Муниципальное образование как субъект гражданского права. Государство и муниципальные образования, как субъекты гражданского права. Муниципальные образования: Видео

Правовое положение государства и муниципальных образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского права, в которой тесно переплетены частно- и публично-правовые элементы. Государство, как носитель суверенитета, едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории).

Россия имеет федеративную форму правления. РФ подразделяется на субъекты различных уровней - непосредственно Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования. Эти-субъекты считаются самостоятельными лицами, имеющими свою структуру.

Согласно п. 1 ст. 124 ГК государство участвует в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. Иными словами, оно заранее отказывается от своего особого положения как суверена в частно-правовых отношениях и не должно пользоваться имеющимися у него властными полномочиями.

Государство как субъект. В этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права.

Властная сущность государства выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается, тем не менее, юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трехчленная - физические лица, юридические лица и особое лицо - государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего ряда субъектов.

Природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Государство по сравнению с теми субъектами гражданского права, которые имеют общую правоспособность, более ограничено.

Правоспособность государства следует назвать целевой - она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению, установленному Конституцией и другими законами. Оно не может, к примеру, наживиться на своих гражданах неосновательно освобождать себя от ответственности и т.д.

Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. Государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней. Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений.

В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов: 1) Российская Федерация; 2) субъекты РФ; 3) муниципальные образования.

Статья 125 ГК РФ предусматривает порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

Таким образом, правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц, но некоторые элементы правоспособности государства очень схожи с правоспособностью юридического лица.

Формы участия государства в гражданском обороте

Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Остановимся вначале на последней форме участия государства в гражданском обороте.

Опосредованное участие государства в обороте достигается путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих как таковые, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для государства. Речь идет о юридических лицах таких организационно-правовых форм как государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Государство как участник сделки. Государство выступает участником сделок всякий раз, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны исключительно на физических и юридических лиц. Государство не может выступать в сделках в качестве потребителя (покупая в розничной торговле, нанимателя в договоре бытового проката, заказчика при бытовом заказе и т.д.).

Государство как участник сделок выступает при эмиссии и обращении различных ценных бумаг, в том числе и государственных ценных бумаг. Оно может быть как эмитентом, так и владельцем ценных бумаг.

Основной разновидностью выпускаемых государством ценных бумаг являются облигации или иные долговые бумаги.

Из всего сказанного следует сделать вывод: государство может участвовать в гражданском обороте непосредственно или опосредованно. Обладая особым статусом участника гражданско-правовых отношений, государство вправе самостоятельно устанавливать нормы поведения как для себя, так и для других участников гражданского оборота, но не смотря на правовую суверенность, оно исходит из принятых принципов равенства сторон, справедливости, свободы договора.

Специальность

030503 (0201) Правоведение

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный учебно-методический кабинет

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Государство, субъекты РФ, муниципальные образования как субъекты гражданского права.

Ответ

Участниками гражданско – правовых отношений, наряду с гражданами и юридическими лицами, могут выступать: Российская Федерация (далее РФ), субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа и др.) и муниципальные образования.

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования будучи публичными образованиями обладают следующими признаками:

Организационное единство - характеризующее публичное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяется в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и др. нормативных актах;

Обособленное имущество проявляется в наличии права государственной собственности у РФ (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а также муниципальная собственность у городских, сельских и др. муниципальных образований (ст. 214, 215 ГК РФ);

Ответственность по своим обязательствам (ст. 126 ГК РФ);

Возможность выступления РФ, субъектов РФ и муниципальных образований от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступления в суде (ст. 126 ГК РФ).

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений.

Большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц (ст. 4 ГК РФ) , не применимы к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Это касается норм:

О порядке возникновения и прекращения юридических лиц;

О учредительных документах;

О видах юридических лиц;

Иначе решены вопросы ответственности по обязательствам.

Свойство равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством, субъектами и муниципальными образованиями властных полномочий при осуществлении своей гражданской правосубъектности. То есть, они не могут реализовать свои властные полномочия в отношениях с другими участниками гражданских правоотношений.

Они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам гражданских правоотношений.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в гражданских правоотношениях осуществляются через их органы власти. При этом не требуется специального уполномочия.

Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На федеральном уровне от имени государства могут выступать органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство, министерства и ведомства.

Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

Так, министерство РФ по управлению государственным имуществом действует от имени РФ в пределах своей компетенции, определенной в Положении о нем., осуществляет: передачу государственного имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключенных с ним договоров. Российский фонд федерального имущества в соответствии с Положением о нем заключает от имени государства договоры на продажу переданных ему министерством по управлению имуществом долей участия (акций, паев) в капитале хозяйственных обществ (товариществ), предприятий и иных объектов федеральной собственности.

От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства, администрации и др.

Среди органов местного самоуправления (наименования их устанавливаются в уставах муниципальных образований) выступают: представительные органы местного самоуправления (городские, сельские, поселковые собрания народных представителей и др.), а также исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

Бытовой подряд: понятие область применения, специфика договора, ответственность подрядчика по договору.

Ответ

Договор бытового подряда давно известен гражданскому законодательству. Ещё в Гражданском кодексе 1964 г. ему были посвящены отдельные нормы в главе о подряде.

Однако его понятие, прежде всего, опиралось на особенности правового регулирования плановой экономики, в связи, с чем бытовой заказ рассматривался как один из договоров по обслуживанию граждан. Его главными чертами являлись особенности субъектного состава - в качестве заказчика выступал гражданин, а подрядчика - специализированная организация сферы обслуживания, планово-регулируемый характер договора; применение публичной оферты и закрепление отдельных видов договоров бытового заказа в типовых договорах.

Среди субъектов гражданского права ГК РФ (ст. 124) участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством, называет: Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации, муниципальные образования.

Общим для них является то, что они сочетают частноправовые и публично-правовые элементы.

Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с иными субъектами - гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота. Поэтому ряд гражданских правоотношений с участием государства возникает на основе административных актов, что несвойственно для граждан и юридических лиц.

Будучи одним из субъектов гражданских правоотношений государство обладает право- и дееспособностью. В отношении правоспособности государства высказаны различные мнения^ Однако, учитывая сложившуюся практику использования терминологии, с целью определения отличительных особенностей, правоспособность государства можно именовать универсальной, в отличие от общей правоспособности граждан и специальной (по общему правилу) юридических лиц.

Россия, являясь федеративным государством, включает в себя субъекты, обладающие признаками государственных образований. Это республики в составе РФ, национально-территориальные образования (автономные округа и автономная область) и административно-территориальные образования (края, области).

Особенность муниципальных образований, в отличие от государственных, состоит в том, что их властные полномочия не носят государственно-правового характера, они призваны обеспечивать местное самоуправление.

Принципиально важным является правило, установленное в п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которому к субъектам, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в регулируемых гражданским законодательством отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данного субъекта. Именно этот прием законодательной техники позволяет не упоминать субъектов, указанных в п. 1 ст. 124 ГК, в качестве участников сделок (ст. 153 ГК РФ).

Вовне от имени Российской Федерации и ее субъектов выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Это означает, что от имени РФ и ее субъектов может выступать ряд органов государственной власти: Федеральное собрание, Президент, Правительство, федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.

Участие муниципальных образований в гражданском обороте опосредуется органами местного самоуправления.

Даже граждане и юридические лица могут в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению выступать от имени названных субъектов.

Правоспособность РФ, государственных и муниципальных образований, названная универсальной, позволяет отграничивать ее от правоспособности граждан и юридических лиц.

Следует иметь в виду, что некоторые элементы правоспособности последних в принципе не могут составлять содержания правоспособности РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Например, право быть наследодателем, право наименования юридического лица.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются юридическими лицами, - косвенно указывает абз. 3 п. 4 ст. 66 ГК РФ. Это влечет необходимость разграничения полномочий органов Государственной власти и органов местного самоуправления как органов соответствующих образований, с одной стороны, и как организационно-правовой формы некоммерческой организации в виде учреждения - с другой. Поскольку в данном случае законодатель как бы "им-планировал" в государственное или муниципальное образование по существу иной субъект - юридическое лицо.

Наиболее важная сфера участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований в гражданском обороте - правоотношения собственности (а также иные вещные права). Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования участвуют и в ряде относительных правоотношений, например, наследственных, обязательственных. В этом плане следует упомянуть правила ст. 1069 ГК РФ, устанавливающие ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Если гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления причинен вред, то он подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта или казны муниципального образования; за счет этих средств происходит и возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ).

Среди обязательственных прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований необходимо отметить и права в отношении акционерных обществ, собственниками акций которых они являются.

Если во внутреннем обороте властные полномочия РФ, ее субъектов, муниципальных образований сопряжены одновременно и с равными началами участия в гражданских правоотношениях, то во внешнем суверенитет сопряжен с иммунитетом (за исключением муниципальных образований).

Суверенитет как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере всегда влечет и признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Он определяет и невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, которое действует за пределами своих границ, без его согласия.

Различают судебный иммунитет и иммунитет собственности государства. Статья 127 ГК РФ содержит правило, согласно соторому особенности ответственности РФ, ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются даконом об иммунитете государства и его собственности.

Судебный иммунитет может быть определен как неподсудность одного государства судам другого при отсутствии его согласия. Иммунитет собственности государства означает неприкосновенность объектов собственности одного государства в случае, если они находятся на территории другого.

Еще по теме Глава 7. Государство, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права:

  1. 1. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права
  2. ГЛАВА 6 СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
  3. Основания прекращения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъекта и муниципального образования, их списание с государственного долга Российской Федерации и ее субъекта, муниципального долга

    Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований.

    Формы участия государства в гражданском обороте.

Государство как носитель суверенитета едино и неделимо, следовательно в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект.

В тоже время государство является многоуровненным образованием.

Государство подразделяется на субъекты:

    Российская Федерация

    Субъекты Федерации

    Муниципальные образования

Эти субъекты самостоятельны, имеют свою структуру, собственное имущество и не отвечают по обязательствам друг друга.

Государство может участвовать в гражданских правоотношениях обладает правоспособностью.

Государство является носителем власти, является суверенитетом, которые превращают его в особого субъекта гражданского права. Свойства:

    государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться другие субъекты;

    государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданские правоотношения независимо от воли другой стороны;

    государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает на началах равенства гражданского правоотношения;

    государство пользуется иммунитетом;

    это особое положение государства отражает две тенденции:

а) уравнивание государства с другими субъектами;

б) использование полномочий для направления хозяйственного развития в определенное русло.

К государству в полном объеме могут быть применены только правила о волеобразовании и волеизъявлении юридического лица, остальные правила (о правоспособности, государственной регистрации, наименовании, видах юридического лица, реорганизации) не применимы.

    Государство как собственник в гражданском обороте выступает не только от своего имени, но и от имени созданных им юридическим лицом.

Гражданская правоспособность государства – не может быть тождественна правоспособности юридических и физических лиц. Ряд возможностей присуще только государству:

    приобретать имущество, не имеющее наследников

    выпускать государственные ценные бумаги, государственная монополия (экспорт-импорт отдельных товаров)

Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти

Природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав или возлагать на себя некоторые обязанности.

Во-первых, нигде исчерпывающий перечень полномочий государства не описан

Во-вторых, государство принимая законы, само может установить более широкий объем своих полномочий.

Правоспособность государства – целевая правоспособность, поскольку она вытекает из публичности власти, в целях процветания всего общества и каждого его члена.

Государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права.

Государство участвует в гражданском обороте как совокупность субъектов различных уровней. Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданского оборота.

    Российская Федерация

    субъекты РФ

    муниципальные образования

    от имени РФ и субъектов РФ, выступают органы государственной власти, в рамках компетенции установленной законом.

Муниципальные образования не входят в систему государственной власти. Под муниципальном образованием понимают городские, сельские поселения, объединенная общей территорией, в пределах которых осуществляется самоуправление, имеют муниципальную собственность, бюджет, казну и выборочные органы.

Государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако в отличии от юридических и физических лиц не обладает сознанием и волей, необходимых для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов.

Государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны на юридических и физических лиц.

Государство не может быть: страховщиком, банком, поскольку государство не предприниматель.

Государство и муниципальные образования как субъект гражданского права

Особенность государства как участника гражданских правоотношений состоит по сути в том, что оно является носителœем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). При этом в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное Собрание, Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

Государство выступает как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в т.ч. субъектом исключительного права собственности (к примеру, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Министерство государственного имущества. Сделки от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации реализуются от имени Российского фонда федерального имущества.

Государство выступает в следующих обязательственных правоотношениях.

1) отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд;

3) в отношениях подряда для государственных нужд;

4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).

Российская Федерация должна быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, ᴛ.ᴇ. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство является субъектом ответственности за вред, причинœенный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты Федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты Федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно участие субъектов Федерации и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации бывают также наследниками по завещанию.

Муниципальными образованиями являются городские, сельские посœелœения, иные населœенные территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам. Сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Муниципальные органы вправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

Государство и муниципальные образования как субъект гражданского права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государство и муниципальные образования как субъект гражданского права" 2017, 2018.



Просмотров