Место совершения преступления ук рф. Место совершения преступления упк рф. УПК РФ - документы Пленума и Президиума ВС

Объективное право

Субъективное право

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 11892 | Нарушение авторского права страницы

Естественное право .

Под естественным правом подразумеваются идеальные первоосновы права. Естественное право не зависит от человеческой воли и желания. Оно представляет собой идеал, т. е. форму должного в отношениях между людьми. Его сущность раскрывается через понятие «справедливость». Утверждает существование высших, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей и т. д. Под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. Основной характеристикой естественного права можно рассматривать истоки его формирования. Оно возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека. оно органично присуще человеку, появляется вместе с обществом и существует независимо от признания или не признания государством.

Позитивное право .

Позитивное право выступает как необходимый и существенный элемент правовой реальности, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства. Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Позитивное право правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные императивно-властные решения. Оно рассматривается как искусственно создание цивилизации, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов.

Позитивное право представляет собой институциональное образование : оно существует в виде внешних объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных, нормативных юридических документах.

Нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка (естественного права), но и противоречить им.

Основные различия между естественным и позитивным правом :

Естественное право Позитивное право
1. считается производным от естественного порядка вещей 1. искусственное создание, сотворённое людьми.
2. возникает вместе с возникновением человеческих цивилизаций и культуры 2. возникает значительно позже, с возникновением государственности
3. естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписанных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований 3. позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера
4. свободу, право на жизнь, личное достоинство человек приобретает по факту рождения. Они принадлежат ему изначально и безусловно. Никто не вправе посягать на них. 4. свободы и права человек получает от государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать, но и отнять права.
5. естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозные, нравственные и этические начала, связывающими его с ценностями культуры 5. отождествляется с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, а не культуры

Объективное право (или собственно право) - это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это юридические нормы, закреплённые формально в источниках права в данный период в конкретном государ­стве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведе­ния, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъек­тивными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъек­тивны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкрет­ные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

⇐ Предыдущая32333435363738394041Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 11891 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Юридический позитивизм сформировался в середине XIX века на основании идей

французского философа Огюста Конта (1798-1857) и

английского правоведа Джона Остина (1790-1859), которые изложены в его работе «Определение предмета юриспруденции».

Затем положения теории позитивного права были трансформированы в идеях австрийского правоведа Ганса Кельзена (1881-1973), в его трудах «Общая теория права и государства» и «Чистая теория права».

В первой половине XX века теория позитивизма была дополнена идеями английского философа Герберта Харта, в его сочинении «Концепция права» — 1961 год.

Теория позитивного права включает в себя:

а) классический позитивизм (О. Конт, Д. Остин);

б) "чистую" или нормативистскую теорию права (Г. Кельзен);

в) аналитическую юриспруденцию или неопозитивизм (Г. Харт).

а) классический позитивизм (О. Конт, Д. Остин):

Право – это приказ, исходящий от лица или группы лиц, располагающих властью, направленный членам самостоятельного политического сообщества.

Приказ суверена, снабженный санкцией, есть правовая норма.

б) «чистая» или нормативистская теория права (Г. Кельзен):

Право – система правил должного поведения, независимо от общественного бытия, оно не есть воля государства, а государство есть производное понятие от права – правовой порядок.

в) аналитическая юриспруденция или неопозитивизм (Г. Харт).

Право – формально-логическая система «первичных» и «вторичных» норм-правил, восходящих к высшей норме.

Первичные нормы – совокупность норм, требующих от людей действовать или воздерживаться от действия.

Вторичные нормы – совокупность норм, определяющих процессы создания, изменения и функционирования норм первого типа:

а) нормы признания указывают на существование других правовых норм;

б) нормы изменения указывают на необходимость изменять первичные нормы;

в) нормы процесса используются при применении и толковании права.

Правопонимание в России:

Представления о праве в истории России до 1917 года:

Владимир Иванович Даль (1801-1872) – русский писатель.

Право — уверенье в истине чего-либо, истинное, воистину справедливое.

Право — данная кем-либо или признанная обычаем власть, сила, воля, свобода действия; власть и воля в условных пределах.

Иван Александрович Ильин (1882-1954) – русский юрист, религиозный философ, государствовед, автор книги "Общее учение о праве и государстве".

Право – есть суждение, которое устанавливает известный порядок как должный.

Право – есть норма.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – философ, автор «Нравственной философии».

Право – принудительное требование реализации определенного минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления зла.

Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910) – юрист, автор книги «Определение и основное разделение права».

Право в субъективном смысле есть отношения.

Право в объективном смысле есть совокупность юридических норм и в целом правовой порядок.

Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920) – философ, правовед, автор «Лекции по энциклопедии права»-1917г.

Право – порядок, регулирующий отношения отдельных лиц в человеческом обществе.

Право всегда выражается в виде притязаний, требований с одной стороны, в виде обязанностей – с другой.

Габриель Феликсович Шершеневич (1863-1912) – юрист, автор книги «Общая теория права»-1910 г.

Право представляет равнодействующую двух сил, из которых одна имеет своим источником интересы властвующих, а вторая – интересы подвластных.

Право, поддерживаемое государством, есть результат соотношения государственных и общественных сил, пока оно не будет заменено новым правилом.

Право – правило поведения и должно быть соблюдаемо самой властью, его устанавливающего.

Основные положения русской юриспруденции второй половины XIX в. сформировались под влиянием правового позитивизма (подхода, отождествляющего право с положительным, оформленным правом).

Причем для России был характерен этатический позитивизм (позитивизм, рассматривающий право как порождение и инструмент государства).

В начале XX в. российский этатический позитивизм претерпел изменения и сформировался в двух направлениях:

а) формально-догматическое (основанное на логической интерпретации юридических понятий) - Е. В. Васьковский, Д. Д. Гримм, А. А. Рождественский и др.;

б) социологизированное (основанное на проблеме интереса в праве) - С. А. Муромцев, Н.

ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО

М. Коркунов и др.

В то же время значительная часть российских теоретиков права отошла от позитивизма и образовала несколько школ. Так, серьезному пересмотру в конце XIX - начале XX в. российский позитивизм подвергся со стороны возрожденного естественного права. Эту идею отстаивали П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Гессен, Е.Н. Трубецкой, Н.И. Палиенко и др.

Формировалась «психологическая школа права» (Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин).

После октябрьского 1917 года вооруженного переворота, в первые годы советской власти отношение к праву среди ученых-правоведов и интерпретаторов марксизма было явно нигилистическим

(А. Г. Гойхбарг, В. В. Адоратский, М. А. Рейснер, Е. Б. Пашуканис, П. И. Стучка и др.).

Обусловлено это было провозглашением тезисов о диктатуре пролетариата и революционном правосознании, а также замена установленного ранее правопорядка и в целом правовой системы.

Правопонимание советского периода времени:

Дмитрий Иванович Курский (1874-1932) –советский партийный государственный деятель, нарком юстиции в 1918-1928 годах.

Право – орудие диктатуры пролетариата. Право в условиях диктатуры пролетариата есть выражение интересов пролетариата. Здесь нет места для нормы о признании и защите прав и свобод индивида.

Однако потребности в обосновании новой формы государственного устройства, а также активная нормотворческая деятельность органов советской власти объективно требовали теоретических разработок права и четкого определения позиции в правопонимании.

В этой связи в конце 1920-х - начале 1930-х годов формировалась новая правовая теория.

Андрей Януарьевич Вышинский (1883-1954) – советский юрист и дипломат, государственный прокурор СССР.

Право – совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общения, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных господствующему классу, т.е. право – это приказы диктаторской власти.

Сергей Сергеевич Алексеев – учебник по ТГП 1985 г.

Советское общенародное право – система общеобязательных, формально определенных, гарантированных советским государством норм, выражающих возведенную в закон государственную волю всего советского народа, руководимого Коммунистической партией, и выступающих в качестве регулятора общественных отношений в целях построения коммунизма.

Специфика (особенность) понимания права в советской России обусловливалась:

1) марксистско-ленинской, классово-экономической, коммунистической идеологией;

2) революционным правосознанием, признаваемым основным источником права;

3) приоритетом государственных и общественных интересов над интересами личности и конкретного человека.

52. Понятие, свойства, сущность и предназначение права.

Современные отечественные трактовки понятия права, его свойств, сущности и предназначения.

По мнению проф. Владимира Константиновича Бабаева, десятилетия дискуссий о праве в отечественной юридической науке выявили три основных подхода к определению его понятия и сущности:

а) философский, определяющий право как меру свободы, равенства и справедливости.

б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями;

в) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм;

Философский подход:

Право - это система естественных, неотъемлемых прав (свободы, равенства, справедливости), существующих независимо от воли государства.

Социологический подход:

Право - это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе.

Государство их не создает, а лишь «открывает».

Нормативный подход:

Право – это система общеобязательных, установленных и обеспечиваемых государством норм , предназначенных для регулирования отношений в обществе (проф. Валерий Васильевич Лазарев).

Право – это система общеобязательных формально определенных норм , выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений (проф. Владимир Ильич Леушин)

Право – это общие правила поведения , признаваемые государством и обеспечиваемые им в случае необходимости принудительно (проф. Орест Владимирович Мартышин).

Основные свойства (признаки) права:

1. Интеллектуально-волевой характер права:

а) правила поведения, совокупность норм права, а значит и право в целом формируются посредством интеллектуальной деятельности субъектов правотворчества;

б) в праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций, а эти интересы противоположны и противоречивы;

2. Нормативность права:

б) нормы права регулируют поведение, поступки людей, общественные отношения.

в) нормы права обеспечивают упорядоченность общественных отношений;

3. Формальная определенность права:

Совокупность норм права закреплена в определенных формах, источниках права (нормативных правовых актах).

Совокупность норм права является образцами, масштабами, моделями поведения субъектов, закрепленных в текстах нормативных правовых актов.

4. Системность права:

Нормы права имеют системообразущие связи между собой, которые проявляются:

а) в иерархии (соподчинении) норм (их юридической силе, соподчиненности в зависимости от статуса, правового положения органа публичной власти их принявшего);

б) во взаимодействии, согласованности и непротиворечивости норм права между собой;

в) в предметных критериях (дифференциации и интеграции норм права по отраслям права, подотраслям и правовым институтам в зависимости от предмета и метода правового регулирования);

г) в функциональных (регулятивные, охранительные) критериях.

5. Общеобязательность права:

состоит в том, что нормы права распространяют свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся в сфере действия данных норм (общий характер),

а также в том, что

требования норм обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к данной норме (обязательный характер).

6. Обеспеченность права государственными гарантиями и мерами государственного принуждения:

монополия государства на осуществление принуждения реализуется в двух направлениях:

а) обеспечение защиты субъективного права и преследование цели принуждения правонарушителя к исполнению обязанностей в интересах пострадавшей стороны;

б) привлечение в предусмотренных законом случаях виновного лица к юридической ответственности и возложение на него юридического наказания.

⇐ Предыдущая55565758596061626364Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 562 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.005 с)…

Естественное право .

Под естественным правом подразумеваются идеальные первоосновы права. Естественное право не зависит от человеческой воли и желания. Оно представляет собой идеал, т. е. форму должного в отношениях между людьми. Его сущность раскрывается через понятие «справедливость». Утверждает существование высших, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей и т. д. Под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации.

Позитивное право

Основной характеристикой естественного права можно рассматривать истоки его формирования. Оно возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека. оно органично присуще человеку, появляется вместе с обществом и существует независимо от признания или не признания государством.

Позитивное право .

Позитивное право выступает как необходимый и существенный элемент правовой реальности, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства. Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Позитивное право – правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные императивно-властные решения. Оно рассматривается как искусственно создание цивилизации, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов. Позитивное право представляет собой институциональное образование : оно существует в виде внешних объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных, нормативных юридических документах.

Нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка (естественного права), но и противоречить им.

Основные различия между естественным и позитивным правом :

Естественное право Позитивное право
1. считается производным от естественного порядка вещей 1. искусственное создание, сотворённое людьми.
2. возникает вместе с возникновением человеческих цивилизаций и культуры 2. возникает значительно позже, с возникновением государственности
3. естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписанных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований 3. позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера
4. свободу, право на жизнь, личное достоинство человек приобретает по факту рождения. Они принадлежат ему изначально и безусловно. Никто не вправе посягать на них. 4. свободы и права человек получает от государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать, но и отнять права.
5. естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозные, нравственные и этические начала, связывающими его с ценностями культуры 5. отождествляется с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, а не культуры

Объективное право (или собственно право) - это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Объективное право - это юридические нормы, закреплённые формально в источниках права в данный период в конкретном государ­стве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведе­ния, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъек­тивными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъек­тивны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкрет­ные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

⇐ Предыдущая32333435363738394041Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 11890 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Негативные и позитивные права

Современная типология прав человека весьма разнообраз­на. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные. Такое разграничение прав основано на различении в них негативного и позитивного аспектов свободы. В негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личнос­ти, возможность действовать по своему усмотрению, в позитивном - как свобода выбора, а главное, как способность человека к дости­жению поставленных целей, проявлению способностей и индиви­дуальному развитию в целом.

В соответствии с таким пониманием свободы негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохра­няют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмеша­тельств и ограничений.

Естественное и позитивное право. Объективное и субъективное право

Эти права считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны. Негативные права составляют фундамент индивидуальной свободы. Почти все либеральные права имеют характер негативного права.

Типичным примером юридической фиксации этой группы прав и в целом негативного (и либерального) подхода к правам человека является Билль о правах конституции США. Так, его первая статья гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений». Термин «не должен» содержится почти во всех статьях (кроме одной) этого документа. Практически все содержание Билля о правах направлено на ограждение личности от всякого рода несправедливых и нежелательных посягательств со стороны правительства .

В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражда­нину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и т.п. Реализовать эти права гораздо труднее, чем права негативные, так как ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществление позитивных прав невозможно без нали­чия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политичес­кой системы. В случае ограниченности ресурсов позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это имело место во многих странах административного социализма.

Гражданские и политические права

Более конкретной и широко распространенной классификацией прав личности по сравнению с их делением на позитивные и негативные является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные (в узком значении этого слова), культурные и экологические.

Гражданские (личные) права – это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права.

Их не следует путать с правами гражданина, которые охватывают весь комплекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. Гражданские права производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. Эти права позволяют человеку сохранять индивидуальность, быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством.

К гражданским правам обычно относят право:

· на жизнь;

· на свободу и личную неприкосновенность;

· на защиту чести и доброго имени;

· на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого;

· на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений;

· на свободу передвижения и выбор места жительства, в т.ч. право покидать государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну, и др.

В конституциях многих государств гражданские права обычно объединяют в одну группу с правами политическими. Основанием для этого служит преимущественно негативный характер тех и других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.

Политические права определяют возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни.

К ним относятся право человека:

· на гражданство;

· на избирательные права;

· на свободу организации союзов и ассоциаций;

· на проведение демонстраций и собраний;

· на информацию;

· на свободу слова, мнений в т.ч. свободу печати, радио и телевидения;

· на свободу совести и др.

В СССР и других коммунистических государствах длительное время господствовал разрешительный подход к политическим правам, который по существу сводил их на нет, требуя согласия властей на их реализацию . Для того же чтобы эти права можно было свободно реализовать, их предоставление должно носить преимущественно регистрационный характер, т.е. условием их реализации должно быть не предварительное разрешение властей, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учет их предписаний по обеспечению законности и общественного порядка.

Экономические права

К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают права экономические. Они связаны с обеспечением свободного распоря­жения индивидами предметами потребления и основными факто­рами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабо­чей силой. Вплоть до середины XX в. важнейшие из этих прав - права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой - обычно рассматривались как основополагающие гражданские права. В современных юридических документах эти права чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоятельную группу, однопорядковую с правами гражданскими, политическими и т.п.

Особое место среди экономических прав занимает право частной собственности. В странах Запада и в России до октября 1917 г. это право рассматривалось как одно из первейших для существования гражданского общества и обеспечения индивидуальной свободы. В коммунистических же государствах оно вообще отрицалось, сводилось к праву личной собственности на предметы индиви­дуального потребления. Однако опыт всех без исключения стран показал, что запрет частной собственности противоестествен для человека. Он подрывает мотивацию добросовестного инициативного труда, порождает массовую хозяйственную безответственность и социальное иждивенчество, ведет к тоталитарной дегуманизации общества и к разрушению самой человеческой личности. Инди­вид, лишенный не контролируемой государством среды обитания, средств производства, возможностей проявить предприимчивость, попадает в тотальную зависимость от власти, лишается свободы и индивидуальности.

Кроме того, отсутствие права собственности обрекает боль­шинство граждан на бедность и нищету, поскольку без законода­тельного признания и фактического осуществления этого права невозможна эффективная рыночная экономика.

Именно частная собственность является тем мельчайшим кирпичиком, из которых складывается все сложное здание современного хозяйственного механизма, в том числе и различные виды групповой собственности, кооперативной, акционерной и т.д.

В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости ограничения права частной собственности, как почти любого другого права. Потребности экономиического развития, рост демократического движения народных масс привели к существен­ным изменениям самой трактовки частной собственности, к ее социализации, постановке под контроль государства. Сегодня мало кто настаивает наабсолютном характере частной собственности. Отошел на задний план, хотя и сохранился, принципнепри­косновенности собственности. В законодательствах ФРГ, Франции, Италии и целого ряда других государств устанавливаются допустимые пределы частной собственности, говорится о ее использовании в интересах общества. Введение такого рода ограничений никак не означает отрицания фундаментального характера права частной собственности. Для посткоммунистичсских стран, в т. ч. для России, нахождение оптимальных форм его практического осущест­вления в интересах личности и общества имеет поистине ключевое значение для успеха политики реформирования.

Как следует из признания международных стандартов основных прав и свобод человека и гражданина, их закрепления в гл. II Конституции РФ, приоритета международных соглашений над внутренним законодательством (п. 4 ст. 15 Конституции РФ), общее определение права не является однозначным. Оно выстраивается из блоков представлений об общецивилизованном праве и позитивном праве.

Разумеется, право проявляется не только в международных стандартах и внутреннем законодательстве. Оно «живет» и выполняет регулирующую функцию в правосознании, реальных правоотношениях, юридической практике, правовой доктрине.

В предлагаемом подходе акцентируется внимание на нормативном проявлении феномена права, в частности, нормативной природе надпозитивного права. Оно, как и всякое право, нуждается в юридическом опосредствовании (международные стандарты), переводе на язык внутреннего законодательства и государственной гарантированности. Даже если мы говорим о глубоких корнях и социальной обусловленности надпозитивного права, в частности, на уровне абсолютных общечеловеческих ценностей, тем не менее, мы должны признать, что оно имеет внешние формы выражения как международные стандарты, и с точки зрения нормативности внутреннего законодательства.

Нормативная характеристика, выступает на первый план в позитивном праве, в блоке реального законодательства, о чем свидетельствует ряд его признаков.

Во-первых, оно проявляется как система нормативных установлений. Нормативная характеристика права не сводится к наличию в законодательстве нормативных предписаний конкретного свойства (обязываний, дозволений, запретов).

9. Естественное и позитивное право. Объективное и субъективное право.

В нормативных правовых актах, особенно кодифицированных, обнаруживается согласование и взаимодействие обобщенных установлений законодательства (программных положений, предписаний-принципов, нормативных обобщений) и предписаний, содержащих модели, эталоны поведения,

Во-вторых, право исходит от государства. Оно или устанавливается, или санкционируется государством, Даже если и возникает вопрос о фактических правовых притязаниях, неотделимых от природы человека (блок естественного права), то реальную и гарантированную реализацию они могут получить, в связи с нормативным опосредствованием соответствующих притязаний, в международных документах являющихся фактом признания и юридического закрепления в законодательстве государства,

В-третьих, право выражает согласованную волю социальных слоев и групп населения, воплощает общечеловеческие ценности свободы, равенства, справедливости. Здесь нужно видеть проявление самой сущности права, которое всегда имеет волевой характер, обладает ценностными показателями.

В-четвертых, право устанавливает меру свободы в поведении граждан и других субъектов социальных связей.

В-пятых, право регулирует поведение людей через установление вида и меры возможного и обязанного поведения, угрозу применения принуждения в случаях нарушения запретов.

В-шестых, право обеспечивается государством, гарантируется набором средств, в том числе потенциальной возможностью применения средств государственного принуждения.

В связи с признанием общесоциального компонента и ценностей в современном праве России уместно сформулировать следующее его определение.

Право — это система нормативных установлений, формируемых или санкционированных государством, обусловленных природой человека и общества, выражающих баланс интересов социальных слоев и групп населения, определяющих меру свободы граждан и других субъектов социальных связей, регулирующих общественные отношения в направлении преодоления социального напряжения, к достижению равновесия и благополучия, обеспеченных потенциальной принудительной силой государственного принуждения.

Важно обратиться к характеристике свойств права как специфическому средству урегулирования общественных отношений.

Системность. Право — системное образование,- имеющее строение, связь и взаимодействие составляющих компонентов как «по вертикали», так и «по горизонтали», совокупное назначение (функционирование), саморегулирование и целостность.

Общеобязательная нормативность характеризуется способностью распространять свое действие на всех и каждого (неперсонифицированность), регулировать социальные связи непрерывно и не исчерпывается однократной реализацией, возможностью конкретизации в высокой степени абстрактных нормативных предписаний.

Формальная определенность — придание государством, создаваемым им правилам поведения официальной формы выражения и тем самым общеобязательного значения. Названное свойство — это субъективное право как вид и мера возможного поведения, юридическая обязанность как вид и мера обязанного поведения, юридическая ответственность как вид и мера принудительного претерпевания лишения благ, непосредственно принадлежащих виновному в совершении правонарушения лицу.

Государственная обеспеченность (гарантированность). Возводя право в закон, придавая правилам поведения официальное внешнее выражение, государство гарантирует осуществление, реализацию таких правил. Оно обеспечивает стабильность, определенность регулируемым социальным связям, а в случаях прямого нарушения обязываний, запретов, а также злоупотребления правом, применяет к правонарушителю меры государственного принуждения


Право - это система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений.
Из указанного определения вытекают следующие признаки (свойства) права.
Нормативность права заключается в том, что право складывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида.
Общеобязательность права состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены, на

которых распространяются. .Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов. Te или иные субъекты права (гражданин, должностное лицо) могут оценивать нормы права отрицательно, считать их нецелесообразными, несправедливыми и т. д. Однако такое отношение к. нормам права не лишает последние обязательности и для данных субъектов. Все они в равной мере обязаны эти нормы соблюдать, исполнять и применять.
Системность права проявляется в том, что право - это не простой конгломерат, не просто совокупность норм, а стройная их система. Право как система норм складывается из таких элементов (частей), как отрасли и институты права. Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, составляют единое явление - право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения -самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.
Принудительность права. функциональная связь права с государством проявляется прежде всего в принудительности прара, обеспеченности возможностью государственного принуждения. Принудительность права, его опора на силу государства, как раз и призвана обеспечить общеобязательность права. Этим качеством право отличается от других социальных норм. Государство в значительной мере для того и возникает и функционирует, чтобы обеспечить соблюдение, исполнение норм права. Государственное принуждение как средство обеспечения права носит организованный характер.
Издревле право связывалось с силой. «Свое право я ношу на острие меча своего», - провозглашал вождь древних галлов. Старая казахская поговорка гласит: «А если есть храбрец в твоем роде, то не останется твой иск за чужим родом». Богиня правосудия Фемида (или богиня возмездия Немезида) изображалась с весами в одной руке, на которых взвешивалось право, и с мечом - в другой как символом защиты права. Меч без весов, писал Перикл, есть голое насилие, весы без меча - бессилие права. Изображения мечей мы видим и на отличительных знаках работников правоохранительных органов. Великий философ И. Кант отмечал, что с правом связано пра
вомочие применять принуждение к тому, кто наносит ущерб этому праву.
В правовом государстве принуждение как средство обеспечения права не только носит государственно-организованный характер, но оно должно быть правовым принуждением. Это означает, во-первых, что могут применяться только те меры принуждения и только в тех случаях, которые предусмотрены законом. Во-вторых, эти меры могут применяться только уполномоченным на то органом. В-третьих, эти меры могут применяться только с соблюдением определенной процедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение законности, узурпация государственной власти, превышение власти.
Формальная определенность права заключается в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обстоятельства, субъектов они распространяются, какие юридические последствия они влекут. Формальная определенность находит свое выражение и во внешних формах существования норм права - нормативных актах.
Волевой характер права. В праве выражена воля. Это признается многими мыслителями - философами и юристами. Однако расхождение состоит в вопросе: чья воля выражена в праве? Здесь существуют два различных взгляда, Первый заключается в том, что в праве выражена общая воля народа, объединенного государством. Этого взгляда изначально придерживались еще древнеримские юристы (Папиниан, Юлиан, Цельс). Впоследствии теорию общей воли развивали Гегель, Иеринг, представители исторической школы права- Ca- виньи, Пухта, представители юридического позитивизма (право - приказ государства) и др.
Другой взгляд представлен марксизмом. С точки зрения марксизма право - это воля экономически господствующего в обществе класса, выраженная в законе. Ho эта классовая воля - не классовый произвол, она обусловлена экономическим базисом - способом производства, свойственным данному обществу, структурой общественных отношений.
Представляется, что зерно истины есть в том и в другом подходе, В праве, бесспорно, находит выражение нечто общее, необходимое любому члену общества независимо от
классовой принадлежности (зашита жизни, чести, собствен" ности любого из его членов, заинтересованность в элементарном порядке и т. д.). И в этом отношении оно выражает какие-то общие интересы, общую волю. Ho с другой стороны, право выражает и защищает господствующий в обществе способ производства и основанные на нем отношения той или иной превалирующей формы (отношений) собственности, а следовательно, должно выражать интересы и волю соответствующих собственников (рабовладельцев, феодалов и т. д.). И в этом качестве оно носит классовый характер. Эта классовая сущность права выражена явно, грубо, не прикрыта, не завуалирована (рабовладельческое, феодальное право) или выступает не так явно и грубо, скрываясь за правовым равенством.
В праве выражена не любая воля, а воля государственная, облеченная в определенную форму - закон.
Рассмотренное выше понимание права в отечественной юридической науке подвергается критике как понимание узконормативное, сводящее право только к нормам, содержащимся в законах; необходимо более широкое понимание права. На самом же деле представленное понимание права является пониманием нормативным, но не узконормативным. Это понимание вполне обоснованно является пониманием социологическим. Это выражается в том, что нормы права, право в целом рассматриваются как социальный феномен (явление), стоящий в ряду других социальных регуляторов (мораль, обычай, корпоративные нормы).
Во-вторых, воля, выраженная в праве, - это He воля отдельного субъекта, не произвол, а явление социальное, выразитель общих интересов членов общества и социальных групп.
В-третьих, указанная воля, составляющая сущность права, рассматривается не как оторванная от общества, помещенная в сферу, в мир долженствования, не связанный с миром реальным, а обоснованная самой природой общества, системой его экономических, социальных, культурных, нравственных и прочих отношений.
В-четвертых, формирование, функционирование права связано с важнейшим социальным институтом общества - государством.
В-пятых, цели, назначение, ценность, функции права, как будет показано далее, носят социальный характер.

Понимания права, предложенного в настоящей главе, конечно, придерживаются юристы-практики, представители отраслевой юридической науки. Для них право - это нормы, содержащиеся в соответствующих источниках, прежде всего в законах и HHbtx нормативных актах.

Естественные права человека – это совокупность определенных принципов и привилегий, которые он получает от рождения. Такие категории являются неотъемлемыми. В философии естественные права противопоставляются позитивным. Второе понятие обозначает совокупность привилегий каждого человека, закрепленных законодательно. Итак, в этой публикации мы поговорим про права естественные и позитивные. Понятия, виды, концепции и значение представлены ниже.

Что такое естественное право?

Естественные права – это совокупность свобод, которые присущи каждому человеку от рождения. Эти ценности не связаны с государством, они признаются каждым институтом и считаются неотъемлемыми. В юриспруденции эта категория противоположна позитивному праву.

Можно выделить 3 главных признака естественного права:

  1. Неотъемлемость. Естественные права и свободы человека не могут быть отняты или ограничены. Государство призвано лишь регулировать воплощение этих ценностей и гарантировать их осуществление.
  2. Принадлежность человеку с рождения.
  3. Значимость. Естественные права воплощают наиболее значимые социальные ценности.

Виды естественных прав

В разные исторические эпохи естественные права подразделялись на категории. В целом нельзя выделить общие понятия, характерные для всех этапов развития данной теории.

Сегодня естественные права человека разделяют на следующие виды:

  • Право на жизнь. Эту категорию часто относят к естественно-биологическим правам. Сегодня жизнь человека является высшей социальной ценностью, охраняемой государством.
  • Право на свободу. В данном случае понятие «свобода» означает возможность делать то, что не противоречит законодательству и не нарушает определенные правила, установленные в обществе.
  • Право на достоинство личности. Эту категорию также относят к морально-нравственным ценностям. Достоинство личности – это право на уважение и самооценку, а также обязанность уважать других.
  • Право на собственность. Каждый человек может владеть имуществом.
  • Право на личную неприкосновенность. Принцип, согласно которому человек не может быть лишен свободы без веских на то оснований (например, совершение уголовного преступления).

Что такое позитивное право?

Естественно-правовая теория права основана на признании существования двух видов права: естественного и позитивного.

Позитивное (положительное) право – это совокупность общеобязательных норм, признанных государством и действующих в пределах его границ. В юриспруденции эта категория рассматривается как система принципов, воплощенных на законодательном уровне.

Сегодня естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. Положительные привилегии устанавливаются государством, контролируются и гарантируются посредством нормативно-правовых актов. Права естественные присущи человеку с момента его рождения. Они не зависят от воли кого-либо.

Особенности позитивного права

  1. Официальность. Это правовые акты, издаваемые государством в установленном порядке. Такие постановления обязательно фиксируются в нормативно-правовых актах.
  2. Общеобязательность. Позитивное право призвано регулировать общественные отношения в том или ином государстве.
  3. Истинность. Нормы права, записанные в законах, могут использоваться для урегулирования общественных конфликтов и решения житейских проблем.

Естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. В то же время они образуют некий симбиоз – единство противоположностей. Позитивные права не всегда присущи человеку от рождения в отличие от естественных. Граждане государства получают такие привилегии лишь с принятием определенных нормативно-правовых актов.

Понятие «естественное право» в античную эпоху

Первые попытки разграничить права естественные и позитивные предпринимались еще в античную эпоху.

Согласно самым ранним мифологическим и религиозным воззрениям греков все земное устройство восходит к сверхчеловеческому источнику (т. е. установлено богами). Однако уже с V в. до н. э. право трактуется как результат деяний людей. Софисты утверждали, что все законы обязаны своим происхождением человеку.

Знаменитый древнегреческий философ Сократ утверждал, что есть два вида права. Существуют неписаные божественные законы, которые все знают и строго им следуют. В то же время есть законы, установленные человеком.

Эта мысль ранее также была развита в трудах Демокрита. Философ утверждал, что естественные законы, т. е. божественные, существуют «по правде». Позитивные права рассматривались как те, которые установлены согласно «общему мнению».

В римское время юристы также наряду с гражданским и народным законом выделяли естественное право.

Естественно-правовые теории в Средние века

В Средние века теория естественного права, выдвинутая древнегреческими философами, продолжает развиваться.

Фома Аквинский (итальянский философ) в своем труде «Сумма теологии» рассматривал понятие «вечный закон». Он выделил два вида «вечного закона»: божественный и человеческий. Первая категория рассматривалась как средство божественного управления миром. Человеческий закон признавался необходимым. Однако Фома Аквинский считал, что он обязательно должен ограничиваться совестью.

Теория естественного права Г. Гроция

Расцвет теории естественного права происходит на рубеже XVII-XVIII вв. Ее основоположником считается нидерландский ученый Гуго Гроций. Он является автором трактата «О праве войны и мира. Три книги».

Гуго Гроций в своем труде выделил два основных вида права: естественное и волеустановленное. Первое определялось им как «предписание здравого ума». Согласно Гроцию права естественные имели один источник – человеческий разум. Волеустановленные законы он разделил на три категории: установленные богом, государством и народом.

Гроций признавал равенство всех людей от рождения. Соответственно, он говорил о том, что естественное право исходит от законов природы, а не зависит от божественной воли. Кроме того, Г. Гроций утверждал, что государство – это договорной союз свободных людей, заключенный ради соблюдения установленных порядков.

Рационалистическая школа естественного права, созданная Г. Гроцием, развивалась и в последующие эпохи.

Теории естественного права в XVII-XVIII вв.

Характеристика естественного права, разработанная Г. Гроцием, была принята многими учеными эпохи Просвещения. Вслед за этим стали появляться новые концепции, которые нередко использовались для критики феодальных порядков.

Шарль Луи Монтескье – один из самых ярких представителей эпохи французского Просвещения. Он является автором трактата «О духе законов». В своем труде Ш. Л. Монтескье привел свою рационалистическую интерпретацию права. Естественные права логично вытекают из устройства человека. Соответственно, законы – это не что иное, как человеческий разум.

Еще одним видным деятелем эпохи Просвещения, разрабатывавшим теорию естественных прав, стал Жан-Жак Руссо. Он ввел новое понятие – «общая воля». Каждый закон государства является актом общей воли. Естественное право рассматривалось Ж.-Ж. Руссо как абсолютная и неотчуждаемая власть всего народа. Философ утверждал, что отдельные граждане государства не должны наделяться такими привилегиями.

Концепции естественного права в Новое время

Томас Гоббс – английский философ, политолог. Его самое знаменитое произведение «Левиафан» основано на исследовании природы и страстей человека. Томас Гоббс утверждал, что людям свойственна враждебность, недоверие, эгоизм и завистливость. Эти характеристики определяют «естественное состояние» человека и приводят к бесконечным войнам, взаимному уничтожению. Выходом из такой ситуации Томас Гоббс видел заключение общественного договора и установление государством законов, контролирующих деятельность граждан.

Еще одним видным теоретиком естественного права считается Бенедикт Спиноза. Он занимался разработкой таких философских понятий, как «субстанция», «атрибут», «мышление», «причинность», «аффекты» и т. д. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в связи с которой происходят некие природные события. Он утверждал, что свобода – это подчинение равному и справедливому для всех людей закону.

Концепция естественного права Ж. Маритена

Рассматривая теории естественного права Новейшего времени, стоит уделить внимание концепции Ж. Маритена. Жак Маритен – один из самых видных представителей неотомизма, французский богослов, профессор Вашингтонского университета. Он создал и развил персоналистскую концепцию естественного права. Она основана на представлениях о божественном происхождении государства. В целом такие идеи были характеры для последователей неотомизма – учения Фомы Аквинского. Жак Маритен утверждал, что естественное право образовано от вечного закона. Он рассмотрел это понятие с двух точек зрения: онтологической и гносеологической.

Следует отметить, что Жак Маритен противопоставлял свою концепцию рационалистической теории. В его понимании естественное право – идеальный порядок действий человека, которому должны соответствовать позитивные законы и введение их в жизнь.

Современные концепции естественных прав

Современная естественно-правовая теория права признает существование наряду с позитивным правом идеального порядка человеческих отношений. По сути, законы государства могут быть легитимны только тогда, когда они не противоречат идеальным (естественным) правам. К ним относятся все неотъемлемые свободы.

В целом современные концепции права можно условно разделить на три группы:

  • социологические;
  • католические;
  • философские.

Социологические теории основаны на научном подходе к обоснованию естественных прав. Ведущие представители этой школы занимаются анализом фактов для обобщения знаний о стремления и свободах человека. Социологические теории наибольшее развитие получили в США и странах Западной Европы.

Католические концепции естественных прав развиваются в тех государствах, где ведущее положение занимает католическая церковь. В основе этих теорий лежат идеи Фомы Аквинского и других теологов эпохи Средневековья.

Философские концепции развиваются в западноевропейских странах. Как правило, они носят неокантианский характер. Представители философской школы права разрабатывают свои идеи на основе взглядов Канта на сферу морали и закона.



Просмотров