Разметка для сдачи на категорию а. Подготовка к экзамену на категорию "а"

Мне много раз доводилось видеть как сдают практический экзамен ПДД большинство мотоциклистов. Картина печальная.

В основном это выглядит так: набор начальной скорости, сброс газа, сброс до холостых и на холостых, потихоньку проходим восьмерку. Но такая техника сдачи экзамена ПДД по степени полезности эквивалентна (разве что бесплатно). Да, я не спорю, скорее всего, если Вы не зацепите ограничительные линии, вы получите права, но разве восьмерка — это только получение прав? Восьмерка — это основы, без которых на дорогу выезжать очень нежелательно. Вы же не сразу начали бегать? Сначала вы сделали первый шаг, потом научились делать несколько шагов, потом научились спокойной ходить, а потом уже начали бегать.

Так же и здесь — выезжать на дорогу и не уметь проходить восьмерку правильно — Вам дороже

Так как же, Вы спросите, правильно проходить восьмерку?

Любая сложная задача — совокупность мелких, простых задач. Для начала необходимо знать первичные навыки общения с мотоциклом, а именно:

  • Уметь трогаться.
  • Уметь двигаться в прямом направлении.
  • Уметь поворачивать.
  • Уметь останавливаться так, чтобы двигатель не глох (для восьмерки хватит и заднего тормоза).

Упражнение №1.

Троньтесь, наберите скорость достаточную для того, чтобы мотоцикл держал равновесие без ваших ног. Зафиксируйте положение газа и продолжайте двигаться. Если захотите снизить скорость, делайте это исключительно задним тормозом, Ваша задача — ни при каких условиях не сбрасывать газ. Если захотите ускорится, просто плавно отпускайте тормоз. Продолжайте это делать пока не кончится прямая. Остановитесь, отдохните и начинайте сначала. Вам необходимо добиться полной фиксации газа.

Примечание: если переусердствуете тормозом, то двигатель заглохнет. Будьте готовы ловить мотоцикл ногами. Неприятно будет его уронить.

Продолжайте делать это упражнение, пока не поймете, что уверенно держите газ в одном положении в процессе езды. Как только почувствовали уверенность, можете переходить к следующему упражнению.

Упражнение №2.

Делайте то же самое что и в первом упражнении, только теперь пробуйте поворачивать. Самое главное — газ в повороте можно только ДОБАВЛЯТЬ! Если хотите немного «уменьшить» газ — делайте это на прямой. Мотоцикл сильно теряет устойчивость при сбросе газа. Это то, ради чего обязательно нужно научиться проходить восьмерку на площадке. Когда Вы выедете в город, наличие этого навыка не раз поможет Вам избежать неприятных ситуаций, связанных с внезапной потерей устойчивости мотоцикла из-за сброса «газа» в повороте, а возможно и спасет Вам жизнь. Не ставьте цель — крутой поворот. Как проходить крутые повороты я напишу Вам в следующем упражнении.

Если Вы уже научились запускать двигатель мотоцикла, уверенно трогаться и останавливаться.
Перейдем к тому, что требуется на экзамене ГИБДД по вождению на категорию "А". Необходимо освоить фигурное вождение - набор упражнений на площадке для учебной езды с разметкой и специальным оборудованием.

Упражнения для обучения вождению мотоцикла

Упражнение "Габаритный коридор и габаритный полукруг"


Упражнение "Габаритная восьмерка"



Упражнение "Габаритная змейка, Колейная доска и Коридор для движения с малой скоростью"

Набор упражнений включает выполнение отдельных фигур:

«Габаритная змейка» образована пятью точками (обычно используют старые автомобильные покрышки), расположенными посередине ограничительного коридора. При въезде на «змейку» первая точка должна остаться справа;

«Габаритный полукруг» обозначен разметкой по двум окружностям. На въезде (и, соответственно, на выезде) стоят два ограничителя. Нужно, не сбив их, проехать круг по часовой стрелке. Здесь, как и в других упражнениях, нельзя заезжать колесами (одним или обоими) на ограничительные линии;

«Габаритная восьмерка» состоит из двух кругов тех же размеров, что и «габаритный полукруг». Проходить «восьмерку» можно в любом направлении, все равно получится так, что один круг вы проедете по часовой стрелке, а другой - против. Выполнив это упражупражнение (и не сбив на входе и выходе ограничители), требуется на прямом участке разогнаться, чтобы включить 2-ю и 3-ю передачи, а затем перейти обратно на 1-ю;

«Габаритный коридор» образован двумя рядами ограничителей. Проезжая по нему, нужно не только не выехать за габариты, но и показать левый поворот. Делается это левой рукой, вытянутой в сторону. Держать ее в этом положении следует на протяжении 2/3 длины «коридора»;

«Колейная доска» имитируется полосой на асфальте. Задача - не съехать с «доски» ни передним, ни задним колесом;

«Линия финиша» завершает фигуры. Перед этой линией тоже обозначен коридор, в пределах которого следует остановить мотоцикл. На этом последнем, казалось бы простом, упражнении сначала нужно показать левой рукой сигнал торможения (рука поднята вверх и чуть влево; если смотреть со спины, - показывающая на воображаемом циферблате на 11 ч.). Затем остановиться, «поймать» «нейтраль» и показать, что вы это сделали, подняв обе руки.

Для успешного проезда важно использовать правильные траектории захода на каждую фигуру. Типичная ошибка на «круге» - когда ученик направляется прямо ко входу в «круг». Здесь он должен повернуть почти на 90°, а места для этого нет. В итоге он либо сбивает входной ограничитель, либо заезжает за линию внутренней окружности. Чтобы избежать этого, маневр нужно делать, используя всю свободную часть площадки. В начале движения, как по «полукругу», так и по «восьмерке», ведите переднее колесо на расстоянии 10–15 см от наружной окружности. Это обеспечит максимально возможный радиус поворота без риска сбить ограничитель или выехать за линию разметки. Удерживать равновесие будет легче, так как скорость будет выше, а угол поворота руля и наклон мотоцикла уменьшатся.

Схема прохождения упражнения «Габаритная змейка»


а - правильная траектория прохождения «змейки»;
б - неправильная траектория;
в - наезд на ограничитель

Проезжая на мотоцикле «полукруг», «змейку» и «восьмерку», пробуксовывайте сцеплением, как при троганье. Полувыжатое сцепление нейтрализует всю вашу «грязную» работу «газом», смягчает ошибки, позволяет ехать плавно, без рывков, без опасности заглохнуть и поддерживать именно ту скорость, на которой вы лучше держите равновесие. Если почувствовали, что мотоцикл слишком разогнался, притормозите, буксующее сцепление поможет и здесь.

Схема прохождения упражнения «Габаритный полукруг»


а - правильный заход в круг;
б - неправильный заход в круг;
в - выезд за линию

На «змейке» по тем же соображениям старайтесь ехать, используя всю ширину ограничительного коридора. Чем прямее траектория «змейки», тем труднее будет проехать последние ограничители, не задев их.

Навыки, приобретенные на площадке-автодроме, важны и в повседневной езде. Во время обучения «змейке» и другим фигурам, приходится и наклонять мотоцикл и немного тормозить в повороте, вырабатывается координация угла наклона, скорости и траектории. Кроме того, приходит навык выравнивания мотоцикла, (т. е. приведение его в более вертикальное положение) при торможении в повороте.

Как показывает практика обучения в автошколах Нижнего Новгорода , самыми сложными считаются «полукруг», «восьмерка» и «змейка».


Учебник водителя мотоцикла >> На учебной площадке.

Вы уже научились пускать двигатель, уверенно трогаться и останавливаться. Настало время перейти к тому, что требуется на экзамене ГИБДД по вождению. То есть освоить фигурное вождение («фигурку») - набор упражнений на площадке для учебной езды с разметкой и специальным оборудованием (рис. 4.1).



Рис. 4.1. Упражнения для обучения вождению: а - габаритный коридор и габаритный полукруг;



Рис. 4.1. Упражнения для обучения вождению: б - габаритная восьмерка;



Рис. 4.1. Упражнения для обучения вождению: в - габаритная змейка, колейная доска и коридор для движения с малой скоростью

Навыки, приобретенные на площадке, важны и в повседневной езде. Во время обучения «змейке» и другим фигурам, приходится и наклонять мотоцикл и немного тормозить в повороте, вырабатывается координация угла наклона, скорости и траектории. Кроме того, приходит навык выравнивания мотоцикла, (т. е. приведение его в более вертикальное положение) при торможении в повороте.

    Набор упражнений включает выполнение отдельных фигур:
  • «колейная доска» имитируется полосой на асфальте. Задача - не съехать с «доски» ни передним, ни задним колесом;
  • «габаритный полукруг» обозначен разметкой по двум окружностям. На въезде (и, соответственно, на выезде) стоят два ограничителя. Нужно, не сбив их, проехать крут по часовой стрелке. Здесь, как и в других упражнениях, нельзя заезжать колесами (одним или обоими) на ограничительные линии;
  • «габаритная змейка» образована пятью точками (обычно используют старые автомобильные покрышки), расположенными посередине ограничительного коридора. При въезде на «змейку» первая точка должна остаться справа;
  • «габаритная восьмерка» состоит из двух кругов тех же размеров, что и «габаритный полукруг». Проходить «восьмерку» можно в любом направлении, все равно получится так, что один крут вы проедете по часовой стрелке, а другой - против. Выполнив это упражнение (и не сбив на входе и выходе ограничители), требуется на прямом участке разогнаться, чтобы включить 2-ю и 3-ю передачи, а затем перейти обратно на 1-ю;
  • «габаритный коридор» образован двумя рядами ограничителей. Проезжая по нему, нужно не только не выехать за габариты, но и показать левый поворот. Делается это левой рукой, вытянутой в сторону. Держать ее в этом положении следует на протяжении 2/3 длины «коридора»;
  • «линия финиша» завершает фигуры. Перед этой линией тоже обозначен коридор, в пределах которого следует остановить мотоцикл. На этом последнем, казалось бы простом, упражнении сначала нужно показать левой рукой сигнал торможения (рука поднята вверх и чуть влево; если смотреть со спины, - показывающая на воображаемом циферблате на 11 ч.). Затем остановиться, «поймать» «нейтраль» и показать, что вы это сделали, подняв обе руки.

Как показывает практика, самыми сложными считаются «полукрут», «восьмерка» и «змейка». Для успешного проезда важно использовать правильные траектории захода на каждую фигуру. Типичная ошибка на «круге» - когда ученик направляется прямо ко входу в «круг» (рис. 4.2). Здесь он должен повернуть почти на 90°, а места для этого нет. В итоге он либо сбивает входной ограничитель, либо заезжает за линию внутренней окружности. Чтобы избежать этого, маневр нужно делать, используя всю свободную часть площадки. В начале движения, как по «полукругу», так и по «восьмерке», ведите переднее колесо на расстоянии 10-15 см от наружной окружности. Это обеспечит максимально возможный радиус поворота без риска сбить ограничитель или выехать за линию разметки. Удерживать равновесие будет легче, так как скорость будет выше, а угол поворота руля и наклон мотоцикла уменьшатся. На «змейке» по тем же соображениям старайтесь ехать, используя всю ширину ограничительного коридора (рис. 4.3). Чем прямее траектория «змейки», тем труднее будет проехать последние ограничители, не задев их.




Рис. 4.2. Схема прохождения «габаритного полукруга»: а - правильный заход в круг; б - неправильный заход в круг; в - выезд за линию.



Рис. 4.3. Схема прохождения «габаритной змейки»: а - правильная траектория прохождения «змейки»; б - неправильная траектория; в - наезд на ограничитель.

Проезжая на мотоцикле «полукруг», «змейку» и «восьмерку», пробуксовывайте сцеплением, как при троганье. Полувыжатое сцепление нейтрализует всю вашу «грязную» работу «газом», смягчает ошибки, позволяет ехать плавно, без рывков, без опасности заглохнуть и поддерживать именно ту скорость, на которой вы лучше держите равновесие. Если почувствовали, что мотоцикл слишком разогнался, притормозите, буксующее сцепление поможет и здесь.

Ну вот уже потеплело и начали выползать первые смертники на сдачу на права категории А. Я уже говорил в предыдущей статье о теоретическом экзамене на права А-категории , что вам понадобится для подготовки. Теперь мы поговорим о сдаче непосредственно практической части, ибо она доставляет больше всего проблем начинающим (и не только начинающим) мотоциклистам. Сдать этот экзамен не просто даже тем, кто на мотоцикле не первый год. Никакие навыки езды на японцах вам не помогут.

Согласно требованиям, экзаменуемый должен выполнить следующие элементы (смотрите картинку):

  • движение по прямой с переключением передач с низших на высшие и наоборот (с 1-ой на 2-ую, со 2-ой на 1-ую);
  • выполнение поворотов и разворотов малого радиуса (габаритный «круг», «змейка», «восьмерка»). Расстояние между центрами кругов 5.5 м, диаметр внутреннего круга 4м, наружного 6м. Проехать надо один круг в правую сторону и два в левую;
  • управление на минимальной скорости, не опуская ног с подножки («колейная доска», белая немного приподнятая над асфальтом полоса шириной сантиметров 20);

Жуть, правда? Поэтому лучше или пригонять свой Минчик, или сдавать на ихнем. В правилах сдачи экзамена написано:

  • необходимо одеть и застегнуть шлем;
  • тронуться с места, немного разогнаться по прямой, переключиться на 2-ую передачу, притормозить, переключиться на 1-ую;
  • въехать на змейку (2 круга, обложенные высоким бордюром), проехать один круг в правую сторону и два в левую;
  • заехать на полосу и проехать ее по прямой на минимально возможной скорости;
  • остановиться в месте старта и поставить мотоцикл на нейтралку.

Практический экзамен прекращается с оценкой «не сдан», если экзаменуемый не выполнил элементы «колейная доска» (съехал с полосы или снял ноги с подножек) или «восьмерка» (коснулся земли/бордюра ногами/элементами мотоцикла), а также допустил две ошибки из нижеперечисленных:

  • заглушил двигатель при трогании с места;
  • при остановке с работающим двигателем не смог выключить передачу.

Во время сдачи экзамена нельзя

  • пользоваться сцеплением;
  • ехать, постоянно притормаживая.

Но всё это бумагомарательство! Теперь расскажу, что-же требуют они на самом деле. По сути, вы сдадите экзамен, если банально проедите восьмёрку, ибо на остальные элементы инструкторы в более чем половине случаев даже не смотрят. Переключаться на вторую передачу, как там написано, даже и не пытайтесь!!! Притормаживать можно (так же, как и пользоваться сцеплением), но как это делать я поясню чуть ниже.

По поводу помарок — главное не заглохнуть при старте второй раз подряд. На нейтраль мотоцикл вас никто и не попросит ставить: как правило, останавливаются, выжав сцепление, и инструктор (обычно там один принимает, второй, собственно, постоянно заводит мотоцикл. Не всегда второй даже из ГАИ, это может быть и просто инструктор ДОСААФ ) просто глушит мотоцикл и сам потом ставит его на нейтраль.

Вот это несложные, на первый взгляд, упражнения ставят в ступор даже опытных мотоциклистов. Начнем с того, что сдавать вы скорее всего будете именно на Минчике . Тут их целых три, а то и четыре. Если вы сдаёте на Семашко, то по средам там сдают группы ДОСААФ на своём Минчике, а он более-менее живой ещё. Сразу поясню, сцепление на нём сожжено до просто немогу. Ещё один Минчик — это тёмно-синий ГАИшников, но он вообще еле едет, и два пригоняют со Дворца Молодёжи. Сдавая на права в среду, у вас есть шанс попасть на Минчик ДОСААФ. В субботу сдача только на ГАИшном, или, за отдельную плату, можно договорится с ребятами со Дворца Молодёжи и сдать на их (кстати, они дают возможность предварительно подготовится на этих мотоциклах). Поэтому, при трогании, будьте внимательны: даже если вы уже почти выжали сцепление и оно держится у вас на самом кончике пальца НЕ ВЗДУМАЙТЕ ЕГО БРОСАТЬ!!! Оно как раз только-только начинает схватываться. Отсюда так часто глохнут при старте... Далее тронулись — поздравляю. Но теперь нюанс: в ДОСААФ-овском Минчике подкручены холостые хорошо, и он едет без газа. Если вы весите 50-60 кг или меньше, то он может поехать очень даже быстро. Если слишком быстро, то легонько (!!!) притормаживайте задним тормозом, но не сильно, чтобы он не заглох. Ни в коем случае не тормозите передним!!!

Подходим к восьмёрке — самый гадкий элемент. На автодроме на Семашко я бы вообще назвал это «Супер восьмёрка», потому что там такие ямы, что просто пи…ц! Если вы заранее не потренировались проходить этот элемент хотя бы на автостоянке, то вы не проедете. Тут есть куча нюансов.

Во-первых, сядьте как можно ближе к баку. С точки зрения обычное езды на мотоцикле — это не самый лучший совет, но в данной ситуации так будет лучше. И обнимите мотоцикл ногами как можно крепче (а то вдруг убежит!). Шучу, просто, чтобы у вас не было ни малейшего желания выставить ногу в процессе езды, т.к. это сразу пересдача! Лучше научитесь выправлять мотоцикл равновесием, ведь Минчик достаточно лёгкий и прощает это.

Во-вторых, ехать тихонько — не лучший вариант. В идеале, советую научится проходить поворот на скорости, заложив мотоцикл как можно сильнее. Фокус в том, что в таком положении мотоцикл управляется исключительно газом. Больше газа — едете по внешнему радиусу, меньше — приближаетесь к внутреннему. В итоге вы уже можете управлять мотоциклом куда увереннее и точнее. И ещё раз напоминаю, притормаживать только ЗАДНИМ тормозом (для тех, кто в танке, это педаль под правой ногой!) Про передний вообще забудте.

В-третьих, учитывайте, что переднее колесо заходит в поворот по дуге большего радиуса, чем заднее. В идеале, лично я сосредотачивался на том, чтобы колесо ехало по внешнему радиусу круга — таким образом траектория была идеальной. Если же вы сосредоточите внимание на внутреннем кругу, то будте уверены, что вы либо наедете колесом на бордюр (как видно на рисунке ниже), либо зацепите бордюр задним колесом. Поэтому, когда будете тренироваться, старайтесь смотреть на внешний круг (бордюр). Просто поверьте, что вашего взгляда будет достаточно, чтобы решить проблему! Не верите? Почитайте книгу Техника вождения мотоцикла, автора Код Кейт. Там очень хорошо разобрана психология мотоциклиста, и все так называемые ПИСы (приступы инстинктивного страха), которые зачастую противоречат конструкции и механике мотоцикла. Всё сразу встанет на места.

Этих трёх моментов более чем достаточно, чтобы вы удачно прошли восьмёрку. Я пролетел её как дурной, даже сам того не ожидая. Наверное, даже дышать в тот момент забыл.

Пройдя восьмёрку, вы практически сдали. Остаётся последний элемент — полоса шириной 20 см. Как правило, внимания на нее инструкторы не обращают, но есть и дотошные. В принципе, элемент лёгкий, но, тем не менее, и на нём заваливаются. Знаю я одного, который четыре раза пересдавал из-за этой полосы... Вот представьте, как обидно пройти идеально восьмёрку и навернуться тут! Опять же, есть две хитрости.

  1. Никто не требует вас ехать на минимальной скорости. Смело жмите на газ;
  2. Не смотрите под переднее колесо. Опять возвращаясь к вышеупомянутым ПИСам, если вы будете смотреть под колесо, постоянно контролируя и дрожа, чтобы оно не съехало с полоски — то я зуб даю, что съедете! Переключите внимание на конец полосы. Тогда вы просто по волшебству будете ехать идеально ровно по заданному взглядом направлению. Не верите? Проверьте!

Итак, вы добрались до финиша. Осторожно остановитесь, не задавите инструктора. Выжмите сцепление и позвольте инструктору заглушить мотор (ну или если вы вундеркинд, то попробуйте словить нейтраль сами. Когда словите, на приборной доске загорится зеленая лампочка).

По поводу попрактиковаться, то можно в двух местах. Либо Октябрьский ДОСААФ (ул. Семашко, 5) Либо во Дворце Молодёжи (Старовиленский тр-т, 41). Первое не советую — у них достаточно плотный график обычно, и хрен запишешься. Со вторыми куда проще (и дешевле ) договориться. Лично мне хватило 1 часа от души.

Ну, собственно, и все. Удачи при сдаче! Отписывайтесь о впечатлениях.

Понравилось? — Плюсани! или



Просмотров