Московская управа благочиния. Управа благочиния Периодичность заседаний управы благочиния

Был утверждён «Устав благочиния или полицейский», согласно которому создавался новый городской административно-полицейский орган - Управа благочиния или полицейская, вводились специальные должности служащих городской полиции, уточнялись её функции и компетенция.

Первые полицейские органы России появились в период преобразований Петра I, однако создание соответствующих органов не вышло за пределы Санкт-Петербурга и Москвы. При преемниках Петра формированию и дальнейшему развитию полицейских органов, превращению их в систему не только центральных, но и местных органов необходимого внимания не уделялось. Возникающие на местах проблемы требовали решения на общегосударственном уровне и могли быть решены путём реформирования центрального и местного управления, создания новых звеньев государственного аппарата, совершенствования законодательства.

При императрице Екатерине II, в ходе реформ местного самоуправления (1775-1785 гг.), обсуждалась и система полицейского управления. С 1779 г. началась работа над проектом Устава о благочинии, которая была завершена в 1781 г. Главными источниками Устава стали: Учреждение о губерниях, материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты. Предполагалось создать в городах полицейские органы для охраны благочиния, покоя и добронравия.

8 (19) апреля 1782 г. Устав был утверждён. Он состоял из 274 статей и разделялся на 14 глав. Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, содержал перечень наказуемых полицией деяний.

Сохранение «благочиния, добронравия и порядка» в городе было возложено на управу благочиния - коллегиальный орган, в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные члены от купечества.

Управа благочиния была подчинена губернскому правлению и выполняла разнообразные административно-хозяйственные и судебные функции.

Каждый город, насчитывавший более 4 тыс. дворов, разделялся на части (по 200-700 дворов), которые в свою очередь делились на кварталы (по 50-100 дворов). В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель.

Полиция наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению народного здравия, городского хозяйства, торговли и народного продовольствия. Она пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников. К ведению полиции относились действия связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей; направленные против православной церкви и богослужений; нарушающие общественный порядок; нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка); нарушающие порядок управления или суда (взяточничество); преступления против личности и имущества. Устав благочиния фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.

Помимо организационных основ полицейского управления, в уставе были изложены определённые морально-нравственные правила, которыми должны были руководствоваться и полиция, и городское население: «Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь; Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь; Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности; В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего; Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему; Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее; С пути сошедшему указывай путь».

Также устав нарисовал портрет идеального должностного лица, наделённого комплексом добродетелей и лишённого пороков и недостатков: он обязан был проявлять человеколюбие, добросовестное отношение к службе, стремление к достижению общего добра, бескорыстие, обязан был чинить равный суд, руководствоваться исключительно законом, покровительствовать невинному и скорбящему, воздерживаться от взяток, ибо они «ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду».

Реформы местного управления, проведённые в царствование Екатерины II позволили привести полицейские органы в определенную систему, хотя специального общегубернского органа управления полицией в это время не было создано. После буржуазных реформ 60–70-х гг. XIX в. из компетенции управ благочиния были исключены судебные дела, городское благоустройство и к концу XIX в. они повсеместно были закрыты.

Лит.: Анучин Е. Н. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России, с Учреждения о губерниях 1775 г. до последнего времени. СПб., 1872; Павленко Н. И. Екатерина Великая М., 2006; Пинигин М. Г. Организационно-правовые основы деятельности полиции в России по «Уставу Благочиния или полицейскому», 1782-1862 гг.: Автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 2003; Пинигин М. Г. «Устав благочиния» как источник российского полицейского права. Тюмень, 2004; Селиванов А. М. Служить Отечеству честь имею: Сборник документов по истории органов внутренних дел Ярославского края в конце 18 - начале 21 века / А. М. Селиванов. Ярославль, 2002.

Упра́ва благочи́ния - городской полицейско-административный орган Российской империи в -1881 годах . Учреждены по Уставу благочиния , или полицейскому.

Учреждение должности

В столицах в составе управ благочиния входили обер-полицмейстер (председатель), полицмейстер, пристав по гражданским и по уголовным делам (аналоги современных следователей). В других городах председателем был полицмейстер или городничий .

Для непосредственно полицейского управления города были разделены на административно-полицейские части (200-700 дворов). Административно-полицейские части, в свою очередь, были поделены на кварталы по 50-100 дворов. Административно-полицейские части управлялись частными приставами с приданными им воинскими командами и служителями. Кварталы контролировали квартальные надзиратели с квартальными поручиками и полицейская стража. Для гражданского контроля над полицейским управлением существовали 2 ратмана . Они избирались из числа наиболее достойных местных жителей сроком на полгода.

Обязанности

Управа благочиния осуществляла надзор за порядком, следила за исполнением законов; к её компетенции относилось также судебное производство по гражданским и тяжебным делам суммой меньше 20 руб. Осуществляла также следственные действия и судебное производство по кражам и мошенничествам на сумму меньше 20 руб. Управа благочиния ежедневно утверждала представленный приставами список арестованных.

Управы благочиния находились в подчинении Губернских (наместнических) правлений. Со временем были сформированы спец. команды (ревизоры), осуществлявшие контроль за деятельностью управ благочиния.

Или полицейскому.

В столицах в составе управ благочиния входили обер-полицмейстер (председатель), полицмейстер, пристав по гражданским и по уголовным делам (аналоги современных следователей). В других городах председателем был полицмейстер или городничий .

Для непосредственно полицейского управления города были разделены на административно-полицейские части (200-700 дворов). Административно-полицейские части, в свою очередь, были поделены на кварталы по 50-100 дворов. Административно-полицейские части управлялись частными приставами с приданными им воинскими командами и служителями. Кварталы контролировали квартальные надзиратели с квартальными поручиками и полицейская стража. Для гражданского контроля над полицейским управлением существовали 2 ратмана . Они избирались из числа наиболее достойных местных жителей сроком на полгода.

Управа благочиния осуществляла надзор за порядком, следила за исполнением законов; к её компетенции относилось также судебное производство по гражданским и тяжебным делам суммой меньше 20 руб. Осуществляла также следственные действия и судебное производство по кражам и мошенничествам на сумму меньше 20 руб. Управа благочиния ежедневно утверждала представленный приставами список арестованных.

Управы благочиния находились в подчинении Губернских (наместнических) правлений. Со временем были сформированы спец. команды (ревизоры), осуществлявшие контроль за деятельностью управ благочиния.

Напишите отзыв о статье "Управа благочиния"

Литература

  • Энциклопедия МВД России. - М .: Объед. ред-ция МВД России, «Олма пресс», 2002. - ISBN 5-224-03722-0

Отрывок, характеризующий Управа благочиния

– Ну да, ну да, – говорил Пьер, – разве не то же самое и я говорю!
– Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И, я заглянул…
– Ну так что ж! вы знаете, что есть там и что есть кто то? Там есть – будущая жизнь. Кто то есть – Бог.
Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и уже заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили.
– Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо). Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны теченья с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «правда, верь этому».
Князь Андрей вздохнул, и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но всё робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера.
– Да, коли бы это так было! – сказал он. – Однако пойдем садиться, – прибавил князь Андрей, и выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз, после Аустерлица, он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел лежа на Аустерлицком поле, и что то давно заснувшее, что то лучшее что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нем. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.

Или полицейскому.

В столицах в составе управ благочиния входили обер-полицмейстер (председатель), полицмейстер, пристав по гражданским и по уголовным делам (аналоги современных следователей). В других городах председателем был полицмейстер или городничий .

Для непосредственно полицейского управления города были разделены на административно-полицейские части (200-700 дворов). Административно-полицейские части, в свою очередь, были поделены на кварталы по 50-100 дворов. Административно-полицейские части управлялись частными приставами с приданными им воинскими командами и служителями. Кварталы контролировали квартальные надзиратели с квартальными поручиками и полицейская стража. Для гражданского контроля над полицейским управлением существовали 2 ратмана . Они избирались из числа наиболее достойных местных жителей сроком на полгода.

Управа благочиния осуществляла надзор за порядком, следила за исполнением законов; к её компетенции относилось также судебное производство по гражданским и тяжебным делам суммой меньше 20 руб. Осуществляла также следственные действия и судебное производство по кражам и мошенничествам на сумму меньше 20 руб. Управа благочиния ежедневно утверждала представленный приставами список арестованных.

Управа благочиния находились в подчинении Губернских (наместнических) правлений. Со временем были сформированы спец. команды (ревизоры), осуществлявшие контроль за деятельностью управ благочиния.

Литература

  • Энциклопедия МВД России. - М .: Объед. ред-ция МВД России, «Олма пресс», 2002. - ISBN 5-224-03722-0

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Управа благочиния" в других словарях:

    Управа благочиния - Управа благочиния, губернское (до 1871) и городское полицейское учреждение. Создано в 1782, во главе — обер полицмейстер (подчинялся генерал губернатору), ему подчинены полицмейстер, приставы гражданских, уголовных и следственных дел,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    УПРАВА БЛАГОЧИНИЯ, общегородское полицейское (см. ПОЛИЦИЯ) учреждение в Петербурге, Москве и губернских городах России (с 1782); приводила в исполнение распоряжения местной администрации и решения судов, заведовала городским благоустройством и… … Энциклопедический словарь

    Управа благочиния Энциклопедия права

    Губернское (до 1871) и городское полицейское учреждение. Создано в 1782, во главе обер полицмейстер (подчинялся генерал губернатору), ему подчинены полицмейстер, приставы гражданских, уголовных и следственных дел, брандмайор, старший врач… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Управа благочиния - в Российской империи местные полицейские органы, выполнявшие также некоторые судебные функции. Созданы по Уставу благочиния (8.04.1782 г.). В Петербурге и Москве У.б. состояли из обер полицмейстера (председатель), полицмейстера, приставов… … Большой юридический словарь

    Общегородское полицейское учреждение в Петербурге, Москве и губернских городах России. Создана в 1782. У. б. приводила в исполнение распоряжения местной администрации и решения судов, заведовала городским благоустройством и торговлей.… … Большая советская энциклопедия

    См. Благочиние … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Общегор. полицейское учреждение в Петербурге, Москве и губ. городах России. Создана в 1782. Приводила в исполнение распоряжения местной админист рации и решения судов, заведовала гор. благоустройством и торговлей. Полицейские функции осуществляла … Советская историческая энциклопедия

    УПРАВА БЛАГОЧИНИЯ - общегородское полицейское учреждение в Петербурге, Москве и губернских городах России. Создана в 1782 г. У.б. приводила в исполнение распоряжения местной администрации и решения судов, заведовала городским благоустройством и торговлей (до… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    Городское полицейское учреждение. Создана в 1782 (с 1830 х гг. помещалась на, 22; дом не сохранился). Приводила в исполнение решения городской администрации и судов и т.д. Кроме штата московской полиции в распоряжение Управы благочиния в… … Москва (энциклопедия)

С 1799 г. начинается работа над проектом Устава благочиния, которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на четырнадцать глав, двести семьдесят четыре статьи.

Устав регламентировал структуру полицейских органов, их сис­тему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний.

Главными источниками Устава стали: «Учреждение о губернии», материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты.

Органом полицейского управления в городе стала Управа благо­чиния, коллегиальный орган в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы-советники.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале -квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему Табели о рангах.

Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губерн­ское правление решало все вопросы о назначении и смещении поли­цейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах.

Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала со­блюдение церковных порядков, сохранение общественного спокой­ствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению «народного здравия», городского хозяйства, торговли и «народного продовольствия».

Полиция пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним соб­ственные решения, осуществляла предварительное следствие и ро­зыск преступников.

Устав благочиния перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов.

К этим правонарушениям относились:

1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей;

2) действия, направленные против православной веры и богослу­жения;

3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией;

4) действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недо­зволенные представления);

5) действия, нарушающие порядок управления или суда (взяточ­ничество);

6) преступления против личности, имущества, порядка и др.

Полиция могла применять санкции только за некоторые право­нарушения из перечисленных сфер: ведение споров против право­славия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвиже­ние без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления.

В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведе­нием предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила, это была компетенция других органов.

48. Жалованная грамота дворянству 1785 г.

Жалованная грамота дворянству (полное название - «Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства») состояла из вводного манифеста и четырех разделов (девяносто две статьи).

В ней устанавливались принципы организации местного дворян­ского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг.

Личные права дворян включали: право на дворянское достоин­ство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождения от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.

Имущественные права дворянства включали: полное и неограни­ченное право собственности, на приобретение, использование и на­следование любого вида имущества. Устанавливалось исключитель­ное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобре­тать дома в городах и вести морскую торговлю.

Особые судебные права дворянства включали следующие сослов­ные привилегии: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда: дво­рянина могли судить только равные ему (сословный суд), решения других судов для него не имели значения.

Сословное самоуправление дворянства, регламентированное Жалованной грамотой выглядело следующим образом: дворяне со­здавали общество, или Собрание, наделенное правами юридическо­го лица (имевшее собственные финансы, имущество, учреждения и служащих).

Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянст­ва от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворян­ство обладало равными правами (личными, имущественными и су­дебными) независимо от разницы в титулах и древности рода. Пра­вовая консолидация дворянства как сословия завершилась. Закреп­ленные за дворянством права определялись как «вечные и неизмен­ные». Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосред­ственной зависимости от государственной власти (регистрация дво­рян в родословных книгах проводилась по установленным государ­ством правилам, государственные чиновники утверждали кандида­туры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений).

49. Жалованная грамота городам 1785 г.

Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре I (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки городского населе­ния укрепили этот процесс. Дальнейшее развитие промышленности, торговли и финансов (как особых функций города) потребовали издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы деятель­ности.

Жалованная грамота городам (полное название - «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи») была опубликована одновременно с Жалованной грамотой дворянству в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей.

Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятель­ности.

Личные права мещан включали: право на охрану чести и до­стоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.

К имущественным правам мещанства относились: право собст­венности на принадлежащее имущество (приобретение, использова­ние, наследование), право владения промышленными предприятия­ми, промыслами, право на ведение торговли.

Все городское население делилось на шесть категорий:

1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость;

2) записанные в гильдии купцы (I гильдия - с капиталом от десяти до пятидесяти тысяч рублей, II - от пяти до десяти тысяч рублей, III - от одной до пяти тысяч рублей);

3) состоявшие в цехах ремесленники;

4) иногородние и иностранные купцы;

5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладель­цы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, му­зыканты);

6) прочее посадское население.

Купцы I и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть круп­ными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

Права и обязанности ремесленников регламентировались внут­рицеховыми правилами и «Уставом о цехах».

В городе создавалась Общая городская дума, в которую входили избранный городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города).

Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган - шестигласную Городскую думу из числа гласных, в заседа­ниях которой участвовал один представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.

В компетенцию Городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных спо­ров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение Городской думы - их решали судебные органы.



Просмотров