка продляет срок хранения батарей без потери их потребительских свойств. Производители рекомендуют подзаряжать АКБ до продажи в торговой сети не более 2-х раз и устанавливать на автомобиль — не позднее 9 месяцев после первой подзарядки.»

Эти сроки не абсолютны, многое зависит от правильных условий хранения аккумуляторных батарей.

Единых стандартов маркировки аккумуляторов по дате производства не существует, на разных батареях она ставится по-разному.

Мы приведем варианты маркировки с расшифровкой по наиболее популярным батареям.

WESTA,«ВЕСТА»

Код маркировки, наносимый на крышку аккумуляторных батарей включает в себя:

1. дату производства аккумуляторных батарей (обязательная информация);

2. сведения о батарее и условиях производства (номер производственных линий и бригад). Сведения об условиях производства позволяют восстановить параметры технологического процесса в случае возникновения гарантийных случаев.

Легкая группа батарей

Код состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе шесть цифр.

Обращаем Ваше внимание!
Легкая группа аккумуляторных батарей выпускается на двух заводах: «ВЕСТА-Индастриал» и «ВЕСТА-Днепр» . Код маркировки «ВЕСТА-Индастриал» крупнее и имеет больший размер теснения шрифта.

ЗАО «ВЕСТА-Днепр»
Схема термической маркировки аккумуляторных батарей производимых ЗАО «ВЕСТА-Днепр»

Для аккумуляторных батарей номинальной емкостью 100 Ач, номер линии не указывается, цифра на этой позиции используется для обозначения емкости. Пример: 1100 102301

ЗАО «ВЕСТА-Индастриал»

Код маркировки состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе шесть цифр.

Схема термической маркировки аккумуляторных батарей производимых ЗАО «ВЕСТА-Индастриал»

Примеры маркировки легкой группы аккумуляторных батарей:

Аккумуляторная батарея 6СТ-60Аз производства ЗАО «ВЕСТА-Днепр»:

Батарея была произведена бригадой №2 на производственной линии №2, ёмкость батареи 60 Ач, 2010 год, 1-е полугодие, 3 месяц, 19 число (19 марта 2010 года).

Аккумуляторная батарея 6СТ-60Аз производства ООО «ВЕСТА-Индастриал»:

Батарея была произведена на производственной линии №2, ёмкость батареи 60 Ач, 2010 год, 1-е полугодие, 3 месяц, 16 число (16 марта 2010 года), бригадой №5.

Forse, Dominator, FB, FireBall, Uno

Код маркировки наносится на крышку аккумуляторных батарей и включает в себя:

— дату производства аккумуляторных батарей,

— сведения о батарее и условиях производства.

Код состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе - шесть цифр:

Схема маркировки:
1 – номер бригады
2 – номер линии
3,4 – ёмкость батареи
5,6 – год
7 – полугодие
8 – порядковый номер месяца в полугодии

9,0 - день (число месяца)

Пример маркировки:

Расшифровка:

АКБ была произведена бригадой №2 на производственной линии №2, ёмкость батареи 60 А/ч. Дата изготовления: 2011 год, 1-е полугодие, 3 месяц, 21 число (21 марта 2011 года).

Тяжелая группа аккумуляторов маркируется несколько иначе.

Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей:

Расшифровка:

Батарея имеет ёмкость 140 А/ч, произведена в 2010 году, 2-ое полугодие, 4 месяц второго полугодия (октябрь), бригадой №3.

Тюменский медведь, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Ямал

Код маркировки наносится на корпус батареи с противоположной стороны от центральной этикетки при помощи лазерной перфорации. Шесть цифр на задней стенке батареи расшифровываются как ММ.ГГГГ.

Пример маркировки:

Расшифровка:

Дата изготовления - октябрь 2011 года.

Актех, Орион, Зверь

Код маркировки нанесен на верхней крышке (под ручкой). Аккумуляторные батареи завода Актех маркируют по принципу ММ.ГГ.

Пример маркировки:

Расшифровка:

Дата изготовления - май 2011 года.

Cobat, Titan (Standart, Euro Silver, Arctic Silver, Asia Silver)

С августа 2011 г. дата изготовления наносится на аккумуляторы завода TUBOR при помощи принтера и специальной цифро-буквенной комбинации. Размещение – на крышке АКБ, по центру.

Код содержит 5 символов: 12345
1 – день недели
2, 3 – порядковый номер недели в году (от 01 до 53)
4 – год (латинская буква)

5 – номер смены.
Пример маркировки:

Расшифровка:
2- вторник
08- восьмая неделя
Н- 2011 год
1- первая смена.
АКБ выпущен 22 февраля 2011 года в первую смену.

В настоящее время аккумуляторы завода TUBOR поступают в продажу как в прежнем варианте маркировки, так и в новом – приведенном выше.

VARTA, BOSCH

Код маркировки расположен на верхней крышке в производственном коде. Код состоит из 24-х символов, четвертая позиция обозначает год, пятая-шестая – месяц.

Пример маркировки:

G2С1050520991 536528 82E 09

На аккумуляторах «BOSCH» дата выпуска продублирована в центральной части лицевой наклейки, она содержит три цифры, говорящие о годе и месяце выпуска. Например, 105 – май 2011 года.

Кроме того, дату производства аккумулятора VARTA можно определить по цветному кружку, нанесенному на этикетку или крышку аккумулятора. Цвет кружка соответствует определенному кварталу.


Mutlu

Дата производства аккумулятора нанесена посредством лазерной перфорации на верхней части корпуса АКБ. Код состоит из шести цифр, первая из которых – номер линии, вторая – год, третья, четвертая – месяц, пятая, шестая – число.

Пример маркировки:

Расшифровка:

GS YUASA (Eco.R, Eco.R LS, Eco.R Long Life, GranCruise Standard, GranCruise High Class), Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova)

Производственный код расположен на этикетке сверху (на крышке). Маркируются по принципу ЧЧ.ММ.ГГ

Пример маркировки:

Расшифровка:

Topla

На аккумуляторах Topla код нанесен на верхнюю часть корпуса при помощи лазера. Из четырнадцати символов третий, четвертый обозначают год, а пятый, шестой – неделю.

Пример маркировки:

Расшифровка маркировки:

Батарея изготовлена в шестую неделю 2011 года (т.е. в феврале).
Источник: mks-auto

14 Отзывы ›

    Информация для глухонемых, причём, если не ошибаюсь, не позже 2013г рождения. т.к. ещё в начале 2014г представительство JC распространило информационное письмо от производителя, согласно которому дата выпуска АКБ по 19значной маркировке определяться НЕ ДОЛЖНА! (она там где-то есть, но не официально!) У меня за 13лет работы накопилась значительно более обширная база информации по этому вопросу (там есть ZAP, EXIDE, казахи, корейцы, Мегатекс…), но мне и в горячечном бреду не пришло бы в голову её публиковать, во-первых, производители периодически систему маркировки меняют (сейчас получили партию батареек от JC, так маркировка совсем другая, с QR-кодом, и даже в представительстве ещё не знают, что за чем следует, ждём ответа из Цвикау), а, во-вторых, давать лишнюю информацию для потребителя не следует- ему и так кажется, что он всё знает, а его везде пытаются на—ать…
    Я уже рассказывал, как ещё давно (лет 6-7тому) какой-то дедушка приволок мне забытый в подвале на 2,5года!!! ТИТАН-60 ещё в упаковке, при вскрытии упаковки плотность была 1,20, ночь отстоял на зарядке, наутро плотность 1,28, электролит прозрачный как слеза, показатели по MID 35i более 500А, а нагрузочную вилку за малым не покусал- настолько был сурово заряжен!!! И потом отработал порядка 3лет (со слов деда) ДО ПРОДАЖИ МАШИНЫ!! Одно плохо- дед потом пришёл искать именно ТИТАН, а не Ca/Ca, а я уже с Тубором расстался…

    • 1. Батареи 2013 года все еще находятся на рынке, поэтому не соглашусь, что информация неактуальна.

      2. К сожалению, JCI не высылало нам информацию о своей маркировке. Так что, в моменте не можем ее проверить.

      3. QR-код можно прочитать с любого смартфона, нужно установить для этого приложение, соответствующее модели ОС (Android, iOS и т.д) установленной на устройстве. QR-код обычно содержит ссылку на какой-либо сайт. Возможно там есть полезная информация.

      4. Дату действительно производители шифруют для того, чтобы убрать «излишнее внимание» к данному вопросу со стороны покупателей, зачастую нарушая тем самым требования международных стандартов. Хорошо если Вы, Михаил, добросовестный продавец, а если нет? Как покупателю быть в данной ситуации?

      • А нет на этот счёт никакого упоминания ни в ГОСТ 53165-2008, ни в 720 Тех.регламенте!
        Есть, в каком состоянии их можно продавать и, соответственно, эксплуатировать- это 12,5В НРЦ, а каким путём вы это решаете- ваше дело!

          • Я про срок хранения, а не дату! Кстати, импортные производители кладут с прибором на этот ГОСТ и маркируют, как я уже говорил, только что не мнемоническими картинками- и день, и месяц, и число, и год, и полугодие- чего только не видел!!! А JC вообще не сообщает, где дата- хотя очень удобно, что их 19ти значный код уникален и позволяет чётко привязать АКБ к гарантийному талону (я недавно благодаря этому отбился от иска без малого на 40т.р.- пытался мне один м-к всучить не мою АКБ по гарантии по моей гарантийке…)

            Просто это не выгодно продавцам, а не потребителю.
            На ГОСТы у нас давно положили

            • Выгодно- не выгодно- я просто не вижу проблемы! Даже имеюющуюся информацию надо уметь интерпретировать, а то ведь в январе 2014 смотрит на дату «декабрь 2013» и разочаровано тянет: «Да она же с прошлого года здесь пылится!»
              Полностью заряженная АКБ имеет НРЦ=12,7В, вот такую и покупай! Если покупатель баран и не знает даже этого, пусть не пытается сэкономить при покупке и едет в спеццентр, а не на авторынок или «оптовку». Я же, например, не пытаюсь сам оптимизировать свой сайт- плачу деньги специально обученным людям…

    Копируете только друг у друга информацию… хоть бы откорректировали…
    Весты на рынке почти нет, Варта Бош уже нельзя так точно заявить о правильности этой информации, Forse Уно и тд так же не факт, из за смен мест производства..

  • Основные конструкционные материалы, применяемые в автомобилестроении. Классификация
  • Вопрос9: Расчет численности производственных рабочих стоа Расчет численности производственных рабочих стоа.
  • Вопрос 10: Классификация подъёмно-осмотрового оборудования Классификация подъёмно-осмотрового оборудования
  • Вопрос11: Отказы в технике. Понятие о надежности, характер ее изменения в процессе эксплуатации Отказы в технике. Понятие о надежности, характер ее изменения в процессе эксплуатации
  • Вопрос12: Расчет годового объема работ городских и дорожных стоа. Расчет годового объема работ городских и дорожных стоа.
  • Вопрос13: Смазочно-заправочное оборудование, классификация.
  • Вопрос14: Факторы, влияющие на надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания Факторы, влияющие на надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания
  • Вопрос16: Стенды для проверки углов установки колес.
  • Вопрос17: Методы обеспечения надежности технических систем. Перспективы развития
  • Вопрос19: Контроль технического состояния дизельных двигателей по гост р 52160-2003 Контроль технического состояния дизельных двигателей по гост р 52160-2003
  • 5.1 Условия проведения испытаний
  • 5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
  • 5.3 Подготовка к измерениям
  • 5.4 Измерение дымности
  • Пересчет значений к в n (для дымомера с l, равной 0,43 м)
  • Вопрос 20: Понятие и определение технической системы. Ее составляющие Понятие и определение технической системы. Ее составляющие
  • Вопрос21: Разработка генерального плана стоа.
  • Вопрос22: Организация государственного учета транспортных средств в рф. Нормативные документы Организация государственного учета транспортных средств в рф. Нормативные документы.
  • Вопрос23: Расчет электрических нагрузок предприятий автосервиса Расчет электрических нагрузок предприятий автосервиса.
  • Вопрос24: Основные этапы технологического проектирования предприятий автосервиса. Основные этапы технологического проектирования предприятий автосервиса.
  • Вопрос25: Роль контрольно-диагностической информации при оценке технического состояния транспортных средств.
  • Вопрос26: Функциональная схема организации производственного процесса стоа.
  • Вопрос27: Топливная экономичность
  • Вопрос28: Основные элементы транспортного процесса
  • Вопрос29: Типы и функции предприятий автомобильного транспорта Типы и функции предприятий автомобильного транспорта.
  • Вопрос30: Подвеска. Виды. Назначение, принцип действия.
  • . Подвеска. Виды. Назначение, принцип действия.
  • Вопрос31: Классификация предприятий автосервиса
  • Вопрос32: Трансмиссия автомобиля. Назначение, устройство, принцип действия
  • Вопрос33: Транспортная подвижность населения
  • Вопрос34: Структура службы гибдд и её функции Структура службы гибдд и её функции
  • 2. Дорожно-патрульная служба, как структурное подразделение гибдд
  • 2.1.Организация дорожно-патрульной службы
  • Вопрос36: Система смазки. Назначение, устройство, принцип действия.
  • Вопрос37: Общее устройство и принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
  • Вопрос38: Система охлаждения. Виды. Назначение, устройство, принцип действия.
  • Вопрос39: Особенности конструкции и принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания
  • Вопрос40: Основные характеристики поршневых двигателей внутреннего сгорания. Принципы классификации и маркировка двигателей.
  • 2.1. Регулировочные характеристики
  • 2.2. Скоростные характеристики
  • 2.2.1. Внешняя скоростная характеристика
  • 2.2.2. Частичные скоростные характеристики
  • 2.2.3. Построение скоростных характеристик аналитическим методом
  • 2.4. Нагрузочная характеристика
  • Вопрос41: Система зажигания. Виды. Назначение, устройство, принцип действия.
  • 1.Контактная система зажигания
  • Вопрос42:Понятие электрооборудования траспортных машин. Его определение и толкование.
  • Вопрос43: Аккумуляторные батареи (АкБ). Назначение, условия работы. Основные требования к АкБ. Виды(типы) АкБ. Маркировка. Размещение АкБ на транспортных машинах.
  • Вопрос44: Типаж автомобилей. Компоновочные схемы автомобилей. Классификация.
  • Вопрос45: Генераторные установки. Назначение. Структурный состав. Характеристики генераторных установок.
  • Вопрос46: Система пуска. Назначение. Структурный состав системы пуска. Электрические схемы управления стартером.
  • Вопрос48: Система освещения. Принцип формирования светораспределения. Классификация систем освещения
  • Вопрос49: Техническая диагностика автомобиля. Цели, методы, применяемое оборудование.
  • 2 Цели:
  • 3 Методы:
  • 4 Оборудование:
  • Вопрос50: . Понятия технологического обслуживания и ремонта автомобиля. Виды, периодичность. Система планово-предупредительного ремонта.
  • 3.1. Виды технического обслуживания и ремонта
  • Переодичность технического обслуживания подвижного состава
  • 3.2. Организация технического обслуживания и ремонта в автотранспортных предприятиях
  • 3.3. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава
  • Характеристика категорий условий эксплуатации
  • Коэффициент корректирования переодичности технического обслуживания, трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов
  • Коэффициент учета природно-климатических условий при определении трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов
  • Вопрос51: Технология организации то и р на станция технического обслуживания и сервисных центрах. Перспективы развития.
  • 2.Организация технологического процесса в сто
  • 2.1. Организация технологических процессов то и
  • 2.2. Организация работ то и тр автоиобилей
  • Вопрос52: Нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды от выбросов автомобильного транспорта
  • Вопрос53: трансмиссионные масла
  • Вопрос54: Детонационная стойкость бензинов
  • Вопрос55: Состав отработавших газов и его влияние на здоровье человека.
  • Вопрос56: моторные масла
  • Вопрос57: Общие требования, предъявляемые при испытаниях автомобильных двигателей.
  • Вопрос58: . Виды испытаний транспортных средств
  • Вопрос59: физические и химические свойства и показатели качества дизельного топлива. Цетановое число, методы определения.
  • Вопрос60:Расчет площади производственного участка на сто.
  • Вопрос43: Аккумуляторные батареи (АкБ). Назначение, условия работы. Основные требования к АкБ. Виды(типы) АкБ. Маркировка. Размещение АкБ на транспортных машинах.

    Аккумулятор - химический источник тока, в котором энергия химической реакции многократно преобразуется в электрическую и наоборот. Таким образом, аккумулятор, имея возможность преобразовывать химическую энергию в электрическую, способен запасать ее и хранить в течение длительного времени. Заряжаясь, аккумулятор накапливает электрическую энергию, разряжаясь, отдает ее потребителю. Стандартная современная 12-вольтовая автомобильная аккумуляторная батарея выполнена из шести последовательно соединенных между собой блоков разноименно заряженных пластин, каждый из которых и представляет собой простейший аккумулятор с выходным напряжением около 2 вольт. Положительно заряженная пластина (электрод) представляет собой свинцовую решетку с активной массой из двуокиси свинца (PbO 2), а электрод со знаком минус - решетку с активной массой из губчатого свинца (Pb). Полублоки разноименно заряженных пластин вставляются друг в друга. Во избежание возникновения короткого замыкания между пластинами, их разделяют пористыми сепараторами из изоляционного материала. Собранные блоки помещаются в корпус и заливаются электролитом (раствором серной кислоты плотностью 1.27-1.29 г/см 3). Полюса (баретки) крайних элементов соединяются с расположенными снаружи корпуса контактными выводами - борнами. Если к аккумулятору подключить нагрузку, то свинцовые пластины с активной массой, электролит и нагрузка образуют замкнутую цепь. Внутри аккумулятора начинается химическая реакция, в результате которой активная масса обоих электродов начнет менять первоначальный состав, преобразуясь из губчатого свинца и его двуокиси в сернокислый свинец (сульфат свинца PbSO 4), а плотность электролита начинает падать. В итоге, в цепи образуется направленное движение ионов, и течет электрический ток. Такой процесс представляет собой разряд аккумулятора. При подключении к аккумулятору внешнего источника тока начинается обратный процесс - заряд. При заряде активная масса пластин восстанавливает свой первоначальный состав, плотность электролита растет. Эти химические процессы можно описать следующими уравнениями: - на положительной пластине: PbO 2 + H 2 SO 4 = PbSO 4 + H 2 O + 2e; - на отрицательной пластине: Pb + H 2 SO 4 = PbSO 4 + H 2 - 2e. Из всего вышесказанного следует, что количество запасаемой аккумулятором энергии (емкость) определяется объемом активной массы и электролита. Поскольку автомобильная 12-вольтовая аккумуляторная батарея состоит из шести аккумуляторных элементов, соединенных в батарею последовательно, то по сути устройство, в повседневном обиходе просто называемое «аккумулятор», на самом деле является батареей из нескольких аккумуляторов. Впервые серийно аккумуляторные батареи стали устанавливать на автомобили Cadillac в 1912 г. На первых автомобилях аккумуляторные батареи были снимаемые, т.к. из-за отсутствия бортового генератора после разряда их приходилась подзаряжать от внешнего источника тока. В автомобиле аккумуляторная батарея выполняет три функции: во-первых, запускает двигатель, во-вторых, питает бортовые электрические устройства в то время, когда двигатель не работает, и, наконец, при работающем двигателе помогает генератору, когда тот не справляется с нагрузкой в бортовой электрической сети.

    Конструкция аккумуляторной батареи

    Современная аккумуляторная батарея состоит из следующих основных частей:

      моноблок (корпус), служащий резервуаром для электролита;

    • пластины;

      сепараторы;

      соединительные выводы.

    Основные типы конструкций аккумуляторных батарей

    В зависимости от конструктивных особенностей аккумуляторные батареи можно разделить на три типа:

      обслуживаемые;

      малообслуживаемые;

      полностью необслуживаемые.

    Обслуживаемые аккумуляторные батареи

    Обслуживаемые аккумуляторные батареи требуют постоянного контроля уровня электролита и его плотности. Это происходит из-за того, что при изготовлении пластин для повышения прочности их материала и улучшения его литьевых свойств в свинец добавляется сурьма (свыше 4,5%). Это приводит к тому, что разложение электролита (с одновременной потерей воды) происходит при невысоких (14,3-14,4 В) напряжениях. Для компенсации расхода воды ее приходится периодически доливать через отверстия, закрытые пробками. Если же момент резкого снижения уровня электролита упущен, то начнется необратимая сульфатация свинца, и, как следствие, разрушение активной массы пластин. Малообслуживаемые аккумуляторные батареи

    Малообслуживаемые аккумуляторные батареи обладают как ярко выраженными достоинствами, так и недостатками. К достоинствам можно отнести малое потребление воды, высокую коррозионную стойкость пластин и малый саморазряд. Недостатком является необратимое образование сульфата кальция при перезарядах (сопряженных с выкипанием электролита) и глубоких разрядах. Для уменьшения последнего явления некоторые производители изготавливают батареи комбинированной конструкции: отрицательные пластины выполняются из кальциевого сплава свинца, положительные - из малосурьмянистого (как у старых обслуживаемых батарей). Подавляющее большинство аккумуляторов, изготавливаемых отечественными заводами, являются малообслуживаемыми. В Европе, как и во всем мире, малообслуживаемые аккумуляторы вытесняются необслуживаемыми.

    Необслуживаемые аккумуляторные батареи

    По стандартам DIN «необслуживаемость» аккумуляторной батареи подразумевает расход воды меньше 6 г/А*час. На практике к необслуживаемым батареям относят такие, в конструкции которых применен комплекс решений, направленных на достижение крайне низкого темпа расхода воды. В результате чего предполагается, что срок выкипания критичного для работоспособности батареи объема электролита превышает срок службы батареи до ее естественного выхода из строя вследствие естественного коррозионного разрушения решеток. Доля сурьмы в свинце пластин необслуживаемых батарей составляет менее 2,5%.

    Параметры аккумуляторных батарей

    Аккумулятор обладает 100% эффективностью при 27 o С. При минус 18 o С эффективность батареи падает на 40%. Поэтому в условиях холодного климата значениям рабочих параметров придается особенное значение.

    Маркировка аккумуляторных батарей

    На аккумуляторные батареи наносятся обозначения, позволяющие однозначно определить их основные параметры: емкость, ток холодного запуска, тип корпуса. Обозначения даты и/или места производства являются не обязательными, поэтому не стандартизированы. Маркировку можно разделить (применительно к нашим условиям) на две большие группы:

      маркировка согласно ГОСТ;

      маркировка согласно DIN.

    Например, по стандарту ГОСТ маркировка батареи 6СТ-55ПМА несет следующую информацию: 6 - количество элементов (напряжением 2В) в батарее; СТ - назначение батареи (стартерная); 55 - номинальная емкость в ампер*часах; П - материал моноблока (сополимер полиэтилена с полипропиленом); М - материал сепаратора (мипласт); А - общая крышка; З - выпускается в залитом и заряженном виде. По стандарту DIN маркировка 5 74 012 068 несет следующую информацию: 5 - цифра, показывающая «порядок» значения емкости; (5 - до 100 А*час, 6 - от 100 до 200 А*час, 7 - свыше 200 А*час); 74 - емкость 74 А*час; 012 - заводское обозначение типа корпуса, из которого следуют габариты корпуса, тип крепления, расположение выводов; 068 - ток пуска 680 А по стандарту EN. Ряд зарубежных производителей батарей маркируют свои батареи специфическим образом, указывая в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска, которому по каталогу можно сопоставить величину номинальной емкости. Своеобразно маркируются также батареи, производимые в США или изготовленные для продажи на рынке США. Дополнительный код, собственный для каждого производителя, позволяет узнать место и дату производства батареи.

    Эксплуатация аккумуляторной батареи

    Эксплуатация аккумуляторной батареи на транспортных средствах допускается только при исправном реле-регуляторе (при напряжении от 13.8В до 14.2В), токе утечки не более 25мА, плотности электролита согласно табл.1 и уровне электролита не ниже верхней кромки пластин.

    При пуске двигателя длительность работы стартера не должна превышать 10 секунд для карбюраторных автомобилей, 15 секунд для дизельных. Если попытка запуска не удалась, необходимо сделать перерыв на 1 минуту.

    При эксплуатации аккумуляторной батареи не реже одного раза в месяц необходимо:

    проверять и, при необходимости, очищать аккумуляторную батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность аккумуляторной батареи, удалять ветошью, смоченной в 10-процентном растворе аммиака или соды;

    проверять и, при необходимости, очищать вентиляционные отверстия на корпусе аккумуляторной батареи;

    проверять уровень электролита и, при необходимости доливать дистиллированную воду до нормального уровня (для аккумуляторных батарей, имеющих пробки); доливать электролит в аккумуляторную батарею можно только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания (в обслуживаемых батареях);

    проверять надежность крепления аккумуляторной батареи в установочном гнезде и плотность крепления соединительных клемм на полюсных выводах аккумуляторной батареи; соединительные клеммы смазывать техническим вазелином.

    в зимний период проверку состояния аккумуляторной батареи выполнять чаще.

    Не реже одного раза в квартал проверять степень заряженности аккумуляторной батареи. При необходимости заряжать батареею согласно разделу «Зарядка аккумуляторной батареи».

    Глубокий разряд аккумуляторной батареи при отрицательных температурах недопустим! Это приводит к замерзанию электролита и разрушению корпуса батареи.

    При покупке автомобильного аккумулятора вам необходимо знать, как выбрать модель, удовлетворяющую вашим требованиям. Мало просто знать основные параметры аккумулятора. Нужно уметь извлекать информацию о них из маркировки автомобильных аккумуляторов. Существует ряд международных стандартов, определяющих, какие данные должны быть отражены в маркировке аккумуляторной батареи. Большинство производителей придерживаются этого стандарта. Но проблема в том, что при нанесении одних и тех же данных разные компании используют свои разновидности маркировок.

    Давайте, попробуем разобраться в дебрях маркировок автомобильных аккумуляторов. Для начала посмотрим, что наносят на свои батареи отечественные производители.

    При нанесении маркировки на свои аккумуляторы отечественные производители ориентируются на требования ГОСТ 959-2002. Схема маркировки следующая:


    Первая цифра в этом обозначении показывает, сколько банок имеется в составе аккумуляторной батареи. В зависимости от этого определяется номинальное напряжение АКБ. Второй блок с буквами показывает назначение аккумулятора. В этом случае, стартерная батарея. Затем идёт число, указывающее номинальную ёмкость автомобильного аккумулятора.

    Четвёртая группа букв или цифр указывает на исполнение АКБ. В примере на изображении аккумулятор с общей крышкой, с полиэтиленовым сепаратором-конвертом, залитый и заряженный.

    В большинстве случаев производители наносят все данные из маркировки на различных наклейках на АКБ. Перечисляется номинальная ёмкость, напряжение, пусковой ток и т. п. Но обычно все это делается в рекламных целях, подчёркивается информация, которая выгодна производителю. И скрываются данные, которые афишировать не хочется. Поэтому вам лучше уметь самостоятельно извлекать все необходимые параметры из заводской маркировки.

    Маркировка американских АКБ

    Маркировка американских аккумуляторов определяется в соответствии со стандартом SAE J537 (Society of Automotive Engineers).

    Что обязательно должно быть указано на АКБ?

    В большинстве стандартов есть требования по маркировке следующих параметров:

    • Номинальное значение ёмкости;
    • Знак компании-производителя;
    • Номинальное значение напряжения;
    • Ток холодной прокрутки, измеряемый при — 18 градусах Цельсия;
    • Дата производства АКБ;
    • Вес аккумуляторной батареи;
    • Обозначение полярности;
    • Необходимые предупреждающие обозначения («опасное едкое вещество» и т. п.);
    • Минимальная и максимальная метки уровня электролита.

    Основной проблемой при чтении маркировки для автолюбителей является определение пускового тока. По стандартам ETN и SAE данные значения выше, чем в случае DIN. В первом случае (ETN и SAE) обозначается способность автомобильной батареи к разряду большими токами за короткий временной интервал. В течение этого интервала батарея должна выдавать ток 25 ампер. В случае DIN обозначается возможность АКБ к разряду небольшими токами длительное время.

    Поэтому важно помнить, что если на аккумуляторе SAE указан высокий пусковой ток, это не говорит о его превосходстве над АКБ маркированной по стандарту DIN.

    На некоторых специализированных форумах можно найти такие рекомендации по соотношению пусковых токов АКБ по стандартам SAE и DIN.

    Ёмкость аккумулятора до 90 А-ч:

    Ток SAE = 1,7 * ток DIN

    Ёмкость аккумулятора от 90 до 200 А-ч:

    Ток SAE = 1,6 * ток DIN

    Дополнительно посмотрите короткое видео о параметрах аккумуляторов.

    Маркировка аккумуляторов для автомобилей, производимых различными компаниями, существенно различается, как различаются и сами аккумуляторные батареи. Для различных автомобилей выпускаются очень разные аккумуляторные батареи как по электрическим характеристикам, так и по габаритным размерам. В разных странах приняты свои требования по нанесению технической информации на аккумуляторы. Обязательные требования к маркированию аккумуляторных батарей описываются в нескольких международных стандартах.

    Сами производители батарей стремятся вынести на корпус АКБ всю необходимую информацию:

    • наименование и фирменный знак завода - производителя;
    • маркировку значения номинального напряжения АКБ;
    • маркировку значения ёмкости аккумуляторной батареи;
    • тип батареи по одному или нескольким международным стандартам;
    • количество банок батареи;
    • знаки полярности клемм аккумулятора;
    • дату производства аккумулятора;
    • предупреждающие знаки по эксплуатации и транспортировке.

    В этой статье мы подробнее остановимся на описании следующих видов маркировки аккумуляторных батарей:

    • российская маркировка аккумуляторов;
    • европейская маркировка аккумуляторов;
    • азиатская маркировка аккумуляторов;
    • американская маркировка аккумуляторов.

    Маркировка российских аккумуляторных батарей

    Маркировка российских аккумуляторных батарей осуществляется в соответствии с ГОСТ 959-91 и имеет следующий схематический вид: «А Б С Д».

    В маркировании типа «А Б С Д» использованы следующие обозначения:

    • «А» - количество элементов (банок) аккумуляторной батареи, при этом принято, что один элемент дает 2 вольта, цифра «6» означает 6 элементов по 2 вольта, то есть 12 вольт;
    • «Б» - буквенное обозначение типа аккумулятора, «СТ» - означает стартерный тип батареи;
    • «С» - номинальная общая ёмкость аккумулятора, выраженная в ампер-часах, «60» означает ёмкость в 60 ампер-часов, «65» означает ёмкость в 65 ампер-часов;
    • «Д» - тип исполнения батареи и материал изготовления.

    Расшифровка символа «Д» для определения типа аккумуляторной батареи.

    Маркировка европейских аккумуляторных батарей

    Маркировка европейских аккумуляторов, как правило, соответствует международному стандарту DIN. Данный стандарт подразумевает использование пяти цифр. Существует и стандарт ETN или девяти цифр для маркирования автомобильных аккумуляторов.

    Пятизначный код маркировки определяет следующие параметры:

    • первые три цифры определяют ёмкость АКБ, для определения ёмкости нужно из значения первых трех цифр вычесть число 500;
    • последние две цифры определяют тип аккумуляторной батареи.

    В типе батареи может быть зашифровано:

    • вариант исполнения аккумуляторной батареи;
    • тип и размер клемм подключения;
    • тип элементов крепления батареи и элементов для переноски;
    • значение вибропрочности;
    • тип отвода газов в батарее.

    Девятизначный код маркировки ETN определяет следующие параметры:

    • первая цифра маркирования определяет диапазон значения ёмкости аккумулятора;
    • вторая и третья цифра определяют значение ёмкости батареи внутри диапазона, при этом если первая цифра «6», то нужно добавить 100 Ач, если первая цифра «7», то нужно добавить 200 Ач;
    • четвертая, пятая и шестая цифры этого типа маркирования определяют тип конструктивного решения и виды использованных материалов;
    • последние три цифра определяют значение, равное одной десятой от значения тока холодной прокрутки.

    На аккумуляторы европейского производства могут быть нанесены и дополнительные маркировки. Приводим таблицу некоторых обозначений, позволяющих лучше маркировать АКБ.

    Маркировка Расшифровка маркировки на аккумуляторных батареях
    1 12 V Напряжение 12 Вольт
    2 60 Ah Ёмкость аккумулятора 60 ампер-часов
    3 R.C. 60 min Резервная ёмкость АКБ равна 60 минутам
    4 LOAD TEST 200 Может выдержать кратковременную нагрузку в 200 Ампер для пуска двигателя автомобиля
    5 CCA Маркируется значение максимального тока пуска двигателя в зимних условиях
    6 BCI Значение максимального тока холодного пуска, измеренного по методу Battery Council International
    7 IEC Значение максимального тока холодного пуска, измеренного по методу International Electrotechnical Commission
    8 DIN Значение максимального тока холодного пуска, измеренного по методу Deutche Industri Normen

    Маркировка азиатских аккумуляторных батарей

    Азиатские производители аккумуляторов используют стандарт JIS для маркирования батарей. Эта маркировка достаточно сложная, для её полной расшифровки необходимо использовать специальные таблицы.

    Эта азиатская маркировка аккумуляторов обычно имеет шесть символов:

    • первые две цифры маркируют ёмкость АКБ, умноженную на поправочный коэффициент;
    • третий символ маркера - это буква, позволяющая маркировать тип формы батареи и соотношение между размерами;
    • четвертый и пятый символ маркировки определяют один базовый размер в сантиметрах (обычно так маркируется длина АКБ);
    • шестой символ имеет значение R или L и определяет расположение отрицательной клеммы.

    Для подбора европейского аналога азиатских аккумуляторов нужно использовать дополнительные таблицы примерного соответствия параметров. Следует помнить, что ёмкость батареи, указанная по азиатскому способу маркирования, ниже европейского значения. Так значение «55» на японских аккумуляторах соответствует примерно значению ёмкости 45 Ач на российской или европейской маркировке.

    Маркировка американских аккумуляторных батарей

    Американская маркировка аккумуляторных батарей выполняется в соответствии со стандартом SAE. Однако могут быть использованы и другие типы маркирования.

    Стандартная американская маркировка АКБ состоит из одной буквы и пяти цифр, имеющие следующие значения:

    • первая буква маркирует тип АКБ, символ «А» означает автомобильный тип;
    • первые две цифры маркировочного кода определяют типовой размер АКБ;
    • последние три цифры задают значение тока холодной прокрутки в амперах.

    Дополнительно на батареи могут быть нанесены значения резервной ёмкости АКБ, время снижения напряжения АКБ до 10 вольт при разряде фиксированным током 25 ампер и другие параметры.

    Приводим небольшой видеоролик по типам маркировки автомобильных аккумуляторов.

    Наш совет: Перед тем, как покупать новый аккумулятор и сверять маркировку аккумуляторной батареи, можно попытаться восстановить старый АКБ, используя современные технологии и оборудование.

    АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

    В процессе эксплуатации аккумуляторы постепенно утрачивают свою работоспособность даже при соответствующем техническом обслуживании. Рано или поздно батарея оказывается не в состоянии обеспечить пуск двигателя, особенно в холодное время года, и ее приходится заменять .

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

    Аккумуляторная батарея (АКБ) представляет собой химический источник тока, запасающий энергию, необходимую для питания электрического стартера, вращающего двигатель при пуске. Кроме того, она обеспечивает работу электрических приборов автомобиля при недостатке или отсутствии развиваемой генератором мощности. На транспортных средствах в основном применяются свинцовые стартерные батареи, состоящие из последовательно соединенных аккумуляторов, установленных в общем корпусе.


    Устройство обслуживаемой АКБ:
    1 – корпус;
    2 – отрицательный электрод (пластина);
    3 – сепаратор;
    4 – положительный электрод (пластина);
    5 – баретка;
    6 – опорные призмы;
    7 – крышка;
    8 – пробка заливного отверстия;
    9 – положительный вывод;
    10 – межэлементная перемычка (соединительный мостик);
    11 – отрицательный вывод

    Так называемые «необслуживаемые» батареи отличаются от обычных замедленным «выкипанием» воды из электролита и большим его резервным объемом.

    ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    На территории Российской Федерации АКБ должны соответствовать межгосударственному ГОСТу 959-2002 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники». Для обеспечения нормальной эксплуатации электрооборудования и самой батареи требуется ее соответствие по основным размерам и характеристикам данному автомобилю.
    «Полярность» – определяет расположение отрицательного и положительного выводов батареи. Если смотреть на АКБ со стороны, к которой выводы смещены ближе, то полярность:
    - прямая – если положительный вывод с обозначением «+» находится слева, а отрицательный вывод, обозначенный «–», – справа;
    - обратная – если положительный вывод «+» находится справа, а отрицательный вывод «–» – слева.
    Ширина батареи должна точно соответствовать штатной, поскольку большинство из них крепится за нижние боковые выступы корпуса.
    Высота и длина могут быть несколько больше, если это допускают размеры ниши (установочной площадки) под АКБ.
    Номинальная емкость (С 20) – количество электричества (в А.ч), которое способна отдать АКБ при 20-часовом режиме разряда током, численно равным 0,05 номинальной емкости до напряжения на выводах 10,5 В при температуре электролита 25°С.
    Резервная емкость (Cр) – время разряда в минутах полностью заряженной батареи током 25 А до напряжения 10,5 В при температуре электролита 25°С.
    Примечание . По ГОСТу 959-2002 номинальную и резервную емкость определяют поместив батарею в ванну с водой, имеющей температуру 25±2°С.
    Резервная емкость численно в 1,63 раза больше номинальной (например, для батареи емкостью 55 А.ч она составляет 90 минут). Это расчетное время, в течение которого полностью заряженная АКБ обеспечивает электроэнергией минимум потребителей, необходимых для безопасного движения автомобиля в случае отказа генератора.
    Ток холодной прокрутки (I х.п.) – по ГОСТу 959-2002 – это ток разряда, который способна отдать батарея при температуре электролита минус 18°С в течение 10 с напряжением не менее 7,5 В. Чем этот параметр выше, тем лучше двигатель будет пускаться зимой, но из-за увеличения нагрузки на стартер может снизиться его ресурс.
    Величина тока холодной прокрутки зависит от методики ее измерения. Примерное соответствие значений тока холодной прокрутки, определенного по разным стандартам, приведено в таблице.


    МАРКИРОВКА

    По ГОСТу 959-2002 на каждой АКБ должно быть нанесено:
    - товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
    - условное обозначение батареи (рис.); - знаки полярности: плюс «+» и минус «–»;
    - дата изготовления – месяц, год;
    - номер НД (нормативного документа) на данную батарею;
    - номинальная емкость в ампер-часах (А.ч);
    - номинальное напряжение в вольтах (В);
    - ток холодной прокрутки в амперах (А);
    - масса батареи (если она 10 кг и более);
    - знаки безопасности;
    - символ переработки.


    Примечание. На АКБ, предназначенных на экспорт, дополнительно должно быть нанесено: «ГОСТ 959-2002», надпись «сделано в (наименование страны-изготовителя)» и буква «Т» для экспорта в страны с тропическим климатом.


    Условное обозначение батарей по европейскому стандарту EN 60095-1.


    Условное обозначение батарей по американскому стандарту SAE J537.

    Примеры маркировки АКБ


    Маркировка российской батареи:
    1 – условное обозначение;
    2 и 3 – ток холодной прокрутки по DIN и EN;
    4 – вес;
    5 – резервная емкость;
    6 – номинальная емкость;
    7 – номинальное напряжение


    Маркировка европейской батареи:
    1 – тип;
    2 – номинальная емкость;
    3 – ток холодной прокрутки по EN;
    4 – знаки мер безопасности


    Маркировка американской батареи :
    1 – условное обозначение;
    2 и 3 – ток холодной прокрутки по SAE и DIN;
    4 – номинальное напряжение

    Примечание . На корпусе батареи может быть указано несколько значений тока холодной прокрутки и далее в скобках обозначения стандартов, по которым они определены.

    ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

    В соответствии с ГОСТ 959-2002:
    - гарантийный срок хранения не залитых электролитом (сухозаряженных) батарей – 36 месяцев, при этом срок сохранения сухозаряженности – 12 месяцев;
    - гарантийный срок эксплуатации батарей – 18 месяцев со дня продажи;
    - гарантийная наработка батарей – 60 тыс. км пробега автомобиля в пределах гарантийного срока эксплуатации;
    - гарантийный срок эксплуатации необслуживаемых батарей – 24 месяца при пробеге автомобиля не более 75 тыс. км;
    Для необслуживаемых батарей гарантийный срок исчисляется:
    - не залитых электролитом (сухозаряженных) – со дня продажи;
    - залитых электролитом – со дня изготовления.

    Примечание . При отсутствии возможности контроля за пробегом автомобиля и режимами обслуживания батареи гарантия практически распространяется только на заводской брак, выявленный за установленный продавцом гарантийный срок.

    Фактический срок службы стартерных аккумуляторных батарей может быть значительно больше и зависит от условий эксплуатации. При исправном электрооборудовании, соответствующем техническом обслуживании и годовом пробеге автомобиля до 10–12 тыс. км он может достигать 5–8 лет.
    Долговечность необслуживаемых АКБ , не имеющих отверстий для долива, существенно зависит от состояния электрооборудования и условий (интенсивности) эксплуатации. Напряжение в бортовой сети автомобиля должно находиться в пределах 13,9–14,3 В, иначе ресурс батареи резко снизится из-за «выкипания» воды из электролита или в связи с постоянным недозарядом и оплыванием активной массы.

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

    Чтобы АКБ выработала заложенный в нее ресурс при техническом обслуживании автомобиля, необходимо:
    - проверять крепление батареи на автомобиле – незакрепленная батарея сильнее подвержена вибрациям, которые могут вызвать нарушение герметичности корпуса;
    - проверять соединение клемм и выводов – окисленные контакты приводят к падению напряжения, отказам в работе электрооборудования, неполному заряду батареи и оплавлению выводов;
    - протирать крышку от грязи для устранения возможности саморазряда;
    - прочищать вентиляционные отверстия пробок или в крышке для предотвращения скопления газов в «банках»;
    - проверять уровень электролита у батарей обычной конструкции – каждые 1,5–2,0 месяца, у «необслуживаемых» периодически, в зависимости от пробега автомобиля, но не реже 1–2 раза в год;
    - по необходимости (и наличии заливных отверстий) восстанавливать уровень электролита в АКБ, доливая только дистиллированную воду (добавление электролита или кислоты недопустимо);
    - при возможности оценивать степень заряженности отдельных «банок» по плотности электролита в них с помощью ареометра.

    ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    При работе с АКБ необходимо применять защитные очки и резиновые перчатки. В случае попадания электролита на открытые части тела необходимо срочно промыть пораженный участок обильным количеством воды и затем 5%-ным раствором кальцинированной соды. Во избежание взрыва запрещается пользоваться открытым огнем. Нельзя допускать замыкания положительного вывода батареи на массу. Для исключения возможности искрения запрещено отсоединять провода при включенных потребителях. Повышение напряжения, развиваемого генератором свыше величины, установленной в инструкции по эксплуатации автомобиля, недопустимо, так как приводит к интенсивному образованию взрывоопасной смеси водорода и кислорода внутри батареи. При снятии батареи сначала отсоединяют отрицательный вывод («массу»), затем положительный, а при установке на автомобиль наоборот – сначала соединяют положительный, затем отрицательный.

    При приобретении АКБ необходимо обратить внимание на дату ее изготовления. Срок хранения на складе сухозаряженных батарей не должен превышать трех лет, залитых и заряженных – не более шести месяцев.
    Желательно проверить, особенно если с даты изготовления прошло более одного года:
    - целостность корпуса, освободив его от упаковки и наклонив на 45° – электролит не должен выливаться;
    - уровень электролита – он должен находиться между отметками «мин» и «мах» у батарей с корпусом из полупрозрачного пластика или примерно на 15–20 мм выше верхнего уровня пластин;
    - плотность электролита (для залитой и заряженной АКБ) должна составлять 1,25–1,26 г/см3 при 25±5°С;
    - цвет индикатора заряженности (при наличии) должен быть зеленым;
    - напряжение на выводах батареи без электрической нагрузки (ЭДС) должно быть не менее 12,6 В;
    - напряжение на клеммах батареи с помощью нагрузочной вилки (например, для АКБ емкостью 55 А.ч при разряде током 100 А напряжение на 5–7 секунде должно быть не менее 10,5 В).
    В любом случае необходимо наличие инструкции по эксплуатации на русском языке и гарантийного талона, в котором должны быть указаны условия гарантии .
    Измеренные показатели должны быть записаны продавцом в гарантийный талон. Это пригодится в случае предъявления претензий к качеству АКБ в пункте по гарантийной проверке на наличие в ней дефектов.
    Залитые электролитом и заряженные батареи полностью готовы к использованию и не требуют подготовки к эксплуатации.
    Сухозаряженные батареи требуют подготовки к эксплуатации – заливку электролитом плотностью 1,27–1,28 г/см3 при температуре 25±5°С и выдержку в течение 30 мин для пропитки активной массы электродов. Если после этого плотность не изменилась – батарея готова к эксплуатации. При снижении плотности электролита необходим подзаряд до ее восстановления.
    Кроме того, на пробках сухозаряженных батарей необходимо срезать (при наличии) приливы, закрывающие вентиляционные отверстия.



    Просмотров