Неправильно составлен трудовой договор наказание. Уклонение от оформления трудового договора. Административный порядок обжалования действий работодателя

Н аступление нового года часто влечет вступление в силу новых положений законодательства. Не исключение и наступающий 2015 год, поскольку с 1 января существенным образом меняются нормы об ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства. Рассмотрим, какие новые составы правонарушений появились, при каких обстоятельствах велика вероятность их применения и как в целом эти изменения способны повлиять на ­деятельность организации и работу кадровиков.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» вносит существенные изменения в статью 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая касается ответственности за ­нарушения норм трудового законодательства.

Сравнительный анализ: что изменится

Начнем с того, что меняется название статьи 5.27 КоАП РФ . В нынешней редакции заголовок такой: «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», а новое название статьи – «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Нарушениям в сфере охраны труда с 01.01.2015 будет посвящена отдельная статья КоАП РФ – 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных ­законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

Следует обратить внимание и на то, что ст. 5.27 в новой редакции охватывает нарушения как норм трудового законодательства (к которому, в соответствии со ст. 5 ТК РФ, относятся ТК РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права), так и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (например, постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69 «Об ­утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»).

Что касается непосредственно содержания ст. 5.27 в новой редакции , то в ней предусмотрено три дифференцированных состава нарушений норм трудового права. В нынешней редакции ст. 5.27 состав правонарушения сформулирован общими словами, без конкретики: нарушение законодательства о труде и охране ­труда. Соответственно, и наказание сейчас не зависит от ­характера нарушения.

Фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом

Теперь отдельно выделено следующее нарушение – фактическое допущение сотрудника к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2015).

Напомним, согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.

Нарушением, наказываемым по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, будет являться ситуация, когда работодатель (его уполномоченные представители) был не в курсе приема нового сотрудника и отказывается признать отношения между лицом, фактически допущенным к работе, трудовыми, то есть не заключает с этим лицом трудовой договор. Для гражданина установлен штраф от 3000 до 5000 рублей, для должностного лица – от 10 000 до 20 000 рублей.

Отметим, что и непосредственно в ТК РФ установлены последствия неправомерного фактического допуска сотрудника к работе. Такому сотруднику работодатель обязан оплатить фактически отработанное время, а работник, осуществивший фактическое допущение к работе, несет перед работодателем в том числе материальную ответственность (ст. 67.1 ТК РФ).

Как может выглядеть применение данной нормы на практике? Давайте разберемся, кто имеет право допускать работников (являющихся «работниками» весьма условно, поскольку работодатель отказывается признать трудовые отношения с ними) к работе. На данный вопрос отвечает п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Так, представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с данным лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

Соответственно, иные лица, не попадающие в перечисленные категории представителей работодателя, не могут допускать кого-либо к работе. Но порой возникают ситуации, когда работник организации, не ­обладающий ­полномочиями по приему на работу, допускает к работе сотрудников.

Пример 1

Свернуть Показать

Начальник производственного цеха, не согласовав с отделом кадров увеличение штата сотрудников своего подразделения, допустил к работе дополнительных специалистов: выделил им рабочие места, предоставил спецодежду и т.п. Такое может происходить даже не столько по «злой воле» начальника производственного цеха или иного аналогичного работника, сколько из-за недостатка коммуникаций и дисциплины. Так, начальник цеха устно обсудил с кадровиками необходимость найма дополнительных людей в цех и посчитал это достаточным. Кадровик же, обсуждая данный вопрос с директором предприятия, не получила от него согласия, поскольку директор не видел нужды в дополнительных сотрудниках.

Еще более курьезным будет выглядеть случай, когда не начальник цеха, а обычный сотрудник (например, оператор производственной линии), увидев, что кто-то из коллег уволился, пригласит на его место своего друга. После чего кадровик будет удивляться такому «проявлению инициативы» уже не в одиночку, а вместе с начальником цеха, обнаружившего на месте выбывшего работника нового человека, с ­которым трудовой договор заключать не собирались.

Может возникнуть и другая ситуация.

Пример 2

Свернуть Показать

Директор компании находится в отпуске или в командировке. В это время заместитель директора, у которого полномочия по приему новых работников отсутствуют, но исходя из своего статуса он полагает само собой разумеющимся наличие таких полномочий (да и раньше могла складываться ситуация, когда директор одобрял нанятых заместителем людей), по личным мотивам допускает к работе сотрудника. Директор же впоследствии выражает свой протест и не одобряет кандидатуру нового сотрудника.

Таким образом, в вышеописанных ситуациях к административной ответственности могут быть привлечены начальник цеха, заместитель директора и оператор производственной линии. Вопрос в том, кто из них будет привлечен как гражданин, а кто – как должностное лицо. В контексте КоАП РФ (примечание к ст. 2.4) должностным лицом является работник организации, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Исходя из чего делаем вывод, что начальник цеха и заместитель директора будут оштрафованы как должностные лица, а оператор производственной линии – как гражданин.

Возникает вопрос и о том, как может быть обнаружено нарушение . По логике норма защищает права работодателя от действий неуполномоченных лиц принимать новый персонал. Но выявить данное нарушение и привлечь к ответственности должностное лицо либо гражданина может государственная трудовая инспекция (ГИТ). Соответственно, работодателю придется сообщить туда об этом нарушении. Сложно представить такую ситуацию, поскольку вряд ли кадровику, юристу или директору предприятия захочется лишний раз привлекать внимание контролирующих органов. К тому же сама ситуация свидетельствует о недостатке контроля за процессами в организации, и вряд ли стоит это демонстрировать трудовой инспекции, которая может обнаружить и другие нарушения. Для этого в помощь работодателю дана ст. 67.1 ТК РФ, в соответствии с которой провинившегося сотрудника, осуществившего фактический допуск к работе, можно привлечь к дисциплинарной и материальной ответственности.

Более вероятна ситуация, когда сотрудник, допущенный к работе неуполномоченным лицом и встретивший затем отказ работодателя признать трудовые отношения, обратится с жалобой в ГИТ. Вот тут уже проверки инспекции не избежать. В данном случае задача работодателя – доказать, что у лиц, допустивших несостоявшегося сотрудника к работе, не было на это полномочий.

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора

Другой вид административного правонарушения – уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2015). Штрафные санкции предусмотрены в следующих размерах: для должностного лица – от 10 000 до 20 000 рублей, для индивидуального предпринимателя – от 5000 до 10 000 руб­лей, для юридического лица – от 50 000 до 100 000 рублей. Как видим, в перечне возможных нарушителей нет граждан, что логично следует из характера нарушения. Размеры штрафных санкций достаточно серьезные, что отражает отношение законодателя к степени общественной опасности данного нарушения: оно существенным образом ущемляет права работников. Причем за это нарушение могут быть одновременно оштрафованы и должностное лицо (руководитель), и юридическое лицо.

Фактически в статье содержится несколько подсоставов административного правонарушения:

  • уклонение от оформления трудового договора;
  • ненадлежащее заключение трудового договора;
  • заключение гражданско-правового договора вместо трудового, когда по факту отношения являются трудовыми.

Рассмотрим каждое из этих нарушений. Уклонение от оформления трудового договора возможно, когда работодатель не заключает с работником договор в письменной форме. Например, работник фактически допущен к работе уполномоченным на это лицом (ч. 2 ст. 67 ТК РФ), избран на должность (ст. 17 ТК РФ) или по конкурсу (ст. 18 ТК РФ), либо решением суда работодателя обязали заключить трудовой договор (ст. 16 ТК РФ), но он по каким-то причинам не заключен. И не заключен он по вине работодателя, поскольку это явствует из формулировки ­нормы: «… уклонение работодателя от оформления трудового договора».

Тут уже не столь важно, активно работодатель уклоняется от подписания трудового договора (предлагает работнику подождать, неосновательно придирается к документам, требует дополнительные документы и т.п.) или пассивно (кадровик в отпуске, а потому некому подготовить трудовой договор; директор в командировке, а никто другой не может подписать трудовой договор и т.п.). Полагаем, при проверке ГИТ (которая может быть как плановой, так и по жалобе работника, с которым никак не заключат трудовой договор) будет важен сам факт: трудовой договор должен быть заключен, а этого не происходит.

Ненадлежащее заключение трудового договора следует понимать как несоблюдение процедурных норм, связанных с оформлением трудового договора. Скажем, нарушение положений ст. 57 ТК РФ (неуказание в трудовом договоре обязательной информации) или нарушение ст. 58 и 59 ТК РФ (заключение срочного трудового договора без оснований). Тут уже внимание трудовой ­инспекции будет приковано ­непосредственно к тексту трудового договора.

Заключение гражданско-правового договора вместо трудового , т.е. прикрытие трудовых отношений гражданско-правовыми, запрещено ч. 2 ст. 15 ТК РФ. Законодатель довольно основательно озаботился этим вопросом. С 01.01.2014 в ТК РФ появилась новая статья 19.1, посвященная механизмам признания трудовыми отношений, прикрываемых гражданско-правовым договором. С января 2015 года вводится и административная ответственность за заключение гражданско-правовых договоров вместо трудовых. Логика законодателя тут очевидна: работник, оформленный по гражданско-правовому договору, лишен множества гарантий, предоставляемых трудовым законодательством: права на отпуск, оплату больничного листа, пенсионные отчисления и т.д.

Выявление данного нарушения возможно опять же в результате проверки инспекции по труду, а также в ходе судебного разбирательства, по итогам которого суд признает гражданско-правовой договор трудовым и оформит соответствующее определение (ч. 1 ст. 226 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Иные нарушения

Прочим нарушениям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права , посвящена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в которой сказано об ответственности за нарушения, не предусмотренные ч. 2 и 3 данной статьи (в редакции, действующей с 01.01.2015). Видимо, законодатель посчитал остальные нарушения норм трудового права не столь значительными, чтобы формировать их в отдельные составы административных правонарушений. Соответственно, и наказание предусмотрено не в столь крупных размерах: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей штраф от 1000 до 5000 рублей, для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.

В данную категорию правонарушений будут попадать как нарушения непосредственно ТК РФ и других федеральных и региональных законов (например, отсутствие графика отпусков – ст. 123 ТК РФ; выплата заработной платы один раз в месяц вместо двух, непредоставление расчетного листка – ст. 136 ТК РФ и т.п.), так и нарушения иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (неправильное внесение записей в трудовую книжку – нарушение Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69; заключение договора о материальной ответственности не по форме, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 и т.п.).

Кстати, за повторное нарушение ч. 1–3 ст. 5.27 КоАП РФ, как и раньше, будет предусмотрена повышенная ответственность: увеличенные размеры штрафов и возможность дисквалификации должностного лица на срок до трех лет. А такая мера ответственности, как приостановление деятельности организации, исключается из ст. 5.27 КоАП РФ с 01.01.2015 и ­«переезжает» в новую ст. 5.27.1 КоАП РФ о нарушении норм охраны ­труда.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что установлена дифференциация нарушений норм трудового права, а также усилена ответственность работодателя и сотрудников, ответственных за работу с персоналом.

В связи с этим следует провести разъяснительную работу с руководителями подразделений о недопустимости своевольного допуска к работе новых сотрудников (возможно, приняв для этого локальный нормативный акт, регулирующий вопросы приема на работу в конкретную компанию), отрегулировать процессы приема новых сотрудников, чтобы не создавались условия для правонарушения по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Если инспекция по труду выявила уклонение от заключения трудового договора или заключение гражданского-правового договора вместо трудового, трудовой договор необходимо как можно скорее заключить.

В случае ненадлежащего заключения трудового договора следует путем подписания дополнительного соглашения с работником внести изменения и/или дополнения в трудовой договор, которые приведут его в надлежащий вид. Например, при необоснованном заключении срочного трудового договора путем подписания дополнительного соглашения его необходимо сделать действующим неопределенный срок.

Конечно, самого факта нарушения данные действия не отменят, но могут повлиять на уменьшение штрафа. Разумеется, это следует делать в тех случаях, когда факт нарушения неоспорим, что случается далеко не всегда. Можно предположить, что проверяющий орган, как это склонны делать все проверяющие, займет активную обвинительную позицию по новым составам правонарушений. А поскольку составы правонарушений сложные и по формулировкам, и по доказыванию, это может повлечь многочисленные обжалования работодателями и их ­должностными ­лицами предписаний и постановлений трудовой инспекции.

Трудовые отношения работника и работодателя предполагают наличие между ними заключенного договора об этом. Однако нередки случаи, когда работа осуществляется без трудового договора. В каких из них работодатель может понести за это ответственность?

Трудовой или гражданско-правовой

Трудовой договор является основанием возникновения трудовых отношений.

Говорить о законности заключения договора ГПХ можно только в том случае, если он не прикрывает собой трудовые отношения; целью гражданско-правового договора является его конкретный результат, а оплата по договору производится по достижении этого результата. В этом случае отсутствие трудового договора правомерно.

Но если между организацией-заказчиком и гражданином-исполнителем (так именуются в большинстве случаев стороны такого договора ГПХ) сложились такие отношения, когда первый требует от второго соблюдать правила трудового распорядка и установленный в организации режим работы, трудиться по обусловленной должности (профессии) и платит ему за это заработную плату, налицо фактические трудовые отношения, прикрытые договором ГПХ.

Договор должен быть оформлен работодателем письменно и в двух экземплярах при этом один экземпляр остается у работодателя, а второй - у работника. То, что работник получил свой экземпляр должно быть подтверждено подписью работника на экземпляре договора, который хранится у работодателя.

В соответствии с действующим законодательством, трудовой договор вступает в юридическую силу с момента подписания его как работником, так работодателем . Если договор был составлен не верно, но работник по указанию начальника или его доверенного лица приступил к работе, работодатель в течении трех дней с начала работы официально оформить письменный договор.

Если возникает ситуация, в которой работник самостоятельно отказывается от подписания договора , то работодателю нужно оформить письменную расписку или соответствующий акт, чтобы избежать административной ответственности и доказать органам, которые осуществляют контроль , что у него желание следовать требованиям закона и эта ситуация возникла не по его инициативе.

Ответственность работника за незаключение трудового договора

Если трудовой договор отсутствует, то работник может потерять значительные льготы, которые предусмотрены действующим законодательством:

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

9630 юристов ждут Вас Быстрый ответ!

Задать вопрос

  • налоговые льготы,
  • обеспечение пенсией,
  • в случае возникновения страхового обстоятельства.

Также, если работодатель не выплатит, заработную плату будет крайне сложно что-либо доказать , но, конечно же, возможно. Таким образом, работник не несет никакой ответственности за незаключение трудового договора, лишь теряет некоторые льготы .

Ответственность работодателя за не заключение трудового договора

Итак, не заключение работодателем трудового договора является нарушением действующего и в обязательном порядке притянет к административной ответственности. Налагается штраф , который накладывается на работодателя в размере от тысячи до пяти тысяч рублей.

Если предпринимательская деятельность осуществляется должностным лицом без юридического образования - от тысячи до пяти тысяч рублей или же допускается альтернативное наказание, это приостановление предпринимательской деятельности сроком на 90 суток.

Если нарушение совершено юридическим лицом , то от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или же опять возможно административное приостановление предпринимательской деятельности сроком до 90 суток.

Если работодатель нарушает трудовое законодательство повторно , по поводу аналогичного административного, то это влечет обязательную дисквалификацию на определенный срок от 1 года до 3 лет.

Таким образом, становится ясно, что работник не несет никакой ответственности в случае не заключения трудового договора, кроме личного риска. Работодатель же несет серьезную административную ответственность.

Согласно ст.362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Рассмотрим основные санкции, по которым работодателя могут привлечь к административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОТ РЕДАКЦИИ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 5.27 КоАП РФ "Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ)

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.27.1 КоАП РФ "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации"

(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Статья 5.28 КоАП РФ «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения»

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки -


Статья 5.29 КоАП РФ «Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения»

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.


Статья 5.30 КоАП РФ «Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения»

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения -


Статья 5.31 КоАП РФ «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению»

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий.

По этой статье работодатели часто страдают, когда выплачивают работнику, полностью отработавшему в месяце норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) заработную плату ниже установленного минимума в соответствующем субъекте РФ. А именно, за нарушение ч.11 ст.133.1 ТК РФ.

Согласно данной нормы, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

По соблюдению регионального соглашения о минимальной заработной плате часто проводятся проверки прокуратурами регионов (или прокуратурами совместно с ГИТ). Если прокуратура выявляет нарушение соглашения о минимальной заработной плате в регионе, она направляет административный материал в отношении работодателя в ГИТ на рассмотрение по существу и уже инспекторы ГИТ выносят постановления о назначении административного наказания. Заметим, что если работодатель нарушает федеральный МРОТ, то есть нарушает ст.133 ТК РФ, то он может быть привлечен к административной ответственности, но уже по ст.5.27 КоАП РФ.

Также по статье 5.31 КоАП РФ работодателя привлекают к ответственности, когда нарушаются условия коллективного договора.


Статья 5.32 КоАП РФ «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах»

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.


Статья 5.33 КоАП РФ «Невыполнение соглашения»

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.


Статья 5.34 КоАП РФ «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки»

Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки -

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.


Статья 5.42 КоАП РФ «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»

(часть первая)

(в ред. Федерального закона от 23.02.2013 N 11-ФЗ)

1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Судебная практика.

Постановление Верховного Суда РФ от 09.11.2011 N 49-АД11-4 (выдержка):

«Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 15 марта 2011 года Павлов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей…

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы надзорной жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу.

В соответствии с частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.

Статья 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определяет, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Согласно статье 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной 19 января 2011 года Управлением государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в отношении индивидуального предпринимателя Павлова А.С. проверки соблюдения законодательства о занятости населения выявлено, что Павловым А.С. отказано в принятии на работу пяти инвалидам, направленным ему, как индивидуальному предпринимателю, в ноябре 2010 года Центром занятости населения Туймазинского района в счет квоты, установленной приказом Управления ГСЗН Республики Башкортостан от 01.02.2010 N 12 (индивидуальному предпринимателю Павлову А.С. установлена квота в количестве 29 рабочих мест, на которые необходимо трудоустроить инвалидов).

По данному факту 19 января 2011 года в отношении Павлова А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д. 2 - 4), сообщением директора ГУ Центр занятости населения Туймазинского района (л.д. 7), копией свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе Павлове А.С. (л.д. 23), справкой о численности работников у ИП Павлова А.С. (л.д. 24), получившими оценку в совокупности с другими собранными по делу доказательствами в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Павлова А.С. правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…»


Статья 13.11 КоАП РФ «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)»

1. Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

3. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

5. Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.

6. Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.


Статья 13.11.1. «Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера»

(введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, -

влечет наложение административного штрафа на граждан - от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Официальные разъяснения.

Информация Минтруда России от 24.07.2013 "Работодатели, редакции СМИ, владельцы сайтов, расклейщики объявлений могут быть привлечены к ответственности за распространение информации о вакансиях, содержащей ограничения дискриминационного характера"-

Статья 13.20 КоАП РФ «Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов»

Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.25 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.


Статья 13.25 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о хранении документов»

1. Неисполнение акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов -

2. Неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарным предприятием обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

3. Неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

4.Неисполнение кредитным кооперативом обязанности по хранению документов, хранение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации и законодательством о сельскохозяйственной кооперации, а также нарушение установленных порядка и (или) сроков хранения таких документов-

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 14.23 КоАП РФ «Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом»

1. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия -

влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей.

Судебная практика.

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2007 по делу N А60-35430/06-С6 (выдержка):

«Межрайонной инспекцией ФНС России N 16 по Свердловской области при осуществлении камерального контроля налоговой отчетности ООО "Техстройсервис" выявлено представление обществом налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 1 полугодие 2006 г., подписанной от имени руководителя Свяжиной Еленой Германовной. В связи с чем сделан вывод о том, что обществом в нарушение части 2 статьи 32.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исполнено постановление мирового судьи судебного участка N 1 Сысертского района Свердловской области от 14.03.2006 о дисквалификации Свяжиной Е.Г. сроком на один год путем прекращения с ней договора на осуществление деятельности по управлению ею юридическим лицом. По данному факту составлен протокол N 884 от 26.10.2006 о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как видно из материалов дела, постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Сысертского района Свердловской области от 14.03.2006, вступившим в законную силу, Свяжина Е.Г. была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и дисквалифицирована сроком на один год.

В силу ст. 32.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. Неприменение последствий прекращения действия договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на управление юридическим лицом влечет применение административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 14.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что от ООО "Техстройсервис" в Межрайонную инспекцию ФНС России N 16 по Свердловской области 29.07.2006 поступила налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 1 полугодие 2006 г., подписанная Свяжиной Еленой Германовной как руководителем ООО "Техстройсервис".

Таким образом, представленная в налоговый орган налоговая декларация подписана дисквалифицированным лицом - Свяжиной Е.Г., в связи с чем в действиях ООО "Техстройсервис" имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неприменение последствий прекращения действия трудового договора с дисквалифицированным лицом…»


Статья 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль »

(часть первая)

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.


Статья 19.4.1 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля»

(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24 и частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2. настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.


Статья 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль»

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

23. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про систему штрафных санкций для предпринимателей и директоров организаций в случае ненадлежащего оформления своих сотрудников.

Сегодня вы узнаете:

  1. По каким причинам накладывается и директора фирмы, если сотрудники не оформлены официально;
  2. Какова ответственность и юридического лица при этом;
  3. Какова ответственность работодателя при неправильном оформлении мигрантов;
  4. Что нужно учесть при приеме на работу иностранных нелегалов;
  5. Размеры штрафов, которые накладываются на ИП и юридические лица при не соответствующем трудоустройстве работников.

Причины наложения штрафов на начальство фирмы

Трудовых отношения работодателя и сотрудника должны быть оформлены в соответствии с законодательными нормами.

Для оформления на должность человека, работодатель обязан заключить с ним , по которому, у обеих сторон трудовых отношений, возникают определенные обязанности.
Такой договор составляется и подписывается в двух экземплярах, с указанием даты приема на работу. , то необходимо указать дату окончания трудовых отношений. Один экземпляр договора хранится у работодателя, другой отдается на руки сотруднику.

Дата приема является очень важной информацией, которая указывает, что человек оформлен официально и приступил к работе с определенного момента.

В договоре должны быть прописаны в обязательном порядке: фамилия, имя, отчество принимаемого человека, его личные данные (номер и серия паспорта, номера ИНН и СНИЛС), адрес проживания. Работник должен предоставить документы об образовании и подтверждении квалификации на занимаемую должность. Обязательно в договоре следует указать вид и характер работ, распорядок трудовой недели. Это неотъемлемые составляющие трудового договора, которые нельзя нарушать.

Сотрудник обязан надлежащим образом исполнять свои трудовые функции, соблюдать распорядок дня на предприятии. А работодатель, в свою очередь, гарантировать ему постоянную и соответствующую оплату труда, платить налоги, обеспечить работника всеми льготами и социальными гарантиями.

Работать без оформления человек может всего три дня, далее обязательно должен быть оформлен трудовой договор.

Причины наложения штрафов:

  1. Несвоевременное заключение трудового договора с сотрудником или отсутствие его. Это приводит к тому, что работник не имеет официального заработка, в связи с этим не происходит уплата государству;
  2. При не заключении договора, работнику не засчитывается трудовой стаж, и не осуществляются выплаты в ПФР, что негативно скажется на оформлении пенсии по возрасту;
  3. Медицинские учреждения могут отказать работнику какой-либо организации в оказании бесплатной помощи из-за того, что не происходит уплата взносов в фонд медицинского страхования;

Когда человек официально не оформлен на предприятии, он теряет свои права. Он не может добиться ряда выплат, например, отпускных, окончательного расчета. А при обращении с этими вопросами в судебные инстанции он не сможет доказать наступление таких моментов.

Возникает вопрос, как избежать штрафа за неоформленного работника, а также административной и уголовной ответственности. Главное вовремя и правильно узаконить отношения между нанимателем и наемным работником.

Ответственность за не оформление работников ИП

Обычно на практике предприниматели не заключают договоры найма со своими сотрудниками. Так, они пытаются экономить свои денежные средства, не осуществляя тем самым выплаты налогов в государственные фонды. Это является нарушением, которое влечет за собой наложение штрафа на ИП до пяти тысяч рублей, а также приостанавливается деятельность предпринимателя на 90 дней. Часто такие ситуации заканчиваются закрытием деятельности ИП, в лучших случаях приведут к убыткам.

Если при проверке выявится факт, что работник не оформлен несколько лет, и за этот период не выплачены налоги, то на ИП заводится уголовное дело, при этом может быть выдвинуто требование о выплате страховых взносов за упущенный период в полном размере.

Штраф за такое нарушение для ИП составляет до 300 000 руб., а также может быть наложен арест до двух лет.

Штраф для ИП значительно отразится на его финансовых результатах, поэтому чтобы в дальнейшем уберечь себя от огромных убытков, следует оформить трудовые договоры по всем правилам со своими сотрудниками.

Ответственность за не оформление работников юр. лицами

Юридические лица также должны отвечать перед законом за несоблюдение официального найма своих работников и за нарушение в составлении документов по трудоустройству.

При наступлении такой ситуации штрафы могут быть наложены непосредственно на директора или инспектора отдела кадров.

  • Отстранение должностных лиц от работы;
  • Наложение крупных штрафов на юр. лицо в размере до 100 000 руб.;
  • Наложение штрафов на руководителя организации в размере до 5000 руб.;
  • Приостановление деятельности сроком на 90 дней;
  • Уголовное преследование;
  • Исправительные работы;
  • Арест на срок до трех лет.

Такие меры могут быть определены и в случае неправильного оформления трудовых книжек и трудовых контрактов.

Ответственность за мигрантов

Неправильное оформление мигрантов, то есть иностранных граждан, влечет еще большую ответственность у работодателя.

В следующих случаях директор получит штраф за работу у него нелегалов:

  • Если у иностранца нет разрешения на какой-либо род занимаемой деятельности;
  • Если для привлечения иностранца на работу не выдано специальное разрешение;
  • Если с мигрантом заключен договор, по которому его не уведомили о сроках работы;
  • Когда иностранный гражданин работает не по той профессии, которая указана в его разрешении на работу.

За такие трудовые нарушения накладывается штраф на директора в размере 35 000-70 000 руб. На организацию будет наложен штраф в размере до 1 000 000 руб., а также будет остановлена работа предприятия на 90 дней.

При найме иностранцев следует следить за его регистрацией. В случае ее просрочки федеральная миграционная служба может наложить штрафные санкции на работодателя.

При приеме на работу иностранного человека, следует обратить внимание на ряд моментов:

  • Проверить наличие удостоверения личности (паспорт, удостоверение беженца или вид на жительство);
  • Проверить первичную регистрацию нелегала;
  • Проверить наличие патента или разрешения на работу в той или иной местности РФ;
  • Проверить документы, подтверждающие квалификацию занимаемой должности;
  • Наличие свидетельств пенсионного фонда и ИНН.
Основание для наложения штрафа

Размер штрафа

Когда иностранец выполняет работу, которая не указана в разрешении

Размер определяет ФМС

Если у иностранца нет разрешения на работу

Если работодатель не сообщил в ФМС о найме иностранца

От 25000 до 50000 руб. на директора лично, от 400 000 до 800 000 руб. на организацию.

Если работодатель не выполняет обязанности по постановке на учет нелегального работника

До 500 000 руб. на юр. лицо

Если работник осуществляет свою деятельность не на той территории, на которую выписано разрешение

До 50 000 руб. на должностное лицо, до 800 000 руб. на юр. лицо за каждого нелегального работника

Неважно какое нарушение имело место, при привлечении иностранной рабочей силы, штраф за неофициальное трудоустройство очень велик.

Поэтому, чтобы избежать таких финансовых убытков для организации, следует хорошо изучить законодательную базу при оформлении нелегалов.

Организации-ревизоры при обнаружении нарушений трудового законодательства составляют протокол проверки, на основании которого определяется размер штрафных санкций.

Вывод

Если вы работодатель, неважно ИП или юридическое лицо, вы обязаны трудоустраивать своих сотрудников официально, выплачивать им положенную зарплату и платить налоги. В противном случае на вас будет наложена уголовная ответственность.

Если вы решили сэкономить на своих работниках, то вам придётся истратить денежных средств в несколько раз больше.

Работник, со своей стороны, должен требовать именно официального трудоустройства, чтобы обеспечить себя всеми социальными льготами и не получать заработную плату «в конверте».



Просмотров