Необходимые условия для создания технологической безопасности страны. Импортозамещение как основа технологической безопасности. Группа психофизиологических факторов по характеру действия подразделяются на

Основы обеспечения
безопасности технологических
процессов

Учебные вопросы:
1. Опасные и вредные факторы при
проведении технологических процессов.
2. Основы обеспечения безопасности при

транспортировочных работ.
3. Безопасность подъемно-транспортного
оборудования.

При проведении погрузочно-разгрузочных и
транспортировочных работ до 70%
несчастных случаев происходит из-за
падения груза, 18% - из-за поражения
электрическим током.
Кроме того, несчастные случаи часто
происходят из-за:
опрокидывания кранов при перегрузке,
не согласованности действий работающих,
неправильной укладке груза,
падение рабочих с высоты.

Вопрос №1

Опасные и вредные факторы
при проведении погрузочноразгрузочных работ

10.

Из опасных и вредных производственных
факторов, классифицированных
ГОСТ 12.0.003-74 (СТ СЭВ 790-77) при
погрузочно-разгрузочных работах могут
иметь место следующие физические и
психофизиологические факторы.

11. Группу физических факторов составляют:

движущиеся машины и механизмы,

12.

незащищенные подвижные элементы
оборудования,

13.

передвигающиеся изделия, оборудования,
материалы,

14.

повышенная запыленность и
загазованность воздуха рабочей зоны и
другие.

15. Группа психофизиологических факторов по характеру действия подразделяются на:

физические,
нервно-психические перегрузки.

16. Физические перегрузки подразделяются на:

статические и динамические.

17. Нервно-психические перегрузки подразделяются на:

умственные перенапряжения,
перенапряжения анализаторов,
монотонность труда,
эмоциональные перегрузки.

18.

Защита человека от действия опасных
факторов осуществляется средствами
защиты, применение которых
предотвращает или уменьшает воздействие
на работающих опасных факторов. Условно
такая защита может быть подразделена на
активную и пассивную.

19.

Активная защита предусматривает
ликвидацию или уменьшение опасности
фактора.
Пассивная защита связана с осуществлением
мероприятий, предупреждающих воздействие
опасного фактора и создание условий, при
которых человек не может оказаться в опасной
зоне.

20.

Это достигается:
логичными решениями руководителей,
планированием технологических процессов,
конструкцией оборудования и
приспособлений,
применением средств.
Перечень основных видов средств защиты
работающих приведен в ГОСТ 12. 4.001-75 (Ст.
СЭВ 1086-78).

21.

Характерные случаи возникновения
опасностей при погрузочно-разгрузочных
и транспортировочных работах.

22. Опрокидывание грузоподъемных машин (ГПМ) и транспортных средств происходит:

1.
Опрокидывание грузоподъемных машин
(ГПМ) и транспортных средств
происходит:
при обгоне машин, съезде на не
утрамбованный грунт;
не соблюдении допустимых расстояний от
основания откоса до ближайших опор ГПМ;

23.

Наименьшее допустимое расстояние от
основания откоса до ближайших опор ГПМ
Грунт(не насыпной)
Высота
откоса
Н, м
Песчаный и
гравий l,
м
1
1,5
2
3
3
4
4
5
5
6
H
l

24.

при подъеме крупногабаритных грузов при
сильном ветре;
работе с грузом, превышающим
грузоподъемность ГПМ;
низких коэффициентах грузовой и
собственной устойчивости.

25. Определение коэффициентов грузовой и собственной устойчивости КГР, КСОБ

G
G
W
Q
h1
в
с в
h
с
ребро опрокидывания

26. Коэффициенты устойчивости (грузовой и собственный КГР, КСОБ)

К ГР
МY
G (b c)
1.15
МО
Q h
К СОб
G (b c)
1.15
w h1
МY
- удерживающий момент,
Мо
- опрокидывающий момент.

27. Обрыв грузовых канатов, узлов крепления и грузозахватных приспособлений который происходит при:

2.
Обрыв грузовых канатов, узлов
крепления и грузозахватных
приспособлений который происходит
при:
эксплуатации ГПМ со значительным
износом элементов конструкций, деталей и
съемных грузозахватных приспособлений;

28.

числе обрывов проволок больше нормы для
канатов крестовой и односторонней
свивки.
Крестовая
Односторонняя

29.

крестовой свивки (направление свивки каната и
направление свивки проволок и прядей
противоположно);
односторонней свивки (направление свивки
каната и свивки прядей по наружным
проволокам одинаково)

30.

При
техническом
освидетельствовании
стальные канаты (тросы) бракуют по числу
обрывов проволок на длине одного шага
свивки каната.

31.

Стальные канаты не пригодны к
эксплуатации в следующих случаях:
Оборвана хотя бы одна прядь,
Число оборванных проволочек на шаге
свивки равно или более 10% их общего
числа;
Поверхностный износ или коррозия
проволочек каната составляет 40% и более;
Сильная деформация, например,
сплющивание.

32. Неисправность или отключение приборов безопасности:

3.
Неисправность или отключение
приборов безопасности:
концевые выключатели (механизм подъема
в верхнем и нижнем положении, механизм
изменения вылета стрелы);
устройства для автоматической остановки
механизма подъема стрелы;
электрическая блокировка дверей;
ограничители грузоподъемности;

33.

предохранительные клапаны;
указатель грузоподъемности;
указатель угла наклона;
звуковые сигналы оповещения;
защита от опасного напряжения при работе
вблизи ЛЭП.

34.

4. Разрушение мостов при
грузоподъемности мостов ниже веса
автопоездов.
5. Наезды на обслуживающий персонал:
отсутствие руководства со стороны
руководителя работ;
неисправность тормозов;
невнимательность.

35. Нахождение обслуживающего персонала в опасной зоне:

6.
Нахождение обслуживающего
персонала в опасной зоне:
вблизи натянутых тросов;
под грузом;
в плоскости работы стрелы;
на поворотных частях ГПМ.

36. Работы ГПМ вблизи ЛЭП:

7.
Работы ГПМ вблизи ЛЭП:
установка стрелового крана ближе 30м от
крайнего провода воздушной ЛЭП;
установка ГПМ ближе охранной зоны
ЛЭП. (Охранная зона ЛЭП: 20кВ – 10м;
35кВ – 15м; 110кВ – 20м; 220–154кВ –
25м; 400–500кВ – 30м);
не соответствие габаритов груза, ГПМ и
высоты нижнего провода ЛЭП.

37. Вопрос №2

Основы обеспечения безопасности при
проведении погрузочно-разгрузочных и
транспортировочных работ

38. 2.1

Организационные меры, обеспечивающие
безопасность проведения
погрузочно-разгрузочных работ

39.

1. Назначение руководителя работ.
2. Подготовка обслуживающего персонала.
3. Установление сигнализации и проверка
знаний ее обслуживающим персоналом.
4. Инструктаж обслуживающего персонала
по ПМБ на рабочем месте.

40.

Получение прогноза погоды.
Проверка наличия ЭТД и сроки
освидетельствования ГПМ.
Контроль исходного положения
оборудования перед работой и после ее
окончания.
Контроль выполнения ПМБ
обслуживающим персоналом при работе.

41.

Руководители предприятий и частные лица
– владельцы ГПМ, а также руководители
организаций, эксплуатирующих краны,
обязаны обеспечить содержание их в
исправном состоянии и безопасные условия
работы путем организации надлежащего
освидетельствования, осмотра, ремонта,
надзора и обслуживания.

42. В этих целях должны быть назначены:

инженерно-технический работник по
надзору за безопасной эксплуатацией
грузоподъемных машин, съемных
грузозахватных приспособлений и тары;
инженерно-технический работник,
ответственный за содержание
грузоподъемных машин в исправном
состоянии;
лицо, ответственное за безопасное
производство работ кранами.

43.

Работы на ГПМ выполняются только по
команде руководителя работы, строго в
соответствии с требованиями
эксплуатационной документации, под
контролем руководителя работ.
Руководитель работ обязан довести до
подчиненных установленные требования,
меры и правила безопасности и обеспечить
неуклонное их выполнение.

44.

Крановщики, их помощники,
стропальщики, слесари, электромонтеры,
наладчики приборов безопасности
допускаются к работе после подготовки и
аттестации их в ПТУ или технических
школах, прошедшие медицинское
освидетельствование и получившие
удостоверение.

45.

Рабочие занятые на погрузочноразгрузочных работах (ПРР), должны
пройти инструктажи по безопасности труда
и пожарной безопасности. Весь персонал
должен уметь оказывать первую помощь
пострадавшему. Допуск к работе всего
персонала определяется приказом
владельца краном.

46. При подготовке персонала к производству ПРР необходимо изучить:

Особенности груза, с которым предстоит
работать.
Объем и порядок выполнения работ.
Функциональные обязанности и место
каждого номера в процессе выполнения
работ.
ПМБ при выполнении соответствующих
работ.

47.

Произвести практические тренировки
отдельных номеров расчета.
Установить сигнализацию на выполнение
операций при ПРР.
Допустить исполнителей к ПРР только
после проведения инструктажа по ПМБ на
рабочем месте.

48.

При проведении ПРР необходимо знать:
температуру наружного воздуха,
силу ветра в данном климатическом районе,
при которых следует прекращать
производство работ на открытом воздухе.
Не допускаются работы на кране, если
скорость ветра превышает допустимую
величину, указанную в паспорте крана.

49. 2.2

Технические меры, обеспечивающие
безопасность проведения ПРР

50.

1. Техническое освидетельствование ГПМ.
2. Подготовка и оборудование погрузочноразгрузочной площадки.
3. Проверка наличия противопожарных и
санитарных средств.

51.

4. Проверка и подготовка индивидуальных
средств защиты (СИЗ).
5. Проверка наличия и исправности
приборов и устройств безопасности
машин.
6. Осмотр и проверка грузозахватных
приспособлений.

52.

К работе допускаются ГПМ,
грузозахватные приспособления, канаты,
цепи и трос, прошедшие очередное
техническое обслуживание и
освидетельствование (грузовые испытания)
ГПМ допускаются к подъему грузов, вес
которых не превышает установленную
грузоподъемность машины.

53. Рабочие площадки для проведения ПРР должны иметь:

ровную, утрамбованную поверхность и
должны быть удалены от ЛЭП на
безопасное расстояние;
размеры, обеспечивающие нормальный
фронт работ для необходимого количества
транспортно- погрузочных средств и
обслуживающего персонала;
постоянно исправные подъездные пути к
рабочим площадкам с твердым покрытием.

54.

Место проведения ПРР должно быть
хорошо освещено. При недостаточном
освещении места работы, сильном
снегопаде или тумане когда
обслуживающий персонал плохо различает
сигналы или перемещаемый груз, работа
должна быть прекращена.

55.

Установка к работе стрелового крана на
расстоянии ближе 30м от крайнего провода
ЛЭП воздушной электрической сети
напряжением 42В и более должна
проводиться только по наряду-допуску.

56. При ведении ПРР необходимо выполнять следующие требования:

проверить подготовку площадки для ПРР, а также
площадку, на которой будут укладываться грузы;
расставить агрегаты на площадке по
установленной схеме или так, чтобы был хороший
обзор за перемещением груза и расположением
персонала;
установку ГПМ на краю откоса (канавы)
производить на расстоянии от основания откоса до
ближайших опор, в соответствии с требованиями
Правил;

57.

расстояние от подвижных частей ГПМ до
ближайших препятствий должно быть не
менее 1м;
проверить наличие, укомплектованность
противопожарных средств и медицинских
аптечек;
проверить готовность транспортных
средств к приему груза и надежность их
заторможенности;
крюк ГПМ устанавливается строго над
грузом, подлежащим подъему;

58.

опасные грузы и другие грузы при
подъеме удерживать стропами, обычные
грузы удерживать только в случаях,
указанных руководителем работ;
обвязка грузов должна производиться по
разработанной схеме, обеспечивающей
безопасную кантовку грузов;
груз при его перемещении в
горизонтальном направлении
предварительно поднять на 0,5 м выше
встречающихся на пути предметов.

59.

В процессе проведения ПРР
запрещается:
развертывать оборудование для ПРР на
свеженасыпанном грунте и на площадках с
уклоном более указанного, в паспортах;
использовать ГПМ в более тяжелом
режиме (см. табл.):

60.

Режим работы
К ТР
Q СР
QНОМ
Продол. вкл. %
от всего цикла работ
Число включ. в
час (за смену)
Легкий Л
1 - 0,1
15 - 25
60
Средний С
1 - 0,1
15 - 60
120
Тяжелый Т
1 - 0,1
25 - 60
240
Весьма тяжелый ВТ
1 - 0,1
40 – 60
300 – 600

61.

находиться под поднятой стрелой и грузом
на пути движения груза;
находиться между поворотной и
неповоротной частями работающего
стрелового крана;
подтаскивать груз по земле, полу или
рельсам крюком крана;

62.

включать механизмы ГПМ при нахождении
людей на них;
оставлять в подвешенном состоянии груз
при перерывах в работе;
отрывать или поднимать грузы, засыпанные
землей, залитые бетоном, примерзшие к
земле;

63.

нарушать технологическую
последовательность выполнения работ;
использовать ГПМ не допущенных к
работе, с истекшим сроками ТО.
работать при выведенных из действия или
неисправных приборов безопасности и
тормозах.

64. 2.3.

Организационные и технические
мероприятия, обеспечивающие
безопасность транспортировочных
работ

65.

Безопасность перевозки опасных грузов во
многом зависит от технического состояния и
оборудования подвижного состава. Оно
должно удовлетворять ряду дополнительных
требований, установленных
1. Инструкцией о порядке перевозки
опасных грузов автомобильным
транспортом.
2. Инструкцией по технике безопасности
при хранении и перевозки опасных грузов
автомобильным транспортом общего
пользования.

66.

Опасные грузы должны перевозиться
только специальными и (или) специально
приспособленными для этих целей
транспортными средствами, которые
должны быть изготовлены в соответствии с
действующими нормативными
документами.

67.

На автомобилях, перевозящие опасные грузы,
устанавливаются дополнительные требования к
размещению и конструкции выхлопной трубы,
топливному баку и аккумуляторной батареи.
Предъявляются дополнительные требования также
к электрооборудованию автомобилей и защите от
статического электричества.

68.

В районе станции "Молодежная" под мостом Автокран на базе
Камаза опрокинулся и придавил два автомобиля Ваз 2107 и КИА
picanto. Врезался в Ваз 2104, а та в свою очередь в автобус. (19
марта 2010 г.)

69.

Автомобили перевозящие опасные
грузы, комплектуют:
набором инструмента для мелкого
(аварийного) ремонта автомобиля;
огнетушителями (один огнетушитель для
тушения пожара на автомобиле и не менее
одного огнетушителя для тушения
загорания перевозимого груза);
противооткатными упорами (не менее
одного);

70.

одним мигающим фонарем красного цвета
или знаком аварийной остановки;
медицинской аптечкой;
средствами нейтрализации перевозимых
опасных веществ;
СИЗ, лопатой, необходимым запасом песка
и двумя знаками, запрещающими движение.

71.

На всех автомобилях, перевозящих опасные
грузы, спереди и сзади должны
устанавливаться специальные знаки
прямоугольной формы в левой части белого, а в
правой – оранжевого цвета с обозначением,
характеризующим вид опасного груза.

72.

Порядковый номер, присвоенный наиболее
часто перевозимым опасным грузам
Комитетом экспертов Организации
Объединенных Наций по перевозке
опасных грузов (документ
ST/SG/AC.10/Rev.4)

73.

Цифрами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при пожаре и утечке,
а также информации о последствиях попадания веществ в сточные
воды.
Буквами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при защите людей.
Выбор букв произведен по начальным буквам наиболее характерных
слов применяемого кода:
Д - необходим ДЫХАТЕЛЬНЫЙ аппарат и защитные перчатки;
П - необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки, только при
ПОЖАРЕ;
К - необходим полный защитный КОМПЛЕКТ одежды и дыхательный
аппарат;
Э - необходима ЭВАКУАЦИЯ людей.

74.

Классификация грузов по степени
опасности

75. По степени опасности все грузы подразделяют на 4 группы:

1 –малоопасные (стройматериалы,
пищевые продукты и т.п.)
2 – опасные по своим размерам;
3 – пылящие или горящие (цемент,
минеральные удобрения, асфальт, битум и
т.п.)
4 – опасные.

76.

Опасные грузы (4) в свою очередь делят на
9 классов с разбивкой на классы.

77. Класс 1

Взрывчатые вещества, которые могут
взрываться, вызвать пожар со взрывом,
устройства содержащие ВВ и средства
взрывания.

78. Класс 2

Газы сжатые, сжиженные и растворенные
под давлением при температуре 200 °С
ровно или выше 105 Па, при температуре
500 °С равно или выше 3∙105 Па и при
критической температуре ниже 500 °С.

79. Класс 3

Легковоспламеняющиеся жидкости, смеси
жидкостей, а также жидкости содержащие
твердые вещества в растворе, которые
выделяют легковоспламеняющиеся пары,
имеющие температуру вспышки 610 °С и
ниже.

80. Класс 4

Легковоспламеняющиеся вещества и
материалы, способные во время перевозки
легко загораться от внешних источников
воспламенения в результате трения,
поглощения влаги, самопроизвольных
химических превращений, а также при
нагревании.

81. Класс 5

Окисляющие вещества и органические
перекиси, которые способны выделять
кислород, поддерживать горение, а также
могут в соответствующих условиях или в
смеси с другими веществами вызвать
самовоспламенение и взрыв.

82. Класс 6

Ядовитые и инфекционные вещества
способные вызвать смерть, отравление или
заболевание при попадании внутрь
организма или при соприкосновении с
кожей и слизистой оболочкой.

83. Класс 7

Радиоактивные вещества.

84. Класс 8

Едкие и коррозионные вещества, которые
вызывают повреждение кожи, поражение
слизистых оболочек глаз и дыхательных путей,
коррозию металлов и повреждение транспортных
средств, сооружений или грузов, а также могут
вызвать пожар при взаимодействии с
органическими материалами или некоторыми
химическими веществами.

85. Класс 9

Вещества с относительной низкой
опасностью при транспортированию, не
отнесенные ни к одному из предыдущих
классов, но требующих применение к ним
определенных правил перевозки и
хранении.

86.

В случае разового использования
автомобиля для перевозки опасных грузов
классов 1,2,3,4 и 5 допускается установка
на выходное отверстие выпускной трубы
глушителя искрогасительной сетки.

87. Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1,2,3,4 и 5, должно удовлетворять следующим требованиям:

номинальное напряжение
электрооборудования не должно
превышать 24В;
электропроводка должна состоять из
проводов, предохраняемых бесшовной
оболочкой, не подвергаемой коррозии;

88.

электропроводка должна иметь надежную
изоляцию, прочно крепиться и
располагаться таким образом, чтобы она не
могла пострадать от ударов, трения и
нагрева;
если аккумуляторы расположены не под
капотом двигателя, то они должны
находиться в вентилируемом отсеке с
изолирующими внутренними стенками;

89.

автомобиль должен иметь приспособление
для отключения аккумулятора от
электрической цепи с помощью
двухполюсного выключателя (или другого
средства;
привод управления выключателем прямого или дистанционного - должен
находиться как в кабине водителя, так и
снаружи транспортного средства.

90.

Выключатель должен быть таким, чтобы
его контакты могли размыкаться при
работающем двигателе, не вызывая при
этом опасных перегрузок электрической
цепи;
Запрещается пользоваться лампами,
имеющими цоколи с резьбой. Внутри
кузовов транспортных средств не должно
быть наружных электропроводок, а
электролампы освещения, находящиеся
внутри кузова, должны иметь прочную
оградительную сетку или решетку.

91.

электросеть должна предохраняться от
повышенных нагрузок при помощи плавких
предохранителей;

92.

Обеспечение безопасности при
транспортировке грузов по шоссейным и
грунтовым дорогам

93.

1. Транспортировку грузов по шоссейным и
грунтовым дорогам производить по
подготовленным маршрутам движения,
допускающим провоз всех, в том числе и
негабаритных грузов.

94.

2. На транспортных средствах груз размещают,
а при необходимости закрепляют так, чтобы
в процессе его транспортировки он не мог
самопроизвольно смещаться, выпадать,
ограничивать обзорность водителю,
нарушать устойчивость машины, закрывать
световые и сигнальные приборы, номерные
знаки и регистрационные номера.

95.

3. Ответственность за организацию и
обеспечение безопасности при
транспортировке несет руководитель
предприятия или главный инженер,
осуществляющий непосредственное
руководство транспортировкой.

96.

4. Транспортировка грузов может
производиться как одиночными
автопоездами, так и в составе колонн.
Расстояние между автопоездом и другими
машинами устанавливается с учетом
обеспечения условий безопасности
движения и надежной связи между
машинами.

97.

5. Перед началом транспортировки
тщательно проверяется техническое
состояние транспортных средств, особое
внимание обращается на исправность
тормозных и сигнальных систем.

98.

6. Персонал, участвующий в работах,
получает инструктаж.

99.

7. Движение начинается по команде
руководителя, а остановки производятся
только по сигналам.

100.

8. При транспортировке первая остановка
обычно делается через несколько
километров после начала движения, с
целью проверки узлов крепления и
технического состояния транспортных
средств.

101.

10. Последующие остановки осуществляются
периодически для отдыха и осмотра
техники. Перед преодолением опасных
мест на маршруте движения производится
остановка для обследования опасного
участка дороги и установление порядка
его преодоления.

102.

11. При транспортировке запрещается
превышать установленную скорость
движения, оставлять машины с
работающим двигателем, на остановках
садиться за руль управления любому лицу,
кроме водителя.

103. Вопрос №3.

Безопасность подъемно –
транспортного оборудования

104. Общие технические требования

Общие технические требования
определены в Правилах устройства и
безопасной эксплуатации грузоподъемных
кранов (ПБ 10-382-00).
Правила содержат требования к
проектированию, устройству,
изготовлению, установке, ремонту,
реконструкции и эксплуатации ГПМ и
механизмов, а также грузозахватных
органов, приспособлений и тары.

105.

ГПМ, сменные грузозахватные органы и
съемные грузозахватные приспособления
должны быть изготовлены по проекту и ТУ,
разработанными НИИ и
специализированной организацией в
полном соответствии с Правилами и
государственными стандартами. Проектом
должны быть предусмотрены меры по
созданию безопасных условий для работы в
любой, в том числе взрывопожароопасной
среде и в неблагоприятных районах.

106.

Производственная инструкция для
эксплуатации подъемно-транспортного
оборудования должна содержать конкретные
указания по оценке технического состояния
приборов, устройств и механизмов,
непосредственно влияющих на безопасность
работы крана, а также порядок обмена
сигналами между крановщиком и
стропальщиками.

1.Потенциально опасные технологические процессы. Требования безопасности к технологическим процессам.

Большинство нефтехимических процессов, несмотря на их многообразие, в определенных ситуациях и условиях, возникающих вследствие нарушений требований регламента, могут выходить в аварийные режимы. Особенно часто такие отклонения происходят при пуске или остановке производства, при переходе на ручное управление техпроцесса в случае выхода из строя автоматических средств регулирования и управления. Последствия аварийных нарушений, приводящих к аварийным режимам, могут иметь различную степень тяжести, а сами процессы называются в таких случаях потенциально опасными Потенциально опасные процессы в нефтехимии и нефтепереработке можно разделить на четыре группы: переработка и получение токсичных веществ; переработка и получение взрывоопасных веществ и смесей; процессы, протекающие с большой скоростью; смешанные процессы. Как правило, большинство процессов в нефтехимии и нефтепереработке – это смешанные процессы, т.е. такие, которые можно отнести одновременно к двум или трем указанным группам. В них присутствуют все или часть видов опасности: отравление, взрыв, механическое разрушение оборудования и аппаратуры, выброс продуктов, технологический брак. Технологические процессы протекают при нагреве продуктов до высоких температур (800-900 0 С) или значительном охлаждении (до - 50 0 С). Технология характеризуется также большим диапазоном давлений до 150-200 мН/м 2 (1500-2000 кгс/см 2). В большинстве производств применяются токсичные вещества, горючие жидкости и газы. Классификация потенциально опасных процессов нефтехимической технологии приведена на рисунке.

Устранение непосредственного контакта работающих с вредными веществами. В нефтехимии и нефтепереработке большинствотехнологических процессов исключает непосредственный контакт работающих с перерабатываемыми материалами. Обеспечение этого требования безопасности достигается ведением технологических процессов в герметически закрытой аппаратуры, отделением работающих от вредных веществ, капсуляцией оборудования, выделяющего в воздух рабочей зоны вредные вещества. Устранение непосредственного контакта работающих с вредными веществами при ведении технологических процессов достигается также при дистанционным управлении процессами, применении средств механизации на стадиях загрузки, выгрузки и транспортировании исходных материалов, промежуточных продуктов и готовой продукции.

Замена опасных и вредных технологических операций на менее опасные. .Безопасность операций транспортирования вредных и пожароопасных веществ можно повысить переводя твердые вещества в растворы, суспензии, расплавы для передачи их с одной технологической операции на другую по трубопроводам. Безопасность производственных процессов существенно повышается при изменении технологических приемов работы; при замене сухого размола твердых веществ мокрыми; при транспортировании сыпучих продуктов пневмотранспортом; при изменении агрегатного состояния перерабатываемых продуктов (вместо сухих токсичных веществ использовать их растворы или в виде пасты).



Замена вредных и пожароопасных веществ на менее вредные и опасные. Для снижения пожаровзрывоопасности веществ, обращающихся в производстве, вводятся различные инертные добавки и флегматизирующие вещества. Герметизация оборудования. Особое значение она имеет при переработке токсичных, пожаро- и взрывоопасных сред, т.к. их утечка в окружающую среду может привести к профессиональным отравлениям, пожарам и взрывам. Наиболее частыми причинами нарушения герметичности являются неплотности в соединениях деталей оборудования. Устранение или уменьшение степени неплотности достигается применением уплотнителей. Выбор тех или иных видов уплотнений определяется требуемой степенью герметизации и условиями эксплуатации оборудования, в том числе давлением среды, температурным режимом, скоростями движения и др.

Механизация, автоматизация и дистанционное управление технологическими процессами. .Механизация технологических процессов позволяет заменить операции, выполняемые вручную, машинами и механизмами, тем самым, уменьшая опасности, связанные с ними. Автоматизация производственных процессов, являясь одним из самых прогрессивных направлений новой техники, имеет не только большое экологическое и социальное значение, но и играет существенную роль в обеспечении безопасности технологических процессов. В автоматизированном производстве значительно уменьшается количество выделяющихся в воздух производственного помещения вредных и пожароопасных паров, газов и пылей. Дистанционное управление не только облегчает труд человека, но и выводит его из опасной зоны, если эта зона не может быть изолирована. В нефтехимии и нефтепереработке наиболее широко применяются пять систем дистанционного управления механическое, пневматическое, гидравлическое, электрическое и комбинированно



2. Технологический регламент – основа безопасности технологического процесса. Планы ликвидации аварий. Инженерно-технические средства безопасности.

Технологический регламент – основной технический документ, определяющий режим и порядок проведения операций технологического процесса. Технологические регламенты утверждают руководители предприятия или вышестоящей организации. Руководитель предприятия обязан обеспечить точное соблюдение утвержденного технологического регламента с максимальным использованием современных средств технического контроля и автоматического регулирования процесса. В технологическом регламенте дается подробное описание всех стадий производства, его аппаратурно-механического оформления, приводятся: технологическая карта, нормы технологического режима, технологические инструкции по нормальному пуску, нормальной и аварийной остановке объекта, а также правила безопасного ведения технологического процесса и обслуживания аппаратов. Даются технические параметры нормального технологического процесса, такие как концентрация отдельных веществ, их температура, давление, скорости потоков и другие параметры, а также, что особенно важно, допустимые от них отклонения. Если же рабочие параметры процесса выйдут за пределы допустимых отклонений, то процесс может быть неуправляемым и понадобиться некоторое время, чтобы привести его в нормальное состояние, при этом потеря стабильности процесса может вызвать аварийные ситуации.

Основная цель ПЛВА: определение сценариев возникновения и развития аварийной ситуации;
планирование мероприятий и действий части персонала и сотрудников аварийно спасательных служб по локализации последствий аварий, путей эвакуации женщин и пожилых людей; определение уровня морально-психологической подготовки производственного персонала и наличия необходимого оборудования для локализации и ликвидации аварийных ситуаций; определение мероприятий и наличия оборудования, необходимых для повышения уровня противопожарной и противоаварийной защиты, а также для уменьшения масштаба последствий.

Согласно нормам план ликвидации должен пересматриваться каждые 5 лет с учетом появления новых технологий, а также он пересматривается в послеаварийных случаях и в связи с введением в эксплуатацию нового оборудования, новых производственных помещений, смены специализации производства.И опыт, и специалисты-аналитики есть в нашем ТОО «Safety & Consulting Service», которое предлагает свои услуги по разработке документа, в основе которого лежат: анализ сценариев возникновения и развития аварий, а также прогноз вероятности их возникновения; анализ готовности персонала и предприятия к активным мерам по локализации и ликвидации; анализ мер принятых для предупреждения аварийных ситуаций. Инженерно-технические средства безопасности:- средства инженерно-технической укрепленности,-системы охранной сигнализации, -системы пожарной сигнализации, -системы охранные телевизионные, - системы контроля доступом, -системы оповещения о тревоге, - системы оперативной свзи, - технические средства досмотра, - системы электропитания и охранного освещения.

Обеспечение безопасности технологических процессов

Одной из базовых и определяющих задач управления охраной труда на предприятии является задача управления безопасности технологических процессов.

Безопасность технологического процесса определяется многими составляющими:

Орудия труда - оборудование, оснастка, инструмент (безопасность работы которых во многом опре­деляет безопасность технологического процесса) характеризуется опасными и вредными факторами, возни­кающими в процессе работы;

Предмет труда - исходные и технологические материалы, детали, сборочные единицы, которые сами по себе или в процессе обработки в данном технологическом процессе могут представлять определœенную опасность;

Продукт труда - окончательный вид полуфабриката͵ детали сборочной единицы, изделия на выходе технологического процесса, которые в соответствии со своими характеристиками (к примеру, масса, темпера­тура, излучение, воспламеняемость и т.д.) могут представлять известную опасность;

Организация труда - организация рабочего места в соответствии с эргономическими требованиями, рациональная планировка участка, соответствующая организация режимов труда и отдыха и т.д.;

Условия труда - наличие на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов и их па­раметры (параметры воздуха рабочей зоны, освещения, шума, вибрации, электромагнитных излучений и т.п.), наличие и эффективность средств коллективной и индивидуальной зашиты;

Исполнитель - выполняющий данный технологический процесс субъект, который характеризуется соответствием индивидуальных психофизиологических особенностей содержанию и условиям труда (опре­деляется при профотборе), профессиональной подготовкой и обученностыо безопасным приемам труда;

Окружающая среда - коллектив с его морально-психологическим климатом, социально-бытовые ус­ловия на производстве и вне его игл.

На безопасность технологических процессов непосредственно воздействуют безопасность произ­водственного оборудования, обеспеченность средствами коллективной и индивидуальной защиты, органи­зация лечебно-профилактического обслуживания, эффективность обучения работающих охране труда, нор­мализация санитарно-гигиенических условий труда и т.д., которые сами являются объектами управления или реализации задач управления охраной труда на предприятии. Из всœех влияющих на безопасность техно­логического процесса факторов можно выделить такие, которые непосредственно связаны с физической сущностью, содержанием технологического процесса, с применяемым для его реализации оборудованием. Определœению этих факторов, степени их опасности и вредности, борьбе с их проявлением, определœению мер защиты от воздействия этих факторов на работающих должно постоянно уделяться внимание на всœех стади­ях разработки и эксплуатации технологического процесса.

На стадии ʼʼисследованиеʼʼ безопасность технологического процесса должна рассматриваться и обеспечиваться при проведении теоретических исследований, определœении физико-химических основ, вы­боре методов, исходных и технологических материалов, разработке лабораторного оборудования, исследо­вании технологических режимов и т.д.

На стадии ʼʼпроектированиеʼʼ безопасность технологических процессов должна обеспечиваться при разработке оборудования, обработке технологических режимов, разработке комплекта технологической документации и т.д.

На этих двух стадиях обеспечение безопасности можно осуществлять наиболее эффективно, так как здесь предоставляется полная возможность осуществлять борьбу с вредными и опасными факторами непосредственно в источнике их возникновения.

На стадии ʼʼопытной проверкиʼʼ (эксплуатации) безопасность технологических процессов обеспе­чивается в процессе проверки и корректировки технологических методов, приемов, режимов обработки, устранения недостатков конструкций оборудования, внесения изменений в технологическую документацию. На этой стадии должны окончательно определяться методы борьбы с проявлением опасных и вредных про­изводственных факторов как в самом технологическом процессе, так и в оборудовании, устанавливается рациональная организация рабочих мест; определяется уровень профессиональной подготовки будущих исполнителœей. В идеале три первых стадии должны обеспечить решение всœего комплекса вопросов по обес­печению безопасности технологического процесса, чтобы в процессе промышленной эксплуатации технологический процесс представлял собой минимум опасности: и вредности для работы. Стадия ʼʼпромышлен­ная эксплуатацияʼʼ разделяется на стадии: ʼʼтехнологической подготовки производстваʼʼ и собственно ʼʼпромышленной эксплуатацииʼʼ. В процессе технологической подготовки производства разработанный, а зачастую типовой технологический процесс прорабатывается в соответствии с конкретными условиями данного производства и с особенностями данного объекта производства (детали, сборочные единицы, изделия). Здесь вопросы обеспечения безопасности технологического процесса решаются исходя из конкретных условий цеха (участка), где планируется применение технологического процесса.

Наибольший интерес для СУОТ на промышленном предприятии безопасность технологических процессов, как объект управления, представляет именно на стадии собственно промышленной эксплуата­ции, когда всœе недоработки предыдущих стадий могут явиться причиной неблагоприятного воздействия на рабочих, эксплуатирующих технологический процесс. При этом даже в данном случае, в случае если на предыдущих стадиях проведены всœе необходимые мероприятия, обеспечивающие высокий уровень безопасности технологического процесса, в условиях промышленной эксплуатации уровень безопасности технологического процесса изменяется в различных периодах эксплуатации.

Весь срок эксплуатации технологического процесса можно условно разделить на три периода. Начальный I период характеризуется относительно низким уровнем безопасности, связанным с освоением технологического процесса. По мере накопления опыта у работников, обслуживающих данный технологический процесс приработки оборудования, уровень безопасности повышается и достигает верхнего уровня полной безопасности. II период характеризуется устойчивым уровнем безопасности, связанным с полным освоением технологического процесса и безотказной работой оборудования. В III периоде вновь наблюдается снижение уровня безопасности, связанное с износом оборудования, оснастки, инструмента. Наступает такой критический момент, когда снижение уровня безопасности требует прекращения эксплуатации, технологического процесса и проведения комплекса ремонтных и восстановительных работ. После ремонта безопасность процесса несколько повышается, на какой-то период стабилизируется и опять снижается, ᴛ.ᴇ. вновь требуется остановка и проведение ремонтных работ. Межремонтные периоды сокращаются, и наступает момент, когда требуемого уровня безопасности можно достичь только полной заменой оборудования. Длительность указанных периодов эксплуатации, включая межремонтные периоды, зависит от содержания технологического процесса, сложности и надежности оборудования, выполнения требований эксплуатации, качества ремонтных работ и т.д.

Следует также отметить, что даже в период устойчивого уровня безопасности возможны резкие изменения уровня, связанные с нарушением технологической и производственной дисциплины, изменением внешних условий, появлением внезапных отказов оборудования и т.д., в связи с этим во всœе периоды эксплуатации технологического процесса нельзя допускать ослабления внимания к соблюдению норм и правил безопасной работы, надежности средств коллективной и индивидуальной защиты, поддержанию на высоком уровне профессиональной и психофизиологической защищенности обслуживающего персонала. Обеспечение безопасности технологического процесса во многом зависит от полноты изложения требований безопасности в технологической и нормативно-технической документации.

Литература

1. Васильева Н. И. Экономические основы технологического развития..- М.: Банки и биржи, 1995.

2. Государственное регулирование экономики: Курс лекций /Под ред. Н.Б.Антоновой. - Мн.: ООО ʼʼМисантаʼʼ, 2002.

3. Композиционные материалы: Справочник / В.В.Васильев, В.Д. Протасов, В.В.Болотин и др.; Под общ. ред. В.В.Васильева, О.М.Тарнопольского.- М. : Машиностроение, 1990.

4. Лахтин Ю.М. Материаловедение /Ю.М. Лахтин, В.П.Леонтьева. М.:Машиностроение, 1990.

5.Материально-техническое снабжение: Учебное пособие / под ред. Л.М. Михневича. – Мн.:БГЭУ, 2000.

6. Машиностроительное производство /Под ред. Ю.М. Соломенцева.-

М.: Высшая школа, 2001.

7. Нехорошева Л.Н. Научно-техническое развитие и рынок. –Мн. , 1996.

8. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая деятельность предприятий / Под ред. Ф.П.Висюлина, Л.М.Михневича.- Мн.: Вышейшая шк., 1991.

9. Основы отраслевых технологий и организация производства: Учебник /Под ред. В.К.Федюкина.-Спб.: Политехника, 2002.-312 с.: ил.

10. Прогнозирование и планирование в экономике /Под общ. ред. В.И.Борисевич,Г.А.Кандауровой.- Мн.: ООО ʼʼИнтерпрессервисʼʼ, 2001.

11. Проектирование и производство режущих инструментов / Под ред. П.И.Ящерицын. – Мн.: Высш. шк., 1991. 12. Сварка в машиностроении: Справочник, т. 3 / Под ред. В.Л. Винокурова. – М.: Машиностроение, 1990.

13. Справочник по композиционным материалам /Под. ред. Дж. Любина, пер.
Размещено на реф.рф
с англ. : в 2-х т. – М. : Машиностроение, 1988.

14. Справочник по лазерной технике. - М: Энергоатомиздат, 1991.

15. Справочник технолога-машиностроителя в 2-х т. - М.: Машиностроение,

16. Технология машиностроения: В 2-х т. / Под общ. ред. А.М.Дальского.- М.: изд-во МГТУ им.Баумана, 2001.

17. Федоров Б.Ф. Лазеры. Основы устройства и применения.- М. : ДОСААФ, 1988.

18. Фурмер И.Е. Общая химическая технология.- М.: Высш. шк., 1997.

Обеспечение безопасности технологических процессов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Обеспечение безопасности технологических процессов" 2017, 2018.

Технологическая безопасность. Физика горения и взрыва


Вопросы по материалу

1. Основные причины возникновения очага возгорания.

2. Поражающие факторы.

3. Определение взрыва, его формы.

4. Что такое горение? Скорость горения. его виды.

5. Классификация ВС по выполнению целевой функции.

6. Охарактеризовать начальный импульс.

7. Показатели чувствительности.

8. Что является показателем взрывопожароопасности?

9. Что понимают под чувствительностью вещества к искровому разряду?


Технологическая безопасность

При производстве ВМ в большинстве случаев развитие аварии происходит по следующей схеме: образование начального очага загорания - рас­пространение горения за пределы очага - переход горения во взрыв или детонацию - возникновение вторичных факторов поражения, некото­рые из которых могут стать причиной образования новых зон аварии.

Как правило, производство ВМ на исправном оборудовании, из ка­чественного сырья, при соблюдении технологического регламента и правил эксплуатации оборудования не приводит к возникновению оча­га загорания.

Однако, при производстве, транспортировке и использовании ВМ нередки случаи, когда из-за воздействия неблагоприятных факторов или их сочетания в энергоемком материале возникает начальный очаг заго­рания. Основные причины возникновения очага - механическое и (или) тепловое воздействие, электрический разряд, химическая реакция. Тех­ническими и организационными мероприятиями можно снизить часто­ту появления таких причин, но нельзя исключить их полностью. Чем раньше будет прервано развитие аварии, тем меньшим будет ущерб.

Величина ущерба в основном определяется физическими, химичес­кими, механическими и т.д. процессами, которые происходят в ВМ, и количеством материала, в них вовлеченного. Физические процессы, происходящие в ВМ, характеризуются различными поражающими фак­торами. Если развитие аварии заканчивается на стадии горения, то эти­ми факторами в основном являются сравнительно длительное действие пламени, тепловое излучение и образование токсичных продуктов го­рения. Если же горение перейдет во взрыв или детонацию, то среди поражающих факторов будут преобладать воздушная ударная волна (УВ), разлетающиеся осколки и обломки оборудования и строительных конструкций. Каждый из поражающих факторов имеет свои законы воз­никновения и распространения, размеры зон поражения, и знание этих законов необходимо для того, чтобы можно было правильно оценить тяжесть возможных последствий от различных аварий.

Актуализация вопросов обеспечения взрывобезопасности производ­ства твердых ракетных топлив в конце 50-х - начале 60-х годов привела к созданию нового научного направления - технологической безопасности. Оно появилось на стыке наук, с одной стороны, физики горения и взрыва и, с другой стороны, химии и технологии производства ВМ. Это научное направление изучает причины возникновения начального очага загорания в перерабатываемых материалах. При этом тщательно исследуется чувствительность ВМ к различным внешним воздействи­ям: удару, трению, тепловому импульсу, электрическому разряду; ста­бильность ВМ и его совместимость с различными веществами. Не каж­дый начальный очаг приводит к распространению реакции за его пре­делы. Следующим шагом является изучение условий распространения химической реакции после возникновения начального очага. Посколь­ку химические реакции могут протекать различными способами (в виде медленного химического разложения, горения или детонации), то сле­дует определить условия, в которых реализуется тот или иной механизм реакции, и условия, когда один из механизмов переходит в другой (пе­реход горения в детонацию). Необходимо изучить и механизмы процес­сов, и законы формирования сопровождающих реакции поражающих факторов, а также влияние на эти факторы различных защитных средств и сооружений. Кроме того, надо решить, а чего, собственно, нельзя до­пустить: возникновения начального очага загорания, массового пожара или мощного взрыва? Необходимый шаг в разработке стратегии обес­печения безопасности - это установление границы между гипотетичес­кими авариями и проектными. Гипотетические аварии происходят из-за таких естественных инициирующих событий, возникновение кото­рых маловероятно, а устранение либо экономически и социально не обо­сновано, либо технически недостижимо (например, падение самолета на вагон со взрывчаткой). Проектные аварии порождаются определен­ными инициирующими событиями. Так, например, падение упаковки с ВМ с максимально предусмотренной регламентом проведения работ высоты на землю есть проектная авария. Для предотвращения ущерба от нее необходимо осуществление технических мероприятий, напри­мер, разработка погрузочно-разгрузочных средств и конструкции упа­ковки, позволяющих снизить вероятность такой ситуации, и, кроме того, не допустить воспламенения ВМ даже в случае падения содержащей его упаковки.

Граница между гипотетическими и проектными авариями во мно­гом определяется техническими и экономическими возможностями предприятий. Новые технические решения или даже просто ресурсы для реализации известных, но дорогостоящих мероприятий могут при­вести к тому, что гипотетическая авария станет проектной.

Научно обоснованный подход в обеспечении безопасности состоит в том, что необходимо оценить не только вероятность возникновения той или иной аварии, но и масштабы ее последствий, то есть оценить риск аварии. Необходимо разработать совокупность специальных мер, не позволяющих аварии развиться до значительных масштабов.

Решение этих вопросов позволяет сформулировать требования к технологическому оборудованию, его размещению в производственных зданиях, размещению зданий и защитных сооружений на промплощадке, определить эффективность различных видов защитных сооружений и выбрать оптимальные из них в каждом конкретном случае, установить безопасные и допустимые расстояния между ними.

Результатами исследований в рамках этого научного направления являются нормы, правила и стандарты, исходные данные для проекти­ровщиков и конструкторов, рекомендации по схемам построения тех­нологических процессов, по конструкциям специальных зданий и за­щитных сооружений, методы исследований и испытаний различных видов ВМ.

Важность решения проблемы обеспечения безопасности настолько велика, что в последние годы вопросы безопасности стали одним из решающих факторов при выборе той или иной технологии производ­ства, а иногда и самой возможности организации производства, пред­ставляющего угрозу для персонала, населения и окружающей среды. Все это нашло свое отражение в вышедшем в 1997 г. «Законе о про­мышленной безопасности». Превалировавшая до сих пор концепция «абсолютной безопасности» перестала соответствовать внутренним за­конам техносферы. Техника безопасности, цель которой - не допустить никаких аварий и тем самым защитить работника, должна смениться качественно новой наукой, способной обнаруживать наиболее риско­ванные звенья производственных комплексов и подсказывать оптималь­ные пути их замены.

Цель:

· выявление потенциальных опасностей, способ­ных нанести существенный урон при производстве и применении ВМ;

· анализ условий проявления разрушительного потенциала ВМ;

· изложе­ние требований к конструкции оборудования, его размещению, защит­ным сооружениям, порядку организации технологического процесса и т.п., направленных на снижение вероятности возникновения и тяжести последствий возможных аварий;

· описание методов регламентирования безопасности.


Похожая информация.


17.12.2014 Андрей Грязев,
и.о. генерального директора ФГУП ЦНИИС
Одними из ключевых признаков, определяющих Государство как субъект, являются суверенитет и многообразие используемых ресурсов.
Государство выполняет внутренние функции, среди которых - хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и другие, и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.
На настоящий момент развития общества и проникновения технологий во все сферы его жизнедеятельности, реализация вышеуказанных понятий и функций неразрывно связана с телекоммуникационной отраслью, с вопросами информационной доступности, безопасности и устойчивости. Решение данных вопросов лежит на уровне технологической безопасности и научно-технической политики.
В федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" устанавливается, что "государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношения государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники».
В статье 2 Закона вводится понятие научной (научно-исследовательской) деятельности как деятельности, направленной на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач; поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.
Технологическая безопасность - это важнейшая составная часть экономической безопасности в целом, направленная на обеспечение устойчивости высоких технологий при осложнениях, возникающих в связи с неблагоприятными тенденциями или конкретными событиями в государстве.
Технологическая безопасность - это состояние развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и ведущих отраслей, производящих современную технику, обеспечивающее для страны возможность самостоятельного решения наиболее важных для национальной, в том числе экономической, безопасности задач даже в экстремальных условиях (например, в условиях войны).
В настоящее время на сетях связи России сложилась ситуация, когда почти 100% оборудования магистральных и более 90% оборудования внутризоновых и местных сетей связи являются иностранными.
Операторы магистральных сетей связи «Ростелеком», «Транстелеком» и другие, предоставляющие полный перечень современных мультимедиа услуг связи, как населению, так и органам государственного и военного управления, строят свои сети исключительно с использованием оборудования таких компаний, как Cisco (США), Alcatel-Lucent (США-Франция), Siemens (Германия), NEC (Япония), ECI (Израиль), Huawei (Китай) и т.д. При оснащении стационарных узлов связи МО РФ современными цифровыми средствами связи также в большом количестве было закуплено иностранное оборудование фирм NEC (основной поставщик МО Японии) и Juniper (США).
Не подлежит сомнению высокий технологический уровень закупаемого иностранного оборудования, однако, при этом не обеспечивается национальная безопасность России как информационная, так и технологическая.
В 2012 году Госдепартамент США запретил использование в государственных сетях связи оборудования китайских фирм Huawei и ZTE, которое названо «кибероружием», несущим непосредственную угрозу национальной безопасности. Все развитые страны стараются не допустить присутствия на своих сетях зарубежного телекоммуникационного оборудования. В США вся телекоммуникационная сеть построена только на отечественном оборудовании, в ведущих странах Европы доля не резидентов на сетях связи составляет не более 10 %. В России, как было показано выше, более 90 % телекоммуникационного оборудования является иностранным. Это связано, в т.ч. и с тем, что с начала 90-х годов XX века внутренний рынок был практически закрыт для российских производителей, и на разработки современного телекоммуникационного оборудования практически не выделялись бюджетные средства, так как эта отрасль до настоящего времени не входит в сферу приоритетных интересов государства. А ведь среди восьмерки ведущих стран мира не все участники имеют собственные ракеты, самолеты, танки, но все, кроме России, имеют современные отрасли промышленности средств связи и инвестируют в их развитие. И это легко объяснимо, не умаляя значение вооруженных сил, тем не менее, явно видно, что вопросы обеспечения государственной безопасности все больше мигрируют в экономическую и социальную сферу, и именно отрасль телекоммуникаций там занимает приоритетные позиции. «Цветные» революции текущего века, ситуация на Украине, эффективная информационная война Запада с Россией – все это еще раз подтверждает истинность сказанного выше.
Любое иностранное оборудование в сети связи России можно рассматривать как «кибероружие», которое добровольно размещено на своей территории. Особенно с учетом того, что технологическое управление иностранным оборудованием находится за рубежом. Это, к сожалению, относится к оборудованию большинства операторов присутствующих на сети связи общего пользования, и к большинству оборудования используемого на ведомственных сетях спецпотребителей.
Режимы функционирования и управления таких сетей не подконтрольны в полной мере администрациям связи России и зависят от иностранных фирм-поставщиков, что может привести к дезорганизации связи в экстремальных ситуациях или при изменении политической конъюнктуры, потере целостности и устойчивости функционирования сети связи, которая является донорской для большинства потребителей, в том числе силового блока и органов государственного управления.
Примерами такой дезорганизации могут служить абсолютная беспомощность Иракской системы обороны после отключения ее извне средствами противной стороны, дистанционное нарушение работоспособности средств связи Югославии, многочисленные управляемые разрушающие воздействия на средства связи во время конфликтов на Ближнем Востоке.
Рассмотренные выше риски, более чем актуальны для современной России. Достаточно проанализировать конкурсную документацию по данному направлению некоторых организаций из состава спецпотребителей.
Так, из государственного контракта №0173100007913000217_44814 от 2 сентября 2013 г. следует, что во ФСИН России развернут и используется комплекс управления сетевыми ресурсами производства компании CA Technologies (США), который был приобретен ФСИН России в результате аукциона №0173100007912000262 и предположительно является продуктом CA Infrastructure Management.
В соответствии с функциональным описанием комплекса он должен автоматизировать следующие процессы эксплуатации:
- процесс сбора информации из сети;
- процесс управления сетевой конфигурацией, учет информации о топологии сети;
- процесс управления сбоями и неполадками сети;
- процесс управления устранением неисправностей;
- процесс управления рабочими характеристиками сети и качеством сервисов;
- процесс контроля производительности каналов связи для модуля мониторинга федерального уровня.
Таким образом, под контроль и управление со стороны комплекса попадают все каналы связи и телекоммуникационное оборудование ФСИН России, включая коммутаторы и маршрутизаторы, все виды АТС (классические и IP), медиа-шлюзы и серверы.
Еще один пример, в «Общих требованиях к программному обеспечению модуля мониторинга федерального уровня (ММФУ)» значится, что «Программное обеспечение ММФУ должно быть преднастроено и обеспечивать выполнение следующих функций в части управления конфигурациями: обеспечение контроля конфигураций сетевого оборудования разных производителей, при наличии у такого оборудования командного интерфейса с функционалом получения и изменения конфигурации с помощью вызова встроенных команд и доступа к этому командному интерфейсу по IP сети по протоколам Telnet/SSH; возможность сбора конфигурации с сетевых устройств непосредственно сразу после их обнаружения; возможность отслеживания и внесения типовых изменений в конфигурацию устройств; обеспечение возможности управления конфигурациями сетевого оборудования из единой консоли управления; использование следующих протоколов для работы с сетевым оборудованием при управлении конфигурациями: SNMP; SSH; Telnet; FTP; TFTP использование сценариев для сбора и распространения конфигурационных файлов сетевого оборудования, штатная поддержка которого отсутствует в Системе; автоматическая и ручная группировка устройств по модели, версии ПО, производителю и прочим доступным атрибутам; запуск заданий сбора конфигурационной информации устройств в автоматическом и ручном режиме…». Перечисленные требования позволяют сделать выводы о том, что ПО комплекса имеет доступ ко всему оборудованию сети ФСИН России с неограниченными возможностями сбора информации и управления оборудованием.
Еще примеры, буквально, «горячих» новостей: «В Орловской области будет создано совместное российско-китайское предприятие по глубокой локализации линейки телекоммуникационной продукции корпорации ZTE». Локализация, как известно, предполагает лишь организацию производства на территории РФ, использование кадровых ресурсов, но ни коим образом не открытие ноу-хау производства или открытие кодов ПО.
При этом «…правительство Орловской области будет оказывать содействие в продвижении продукции и технологий совместного предприятия на российском рынке, а также содействовать его вхождению в организационную структуру научно-промышленного кластера специального приборостроения, систем коммуникаций, автоматизированных систем управления и кибербезопасности». Вопросы несанкционированного доступа и недекларированных возможностей остаются открытыми….
Аналогично, с учетом доли зарубежного оборудования, используемого операторами связи, и остальные новости. «Ростелеком» подключит к внутренней электронной базе данных МВД Удмуртской республики 36 участковых пунктов полиции Ижевска. А МТС организует резервные каналы VPN-сети для Нижегородского филиала «Сбербанка России». «Ростелеком» организовал сеть VPN для Управления вневедомственной охраны в Томской области».
В этих условиях представляются наиболее важными следующие угрозы информационной безопасности:
возможность сбора информации о конфигурации сети с последующей ее несанкционированной скрытной передачей за пределы системы;
возможность автоматического внесения деструктивных изменений в настройки оборудования, частично или полностью нарушающих работу сети связи ФСИН России (по внешней команде или по наступлению заданных внутренних событий);
возможность скрытного перенаправления трафика (включая телефонные переговоры и сеансы видеоконференцсвязи) для его перехвата, декодирования, анализа и фильтрации по заданным критериям с последующей скрытной передачей за пределы системы;
возможность ввода в систему связи заведомо ложных сообщений и команд для дезорганизации работы.
Аналогичный подход прослеживается в подавляющем большинстве контрактов. Слабые «потуги» в виде предъявления каких либо требований по безопасности информации мало результативны и неэффективны до тех пор, пока вопросы информационной и технологической безопасности не приобретут системный подход на государственном уровне и не будут отражены в регламентирующих документах, не будут подкреплены фактическими преференциями для отечественных производителей. Уверен, коллеги прекрасно осознают, что вышеперечисленное - не миф, это реальная действительность, обусловленная технологическими возможностями и спецификой построения современных систем связи, в которых приоритетное значение имеют системы управления передачей трафика и конфигурированием сети.
Ситуация подтверждается и собственным опытом ЦНИИС, ставшего одним из первых сертификационных центров. С 2005 г. в Технопарке проходил ряд проектов по тестированию телекоммуникационного оборудования для внедрения на сетях операторов.
Много компаний проходило тестирование в ЦНИИС. Как говорится, комментарии излишни. Все те самые 90% – импортное оборудование. Лишь небольшая доля компаний может быть отнесена к условно-отечественным.
Не последнее место в ситуации с иностранным оборудованием занимает экономический вопрос.Телекоммуникационная отрасль - одна из самых прибыльных отраслей в мире.
Ежегодно на закупку оборудования и строительство линий связи в России операторы тратят около 10 млрд. долларов США, при этом объем поставляемых в России услуг связи в 2012 году составил около 100 млрд. долларов США. Для сравнения объем поставок нефте- и газопродуктов за тот же период в России составил около 400 млрд. долларов США. Так почему львиная часть данных средств уходит на технологическое развитие и финансирование разработок импортных производителей?! Доходная часть от данных работ могла бы и должна быть направлена на модернизацию производства и инициативные разработки.
Положение усугубляется еще и тем, что в последнее время ряд операторов, стараясь сократить издержки на эксплуатацию сетей, отдают свои сети на «аутсорсинг» зарубежным компаниям, что означает фактический переход сетей связи под иностранное управление. А именно, эти сети являются донорскими и для органов власти страны, безопасности, поддержания правопорядка, контроля техногенных объектов.
Выход из сложившейся ситуации есть. Предъявление каких либо частных требований по безопасности информации, принятие законодательных норм, не взаимоувязанных между собой и неоднозначно определяющих понятие и статус «отечественного оборудования мало результативны и неэффективны.
Нужен системный подход на государственном уровне. Необходимо принятие требований в регламентирующих документах, которые однозначно определят статус и понятие «отечественного» оборудования. Все это должно быть подкреплено фактическими преференциями отечественным производителям.
Выше перечисленные меры позволят построить на территории России безопасную Федеральную магистральную сеть связи, использующую только доверенное отечественное оборудование и отвечающую требованиям по устойчивости и безопасности телекоммуникационной системы России.
Для этого есть объективные предпосылки, но есть и объективные трудности. Имеется целый ряд организаций промышленности и науки, обладающих достаточной квалификацией и потенциалом в данной области, который при соответствующей воли государства можно оперативно реализовать. Это потребует минимальных финансовых затрат от государства. Есть и другие механизмы, позволяющие реализовать данный подход, – это нормативное регулирование через институт сертификации, таможенные заградительные пошлины, целевые программы с частно-государственным партнерством и многие другие рычаги влияния, позволяющие существенно расширить рынок сбыта отечественного оборудования на отечественном рынке.
В 2010 году Правительство России сделало серьезный шаг в направлении поддержки отечественных производителей телекоммуникационного оборудования. Было издано Распоряжение Правительства Российской Федерации №858-р от 31 мая 2010 года (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. №2280-р), на основании которого последовал совместный приказ Минпромторга и Минэкономразвития № 1032/397 от 17 августа 2011 года «Об утверждении параметров, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения...».
По непонятным причинам, реализация данного документа далека от желаемого результата. Ситуация с промышленностью отрасли связи и телекоммуникаций в России сегодня действительно не простая. Очень многие существовавшие во времена Советского Союза предприятия и профильные НИИ прекратили работу, а оставшиеся занимаются кто - чем и выживают, как могут. Критичность ситуации в том, что сейчас остался последний шанс использовать сохранившийся потенциал и возродить отрасль. Причем отрасль от самого начала, то есть от элементной базы, которой в России нет, и до современных и перспективных комплексов средств связи.
Выходом из создавшегося положения должны стать конкретные шаги по возрождению отечественной телекоммуникационной промышленности и строительству безопасной Федеральной сети связи для нужд управления государством. Необходима государственная программа, позволяющая: провести комплексный системный анализ присутствия серийного отечественного оборудования на телекоммуникационном рынке; выявить сегменты где отсутствует отечественное оборудование; четко сформулировать производителям задачу по разработке данного оборудования; определить перечень элементной базы, позволяющей производителям создать данное оборудование и наладить серийное производство данной элементной базы. Учитывая долевое присутствие в сегменте импортного оборудования, краеугольным станет вопрос совместимости отечественного и импортного оборудования. Невозможно одномоментно перевести сеть связи на оборудование отечественных производителей, именно поэтому необходимо тестирование образцов на совместимость, но все эти задачи решаемы.
Вышеизложенный подход позволит: за счет удовлетворения потребностей внутреннего рынка оставить в экономике России миллиарды долларов США; направить эти средства на перспективные разработки, получить осязаемый результат и существенно минимизировать технологическую зависимость; возродить профильные НИИ и предприятия, которые балансируют на грани выживания; обеспечить безопасность и устойчивость государственного и военного управления; и, что немаловажно, даст толчок к развитию отечественной экономики, так как линии связи сегодня играют роль дорог, которые в свое время позволили выйти из великой депрессии все тем же США. В противном случае Россия так и останется финансовым придатком мировой телекоммуникационной отрасли.
Государство должно последовательно решать вопросы отечественной телекоммуникационной промышленности, поддерживать системообразующие институты, что одновременно с экономическими показателями значительно повысит и безопасность страны, и ее статус как полноценного члена телекоммуникационного рынка.



Просмотров