Медицинская статистика отрасль статистической науки. Cанитарная статистика. Министерство здравоохранения республики беларусь

Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, позволяющая методом обобщающих показателей изучить закономерности этих явлений, важнейших процессов в экономической, социальной жизни общества, в его здоровье, в системе организации медицинской помощи населению.

Санитарная статистика в то же время представляет одну из отраслей статистики как науку о количественных изменениях в развитии общества, экономики, а именно медицины, здравоохранения.

В здравоохранении статистические методы исследования используют для:

1) изучения здоровья населения и факторов его определяющих;

2) анализа, оценки и планирования медицинской помощи;

3) специальных научных исследований.

Таким образом, можно выделить следующие разделы медицинской статистики:

Общетеоретические и методические основы статистики;

Статистика здоровья населения;

Статистика здравоохранения.

Статистика здоровья изучает показатели общественного здоровья и факторы, влияющие на них.

Статистика здравоохранения изучает сеть и «кадры» здравоохранения, показатели их деятельности.

Санитарно-статистическое исследование, его этапы

Основным понятием статистики является статистическое исследование. Санитарно-статистическим исследованием называется такое исследование, которое имеет целью изучение какого-либо вопроса санитарной статистики.

Каждое санитарно-статистическое исследование состоит из 5 основных этапов:

I этап. Организационно-подготовительный этап или составление программы и плана статистического исследования.

II этап. Сбор статистического материала.

III этап. Разработка статистического материала.

IV этап. Анализ полученных данных, выводы и предложения.

V этап. Литературное оформление, графическое изображение и внедрение результатов исследований в практику.

§ выбор темы исследования;

§ постановка цели и задач исследования;

§ формулировка гипотезы;

§ определение научной новизны и научно-практической значимости;

§ изучение истории проблемы;

§ проведение информационного и патентного поиска;

§ составление плана и программы исследования.

Тема исследования – это лаконичное, конкретное название, дающее общее целостное представление.

Цель исследования определяется на основании глубокого знания изучаемого вопроса (после изучения литературных данных и на основании собственного опыта). Цель исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения. Целью санитарно-статистического исследования может быть изучение различных сторон здоровья населения, деятельности системы здравоохранения для обоснования конкретных управленческих решений. Она должна быть сформулирована четко и быть ясной не только автору, но и другим специалистам.

Задачи исследования – это конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели. Обычно число задач может быть от трех до пяти.

Пример. Цель исследования: Разработка мер профилактики и борьбы с курением у студентов-медиков. Задачи исследования: Изучение распространенности никотинизма среди студентов-медиков в начале и в конце обучения в вузе. Изучение причин и возраста начала курения.

Гипотезы – это обоснованное предположение о результатах исследования.

Научная новизна характеризует то, что впервые предлагается авторами исследования и ранее не было изучено.

Научно-практическая значимость имеет теоретический и прикладной аспекты, включает медицинскую, социальную и экономическую направленность.

История проблемы – это изучение развития теоретических знаний и практической деятельности по исследованию темы проблемы (трудноразрешимой задачи).

Информационный поиск – изучение тематических опубликованных материалов (до 10 лет). Могут ли результаты исследования «претендовать» на получение охранного авторского права (патента) для внедрения в клинический процесс определяет патентный поиск .

План санитарно-статистического исследования – это порядок его проведения. Программа санитарно-статистического исследования – это перечень вопросов, подлежащих изучению.

1. Определение места исследования, то есть той территории, на которой проводится данное исследование.

2. Определение сроков проведения исследования – составление календарного плана выполнения исследования, его отдельных этапов и элементов.

3. Определение объема и метода исследования или характеристика объектов исследования.

4. Определение вида исследования.

5. Исполнители (кадры) для проведения исследования и их характеристика (численность и квалификация), под чьим руководством проводится исследование.

6. Характеристика технического оснащения (требуемых материальных и финансовых средств, необходимое лабораторное оборудование и приборы, канцелярские товары, счетная техника. Указываются способы разработки полученного материала - ручная, машинная и т.д.)

Объект статистического исследования – статистическая совокупность (явлений, предметов, лиц), о которых будут собираться сведения: население, студенты определенного института, госпитализированные больные в определенную больницу и т.п.

Статистической совокупностью называют специальным образом сформированную группу, состоящую из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах пространства и времени, реально существующую и обладающую определенными групповыми свойствами.

Групповые свойства статистической совокупности:

¨ характер распределения изучаемого явления (альтернативный, симметричный, асимметричный);

¨ средний уровень (например, характеризует средняя арифметическая);

¨ разнообразие признака (характеризует сигма);

¨ репрезентативность признака (характеризует средняя ошибка);

¨ взаимосвязь между изучаемыми признаками (характеризует коэффициент корреляции).

Для характеристики объекта исследования необходимо определить объем исследования, т.е. число наблюдений, включенных в исследование. В зависимости от цели исследования число наблюдений в нем будет различным. Например, в клинико-статистических исследованиях объем обычно составляет 120-150 наблюдений, в санитарно-статистических – он исчисляется десятками тысяч. По величине совокупности единиц наблюдения последняя может быть двух видов: генеральная и выборочная. Соответственно этому имеется 2 метода исследования – сплошное и не сплошное исследование.

Сплошное исследование – это регистрация всех возможных единиц наблюдения. Для такого исследования характерно собирание массового, большого объема при относительно ограниченном числе учетных признаков.

Сплошное наблюдение – это регистрация всех явлений, составляющих генеральную совокупность. При сплошном исследовании изучаются все единицы объекта исследования. Например: производственные травмы, профессиональные отравления, численность больниц.

Генеральная совокупность – совокупность всех возможных единиц, которые могут быть к ней отнесены. По численности она может быть большой, приближенной к бесконечности (численность больных на всем земном шаре), либо быть ограниченной (численность работающих на Н-ском заводе в течение определенного года).

Формирование генеральной совокупности может осуществляться по комплексу признаков, то есть с применением метода направленного отбора (например, изучение заболеваемости ИБС у мужчин предпенсионного возраста, проживающих в г. Гродно, в течение трех лет). Один из видов направленного сплошного отбора – кагортный метод. Кагортой называется статистическая совокупность, состоящая из относительно однородных элементов, объединенных сроком наступления определенного события (признака) и прослеженного в один и тот же интервал времени. Например, изучение детности в первое пятилетие брака.

Возможен направленный сплошной отбор по нескольким признакам (с определением границ генеральной совокупности): изучение детности в первое пятилетие брака у молодых супругов (до 25 лет), проживающих на территории г. Гродно, вступивших в первый брак в течение 2004 года.

Не сплошное или выборочное исследование предполагает изучение части генеральной совокупности для характеристики ее, как целого. Отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность должен производиться определенным образом. Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная специальным выборочным методом.Поскольку на основании анализа выборочной совокупности необходимо получить полное представление о закономерностях всей генеральной совокупности, к выборке предъявляется два требования :

Достаточность (по численности, по объему);

Репрезентативность, то есть представительность выборки, которая должна обладать основными характеристиками генеральной совокупности, быть для нее типичной. Репрезентативность выборки зависит не только от ее численности, но и от способа формирования выборочной совокупности.

Например, доказано, что для изучения общей заболеваемости населения по его обращаемости за медицинской помощью достаточно изучить заболеваемость у 20-30 тысяч населения. Значит, если мы хотим изучить заболеваемость в г. N с числом жителей 240 тысяч, нет необходимости изучать ее сплошным методом у всего населения, достаточно взять восьмую-десятую часть этого населения. Однако будет неправильно, если мы для исследования возьмем, например всех детей и молодое население в количестве 30 тысяч. Необходимо так отобрать выборочную совокупность, чтобы распределение в ней населения по полу, возрасту, условиям жизни, социальному составу и т.д. было таким же, как во всем населении г. N, иными словами, выборка должна отражать все основные свойства генеральной совокупности.

Различают следующие несплошные исследования:

1. Монографическое исследование применяется для изучения какого-либо одного объекта, когда из множества объектов выбирается один и исследуется тщательно, глубоко, с максимальной полнотой, с целью показа передового опыта, выявления тенденций развития явления. Проводится оно и перед основным исследованием с целью разработки программ, изучения организационных вопросов. Часто такое исследование проводится в динамике. Например: а) образцовый санитарно-гигиенический режим школы; б) проведение эксперимента по раннему выявлению и ликвидации туберкулеза на примере одной области.

2. Метод основного массива (несовершенный сплошной) применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается основная их часть, характеризующая всю статистическую совокупность. Например, при изучении оптимальных сроков искусственного прерывания беременности взято специализированное абортное отделение (хотя единичные случаи прерывания беременности проводятся и в других гинекологических отделениях).

Недостатком указанных методов является отсутствие возможности широкого распространения результатов исследования.

3. К несплошным относятся исследования , проведенные на выборочных совокупностях различными методами. Выборочные исследования в медицине и здравоохранении получают все больше распространение, позволяют провести углубленный анализ с меньшей затратой сил, средств, времени. Выборочные исследования применяются при проведении пробных, поисковых работ. Результаты его могут быть распространены на всю генеральную совокупность.

Способы отбора выборочных совокупностей:

· Случайный отбор – это отбор, проводимый по жребию или таблицам случайных чисел. Проводится в относительно однородных генеральных совокупностях. Каждый элемент генеральной совокупности имеет равную возможность попасть в выборку. Случайной будет выборка больных, фамилии которых начинаются на определенную букву.

· Механический отбор – это отбор, когда из всей совокупности берется для изучения механически отобранная каждая пятая (20% выборка) или каждая десятая (10% выборка) единица наблюдения, т.е. через определенный интервал. Для этого необходимо определить, какую долю генеральной совокупности берем для исследования.

· Гнездовой (серийный) отбор – это отбор, когда из всей генеральной совокупности выбирают не отдельные единицы, а гнезда (серии). Например, при изучении заболеваемости сельского населения Гродненской области выбираем два типичных для области района по развитию промышленности и сельского хозяйства, с типичным возрастно-половым составом населения и типом расселения сельского населения. Результаты же распространены на все сельское население области.

· Типологический отбор – это отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однородных групп. Например, при изучении распространенности определенного заболевания все население группируется по определенному признаку, например, по возрасту, а затем из каждой группы проводится отбор необходимого числа наблюдений одним из перечисленных способов, например, механическим путем. Причем отбор может быть пропорциональным численности группы (пропорциональный типологический отбор) либо одинаковое число наблюдений в каждой группе, хотя их общая численность различна (непропорциональный типологический отбор).

· Направленный отбор – это специальный подбор единиц наблюдения из генеральной совокупности. С целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволяют выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных.

Выборочная совокупность подбирается так, чтобы среднее значение признака в выборочной и генеральной совокупности совпадали. Либо – формирование выборки проводится путем последовательного отбора единиц наблюдения с одинаковыми несколькими наиболее важными признаками. При таком подходе устраняется влияние «сильных» и хорошо изученных факторов, и внимание исследователя сосредотачивается на изучении влияния профессии на мертворождаемость берем женщин одной возрастной группы с одинаковым порядком номером родов, одинаковым их диспансерным наблюдением и т.д., но имеющих разные профессии (а следовательно и различные профессиональные вредности).

· Метод «контрольных» групп наиболее часто применяется в клинико-статистических исследованиях. Для изучения эффективности определенного метода лечения, диагностики и т.п. используют две группы наблюдения:опытную (которая подвергается воздействию определенного фактора) и контрольную, альтернативную (в которой такое воздействие отсутствует). Важнейшим принципом их формирования является их максимальное сходство (по целому ряду признаков) за исключением изучаемого фактора воздействия (например, метода лечения): попарно-сопряженный отбор, метод уравновешенных групп, подбор копии-пары (последний для редких явлений: изучение случаев материнской смертности, младенческой смертности), кагортный метод (см. выше).

· Комбинированная выборка используют несколько способов отбора выборочных совокупностей.

· Моментные наблюдения («срез») являются выборочными по времени. Такие исследования можно повторить через определенные промежутки времени, что позволяет учитывать динамику явлений.

Виды санитарно-статистического исследования:

1) текущее (постоянное);

2) единовременное (одномоментное).

Текущее наблюдение – это наблюдение, когда регистрация каждого случая проводится постоянно, по мере его возникновения за определенный период времени. Например, каждый случай рождения ребенка в течение года, каждое обращение в лечебно-профилактическое учреждение за год.

Единовременное наблюдение – такое, когда изучаемые явления фиксируются на какой-то определенный момент времени (дату, день недели, час и даже минуты). Классическим параметром такого исследования является перепись населения. Другие примеры: состав коечного фонда стационаров (на начало года), изучение физического развития у детей определенного возраста и пола (по данным за определенный год).

Программа санитарно-статистического исследования включает:

1) выбор единицы наблюдения или основного признака, подлежащего изучению;

2) определение дополнительных признаков, подлежащих изучению;

3) обеспечение статистическим бланком;

4) определение группировки и составление макетов таблиц.

Все признаки, характеризующие статистическую совокупность, делятся на объединяющие и разъединяющие. Объединяющие признаки или признаки сходства служат основанием для объединения в совокупность. Разъединяющие признаки или признаки различия служат предметом анализа совокупности.

Каждый первичный элемент объекта исследования, составляющий статистическую совокупность и наделенный признаками сходства, называется единицей наблюдения, единицей статистической совокупности (счетной единицей). Например: Статистической совокупностью может быть группа лиц, родившихся в данном году в данном населенном пункте. Объединяющие признаки: единый возраст (все входящие в группу – новорожденные), единое время (все родились в данном году), единая территория (все родились в данном населенном пункте). Разъединяющие признаки: пол ребенка, его доношенность, состояние здоровья, возраст матери и др. Каждая единица наблюдения характеризуется рядом присущих ей признаков (свойств). Признаки, по которым различают элементы статистической совокупности, подлежащие учету в данном исследовании, называются учетными признаками.

Учетные признаки могут быть:

1. а) факторными, причинными;

б) результативными, зависящими от факторных.

Факторы – это те свойства, влияние, воздействие или разнообразие которых так или иначе отражается на разнообразии результативного признака. В зависимости от цели исследования один и тот же признак может быть и факторным, и результативным. Например: При изучении эффективности метода лечения длительность госпитального лечения является результативным признаком (то есть зависящим от применяемого метода лечения). При изучении необходимого числа коек для лечения больных, длительность госпитального лечения является факторным признаком: чем больше длительность лечения, тем больше требуется коек.

2. а) количественные – выраженные числом (возраст, рост, вес и т.п.);

б) атрибутивные – выражены словом (пол, место жительства, диагноз и т.п.)

Статистические бланки могут быть двух видов:

1. Стандартные, то есть формы официальных медицинских документов, утвержденные Министерством здравоохранения. Например, статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов, форма № 025-2у, врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

2. Специальные, то есть составленные самим исследователем. Например: анкета изучения распространенности никотинизма среди студентов-медиков ГГМУ; выкопировочный бланк для изучения эффективности хирургического лечения рака молочной железы.

Формализация статистических документов (выкопировочных карт, карт выборки, опросного листа, анкеты, статистического бланка) – необходимое условие разработки материала на компьютерной технике, использования перфокарт с краевой перфорацией для ручной разработки материала (типа К-3, К-4, К-5). Формализованная статистическая карта включает систему «вопрос-ответ-шифр (код)», рациональное, компактивное расположение признаков. Она позволяет осуществить одновременно регистрацию, группировку, кодирование уже на стадии получения первичной информации. Пример: статистическая карта выбывшего из стационара, форма № 066-у; врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

Группировка – это распределение собранного материала по характеру или величине признака на качественно однородные группы.

Виды группировок:

1. Типологическая – группировка атрибутивных (качественных) признаков, выраженных словесно, описательно. Пример: группировка студентов по факультетам: лечебно-профилактический, педиатрический, медико-психологический.

2. Вариационная – это группировка признака, имеющего числовое выражение. Пример: группировка обследованных по возрасту 20-24 года; 25-29 лет; 30-34 года и т.д.

Группировка должна выделить существенные свойства изучаемого явления, вскрыть его особенности, его типичность. Основные правила группировки:

1. Группировка не должна быть механической, необходимо выяснить логические связи, соответствующие цели исследования. Пример: При изучении заболеваемости корью нецелесообразно возраст взрослого населения группировать по 5-летним интервалам, так как известно, что корь – инфекция детского возраста, хотя случаи заболевания корью бывают и у взрослых. Наоборот, при изучении ишемической болезни сердца молодой возраст можно объединить в одну группу, а после 35-40 лет возраст группируют ао 5 или 10-летним интервалом.

2. Каждая группа должна иметь четкие границы. Например: при выявлении 10-летних возрастных интервалов нельзя их указать так: 20-30 лет, 30-40 лет, 40-50 лет, и т.д., так как при этом нет ясности, в какую группу относится возраст 30 лет, 40 лет. Правильно группы строить так: 20-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет и т.д.

Таблица - это сводка материала. Макет таблицы - это таблица без внесенных цифровых данных. Составление таблиц – творческий процесс, требующий выделения причинно-следственных связей, основанный на глубоком знании изучаемого вопроса, умении логически мыслить и понимания законов статистики. Любая таблица по содержанию должна представлять мысль, отраженную в названии таблицы и выраженную в цифрах. Цифровые данные вносятся в таблицы на третьем этапе статистического исследования.

Требования, предъявляемые к статистическим таблицам :

1. Таблица должна иметь четкое и краткое название, определяющее ее содержание.

2. В таблице различают статистическое подлежащее и сказуемое.

Статистическое подлежащее - основной учетный признак, подлежащий изучению. Статистическое сказуемое – признак, характеризующий подлежащее. Сказуемое дополняет подлежащее, позволяет дать более глубокую и полную характеристику изучаемой совокупности. Подлежащее обычно пишется по вертикали, а цифровые данные заполняются по горизонтали. Сказуемое, как правило, пишется по горизонтали в верхней строке таблицы, цифровые данные заполняются в вертикальных столбцах.

3. Таблица должна иметь, где это возможно, итог (как по горизонтали, так и по вертикали), т.е. по строкам и столбцам.

4. Таблица не должна быть громоздкой, то есть содержать не более трех учетных признаков. Необходимо учитывать, что каждый признак делится еще на группы, число которых зависит от цели исследования и может исчисляться даже десятками. Например, при разработке причин младенческой смертности Всемирная Организация Здравоохранения предлагает такие группировки по возрасту: до 24 часов; 1, 2, 3, 4, 5, 6 дней; 7-13 дней; 14-20 дней; 21-27 дней; 28 дней до 2-х месяцев; 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев, т.е. всего 21 группу.

5. В заполненной таблице не должно быть пустых мест. Если данный вопрос не изучался и данные нельзя проставить, пишется «нет сведений» или «неизвестно». Если же при изучении явления в данную группу не попала ни одна единица наблюдения, то ставится «0» или «-» (прочерк).

Виды статистических таблиц:

1) простые;

2) сложные (групповые и комбинационные);

Простой называется таблица, имеющая одно статистическое подлежащее, позволяющая получить сводку и анализ материала только по одному признаку.

Сложной называется таблица, имеющая одно статистическое подлежащее и несколько статистических сказуемых, позволяющая получить сводку и анализ материала по нескольким признакам, характеризующих основной.

Групповой называется таблица, имеющая одно подлежащее и несколько, не связанных между собой статистических сказуемых. Групповая таблица позволяет получить сводку и анализировать материал по двум и более признакам. В групповой таблице основной признак сочетается поочередно со всеми остальными, то есть подлежащее каждый раз сочетается только с одним сказуемым.

Комбинационная таблица - это сводка материала по трем и более взаимосвязанным признакам. Она позволяет наиболее глубоко анализировать материал. Комбинационная таблица может содержать одно или несколько взаимосвязанных подлежащих, каждое из которых еще взаимосвязано со сказуемым (одним или нескольким), причем сказуемые между собой также взаимосвязаны. При этом рекомендуется сочетание 2-3 сказуемых, чтобы комбинационные таблицы были не громоздкими.

Примеры макетов таблиц: простой (табл. 1), групповой (табл. 2), комбинированная (табл. 3).

Таблица 1. Возрастная структура младенческой смертности в г. Гродно в 2004г.

Таблица 2. Причины младенческой смертности в зависимости от возраста и

санитарная статистика

Санитарная статистика - отрасль медицины, изучающая статистическими методами состояние здоровья населения, здравоохранения и влияние на них социальных и других факторов. Статистические методы применяются также в научных медицинских исследованиях.

Санитарная статистика подразделяется на статистику здоровья населения и статистику здравоохранения. Санитарная статистика имеет большое значение для практики здравоохранения: статистические материалы о здоровье и медицинском обслуживании населения помогают составлению научно обоснованного прогноза состояния здоровья населения, являющегося основой для планирования и проведения государственных оздоровительных мероприятий, улучшения и дальнейшего развития дела здравоохранения.

Статистика здоровья населения включает санитарно-демографическую статистику, статистику заболеваемости и статистику физического развития. Санитарно-демографическая статистика изучает численность и возрастно-половой состав населения, рождаемость , смертность , прирост населения, продолжительность жизни и др.

Статистика заболеваемости определяет, как часто и чем болеет население в целом и в отдельных его территориальных, возрастно-половых, профессиональных и других группах.

Статистика физического развития содержит данные о росте, весе, окружности груди и других признаках у обследованных в различных группах населения.

Статистика здравоохранения дает характеристику сети медицинских учреждений, их кадров и деятельности. Она включает сведения о численности учреждений: по их типам (больницы, поликлиники, санэпидстанции и т. д.), мощности (количество коек, кабинетов, оборудования и пр.); выявляет уровень обеспеченности населения врачами, средним медперсоналом, койками и др., а также освещает объем и эффективность проделанной работы.

Наряду с количественными показателями деятельности учреждений статистика здравоохранения дает характеристику качественных показателей - качества диагностики и лечения. Статистика применяется также в научных исследованиях: она помогает определить эффективность тех или иных новых средств диагностики, лечения, профилактики; правильно собрать, обобщить и проанализировать данные в различного рода опытах. Каждая статистическая работа складывается в основном из трех этапов: 1) статистического наблюдения, 2) группировки и сводки собранных материалов, 3) преобразования сводки и анализа. В практической работе медицинских учреждений эти три этапа представляют собой соответственно: 1) учет, 2) отчет, 3) объяснительную записку или конъюнктурный обзор.

Для успешного осуществления первого этапа необходимо обеспечить полноту, правильность и своевременность сбора данных. Полнота заключается в охвате регистрацией всех намеченных программой единиц наблюдения и учитываемых признаков

их (например, название болезни, пол и возраст больного и т. п.). Правильность данных определяется соответствием их действительности и четким пониманием установленных терминов. Так, например, случаем заболевания с временной нетрудоспособностью считается заболевание, закончившееся выпиской на работу или другим исходом; продолжение листка нетрудоспособности не считается законченным случаем.

Задача второго этапа - отчета - заключается в распределении полученных первичных документов на группы по определенным признакам и в последующем подсчете единиц наблюдения в этих группах. Группировка материалов должна определяться целью исследования, строиться на основе качественной однородности единиц наблюдения внутри групп, обеспечивать всестороннее освещение исследуемого вопроса. Например, если речь идет о группировке материалов при изучении заболеваемости с временной нетрудоспособностью, листки нетрудоспособности группируются по цехам (производствам), внутри групп - по роду болезни, полу, возрасту и т. д.

Подсчитанные по группам числа единиц наблюдения вносятся затем в статистические таблицы. Таблицы бывают по своему построению трех видов: 1) простые, в которых исследуемые объекты рассматриваются только по одному какому-либо признаку, например больные - по возрасту; 2) групповые, в которых изучаемые контингенты, распределенные на группы, характеризуются несколькими различными признаками без их сочетания (см. табл.); 3) комбинационные, в которых исследуемое явление рассматривается в сочетании различных признаков. Так, например, группу болевших рабочих распределяют по формам болезни, внутри этих форм - по полу, внутри пола - по возрасту и т. д.

Второй этап статистического исследования завершается подготовкой полученных сводных данных к анализу путем вычисления статистических показателей, которые делятся на абсолютные и относительные. К относительным числам принадлежат следующие. 1. Относительные числа распределения (или экстенсивные). С их помощью определяется доля («удельный вес») той или иной части в составе всей исследуемой совокупности, например процент болевших гриппом в общем числе больных. Эти относительные величины вычисляются по формуле:

число единиц в данной части х100 / общее число единиц по всей совокупности

2. Относительные числа частоты (или интенсивные). Они измеряют частоту какого-либо явления в данной среде, например число болевших гриппом на 100 рабочих (служащих и др.). Вычисление в общем виде производится по формуле:

число единиц в исследуемом явлении х100 (1000, 10 000 и т. д.) / число единиц в данной среде.

К статистическим показателям относятся также средние числа (которые могут быть как абсолютными, так и относительными), например средняя длительность пребывания больного на койке и т. п. Средние показатели должны вычисляться по отношению к качественно однородным явлениям. Например, средние сроки лечения имеют значение, если они вычислены по отношению к определенной болезни.

Третий этап статистического исследования - анализ полученных показателей - состоит в истолковании полученных данных, выявлении обусловивших их причин, в сравнении величины их с плановыми нормативами, с предыдущими периодами, с показателями, достигнутыми передовыми медицинскими учреждениями, и т. д.

В обеспечении хорошей постановки статистической работы медицинского учреждения, отделения, кабинета, лаборатории большая роль принадлежит среднему медперсоналу. В статистических исследованиях лаборант , фельдшер, сестра являются ближайшими помощниками врача; им приходится производить выкопировку необходимых данных из медицинских документов (историй болезни, листков нетрудоспособности и др.). Средний медработник должен хорошо владеть медицинской терминологией. В тех случаях, когда ему поручается опрос обследуемых, он обязан четко записывать получаемые ответы. Для последующей группировки собранных материалов средний медперсонал выполняет ответственную функцию их шифровки, т. е. внесения условных обозначений тех или иных признаков: цифровых (например, указывать номер болезни, установленный по международной классификации и номенклатуре болезней), буквенных (например, обозначать возраст до 19 лет - буквой А, от 20 до 29 - буквой Б и т. д.). Далее он производит подсчет данных по группам и вносит их в статистические таблицы. Подсчет данных и вычисление показателей производятся с помощью вычислительной аппаратуры. Большие по объему статистические материалы обрабатываются на машиносчетных станциях. Среднему медработнику, занимающемуся этой работой, приходится выполнять диаграммы и другие графические изображения.

См. также Документация медицинская, Отчетность медицинская.

Распределение травм по локализации и степени тяжести (числа условные)

Статистика – это наука, изучающая количественную сторону мас­совых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественными особенностями в конкретных условиях места и времени. Это универсальная наука, охватывающая все отрасли человеческой деятельности.

Медицинская (санитарная) статистика – Изу­чает количественную сторону явлений и процессов, связанных с ме­дициной, гигиеной и здравоохранением.

Биометрия – это наука о применении математических мето­дов для изучения живых организмов.

Выделяют 3 раздела медицинской статистики:

1. Статистика здоровья населения – изучает состояние здоровья населения в целом или его отдельных групп (путем сбора и статис­тического анализа данных о численности и составе населения, его воспроизводстве, о естественном движении, физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жиз­ни и т. д.). Оценка показателей здоровья проводится в сопоставлении с общепринятыми оценочными уровнями и уровнями, полученными по различным регионам и в динамике.

2. Статистика здравоохранения – решает вопросы сбора, обработ­ки и анализа информации о сети учреждений здравоохранения (их размещении, оснащении, деятельности) и кадрах (о численности врачей, среднего и младшего медицинского персонала, о распределе­нии их по специальностям, стажу работы, о их переподготовке и т. д.). При анализе деятельности лечебно-профилактических учрежде­ний осуществляется сопоставление полученных данных с нормативны­ми уровнями, а также уровнями, полученными по другим регионам и в динамике.

3. Клиническая статистика – это использование статистических методов при обработке результатов клинических, экспериментальных и лабораторных исследований; она позволяет с количественной точ­ки зрения оценить достоверность результатов исследования и ре­шить ряд других задач (определение объема необходимого числа наблюдений при выборочном исследовании, сформировать эксперимен­тальную и контрольную группы, изучить наличие корреляционных и регрессионных связей, устранить качественную неоднородность групп и т. д.).

Задачами медицинской статистики являются:

1) изучение состояния здоровья населения, анализ количественных характеристик общественного здоровья.

2) выявление связей между показателями здоровья и различными фак­торами природной и социальной среды, оценка влияния этих фак­торов на уровни здоровья населения.

3) изучение материальноТехнической базы здравоохранения.

4) анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений.

5) оценка эффективности (медицинской, социальной, экономической) проводимых лечебных, профилактических, противоэпидемических мероприятий и здравоохранения в целом.

6) использование статистических методов при проведении клинических и экспериментальных медико-биологических исследований.

Медицинская статистика является методом социальной диагности­ки, поскольку она позволяет дать оценку состояния здоровья насе­ления страны, региона и на этой основе разработать меры, направ­ленные на улучшение общественного здоровья. Важнейшим принципом статистики является применение ее для изу­чения Не отдельных, единичных, а массовых явлений , с целью выявления их общих закономерностей. Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, то есть при изучении статистической совокупности.

В медицине статистика – ведущий метод, т. к.:

1) позволяет количественно измерить показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинских учреждений

2) определяет силу влияния различных факторов на здоровье населения

3) определяет эффективность лечения и оздоровительных мероприятий

4) позволяет оценить динамику показателей здоровья и позволяет прогнозировать их

5) позволяет получить необходимые данные для разработки норм и нормативов здравоохранения.

В основе санитарной статистики лежат объективные законы действительности:

1. закон больших чисел – закономерности, присущие явлению, наиболее четко проявляются при большом числе наблюдений

2. теория вероятности – в основе выборочных методов исследования; суть: создание одинаковых условий быть отобранным и изученным.

Организация статистики в РБ.

1. Министерство статистики и анализа (появилась в 1994 г.)

2. В областях – областные управления статистики и анализа облисполкомов.

3. В районах – отделы статистики и анализа в городах или инспекторы.

Организация санитарной статистики в РБ:

1. Министерство ЗО координирует всю работу, в нем есть управление МС, информационых технологий и делопроизводства, а в этом управлении – сектор статистики (4 человека).

Задачи: разработка учетных и отчетных документов; совершенствование системы показателей, характеристик здоровья и работы учреждений; руководство учетом и отчетностью в масштабе отрасли; публикация материалов по ЗО; организация специальных статистических исследований.

2. В области: областное управление ЗО облисполкома имеет информационно-методический отдел на базе областной больницы.

3. В районах: кабинет статистики и учета.

Каждое крупное учреждение имеет кабинет статистики.

Санитарная статистика - это отрасль медицины, изучающая статистическими методами , здравоохранения и влияние на них социальных и других факторов. Статистические методы применяются также в научных медицинских исследованиях.

Санитарная статистика подразделяется на статистику здоровья населения и статистику здравоохранения. Санитарная статистика имеет большое значение для практики здравоохранения: статистические материалы о здоровье и медицинском обслуживании населения помогают составлению научно обоснованного прогноза состояния здоровья населения, являющегося основой для планирования и проведения государственных оздоровительных мероприятий, улучшения и дальнейшего развития дела здравоохранения.

Статистика здоровья населения включает санитарно-демографическую статистику, статистику заболеваемости и статистику . Санитарно-демографическая статистика изучает численность и возрастно-половой состав населения, смертность, прирост населения, и др.

Статистика заболеваемости определяет, как часто и чем болеет население в целом и в отдельных его территориальных, возрастно-половых, профессиональных и других группах.

Статистика физического развития содержит данные о росте, весе, окружности груди и других признаках у обследованных в различных группах населения.

Статистика здравоохранения дает характеристику сети медицинских учреждений, их кадров и деятельности. Она включает сведения о численности учреждений: по их типам (больницы, и т. д.), мощности (количество коек, кабинетов, оборудования и пр.); выявляет уровень обеспеченности населения врачами, средним медперсоналом, койками и др., а также освещает объем и эффективность проделанной работы.

Наряду с количественными показателями деятельности учреждений статистика здравоохранения дает характеристику качественных показателей - качества диагностики и лечения. Статистика применяется также в научных исследованиях: она помогает определить эффективность тех или иных новых средств диагностики, лечения, профилактики; правильно собрать, обобщить и проанализировать данные в различного рода опытах. Каждая статистическая работа складывается в основном из трех этапов: 1) статистического наблюдения, 2) группировки и сводки собранных материалов, 3) преобразования сводки и анализа. В практической работе медицинских учреждений эти три этапа представляют собой соответственно: 1) учет, 2) отчет, 3) объяснительную записку или конъюнктурный обзор.

Для успешного осуществления первого этапа необходимо обеспечить полноту, правильность и своевременность сбора данных. Полнота заключается в охвате регистрацией всех намеченных программой единиц наблюдения и учитываемых признаков
их (например, название болезни, и возраст больного и т. п.). Правильность данных определяется соответствием их действительности и четким пониманием установленных терминов. Так, например, случаем заболевания с временной нетрудоспособностью считается заболевание, закончившееся выпиской на работу или другим исходом; продолжение листка нетрудоспособности не считается законченным случаем.

Задача второго этапа - отчета - заключается в распределении полученных первичных документов на группы по определенным признакам и в последующем подсчете единиц наблюдения в этих группах. Группировка материалов должна определяться целью исследования, строиться на основе качественной однородности единиц наблюдения внутри групп, обеспечивать всестороннее освещение исследуемого вопроса. Например, если речь идет о группировке материалов при изучении заболеваемости с временной нетрудоспособностью, листки нетрудоспособности группируются по цехам (производствам), внутри групп - по роду болезни, полу, возрасту и т. д.

Подсчитанные по группам числа единиц наблюдения вносятся затем в статистические таблицы. Таблицы бывают по своему построению трех видов: 1) простые, в которых исследуемые объекты рассматриваются только по одному какому-либо признаку, например больные - по возрасту; 2) групповые, в которых изучаемые контингенты, распределенные на группы, характеризуются несколькими различными признаками без их сочетания (см. таблицу); 3) комбинационные, в которых исследуемое явление рассматривается в сочетании различных признаков. Так, например, группу болевших рабочих распределяют по формам болезни, внутри этих форм - по полу, внутри пола - по возрасту и т. д.

Второй этап статистического исследования завершается подготовкой полученных сводных данных к анализу путем вычисления статистических показателей, которые делятся на абсолютные и относительные. К относительным числам принадлежат следующие. 1. Относительные числа распределения (или экстенсивные). С их помощью определяется доля («удельный вес») той или иной части в составе всей исследуемой совокупности, например процент болевших гриппом в общем числе больных. Эти относительные величины вычисляются по формуле:
число единиц в данной части х100 / общее число единиц по всей совокупности
2. Относительные числа частоты (или интенсивные). Они измеряют частоту какого-либо явления в данной среде, например число болевших гриппом на 100 рабочих (служащих и др.). Вычисление в общем виде производится по формуле:
число единиц в исследуемом явлении х100 (1000, 10 000 и т. д.) / число единиц в данной среде.

К статистическим показателям относятся также средние числа (которые могут быть как абсолютными, так и относительными), например средняя длительность пребывания больного на койке и т. п. Средние показатели должны вычисляться по отношению к качественно однородным явлениям. Например, средние сроки лечения имеют значение, если они вычислены по отношению к определенной болезни.

Третий этап статистического исследования - анализ полученных показателей - состоит в истолковании полученных данных, выявлении обусловивших их причин, в сравнении величины их с плановыми нормативами, с предыдущими периодами, с показателями, достигнутыми передовыми медицинскими учреждениями, и т. д.

В обеспечении хорошей постановки статистической работы медицинского учреждения, отделения, кабинета, лаборатории большая роль принадлежит среднему медперсоналу. В статистических исследованиях лаборант, фельдшер, сестра являются ближайшими помощниками врача; им приходится производить выкопировку необходимых данных из медицинских документов (историй болезни, листков нетрудоспособности и др.). Средний медработник должен хорошо владеть медицинской терминологией. В тех случаях, когда ему поручается опрос обследуемых, он обязан четко записывать получаемые ответы. Для последующей группировки собранных материалов средний медперсонал выполняет ответственную функцию их шифровки, т. е. внесения условных обозначений тех или иных признаков: цифровых (например, указывать номер болезни, установленный по международной классификации и номенклатуре болезней), буквенных (например, обозначать возраст до 19 лет - буквой А, от 20 до 29 - буквой Б и т. д.). Далее он производит подсчет данных по группам и вносит их в статистические таблицы. Подсчет данных и вычисление показателей производятся с помощью вычислительной аппаратуры. Большие по объему статистические материалы обрабатываются на машиносчетных станциях. Среднему медработнику, занимающемуся этой работой, приходится выполнять диаграммы и другие графические изображения.

См. также Документация медицинская, Отчетность медицинская.

Распределение травм по локализации и степени тяжести (числа условные)

Статистика - это наука, которая изучает количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени. Она позволяет выявить закономерности массовых явлений, используя обобщающие показатели.

Статистика является универсальной наукой. Статистический метод широко применяется в различных областях науки, техники, народного хозяйства. К числу отраслей статистической науки относится и медицинская статистика.

Медицинская (санитарная) статистика - отрасль статистической науки, которая изучает вопросы, связанные с медици­ной, гигиеной, здравоохранением.

Задачами медицинской статистики являются:

1) изучение здоровья населения в целом или отдельных его групп, выявление количественных характеристик общественного здоровья;

2) выявление связей между показателями здоровья и различными факторами природной и социальной среды, оценка влияния этих факторов на здоровье населения;

3) изучение данных о сети медицинских учреждений, кадрах, анализ их деятельности;

4) оценка эффективности (медицинской, социальной, экономической) проводимых лечебных, профилактических, противоэпидемических мероприятий и здравоохранения в целом;

5) использование статистических методов в клинических, санитарно-гигиенических, экспериментальных исследованиях.

По рекомендации ВОЗ, здоровье населения иногда называют «санитарное состояние». Медицинская статистика является мето дом социальной диагностики, поскольку она позволяет оценить состояние здоровья населения конкретного региона или страны в целом и на этой основе разработать меры, направленные на улучшение, охрану общественного здоровья. Выделяют 3 раздела медицинской статистики:

1) статистика здоровья населения - изучает состояние здоровья населения в целом или его отдельных групп (путем сбора и статистического анализа данных о численности и составе населения, его воспроизводстве, естественном движении, физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жизни и т. д.)- Оценка показателей здоровья проводится в сопоставлении с общепринятыми оценочными уровнями и уровнями, полученными по различным регионам и в динамике;

2) статистика здравоохранения - решает вопросы сбора, обработки и анализа информации о сети учреждений здравоохранения (их размещении, оснащении, деятельности) и кадрах (о численности врачей, среднего и младшего медицинского персонала, распределении их по специальностям, стажу работы, переподготовке и т. д.). При анализе деятельности лечебно-профилактических учреждений полученные данные сопоставляются с нормативными уровнями, а также уровнями, полученными по другим регионам и в динамике;

3) клиническая статистика - это использование статистических методов при обработке результатов клинических, экспериментальныхи лабораторных исследований. Она позволяет с количественной точки зрения оценить достоверность результатов исследования и решить ряд других задач (определение объема необходимого числа наблюдений при выборочном исследовании, формирование экспериментальной и контрольной групп, изучение корреляционных и регрессионных связей, устранение качественной неоднородности групп и т. д.).

Статистика применяется для изучения не отдельных, единичных, а массовых общественных явлений в целях определения общих закономерностей, присущих изучаемому явлению. Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, т. е. при изучении статистической совокупности.



Просмотров