Национальный режим не распространяется на. Когда заказчик не должен отклонять заявки из иностранных государств: практика. Ограничения на закупки иностранных товаров

Закон 44-ФЗ обязывает заказчиков применять национальный режим при проведении закупочных процедур. Для разных категорий товаров, работ и услуг действуют разные запреты, ограничения и условия допуска.

Что такое национальный режим в госзакупках

Это механизмы запретов, ограничений и особых условий допуска при закупках иностранной продукции. Преследует различные цели - от введения мер безопасности до поддержки отечественного рынка и местных производителей.

В рамках национального режима действуют три механизма. Первый - особые условия допуска импортных товаров. Их список содержится в изданном в 2018 году Приказе Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н. Также в этом документе есть информация о преимуществах для производителей из стран ЕАЭС.

Если проводится конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, участникам из стран ЕАЭС, чьи заявки признаны соответствующими, дается преимущество в размере 15% от предложенной ими цены контракта. Порядок зависит от способа закупки. В конкурсах, запросах предложений и котировок, цена участника из ЕАЭС снижается на 15%, это дает конкурентное преимущество.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Контракт с победителем заключается по цене, предложенной в заявке. В аукционах все иначе: контракт заключается по цене на 15% ниже предложенной победителем, если в его заявке есть хотя бы один товар иностранного происхождения. Победитель из ЕАЭС получает возможность заключить контракт по указанной в своей заявке цене.

Преференции не предоставляются, если:

  • процедура признается не состоявшейся;
  • во всех заявках указаны товары из ЕАЭС;
  • во всех заявках содержатся предложения о поставках импортной продукции (не из стран ЕАЭС).

Какие заказчики вправе не применять требования постановлений № 791 и № 656?

Запреты постановлений № 791, № 656 распространяются на всех заказчиков по Закону № 44-ФЗ без исключения. В данных документах речь идет о заказчиках, которые перечислены в пункте 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ. В частности, это государственные или муниципальные заказчики, бюджетные учреждения.

Так, постановление № 791 распространяется на товары и услуги, которые закупают для федеральных и муниципальных нужд, а также для нужд субъектов РФ. В постановлении № 656 прямо не указано, на каких заказчиков оно распространяется. В то же время Закон № 44-ФЗ под закупкой для государственных или муниципальных нужд понимает совокупность действий заказчика (п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). А термин «заказчик» включает все учреждения без исключения (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Второй механизм нацрежима по 44-ФЗ - это ограничения допуска. Они касаются:

  • спортивного оружия, патронов и боеприпасов (ПП от 20.09.18 №1119);
  • лекарств из перечня жизненно необходимых (ПП от 30.11.2015 № 1289);
  • пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832);
  • радиоэлектроники (ПП от 26.09.2016 № 968);
  • медизделий (ПП от 05.02.2015 № 102, ПП от 14.08.2017 № 967);
  • стентов для коронарных артерий (ПП от 04.12.2017 № 1469).

Допуск будет ограничен, участники подали не менее 2-х заявок, соответствующих требованиям, все соответствующие заявки содержат предложения о товаре из России и ЕАЭС разных производителей.

Третий механизм - запрет на допуск. Он действует для:

  • продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности;
  • товаров машиностроения;
  • продукции легкой промышленности;
  • программного обеспечения;
  • продукции из оборонной отрасли.

Запрет означает, что приобрести содержащуюся в перечнях продукцию иностранного производства нельзя, если существует российский аналог. Если все же необходимо закупить импортный товар при наличии российского, придется обосновать выбор.

Как применять механизм национального режима в 2019 году: условия допусков и ограничений

Лектор расскажет о требованиях национального режима в 2019 году. Как установить преференции для отечественных производителей необходимо предусмотреть преференции. Как прописать ограничения или запреты для участников с иностранными товарами.
В программе вебинара - как применять:

  • запрет на допуск;
  • особые условия допуска;
  • ограничения допуска.

Перечень стран, подпадающих под национальный режим 44-ФЗ

О нацрежиме говорится в ст. 14 Закона 44-ФЗ. С недавнего времени он применяется не только к российским товарами, но и к продукции из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии - стран ЕАЭС. Подтвердить, что товар действительно был произведен в той или иной стране, можно следующими бумагами:

  • копия специального инвестконтракта;
  • акт экспертизы Торгово-промышленной палаты;
  • заключение Минпромторга;
  • декларация;

Когда заказчик не должен отклонять заявки из иностранных государств: практика

Перед закупкой советуем изучать НПА с информацией о запретах и допусках. Иногда они применяются к импортным товарам только при соблюдении указанных условий. В следующем примере (Решение Хабаровского УФАС по делу №7-1/41 от 01.03.2019) видно, когда заказчик может не отклонять иностранные заявки. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю пришла жалоба участника аукциона на поставку базового набора для внутривенных вливаний. Он указал, что заказчик якобы не применил запреты и ограничения в рамках нацрежима, установленные ПП РФ от 05.02.2015 № 102.

УФАС установило, что в документации заказчик установил ограничения согласно Постановлению № 102 и потребовал от участников следующие документы:

  • сертификат о происхождении товара;
  • акт экспертизы, выданный торгово-промышленной палатой РФ.

На аукцион пришли 5 заявок: три с товарами из иностранных государств и 2 - из России. При этом к обеим заявкам с российскими товарами не были приложены акты экспертизы ТПП с информацией о доле стоимости иностранных материалов, используемых для производства одной единицы медицинского изделия.

Таким образом, из-за отсутствия необходимого документа нормы ПП РФ от 05.02.2015 № 102 в этой ситуации не применяются, поэтому заявки с товарами из зарубежных государств не нужно было отклонять. Заказчик так и поступил. УФАС признало жалобу необоснованной.

Национальный режим в госзакупках - что это такое? К чему национальный режим закупок обязывает заказчика, и какие последствия он будет иметь для участника закупок? На эти вопросы отвечают эксперты Кредитно-Страхового агентства.

Обратимся сначала к статье 14 закона № 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», раскрывающей понятие национального режима и порядок его применения. Итак, в законе говорится следующее:

1. При осуществлении государственными или муниципальными заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым или оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим.

2. В целях защиты внутреннего рынка, развития экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей, обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительство России устанавливает запреты и ограничения на поставку импортных товаров, выполнение работ и оказание услуг иностранными лицами.

3. Перечень товаров, работ или услуг, для которых устанавливается национальный режим, определяется Правительством.

4. Нормативными актами Правительства могут быть предусмотрены обстоятельства, допускающие неприменение предусмотренных законом ограничений или запретов. В этом случае заказчик обязан разместить в ЕИС обоснование невозможности их соблюдения.

Более подробно, порядок применения национального режима в госзакупках раскрывается в Приказе Министерства экономического развития от 25 марта 2014г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Приказом Минэкономразвития, в частности, предусмотрено введение преференций для продукции, произведенной в России или странах Евразийского экономического союза, в размере 15 процентов от цены контракта. Это означает, что при определении победителя, к предложенной в заявках цене применяется 15-процентный понижающий коэффициент.

Как это будет применено на практике? Предположим, что в закупке принимают участие два поставщика. При этом один из поставщиков предлагает товар, произведенный за пределами ЕАЭС, но не подпадающий под запрет. Для победы в закупке этому поставщику придется предложить цену, на 15 процентов ниже, чем у второго поставщика, предлагающего продукцию отечественного производства. Такие правила действуют для процедур, не предполагающих проведение торгов.

Если же закупка осуществляется путем проведения торгов, то в этом случае действует правило, по которому контракт с победителем, предложившим товары иностранного производства, заключается по цене, сниженной на 15 процентов от цены, предложенной в ходе торгов.

Аналогичный порядок предоставления преференций для отечественной продукции предусмотрен и в закупках госкомпаний, проводимых в соответствии с законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В этом случае закупки проводятся в соответствии с Постановлением Правительства от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Так что же такое национальный режим в закупках? Теперь мы можем ответить на этот вопрос.

Национальный режим - это комплекс мер, устанавливаемых Правительством во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти (Министерство финансов, ранее Министерство экономического развития), направленный на поддержание интересов государства, мотивацию внутреннего рынка и предоставление преимуществ отечественным производителем. Национальный режим реализуется путем введения запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров и создания благоприятных условий для допуска на рынок российских аналогов.

Все сказанное выше можно описать одним термином - импортозамещение. Он имеет ту же смысловую нагрузку, как и термин «национальный режим».

Рассмотрим кратко, на какие товары, работы и услуги действуют запреты и ограничения в рамках национального режима закупок.

Запреты на закупки иностранных товаров

В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

1. Запрет на закупки медицинских изделий и лекарств

При закупке некоторых медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов, действует запрет на закупку, если из стран ЕАЭС поступили, по крайней мере, два предложения о поставке такой продукции. Полный перечень такой продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, получается, что заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд" установлен полный запрет на закупки товаров легкой промышленности из стран, не входящих в ЕАЭС. В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим постановлением, попали:

Ткани, изделия текстильные, полотна трикотажные или вязаные;

Ковры и ковровые изделия;

Канаты, веревки, шпагат и сети;

Кожа и изделия из неё, меха;

Любая одежда, спецодежда, бельё, аксессуары;

Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные;

Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь;

Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки;

Твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины;

Изделия пластмассовые прочие;

Услуги по прокату бытовых бельевых изделий;

Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви;

Необходимо учитывать, что указанный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует.

3. Запрет на закупки товаров машиностроения

Запрет распространяется на импортные бульдозеры, автобусы, троллейбусы, вагоны, грузовики, экскаваторы, тракторы, снегоочистители и другие машины, включенные в перечень Постановления Правительства РФ от 14.07.2014г. № 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Подтверждением страны происхождения продукции в данном случае является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.

4. Запрет на закупки товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013г. № 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" запрещён допуск произведенной за рубежом продукции для целей национальной обороны. Это требование не распространяется на оборудование и товары, которые не производятся на территории РФ.

Для поставщиков из стран ЕАЭС существует исключение, но лишь в отношении некоторых категорий продукции.

5. Запрет на закупки программного обеспечения

Аналогичный всеобъемлющий запрет на закупки программного обеспечения установлен Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015г. № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Исключение из этого запрета возможно лишь в следующих случаях:

В реестре российского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

Программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому программному обеспечению.

6. Запрет на закупки мебель и изделий деревообрабатывающей промышленности

Запрет на поставку мебели и отдельных изделий деревообрабатывающей промышленности устанавливается Постановление Правительства РФ от 05.09.2017г. № 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Закупать продукцию, о которой идет речь в постановлении, можно только, если:

Она произведена на территории России или стран ЕАЭС;

Товары изготавливаются в рамках специального инвестиционного контракта;

Продукция соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 17.07.2015г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ».

Запрет распространяется на различные виды мебели, в том числе металлическую и пластмассовую, матрасные основы, матрасы, диваны, древесно-волокнистые плиты.

Ограничения на закупки иностранных товаров

На отдельные виды товаров Правительством РФ установлены ограничения. На практике это означает, что заявки, содержащие предложения на поставку изделий иностранного производства, допускаются к участию в процедуре только в том случае, если отсутствуют предложения с продукцией отечественного происхождения, соответствующей установленным характеристикам. При проведении таких закупок участники, предложившие продукцию отечественного производства, получают ценовые преференции в размере 15 процентов.

1. Ограничения на поставку радиоэлектронной продукции

Ограничения на закупку товаров радиоэлектроники установлены Постановлением Правительства РФ от 29.09.2016г. № 968 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В список изделий, попавших под ограничения, включены:

Фоторезисторы;

Светодиодные изделия;

Интегральные электронные схемы;

Вычислительны машины;

Электронные книги;

Запоминающие устройства;

Радиоэлектронные средства связи;

Антенны;

Видеокамеры.

2. Ограничения на закупку медицинских изделий

Ограничения установлены и при закупке ряда медицинских изделий, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 05.02.1015г. № 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В этот список попали:

Медицинская одежда;

Санитарно-гигиеническое белье;

Реагенты;

Салфетки;

Тампоны;

Повязки.

3. Ограничения на закупку лекарственных препаратов

Введение ограничений на закупку лекарственных препаратов устанавливается Постановлением Правительства РФ от 13.11.2015г. № 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из
иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Актуальный перечень конкретных медикаментов, попадающих под действие нормативного акта, приведен в Распоряжении Правительства РФ от 23.10.2017г. № 2323-р.

Необходимо учитывать, что замена в процессе исполнения контракта российской продукции на зарубежные аналоги не допускается.

4. Ограничения на закупку продуктов питания

Ограничения на поставку иностранных продуктов питания установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016г. № 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В перечень запрещенных к поставке продуктов входят:

Мороженая и свежая рыба;

Морепродукты;

Различные сорта мяса;

Сливочное масло, сыры, творог, молоко;

Как мы видим, перечень товаров, попадающих под запрет или ограничение достаточно широк. И этот перечень может периодически изменяться под влиянием различных экономических и политических факторов.

Что должен сделать заказчик закупки в случае применения национального режима

В случае применения национального режима при проведении закупок, заказчик обязан соответствующим образом оформить закупочную документацию. В ней должна содержаться следующая информация:

В правилах к оформлению первой части заявок должно содержаться требование о декларировании участником страны происхождения товара;

В документации необходимо прописать условия предоставления преимущества товарам российского производства или производства других государств - членов ЕАЭС;

В требованиях ко второй части заявки должно содержаться требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника требованиям ст. 14 закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок»;

В извещении должно содержаться указание о применении национального режима.

Как правильно составить заявку на участие в закупке с применением национального режима

В случае применения национального режима заказчик закупки обязан указать в на необходимость предоставления документов, подтверждающих соответствие участника требованиям ст. 14 закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». При этом в документации должен быть приведен конкретный перечень подтверждающих документов. Если же в закупочной документации перечень подтверждающих документов отсутствует, то участнику достаточно подтвердить страну происхождения товара любым официальным документом, например декларацией или сертификатом соответствия. При этом в первой части заявки обязательно указывается страна происхождения каждого предлагаемого к поставке товара.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства разъясняют - применение национального режима осуществления закупок не создает дополнительных проблем для участников, а напротив, позволяет отечественным производителям получить преимущество перед компаниями, торгующими импортными товарами. Главное - не допускать ошибок при подготовке заявки. Будьте внимательны, удачных Вам закупок!

Кредитно-Страховое агентство - банковские гарантии и кредиты
для участников Госзакупок!

Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок

1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.

6. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.



Просмотров