Лицо в отношении которого направлены требования. Процессуальное положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Рассмотрение дела об административном правонарушении: кто рассматривает, стадии рассмотре

  • 5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
  • 37.Понятие и назначение административно-восстановительных мер.
  • 38.Административный процесс:понятие, особенности. Административные процедуры и административные производства.
  • 39.Способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
  • 40.Надзор прокуратуры. Формы реагирования прокурора на нарушения законности в сфере исполнительной власти.
  • 41.Судебный контроль в сфере исполнительной власти.
  • 42.Президентский контроль.
  • 43.Парламентский контроль.
  • 44.Контроль и надзор в сфере исполнительной власти.
  • 45.Понятие, цели и принципы административной ответственности.
  • 46.Законодательство об административных правонарушениях.
  • Раздел I. Общие положения
  • Глава 1. Общие положения
  • 47.Основания административной ответственности.
  • 48.Обстоятельства, исключающие административную ответственность.
  • 49.Особенности административной ответственности должностных лиц.
  • 50.Особенности административной ответственности несовершеннолетних.
  • 51.Особенности административной ответственности юридических лиц.
  • 52.Понятие и основные признаки административного правонарушения.
  • 53.Юридический состав административного правонарушения.
  • 54.Административные наказания: понятие, цели, система, виды.
  • 55.Предупреждение и штраф как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
  • 56.Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и лишение специального права как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
  • 57.Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации. Порядок применения и содержание.
  • 58.Административный арест и дисквалификация как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
  • 59.Административное приостановление деятельности как мера административного наказания. Порядок применения и содержание
  • 60.Обязательные работы и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Порядок применения и содержание
  • 61.Общие правила применения административных наказаний.
  • 62.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
  • 63.Множественность административных правонарушений.
  • 64.Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 65.Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, значение и виды. Основные требования к доказательствам.
  • 66.Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Предмет и пределы доказывания.
  • 67.Участники производства по делам об административных правонарушениях; виды участников.
  • 68.Участники производства по делам об административных правонарушениях, наделенные властными полномочиями.
  • 69.Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: понятие, правовой статус.
  • 70.Потерпевший, его административно-процессуальный статус.
  • 71.Эксперт, специалист, переводчик как участники производства по делам об административных правонарушениях.
  • 72.Свидетель и понятой как участники производства по делам об административных правонарушениях, их административно-процессуальный статус.
  • 73.Прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 74.Подведомственность дел об административных правонарушениях. Виды подведомственности.
  • 75.Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие и виды.
  • 76.Основания и поводы для возбуждения дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении.
  • 77.Административное расследование.
  • 78.Рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении.
  • 5.2. Рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении
  • 79.Обжалование (опротестование) и пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • 80.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • 81.Административное судопроизводство в Российской Федерации. Структура Кодекса административного судопроизводства рф.
  • 82Государственное регулирование и административно-правовое регулирование в сфере экономики (полномочия Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина России).
  • 87.Государственное регулирование и административно-правовое регулирование в области обороны (полномочия Минобороны России).
  • 88.Административно-правовые режимы: понятие, назначение, виды, правовое регулирование.
  • 89.Административно-правовой режим чрезвычайного положения.
  • 90.Административно-правовой режим военного положения.
  • 69.Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: понятие, правовой статус.

    Под лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по смыслу ч. 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) подразумевается физическое лицо, в том числе и наделенное правомочиями должностного лица, а также юридическое лицо.

    Эти лица вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

    Указанные лица впредь до вынесения судьей, органом, должностным лицом постановления по делу относятся к подозреваемым в совершении административного проступка. КоАП отличает права и обязанности лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу об административном правонарушении, от прав, обязанностей лиц, привлекаемых к административной ответственности, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания.

    Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

    Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

    При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

    Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

    70.Потерпевший, его административно-процессуальный статус.

    Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

    Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.

    Потерпевший должен присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении; его обязанность явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, предусмотрена только в случае опроса потерпевшего как свидетеля.

    Потерпевший вправе обжаловать постановление о назначении административного наказания, а также постановление о прекращении производства по делу. Потерпевший вправе пользоваться услугами переводчика.

    Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

    Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

    Законные представители физического лица вправе осуществлять свои полномочия на этапе обжалования постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу.

    Законные представители физического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов только при производстве по делу об административном правонарушении; процессуальные действия, осуществляемые законными представителями на этапе исполнительного производства, т.е. после вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу, комментируемой статьей не установлены.

    Законным представителем юридического лица кроме его руководителя, может быть руководитель его представительства, филиала, назначенный юридическим лицом и действующий на основании его доверенности.

    Законные представители вправе осуществлять защиту прав и законных интересов на всех этапах производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, - от возбуждения указанного дела до вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об указанном правонарушении.

    Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

    В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

    Защитник оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также лицу, в отношении которого вынесено постановление по указанному делу. Защитник, представитель вправе участвовать и в последующих процессуальных действиях, предусмотренных КоАП: при пересмотре постановлений по делу либо на этапе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

    Защитник вправе приносить от имени подзащитного лица жалобы на постановление о назначении административного наказания, а также в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов лица, которого он представляет, - на постановление о прекращении производства по делу.

    При оказании юридической помощи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, защитник вправе от его имени обжаловать меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    Производство по делам об административных правонарушениях - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

    Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

    1. Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;

    2. Разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;

    3. Обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;

    4. Выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

    Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    • отсутствие события административного правонарушения;
    • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
    • действие лица в состоянии крайней необходимости;
    • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
    • отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
    • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
    • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
    • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    Стадии производства по делам об административных правонарушениях - относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

    Стадии производства по делам об административных правонарушениях:

    • возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;
    • рассмотрение дела об административном правонарушении;
    • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
    • исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

    Виды:

    В зависимости от объема и сложности процессуальных действий выделяют обычное, упрощенное и особое производство по делам об административных правонарушениях. Обычное производство является наиболее полной его формой и включает обязательное составление протокола об административном правонарушении и выполнении всех иных предусмотренных КоАП РФ процедурно-процессуальных действий по разрешению кон-кретного дела по существу.


    Упрощенное производство — это ме-ханизм привлечения к административной ответственности без составления протокола, проведения административного рассле-дования и иных формальных процедур (так называемый «штраф на месте» либо предупреждение), когда при совершении мало-значительного административного правонарушения привлека-емое к ответственности лицо не оспаривает наличие события правонарушения, признает свою вину и согласно с налагаемым на него административным наказанием. А особое производство характеризуется неким специальным (усложненным) порядком привлечения к административной ответственности, отличным от его обычной процедуры (например, производство в отноше-нии несовершеннолетних).

    В зависимости от того, каким органом оно осуществляется (точнее — кем рассматривается дело), производство по делам об административных правонарушениях делится на коллегиальное и единоначальное. Так, в частности, при рассмотрении дела кол-легиальным органом (например, административной комиссией или комиссией по делам несовершеннолетних) в обязательном порядке ведется протокол заседания, а важнейшие вопросы ре-шаются коллегиально, т. е. всеми участниками по большинству голосов. Отсутствие кворума усложняет принятие решения по делу и препятствует дальнейшему признанию данного решения правомерным, чего нет при единоличном рассмотрении дела, когда и протокол зачастую (в силу закона) не ведется.

    Классифицировать производство по делам об административ-ных правонарушениях можно и в зависимости от инстанции его проведения: производство в органе административной юрисдикции первой инстанции и производство в органе административнои юрисдикции второй инстанции (в случае обжалования или опротестования ранее принятого решения), хотя этот критерий классификации и является факультативным.

    Участники:

    1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе: знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться юридической помощью защитника; присутствовать при рассмотрении дела; обжаловать постановления (решения) по делу.

    2. Потерпевший - физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе: знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться юридической помощью представителя; обжаловать постановления по делу и др.

    3. Законные представители физического лица - субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.

    4. Законные представители юридического лица - субъекты (руководитель, иное лицо в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица), осуществляющие защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, или юридического лица, являющегося потерпевшим.

    5. Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    6. Представителем выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

    7. Свидетель - лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению.

    8. Понятой - любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостоверительную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.

    9. Специалист - любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве по делу об административном правонарушении, не заинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

    10. Эксперт - любое не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

    11. Переводчик - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

    Я, участковый уполномоченный ОМВД России по району Измайлово ГУ МВД по г. Москве, лейтенант полиции Аршавин А.А. на основании ст. 26.3. КРФ об АП получил объяснение от:

    Гражданина РФ Ковалева Сергея Петровича, 23.05.1984 г.р., проживающего по адресу, г. Москва, ул. 3-я Парковая, д. 11, кв. 12, паспорт 03 03 № 234543 выдан УФМС по району Коньково г. Москвы 15.04. 2000 года, место работы: водитель, в «Автопарке № 5», адрес: г. Москва, Сиреневый бульвар д. 39.

    Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетелям разъяснены права, предусмотренные:

    ст. 25.1 КРФ об АП:

    1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, предъявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КРФ об АП.

    2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

    Подпись: ____________КовалевС.П.

    По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее : что я что я Ковалев Сергей Петрович, 23.05.1984 г.р., проживающий по адресу, г. Москва, ул. 3-я Парковая, д. 11, кв. 12, произвел на лестничной площадке пятого этаже выстрел из оружия самообороны ограниченного поражения «Оса» в присутствии соседей Волкова и Сидорова, которые вызвали сотрудников полиции, которыми я и был доставлен в ОМВД России по району Коньково ГУ МВД по г. Москве.

    Вину в совершении административного правонарушения признаю полностью, в содеянном раскаиваюсь.

    Написано собственноручно.

    Подпись: ______________Ковалев С.П.

    Объяснение получил: _____________ Аршавин А.А

    Объяснение

    Свидетеля

    Я, участковый уполномоченный ОМВД России по району Измайлово ГУ МВД по г. Москве, лейтенант полиции Аршавин А.А. на основании ст. 26.3. КРФ об АП получил объяснение от: гражданина РФ Волкова Сергея Ивановича , 10.10.1960 г.р.. проживающего по адресу: г. Москва, ул. Первомайская, д. 98, кв. 98., паспорт 45 10 967099, выдан 13 марта 2010 г., УФМС по району Измайлово г. Москва, место работы: - охранник ООО «Копейка-Москва», магазин «Пятерочка» расположенного по адресу: г. Москва, ул. Первомайская д. 15.


    Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, свидетелю разъяснены права, предусмотренные:

    ст. 25.6 КРФ об АП: 1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. 2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. 3. Свидетель вправе: не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков); давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. 4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. 5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

    ст. 17.9 КРФ об АП: Заведомо ложные показания свидетеля, пояснения специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении – влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда.

    Подпись свидетеля: ____________ Волков С.И.

    По существу заданных мне вопросов поясняю следующее : я являюсь соседом задержанного Ковалева С.П. по лестничной клетке. Примерно в 11 час 25 минут на лестничной площадке 5 этажа, в целях проверки технического состояния оружия самообороны ограниченного поражения «Оса» Ковалев произвел из него выстрел. Я вызвал сотрудников полиции которые и доставили Ковалева в ОМВД России по району Коньково ГУ МВД по г. Москве.

    С моих слов записано верно, мною прочитано.

    Подпись свидетеля: _____________ Волков С.И.

    Объяснение получил: ______________ Аршавин А.А.


    Федеральному судье Измайловского районного суда г. Москвы

    Адрес: 109004, г. Москва, Бакунинская, д. 46

    от Ковалева Сергея Петровича, 23.05.1984 г.р., проживающего по адресу, г. Москва, ул. 3-я Парковая, д. 11, кв. 12


    Х О Д А Т А Й С Т В О

    Прошу Вас рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении меня, Ковалева Сергея Петровича, 23.05.1984 г.р., проживающего по адресу, г. Москва, ул. 3-я Парковая, д. 11, кв. 12, в мое отсутствие и о принятом решении уведомить по адресу: Москва, ул. 3-я Парковая, д. 11, кв. 12.

    Производство по делам об административных правонарушениях находит свое нормативное закрепление в нормах Кодекса РФ об административных правонарушениях. В данном нормативно-правовом акте отражено правовое положение участников производства, общие правила процессуальной деятельности в рамках производства, описаны конкретные стадии производства, установлены особенности процесса доказывания и т.д.

    Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    В рамках порядка производства по делу об административном правонарушении, установленного в КоАП РФ, выделяются производства в общем и упрощенном порядке. Производство в общем порядке ведется с последовательным прохождением дела через стадии возбуждения, рассмотрения, пересмотра и исполнения. Упрощенный порядок производства по делу об административном правонарушении означает "сжатие" производства и одномоментное совершение процессуальных действий, относящихся к различным стадиям производства: возбуждению, рассмотрению и исполнению.

    Упрощенный порядок производства допускается, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем 100 рублей, а при нарушении таможенных правил - в размере, не превышающем 1000 рублей. В этом случае протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. Дополнительным требованием для упрощенного порядка производства по делу является отсутствие со стороны лица, в отношении которого ведется производство, заявлений об оспаривании наличия события административного правонарушения и (или) назначенного административного наказания, а также фактическая уплата административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.

    Кодекс выделяет следующие общие правила производства по делам об административных правонарушениях.

    1. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

    2. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

    3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

    4. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    отсутствие события административного правонарушения;

    отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

    действия лица в состоянии крайней необходимости;

    издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

    отмена закона, установившего административную ответственность;

    истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

    наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

    смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    Еще по теме § 1. Понятие и общие правила производства по делу об административном правонарушении:

    1. 2.11.3. Производство по делам об административных правонарушениях
    2. § 1. Понятие и общие правила производства по делу об административном правонарушении
    3. 8. Участник производства по делу об административном правонарушении, посягающем на чьи-либо политические права.
    4. 3. Рассмотрение дела об административном правонарушении
    5. §6. Производство по делам об административных правонарушениях
    6. 55. А. К. Соловьева* ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА

    Права и обязанности лица, в отношении которого ведется административный процесс

    1. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право:

    1) знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;

    2) давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;

    5) иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания – с момента объявления ему об административном задержании;

    6) беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно;

    7) пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика;

    8) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;

    9) знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;

    10) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

    11) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления по делу об административном правонарушении;

    12) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;

    13) получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.

    2. В порядке, установленном данным Кодексом, права несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется административный процесс, осуществляют наряду с ним или вместо него его законные представители.

    3. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обязано:

    2) подчиняться законным требованиям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

    3) участвовать в процессуальных действиях.

    4. Физическое лицо – индивидуальный предприниматель, в отношении которого ведется административный процесс, обладает правами и обязанностями физического лица, за исключением права иметь защитника, а также обладает правом иметь представителя, прекращать полномочия представителя.

    5. Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обладает правами и обязанностями, предусмотренными пунктами 1, 10–13 части 1, пунктом 3 части 3 статьи 4.1. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, реализует свои права и обязанности через своего представителя, права и обязанности которого предусмотрены пунктами 2–9 части 1 и пунктами 1 и 2 части 3 настоящей статьи (4.1).

    Потерпевший – физическое лицо имеет право:

    1) давать объяснения;

    2) не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи, близких родственников;

    3) представлять доказательства;

    4) заявлять отводы и ходатайства;

    5) пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;

    6) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;

    6 1) знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;

    7) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

    8) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;

    9) в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;

    10) иметь представителя и прекращать полномочия представителя;

    11) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.

    Потерпевший – физическое лицо обязан:

    1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

    1 1) уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову;

    2) давать объяснения суду, органу, ведущему административный процесс;

    3) представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

    4) подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

    За отказ либо уклонение без уважительных причин от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений потерпевший – физическое лицо несет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

    Потерпевший – юридическое лицо имеет право:

    1) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;

    2) в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;

    3) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

    Потерпевший – юридическое лицо обязан представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

    Потерпевший – юридическое лицо свои права и обязанности реализует через своего представителя. Представитель потерпевшего – юридического лица вправе примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, если он наделен такими полномочиями юридическим лицом, интересы которого представляет.

    На основании ст. 54 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь участниками гражданского судопроизводства являются юридически заинтересованные в исходе дела лица и лица, такой заинтересованности не имеющие.

    В соответствии со ст. 56, 61 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь юридически заинтересованные в исходе дела лица имеют право подавать заявления, знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, обжаловать (опротестовывать) судебные постановления, а также совершать иные процессуальные действия, предусмотренные гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь. Стороны пользуются равными процессуальными правами. Сторонам предоставляется право в установленных законом пределах свободно распоряжаться своими правами (статья 18 ГПК Республики Беларусь).

    Сторонами в делах искового производства являются истец и ответчик.

    Истец имеет право на обращение за судебной защитой. Он формулирует свою процессуальную позицию в исковом заявлении. Лицо, в интересах которого в предусмотренных законом случаях дело возбуждают прокурор, государственный орган, юридическое лицо или гражданин, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца.

    Ответчику принадлежит право на защиту против предъявленного иска. Он может формулировать свою позицию в возражениях против иска либо предъявлять встречный иск.

    Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить либо уменьшить размер исковых требований или отказаться от иска. Ответчик вправе изменить основание возражений против иска, полностью или частично признать иск. Стороны могут окончить дело мировым соглашением.

    Суд не принимает отказа истца от иска, признания иска ответчиком и не утверждает мирового соглашения сторон, если эти действия противоречат закону или нарушают чьи-либо права и охраняемые законом интересы.

    При изменении основания или предмета иска, увеличении размера исковых требований течение предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь срока рассмотрения дела начинается со дня совершения соответствующего процессуального действия.

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБВИНЯЕМОГО И ПОТЕРПЕВШЕГО.

    Обвиняемый имеет право:

    1) знать, в чем он обвиняется, для чего при предъявлении обвинения немедленно получить от органа, ведущего уголовный процесс, копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, а по делам частного обвинения – копию заявления лица, пострадавшего от преступления;

    2) с момента ознакомления с постановлением о применении меры пресечения либо с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого получить от органа уголовного преследования письменное уведомление о его правах;

    3) уведомить через орган, ведущий уголовный процесс, членов семьи или близких родственников о месте своего содержания под стражей;

    4) в случае применения меры пресечения в виде заключения под стражу получить до начала первого допроса в качестве обвиняемого бесплатную юридическую консультацию адвоката;

    5) иметь защитника или нескольких защитников с момента предъявления обвинения, отказаться от защитника и защищать себя самостоятельно, прекратить полномочия своего защитника;

    6) беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед;

    7) по его ходатайству быть допрошенным при участии защитника;

    8) давать показания или отказаться от дачи показаний;

    9) представлять доказательства;

    10) заявлять отводы и ходатайства, в том числе о принятии мер по обеспечению его безопасности, членов семьи, близких родственников и иных лиц, которых он обоснованно считает близкими, а также имущества;

    11) пользоваться родным языком или услугами переводчика;

    12) заявлять о своей виновности или невиновности;

    13) возражать против действий органа уголовного преследования и требовать внесения его возражений в протокол следственного или другого процессуального действия, проводимого с его участием;

    14) знакомиться с протоколами следственных и других процессуальных действий, в которых он участвовал, и делать замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколах; при участии в следственном или другом процессуальном действии требовать внесения в протокол указанного действия записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены;

    15) обжаловать в суд задержание, заключение под стражу, домашний арест или принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение для производства экспертизы;

    16) с момента получения уведомления об окончании предварительного расследования знакомиться с уголовным делом и выписывать из него сведения в любом объеме, а также с разрешения следователя, дознавателя копировать интересующие его материалы уголовного дела, за исключением названных в части восьмой статьи 193 УПК;

    17) участвовать в судебном заседании суда первой инстанции, в том числе в исследовании доказательств уголовного дела, а также по усмотрению суда – в заседаниях судов кассационной и надзорной инстанций и при производстве по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам;

    18) требовать внесения в протокол судебного заседания записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены; знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить на него замечания;

    19) выступать в судебных прениях с речью и репликой в случае, когда он самостоятельно осуществляет свою защиту;

    20) произносить последнее слово в судебном заседании суда первой инстанции;

    21) получать от органа, ведущего уголовный процесс, уведомления о принятии решений, затрагивающих его права и интересы, а также копии искового заявления, заявления по делам частного обвинения, о применении меры пресечения и иных мер процессуального принуждения, о продлении срока содержания под стражей и домашнего ареста в качестве меры пресечения, о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, о назначении судебного разбирательства, копию приговора, определения (постановления) суда кассационной или надзорной инстанции или другого итогового решения суда;

    22) подавать жалобы на действия и решения органа, ведущего уголовный процесс, в том числе обжаловать приговор или другое итоговое решение суда;

    23) отзывать поданную им или его защитником жалобу;

    24) примиряться с потерпевшим по делам частного обвинения;

    25) подавать возражения на протесты государственного обвинителя, прокурора и жалобы других участников уголовного процесса, доведенные до его сведения органом, ведущим уголовный процесс, или ставшие известными ему в результате иных обстоятельств;

    26) высказывать в судебном заседании мнения по поводу ходатайств и предложений других участников уголовного процесса, а также по вопросам, разрешаемым судом;

    27) возражать против действий другой стороны либо председательствующего;

    28) получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс, а в случае, если обвинение не подтвердилось, быть реабилитированным.

    В порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, права несовершеннолетнего обвиняемого осуществляют наряду с ним или вместо него его законные представители.

    Обвиняемый обязан:

    2) подчиняться законным распоряжениям органа, ведущего уголовный процесс;

    3) участвовать в следственных и других процессуальных действиях, когда это признано необходимым органом, ведущим уголовный процесс.

    На основании ст. 50 УПК Республики Беларусь потерпевший имеет право:

    1) знать сущность обвинения;

    2) давать показания;

    3) представлять доказательства;

    4) заявлять отводы и ходатайства, в том числе о принятии мер по обеспечению его безопасности, членов семьи, близких родственников и иных лиц, которых он обоснованно считает близкими, а также имущества;

    5) пользоваться родным языком или услугами переводчика;

    6) возражать против действий органа уголовного преследования и требовать внесения его возражений в протокол следственного или другого процессуального действия, проводимого с его участием;

    7) участвовать при рассмотрении судом жалоб на задержание, заключение под стражу, домашний арест подозреваемого или обвиняемого и обжаловать решение суда;

    8) знакомиться с протоколами следственных и других процессуальных действий, в которых он участвовал, и делать замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколах; при участии в следственном или другом процессуальном действии, а также в судебном заседании требовать внесения в протокол указанного действия или судебного заседания записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены; знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить на него замечания;

    9) с момента получения уведомления об окончании предварительного расследования знакомиться с уголовным делом и выписывать из него сведения в любом объеме, а также с разрешения следователя, дознавателя копировать интересующие его материалы уголовного дела, за исключением названных в части восьмой статьи 193 УПК;

    10) участвовать в судебном заседании суда первой инстанции, в том числе в исследовании доказательств уголовного дела, а также в заседаниях судов кассационной, надзорной инстанций и при производстве по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам;

    11) выступать при отсутствии у него представителя в судебных прениях с речью и репликой;

    12) высказывать в судебном заседании мнения по поводу ходатайств и предложений других участников уголовного процесса, а также по вопросам, разрешаемым судом;

    13) возражать против действий другой стороны либо председательствующего;

    14) получать от органа, ведущего уголовный процесс, уведомления о принятии решений, затрагивающих его права и интересы, а по его просьбе также бесплатно получать копии этих решений, в том числе о прекращении производства по уголовному делу, о привлечении в качестве обвиняемого, о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, о назначении судебного разбирательства, об отказе в возбуждении уголовного дела либо прекращении уголовного преследования, а также копию приговора, определения (постановления) суда кассационной или надзорной инстанции или другого итогового решения суда;

    15) подавать жалобы на действия и решения органа, ведущего уголовный процесс, в том числе обжаловать приговор или другое итоговое решение суда;

    16) отзывать поданную им или его представителем жалобу;

    17) примиряться с обвиняемым по делам частного обвинения;

    18) подавать возражения на протесты государственного обвинителя, прокурора и жалобы других участников уголовного процесса, доведенные до его сведения органом, ведущим уголовный процесс, или ставшие известными ему в результате иных обстоятельств;

    19) получать возмещение расходов, понесенных при производстве по уголовному делу, и вреда, причиненного действиями органа, ведущего уголовный процесс;

    20) получать обратно имущество, изъятое у него органом, ведущим уголовный процесс, в качестве вещественных доказательств или по другим основаниям; принадлежащие ему подлинники официальных документов; принадлежащее ему имущество, изъятое у лица, совершившего предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние;

    21) иметь представителя и прекращать полномочия представителя.

    Потерпевший обязан:

    1) являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс;

    2) давать показания по требованию органа, ведущего уголовный процесс, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части третьей статьи 60 УПК;

    3) представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию органа, ведущего уголовный процесс;

    4) подвергаться освидетельствованию по требованию органа, ведущего уголовный процесс, в случае совершения в отношении его тяжкого или особо тяжкого преступления;

    5) подвергаться по требованию органа, ведущего уголовный процесс, амбулаторной экспертизе для проверки способности правильно воспринимать и давать показания об обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному делу, если есть веские основания сомневаться в наличии у него такой способности, а также для установления его возраста;

    6) подчиняться законным распоряжениям органа, ведущего уголовный процесс;

    7) не разглашать сведения об обстоятельствах, ставших известными ему по уголовному делу, если он был предупрежден об этом органом уголовного преследования или судом.

    3. За разглашение данных предварительного расследования или закрытого судебного заседания без разрешения органа, ведущего уголовный процесс, потерпевший несет ответственность в соответствии со статьей 407 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

    4. За отказ либо уклонение от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность в соответствии со статьями 401 и 402 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

    5. Потерпевший пользуется принадлежащими ему правами и исполняет возложенные на него обязанности лично или через своего представителя.

    6. Права несовершеннолетнего потерпевшего осуществляет наряду с ним или вместо него его законный представитель, а недееспособного потерпевшего – вместо него законный представитель.

    Возбуждение уголовных дел частного обвинения

    Уголовное дело частного обвинения возбуждается лицом, пострадавшим от преступления, либо его представителем, а также представителем юридического лица путем подачи в районный (городской) суд заявления о совершении в отношении его преступления, предусмотренного частями второй и третьей статьи 26 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

    Заявление должно содержать наименование суда, в который оно подается; изложение обстоятельств преступления, сведения о лице, его совершившем, и доказательства, подтверждающие виновность лица в совершении преступления; перечень лиц, подлежащих вызову в судебное заседание в качестве свидетелей; сведения о переводчике, эксперте, специалисте и иных лицах, которых заявитель считает необходимым вызвать в судебное заседание. Заявление представляется суду в копиях по числу лиц, в отношении которых возбуждается дело частного обвинения.

    С момента принятия судом заявления лицо, подавшее его, является частным обвинителем, а лицо, в отношении которого подано заявление, – обвиняемым. Заявителю должны быть разъяснены его права, предусмотренные статьей 50 УПК Республики Беларусь, о чем составляется протокол, подписываемый судьей и лицом, подавшим заявление.

    Суд, признав, что заявление не отвечает требованиям части второй статьи 426 УПК Республики Беларусь, возвращает его заявителю для приведения в соответствие с установленными требованиями уголовно-процессуального закона и устанавливает для этого срок до десяти суток. Повторное обращение с заявлением по тем же основаниям после пропуска указанного срока не допускается.

    В случае, если обвиняемый является несовершеннолетним, суд своим постановлением направляет уголовное дело прокурору для организации производства предварительного следствия.

    При необходимости получения объяснений, заключений специалистов и иных данных суд направляет заявление в орган дознания для проведения проверки, которая должна быть закончена в срок до десяти суток.

    При наличии оснований для назначения судебного разбирательства уголовного дела суд в срок до десяти суток с момента поступления заявления или материалов проверки, если она проводилась, обязан вызвать обвиняемого, ознакомить его с уголовным делом, вручить копию заявления, разъяснить права обвиняемого в судебном заседании, предусмотренные статьей 43 УПК Республики Беларусь. В случае неявки в суд лица, в отношении которого подано заявление, копия заявления и уведомление с разъяснением прав обвиняемого, а также возможности примирения сторон высылаются ему по почте.

    Суд обязан разъяснить сторонам возможность примирения. В случае поступления от них заявлений о примирении производство по уголовному делу судом прекращается на основании пункта 5 части первой статьи 29 УПК Республики Беларусь.

    Если примирение между сторонами не достигнуто, судья назначает уголовное дело к разбирательству в судебном заседании в соответствии с правилами статьи 281 УПК Республики Беларусь.



    Просмотров