Методы правового регулирования. Оптимизация: факторы успеха. Основы и примеры

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования - определенные приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов - особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение и дееспособностью участников общественных отношений ( и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

    • императивный;
    • диспозитивный;
    • поощрительный;
    • рекомендательный;
    • и другие.

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения , запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

    1. дозволение,
    2. обязывание,
    3. запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

    • субъективное право,
    • свобода,
    • законный интерес.

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником , эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования - те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Выделяют два типа правового регулирования:

    1. общедозволительный;
    2. разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено . Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного . Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

С проблемой шумных соседей сталкивались почти все жители многоквартирных домов. Законом определены нормы уровней шума, согласно которым, нарушители тишины и покоя в России могут быть привлечены к административной ответственности.

Расскажем, как бороться с шумными соседями при различных обстоятельствах.

Как бороться с шумными соседями – все методы законной борьбы, если соседи шумят

Существуют законные методы борьбы с соседями, которые шумят. Перечислим их, и определим нюансы и эффективность каждого способа:

1 Способ. Переговоры

Это - самый распространенный способ решения проблемы, который поможет не доводить до конфликта между соседями. Лучше попросить соседей не шуметь и обоюдно договориться, чем потом утруждаться с обращением в органы.

Эффективность этого способа может быть равна 100%, если шумные соседи будут адекватными и понимающими людьми. В других случаях переговоры могут не увенчаться успехом.

2 Способ. Обратиться в государственный административно-технический надзор

Этот орган есть точно в крупных городах России. Но в него следует обращаться только, если вы имеете на руках доказательства нарушения законодательства.

Это могут быть:

  1. Свидетельские показания соседей. Например, если в многоквартирном доме проводилось собрание по поводу данной проблемы, то следует предоставить бумагу, фиксирующую это. Или же, если было написано заявление от нескольких собственников квартир участковому или в другие органы, то стоит приложить и копию этого документа.
  2. Видеозапись. Это лучшее доказательство.
  3. Аудиозапись. Могут рассмотреть, но не всегда.

Заявление в инспекцию можно подать лично одному человеку - или сразу нескольким собственникам.

3 Способ. Проведение независимой экспертизы

В том случае, если у вас в городе есть организации, занимающиеся контролем, и имеющие лицензию на проведение данных экспертиз, то можно обратиться к ним. Эксперты должны выехать на объект, провести замеры уровня шума с использованием специальной аппаратуры - а затем сформировать решение.

Важно: оборудование должно быть внесено в список аккредитованной техники для проведения подобного исследования, иначе акт будет обычной бумагой, не имеющей никакой юридической силы.

Этот способ будет эффективен, если у вас имеются средства на проведение экспертизы. Почти всегда процедура проводится за счет заявителя .

4 Способ. Обращение в полицию к участковому

Когда шумные соседи нарушают законы, действующие на территории вашего региона, вы можете обратиться к участковому. Следует объяснить ситуацию, а также подтвердить слова доказательствами, а затем - написать заявление.

Участковый должен принять меры по урегулированию возникшего конфликта. Он может провести беседу, выписать штраф за правонарушение.

Заметьте, данный способ может быть более эффективен, если писать заявление коллективно.

5 Способ. Обращение в судебную инстанцию

Когда действия полиции и других органов не привели к успеху, то можно написать исковое заявление в суд.

Через суд вы сможете:

  1. Привлечь к административной ответственности шумных соседей.
  2. Заставить надзорные органы действовать в отношении шумного собственника.
  3. Обеспечить проведение бесплатной экспертизы.
  4. Возместить моральный ущерб.

Конечно же, обращаться в судебные органы лучше с доказательствами. Хорошо, если иск будет написан с указанием свидетелей – третьих лиц.

Способ эффективен, если в регионе вашего проживания действуют законы, позволяющие определить правонарушение и ответственность за него.

6 Способ. Написание жалобы в местные СМИ, администрацию

По закону эти органы, организации не имеют никаких прав на реальные действия в отношении шумных собственников многоквартирного дома. Они могут только предупредить их, и перенаправить жалобу в соответствующую надзорную инстанцию.

Эффективность способа зависит от количества оповещенных организаций. Чем больше органов знает о проблеме, тем выше вероятность решить ее.

Напомним : если шум исходит от детей, проживающих сверху, то жаловаться нет смысла. Справедливость искать в этом случае никто не будет.

Сами собственники, столкнувшиеся с шумными соседями, выделяют и нестандартные методы борьбы. К ним относят:

1 Способ. Выкручивание пробок у электросчетчика

Конечно же, никто не будет проверять - вы ли выключили свет в квартире, откуда «идет» шум.

Есть вариант выключить электричество, выкрутив пробки - но при этом оставьте записку, что их вернете днем.

Этот способ эффективен, чтобы успокоить соседей на время. Есть риск возникновения конфликта!

2 Способ. Шум в ответ

Предлагают начать шуметь тогда, когда соседи спят или отдыхают, чтобы они почувствовали себя на вашем месте.

Способ может быть неэффективным, так как соседей попросту может не быть дома, когда вы начнете шуметь.

Кроме того, они могут никак не отреагировать на ваш шум.

3 Способ. Прослушивание громкой музыки

Музыка, которая не пользуется популярностью, может на время утихомирить соседей.

Этот способ не всегда эффективен.

4 Способ. Включение ультразвука

Приложение на телефоне поможет воспроизвести ультразвук, который многие не любят.

Этот способ поможет точно избавиться от толпы на улице, а вот для шумных соседей может не подойти.

Юристы считают, что проявлять ответные действия в отношении шумных соседей не стоит. Пытаться решить проблему следует законными методами .

Что делать, если шумят соседи-собственники квартиры?

В том случае, если шум издают соседи-собственники квартиры, то вам несказанно повезло, ведь договориться с соседями проще - чем, например, с нанимателями.

Обычно простая беседа с владельцем квартиры помогает решить проблему. Собственники, которые собираются жить долго в квартире, и не переезжать через несколько лет, как правило, идут на уступки.

Итак, что же делать, если шумят соседи-собственники:

  1. Обратиться напрямую к соседу и объяснять ситуацию.
  2. Провести собрание собственников, на котором поднять вопрос.
  3. Если меры, указанные выше, не повлияли, то можно сообщить собственнику, что на него в следующий раз будет написано заявление в правоохранительные и другие надзорные органы.
  4. Напомнить собственнику о законах, которые действуют на территории вашего региона.
  5. Написать жалобу участковому.
  6. Оформить иск в суд.
  7. Написать обращение в местную администрацию, СМИ.

Лучше, чтобы на владельца квартиры воздействовало сразу несколько соседей. Так он поймет свою неправоту, и не допустит дальнейшего разбирательства через контролирующие органы.

Шумят соседи – арендаторы квартиры: куда обращаться и звонить?

Ситуация, когда шумят арендаторы квартиры, немного хуже. Ведь, пока вы не выйдете на собственника квартиры, делать замечания и беседовать с нанимателями чаще всего бесполезно.

Поэтому ваши действия должны быть таковы:

  1. Отыщите номер телефона собственника квартиры и решите с ним данный вопрос. Поспрашивайте у соседей, может они контактировали с ним. Можно оставить записку с вашим номером телефона и попросить владельца связаться с вами, но не пишите по какому поводу.
  2. Побеседуйте с нанимателями и владельцем вместе, посмотрите на реакцию и действия после переговоров.
  3. В том случае, если собственник занимает позицию арендаторов, и при этом сдает квартиру нелегально, то можно пригрозить сообщением в надзорные органы о правонарушении (ФМС, налоговые органы).
  4. Провести беседу на общем собрании собственников дома. Скорее всего, найдутся те, кому еще мешали соседи-арендаторы.
  5. Провести независимую экспертизу.
  6. Написать жалобу в правоохранительные органы, если сотрудники полиции отказались рассматривать ваше заявление.
  7. Составить и подать исковое заявление в судебную инстанцию.
  8. Обратиться в администрацию, СМИ.
  9. Написать жалобу в Роспотребнадзор, если квартира находится в ненадлежащем санитарном состоянии, где условий для проживания нанимателей не создано вообще.

Лучше писать письменные заявления - и оставлять уведомления о получении себе, чтобы подтвердить, в дальнейшем, ваши обращения.

Кстати, при написании искового заявления следует приложить всю имеющую документацию по данному вопросу, вплоть до заявлений и жалоб с вашей стороны.

Соседи шумят ночью – методы борьбы по Закону

Предусмотрен Закон федерального уровня, рассматривающий нормы уровня звука в жилых помещениях.

Заметьте , в каждом регионе законы могут быть свои, но требования по нормам шума в них не разнятся с федеральными.

Допустимые максимальные уровни звука, проникающего шума в помещениях жилых зданий

Наименование помещений

Время суток

Максимальный уровень шума

Уровень эквивалентного звука, действующего постоянно

Жилые комнаты квартир

Жилые комнаты квартир

Нормы предусмотрены Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.2.2645-10 под названием «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», от 10 июня 2010 г. Прил. 3.

Речь, согласно этим нормам, «идет» о любом виде шума.

К нему относят:

  1. Технику, издающую шум. Например, телевизоры, магнитофоны и другие приборы.
  2. Игру на музыкальных инструментах.
  3. Пение, свист, крик и т.п.
  4. Пиротехнические средства, нарушающие тишину.
  5. Производства, оборудование, проводящее ремонтно-строительные работы или погрузочно-разгрузочные работы.

Если ночью вы услышали что-либо из вышеперечисленного, то можно смело добывать доказательства и подавать жалобы, заявления в надзорные органы.

О способах решения проблемы читайте выше.

Помните и о первоначальных действиях.

Ночью можно:

  1. Вызвать наряд полиции, который разберется с соседями и утихомирит их.
  2. Написать заявление участковому.
  3. Сделать видеозапись.
  4. Заручиться показаниями свидетелей.

Наилучший способ решения проблемы в ночное время – дождаться полицию . Не стоит стучать к соседям и идти разбираться с угрозами, ведь они могут находиться в состоянии алкогольного опьянения.

Варианты решения должны быть законными - тогда вы добьетесь справедливости.

Строительный шум у соседей ночью или днем – нормы и ответственность нарушителей

Как правило, ремонтно-строительные работы, проводимые соседями ночью или днем, приносят много шума, который по длительности может растягиваться не на один день, а на несколько недель. Поэтому времени для решения проблемы в этой ситуации гораздо больше.

Нормы шума и уровней звука в разное время суток мы указали выше. Он относится и к ремонтным работам, которые проводит сосед, и от которых формируется шум.

Если не исполнять действующее законодательство, могут привлечь к ответственности.

За нарушение тишины в дневное время предусмотрены такие наказания (ст.6.4 КоАП РФ):

  1. Штраф в размере 100- 1000 руб. для граждан, жителей многоквартирного или частного дома.
  2. Штраф в размере 1000-2000 руб . для должностного лица.
  3. Штраф в размере от 1000-2000 руб . для предпринимателей, которые не имеют соответствующего образования. Могут наложить на ограничение деятельности на срок до 3 месяцев.
  4. Штраф в размере 10000-20000 рублей для юридических лиц. Также может быть вариант временного прекращения работы на 3 месяца.

Понятие правового регулирования тесно связано с таким термином, как юридическое воздействие. Однако первое по своему содержанию гораздо шире второго. Понятие правового регулирования включает в себя не только деятельность по стабилизации общественных отношений. Оно предполагает и косвенное влияние юридических средств на субъектов, которые не попадают под юридическое воздействие.

Мировая практика

Международно-правовое регулирование имеет сегодня особое значение в области отношений, складывающихся в мире. Оно основывается на особых юридических актах. Эти акты должны быть приняты правительствами взаимодействующих стран. При этом ряд национальных законодательных положений должен быть приведен в соответствие с ними. Соответственно, такие изменения затрагивают и внутренние взаимодействия.

Правовое регулирование РФ

В России действуют Конституция, федеральные, региональные и муниципальные законы и подзаконные акты. Государственно-правовое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие власти на общественные отношения. Этот процесс основывается на указанных выше юридических средствах. Они ориентированы на стабилизацию и упорядочивание общественных связей. В предмет правового регулирования включаются однородные устойчивые общественные отношения. Они требуют упорядочивания посредством специальных инструментов. Так как юридическими механизмами невозможно воздействовать на все без исключения связи в обществе, законодателем всегда точно определяется сфера правового регулирования и пределы вмешательства в социальные отношения.

Ключевые элементы

В качестве одного из них выступает предмет правового регулирования. Он представляет собой комплекс общественных отношений, на который, собственно, направлено воздействие юридических инструментов. Предмет есть и у отдельного правового средства. В целом в качестве него выступает в первую очередь волевое поведение граждан в различных областях их жизнедеятельности.

Пределы воздействия

Как выше было сказано, нормативно-правовое регулирование не может распространяться на все взаимоотношения в обществе. Именно поэтому в пределы влияния должны входить только те связи, на которые оно распространяется или которые в нем нуждаются. Они и формируют непосредственный предмет регулирования. Нельзя допустить, чтобы пределы были слишком расширены или, наоборот, сужены. Если значение права в рамках регулирования отношений в социуме слишком занижено, может возникнуть произвол и хаос в обществе. Это, в свою очередь, чревато серьезными нарушениями порядка. Если же нормативно-правовое регулирование будет распространяться на максимальное количество связей, в том числе и на те, которые в нем не нуждаются, возникнет ситуация абсолютного контроля власти за всеми аспектами общественной жизни. Это является произволом со стороны правительственных структур.

Группы отношений

В сферу регулирования включают взаимодействия:

  1. Граждан по обмену нематериальными либо материальными ценностями.
  2. По властному управлению.
  3. По сохранению и поддержанию порядка.

Первые называются экономическими отношениями, вторые - политическими. Третья группа обеспечивает функционирование связей первых двух категорий.

Пределы контроля

Они выступают в качестве условных границ. В пределах регулирования осуществляется непосредственное вмешательство в общественные отношения с использованием правовых средств. За рамками этих границ связи не нуждаются и не подлежат воздействию. Пределы регулирования разделяются на:

  1. Объективные. Они зависят от социальных, технических, природных и прочих факторов, которые ограничивают воздействие на те или иные общественные связи. К примеру, отсутствие технических возможностей, финансирования и так далее.
  2. Субъективные. Эти пределы всегда находятся в зависимости от законодателя, который по тем либо другим причинам не желает контролировать какие-либо связи.

Методы правового регулирования

Они формируют комплекс приемов, средств и способов, которые используются в процессе юридического влияния. Они характерны для определенного института, отрасли или другого элемента системы. Методы правового регулирования могут быть:

Средства

По этому критерию правовое регулирование классифицируется на:


Субъекты

В зависимости от лиц, которые осуществляют правовое регулирование, оно может быть:

  1. Властным. Оно реализуется госорганами и их должностными лицами. При этом используются исключительно законодательные предписания.
  2. Негосударственным. Оно осуществляется коллективами, общественными организациями, участниками отношений. В этом случае могут использоваться как законодательные модели, так и индивидуальные средства и методы.

Прочая классификация

В соответствии со степенью централизации выделяют:


В зависимости от сферы распространения, регулирование может быть:

  1. Общим - затрагивает абсолютно всех существующих субъектов.
  2. Ведомственным - касается только определенной области госуправления.
  3. Местным - распространяется на уровне муниципальных образований либо административно-территориальных единиц.
  4. Локальным - затрагивает отношения, складывающиеся внутри корпоративных организаций и сообществ.

Стадии

Правовое регулирование реализуется в несколько этапов:

  1. Правотворчество.
  2. Конкретизация и индивидуализация предписания.
  3. Реализация модели.
  4. Правоприменение.

На первой стадии формируется собственно сам вариант поведения в рамках тех или иных отношений. На этой стадии обозначаются ориентиры вероятности наступления негативных или позитивных последствий от тех или иных действий.

Индивидуализация и конкретизация

Эти процессы следуют за наступлением юридических фактов - воплощением нормы относительно конкретного социального отношения. Внутри этой связи предписание начинает функционировать. На этой стадии у субъектов возникают обязанности и права.

Реализация

На этом этапе предписания претворяются в жизнь. За ними следует конкретный юридический результат. Он возникает, кроме прочего, посредством правоохранительной и правообеспечительной функций. В качестве средств в этом случае выступают акты использования юридических возможностей, соблюдения запрета либо исполнения обязанности.

Применение

Оно представляет собой деятельность уполномоченных структур, которая связана с индивидуализацией созданного предписания. Оформляется она в виде акта правоприменения. Эта стадия считается факультативной. Она имеет место в тех случаях, когда реализация предписаний невозможна без участия компетентных структур.

В правовой науке применяется определенная система методов:

  1. Общенаучные методы.
  2. Всеобщие методы.
  3. Специальные методы.
  4. Частноправовые методы.

Современное конституционное право стремится расширить свой методологический аппарат путем использования все новых методов, направленных на трактовку правовых явлений.

Актуальная методология конституционного права в РФ

Особенность методов конституционного права основана на публично-правовом характере отрасли. По этой причине ключевой метод конституционного права имеет черты публично-правового метода регулирования общественных отношений, а именно: властный характер, императивность, директивность. Вышеупомянутые свойства метода конституционного регулирования отражаются в следующих средствах:

  1. он воплощается в конкретных правовых нормах, определяет конкретные государственно-правовые факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений;
  2. содержит указание на конкретных субъектов, регулируемых отношений;
  3. вызывает определенные правовые последствия.

Специфика конституционно-правового регулирования заключается в использовании учредительного метода регулирования . Особенность этого метода состоит в том, что помимо универсальных способов правового регулирования он использует специфические способы средства правового воздействия, такие как общее установление и конституционное закрепление.

Общее установление проявляется в наличии в системе конституционного права множества так называемых исходных, отправных установлений, имеющих общерегулятивный характер и выражающихся в первичных нормах права. Такие нормы содержатся в Конституции Российской Федерации, конституционных федеральных законах или в федеральных законах.

Специфика общего установления и конституционного закрепления заключается в том, что они не требуют специфически юридических средств обеспечения закрепляемых норм права, т.е. юридических санкций и имеют статутный характер. Используемые конституционные средства регуляции проявляются как непосредственно, так и опосредованно, через конкретизацию нормативных положений в конкретизирующих законах и иных нормативных правовых актах.

Особенность конституционно-правового регулирования заключается в широком использовании, наряду с типичными директивными, императивными публично-правовыми средствами регуляции, так называемых "мягких" средств регулирования. Это проявляется в привлечении договорных нормативных регуляторов, использовании конституционных обычных норм и конституционного прецедентного права. Отмеченную особенность метода конституционного регулирования следует дополнить указанием на присутствие в системе конституционного права значительного числа диспозитивных норм, что не характерно для публично-правового метода регулирования.

Это обстоятельство дало основание академику О.Е. Кутафину сделать вывод о том, что в системе российского права конституционное право сочетает в себе элементы как частного, так и публичного права. При этом преобладают черты публичного права, поскольку оно в большей мере связано со спецификой общих, государственных интересов, чем со сферой частных, индивидуальных и групповых. Исходя из того, что нормы конституционного права являются базовыми как для публичного, так и для частного права, О.Е. Кутафин делает вывод о том, что конституционное право является публично-правовым. В выборе средств правового регулирования важное значение имеет предмет регулирования. Соответственно двум принципиально отличающимся группам отношений используются два типа правового регулирования:

  • отношения, связанные с реализацией гражданами принадлежащих им основных прав и свобод, регулируются на основе общедозволительного типа регулирования;
  • регулирование властеотношений осуществляется в соответствии с разрешительным принципом правового регулирования.

Исходя из вышесказанного, гражданам и их объединениям предоставляется максимум свободы поведения, деятельность властных структур, их должностных лиц жестко нормируется, ограничивается свобода усмотрения.

Отдельно обратимся к методу государственно-правового регулирования. Он представляет собой способ нормативно-организационного воздействия на соответствующие общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития. Обычно государственно-правовое регулирование осуществляется с помощью сопутствующих методов, а именно:

  • метод централизованного, императивного регулирования
  • метод субординации, при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах.
  • метод координации.

Разграничиваются методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания.

Теперь нужно рассмотреть каждый из отраженных на рисунке методов подробнее. Начать следует с управомочивающего метода.

Управомочивающий метод конституционного права представляет собой наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правами.

Метод обязывания представляет собой по большей части позитивное обязывание, которое является способом правового воздействия, при котором в соответствующей правовой норме содержится предписание на совершение определенных обязательных и юридически значимых действий.

Метод дозволения базируется на дозволении.

Дозволение – это способ правового воздействия, который выражается в разрешении совершения определенного действия или бездействия, которые имеют или могут иметь юридические последствия.

В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Этот метод тесно связан с управомочивающим методом . Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомочивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.

Метод запрещения содержит в себе запрет.

Запрет – это способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий .

Так, в соответствии со ст.21 Конституции Российской Федерации , никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В завершении следует отметить, что с помощью конституционного регулирования реализуется следующее:

  • закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности;
  • обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юридическом уровне;
  • закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.

Литература

  1. Философский словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nenuda.ru/краткий-словарь-философских-терминов.html
  2. Кутафин О.Е. Предмет Конституционного права – М.: Юрист, 2001
  3. Конституция Российской Федерации
  4. Колюшин Е.И.Конституционное право России: Курс лекций. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА – М, 2015.

Метод правового регулирования - способ правого воздействия на общественные отношения со стороны государства. В СССР пытались сформулировать другое определение. Наибольший вклад внёс С. С. Алексеев . Метод правого регулирования - способ правового воздействия на общественные отношения с целью подчинить поведение субъектов к тем моделям поведения, которые зафиксированы в норме права. Что бы поведение субъектов совпало с моделью норма права.

Методы правого регулирования:

Критерии :

1) Правовое положение субъектов, в каком отношении друг к другу они находятся;

2) Специфика правовых норм, которые используют при соответствующем методе прав регулирования;

Императивный метод правового регулирования

С помощью этого метода регулирования между субъектами, один из которых обладал властными полномочиями, а второй должен подчиняться. Субординационные отношения. Важно что бы субъекты не только обладал полномочиями, но и реализовывал их. Этот метод публичный, прежде всего, применяется в публично-правовых отношениях.

В науке ведется спор, что приоритетнее предмет или метод?

Существуют три позиции :

Отстаивает приоритет предмета над методом: именно специфика отношений определяет как и каким методом они будут урегулированы. Если отношения имеют публично-правовой характер, то нельзя использовать диспозитивный метод, а если частные отношения, то их нельзя регулировать императивным методом;

Приоритет метода над правовым регулированием, общ отношения: специфика отношений не важна, ничего в отношениях нет, что бы можно было их определить, если мы урегулируем отношения диспозитивным методом, то это будут частные и наоборот, то есть метод определяет тип отношений;

Взаимообусловленность предмета и метода: предмет и метод находятся в отношениях взаимообусловленности, специфика отношений не может не определять метод.

Нужно реализовывать полномочия властного субъекта.

Специфика норм: при этом методе используются императивные нормы. Методы выражается посредством императивных норм - нормы, кот властно определяют только один вариант поведения обязанного субъекта, а именно возлагают на него пассивную или активную обязанность. Ему адресуется правило поведения, у него нет права выбора, у него выбор между законным (одним единственным) и незаконным.

Характер санкций: нарушение правовой обязанности (активной или пассивной) влечёт за собой негативные последствия возлагаемого субъекта по инициативе государства, не зависит от вои и желания потерпевшего. Инициирует государство.

Императивный метод правового регулирования - способ правового воздействия на отношения субординации, властеподчинения, властеотношения, путём властного определения одного варианта поведения обязанной стороны.


Диспозитивный метод правового регулирования

Регулируются отношения координации, два субъекта не связанных властеотношения, отношения равных, между юридически равными субъектами.

При диспозитивном методе правового регулирования используются диспозитивные нормы. Не всякая управомочивающая норма диспозитивная, так же как и не всякая императивная норма императивная. Диспозитивная норма предоставляет субъектам право выбора поведения в границах установленных нормой, и в том числе право свободно по взаимному согласию установить права и обязанности по отношению друг к другу. Договоры возможны только благодаря диспозитивным нормам.

Характер санкций : неисполнение правовой обязанности при диспозитивном методе правового регулирования влечёт за собой санкцию (юридическую ответственность) только по требованию заинтересованной стороны, иначе говоря, только в исковом порядке. Здесь не государство заботится о порядке, а сами субъекты должны быть инициаторами. В частном праве субъект сам защищает свои права.

Диспозиционный метод правового регулирования - способ правового воздействия на отношения координации, между юр равными субъектами, то есть на отношения субъектов, которые не связанны властеподцинения, путём предоставления субъектам права выбора варианта поведения в границах установленных правовой нормой, в т ч право добровольно по взаимному согласию добровольно установить для себя взаимные права и обязанности.



Просмотров