Минимальный процент чтобы выборы состоялись. Наглядно: как упала явка на выборах в России

Законопроект вместил в себя 106 страниц

3 марта 2017 года в Госдуму был внесен пакет из двух законопроектов, один из которых на 106 страницах прописывает изменения правил игры на выборах Президента РФ, а другой (на 29 страницах) - изменения общих правил проведения выборов всех уровней в России. Авторами документов значатся сенаторы Андрей Клишас и Анатолий Широков, их горячо поддержало руководство Центризбиркома. Судя по некоторым признакам, настоящие авторы этих тщательно проработанных инициатив работают в Кремле и том же ЦИКе, а сам пакет вполне можно сравнить с бутылкой шампанского, разбитой о борт уже спущенного на воду корабля под названием «Кампания по выборам Президента России-2018».

Спикер Госдумы Вячеслав Володин пока никак не прокомментировал предлагаемые членами СФ изменения. Зато спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко призвала принять эти законопроекты «как можно раньше, чтобы ими можно было воспользоваться уже в эту осеннюю выборную кампанию, в Единый день голосования, ну и, конечно, на президентских выборах».

Единый день голосования состоится 10 сентября 2017 года. Избираться будут главы минимум 14 регионов, среди которых Севастополь, Саратовская, Кировская, Новгородская, Калининградская, Рязанская области, Карелия, Мордовия, а также законодательные собрания в 6 субъектах РФ, и это не считая муниципальных выборов. Среди «либеральных», повышающих доверие граждан к выборам нововведений в последние дни чаще всего называют отмену голосований по открепительным удостоверениям, облегчение условий для работы наблюдателей и создание для граждан, которые зарегистрированы в одном месте, а живут постоянно или временно в другом, возможности подать заявление о желании проголосовать по месту нахождения и воспользоваться своим конституционным правом без всякого открепительного удостоверения. Но если ознакомиться с документами, внесенными в Госдуму, становится очевидно: либерализация правил игры и повышение доверия граждан к выборам регионального и муниципального уровня их авторов беспокоили в последнюю очередь.

Полной отмены открепительных удостоверений, как показалось многим, не предполагается. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…», которому не может противоречить ни один закон о выборах в стране, будь то выборы Думы, президента или муниципального собрания, по-прежнему будет допускать порождающий «карусели» способ голосования. Сенаторы на право регионов вводить его своими законами на выборах местного значения не покушаются. Но теперь это право дополняется возможностью на федеральном уровне и на уровне субъекта принять решение об использовании другой схемы: гражданин, который находится не там, где постоянно зарегистрирован, подает заявление о включении его в список избирателей по месту нахождения, и его в список включают. Сведения через систему «ГАС-Выборы» попадают к избиркомам по всей стране, и гипотетически проголосовать дважды этот гражданин не сможет. ЦИК позднее установит «порядок и сроки подачи такого заявления и порядок обеспечения возможности голосования по месту нахождения».

Будут ли регионы новую схему использовать и когда - непонятно. Пока точно известно лишь одно: эта схема будет использоваться на президентских выборах 2018 года. В законе о выборах главы государства убирается всякое упоминание об открепительных удостоверениях.

А на осенних выборах 2017 года в субьектах Федерации «карусельщикам» гарантирована лишь повышенная административная ответственность: штрафы за такого рода дела с нынешних смешных 1,5–3 тысяч увеличиваются до 30 тысяч рублей на первый раз и до 50 тысяч рублей при рецидиве.

Теперь - про наблюдателей… В феврале 2016 года в Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» внесли изменения, ужесточающие правила наблюдения. Не больше 2 человек на одном участке от каждой партии или кандидата, каждый наблюдатель может следить за ходом выборов лишь на одном участке, партии или кандидаты обязаны подать списки всех своих наблюдателей в территориальный избирком за 3 дня до дня голосования… Эти правила ОБЯЗАТЕЛЬНЫ на выборах всех уровней по всей стране.

Сенаторы предлагают оставить их обязательными для региональных и муниципальных выборов. Лишь на выборах главы государства перечисленных выше дурацких ограничений не будет. Сенаторы объясняют это тем, что на выборах Президента РФ будет образовано большее количество избирательных участков, чем было, к примеру, на думских выборах, «что может вызвать затруднения в направлении наблюдателей в избирательные комиссии». Действительно, еще одно нововведение, которое потенциально может быть использовано и на региональных выборах (но лишь в 2018 году!), - право на создание новых участков с меньшим, чем сейчас, числом избирателей…

Очевидно, что основные из предлагаемых пакетом Клишаса–Широкова изменений работают на повышение явки на президентских выборах 2018 года. Явкой, как сообщил неделю назад высокопоставленный источник в администрации президента, озабочены в Кремле. Есть проблема - надо ее решать.

Но это в тех странах, где избирательное законодательство стабильно, концепция ведения предвыборных кампаний строится ее участниками исходя из действующих правил. У нас все наоборот: сначала для главного игрока придумывают концепцию, а потом перекраивают под нее избирательное законодательство, благо послушный парламент всегда под рукой. Закон «Об основных гарантиях…», к примеру, с 2002 года переписывался 84 раза. За последние 5 лет - 33 раза.

Перед думскими выборами Кремль целенаправленно играл на понижение явки: вводились разного рода законодательные фильтры, позволяющие отсечь от участия в выборах неудобных для власти кандидатов, ужесточались правила игры. Было использовано даже такое сомнительное с конституционной точки зрения оружие, как перенос думских выборов с декабря на сентябрь. Явка оказалась низкой - 47,88%. Дума, надо понимать, выбрана такая, какая нужна Кремлю.

Теперь Кремлю явка нужна высокая…

Кстати, тем же пакетом, внесенным в Госдуму, предлагается перенести дату голосования с 4 на 18 марта. 18 марта - годовщина подписания Договора о присоединении Крыма и Севастополя к России. Ах, как «красиво» можно обыграть эту дату в ходе предвыборной агитации!

В преддверии выборов 18 марта перед россиянами встает вопрос — идти или не идти голосовать. В то время как Алексей Навальный объявил забастовку избирателей, другие оппозиционные политики, в том числе Ксения Собчак и Максим Кац , утверждают, что высокая явка наоборот невыгодна власти. Меж тем по всей России граждан пытаются привлечь на выборы всеми возможными способами. The Insider собрал самые яркие примеры методов повышения явки.

1. Опросы и референдумы в день выборов

18 марта на многих участках одновременно с выборами будут организованы разнообразные референдумы и опросы. Так, например, планировалось , что 18 марта должен был состояться референдум о переименовании Свердловской области. От этой идеи в итоге отказались, потому что подготовка заняла бы слишком много времени. Теперь вместо этого планируется проведение опросов по благоустройству. Причем деньги на эти опросы должны быть выделены из резервного фонда области, средства из которого обычно направляются на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и на пособия гражданам.

2. Призы избирателям

В некоторых регионах будет проводиться конкурс «Фото на выборах». В распоряжении РБК есть презентация конкурса, в которой говорится, что его цель - «мобилизовать избирателей 18–39 лет», а также «создать позитивный фон и атмосферу праздника на участках». Избирателям предложат проголосовать, а затем сфотографироваться в специальных фоторамках, которые установят на избирательных участках. Фотографию надо будет выложить в Instagram или во «ВКонтакте» с хэштегом конкурса и названия города. К продвижению планируется привлечь «звездных избирателей»: актеров, музыкантов, блогеров. Два источника РБК, близкие к Кремлю, рассказали, что в качестве призов будут вручаться iPhone и iPad.

В Екатеринбурге предприниматель Николай Наумчук предложил бесплатно кататься на ледяных горках любому, кто произнесет кодовую фразу: «Мы за выборы!» пишет, что Наумчук уже несколько лет выигрывает многомиллионный тендер на строительство главных городских горок.

3. Агитация в учебных заведениях

В Хакасии сотрудникам детских садов раздают бланки, в которых «Единая Россия» просит принять участие в выборах и сдать для обработки свои персональные данные, сообщает Екатерина Чернышева.

В геленджикской школе №3 прошла информационная пятиминутка, посвященная выборам президента России и сбору подписей за Владимира Путина. Информация об этом появилась на сайте учреждения. Запись уже удалена , но скриншот сохранился.

Работа ведется через организованные сети, когда в основном заняты структуры, работающие по месту жительства: учителя, врачи, сотрудники опеки и так далее. Естественно, по ним идет работа в стационарном режиме по спискам. Работают разные технологии - от просьб до списков отслеживания: «отзвонитесь, как проголосуете». Разнообразие неисчислимо.

Александр Кынев, политолог

4. Манипулятивные соцопросы

В начале февраля на оживленных перекрестках Челябинска проводилось анкетирование граждан с использованием манипулятивных вопросов, указывающих на взаимосвязь выборов и отношений России с США. Фото опубликовал штаб Навального в Челябинске.

Уже 9 февраля (хотя, анкетирование должно было закончиться 10 февраля) на улицах раздавали листовки с «результатами» опроса, где более 70% опрошенных якобы считают, что Запад может повлиять на итоги выборов из-за низкой явки и согласны с тем, что активное участие россиян в выборах ударит по авторитету США.

В саратовских магазинах сети «Магнит» начали продавать тематические пакеты с приглашением принять участие в выборах, передает FreeNews-Volga . «Выбирай будущее своей страны. Приходи на выборы 2018 марта», — гласит надпись на полиэтиленовой упаковке.

7. Приказы «сверху»

Руководители госучреждений и предприятий активно используют административный ресурс, в рекомендательном или принудительном порядке призывая сотрудников явиться на выборы.

В Челябинске на предприятиях издают внутренние приказы о назначении ответственных за информирование.

Самый простой и эффективный метод - работа с административно зависимым электоратом. Это три категории: первая - госслужащие, в том числе сотрудники правоохранительных органов и военные. В их обязанности входит присутствовать на выборах. Вторая - работники бюджетных учреждений, то есть учителя, врачи, работники социальной сферы. Они менее зависимы, но с ними тоже работа идет. И третья - работники государственных корпораций. Есть информация, что от таких людей требуют, например, доказательства, что они пришли на выборы, не доказательства голосования, а присутствия (сфотографировать что-нибудь).

Екатерина Шульман, политолог

8. Эксплуатация молодежных телепрограмм

В феврале в рекламе на телеканалах СТС и ТНТ, специализирующихся на развлекательных молодежных телепрограммах, стали появляться вставки, в которых известные актеры и телеведущие разыгрывают сценки про важность участия в выборах.

Выборы интегрированы даже в популярный телесериал про хоккеистов «Молодежка». В одной из серий (на 29:25) главные герои обсуждают, надо ли ходить на выборы. «Я доверяю тем, кого хорошо знаю», — говорит один из них о своем подходе к голосованию. В другой серии (на 13:46) тренеры команды вспоминают о том, что Владимир Путин тоже играет в хоккей. Они замечают, что в спорной ситуации, возникшей во время игры, Путин поступил бы, «как и любой нормальный мужик», и помог бы пострадавшему игроку команды-соперника, как это сделал герой сериала.

9. Мобилизация сотрудников УИКов

В нескольких регионах России члены участковых избирательных комиссий проводят поквартирные обходы. Иногда в них принимают участие работники МФЦ.

Координатор «Открытой России» Андрей Пивоваров

September 17th, 2016


Про предстоящие выборы.

Честно говоря, я думал за 25 лет игр в «демократию» граждане уже должны были понять, что такое буржуазный парламентаризм. Ан нет. И 93-й, и 96-й, и даже совсем недавний 2011-й мало кого чему-то научили. К сожалению, по прежнему остается большое количество людей, которые искренне считают, что с помощью выборов можно на что-то повлиять. Ну или по крайней мере если не повлиять, то избежать страшного майдана. И вот в эти выходные очередное стадо баранов пойдет «выбирать меньшее из зол».

Сама постановка вопроса о «меньшем из зол» говорит о том, что выбирать не из чего. Сегодня нет ни одной партии, которая бы представляла интересы большинства населения, то есть пролетариата. КПРФ? Не смешите. У них в программе записано «поддержка малого и среднего бизнеса» - ясно, чьи интересы защищать будут. Правда, программы у нас читать не принято. Большинство из тех, кто пойдет на выборы, никаких программ не читали. Со времен Ельцина сердцем голосуем.

Таким гражданам, прежде всего, хотелось бы напомнить, что после разгона танками Верховного Совета в 93-м году, республика у нас стала президентской. Заметьте, делалось это без всяких голосований. Наоборот, разогнали законно-избранный орган власти. При текущем законодательстве Государственная Дума - это чисто декоративная организация, созданная для имитации «демократии». Никакими реальными полномочиями она не обладает. Президент ее вообще распустить может.

Но, допустим, что каким-то неведомым образом Дума может на что-то повлиять. Каков у нас сегодня механизм функционирования буржуазного парламента? Для начала баранам, которые пойдут что-то там выбирать, предлагается проголосовать... даже не за конкретных людей, а за партии, которые потом сами решат, кто по партийным спискам попадет в Думу. Бараны не только не могут повлиять на формирование этих списков, но и не имеют никаких рычагов воздействия на тех, кто по этим спискам пройдет. Вот допустим партия «За Все Хорошее» наобещала много всяких плюшек. Бараны за нее сходили проголосовать и... на этом роль баранов закончилась. Далее партия продает места в списке каким-то мутным личностям с судимостями, бизнесменам, любовницам бизнесменов, друзьям друзей, после чего вся эта клоака просто кладет на все предвыборные обещания и начинает тупо получать профит от депутатского статуса. Есть возможность у барана повлиять на это? Ну, отозвать, например, любовницу бизнесмена, которая на заседаниях ни разу даже не появлялась? Никакой возможности нет. На 5 лет баран дал карт-бланш подобным господам делать что им вздумается без какого-либо контроля со стороны барана.

Так ведь через 5 лет за них тогда не проголосуют, если будут себя плохо вести! - возразят бараны. Сразу же хочется задать вопрос: скольких депутатов гос. Думы хотя бы по фамилиям подобные господа смогут назвать? Человек 20 наберется? Нет? А их там 450 вообще-то! Просто у каждой партии есть «паровозы», которые торгуют еблом на плакатах. Всякие Зюгановы, Жириновские, Мироновы, Грызловы и прочая шваль. Все остальные проходят по спискам и их никто не знает, если они сами специально не светятся. Так что через 5 лет бараны точно так же пойдут и проголосуют. Система работает. Даже морды по 20 лет не меняются, но граждане все ходят.

А майдан! Майдан же будет, если на выборы не ходить! - ну это уже шизофрения в чистом виде. На Украине майдан случился из-за низкой явки что ли? Или Янукович не на выборах победил? Выходит, бараны сходили, выбрали Януковича, а майдан все равно случился?! Какая подлость!

Но если я не пойду на выборы, то мой голос украдут и припишут Единой России!!! - снова возразят бараны. Непонятно, что при такой логике мешает приписать голос, даже если баран придет. Наблюдатели? Никаких наблюдателей не хватит, чтобы перепроверить все результаты голосования по всем участкам. Но даже если бы хватило, то из УИКов данные поступают в ТИК, а дальше в ЦИК. Причем в электронном виде. На каждом из этапов можно приписывать любые цифры и проверить это будет невозможно, просто потому, что для проверки придется вести параллельный подсчет. У всех партий вместе взятых тупо членов меньше, чем понадобится людей для параллельного подсчета. Поэтому приходится доверять официальной системе. Так что, если официальная система будет жульничать, то явка\неявка на выборы никак на это не повлияет. Как не повлияла в 96-ом и в 2011-ом.

Поймите уже, наконец, товарищи, что буржуй никому свою власть просто так не отдаст (тем более через выборы). От своих привилегий не откажется. У него для этого есть и власть, и деньги, и если понадобится - сила. Вспомните Испанию, вспомните Чили, вспомните вышеупомянутый 93-й год. Если капитал почувствует реальную угрозу для своей власти, то он не остановится ни перед чем, чтобы эту угрозу ликвидировать. Даже на бытовом уровне это понятно. Попробуйте у бандитов отобрать нелегальную врезку в нефтепровод. Они вам башку сразу прострелят без разговоров. А у нас вся страна для нашего господствующего класса - это одна сплошная нелегальная врезка в советское наследие. Деньги там такие крутятся, что эти господа гражданскую войну устроят и интервентов не задумываясь притащат, лишь бы у кормушки остаться. Такой пример в нашей истории уже имеется. Думаете с тех пор что-то принципиально изменилось? Ну так почитайте письмо 13-ти. Оно именно об этом.

В итоге что мы имеем? Выбирать не из кого, контролировать выбранных невозможно, да и сами выборы ни на что не влияют. В такой ситуации самым разумном выходом является неявка на выборы, что будет равносильно отмененной графе «против всех».

Зачем властям нужна явка?

Тут некоторые товарищи предлагают все таки пойти на выборы, но не голосовать, а, например, унести бюллетень или испортить как-то его, чтобы бюллетень признали недействительным. Весьма распространенная, кстати говоря, точка зрения.

В чем недостаток подобного метода и почему лучше просто не пойти на выборы? Недостаток весьма прост - это повышение явки. В общем-то властям от вас нужно не столько голосование за Единую Россию, сколько чтобы вы вообще пришли на выборы. Вот вчера наш пРезидент выступил с призывом идти и голосовать. По всему городу развешаны баннеры с аналогичными призывами. Напрягли всех охранителей писать про выборы. Зачем? Для чего им явка то? Ведь при низкой явке вбросов нужно делать меньше, чтобы подкрутить результат в нужную сторону. Тем более они сами же порог явки отменили. Казалось бы, гоняй на выборы бюджетников, а остальные пусть дома сидят - не портят результаты. Ан нет. Наоборот, собираются вводить административную ответственность за неявку на выборы. Почему?

Ну, во-первых, власти нужна легитимность в глазах населения. Многие товарищи недооценивают это понятие. И напрасно это делают. Легитимность - это вообще основа любой власти. Если граждане массово считают власть нелегитимной, то устойчивость такой власти сильнейшим образом уменьшается. Представьте, что ни вы, ни ваши соседи, ни коллеги по работе, ни родственники на выборы не ходили. Причем делали это не потому, что на дачу надо шашлыки жарить, а именно сознательно. Как вы будете относиться к выбранной власти? Мягко говоря негативно. Это не ваша власть, вы ее не выбирали и ничего ей не должны. Кучка воров сама себя выбирает. И такое мнение на каждой кухне.

Теперь представьте, что так начинают думать не только простые граждане, но и сотрудники силовых структур. Будет ли ОМОН разгонять толпу, если считает власть нелегитимной? Будут ли спецслужбы особо упорствовать в выявлении и устранении активистов? Встанет ли армия на сторону такой власти, когда ни один солдат за нее не голосовал? Как показывает практика - нет. В 91-ом никто не встал на защиту советской системы, так как ее легитимность за годы перестройки полностью была подорвана. Точно так же никто не встал на защиту царя в 17-ом - его своим царем граждане перестали считать задолго до отречения. И даже на Украине после переворота 14-го года значительная часть населения Крыма и Юго-Востока не считали новую власть легитимной. Именно это позволило РФ поднять там восстание и забрать Крым. Юго-Восток в итоге кинули, но это уже другая история.

Обратите внимание: граждане, скинувшие Януковича, сразу же озаботились проведением выборов. Спрашивается - зачем? Они же и так власть уже взяли. И Ельцин вот тоже зачем-то после расстрела Верховного Совета мгновенно замутил выборы в новоиспеченное Федеральное Собрание. Делать им что ли нечего всем? Да просто им нужна легитимность. Чтобы граждане их признали. Сейчас для этого достаточно бюллетеней посовать в урны. Ритуал такой. Позволяет народу почувствовать какую-то сопричастность к происходящему. Типа это не мы за вас все решили, а как бы вместе.

Таким образом, если вы идете на выборы, то вы соглашаетесь с текущей системой. Именно с системой. С конкретной партией вы можете быть и не согласны. Можете быть не согласны вообще со всеми и выбирать «меньшее из зол». Но тем не менее систему выборов, как способ легитимизации власти вы одобряете. Вы ведь принимаете в этом участие. Не важно по каким причинам, но принимаете. Повышаете итоговую явку.

Это все было «во-первых». Теперь во-вторых. Властям нужна легитимность в глазах «мирового сообщества». Наши «западные партнеры» обязательно воспользуются возможностью покачать лодку еще и снаружи, если вдруг выяснится что Владимира Владимировича выбирало 12% населения. Пусть даже из этих 12% все 100% будут за Путина. Тоже самое и с парламентскими выборами. Партия власти - это ведь партия президента. Нелегитимный парламент бросает тень и на легитимность президента. А у нас вообще-то жОсткая конфронтация с Западом. Нужно продемонстрировать сплоченность россиянского народа против супостатов! Поэтому все на выборы! Сплотимся вокруг ворья и олигархов назло госдепу! - именно к этому нас призывают кремлевские пропагандоны. Это вторая причина, по которой им нужна наша явка.

Сознательные коммунисты, разумеется, не должны доставлять такие радости существующей антинародной системе. Пусть сами себя выбирают. Гоняют бюджетников, устраивают карусели, вбросы итд. Чем быстрее граждане разочаруются в буржуазном парламентаризме - тем лучше. 25 лет оказалось мало, но надежда на выздоровление все таки еще есть. А на течение болезни посмотрим через пару дней.

Recent Posts from This Journal


  • Живопись вьетнамской художницы Тран Нгуен (18 работ)


  • Хелависа (Мельница) - Дороги


  • "При Сталине отправляли в лагеря ГУЛАГа за опоздание на работу"

    При Сталине отправляли в лагеря ГУЛАГа за малейшее опоздание на работу. Разбираемся правда или ложь. Предметом большинства разговором на эту…

  • Как изменить отношение к Нестору за 7 минут? Лжеистория СССР

    Про СССР на Ютубе мы слышали всякое. Но Дудь, Варламов, Kamikadzedead и прочие Itpedia с их антисоветской псевдоисторической истерией кажутся…


  • Где был подлинный «голодомор» и кто его организовал?

    Обвинения в «голодоморе» — излюбленный конек украинской антироссийской пропаганды. Якобы Советский Союз, который современным…


  • Егор Яковлев о пионерском движении и гитлерюгенде

  • Топ-10 резолюций Николая II Кровавого


  • Борис Юлин - Пролетариат

    Беседы о пролетариях и их месте в современном обществе с военным историком Борисом Юлиным.

Разработаны меры, направленные на повышение легитимности выборов в России. Соответствующий законопроект , подготовленный депутатом Маргаритой Свергуновой , внесен в Госдуму.

Предлагается законодательно установить минимальный порог явки избирателей – не менее 50% избирателей, внесенных в списки избирателей, на выборах Президента РФ, депутатов Госдумы, а также на выборах в органы государственной власти субъектов РФ. Такой показатель планируется учитывать при признании выборов несостоявшимися. Исключение предусмотрено для выборов в органы местного самоуправления.

Напомним, что ранее выборы признавались несостоявшимися в случае, если в них приняли участие менее 20% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. При этом указанный минимальный процент мог быть повышен для выборов в федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов РФ и снижен для выборов депутатов представительных органов муниципальных образований. Законом субъекта РФ допускалось предусматривать, что минимальный процент от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов муниципального образования состоявшимися не устанавливается. Также минимальный порог явки действовал для выборов Президента РФ, которые признавались несостоявшимися, если в них приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования. Для выборов Депутатов Госдумы порог явки избирателей составлял 25%. Однако затем соответствующие нормы были исключены.

По мнению автора инициативы, на сегодняшний день отсутствие порога явки избирателей при проведении выборов в органы государственной власти ставит под вопрос легитимности выборных органов, избранных на выборах с участием менее половины избирателей от количества, внесенного в списки избирателей.

Свергунова считает, что введение предлагаемых норм позволит формировать органы госвласти с учетом мнения большинства избирателей, что придаст более весомую легитимность выборным органам, способствуя укреплению власти в целом по стране. Также реализация законопроекта позволит повысить ответственность избирательных комиссий, в частности, в работе по информированию избирателей о проведении выборов, об активном избирательном праве, о проявлении активной гражданской позиции и т. п.

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года опубликовано постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории законодательства о выборах президента РФ.

Первый закон о выборах российского президента

Пост президента РСФСР (с 25 декабря 1991 г. - президента Российской Федерации) был учрежден по итогам общероссийского референдума 17 марта 1991 г.

24 апреля 1991 г. председатель Верховного совета (ВС) РСФСР Борис Ельцин подписал первый закон, установивший правила выборов президента России. Согласно документу, на высший должностной пост в стране мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок его полномочий составлял пять лет. Голосование проводилось одновременно по кандидатам в президенты и вице-президенты (последний пост был упразднен с принятием новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.). В нем могли участвовать граждане, достигшие 18 лет (эта норма позднее не менялась).

Право на выдвижение кандидатов в президенты по закону имели зарегистрированные политические партии, профсоюзы, массовые общественно-политические движения, трудовые коллективы, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, собрания граждан и военнослужащих. Для участия в выборах претендентам необходимо было собрать подписи 100 тыс. граждан или получить поддержку не менее 20% от общего числа народных депутатов РСФСР. При голосовании избиратели должны были оставить в бюллетене фамилию только одного кандидата, которого поддерживают, остальные - вычеркнуть. Избранным считался кандидат, получивший более половины голосов избирателей.

Изменения в законодательстве в 1990-е годы

17 мая 1995 г. был принят новый закон "О выборах Президента Российской Федерации". В нем появился ценз оседлости: президентом мог быть избран только гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. При этом верхнее ограничение по возрасту - 65 лет - было снято.

В законе впервые был определен механизм назначения даты выборов. Днем голосования стало первое воскресенье после истечения конституционного срока полномочий действующего главы государства.

Выдвигать кандидатов получили право инициативные группы граждан, избирательные объединения (общественные организации в уставе которых прописана возможность участия в выборах) и избирательные блоки, в которые входили два и более объединений. Для выдвижения кандидата непосредственно избирателями необходимо было провести собрание инициативной группы численностью не менее 100 человек. Каждый из зарегистрированных кандидатов должен был предоставить в Центризбирком 1 млн подписей избирателей в свою поддержку (при досрочных и повторных выборах - в два раза меньше).

Впервые в законодательстве были предусмотрены досрочное голосование (на судах, находящихся в день выборов в плавании, полярных станциях, в отдаленных районах РФ), а также голосование по открепительным удостоверениям. Были установлены современные правила заполнения избирательного бюллетеня: гражданин должен был поставить любой знак в пустом квадрате напротив фамилии выбранного им кандидата.

Избранным считался претендент, получивший более половины голосов граждан, принявших участие в голосовании. Был введен минимальный порог явки избирателей: выборы признавались несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей.

30 марта 1999 г. в законодательство были внесены поправки, требовавшие от кандидатов сообщать сведения о своей судимости и иностранном гражданстве, а также о доходах и имуществе. Предоставление недостоверных сведений в ЦИК стало основанием для отказа в регистрации кандидата или ее отмены. Законом установлена возможность регистрации претендентов на высший государственный пост на основании денежного залога.

31 декабря 1999 г. был принят новый федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации". В документе был изменен принцип назначения даты выборов: днем голосования было определено первое воскресенье месяца, в котором состоялись предыдущие выборы главы государства.

Также был введен дополнительный критерий признания выборов несостоявшимися. Центризбирком принимал такое решение в случае, если против всех кандидатов проголосовали больше избирателей, чем за кандидата, набравшего наибольшее число голосов.

Изменения в законодательстве в 2000-е годы

10 июля 2001 г. в избирательное законодательство были внесены поправки, запрещавшие главе государства, досрочно покинувшему свой пост, участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой.

10 января 2003 г. был принят ныне действующий закон "О выборах Президента Российской Федерации", усложнивший регистрацию кандидатов-самовыдвиженцев. Численность группы граждан, которую необходимо было создать в поддержку самовыдвиженца, была увеличена до 500 человек. Вместо 1 млн подписей избирателей для регистрации нужно было собрать 2 млн. Была введена норма об отказе в регистрации кандидатов, суммарное количество недостоверных и недействительных подписей в поддержку которых составляет 25% от общего количества.

Согласно поправке в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 21 июля 2005 г., право выдвигать кандидатов получили политические партии, а избирательные блоки были запрещены. Сокращен допустимый процент брака в подписных листах (до 5%).

Отменена обязанность уходить в отпуск во время предвыборной кампании для кандидатов, замещающих государственные должности категории "А" (президент, председатель правительства, председатели палат Федерального собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры и др.).

В 2006 г. рядом поправок в избирательное законодательство были отменены порог явки и графа "Против всех". Тогда же политическим партиям было запрещено выдвигать в качестве кандидатов членов иных партий.

В том же году (25 июля и 5 декабря) права быть избранными на пост президента РФ были лишены несколько категорий граждан РФ:

Имеющие иностранное гражданство или вид на жительство;

Осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость;

Осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности;

Подвергнутые административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование "нацистской атрибутики или символики";

24 июля 2007 г. права баллотироваться на высший пост в стране были лишены граждане, которые подвергались административному наказанию за производство и распространение экстремистских материалов.

30 декабря 2008 г. в Конституцию РФ были внесены изменения, согласно которым срок полномочий президента, начиная с выборов 2012 г., был увеличен до шести лет. 19 июля 2009 г. соответствующие поправки были включены в избирательное законодательство.

В марте 2009 г. вступили в силу поправки, отменившие денежный залог для регистрации кандидатов.

Изменения в законодательстве в 2010-е годы

2 мая 2012 г., согласно очередным поправкам в федеральным закон "О выборах Президента Российской Федерации", количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата-самовыдвиженца, было снижено до 300 тыс. Для кандидатов, выдвигавшихся от непарламентских партий, установлен порог в 100 тыс. подписей.

7 мая 2013 г. были приняты законодательные нормы, запрещавшие кандидатам в президенты иметь счета и хранить ценности в иностранных банках за пределами РФ. Также претендентов на высший пост в стране обязали сообщать сведения о заграничной недвижимости и обязательствах имущественного характера.

В 2014 г., в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 10 октября 2013 г., было отменено положение о пожизненном лишении пассивного избирательного права (т. е. права быть избранными на пост президента) лиц, осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений. Взамен установлено, что такое ограничение перестает действовать через 10 лет со дня снятия или погашения судимости (для совершивших тяжкие преступления) или через 15 лет (для совершивших особо тяжкие преступления).

1 июня 2017 г. было отменено голосование по открепительным удостоверениям. Кроме того, в закон была внесена поправка, позволяющая перенести дату выборов на неделю вперед. В результате появилась возможность назначить выборы президента 2018 г. на 18 марта - день, когда в 2014 г. в Крыму прошел референдум о воссоединении с Россией.



Просмотров