Логичность речи. Причины нарушения точности речи

Логичность речи - это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления. Человек, который хочет научиться говорить и писать логично, должен прежде всего научиться логично мыслить. Необходимо воспитывать в себе строгую дисциплину мысли, не допускать в самом мышлении логических ошибок и просчетов.

Условия логичности - овладение логикой рассуждения, т.е. принципами правильного рассуждения, знание языковых средств, которые организуют правильную и логичную речь; сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым, так как в результате объединения несоотносимых понятий в пределах высказывания могут возникать логические ошибки. Так, неправильное словоупотребление часто приводит к алогизмам – сопоставление несопоставимых понятий.

Алогизм - тип логической (речевой) ошибки, состоит в нарушении логических связей в тексте, в логических разрывах, в бездоказательных, неправильных выводах. Алогизмы встречаются в устной и в письменной речи. Например: «Хочу выразить искреннюю благодарность декану. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом». Здесь соединены в один ряд несоотносимые понятия: располагающая внешность и профессиональный опыт. Или: «Лучшие люди у нас награждаются Доской почета

Важным условием создания логичной речи является правильный порядок слов. В синтаксической структуре предложения порядок слов определяет взаиморасположение компонентов словосочетания и общую организацию группы подлежащего и группы сказуемого. Нарушение порядка слов приводит к нарушению логической последовательности изложения, к неясности смысловых акцентов в нем. Вот пример неудачного словорасположения в предложении: «Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются » вместо «На базы отдыха дети без путевок не принимаются ».

Логические ошибки в речи, возникающие вследствие неправильного словоупотребления, - большое зло: они не только порождают неясность высказывания, искажают его смысл, но и ведут к абсурдности, неуместному комизму речи.

? Как выпонимаете смысл выражения« воспитывать в себе строгую дисциплину мысли »? Что такое алогизм? Когда возникают логические ошибки - алогизмы? К чему приводит нарушение порядка слов?

2. Найдите нарушения логики изложения в предложениях. К чему приводит нарушение логической связи?

1)Моя специальность и жизнь проходили в атмосфере дружбы и понимания.
2)Выражаем искреннюю благодарность врачу 12- ой городской больницы Абдрахимовой М.З. Она всегда вежлива, имеет приятную внешность и большой стаж работы. 3)Плохо, когда во всех кинотеатрах демонстрируется одно и то же название фильма. 4) Без путевок и направлений желающие на все базы отдыха не принимаются. 5) Данный лекарственный препарат противопоставлен детям дошкольного возраста.

3. Прочитайте лингвистический текст. Составьте сиквейн к ключевому слову.

Ударениеэто выделениеодного из слогов фонетическими средствами: силой произнесения, повышением тона, долготой гласного. В русском языке ударение может падать на разные слоги слова: на первый (оп-ти-ка ), на второй (ап-те-ка ), на третий (фар- ма-цевт ), на четвертый (фар-ма-цев-ти-чес-кий ) и т.д. Такое ударение называется свободным или разноместным. Подвижное ударение при изменении слова, склонении, спряжении, может переходить с одного слога на другой. Сравните: трава – трав, написать -напишет. Некоторые слова русского языка могут иметь ударение на разных слогах, и это не противоречит нормам произношения, т.е. возможны варианты, например: творог творог .

4. Прочитайте слова, обращая внимание на произношение согласного перед е . Выпишите существительные, используемые в сфере медицины, и поставьте в них ударение.
Твердое произношение: альтернатива, анестезия, бактерия, бартер, фармацевт, велотрек, вундеркинд, генетика, детектив, идентичный, фармацевтический, индекс, сонет, турне, мотель, тоннель, тезис, эстетика, экстрасенс, рейтинг, тент, термос, сервис, компьютер, артерия.
Мягкое произношение: аптека, берет, гейзер, дебют, демагог, фен, дефект, кредит, фреска, фанера, шинель, ортопед, маркетинг, кейс, дисплей, дезинфекция, дезодорант, меценат, текст, ассамблея,трахея.
5. Произнесите слова с твердыми и мягкими согласными перед е . В 1-й ряд запишите слова с твердыми согласными перед е , во 2-й ряд – слова с мягкими согласными перед е .
Декан, ректор, бутерброд, кабаре, консенсус, бифштекс, бассейн, бизнесмен,спортсмен, каре, мулине, кегли, кемпинг, панель, пенсне, пропеллер, портмоне, буриме, кафе, теннис, термос, фермент, темп, стресс, декадент, менеджер, компетенция, Диснейленд, декада, декольте, демарш, депо, дефолт, брудершафт, декан, сессия, ретро, кредо, террорист, бестселлер.
6. Произнесите правильно аббревиатуры и расшифруйте их. Составьте с любыми из них распространенные предложения.
РК, МОН РК, Минздрав, КазНМУ, МЧС, СНГ, КНР, США, КТК, АЗС.
7. Прочитайте выразительно текст. Соответствует ли название содержанию текста? Если да, то почему?

Врач – профессия особая

Как важно воспитать в будущем враче чувство нового, вкус к нему, жажду к постоянному пополнению знаний. Нередко бывает так, что ученик превосходил своего учителя, успевал сделать больше в науке. И скорее всего, так и должно быть! Пусть ученик пойдет дальше учителя – к этому надо стремиться. Иначе трудно рассчитывать на успех в развитии науки.

Древние говорили: «Ученик – это сосуд, который надо наполнить, и факел, который надо зажечь». Бывает, что именно в трудах учеников по-настоящему раскрывается все величие и значение подвига учителя, которому при жизни не удалось добиться признания выдвинутой гипотезы, внедрить в практику разработанный метод диагностики или лечения.

Задача врача не только лечить болезни, сколько предупреждать их и учить беречь свое здоровье. Эти вещие слова давно вошли в моральный кодекс врача. Предупреждение заболеваний, профилактика стали ведущим принципом нашей медицины.

Самопожертвование, благородство, гуманизм, бескомпромиссность в выполнении общественного долга – норма поведения наших врачей. «Профессия врача – подвиг, - писал А.П.Чехов – Она требует самопожертвования, чистоты души и высоты помыслов. Не всякий способен на это».

Как эстафету, передавали ученые опыт и знания следующему поколению, прививали ему любовь к науке, преданность своему врачебному долгу. С давних пор студенты-медики, выходя из стен вуза, дают клятву верности своему врачебному долгу. Выпускники медуниверситетов торжественно обещают честно и добросовестно трудиться в области охраны народного здоровья:

Продолжать изучение медицины и всеми силами содействовать ее процветанию, в необходимых случаях обращаться за советом и помощью к своим учителям и коллегам;

Любить больных, проявлять к ним чуткое и заботливое отношение, не применять медицинские знания во вред здоровью человека;

Не разглашать сведения, доверяемые врачу больными;

Всегда помнить о своем врачебном долге, о высокой ответственности.

И эту клятву медицинские работники проносят через всю жизнь.

По-разному сложится жизнь молодых специалистов. Одни посвятят ее лечению больных, другие – науке, третьи придут на смену тем, кто когда-то приобщал их к великому искусству врачевания, станут преподавателями. Их ждут напряженный труд, успехи, трудности, победа над тяжелым недугом, над смертью, спасение жизни больных, шаг вперед к науке и высшая радость – радость призвания, творческого труда в системе здравоохранения.

8. Выпишите из текста «Врач- профессия особая» цитаты. Объясните их смысл.

9. Составьте и запишитетематическую группу словосочетаний, характеризующих обязанности врача.

10. Выпишитеиз текста «Врач- профессия особая» сложные слова. Обозначьте морфемы и поставьте ударение.

11. Найдитев тексте «Врач- профессия особая»заимствованные слова, произнесите их. Выпишите, поставив в них ударение.

12. Проведите вопросно-ответную беседу по тексту «Врач- профессия особая», соблюдая орфоэпические, акцентологические и лексические нормы русского литературного языка, учитывая правильный порядок построения повествовательных и вопросительных предложений.

13. Прочитайте про себя данный текст. Найдите в нем ошибки и еще раз прочитайте вслух текст без речевых ошибок. Как вы думаете, кто автор данного высказывания. Сформулируйте основную мысль текста.

Общаясь, человек должен показывать уважение своему собеседнику. Вежливость – это, конечно, очень даже хорошо, но не во всех обществах это качество приемлемо. Я, разумеется, не хочу сказать, что я грубая и неотесанная невежда, начисто лишенная этических и моральных принципов.
Я хочу показать свой речевой портрет. Мне всегда сложно давать оценку и анализировать себя. Богатство и разнообразие речи являются основополагающими критериями для более эффективного общения. Моя речь не отличается богатством, но шансы на ее преобразование велики с помощью учебной литературы. Если соблюдать все правила, как я, то успех в разговоре у тебя обеспечен.
Во время беседы я обычно принимаю активное участие. Во-первых, успех разговора зависит от того, с кем я разговариваю. Конечно, я предпочитаю говорить, чем слушать, но не всегда. А особенно очень трудно говорить одному перед большой аудиторией. Я начинаю часто сбиваться, нервничать. Это происходит во многом из-за того, что большинство именно не умеет слушать говорящего. Наверное, я не один такой, а так выходит у каждого человека.
Конечно, в моей речи иногда, но встречаются отрицательные качества. И я постараюсь, чтобы было так, чтобы они исчезли из моей речи. Я практически не употребляю грубых слов и выражений, благодаря тому, как меня учили в школе. Неодобрительные слова и просторечные употребляю тоже крайне редко. Я непримирим с теми, кто допускает в своей речи грубые слова и выражения.
Конечно, лучше бы большинству из нас следовало бы поучиться речевому этикету. Я стараюсь приложить максимум усилий к тому, чтобы избавиться от всех своих отрицательных качеств в своей речи.

14. Выберите нужную форму причастия.
1)Проблема, (обсуждающаяся, обсуждаемая, обсуждавшаяся) сегодня в узком кругу специалистов, имеет большое значение для развития современной медицины. 2) (Проводимая, проведенная) накануне экскурсия дала нам возможность еще раз побывать в этом древнем монастыре. 3) Заводы, (построившиеся, построенные) на берегах небольших рек, заложили основы черной металлургии Урала. 4) Компьютеры, (выпускающиеся, выпускаемые, выпущенные) фирмой «Майкрософт», надежны в эксплуатации и долговечны. 5) Открытие в области генетики, (совершенное, совершаемое, совершившееся) русскими учеными, дало новый импульс в развитии генной инженерии.

15. Исправьте ошибки, связанные с употреблением предлогов.
1)Путь героя усеян не только победами, а также поражениями. 2) Благодаря сильному пожару, бушевавшему в Калифорнии почти неделю, многие реликтовые леса сгорели. 3) Некоторые участники выставки приехали с самых отдаленных районов. 4) Не столько промышленные центры Урала, как красота и уникальность его природы создают предпосылки для развития экологического туризма.

16. Найдите алогизмы в предложениях и исправьте их.

1)Банкиры понимают о необходимости помочь и стимулировать развивающимся предприятиям. 2) Тихо затаив дыхание, студенты слушали рассказ врача. 3) Компьютеризация оказывает большое влияние на повышение культурности людей. 4)Несмотря на успехи нашей студенческой группы, никто не торопится петь нам фимиам. 5)Скрипя сердцем он согласился на мое предложение сходить в музей. 6) Отъезжающие громко смеются и махают нам руками. 7)У обоих студенток сессия закончилась в январе. 8) Фруктовый салат из ананас, апельсинов и грейпфрут – самое полезное лакомство. 9) Благодаря интенсивной терапии состояние здоровья больного ухудшилось.

17. Подготовьтесь к дискуссии: «Почему непрофессионализм врача может привести к трагедии?»

Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

- наука о законах мышления и его формах

Тип логической ошибки, которая заключается в нарушении логических связей в тексте

Выделениеодного из слогов фонетическими средствами: силой произнесения, повышением тона, долготой гласного

Ударение, которое может падать на разные слоги слова

☼ ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Почему существуют разные цвета кожи?

Цвет кожи зависит от окружающей среды. Так, в богатых солнцем районах необходима темная кожа как защита от вредных ультрафиолетовых лучей. Светлокожие люди в Северной Европе, где мало солнца, не нуждаются в такой защите. Правда, ультрафиолетовое излучение необходимо для образования витамина D, который требуется телу для формирования костей. Это означает, что чем темнее кожа, тем меньше света может в нее проникнуть и тем меньше образуется витамина D. Таким образом, в районах, где мало солнечного света, темная кожа была бы скорее вредна для здоровья.

Пациент:
- Доктор...

Врач:
- Помолчите, я вас слушаю...

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

СРСП

1. Прочитайте выразительно текст и выполните задания 1-13.

Большая часть лекар­ственных средств принадлежит к растительному миру. Сообразно с делением тела на три пояса, головки и верхние части растений употребляются при болезнях верхнего пояса, стебли растений - при болезнях среднего, а корни – при болезнях нижнего пояса; ветви растений употребляются при болезнях конечностей, кора - при болезнях мышц и кожи, сердцевина - при болезнях внутренностей.

Организм человека представляется в китайской медицине как единое целое, гармонично вплетенное в суть мира. Все органы взаимодействуют между собой, являются частью целого и работают в гармонии и согласии. Таким образом, необходимо лечить человека в целом, а не часть его.

Особой известностью пользуется корень женьшеня . На вкус он слегка горько-кислый, его вываривают до консистенции кашицы, прозрачной на вид со слегка красноватым и желтоватым оттенком . В Китае есть много препаратов женьшеня; употребляется он утром и вечером вместе с чаем и супом. Китайцы называют его "чудом мира", "даром бессмертия".О нем написаны целые тома; по мнению китайцев , он восстанавливает изнуренные силы,старым возвращает юность и вообще служит самым верным укрепляющим средством .

К традиционным методам китайской медицины относится иглоукалывание (аккупунктура), дыхательные упражнения, различные прижигания, массаж, мануальная терапия и многие другие методы . Как бы ни была богата своим разнообразием китайская медицина, но все ее методы направлены на развитие гармонии человека, сохранения внутренней энергии (энергии ци), слияния духовного и материального и установление равновесного баланса.

2. Укажите количество абзацев в тексте. Запишите ключевые слова каждого абзаца. Сформулируйте основную мысль текста.

3. Как бы вы озаглавили текст? Предложите свой вариант заголовка.

4. Выпишите из 1-го абзаца 1-ое предложение. Найдите прилагательное, в котором возможны два варианта постановки ударения. На каком слоге нужно поставить ударение: на 1-м или 2-м?Переведите данное слово на родной язык.

5. Выпишите выделенные слова в начальной форме, поставьте ударение. Прочитайте данные слова, обращая внимание на произношение согласного перед е .

6. Найдите в 1-м предложении 2-го абзаца глагол-пароним. Какая ошибка может быть допущена в его употреблении? С каким глаголом его нельзя смешивать?

7. Найдите в 3-м абзаце выразительные средства. Для чего они использованы?

8. Выпишите из текста термины-слова и терминосочетания. Объясните их значение. Укажите главное и зависимое слова в словосочетаниях, обозначьте окончания.

9. Выпишите из 4-го абзаца сложные слова и поставьте ударение. Как они образованы? Сделайте морфемный разбор.

10. Объясните устно расстановку запятых в последнем предложении текста. С какой интонацией нужно читать это предложение? Почему?

11. Найдитев тексте предложения с вводными словами, указывающими: на а)связь мыслей, последовательность изложения и б) на источник сообщаемого. Прочитайте данные предложения с соответствующей интонацией.

12. Составьте любой вид плана (вопросный, назывной, тезисный) к данному тексту и запишите.

13. Подготовьте краткий пересказ прочитанного текста по составленному плану.

СРС : Составьте глоссарий по специальности.

1. Произнесите скороговорки сначала медленно, затем убыстряя темп. Обратите внимание на произношение согласных.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Два щенка щекой к щеке щиплют щетку в уголке. На дворе - трава, на траве – дрова. От топота копыт пыль по полю летит. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон. Осип охрип, Архип осип. Около кола колокола, около ворот коловорот.

2. Поставьте глаголы в прошедшем времени и укажите ударение.
О б р а з е ц: взять - взял, взялА, взЯло, взЯли.
Спать, ждать, гнать, врать, жить, плыть, рвать, звать, лгать, забраться.
О б р а з е ц: отбыть – Отбыл, отбылА, Отбыло, Отбыли.
Побыть, задать, отдать, предать, продать, дожить, занять, принять, поднять, начать.

3. Поставьте ударение в глаголах. Составьте словосочетания с теми глаголами, которые используются в сфере медицины.
Включит, звонят,звонишь, заиндеветь, закупорить, запломбировать, исчерпать, маркировать, нормировать, облегчить, откупорить, плесневеть, предвосхитить, премировать, пригубить, принудить, уведомить, удить, ходатайствовать.
4. Образуйте краткие прилагательные и поставьте ударение.

О б р а з е ц: резкий – рЕзок, резкА, рЕзко, рЕзки.
Короткий, краткий, длинный, долгий, мелкий, ровный, ясный, яркий, мелкий, резкий, редкий, важный, правый.
О б р а з е ц: больной – бОлен, больнА, больнО, больнЫ.
Высокий, глубокий, грешный, далекий, легкий, малый, равный, смешной, широкий.

5. Образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода. Поставьте ударение во всех формах.. Обратите внимание на ударение в полной форме причастия.

Использованный, откупоренный, поставленный, уточненный, примененный, назначенный, налаженный, подверженный, противопоказанный, взвешенный, отпущенный, разфасованный, распределенный, составленный.

6. Произнесите слова, соблюдая норму.Укажите слова, где возможно двоякое произношение. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.
Конечно, копеечный, гречневый, нарочно, сердечный, яичница, пустячный, скворечник, молочный, булочная, подсолнечный, горничная, скучно, будничный, молочница, прачечная, полуночный, сливочный, нечто, чтобы, горчичник, порядочный, перечница, двоечник, отличник, помощник, шапочный, Ильинична, Кузьминична, Никитична.

7. Произнесите слова и укажите разницу в написании и произношении. Продолжите ряд своими примерами.
Властный, безучастный, праздник, счастливый, здравствовать, сверстник, бездна, окрестный, припоздниться, постный, проездной, жалостливый.

8. На основе материала практической части занятия вставьте вместо точек:

Логичность речи – это соответствие речи …

Уместность речи – это подбор и организация языковых средств, отвечающих … общения.
Алогизм – тип …. ошибки, состоит в нарушении логических связей в тексте, в логических разрывах, в бездоказательных, неправильных выводах.

Ключи: 1 – способен; 2 – бойче; 3 – бессмыслен.

1. Отметьте ряд, в котором нет ошибок в образовании формы слова.

1) этот рисунок красивше;

2) более лучше;

3) наилучшим образом;

4) едьте быстрее.

2. Образуйте степени сравнения от прилагательных: высокий , печальный , мелкий , тихий .

3) Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Образуйте от них формы составной сравнительной и превосходной степени.

А Иван им стал кричать:

«Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы...,

Да Иван-то вас...:

Он у вас коней не крал!»

Примерные темы проектов / докладов: Язык СМИ, речь современного носителя языка (разных социальных групп).

Занятие № 4.

    Тема: «Нормы использования глагольных форм»

    Формы работы:

Причины вариантности в формах глагола; трудные случаи изобилующих и недостаточных форм глагола; синонимия повелительной формы глагола; колебание видовременных форм глагола.

1. Оба глагола не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени в ряду

1) переубедить, полоскать;

2) чудесить, угораздить;

3) сиживать, рыскать;

4) служить, хлестать.

2. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени

1) дудеть, мыслить;

2) переубедить, писать;

3) смутить, идти;

4) очутиться, дерзить.

3. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени

1) убедить, принести;

2) победить, уходить;

3) ощутить, беречь;

4) пылесосить, чудить.

Ключи: 1-2; 2-4; 3-4.

    Самоконтроль по ситуационным задачам. Ситуационные задачи по теме.

Найдите ошибки, исправьте их.

    Молодые специалисты направляются на практику.

    Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник.

    Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.

    Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

    Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции [поставьте слово в нужной форме].

    Перечень практических умений по изучаемой теме.

– уметь применять нормы на практике;

– уметь исправлять контексты с ошибочным употреблением форм слов.

Занятие № 5.

    Тема: « Качества «хорошей» речи. Точность речи и ее нарушения. Смысловая точность речи»

    Формы работы:

– Подготовка к практическим занятиям.

– Подготовка материалов по НИРС.

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия: Точность речи; фактическая точность; понятийная точность; нарушение точности речи;

    Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументированно оформлять выражаемое содержание?

1) точность речи;

2) выразительность речи;

3) уместность речи;

4) логичность речи.

2. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?

1) точность речи;

2) выразительность речи;

3) уместность речи;

4) логичность речи.

3. Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?

1) богатство речи;

2) чистота речи;

3) уместность речи;

4) выразительность речи.

4. Что относится к паралингвистическим средствам выразительности?

2) фонетическое благозвучие;

3) использование стилистических фигур;

4) мимика, жесты, пантомима.

Ключи: 1-4; 2-1; 3-2; 4-4.

    Самоконтроль по ситуационным задачам. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Деловая игра “Хозяйка гостиницы”.

2. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание, мотивируйте свой выбор.

1. На месте небольшого завода … (возведен, построен, создан ) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть … (построена, смонтирована, создана, установлена ) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в сентябре фермер стал … (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать ) зелёный лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила … (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить ) конструкцию двух … (больших, крупных, мощных, огромных ) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в... (прошедшем, минувшем, прошлом ) году производство наладилось. Уже... (выпущено, изготовлено, произведено, сделано ) 867 кв. метров … (продукции, ковров и дорожек, ковровых изделий ).

    Перечень практических умений по изучаемой теме.

– уметь находить в текстах ошибки в смысловой точности употребления слов;

– уметь исправлять контексты с ошибочным употреблением слов.

Занятие № 6.

1. Тема: «Логичность речи. Основные законы логики»

2. Формы работы:

– Подготовка к практическим занятиям.

– Подготовка материалов по НИРС.

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия : логичность речи; основные законы логики; соответствие речи законам логики; нарушение логики повествования;

3. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

1. К чему может привести нарушение порядка слов?

1) к двусмысленности, искажению смысла;

2) к нарушению стилистической сочетаемости;

3) к нарушению лексической сочетаемости;

4) к нарушению грамматической сочетаемости.

2. К чему может привести перечисление в одном ряду неоднородных понятий?

3) к нарушению точности речи;

4) к нарушению чистоты речи.

3. К чему может привести частое употребление не к месту какого-либо слова?

1) к нарушению логичности речи;

2) к нарушению уместности речи;

3) к нарушению точности речи;

4) к нарушению чистоты речи.

4. Назовите причину возникновения речевой ошибки в характеристике, данной студенту куратором: У студента голова варит, но он, к сожалению, не использует свой потенциал полностью .

1) нарушение сочетаемости слов;

2) нарушение порядка слов;

3) нарушение стиля;

4) употребление фразеологизма в несвойственном ему значении.

ПОРЯДОК СЛОВ, линейная последовательность слов и словосочетаний в выражении естественного языка, а также закономерности, характеризующие такую последовательность в каком-либо конкретном языке. Чаще всего говорят о порядке слов в предложении, однако порядок слов внутри словосочетаний и сочинительных конструкций тоже обладает своими закономерностями. Расположение слов, связанных друг с другом грамматически или по смыслу, в виде цепочки – необходимое следствие линейного характера человеческой речи. Однако грамматическая структура очень сложна и не может быть целиком выражена отношением линейного следования. Поэтому порядок слов выражает лишь часть грамматических значений; другие выражаются с помощью морфологических категорий, служебных слов или интонации. Нарушение правил порядка слов приводит или к изменению смысла, или к грамматической неправильности языкового выражения.

Один и тот же основной смысл может выражаться с помощью разных порядков слов, причем изменение порядка может выражать актуализацию, т.е. указывать на те компоненты значения, которые наиболее тесно связаны с отношениями говорящего и слушающего. В английском языке, например, перестановка личной формы сказуемого левее подлежащего передает значение вопроса: He is intelligent "Он умен", но Is he intelligent ? "Умен ли он?". В русском языке порядок слов является одним из средств выражения так называемого актуального членения предложения, т.е. его деления на тему (исходный пункт сообщения) и рему (сообщаемое), ср. [Отец пришел ] тема [в пять часов ] рема и [В пять часов ] тема [пришел отец ] рема. Применительно к предложению часто различают прямой порядок слов и обратный (или инвертированный) порядок слов, возникающий при особых условиях, обычно при выражении актуализации.

О некотором языке говорят, что в нем имеется жесткий, или фиксированный порядок слов, если линейное расположение слов выражает синтаксические отношения между членами предложения. Например, в простом утвердительном предложении романских и германских языков подлежащее обязательно предшествует сказуемому, а в литературном русском языке определение, выраженное относительным придаточным, обязано непосредственно следовать за определяемым существительным. Если линейный порядок в такой функции не используется, то говорят, что в языке имеется свободный (или нежесткий) порядок слов. В таких языках линейный порядок обычно выражает категории актуального членения или сходные коммуникативные значения (данное и новое, контрастивность и т.п., ср. А Иванов у начальника и А у начальника Иванов ). Порядок слов может быть свободным для синтаксических групп слов, но жестким для слов внутри групп (к этому типу приближается, например, русский язык); примеры языков, имеющих жесткий порядок и для слов внутри групп, и для групп внутри предложения – английский, французский и китайский. В языках со свободным порядком слов нередки случаи, когда компоненты синтаксических групп разъединяются другими словами (например, теплое пьет молоко ). В языках с жестким порядком такое возможно лишь в особых случаях, например при выражении вопроса, ср. англ. Who is he speaking to ? "С кем он говорит?", когда разъединяется группа дополнения.

Реально как абсолютно жесткий, так и абсолютно свободный порядок слов встречаются редко (из хорошо известных языков в качестве примера последнего часто рассматривают порядок слов в латинском языке). Даже в языках со свободным порядком слов обычно постулируется существование некоторого нейтрального (объективного) порядка слов и отклонений от него; с другой стороны, и в таком, например, языке с жестким порядком слов, как английский, имеется достаточно много случаев инверсии, обусловленной неграмматическими факторами (например, факультативная постановка подлежащего после сказуемого в повествованиях и репортажах или после открывающих предложение наречий времени: «Let"s go », suggested John «„Давайте пойдем", – предложил Джон», On a hill stood a great castle «На холме стоял величественный зáмок»).

Жесткий порядок слов непосредственно отражает синтаксическую структуру предложения (подлежащее – дополнение – сказуемое; определение – определяемое; предлог – управляемая им группа существительного и т.д.). Поэтому языки со свободным порядком и синтаксических групп, и слов, например некоторые австралийские, считаются не обладающими синтаксической структурой в традиционном смысле слова. Нарушения жесткого порядка слов, как правило, неприемлемы для носителей языка, так как образуют грамматически неправильные последовательности; нарушения правил свободного порядка слов вызывают скорее впечатление «неуместности», т.е. несоответствия данного порядка слов принятому порядку изложения или ситуации речи.

Как показали М.Драйер и Дж.Хокинс, в отношении порядка слов языки мира делятся на два типа, примерно равных по количеству языков, которыми они представлены: левоветвящиеся и правоветвящиеся. В правоветвящихся языках зависимая группа слов обычно следует за главным словом (вершиной): дополнение – за глаголом-сказуемым (пишет письмо ), группа несогласованного определения – за определяемым существительным (дом моего отца ); подчинительный союз стоит в начале придаточного предложения (что он пришел ); именная часть сказуемого обычно следует за связкой (был хорошим сыном ); придаточное изъяснительное – за главным глаголом (хочу , чтобы он ушел ); синтаксически сложное обстоятельство – за глаголом-сказуемым (вернулся в семь часов ); эталон сравнения – за прилагательным в сравнительной степени (сильней , чем он ); вспомогательный глагол предшествует полнозначному (был разрушен ); используются предложные конструкции (на картине ). К правоветвящимся языкам относятся, например, славянские, германские, романские, семитские, австронезийские и др. В левоветвящихся языках зависимая группа предшествует главному слову: там налицо послеложные конструкции (типа редких в русском выражений корысти ради ) и обычно наблюдается противоположный правоветвящимся порядок слов во всех перечисленных типах групп, напр. письмо пишет , моего отца дом , он пришел что , хорошим сыном был и т.д. К левоветвящимся языкам относятся алтайские, многие индоиранские, кавказские и др. В обоих типах языков порядок прилагательного, числительного или указательного местоимения относительно определяемого существительного не имеет значения. Известны и некоторые языки, не поддающиеся определению в указанных терминах, например китайский.

Широко известна также классификация Дж.Гринберга, которая включает деление языков по следующим параметрам: 1) позиция глагола-сказуемого – в начале, середине или конце предложения; 2) позиция прилагательного до или после существительного; и 3) преобладание в языке предлогов или послелогов. Эти признаки не являются полностью независимыми: так, начальное положение глагола влечет преобладание в языке предлогов, а конечное положение глагола – послелогов. Предложенные Гринбергом краткие формулы для описания порядка слов в предложении (типа SOV, SVO и т.п.) активно используются в лингвистической литературе; в русскоязычной иногда в переводе, т.е. П(одлежащее) – Д(ополнение) – С(казуемое) и т.п.

Известны и другие закономерности порядка слов, которые прослеживаются во всех или в большинстве языков. В сочинительных конструкциях порядок слов отображает последовательность событий (нарезал и пожарил ; пожарил и нарезал ) или какую-либо иерархию предметов (мужчины и женщины , президент и премьер-министр ); тема сообщения обычно располагается в начале предложения (в конце она оказывается обычно при особых условиях, например в русском языке при специальной интонации в предложениях с так называемой «экспрессивной инверсией», ср. В лесу было страшно и Страшно было в лесу ); к началу предложения тяготеют также выражения условия (Приди он вовремя ...). Во многих языках наблюдается неразделимость глагола-сказуемого и его дополнения (ср. в английском He studies physics in Cambridge "Он изучает физику в Кембридже" при грамматически неправильном *He studies in Cambridge physics ); в большинстве языков наблюдается тенденция к тому, чтобы подлежащее предшествовало дополнению; клитики (т.е. слова, лишенные собственного ударения) часто располагаются либо после первого ударного слова, либо при глаголе-сказуемом.

Особое внимание следует обратить на многочисленные стилистические ошибки: повторы, неправильное словоупотребление, тавтологию, неудачное построение предложения и др.

Тавтология
Излишние повторы тождественных по смыслу однокоренных слов ведут к нарушению логики высказывания:
Форма оформления документа (форма документа); привлечь ответчика к ответственности (привлечь предприятие к ответственности); несоразмерность размера начисленных процентов (несоразмерность начисленных процентов); налогообложение налогом (обложение налогом, взимание налога); инвестиционный проект по проектированию и строительству (инвестирование проектирования и строительства); изготовление готовой продукции (изготовление продукции); следовательно, из материалов дела следует (таким образом, из материалов дела следует); индексация заработной платы на индекс повышения цен (индексация с учетом, с применением индекса повышения цен).
Неправильное употребление слов
Указанные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от уплаты (правильно — оплаты) услуг.
Уплатить (правильно — оплатить) счет; оплата (правильно — выплата) денежной суммы.
На приведенных примерах становятся наглядными особенности словообразования, когда с помощью новой приставки создается новое по значению слово. Следует различать по смыслу: оплатить (аренду, работу, услуги) — отдать деньги за что-либо;
уплатить (сумму, пени, налог, госпошлину) — внести плату в возмещение чего-либо;
выплатить (гонорар, аванс) — выдать плату за что-либо, кому-либо;
заплатить — по счету, за что-то (за товар).
Помимо неправильного употребления слов (не согласно понятию, а согласно определению) в предложении имеется и другая распространенная ошибка.
Придаточное предложение с союзом КОТОРЫЙ должно стоять непосредственно после того слова, к которому относится (не счета, согласно которому, а определение, согласно которому), поэтому в данном случае целесообразно разбить сложное предложение на два простых:
В 6 пункте 2 статьи 11 НК РФ содержится определение понятия «счет». Согласно данному определению...
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам, а представитель ответчика просил оставить их в силе, указывая на законность и обоснованность решения суда.
Смысл предложения полностью искажен: представитель просил оставить доводы жалобы в силе... Следует с особой внимательностью относиться к построению сложных предложений с деепричастными и другими оборотами. Автор текста имел в виду оставить решение в силе:
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам, а представитель ответчика, указывая на законность и обоснованность судебного решения, просил оставить его в силе.
Поддержала также иск Иванова О. П. об определении порядка общения с детьми, считая его оптимальным, соблюдающим права и интересы детей.
Порядок не может соблюдать или не соблюдать права, так как это существительное неодушевленное. Помимо прочего, автор неоправданно применил обратный порядок слов, что также привело к нарушению смысловых связей.
Возможный вариант:
Иванова О. П. также поддержала иск об определении порядка общения с детьми. По ее мнению, такой порядок является оптимальным и отвечает интересам детей.
В противном случае дополнительные отпуска не достигают своего значения, и смысл предоставления дополнительного отпуска утрачивается.
Следует различать понятия не имеет значения (смысла) и не достигает цели.
Возможный вариант:
В противном случае предоставление дополнительного отпуска не имеет смысла.
Изложенное позволяет суду прийти к выводу о возможности исправления Петрова И. П. без изоляции от общества с назначением наказания в виде исправительных работ.
Один из возможных вариантов: На основании изложенного суд пришел к выводу о возможности исправления Петрова И. П. без изоляции от общества и о назначении наказания в виде исправительных работ.

Повторы
Истец полагает, что суд, исследовав материалы дела, правомерно установил, что размер задолженности составляет 200 000 рублей.
В данном предложении мы имеем дело не только с повтором подчинительного союза что, соединяющего части сложного предложения, но и, как следствие, с неудачной синтаксической конструкцией, которую легко исправить:
По мнению истца, суд, исследовав материалы дела, правомерно установил размер задолженности, который составляет 200 000 рублей.
В письме на имя председателя прямо указана просьба дать указание на оформление договоров на вышеназванных лиц.
Один из приемлемых вариантов :
В письме, адресованном председателю, прямо высказана просьба дать указание оформить договоры на выше названных лиц.
В рассматриваемых договорах названные лица не названы в качестве сторон.
Вариант:
В рассматриваемых договорах упомянутые (указанные) лица не названы в качестве сторон. Пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренных статьей 171 НК РФ, не позднее трех месяцев со дня представления налоговой декларации... и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Вариант:
Пунктом 4 статьи 176 НК РФ установлено право налогоплательщика на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренных статьей 171 НК РФ, не позднее трех месяцев со дня представления налоговой декларации... и документов, перечисленных в статье 165 Кодекса.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством подоходного налога... уплатой стоимости патента...
Слово установленного употребляется второй раз в связи с тем, что автор стремился как можно полнее воспроизвести текст закона. Поэтому целесообразно заменить это слово там, где оно встречается впервые:
Пунктом 3 данной статьи определено...
В силу пункта 3 данной статьи...
Согласно пункту 3 данной статьи...
Предприятие заявило ходатайство об изменении предмета иска и просило обязать ИМНС зачесть предприятию НДС за декабрь.
Если слово предприятию не употреблять в конце предложения, смысл не изменится:
Предприятие заявило ходатайство об изменении предмета иска и просило обязать ИМНС зачесть НДС за декабрь.
Повторы слов нежелательны в пределах не только предложения, но и абзаца. Исключениями являются ключевые слова, от которых напрямую зависит смысл высказывания.
Данная задержка вынудила истца обратиться к услугам ломбарда, в связи с чем просил также взыскать причиненные убытки. Заявил также требования о взыскании процентов.

Возможный вариант:
Данная задержка вынудила истца обратиться к услугам ломбарда, в связи с чем он просил также взыскать соответствующие убытки. Кроме того, Петров И.П. заявил требование о взыскании процентов.Суд обоснованно отказал ИМНС в удовлетворении иска о взыскании штрафа за совершение административного правонарушения. В нарушение требований КоАП РСФСР в акте проверки отсутствует отметка о разъяснении ответчику его прав и обязанностей. Указанные нарушения свидетельствуют о том, что истцом при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении была нарушена процедура привлечения к ответственности, что повлекло нарушение прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Многочисленные повторы однокоренных слов в пределах абзаца и отдельного предложения затрудняют восприятие текста. Поскольку словосочетание административное правонарушение относится к юридическим терминам, следует искать варианты замены других слов, а также перестроить последнее предложение:
Суд обоснованно отказал ИМНС в удовлетворении иска о взыскании штрафа за совершение административного правонарушения. Вопреки требованиям КоАП РСФСР в акте проверки отсутствует отметка о разъяснении ответчику его прав и обязанностей. Несоблюдение истцом при рассмотрении материалов дела порядка привлечения к административной ответственности привело к нарушению прав предпринимателя.
Сумма списана с расчетного счета, открытого в открытом акционерном обществе «Инкомбанк».

Один из приемлемых вариантов:
Сумма списана с расчетного счета в открытом акционерном обществе «Инкомбанк».
В ходе судебного разбирательства установлено, что в период работы истца со стороны ответчика имела место задержка выплаты заработной платы, а при увольнении не был своевременно произведен расчет.
Иногда для устранения таких ошибок достаточно избавиться от лишних слов, при этом смысл предложения не изменится:
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик допускал задержку причитающейся истцу заработной платы, а при его увольнении несвоевременно произвел расчет.
Чтобы избежать повторов, не следует перегружать предложения лишними словами, которые не содержат информации и не имеют значения для восприятия смысла.
Уголовное дело было возбуждено 3 августа 2002 года.
Правильно: уголовное дело возбуждено 3 августа 2002 года.
Из имеющихся в деле документов, а также показаний свидетеля — бывшего главного бухгалтера ответчика усматривается, что предприятие работало только по выполнению государственных заказов, в частности Минобороны, никаких других доходов не имело, финансировалось только из бюджета.
Кроме повтора слова только предложение содержит и другую распространенную ошибку. Слова работать и выполнять — синонимы, они близки по значению, поэтому их одновременное употребление ведет к нарушению логики высказывания. Предложение следует перестроить:
Из имеющихся в деле документов, а также показаний свидетеля — бывшего главного бухгалтера ответчика усматривается, что предприятие выполняло только государственные заказы, в частности Минобороны, никаких других доходов не имело, финансировалось лишь из бюджета.
Истец обратился в суд с иском к ответчику о расторжении брака.
В данном предложении также нарушена логика высказывания — разуме-ется, с иском можно обратиться только к ответчику. Кроме того, слова истец, иск — однокоренные. В таких случаях вместо слов истец, ответчик следует использовать наименования сторон, например:
Е.Т. Петров обратился в суд с иском к СВ. Петровой о расторжении брака.
Вместе с тем суду не предоставлено доказательств того, что Ива-нов С.А. оставил место ДТП, в связи с чем в его действиях не усматривается признаков состава правонарушения.
Предложение перегружено сложными союзами.
Один из возможных вариантов:
Суду не предоставлено доказательств того, что Иванов С.А. оставил место ДТП, поэтому в его действиях не усматривается признаков состава правонарушения.

Нанизывание падежей
Скопление одинаковых падежных форм затрудняет понимание текста. В таких случаях отглагольные существительные заменяются инфинитивными или другими конструкциями, распространенные обороты — придаточными предложениями, устраняются лишние слова.
Факт подтверждается обозренным судом договором залога.
Кроме нанизывания творительных падежей, допущена ошибка в словообразовании (обозренным).
Возможный вариант:
Факт подтверждается исследованным в судебном заседании договором залога.
С учетом принятия судом признания ответчиком этого иска требования Ивановой О. П. об определении места жительства детей подлежат удовлетворению.
Данное предложение представляет собой редкий пример чередования пяти слов подряд в родительном и творительном падежах, что затрудняет восприятие текста.
Возможный вариант:
С учетом того, что суд принимает признание иска ответчиком, требования Ивановой О.П. об определении места жительства детей подлежат удовлетворению.
Факт использования неисправной контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением предпринимателем судом установлен и подтверждается материалами дела.
В этом предложении три слова подряд употреблены в творительном падеже. Предпочтительнее его изменить на следующее:
Факт использования предпринимателем неисправной контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением установлен судом и подтверждается материалами дела.
Данный акт не может быть рассмотрен в качестве доказательства проявления изменения волеизъявления арендодателя в отношении договора в рамках предъявленного иска.
Смысл предложения, в котором пять слов подряд употребляются в родительном падеже, практически не воспринимается. Непонятно, что именно хотел сказать автор этого текста.
Один из вариантов:
Данный акт не может служить доказательством того, что в рамках предъявленного иска намерения арендодателя в отношении договора изменились.
Нарушение порядка слов в предложении может привести к двоякому толкованию смысла
Суд обязал налоговую инспекцию возвратить из бюджета АКБ «Московский индустриальный банк» 850 рублей необоснованно списанных пеней.
В данном случае следует изменить порядок слов:
Суд обязал налоговую инспекцию возвратить АКБ «Московский индустриальный банк» из бюджета 850 рублей необоснованно списанных пеней .
Покупатель должен заключить договор купли-продажи помещений с организацией по указанию продавца.
В данном случае неясно, на что именно указывает продавец:
Покупатель должен заключить договор купли-продажи помещений с организацией, указанной продавцом.
Или Покупатель должен заключить с организацией договор купли-продажи помещений, указанных продавцом.
Нарушение порядка слов в предложении приводит к разрыву смысловых связей между словами
Представитель предприятия просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения, указывая на их законность и обоснованность.
Из-за неправильного порядка слов в предложении полностью искажен его смысл. Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, должно стоять после тех слов, к которым оно относится:
Представитель предприятия, указывая на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просил оставить их без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Информация в налоговый орган от налогоплательщика об открытии счета поступила…
Возможный вариант:
Информация об открытии счета поступила от налогоплательщика в налоговый орган...
Данное нарушение повлекло неправильное отражение в счетах бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость и в отчетности.
Возможный вариант :
Данное нарушение повлекло неправильное отражение налога на добавленную стоимость в счетах бухгалтерского учета и в отчетности.
Налоговая инспекция обратилась с иском о взыскании 650 руб. штрафа за непредставление за 2001 год справок о доходах физических лиц.
Возможный вариант:
Налоговая инспекция обратилась с иском о взыскании 650 руб. штрафа за непредставление справок о доходах физических лиц за 2001 год.
Из содержания названной нормы следует, что пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен арбитражным судом лишь по заявлению лица, участвующего в деле, о восстановлении указанного срока.
Возможный вариант:
Из содержания названной нормы следует, что пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен арбитражным судом лишь по заявлению лица, участвующего в деле.
Судом установлено, что истцы имеют право на дополнительный отпуск как работники, занятые на работах с вредными условиями труда, в количестве 12 дней.
Кроме разрыва смысловых связей, в предложении имеются и другие ошибки, в частности повтор однокоренных слов (работники, работах) и неправильное употребление слов (отпуск... в количестве).
Возможный вариант:
Судом установлено, что в связи с вредными условиями труда истцы имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью 12 дней.
Подозреваемый приобрел не менее 12,536 грамма героина, являющегося наркотическим средством в особо крупном размере.
Возможный вариант:
Подозреваемый приобрел героин, являющийся наркотическим средством, в особо крупном размере — 12,536 грамма.

Инверсия
В официальных документах, к которым относятся и документы суда, неуместна инверсия — обратный порядок слов в предложении. Данный прием используется в художественной литературе (в авторских ремарках, описаниях и др.), а также в разговорной речи. Неоправданная инверсия является стилистической ошибкой, широко распространенной в судебных документах.
Производилось увольнение работников по сокращению штата, уволился свидетель в числе последних. Имущества у ответчика не было, помещение он арендовал. Длительное время не индексировалась заработная плата, выплачивались только установленный оклад и премии от вклада работника и наличия денег на расчетном счете.
Рекомендуется использовать прямой порядок слов, когда подлежащее (кто, что?) предшествует сказуемому (что делает, что сделает?), а главные члены предложения — второстепенным:
Увольнение работников производилось по сокращению штата, и свидетель уволился в числе последних. Собственного имущества у ответчика не было, поэтому он арендовал помещение. Заработная плата длительное время не индексировалась, работникам выплачивались только установленный оклад и премии в зависимости от их трудового вклада и наличия денег на расчетном счете организации.

Нарушение порядка слов.

Например: Мы не только получили учебник, но и сборник упражнений.

Здесь мы имеем дело с нарушением порядка слов при двойном союзе "не только, но и". Правильно будет: Мы получили не только учебник, но и сборник упражнений.

4) Нарушение согласования .

Например: Молодая врач пришла на прием.

Здесь мы имеем дело с нарушением согласования между подлежащим "врач" и определением "молодая", что является недопустимым. А рассогласование между подлежащим и сказуемым (врач пришла) – допустимый вариант. Правильно будет: Молодой врач пришел (или пришла) на прием (если речь идет о женщине).

Синтаксисо-стилистические ошибки

Незнание особенностей функциональных стилей русского литературного языка является основной причиной возникновения синтаксисо-стилистических ошибок. Как правило, синтаксисо-стилистические ошибки бывают связаны с использованием сложного синтаксиса, деепричастных оборотов в разговорном стиле.

Например: Он есть мой брат.

Употребление связки «быть» в настоящем времени характерно для научного стиля. В разговорном же стиле данное употребление является синтаксисо-стилистической ошибкой.

Вопросы:

  1. Дайте определение морфологических норм.

2. Приведите примеры существительных, имеющих в форме мн.ч.окончания -ы(-и), -а(-я).

3. Какие существительные 2-го склонения в род. п. мн.ч. имеют окончания -ов(-ев), а какие – нулевое?

  1. Какое окончание имеют в творительном падеже иностранные фамилии на -ов и -ин? Приведите примеры.
  2. Расскажите о сложных морфологических нормах, касающихся прилагательных.
  3. Расскажите об основных нормах употребления числительных.
  4. Расскажите об основных нормах употребления глаголов.
  5. Расскажите об основных нормах употребления местоимений.
  6. С чем связаны морфологические ошибки? Приведите примеры.
  7. С чем связаны морфолого-стилистические ошибки? Приведите примеры.

11. Что изучает синтаксис?

12. С чем связаны синтаксические ошибки?

13.С чем связаны синтаксисо-стилистические ошибки?

14. Расскажите о правилах согласования сказуемого с подлежащим.

15. Расскажите о правилах построения предложений с однородными членами.

16. Расскажите о правилах употребления деепричастных оборотов.

Лекция №-4

Тема: Нормативно-стилистическое направление культуры речи. Функциональные и эмоционально-экспрессивные стили русского литературного языка

План:

1. Социально-содержательные особенности функциональных стилей русского литературного языка.

2. Речевые чертыфункциональных стилей русского литературного языка.

3. Лексика с точки зрения эмоционально-экспрессивной окрашенности.

Литература :

1. Русский язык и культура речи: учебник / А.И.Дунаева, В.А Ефремова, В.Д.Черняк. Под.ред. В.Д.Черняк.Спб.:САГА:М.:Форум, 2007.

2. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н.Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили
речи. 10-11 классы. - М., 1997.

4. 5. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: учебник /Т.В Потемкина, Н.Н. Соловьева. – М.: Гардарики, 2007.

Как известно, для того чтобы Ваша речь производила желаемый эффект, недостаточно говорить и писать без ошибок, нужно владеть и другими коммуникативными качествами хорошей речи. Одно из рассматриваемых коммуникативных качеств – уместность речи – непосредственно связано со знанием стилей русского литературного языка: функциональных и эмоционально-экспрессивных. Таким образом, необходимо подробно познакомиться со стилями русского литературного языка, изучить их социально-содержательные особенности и речевые черты, чтобы уместно использовать языковые средства, характерные для того или иного стиля, в своей речи.



Просмотров