Меры предусмотренные законодательством по предупреждению конфликта интересов. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе российской федерации и порядка их урегулирования. и порядок их урегулирования

Положение о порядке предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о конфликте интересов ГБУ «ОЦСПСД «Юный нижегородец» (далее - Положение о конфликте интересов) разработано в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральным законом от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьёй 27 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с учётом Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Кодексом этики и поведения работников учреждения и основано на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства, в целях определения системы мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в рамках реализации уставных целей и задач учреждения.

1.2. Основной задачей деятельности учреждения по предотвращению и урегулирования конфликта интересов является ограничение влияния частных интересов, личной заинтересованности работников учреждения на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения.

1.3. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя учреждения) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых (должностных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя учреждения) и правами и законными интересами учреждения, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации учреждения, работником (представителем) которой он является.

1.4. Под личной заинтересованностью работника учреждения понимается материальная или иная заинтересованность, которая влияет или может повлиять на исполнение им должностных (трудовых) обязанностей.

1.5. Работники должны соблюдать интересы учреждения, прежде всего в отношении целей её деятельности, и не должны использовать возможности, связанные с осуществлением ими своих трудовых обязанностей, или допускать использование таких возможностей в целях, противоречащих целям, указанным в Уставе учреждения.

1.6. Работники должны избегать любых конфликтов интересов, должны быть независимы от конфликта интересов, затрагивающего учреждение.

1.7. Эффективность работы по предупреждению и урегулированию конфликта интересов предполагает полное и своевременное выявление таких конфликтов и координацию действий всех структурных подразделений учреждения.

1.8. Действие настоящего положения распространяется на всех работников учреждения, в том числе выполняющих работу по совместительству.

2. Основные принципы управления конфликта интересов в учреждении

2.1. Основной задачей деятельности учреждения по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения.

2.2. В основу работы по управлению конфликтом интересов в учреждении положены следующие принципы:

Обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;

Индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для учреждения при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;

Конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;

Соблюдение баланса интересов учреждения и работника при урегулировании конфликта интересов;

Защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником, и урегулирован (предотвращён) учреждением.

3. Порядок раскрытия конфликта интересов работником учреждения и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов

3.1. Процедура раскрытия конфликта интересов доводится до сведения всех работников учреждения. В учреждении установлены следующие виды раскрытия конфликта интересов:

Раскрытие сведений о конфликте интересов при приёме на работу;

Раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;

Раскрытие сведений о конфликте интересов при начислении заработной платы и распределения фонда оплаты труда;

Раскрытие сведений о конфликте интересов при закупочной деятельности.

3.2. Раскрытие сведений о конфликте интересов осуществляется в письменном виде. Может быть доступным первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.

3.3. Представленные сведения рассматриваются в конфиденциальном порядке, комиссией по противодействию коррупции действующей в учреждении и гарантирует конфиденциальность процесса урегулирования конфликта интересов.

3.4. Поступившая информация тщательно проверяется комиссией по противодействию коррупции действующей в учреждении с целью оценки серьёзности возникающих для учреждения рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.

3.5. По результатам рассмотрения поступившей информации специально созданная комиссия может прийти к следующим выводам:

3.5.1. ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования.

3.5.2. конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, в том числе:

Добровольный отказ работника учреждения или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которое находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

Пересмотр и изменение должностных обязанностей работника;

Временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с должностными обязанностями;

Перевод работника на должность, предусматривающую выполнение должностных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;

Передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;

Отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами учреждения;

Увольнение работника из учреждения по инициативе работника;

Увольнение работника из учреждения по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

3.6. Приведенный перечень способов решения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности работодателя и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.

3.7. При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов учитывается значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот интересе будет реализован в ущерб интересам учреждения.

4. Меры по предотвращению конфликта интересов

4.1. Основными мерами по предотвращению конфликтов интересов являются:

Строгое соблюдение директором учреждения и работниками обязанностей, установленных законодательством, Уставом учреждения, иными локальными нормативными актами, должностными инструкциями;

Утверждение и поддержание организационной структуры учреждения, которая четко разграничивает сферы ответственности, полномочия и отчетность;

Распределение полномочий приказом о распределении обязанностей между директором и заместителями директора по функционалу учреждения;

Выдача определенному кругу работников доверенностей на совершение действий, отдельных видов сделок;

Распределение должностных обязанностей работников таким образом, чтобы исключить конфликт интересов и условия его возникновения, возможность совершения правонарушений и преступлений и осуществления иных противоправных действий при осуществлении уставной деятельности;

Внедрение практики принятия коллегиальных решений по всем наиболее ответственным и масштабным вопросам, с использованием всей имеющейся в организации информации, в том числе данных бухгалтерской, статистической, управленческой и иной отчетности;

Исключение действий, которые приведут к возникновению конфликта интересов: директор учреждения и работники должны воздерживаться от участия в совершении операций или сделках, в которые вовлечены лица и (или) организации, с которыми директор учреждения и работники либо члены их семей имеют личные связи или финансовые интересы;

Представление гражданами при приеме на должности, включенные в Перечень должностей ГБУ «ОЦСПСД «Юный нижегородец» с высоким риском коррупционных проявлений (Приложение 1 к Положению о конфликте интересов), декларации конфликта интересов (Приложение 2 к Положению о конфликте интересов);

Представление ежегодно работниками, замещающими должности, включенные в Перечень должностей ГБУ «ОЦСПСД «Юный

нижегородец» с высоким риском коррупционных проявлений, декларации конфликта интересов;

Запрет на использование, а также передачу информации, которая составляет служебную или коммерческую тайну, для заключения сделок третьими лицами.

5. Обязанности директора учреждения и работников по предотвращению конфликта интересов

5.1. В целях предотвращения конфликта интересов директор учреждения и

работники обязаны:

Исполнять обязанности с учетом разграничения полномочий, установленных локальными нормативными актами учреждения;

Соблюдать требования законодательства Российской Федерации, Устава учреждения, локальных нормативных актов учреждения, настоящего Положения о конфликте интересов;

При принятии решений по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим вопросам, либо при подготовке проектов таких решений руководствоваться интересами учреждения без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;

Воздерживаться от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к возникновению конфликтных ситуаций, в том числе не получать материальной и (или) иной выгоды в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей;

Уведомлять своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме;

Обеспечивать эффективность управления финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами учреждения;

Исключить возможность вовлечения учреждения, директора учреждения и работников в осуществление противоправной деятельности;

Обеспечивать максимально возможную результативность при совершении сделок;

Обеспечивать достоверность бухгалтерской отчетности и иной публикуемой информации;

Своевременно рассматривать достоверность и объективность негативной информации об учреждении средствах массовой информации и иных источниках, осуществлять своевременное реагирование по каждому факту появления негативной или недостоверной информации;

Соблюдать нормы делового общения и принципы профессиональной этики в соответствии с Кодексом этики и поведения работников учреждения;

Предоставлять исчерпывающую информацию по вопросам, которые могут стать предметом конфликта интересов;

Обеспечивать сохранность денежных средств и другого имущества учреждения;

Обеспечить своевременное выявление конфликтов интересов на самых ранних стадиях их развития и внимательное отношение к ним со стороны учреждения, директора учреждения и работников.

6. Процедура уведомления работодателя о наличии конфликта интересов или возможности его возникновения

6.1. Работник обязан уведомлять директора учреждения о каждом случае возникновения у него личной заинтересованности (возможности получения в связи с исполнением трудовых обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц), которая приводит или может привести к конфликту интересов.

6.2. В уведомлении о возникшем конфликте интересов или о возможности его

конфликте интересов) указывается:

Фамилия, имя, отчество работника, направившего уведомление;

Замещаемая должность;

Информация о ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных обязанностей, и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами ГБУ «ОЦСПСД «Юный нижегородец» (излагается в свободной форме);

Информация о личной заинтересованности работника, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, о возможности получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;

Дата подачи уведомления;

Уведомление, поданное работником, подписывается им лично.

6.3. Уведомление оформляется в письменном виде в двух экземплярах:

Первый экземпляр уведомления работник передает директору учреждения незамедлительно, в случае его отсутствия передает заместителю директора по функционалу либо председателю комиссии по противодействию коррупции, как только станет известно о наличии конфликта интересов или о возможности его возникновения;

Второй экземпляр уведомления, заверенный секретарем комиссии по противодействию коррупции действующей в учреждении, остается у работника в качестве подтверждения факта представления уведомления.

На уведомлении ставится отметка о его поступлении, в котором указываются дата поступления и входящий номер;

В случае если работник не имеет возможности передать уведомление лично, оно может быть направлено в адрес учреждения заказным письмом с уведомлением и описью вложения.

6.4. Уведомление регистрируется в день поступления.

6.5. Регистрация уведомлений производится секретарем комиссии по противодействию коррупции действующей в учреждении в журнале учета уведомлений о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, предоставленных работниками учреждения (приложение 4 Положению о конфликте интересов), листы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью директора учреждения и печатью.

6.6. После регистрации уведомления в журнале регистрации оно передается на рассмотрение комиссии по противодействию коррупции действующей в учреждении не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации уведомления.

7. Порядок предотвращения или урегулирования конфликта интересов

7.1. Урегулирование (устранение) конфликтов интересов осуществляется председателем комиссии по противодействию коррупции действующей в учреждении.

7.2. Работники должны без промедления сообщать о любых конфликтах интересов директору учреждения и (или) председателю комиссии по противодействию коррупции действующей в учреждении, с указанием его сторон и сути, и до получения рекомендаций избегать любых отношений или действий, которые могут помешать принятию объективных и честных решений. Выбор приемлемых процедур и метода устранения конфликта интересов в каждом конкретном случае зависит от характера самого конфликта.

7.3. Председатель комиссии по противодействию коррупции действующей в учреждении, не позднее семи рабочих дней со дня поступления сообщения должно выдать работнику письменные рекомендации по разрешению конфликта интересов.

7.4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в:

Ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;

Добровольном отказе работника или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

Пересмотре и изменении трудовых обязанностей работника;

Временном отстранении работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с трудовыми обязанностями;

Переводе работника на должность, предусматривающую выполнение трудовых обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;

Передаче работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;

Отказе работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами учреждения;

Увольнении работника из учреждения по инициативе работника;

Увольнении работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

7.5. Типовые ситуации конфликта интересов приведены в Приложении 3 к Положению о конфликте интересов.

8. Ответственность работников учреждения за несоблюдение настоящего Положения

8.1. Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.2. В соответствии со статьей 192 ТК РФ к работнику учреждения могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение, в том числе:

В случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ);

В случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (пункт 7 части первой статьи 81 ТК РФ);

По основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

8.3. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, которая

совершена с нарушением требований статьи 27 Федерального закона от

12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», может быть признана судом недействительной в соответствии с указанными положениями Федерального закона и нормами гражданского законодательства. Заинтересованное лицо несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных им этому учреждению. Если убытки причинены учреждению несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед учреждением является солидарной.

Памятка разработана на основании обзора типовых ситуаций конфликта интересов на государственной гражданской службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, подготовленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции») под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07. 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий) влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

При этом под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Следует также учитывать, что личная заинтересованность гражданского служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получать иные лица, например, друзья гражданского служащего, его родственников.

Под указанные определения конфликта интересов подпадает множество конкретных ситуаций, в которых гражданский служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов гражданских служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых областей регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

  • выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего;
  • выполнение иной оплачиваемой работы;
  • владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
  • получение подарков и услуг;
  • имущественные обязательства и судебные разбирательства;
  • взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
  • явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

При определении содержания функций государственного управления учитывалось следующее.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что функции государственного управления организацией представляют собой полномочия гражданского служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

В настоящем обзоре осуществление функций государственного управления предполагает в том числе:

  • размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
  • осуществление государственного надзора и контроля;
  • организацию продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;
  • проведение государственной экспертизы и выдачу заключений;
  • возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
  • представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным представляется, что в основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения гражданским служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».

В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность гражданского служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.

Причем, непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется в рамках проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Типовые ситуации конфликта интересов
на государственной гражданской службе
и порядок их урегулирования

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего

Описание ситуации

Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.

Гражданскому служащему следует уведомить в письменной форме представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего. Например, рекомендуется временно вывести гражданского служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной службы является его родственник.

Комментарий

Осуществление гражданским служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например гражданский служащий является членом конкурсной или аттестационной комиссии государственного органа (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника гражданского служащего.

При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если гражданский служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

2.1. Описание ситуации

Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры по предотвращению и урегулированию

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Уведомительный порядок направления гражданским служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить гражданскому служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения гражданскому служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации гражданский служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники гражданского служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае, если гражданский служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении организации, в которой гражданский служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

Комментарий

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой гражданский служащий получает или собирается получать материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников гражданского служащего. Тем не менее ситуация, когда родственники гражданского служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в части 1 данной Памятки.

2.2. Описание ситуации

Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом гражданский служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.

Меры по предотвращению и урегулированию

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы гражданскому служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники гражданского служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения гражданским служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование гражданским служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:

услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями гражданского служащего;

гражданский служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;

организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д.

При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов, и отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги.

Комментарий

При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями гражданского служащего, например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы. В этом случае гражданский служащий не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.

2.3. Описание ситуации

Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры по предотвращению и урегулированию

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы гражданскому служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники гражданского служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой гражданский служащий выполняет иную оплачиваемую работу.

2.4. Описание ситуации

Гражданский служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.

Меры по предотвращению и урегулированию

Представителю нанимателя рекомендуется указать гражданскому служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае, если гражданский служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении гражданского служащего от замещаемой должности.

Важно отметить, что непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с государственной службы.

2.5. Описание ситуации

Гражданский служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом, в котором он замещает должность, товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.

Меры по предотвращению и урегулированию

Гражданскому служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.

3. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами

3.1. Описание ситуации

Гражданский служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры по предотвращению и урегулированию

В случае если, гражданский служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.

Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым гражданский служащий может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление необязательно повлечет исключение конфликта интересов, то есть не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи гражданским служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.

В случае если родственники гражданского служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, гражданский служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов гражданскому служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.

До принятия гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет гражданский служащий или его родственники.

Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.

Для родственников гражданского служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее важно понимать, что наличие в собственности у родственников гражданского служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой гражданский служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

4.1. Описание ситуации

Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

Меры по предотвращению и урегулированию

Гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Представителю нанимателя в случае, если ему стало известно о получении гражданским служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении гражданского служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то гражданскому служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа, в котором он замещает должность, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

В случае, если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками гражданского служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:

указать гражданскому служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;

предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;

до принятия гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

Комментарий

Гражданским служащим установлен запрет получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

Вместе с тем проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить гражданскому служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит гражданского служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности гражданского служащего и тем самым могут нанести ущерб репутации государственного органа, в котором он замещает должность, и гражданской службе в целом.

4.2. Описание ситуации

Гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, гражданскому служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.

Меры по предотвращению и урегулированию

Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения гражданского служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, гражданскому служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.

4.3. Описание ситуации

Гражданский служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Меры по предотвращению и урегулированию

Представителю нанимателя, которому стало известно о получении гражданским служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать гражданскому служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать гражданскому служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.

5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

5.1. Описание ситуации

Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам гражданский служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

Меры по предотвращению и урегулированию

В этом случае гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественного обязательства отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении организации, перед которой сам гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, имеют имущественные обязательства.

5.3. Описание ситуации

Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед гражданским служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.

Меры по предотвращению и урегулированию

Гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественного обязательства отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед гражданским служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.

5.4. Описание ситуации

Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры по предотвращению и урегулированию

Гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с гражданским служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.

6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы

6.1. Описание ситуации

Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.

Меры по предотвращению и урегулированию

Гражданскому служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения гражданского служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае, если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении бывшего работодателя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

ВВЕДЕНИЕ

Проблема коррупции в последнее время приобрела огромную и вполне обоснованную актуальность. Сегодня коррупция в России является основной негативной характеристикой институтов государственного управления, препятствуя эффективному социально-экономическому и общественному развитию страны. В связи с этим разработка единой политики в сфере противодействия коррупции стала приоритетным направлением реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

Среди антикоррупционных механизмов в системе государственной службы в первую очередь следует выделить административные процедуры, обусловливающие порядок ее прохождения, в том числе проведение конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестаций, квалификационных экзаменов и др. Помимо перечисленного важным механизмом является институт преодоления конфликта интересов.

Конфликт интересов -- ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам общества либо компании, являющейся работодателем сотрудника. Проблема конфликта интересов актуальна как для частного бизнеса, так и для государственных служащих. Национальное законодательство и нормативные документы корпораций требуют урегулировать конфликт интересов .

Наибольшее значение для общества имеет проблема возникновения конфликта интересов у чиновников. Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» (от 25.12.2008) определяет конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Целью контрольной работы является изучение понятия «конфликт интересов» и методы его предотвращения и разрешения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Раскрыть сущность понятия «конфликт интересов»;

2. Рассмотреть методы его предотвращения и разрешения.

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ»

Одной из наиболее актуальных и важных задач развития современного государства является разработка правовых методов и средств противодействия и борьбы с коррупцией. Коррупция представляет собой подлинную угрозу нормальному функционированию публичной власти и общественных механизмов, препятствует развитию государственного и муниципального управления, создает преграды для проведения социальных преобразований в обществе и повышения эффективности экономики. При таких обстоятельствах выработка и претворение в жизнь единой государственной политики в сфере противодействия коррупции, разработка необходимых и своевременных мероприятий по ее предупреждению и выявлению, мобилизация усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан по ее минимизации становятся настоятельной необходимостью. Одним из ключевых элементов антикоррупционного механизма, эффективным способом предупреждения проявлений коррупции, важнейшим аспектом совершенствования деятельности гражданской службы выступает институт конфликта интересов.

Термин «конфликт» (от лат. conflictus - столкновение) - определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Термин «конфликт интересов» был введен и раскрыт в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о гражданской службе).

Конфликт интересов возникает тогда, когда гражданский служащий, имея свой личный интерес, достаточный, чтобы повлиять на объективность и беспристрастность выполнения им своих должностных обязанностей, выполняет их, исходя из неправильных оснований, недолжным образом, что в конечном счете создает объективные предпосылки для наступления негативных последствий в виде нанесения вреда (ущерба) государству, обществу, юридическим и физическим лицам .

Таким образом, в соответствии с Законом о гражданской службе под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации или ее субъекта, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации или ее субъекта. Безусловно, конфликт интересов является оценочной категорией, правовая природа которой применительно к российской правовой системе только начинает исследоваться. Тем не менее, можно выделить несколько признаков, совокупность которых дает возможность констатировать наличие конфликта интересов.

К ним, в частности, можно отнести следующие признаки:

а) наличие личной заинтересованности у гражданского служащего в реализации тех действий, которые могут стать основой для конфликта интересов;

б) наличие или возможность возникновения противоречий между этой личной заинтересованностью и законными интересами других участников общественных отношений (граждан, организаций, общества, Российской Федерации или ее субъекта);

в) возможность причинения вреда этим законным интересам. Принципиальным является тот факт, что конфликт интересов может реально уже присутствовать в конкретной ситуации, а может гипотетически возникнуть. Именно это и делает данную правовую категорию оценочной. По сравнению с Законом о гражданской службе, Закон о противодействии коррупции в определении сущности конфликта интересов содержит следующие новеллы: конфликт интерес правонарушение коррупционный

во-первых, теперь конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности гражданского служащего на надлежащее исполнение им не только должностных (то есть по конкретной должности), но и общих служебных обязанностей;

во-вторых, новый Закон подчеркивает, что личная заинтересованность гражданского служащего может быть не только прямой, но и косвенной. Можно предположить, что в данном случае речь может идти не о непосредственном получении государственным служащим доходов, а о создании реальной возможности их получения. Помимо вышеуказанного, новеллой Закона является распространение института урегулирования конфликта интересов на все виды государственной службы, в том числе правоохранительную и военную. Понятие личной заинтересованности в Законе о противодействии коррупции также претерпело некоторые изменения по сравнению с используемыми в Законах о государственной гражданской службе. Во-первых, в определении данной новеллы законодатель исключил указание на неосновательное обогащение. Во-вторых, вместо общего указания на натуральную форму получения доходов и доходов в виде материальной выгоды законодатель конкретизировал, что речь может идти о получении ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав. При определении имущественного характера услуг и указанных прав правоприменителю следует руководствоваться гражданским и налоговым законодательством Российской Федерации .

В-третьих, законодатель отказался от подробного определения иных лиц, которые могут получить доход в случае использования гражданским служащим своего служебного положения (как это было сделано в Законе о государственной гражданской службе).

К основным причинам конфликта интересов на гражданской службе можно отнести следующее:

· нарушение основных требований к служебному поведению гражданских служащих;

· невыполнение обязанностей гражданского служащего;

· несоблюдение при их исполнении прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства;

· несоблюдение норм действующего законодательства;

· нарушение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, в том числе установленных Законом о противодействии коррупции и др.

Среди условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе, можно назвать:

· высокий уровень неопределенности компетенции;

· дублирование полномочий государственных органов, их структурных подразделений, государственных служащих;

· недостаточное информирование о деятельности органов государственной власти;

· наличие противоречий между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения, существующие пробелы в правовом регулировании;

· несоблюдение служебной и организационной дисциплины;

· отсутствие или недостаточное использование моральных и материальных ресурсов мотивации государственного служащего, дискриминацию и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда и др .

Кроме того, имеющаяся практика позволяет выделить правонарушения коррупционной направленности, связанные с конфликтом интересов на государственной службе, в том числе:

· непринятие государственным служащим мер по предотвращению конфликта интересов;

· не уведомление представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов либо о наличии личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов;

· владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), а равно непринятие мер к их передаче в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· занятие иной оплачиваемой деятельностью без уведомления работодателя при наличии (возможности) конфликта интересов и др.

2. МЕТОДЫ ЕГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ

В ст. 11 Закона о противодействии коррупции выделяются два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов: гражданского служащего и представителя нанимателя.

Применительно к гражданским служащим законодатель закрепляет две основные обязанности:

1) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

2) уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

В целях предотвращения конфликта интересов гражданский служащий также обязан:

· соблюдать требования и ограничения, установленные документами, регламентирующими его служебную деятельность;

· воздерживаться от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к возникновению конфликта интересов и личной заинтересованности;

· оказывать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов содействие в осуществлении ею своих функций;

· сообщать представителю нанимателя о возникновении обстоятельств, препятствующих независимому и добросовестному осуществлению должностных обязанностей;

· соблюдать установленный режим защиты информации .

Что касается первой из них, то она подразумевает необходимость гражданского служащего воздерживаться от контактов с различными организациями, сферы деятельности которых пересекаются с его должностными обязанностями (кроме тех случаев, разумеется, когда такое взаимодействие, наоборот, входит в его должностные обязанности); максимально дистанцироваться от личных предпочтений при принятии управленческих решений и т.п. Обязанность информирования о возникновении или угрозе возникновения конфликта интересов возникает у гражданского служащего в момент, когда он узнает об этом. Существует коллизия между положениями Закона о противодействии коррупции и нормами законодательства о государственной гражданской службе. Так, часть 3 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает, что «в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме» .

Таким образом, указанные законодательные акты предписывают гражданскому служащему уведомить о возникновении или угрозе возникновения конфликта интересов представителя нанимателя, а Закон о противодействии коррупции - своего непосредственного начальника. Однако непосредственный начальник далеко не всегда является представителем нанимателя для конкретного служащего. Что же касается всех остальных гражданских служащих, то исходя из Закона о противодействии коррупции в совокупности с законодательством о государственной гражданской службе, при возникновении конфликта интересов или угрозы его возникновения у гражданских служащих появляется обязанность уведомить и своего непосредственного начальника и представителя нанимателя. Уведомление о возникновении конфликта интересов или угрозы его возникновения осуществляется в письменной форме. Для этого указанным выше лицам подается заявление либо служебная (докладная) записка произвольной формы. Неисполнение рассмотренных выше обязанностей гражданским служащим должно рассматриваться как дисциплинарный проступок и может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности. Однако при этом следует помнить, что во всех таких случаях необходимым условием привлечения гражданского служащего к ответственности является установление его вины.

Вторым субъектом, на которого Закон о противодействии коррупции возлагает обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является представитель нанимателя.

В целях предотвращения конфликта интересов представитель нанимателя обязан:

1) обеспечить при приеме на гражданскую службу ознакомление каждого гражданского служащего с документами, регламентирующими его служебную деятельность;

2) проводить регулярную разъяснительную работу среди гражданских служащих относительно содержания документов, регламентирующих их служебную деятельность;

3) обеспечить защиту конфиденциальной информации;

4) осуществлять внутренний контроль за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе;

5) применять в установленном законом порядке виды дисциплинарного взыскания за несоблюдение гражданским служащим требований к служебному поведению, ограничений и запретов, установленных документами, регламентирующими его служебную деятельность. Основным способом получения представителем нанимателя информации о возникновении конфликта интересов является, по-видимому, информирование его самим гражданским служащим, у которого конфликт интересов возник, либо непосредственным начальником такого гражданского служащего. Помимо этого источниками информации о конфликте интересов могут являться:

· справки о доходах, подаваемые гражданскими служащими;

· иные предоставляемые ими сведения;

· заявления граждан и организаций, в том числе считающих себя пострадавшими от неправомерных действий гражданского служащего, связанных с конфликтом интересов;

· материалы публикаций в средствах массовой информации;

· результаты служебных проверок и т.п.

В ч. 4 и ч. 5 статьи 11 Закона о противодействии коррупции содержится указание на основные способы предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной или муниципальной службе. Таковыми являются:

· изменение должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов (в том числе отстранение его от исполнения должностных (служебных) обязанностей);

· отказ гражданского служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

· отвод или самоотвод гражданского служащего.

Первый способ заключается в изменении должностного либо служебного положения являющегося стороной конфликта интересов гражданского служащего, вплоть до их отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей. Трудность применения указанного способа заключается в том, что понятие "изменение должностного или служебного положения гражданского служащего" в действующем законодательстве отсутствует. Следующий способ предотвращения и урегулирования конфликта интересов заключается в добровольном отказе государственного служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения такого конфликта. Однако понятие выгоды в Федеральных законах «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О противодействии коррупции» так и не было раскрыто. Полагаем, что под выгодой можно понимать получение гражданским служащим льгот или преференций, связанных с использованием своего служебного статуса, а также любых других преимуществ, вытекающих из их неслужебной деятельности (например, из управления некоммерческой организацией, владения имуществом, ценными 12 бумагами). Также отсутствует ясность в вопросах реализации процедуры отказа гражданского служащего от уже полученной или только планирующейся к получению выгоды, статуса такого отказа, последствий его нарушения, возможности урегулирования механизма отказа от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, подзаконными актами. Еще одна возможность урегулирования конфликта интересов заключается в отводе или самоотводе гражданского служащего. В то же время законодательством о гражданской службе такие действия при возникновении конфликта интересов не предусмотрены, скорее, это процессуальная необходимость, возникающая, например, при осуществлении судьей, прокурором, судебным приставом-исполнителем своих полномочий. Однако из перечисленных субъектов судьи вообще не относятся к гражданским служащим, а работники прокуратуры или службы судебных приставов подлежат отводу только в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством.

Дополнительными способами и средствами урегулирования конфликта интересов могут являться:

· временное делегирование должностными лицами органов государственной власти соответствующих полномочий гражданского служащего, в отношении которого осуществляются мероприятия по урегулированию конфликта интересов, другому гражданскому служащему;

· постоянное либо временное освобождение гражданского служащего от выполнения функций, в результате исполнения которых возник или может возникнуть конфликт интересов (например, изменение должностного регламента, отстранение от участия в рабочих группах, комиссиях, иных коллегиальных органах, выполнения функций представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в акционерных обществах);

· ограничение на время урегулирования конфликтной ситуации допуска гражданского служащего к соответствующим сведениям, в случае, если исполнение должностных (служебных) обязанностей связано с использованием таких сведений;

· дополнительное изучение действий и решений гражданского служащего, усиление контроля за исполнением такими гражданскими служащими должностных обязанностей в ситуации конфликта интересов;

· отказ от выполнения иной оплачиваемой работы в целях сохранения должности гражданской службы;

· установление коллегиального порядка принятия решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема цивилизованного разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе остается весьма актуальной. Ее сложность и многоплановость обусловлены дефицитом соблюдения законности, служебной этики, человеческой культуры, кризисным состоянием экономики. Актуальность темы контрольной работы определяется происходящими в настоящее время в Российской Федерации активными процессами модернизация системы государственного управления и повышения эффективности функционирования государственной службы, неотъемлемой частью которых является разработка путей урегулирования управленческих аномалий и конфликтов.

На сегодняшний день комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов призваны служить одним из ключевых элементов противодействия коррупции на государственной службе. Обладая достаточными полномочиями, имея соответствующий спектр средств и методов профилактики и борьбы с коррупционными и иными правонарушениями на государственной службе, они должны стать связующим звеном между государственным органом, в котором созданы, и иными правоохранительными, контролирующими органами, а также общественными объединениями.

Конфликт интересов в системе государственной службы нельзя рассматривать односторонне, как просто противоречие личных интересов государственного служащего и государства, общества, граждан и их объединений, социальных групп и т.п. Это сложное социальное явление, в котором переплелось множество различных факторов объективного и субъективного свойства.

Только запретительными и рекомендательными мерами исключить появление конфликтов интересов в системе государственной службы невозможно. Необходимо прежде всего обратить внимание на формирование адекватной государственным и общественным интересам внутренней и внешней среды государственной службы, профессионализма государственного служащего, в основе мотиваций должностного поведения которого будут находиться принципы служения российскому государству и обществу, соблюдение законности и уважение гражданских прав и свобод личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) "Об основах государственной службы Российской Федерации"

2.Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

3.Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 16.07.2009) "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"

4.Бикеева, И.И. Антикоррупционный менеджмент: инновационные антикоррупционные образовательные программы: сборник программ / И.И Бикеева, П.А. Кабанова. - Казань: Изд-во «Познание», 2013. - 234 с. - ISBN 978-5-8399-0424-8

5.Стекачева, А.Д. Управление конфликтами и стрессами на предприяти: учебное пособие / А.Д. Стекачева. - М: Лаборатория Книги, 2012. - 152 с. - ISBN 978 - 5 - 504- 00883- 7

6.Ефимцева, Т.В. Конфликт интересов при осуществлении посреднической деятельности на рынке ценных бумаг, учебное пособие / Т. В. Ефимцева, Е.А. Мельникова. -- М.: Юстицинформ, 2014. -- 86 с. -- ISBN 978-5-720-51210-1

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность конфликтов интересов на государственной гражданской службе. Анализ нормативно-правовых источников, связанных с их регулированием. Конфликты интересов при проведении конкурса на закупку продукции для государственных нужд. Методы их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2014

    Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации. Анализ профессиональной этики, нравственных, моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной службы. Конфликт интересов, связанный с коррупционным аспектом.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2015

    Рассмотрение типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской федерации и порядка их урегулирования. Конфликт интересов в отношении родственников и иных близких лиц. Конфликт, связанный с владением ценными бумагами и вкладами.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2016

    Разработка правовых средств и механизмов противодействия коррупции, принцип публичности и открытости деятельности государственных органов. Конфликт интересов как существенный механизмом противодействия коррупции. Формы урегулирования конфликта интересов.

    реферат , добавлен 19.08.2010

    Институт конфликта интересов - способ предотвращения коррупционных проявлений. Проблемы регулирования конфликта интересов в органах местного самоуправления. Анализ практики регулирования конфликта интересов в Администрации Советского района г. Челябинска.

    дипломная работа , добавлен 24.08.2012

    Место механизма урегулирования конфликта интересов среди мер противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе. Общественная опасность, коррупциогенность ситуации конфликта интересов. Обязанности служащего по их предотвращению.

    реферат , добавлен 19.09.2012

    Проблемные вопросы противодействия коррупции в России. Понятие конфликта интересов на государственной службе: порядок предотвращения и урегулирования. Направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2014

    Понятие криминального конфликта. Классификация конфликтов, связанных с сущностью преступления. Соотношение причин и поводов криминальных конфликтов. Механизм возникновения и динамика конфликта. Проблемы предотвращения и разрешения криминальных конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2009

    Понятие государственной гражданской службы, ее определение и принципы. Порядок прохождения, поступление на нее, конфликт интересов, ответственность государственных служащих. Анализ хода и результатов реформы государственной гражданской службы.

    реферат , добавлен 27.08.2009

    Понятие и виды государственной службы и служащих, должности госслужбы, категории и группы должностей. Обязанности, ограничения, запреты, налагаемые на гражданских служащих. Аттестация служащих, чины и конфликт интересов на государственной службе.

Памятка

государственному гражданскому служащему Минюста России

о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на федеральной государственной службе

1. Основные нормативные правовые акты, определяющие понятие и порядок урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»;

Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей";

Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»;

- Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»;

Приказ Минюста России от 24 августа 2009 г. № 262 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Минюста России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (в ред. Приказов Минюста России от 08.09.2010 № 222, от 10.02.2011 № 39, от 17.01.2012 № 4, от 05.09.2012 № 175).

2. Типовые ситуации возникновения конфликта интересов на государственной гражданской службе Российской Федерации

Под определение «конфликт интересов» попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный гражданский служащий (далее – гражданский служащий) может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Минюста России влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью понимается как возможность получения гражданским служащим Минюста России при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных или имущественных обязательствах (далее – родственники и иные лица). Понятием личной заинтересованности охватывается также возможность извлечения доходов в виде материальной выгоды также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий Минюста России связан финансовыми или иными обязательствами.

Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным и которых следует избегать гражданскому служащему:

1. Выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, в том числе:

2. Выполнение иной оплачиваемой работы.

3. Владение ценными бумагами, банковскими вкладами.

4. Получение подарков и услуг.

5. Имущественные обязательства.

6. Взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы.

7. Явное нарушение установленных запретов (использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

8. Выполнение отдельных функций государственного управления, в том числе:

а) размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, участие в работе комиссии по размещению заказов;

б) осуществление государственного надзора и контроля;

в) подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий;

г) организация продажи приватизируемого государственного и иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;

д) проведение государственной экспертизы и выдача заключений;

е) лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;

ж) представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

з) подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов.

3. Обязанность гражданского служащего

В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения гражданскими служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ.

В целях предотвращения конфликта интересов и своевременного разрешения возникшего конфликта интересов гражданский служащий Минюста России обязан внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов; принимать меры по предотвращению конфликта интересов; сообщать представителю нанимателя о любом реальном или потенциальном конфликте интересов, как только ему становится о нем известно.

В случае возникновения у гражданского служащего Минюста России личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме (заявление, служебная (докладная) записка, составленная в произвольной форме).

4. Ответственность гражданского служащего

Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не служебной проверки, а проверки, проводимой уполномоченными на то подразделениями.

5. Меры по предотвращению конфликта интересов

Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе гражданского служащего, и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение гражданского служащего с заявлениемоб установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения гражданским служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа (территориального органа) для решения вопроса о проведении служебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.



Просмотров