Назарет - место рождения иисуса христа

Кем был Иисус из Назарета? Ястребов Глеб Гарриевич

4. Вифлеем или Назарет?

4. Вифлеем или Назарет?

Где родился Иисус? Вопрос этот гораздо сложнее, чем может показаться неискушённому читателю, и уверенный ответ на него невозможен.

С одной стороны, христианская традиция, с опорой всё на те же Евангелия от Матфея и Луки, уверенно называет местом рождения город Вифлеем, находившийся под Иерусалимом. С другой стороны, если присмотреться, раннехристианские источники не единодушны в своих свидетельствах. Прежде всего, мы видим, что Иисус был широко известен как «Назарянин» (т. е. «из Назарета»). Подобные наименования давались обычно по родному городу. Кроме того, Евангелие от Марка, самое древнее из Евангелий, о рождении Иисуса в Вифлееме не сообщает ничего, а родным городом Иисуса называет Назарет (Мк 6:1). Евангелие от Иоанна также молчит о рождении в Вифлееме, а растерянность относительно того, как Мессия может происходить из столь провинциального города, как Назарет, опровергает ссылкой не на предание о Вифлееме, а концепцией, что город вообще не имеет значения, а имеют значение лишь духовные корни Иисуса в высшем мире: Иисус - от Бога, поэтому непринципиально, в каком городе он родился и вырос.

Это само по себе заставляет усомниться в вифлеемском рождении, и эти сомнения усиливаются, если внимательнее присмотреться к рассказам Матфея и Луки. Прежде всего они противоречат друг другу. Как мы уже сказали, согласно Матфею, Иосиф и Мария с самого начала жили в Вифлееме, где у них был дом, и прожили там целых два года после рождения младенца. Лука же считает, что в Вифлеем Иосиф и Мария попали лишь ненадолго, из-за римской переписи, основное же их жительство было в Назарете.

Вызывает серьёзные вопросы и каждое из свидетельств по отдельности. Скажем, Матфей считает, что в Назарет Иисус попал лишь во исполнение ветхозаветного пророчества, но при этом приводит пророчество, в Библии отсутствующее («да сбудется речённое через Пророков, что он назореем наречётся»). Кроме того, его рассказ о рождестве и ранних годах Иисуса сильно стилизован под предания о рождении пророка Моисея. Нечестивый царь, предупреждение его волхвами о рождении грядущего Избавителя, попытка царя уклониться от пророчества, перебив наиболее опасных младенцев, тема Египта - всё это стилизация, призванная представить Иисуса как нового Моисея. За основу здесь взяты не только и даже не столько библейские рассказы как таковые, но и их разработка у более поздних пересказчиков. Нам неизвестно точно, на какие легенды опирался евангелист при создании этой стилизации, но о самом их существовании знаем из более-менее современных ему источников. Скажем, о предупреждении фараона предсказателем сообщает Иосиф Флавий («Иудейские древности» 2.9.2). Подобные мотивы в изобилии встречаются также в иудейском тексте «Сэфер га-Зикронот» («Книга Воспоминаний»): он сохранился лишь в одной поздней средневековой рукописи, но доносит более древние сказания. Соответственно, пробиться к исторической реальности сквозь мифологические напластования очень трудно.

С рассказом Луки иная проблема. Его рассказ о рождении Иисуса в Вифлееме не является стилизацией под мифологические мотивы, но сопряжён с трудностями иного плана. Во-первых, при императоре Августе не было всеимперской переписи. Этот период римской истории документирован достаточно хорошо, поэтому едва ли можно представить, что о столь значительном событии ни один известный нам источник не упомянул бы. Во-вторых, Лука считает, что эта перепись произошла «в правление Квириния Сирией» (Лк 2:2). Квириний действительно был имперским легатом в Сирии, и при нём действительно была перепись. Но эта перепись была локальной (для Иудеи, Самарии и Идумеи), а не глобальной, и произошла она в 6 году нашей эры, когда Квириний и начальствовал в Сирии. Однако в этом случае не сходится не только характер переписи, но и даты: к 6 году царь Ирод, при котором родился Иисус, был мёртв уже примерно десять лет. В-третьих, при проведении переписи римляне исходили из здравого смысла и проводили её по месту жительства людей, а не по месту жительства их предков. Иными словами, коль скоро Иосиф и Мария (по Луке) жили в Назарете, они и должны были регистрироваться в Назарете. Ведь основной целью переписей было не желание удовлетворить любознательность правителей относительно числа их подданных, а желание уточнить, где и сколько народу живёт, чтобы контролировать налогообложение. Иными словами, красивый рассказ Луки оказывается в данном отношении не историей, а (большей частью) сказкой.

Почему же в таком случае вообще всплыл Вифлеем? Зачем Матфею и Луке создавать все эти сложности? Дело в том, что древний царь Давид родился именно в Вифлееме. Грядущего Мессию-Избавителя представляли как нового Давида, поэтому часто и ожидали, что он родится в Вифлееме. (Никакого формального правила на сей счёт, впрочем, не существовало. Именно поэтому другие Евангелия и другие новозаветные тексты проявляют равнодушие к месту рождения Иисуса.) И конечно, родиться в Вифлееме было существенно почётнее, чем в провинциальном посёлке под названием Назарет.

Между тем именно Назарет - наиболее вероятное место рождения Иисуса. Ныне большой город с процветающим туристическим бизнесом, в начале I века он был далёким и тихим захолустьем, о самом существовании которого многие евреи даже не подозревали. Наиболее частой реакцией на происхождение Иисуса из Назарета было, видимо, не «Как странно!», а «А где это?». О том, какой была жизнь в этом посёлке, мы поговорим в следующей главе.

Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич

4. Вифлеем или Назарет? Где родился Иисус? Вопрос этот гораздо сложнее, чем может показаться неискушённому читателю, и уверенный ответ на него невозможен.С одной стороны, христианская традиция, с опорой всё на те же Евангелия от Матфея и Луки, уверенно называет местом

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

3. Назарет В наши дни Назарет - большой современный город в Израиле, примерно с 70 000 жителей, развитым туристическим бизнесом. Он знаменит. В него стекаются паломники и туристы, в нём делают деньги коммерсанты, в нём много приезжих.Две тысячи лет назад о самом существовании

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Возвращение в Назарет 19 После смерти Ирода Юсуфу в Египте явился во сне ангел от Вечного.20 - Вставай, - сказал он, - возьми младенца и Его мать и возвращайтесь в Исраил. Тех, кто хотел убить мальчика, уже нет в живых.21 Юсуф взял младенца и Его мать, и они отправились в землю

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Возвращение в Назарет 39 Когда родители Иисуса сделали все, что предписывал Закон Господа, они возвратились в Галилею, в свой родной город Назарет. 40 Ребенок рос и набирался сил и мудрости, и милость Божья была на

автора Беляев Леонид Андреевич

Вифлеем Ушедшему в оппозицию Самуилу нужно было кого-нибудь возвысить вместо Саула, и он обратился к колену Иуды: 1 Цар., 16: 4. И… Самуил… пришел в Вифлеем… До царствования Саула Библия почти умалчивает об этом колене, причем настолько, что возникает сильное подозрение:

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Вифлеем Вопрос волхвов вызвал у царя беспокойство: Мф., 2: 3. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. Ирод и «весь Иерусалим» (то есть городские власти, благосостояние которых было связано с царем и его двором) могли быть весьма обеспокоенными любым

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Назарет Как только Ирод умер, для Иосифа и его семьи было безопаснее вернуться, и это объясняет ему ангел такими словами, которые снова подтверждают параллель между Моисеем и Иисусом: Мф., 2: 19–20. По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и

Из книги Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника автора Кавелин Леонид

Вифлеем Вместо этого можно было бы предположить что Лука использовал памятную перепись просто как ориентир, по которому устанавливается приблизительная дата рождения Иисуса, как, например, Матфей использовал Вифлеемскую звезду. В любом случае библейские авторы редко

Из книги Путешествие ко святым местам в 1830 году автора Муравьев Андрей Николаевич

Из книги автора

Из книги автора

Назарет Комплекс построек и пещер Назарета - один из самых изученных среди Святых мест Палестины. Этот городок в Галилее почитают как место жизни Богоматери и святого Иосифа, где, согласно Евангелию, произошло чудо Благовещения и провел детские годы Иисус Христос.

Из книги автора

Вифлеем Вифлеем изучен существенно хуже, чем Назарет и Капернаум. Основной памятник христианских древностей здесь - базилика, впервые освященная 31 мая 339 г., через несколько лет после посещения Елены. Базилика была поставлена прямо над комплексом пещер; сейчас в

Из книги автора

Из книги автора

Вифлеем Сравнение Иерусалима с Вифлеемом. – Дорога в Вифлеем. – Долина Рафаимов. – Место дома Симеона Богоприимца. – Селение Беджалла и замок Латинского Патриарха Валерги. – Предание о теревинфовом дереве. – Кладезь трех волхвов. – Монастырь и церковь Св. пророка

Из книги автора

Вифлеем В последние дни Пасхи пожелал я довершить посещение Святых мест Горней и Вифлеема. Сей последний отстоит за два часа от Иерусалима, и дорога к нему идет обработанными полями, которых зелень придавала много свежести южным окрестностям Иерусалима. Монастырь

Из книги автора

Назарет На следующее утро ласково приветствовали нас латинские иноки монастыря Благовещения. Они отворили нам свою прекрасную церковь, которая не более как сто лет воздвигнута на развалинах древней{93}. Остатки основания и столбов свидетельствуют о ее прежней

Место рождения Иисуса ещё более неопределённо, чем год рождения.

Сегодня на рождество в церквях вещается, что Иисус родился в маленьком иудейском городке Вифлееме, хотя преобладающим является мнение о том, что место его рождения - Назарет (Нацрат). Недаром его зовут Иисусом из Назарета (Иешу га-Ноцри).

Нельзя исключить из этого списка и Капернаум, находящийся на берегу Геннисаретского озера. Kaphar Nahum - один из вариантов происхождения его названия – «сельцо Наума» . В отличие от Назарета, местоположение иудейского Вифлеема и галилейского Капернаума известно истории. Иисус проповедовал в синагоге Капернаума в начале своей деятельности. «И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошёл Он в синагогу и учил» (Марк 1:21). Иисус «опять пришёл в Капернаум» (Марк 3:1), где находились его мать и братья (Марк 3:21). Капернаум сыграл большую роль в жизни Иисуса. Маркион, названный церковью еретиком, в «правленом» им евангелие от Луки утверждал во 2-м веке: «Иисус не рождался, а сошёл с небес в Галилейский город, Капернаум, в пятнадцатый год правления кесаря Тиберия» . Но каких-либо серьёзных аргументов в пользу гипотезы его рождения в нём всё же не находится.

Марк и Павел, самые ранние новозаветные авторы, никогда не называют Вифлеем местом рождения Иисуса. Матфей и Лука считают, что он родился в Вифлееме. Иоанн не сообщает о месте рождения ничего. Для него место рождения вообще не имеет значения, а имеют значение только духовные корни Иисуса в высшем мире: Иисус рождён от бога, поэтому непринципиально, в каком городе на планете Земля он родился и вырос.

Нам остаётся выбирать между галилейским Назаретом и иудейским Вифлеемом. О других местах рождения Иисуса в библии не упоминается.

При анализе текста библии становится очевидной причина, по которой Матфей и Лука называют Вифлеем местом рождения Иисуса. Вифлеем – город, в котором должен родиться «мессия» согласно пророчествам Ветхого завета. «Разве из Галилеи Христос придёт? Не сказано ли в Писании (книга Михей 5:2), что Христос придёт от семени Давидова и из Вифлеема?» (Иоанн 7:41-42). «И собрал (Ирод) всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой Израиля (книга Михей 5:2)» (Матфей 2:4-6).

Да, в Ветхом завете пророк Михей в своей книге говорит об этом. Но, как заметил исследователь А.Кольпинг, Матфеем и Лукой «Вифлеем упоминается по причине догмы, а не знания» . Пророк Михей говорит не обо всем известном Вифлееме, находящемся в 15 километрах к юго-западу от Иерусалима, а о Вифлеем-Ефрафе, маленьком городке к северо-западу от Иерусалима. «И ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» (Михей 5:2). Кроме того, для сознания иудея рождение Иисуса в галилейском Назарете было просто неприемлемо. Ещё со времён ассирийских завоеваний, когда захватчиками туда переселялись чужестранцы, в Израиле к Галилее сложилось негативное отношение. Галилеяне не считались чистокровными евреями, временами поклонявшимися другим богам и т.д. и т.п. Ещё пророк Исаия говорит о «Галилее языческой» (9:1). И в евангелиях читаем о том же. «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоанн 1:46). Говорили жители Галилеи на арамейском языке с заметным галилейским акцентом. Преследователи Иисуса в апостоле Петре сразу узнали галилеянина и ученика Иисуса именно из-за его акцента. «Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя» (Матфей 26:73).

Марк и Иоанн считают, что Иисус был родом из Галилеи. «Пришел Иисус из Назарета Галилейского» (Марк 1:9). «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Иоанн 1:45).

Кстати, на эти слова Иоанна о «Моисеевом законе и пророках» современная библия даёт 16 ссылок на книги Ветхого завета! Чуть отвлечёмся, приведём и мы одну цитату пророка Исаии. «Вот, Отрок Мой, которого я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по-истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда» (Исаия 42:1-4). Если не задумываться, можно сказать: вот пророчество явления Иисуса Христа. Но если Иисус сын бога, почему он не устроил суда, как пророчествовал Исаия? Если пророчествуется, что он «не возвысит голоса своего, и не даст услышать его на улицах» , то почему устраивает дебош во дворе иерусалимского храма и разгоняет менял и торговцев? Значит, если верить библии, Иисус был просто самозванец! А явление настоящего сына бога и страшный суд ещё предстоит?.... Вопросов возникает безответное множество…

Матфей говорит, что Иисус родился в Вифлееме (подразумевается, что Иосиф и Мария жили там постоянно), а в Назарете его семья поселилась после возвращения из Египта из страха перед новым правителем Иудеи, Иродом Архелаем. «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; пошёл в пределы Галилейские и пришед поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется речённое чрез пророка, что Он Назореем наречётся» (Матфей 2:22-23). Отметим лишь странность аргументации Матфея. Во-первых, назореями у иудеев люди звались никак не за то, что были родом из Назарета, а за то, то посвящали себя богу и добровольно налагали на себя определённые ограничения. Во-вторых, ясно, что человека из Назарета звали бы не Назореем, а Назаретянином. Каких именно пророков имел в виду Матфей, говоря: «речённое чрез пророков» ? Точно сегодня на этот вопрос ответить нельзя, но, видимо, Матфей опирался на пророка Исаию. У него мы читаем: «И произойдёт отрасль из корня Иессова (имя отца царя Давида), и ветвь произрастёт от корня его, и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Исаия 11:1-2). «Ветвь» или «отросток», «отрасль» на иврите звучит как «нецер», что может быть связано с названием Назарета. Или Матфей имел в виду слова книги Судей: «От самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнёт спасать Израиль от руки Филистимлян» (13:5). Последние слова цитаты вызывают сомнения и вопросы. Если они про Иисуса, то, несомненно, подрывают мысль о его «мировом масштабе» (спасать только Израиль). И от кого спасать? Во времена Иисуса филистимляне, как народ, давно перестали существовать.

У Луки своя версия. По его мнению, Иосиф и Мария постоянно жили в Назарете. «В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу» (Лука 1:26-27). Оказались они в Вифлееме, где у них и родился Иисус, по воле обстоятельств, из-за переписи населения. «И когда они совершили всё по закону Господню (обрезание на восьмой день и принесение жертвы, не ранее 40 дня после родов по «закону Моисееву» о нечистоте), возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лука 2:39). То есть, по мнению Луки, Назарет был их постоянным местом жительства.

Однако рассказ Луки о путешествии «святого семейства» из Назарета в Вифлеем и обратно на деле оказывается совершенно абсурдным. В действительности Иосиф и Мария должны были ожидать переписи населения на своём постоянном месте жительства, а не путешествовать из Назарета в Вифлеем. Римляне, проводившие перепись, исходили из здравого смысла: в задачу переписи входило лишь составление полного списка жителей для определения суммы взимаемого налога с того или иного населённого пункта. Они хотели видеть реальную картину численности жителей населённых пунктов и соответственно жители не могли выходить для переписи за их пределы, как это ошибочно указывает Лука.

Историческими источниками подтверждается такой интересный момент. Не желая утруждать себя сбором налогов на оккупированных территориях, римляне сдавали отдельные местности или города в аренду сборщикам налогов (в евангелиях – мытарям). Те платили римлянам определенную плату, а весь собранный налог шёл в карман арендаторам-мытарям. Отсюда становится понятной та ненависть к мытарям, которая прослеживается в евангелиях…

Волей-неволей наиболее вероятным местом рождения Иисуса следует считать Назарет. Но и тут свои проблемы. Сегодняшний Назарет – крупный туристический центр в Израиле. Но большинство учёных убеждены, что Назарета в годы жизни Иисуса просто не существовало. Иудейский историк Иосиф Флавий (37-100 годы) описал карту Галилеи, назвал 63 города и поселения, но Назарета среди них не упомянул. Не упоминается он и иудейским Талмудом. Возможно, он был слишком мал. Другое объяснение: Назарет проник в текст евангелия много позже, во времена, когда он уже существовал. Исследователь истории христианства А.Донини пишет: «Впоследствии, в эпоху Константина, евангельский Назарет будет отожествлён с одним полусельским, полугородским поселением чисто иудаистского типа в Галилее. Однако самые старые его памятники (постройки) относятся только в византийской эпохе (после IV века нэ)».

Есть и ещё одно объяснение. В Новом завете Иисус неоднократно назывался назореем (Марк 19:47; Деяния 2:22; 3:6; 4:10; 6:14 и т.д.). Назореи упоминаются ещё в Ветхом завете (Амос 2:11, Судей 13:5-7 и др.). Могучий Самсон описан как назорей. Это были «посвящённые богу» люди, наподобии современным монахам, которые вели аскетический образ жизни, были воздержаны в еде и питье, не стригли волос. Теолог А.Швейцер выдвигает такое объяснение: «Во времена после Павла среди христиан разгорелся спор по поводу аскетического образа жизни. Позже «антиаскетические группы» пытались искоренить назорейство в христианской среде. Для этого было создано новое, лжеисторическое обоснование использования слова «назорей», согласно которому Иисус был родом из города Назарет». Другими словами, Иисуса-назорея заменили на Иисуса-назаретянина. Тот же А.Донини по этому поводу пишет: «Лингвистическая связь между словами «Назореянин» (назорей) и «Назарет» в семитском языке была невозможна, но она вполне вероятна, однако, в эмиграции, в еврейской и иной среде средиземноморского мира». То есть искажение слова могло произойти только в зарубежной еврейской диаспоре, но не в самом Израиле.

В апокрифическом евангелие от Филиппа прозвище Иисуса, «Назорей» , не связывается с городом Назаретом, как в канонических евангелиях. Это прозвище объясняется как «принадлежащий истине», так как «назара есть истина» . По-видимому, автор пользовался какими-то древними христианскими текстами, где ещё не было упоминания города Назарета. Видимо, легенда о происхождении Иисуса из этого города не была общепризнанной и появилась она уже в среде христиан, говоривших на греческом языке, для объяснения непонятного им слова «Назорей» .

При этом надо заметить, что Иисус фактически назореем никогда не был. В евангелиях говорится, что он пил вино, что категорически было неприемлемо для назорея.

В итоге надо сказать, что в любом случае Иисус не родился в Вифлееме, его никто и никогда не называл «Иисусом из Вифлеема» .

Источник Гайдпарк

Назарет - это небольшой городок в Израиле. В переводе с еврейского слово "Назарет" обозначает отрасль, отпрыск. По-арабски город Назарет назывался Наера, или Назира. А по-древнееврейски Нацрат. В Ветхом завете этот город не упоминается. Назарет приобрел всемирную известность как место Благовещенья Девы Марии (Лука 1,26), как город, в котором жили Иосиф Обручник и Дева Мария (Лука 1:26; 2:4), как город в который возвратились Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Праведный после своего пребывания в Египте (Матф. 2:23), а также как город, в котором прошло детство, отрочество и последующие годы жизни Иисуса Христа до начала Его проповеднической деятельности (Лука 2:39- 51).

Во времена Иисуса Христа Назарет был небольшим населенным пунктом в северной части Галилеи. Находится Назарет в горной долине и расположен на одной из гор, окруженной холмами. Об этом говорится у Луки (4:29). Из этой горной долины открывается чудесный вид на горы Фавор, Гелвуй, Кармил, на долину Ездрилонскую и на Средиземное море.

В евангельские времена население Назарета было невелико и в среднем составляло около трех тысяч жителей. Жители Назарета не отличались добрыми нравами, не пользовались хорошей репутацией и презирались другими людьми. Выражение из Библии "из Назарета может ли быть что доброе" (Иоан.1:46) превратилось в притчу, указывающую на презрительное отношение к Назарету и к его населению.

Дом Иосифа Плотника издавна почитался как святыня всего христианского мира. Как все дома того времени в Палестине, это была естественная пещера в скале, приспособленная для жилья. "Таким домом, как полагают, был и тот, в котором жила Присно-дева Мария по своем обручении со старцем Иосифом, - писал один из русских палестиноведов в конце XIX века. - Домов этих не осталось, но сохранились те пещеры, к которым эти жилища были пристроены, и эти-то пещеры, обращенные в христианские храмы, составляют и вечно будут составлять предмет поклонения для всех христиан".

Именно в этом городе, в синагоге Назарейской, Спаситель читал и объяснял Священное Писание. После этого находившиеся в синагоге евреи пришли в такую ярость, что, изгнав Иисуса Христа из города, повели Его на гору, чтобы скинуть с нее Его, но "Он, пройдя посреди них, удалился" (Лука 4:30).

В переселении Иисуса Христа в пределы Завулоновы и Неффалимовы евангелист видит исполнение пророчества Исаии. Северная часть Галилеи за Иорданом, при озере (или при море) Геннисаретском, населена была иудеями и язычниками и потому называлась языческою. Народ, здесь обитавший, в отношении к истинному Богопознанию и Богопочтению, был столь невежествен и порочен, что уподоблялся сидящим в могильной, непроницаемой тьме. С пришествием Иисуса Христа в эту темную страну, от Его проповеди воссиял истинный свет, и темные люди стали просвещаться Божественною истиною, и погрязшие в беззакониях стали жить жизнию Богоугодною.

Родственники праведного Иосифа Обручника продолжали долгое время жить в Назарете. Один из них, Конон, диакон Иерусалимский, построил на месте памятного дома церковь. Это было в 249 году при римском императоре Декии, о чем свидетельствует мозаичная надпись, найденная при раскопках в конце XIX века. В IV веке император Константин Великий поручил одному из своих наместников - Иосифу, правившему в Тивериаде, построить здесь базилику, что и было исполнено в 352 году. Вторжение персов в Палестину в 614 году, к счастью, миновало Галилею, и назаретский храм Благовещения избежал разрушения. Еще в 670 году о нем упоминали паломники, посещавшие Палестину. Но впоследствии начались посягательства мусульман на древнюю базилику, и местным христианам не раз приходилось откупаться большими деньгами. Но все же набеги сарацин продолжались, и участники Первого крестового похода (1096-1099) нашли Назарет в полном упадке. "Город Назарет совершенно разорен и опустошен сарацинами; но тем не менее весьма прекрасный монастырь указывает на место Благовещения Господня", - сообщал англосаксонский паломник Зевульф в записках начала XII века.

Восстановлением базилики Благовещения занялся знаменитый рыцарь Танкред (1112). За свою храбрость он получил от предводителя Первого крестового похода Готфрида Бульонского в личное владение Галилею. Танкред восстановил базилику, частично использовав остатки прежней. В Назарет была перенесена митрополия, и католический епископ основал свою резиденцию в монастыре при храме Благовещения.

Дальнейшая судьба Назарета была печальной: в 1167 году город перешел под власть мусульманского военачальника Салах-ад-Дина (Саладина). В 1229 году крестоносцы освободили Назарет, но в 1265 году он подвергся новому разорению. Войска египетского султана Бибарса ворвались в Назарет и приказали всем жителям принять ислам. За отказ мужественные христиане были умерщвлены, а храмы уничтожены. Поэтому особую ценность представляет описание назаретских святынь, составленное "игуменом земли русской" Даниилом, который посетил Палестину в 1104-1107 годы, то есть во время господства крестоносцев в Святой Земле.

"Назарет - городок небольшой, в горах, на склоне, даже не дойдя до него, его можно видеть, - пишет русский игумен. - Посреди городка создана церковь, большая и высокая, с тремя алтарями. Когда войдешь в церковь, то с левой стороны есть небольшая пещерка перед малым алтарем, с двумя небольшими дверцами; одни из них - с запада, а другие - с востока. Влезать в пещеру по ступеням, идущим из обеих дверей. Если влезть в пещеру западными дверями, то на правой стороне создана келья с двумя небольшими дверцами. В этой келийце и жила Богородица с Христом, в этой храминце и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где он лежал. Кроватка низкая, на земле создана". В записках игумена Даниила содержатся важные сведения, относящиеся к Благовещению. Согласно древнему преданию, которое излагает русский автор, "в этой пещере близ западных дверей есть место, где сидела Богородица и сучила кокнит, то есть багряницу. Сюда пришел Архангел Гавриил, посланный Богом к Деве Марии". Именно здесь прозвучали слова о спасении рода человеческого: "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего" (Лк.1, 30-32).

Сейчас Назарет расположен к западу от горы Фавор на полпути между горой Кармил и южной частью Генисаретского озера, в 165 километрах от Иерусалима. Современный Назарет имеет около 40 тысяч жителей, большая половина которых арабы-мусульмане, Другая часть жителей - арабы-христиане. Живет в современном Назарете несколько сот европейцев-монахов, священников, а также служащих миссионерских учреждений. В Назарете сейчас действует около двадцати храмов и монастырей. Из храмов современного Назарета особое внимание привлекает новый католический храм Благовещенья, построенный в 1968 году и являющийся одним из крупнейших храмов на Среднем Востоке. В 1957 году к востоку от Назарета возник новый еврейский город под названием Верхний Назарет. В нем живет 20 тысяч жителей и построено несколько фабрик.

В настоящее время основной достопримечательностью Назарета является место Благовещенья Девы Марии, на котором возведен католический (латинский) монастырь. Главным украшением этого храма является скромное жилище Пресвятой Богородицы, расположенное под средней частью храма и состоящее из трех комнат, так называемая "пещера Благовещенья", которую показывают монахи. Согласно другому преданию, о котором рассказывают здешние греки, место Благовещенья было расположено в самом конце города у источника. На этом месте стоит скромная греческая церковь, построенная из камней, взятых из развалин ранее существовавшего здесь храма. Этот храм был построен Святой Еленой. Внутри самой церкви размещен глубокий колодец, называемый источником Святого семейства. Из этого колодца, уверяют монахи, сама Дева Мария черпала воду для Своих нужд. Монахи францисканского ордена также показывают место, где находилась мастерская Иосифа Обручника-древодела, развалины синагоги, в которой Иисус Христос читал евреям пророчества Исаии о Себе Самом, и гору, с которой разгневавшиеся жители Назарета хотели свергнуть Спасителя.

АРХЕОЛОГИЯ РОЖДЕСТВА

В каком из Вифлеемов — северном или южном — родился Христос?
Почему историки ставят под сомнение существование Назарета во времена Христа? И есть ли у христиан свои научные контраргументы, кроме веры? Отвечает протоиерей Александр ТИМОФЕЕВ, завкафедрой библеистики МДАиС.

Священник Александр Тимофеев

Выпускник кафедры палеонтологии Санкт-Петербургского Государственного Университета. Закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, Московскую духовную академию. Кандидат богословия, заместитель заведующего кафедрой Библеистики Московской Духовной Академии. Участник 1-ой и 2-ой археологических экспедиций, направленных от Учебного комитета РПЦ МП на Святую Землю (февраль и октябрь 2007 г.).

Два Вифлеема


Мозаика из Сепфориса (Израиль) "Галилейская мадонна". I-II века по Р.Х.

Канонические Евангелия очень кратко повествуют об обстоятельствах детства и юности Господа Иисуса Христа. Такое умолчание породило множество фантастических текстов, известных как «гностические евангелия» или апокрифы. Широкой публике в нашей стране они стали известны, например, благодаря свободным пересказам для детей шведской писательницы Сельмы Лагерлеф.

Поэтому отправимся в Святую Землю, чтобы узнать новое о событиях, связанных с рождеством и детством Спасителя. Но куда ехать в первую очередь? Наверное, сразу в Вифлеем, ведь Рождество было там. Но Вифлеема, оказывается два: один в Галилее, на севере, совсем недалеко от Назарета, в котором жили Иосиф Обручник и Дева Мария; другой — в Иудее, на юге (таких городов-дублей в Израиле немало). Где же родился Христос?

Обратимся к историческим документам того времени — текстам переписи населения, которую во всех своих провинциях (а Иудея и Галилея были в те времена римскими провинциями) проводил Рим. Приказ о переписи, содержащийся в папирусе № 904 из Британского музея (относится к 104 году по Р. Х.), говорит нам об этой практике римлян. В нем содержится указание каждому жителю, который проживает на территории Римской империи, переписываться на своей родине: «Гай Вибий Максим, префект Египта [говорит]: Видя, что пришло время для подомной переписи, мы сочли необходимым заставить всех тех, кто по какой-либо причине пребывает за пределами своей провинции, возвратиться в свои собственные дома, так чтобы они могли привести в исполнение обычный закон о переписи…» Поскольку Иосиф Обручник, как мы знаем из Святого Писания, происходил из рода Давида, он должен был отправиться именно на юг, в Иудею, в Вифлеем, где родился и царь Давид.

Есть ли археологические данные, подтверждающие факт рождения Спасителя в Вифлееме? Вифлеем изучен существенно хуже, чем Назарет или Капернаум. Прямых археологических данных, подтверждающих рождество Христово в Вифлееме, нет. Но есть факт живого церковного предания о месте рождения Спасителя уже со времен мученика Иустина Философа (около 150 года), который писал в «Разговоре с Трифоном-иудеем»: «Когда в Вифлееме родился Младенец, поскольку Иосиф не мог найти ночлег в этой деревне, он занял место в некоей пещере неподалеку от деревни; и пока они были там, Мария родила Христа и положила Его в ясли, и здесь нашли Его волхвы, пришедшие из Аравии».

Древние авторы сообщают, что при императоре Адриане в пещере Рождества был устроен языческий храм Адониса. Однако во многом благодаря этому было сохранено для последующих поколений место рождения Христа. Сейчас над пещерой расположена базилика Рождества. Первое упоминание о ней мы находим в записях автора, известного как пилигрим из Бордо (IV век). Это же подтверждает известный церковный историк Евсевий Кессарийский, согласно которому царица Елена «воздвигла поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

Место, где родился Иисус, никогда всерьез не оспаривалось. И блаженный Иероним, и Павлин Ноланский в IV веке подтверждают, что Вифлеемская пещера под нынешней церковью Рождества была признана местом Рождества Христа и до Адриана — еще в первом веке. А Иероним, известный переводчик Библии на латынь, переехал в Вифлеем в 385 году и жил в пещере, примыкающей к гроту Рождества, тридцать пять лет, до самой своей кончины. Относящийся ко второму веку апокриф «Протоевангелие от Иакова» содержит о пещере Рождества как месте рождения Спасителя те же сведения. Ориген в III веке писал, что пещера в Вифлееме и ясли в ней были «знамениты в этих местах даже среди людей, далеких от веры, так как именно в этой пещере… Иисус… был рожден».

В 1934 году в Вифлееме проводились раскопки под руководством археолога Уильяма Харви, а с 1948-го по 1951 год — францисканской Стражей Святой Земли. Примерно на метр вглубь под нынешним полом был обнаружен прекрасный мозаичный пол, который может относиться и к первоначальной церкви, выстроенной царицей Еленой, а может и являться добавлением V века, поскольку пол расположен выше уровня исходных оснований, поддерживавших колонны церкви Константина. Елена построила восьмиугольное здание, которое соединялось с базиликой, образуя двухчастную постройку.

Храм, в наши дни встречающий гостей Вифлеема, построил византийский император Юстиниан (527-565). В Средние века были внесены некоторые изменения, например, закрытая арка над современной прямоугольной дверью — входом в храм, существенно его уменьшившая. Ранее вход был таким большим, что во времена оккупации Вифлеема арабами в храм мог запросто въехать всадник на лошади.

«Проблема Назарета»

Если Вифлеем — место Рождества Христова, то Назарет известен прежде всего тем, что там произошло чудо Благовещения (см. Лк. 1:26-38). Сюда же вернулось Святое Семейство после бегства в Египет (см. Мф. 2:23). Здесь Иисус провел Свои юные годы, и здесь же, в синагоге, звучала Его первая проповедь (см. Лк. 4:16-27). Сегодня в Назарете три христианских храма: православный и два католических.

Почитание Назарета как святого места прослеживается благодаря записям пилигримов с IV века (Этерия, IV век; Пилигрим из Пьяченцы, 570 год; Аркульф и Виллибальд, VII век). Название его происходит от еврейского слова «нецер» — ветвь, так называли себя потомки Давида, помня пророчество: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдет от корня его» (Ис. 11:1). Именно в этом слове ключ к пониманию фразы «поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назорей наречется» (Мф. 2:23). Ведь в Ветхом Завете нигде не говорится о Мессии-назорее, а вот о ветви говорится. Поэтому — «Ветвь наречется».

Тем не менее в археологии в последние годы ведется ожесточенная дискуссия по так называемой «проблеме Назарета I века». Некоторые археологи утверждают, что раскопки фиксируют на месте современного Назарета иудейское поселение только с конца I-II века н. э. Существование же Назарета в эпоху Иисуса ставят под сомнение потому, что он не упомянут ни Талмудом, ни Иосифом Флавием. Почему же такие важные исторические источники о нем не говорят?

Назарет был крохотным пригородом (городом-спутником) столицы Галилеи — Сепфориса, расположенного в пяти километрах от него. Жители Назарета, по всей видимости крестьяне, мелкие ремесленники и торговцы, числом не более 300 человек, ходили в Сепфорис на работу, потому что в Назарете ее просто не было. Возможно, в Сепфорис ходил на заработки и Иосиф, беря с собой своего названого сына.

Археологические раскопки в Назарете рубежа XX-XXI веков, раскопки францисканца Б. Багатти 1955 года, когда была построена новая католическая церковь Благовещения, дают новые сведения об этом месте: Назарет времен Иисуса был маленьким сельскохозяйственным поселением с множеством виноградных прессов, маслодавилен, пещер для хранения зерна и цистерн для воды и вина. Обнаружены помещения, вырубленные в скале, предположительно нижние хозяйственные этажи. Некоторые из этих построек, расположенные под церковью Благовещения и церковью святого Иосифа, древним преданием связываются с двумя домами: один — Иосифа, другой — родителей Девы Марии, где и произошло Благовещение. Пещера, находившаяся под предполагаемым домом Девы Марии, называется "гротом Благовещения". Сейчас там расположен католический алтарь с надптсью на престоле: "Здесь Слово стало плотью".


Грот под базиликой Благовещения в Назарете, открытый во время раскопок Б.Багатти.

Вряд ли авторов Талмуда или блестящего Иосифа Флавия могла заинтересовать деревушка с населением в 300 душ, где делали вино и масло, жили плотники и крестьяне. О незначительности Назарета в глазах современников свидетельствуют и слова Нафанаила из Евангелия от Иоанна: «…из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46).

Назарет, первый этаж одной из построек, датируемых I-II веком, под базиликой Благовещения. Раскопки Б.Багатти, середина ХХ века.

Первая в Назарете церковь, по-видимому, была сооружена Иосифом Тивериадским, знатным иудеем, обратившимся в христианство и получившим от равноапостольного Константина привилегию строить церкви в Галилее (об этом пишет Епифаний Кипрский). Однако Багатти опубликовал находку из своих раскопок под полом церкви Благовещения, которая свидетельствует о том, что византийскому храму предшествовала еще одна религиозная постройка. Исходя из стиля и структуры, Багатти датирует их третьим веком и полагает, что здание было синагогой, потом ставшей христианским храмом (редкий случай, обычно синагоги не переделывали в церкви).

Есть в Назарете и другие места, на которые стоит обратить внимание. Согласно преданию (первая письменная фиксация в апокрифе апостола Иакова около 140-170 годов) архангел Гавриил впервые обратился к Деве Марии, когда Она шла к источнику. Этот источник существует и поныне. Над ним в IV веке был воздвигнут храм. Он упоминается в описаниях паломничества Аркульфа, монаха из Галлии (670), и русского игумена Даниила (1106). Церковь неоднократно разрушалась и перестраивалась, но источник продолжал действовать.


Тема рождения Иисуса Христа по сей день вызывает немало споров как бытовых, так и академических . Споры эти ведутся как на тему самого факта существования этого человека и его жизни, так и на тему идей, которые он проповедовал. Современные теологи выдвигают описание Сына Божьего как невероятно харизматичного лидера, мудреца в странствиях и основателя религиозного движения.

Загадки личности Спасителя

Иисус Христос (или Иисус из Назарета) является центральной персоной христианской религии, а также Мессией, предсказанным в Ветхом Завете. Он крестился в возрасте 30 лет и якобы стал той жертвой, которая позволила искупить человеческие грехи. Имя Христос с греческих букв означает «помазанник».

Каноничными источниками информации о Христе, его личности, учении и жизни являются книги Нового Завета и Евангелия. Кроме того, сохранились некоторые исторические свидетельства о нем и у авторов нехристианских (примерно первого или второго веков).

Согласно Константинопольскому христианскому Символу веры, Иисус из Назарета является сыном Ветхозаветного Бога, который имеет с ним единую суть и природу, но при этом он воплощен в обычную человеческую плоть. В том же Символе веры приводится утверждение о том, что Иисус умер ради того, чтобы искупить людские грехи, а спустя три дня после погребения воскрес из мертвых и вознесся на небеса. Помимо этого, утверждается, что он явится на землю во второй раз для совершения суда над всеми живыми и мертвыми.

Согласно же Символу веры Афанасьевскому, Иисус - это вторая ипостась Святой Троицы (второе лицо). Иные же христианские убеждения включают в себя такие факторы, как:

  • непорочное зачатие Мессии;
  • хождение по воде;
  • превращение воды в вино;
  • магическое исцеление;
  • воскрешение из мертвых;
  • вознесение на небеса.

Хотя большинство конфессий в христианстве принимает догмат о Святой Троице, некоторые группы все же его отвергают либо частично, либо абсолютно, считая его небиблейским. Ортодоксальный же иудаизм и вовсе не признает Христа ни в качестве Мессии, ни в качестве Пророка.

В Исламе Иисус (Иса ибн Марьям аль-Масих - Иисус сын Марии) считается чудотворцем и посланником Аллаха (одним из пророков), который принес Писание. Он также называется Мессией (Масих), но Ислам не учит его божественности. Ислам учит, что вознесение Исы на небо было телесным, безо всякого распятия и впоследствии воскресения, что определенно расходится с традиционными христианскими верованиями.

Появление на свет Сына Божьего

Специалисты в области изучения религии утверждают, что Иисус из Назарета - это вовсе не миф, а настоящая историческая личность . Они придерживаются точки зрения, что приблизительно в период с двенадцатого года до четвертый год до нашей эры было время, когда родился Иисус Христос. Дата и время достоверно неизвестны до сих пор. А умер он в период с двадцать шестого по тридцать шестой год нашей эры (кто-то утверждает, что 3 апреля, 30−33 года).

В вероучении христиан сказано, что рождение Иисуса является исполнением древнего Ветхозаветного пророчества о появлении Сына Божьего - Мессии. Утверждается, что Спаситель был рожден от непорочного союза Святого Духа и Девы Марии. А место, где родился Иисус Христос - город, носивший название Вифлеем, в котором трое волхвов пришли ему на поклон, как будущему царю иудеев. Через 7 дней после того, как младенец появился на свет, ему было сделано обрезание.

Вскоре после рождения маленького Иисуса родители увезли в Египет, дабы укрыть его от царя Ирода и указа об избиении младенцев, данного этим царем. После того как Ирод испустил дух, Иисус вернулся вместе со своими родителями в Назарет.

Альтернативные варианты рождения

Хотя нельзя точно утверждать то, сколько лет назад родился Иисус Христос, в самые разные времена было предложено множество объяснений истории появления Спасителя на этот свет. К примеру, предсказание пророка Исайи, согласно которому Мессию должна родить девственница, оспаривалось. Иудейское толкование обычно утверждает, что пророчество Исайи и вовсе не имеет никакого отношения к рождению будущего Мессии и указывает на события, которые были современными в момент произнесения предсказания. Некоторые из светских исследователей Библии соглашаются с этой точкой зрения.

В период античный и позже в спорах о Мессии и полемике антихристианской в целом было не раз высказано мнение о рождении Христа от внебрачной связи. Мнение это христиане отвергают, как противоречащее определенному ряду событий, к примеру, повествованию в Новом Завете о том, что Иисус вместе с родными регулярно навещал Храм в Иерусалиме, а также описанию того, как Иисус двенадцати лет от роду сидит с учителями в Храме, слушает их и задает вопросы.

Все это, однако, вовсе не мешало различным критикам сомневаться в аутентичности Нового Завета, даже несмотря на то, что Евангелия писались еще при жизни очевидцев всех произошедших событий, а двое авторов (Иоанн и Матфей) являлись учениками Христа, которые находились с ним рядом на протяжении огромного количества времени.

Непорочное зачатие и бегство в Египет

Большая часть конфессий в христианстве исповедует непорочное зачатие Иисуса . Некоторые же приписывают сверхъестественным силам не только зачатие ребенка, но и само его рождение, которое якобы прошло совершенно безболезненно, при котором девственность Марии не была нарушена.

Таким образом , православный задостойник гласит о том, что младенец пройдет из боку Марии, словно сквозь затворенные двери. Это было изображено на иконе «Рождество» Андреем Рублевым, на которой Дева Мария смиренно отводит свой взор в сторону, склонив при этом свою голову.

Что касается даты рождения Мессии, то она определена довольно неточно. Самым ранним считается год двенадцатый до нашей эры. Это год прохождения кометы под названием Галлея, которая, как некоторые предполагают, могла быть так называемой Вифлеемской звездой. Самым же поздним годом, в который мог родиться Иисус считается четвертый год до нашей эры. В этот же год умер Ирод Великий.

Господь ниспослал ангела, которому было указано почти сразу после того, как родится Иисус, увезти его в Египет, что и сделала его семья в лице Марии с Иосифом. Эта глава в жизни Христа называется бегством в Египет. Причиной же этого побега послужил план царя иудеев Ирода Великого убить вифлеемских младенцев, дабы предотвратить появление будущего иудейского царя из пророчества. В Египте родители Иисуса Христа Мария и Иосиф с младенцем пробыли недолго и вернулись на свою родину после того, как умер царь Ирод Великий. В то время Спаситель был еще младенцем.

Споры о национальности Иисуса

Многие до сих пор спорят о принадлежности Христа к тому или иному этносу. Христиане говорят, что он родился и рос в Вифлееме, а наибольший промежуток его жизни прошел в Галилее, в которой население было смешано. По этой причине некоторые критики христианских верований могут предположить, что Мессия вполне мог и не быть евреем по этносу.

Однако Евангелие от Матфея гласит, что родители Христа родом были из Иудейского Вифлеема и лишь после рождения сына перекочевали в Назарет.

Утверждение о том, что Галилея находилась за границей Иудеи, было явным преувеличением, так как обе были римскими данниками и, кроме того, имели между собой общую культуру и относились к общине храмов Иерусалима.

Ирод Великий управлял множеством территорий древней Палестины, среди которых были:

  • Иудея;
  • Идумея;
  • Галилея;
  • Самария;
  • Перея;
  • Гавлонитида;
  • Трахонида;
  • Батанея;
  • Итурея.

Ирод умер в четвертом году до нашей эры. После этого случился перевод всей страны на несколько областей:

Когда жительница Самарии спросила Иисуса о том, как он, будучи иудеем, мог просить пить у нее, самаритянки, то он не стал отрицать своей принадлежности к нации иудеев. Кроме того, Евангелия от Луки и Матфея стараются доказать все-таки еврейское происхождение Мессии. Согласно родословным, он был иудеем, израильтянином и семитом.

В Евангелии от Луки говорится о том, что Дева Мария, мать Иисуса, была родственницей Елисаветы (матери Иоанна Крестителя) и еврейкой. Сама же Елисавета была из Ааронова рода. Это был главный Левитский род священников.

Достоверным фактом является то, что вход в храм Иерусалима, где Христос проповедовал, был запрещен для всех не евреев. А нарушение этого запрета каралось смертной казнью. Таким образом, можно утверждать, что Иисус из Назарета все-таки был евреем, иначе он попросту не смог бы проповедовать в том храме, на стенах которого было написано, что ни один инородец не посмеет войти за ограду святилища, иначе сам станет виновником в собственной смерти.

Образ Девы Марии

Родители Богородицы были бездетными на протяжении долгого времени . Тогда это считалось грехом и подобный союз якобы свидетельствовал о гневе Божьем. Анна и Иоаким жили в Назарете, верили и постоянно молились о том, чтобы у них, наконец, появился ребенок.

Ангел с благими известиями явился этой супружеской паре лишь спустя десятилетия. По преданиям, Мария была рождена двадцать первого сентября. Родители были счастливы и дали клятву о том, что дитя это будет принадлежать Богу. Дева Мария жила и воспитывалась в храме до четырнадцати лет. Ангелов она видела уже с юных лет. Легенда гласит, что Мария постоянно находилась под защитой архангела Гавриила.

К тому моменту, когда Марии было необходимо покинуть церковь, ее родители уже умерли. Хотя содержание ее в храме не представлялось далее возможным, просто так отпускать осиротевшую девочку священникам не хотелось, поэтому обручили они ее с обычным плотником - Иосифом, который скорее являлся опекуном Марии, нежели мужем ее. Так девственность Богородицы тронута не была.

Что касается национальной принадлежности Марии, то существует версия о том, что родители ее являлись уроженцами страны Галилеи. Из этого следует, что Богородица была галилеянкой, а не иудейкой. По признаку конфессии она принадлежала Моисееву закону и жизнь ее внутри храма также указывает на то, что воспитана она была именно под лоном этой веры.

В итоге вопрос о том, какая же истинная национальность у Иисуса Христа, остается открытым, так как точная принадлежность его матери, жившей в языческой Галилее, к какой-либо национальности остается неизвестной. В достаточно сильно смешанном населении области было преобладание скифов. Вероятно то, что земной облик свой Иисус Христос унаследовал от матери.

Поиски правды об отце Мессии

Многие теологи уже очень давно ведут споры о том, следует ли все-таки считать Иосифа, мужа Девы Марии, биологическим отцом Иисуса из Назарета. Традиционно принято считать, что сам Иосиф относился к Марии чисто по-отечески, как опекун, что он знал о ее невинности и защищал ее. По этой причине весть том, что она беременна, до глубины души потрясла его. Моисеев закон строжайше карал женщин за прелюбодеяние в любом его виде.

По этому закону Иосиф должен был забить камнями Марию, но он долгое время провел в молитвах и в итоге принял решение перестать держать возле себя и отпустить свою юную жену. Но к плотнику снизошел ангел, который кратко возвестил о пророчестве из древних времен. В этот момент Иосиф понял, насколько огромная ответственность лежит на нем за то, чтобы мать и ребенок ее находились в целости и сохранности.

Однако существует множество самых различных версий и толкований событий столь давних времен, что непременно влечет за собой кучу самых разных вопросов. К примеру, можно ли считать плотника Иосифа (который был евреем по национальности) его биологическим отцом. Да и вопрос о том, кто родил Иисуса, до сих пор остается открытым.

Кроме того, имеется вероятность того, что у Мессии было арамейское происхождение. Связано оно с тем, что Христос вел свои проповеди на арамейском языке, однако в те древние времена этот язык был очень распространен по всей территории Ближнего Востока.

Имеется еще одна версия о биологическом отце Спасителя. Она заключается в том, что им был солдат римской армии, звали которого Пантира. Иерусалимские иудеи нисколько не сомневались, что где-то имеется совершено реальный и нисколько не сверхъестественный отец Иисуса из Назарета. И все же все версии довольно сомнительны для того, чтобы претендовать на какую-нибудь истину.



Просмотров