Меры по недопущению преднамеренного банкротства. Какие существуют меры для предупреждения банкротства. Информация о моделировании

Банкротство представляет собой признание несостоятельности фирмы. Процедура инициируется тогда, когда предприятие не может расплатиться с имеющимися долгами. Обычно, если оздоровительные меры не дают никакого результата, фирма банкротится и ликвидируется. Ее имущество распродается. Полученные деньги распределяются между кредиторами. Банкротство можно предупредить. Для этого используются специальные меры.

Что собой представляет предупреждение банкротства

Меры по предупреждению несостоятельности регулируются законодательно. Информацию о банкротстве получают учредители. После этого они должны принять меры по предупреждению. Они предполагают оптимизацию деятельности фирмы. В процессе устанавливаются и устраняются те аспекты, которые привели к банкротству. Выполняется работа со штатом сотрудников. Формируется система, которая позволяет контролировать финансовую несостоятельность. Из законов можно сделать вывод о том, что ЮЛ обязано приложить все усилия по предупреждению несостоятельности.

Основные стратегии по предотвращению банкротства

Рассмотрим основные стратегии по предупреждению несостоятельности:

  • Экстраполяция. Позволяет установить прогноз на сжатые сроки. При этом учитываются как внешние, так и внутренние факторы влияния на состояние компании. К примеру, нужно учесть финансовое состояние в государстве.
  • Методы экспертные оценки. Рассматриваемый вариант используется, когда требуется сформировать долгосрочный прогноз. Набирается комиссия из экспертов. Каждый из специалистов должен оценить значимые в банкротстве показатели и установить их динамику.
  • Моделирование. Часто применяется метод моделирования, предполагающий использование автоматизированного анализа. Он обеспечивает быструю и точную оценку экономической ситуации.

Используемые меры определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от состояния компании.

Выявление симптомов банкротства

Первый шаг по предупреждению несостоятельности – выявление признаков несостоятельности. Своевременное обнаружение симптомов позволит вовремя принять все нужные меры. Рассмотрим эти признаки:

  • Наличие обязательств по оформленным соглашениям на поставки, исполнение работ.
  • Безосновательное обогащение.
  • Наличие долгов по выплате ЗП и переводам в различные фонды.
  • Непокрытые или частично покрытые займы.
  • Задолженности перед учредителями.
  • Долги, связанные с нанесением ущерба собственности кредитора.

Основной признак близости банкротства – наличие задолженностей, которые фирма покрыть не может. Если количество долгов практически сравнялось с показателями дохода, это также тревожный показатель.

Законодательное обоснование

Меры устанавливаются статьей 30 ФЗ №127 «О банкротстве» от 26 октября 2002 года. В законе не приведены конкретные меры. Нормативный акт только содержит сведения о досудебной санации. То есть предприниматель может сам определять меры по предотвращению. Это могут быть, к примеру, экономические инструменты. Однако все они должны отвечать главным целям: увеличению платежеспособности и обеспечению притока ресурсов.

В пункте 1 статьи 30 ФЗ №127 указаны обязанности руководителя фирмы-банкрота. В частности, руководитель должен направить учредителям уведомления о наличии признаков несостоятельности. Однако если управленец нарушит положения этого пункта, он не будет привлечен к ответственности. Она просто не предусмотрена нормативными актами.

Статьей 31 ФЗ №127 установлена необходимость проведения досудебной санации. Она представляет собой прямую выдачу банкроту компенсации, нужной для покрытия всех задолженностей. Законом дана возможность принятия банкротом обязательств в отношении санатора.

Меры по предупреждению несостоятельности

Необходимо реализовать антикризисные меры. Они актуальны тогда, когда зафиксировано резкое уменьшение платежеспособности предприятия. Главная цель антикризисного управления – это поиск источников финансирования бизнеса. Его главный признак – наличие заданных сроков. Антикризисное управление – это оперативное управление. Все решения быстро принимаются и немедленно внедряются.

Тактическая цель антикризисного руководства – сохранение рентабельности. Для воплощения этой цели формируется бизнес-стратегия. В нее входит сокращение производственных издержек, реструктуризация задолженности.

Способы предотвращения несостоятельности

Рассмотрим основные методы предупреждения банкротства:

  • Контроль над долгами перед кредиторами. Компания не должна допускать накопления задолженностей. Большое количество долгов – высокие риски банкротства. Следует погашать краткосрочные долги. Нужно соблюдать сроки расчетов. Для контроля над сроками имеет смысл автоматизировать контроль над задолженностями. Для этого создаются специальные таблицы.
  • Контроль над задолженностями дебиторов. Практически у каждой компании есть дебиторы. Возврат их задолженностей является одним из источников финансирования деятельности фирмы. Имеет смысл заняться организацией работы с дебиторами. Она включает в себя составление перечня долгов, рассылку уведомлений дебиторам, подачу исков в суд о взыскании задолженностей.
  • Оптимизация деятельности фирмы. Требуется провести анализ вертикальных и горизонтальных управленческих связей. Проводится реорганизация дочерних организаций, между ними распределяются деньги и рабочие функции.
  • Анализ ликвидности собственности фирмы. После анализа осуществляется продажа активов. Полученные средства можно направить на покрытие имеющихся задолженностей.
  • Поиск кредиторов. Кредиторы могут быть государственными или частными. Полученные от них деньги позволят покрыть имеющиеся задолженности и вложить деньги в бизнес.
  • Взыскание задолженностей с покупателей. Компания может отгружать продукцию в кредит. В этом случае нужно организовать работу с покупателями. Проводится взыскание долгов.
  • Увеличение размера уставного капитала. Позволяет фирме получить взносы в денежной форме.
  • Эмиссия акций фирмы. Позволяет привлечь дополнительные деньги в форме вступительных взносов от новых участников.
  • Поиск частных инвесторов. Имеет смысл искать инвесторов, интересующихся отраслью, в которой работает фирма.

Из перечисленных мер можно сделать вывод о том, что главная цель всех мер по предотвращению банкротства – привлечение новых средств. Привлекаться они могут самыми разными способами: обращение к новым инвесторам, работа с дебиторами, выпуск акций. Имеет смысл также оптимизировать имеющиеся задолженности.

Дополнительная информация

Перед внедрением всех мер по предупреждению несостоятельности нужно определить причины, по которым возникла угроза банкротства. От них зависит порядок действий. Нужно определить причину проблемы, а потом работать именно по этому направлению. К примеру, проблема компании – большое количество долгов покупателей. Товар отгружается в кредит, но деньги за него выплачиваются с задержкой. А потому у фирмы мало свободных средств. Она не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. В этом случае имеет смысл воспользоваться этими антикризисными мерами:

  • Внедрение автоматизированной системы по работе с дебиторами.
  • Организация взаимодействия с дебиторами (отправка уведомлений, звонки и прочее).
  • Отмена программы отгрузки продукции в кредит.

Не существует одной работающей схемы предупреждения банкротства. Порядок действий определяется конкретной ситуацией.


Банкротство предприятия не является желаемым явлением ни для кредиторов, ни для должника. Для первых оно чревато полным или частичным невозвратом долга (из-за очерёдности требований и недостаточности имущества должника), а также сложностью процедур, необходимых для исполнения обязательств.

Для второго означает окончание деятельности и частичную или полную потерю активов. О том, как можно предупредить банкротство на разных стадиях финансовых затруднений, пойдёт речь ниже.

Общая информация

Предупреждение банкротства - это способы восстановления платёжеспособности и улучшения финансового положения организаций-должников.

Частично оно регулируется главой II Федерального закона от 22.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ней указано, что при возникновении признаков банкротства руководитель организации-должника в срок до 10 дней с даты получения подобной информации обязан направить сведения о наличии данных признаков собственнику имущества организации (если должник - унитарное предприятие), а также лицам, имеющим право созывать внеочередное собрание акционеров (участников) организации.

Согласно пункту 3 ст. 30 указанного закона учредители (или участники) и собственник имущества, до направления в суд заявления о признании организации банкротом, принимают меры по предупреждению банкротства (возвращению его платёжеспособности). В реализации этих мер также могут участвовать кредиторы и иные лица, заключившие соглашение с должником.

Бесплатная юридическая консультация:


В ряде случаев, установленных федеральным законодательством, своевременно принять меры по предупреждению банкротства организаций должны и органы государственной (исполнительной) власти и местные администрации.

Избежать несостоятельности можно как на досудебной стадии, так и после подачи документов для признания должника банкротом. Руководство организации и иные заинтересованные лица самостоятельно определяют оптимальный набор методов восстановления её эффективной работы.

Возникла проблема? Позвоните нашему юристу:

Бесплатная юридическая консультация:


Досудебные (внесудебные) меры

Они осуществляются по решению руководства организации-должника и связанных с ней лиц до направления заявления о признании её банкротом без вмешательства и контроля судебных органов.

Меры, применяемые при лёгких затруднениях работы предприятия

  1. Прогнозирование банкротства с помощью различных моделей и способов во время нормальной (эффективной) работы предприятия. Этот способ позволяет вычислить коэффициент банкротства, обнаружить и предотвратить возможные проблемы платёжеспособности или решить их на стадии возникновения, не доводя до критического уровня.
  2. Санация. Это финансовая помощь со стороны учредителей (участников), собственников имущества, кредиторов и иных лиц для восстановления платёжеспособности организации. В том числе для обеспечения необходимых выплат, погашения задолженности по заработной плате и выходным пособиям работников, перечисления обязательных платежей. Она может быть предоставлена на безвозмездной и (или) безвозвратной основе, либо сопровождаться принятием должником ряда обязательств по отношению к лицу, оказавшему такую помощь.
  3. Реструктуризация долга - отсрочка, рассрочка, конвертация, списание, перекредитование в другой финансовой организации, взаимозачёт, преобразование краткосрочной задолженности в долгосрочную, перевод долга на другое лицо; его обмен на акции или иное участие в уставном капитале организации.
  4. Финансовая стабилизация организации-должника путём изменения состава и структуры её активов и пассивов. Например, за счёт продажи имущества для уплаты долга, сдачи его в аренду; увеличения уставного капитала через дополнительный выпуск акций или взносы участников; продажи долей (паёв, вкладов) в уставном капитале иных организаций и т. д.

Меры при серьёзном ухудшении работы организации

При глубоких кризисных состояниях может быть проведена реорганизация предприятия-должника. В соответствии со статьёй 57 Гражданского Кодекса РФ она может проводиться в следующих видах:

  • Слияние. Оно бывает горизонтальное (с предприятиями одного вида деятельности), вертикальное (со связанными или смежными организациями (например, поставщик и потребитель)), конгломератное (объединяются ничем не связанные друг с другом предприятия). При этом должник теряет статус юридического лица, вместо него появляется новый хозяйствующий субъект.

Финансовые потоки сливаемых организаций объединяются, создавая синергетический эффект и повышая устойчивость и платёжеспособность нового юридического лица.

  • Присоединение. В этом случае присоединяемая организация перестаёт существовать, а все её активы и обязательства переходят к присоединяющему юридическому лицу.
  • Разделение - используется на предприятиях с многоотраслевой производственной деятельностью. При этом вместо одного юридического лица образуется несколько, а его активы и обязательства делятся между вновь созданными.
  • Выделение - создаётся новая организация на базе части имущества первоначальной. Права и обязательства разделяются пропорционально разделению имущества.
  • Преобразование - смена организационно-правовой формы юридического лица. Примером может служить создание на базе организации акционерного общества, что позволяет увеличить размер уставного капитала и привлечь новых собственников и инвесторов за счёт выпуска акций.
  • Судебные меры

    К ним относят процедуры, направленные на предупреждение банкротства и восстановление работы организации, реализующиеся после подачи в суд документов для признания её банкротом - введение финансового оздоровления либо внешнего управления. При их осуществлении, в отличие от внесудебных мер, возвращение платёжеспособности организации происходит при участии (под контролем) кредиторов и арбитражных судей.

    Финансовое оздоровление

    Данная процедура регулируется главой V Федерального закона о несостоятельности. Решение о начале оздоровления принимается собранием кредиторов и утверждается судом. При этом представители организации-должника имеют право ходатайствовать о его введении.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Обязательным условием начала финансового оздоровления по закону является наличие плана его осуществления и графика выплаты задолженности. Эти документы обсуждаются и одобряются собранием кредиторов.

    Отличие финансового оздоровления от досудебного восстановления платёжеспособности

    Главное отличие - это ограничение свободы действий руководства предприятия-должника:

    1. Арбитражный суд назначает административного управляющего (его кандидатуру определяет собрание кредиторов).
    2. Если руководство должника не выполняет план финансового оздоровления, то на основе ходатайства собрания кредиторов или назначенного административного управляющего по решению суда оно может быть отстранено от выполнения своих обязанностей.
    3. Руководители организации-должника без получения согласия кредиторов не могут:
      • проводить сделки, в реализации которых они заинтересованы, или сделки, связанные с получением (отчуждением) более 5 процентов стоимости активов задолжавшей организации либо выдачей гарантий, займов, поручительств, кредитов, либо передачей имущества должника в доверительное управление;
      • выполнять операции, приводящие к появлению новых обязательств, если долги, возникшие после начала процедуры оздоровления, составили 20 процентов от суммы, указанной в реестре требований к должнику.

    Кроме того, без одобрения кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение по задолженности, руководители лишены права проводить реорганизацию юридического лица. А без согласия назначенного управляющего - проводить сделки, связанные:

    • с получением в долг денежных средств;
    • с переводом долга или уступкой прав требований;
    • с превышением кредиторской задолженности пятипроцентной доли от суммы, указанной в реестре требований к должнику на дату введения процедуры оздоровления;
    • с получением либо отчуждением имущества (кроме реализации продукции).

    Что нужно знать предпринимателям об антикризисном регулировании экономики? Ответ читайте на страницах нашего ресурса.

    Условия для введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка вот тут. Эта мера направлена на защиту должников.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Внешнее управление

    Регламентируется главой VI закона о несостоятельности.

    Это процедура возвращения платёжеспособности, предусматривающая отстранение руководства организации-должника от выполнения своих обязанностей и возложение их полномочий на назначенного судом внешнего управляющего.

    Внешнее управление также вводится судом по предложению собрания кредиторов на полтора года. При необходимости этот срок может быть продлён ещё на полгода. На этот период управляющий составляет план внешнего управления, утверждаемый затем собранием кредиторов. Его цель, как и в программе финансового оздоровления, состоит в возвращении платёжеспособности организации.

    Особенности предупреждения банкротства отдельных видов организаций

    Стратегические организации

    Это организации, входящие в особый, утверждённый на федеральном уровне, перечень и работающие в стратегически важных для обеспечения интересов государства отраслях, например, в оборонно-промышленном комплексе.

    Для предупреждения их несостоятельности в соответствии со ст. 191 Федерального закона о банкротстве Правительство РФ организует осуществление ряда мероприятий:

    Бесплатная юридическая консультация:


    • анализ платёжеспособности и финансового состояния;
    • проведение реорганизации;
    • погашение задолженности федеральных органов власти перед предприятиями и организациями, работающими в рамках гособоронзаказа, если вероятность банкротства возникла по этой причине;
    • реструктуризация задолженности по перечислению налогов и сборов в федеральный бюджет и платежей во внебюджетные фонды;
    • досудебная санация;
    • достижение (в т. ч. путём оформления государственных гарантий) договорённости между организациями стратегических отраслей и их кредиторами о реструктуризации имеющейся задолженности;
    • другие.

    Кредитные организации

    Предупреждение банкротства этих организаций регулируется параграфом 4.1 главы IX закона о несостоятельности. К числу соответствующих мер согласно статье 189.9. данного закона относятся следующие:

    • финансовое оздоровление во внесудебном порядке, осуществляемое согласно статье 189.14 закона о несостоятельности;
    • назначение временной администрации, кроме случаев, связанных с отзывом лицензии на выполнение банковских операций;
    • проведение реорганизации;
    • меры, принимаемые с участием государственного Агентства по страхованию вкладов, которое исполняет полномочия конкурсного управляющего в случае банкротства кредитных организаций.

    Все указанные меры реализуются до даты отзыва лицензии на совершение банковских операций.

    Таким образом, ухудшение платёжеспособности организации не является поводом для серьёзного беспокойства и негативных выводов. Существует достаточно много способов выхода из затруднительного положения, в том числе и после обращения в суд о введении процедур банкротства. Значительную помощь при этом могут оказать юристы и финансовые консультанты.

    В разделе Антикризисное управление вы найдёте дополнительную информацию по данной теме.

    Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

    Бесплатная юридическая консультация:


    Москва и Московская область: (звонок бесплатен)

    Санкт-Петербург и Лен.область:

    Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

    Тема 24. Банкротство предприятий

    24.2. Процедуры банкротства предприятий. Предупреждение банкротства

    Процедура банкротства совокупность разнообразных мероприятий, разрабатываемых и применяемых к предприятию-должнику, целью которых является разрешение споров между предприятием-должником и кредиторами. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» к предприятию-должнику могут применяться процедуры, которые представлены на рис. 24.1.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Наблюдение процедура банкротства, имеющая целью подготовить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия, либо на его ликвидацию. Осуществляется под наблюдением кредиторов.

    Наблюдение вводится с принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия ограничивается и решения могут приниматься исключительно с согласия временного управляющего. Временный управляющий лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами.

    По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. На основании представленного отчета и ходатайства первого собрания кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений:

    О введении внешнего управления;

    О признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

    Бесплатная юридическая консультация:


    С момента принятия решения наблюдение как процедура банкротства прекращается.

    Внешнее управление – процедура банкротства, осуществляемая с целью восстановления платежеспособности предприятия путем проведения организационных и экономических мер, направленных на оздоровление финансового состояния, в том числе путем продажи части его имущества.

    Внешнее управление вводится арбитражным судом по решению собрания кредиторов. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия-должника с целью продолжения его деятельности. Продолжительность внешнего управления составляет не более 12 месяцев, однако оно может быть продлено на 6 месяцев.

    Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. Кандидатуру внешнего управляющего представляет собрание кредиторов. Внешний управляющий как руководитель предприятия-должника имеет права и исполняет обязанности, предоставленные законодательными актами Российской Федерации.

    Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собрания кредиторов. План внешнего управления предусматривает меры по восстановлению платежеспособности должника.

    К установленному сроку окончания внешнего управления собрание кредиторов принимает одно из следующих решений:

    О прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

    Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;

    Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

    О заключении мирового соглашения.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Конкурсное производство – судебная процедура ликвидации предприятия-банкрота, при которой оно подлежит принудительной продаже, а конкурсная масса распределяется между кредиторами.

    Целью конкурсного производства является:

    Соразмерное удовлетворение требований кредиторов;

    Объявление должника свободным от долгов;

    Предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, в исключительных случаях арбитражный суд может продлить указанный срок на 6 месяцев.

    Для выполнения целей конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

    Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Конкурсная масса – имущество, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства.

    После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника.

    Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, далее требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности.

    Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

    Бесплатная юридическая консультация:


    После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

    Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным.

    Мировое соглашение процедура банкротства, заключаемая между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и позволяющая должнику обеспечить свои обязательства без применения ликвидации путем получения отсрочки, рассрочки или скидки с долгов.

    Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается принятым при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

    Соглашение заключается в письменной форме. Со стороны должника оно подписывается руководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим, со стороны кредиторов – лицом, уполномоченным собранием кредиторов. Оно подлежит утверждению арбитражным судом, о чем указывается в определении арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве, вступает в силу со дня утверждения арбитражным судом и является для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу соглашения не допускается.

    Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и/или о прекращении обязательств должника способами, предусмотренными гражданским законодательством. Оно может быть заключено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения полномочий временного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.

    Ликвидация предприятия в результате банкротства и уголовное наказание недобросовестных лиц, конечно, оказывают оздоровляющее влияние на экономику в целом, но нельзя забывать и о негативных последствиях банкротства: безработице, социальной напряженности, прямых и косвенных материальных убытках и т.д. Поэтому учредители, собственники, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В рамках предупредительных мер должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспособности. Данные меры носят название «досудебная санация».

    Санация (от лат. sanatio – лечение, оздоровление) – это система мер, направленных на предотвращение ликвидации предприятия вследствие банкротства. При этом либо собственники предприятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе федеральные органы исполнительной власти) оказывают должнику финансовую помощь, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообложение и т.д.

    Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Возможные меры по предупреждению банкротства

    Любой субъект хозяйственной деятельности не застрахован от риска стать банкротом.

    На стадии планирования собственной деятельности предприятия должны разрабатывать и принимать меры по предупреждению банкротства.

    Если процесс работы приводит субъекта хозяйствования к долгам, превышающим доходы, значит, со стороны руководства не уделялось должного внимания предупредительным мерам и не учитывались возможные риски. Все это может привести к банкротству.

    Несостоятельность

    Процесс деятельности предприятия не может существовать без финансовой поддержки и ресурсов, необходимых для его нормального рабочего функционирования и построения взаимоотношений между иными участниками хозяйственной деятельности.

    В первую очередь денежные ресурсы должны направляться на погашение текущих обязательств перед кредиторами и иных обязательных платежей.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Если этих средств недостаточно, предприятие признается несостоятельным.

    Нехватка финансовых ресурсов обычно приводит к следующим факторам:

    1. Не выполняется план по изготовлению и сбыту продукции на рынок.
    2. Сокращается производительность, а, соответственно, и прибыль.
    3. Финансовое состояние идет на спад.
    4. Невозможность поиска новых деловых партнеров и прочее.

    Причины, в результате которых происходит нехватка денежных средств, могут быть различными.

    Признать должника несостоятельным можно только в судебном порядке.

    Основные признаки

    • долги по текущим договорам с контрагентами;
    • возникшее на этом фоне безосновательное обогащение;
    • задолженность по заработной плате, взносам в специальные фонды;
    • невозвращенные денежные займы и проценты по ним;
    • долги перед учредителями.

    Если руководством компании были выявлены вероятные признаки банкротства, оно должно незамедлительно сообщить об этом всем учредителям и иными заинтересованным участникам.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Процедура

    Процедура по признанию должника банкротом делится на следующие этапы:

    1. Наблюдение. На этапе прилагаются усилия для сохранности имущества должника, проводится изучение его финансового состояния.
    2. Финансовое оздоровление. Целью этапа выступает восстановление платежеспособности должника и погашение имеющихся долгов в сроки, установленные графиком.
    3. Внешнее управление. Назначается внешний управляющий, все руководство предприятием отдается в его руки. Длится этап не более шести месяцев, после чего принимается решение о судьбе должника.
    4. Конкурсное производство. На этом этапе должник признается банкротом, проводится закрытие долгов перед кредиторами. Назначается конкурсный управляющий, в права которого входит реализация имущества должника через торги. Вырученные средства идут на удовлетворение требований кредиторов.
    5. Мировое соглашение. Применяется на любой стадии, путем подписания должником и кредитором соответствующего соглашения. Утверждается соглашение арбитражным судом. Содержание достигнутых договоренностей будет зависеть от стадии производства.

    Любой этап признания должника несостоятельным плательщиком требует грамотного подхода, основанного на действующих положениях законодательства.

    Положения закона

    Главным правовым документом, регулирующим институт банкротства, является ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127.

    Помимо закона, некоторые моменты процедуры регулируются Гражданским кодексом РФ.

    Положения закона распространяются на:

    Бесплатная юридическая консультация:


    • всех юридических лиц (исключения составляют лица, прямо указанные в законе);
    • индивидуальных предпринимателей;
    • граждан.

    Можно ли предотвратить?

    Предотвращение банкротства возможно в тех случаях, когда должником будут приняты все необходимые мероприятия, включающие:

    1. Запас наличных денежных средств. Их количество должно быть рассчитано на погашение всех затрат предприятия, начиная с заключения сделки и заканчивая получением дохода.
    2. Увеличение прибыли. Следует пересмотреть все имеющиеся источники дохода с целью их возможной оптимизации.
    3. Своевременное погашение текущих долгов. Сюда может относиться аренда, коммунальные платежи, ежемесячное погашение кредитов и пр.
    4. Требование о возврате задерживаемых платежей. Если контрагенты имеют перед предприятием долги, необходимо принять меру стимулированию выплат по ним.

    Таким образом, многое зависит именного от предприятия и его руководства, насколько разумно им проводились мероприятия по предотвращению ликвидации собственного бизнеса.

    Методы прогнозирования

    Большинство методов прогнозирования основаны на предположениях, так как создать точный алгоритм, позволяющий применять точный процесс, зависящий от человеческих факторов, довольно сложно.

    Именно поэтому в части неплатежеспособности речь идет о прогнозировании.

    Методы прогнозирования неплатежеспособности выдают показатели стабильности иных факторов, тем или иным способом воздействующих на фирму.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Сами методы условно делятся на две группы:

    1. Эвристический метод прогнозирования. Используется полученный ранее опыт, ненаучные теории, интуиция и пр. При таком методе изучается только одна характеристика, присущая деятельности исследуемой фирмы.
    2. Количественный метод прогнозирования или экономико-математический вывод. Используются сведения, полученные путем проведения анализов, изучения статистических данных. Если фактические показатели будут выходить за черту допустимых значений, то это первый показатель вероятного банкротства предприятия.

    При выборе методик следует исходить из особенностей предприятий и их отраслей.

    Как пройти процедуру банкротства физическому лицу? Подробности здесь.

    Меры по предупреждению банкротства

    Процедура банкротства не означает, что предприятие обязательно будет ликвидировано.

    Законом предусмотрены меры, направленные на предупреждение банкротства или иными словами, восстановительные процедуры.

    Их своевременное применение может изменить финансовое положение должника.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Кредитных организаций

    Процедура несостоятельности кредитных организаций заканчивается отзывом лицензии на осуществление соответствующей деятельности.

    Чтобы не доводить до такого момента, могут быть приняты следующие меры:

    • назначение временной администрации;
    • финансовое оздоровление;
    • реорганизация.

    Указанные меры могут применяться со стороны кредитной организации (кроме назначенной временной администрации) или ЦБ РФ.

    ЦБ РФ вправе требовать от кредитной организации разработки и осуществления плана по реализации финансового оздоровления.

    Такой план может включать в содержание:

    • меры по сокращению расходов;
    • меры для получения дополнительных расходов;
    • оценку общего финансового состояния кредитного учреждения;
    • меры, направленные на изменение организационной структуры и пр.

    Меры, направленные на предупреждение банкротства банка, регулируются параграфом 4.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Предприятия

    Закон о банкротстве устанавливает, что в отношении предприятий должны применяться своевременные меры по предупреждению наступления их несостоятельности.

    • оказание финансовой помощи;
    • смена состава и структуры органов управления;
    • взыскание дебиторской задолженности;
    • привлечение инвестиций;
    • содействие в достижении соглашений между должником и его кредиторами;
    • предоставление кредитов, ссуд и иных видов финансовой поддержки;
    • применение процедуры реорганизации предприятий.

    Меры по предотвращению банкротства предприятия направлены на создание эффективного управления его финансами и производством, разработку стратегических целей и способов их реализации.

    Моделирование

    Применяется метод моделирования при составлении прогнозов относительного финансового развития предприятия, относящихся ко всем звеньям бизнеса.

    Используются проверенные факты, прошедшие детальный анализ.

    Применяется два метода моделирования:

    Проводится моделирование с помощью компьютерной техники.

    Результатом его применения будет выбор дальнейшего направления развития предприятия, прогноз поведения отдельных лиц, чьи действия могут служить основой финансового краха.

    Метод целесообразно применять в том случае, если причины несостоятельности предприятия вызваны нестабильностью экономического рынка или неблагоприятной политической ситуаций в стране.

    Санация

    При применении санации, собственнику предприятия посылается уведомление о применении мер по предупреждению банкротства и нормализации его финансового положения.

    Несмотря на то что санация выступает в качестве обязательной меры, государственные органы не могут оказывать на предприятие-банкрот принуждение.

    Преимуществом метода является возможность его применения на любой стадии банкротства.

    Регулируется санация статьей 31 закона и применяется только при существенных признаках банкротства, в размере, необходимом для восстановления платежеспособности должника.

    Какую процедуру банкротства проводит временный управляющий? Читайте тут.

    Нужен образец заявления о банкротстве юридического лица? Смотрите в этой статье.

    Другие варианты восстановления платежеспособности

    1. Реализация имущества.
    2. Продажа предприятия.
    3. Исполнение обязательств должника его учредителем.
    4. Заключение соглашения об отступном.
    5. Взыскание дебиторской задолженности и пр.

    Учредители или собственники имущества предприятия вправе самостоятельно определять применение мер в зависимости от их предпочтительности.

    Введение

    Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм. Основанием правового регулирования несостоятельности (банкротства) являются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Но все же, в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) центральным нормативным правовым актом является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

    В сентябре 2002 года был опубликован новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Новый закон по некоторым позициям значительно отличается от старого и включает в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российского законодательства. В нем обнаруживается стремление законодателей обеспечить по возможности исчерпывающее регулирование соответствующих отношений. Вместе с тем в ряде случаев это оказалось невозможным в силу специфики некоторых групп правоотношений, требующих излишне детальной регламентации, выходящей за рамки регулирования данного закона. В связи с этим в подобных ситуациях допускается принятие иных федеральных законов и других нормативных правовых актов.

    Новый закон направлен, прежде всего, на то, чтобы решить вопрос выхода предприятия из кризиса путем замены неэффективных собственников. Механизм, заложенный в законе - а именно, продажа бизнеса должника, позволяет привлечь на предприятия на конкурсной основе инвесторов, которые, заплатив за него немалые деньги, были бы кровно заинтересованы в дальнейшем эффективном развитии производства.

    Предупреждение банкротства очень важная стадия развития конкурсных отношений, так как в ее рамках руководство должника, его участники, третьи лица могут прийти к взаимоустраивающему соглашению, направленному на преодоление временных финансовых сложностей.

    Статья 31 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве» определяет одну из мер, направленных на предупреждение банкротства - досудебную санацию.

    Досудебная санация - предоставление должнику финансовой помощи, размер которой достаточен для исполнения всех его обязательств и обязанностей.

    Цель данной курсовой работы - дать подробную характеристику мерам по предупреждению банкротства.

    Понятие и сущность мер по предупреждению банкротства организаций

    Мероприятия по предупреждению банкротства в узком смысле - меры, направленные на недопущение судебного разбирательства, т.е. меры, связанные с устранением условий для обращения в суд с заявлением о банкротстве должника. Досудебные мероприятия применяются в период предбанкротного состояния должника, когда во-первых, его платежеспособность уже пошатнулась; во-вторых либо еще нет оснований для заявления о банкротстве, либо основание есть, но ими еще никто не воспользовался.

    Правовой регламентации этих мероприятий посвящена гл.2 Закона о банкротстве, которая называется «Предупреждение банкротства».

    Предупреждение банкротства может быть названо досудебной (внесудебной) стадией развития конкурсных отношений. Начинается эта стадия в момент возникновения финансовых проблем у должника и может продолжаться как при отсутствии признаков банкротства, так и при их наличии, однако в последнем случае в любой момент досудебные процедуры могут быть прекращены, т.е. смениться судебными.

    Предупреждение банкротства очень важная стадия развития конкурсных отношений, так как в ее рамках руководство должника, его участники, третьи лица могут прийти к взаимоустраивающему соглашению, направленному на преодоление временных финансовых сложностей, и тем самым предотвратить проведение конкурсного процесса в отношении должника.

    Статья 30 определяет, какие субъекты могут применять меры в отношении должника в целях возбуждения в отношении его производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Эти субъекты: учредители (участники) должника; собственник имущества должника унитарного предприятия; федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральными законами. Для указанных субъектов установлена обязанность принимать своевременные меры по предупреждению банкротства. Однако, как следует из комментируемой статьи, эта обязанность не подкреплена положениями об ответственности за ее неисполнение. Теоретически можно обосновать необходимость привлечения к ответственности за причинение неисполнением данной обязанности убытков должнику либо кредиторам, однако на практике крайне сложно доказать наличие причинной связи между действиями (бездействием) названных субъектов и возникшими убытками.

    Кроме того, принимать необходимые меры могут кредиторы либо иные лица на основании соглашения с должником. Следует отметить, что соглашение с должником необходимо в любом случае - независимо от того, какой субъект осуществляет досудебные мероприятия.

    Закон не называет конкретные меры, применяемые в целях предупреждения банкротства должника (об одной из них - досудебной санации - сказано в ст.31 Закона).

    В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия о наличии признаков банкротства.

    В статье 3 Закона определяются признаки банкротства. При этом обращает на себя внимание тот факт, что речь идет о признаках, при наличии которых суд может признать должника несостоятельным (банкротом). Единственный такой признак для юридических лиц - срок неисполнения требований кредиторов, который должен быть больше трех месяцев (размер задолженности при этом не имеет значения, так как учитывается только в системе признаков, достаточных для принятия судом заявления о банкротстве должника). Во всех случаях подлежат учету как требования из денежных обязательств, так и требования по уплате обязательных платежей.

    Таким образом, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если существует даже минимальная задолженность более чем три месяца. В этом состоит сущность критерия неплатежеспособности установление презумпции невозможности осуществления деятельности при наличии неисполняемых требований кредиторов (возможности должника по удовлетворению этих требований могут быть учтены на восстановительных стадиях, но если они ни к чему не привели, то должник признается банкротом независимо от представления доказательств наличия имущества и т.п.).

    Для физических лиц срок задолженности установлен также три месяца. Однако применительно к гражданам установлен критерий неоплатности, суть которого состоит в том, что неспособность удовлетворить требования кредиторов может возникнуть только при недостаточности всего имущества для расчетов со всеми кредиторами, т.е. при превышении пассива над активом должника.

    Следует отметить, что в силу прямого указания Закона, к гражданам -индивидуальным предпринимателям применяется критерий неплатежеспособности. Российская юстиция №11, 2004 г.

    Отметим, что по Закону 1992 г. критерий неоплатности присутствовал и для юридических лиц, что крайне негативно отразилось на практике, когда отдельные должники в течение длительного времени поддерживали активы на несколько более высоком уровне, чем пассивы (в том числе и путем частичного удовлетворения требований), не опасаясь банкротства.

    Критерий неоплатности в настоящее время применяется для юридических лиц - естественных монополистов топливно-энергетического комплекса. банкротство досудебный санация

    Исчерпывающего перечня конкретных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, Закон не содержит. Исходя из анализа практики, можно составить примерный перечень таких мер:

    Анализ финансового состояния должника, а также его контрагентов с точки зрения вероятности неисполнения обязательств;

    Прогнозирование экономической ситуации, а также факторов ивнедрение новой маркетинговой политики;

    Реорганизационные мероприятия (например, присоединение либо слияние с платежеспособной компанией; выделение в отдельное юридическое лицо с целью ликвидации убыточного производства). В таких случаях обязательным является соблюдение положений ст. 57--60 ГК РФ. Следует отметить, что норма, дающая кредиторам право потребовать прекращения либо досрочного исполнения обязательств должника с возмещением убытков, может привести к банкротству даже вполне платежеспособного должника. Если же речь идет о предупреждении банкротства (т.е. о предбанкротном состоянии должника), применение реорганизации представляется нецелесообразным;

    Структурная перестройка производства, в рамках которой возможны продажа какого-либо имущества должника, закрытие неперспективных производств, перепрофилирование деятельности. Теоретически возможна и продажа бизнеса (одного из бизнесов) должника, которая в этом случае будет проводиться в соответствии сост. 132, 549-566 ГК РФ;

    Усовершенствование системы управления предприятием-должником. Это может быть как смена, так и усовершенствование (повышение квалификации, переподготовка) руководителей структурных подразделений, изменения в подходе к подбору кадров и т.д.;

    Достижение договоренностей с отдельными кредиторами о рассрочке, отсрочке погашения долгов, скидок с долгов, прощении долга и т.д. Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства), 2002, стр.84-85.

    Ученые отмечают, что в качестве досудебной меры, направленной на предупреждение банкротства, может рассматриваться предоставление инвестиций под гарантии (залог, поручительство) определенных лиц.

    С этим мнением следует согласиться, но с учетом необходимости ограничить такую меру от досудебной санации. В данном случае главным является факт не инвестирования, а предоставления обеспечения по договору (необязательно кредитному), заключаемому должником с третьим лицом.

    Эта мера актуальна, когда должник вследствие неустойчивости своего финансового положения не может предложить контрагентам сколько-нибудь серьезного обеспечения исполнения своих обязательств. Обеспечением, предоставляемым кредитору по обязательствам должника, может быть залог, поручительство, банковская гарантия.

    Залог предоставляется в соответствии с нормами § 3 гл. 23, в силу положения п. 1 ст. 335 ГК РФ, устанавливающего, что залогодателем может быть как сам должник, так и третье лицо. В случае неисполнения должником обязательства, обеспеченного залогом, взыскание будет обращено на предмет залога. Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства) - 2002, стр.90-91.

    Поручительство предоставляется в соответствии с нормами § 5 гл. 23 ГК РФ; в результате поручитель обязывается солидарно с должником.

    Предоставление банковской гарантии в рамках мер по досудебному предупреждению банкротства возможно, если субъектом, действующим в интересах должника, является банк, иное кредитное учреждение либо страховая организация (например, одним из учредителей юридического лица -- должника является страховая компания). В такой ситуации контрагент, предоставивший должнику финансовую либо иную помощь в случае неисполнения должником обязательства, может предъявить требование к гаранту.

    Представляется, что к числу досудебных мер, направленных на предупреждение банкротства, может быть отнесено и заключение на выгодных для должника условиях договоров, быстро и значительно повышающих его кредитоспособность. В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Между должником ООО «Р», находящимся награни банкротства, и крупным АО «С», являющимся собственником престижного офисного центра, был заключен договор аренды этого центра сроком на 49 лет. Наряду с договором «Р» и «С» подписали дополнительное соглашение, в котором указывалось, что договор аренды заключен с целью предупреждения банкротства «Р»; при этом ООО «Р» обязывалось в качестве платы за заключение этого договора (наряду с арендными платежами) через полгода передать «С» 40% платы, полученной по субарендным договорам за последние 3 месяца. Заключение указанного договора аренды значительно повысило платежеспособность должника, увеличив стоимость его имущества (за счет стоимости прав аренды конкретного объекта). В результате «Р» смогло заключить несколько других выгодных договоров (наличие прав аренды служило своеобразным обеспечением), исполнило требования кредиторов, срок по которым наступил. Платежеспособность «Р» в течение нескольких месяцев полностью восстановилась; заявления о банкротстве удалось избежать.

    1.2 Меры по предотвращению банкротства предприятия

    С точки зрения финансового менеджера предприятия банкротство – это неспособность предприятия финансировать текущую операционную деятельность и погасить срочные обязательства. Банкротство является следствием неравновесия финансовой системы воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой и инвестиционной политики.

    Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реализации.

    Санация – это досудебные или же судебные меры по восстановлению платёжеспособности должника, принимаемые собственником, учредителями, кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

    Всё это в определённой мере связано с реформированием предприятий, под которым понимается их структуризация в процессе перехода на принятые в рыночной экономики принципы функционирования при государственной поддержке и стимулировании. Это предполагает улучшение управления ими, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышение производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. Таким образом, успех реформирования предприятия будет определяться двумя группами факторов: эффективностью создаваемых государством условий и стимулов деятельности предприятий и устранению кризисных явлений в экономике, а также эффективностью принимаемых предприятием мер по внедрению и использованию рыночных механизмов и инструментов.

    Целями финансовой стратегии предприятий в данной ситуации должны быть:

    · обеспечение их ликвидности и платёжеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заёмных источников средств;

    · получение прибыли и соответствующего уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех своих потребностей для основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

    Для этого государство должно провозгласить, что главной целью его является макроэкономическое регулирование и борьба с инфляцией на основе поддержки национального производства. В этих целях необходимо:

    · разработать систему экономических и финансовых показателей на всех уровнях, а также поддержки базовых отраслей экономики;

    · создать условия, обеспечивающие возможность предприятиям заработать практически отсутствующие у многих из них собственные оборотные средства;

    · принятие экономических мер, расширяющих возможности предприятий по использованию заёмных средств; в этих целях необходимо снижать учётную ставку ЦБ РФ до мирового уровня, ввести государственную гарантию по некоторым кредитам для отдельных предприятий;

    · принять меры по резкому сокращению неплатежей и в этой связи неэффективных форм расчётов (предоплата, бартер, наличные деньги), по внедрению таких рыночных инструментов, как коммерческий кредит, вексель, чек;

    · изменить налоговую политику, направив её на стимулирование производства и инвестиций;

    · определение степени ликвидности и платёжеспособности предприятия;

    · направить таможенную политику на защиту национального производителя и конкурентоспособных товаров.

    Выбор стратегии предотвращения банкротства и эффективность мер предприятий по внедрению рыночных механизмов зависит от системы управления финансами на предприятии.

    Она в свою очередь определяется стратегическими целями и тактическими задачами деятельности предприятия. Основой этой системы должен быть финансовый менеджмент и входящий в него финансовый анализ, по итогам которого предприятие имеет возможность делать регулярную оценку своего финансового состояния.

    Главными направлениями этого анализа являются:

    Оценка состояния имущества предприятия и источников его формирования, а также показателей структуры капитала;

    Оценка состояния оборотных средств, определение их достаточности и типа финансового состояния;

    Выявление тенденций оборачиваемости средств предприятии,

    Определение степени ликвидности и платежеспособности предприятия;

    Выявление тенденций рентабельности на основе системы показателей.

    Главное в стратегии предотвращения банкротства предприятии, решении проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами. С одной стороны, это предполагает оптимизацию источников оборотные средств на основе выработанной стратегии, с другой - размещение этих средств между материальными активами, а также в сферах производства и обращения. Большую роль при этом играет правильно выбранная кредитная политика, использующая кредит в качестве финансового рычага, однако при существующей учетной ставке это малореально.

    1.3 Критерии необходимости проведения санации

    Закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на три как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство организации: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизацию. Соответственно данному недифференцированному подходу критерии, при наличии которых организация будет считаться нуждающейся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в нее может быть направлена временная администрация или когда ей может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований кредиторы по собственному усмотрению будут решать, какую из трех указанных мер применить к организации, нуждающейся, с их точки зрения, в повышенном внимании.

    Основными мероприятиями по санации неплатежеспособных предприятий при определенной финансовой поддержке являются:

    Внедрение новых форм и методов управления;

    Конверсия, диверсификация, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;

    Повышение эффективности маркетинга;

    Снижение производственных затрат;

    Сокращение дебиторской и кредиторской задолженности;

    Повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда потребления (особенно средств, направляемых на выплату дивидендов) и реализации краткосрочных финансовых вложений;

    Продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;

    Временная остановка капитального строительства;

    Конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочную;

    Расширение экспорта;

    Сокращение численности занятых и др. При оценке финансового состояния предприятий и установлении структуры баланса проводится анализ финансового состояния, целью которого является определение степени его платежеспособности на основе структуры баланса.

    Закон «О несостоятельности (банкротстве)» однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления предприятия. Данный процесс может включать в себя:

    Оказание финансовой помощи организации его учредителями (участниками) и иными лицами;

    Изменение структуры активов и пассивов организации;

    Изменение организационной структуры;

    иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

    При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.

    В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.

    Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства, установленных статьей 41 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

    В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее - план ликвидации) в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.

    Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.

    В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.

    План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания.

    Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.

    В случае, когда собранием кредиторов принято решение об утверждении плана санации или плана ликвидации, в котором предусмотрен срок санации или ликвидации, превышающий первоначально установленный, хозяйственный суд продлевает срок санации или ликвидации, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока санации или ликвидации приведет соответственно к восстановлению платежеспособности должника либо увеличению общей суммы удовлетворенных требований кредиторов.

    Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных настоящим законодательством.

    Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.

    Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.

    Причины неплатежеспособности предприятия могут быть как объективные, так и субъективные: непрофессиональный менеджмент, изношенное оборудование, падение спроса на выпускаемую продукцию, убытки, несоразмерный фонд потребления, отвлечение средств в краткосрочные финансовые вложения, неправильный выбор форм безналичных расчетов, большая дебиторская и кредиторская задолженность и др. После объявления предприятия неплатежеспособным администрация должна провести детальный финансовый анализ с целью точного определения причин этого положения.

    В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ

    ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

    В юридической литературе справедливо отмечается, что именно в результате отсутствия в конкурсном законодательстве надлежащего механизма предупреждение банкротства юридического лица положение большинства юридических лиц выглядит как массовое банкротство . Более того, отсутствует легальное определение понятия «предупреждение банкротства».

    Правовая регламентация данного феномена содержится в главе II Закона о несостоятельности (банкротстве), именуемая «Предупреждение банкротства» . Из указанной главы Закона о банкротстве, как совершенно верно отмечают авторы следует, что мероприятия по предупреждению банкротства рассматриваются в широком и узком смыслах. В широком смысле под данными мероприятиями следует понимать систему мер, направленных на недопущение признания должника банкротом, которые включают в себя досудебные и судебные мероприятия, как то: диагностика несостоятельности; меры предусмотренные главой II Закона о банкротстве «Предупреждение банкротства»; процедуры финансового оздоровления, внешнего управления , мирового соглашения. В узком смысле предупреждение банкротства ограничивается лишь мерами, которые применяются до подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд , а именно меры по предупреждению банкротства предусмотренные главой II Закона о банкротстве, а также диагностика несостоятельности .

    Следует обратить внимание на то, что большинство авторов критически оценивают название главы II Закона о банкротстве.

    Так, Б. Габричидзе, Т. Жукова предлагают вовсе исключить из Закона о банкротстве главу II «Предупреждение банкротства». Такое предложение авторы аргументируют тем, что в Законе о банкротстве объединены различные по целям мероприятия, поскольку предупреждение банкротства это восстановительные мероприятия, которые направлены на его предотвращение, они проводятся до признания арбитражным судом должника банкротом. Авторы предлагают подготовить и принять Федеральный закон «О досудебном восстановлении платежеспособности юридических лиц», который бы содержал положения об оценке, прогнозировании и восстановлении платежеспособности юридических лиц .

    М.В. Телюкина полагает, что название главы «Предупреждение банкротства» не является удачным, поскольку исходя из данного названия следует вывод о том, что на предупреждение банкротства направлены только нормы данной главы, что приводит к смешению понятия «предупреждение банкротства» в широком и узком смыслах. М.В. Телюкина предлагает назвать главу Закона «Предупреждение подачи заявления о банкротстве» или «Досудебное предупреждение банкротства» . Последний взгляд представляется более убедительным, поскольку в ст. 1 Закона о банкротстве сказано, что им регулируются не только отношения по признанию должника банкротом, но и отношения, регулирующие порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства. Данный закон носит универсальный характер, т.к. содержит положения, направленные как на восстановления платежеспособности должника, так и его ликвидацию. Однако неточность названия главы II Закона о банкротстве может привести к двоякому ее пониманию. По этой причине принятие специального Федерального закона «О досудебном восстановлении платежеспособности юридических лиц» представляется излишним, и вслед за М.В. Телюкиной предлагаем назвать главу II Закона «Досудебное предупреждение банкротства».

    В п.1 ст.30 Закона о банкротстве, именуемая как меры по предупреждению банкротства организаций сказано: в случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

    Согласно п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве признаками банкротства юридического лица являются неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или обязанность) не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

    Несомненно, установление обязанности по информированию руководителем должника указанных лиц о наличии признаков банкротства является попыткой законодателя предоставить шанс учредителю для принятия мер по предупреждению банкротства в целях сохранения юридического лица. Однако установление данного правила аннулируется тем, что отсутствует санкция для руководителя должника в случае невыполнения им этой обязанности. В некоторых случаях, как отмечают в юридической литературе, трудно исполнить обязанность по извещению о признаках банкротства, когда учредителей (участников) должника сотни или тысячи . Вместе с тем, представляется необходимым установление санкций в отношении руководителя должника за невыполнение указанной обязанности, поскольку участники такого юридического лица обладают теми возможностями, которые позволяют не допустить несостоятельность.

    Судебная практика по вопросам отмены решения суда о признании должника банкротом случае в случае неизвещения учредителей (участников) юридического лица складывается неоднозначно.

    Так, в одних случаях, дело о признании юридического лица банкротом было передано на новое рассмотрение, поскольку удовлетворяя заявленные требования, суд не учел, что до подачи заявления учредители юридического лица приняли решение об увольнении руководителя, более того, руководитель не направлял им сведения о наличии признаков банкротства, следовательно, учредители были лишены возможности принять меры, необходимые для восстановление платежеспособности юридического лица .

    В других случаях, суд полагает, что неизвещение учредителей (участников) должника о выявлении признаков банкротства не является основанием для отмены решения суда о признании должника банкротом .

    Согласно п.2. Ст.30 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия , федеральные органы исполнительной власти , органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

    Заметим, что в главе II Закона о банкротстве, за исключением досудебной санации, отсутствует перечень мероприятий, которые могут применить учредители (участники) юридического лица в целях предотвращения его несостоятельности. Более того, в Законе не определен срок и порядок проведения таких мероприятий.

    В юридической литературе разработаны следующие меры, направленные на предупреждение банкротства юридического лица.

    А.Н. Семина называет такие меры как: 1) реорганизация должника; 2) смена его руководителя или руководства в целом; 3) изменение системы управления; 4) перепрофилирование и закрытие убыточных производств ; 5) отказ от заключения определенных договоров; 6) продажа части имущества, относящегося к производству, не приносящему прибыли .

    М.В. Телюкина наряду с предложенными выше мерами называет: анализ финансового состояния должника, а также его контрагентов с точки зрения вероятности неисполнения обязательств; 2) разработка и внедрение новой маркетинговой политики; 3) достижение договоренностей с отдельными кредиторами о рассрочке, отсрочке погашения долгов, скидок с долгов, прощения долга; 4) представление инвестиций под гарантии (залог, поручительство, банковская гарантия) определенных лиц . Причем указывается, что представление инвестиций под гарантии необходимо отграничивать от досудебной санации, поскольку главным является не факт инвестирования , а факт предоставления обеспечения по договору . Кроме того, М.В. Телюкина классифицирует предложенные досудебные мероприятия на экономические (модернизация , перепрофилирование) и юридические (истребование имущества по виндикационному иску, получение кредитов и т.п.) .

    В юридической литературе высказано предложение о включении в главу II Закона норм о добровольном банкротстве, т.е. досудебной процедуры, осуществляемой непосредственно должником и состоящей в применении некоторых положений Закона о банкротстве без контроля суда. Авторами предложено выделять этапы добровольного банкротства: 1) принятие решения о добровольном банкротстве; 2) уведомление кредиторов о желании осуществить добровольное банкротство; 3) получение согласия кредиторов; 4) объявление о добровольном банкротстве; 5) проведение ликвидационных мероприятий; 6) завершение добровольного банкротства. Для объявления о добровольном банкротстве необходимо наличие признаков банкротства . Действительно, положения о добровольном банкротстве содержались в ранее действовавшем Законе о банкротстве 1998 г (гл. XI). Возможность проведения добровольного банкротства допускалась и ГК РФ. Можно заключить, что сегодня отсутствует возможность применения такого банкротства.

    Несмотря на то, что добровольное банкротство, по мнению многих авторов, является удобным способом ликвидации небольших юридических лиц, у которых нет большой задолженности перед кредиторами, представляется излишним введение такой досудебной меры в Закон о банкротстве. Дело в том, что целесообразнее при наличии соответствующих признаков возбудить дело о банкротстве, поскольку иначе возникает опасность упустить время, когда судебные процедуры дали бы результат. Более того, после возбуждения дела о банкротстве должник и кредиторы в случае достижения консенсуса об исполнении обязательств правомочны заключить мировое соглашение.

    Некоторые авторы, в качестве меры, направленной на предупреждение банкротства юридического лица называют введение моратория на все обязательства юридического лица. Авторы полагают, что введение такой меры использовать организации (должнику) свои активы для стабилизации производства и спасения бизнеса . Думается, что данное предложение носит скорее исключительный характер и возможно только при наличии согласия кредиторов, поскольку в соответствии с гражданским законодательством , обязательство должно быть надлежащим образом исполнено в срок.

    В соответствии с п.3 ст.30 Закона о банкротстве меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

    В литературе, верно, указывается, что кредиторы или иные лица принимают меры по финансовой поддержке на основании соглашения с должником, например, соглашения о скидке с долга, отсрочке или рассрочке уплаты задолженности , прощение долга, исполнение третьим лицом за должника его обязательств . На первый взгляд данные соглашения весьма схожи с мировым соглашением. Однако между ними имеется принципиальное различие. Заключить мировое соглашение должник и кредитор могут только после возбуждения дела о банкротстве, поскольку такое соглашение согласно ст. 27 Закона о банкротстве является судебной процедурой. При этом В. Говорин справедливо отмечает, что в соглашении по осуществлению досудебных мер между кредитором или третьим лицом с должником должны быть закреплены гарантии защиты прав данных лиц. Кроме того, к числу существенных условий такого соглашения должны быть отнесены условия о порядке и сроках осуществления мероприятий по предупреждению банкротства .

    В отличие от учредителей должника, на данных лиц не возлагается обязанность по применению досудебных мер, они самостоятельно принимают решение о предоставлении помощи должнику, а потому Законом для кредиторов и третьих лиц не предусмотрена ответственность за непринятие таких мер.

    Обратимся к характеристике санации.

    В соответствии с п.1 ст.31 Закона о банкротстве учредителями должника, собственником имущества – унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами может быть предоставлена финансовая помощь должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности.

    В юридической литературе нет единства взглядов на правовую природу санации. Некоторые авторы полагают, что санация является восстановительной процедурой, как наблюдение и внешнее управление . Автор разделяет позицию тех исследователей, которые не рассматривают санацию как судебную процедуру . Действительно, ст. 27 Закона не относит санацию в качестве процедуры, применяемой деле о банкротстве. На самом деле санация представляет собой денежную помощь должнику. Считается, что объем денежных средств должен быть достаточен для удовлетворения требований кредиторов, срок исполнения которых уже наступил. Хотя, как справедливо отмечает М.В. Телюкина, необходимо учитывать интересы и кредиторов, срок исполнения которых не наступил, а также интересы должника. В результате сформулирован вывод о том, что размер финансовой помощи при санации должен быть достаточен как для удовлетворения требований кредиторов, так и для восстановления платежеспособности должника, т.е. для продолжения функционировании организации в нормальном режиме, что в свою очередь повлечет своевременное удовлетворение требований кредиторов по мере наступления сроков их исполнения. Соответственно при проведении санации можно удовлетворить одновременно все требования в полном объеме .

    Кроме того, заметим, что для проведения досудебной санации необходимо согласия юридического лица, платежеспособность которого восстанавливается. В противном случае оказание такой финансовой помощи будет именоваться не санацией, а простой уступкой требования (цессией).

    В соответствии с п.2 ст.31 Закона о банкротстве предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Анализ соответствующей дефинитивной нормы позволяет сделать вывод о том, что финансовая помощь может оказываться как на возмездной, так на безвозмездной основе. В этой связи в юридической литературе не раз возникал логичный вопрос: является ли оказание финансовой помощи на безвозмездной основе договором дарения ? Дело в том, что согласно ст. 575 ГК РФ установлен запрет дарения между коммерческими организациями. На данный вопрос наиболее удачно ответила М.В. Телюкина, указав, что не следует смешивать санацию и договор дарения, поскольку цель санации – восстановление платежеспособности должника, а цель дарения – безвозмездная передача имущества одним субъектом другому. Более того, договор о санации является непоименованной сделкой, а соответственно, осуществлять санацию на безвозмездной основе могут и коммерческие организации .

    Санация фактически предусматривает возможность полного изменения правоотношения . В Законе о банкротстве не указано, что вновь принятые обязательства третьих лиц перед новым кредитором должны полностью соответствовать первоначальному обязательству должника. Следовательно, первоначальное обязательство может коренным образом измениться как по субъектному составу, так и по кругу регулируемых отношений. При проведении санации, как совершенно верно указывается в юридической литературе, необходимо обратить особое внимание на соблюдение требований налогового законодательства, которое, в частности, не допускает замену обязанного лица .

    Основанием для прекращения санации является обращение должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Ранее заключенный, но не исполненный договор о проведении санации, прекращается, поскольку исполнить его не представляется возможным.

    Принимая во внимание изложенное, можно заключить, что на сегодняшний день в Законе о банкротстве отсутствует порядок проведения санации, а именно не урегулирован порядок привлечения инвесторов и оформления соглашения о санации, срок проведения санации, а также не определена ответственность сторон. В этой связи, учитывая высокое значение санации для предупреждения банкротства юридических лиц, представляется необходимым дополнить ст. 31 Закона о банкротстве указанными положениями.

    Заметим, что на сегодняшний день в законодательстве отсутствуют положения о методике диагностики банкротства юридических лиц. Как отмечается в литературе, попытки введения подобной диагностики на законодательном уровне не увенчались успехом . Единственным нормативным актом , содержащим критерии для оценки неплатежеспособности юридических лиц является постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа » . Однако данное постановление применяется уже после возбуждения судом дела о банкротстве.

    Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего реформирования законодательства о предупреждении несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

    Литература:

    1. Васильев А.Н. Способы предупреждения банкротства юридического лица: соглашения, заключаемые в рамках финансового оздоровления /А.Н. Васильев // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2010. – № 1. – С. 85-89.

    2. Витрянский В.В. Постатейный комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» / В.В. Витрянский. – М., 2001. – 1037 с.

    3. Говорин В. «Круглый стол» по проблемам несостоятельности (банкротства) / В. Говорин. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

    4. Габричидзе Б. Административно-правовые проблемы обеспечения финансовой устойчивости юридических лиц / Б. Габричидзе. [Электронный ресурс ]. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-75807.html (дата обращения 15.12.2013).

    5. Жукова Т., Кондратьева К. К вопросу о тенденциях развития законодательства о предупреждении банкротства в России / Т. Жукова // Право и экономика. – 2007. – № 1. – С. 96-97.

    6. Иванин И.Е. Добровольное объявление о банкротстве / И.Е. Иванин, А.В. Нутрихин // Финансовая Россия. – 1999. – № 16.

    7. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный научно-практический / Под ред. В.Ф. Попондопуло. – М., 2003. – 488 с.

    8. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Залесского. – М.,2003. – 617 с.

    9. О несостоятельности (банкротстве) : федеральный закон от 26 окт. 2002 г. №127-ФЗ // Собрание законодательства. – 2002. – № 43, ст. 4190.

    10. Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа: постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 // Собрание законодательства. – 2003. – № 26, ст. 2664.

    11. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2010 по делу № А65-379/2010 по делу № А65-379/2010. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс.

    12. Постановление ФАС Поволжского округа от 24 янв. 2008 по делу № А12-13877/07-С55. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

    13. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 окт. 2007 № Ф04-7456/2007(39545-А70-24) по делу № А70-8194/3-2006. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс.

    14. Семина А.Н. Банкротство: вопросы правоспособности должника – юридического лица: Научно-практическое издание / А.Н. Семина. – М., 2003. – 224 с.

    15. Свит Ю. Восстановительные процедуры – способ предотвращения банкротства // Российская юстиция. – 1998. – № 3. – С. 16-18.

    16. Телюкина М.В. Конкурсное право. Гражданско-правовые проблемы: дисс. … докт. юрид. наук / М.В. Телюкина. – М., 2003. – 473 с.

    17. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / М.В. Телюкина. – М., 2003. – 616 с.

    18. Теория и практика антикризисного управления / Под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. – М.,1996. – 469 с.



    Просмотров