Миграциология. Миграция населения и ее влияние на социально-экономическую политику страны

Издавна люди склонны искать для себя максимально удобные и выгодные условия существования. Именно стремление к лучшей жизни на протяжении веков стимулирует миграционные процессы в России и во всем мире. Исторически так сложилось, что крупными центрами миграции считаются Северная Америка, Канада, Австралия. В двадцатом веке с развитием и укреплением позиций Европейского Союза, иностранцев стали привлекать государства Западной Европы. Сюда миграционные потоки манил высокий экономический уровень, прекрасные показатели безопасности, возможность реализации собственного потенциала.


Многие сегодня не до конца понимают, что такое миграция, и как она влияет на жизнь государства и международной политики. Самостоятельно разобраться в данных вопросах без соответствующего образования и опыта будет крайне сложно, поэтому наиболее рациональным решением в такой ситуации станет обращение за помощью к компетентному юристу. Миграционный защитник знает, что собой представляет миграция населения, какие права имеет мигрант, каковы основные проблемы, мешающие людям мигрировать и т. д. Эксперт в правовой отрасли сможет удовлетворить любопытство самых тщательных соискателей, разъяснит гражданам их обязанности и возможности при миграции, расскажет, чем грозит нелегальная миграция, и что такое миграционный прирост населения. Чтобы стать более осведомленным в вопросах миграции, нет необходимости тратить средства на консультацию платного адвоката.

На нашем сайте миграционный защитник в режиме онлайн и по телефону, оперативно и профессионально смогут изучить проблемы и вопросы граждан, подберут индивидуальное решение поставленных задач и составят эффективный алгоритм действий, позволяющий мигрировать за рубеж с минимальными потерями личных ресурсов. Наши эксперты, как протекали миграционные процессы в России, и что говорит современное миграционное законодательство РФ. Используя показатели миграции населения, профессионалы подберут соискателям перспективное направление для переезда и оценят все возможные риски переезда.


Миграция населения – это процесс, когда люди переселяются с одной территории на другую. В большинстве случаев он является добровольным, хотя история знает случаи, когда была проведена вынужденная миграция или принудительное переселение. Понятие миграции можно будет понять, когда мигрант разберется с причинами, заставляющими людей покидать родину и оставаться на ПМЖ за рубежом. Наши юристы помогут всем желающим изучить основания для миграции и разъяснят, что статус «мигрант» люди выбирают, если столкнуться с:

  • Экономическими проблемами. Именно растущая инфляция, низкий уровень заработной платы и социальных гарантий, безработица влияют на то, что человек решает мигрировать за рубеж. Миграционный процесс в таком случае стимулируется желанием выжить и обеспечить себе достойное будущее.
  • Военными конфликтами. Если в стране идут военные действия и жизни человека или членов его семьи грозит опасность, многие решают мигрировать на ПМЖ в более безопасные и стабильные страны. Чаще всего вынужденная миграция происходит именно по этой причине.
  • Политическими преследованиями. Нередко граждане сталкиваются с тем, что власти преследуют их за национальные, религиозные или политические взгляды. по указанной причине проводилась во времена существования СССР.
  • Экологическими причинами. Миграция населения может проводиться из-за того, что в стране или определенном ее регионе стало невозможно жить. Экологические катастрофы и смена климата могут лишить людей источника средств к существованию, чтобы решить проблемы, останется только одно – мигрировать.
  • Семейно-бытовыми обстоятельствами. Также миграционные потоки могут образовываться из-за того, что люди хотят воссоединиться со своими родственниками, которые много лет назад получили статус «мигрант» за рубежом, а затем оформили там гражданство и получили широкий ряд привилегий.

Решив мигрировать, важно объективно оценить свои возможности и проблемы, с которыми предстоит столкнуться иностранцу за границей. Миграционный процесс представляет собой длительную процедуру, которую не удастся организовать правильно и законно, не заручившись профессиональной юридической поддержкой. Миграционный защитник поможет с подготовкой документов, а также изучения миграционного законодательства.

Виды миграции населения и ее особенности

Миграция населения имеет четкую классификацию. Каждый из существующих вариантов имеет свои преимущества и проблемы. Миграционный защитник разбирается в особенностях каждого варианта и сможет представить объективную оценку любого из них. Мнение специалиста мигрант может использовать, чтобы подобрать для себя оптимальное решение, основываясь на личных обстоятельствах и возможностях. Виды миграции сегодня интересуют граждан все чаще. Интерес людей также подогревают различные государственные программы, направленные на привлечение иностранцев в страну с целью увеличить миграционный прирост. Согласно действующим нормам миграция населения бывает:

  • Временная и постоянная. При первом варианте человек уезжает на ограниченное время, такой процесс получил определение сезонная миграция. Второй предусматривает, что мигрант останется на ПМЖ за границей.
  • Внешняя и внутренняя миграция. В первом случае граждане решают мигрировать в другое государство, внутренняя миграция же подразумевает переселение в другой регион, находящийся в пределах государства.
  • Легальная и незаконная миграция. Есть люди, которые заранее готовят миграционный процесс. Оформляют въездные разрешения, ищут работу и жилье. Также можно выделить граждан, которые посещают иностранную державу с целью туризма или посещения родственников и остаются в ней жить. Нелегальная миграция – объект борьбы всех государств в мире.
  • Организованная и индивидуальная. Человек может захотеть мигрировать сам, а иногда миграция населения носит массовый характер. Это отражается на социальных, демографических и политических сферах жизни страны.
Также нельзя не сказать о том, что миграционные потоки могут быть направлены внутрь страны или из нее. Лица, выезжающие из страны, называются эмигранты. Этот же мигрант, с точки зрения того государства, куда он переезжает, называется иммигрантом. Разница между количеством выехавших и въехавших лиц получило название миграционный прирост, подробно рассказать о термине всегда готов наш миграционный защитник.

Значение миграционного контроля и внутренняя миграция


Любой миграционный процесс имеет свои проблемы. В России главными объектами борьбы является нелегальная миграция и последствия такого процесса, как внутренняя миграция. Незаконная миграция отрицательно отражается на жизни страны. Мигрант, прибывший неофициально, не может устроиться на легальную работу, поэтому соглашается на те условия, что ему диктует работодатель. Это приводит к тому, что местные квалифицированные кадры не могут найти достойный заработок из-за возросшей конкуренции. Также нелегальная миграция негативно отражается на экономике государства. Незаконный мигрант не платит налоги, но получает все социальные блага. Еще незаконная миграция мешает отследить миграционный прирост, составить объективную оценку происходящим процессам.

С целью организовать миграционный процесс и решить все проблемы, которые возникают в данной правовой отрасли, в России создана Федеральная миграционная служба. Эта инстанция тесно сотрудничает с местными органами исполнительной власти и оказывает ощутимый эффект, помогая урегулировать миграционные потоки.

Также правительство РФ разработало специальную Концепцию развития миграционной сферы, которую необходимо реализовать до 2025 года. Она направлена на урегулирование основной проблемы отрасли, оптимизацию и создание комфортных условий для интеграции иностранцев в РФ, нейтрализацию дискриминации, привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.

Нелегальная миграция – не единственная сложность отрасли. Второй проблемой является внутренняя миграция, а точнее, ее последствия. В России жители дальних регионов востока и севера стремятся мигрировать в более развитые субъекты РФ – Москву, Санкт-Петербург и другие крупные экономические центры. Центральные области сегодня перенаселены, в то время как крайние регионы находятся на грани исчезновения. Внутренняя миграция также привела к росту урбанизации. Сегодня численность населения городов неуклонно растет, в количество сельских жителей падает. Поэтому одним из направлений государственной концепции является создание выгодных условий для миграции граждан в дальние регионы. Мигрант в РФ сегодня может рассчитывать на государственную поддержку, если он переедет в приоритетные области страны.

Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный , а следствием миграций является изменение географии расселения.
Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.
К другим признакам миграции относят функциональный , по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки .
По временно му признаку выделяются вре менная , или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).
Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж.
По форме организации миграция населения делится на организованную , то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50-60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны - сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические , или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические , вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые (рис. 1). Примером массового выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в годы Гражданской войны (1917-1922 гг.) и в последующий период.
На рубеже 80-90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек.
Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища - и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.

На что влияет
миграция населения

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.
Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2 / 5 всех внутренних мигрантов в России.
Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние на формирование систем расселения. Из-за оттока сельского населения в города только в период с середины 20-х годов и до начала 80-х численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн человек. В районах хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, где численность населения росла главным образом за счет мигрантов, возникли новые города и поселки - Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.
В 90-е годы поток мигрантов в города заметно сократился, тем не менее только за период с 1995 по 2001 г. численность городского населения за счет внутренних мигрантов увеличилась более чем на 700 тыс. человек, а с учетом внешней миграции - почти на 2 млн жителей.
Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.
Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.
Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.
Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

Как подходить к оценке
миграционных процессов

Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций ). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста ). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше - сократится.
Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории. Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.
Исходной информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения, другие источники.

Чем характеризуются
современные миграционные процессы
в России

Согласно данным статистики, за последние 10-12 лет, миграционные процессы в России характеризуются следующими особенностями:
- масштабы постоянных миграций постепенно уменьшаются (табл. 1), общее число зарегистрированных миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, сократилось более чем в два с половиной раза - с 6,3 млн в 1989 до 2,4 млн человек в 2001 г.;
- доля внутренних миграций в общем объеме переселений (включающем также миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья) увеличилась с 65 до почти 90%;
- в составе мигрантов преобладает население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится 3 / 4 от общего их числа (рис. 2); во всех потоках среди мигрантов преобладают женщины, главным образом за счет старшей возрастной группы;

Рис. 2.
Возрастная структура мигрантов
внутри Российской Федерации, 2001 г., %

Количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн человек;
- во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 1991-2000 гг. получила свыше 4 млн человек;
- значительно выросли масштабы вынужденной миграции - число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев , достигло к концу 90-х годов более 1 млн человек. К росту этой категории мигрантов, главным образом в первой половине
90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Пригородный район Северной Осетии - Алании, Чечня), а также политика, направленная на «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось;
- на фоне сокращения перемещений населения на постоянное место жительства заметно возросли потоки временных внешних миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок по частным приглашениям (см. рис. 3 и 4).

Таблица 1

Общие итоги миграции населения, 1994-2001 гг., млн чел.

Потоки миграции 1994 1996 1998 2000 2001
В пределах России 3,0 2,9 2,6 2,3 2,1
в том числе: внутри регионов 1,5 1,6 1,4 1,3 1,2
между регионами 1,5 1,3 1,2 1,0 0,9
Обмен с зарубежными странами:
прибывшие 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
в том числе: из стран СНГ и Прибалтики 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
из других стран, тыс. чел. 45,0 16,0 19,0 9,0 7,0
выбывшие - 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1
в том числе: в страны СНГ и Прибалтики 0,2 0,2 0,1 0,1 0,06
в другие страны 0,1 0,1 0,1 0,1 0,05

По данным Госкомстата России

Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?
В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад (табл. 2 и 3). Страна четко поделилась на две зоны - притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

Таблица 2

Внутрироссийская миграция по федеральным округам,
2001 г., тыс. человек

Террито-
рия
прибытия

Централь-
ный
Северо-
Западный
Южный Приволж-
ский
Уральс-
кий
Сибирс-
кий
Дальне-
восточ-
ный
Всего
Территория
выбытия
Центральный 305,5 20,0 15,5 17,1 7,2 7,4 5,6 378,3
Северо-Западный 28,0 138,7 8,0 11,2 3,3 3,1 2,1 194,4
Южный 31,9 10,7 237,8 13,5 12,5 7,5 4,4 318,3
Приволжский 32,9 12,8 13,7 360,8 27,8 8,2 4,6 460,8
Уральский 13,3 5,4 10,3 24,5 146,2 9,1 2,0 210,8
Сибирский 19,2 7,2 11,8 11,9 13,7 340,4 10,4 414,6
Дальневосточный 20,1 6,3 9,1 8,3 3,5 13,0 103,1 163,4
Всего 450,9 201,1 306,2 447,3 214,2 388,7 132,2 2 140,6

На сером фоне - численность мигрантов в пределах одного федерального округа.

По данным Госкомстата России

Таблица 3

Коэффициенты миграционного прироста
по федеральным округам Российской Федерации
(миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)

Все население Городское Сельское
1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001
Российская Федерация 55 23 19 15 5 50 29 22 20 15 68 9 11 1 –22
Федеральные округа:
Центральный 84 51 47 41 30 73 53 50 46 38 124 45 34 20 2
Северо-Западный 17 19 10 8 8 16 19 9 6 9 20 18 12 19 2
Южный 99 25 16 9 6 38 42 6 –1 11 184 1 29 23 –1
Приволжский 76 29 29 16 2 81 31 31 21 11 65 23 23 4 –19
Уральский 59 23 29 21 9 72 19 30 28 18 6 40 27 –8 –27
Сибирский 39 7 3 –4 –17 56 20 13 9 0 –1 –21 –22 –34 –58
Дальневосточный –192 –87 –100 –52 –64 –148 –67 –84 –37 –32 –329 –150 –151 –102 –168

По данным Госкомстата России

Наибольший отток населения наблюдается из Дальневосточного региона. За 90-е годы он превысил 840 тыс. человек (11% всех жителей). Из Северного экономического района за тот же период выехало более 300 тыс. человек (5%), из Восточной Сибири - свыше 180 тыс. человек (2%).
Среди субъектов Российской Федерации наиболее быстрыми темпами за счет миграционного оттока сокращается число жителей Чукотского автономного округа и Магаданской области, которые уже потеряли почти половину своего населения; Камчатской области (около 1 / 5 всех жителей); Сахалинской и Мурманской областей, Республики Коми (свыше 1 / 10 населения).
Приток населения на российском Севере в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа в Западной Сибири, где получил развитие мощный нефтегазовый комплекс.
Главным ареалом притяжения мигрантов вот уже много лет остается Центральный район. За последнее десятилетие миграционный прирост здесь составил 1,2 млн человек (4% численности проживавшего в районе на начало 1991 г. населения). Прирост населения за счет мигрантов на Северном Кавказе за тот же период превысил 900 тыс. человек (5,5%), в Поволжье - 800 тыс. человек (5%), в Центрально-Черноземном районе - 550 тыс. человек (7%).
Начиная со второй половины 90-х годов Москва становится наиболее заметным центром притяжения мигрантов из всех регионов страны. Только в 1996-2000 гг. миграционный прирост в столице превысил 200 тыс. человек, что составило половину миграционного прироста по всему Центральному федеральному округу. На 2 / 5 этот прирост был обеспечен за счет переселенцев из других субъектов федерации, входящих в этот округ. Из Южного федерального округа прибыли в Москву 17% мигрантов, из Приволжского - 12, из остальных - по 7-8%. Столичный регион (Москва и Московская область) сегодня и на перспективу остается самым привлекательным в миграционном отношении благодаря своему социально-экономическому потенциалу и более широким по сравнению с другими территориями страны возможностям трудоустройства.
Среди других обозначившихся центров притяжения мигрантов можно выделить Санкт-Петербург, некоторые области Центрального и Центрально-Черноземного районов, в частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую область в Поволжье; регионы равнинного Предкавказья - Краснодарский и Ставропольский края; Новосибирскую область на юге Западной Сибири.
Значительные подвижки населения происходят и внутри самих регионов. Как видно из таблицы 2, до 4 / 5 мигрантов - жителей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, 3 / 4 мигрантов Южного, свыше 2 / 3 Северо-Западного и Уральского и почти 3 / 5 мигрантов Дальневосточного федеральных округов перемещаются в пределах тех же округов, выбирая при этом более благоприятные (с точки зрения природно-климатических и социально-экономических условий проживания) территории.
Внутри- и межрегиональные миграционные потоки формируются под влиянием различных факторов. Переход к рынку и изменение экономических отношений привели, в частности, к утрате стимулирующего значения установленных ранее государством в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях льгот и надбавок к заработной плате, которые на протяжении многих лет применялись для привлечения сюда кадров. Заметно ухудшились в этих регионах и социальные условия жизни людей. Спад производства в сырьевых отраслях, имевших преимущественное развитие на севере страны, привел к сокращению рабочих мест и к росту безработицы. Все это вместе взятое и обусловило увеличение миграционного оттока с северных территорий.
Следствием затянувшегося военного конфликта в Чечне, обострившихся межэтнических отношений на Северном Кавказе стала потеря миграционной привлекательности этого региона и снижение притока сюда мигрантов из других районов страны. Коэффициент миграционного прироста здесь существенно сократился (табл. 3).
В то же время приток населения в регионы запада и юга России можно объяснить тем, что наряду с экономическими стимулами все более заметную роль начинают играть такие внеэкономические факторы, как климат, политическая стабильность, этническая однородность, географическое положение. Поэтому данные о миграциях говорят о реальных межрайонных различиях качества жизни гораздо больше, чем статистика денежных доходов населения.

Россия в международных миграциях

Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 / 5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, - 124 тыс. человек. Более 2 / 3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 4).

Таблица 4

Распределение иммигрантов в Россию
из стран нового зарубежья

Страны выбытия Доля
иммигрантов, %
Казахстан 35
Украина 20
Узбекистан 14
Другие государства Средней Азии
(Киргизия, Таджикистан, Туркмения)
12
Государства Закавказья
(Азербайджан, Армения, Грузия)
11
Молдавия 4
Белоруссия 3
Страны Прибалтики
(Латвия, Литва, Эстония)
1

В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается (с почти 80% в начале 90-х годов до 58% в 2001 г.). Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.
В географии выезда мигрантов из России выделяются три основных направления - Украина, Казахстан и Белоруссия. На их долю приходится 4 / 5 всех выезжающих из Российской Федерации в страны ближнего зарубежья на постоянное место жительства.
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последнее десятилетие сократилась с 88 тыс. в 1991 до 75 тыс. человек в 2001 г. (достигнув максимума в 1993 г. - 114 тыс. человек). Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится 9 / 10 всех эмигрантов. Постепенно растет доля других стран, принимающих мигрантов из России, прежде всего Финляндии и Канады.
Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион (из села в город и обратно) или из страны в страну, относятся к трудоспособному населению. Миграция рабочей силы, или, как ее еще называют, трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.
Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты - это самый динамичный и, возможно, самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного.
Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более чем 100 государств, однако главными ее экспортерами выступают страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия), Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2001 г. в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности 283 тыс. иностранных граждан; по экспертным оценкам, в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства .
Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов - строительство (39%), промышленность (13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно высокой остается доля торговли и коммерческой деятельности (23%). Значительная часть (почти 2 / 5) иностранных мигрантов трудятся в Центральном экономическом районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской Федерации самым крупным потребителем иностранной рабочей силы выступает Москва - почти 30% от общего числа иностранных рабочих.
В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Согласно прогнозу Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500-600 тыс. человек в год.
Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в России растет и ее экспорт. Российская Федерация вышла на мировой рынок рабочей силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40-50 тыс. россиян. Большинство трудовых мигрантов направляются в страны Европы - Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть российских граждан находят работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии, Иране, нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Основными побудительными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.

О задачах миграционной политики

Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002-2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ ; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы регулирования миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами - подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.
В заключение отметим, что статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10-12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
Вместе с тем многие специалисты сходятся во мнении, что без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.

В научной литературе термин миграция часто используется во множественном числе - миграции , поскольку отражает совокупность многих миграционных процессов, сопровождающих, по сути, все этапы развития человеческого общества.
В настоящее время статус вынужденного переселенца или беженца регулируется федеральными законами «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. и «О беженцах» от 28 июня 1997 г. (оба с последующими изменениями).
В целях урегулирования с правовой точки зрения пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России 25 июля 2002 г. принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 ноября 2002 г.
В 1994 г. странами СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕХНИКУМ
ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

ГОСКОМСТАТА РОССИИ

ДОКЛАД

ПО ПРЕДМЕТУ: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

НА ТЕМУ: МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕСЫ В МИРЕ

Студентки группы 79

Зюзиной О. В.

Проверила преподаватель:

Воробьева В. А.

2000 г.

ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина 20 века характеризуется дальнейшим увеличением масштабов хозяйственной деятельности, расширением связей между различными странами, углублением международного разделения труда. Нет стран, которые не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимостей. В настоящее время весь мир-арена взаимосвязанной хозяйственной деятельности людей. В экономической литературе и в повседневной речи широко используются понятия « мировая экономика», « мировое (глобальное) хозяйство». Очевидно, что мир при всей его сложности и противоречивости в экономическом отношении представляет собой определенную целостность, единство.

В экономической литературе нет единого понимания терминов «мировая экономика» , « мировое хозяйство». Поскольку эти термины имеют широкую область применения, исследователи подчеркивают важные с их точки зрения аспекты. В отечественной литературе можно выделить несколько подходов.

1. Наиболее распространено понимание мирового хозяйства как совокупности национальных хозяйств, взаимосвязанных системой международного разделения труда, экономических и политических отношений.

В этом определении доминантами выступают национально обособленные страны вне зависимости от того, идет их производство на внутренний или внешний рынок. При таком подходе затушевываются причины, которые определяют взаимосвязи, состояние и перспективы развития мирового хозяйства.

2. Согласно другой точке зрения, мировая экономика трактуется как система международных экономических взаимоотношений, как универсальная связь между национальными хозяйствами. Подобной концепции придерживаются многие западные исследователи, в частности, считая, что международная экономическая система включает и торговлю, и финансовые отношения, а также неровное распределение капитальных ресурсов и рабочей силы. В данном случае из поля зрения исследователей выпадает производство, которое во многом определяет международные экономические взаимосвязи.

3. Более полное толкование мирового хозяйства определяет его как экономическую систему, самовоспроизводящуюся на уровне производительных сил, производственных отношений и определенных аспектов надстроечных отношений в той мере, в какой входящие в него национальные хозяйства обладают определенной совместимостью на каждом из трех названных уровней. В нем находят отражение основные составные части хозяйства, включая материальную базу, реализацию различных форм собственности и определенный порядок функционирования воспроизводительных процессов.

Как видно, все исследователи признают, что мировое хозяйство представляет собой определенную систему. Основой возникновения и существования системы выступает ее целостность, которая предполагает экономическое взаимодействие всех составных частей системы на достаточно устойчивом уровне. Только в этом случае возможна регулярная циркуляция воспроизводимого продукта в глобальном масштабе и обеспечиваются постоянная деятельность, жизнеспособность системы, ее саморегуляция и развитие. Такое единство мирового хозяйства, циркуляция воспроизводимого продукта обеспечивается национальными и международными рынками с присущими им товарно-денежными отношениями множественностью цен.

Мировая экономика относится к числу сложных систем, характеризующихся множественностью составляющих ее элементов, иерархичностью, многоуровневостью, структурностью. Экономическая мощь распределяется в мире очень неравномерно. Три государства – США, Япония и Германия, с 9% населения планеты, - аккумулируют половину мирового дохода и обладают более чем 1/3 покупательной способности всех стран мира.

Основу системы составляет международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств в зависимости от их места и роли в целом оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы. Последняя имеет и присущие ей как целому определенные направления своего развития, но она не развивается вне национальных хозяйств.

Система понимается неоднозначно. При одном подходе она должна иметь общую цель, которая выступает как движущая сила ее развития. Внутри такой системы могут существовать обособленные секторы – подсистемы, обладающие специфическими характеристиками, но тем не менее подчиненные организующей цели системы в целом. Другое понимание системы исходит из того, что она состоит из ряда обособленных подсистем с разными и даже противоположными целями. Но входящие в нее подсистемы должны быть связаны между собой и взаимно воздействовать друг на друга. Такая структура систем может иметь временный, переходный характер, поскольку наиболее жизнестойкие подсистемы преобразуют или подчиняют своим целям другие. В противном случае система распадается.

Мировая экономика как система имеет общую цель. В конечном счете ее функционирование направлено на удовлетворение человеческих потребностей (спроса), но в разных подсистемах эта цель модифицируется в силу различных социально-экономических условий. Создание новых предприятий не может быть самоцелью. Оно может быть оправдано, если способствует улучшению условий жизни населения.

Мировая экономика как система не может развиваться без определенного порядка, основанного на нормах международного публичного и частного права, которые регулируют экономические отношения между государствами, экономическими объединениями, юридическими и физическими лицами. Соблюдение установленных конвенционных и обычных норм обеспечивается самими государствами и коллективными формами контроля за соблюдением

международного права, которым занимаются различного рода международные организации. Эти правила уточняются и пересматриваются в соответствии с потребностями развития мировых производительных сил и отдельных подсистем и элементов.

Мировое хозяйство является исторической и политико – экономической категорией. Это объясняется тем, что каждому конкретному историческому этапу присущи определенные масштабы и уровень производства, интернационализации хозяйственной жизни и социально – экономическая структура. Оно представляет собой сложную экономическую систему. Его субъектами выступают транснациональные компании, национальные хозяйства, международные интеграционные объединения, которые сами являются системами с присущим только им регулированием.

Отношения между отдельными элементами мирового хозяйства составляют уровни. Отношения между государствами составляют международный уровень, который регулируется международными правилами и нормами. Отношения потоков, выходящих за пределы национальных границ, образуют транснациональный уровень – сфера деятельности фирм и групп с их внутренними системами информации. В эту сферу включается также сеть потоков неформальной деятельности: торговля наркотиками, оружием, подпольная миграция. Множество элементов, из которых состоит мировая хозяйственная система, действуют там одновременно. Между центрами силы существуют столкновения, договоренности, объединения. Возникают черты олигополии, которые распространяют свою стратегию либо на весь мир, либо на отдельные районы.

В социально – экономическом плане мировое хозяйство неоднородно. Ведущее место в нем занимают промышленно развитые западные страны, или, по определению А. Сови, Первый мир. Особое место занимают развивающиеся страны – Третий мир, у которых во многом сохраняется зависимый характер их экономик от индустриальных стран. Большую специфику в своем развитии имеют восточноевропейские страны с переходной экономикой и целый ряд других государств. В целом мировое хозяйство представляет собой сложное социально–экономическое образование.

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРЕ

Большое влияние на численность населения и его состав во многих странах, их рабочую силу оказывают внешние миграции, т. е. эмиграции и иммиграции. Они играли и играют многостороннюю роль в развитии человечества, выступая формой приспособления человека к меняющимся условиям его существования.

К международной миграции населения относится территориальное движение населения, пересекающее границы. Выделяются следующие виды международной миграции: безвозвратная, временно-постоянная (от 1 до 6 лет),

сезонная, маятниковая (ежедневный, еженедельный переезд для работы в соседнюю страну).

Международную миграцию вызывают причины экономического и политического, военного порядка. Первые носят более или менее постоянный характер, вторые связаны с координальными политическими событиями в отдельных странах, а также с войнами, которые порождают вынужденных мигрантов-беженцев, перемещенных лиц.

Вынужденная миграция. Хотя вынужденные миграции населения и вызываются причинами внеэкономического порядка, они тоже ведут к перераспределению трудовых ресурсов между странами, что оказывает влияние на развитие экономики как стран эмиграции, так и стран иммиграции.

В послевоенный период более крупные миграционные потоки были связаны, с установлением новых государственных границ, возникновением мировой системы социализма и крахом колониальной системы. Так, например, по Постдамскому соглашению трех держав – СССР, США и Великобритании восточная граница Германии прошла по линии Одер – Нейсе, и немецкое население, проживающее ранее восточнее этой линии, а также в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, было в подавляющем большинстве переселено на территории тогдашних ГДР и ФРГ. В Восточной Азии в Японию было переселено около 6 млн. человек, главным образом из Китая и Кореи.

Образование самостоятельных государств в ряде случаев сопровождалось переселенческими движениями огромного масштаба. Из бывших колоний, ставших суверенными государствами, как правило, эмигрировало ранее проживавшие там белое население. Образование Израиля и его военные действия против соседних государств привели к выселению около 3 млн. человек, палестинских арабов. Политические перемены во Вьетнаме, Кубе, Эфиопии, Афганистане военные агрессии и гражданские войны в ряде из этих государств вызвали значительные перемещения населения.

Число беженцев драматически возросло в 80-90-е годы. В Африке их число приблизилось к 12 млн., в Азии превысило 5 млн. человек. Наибольшее число беженцев (5 млн.) приходится на выходцев из Афганистана. Большие массы камбоджийских беженцев -350 тыс. - живут в Тайланде, 100 тыс. иракцев – в Иране, 100 тыс. мьянмарцев - в Бангладеш. В Европе насчитывается около 1,8 млн. беженцев, а в США – 1 млн. Гражданские конфликты в бывшей Югославии создали самый глубокий кризис в движении беженцев в последнем десятилетии. В середине 1992 года там было свыше 2,3 млн. вынужденных переселенцев, 0,5 млн. из которых искали прибежище за границей. Большой поток беженцев создал развал СССР- свыше 6 млн. человек.

20 век называют веком беженцев. В 1994 году их число превысило 27,4 млн. человек (1980 год- 9,6 млн.). Вынужденная миграция приобрела мировой характер, затронув многие страны. Основная масса вынужденных мигрантов (83%) осела в развивающихся странах.

Трудовая миграция . Основную роль в современном международном движении населения играет трудовая миграция. Масштабы ее постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Межстрановая трудовая миграция приняла беспрецедентный характер, становится типичным явлением социально- экономической жизни современного мира. В начале 1993

года насчитывалось около 30 млн. трудящихся- мигрантов. С учетом членов их семей, участников маятниковой миграции (фронтальеров) , сезонников, нелегальных иммигрантов общая численность трудовых мигрантов оценивается в четыре- пять раз выше.

Возможность международной миграции рабочей силы создается национальными различиями в заработной плате. Необходимость переселенческих движений наемного труда от страны к стране диктуется неравномерностью образования относительного перенаселения на международной арене. Рабочая сила движется от стран богатых трудовыми ресурсами, к более богатым капиталом странам. Более половины международных мигрантов являются выходцами из развивающихся стран, 2/3 из них находятся в индустриальных странах. Приток новых контингентов мигрантов в эти страны связан с качественными диспропорциями на их рынках труда.

Потоки трудовой миграции в течение длительного периода времени претерпели определенные изменения. В прошлом веке международная миграция была направлена в основном в бедные капиталом колонии, и прежде всего в Северную Америку, Австралию. Массовая иммиграция в отдельных районах мира привела к возникновению и развитию там переселенческих обществ, что придало импульс развитию мировой хозяйственной системы. Перемещение иммигрантов, средств производства и финансовых ресурсов способствовало образованию во второй половине 19- начале 20 в в. группы переселенческих государств, основные направления общественного развития которых определялись европейскими державами. В этот период происходили также значительные перемещения населения из Китая и Индии преимущественно в Юго- Восточную Азию и районы Индийского океана.

Во второй половине прошлого столетия сформировались новые центры притяжения иммигрантов. Эмиграция стала идти из менее развитых в более развитые страны. Самый мощный центр притяжения сложился в Западной Европе, в результате из поставщика эмигрантов она превратилась в центр притяжения рабочей силы. Уже в начале 50-х в странах ЕС насчитывалось около 15 млн. трудящихся- мигрантов и членов их семей. В середине 70-х крупный центр иммиграции сложился в районе Персидского залива, и в начале 90-х иностранцы составляли там 70% рабочей силы. Своеобразным центром притяжения иммигрантов, националистическим по своему характеру, стал Израиль. Его население на 2/3 увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 1/3) за счет выходцев из Советского Союза. В Латинской Америке центрами притяжения рабочей силы стали Аргентина, Бразилия и Венесуэла с численностью иммигрантов от 5 до 8 млн. человек. В Африке центрами притяжения рабочей силы стали ЮАР и Кот- д Ивуар.

Основными поставщиками рабочей силы в Азии являлись Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, на Ближнем Востоке – Ливан. Иордания, Турция, в Африке – Марокко, Алжир, Тунис, Гана, Мали, Чад, Гвинея, Мозамбик, в Северной Америке – Мексика, в Европе – Польша, Португалия, Италия, Ирландия. В 90- е годы страны Южной Европы – Греция, Италия, Испания превратились из стран чистой миграции в страны нетто- миграции.

Влияние миграции на принимающие страны. Международная миграция населения играет важную роль в демографическом развитии отдельных стран и регионов. В результате миграционных потоков целый ряд промышленно развитых стран нивелировал суженное воспроизводство населения. В 80-е годы доля внешней миграции в общем приросте населения таких стран, как Канада, Австралия, Франция, превысила 25%, США – до 50%. С другой стороны, значительные эмиграции приводили в ряде стран к процессу депопуляции, что наблюдалось в 60-е годы в Ирландии, Греции, Португалии, несмотря на высокий прирост населения в этих странах. Во второй половине 80-ых годов Ливан потерял 1/10 часть населения, Мексика – около 1%. Известный французский демограф А. Сови приравнивал эмиграцию к смертности.

Международная миграция оказывает серьезное воздействие на возрастную и половую структуру населения стран – доноров и принимающих стран. Среди иммигрантов преобладают лица трудоспособных возрастов. Доля иммигрантов в рабочей силе обычно выше, чем в населении. В середине 80-х годов иностранные рабочие составляли значительную часть трудоспособного населения в странах Западной Европы, особенно в Швейцарии (17% в 1987 г.), Западной Германии (8,1%), Франции (8,6).

В теории свободное движение рабочей силы между странами приводит к выравниванию заработной платы и увеличению валового мирового продукта. В реальной жизни все основные выгоды от миграции рабочей силы достаются принимающим странам. Оценить их масштабы не просто, так как не все они поддаются количественному учету. Они складываются из экономии на подготовке специалистов в принимающих странах. Стоимости продукции и услуг, соответственно создаваемой иммигрантами в стране пребывания, поступлений от налогообложения. Иммигранты, особенно нелегальные, вносят в доходы страны больший вклад, чем они получают от общественного сектора. Иммигранты более молоды, чем население в среднем, и они финансируют часть социальных расходов постоянных жителей.

Разные категории иммигрантов оказывают неодинаковое воздействие на воспроизводство валового продукта. Заметное влияние на экономическое развитие индустриальных капиталистических стран оказывает «утечка умов». К этой категории относят работников науки, инженеров, врачей. В 50-60-е годы «утечка умов» шла главным образом из одних развитых стран в другие, в основном в США. С 60-х годов эмиграция научно-технических и других высококвалифицированных специалистов начала осуществляться из развивающихся стран, а в 90-е годы – из Восточной Европы.

По крайней мере 2/3 притока «умов» приходится на США. Доля иммигрантов среди специалистов составляет там 17%, в том числе 40% инженеров и специалистов по ЭВМ, большое количество преподавателей технических дисциплин в университетах и колледжах. По оценкам чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного «среднего» ученого гуманитария составлял в 70-е годы 230 тыс. долл., ученного в области общественных наук – 235 тыс. долл., инженера – 253 тыс. долл., врача – 646 тыс. долл. В результате экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составляла не менее 15 млрд. долл. Прибыли, получаемая Канадой в процессе эксплуатации умов эмигрантов, в 7 раз больше объемов её помощи развивающимся странам. В Британии выгоды от привлечения иностранных

специалистов в три раза превышают размеры её экономической помощи странам Азии и Африки.

Анализ ситуации в США показывает, что приток иммигрантов не сопряжен с обострением конкуренции на рынке труда и ростом безработицы среди коренного населения. Более того, косвенно через расширение спроса и прямо через развитие нового предпринимательство он стимулирует создание новых рабочих мест. Иммиграция существенно не влияет на средний уровень заработной платы и дифференциацию доходов. Лишь в отдельных случаях усиление конкуренции внутри определенных профессионально - квалификационных групп приводит к некоторому снижению заработной платы. Иммигранты обычно используются в рамках так называемого вторичного сегмента рынка труда, который характеризуется тяжелыми условиями труда, низким уровнем оплаты и отсутствием возможностей для профессионального роста. Эти обстоятельства ограничивают социальную мобильность мигрантов, создают основу для их сегрегации. В первично секторе рынка труда находятся лишь мигранты, относящиеся к научно – техническим работникам. Обычно их ассимиляция происходит достаточно мягко в обществе стран – реципиентов. И только ухудшение экономической обстановки обычно приводит к обострению противоречий между коренным и пришлым населением.

Социально – экономические последствия миграции. Воздействие миграции на посылающие страны не получает адекватной реализации. Исследования показали, что международные мигранты обычно располагают средним потенциалом получения доходов в своей стране. Чаще всего они не принадлежат к беднейшим слоям. Группы с наименьшими доходами в бедных странах не имеют перспектив, финансовых средств и информации, чтобы в больших масштабах включиться в международную миграцию, хотя отличались случаи обратной тенденции. Нередко в результате эмиграции страны теряли наиболее квалифицированную рабочую силу, и возникавшие вакансии замещались менее подготовленными работниками, что сказывалось на эффективности производства. Подобные случаи были характерны для Египта, Иордании, Йемена, Лесото и других стран. Так, по оценкам за 70-е годы Филиппины потеряли свыше 12% подготовленных специалистов, Южная Корея – 10%. 90% вновь подготовленных врачей в Зимбабве выехали за границу с 1980 года.

Эмиграция нередко наносит тяжелый урон интеллектуальному потенциалу стран- доноров, который является самой ценной субстанцией любого общества. Суть этой проблемы состоит не столько в количестве уезжающих за рубеж специалистов, сколько в их значении. Отъезд того или иного неформально ведущего научного сотрудника может парализовать работу творческого коллектива. Отток «мозгов» усиливает диспропорции научно- технического развития основных подсистем мирового хозяйства и отдельных стран.

Миграция рабочей силы, базируясь на различиях в уровнях экономического развития, вместе с тем способствует ослаблению ряда проблем стран эмиграции. В частности, для ряда, особенно малых стран денежные переводы эмигрантов играют важную роль в качестве источника их валютных поступлений. В крупных странах – Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины они составляют 10-27% экспортных поступлений. Для рабочих – эмигрантов характерна высокая норма

сбережений. Их средняя склонность к сбережениям колеблется от 35% у турецких эмигрантов до 70% у пакистанских. Средняя склонность переводить в страну выезда ниже, колеблясь в пределах 11-50%. Она понижается по мере увеличения срока пребывания иммигранта в принимающей стране.

Денежные переводы стимулируют внутренний спрос, который может привадить к росту производства и занятости. В ряде стран с узкими внутренними рынками они могут увеличивать инфляционное давление и вызывать расширение импорта. Исследования по Бангладеш и Пакистану показали, что только небольшая часть переводов расходуется на производственные инвестиции. В социальной сфере позитивный эффект миграции связывают обычно с ростом благосостояния, если не всего общества, то хотя бы некоторой его части. Положительное влияние может оказывать при общение временных мигрантов к более передовым технологиям, применяемым в странах иммиграции, более высоким стандартам трудовой этики.

Международная миграция трудовых ресурсов слабо влияет на перераспределение дохода в мировом хозяйстве и тем более на выравнивание уровней экономического развития. Рабочая сила до сих пор остается немобильным фактором производства по сравнению с капиталом, который перемещается в мировой экономической системе более свободно. Подобное положение предопределяется политикой прежде всего индустриальных капиталистических стран, которая носит ярко выраженный иммиграционный характер. Начиная с 70-х годов в западных странах начали ужесточать меры по ограничению иммиграции почти параллельно с этим западные страны, и прежде всего США, в рамках политики защиты прав человека развернули кампанию за свободу передвижения людей. Усилилась селективность допуска исходя из целей внешней политики и решения своих экономических проблем. Иммиграционные правила пересматриваются в сторону поощрения притока научных и высококвалифицированных лиц. в этом отношении представляются обоснованными предложения ряда стран о выработке механизма компенсации за использование трудовой иммиграции. Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Уральский Государственный Университет им. А.М. Горького

Факультет политологии и социологии

Кафедра теории и истории социологии

Реферат по демографии

Миграционные процессы в мире.

Исполнитель: студентка группы 202

Шредер Т.А.

Преподаватель: канд. филос. наук,

доцент Левченко И.Е.

Екатеринбург, 2001

Введение................................................................................................................................... 3

Глава 1. Общие сведения о миграции населения............................................................ 4

Виды миграций....................................................................................................................... 4

Иммиграция населения......................................................................................................... 6

Эмиграция................................................................................................................................ 7

Урбанизация............................................................................................................................ 8

Основные функции миграции............................................................................................ 10

Структура миграционного процесса. Понятие миграционного потока................... 12

Глава 2. Причины миграций и их историческая обусловленность.......................... 15

Заключение........................................................................................................................... 20

Список литературы.............................................................................................................. 21

Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграции населения.являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции населения. сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции населения. имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. Прикладное значение имеют исследования миграции населения. для целей общеэкономического и регионального планирования, использования трудовых ресурсов.

Положительным моментом в миграции является расселение народов: определённая численность и плотность населения - необходимые предпосылки для развития каждой страны. Хотя нельзя преувеличивать роль плотности населения и устанавливать прямую связь между нею и уровнем социально-экономического развития. Наконец, некоторые государства (США, Австралия, Канада, Израиль) практически созданы мигрантами.

В наше время миграционные процессы в мире довольно интенсивны, хотя многие страны и вводят ограничения на въезд.

Принимая во внимание данные факторы, нельзя умалять роли миграции населения и, соответственно, ставить под сомнение актуальность темы.

В переводе с латинского migratio означает перемещение, переселение. Миграцию населения рассматривают в узком и широком смысле слова. В узком смысле миграция населения представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т.е. в буквальном смысле означает “переселение”. Миграция населения в широком значении слова - любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населёнными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.

Миграция населения в широком смысле охватывает четыре вида перемещений: безвозвратные, маятниковые, эпизодические, сезонные. Перечисленные виды специфичны по характеру, а участвующее в них население преследует самые разные цели.

Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией населения в строгом значении слова, т.е. перемещение населения, которое ведёт к его территориальному перераспределению. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: Во-первых, население перемещается из одних населённых пунктов в другие и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.

Сезонные миграции населения - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в место постоянного жительства. Они в большинстве своём имеют целью удовлетворить потребности в рабочей силе отраслей с сезонным характером производства.

Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населённых пунктах, и их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде. Статистика ООН признаёт мигрантами лиц, проживающих на новом месте более 6 мес. Иногда к миграциям населения относят туризм, курортные поездки, паломничество и др., что, однако, неправильно, ибо здесь нет смены места жительства.

Миграция населения увеличивает качественно и количественно трудовые ресурсы тех поселений, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. Маятниковая миграция населения создаёт условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.

Эпизодические миграции населения представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и не обязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвует трудоспособный контингент, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодических миграций населения весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграций превосходит все остальные. От сезонных миграций эпизодические не отличаются ни своей продолжительностью, ни целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудовыми.

Все виды миграций населения тесно взаимосвязаны. Для населения, участвующего в перемещениях, один вид миграции населения может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграция населения порой бывают предшественниками безвозвратной миграции населения, так как они создают условия (в первую очередь - информационные) для выбора постоянного места жительства.

Каждый из названных видов миграции населения может рассматриваться двояко: как межтерриториальное и межпоселенное перемещение.

В межтерриториальных миграциях населения обычно различают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские, внутри- и межрайонные. В межпоселенных миграционных потоках могут быть выделены четыре направления: внутри городской местности, т.е. между городами и посёлками городского типа; внутри сельской местности, т.е. между сельскими поселениями, а также между сельскими и городскими поселениями, причём в одном случае это сельско-городское миграционное движение, а в другом - городско-сельское. Два последних направления обычно называют сельско-городской миграцией. По данным Всесоюзного выборочного обследования населения 1985 г., основными направлениями миграции в СССР были переезды из сёл в города (40%) и из городов в города (34%). Переезды из одной сельской местности в другую составили 19%, а из города в село - 7%.

Иммиграция населения - въезд в страну на постоянное или временное жительство граждан другой стран. Иммиграция населения. определяется рядом причин: экономическими (ввоз рабочей силы или въезд в страны с более благоприятными условиями работы или более высоким жизненным уровнем и т. д.), военными (захват чужих земель и их военная колонизация) и политическими (бегство от политических, национальных, расовых, религиозных и др. преследований, обмен нацменьшинствами между государствами и т.д.).Иммиграция населения играла важнейшую роль в заселении некоторых частей света и формировании населения многих стран мира. Иммиграция населения оказывает существенное влияние на динамику численности населения; её демографические последствия обусловлены не только численностью мигрантов, но и своеобразием их половозрастной структуры: заметным преобладанием в числе переселенцев людей молодого и среднего возраста, а также мужчин. Иммиграция приводит к смешению различных этнических групп населения, в результате чего складываются новые нации и народности. Это явление. характерно для всех исторических эпох. Огромное влияние на формирование населения Евразии оказали миграции, происходившие в течение последних двух тысяч лет, такие, как Великое переселение народов в Европе (4-7 вв.), миграции, связанные с арабскими завоеваниями (7-8 вв.), с экспансией тюрко-монголов (11-17 вв.). Эпоха Великих географических открытий (середина 15 - середина 17 вв.) положила начало широкому развитию межконтинентальных миграций, главным образом из Европы в другие части света, прежде всего в Америку и Австралию. В 20 в. темпы миграции не ослабевают, хотя сами миграции и приобретают в целом ряде случаев иной аспект: огромные перемещения населения, связанные с двумя мировыми войнами; переселение более 16 млн. чел., вызванное разделом британской Индии на два независимых государства - Индию и Пакистан; миграции, связанные с переселением в Израиль евреев и бегством и выселением оттуда арабов, и т. д. В то же время всё ещё остаются значительными переселения по причинам экономического характера. Широкий размах после 2-й мировой войны 1939-45 получила иммиграция рабочей силы в развитые страны Западной Европы (число иммигрантов достигает 8 млн. человек, в том числе во Франции - 3,4 млн., ФРГ - 2 млн., Швейцарии - 1 млн., или 16% населения страны, и т.д.). Страны, поставляющие иммигрантов: Испания, Италия, Португалия, Греция, Турция, страны Северной Африки.

Введение

Каждый из нас когда-либо принимал участие в массовой миграции или мигрировал сам, даже не задумываясь об этом. В рабочие дни мы ходим работать и учиться, на выходные многие едут за город, проводят свой отпуск в деревне или отправляются путешествовать в совершенно другие края. Все эти явления заключены в одном понятии - миграции. Но, конечно, в более частых случаях под миграциями понимают более масштабный процесс - процесс переезда, смены постоянного места жительства.

Весь временной путь, пройденный человечеством с древнейших времен и до наших дней, непременно сопровождался территориальными перемещениями, переселениями людских масс в поисках лучших условий для существования. И особенно важное значение такие переселения приобретают в современном мире - мире, где с огромной скоростью проходит процесс глобализации, идет тенденция к разрушению межэтнических, межнациональных, языковых барьеров.

Миграция - один из факторов, влияющих на формирование рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения. Правильная продуманная миграционная политика государства способствует социально-экономическому развитию страны. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.

Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства.

Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Понятие и сущность миграционных процессов

Миграционные процессы - множество событий, влекущих за собой смену места жительства Ахиезер А. Миграция в российской истории //Власть. - 2006. - № 5. с 20 - 24. Одни из этих событий явные (переселение), другие -- латентные (формирование подвижности и т.д.). Чтобы все эти события представляли собой процесс, они должны составить статистически значимую совокупность. Миграция, как и другие процессы, совершается во времени, поэтому ее можно измерить в определенном временном интервале. Характеристика структуры миграции принимается как средняя для этого интервала. Структура -- это процесс в статике, а процесс -- это по своей сути структура в динамике, т.е. непрерывная смена ее состояний. Причем непрерывно меняется структура не только миграционного процесса, но и тех совокупностей людей, которые отдают и получают мигрантов.

Для каждой территориальной совокупности людей миграционный процесс выступает как двоякое движение -- как поток выбытий и как поток прибытий, т.е. происходит взаимодействие двух противоположно направленных, относительно однородных серий событий. Но для мигранта событием является не начало (выбытие) или конец (прибытие) миграционного перемещения, а само переселение, т.е. смена постоянного места жительства. Поэтому при рассмотрении миграции, во-первых, со стороны территориально локализованных совокупностей людей и, во-вторых, со стороны участников переселений в понятие «миграционное событие» вкладывается различный смысл. В первом случае из событий формируется процесс, а во втором -- поток Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: Диалог-МГУ, 2009. С.19..

В социологии изучение миграционных процессов должно реализовываться в поиске особенных граней социологического анализа, отражающих сущностные характеристики миграционных процессов в органической связи с их субъектами и с учетом воздействующих на них факторов как институционального, так и ситуационного характера, а также объективного и субъективного аспектов. Так как не только миграционный процесс влияет на социальную ситуацию во всех сферах общества, как принимающего, так и отдающего население (назовем это «миграционный процесс -- фактор»), но и сама ситуация воздействует на этот процесс («миграционный процесс -- функция»), то при анализе данного процесса нужно исходить из его полисубъектности.

Когда миграционный процесс выступает как фактор (от лат. factor - делающий, производящий), то его можно рассматривать как основную причину и движущую силу тех социальных изменений, социальных связей и отношений, которые обусловливают объективно неизбежные или субъективно возникающие изменения во всех сферах общества приема и отдачи населения.

Для социологического анализа важно определить масштабы и характер воздействия миграционного процесса как фактора на те или иные сферы жизнедеятельности общества, а также придерживаться определенной системы их квалификации в зависимости от проблем и целей исследования, критериев и группировочных признаков.

В качестве основных группировочных признаков можно назвать Рыбаковский Л.Л. Миграция населения, прогнозы, факторы, политика, М.: 2010. С. 70:

Объективные и субъективные признаки со всеми оттенками и переходами;

Отношение к субъекту деятельности (перемещения);

Отношение к объекту деятельности (внешнее, внутреннее);

Масштаб воздействия;

Динамичность и регулируемость конкретных значений факторов;

Время действия;

Характер действия (постоянно, временно).

Каждая из этих групп факторов находится в сложном переплетении с другими и сама дифференцируется.

При социологическом анализе миграционный процесс как функцию (от лат. function - исполнение, осуществление, соответствие) необходимо рассматривать в следующих значениях:

Как внешнее проявление свойств миграционного процесса в той или иной системе отношений (функция - свойство);

С позиции роли, которую выполняет миграционный процесс по отношению к обществу в целом (функция - роль);

С точки зрения связей миграционного процесса с обществом или сферами его жизнедеятельности и их взаимозависимости (функция - связи).

В социологических исследованиях важным моментом является построение системы воздействия ситуации на миграционный процесс. При этом, прежде всего следует выделять основное (или основные) воздействие, что, конечно, не принижает значимости остальных воздействий.

Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной границы РФ, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно - политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной общественно - политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер Буква закона // Миграция и гражданство №3(6)/2011. - 21 с.. За прошедшие 10 лет в Россию из стран СНГ и Балтии переехало более 8,6 миллиона переселенцев Какая миграционная политика нужна России // Российская Федерация сегодня №11/2011. - 30 с.. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами.

Массовый приток вынужденных мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, ищущих временное убежище), достигший пика в первой половине 90-х годов, постепенно снижается.

Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека. Сохраняются проблемы социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев.

Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в РФ, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций Буква закона // Миграция и гражданство №3(6)/2011. - 21 с.. Только 1 миллион 600 тысяч мигрантов из стран СНГ и Балтии получили статус беженца или вынужденного переселенца Какая миграционная политика нужна России // Российская Федерация сегодня №11/2011. - 30 с.. Террористические нападения заставили мировое сообщество принять в последние годы меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище, так и к экономическим мигрантам. Ряд государств прибегнул в этих целях к беспрецедентным мерам безопасности. Уделять должное внимание вопросам антитеррористической интеграции стремится и Россия.

Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри РФ. Это вызвано несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и ночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производства за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.

Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и использования в Российской Федерации труда иностранных граждан, выезда российских граждан за границу с целью работы по найму. При этом среди иностранных работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав. В России это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики.

Сохраняется внутренняя миграция, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями. Природные и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем.

Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.

По прогнозу, начиная с 2006 года, ожидаются значительные изменения в структуре населения, будет сокращаться численность населения трудоспособного возраста - основного источника формирования трудовых ресурсов.

Потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого притока иммигрантов, в первую очередь из государств - участников Содружества Независимых Государств. В этой ситуации актуальной проблемой для российского общества является формирование установок толерантного сознания.

В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны, что вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.

Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации Буква закона // Миграция и гражданство №3(6)/2011. - 21 с..

Таким образом, единого подхода к формулировке определения миграции до сих пор не существует. В зависимости от изучаемого признака, выделяют внешние, внутренние, временные, маятниковые, сезонные, социальные, экономические, добровольные, принудительные, общественно-организованные и неорганизованные миграции. Современная миграционная ситуация в России является непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.



Просмотров