Не провел повторное собрание кредиторов. Первое собрание кредиторов при банкротстве. Правила работы КК

Собрание кредиторов при банкротстве юрлица представляет собой объединение конкурсных кредиторов, уполномоченных лиц, созданное для защиты интересов данных лиц при производстве дела о несостоятельности юрлица. О составе данного собрания, его компетенции, а также порядке созыва читайте в нашей статье.

Состав собрания кредиторов

П. 1 ст. 12 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — закон о несостоятельности) подразделяет участников собрания кредиторов при банкротстве юрлица на следующие категории:

  1. Голосующие участники, к которым относятся лица, чьи требования включены в реестр, а именно:
  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы.
  1. Неголосующие участники, а именно уполномоченные лица:
  • от сотрудников юрлица;
  • участников юрлица;
  • собственника имущества юрлица, созданного в форме унитарного предприятия;
  • саморегулируемой организации, в которой состоит арбитражный (конкурсный) управляющий (далее — конкурсный управляющий, т. к. данный вид управляющих встречается наиболее часто);
  • контрольного органа.

Особняком стоят конкурсные кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества юрлица-банкрота. Они могут участвовать в голосовании только:

  • в ходе наблюдения;
  • в ходе финоздоровления либо внешнего управления в том случае, если в продаже объекта залога было отказано судом либо сам залогодержатель отказался от продажи;
  • по вопросам избрания либо снятия управляющего;
  • по вопросу о подаче в суд заявления о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Полномочия собрания кредиторов и кворум для его проведения

П. 2 ст. 12 закона о несостоятельности в качестве вопросов, решение по которым правомочно принимать только собрание кредиторов при банкротстве юридического лица, называет:

  • введение либо изменение периодов проведения процедур финоздоровления или внешнего управления;
  • утверждение плановых документов финоздоровления или внешнего управления;
  • выбор конкурсного управляющего или организации, из членов которой он будет выбран;
  • назначение конкурсному управляющему дополнительных выплат;
  • назначение реестродержателя;
  • заключение мирового соглашения;
  • обращение в суд с заявлением о признании юрлица несостоятельным и открытии конкурсного производства;
  • образование комитета кредиторов (далее — КК), определение его компетенции и выбор членов.

Все вышеуказанные вопросы не могут быть переданы для разрешения каким-либо другим организациям или лицам.

В соответствии с п. 4 ст. 12 закона о несостоятельности кворум для того, чтобы на заседании можно было принимать решения по указанным выше вопросам, составляет более 50% голосов от общего числа голосующих участников. Кворум для повторного заседания составляет 30% при условии, что все участники собрания были извещены надлежащим образом.

Правила созыва собрания кредиторов

В соответствии с п. 1 ст. 14 закона о несостоятельности заседание собрания кредиторов может состояться по инициативе:

  • конкурсного управляющего (о его полномочиях и статусе можно прочитать в статье «Арбитражный управляющий в деле о банкротстве»);
  • голосующих участников, чьи права требования составляют 10% и более от общего размера задолженности юрлица;
  • 1/3 голосующих участников.

В документе с инициативой о проведении заседания должны содержаться темы и вопросы, требующие обсуждения и разрешения. После получения требования у конкурсного управляющего есть 3 недели, чтобы провести мероприятие. В противном случае такое заседание имеют право организовать своими силами лица, которые требовали его проведения (п. 5 ст. 12 закона о несостоятельности).

Уведомление о дате и месте заседания должно быть направлено заинтересованным лицам:

  • почтой не позднее чем за 2 недели до его проведения;
  • курьером или другим способом, обеспечивающим получение уведомления не позднее чем за 5 рабочих дней до момента его проведения.

Кроме того, уведомление должно быть размещено в Едином реестре сведений о банкротстве не позднее чем за 2 недели до момента проведения заседания.

В том случае, если количество участников собрания превышает 500, а также при невозможности личного уведомления участника, например при отсутствии возможности выяснить его контактные данные, размещение объявления в Едином реестре считается надлежащим уведомлением (п. 2 ст. 13 закона о несостоятельности).

Правила проведения собрания кредиторов

Заседание собрания кредиторов проводится, как правило, по местонахождению несостоятельного юрлица либо его руководства. По общему правилу для принятия решения достаточно простого большинства голосующих, присутствующих на заседании. Однако в п. 2 ст. 15 закона о несостоятельности содержится перечень вопросов, по которым для принятия решения потребуется большинство голосов от общего числа голосующих участников.

К таким вопросам относятся:

  • формирование либо роспуск КК;
  • выбор конкурсного управляющего или организации, из которой он будет утвержден;
  • оформление мирового соглашения и т. д.

Решения, принятые собранием, фиксируются в протоколе, один экземпляр которого в течение 5 дней направляется в арбитражный суд. К протоколу прикладываются копии следующих документов (п. 7 ст. 12 закона о несостоятельности):

  • реестра требований, актуальных на момент проведения заседания;
  • бюллетеней, с помощью которых проводилось голосование;
  • документов, подтверждающих полномочия лиц, принимавших участие в заседании;
  • материалов, которые были представлены участникам для утверждения либо ознакомления;
  • материалов, доказывающих своевременное уведомление участников собрания о времени и месте его проведения.

Оригиналы протоколов и приложений к ним должны храниться у конкурсного управляющего до завершения производства по делу о несостоятельности юрлица.

Общие правила проведения собрания утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 56.

Формирование комитета кредиторов

Комитет кредиторов при банкротстве юрлица осуществляет полномочия, предоставленные ему собранием кредиторов, в целях защиты прав кредиторов и контроля за деятельностью конкурсного управляющего (п. 1 ст. 17 закона о несостоятельности). Данный орган может не образовываться, если количество голосующих участников составляет менее 50.

КК создается в количестве 3-11 человек. Точный состав определяется на заседании собрания кредиторов. Кандидаты в члены КК предлагаются голосующими участниками, при этом госслужащие могут быть избраны только по предложению уполномоченного органа.

Выборы членов КК производятся кумулятивным голосованием участников собрания кредиторов, имеющих право голоса. При этом размер голосов каждого определяется как произведение размера требования кредитора в рублях на количество членов формируемого КК (п. 2 ст. 18 закона о несостоятельности). Свои голоса голосующий участник может отдать за одного претендента или распределить их между несколькими.

Избранными считаются претенденты, которые набрали большее число голосов.

Права КК

Права КК закреплены в п. 3 ст. 17 закона о несостоятельности. Итак, КК может:

  • затребовать от конкурсного управляющего либо директора юрлица-банкрота сведения о финансовом состоянии юрлица в ходе применяемых процедур в деле о несостоятельности;
  • обжаловать действия конкурсного управляющего в судебном порядке;
  • принять решение о созыве собрания кредиторов;
  • принять решение об обращении к собранию кредиторов с предложением об отстранении конкурсного управляющего;
  • осуществлять другие полномочия, переданные ему собранием кредиторов.

Для осуществления своих полномочий КК может выбрать своего представителя, закрепив такое решение в протоколе заседания. О правилах ведения протокола читайте в следующем разделе статьи.

Правила работы КК

После образования КК его участники выбирают из своего состава председателя (п. 3 ст. 18 закона о несостоятельности), а также определяют регламент работы. Примером может служить типовой регламент работы комитета ликвидируемого банка (приложение 1 к Порядку организации и проведения заседаний комитетов кредиторов ликвидируемых финансовых организаций, утв. решением правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 21.12.2015, протокол № 192).

При принятии решений каждый член КК имеет 1 голос, который он не может передать кому-либо другому (п. 5 ст. 17 закона о несостоятельности). Решения по вопросам, включенным в повестку заседания, принимаются большинством голосов. В ходе заседания ведется протокол, который, если в регламенте работы не указано другое правило, подписывается председателем КК. Документ составляется в 2 экземплярах, один из которых в течение 5 дней с момента проведения заседания передается в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности.

К протоколу в обязательном порядке прикладываются документы (копии), идентичные тем, что прикладываются к протоколу собрания кредиторов:

  • бюллетени;
  • материалы для утверждения;
  • доказательства своевременного уведомления членов о проведении заседания и т. д.

Информация о решениях, принятых на заседаниях комитета, в течение 3 рабочих дней с момента получения протокола должна быть размещена конкурсным управляющим в Едином реестре.

Таким образом, собрание и КК являются органами, защищающими права и законные интересы кредиторов юрлица-банкрота. Общее собрание формирует КК, выбирает арбитражного управляющего, устанавливает для него дополнительные выплаты. КК осуществляет контроль за деятельностью управляющего. Данный орган может не формироваться, если число кредиторов менее 50.

Создаётся коллегиальная структура - собрание кредиторов, наделённое полномочиями защищать их интересы во взаимоотношениях с должником на время проведения банкротства. Без его участия не принимаются многие важные решения.

Какова компетенция собрания кредиторов, периодичность созыва и правила работы?

Возникла проблема? Позвоните нашему юристу:


Полномочия и состав

Участвующие в собрании условно делятся на 2 группы: обладающие правом голоса и не имеющие полномочия голосовать.

К первой группе относятся конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (далее вместе - голосующие участники), чьи претензии к должнику вошли в реестр требований кредиторов (далее по тексту - реестр) по состоянию на день проведения их собрания.

Конкурсными называются кредиторы, предъявляющие к должнику претензии по исполнению денежных обязательств, кроме;

  • голосующих уполномоченных органов;
  • учредителей либо участников задолжавшего юридического лица по обязательствам, обусловленным этим участием;
  • граждан, ожидающих от должника присужденных выплат за нанесение физического и (или) морального вреда и компенсации сверх его возмещения; а также перечислений по авторским договорам.

К уполномоченным органам относятся органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся представителями требований соответственно России, её регионов и муниципальных образований по денежным обязательствам (а в части федеральных органов - ещё и по перечислению обязательных платежей).

Бесплатная юридическая консультация:


  • сотрудников и учредителей должника (участников, собственников имущества);
  • контрольно-надзорного органа;
  • саморегулируемой организации (далее - СРО), в состав которой входит арбитражный управляющий.

Указанные лица обладают полномочиями выступать при обсуждении вопросов, выносимых на собрание.

Общие положения деятельности собрания кредиторов в конкурсном производстве

Исключительные предметы ведения:

  • введение процедуры финансового оздоровления должника либо внешнего управления им и корректировка срока их осуществления через ходатайство в арбитражный суд (далее - арбитраж, суд);
  • утверждение программы оздоровления и графика возврата долгов;
  • принятие и корректировка плана внешнего управления;
  • заключение мирового соглашения;
  • направление ходатайства в арбитраж о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
  • формирование дополнительного перечня требований к претендентам на должность управляющих;
  • выбор управляющего или СРО арбитражных управляющих;
  • повышение объёма оплаты труда управляющего и определение размера и порядка выплаты ему вознаграждения сверх установленного;
  • определение реестродержателя из списка аккредитованных СРО;
  • формирование комитета кредиторов (в том числе его персонального состава), а также досрочное прекращение работы;
  • расширение исключительных полномочий комитета кредиторов за счёт вопросов из состава его общей с собранием кредиторов компетенции;
  • назначение представителя собрания кредиторов.

Процедура созыва

Подготовка и проведение собрания кредиторов - прерогатива арбитражного управляющего (часть технических функций может быть передана реестродержателю).

Требование должно включать в себя вопросы, предлагаемые к обсуждению на собрании. При этом если заседание созывается по ходатайству комитета кредиторов или голосующих участников, арбитражный управляющий не может изменять формулировку вопросов повестки, а само заседание собирается в течение трёх недель с момента получения управляющим этого требования. В противном случае проводить заседание может кто-либо из ходатайствующих.

Уведомление о проведении собрания

Оно направляется всем участникам почтовой связью не позднее двух недель до даты заседания, иным образом - не позднее пяти рабочих дней. Если число голосующих участников превышает 500, либо отсутствует возможность выявить нужные сведения для их личного уведомления, то уведомлением считается публикация сообщения о предстоящем собрании кредиторов.

Бесплатная юридическая консультация:


В уведомление должна быть включена следующая информация:

  1. Наименование, адрес, место нахождения должника.
  2. Когда и где состоится собрание. При этом кредиторам, представителям уполномоченных органов и иным заинтересованным лицам не должно быть создано препятствий для участия в заседании.
  3. Повестка и порядок регистрации участников.
  4. Правила их ознакомления с информационными материалами, причём лицо, ответственное за подготовку заседания, должно обеспечить возможность этого ознакомления не позднее пяти рабочих дней до собрания.

Подведение итогов собрания

Заседание кредиторов (кроме повторного) является правомочным в случае присутствия голосующих участников, имеющих более половины голосов всех участников, включённых в реестр.

Количество голосов рассчитывается пропорционально финансовым претензиям кредиторов к должнику. Неустойки, проценты за просроченные платежи, подлежащие возмещению убытки, иные санкции при подсчёте голосов не учитываются. Если в деле о банкротстве присутствует только один голосующий участник, то решения он принимает единолично.

Решения собрания кредиторов отменяются судом, если:

  • затрагивают права и интересы участников дела о банкротстве и (или) третьих лиц;
  • при вынесении решений нарушена компетенция собрания.

Порядок ведения протокола заседания

Он утверждается в двух экземплярах с приложениями, из которых один передаётся в суд не позднее 5 дней с момента проведения заседания. Если собрание вёл не арбитражный управляющий, а лицо, требовавшее его проведения, готовится три экземпляра протокола: для суда, для управляющего и для хранения у председательствующего на собрании.

Бесплатная юридическая консультация:


В комплект приложений к протоколу входят копии:

  • реестра;
  • бюллетеней для голосования участников;
  • документов, свидетельствующих об их полномочиях;
  • информационных материалов, направляемых ранее на ознакомление и (или) утверждение;
  • документов, доказывающих надлежащее уведомление голосующих участников о дате и месте заседания;
  • других материалов.

Оригиналы перечисленных документов хранятся у арбитражного управляющего или реестродержателя до завершения дела о банкротстве (если соответствующим законом не предусмотрено иное). То есть, он же ведёт реестр требований кредиторов. Протокол или сообщение о признании собрания несостоявшимся вносится в реестр информации о банкротстве в течение 3-5 рабочих дней в зависимости от статуса председателя собрания (управляющий или лицо, которое требовало его проведения).

Первое заседание собрания кредиторов

Отличия процедуры от повторного и последующих заседаний

  1. Его созывает и проводит временный управляющий во время процедуры наблюдения.
  2. Для проведения первого собрания кредиторов законом обозначены особые временные рамки:
    • оно должно состояться не позднее 10 дней до завершения наблюдения (кроме случаев, когда по закону эта процедура не вводится (например, в отношении ликвидируемого должника));
    • протокол собрания вместе с отчётом управляющего должен быть направлен в арбитраж не позднее пяти дней до его заседания.

Первое собрание кредиторов не созывается, если в реестре содержатся только требования сотрудников должника об оплате труда и перечислению выходных пособий, и эти требования не удовлетворены.

В этом случае решение об открытии той или иной процедуры банкротства принимает арбитражный суд. Он также имеет право это сделать, если собрание не определило процедуру банкротства по итогам первого заседания (либо обязать кредиторов выбрать её не позднее 7 месяцев от даты поступления документов о признании должника банкротом).

Перечень вопросов

Первое собрание кредиторов вправе рассматривать следующие, только ему присущие вопросы:

Бесплатная юридическая консультация:


  • представление в суд ходатайства о применении одной из процедур банкротства;
  • утверждение программы финансового оздоровления, графика сокращения задолженности;
  • создание комитета кредиторов, определение его персонального состава и круга полномочий;
  • формирование дополнительного списка требований к претендентам на должность управляющих (кроме временного);
  • выбор кандидатуры или СРО, из членов которой назначается управляющий;
  • выбор реестродержателя из состава аккредитованных СРО арбитражных управляющих;
  • подписание мирового соглашения;
  • другие.

В каких случаях вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов и кому выгодна мера? Читайте тематическую публикацию.

Каков порядок удовлетворения требований кредиторов подробнее тут. Очерёдность погашения задолженностей устанавливается законом, а не пожеланием займодателей.

Особенности повторного и последующих собраний кредиторов

Если результатом проведения первого собрания кредиторов стал факт признания его неправомочным из-за отсутствия необходимого числа голосов, созывается повторное собрание. На нём должны присутствовать голосующие участники, имеющие 30 процентов от общего числа голосов лиц, чьи требования указаны в реестре. При этом все участники (в том числе отсутствующие) должны были быть проинформированы о предстоящем собрании надлежащим образом. Образец требования кредитора ликвидатору вы найдёте в нашей прошлой статье.

Решения на повторном заседании принимаются большинством голосов присутствующих путём заполнения бюллетеней (управляющий перед этим обязан ознакомить участников заседания с правилами их заполнения).

Периодичность следующих заседаний собрания кредиторов законодательством не определена. Его проведение может быть инициировано на разных этапах банкротства для решения задач, относящихся к его компетенции, и осуществления необходимых действий.

Бесплатная юридическая консультация:


  • при проведении финансового оздоровления оно вправе решить освободить административного управляющего от выполнения его обязанностей (направить в суд соответствующее ходатайство);
  • на стадии внешнего управления согласовывает заключение внешним управляющим крупной сделки или операции, в которой есть заинтересованность, а также принимает решение по итогам рассмотрения отчёта управляющего;
  • в последней процедуре банкротства собрание кредиторов участвует в процедуре оценки имущества; имеет право заслушать отчёт об управлении финансами должника, утвердить условия, порядок и сроки продажи его имущества и др.

Как не должно проходить собрание кредиторов? Смотрите видео:

Таким образом, собранию кредиторов в процессе банкротства придаётся серьёзное значение. Оно влияет на решения арбитражного суда и, соответственно, на положение должника и вероятность удовлетворения требований кредиторов. Активная позиция в его работе, подкреплённая помощью квалифицированных юристов и их представлением интересов в судебном производстве, позволяет кредитору и должнику выйти из проблемной ситуации с наименьшими потерями.

В разделе Кредитор вы найдёте дополнительную информацию по данной теме.

Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

Москва и Московская область: (звонок бесплатен)

Бесплатная юридическая консультация:


Санкт-Петербург и Лен.область:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Повторное собрание кредиторов

По общему правилу организация и проведение собрания кредиторов должника осуществляются арбитражным управляющим. Он вправе проводить собрание кредиторов, если на нем присутствуют конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа включенных в реестр требований кредиторов голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. При отсутствии указанного кворума собрание кредиторов не может быть проведено и арбитражному управляющему следует организовать проведение повторного собрания кредиторов.

Особенности проведения

Законом не предусмотрены минимальные сроки для созыва и проведения повторного собрания кредиторов после того, как не состоялось первоначальное собрание. Вместе с тем, исходя из общей обязанности арбитражного управляющего действовать добросовестно, представляется, что проведение повторного собрания кредиторов должно состояться в разумные сроки с учетом общих сроков осуществления той или иной применяемой процедуры банкротства.

Бесплатная юридическая консультация:


Для признания повторного собрания кредиторов правомочным требуется наличие двух условий: 1) на собрании должны присутствовать конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов; 2) все конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр, должны быть надлежащим образом уведомлены о проведении собрания кредиторов.

Подобные послабления в размере кворума при проведении повторного собрания кредиторов, по сравнению с требованиями к кворуму обычного собрания кредиторов, предусмотрены "в целях исключения возможности для крупных кредиторов затягивания принятия решений собранием кредиторов и устранения препятствий на пути осуществления процедур, применяемых в деле о банкротстве, и производства по делу о банкротстве в целом" <1>.

<1> Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" // Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2011. Комментарий к ст. 12 (автор - В.Ф. Попондопуло).

Регулирование количественных требований к кворуму собрания кредиторов не является строго установленным правилом, подвергаясь определенным изменениям со временем. Так, требование о необходимости для проведения собрания кредиторов присутствия кредиторов с правом голоса, сумма требований которых составляет не менее 50% от общей суммы не обеспеченных залогом обязательств, ранее содержалось в Законе РФ от 19.11.1992 N"О несостоятельности (банкротстве) предприятий".

Но в последовавшем за ним Федеральном законе от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" вообще не устанавливались никакие требования к кворуму собрания кредиторов, оно считалось правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов при условии, что о проведении собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.

В связи с особенностями проведения повторного собрания кредиторов требуется точно понимать, какое именно собрание кредиторов является повторным? Следует согласиться с тем, что собрание кредиторов является повторным только тогда, когда причина его проведения вызвана недостаточностью голосов для наличия кворума первоначального собрания и выносимые на повестку вопросы аналогичны заявленным при созыве первоначального собрания кредиторов <2>.

<2> Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) // Под ред. Е.А. Рыбасовой. М., 2011. Комментарий к ст. 12 (автор - Е.А. Рыбасова).

Если же первоначальное собрание кредиторов было в силу каких-либо обстоятельств перенесено арбитражным управляющим либо были внесены изменения в повестку дня, то следующее собрание кредиторов нельзя считать повторным, значит, к нему неприменимы требования о 30%-ном кворуме для признания собрания правомочным (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 N 05АП-1434/12).

Исключения

По общему правилу решения собрания кредиторов по поставленным на голосование вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на собрании голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Но из этого правила есть исключение, установленное в отношении принятия решений по ряду вопросов, имеющих существенное значение. Круг таких вопросов определен п. 2 ст. 15 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в частности, к ним относятся вопросы выбора арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего; включения в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов). Для принятия решения по этим вопросам требуется большинство голосов конкурсных кредиторов не от присутствующих на собрании кредиторов, а от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

Закон не содержит указаний на то, как принимаются решения по указанным вопросам, требующим голосования большинства от общего числа включенных в реестр требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, при проведении повторного собрания кредиторов, для правомочности которого установлен 30%-ный кворум от общего количества голосов конкурсных кредиторов, включенных в реестр.

Бесплатная юридическая консультация:


Ответ на этот вопрос дан Пленумом ВАС РФ в п. 7 Постановления от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно ему на повторном собрании кредиторов решения по вопросам, предусмотренным п. 2 ст. 15 Закона N 127-ФЗ, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов.

Очевидно, что при помощи подобного подхода ВАС РФ постарался исключить ситуацию, при которой кредиторы, обладающие большинством голосов от общего числа голосов, включенных в реестр требований кредиторов, не принимают участия в собраниях умышленно или из-за утраты интереса к процедуре банкротства, что при ином подходе заведомо исключало бы возможность принятия остальными кредиторами необходимых решений для осуществления процедуры банкротства, а само проведение повторного собрания кредиторов утрачивало бы всякое значение (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 N 08АП-4870/14).

Не дотянули до 30%

Законодатель, закрепив уменьшение кворума для проведения повторного собрания кредиторов, не урегулировал ситуацию, при которой на повторное собрание не являются кредиторы, обладающие предусмотренными 30% голосов.

В подобном случае возникают следующие вопросы: распространяются ли на собрания кредиторов, проводимые после признания повторного собрания несостоявшимся, правила о 30%-ном кворуме? Как следует поступить арбитражному управляющему в ситуации, когда неоднократно созываемые собрания кредиторов раз за разом не собирают указанных 30% кредиторов?

На возможность возникновения проблем ввиду неявки 30% голосов для проведения повторного собрания кредиторов обращалось внимание непосредственно после принятия редакции ныне действующей ст. 10 Закона N 127-ФЗ <3>. Вместе с тем до настоящего момента Закон ответы на данные вопросы не содержит.

Бесплатная юридическая консультация:


<3> Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Законодательство и экономика. 2003. N. Комментарий к ст. 12.

Само по себе отсутствие 30%-ного кворума для проведения повторного собрания кредиторов может быть обусловлено как несознательными действиями кредиторов (ввиду неорганизованности, неактивности конкурсных кредиторов в силу низкой заинтересованности в удовлетворении требований), так и вполне осознанными действиями кредиторов (ввиду того, что в собрании кредиторов не принимают участия по каким-либо причинам так называемые дружественные конкурсные кредиторы, чьи требования тем или иным способом подконтрольны заинтересованным лицам).

В гражданском праве.

Необходимо отметить, что похожие проблемы существуют в иных сферах гражданского права и имеют там свое решение.

Так, законом предусмотрено право участника общества требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами общества.

С учетом разъяснений, предоставленных Пленумом ВС РФ в абз. 2 п. 35 Постановления от 23.05.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", к таким нарушениям относится и систематическое уклонение без уважительных причин от участия в общем собрании участников общества, лишающее общество возможности принимать значимые хозяйственные решения по вопросам повестки дня общего собрания участников, если непринятие таких решений причиняет существенный вред обществу и/или делает его деятельность невозможной либо существенно ее затрудняет.

Бесплатная юридическая консультация:


Очевидно, что неоднократное уклонение одного или нескольких конкурсных кредиторов, обладающих более 70% голосов, от участия в собрании кредиторов должника способно существенно осложнить и даже сделать невозможным проведение процедуры банкротства. Между тем применение процедуры принудительного исключения лица, уклоняющегося от участия в собрании кредиторов, представляется нецелесообразным и не отвечающим природе возникающих в рамках несостоятельности отношений.

В качестве еще одного примера можно привести следующую ситуацию. Собрание кредиторов должно утвердить предложение о продаже имущества должника в течение двух месяцев с даты его представления конкурсным управляющим, а если этого не происходит, то конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении предлагавшегося предложения, который и принимает решение о его утверждении.

Думается, что передачу на рассмотрение арбитражного суда вопросов повестки дня повторного собрания кредиторов должника в связи с невозможностью его проведения в отсутствие кворума нужно также считать нецелесообразной и не отвечающей целям деятельности суда.

Что делать управляющему?

Порядок действий арбитражного управляющего в ситуации, когда он не может провести собрание кредиторов ввиду отсутствия необходимого для повторного собрания кредиторов кворума, законодательно не установлен, но в любом случае арбитражный управляющим связан сроками проведения той или иной процедуры банкротства. При этом длительная невозможность проведения собрания кредиторов способна серьезно затруднить и даже сделать невозможным осуществление конкретной процедуры банкротства, что в принципе не отвечает целям института несостоятельности.

Вместе с тем любая попытка арбитражного управляющего провести собрание кредиторов в отсутствие кворума влечет за собой обоснованный риск быть привлеченным к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП за неисполнение установленных законодательством о несостоятельности обязанностей.

Бесплатная юридическая консультация:


Решением рассматриваемой проблемы могло бы быть, в частности, предоставление арбитражному управляющему права проводить третье собрание кредиторов с одной и той же повесткой дня вне зависимости от количества явившихся на него конкурсных кредиторов, но при условии соблюдения порядка уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о проведении всех собраний кредиторов. А решения по вопросам, поставленным на голосование на таком собрании кредиторов, следует считать принятыми при голосовании за них большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов.

Целесообразность подобного предложения состоит в том, что оно позволяет не только провести конкретную процедуру банкротства без увеличения установленных законом сроков ее проведения, но и минимизировать расходы на проведение процедуры (в частности, за счет уменьшения расходов арбитражного управляющего на уведомление конкурсных кредиторов о проведении собрания).

Исходя из принципа добросовестности, считаем, что конкурсные кредиторы несут риск наступления последствий осуществления или неосуществления предоставленных в рамках процедуры банкротства возможностей, поэтому конкурсный кредитор, трижды надлежащим образом уведомленный о проведении собрания кредиторов, предполагается имеющим возможность принять в нем участие, а если он не реализует предоставленное ему право, то собрание кредиторов может проводиться без него, с тем чтобы не допускать нарушений прав должника и иных кредиторов.

С учетом этого предлагаемый подход позволит обеспечить определенный баланс интересов всех заинтересованных лиц, в том числе и арбитражного управляющего, а также в состоянии создать своеобразный барьер на пути злоупотребления конкурсным кредитором в вопросе проведения собраний кредиторов должника.

Бесплатная юридическая консультация:


Комментарий к статье 12 закона о банкротстве. Судебная практика: Собрание кредиторов

Пункт 1 статьи определяет лиц, имеющих право участия в собрании кредиторов: с правом голоса - конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов; без права голоса, но с правом выступать по вопросам повестки собрания кредиторов - представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель СРО, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), т.е. Росреестра (указание на представителей СРО и Росреестра включено Законом 2008 г. N 296-ФЗ). Ранее в п. 1 ст. 12 Закона 1998 г. о банкротстве говорилось только о праве представителя работников должника участвовать в собрании кредиторов.

То, что участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только те конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, уточнено Законом 2008 г. N 296-ФЗ. В связи с этим в п. 6 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 разъяснено следующее: поскольку определение о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов подлежит немедленному исполнению (абз. 2 п. 5 ст. 71 и абз. 1 п. 6 ст. 100 Закона), право на участие в собрании кредиторов с правом голоса возникает у кредитора с момента вынесения определения о включении его требований в реестр, а не с момента фактического включения его требования в реестр арбитражным управляющим или реестродержателем (п. 6 ст. 16 Закона).

На случай, когда в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, п. 1 статьи предусматривает, что решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

В информационном письме Президиума ВАС России от 30 декабря 2004 г. N 86 "О правовом положении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявивших свои требования после закрытия реестра требований кредиторов" <1> разъяснялось, что по смыслу комментируемой статьи в том случае, если требования заявлены всеми конкурсными кредиторами и уполномоченными органами после закрытия реестра требований кредиторов, указанные лица могут принимать решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов.

<1> ВВАС РФ. 2005. N 3.

Бесплатная юридическая консультация:


В соответствии с п. 1 статьи организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. В этом отношении необходимо иметь в виду, что до настоящего времени действуют утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов <1>. На основании данного Постановления издан Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2004 г. N 235 "Об утверждении типовых форм бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов" <2>.

<1> СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 526.

Законом 2008 г. N 306-ФЗ, внесшим изменения в законодательные акты в рамках совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество, в п. 1 статьи включены положения, определяющие права конкурсных кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника. Разъяснения в отношении применения этих положений даны в п. 5 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 58:

в соответствии с п. 1 статьи залоговые кредиторы имеют право голоса на собраниях кредиторов в процедуре наблюдения, а также в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления в случаях отказа в данных процедурах от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога;

Бесплатная юридическая консультация:


в процедуре конкурсного производства залоговые кредиторы права голоса на собраниях кредиторов не имеют, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом (например, в силу п. 1 ст. 141, п. 2 ст. 150 и др.);

кредитор при утрате статуса залогового кредитора, в том числе на основании абз. 6 п. 5 ст. 18.1 Закона в результате реализации заложенного имущества, требованиями, включенными в реестр требований кредиторов и не являющимися погашенными, голосует в общем порядке.

Положения п. 2 статьи определяют исчерпывающий перечень вопросов, принятие решений по которым относится к исключительной компетенции собрания кредиторов. Этот перечень в соответствии с Законом 2008 г. N 296-ФЗ изложен полностью в новой редакции, но по существу он лишь расширен за счет таких позиций, как принятие решений об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему, а также об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего.

Прежде в п. 2 ст. 12 Закона 1998 г. о банкротстве устанавливалось, что к компетенции собрания кредиторов относятся:

1) принятие решения о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

Бесплатная юридическая консультация:


2) принятие решения о заключении мирового соглашения;

3) принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) принятие решения об избрании членов комитета кредиторов, определении количественного состава комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

5) решение иных вопросов, предусмотренных названным Законом.

Как видно, ранее перечень формулировался открытым и прямо не устанавливалось, что вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

Бесплатная юридическая консультация:


Пункт 3 статьи содержит правило определения числа голосов, которыми обладают на собрании кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы: каждый из них обладает числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с комментируемым Законом.

Такое правило прежде содержалось в п. 3 ст. 12 Закона 1998 г. о банкротстве. Соответственно, новым является положение п. 3 комментируемой статьи, устанавливающее, что для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды (то, что речь идет только об упущенной выгоде, уточнено Законом 2008 г. N 296-ФЗ), а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей. Следует упомянуть, что Определением КС России от 17 июля 2007 г. N 546-О-О <1> было отказано в принятии к рассмотрению жалобы на данное положение.

В соответствии с положениями п. 4 статьи определяется кворум для проведения собрания кредиторов. По общему правилу собрание кредиторов правомочно, т.е. оно может быть проведено и на нем могут приниматься решения, в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. В отношении повторно созванного собрания кредиторов предусмотрено, что оно правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с комментируемым Законом. Данные правила являются новыми. Ранее в п. 4 ст. 12 Закона 1998 г. о банкротстве устанавливалось, что если иное не предусмотрено названным Законом, собрание кредиторов правомочно независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.

В связи с тем что п. 3 ст. 15 Закона, регулировавший специальный порядок проведения повторного собрания кредиторов по вопросам, предусмотренным п. 2 ст. 15 Закона, утратил силу, арбитражным судам в п. 7 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 предписано принимать во внимание, что решения по указанным вопросам на проводимом на основании п. 4 комментируемой статьи повторном собрании кредиторов принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов.

Пункт 5 статьи предусматривает, что в случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные п. 3 ст. 14 Закона, т.е. в течение трех недель с даты получения арбитражным управляющим соответствующего требования, то собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва, т.е. комитетом кредиторов, конкурсным кредитором или уполномоченным органом. До внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменения в пункте говорилось о праве проведения собрания кредиторов лицами, а не лицом или лицами, требующими его созыва. Соответственно, устранена неясность в вопросе о том, могло ли одно лицо провести собрание кредиторов.

Бесплатная юридическая консультация:


В пункте 6 статьи перечислены функции, которые может осуществлять реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов. Такие функции возлагаются на реестродержателя по решению собрания кредиторов или временного управляющего.

Пункт 7 статьи устанавливает требования к составлению, направлению и хранению протокола собрания кредиторов, а также к обеспечению доступа к такому протоколу и прилагаемых к нему документов. В этом отношении следует отметить, что в соответствии с п. 10 названных выше Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56, в протоколе собрания кредиторов указываются:

а) полное наименование и место нахождения должника - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес - для физического лица;

б) арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и номер дела о банкротстве;

в) основания проведения собрания кредиторов;

г) дата и место проведения собрания кредиторов;

д) сведения об уведомлении участников собрания кредиторов о проведении собрания;

ж) список участников собрания кредиторов с правом голоса и без права голоса;

з) повестка дня собрания;

и) фамилия, имя и отчество участников собрания кредиторов, выступавших на собрании;

к) предложения о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

В реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

в ходе наблюдения;

в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

в ходе реструктуризации долгов гражданина;

в ходе реализации имущества гражданина.

Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

О выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

Об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом .

5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:

проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;

обеспечивать установленный порядок голосования;

7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

Первое собрание выбрало КУ, суд утвердил, ввел КП все как обычно, без приставки И.О.
Уже в конкурсе этот же судья признал первое собрание недействительным. Какие действия КУ и последствия? Сейчас кредитор накатал жалобу что КУ не провел ПОВТОРНОЕ первое СК в конкурсе.... А разве он имеет такие полномочия?

Да. Имеет.
Статья 127. Конкурсный управляющий
1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
1.1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае, предусмотренном настоящего Федерального закона, арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, кандидатура которого представляется саморегулируемой организацией, членом которой является временный управляющий.
2. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.


Так как избрание кандидатуры конкурсного управляющего относится к исключительной компетенции первого собрания кредиторов, суд не вправе самостоятельно избрать кандидатуру из случайной СРО или случайного конкурсного управляющего, на основании ст. 73:

Статья 73. Компетенция первого собрания кредиторов
1. К компетенции первого собрания кредиторов относятся:
принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;
определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.


Более того, на основании п. 3 ст. 73, любое последующее собрание кредиторов, которое собирается после первого собрания кредиторов, в части избрания кандидатуры конкурсного управляющего, должно действовать по правилам первого собрания кредиторов:

Статья 73. Компетенция первого собрания кредиторов
3. В случае, если собрание кредиторов, рассматривающее вопросы, отнесенные настоящей статьей к компетенции первого собрания кредиторов, созывается после завершения наблюдения, к такому собранию применяются нормы настоящего Федерального закона, относящиеся к первому собранию кредиторов.

Таким образом, рекомендовать кандидатуру из СРО или арбитражного управляющего может только собрание кредиторов.

Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего
9. В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трех месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с настоящим Федеральным законом должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.



Просмотров