Не делай добра, не получишь говна

Подобное изречение порождено было человечеством в процессе развития цивилизации. Казалось бы, именно так должны были рассуждать наши дикие предки из каменного века. Однако, в ту эпоху никто бы и не додумался до подобного решения взаимоотношений в обществе. Условия жизни первобытного человека были так тяжелы, что без бескорыстной взаимопомощи этот вид попросту бы вымер даже на просторах теплой и богатой Африки. Каждый представитель человеческого рода воспринимался как соратник, помощник и лучший друг. Даже не самому приятному соплеменнику следовало помогать и делать добро во имя выживания племени. Очень редкие случаи намеренного причинения вреда одного человека другому карались изгнанием из дружного коллектива.

Как только человек покинул джунгли, начал работать "закон джунглей", в том числе и "не делай добра - не получишь зла". Да, к сожалению, именно усложнение общественных отношений и совершенствование производительных сил и породили этот противоречивый фразеологизм. Выживать люди начали не племенами, а отдельными семьями, ведущими индивидуальное хозяйство. Тот, кто мог раздать припасы соседям, поступал точно так же, как дикарь, выбрасывающий пищу в речку - обрекал соплеменников на смерть от голода.

Те представители человеческого рода, которые смогли поднакопить запасы, не делились с чужаками, смогли не только выжить, но и укрепить свое место в обществе. Теперь для завоевания симпатий более широких народных масс им требовался новый стиль поведения. Так возникла благотворительность. Только вот представители низших сословий продолжили жить в условиях подобных описанным выше . Им бы сделать шаг назад: объединить хозяйства и выживать коллективно... Не позволяла это сделать зависть к своим более успешным сородичам и надежда на попадание в высшие круги общества.

Значение поговорки

Именно беднота, влачившая жалкое существование в рамках индивидуальных хозяйств, и донесла до наших дней этот фразеологизм. Если их представители достигали желанной цели, то немного отъевшись, начинали рассуждать о гуманизме и необходимости жить по совести. Если же наоборот - лишались последнего и оказывались на улице - мучимые постоянным голодом, начинали требовать справедливости. В современном мире, кстати, ничего в социальном плане не изменилось, так что для определенных групп это высказывание носит прямое значение , приведенное выше.

Те, кто не может быть причислен к указанной категории, тоже иногда употребляет этот фразеологизм в случаях:

  • когда услуга была оказана заведомо нехорошему человеку и в дальнейшем нанесла существенный ущерб благодетелю. Это может быть как материальные проблемы, так и утрата доброго имени после известия о том, с кем общается наш творящий добро персонаж.
  • когда дело, в котором собирается поучаствовать человек с благими намерениями, имеет негативную цель. Есть такое выражение "Добрыми делами стелется дорога в ад" - надеясь принести пользу, человек наносит вред окружающим и самому себе.
  • когда хотят оправдать свое равнодушие и жадность трусостью. Что бы ничего не делать, никому не помогать и не принимать участия в общественной жизни, человек сознается, что боится столкнуться с неприятностями, которые последуют за его действием.

Аналогом данного фразеологизма является "От добра добра не ищут". Правда, там в большей степени звучит намек на страсть некоторых граждан к поиску легкой жизни посредством обмана соплеменников.

К сожалению, в последнее время из уст людей , которые приходят на прием к психологу, все чаще приходится слышать выражение: "Правду говорят: "Не делай добро- не получишь зла". Но говорить так категорически нельзя, представьте, каким бы был наш мир, если бы все люди жили по этому принципу.

В то же время очень уж бывает больно , когда помогая кому-то и полностью ему доверяя, становишься жертвой обмана или получаешь в благодарность зло. Например, пожалев какого-то , хозяин приглашает его жить к себе и через некоторое время оказывается в ситуации, что родственник начинает проявлять свой характер, выясняет отношения и уходит жить в другое место, высказав обиду вместо благодарности. Он перестает общаться с хозяином и рассказывает о нем всем, как о человеке, обидевшим его и недостойном уважения.

Вот и получается, что хозяин хотел сделать родственнику добро, а в ответ получил зло. Не зря все-таки прижилось выражение: "не делай добро- не получишь зла" в народе, а особенно актуально оно сегодня, когда многие люди стараются не замечать проблем других людей, и озабочены только собственным благополучием.

Для простоты изложения смысла этого выражения, в качестве примера рассмотрим развитие человека. После рождения ребенок полностью зависит от матери, хотя сам он еще не осознает этого. Пока мама за ним ухаживает и находится в декретном отпуске, малыш воспринимает заботу матери, как само собой разумеющееся. Но вот мама выходит на работу, а ребенка отводит в детский садик. Естественно, ребенку такой ход событий не нравится, он плачет и осознает отсутствие матери, как в первое в его жизни зло. Но вечером мама приходит его забирать, и малыш радуются, получая наслаждение от ее возвращения. Так он впервые познает, что возвращение матери - это добро.

Однако теперь малыш боится, что зло может повториться. Он начинает лучше осознавать свои потребности и старается любой ценой препятствовать злу, но получать удовольствие он любит. Это приводит к развитию у него эгоизма, но пока только стихийного детского. Уже чуть позже у человека развивается разумный эгоизм, он начинает понимать, что он не один стремиться к наслаждению и поневоле начинает себя сравнивать с другими людьми. Он видит, что кому-то удается жить хорошо, а кто-то обделен жизнью. Так у человека возникает сопереживание и сочувствие.

В силу особенностей воспитания у некоторых людей эти чувства превращаются в альтруизм - в готовность бескорыстно делать добро людям, не считаясь со своими интересами. Альтруист, делая добро, не высматривает при этом никакой материальной выгоды для себя и руководствуется в поступках только милосердием и состраданием. Вот и для понимания смысла выражения: "Не делай добро- не получишь зло", надо быть в душе альтруистом. Делая добро, не нужно требовать ни от человека, ни от Бога его возвращения. Ведь многие делают добро и ждут самоотдачи. Если "бартерный обмен" не получается, то человек жалеет о том, что он сделал пользу другому человеку в ущерб своим интересам. Он думает, что получил зло за оказанное им добро.

По статистике альтруистов в мире всего 10%, а остальные 90% людей, проживающих на планете, могут считать себя эгоистами. Здоровый эгоизм не позволяет нам делать другим много добра, чтобы не поставить под сомнение свое благополучие и выживание членов семьи. Конечно, многие из нас готовы помочь человеку, попавшему в беду, но альтруисты стараются сами разыскать тех, кому нужна помочь, и окружают их заботой и вниманием. Их беспокоит все: экологическая ситуация, больные дети, одинокие старики, вымирание редких животных и все остальное, что может навредить здоровью и жизни человека. Сегодня альтруисты становятся волонтерами, помогают одиноким старикам и детям-сиротам, больным животным и всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Во все времена основы общества целиком опирались на концепцию альтруистов, потому что их поведение и образ жизни выгодно государству и самим людям.

Но не всегда безвозмездная помощь может быть заслуженно оценена окружающими. Например, сколько человек каждый день спасают от смерти врачи, а вместо благодарности нередко слышат слова обвинения в свой адрес.

Помогать людям - профессиональная обязанность врача, но навязывать свою помощь всем, если ты не работаешь , и тебя об этом никто не просит, не нужно. Насильно навязанное добро - это неприятное вторжение в чужую жизнь. Например, многие родители продолжают помогать своим взрослым детям материально, хотя они уже сами неплохо зарабатывают и в них не нуждаются. Делая добро, они неосознанно пытаются ставить своих детей в зависимость, чтобы они всегда были благодарны им и отвечали добром за добро. Но у детей своя семья, они стараются по примеру родителей обеспечить сначала своих детей, а престарелых родителей навещают по мере возможности.

По этой причине зачастую и возникают конфликты между поколениями, где родители обвиняют своих детей словами: "мы тебя помогали, а теперь помоги ты". Но только бескорыстное проявление добра обязательно возвращается человеку. То есть если хотите помочь людям - помогите, но не навязывайте им свою помощь без надобности. А сделав доброе дело, сразу забудьте и никому об этом больше не говорите. Ведь все люди хотят выглядеть успешными и самостоятельными, и терпеть не могут жалости и покровительства по отношению к себе.

Как часто мы слышим достаточно удобную поговорку: "Не делай добра - не получишь зла". И многие ведь действительно верят в это. Более того, с каждым днем становится стилем жизни миллионов. Но что за ней кроется и как она действует?

Притча о змее, крестьянине и цапле

На одну змею начали охотиться. Когда опасность была уже совсем близко, она упросила крестьянина, шедшего мимо, спасти его, приняв в свой живот. Он так и сделал. Охотники не нашли их и скрылись в зарослях, а мужчина попросил змея выполсти наружу. Но внутри было так тепло и уютно, что змея отказалась выполнить просьбу. Тогда опечаленный мужик обратился к цапле, рассказал о своей проблеме. Она достала змею из живота крестьянина и убила ее. Но мужчина был очень встревожен, ведь змея могла отравить его своим ядом. И тогда цапля сказала, что спаси его могут шесть белых птиц, которых нужно сварить и съесть. Тут-то и пришла крестьянину мысль, что цапля вполне может стать первой. Он поймал ее и принес домой.

Жена начала его бранить, что птица спасла его, а он ей решил так отплатить. После этого цаплю она освободила, но та выклевала ей глаза.

Цепная реакция

Проблема притчи "не делай добра - не получишь зла" заключается в том, что на уровне подсознания каждый человек ждет, что ему должны отплатить добром за абсолютно любое действие. Но получив что-то взамен, он не замечает этого. Поговорку "не делай добра - не получишь зла" Библия толкует как происки демонов, которые стараются сбить нас с истинного пути. По сути, любой правильный и искренний поступок бесит нечисть, из-за чего она старается устроить неприятности, чтобы человек сошел с праведного пути. Помните про искупление грехов? Многие забывают простую истину - для того чтобы грехи остались в прошлом, надо безвозмездно нести добро в мир. Вспомните замечательную поговорку: "Поступай с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами". Представьте на мгновение, что однажды вы окажитесь в довольно сложной ситуации, с которой сами справиться не можете. А люди, которые могли бы оказать такую помощь, живут по правилу "не делай добра - не получишь зла".

Не словом, а делом

Если вернуться к мнению Библии, то поговорка "не делай добра - не получишь зла" достаточно спорная. С одной стороны, именно в христианском учении мы можем видеть огромное множество примеров, которые косвенно подтверждают данное утверждение.

Но, с другой стороны, именно непогрешимые люди, праведники и святые спасали огромное количество людей. Например, притча о Николае Чудотворце. Согласно легенде, в прошлом богатый, а ныне нищий отец решил сделать из своих дочерей проституток, которые будут таким образом зарабатывать себе на хлеб. Но Николай Мир-Ликийский трижды одарил его золотом, но сделал это тайно, так как не хотел он себе почестей и славы, а только искренне желал помочь людям и отвратить их от пути разврата и грехопадения. Отец удачно выдал дочерей замуж, отдав золото им в приданое. Узнав, кто его облагодетельствовал, он не смог отплатить Николаю ничем, кроме, как возблагодарить его и Бога за то, что послали его дочерям такого спасителя и покровителя.

Быть или не быть?

Вот так мы и подошли к главному вопросу: насколько верна поговорка "не делай - не получишь зла". Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, давайте вспомним старенький мультфильм "Ух ты! Говорящая рыба!". Там четко и ясно сказано: "Делай добро, а потом брось его в воду". Старик так и сделал. И добро вернулось к нему сторицей, хотя он этого и не ждал. Потому вы должны сами решить, кем вы хотите быть и какими станут ваши дети и внуки однажды.

Открыв человеку свое сердце, бывает так, что он повернется к тебе спиной. Наши добрые поступки не замечают люди, ведь когда у тебя есть желание кому-либо помочь, они никогда этого не оценят. Находясь в такой ситуации, невольно задаешься вопросом: «В чем моя вина? Где моя ошибка?» . Из-за чего выходит именно так? Эта поучительная притча даст ответ на этот вопрос.

В один прекрасный день, в дверь к старцу постучалась девушка, она горько плакала и рассказала мудрецу историю своего горя.

— Я не представляю, как жить в этом мире… — с волнением в голосе сказала она. – На протяжении всей своей жизни я обходилась с людьми так, какого отношения хотела к себе, была честна и открыта для них…При любом случае, я несла добро и теплоту, не прося ответной реакции, оказывала посильную помощь. Я на самом деле не думала о корысти, но в ответ получала смешки и злословия. Мне очень плохо, я чувствую себя разбитой и подавленной…Прошу, скажите, что мне делать?

Мудрец терпеливо выслушал и затем дал девушке совет:

Разденься догола и пройдись совсем нагой по улицам города, - спокойно произнес старец.

Простите, но я еще не докатилась до такого… Вы, наверное, с ума сошли или шутите! Сделай я такое, то не знаю, что ожидать от прохожих… Глядишь, еще кто-то обесчестит или надругается надо мной…


Мудрец вдруг встал, отворил дверь и поставил на стол зеркало.

Ты стыдишься выйти на улицу нагишом, но почему-то тебе вовсе не стыдно идти по миру с обнаженной душой, раскрытой, как эта дверь, нараспашку. Ты пускаешь туда всех кому не лень. Твоя душа - это зеркало, именно поэтому все мы видим отражение самих себя в других людях. Их душа полна зла и пороков - именно такую безобразную картину они и видят, когда заглядывают в твою чистую душу. Им не хватает силы и мужества, чтобы признать, что ты лучше их, и поменяться. К сожалению, это удел только поистине смелых…

Что же мне делать? Как я могу изменить эту ситуацию, если от меня, по сути, ничего не зависит? - спросила красавица.

А ну-ка пойдем со мной, я кое-что тебе покажу… Посмотри, это мой сад. Вот уже много лет я поливаю эти невиданной красоты цветы и забочусь о них. Признаться честно, я ни разу не видел, как распускаются бутоны этих цветов. Всё, что мне приходилось лицезреть, - это прекрасные распустившиеся цветы, которые манят своей красотой и душистым ароматом.

Дитя, учись у природы. Посмотри на эти замечательные цветы и делай, как они, - раскрывай свое сердце перед людьми осторожно, чтобы никто этого даже не заметил. Открывай душу хорошим людям. Уходи от тех, кто обрывает твои лепестки, кидает под ноги и топчет. Эти сорняки еще не доросли до тебя, поэтому ты ничем им не поможешь. В тебе они будут только видеть уродливое отражение себя.

Будьте интересными вместе с

Этому есть объяснение. Да и добро бывает разное. Хочешь жить спокойно — не делай добра, если тебя об этом не просят. Если будешь вмешиваться, желая быть благодетелем, избавителем, готовься к следующей роли, роли жертвы.
Есть так называемый треугольник Карпмана, его также называют треугольником судьбы. Выглядит он так:
преследователь – избавитель – жертва.
Как только человек начинает играть в эту игру, он втягивается в этот треугольник. Выйти из него труднее, чем в него попасть. Так как в большинстве случаев люди попадают в него неосознанно.

Например, ты видишь как дорогой тебе человек страдает (жертва ) от другого человека (преследователь ). Тебе конечно же хочется помочь, стать избавителем , даже если тебя не просят. Как-только ты вмешиваешся, попадаешь в треугольник.
Роли в этом треугольнике могут меняться между его участниками. Сегодня ты избавитель, завтра жертва. Метание по ролям карпманавского треугольника приносит участникам некое, возможно даже неосознаваемое удовольствие, сильные эмоции, мощные переживания!
Безумно приятно чувствовать себя избавителем , ощущать свою значимость, доказывать себе очевидным образом ценность своего существования. Спаситель возвышается над жертвой, и это наполняет душу сильнейшим удовольствием.
А каким чувством победы вознаграждается преследователь ! «Плевал я на эту дуру» - с великой гордостью говорит дружкам пьяный, а те поддакивают ему, как будто он совершил нечто действительно великое.
Жертва тоже без выгоды не остается: самоуничижение, самобичевание насыщают жизнь очень большими чувствами. А в перспективе светит превращение в Преследователя , в роли которого можно будет «оторваться по полной», или возвышение в роль Спасителя .
Это игра, невротическая игра , треугольник Карпмана практически не осознается. Люди просто чувствуют, думают, действуют, кажутся себе вполне искренними и не видят собственного «второго дна». Особенно упорны в отстаивании своего права продолжать зависать в треугольнике хронические спасители, то есть созависимые. Очень уж завораживает эта роль.
Такая жизнь может быть и не устраивает участников этой системы, но если бы они действительно хотели что-то изменить, им бы пришлось выйти из драматического треугольника. А это уже страшно, это очень большие изменения. Мало того, если говорить о семье в которой нет истинной близости, то прыжки по карпмановским ролям создают иллюзию эмоциональной насыщенности, как бы заменяют душевное наполнение отношений.
Это о треугольнике Карпмана . А теперь о добрых делах .

Настоящий благодетель делает добрые дела даже не подоревая об этом. А если человек знает и осознает свой поступок как благое дело, то он должен поблагодарить того, кому оказывает благодеяние, за то что тот его принял. Потому что если бы тот его не принял, благодетель не смог бы чувствовать себя благодетелем. Оказывая осознанно благодеяние, не ждите благодарности. Осознание, что вы совершили доброе дело, и есть награда. Поэтому будьте вечно признательны тому, кто это благодеяние принял, так как без него вы не могли бы чувствовать себя благодетелем.

В общем, делайте свое дело. Если оно будет сделано хорошо, вам зачтется, а для кого-то оно возможно окажется благодеянием. Как говорилось в одном известном мультфильме.



Просмотров