Национальная стратегия в интересах детей. Г. Карелова: План по реализации первого этапа национальной Стратегии действий в интересах женщин – системный документ III. Направления реализации Стратегии

Владимир Путин провёл в Кремле заседание Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Заседание посвящено итогам деятельности совета за пять лет.

Координационный совет создан в сентябре 2012 года для обеспечения взаимодействия различных органов власти на всех уровнях, а также общественных и научных организаций при реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Совет готовит предложения Президенту по приоритетным направлениям общей государственной политики в интересах детей. Возглавляет Координационный совет Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

В.Путин : Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня будут подведены итоги реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Она была рассчитана на пять лет, и все эти годы шла напряжённая работа по достижению целей и решению проблем, которые были обозначены в этой стратегии.

Очень важно, что в эту деятельность активно включились органы власти всех регионов, общественные организации, экспертное, научное сообщество. Стратегия действительно приобрела общероссийский и общенациональный характер, и по-другому, конечно, быть и не могло, поскольку речь идёт о детях, о будущем России.

Здесь, безусловно, ещё прозвучат выступления с подробным анализом сделанного, но могу уже сказать, что в целом итоги очень достойные, позитивные. Они подтверждают и актуальность инициативы Совета Федерации, и востребованность задач, которые были успешно реализованы.

Конечно же, нам надо идти дальше. Безусловно, далеко не всё ещё сделано, я ещё скажу об этом. Вы знаете, что в этом году в соответствии с Указом объявлено Десятилетие детства. Рассчитываю, что Правительство, реализуя этот новый проект, обязательно обеспечит преемственность с задачами Национальной стратегии действий в интересах детей, а Совет Федерации продолжит держать эти вопросы в зоне своего постоянного внимания.

При этом особо подчеркну, значимость таких направлений, как укрепление института семьи, создание равных возможностей для полноценного развития всех детей, остаётся важнейшей для нас.

Вы знаете, что уже с начала 2000-х мы плотно, последовательно занимаемся вопросами демографического развития. И благодаря продуманным и, можно уже сказать, эффективным решениям задачи в этой сфере последовательно решаются.

Среди мер, которые были введены и которые работают до сих пор, особую роль сыграла программа материнского капитала. В этом отношении многое уже удалось сделать, рождаемость начала расти. Иметь в семье двух детей стало устойчивой тенденцией. Снизилась младенческая смертность, благодаря созданию системы перинатальных центров, прежде всего, удалось выйти на плюсовые показатели естественного прироста населения – чего, откровенно говоря, никто не ожидал, но это произошло.

Произойти-то произошло, однако сегодня – в основном в силу объективных причин – демографическая ситуация снова обостряется. Эта тенденция была предсказуемой, она связана с последствиями предыдущих, наложившихся друг на друга глубоких демографических спадов. Имею в виду спад во время Великой Отечественной войны, 1943–1944 годы, и примерно такой же спад в середине 1990-х годов в связи с огромными проблемами, которые возникли в экономике, и, по сути, развалом в социальной сфере.

Сегодня нам необходимо принять комплекс мер, которые позволят стабилизировать, не допустить снижения численности населения России в предстоящее десятилетие. Здесь нужна активная последовательная работа по всем направлениям: и по снижению смертности, и по стимулированию рождаемости – фактически нам нужно перезагрузить нашу политику демографического развития.

Что касается рождаемости, то на первый план выходит поддержка многодетных семей, семей со скромными доходами, создание дополнительных стимулов для рождения второго и третьего ребёнка.

Необходимо также уделять особое внимание молодым семьям. Это, как правило, и есть семьи с небольшими доходами, ведь это молодые люди, которые либо ещё учатся, либо только вступили в трудовую деятельность, доходы очень скромные, как правило. Это часто сдерживает рождение первого ребёнка, появление первенца.

Мы, не скрою, обсуждали различные меры достаточно долго – пришло время принять решение и эти предлагаемые новые меры объявить.

Для поддержки рождаемости предлагаю уже с января наступающего 2018 года начать реализацию целого ряда новых мер поддержки российских семей.

Первое. Установить ежемесячную денежную выплату, которая будет предоставляться при рождении первого ребёнка и выплачиваться до достижения им полутора лет. Сумма выплаты будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребёнка, установленного в субъекте Федерации. В среднем она составит (зависит от региона): в 2018 году – 10 523 рубля, в 2019 году – 10 836 рублей, в 2020-м – 11 143 рубля. При этом выплата будет адресной: будут учитываться доходы семьи – думаю, что справедливо в первую очередь, поддержать тех, кто действительно нуждается. Выплата будет определена в размере прожиточного минимума для детей, как я уже сказал, установленного в субъекте Федерации за второй квартал года, предшествующего обращению за указанной выплатой. Она будет предоставляться семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации, также за второй квартал предыдущего года. Финансовые расходы на реализацию этой меры составят за три года 144,5 миллиарда рублей.

Второе. Со времени введения материнского капитала прошло 11 лет. Родители, семьи, безусловно, рассчитывают на эти деньги, на эти средства. Это, безусловно, стало хорошим стимулом для рождения вторых детей. Вы знаете, что действие программы материнского капитала должно было завершиться в конце следующего года. И конечно, думаю, что ко многим из вас, ко мне постоянно обращаются люди с вопросом: что будет дальше. Предлагаю продлить действие программы материнского капитала до 31 декабря 2021 года; кроме того, ввести дополнительные возможности его использования, а именно средства из материнского капитала можно будет получать в виде ежемесячных выплат тем семьям, которые особо нуждаются. Здесь будет действовать такой же адресный подход, как при выплатах на первого ребёнка. То есть выплаты будут определены в размере прожиточного минимума ребёнка в регионе и семьям с доходами, размер которых не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, тоже до достижения ребёнком полутора лет.

Кроме того, теперь можно будет использовать материнский капитал и на оплату услуг дошкольного образования, а точнее на уход и на присмотр за ребёнком, уже с двухмесячного возраста ребёнка. Знаю, что востребованность этой меры очень большая. В частности, мама после рождения ребёнка сможет продолжить работу или образование.

Третье направление. Как вы знаете, уже объявлено решение расширить число регионов, которые получат софинансирование из федерального бюджета на выплату пособия на третьего ребёнка. Такие пособия выплачиваются с 2013 года. Право на них имеют дети до трёх лет. Критерии нуждаемости семей, а также порядок назначения выплат устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом напомню, что софинансирование из федерального бюджета поступает в те регионы, где сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и суммарный коэффициент рождаемости ниже среднего по России. В текущем году такими условиями софинансирования воспользовались 50 регионов Российской Федерации.

С 1 января 2018 года поддержку смогут получить 60 субъектов Российской Федерации – смогут получить те регионы, где в среднем у одной женщины рождается двое или меньшее число детей, то есть региональный коэффициент рождаемости увеличивается до двух. Как я уже сказал, такое изменение коэффициента даст возможность 60 регионам получить федеральную помощь на выплату пособия на третьего ребёнка.

Четвёртое. Чрезвычайно важным является, особенно для молодых семей и семей с детьми вообще, жилищный вопрос. Предлагаю запустить специальную программу ипотечного кредитования. Её возможностями смогут воспользоваться те семьи, в которых с 1 января 2018 года рождается второй или третий ребёнок. Покупая жильё на первичном рынке или рефинансируя ранее полученные ипотечные кредиты, семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6 процентов годовых. Объясню: к примеру, сегодня средневзвешенная ставка на рынке ипотечного кредитования составляет, по данным Банка России, 10,05 процента, то есть в таком случае государство берёт на себя более 4 процентов стоимости кредита. По оценке Минстроя, в предстоящие пять лет эта программа может охватить свыше 500 тысяч семей.

Ещё поподробнее скажу. Программа ипотечного кредитования будет носить срочный характер, предусматривает субсидирование процентной ставки сверх 6 процентов при рождении второго ребёнка – в течение 3 лет с даты выдачи кредита; третьего ребёнка – в течение 5 лет с даты выдачи кредита. Могут возникать вопросы: программа будет подходить к концу, а ребёнок только-только родился, что в этом случае? В случае рождения третьего ребёнка в течение срока предоставления субсидии, но не позднее 31 декабря 2022 года включительно, срок предоставления субсидии будет продлеваться на 5 лет – с даты окончания срока предоставления субсидии по кредиту, полученному в связи с рождением второго ребёнка. В случае рождения третьего ребёнка после окончания срока предоставления субсидии по кредиту, полученному в связи с рождением второго ребёнка, но не позднее 31 декабря 2022 года включительно, – предоставление субсидии возобновляется начиная с даты рождения третьего ребёнка.

Пятое. Мы практически решили проблему с местами в детских садах. Теперь нужно ликвидировать очереди в яслях – для детей от двух месяцев до трёх лет. Сделать это нужно как можно быстрее. Сейчас заявления поступили от родителей более 326 тысяч детей. Такое же количество ясельных мест запланировано создать в предстоящие два года.

Шестое. Нам необходимо предметно и последовательно заниматься повышением доступности медицинского обслуживания детей и, безусловно, улучшением его качества. Уже говорил неоднократно, в последние годы был совершён хороший рывок по созданию в регионах перинатальных центров. Однако состояние большинства детских поликлиник, их оснащённость оборудованием оставляет желать лучшего. Здесь есть проблемы с очередями, с записью к нужному специалисту. Такое положение дел также служит сдерживающим фактором при принятии решения о рождении детей. Да и вообще это просто нужно исправлять и улучшать.

Для того чтобы провести реконструкцию детских поликлиник, их капитальный ремонт и дооснащение оборудованием, по предварительным расчётам, потребуется более 50 миллиардов рублей. Очевидно, что регионы, имея в виду даже ту помощь, которую мы им оказали в самое последнее время, не смогут выполнить эти работы только за свой счёт. Поэтому в ближайшие три года основную часть этой суммы, по 10 миллиардов в год, будет предоставлять федеральный бюджет.

Правительству вместе с регионами необходимо оперативно отработать детальный график реконструкции и капитального ремонта детских поликлиник, включая поликлинические отделения больниц, а также утвердить условия софинансирования и правила отбора поликлиник, сделать это с учётом готовности проектно-сметной документации и, прежде всего, остроты проблемы.

Уверен, что реализация всех предложенных мер принесёт отдачу. Повторю, речь идёт о будущем страны, о том, чтобы в России рождалось как можно больше детей и чтобы условия их жизни улучшались, улучшалось медицинское обслуживание.

Вот то, что хотел сказать вначале. Спасибо большое.

Слово Валентине Ивановне Матвиенко.

В.Матвиенко:

Уважаемые коллеги!

Прежде всего хочу Вас поблагодарить за положительную оценку, которую Вы дали. Огромная армия людей, которые сидят в этом зале, в регионах, пять лет последовательно занималась реализацией национальной стратегии в интересах детей. Но главное, Владимир Владимирович, я хочу искренне сказать Вам огромные слова благодарности за Ваше личное внимание к проблемам семьи и детства. Точно знаю, что эти вопросы занимают особенное место в Вашей многогранной деятельности, свидетельством чему являются озвученные сейчас дополнительные системные меры по поддержке детей и семей.

Это надо все осмыслить. Мы, в хорошем смысле, в шоке от услышанного. Это не некие косметические предложения, в Ваших предложениях ответ на самые острые проблемы, которые сегодня есть. Это бедным семьям с детьми дополнительная поддержка, огромное Вам за это спасибо.

Честно говоря, я могу отложить выступление, потому что уже никому это будет не интересно. Самое главное Вы уже сказали, но все-таки постараюсь коротко подвести итоги нашей пятилетней работы.

Владимир Владимирович, в этом трехтомнике изложены результаты нашей совместной работы, и сегодня уже мы можем точно утверждать, что национальная стратегия в интересах детей, поддержанная Вами пять лет назад, позволила консолидировать усилия общества, государства, неправительственных организаций, всех уровней власти вокруг этой темы, на решение самых острых проблем, волнующих людей, волнующих семьи. И главное, что эта тема была обозначена как главный национальный, государственный приоритет.

Впервые на таком уровне, пожалуй, так масштабно, системно и твердо государство обратилось к вопросам детства, и это дало свои результаты. Благодаря именно такому подходу главные цели стратегии достигнуты, ее ключевые задачи в целом решены, хотя, конечно же, проблем осталось еще много.

За этот период был разработан и принят целый ряд взаимосвязанных, взаимодополняющих стратегических документов. При активном участии членов Координационного совета разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации: концепция государственной семейной политики, стратегия развития индустрии детских товаров, программа ее реализации до 2030 года. Хочу отдельно за это поблагодарить Дениса Валентиновича Мантурова, Министра промышленности, который лично патронирует эту программу, есть реальные хорошие результаты. Принята концепция развития дополнительного образования детей, стратегия развития воспитания и другие, крайне важные документы.

Также важно, что правовое поле постоянно совершенствуется. Благодаря принятым законам увеличен размер социальной пенсии детям-инвалидам, установлен новый вид социальной пенсии для детей, чьи родители неизвестны, так называемых подкидышей. Эта категория детей не получала никаких пособий, была социально, что называется, обижена.

До конца следующего года продлен срок действия программы материнского капитала. Владимир Владимирович, огромное спасибо, что Вы поддержали продление этой программы, она действительно доказала свою эффективность. Знаете, молодые семьи ждали ответа от государства: рожать или не рожать, отложить. Уверена, что следующий год будет рекордным в плане рождения детей и последующие.

В соответствии с Вашим поручением, Владимир Владимирович, нами был разработан и принят закон, нацеленный на формирование системы безопасного отдыха и оздоровления детей, усилен серьезный контроль в этой сфере. В этом году на туристических маршрутах, к счастью, мы не потеряли ни одного ребенка. Не было допущено каких-либо серьезных нарушений в системе оздоровительных учреждений. Не могу не сказать о том, что мы уделяли значительное внимание закреплению норм на выполнение наших международных обязательств, касающихся этой сферы.

Крайне важно, что после принятия национальной стратегии в интересах детей аналогичные системные документы были разработаны и приняты во всех субъектах Российской Федерации. И сегодня на региональном уровне работа органов госвласти, институтов гражданского общества проводится достаточно активно.

С 2013 года на осуществление мероприятий по поддержке семей и детей направляются бюджетные средства в максимально возможном объеме, детские расходы бюджета растут из года в год, даже при тех сложностях, которые есть. И они, к счастью, также не рассматриваются как резервы экономии, за это отдельное спасибо Министру финансов Антону Германовичу Силуанову.

Принципиальными считаю достижения в решении вопросов, связанных с социальным сиротством. За прошедший период времени общими усилиями удалось вдвое – вдумайтесь, коллеги, – вдвое уменьшить число детей-сирот, находящихся в детских домах или на специальном учете. По экспертным оценкам, это беспрецедентное сокращение, равного которому нет в мире. Практически на треть снизилось количество новорожденных, от которых отказались родители. Это, я бы сказала, даже духовное оздоровление общества. Настолько же сократилось число детей, родители которых были лишены родительских прав.

В области демографии за время реализации национальной стратегии достигнут исторически самый низкий уровень младенческой и материнской смертности: на треть снизилась младенческая смертность, а материнская – в прошлом году не было зарегистрировано вообще ни одного случая в 21 субъекте Федерации.

Более того, по снижению коэффициента смертности наша страна еще в 2015 году смогла достичь одну из целей тысячелетия, определенных Организацией Объединенных Наций. Таких результатов удалось добиться благодаря созданию трехуровневой системы охраны материнства и детства, а также, конечно, реализации той программы, которую Вы поддержали, контролируете. Это программа строительства перинатальных центров. Вообще уникальная программа. Я не знаю примера ни одной страны в мире, где бы в таком количестве за относительно короткий промежуток были созданы современнейшие, оснащенные самым передовым оборудованием детские центры, центры материнства и детства. Когда встречаешься с врачами, которые там работают, на их лицах счастье, потому что созданы условия для их реализации, для развития науки, для внедрения передовых, самых современных практик. Конечно, это «суперская» программа, она будет успешно завершена, уверена.

Свой вклад в стимулирование рождаемости внесло и поступательное развитие инфраструктуры детства, Вы об этом сегодня сказали. Практически все российские дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в детских садах. Сегодня мы услышали радостную весть, что будет решаться и вопрос создания дополнительных мест в яслях. Для мамочек, желающих работать, это сегодня крайне важно. У нас не хватает трудовых ресурсов. Мы должны создать условия, а дальше у семьи будет выбор.

Конечно, двух- и трехсменное обучение в школах. Правительством принято поручение, и начала активно реализовываться программа создания новых школьных мест. Конечно же, денег надо было бы добавить на эту программу, потому что 25 миллиардов в год – это мало. И в первую очередь надо решить проблему трех смен, закрыть ее. Поэтому если будет такая возможность, то хотя бы еще 25 миллиардов, а лучше, конечно, еще больше, Владимир Владимирович.

Важно, что создаются комфортные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, это стало уже модой во всех субъектах – инклюзивное образование и внимание к этой категории детей. Разрабатывается комплекс мер по развитию санаторно-курортной отрасли, в том числе по Вашему поручению Правительство занимается реализацией плана по превращению города Евпатории в настоящий детский курортно-оздоровительный город. Огромные слова благодарности Вам также за поддержку восстановления международного детского центра «Артек», он был всегда гордостью страны, и, слава богу, сегодня это вновь наша гордость. Проделана немалая по объему работа, но проблемы, возникающие в области охраны детства, по-прежнему требуют пристального внимания со стороны государства, общества, граждан, системной и согласованной работы.

Сегодня мы подводим итоги реализации стратегии, одновременно даем старт новому крупному проекту, утвержденному указом Президента – «Десятилетие детства», еще раз подчеркивая, что интересы детства остаются постоянным государственным национальным приоритетом. Во исполнение Вашего указа Правительством готовится план действий, хотелось бы его приподнять даже по названию, чтобы это был национальный план действий, который, безусловно, должен учесть новые вызовы, новые проблемы в сфере детства, но и в то же время нам есть уже, на что опираться. Я дальше об этом скажу. Мне кажется, можно было бы рассмотреть возможность формирования консолидированного бюджета. Мы с Антоном Германовичем разговаривали, он не возражает. То есть чтобы мы понимали в целом объем средств в стране, которые тратятся на эти проблемы, мониторили эффективность их расходования, понимали стратегию и перспективу. Есть проблемы бедности определенной категории семей с детьми. Уверена, те меры, которые Вы озвучили, кардинально эту ситуацию поправят.

Что касается медицинской помощи, Владимир Владимирович, как раз хотела об этом сказать, что на фоне новых современнейших перинатальных центров региональные, краевые, областные детские больницы и детские поликлиники выглядят убого и ветхо. Конечно, нужна специальная программа. Вы объявили о том, что такой старт будет. Нам за период «Десятилетия детства» надо привести все детские больницы и поликлиники в современное состояние, отремонтировать, реконструировать, обеспечить новым современным оборудованием. Спасибо, что Вы такое решение приняли.

Владимир Владимирович, я бы попросила Ольгу Юрьевну это поддержать, надо ввести ежегодный доклад Правительства Президенту Российской Федерации о реализации проекта «Десятилетие детства». Во-первых, с одной стороны, это определенный контроль, а с другой стороны, это придало бы звучания этой программе. Все понимали бы, что она у Вас на контроле.

Коллеги, пять лет работы в Координационном совете сделали нас мощной командой, сплотившей всех неравнодушных, активных людей, для кого служение детству имеет особый смысл. Я хотела бы сказать сегодня теплые слова благодарности каждому из вас. Это была для вас общественная нагрузка, но она была такая сердечная.

Я хочу в присутствии Президента, и осознанно это делаю, Владимир Владимирович, поблагодарить членов Правительства. Вы знаете, такой поддержки, такого отклика, касающегося проблем детства, мы не видели ни по одной другой проблеме. Ольгу Юрьевну Голодец, конечно же. Я хочу поблагодарить Веронику Игоревну Скворцову, Владимира Александровича Колокольцева, кстати, Владимир Александрович ни одного заседания не пропустил за все эти пять лет. Максима Анатольевича Топилина, Ольгу Юрьевну Васильеву, Александра Владимировича Коновалова, руководителей всех регионов – сегодня присутствуют Сергей Семенович Собянин, Орлова Светлана Юрьевна, – всех губернаторов, которые очень душевно к этому относились.

И я уверена, что реализацией нового проекта мы продолжим активное движение вперед.

Еще раз Вам огромное спасибо.

В.Путин: Спасибо большое.

Ольга Юрьевна, пожалуйста.

О.Голодец: Уважаемый Владимир Владимирович!

Я тоже не могу не начать со слов огромной благодарности лично Вам, потому что теми успехами и достижениями, о которых мы сегодня будем говорить, мы обязаны во многом Вам. И многие медицинские центры, и огромная программа перинатальных центров, и решение по материнскому капиталу – это Ваши решения, и в нашей политике мы постоянно сверяем шаги. Я знаю, насколько глубоко Вы погружены в малейшие детали нашей демографической политики. Поэтому спасибо Вам огромное за тот новый старт, который мы сегодня получили.

И я хочу поблагодарить Валентину Ивановну и всех наших коллег, потому что те цифры, о которых мы сегодня будем говорить, те результаты проделанной работы в течение пяти лет, впечатляют.

Детское население нашей страны за пять лет выросло на 3 миллиона человек. В 2012 году в возрасте до 17 лет включительно у нас было 26,5 миллионов, сейчас детей от нуля до 17 лет включительно – 29,5 миллиона человек. Это наши огромные усилия не только в области демографической политики, но и сбережения здоровья.

Здесь очень много говорилось уже о показателях прежде всего младенческой смертности, по которым за короткий промежуток времени удалось выйти на абсолютно мировые качественные показатели. Сегодня у нас показатель младенческой смертности составляет 5,3 промилле. Это по сравнению с показателем 2012 года – 8,6.

Хочется отметить, что у нас есть регионы, которые являются абсолютными лидерами в мировом здравоохранении. Это Москва и Санкт-Петербург, Московская область, Томская область, Краснодарский край.

Вместе с тем ситуация остается неоднородной на всей территории России. К сожалению, еще есть отстающие регионы, которые требуют особого внимания, с которыми специально работает целевым образом Министерство здравоохранения, требующие серьезной поддержки для того, чтобы выйти даже на среднероссийские показатели.

Например, Еврейская автономная область у нас сохраняет высокий показатель по смертности – 10,8. То есть практически в два раза выше, чем в среднем по России. Задача следующего «Десятилетия» – обеспечить доступность качественного здравоохранения на всей территории Российской Федерации для всех граждан Российской Федерации.

Здесь много говорилось о перинатальных центрах. Действительно, их роль трудно переоценить в развитии нашего здравоохранения в отношении материнства и детства. В настоящее время действуют 82 центра, это те центры, которые были построены за последнее время, и 12 центров находятся в стадии сдачи в эксплуатацию. В ближайшее время в Российской Федерации будут сданы еще 12 центров. Это огромное подспорье, особенно для тех регионов, в которых показатели сегодня отстают от среднероссийских. Эти центры становятся не только центрами родовспоможения, но это и изменение квалификации врачей, и изменение культуры здорового образа жизни.

Действительно, уже много говорилось о здоровье детей, и нужно сказать, что на сегодняшний день федеральными средствами Фонд обязательного медицинского страхования и федерального бюджета закрывается потребность в высокотехнологичной помощи. В 2016 году, например, высокотехнологичную помощь получили 126 511 детей – все, кто в ней нуждался. И очень важно, что те центры, которые созданы в России, в том числе, Владимир Владимирович, которые находятся под Вашим личным патронажем, являются флагманами, и они позволили нам достичь излечиваемости по таким серьезным заболеваниям, как, прежде всего, онкология, эндокринология – лучших мировых показателей. Хочется сказать огромное спасибо тем людям, которые работают в этих центрах: это Федеральный центр Кулакова, Медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, Научный центр здоровья детей, Центр Алмазова, Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии и другие центры. Это действительно наша опора, потому что сегодня поддержка этих центров обеспечивает то, что мы находимся не только на хорошем мировом уровне, но по ряду показателей сегодня являемся фактически лидерами. Надеюсь, что это будет нашей основной платформой в развитии отечественной науки и отечественного детского здравоохранения.

Вы сказали о развитии поликлинического комплекса. Действительно, отношение к детскому здоровью на местах – это важнейшая составляющая, которая закладывается в будущее нашего развития. Мы изменили принципы вакцинации, был расширен детский календарь и изменили отношение в принципе к прививочной кампании, что дало нам практически немедленные результаты на протяжении этих пяти лет. Серьезные изменения в первичном приеме, в диспансеризации, в наблюдении ребенка, здоровьесберегающие технологии – это та основа, которая сделает поколение наших детей здоровыми на будущее.

Продолжение следует.

Подписан Указ об объявлении в России Десятилетия детства

Подпишитесь на нас

Стратегия – живой документ, который будет развиваться, реагируя на новые вызовы современности, отметила вице-спикер СФ

Координационный Совет при Правительстве РФ по реализации национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 гг. рассмотрел План мероприятий по реализации первого этапа национальной Стратегии действий в интересах женщин, проинформировала заместитель Председателя Совета Федерации, член Координационного советаГалина Карелова Карелова
Галина Николаевна
представитель от исполнительного органа государственной власти Воронежской области .

Как сообщила сенатор, документ рассчитан на 2017–2018 гг. и предусматривает пять основных направлений, которые охватывают сферы, где сосредоточено больше всего проблем.

Сенатор рассказала, что первое направление плана - создание условий для сохранения здоровья женщин всех возрастов. Большинство пунктов этого плана касается системных мер по профилактике разного рода заболеваний и преждевременного старения.

«Второе направление - улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния. Это – самый объемный раздел, который содержит меры по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда», - отметила Галина Карелова . Меры предусматривают помощь в получении профессионального образования, особенно женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, вовлечение женщин в предпринимательскую деятельность, привлечение женщин к изучению точных и естественных наук и к работе в наукоемких областях. Кроме того, речь идет об улучшении условий труда женщин, сокращении их занятости во вредных производствах, пояснила сенатор.

По ее словам, еще одно направление - профилактика социального неблагополучия и насилия в отношении женщин. «Оно охватывает большой комплекс вопросов - от совершенствования законодательства о смягчении наказания женщин, совершивших преступления небольшой тяжести, беременных и имеющих детей, до комплекса мер по профилактике насилия в отношении женщин и детей и развития системы помощи женщинам и детям, пострадавшим от насилия, оказания содействия некоммерческим организациям, предоставляющим убежище, а также психологическую поддержку пострадавшим от насилия».

План также включает в себя расширение участия женщин в общественно-политической жизни и совершенствование государственной статистики, характеризующей положение женщин в обществе.

«Достоинство плана - его системность. Системная работа должна позволить справиться с вызовами современности, которые постоянно рождает время. Стратегия – живой документ, который будет развиваться, реагируя на новые вызовы», - подчеркнула Галина Карелова .

Вице-спикер СФ также отметила, что женская повестка сегодня находится в центре внимания мировой общественности. В частности, на саммите «большой двадцатки» в Гамбурге летом этого года обсуждались такие вопросы как женское предпринимательство и роль женщины в цифровой экономике в контексте повышения занятости и конкурентоспособности женщин.

Неотъемлемой частью Национальной стратегии являются принятые в ее развитие субъектами Российской Федерации стратегии (программы) действий в отношении детей, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих данному региону проблем детства.

Для достижения поставленных в Национальной стратегии целей следует сформировать консолидированный бюджет в интересах детей.

Национальную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах.

Сроки и основные этапы реализации Национальной стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом. Необходимость внедрения программно-целевого принципа организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также создания условий для планирования бюджетных ассигнований в интересах детей по новым принципам потребует изменения порядка составления и утверждения бюджетов соответствующего уровня и корректировки бюджетной классификации Российской Федерации.

Для успешной реализации Национальной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке необходимых рекомендаций возлагаются на Правительство Российской Федерации и Росстат.

На основе постоянного мониторинга реализации Национальной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений. Контроль за эффективностью использования финансовых и иных ресурсов должны осуществлять Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с привлечением общественности. В качестве инструмента финансового контроля следует использовать аудит эффективности, предполагающий независимую оценку экономической эффективности и результативности проводимых мероприятий, их соответствия поставленным целям.

Механизмом контроля за ходом реализации Национальной стратегии являются ежегодные аналитические доклады образуемого при Президенте Российской Федерации координационного совета и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.

2018-2028 года в России объявлены

десятилетием детства

Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей

Президент РФ Владимир Владимирович Путин провёл в Кремле заседание Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей , посвященное итогам деятельности совета за пять лет. Координационный совет был создан в сентябре 2012 года для обеспечения взаимодействия различных органов власти на всех уровнях, а также общественных и научных организаций при реализации Национальной стратегии. Совет под руководством Валентины Матвиенко готовит предложения Президенту по приоритетным направлениям общей государственной политики в интересах детей. По итогам совещания Владимир Владимирович Путин дал ряд поручений и назначил ответственных за реализацию мер по поддержке семей с детьми: перечень поручений по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей

Открывая совещание,Президент РФ Владимир Владимирович Путинотметил позитивные результаты реализации Национальной стратегии и подчеркнул, что в будущем предстоит перезагрузка политики демографического развития России: «Сегодня необходимо принять комплекс мер, которые позволят не допустить снижения численности населения России. Здесь нужна активная последовательная работа по всем направлениям: и по снижению смертности, и по стимулированию рождаемости – фактически нам нужно перезагрузить нашу политику демографического развития».

В этом году объявлено «Десятилетие детства». С января 2018 года будут реализованы новые меры поддержки российских семей: ежемесячная денежная выплата, которая будет предоставляться при рождении первого ребёнка и выплачиваться до достижения им полутора лет; продление действия программы материнского капитала до 31 декабря 2021 года; расширение числа регионов, которые получат финансирование из федерального бюджета на выплату пособия на третьего ребёнка и др.

Подводя итоги работыПредседатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко в ряду достижений отметила, что благодаря, в том числе, строительству перинатальных центров, в РФ достигнут исторически самый низкий уровень младенческой и материнской смертности: на треть снизилась младенческая смертность, в прошлом году не было зарегистрировано ни одного случая материнской смертности в 21 субъекте Федерации.

Ректор МГППУ Виталий Владимирович Рубцов подвел итоги мониторинга реализации национальной стратегии действий в интересах детей. Результаты: созданы объединенные региональными планами реализации стратегии структуры исполнительной власти (образовательные учреждения, учреждения соцзащиты, организации, которые включены в нацстратегию); растёт межведомственный характер работы по решению проблем детства; увеличилось количество социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных организаций, которые включились в выполнение национальной стратегии. Также он обозначил: «остаётся проблема подготовки людей, которые могут работать с этими проблемами. Причём я даже не «кадров» называю, это сложно, это именно людей, которые бы это понимали. Это люди, которые способны к межведомственной работе. Поэтому те межведомственные стандарты социальной сферы, которые сейчас приняты, бесценны».

Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Светлана Юрьевна Агапитова сообщила, что в рамках Всероссийского сетевого форума «Национальная стратегия действий в интересах детей: навстречу «Десятилетию детства» дети выразили желание создать комиссию и вносить предложения в план «Десятилетия детства», а также принять участие в реформе школьного образования.

Она отметила, что уполномоченные сейчас есть во всех субъектах РФ и призвала для обеспечения единообразия подходов к работе принять федеральный закон об уполномоченном по правам ребёнка.

Член Совета Федерации РФ Елена Борисовна Мизулина призвала обратить внимание на опасность увеличения неблагополучия семей в будущем: «Первая опасность состоит в том, что огромные бюджетные средства пошли в сферу детства – это правда и это замечательно. Но не все они поступают к семьям с детьми, и это тоже можно понять. Значительная часть этих средств идёт как раз на разные организации, специалистов, психиатров, медиаторов, других посредников, которые работают с семьями, выявляют семейное неблагополучие, оказывают меры профилактики семьям. И фактически, чтобы эти все организации получали по прежнему доступ к бюджетным средствам, чтобы они сохраняли штатную численность – они нужны, инфраструктура нужна, никуда не денешься, – фактически должен быть стабильный уровень семейного неблагополучия. И опасность состоит в том, что... сегодня сформировался запрос на определённый уровень семейного неблагополучия….

К сожалению, родители, дедушки и бабушки сигнализируют о том, что сегодня простое обращение за медицинской или социальной помощью фактически оборачивается тем, что их ставят на профилактический учёт, предлагают социальные услуги, социальное сопровождение. Они не могут отказаться, потому что есть угроза изъятия ребёнка... Родители низведены до уровня законных представителей, то есть, их легко заменить. Сотрудник органа опеки, установив факт родительского попечения им же самим – порядок нигде не определён, фактически он в кого ткнёт, в какого ребёнка, тот и будет социальным сиротой, – автоматически приобретает без каких либо специальных полномочий вот эти права за родителей, права законных представителей... Полномочия у органов опеки и попечительства невероятно огромные. И в этом смысле … наш нынешний Семейный кодекс... на уничтожение семьи направлен».

Елена Борисовна Мизулина попросила Президента создать общественный совет для контроля за реализацией «Десятилетия детства».



Просмотров