Муниципальная собственность субъекты и объекты. Основной субъект права муниципальной собственности, особенности ее реализации. Субъекты и объекты права муниципальной собственности

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона о местном самоуправлении в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях » применительно к учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:

  • для представительного органа муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;
  • для иных органов местного самоуправления - решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125, 215 ГК).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Владение, пользование и распоряжение указанным имуществом унитарные предприятия и учреждения осуществляют в соответствии со ст. 294, 296 ГК. Средства местного бюджета , а также иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК).

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют объектами муниципальной собственности, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет , устанавливают местные налоги и сборы , осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Объекты права муниципальной собственности . Изначально экономическая основа муниципальных образований в 90-х годах прошлого века создавалась за счет передачи в муниципальную собственность объектов государственной собственности. Согласно приложению № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 при разграничении государственной собственности на федеральную, государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную в муниципальную собственность передавались объекты государственной собственности независимо от того, на чьем балансе они находились. К таким объектам был отнесен жилищный фонд и обеспечивающая его эксплуатацию инфраструктура, жилищно-эксплуатационные предприятия; предприятия розничной торговли , общественного питания и бытового обслуживания населения ; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

Законом о местном самоуправлении в ст. 50 «Муниципальное имущество» в зависимости от субъектов местного самоуправления перечень объектов права муниципальной собственности формируется с учетом возложенных на органы местного самоуправления задач. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения предусмотренных законом вопросов местного значения. Муниципальное образование представляет собой городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения (ст. 2 Закона о местном самоуправлении).

Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Законом о местном самоуправлении осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации. Третью группу объектов права муниципальной собственности составляет имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих , работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в ч. 2, 3 ст. 50 Закона о местном самоуправлении, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

При этом особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

2.1. Субъекты владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью

Понятия «владение, пользование и распоряжением муниципальной собственностью» и «управление муниципальной собственностью» нельзя рассматривать как однопорядковые. Первый термин по своему содержанию более емкий и глубокий, чем второй. Можно управлять муниципальной собственностью, не владея этой собственностью. Однако собственник может не только владеть и пользоваться, но одновременно самостоятельно управлять своей собственностью.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжением муниципальной собственностью. Как видим, в основном российском законе вопрос о субъектах владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью остается открытым. В нем лишь идет о субъектах управления муниципальной собственностью (п.1ст.132).

Согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополняет положение статьи 215 ГК РФ. В пункте 2 статьи 29 подчеркивается, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население от имени муниципального образования непосредственно осуществляет права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

В новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ вышеприведенное уточнение опущено. Законодатель в пункте 1 статьи 51 определил, что только органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми органов местного самоуправления.

Муниципальная собственность как форма общенародной (общественной) и публичной собственности передается от имени муниципальных образований как гражданско-правовых субъектов органам местного самоуправления на праве собственности для самостоятельного владения, пользования, распоряжения и управления муниципальным имуществом. Население муниципальных образований, не говоря о местных сообществах, по существу не имеет никаких прав в части владения, пользования и муниципальной собственностью. Местная управленческая элита в лице депутатского корпуса и муниципального чиновничества получила правовую основу для бесконтрольного пользования и распоряжения муниципального имущества. Муниципальная собственность из общественного достояния, т.е. достояния местных сообществ, фактически превратилась в собственность муниципальной корпоративной управленческой элиты. Она будет распоряжаться муниципальной собственностью как своей, с учетом своих собственных интересов и интересов определенных групп и отдельных личностей в местных сообществах.



2.2. Субъекты управления муниципальной собственностью

Федеральное законодательство позволяет выделить две группы управления муниципальной собственностью.

В первой группе в качестве основных субъектов управления муниципальной собственностью выступают органы местного самоуправления. При этом подчеркивается их самостоятельность в управлении муниципальной собственностью (пункт 1 статье 132 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование. Им предоставлено право отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Вторую группу субъектов управления муниципальной собственностью составляют физические или юридические лица, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления иных муниципальных образований, которым органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование.

В этой группе особое место занимают муниципальные организации в виде муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Их учредителями являются органы местного самоуправления, которые закрепляют имущество, находящееся в муниципальной собственности, во владение, пользование и распоряжение за муниципальными унитарными предприятиями на правах хозяйственного ведения и муниципальными учреждениями - в оперативное управление.

Речь также идет об участии органов местного самоуправления в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Уровни управления муниципальной собственностью . Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью представляет собой сложную систему отношений между ее субъектами. В ней можно выделить несколько уровней.

Первый уровень. Субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью выступает непосредственно само местное сообщество. На этом уровне определяются отношения между местным сообществом и органами местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления.

Вместе с тем в федеральное законодательство не предусматривает непосредственного участия местных сообществ, населения муниципальных образований в управлении муниципальной собственностью.

Второй уровень – это отношения, которые складываются в процессе управления муниципальной собственностью:

Между органами местного самоуправления (представительными органами и исполнительно-распорядительными органами);

Между органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления (между представительным органом и главой муниципального образования, между местной администрацией и главой муниципального образования и т.п.).

Третий уровень – это отношения, возникающие между собственником в лице органов местного самоуправления и теми организациями, физическими лицами, которым передано в управление муниципальное имущество.

Четвертый уровень характеризует отношения, которые складываются и развиваются между структурными органами и подразделениями местной администрации в процессе управления муниципальной собственностью.

Управление муниципальной собственностью должно носить открытый характер. Органы местного самоуправления обязаны через средства массовой информации ежегодно информировать местные сообщества об эффективности использования муниципальным имуществом, об итогах проведения всех крупных операций с муниципальной недвижимостью и планах ее использования на последующий период.

3. Понятие «муниципальное хозяйство» в общественных науках

В теории и практике муниципального управления наряду с категорией «муниципальное хозяйство» используется и другие понятия, такие как: «коммунальное хозяйство», «местное (территориальное) хозяйство», «городское хозяйство». Поэтому, прежде чем раскрыть сущность и содержание категории «муниципальное хозяйство», необходимо, хотя бы в самой кратком виде дать характеристику других вышеназванных нами терминов.

О сущности понятия «коммунальное хозяйство». Данный термин в Российской Федерации в официальной и научной терминологии используется в нескольких значениях.

Коммунальное хозяйство – это отрасль экономики (народного хозяйства), обеспечивающая на местном уровне удовлетворение потребностей жителей в обслуживании жилья, в общественном пассажирском транспорте, в благоустройстве территории и т.п. В массовом сознании коммунальное хозяйство отождествляется с чистотой улиц, дворов и площадей; с наличием в домах, учреждениях тепла, воды и т.д.

Коммунальное хозяйство в странах с развитыми муниципальными организациями местного самоуправления рассматривается как однозначное понятию «муниципальное хозяйство».

Определение категории местное (территориальное) хозяйство. Хозяйство всегда «привязано» к конкретной территории. На местном уровне – это территории городского или сельского поселения, иного территориального образования.

Одни исследователи (Т.Т.Авдеева, Ю.В.Филиппов и др.) под местным хозяйством понимают взаимодействие предприятий различных форм собственности, домохозяйств, местного правительства. В его основе лежит общность социальных и экономических интересов, исторически сложившееся единое экономическое, культурное и информационное пространство со специфической комбинацией факторов производства достаточных для осуществления хозяйственной деятельности. Она обеспечивает нормальные для местного сообщества занятость и доходы, и соответствующий ему уровень удовлетворения потребностей населения в индивидуальных и общественных жизненных благах» (1).

Местное хозяйство формируется на основе взаимодействия различных форм собственности:

Государственной (федеральная и собственность субъекта Российской Федерации);

Муниципальной собственности;

Комплексной (в т.ч. кооперативная собственность);

Собственности общественных организаций;

Личной собственности населения (домохозяйства);

Смешанные формы собственности.

По мнению других специалистов (А.Г.Гладышев, В.Н.Иванов, Е.С. Савченко и др.), местное хозяйство - это хозяйственная деятельность, которая связана с преобразованием материальной среды, среды обитания. В качестве субъектов этой деятельности выступают домохозяйства, предприниматели, органы местного самоуправления, представительства от местного населения в виде различного рода общественных или профессиональных организаций.

Цель местного хозяйства состоит в жизнеобеспечении населения, социальное благосостояние местного сообщества. (2).

О сущности понятии «городское хозяйство». Один из основоположников российской муниципальной науки Л.А.Велихов выделял три подхода при рассмотрении термина «городское хозяйство».

Согласно первому подходу, городское хозяйство есть совокупность частных хозяйств в городе, второго подхода - это сумма наличного оборудования и учреждений, обслуживающих городское благоустройство, третьего подхода - деятельность города в лице его городских публичных органов, которая направлена на удовлетворение известных коллективных потребностей городского населения. (3)

В современной муниципальной науке понятия «городское хозяйство» и «муниципальное хозяйство» не рассматриваются как однопорядковые. Первое можно трактовать еще как местное (территориальное) хозяйство, составным элементом которого является муниципальное хозяйство.

Определение категории «муниципальное хозяйство». Среди исследователей не сложилось какого-то единого взгляда в определении категории «муниципальное хозяйство». Можно выделить несколько основных точек зрения, которые сформировались среди исследователей.

Первый подход. По мнению ряда специалистов в области муниципальной науки понятие «муниципальное хозяйство» можно рассматривать как деятельность органов муниципального (городского) или местного самоуправления, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения (местного сообщества).

Второй подход. Под муниципальным хозяйством понимается совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных потребностей его населения образования и являющихся объектами управления со стороны органов местного самоуправления в определенных законом формах.

При этом в понятие «муниципальное хозяйство» включаются хозяйственные субъекты как муниципальной, так и других форм собственности, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования (4).

Согласно третьему подходу , категории «муниципальное хозяйство» и «местное хозяйство» рассматриваются как синонимы.

Можно предложить следующее определение искомого понятия: Муниципальное хозяйство – это совокупность муниципальных и иных организаций, использующих муниципальную собственность (а также переданную государственную собственность) в целях удовлетворения общественных потребностей местного сообщества .

Вместе с тем муниципальное хозяйство является категорией экономической науки. Она выражает экономические отношения между органом местного самоуправления как органом власти и субъектом хозяйственных отношений, между субъектами хозяйственной или иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности (5).

4. Характеристика муниципального хозяйства (особенности, виды, структура, ресурсы)

Особенности муниципального хозяйства. Местное самоуправление характеризуется двойственностью своей природы, что, в свою очередь, определяет особенности муниципального хозяйства.

С точки зрения ведения хозяйственной деятельности муниципальное хозяйство в значительной степени носит черты частного хозяйства. Это обусловлено его положением, которое муниципальное хозяйство занимает в условиях рынка, как самостоятельного и равноправного субъекта хозяйственной деятельности. Ему предоставлено законом право самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему собственностью, финансовыми ресурсами, землей.

Вместе с тем использование всех этих ресурсов органами местного самоуправления должно осуществляться только для выполнения общественных функций. Подчеркнем, формы распределения результатов хозяйственной деятельности являются общественными по своей природе . Общественный характер муниципального хозяйства заключается в том, что местное сообщество одновременно выступает заказчиком услуг , оказываемых органами местного самоуправления по поручению его членов, и является коллективным собственником муниципального имущества.

Обратим внимание еще на одну особенность муниципального хозяйства. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей соответствующих материальных и финансовых средств. Эти органы одновременно выступают в качестве субъектов управления муниципальным хозяйством.

Структура муниципального хозяйства. Выделим следующие элементы муниципального хозяйства:

Совокупность муниципальных предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности, местные финансы;

Иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов местного сообщества;

Органы местного самоуправления - органы управления муниципальным хозяйством.

Роль каждого из элементов муниципального хозяйства обусловлена теми задачами, которые они призваны осуществлять в обеспечении условий жизнедеятельности местного сообщества, в удовлетворении коллективных потребностей его членов.

Виды муниципального хозяйства . В зависимости от роли, которую играют в решении вопросов местного значения те или иные элементы муниципального хозяйства, определяется вид муниципального хозяйства.

В коммунальной модели муниципального хозяйства члены местных сообществ сами оплачивают представляемые муниципальные услуги. Затраты, связанные с финансированием общественных услуг, осуществляются ими в форме уплаты налогов. Органы местного самоуправления накапливают финансовые ресурсы на общественные нужды. Вместе с тем данная модель муниципального хозяйства не предусматривает самостоятельной хозяйственной деятельности муниципалитета, который не обладает муниципальным имуществом, приносящего доход в местный бюджет. Эта модель организации муниципального хозяйства характерна для стран с довольно устойчивой экономической и социальной стабильностью. Недостаток ресурсов по исполнению возложенных на них полномочий, как правило, восполняется государством.

Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства предусматривает участие органов местного самоуправления:

В проведении конкурсов на муниципальные заказы на предоставляемые общественные услуги;

В использовании экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости);

В предоставлении отдельных услуг, как правило, в социальной сфере, на базе муниципальной (коммунальной) собственности.

Кроме налогов, которые собираются с населения, с производителя продукции и услуг в границах территории, имеется возможность использования муниципальной собственности для получения рентных платежей. Словом, органы местного самоуправления имеют ограниченные возможности в управлении муниципальной собственностью.

Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства возлагает на органы местного самоуправления основное бремя по решению вопросов местного значения и обеспечению жизнедеятельности местных сообществ. Источниками доходов являются налоги и рентные платежи, доходы от деятельности муниципальных предприятий. Словом, муниципалитеты должны стать полномочным самостоятельным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Вряд ли одна из трех вышеназванных нами видов муниципального хозяйства функционирует в чистом виде. Существование той или иной модели обуславливается рядом факторов. Основными из них являются:

Отношения, которые складываются между государством и местным самоуправлением в части предоставления объема компетенции муниципальной организации местного самоуправления;

Наличием основных ресурсов территории и соответствие их полномочиям органов местного самоуправления;

Способность муниципальной организации местного самоуправления выполнять возложенную на нее местным сообществом цель и задачи;

Потенциальные возможности местного сообщества (материальные, финансовые, образовательные, культурные и т.п.).

Экономические ресурсы муниципального хозяйства включают в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы. В состав этих ресурсов входят муниципальное движимое и недвижимое имущество, местные природные ресурсы, земля, финансовые ресурсы органов местного самоуправления, имущество и финансы других хозяйствующих организаций, которые могут быть использованы для оказания муниципальных общественных услуг.

Литература

1. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. Учеб. – М.: Дело, 2000.- С.58.

2. Муниципальное управление: Учеб. пособие для вузов / А.Г.Гладышев, В.Н.Иванов, Е.С. Савченко и др.; Под общ. ред. В.Н.Иванова, В.И.Патрушева; Академия социальных технологий и местного самоуправления. – М.: Муниципальный мир, 2002. – С.236.

3. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. – Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.- С.102.103.

4. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. – М.: «Дело», 1997.- С.12,13.

5. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Субъекты права муниципальной собственности:

Население муниципального образования (ст. 130 КРФ) территориально организованное как муниципальное образование. Термин МО в целях субъекта права собственности понимается как население, объединенное территорией. Субъект права – именно население. Всё население.

- от имени МО правомочия собственника осуществляют органы местного самоуправления (ст. 51 ФЗ-131; ст. 215 ГК РФ, ч.2 и 3 ст.125 ГК РФ). От имени всех жителей МО какая-то часть может выступать только по поручению общего числа жителей. На деле функции собственника осуществляют органы и должностные лица МО. Собственник свои правомочия в подавляющем большинстве случаев осуществляет не сам, а через иные субъекты.

Нельзя отождествлять муниципальную собственность с собственностью корпоративной, кооперативной и т.п. Собственник коллективный. Его нельзя разбивать на отдельных субъектов. Один конкретный человек не имеет права ни на какую часть имущества. В отношении муниципальной собственности отдельные действия может осуществлять только коллективный собственник. Решение принимается коллективно и оформляется соответствующим образом.

ГК не конкретизирует, каким образом понимать МО. Он не признает правосубъектность населения МО. ГК воспринимает МО как публичный субъект. Это проблема в определении субъектного состава в отношении муниципальной собственности. По ГК МО – не ОМСУ. То есть с ЮЛ не отождествляет.

?! Органы местного самоуправления как юридические лица в форме казенных учреждений (ч. 7 ст. 37, ч. 9 ст. 35, ч. 2,3 ст. 41 ФЗ-131). Проблема разграничения правосубъектности органов МСУ и публичных субъектов в гражданском обороте.

Это неудачное законодательное решение. Есть ряд проблем. ОМСУ – это ЮЛ. Если взять ГП – правосубъектность у ЮЛ возникает с момента его регистрации. Здесь порядок формирования другой. Деятельность МО зависит от правосубъектности органов и должностных лиц как ЮЛ. Но их правосубъектность производна от правосубъектности МО. Если орган не зарегистрирован – получается, что действовать он не может.

Другая проблема. Мало того, что ОМСУ – ЮЛ в форме казенных учреждений, внутренние организационные структуры также могут быть наделены статусом ЮЛ. До 2003 года органы не были ЮЛ. Ничего в этом плохого не было.

?! ТОС субъекты права муниципальной собственности. Территориально-общественное самоуправление регистрируется в качестве ЮЛ в форме некоммерческой организации. Цель создания и функционирование – решение местных вопросов, но не в масштабах всего МО, а в масштабах определенной территории, входящей в состав МО. Например, район города. Их не следует воспринимать как субъектов публичной власти. Цели их деятельности близки к целям деятельности МО. Субъект – население, объединенное территорией. Собственность должна носить целевой характер – только то, что будет служить для достижения целей деятельности. Поэтому есть сходство права собственности ТОС и МО. То есть это разновидность муниципальной собственности, но в меньшем масштабе. Судебная практика говорит о недопущении расширения круга собственников муниципального имущества. Не допускается осуществления полномочий собственника иными органами, кроме указанных в ГК. Вопрос – насколько допустимо говорить о том, что ТОС – субъект права муниципальной собственности. Но ни под какие другие признаки собственность не подпадает. Другого логичного вывода сделать нельзя. П.10 приложения к ИП президиума ВАС от 28.04.1997г №13.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА»

Кафедра гражданского права

Учебная дисциплина «Гражданское право»

Право государственной и муниципальной собственности

(курсовая работа)

Выполнил:

студент 2 курса 26 группы

институт юстиции

А.А. Холопова

Научный руководитель:

Ю.Б. Аверкина

Саратов-2009

Введение

Глава 1. Понятие и содержание права государственной и муниципальной собственности

1.1 Понятие государственной собственности

1.2 Понятие муниципальной собственности

Глава 2. Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности

2.1 Субъекты и объекты права муниципальной собственности

2.2 Субъекты и объекты права государственной собственности

Глава 3. Приватизация государственного и муниципального имущества

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Любое общество располагает некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство. Потребление национального богатства, осуществляемое для удовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и различных общественных институтов), реализуется путем его присвоения. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности.

Право собственности - неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право собственности в любой правовой системе общества выступает как центральный правовой институт. Оно юридически закрепляет и регулирует отношения собственности как экономической категории.

Существование человеческого общества немыслимо без экономических отношений собственности, которые, в свою очередь, не могут существовать в развитом обществе без их правого закрепления. Когда экономические отношения по принадлежности материальных благ, прежде всего, средств производства, и в связи с этим по владению, пользованию и распоряжению этими благами закрепляются и охраняются правом в данном обществе, собственность выступает в юридическом смысле, то есть как право собственности.

Поэтому, можно сказать, что в системе права любого классового общества право собственности является основным институтом, характеризующим всю данную систему права.

Оно не только закрепляет существующую в обществе систему распределения материальных благ, но и опосредствует юридически, наряду с другими правовыми институтами, общественные отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Глава 1 . Понятие государственной и муниципальной собственности

Главной особенностью государственной и муниципальной собственности является ее публично-правовой характер: она призвана служить обеспечению публично-правовых задач и функций государства и муниципальных образований. В собственности субъектов РФ может находиться только то имущество, которое необходимо для осуществления их публичных полномочий.

Еще одной особенностью является наличие у публично правовых образований полномочий устанавливать для себя и иных собственников общеобязательные правила поведения в виде издания нормативных актов различного уровня. У государства это полномочие основано на суверенитете, в силу которого оно обладает на территории РФ всей полнотой государственной власти. У иных публично-правовых образований такое полномочие производно от суверенитета государства, на территории которого они находятся, и закрепляется за ними с санкции государства. В соответствии с Конституцией РФ Ст 71 Конституции РФ от 12декабря 1993 г гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ. Поэтому издавать нормативные акты, затрагивающие непосредственно режим права собственности, может только РФ. В то же время ее субъекты в пределах своего ведения и муниципальные образования также вправе издавать нормативные акты по вопросам, входившим в их компетенцию, например по вопросам управления государственной (муниципальной) собственностью.

1. 1 Понятие государственной собственности

Государственная (муниципальная) собственность - совокупность норм закрепляющих и охраняющих принадлежность имущества государству или Муниципальному Образованию, и право владения, пользования и распоряжения в пределах установленных законом.

В нашей стране государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство. Ст 2 ГК РФ Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от неограниченной виндикации государственного имущества, от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности. Ст 212 п 4 ГК РФ

В связи с переходом к обществу с рыночной экономикой субъекты РФ, как государственные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Ст 124 п 1 ГК РФ Российская Федерация отказалась от иммунитета в качестве особого субъекта права в сфере гражданских правоотношений внутри страны.

Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски. Развитие частной собственности в разумных пределах под государственным контролем, как и приумножение государственной собственности, может и должно быть выгодно всему обществу.

В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Ст 3 ч 1 Конституции РФ от 12декабря 1993г

Право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ Российской Федерации и субъектам РФ, правомочия по использованию принадлежащего им имущества и обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения.

В субъективном смысле право государственной собственности включает в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, осуществляемые собственниками по своему усмотрению с учетом общенародных интересов.

Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом составляют содержание права государственной собственности. Государство само устанавливает для себя объём правомочий и осуществляет их в пределах, установленных законом. Право владения связано с возможностью осуществлять учет имущества и его охрану. При передаче части имущества своим организациям (учреждениям и предприятиям) государство, субъект РФ сохраняют за собой право владения этим имуществом, поскольку правомочие владения государственной организации не исчерпывает право владения субъекта права государственной собственности, оно не совпадает с ним ни по объему, ни по назначению. Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность целенаправленно извлекать из имущественных ценностей выгоду в интересах всего народа Российской Федерации, субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право распоряжения субъектов права государственной собственности должно состоять в их возможности определять юридическую судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.

Государство как собственник совершает в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и интересы других лиц.

1. 2 Понятие муниципальной собственности

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Деятельность всякой власти, реализация ее политики должны быть обеспечены собственными материальными и финансовыми ресурсами. Тем более это актуально для современного периода, когда одной из основных функций власти становится оказание общественно значимых услуг населению. К местному самоуправлению это относится в еще большей мере, чем к государственной власти, так как к задачам местного самоуправления в первую очередь относится удовлетворение основных жизненных потребностей населения.

Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение, прежде всего в:

признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности; Ст 8 Конституции РФ от 12декабря 1993г

праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью. Ст 132 Конституции РФ от 12 декабря 1993г

Муниципальная собственность - это собственность муниципальных образований. Под муниципальным образованием понимается - городское или сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Указанные муниципальные образования имеют определенное имущество, принадлежащее им на праве собственности. И эта собственность рассматривается как муниципальная собственность. Ст 215 п1 Гк РФ

Право муниципальной собственности в объективном смысле есть совокупность юридических норм, закрепляющих общественные отношения по присвоению материальных благ, средств производства и предметов потребления.

Право муниципальной собственности в субъективном смысле ест реальная возможность субъектов муниципального образования владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом в пределах, установленных законом.

Содержанием права муниципальной собственности являются правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Свои правомочия собственник осуществляет в соответствии с законом, не нарушая прав и законных интересов других лиц и государства, не причиняя вреда окружающей среде. Так как органы МСУ не входят в систему органов государственной власти, осуществление правомочий собственника муниципального образования органами государственной власти и должностными лицами не допускается.

Глава 2 . Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности

2. 1 Субъекты и объекты пр ава муниципальной собственности

В соответствии с законодательством Российской Федерации:

Субъектом муниципальной собственности - является население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти.

Объектом права муниципальной собственности - может быть любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности.

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Ст 215 ГК РФ

Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вместе с тем Конституция Российской Федерации исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.

Права собственника в отношении муниципального имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Ст 29 п2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6октября 2003г №131-ФЗ

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в ГК РФ. Но при этом собственником, а значит и субъектом права остается все население муниципального образования.

В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.

В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.

Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления. Так, порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности также поступают в полном объеме в местный бюджет.

Объектами права муниципальной собственности являются:

Средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

Имущество органов местного самоуправления;

Муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

Муниципальные предприятия и организации;

Муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

Муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; Ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г

Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную собственность:

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:

предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети, а также предприятий и организаций Министерства путей сообщения Российской Федерации, департаментов морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, связанных с обеспечением питания пассажиров в поездах, судах и рабочего снабжения). Приложение № 3 к Постановлению от 27 декабря 1991 года N 3020-I «О разграничении государ-ственной собственности в Российской Федерации на федераль-ную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной, об-ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»

Сказанное не означает, однако, что все без исключения функции местного самоуправления должны быть обеспечены объектами муниципальной собственности. Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления. Более детально состав муниципальной собственности определяется в уставах муниципальных образований.

2. 2 Субъекты и объекты права государственной собственности

Применительно к праву государственной собственности ст. 214 ГК устанавливает правило о множественности субъектов государственной собственности, носителями которой выступает либо Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), либо ее субъекты в отдельности - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Федерации).

Данная сложная структурная модель права государственной собственности более предпочтительна. Без нее в период перехода от монополистической государственной (общенародной) собственности к системе собственности, свойственной рыночной экономике, в условиях, когда субъекты Федерации осознали свою имущественную и хозяйственную самостоятельность, обойтись просто невозможно.

Существует возможность нахождения в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Ст 72 Конституции РФ от 12 декабря 1993г Совместное ведение вопросами собственности в отношении указанных объектов означает, прежде всего, решение на основе договора вопросов отнесения государственного имущества к федеральной собственности либо к собственности субъектов РФ, но не предполагает установления общей совместной собственности субъектов РФ, на территории которых расположены данные объекты, и Российской Федерации в целом. Как собственники принадлежащего им имущества, Российская Федерация и ее субъекты независимы и не отвечают по обязательствам друг друга.

Управление государственной собственностью и реализация правомочий собственника осуществляются через систему государственных органов юридическими и физическими лицами, которые можно объединить в две группы.

К первой группе относятся органы государственной власти, наделенные общей или специальной правоспособностью. В рамках компетенции, установленной нормативными актами, определяющими их правовой статус, органы государственной власти от имени Российской Федерации либо субъектов РФ осуществляют правомочия собственника. Вторую группу составляют государственные органы, а также юридические лица и граждане, которые выполняют возложенные на них функции в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ по их специальному поручению и от их имени.

Круг объектов права государственной собственности неограничен. В собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности: имущество, составляющее исключительную собственность государства. Это имущество, которое находится в исключительном обладании общества и используется исключительно в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд.

Объекты исключительной государственной собственности функционируют в особом правовом режиме, который на законодательном уровне до конца не определен. Режим имущества, составляющего исключительную государственную собственность, связан с монополией государства на это имущество, ограничением его оборотоспособности и, как правило, с наложением законодательных запретов на обращение его в частную собственность. Так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. Ст 233 ГК РФ Перечень имущества, которое может находиться в исключительной государственной собственности, должен стать определяющим и по отношению к перечню имущества, не подлежащего приватизации.

Круг объектов, составляющих исключительную государственную собственность, определен законодательно.

В Российской Федерации к ним отнесены: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, а также иные природные объекты, объекты историческо-культурного наследия и некоторые художественные ценности общенационального значения; имущество государственной казны, Вооруженных Сил; объекты оборонного производства, ядерной энергетики; расщепляющиеся материалы; ядовитые и наркотические вещества; другие объекты и имущества. Приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"

Данный перечень объектов исключительной государственной собственности не является исчерпывающим. Он может дополняться, конкретизироваться, из него могут исключаться те или иные объекты.

Стремление к сохранению устойчивого статуса объектов с режимом исключительной государственной собственности не должно противоречить основным принципам осуществления права собственности: максимального использования полезных свойств имущества и извлечения наибольшей прибыли.

Намерением достичь наибольшего экономического эффекта от их использования продиктованы изменения отношений собственности на природные ресурсы. Однако расширение сферы частной собственности на природные ресурсы нуждается в глубоком анализе возможных негативных экономических, экологических последствий. Решение вопроса об отнесении природных объектов к объектам частной собственности возможно в том случае, когда прибыль, доход от использования объекта прежде всего зависят от наиболее эффективного и рационального его использования. Данная зависимость наблюдается при использовании земли.

Что касается других объектов природных ресурсов (вод, недр, лесов), то передача их в частную собственность неоправданна (по крайней мере сегодня, когда механизм государственного контроля является недейственным), хотя использование этих объектов частными лицами в режиме иных прав не исключается (например, на условиях аренды).

Наряду с категорией "исключительная государственная собственность" имеет место и другая категория объектов государственной собственности, отнесенных к "неотъемлемому достоянию народов". По мнению некоторых ученых, имущество, объявленное достоянием народов, является разновидностью объектов, составляющих исключительную государственную собственность.

Согласно точке зрения других ученых, категория "достояние народов" употребляется по отношению к имуществу, установление права собственности на которое вообще невозможно (оно не может быть объектом права собственности). Государство как юридический собственник (фактическим собственником является народ) в отношении имущества, объявленного достоянием народа, обладает лишь компетенцией управления в общенародных интересах, использования в ограниченных пределах и передачи в ограниченное пользование другим лицам (юридическим или физическим).

Иными словами, на правомочие распоряжаться этим имуществом налагаются строжайшие запреты. Право распоряжаться имуществом, объявленным достоянием народов, настолько ограничено, что позволяет сравнить его с правомочиями распоряжения в иных ограниченных вещных правах. Отсюда делается вывод о том, что данное имущество не имеет собственника. Оно находится в ведении избранных народом органов государственной власти

Глава 3 . Приватизация государственного и муниципального имущества

Под приватизацией понимается переход имущества из публичной (государственной или муниципальной) в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством о приватизации. Приватизация - это возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в собственность физических и юридических лиц. При приватизации государственного и муниципального имущества применяются положения, предусмотренные Гражданским кодексом, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законом о приватизации не предусмотрено иное. Это означает, что "в соответствии с общим правилом об исключении специальным законом действия общего закона отношения приватизации выведены в основном из-под действия правил Кодекса"

Надо полагать, что обособление отношений приватизации от иных гражданско-правовых отношений и регулирование их в рамках специальных норм оправданно. Однако при этом необходимо сохранять приоритет норм Конституции и Гражданского кодекса, регулирующих порядок приобретения и прекращения права собственности. Необходима также более детальная регламентация в Гражданском кодексе отношений по распоряжению государственным имуществом в соответствии с принципом справедливости, чтобы приватизация государственной собственности не смогла превратиться в незаконное присвоение общенародного достояния частными лицами. Предусматривается десять способов приватизации государственного и муниципального имущества:

преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

продажа государственного и муниципального имущества на конкурсе;

продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Ст 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001г

По общему правилу, приватизация осуществляется путем возмездного отчуждения государственного и муниципального имущества в пользу частных лиц (физических и юридических). Решение о выборе способа приватизации государственного и муниципального имущества принимают соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Продажа государственного и муниципального имущества проводится в форме открытого аукциона. На аукционе продается имущество, если его покупатели не должны выполнять какие-либо условия в связи с приобретением ими объектов приватизации. Победителем на аукционе становится тот покупатель, который предложил наиболее высокую цену за выставленный на аукционе объект. В течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с его победителем заключается договор купли-продажи.

Продажа акций открытых акционерных обществ проводится в форме межрегионального специализированного аукциона, используемого при продаже акций небольших предприятий, и всероссийского специализированного аукциона, используемого, как правило, при продаже крупных пакетов акций открытых акционерных обществ.

Подаваемая претендентом заявка на участие в специализированном аукционе является предложением заключить договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, опубликованных в информационном сообщении. Победители специализированного аукциона получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию.

Государственное и муниципальное имущество может быть продано не только на аукционе. Законом предусмотрена продажа государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения. Такая форма приватизации возможна, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.

Сведения о продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения публикуются в информационном сообщении, где обязательно указываются цена первоначального предложения, которая должна быть не ниже начальной цены указанного имущества на аукционе; величина снижения начальной цены; период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена отсечения).

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по превосходящей цене первоначального предложения либо по цене последующих предложений.

Поданная заявка регистрируется одновременно с регистрацией договора купли-продажи указанного имущества, после чего, не позднее чем через 30 дней после полной оплаты, осуществляются передача государственного имущества и оформление права собственности.

Если продажа государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения не состоялась, указанное имущество может быть продано без объявления цены. Поскольку нормативная цена такого имущества не определяется, она формируется в ходе поступления предложений от претендентов на совершение покупки.

Покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. При поступлении одинаковых предложений покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50% его уставного капитала, при условии, что в отношении объекта приватизации его покупатель обязан выполнить объявленные организаторами конкурса условия.

Конкурс является открытым по составу участников и закрытым по форме подачи предложений о цене имущества. Право приобрести в собственность выставленный на конкурс объект приватизации получает тот покупатель, который предложил наиболее высокую цену за этот объект, взяв на себя выполнение всех обязательств, предусмотренных условиями конкурса.

Право собственности на имущество, которое приватизируется на конкурсе, возникает у победителя конкурса не сразу, а лишь после выполнения им условий конкурса. Срок выполнения условий конкурса не может превышать одного года.

До перехода к победителю права собственности он может осуществлять определенные полномочия, связанные с управлением делами акционерного общества или унитарного предприятия.

В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, приобретенный по конкурсу объект подлежит безвозмездному отчуждению соответственно в государственную или муниципальную собственность. Сделка по приватизации государственного или муниципального имущества расторгается с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.

Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ также предусмотрена. Проданные за пределами РФ такого рода акции могут быть использованы в качестве обеспечения ценных бумаг, которые, в свою очередь, выпускаются иностранными эмитентами. Таким образом, создается наиболее надежный способ защиты прав и интересов держателей ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами.

Приватизация посредством продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг предусмотрена и осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли.

Для целей продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли могут привлекаться брокеры, с которыми заключается договор. Условия договора должны предусматривать продажу указанных акций по цене, которая не может быть ниже начальной цены, определенной правилами, исходящими от организаторов торговли.

Информация о продаже акций открытых акционерных обществ, равно как и информация о совершенных сделках с ними, подлежит опубликованию.

Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ осуществляется, по решению соответственно Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления с целью учреждения открытых акционерных обществ либо в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.

С целью установления государственного контроля за деятельностью акционерных обществ установлено правило, в соответствии с которым доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

Впервые Законом предусмотрена приватизация посредством продажи акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления. Лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления, в случае исполнения условий договора доверительного управления. Следовательно, по типу аренды с правом последующего выкупа арендуемого имущества Законом предусмотрено в качестве одного из способов приватизации заключение договора доверительного управления акциями открытого акционерного общества с правом их последующего выкупа.

Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества предполагает смену организационно-правовой формы юридического лица. Первоначально акции этих обществ обязательно остаются в собственности государства или муниципального образования. Впоследствии акции могут также полностью остаться в собственности государства или муниципальных образований или быть проданы юридическим и физическим лицам полностью или частично.

В целях обеспечения контроля за деятельностью открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, органы государственной и муниципальной власти получили возможность вводить, по своему усмотрению, специальное право "золотой акции", что дает возможность влиять на принятие решений органами управления акционерных обществ.

Для осуществления всех способов приватизации и возникновения частной собственности на объекты приватизации всегда требуется сложный юридический состав. Например, договор и решение административного органа - для возникновения права собственности на жилье; прогнозный план (программа) приватизации имущества, заявка и иные документы, предоставляемые покупателем, внесение задатка для участия в приватизации, заключение договора купли-продажи и т.д. - для возникновения права собственности на предприятие.

Заключение

Таким образом, право собственности, как центральный институт любой системы права, в той или иной степени регулирует все экономические отношения, входящие в основу общества.

Государственная собственность существует в разных странах мира в неодинаковых объемах. В России исторически доля государственной собственности была велика. Нынешний ее объем остается достаточным, но множество нареканий вызывают размытая структура государственной собственности и низкий уровень управления ею.

В условиях рынка государственная и муниципальная собственность сохраняет достаточно большое значение. Особенно это касается государственного сектора экономики, в котором до сих пор остаются наиболее крупные компании (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС»), играющие важнейшую роль в создании национального богатства.

С писок использованной литературы

2. Гражданский Кодекс РФ

3. ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001г № 178-ФЗ

4. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г № 131-ФЗ

Становление права муниципальной собственности связано с признанием населения местных административно-территориальных образований, местных общин коллективными субъектами права публичной собственности, а не простыми или безответственными пользователями единого имущественного фонда общенародной или государственной собственности.

Проблема муниципальной собственности приобрела особую остроту в начале 90-х годов прошлого века, когда в условиях экономического кризиса различные государственные хозяйствующие субъекты начали передавать местным органам власти разнообразные объекты социально-бытового назначения, а централизованное (государственное) финансирование местных административных образований значительно ухудшилось в условиях гиперинфляции и распада союзного государства.

Отделение местного самоуправления от государства, провозглашенное ст. 12 Конституции РФ, объясняется тем, что назначение местного самоуправления сочетает в себе черты как государственной властной деятельности (регулирование общественно значимых отношений, общеобязательность решений, территориальный принцип организации, гарантированность решений силой государства и др.), так и общественной организации (социальная инициатива, непосредственное волеизъявление, экономическая целесообразность).

Местное самоуправление осуществляется в двух формах -- непосредственно (сход граждан и местный референдум) или опосредованно (через представительные органы местного самоуправления и выборных должностных лиц). Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами России и федеральными законами.

Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений.

Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов Федерации с учетом исторических и местных традиций, что связано с национальным составом населения, демографическими особенностями, культурными традициями, экономическими связями, тяготением к определенным центрам, транспортными и инженерными коммуникациями, социально-бытовой инфраструктурой, сложившейся системой управления местными делами. Почти все территории, в границах которых осуществляется местное самоуправление, представляют собой административно-территориальные единицы: города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие поселения. В соответствии с таким построением местной власти можно говорить о субъектах права муниципальной собственности, которые различаются по кругу предметов ведения как административно-территориальные образования -- общины-поселения и иные муниципальные образования (поселение, муниципальный округ, город или сельский район), закрепленные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -- Закон об общих принципах организации местного самоуправления).

Население городского или сельского поселения независимо от численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Однако если в каком-либо субъекте Федерации не действует законодательство, регулирующее порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, порядок проведения сходов (собраний) граждан и муниципальных выборов, муниципальные образования и органы местного самоуправления должны быть сформированы в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Исключения могут быть сделаны в соответствии с федеральным законом для определенных территорий в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства.

Везде, где осуществляется местное самоуправление, должны возникать и отношения муниципальной собственности. Однако признание муниципальной правосубъектности территориальных общин само по себе не создает муниципальные имущественные фонды, точно так же, как признание гражданской правоспособности не делает лицо собственником. До введения в действие Закона об общих принципах организации местного самоуправления на большей части территории страны самоуправление осуществлялось в довольно крупных административных единицах и не доходило до уровня личного участия граждан в его делах.

Создание крупных муниципальных образований при соблюдении принципа автономности местных общин диктуется особенностями процесса передачи в муниципальную собственность государственного имущества. Укрупнение объясняется и технологическими нюансами оказания социальных услуг, необходимостью участия в крупных капиталоемких предприятиях.

Эта тенденция была отмечена Е.Б. Султановым на примере решения проблемы утилизации мусора в Баварии. Община не в состоянии строить и содержать современный завод по переработке твердых бытовых отходов. Возникает необходимость делегирования соответствующих полномочий и аккумулирования имущественных и финансовых ресурсов на вышестоящий уровень.

Несколько муниципальных образований могут создать межмуниципальные хозяйственные общества (ст. 69 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). Но в таком случае собственниками имущества хозяйствующего субъекта будут муниципальные образования -- учредители.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может быть юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (см. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Отдельные вопросы местного значения вправе решать и товарищество собственников жилья (кондоминимум). Тем не менее эти субъекты не становятся ни носителями муниципальной власти, ни субъектами права муниципальной собственности. Согласно Конституции РФ права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью принадлежат населению муниципального образования (ст. 130). Никакая часть населения не может выступать от имени всех иначе как по их поручению, данному установленным законом порядком.

Именно население, поселения в целом выступает в роли собственника «первого уровня». Неслучайно для решения важнейших вопросов местного самоуправления, таких как изменение границ, создание или упразднение муниципальных образований, формирование органов местного самоуправления, законодательством предусмотрена необходимость волеизъявления граждан.

Внутренняя системность муниципальных образований как коллективных субъектов права собственности диктует необходимость исследования структурных элементов, обладающих вещными правами на соответствующие объекты муниципальной собственности. Права всех других субъектов являются производными от прав собственника-населения. Последний передает права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью представительным органам местного самоуправления и (или) выборным должностным лицам. Эти субъекты реализуют соответствующие права в пределах собственной компетенции и в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта Федерации и уставом муниципального образования.

Выборные органы и должностные лица выступают субъектами права муниципальной собственности «второго уровня». Их правомочия носят производный характер от правомочий соответствующих местных общин. Иные полномочия представительный орган вправе передать и муниципалитету, и администрации (выборной или наемной), и создаваемым за счет муниципальной собственности унитарным предприятиям на основании административного акта, и иным хозяйствующим субъектам на основании гражданско-правового договора.

Органом местного самоуправления может быть принято решение о передаче во владение, пользование и оперативное управление отдельных видов имущества, находящегося в муниципальной собственности. Однако такие юридические лица не становятся собственниками никакого иного имущества, кроме того, которое было приобретено ими в процессе хозяйственной деятельности. Эти субъекты являются лишь обладателями ограниченных вещных прав на объекты муниципальной собственности.

Необходимо ограничить возможность бесконтрольного использования этими лицами средств муниципальной казны. Любые сделки с казенным имуществом должны быть поставлены под контроль представительного, коллегиального органа местного самоуправления. Статус этих лиц как титульных владельцев, пользователей децентрализованных имущественных фондов муниципального имущества не может бесконечно приближаться к статусу собственника имущества. Органы местного самоуправления, формируемые населением, непосредственно осуществляют исполнительно-распорядительные функции, вступают в различные правоотношения в лице своих органов и должностных лиц. Важнейшее отличие законных представителей муниципального образования от органов юридического лица (частей корпорации, не имеющих самостоятельной правосубъектности) заключается в том, что органы местного самоуправления одновременно имеют самостоятельную гражданскую правосубъектность бюджетных учреждений с ограниченными вещными правами на находящееся у них имущество.

Представительные органы местного самоуправления формируют на профессиональной, конкурсной основе администрацию специализированных организаций, муниципалитетов, местных администраций, а также иных муниципальных учреждений и предприятий. Эти органы, учреждения и предприятия имеют статус юридического лица. Основное различие между ними заключаются в том, что администрации и их структурные подразделения обладают общей и отраслевой компетенцией по решению вопросов местного значения, тогда как унитарные и казенные предприятия являются предпринимательскими структурами со специальной, ограниченной дееспособностью.

Такое положение не умаляет возможности участия населения муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях как коллективных субъектов через своих законных или договорных представителей. Не исключается и способность представителей муниципальных образований приобретать имущество в муниципальную собственность или иное вещное право, заключать гражданско-правовые договоры и совершать односторонние сделки, исполнять обязанности.

Распространение на муниципальные образования правового статуса юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (ст. 124 ГК РФ), не случайно. Как отмечают Л.А. Грось и В.Д. Ким, на практике нередко происходит смешение муниципальных образований и их органов.

К специализированным организациям по управлению муниципальной собственностью относятся муниципальные унитарные предприятия, оказывающие социальные услуги населению, а также учреждения, которые владеют, пользуются и распоряжаются вверенным им имуществом на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) или оперативного управления (ст. 296). В данном случае, по выражению З.А. Ахметзяновой, к владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом «подключаются вполне самостоятельные звенья в виде юридических лиц, выступающих в гражданском обороте не от имени собственника имущества, а от своего собственного имени, и наделенных на закрепленное имущество относительно самостоятельным вещным правом».

На недопущение расширения круга собственников муниципального имущества направлено постановление Президиума ВАС РФ, который указал, что ГК РФ не предусмотрена возможность осуществления прав собственника муниципального имущества иными органами, кроме указанных в ст. 125. Полномочия собственника городского имущества осуществляют комитеты по управлению имуществом города (п. 10 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 28.04.1997 № 13 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Как показывает практика, всегда существует возможность сокращения децентрализованных фондов муниципальной собственности за счет выкупа соответствующего имущества его арендаторами, включая предприятия, созданные в разное время самими муниципальными образованиями. Так, Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации 1993 года и Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22.07.1994 № 1535, было закреплено право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий, строений, сооружений, помещений, находящихся в аренде или в фактическом владении, пользовании этих предприятий в процессе их уставной деятельности. Такое право было ограничено двумя условиями: 1) если не более 25% уставного капитала соответствующих субъектов права владения и пользования муниципальным имуществом находится в государственной или муниципальной собственности; 2) если договор аренды был заключен на основании конкурса или аукциона объектов нежилого фонда.

В защиту права добросовестного арендатора на выкуп арендованного имущества, если возможность выкупа прямо не запрещена законом, неоднократно высказывался и ВАС РФ.

Таким образом, местное самоуправление является совокупностью правовых форм, в которых местное население имеет возможность самостоятельно решать свои вопросы. Организационными формами осуществления местного самоуправления являются муниципальные образования, которые обладают и публично-правовой, и частноправовой правосубъектностью. Вещные права собственника муниципального имущества реализуются населением муниципального образования непосредственно, органами местного самоуправления различной компетенции, а также через специально уполномоченные субъекты -- муниципальные унитарные и казенные предприятия. Формируемые муниципальными образованиями органы местного самоуправления, а также создаваемые этими органами организации, учреждения и предприятия являются юридическими лицами, обладающими вещными правами на имущество, находящееся в муниципальной собственности.



Просмотров