Можно ли разворачиваться на перекрестке со светофором. Разворот на перекрестке: правила и установленные штрафы. Где можно разворачиваться

Перекрестки являются одной из наиболее сложных для водителя ситуаций. Разворот на перекрестке в форме буквы «Т» вызывают больше всего вопросов у начинающих автомобилистов. Не всегда понятна нужная траектория и порядок осуществления разворота. Однако, достаточно потратить немного усилий, чтобы разобраться в данном вопросе согласно действующих правил ПДД.

Порядок выполнения

Если запрещающий знак отсутствует, водитель может спокойно разворачиваться без каких-либо ограничений, за исключением тех случаев, когда габариты машины не позволяют выполнить маневр в связи с увеличенным радиусом разворота. Для того, чтобы правильно разворачиваться, необходимо придерживаться определенного порядка.

Основная задача при развороте машины в условиях т-образного перекрестка – совершение маневра одним приемом.

  1. Водитель приближается к перекрестку и снижает скорость до уровня, позволяющего выполнить разворот безопасно.
  2. Оценивается ситуация на перекрестке и выбирается наиболее удобное место маневра.
  3. При примыкании дороги справа, водитель заезжает на нее и производит круговое движение одним приемом.
  4. При наличии примыкающей дороги слева, автомобиль прижимают как можно правее и выполняют разворот с заездом на дорогу слева.

Второстепенные и главные дороги во время разворота

Важное значение при выполнении разворотного маневра имеют установленные дорожные знаки.

Разворачиваясь, всегда обращают внимание на двигающийся впереди трамвай. При наличии знаков «Стоп» или «Уступи дорогу», необходимо произвести остановку и, при необходимости, пропустить машины, двигающиеся по главной дороге.

Когда речь идет о перекрестке в виде буквы «Т», не всегда его главная дорога имеет прямую форму. Выбирая порядок выполнения маневра, обращают внимание на:

  • значение знака главной дороги;
  • применение правила «помехи справа» при отсутствии указателя главной дороги;
  • если через перекресток проложены трамвайные пути, действия водителя будут зависеть от наличия или отсутствия трамвая;
  • сориентировать других водителей при развороте поможет включение правильных сигналов поворота в процессе выполнения маневра.

Поворотные сигналы

Если водитель собирается в процессе разворота выехать на примыкающую справа дорогу, многие водители ошибочно включают правые поворотники, а далее, в процессе перемещения далее включают левые поворотные сигналы. Подобные действия могут дезориентировать других участников движения, поэтому нужно сразу включать нужный поворот, заранее сообщая о своих намерениях развернуться. Таким образом, сразу включают левые поворотные сигналы.

Положения ПДД не содержат никаких предписаний относительно траектории разворота. Главное, занять крайнее положение с левой части дороги. Траектория движений будет зависеть от оценки конкретной ситуации на дороге.

Разворот на дороге с разделительной полосой

Если проезжие части дороги поделены разделительной полосой, данный факт нужно учитывать при выполнении разворотного маневра. Важно, чтобы транспорт не двигался против направления движения полосы.

Иными словами, разворот с наличием разделительной полосы нужно делать по крайней (дальней) траектории. При заезде автомобиля на встречную полосу, автомобилисту грозит серьезное наказание как выезд на встречную полосу.

Ответственность при развороте

Несмотря на то, что разворотный маневр может показаться сложным при совершении его на т-образном перекрестке, соблюдение простого алгоритма и учет дорожных знаков на пересечении дорог позволит безопасно и правильно развернуть автомобиль в противоположном направлении.

Несоблюдение предписывающих и запрещающих знаков повлечет соответствующее наказание. Одним из частых нарушений при выполнении разворота является движение задним ходом, когда автомобиль не вписался в разворот. Следует учитывать, что задний ход на перекрестке грозит штрафом в 500 рублей.

В случае, если пространство для разворота ограничено, компромиссным выходом из ситуации может стать маневр в несколько приемов. Данный случай возможен только с целью избежать выезда на полосу встречного движения. Если задний ход на развороте влечет за собой административный штраф, то при вынужденном движении по встречке можно лишиться права вождения.

На видео о выполнении разворота

Выбирая траекторию разворота на Т-образном перекрестке важно помнить, что движения автомобиля не должны мешать другим участникам, выполняться с учетом размещенных дорожных знаков, а также не создавать аварийных ситуаций. Таким образом, следуя простейшим правилам, можно научиться правильно разворачиваться на Т-образном перекрестке в соответствии с разрешенными для конкретной ситуации действиями.

О разворотах на перекрестках существует целый набор мифов. Многие водители считают, что разворот на перекрестке разрешен лишь в том случае, если есть соответствующий знак. На самом деле, разворот может быть запрещен только в том случае, если перед перекрестком висит знак, обязывающий водителя проехать на данном участке дороги прямо. Если такого знака нет, то и разворачиваться можно, сколько угодно.

Многие водители также считают, что развороты на Т-образных перекрестках и вовсе запрещены, приводя какие-то цитаты из ПДД. Уверяем вас, такого пункта в правилах любой редакции нет. Разворот на Т-образном перекрестке разрешен, но его нужно выполнять с определенной техникой.

Техника разворота на Т-образном перекрестке

Существует два типа таких перекрестков. У первого варианта примыкающая дорога расположена справа, у второго - слева. В любом случае, развернуться на таком участке дороги может фактически любой транспорт. Если же вы владелец огромного джипа с большим радиусом поворота, лучше подыщите более безопасное место для разворота, ведь маневр в несколько приемов здесь совершать не стоит.

Итак, главной задачей водителя является выполнение разворота за один прием и сохранение целостности бамперов и кузова своего автомобиля. Для этого необходимо проделать следующие задачи:

  • подъехать к перекрестку и снизить скорость до безопасных показателей для разворота;
  • выбрать удобное место для выполнения маневра;
  • если дорога примыкает справа, заехать на эту дорогу и выполнить круговой маневр в один прием;
  • если дорога примыкает слева, нужно прижаться максимально к правой части дороги и затем выполнить маневр с заездом на примыкающую часть.

Видео:

Ни один сотрудник ГИБДД не вправе наказать вас за такой разворот, если перед перекрестком не было никаких знаков, ограничивающих это действие. Исключительно из соображений сохранения своего бюджета не рекомендуется выполнять развороты в сомнительных для этого маневра участках в незнакомых городах. Знак мог быть спрятан за флорой города, вы могли его упустить в попытке найти место для разворота.

Второстепенные и главные дороги во время разворота

Когда вы выполняете разворот на Т-образном перекрестке или в любом другом месте, будьте внимательны со знаками и другими требованиями ПДД. К примеру, не стоит лезть впереди трамвая, когда ему дан разрешающий сигнал светофора, а также не нужно пренебрегать требованиями знаком «Стоп» и «Уступи дорогу». При развороте на Т-образном перекрестке нужно быть особо внимательным, ведь главная дорога здесь не всегда идет прямая. Потому нужно наблюдать за следующими моментами:

  • руководствуйтесь действием знака «Главная дорога»;
  • при отсутствии знаков на перекрестке следует руководствоваться правилом «Помеха справа»;
  • при наличии трамвайных путей на перекрестке, изучите наличие или отсутствие трамваев;
  • показывайте правильные сигналы с помощью повторителей поворота.

Часто водители показывают поворот направо, когда хотят выехать на примыкающую справа дорогу для разворота, а затем включают левый поворот для выполнения разворота. Это неправильно, ведь вы сбиваете с толку всех окружающих водителей. Необходимо сразу показать окружающим свои намерения о развороте и показать левый сигнал поворота.

Видео:

Подводим итоги

Правила разворотов достаточно просты, но их нужно изучить, ведь логические размышления части приводят водителя к другим выводам по поводу возможности выполнения маневра. Если вам необходимо развернуться на Т-образом перекрестке, убедитесь в отсутствии любых помех для этого, а также запретов со стороны знаков или дорожной разметки. Затем выполните маневр в один прием и продолжайте движение.

Запомните, что в незнакомых вам городах или местах лучше поискать более удобное место для разворота. В таких условиях внимание водителя рассеяно, он может легко упустить из виду дорожный знак. Приходилось ли вам когда-нибудь попадать в неприятные ситуации с разворотами на Т-образных перекрестках?

Передвижение по общественным дорогам редко отличается стабильностью и размеренностью, так как довольно часто водителю приходится много маневрировать. Естественно, одной из наиболее используемых и достаточно сложных комбинаций является разворот, причем особенности его выполнения напрямую зависят от места дороги и дорожной обстановки.

Если у вас уже имеется определенный водительский стаж, то вы наверняка уже знаете, что нельзя разворачивать машину, где вам вздумается, даже если это очень нужно. Существует определенный список мест, где «Правилами дорожного движения» запрещается подобный маневр. Конечно, в первую очередь в него входят мосты, тоннели, эстакады и путепроводы, где выполнение разворота не только запрещается, но еще и является трудновыполнимой задачей. Также данный маневр не допускается на пешеходных переходах, железнодорожных переездах и в местах остановки пассажирского транспорта, что вполне объяснимо, учитывая специфику этих участков пути.

Водители, которые все же решились на нарушение данных правил, должны знать, что это влечет за собой административное наказание и соответствующие штрафные санкции:

- 500 рублей за разворот и передвижение задним ходом на неположенном участке (статья 12.14 часть 2, Административного кодекса РФ);

500 рублей за езду задним ходом и разворот на автомагистрали, с использованием разрывов раздельной полосы (статья 12.11, часть 3).

Кроме того, собираясь выполнить разворот, обратите внимание на дорожную разметку. Если вы увидели двойную сплошную линию, разделяющую автомобильный поток на противоположные направления (встречается на дорогах с четырьмя или более полосами), то пересекать ее категорически запрещается. Подобное нарушение может обернуться для водителя админштрафом в размере от 1000 до 1500 рублей (статья 12.16, часть 2 админ.кодекса). Если же вы неправильно рассчитаете место для выполнения разворота и проедете по встречной полосе хотя бы один метр, придется заплатить государству 5 000 рублей, причем это еще очень удачный для вас вариант. В худшем случае, вас запросто могут лишить водительского удостоверения, и вы не сможете управлять транспортным средством в течение 4-6 месяцев (статья 12.15, часть 4).

Сотрудники ГИБДД также могут выписывать и дополнительные штрафы. В основном, это касается тех водителей, которые игнорируют требования дорожной разметки и сигналов светофора. Поэтому, прежде чем вы решитесь на выполнение какого-либо маневра, не забудьте убедиться в его правомерности.

2. Развороты вне перекрестков

Действующие сегодня правила езды по дорогам общественного пользования четко определяют все места, где разворачиваться запрещено, и об этом мы уже говорили выше. Однако существуют и участки пути, которые идеально подходят для выполнения этого маневра, причем это утверждение касается как перекрестков, так и других мест. Развороты вне перекрестков могут выполняться на разных дорогах, но в городских условиях – это чаще всего места, где предусмотрено всего две полосы для движения (по одной в каждом направлении). Как правило, эти полосы разделены прерывистой линией или вовсе не имеют разметки.

Следует понимать, что любое место, где вы решите выполнить разворот, должно хорошо просматриваться с обеих сторон. То есть никаких поворотов, переломов пути или любых других препятствий, ограничивающих видимость, не должно быть. Кроме того, на особенности выполнения разворота автомобиля влияет ширина полотна проезжей части и наличие рядом прилегающей территории. Учитывая эти обстоятельства, маневр может быть выполнен в один, два или три приема.

Разворот в один прием предусматривает последовательное выполнение следующих действий:

1. Подъезжая к выбранному месту, следует включить правый указатель поворота и проконтролировать обстановку сзади машины через соответствующие боковые зеркала заднего вида. Одновременно с этим действием следует понемногу прижимать автомобиль к бордюру или заехать на обочину. Останавливаемся.

2. Теперь нужно включить левый «поворотник» и оценить дорожную обстановку со всех сторон (кроме зеркал, используйте и повороты головы).

3. Если дорога «чистая», и вы никому не помешаете, можно начинать движение вперед с быстрым и плавным вращением рулевого колеса.

4. Как только разворот будет выполнен, руль выравнивают, а скорость плавно увеличивают, обязательно включив левый указатель поворота.

Обратите внимание! Использование световых указателей поворота – это обязательная мера, которая помогает другим водителям разобраться в ваших намерениях. Разворот в два приема также имеет свой алгоритм действий и зачастую выполняется тогда, когда к дороге прилегает какая-то территория или площадка со своим въездом. Конечно, в целях безопасности лучше всего использовать для разворота участок, расположенный справа. Выполнение маневра не отличается особой сложностью и потребует от водителя следующих действий:

1. При приближении к прилегающей справа территории, и после того как вы поравняетесь с правым краем въезда на нее, включите правый «поворотник».

2. Остановив машину сразу за въездом на расположенную рядом территорию (автомобиль должен находиться примерно в метре от бордюра), посмотрите в зеркала и оцените обстановку на дороге позади вас, а также на выбранной прилагающей территории.

3. Затем, включив заднюю передачу, заедьте на место въезда. Заметьте, при выполнении данного действия левая часть автомобиля будет несколько выступать на дорогу, что увеличивает вероятность столкновения с другим транспортным средством при неосторожных действиях водителя. На этом этапе остановите машину и выключите «поворот».

Обратите внимание! Если на дороге расположено несколько полос для передвижения в одном направлении, то встречные транспортные потоки разделяют сплошной линией дорожной разметки, либо конструктивными элементами (отбойники, газоны). В данном случае, решив выполнить разворот, водитель вынужден будет искать специально отведенные для этого места с имеющимися указателями (например, знак 6.3.1 «Место для разворота» и знак 6.3.2 «Зона для разворота»). Подъезжая к такому месту, перестройтесь в крайнюю левую полосу (не забывая при этом о правилах) и включите левый поворот.

Также следует помнить, что скорость движения автомобиля необходимо снижать заблаговременно, чтобы движущиеся сзади автомобили успели среагировать на ваши намерения. Для выполнения самого маневра сначала необходимо оценить общую обстановку на дороге, а если будет нужно, то еще и пропустить встречные транспортные средства. Только после этого, полностью убедившись в безопасности маневра, можно будет развернуть транспортное средство. После завершения маневра левый «поворотник» выключают.

Если вам необходимо выполнить разворот не на перекрестке, но в месте, где проходят трамвайные пути, тогда следует знать о следующих требованиях. Во-первых , в ситуации, когда указанный маневр разрешается, рельсы будут расположены с левой стороны на одном уровне с проезжей частью. Во-вторых , на этом участке не должно быть никаких запрещающих знаков или аналогичной разметки на асфальте. К примеру, препятствием для выполнения маневра может стать сплошная белая линия (или двойная сплошная), которая используется для отделения пути трамвая от остальной проезжей части. Также на таких участках (между перекрестками) нередко устанавливают ограничивающие знаки: 4.1.1 «Движение прямо» или 3.19 «Разворот запрещен».

Что касается самого разворота, то он должен производиться только с путей для трамвая, которые расположены в попутном направлении. Более того, ваш автомобиль не должен препятствовать движению как встречного, так и попутного трамвая (пункт 8.5 и 9.6 ПДД). Проще говоря, если начать разворот через трамвайные пути с проезжей части, тогда существует серьезная возможность столкновения с транспортным средством, которое уже передвигается по трамвайным путям в соответствии с пунктом 9.6. В этом случае поэтапный план действий такой:

1. Придерживаясь правил перестроения, необходимо переехать на левую полосу проезжей части и выбрать место для выполнения маневра, заблаговременно обозначив свое намерение включенным левым «поворотником».

2. Остановившись, пропустите попутный трамвай (если он в это время подъезжает к вам), а также уступите дорогу попутным машинам, движущимся по трамвайным путям или сразу за трамваем. Теперь можно выехать на попутные трамвайные пути. Помните! Выезд на рельсы во встречном направлении категорически запрещается, а при нарушении закона водителю машины грозит штраф.

3. Также следует пропустить и встречный трамвай (если он в данный момент присутствует) и встречные ТС, которые проезжают по дороге. После этого можно начинать выполнять разворот.

4. Переместившись с «дороги» трамвая на проезжую часть для автомобилей и закончив начатый маневр, нужно выключить сигнал поворота и продолжать передвижение по своей полосе.

Обратите внимание! Игнорирование прав трамвая не только приведет вас к штрафным санкциям, но и может закончиться более плачевно, особенно если учесть, что это транспортное средство намного больше легковой машины.

Что касается разворота в местах пересечения нескольких дорог, то в Правилах дорожного движения этому вопросу уделено немного внимания, и все требования сформулированы буквально в нескольких предложениях. В частности, отмечено, что водители, которые желают выполнить разворот, должны занять на дороге крайнее левое положение. Однако если параметры (габариты) автомобиля не позволяют выполнить разворот с левой полосы, тогда от этого требования можно немного отступить, но только при условии соблюдения всех мер безопасности. Проще говоря, передвигаясь на легковушке, вы должны разворачиваться только с крайнего левого положения, причем при выборе траектории движения обязательно учитываются параметры перекрестка, ширина полосы встречного движения и требования дорожной разметки.

В том случае, когда на перекрестке присутствует разделительная полоса, следует выполнять разворот по дальней траектории. Если же ее нет, тогда маневр может быть выполнен по желанию водителя (то есть по ближней или дальней траектории). Только не забудьте уступить дорогу всем автомобилям, которые обладают преимуществом движения.

Относительно просто выполняется разворот на Т-образных перекрестках. Однако и здесь следует правильно рассчитывать габариты своего автомобиля и траекторию его движения, так как перемещение «по встречке» или движение «задом» на таких участках запрещены. Это еще повезет, если инспектор ГИБДД не заметит этот маневр, а ваше авто не создаст аварийной ситуации, иначе можно либо на полгода забыть о своих водительских правах (при повторном нарушении – на год), либо заработать себе более крупные неприятности и ремонт автомобиля. Поэтому при любых, даже малейших сомнениях, лучше проехать еще пару кварталов и избежать опасных маневров.

4. Техника выполнения разворота

Технику разворота на перекрестках или в других местах дороги (уже частично упоминалась ранее) изучают на курсах вождения в самом начале практических занятий. Конечно, каждый преподаватель сам выбирает методику обучения в зависимости от конкретной ситуации, но общие моменты данной техники общие для всех.


Первым делом следует включить левый «поворотник» и, остановив машину, выжать педаль сцепления для перехода на первую передачу. При этом педаль тормоза должна удерживаться в нажатом положении. После того как автомобилист убедится в безопасности маневра (встречные автомобили уже проехали, и никаких препятствий больше нет), он может начинать до упора вращать .

В завершение маневра, рулевое колесо выравнивают, выключают указатель поворота, а затем набирают скорость, соответствующую скорости движения остальных транспортных средств на данной полосе. Если на пути вашего движения справа имеется прилегающая территория, то заезжать в нее необходимо с правой полосы и задним ходом, а после того как все автомобили проедут, можно переехать на требуемую полосу, повернув рулевое колесо влево.

В принципе, ничего сложного в выполнении разворота нет, но как бы там ни было, а ПДД все же следует соблюдать, что поможет избежать возможной аварийной ситуации.

Начинающему водителю

Развороты на автомобиле.

Разворот считается достаточно опасным маневром. Поэтому в каждом конкретном случае проанализируйте дорожную ситуацию и ваши способности. Если сомневаетесь, ищите другое место. Хотя разворот и разрешен на перекрестках, по возможности, не делайте этого (правда, на многих перекрестках даже без запрещающих знаков это сделать практически невозможно). Другие водители просто к этому бывают не готовы, лучше поверните влево, а потом где-нибудь развернитесь. Место разворота должно быть на участке дороги с хорошей просматриваемостью в каждую сторону.

При развороте на проезжей части может быть две ситуации.

Разворот на двухполосной дороге

Здесь я рассмотрел случай, когда ширина дороги позволяет сделать разворот за один прием. Если дорога узкая, необходимо разворачиваться с использованием заднего хода.

Вот первый вариант данного маневра
Если допускают знаки и разметка, развернуться можно так. Особенно это удобно, если машина до этого стояла на противоположной стороне дороги (смотрите рисунки). В этом случае получается два переключения передач (задняя - передняя). В первом случае нужно три (передняя - задняя - передняя).

Вышеописанные способы разворота больше подходят для дорог с низкой интенсивностью движения. Для осуществления разворота в один прием порой сложно выбрать подходящий момент (приходится пропускать автомобили не только встречного, но и попутного направления), разворот с использованием заднего хода занимает достаточно много времени. Этих недостатков лишен способ разворота с использованием прилегающей территории.

Развороты на многополосной дороге

При развороте на дороге с полосами больше одной в каждом направлении необходимо лишь заблаговременно занять на дороге крайнее левое положение, показать поворот и выполнить маневр. В данном случае, как и при повороте налево нельзя выворачивать руль влево заранее, нужно это сделать только во время маневра. Если машин много, а они чаще всего едут по левой полосе, поворачивайте налево в крайнюю правую полосу. И учтите, что у нас в стране движение правостороннее о чем очень часто забывает большинство водителей. Расположение машин при одновременном развороте сильно влияет на видимость для каждого водителя. Смотрите рисунки.

Иногда при разворотах на многополосной дороге возникают сложные ситуации, по причине неверно выбранной полосы движения после разворота. Мои рекомендации следующие: если движение довольно интенсивное и вы совершаете разворот, когда другие машины не очень далеко, то разворот лучше совершить в крайнюю левую полосу и никуда не перестраиваться пока ваша скорость не сравняется со скоростью потока. В этом случае другие водители, движущиеся с более высокой скоростью, будут иметь возможность выбора: притормозить или объехать справа. Если движение малоинтенсивное и вблизи автомобилей нет, лучше после разворота сразу освободить левую полосу.

Перед разворотом, особенно при интенсивном движении, наберитесь терпения. Возможно, потребуется подождать какое-то время, пока появится подходящий момент.

Р азворот: где можно и где нельзя разворачиваться?

Разворот является одним из наиболее сложных и аварийно опасных маневров. Часто ДТП возникают из-за того, что водитель, выполняющий разворот, либо был невнимателен, либо просто проигнорировал требования Правил дорожного движения. В данной статье мы расскажем о том, где и каким образом следует выполнять данный маневр.

В первую очередь определите на дороге удобное и подходящее место, с хорошей видимостью в обоих направлениях. Рядом с этим местом не должно быть поворотов, «виляний» дороги, а также приближающихся автомобилей. Не забывайте, что Правила дорожного движения (а именно — п. 10.7) запрещают разворачиваться в следующих местах:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • на автомагистралях и дорогах для автомобилей, кроме специально разрешенных мест.

Ни в коем случае не пересекайте сплошную осевую линию (это категорически запрещено), и если она есть — поищите для выполнения маневра другое место. Кстати, наиболее приемлемый вариант для разворота — это дорога, имеющая по одной полосе движения в каждом направлении и достаточная по ширине для того, чтобы развернуться в один прием.

Если вы едете по центру ряда, то с помощью зеркал заднего вида, а также обернувшись по сторонам убедитесь в отсутствии помех. Затем включите указатель правого поворота и остановитесь у правого бордюра или обочины. После этого подайте сигнал левого поворота, убедитесь, что за вами никто не едет и начинайте движение вперед, поворачивая рулевое колесо влево (при необходимости — до упора). Сильнее нажмите на педаль газа и, завершая маневр, выровняйте колеса своей машины.

Иногда новички перед разворотом забывают сместиться к правому краю проезжей части и начинают маневр с середины полосы. Но завершить маневр не удается по причине недостатка места (машина «утыкается» передней частью в бордюр, расположенный на противоположной стороне), и водитель вынужден сдать немного назад, чтобы «вписаться» в ширину проезжей части. Помните, что в некоторых случаях движение задним ходом на проезжей части является нарушением ПДД.

Разворот непростой маневр, особенно для тех, кто за рулем недавно – разберем правила разворота на перекрестке. Неточность при движении и незнание некоторых моментов приводят к нарушению ПДД с предсказуемыми последствиями, вот почему важно знать, как правильно разворачиваться на перекрестке.

Правильный разворот – это как?

Если нет разделительной разметки, можно разворачиваться по дальней траектории или по ближней, однако нельзя идти в лоб встречному потоку.

Перед освоением алгоритма следует прочесть еще раз п.8.5 ПДД. Для начала разворота занимают самое крайнее левое положение – в буквальном смысле. Исключение составляет выезд участок с круговым движением.

Следует контролировать траекторию, чтобы авто не оказалось за пределами перекрестка – неверная схема движения может стоить солидную сумму:

  • Траектория может быть ближней , при неверном расчете авто не только выйдет пределы перекрестка, но и окажется на встречной. Если это будет замечено сотрудниками ГИБДД, он будет оштрафован на 5 тысяч рублей. Повторение этой грубой ошибки может привести к потере прав на целый год, поэтому маневрирование по малому радиусу нужно отработать серьезно, а лучше по возможности избегать.
  • Можно выбрать разворот по большому радиусу – при неверном расчете штраф будет меньше, потому что выезда на встречную не произойдет. Пересечение границы перекрестка обойдется в 1500. Выбор удлиненной траектории или малой остается только за водителем.
  • Окончить разворот можно на любой свободной полосе – это также не регламентируется.

Где нельзя разворачиваться

Возможность выполнения этого маневра регламентируется Правилами дорожного движения (п.8.), с полным текстом можно ознакомиться, пройдя по ссылке: https://bustedauto.ru/Pdd/Text/nachalo_dvizheniya_manevrirovanie/5

Маневры такого типа разрешены не везде. Там, где разворачиваться запрещено, висят специальные обозначения. Они установлены в следующих местах:

  • мосты (разворачиваться нельзя, неважно, есть ли разметка)
  • железнодорожные переезды
  • дороги с низкой видимостью (знаков запрета может и не быть, однако водитель должен ориентироваться по тем указателям, которые есть)
  • пешеходные «зебры», остановки.

Выполнить разворот, двигаясь задним ходом, можно только тогда, когда это не создаст опасности или помех для других водителей. Там, где запрещено разворачиваться, задний ход также неприемлем.

Если имеется сплошная разделительная полоса, придется ехать до ее прерывания или до перекрестка.

Возможности маневра следует замечать – они могут указываться знаками или разметкой.

Т-образная развилка

Перекресток этого типа достаточно прост для всех марок легковых авто. Сложности возникают у крупнокалиберных джипов – они не вписываются в отведенную для маневра площадь, поэтому владельцам этих машин лучше найти для маневра другое место. Совершать движение при развороте на Т-образном перекрестке нужно только в одном направлении: нельзя сдавать назад, выезжать на встречную – все это приведет к штрафу в 5 тысяч и даже лишению прав.

Если машина по причине своих размеров или иным объективным причинам не может полностью соблюсти все предписанные правила 8.5 ПДД, от них можно отступить – но не создавать помех или опасности для участников движения или пешеходов.

Следует обратить внимание:

  • где главная дорога (указатель)
  • на знаки «Стоп», «Уступи дорогу»
  • на знак «Дорога с односторонним движением».

Если поблизости нет установленных знаков, следует руководствоваться правилом «Помеха справа» . Обязательно должен быть включен поворотник, сам разворот начинается после отдаления помех.

При этом типе разворота все равно получается выезд на встречку, однако в таких случаях ГИБДД не штрафует, при этом можно воспользоваться любой траекторией.

На регулируемом перекрестке все проще. Пропускается поток по встречной, по красному сигналу светофора машины справа и слева остановятся.

Всегда нужно помнить, на что должен всегда смотреть водитель (дорожная разметка, знаки), сохранять направленное движение. Указатель «Поворот налево» не запрещает проведение маневра, однако поворачивать можно только в пределах перекрестка без заезда на встречную.

Разворот на нерегулируемом перекрестке выполняется по правилам выполнения поворота налево.

Перекресток с прилегающей территорией

Территория, расположенная вплотную к перекрестку, к нему не относится, поэтому удобно бывает маневрировать, используя ее как дополнительное пространство – разворот вне перекрестка.

Можно использовать задний ход – это дает преимущество и позволяет правильно оценить место для разворота. При использовании дополнительного пространства рекомендуется двигаться по его правой стороне, это поможет избежать необходимости двигаться по главной дороге задним ходом.

Если слева есть трамвайные пути, можно развернуться на них – они должны быть на одном уровне с дорогой. Перед началом разворота на трамвайных путях вне перекрестка нужно убедиться в отсутствии знаков, предписывающих иной порядок движения и не создавать помех трамваю.

Видеоурок: Правила выполнения разворотов на дороге

Как правильно проводить маневр

Сложный маневр, особенно для водителей с небольшим опытом. Придется поворачивать одновременно с автомобилями, движущимися в противоположном направлении – мимо будут проплывать их правые борта.

Для разворота нужно выехать на перекресток, но не на середину – лучше немного не доехать. Лучше не спешить завершать маневр, особенно если много машин, которые движутся навстречу.

Вот приблизительный алгоритм выполнения маневра по правилам дорожного движения:

  • сначала пропускаются встречные автомобили
  • когда загорится нужный сигнал светофора, нужно немного помедлить, чтобы автомобили на траектории закончили маневр
  • представить себе свою траекторию: приблизительно в виде диагонали и стараться продвигаться по ней.

После завершения маневра оптимально встать в тот ряд, из которого было начато движение.

Правильный разворот на регулируемом перекрестке

Выставляются знаки, которые разрешают проводить маневр:

  • «движение налево» — обычно висит над левой полосой (для дорог с двумя и более полос для каждого направления); может располагаться на разделительной полосе
  • «двигаться прямо или налево»
  • «двигаться направо или налево».

Для понимания, как можно и как нельзя разворачиваться, полезно будет посмотреть видеоурок.



Просмотров