Метод шичко, или как ускорить восстановление зрения. Как избавиться от любой зависимости по методу шичко

Разработанный в прошлом столетии метод Шичко является довольно своеобразным и необычным способом борьбы с алкоголизмом. Его главной особенность является то, что человек должен использовать его самостоятельно. Таким образом, люди, не желающие афишировать свою зависимость, могут бросить пить без посторонней помощи. Также метод широко используется для лечения курения и токсикомании.

Специалисты рекомендуют методику Шичко тем людям, которые искренне хотят бросить пить и навсегда избавиться от алкоголизма. Мужчинам и женщинам, втайне желающим продолжать пьянство, техника вряд ли поможет. Поэтому ни в коем случае нельзя навязывать алкоголику лечение по данной технологии. Если человек не хочет прекращать пить – она ему не поможет даже при условии точного выполнения всех шагов.

Метод Шичко был придуман кандидатом биологических наук, советским физиологом Шичко Геннадием Андреевичем в 50-х годах прошлого века. Еще несколько десятилетий автор дорабатывал и совершенствовал свою методику. Окончательно сформировалась она только в 80-х годах, после чего начала широко применяться на практике.

Шичко всегда был искренне уверен в том, что главным в борьбе с алкоголизмом является осознание проблемы и искреннее желание человека бросить пить. Геннадий Андреевич был ярым противником всех остальных методов лечения алкоголизма (медикаментозного, психотерапевтического и гипнотического). Он утверждал, что человек может помочь себе сам, а все остальные варианты бессмысленны. Поэтому Шичко не советовал алкоголикам принимать какие-либо препараты или посещать различных гипнотизеров.

Суть метода заключается в систематической работе над собой. Алкоголик должен самостоятельно устранить сформировавшуюся под воздействием внешней среды «питейную запрограммированность». Человек четко выполняет все пункты программы, благодаря чему постепенно, шаг за шагом, движется к выздоровлению.

Программу Геннадия Андреевича для лечения алкоголизма не стоит путать с немедикаментозной методикой восстановления зрения, включающую ряд упражнений для глаз. Метод Шичко-Бейтса был разработан американским офтальмологом и широко пропагандировался советским ученым. К сожалению, он так и не был признан наукой, из-за чего принадлежит к методам альтернативной (нетрадиционной) медицины.

Как происходит отказ от алкоголизма по методу Шичко

Избавление от алкоголизма с помощью метода Шичко происходит по строго установленной схеме. Человек выполняет специальные упражнения в конкретном порядке. Если он все делает правильно – лечение заканчивается полным выздоровлением. Многим людям удается навсегда бросить пить всего за несколько месяцев.

Первый шаг – признание алкоголизма

Самым важным в борьбе с алкоголизмом является осознание человеком своей проблемы. Алкоголик должен полностью признать свою болезнь и осознанно прийти к выводу, что ему необходимо лечение. Лишь пройдя этот сложный путь можно использовать метод Шичко и надеяться на выздоровление.

Второй шаг – внимательное чтение данной статьи

Чтобы правильно понять суть методики, необходимо очень внимательно изучить ее. Эту статью необходимо прочитать хотя бы 2-3 раза. Это поможет правильно интерпретировать приведенные в ней советы и рекомендации. Читать статью нужно до тех пор, пока все спорные моменты не будут полностью понятны.

Третий шаг – фотографирование

Алкоголик должен сделать четыре снимка – в начале лечения, на десятый, тридцатый и сотый день. Когда у него на руках будет два фото – он должен периодически рассматривать их. Благодаря этому он сможет заметить, как сильно влияет алкоголь на его внешний вид. Для удобства и наглядности фотографии лучше распечатать.

Четвертый шаг – аутоанамнез

Человеку потребуется описать весь процесс развития его алкогольной зависимости. Всю информацию следует записывать в специальную тетрадку или дневник. Начать следует с первого употребления алкоголя. Важно вспомнить детали и то, как именно прогрессировал алкоголизм. Следует описывать то, как пьянство влияло на взаимоотношения с близкими, друзьями, коллегами.

Фиксировать необходимо все – реакцию на спиртные напитки, собственные чувства, осуждение близких, проблемы в личной жизни и на работе, возникающие из-за пьянства. Все необходимо записывать в хронологическом порядке. Периодически (раз в 4-5 дней) аутоанамнез следует перечитывать и дополнять. При необходимости к этому можно подключить близких и родственников.

Пятый шаг – ведение личного дневника

Этот шаг очень важен, поскольку очень сильно помогает бросить пить. Человек должен завести дневник в тот самый момент, когда решит лечиться с помощью метода Шичко. Он должен тщательно описывать свои мысли, планы, произошедшие с ним события. Периодически дневник нужно перечитывать и делать выводы.

Шестой шаг – определение уровня собственной внушаемости

С этой целью можно обратиться к гипнотизеру или психотерапевту. Геннадий Андреевич предлагал свою методику. Он советовал человеку сесть на стул, положить руки на колени и трижды повторить про себя, что его левая рука не поднимается. Спустя полминуты попытаться поднять собственную руку, внимательно наблюдая за ее движением. Если рука поднялась медленно и с трудом – степень внушаемости высокая. Если же она двигалась в привычном ритме – низкая.

Седьмой шаг – составление и повторение фраз самовнушения

Их нужно составлять или подбирать исходя из уровня своей внушаемости. Фразы должны настраивать на соблюдение трезвого образа жизни, формирование отвращение к алкоголю, полный отказ от спиртного. Человек может произносить что-то вроде «алкоголь мне противен, он вызывает у меня неприятные ощущения, у меня появляется тошнота, рвота и головная боль после употребления спиртного». Подобные упражнения очень сильно влияют на подсознание.

Восьмой шаг – устранение потребности в алкоголе

С помощью текстов внушения человек должен уверить себя в том, что ему нет необходимости употреблять спиртное. С самого утра он должен твердить себе, что ему не хочется пить. Снизить тягу к алкоголю поможет и правильное питание. Как известно, сытость подавляет желание выпить. Если все это не помогает бросить пить – лучше обратиться к наркологу для подбора более эффективного метода лечения.

Девятый шаг – настраивание себя на временную или пожизненную трезвость

Для начала человек должен определиться, на какой период он готов отказаться от употребления спиртного. Многим тяжело дается решение быть трезвенником до конца жизни. Поэтому можно настроить себя на трезвость длительностью полгода или год. Для этого следует написать письмо-обязательство. В нем человек должен пообещать бросить пить на конкретный срок. Данное письмо нужно периодически перечитывать.

Десятый шаг – изучение материалов об алкоголизме

Человеку потребуется прочитать как можно больше «противоалкогольной литературы». Он должен ознакомиться с механизмом действия этилового спирта на организм человека и всеми тяжелыми последствиями алкоголизма. Наиболее значимые факты и цитаты лучше выписать и постоянно перечитывать.

Одиннадцатый шаг – написание сочинений

Основываясь на полученных знаниях, человек должен написать как можно больше сочинений об алкоголизме. Также он может писать о своем самочувствии, отношениях с близкими. Не будет лишним описание изменений в своей жизни после отказа от спиртного. Сочинения можно давать читать другим алкоголикам. Подобные упражнения помогают закрепить результат и убедиться в том, что трезвый образ жизни очень полезен.

Двенадцатый шаг – закрепление результата

Бывший алкоголик может познакомиться с людьми, которые также недавно излечились от пьянства. Он может общаться с ними, интересоваться их историями и обмениваться опытом. Человек может создать небольшое общество из своих знакомых или присоединиться к какому-то уже существующему кружку. Вместе с ними он может выполнять упражнения для закрепления полученного результата.

Не будет лишним найти для себя какое-то хобби. Новые интересы занимают немалое место в жизни человека, поэтому у него нет времени думать о выпивке. Также можно обратиться в больницу для выявления и лечения заболеваний, возникших из-за длительного пьянства.

Преимущества и недостатки метода

Прежде чем выбирать этот метод лечения алкогольной зависимости, следует внимательно изучить его недостатки и преимущества. Возможно, людям с низкой внушаемостью он не подойдет и не поможет. В таком случае потребуется кодирование или другие, более сильные методики.

Лечение алкоголизма по методике Шичко имеет следующие преимущества:


Недостатки метода Шичко:

  • Невозможность применения для людей, не осознающих свою болезнь;
  • Сравнительно высокая вероятность неправильного выполнения упражнений;
  • Необходимость иметь большую силу воли, выдержку и пунктуальность;
  • Немалая вероятность того, что человеку надоест лечение или он «сорвется».

Молодые, пожилые мужчины, девушки потребляют спиртное, забывая о работе, семье, собственном здоровье. Остановиться самостоятельно невозможно.

Помощь предлагают родственники, в клиниках работают специалисты. Множество методик разработано для лечения лиц, страдающих алкогольной зависимостью.

В 80-е годы прошлого века получил известность метод Шичко: бросить пить легко или не совсем, попробуем разобраться вместе, используя советы данного автора.

Кто такой Геннадий Андреевич Шичко

Многим известен Геннадий Шичко и его метод лечения , созданный великим ученым, врачом, психологом.

Жизнь посвятил не праздным развлечениям, а изучению методик, способствующих оздоровлению зависимых путем самопрограммирования.

Геннадий Андреевич выходец из Беларуси. Родился в далеком 1922 году в небольшой деревеньке Груд, расположенной в Пуховическом районе Минской области.

В детстве с родителями переехал на Кавказ. Там ходил в школу, поступил в военно-морское училище. Закончить учебу не удалось: началась война.

Участвовал в Сталинградской битве. Будучи совсем юнцом, получил ранение ног.

Попав на операционный стол, узнал, как опасны алкоголики. Операцию проводил пьяный хирург.

Молодому парню пришлось пережить тяжкие последствия операционного вмешательства. Произошла врачебная ошибка, добавилось заражение крови.

Полтора года пришлось скитаться по госпиталям, будучи прикованным к кровати. Предлагали ампутацию конечностей, воин не соглашался. В итоге победил болезнь, но твердо решил бороться с алкоголизмом.

Инвалидность не оказалась помехой для получения образования. После войны Шичко оканчивает Ленинградский университет.

Долгожданный диплом дает возможность трудиться в Ленинграде в Институте экспериментальной медицины. Здесь по крупицам на протяжении 30 лет разрабатывал Шичко Геннадий Андреевич метод борьбы с зависимостями.

Прожив 64 года, Г. А. Шичко умер в 1986 году. Его кремировали, похоронили прах в колумбарии Санкт-Петербургского крематория.

Ушел выдающийся ученый, врач, психолог. Однако остался метод Шичко, отзывы о котором ярко доказывают: алкоголизм лечится, если пациент стремится к самосовершенствованию.

Суть метода

Иногда случаются срывы в процессе лечения. Не каждый алкоголик сразу достигает поставленной цели. Придется начать курс сначала, рассчитав собственные силы, поставив реальные цели.

Для лечения алкоголизма в группу объединяют до 10 человек. С зависимыми проводят занятия, знающие методику психологи.

Условно проводимые уроки разделяются на 2 равноценные части. Сначала рассказывается, насколько опасным пороком является алкоголизм, далее следует повествование о прелестях трезвого бытия.

Данные занятия предполагают формирование мотивации к изменению собственного поведения. Формируется убеждение, что собственное наставление способно изменить сознание.

Никакие вопросы лектору не задаются. Зависимые не обсуждают темы в группе.

Основной упор делается на самостоятельное изменение образа жизни, ведение дневника. Эффективность метода достаточно высока, если строго выполнять шаги, предполагающие исцеление организма путем отказа от спиртного.

Шаги от алкоголизма

Используя метод Шичко, бросить пить алкоголь удается после глубокого осознания зависимости.

Фотографирование. Начиная лечение, придется сделать фотографию в начальный день курса.

Предстоит ответственный шаг. Не многие готовы запечатлеть образ, потрепанный болезнью, испорченный алкоголем.

Однако затем выполняются другие снимки для сравнения результатов, оценки происходящих изменений. Фото делаются спустя 10 суток, 30, 100.

Описание образа жизни под воздействием алкоголя (аутоанамнез). Приступая к выполнению второго шага, необходимо сосредоточиться, подготовить общую тетрадь, собраться с мыслями.

Начинать описание следует с рокового момента, приведшего к знакомству со спиртным. В деталях расписываются ключевые этапы, отложившиеся в памяти.

Между фактами, описанными на страницах тетради, разрешается оставлять пустое место, чтобы по мере всплывания важных моментов, дополнить описание. Перечитывать данные «мемуары» необходимо дважды на неделе.

Фиксация чувств жизни в трезвости (ведение дневника)

Обязательно ведется личный дневник, где пациентом ежедневно фиксируются полученные эмоции.

На страницах заведенного документа отразятся впечатления от общения с бывшими собутыльниками, чувства от встречи с компанией, распивающей спиртное.

Желательно акцентировать внимание на планах, устремленных в трезвое будущее, мыслях, переживаниях, достижениях.

Выявление самовнушаемости

Зависимый дает себе ежедневно установки на трезвую жизнь, которые обязательно проговаривает, записывает, затем проверяет выполнение. Указания периодически мысленно повторяются на протяжении суток.

Желательно возвращаться к записям периодически, анализируя, оценивая, как обозначенные нормы формируют поведение. Придется вначале поверить себе, потом воздействовать на собственную психику.

Самовоздействие. Зависимый перестает употреблять частицу «не».

Хватит убеждать себя: «не буду больше пить», лучше формулировать «начну жить без спиртного», «полностью откажусь от алкоголя».

Закрепление полученных результатов. Подведение итогов проведенной работы – обязательный этап.

Ведется акцентирование на успехах, не скрываются недостатки. Продолжается планирование предстоящих мероприятий, направленных на поддержание трезвости в дальнейшем.

Важность дневника

Метод лечения алкоголизма, предложенный Геннадием Шичко, предполагает обязательное ведение дневника зависимым.

В противном случае, отказываясь от записей, алкоголик лишается возможности одолеть пристрастие.

Дневник самовнушения непременно заполняется перед сном.

Отдельная страница, начинающаяся датой, обязательно включает основные разделы:

  1. самоотчет;
  2. блок самоанализа;
  3. план работы на завтра;
  4. самовнушение.

Необходимо радоваться происходящим переменам, ясно излагать мысли. В конце страницы прописывается текст самовнушения.

По Шичко он пишется исключительно левой рукой. Предложения составляются восклицательные, побуждающие к действию: «Перестаю пить полностью! Отказываюсь от спиртного навсегда! Праздную юбилей трезво!»

Многих пугает, что зависимым надоедает вести дневник. Автор методики предусмотрел подобное развитие событий.

Освобождаясь от зависимости, бывший алкоголик перестает о спиртном вспоминать. Действия, поступки становятся постепенно полностью осознанными. Отпадает необходимость ежедневного ведения дневника.

Предлагается использовать график:

  • 1-й этап: дневник ведется ежедневно 2 недели;
  • 2-ой этап: дневник заполняется через день 2 месяца;
  • 3-ий этап: допустимо заполнять дневник 2 раза в неделю 2 месяца;
  • 4-ый этап: позволительно обращаться к дневнику раз в неделю 2 месяца.

Произошло важное событие, требуется сделать запись внепланово. Актуально написать заметку накануне мероприятия, требующего принятия ответственного решения, после дать оценку собственным действиям, провести анализ.

Вести дневник необходимо для себя. Важные записи, деланные перед сном, не прочитают родственники, приятели. Требуется откровенность с собой.

Фразы, написанные перед сном, воспринимаются намного эффективнее, чем в утренние часы. Записи ведут к разрушению ложных программ, замещению их ночью правильными.

Заключение

Хронические алкоголики смогли избавиться от зависимости. Пора пополнить ряды счастливчиков. Достаточно верить в себя, остановиться, перепрограммировать собственное поведение.

Видео: Метод Шичко Г.А.

Подобрать реабилитационный центр в котором работают по методике Шичко Г.А. можно здесь — выберете свой город в таблице

К сожалению, человечество до настоящего времени не смогло выработать эффективных, массовых методов по устойчивому избавлению людей от «наркотических» веществ. Все ранее выдвигаемые концепции во взгляде на проблему в целом и подходе с целью практического разрешения ее не учитывали особенностей свойств человека, как социопсихобиологического феномена, у которого все приобретенные пороки возникают и развиваются социально.

Анализ проблемы с позиции системного подхода позволил установить, что доминирующим в профилактике и избавлении от порока являются не психосамотические факторы, а социальные, заключающиеся в исключении порочной запрограммированности посредством воздействия на сознание человека второй сигнальной системы (слова).

Многолетняя практика устойчивого группового избавления людей от алкоголепития и табакокурения в общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский Оптималист» /19 лет/, а также первичная и вторичная профилактика молодёжного наркотизма в подростковом клубе «Аметист» /8лет/ методом ленинградского ученого, кандидата биологических наук Геннадия Андреевича Шичко доказывает правильность созданного им научного направления, на основании которого профессионально разработано теоретическое обоснование и выведена стержневая суть его — формула социального порока, что позволило создать методологию, методику и популярные, высокоэффективные курсы занятий по избавлению от табакокурения, пьянства и алкоголизма и позволяет разработать аналогичные курсы по избавлению людей от других социальных пороков.

Курс базируется на учениях В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, П.К. Анохина и других великих знаменитых ученых, а также безусловной демократической основе и совершенно исключает давление, запугивание, применение каких-либо медицинских средств и препаратов, более того, заучивания, зачетов, экзаменов. Даже во время перерывов не запрещается курить. Только доброжелательное целенаправленное воздействие на сознание человека, исключительно доверительной информацией. На основании, которой и для глубокого, устойчивого восприятия ее, включены ситуационные игры, аутотренинг (релаксация), гетеротренинг, ненавязчивый, завуалированный самоконтроль в виде ведения дневника.

Курс прост, не требует каких-либо материальных затрат и содержит в себе достаточный информационно-психологический потенциал воздействия на сознание человека, чтобы обеспечить устойчивое стопроцентное избавление от вредной привычки, при условии выполнения слушателями всех несложных рекомендаций, изложенных в методических указаниях.

Занятия по избавлению от алкогольно-табачной зависимости строятся на принципе учебного процесса. Это курсы ежедневных занятий (не считая выходные дни) — десять дней, исключая вводное и выпускное занятие. Длительность занятий при этом не должна превышать двух часов, с обязательным перерывом для отдыха слушателей.

Хотелось бы отметить, что Г.А. Шичко при разработке метода в его основу положил вторую сигнальную систему. Т.е. воздействие слова «Услышанного», слова «Прочитанного» и слова «Произнесенного». Так же исследуя различные сигналы, обратил внимание на слово «Произнесенное мысленно» (не вслух), и особенно на слово «Написанное рукой». Им же экспериментально доказано, что слово, «Написанное перед сном», перед тем как ложиться спать, действует на сознание и подсознание человека в большинстве случаев, значительно сильнее всех других ранее перечисленных видов «Слова».

Основными педагогическим элементом занятий по методу Шичко является триада академика Бехтерева: убеждения (знания), внушение и самовнушение.

I. Знания — основная составляющая убеждений и важный элемент занятий. Вся информация, передаваемая на курсах слушателям, сам процесс передачи имеют несколько целей:
Ликвидация пробелов в информированности слушателей относительно проблем алкоголизма и курения табака. Нередко, например, приходится слышать от слушателей утверждение, что они, мол, и так все знают. Однако, на поверку оказывается, что их знания весьма поверхностны, и часто сводятся к ничем не обосновываемому ими же утверждению: «Это вредно». Тем не менее, они оказались на курсах дезалкоголизации, и этот факт должен служить в минимуме сигналов для них самих, а для преподавателя лишь сигналом делать упор на углубление и систематизацию знаний слушателей.

Систематизация знаний слушателей по алкопроблеме обязательно подразумевает освещение исторического и медицинского аспектов, указание на связь с современным состоянием проблемы, а так же элементарных знаний, касающихся теории психологического программирования.

Основным смыслом курсов относительно такого элемента как «знания» является формула — не только знать, но и главное, осознать. А это можно сделать через доведение знания через сознание к подсознанию слушателей. При этом используются наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы: исторические факты, теорию и информацию о последствиях алкоголизации. Естественно, необходимо проведение нескольких устных опросов, с обязательным возвратом к непонятным или не усвоенным слушателями знаниям.

Следует учитывать, что основной контингент — это алкоголики, когнитивистические (познавательные) способности которых ослаблены. Поэтому комплекс знаний должен быть максимально понятен и прост для усвоения, с отсутствием диалектических противоречий их анализа и даже их обсуждения, а система проверки максимально ориентирована на повторение материала, оказавшегося сложным для понимания и усвоения.

Специфика аудитории диктует и необходимость ограничения продолжительности занятий. Так, для ослабленного мозга алкоголиков это время не должно превышать 1,5-2 часа, с обязательным перерывом на 10-15 минут. В противном случае «усталость» восприятия аудитории может свести к нулю все усилия педагога и привести к необходимости многократного изложения материала, т.е. к затягиванию курсов или их низкой информационно-просветительской функции.

II. Внушение в состоянии бодрствования (релаксация) — это элемент, которым начинается и заканчивается каждое ежедневное занятие. Релаксация является первой ступенью психологического тренинга и заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации, возможно, услышать свой внутренний голос и почувствовать связь со своей глубинной мудростью. Это моменты внимания и тишины. Релаксация означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения и расслабляющих моментов, оказывает на человека благотворное психологическое и физиологическое влияние. Обязательно следует объяснить слушателям перед первой релаксацией смысл этой процедуры, дабы максимально снизить синдром страха. Следует объяснить, что это не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим именно для таких людей, чье сознание отягощено грузом их житейским проблем, и производится только с целью снятия негативных и отрицательных эмоций и напряжений, а так же закрепления знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах всё только чистая правда, которую необходимо обязательно донести до слушателей. Но при этом надо помнить, что само занятие служит инструментом устранения сомнений и повышенного критического отношения к занятиям. Значит, занятие должно быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для понимания настолько, что все слушатели стали сторонниками точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само внушение есть краткий пересказ занятия.

Внушение состоит из трех основных частей:

  1. Настройка слушателей, активизация внимания.
  2. Основная часть — краткое изложение сути проведенного занятия.
  3. Финал — ориентация слушателей на будущее без алкоголя и табака, нормализацию сна, восстановление здоровья вообще.

Практика показывает, что продолжительность внушения не должна превышать 5-10 минут.

Основные требования к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно, ровно, ритмически, без чрезмерных эмоциональных акцентов, лучше гасить свет и просить закрыть глаза: текст внушения должен быть свободен от отрицательных частиц «не», «анти» и слова «нет». Хорошим подспорьем во время проведения таких аутофикcаций может быть музыкальное сопровождение, воздержанное в спокойных, умиротворяющих мелодиях.

III. Сочинение — так же необходимый элемент занятий. Этот элемент исполняется в три стадии, каждая из которых представляет самостоятельную ценность и поэтому обязательна:
1. Подготовка к сочинению предшествует его написанию, занимает примерно сутки и ведется в два этапа.

Первый этап проходит во время занятия, и его суть представляет разъяснение целей написания, как акта самонаблюдения, а именно:

  • анализ прожитого или пережитого периода слушателем или его «знакомыми»;
  • обязательное требование назначения (в будущем самому себе) даты написания сочинения после события, заслуживающего последующего анализа, алкогольного срыва или другого сильного переживания;
  • чтение наиболее ярких сочинений трезвенников, с обязательным обсуждением и анализом, в будущем как пример анализа собственного опыта.

Второй этап (скрытый), — слушатели совершают дома. Он заключается в обдумывании темы и сути предстоящего сочинения.

2. Написание сочинения, которому отводится, как правило, весь второй час последующего занятия. Сочинение так же может быть написано дома. Обычные темы сочинений: «Алкоголь — наркотик номер один, или как я пришел в клуб „Оптималист“»; «Кого нет с нами рядом»; «Как я стал рабом табачной вонючей соски» и т.д.

3. Анализ сочинений, их групповое прочтение преподавателем и обсуждение ведется в начале следующего за сочинением занятия, давая возможность самим слушателям прочитать свое сочинение перед группой, анализируя и останавливаясь на особенно важных элементах.

IV. Анкета в отличие от сочинения заполняется слушателями вне курсов, но при этом желательно после сообщения и разъяснений слушателям основных понятий, содержащихся в анкете. Цель анкетирования — выявление степени алкоголизации, склонностей и среды существования слушателей. Сведения, содержащиеся в анкете, необходимы для выполнения индивидуального подхода, или выполнения принципа сингулизма. Здесь следует заметить, что написание анкеты лучше проводить в первый день занятий, или по крайней мере анкетирование всех слушателей следует закончить к третьему дню занятий, когда работа с дневниками становится одним из основных инструментов дезалкоголизации на всем курсе.

V. Дневник — это элемент курсов, который слушатели обязательно выполняют самостоятельно. Написание дневника производится строго перед сном (далее сон, исключить секс), а в другое время суток малоэффективно. В дневнике описываются события прошедшего дня. Дневник ведется слушателями ежедневно и во время курсов используется преподавателем для анализа (обратная связь). Отсутствие дневника перед занятиями считается грубейшим нарушением курсов занятий. Дневник пишется разборчиво, обязательно отвечать на все вопросы полными и понятными ответами (не менее пяти — семи слов в ответе). В ответе должен звучать вопрос. Дневник ведется слушателями, и после окончания первичного (очного) курса. Факт в том, что форма ведения их уже по определенному графику: ежедневно с 1 по 15; через день с 16 по 24; два раза в неделю с 25 по 34; один раз в неделю (по выходным) с 35 по 45 дневник. При написании 45-го дневника завершается шестой месяц очно-заочного курса. Частоту ведения дневников, возможно, увеличить, и график написания дневников выдается каждому слушателю индивидуально и в соответствии со стадией алкоголизма и табакизма, характером запоев, ремиссии, наклонностями, выявленными на занятиях, используя дневники, анкету и сочинение.

Дневник это и очень важный элемент аутотренинга. Допустим в среднем у человека ремиссия (восстановление после запоя) около 30-ти дней, это позволяет такому слушателю совершить до 30-ти тренингов. Совершая написание дневника, слушатель напоминает себе о своей проблеме и устраивает себе маленькую провокацию, но при этом удерживается сознательно от совершения патологического поступка и осуществляет тренировку собственного сознания и воли, разрушая таким образом пагубные подсознательные программы. Не подтвержденная сознательная и подсознательная мотивации, возникающие при написании дневника, угасают, чем и преодолевается, например, возможность очередного «планового» запоя, а в последующем ведет к закреплению трезвенных жизненных установок.

Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность слушателю, спустя некоторое время, проанализировать собственное состояние. Посмотреть как бы со стороны на себя самого, сделать соответствующие выводы и провести возможную коррекцию работы с дневником, что обеспечивает самонастраивание слушателя на положительный эффект.

Клуб берет на себя такую обязанность — помочь алкоголику или табакокурильщику обрести трезвость и научиться трезвому общению. В задачу клуба не входит удержание человека, если что-то не понравилось, поищи другой, который работает в этом направлении.

Тебе надо научиться общаться трезвому, люди не умеют общаться в трезвом виде, заметьте, не пьющие, а люди вообще, поэтому это проблема не твоя, а человечества в целом. Как только будет найдена форма группового общения без использования «наркотиков», люди откажутся от них. У тебя сейчас появляется возможность пообщаться на трезвую голову и получить радость от трезвого общения.

Человек, создающий клуб трезвости должен сам пройти специальный курс по методу Г.А. Шичко, избавится от вредных привычек, и стать сознательным трезвенником. Очень важно договориться с помещением на каждый день (идеальный вариант это квартира на первом этаже, или же отдельное нежилое здание). Цель клуба — это объединение не пьющих и не курящих людей в группы по интересам, а также для пропаганды трезвого и здорового образа жизни, как на личном примере, так и привлечении к альтернативному способу жизни, исключающего отравление алкоголем и табаком. Особенно важно это сплочение членов клуба во время «государственных питейных ситуаций», во избежание срывов. Важен фактор собственного примера, т.е. всяческая поддержка нового члена клуба «Оптималист». Для вновь организованных клубов: не пугайтесь малого количества людей, группа формируется сложно, идет притирка людей друг к другу. Для создания группы достаточно желания, опыт появится потом. Самое главное, это твоя стабильность в посещении клуба. Очень многие появляются один-два раза и потом приходят через год, два, три, но все эти годы они знали — их ждут в клубе.

Каждую неделю в клубе «Оптималист» проводится клубный день, в Нижнекамске это среда (1800 часов). В это время в клубе собираются оптималисты-соратники, которые прошли курсы в разных группах по избавлению от вредных привычек. За 19 лет существования клуба — 276 групп (от 5 и более человек в каждой). Собрание открывает председатель клуба, обсуждается информация за неделю, план намеченных мероприятий и работа в клубе на будущий период, распространяются печатные органы «Соратник», «Оптималист», «Феникс», «Зернышко трезвости» и «Аек Булу». Соратники обсуждают всесторонне «наболевшие» проблемы клубной работы, тот контингент, которые не закончили курсы до конца сдают дневники наставникам — преподавателям. В этот «оживленный» день приходят семьями, ведь не зря «Нижнекамский Оптималист» называют семейным клубом, в нем происходит коррекция семейных отношений.

Опытом клубной работы, ее изучением приезжают учиться со всех уголков России и СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В Татарстане от «Нижнекамского Оптималиста» родились клубы в Набережных Челнах, Заинске, Бугульме, Лениногорске, Альметевске и Азнакаево, прекрасно, что возрождается и в Казани. Отрадно, что в Нижнекамске и Альметевске созданы клубы при управлении по делам молодежи — это «Аметист» и «Саулык», их основа антинаркотическое воспитание подрастающего поколения.

В основе принципов движения оптималистов лежат тезисы: «Спешите делать добро!», «Если не я, то кто же?», «Выбрался сам — помоги другому!». Они основополагающие в жизни клубов трезвости и здоровья. Мы оптималисты верим в трезвое и некурящее будущее нашего города, республики, страны. Основная задача движения оптималистов — это передача по эстафете «родители — подростки» трезвого и здорового воспитания.

Человек, поменявший свое мировоззрение, отношение к ядам «алкоголю» и «табаку», другим наркотическим отравам всесторонне изменяет свою жизнь (свой круг общения в целом). Островком трезвости называют соратники клуб «Оптималист», очень важным для начинающих первые робкие шаги (как первые шаги младенца) в трезвости. «Причал последней надежды», так назвал один из соратников наш клуб. Это действительно так. Могу правдиво заявить, что среди моих слушателей, а я сам провёл более 100 групп по методу Шичко, было много людей, потерявших даже последнюю надежду на спасения, уже почти смерились со своей судьбой. Но «луч света в пьющем царстве алкоголя, табака и наркотиков — Оптималист», вывел уже более 6000 тысяч из этого омута, этой паутины смертоносного греха.

Глаза, раскрытые очень широко, прозрение, наступившее от истинной правдивой информации и взгляд трезвым оком преобразует отношение и веру. Патриотами не рождаются, ими становятся.

Вот и члены нашего клуба, есть патриоты своего народа, Родины. Кому, если не нам — сыновьям и дочерям нашей страны помочь достичь перемен, конечно же, в позитивную (лучшую) сторону. Трезвый человек — это лучший человек. И этим все сказано…

Сергей Коновалов, руководитель общественной организации трезвого и здорового образа жизни «

Цитата из книги
"Сними очки за 10 занятий" Книга-проЗрение, Игорь Афонин
Думаю, как к проблеме переедания и лишнего веса применять.

О методе Г. А. Шичко. Наша анкета

Еще в начале 90-х мой учитель Юрий Александрович Соколов высказал идею использовать метод Геннадия Андреевича Шичко, его учителя, для коррекции зрения.

Г. А. Шичко - крупный советский психофизиолог, работал в Институте экспериментальной медицины в Ленинграде. Он занимался проблемой формирования и разрушения условных рефлексов с помощью слова. Написал монографию «Вторая сигнальная система», защитил диссертацию на эту же тему. В процессе исследований Шичко сделал несколько важных открытий, которые легли в основу его оригинальной и очень эффективной системы психоанализа. Шичко открыл социально-психологическую запрограммированность поведения всех людей.

Суть открытия Шичко в следующем. В мозге человека находится более 15 миллиардов нервных клеток (нейронов), которые могут образовывать между собой различные нейронные связи с выходами на различные органы чувств - глаза, нос, уши, рот, кожу. Например, одна группа нейронов отвечает за мое имя. Всякий раз, когда я слышу «Игорь», я оборачиваюсь, так как у меня в голове записана простейшая программа, что я - Игорь. На Ивана я не реагирую. Свою маму, свою дочь, свою жену я узнаю среди миллиона женщин - это тоже своеобразная зрительная программа. Значительное количество нейронов задействовано в моей профессиональной программе. Все это - программы положительные. Но есть и отрицательные, ложные программы, например, программы вредных привычек: алкогольная или табачная. Или программа ношения очков.

Сознание человека забито различными социально-психологическими программами, в том числе и вредными. Мы будем называть их ложными. Встает вопрос: а можно ли разрушить эти ложные программы? Геннадий Андреевич нашел блестящее решение задачи.

Шичко экспериментально доказал, что слово, написанное перед сном, действует во много раз эффективнее, чем в других ситуациях. Когда человек пишет, на мозг воздействует моторика руки. Человек видит, что пишет, повторяет про себя то, что пишет, и, повторяя, слышит то же самое. То есть одновременно задействованы все четыре канала информации, что и приводит к резкому усилению воздействия.

Оказывается, слово, написанное перед сном, действует на сознание и подсознание в 100 раз сильнее, чем слово услышанное, прочитанное или сказанное! После записей в дневнике и самовнушения разрушается ложная социально-психологическая программа.

Шичко активно изучал так называемые просонные состояния: это промежуточные состояния между сном и бодрствованием, например, перед засыпанием. В этот момент человек уже устал, у него отключается отдел критики головного мозга, и то, что он в этот момент слышит и, особенно, пишет, напрямую откладывается в подсознании. Следовательно, если человек перед сном напишет научно обоснованную правильную программу (очки калечат глаза, алкоголь - это яд, табак - яд), то он разрушит старую ложную программу. Во сне начинается взаимодействие и борьба противоположных программ - правильной и ложной. В результате правильная программа вытесняет и разрушает ложную. Поэтому перед сном необходимо делать записи в дневнике и заниматься самовнушением.

Как работать с дневниками. Формулы самовнушения

А сейчас, дорогой читатель, приступим к очень важному делу - ведению дневника. Ежедневная работа с дневником позволит тебе наблюдать за динамикой восстановления зрения. К ведению дневника и формулам самовнушения следует относиться с большой ответственностью. Надо работать творчески и не забывать, что слово, написанное перед сном, в 100 раз эффективней, чем услышанное или сказанное слово. Все, что написано перед сном, откладывается в долговременной памяти, в подсознании. Далее организм подчиняется заданной программе - программе на восстановление зрения.

С чего начать? Прежде всего напиши предисловие к своему дневнику: «Мой дневник - мой собеседник, он выслушает меня, поправит, настроит, поможет. Мой дневник - это мое лучшее и единственное лекарство от всех болезней, от депрессий и стрессов. Даже короткое общение с ним приносит мне успокоение и радость».

Записи в дневничке делают в следующей последовательности.

1. Самоотчет.
2. Самоанализ.
3. План на завтра.
4. Самовнушение.

Существуют определенные правила написания дневника .

* Записи всегда делай перед сном, в крайнем случае сразу же после пробуждения.
* Нужно обозначать время начала и окончания записей.
* Сначала дай оценку прошедшему дню. Подведи итоги. Опиши, как встретил прошедший день, как питался.
* Напиши, были ли неприятности, стрессы, ссоры. Как это произошло? Удалось ли справиться с собой и ситуацией? Пиши подробно, тогда тебе удастся разобраться в причинах происшедшего. Напиши, как собираешься поступать в подобных ситуациях в будущем.
* Подробно опиши отношение к себе, к своим близким, друзьям, сотрудникам, знакомым. Это поможет расстаться с лишними людьми. Анализируя взаимоотношения с окружающими, ты поймешь, кому ты необходим и кто нужен тебе.
* Проводи ежедневный анализ изменений зрения, здоровья, настроения. Отметь, какие упражнения ты сегодня выполнил и сколько раз.
* Отмечай, сколько часов ты провел у телевизора, за компьютером, за чтением. Определи степень утомляемости глаз.
* Опиши, что ты делал, чтобы снять напряжение, расслабить глаза, сколько раз выполнил пальминг, соляризацию, раскачивания, упражнения для укрепления глазных мышц.
* Отметь, сколько времени в течение дня ты провел без очков и линз. Опиши свои ощущения, отметь успехи.
* Опиши, что делал для очистки организма.
* Запиши, что узнал нового об улучшении здоровья и зрения.
* Очень подробно опиши свои предложения по поводу улучшения зрения, наблюдения и находки.
* Составь план работы на следующий день. Это тот же настрой, та же программа.
* Напиши текст самовнушения. Обязательно левой рукой ! Самовнушение пишется в конце дневника по памяти, тем самым мы в 100 раз усиливаем свои новые, пока еще слабые, убеждения.

И еще несколько советов.

Нельзя писать о своих сомнениях в успехе, отвечай на все вопросы только позитивными полными ответами. Все ответы должны быть от первого лица. Запрещается односложность ответов, нельзя сокращать слова. Отвечать нужно только за сегодняшний прожитый день, а не вспоминать, что было неделю или месяц назад. Исключи частицу «не» из ответов. Исключи из планов на завтра выражения «я постараюсь», «я попробую». Надо писать: «Я обязательно и с радостью это сделаю».

А теперь разреши предложить твоему вниманию формулы самовнушения .

Я спокойный и уравновешенный человек.

Я умею расслабляться во время отдыха и при работе с глазами.

Я стремлюсь к восстановлению своего здоровья и зрения.

Я навсегда разрушу программу ношения очков, алкогольную и табачную программы в своем сознании.

Алкоголь, табак, очки - это мое плохое самочувствие, плохое зрение, болезни, ранняя старость, слепота, смерть.

Мои глаза становятся лучистыми, ясными, зоркими, чистыми.

Расслабление и упражнения для глаз - это красота, здоровье, отличное зрение и жизнь.

Я вижу далеко и близко мельчайшие детали.

Я часто моргаю, закрываю глаза, я даю отдых моим глазам 3-5 минут каждый час, делаю пальминг и каждый час, каждый день чувствую улучшение моего здоровья и зрения.

Солнце и естественный свет - друзья моих глаз.

Я прекращаю травить себя алкогольными и табачными ядами, носить очки, калеча свои глаза. Мое здоровье укрепляется, зрение восстанавливается, впереди у меня прекрасная жизнь и отличное зрение.

Жизнь! Зрение! Жизнь!

Эти формулы самовнушения заучиваются наизусть и записываются в конце дневника. Они помогут тебе избавиться от вредных привычек, разрушить ложные программы и утвердить в подсознании новую правильную программу.

Вот, например, ложная программа утверждает, что зрение якобы должно ухудшаться у всех. Врачи помогут, очки спасут, а самому ничего не надо делать. Новая программа, которую мы закладываем в наше сознание и подсознание, говорит следующее: очки калечат глаза, и поэтому я от них отказываюсь. Я сам восстановлю свое зрение и здоровье. Я буду видеть без очков так же, как в очках, и даже лучше. Расслабление, состояние покоя дают отличный отдых моим глазам, а тренировка ослабленных глазодвигательных мышц позволит прекрасно видеть на любом расстоянии.

  1. У человека есть в подсознании программы, в том числе вредные.
  2. Ложную программу можно найти и разрушить.
  3. Вместо неё можно записать полезную программу.
  4. Слово, написанное, прочитанное и услышанное перед сном (когда человек находится в так называемом «просонном состоянии»), действует очень эффективно. Такое слово полноценно и содержательно входит в мировоззрение человека, и если оно противоречит вредным программам, убеждениям, взглядам, то последние вытесняются.
  5. Нужно выявить ложные программы, придумать заменяющие их полезные программы, перед сном писать (левой рукой) самовнушения – новые полезные программы. Писать от первого лица, без частицы «не», без «я постараюсь, я попробую» (надо «я обязательно и с радостью сделаю»)
  6. Четыре основных вопроса психоанализа Шичко: 1. В каком случае некоторые люди (вредная привычка)? 2. Зачем они это делают? 3. Что в этом неправильного, плохого? 4. Как в этом случае поступите вы?

Суть метода

Метод Шичко – это ведение дневника, записи в который ведутся перед тем, как лечь спать. Рекомендуется делать записи следующих типов:

  • Самоотчет.
  • Самоанализ.
  • План на завтра.
  • Самовнушение.

Эффективность метода при восстановлении зрения

При восстановлении зрения использовать метод Шичко рекомендуют Игорь Афонин и Владимир Жданов. Приведём несколько цитат.

Оказывается, слово, написанное перед сном, действует на сознание и подсознание в 100 раз сильнее, чем слово услышанное, прочитанное или сказанное! После записей в дневнике и самовнушения разрушается ложная социально-психологическая программа.
И мы когда применили метод Шичко к методу Бейтса, скорость восстановления зрения у людей возросла примерно в 8-10 раз. По сравнению с той, классической схемой, когда люди работали только по методу Бейтса без метода Шичко.


Просмотров