Кто защищает права человека и гражданина. Международная защита прав человека и гражданина. решение вопроса по существу

Обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина – прямая конституционная обязанность государства, а значит всех его органов и служащих. Гарантией соблюдения прав и свобод человека является исполнение Конституции страны, гарантом которого является Президент России. Статус гаранта соблюдения Конституции и одного из главных защитников прав человека отражает огромное число обращений, поступающих в адрес Президента – примерно в 10 раз большее, чем к Уполномоченному по правам человека.

Защитой прав человека в пределах своей компетенции занимаются все органы исполнительной власти и муниципальная власть. Существуют и специальные органы по защите прав и свобод человека и гражданина: полиция, прокуратура, суды. Но помимо них в каждом государстве рекомендуется создавать общенациональные органы и системы органов защиты прав человека, не зависящие от власти и не являющиеся её частью - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Уполномоченные по правам человека субъектов Российской Федерации и Уполномоченные по правам ребенка субъектов Российской Федерации, Уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ.

Нельзя сказать, что перечисленные выше уполномоченные формируют единую систему или иерархически выстроены – все они независимы друг от друга, хотя и оказывают друг другу необходимую поддержку и действуют по аналогичной правовой схеме. Также налицо специализация задач уполномоченных: в субъектах федерации – с учетом местной специфики, на общефедеральном уровне и на уровне законов субъектов федерации – обусловленная задачами и полномочиями уполномоченных.

Следует отметить, что все уполномоченные на том уровне, на котром они действуют выполняют единую задача: способствуют восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации и её субъектов о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Они рассматривают жалобы на действия и бездействие органов государственной власти (исключая решения Федерального Собрания и представительных органов регионов страны), местного самоуправления, их должностных лиц, проверяют сообщения о фактах нарушения прав человека и гражданина, осуществляют экспертно-консультативную деятельность, формируют и публикуют отчеты о своей деятельности.

Меры по восстановлению нарушенных прав заключаются в: даче заключения о нарушении прав и свобод, обращению в суды и компетентные государственные органы за защитой нарушенных прав и свобод, проверкой ранее принятых решений, устранением недостатков законодательства, обращению в государственные и муниципальные органы власти, к должностным лицам, допустишим нарушение прав человека.

Очевидно, что уполномоченные по правам ребенка ограничны вопросом восстанвовленя нарушенных прав детей – т.е. всех несовершеннолетних, уполномоченные по защите прав предпринимателей защищает экономические права предпринимателей независимо от формы осуществления ими предпринимательской деятельности.

Правом обращения к уполномоченным обладают как граждане России, так и иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории страны. Обращение или жалоба должны соответствовать формальным требованиям по её составлению и должны быть поданы в течение года со дня нарушения/обнаружения нарушения прав и свобод заявителя. Сроков давности не установлено для обращений к Уполномоченному по защите прав предпринимателей.

Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во - главном правозащитном документе ООН . Из гражданско-политических прав (ст. 3 - 21 Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли , свободу совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22 - 27 Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).

Наряду с зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отражённые в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира.

Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами. Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела.


(По материалам интернет-энциклопедии)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3. Национальное законодательство по правам человека.

4. Проблема защиты прав человека - неоднозначность понимания прав человека в разных культурах.

2. Какие две группы прав человека названы в тексте? Объясните значимость одного любого права из каждой группы.

Ответ :

Гражданско - политические и социально - экономические права человека

Гражданско - политические права: право на свободу мысли , совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Социально - экономические права: право на социальное обеспечение.

Предполагает гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощи семье в связи с рождением и воспитанием детей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 39) устанавливает два массовых вида социального обеспечения: во-первых, пенсии, во-вторых, социальные пособия. Социальное обеспечение предполагает не только денежные выплаты, но и натуральные формы социального обеспечения (помещение в детские дома, интернаты, дома престарелых и др.). Кроме того, элементом социального обеспечения является система социальной защиты населения. Специализированные органы, реализующие функцию социальной защиты, существуют в системе органов местного самоуправления. Наряду с этими формами социального обеспечения Конституция РФ (ч. 3 ст. 39) обязывает государство поощрять добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

3 . Какая главная проблема защиты прав человека названа в тексте? Проиллюстрируйте её конкретным примером.

Ответ :

Главная проблема защиты прав человека связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций.

Пример: в споре о допустимости абортов: защитники абортов - право беременной женщины на свободу и безопасность (Запад), противники абортов - право нерожденного человека на жизнь (мусульманские страны).

Равноправие является одним из существенных элементов демократии (признанное равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом; равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений), а в Египте и Бахрейне муж может в аэропорту официально запретить жене покидать место жительства, после чего она не имеет права лететь куда-либо. В Сирии такая же ситуация. В Ираке, Ливии, Иордании и Марокко жена должна иметь письменное разрешение мужа для того, чтобы покинуть страну, причем муж может запретить ей это делать без объяснения причины. В Саудовской Аравии женщина должна иметь письменное разрешение ближайшего родственника мужского пола для того, чтобы не только вылететь в другую страну, но даже просто перемещаться внутри государства.

4. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения важности образования детей и взрослых в области прав человека.

Ответ :

1. Знание об основных нормативно-правовыми документах в области прав человека, прав ребенка.

2. Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права человека будут соблюдаться во всём мире.

3. Правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

5. Что отражают права человека? На каких двух уровнях правовой системы они зафиксированы?

Ответ :

- Права человека отражают равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.

Они зафиксированы в международных документах и в конституционных документах каждого государства.

6. Как осуществляется защита прав человека в России? Укажите две любые официальные организации (или должностных лиц) и кратко охарактеризуйте круг полномочий каждой (каждого) из них.

Ответ :

Система защиты прав человека включает:

а) судебную защиту;

б) несудебную защиту (Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации («Парламентский омбудсмен»), Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, иные комиссии при Президенте РФ, Администрация Президента РФ и Правительства РФ, Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ.);

в) деятельность неправительственных правозащитных организаций.

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации:

Функции: 1) восстановление нарушенных прав человека и гражданина;

2) совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

3) развитие международного сотрудничества в области прав человека;

Право на судебную защиту провозглашено ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Обязанность рассматривать обращения граждан, возложена на каждый суд, входящий в судебную систему страны. Прежде всего, это федеральные суды общей юрисдикции (районные, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, верховные суды республик, суды автономной области, автономных округов, Верховный Суд РФ, военные и специализированные суды), федеральные арбитражные суды (субъектов Федерации, округов, Высший Арбитражный Суд РФ), Конституционный Суд РФ, а также суды субъектов Российской Федерации (мировые судьи, конституционные (уставные) суды). Гражданин вправе подать жалобу на нарушение его прав и свобод в любой из перечисленных судов, но с непременным соблюдением правило подсудности.

Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и в социально-экономической сферах.

Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей Декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Всеобщей Декларации ) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Всеобщей Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).

Зафиксированный во Всеобщей Декларации перечень прав человека нельзя считать идеальной формулировкой. Обществоведы указывают, что этот перечень является в чем-то недостаточным, а в чем-то избыточным. С одной стороны, многие права не конкретизированы, что делает их провозглашение во многом декларативным. (Например, трудно объективно определить, что такое «достойное человека существование» или «свободный выбор работы».) С другой стороны, многие из зафиксированных прав очень трудны для выполнения, из-за чего их не могут обеспечить в полном объеме даже самые богатые и развитые страны мира. (Например, во всех странах мира существует неформальный сектор экономики, где нарушается принцип равной оплаты за равный труд с работниками официального сектора.)

Наряду с зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отраженные в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации . Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира. Национальные конституции не должны противоречить международной Всеобщей Декларации , поэтому национальные правовые нормы, защищающие права граждан конкретного государства, должны конкретизировать и дополнять общепринятые права человека, но не сокращать их.

Формирование представлений о правах человека.

Концепция прав человека основана на индивидуалистических ценностях – она защищает индивида от принуждения со стороны государства, нации, класса или иной социальной общности. Фактически речь идет, прежде всего, о защите меньшинства (конфессионального, этнического, политического и т.д.) от навязывания ему воли большинства.

Практически всем обществам до эпохи нового времени было свойственно представление о том, что общепринятая форма поведения есть единственная «правильная». Те люди, которые не желали подчиняться общепринятым формам поведения, считались врагами общества, подлежащими уничтожению либо «перевоспитанию». Когда господствовали представления о единственности нормы общественного поведения, то сосуществование представителей разных убеждений рассматривалось лишь как вынужденная политическая необходимость. Представители «чужих» религий, этносов и т.д. практически всегда подвергались какой-либо дискриминации (дополнительные налоги, ограничения при приеме на службу, «черта оседлости» и т.д.). Различные национальные, религиозные, политические и др. движения боролись не за то, чтобы утвердить равноправие людей с разными убеждениями, а чтобы заменить «ложную» истину на «настоящую».

Первые элементы системы защиты прав человека появились еще в средневековой Западной Европе. В Англии элементарные права подданных были зафиксированы уже в Великой хартии вольностей 1215, согласно которой король не имел права налагать на свободных англичан дополнительных налогов без их согласия, а также лишать их свободы и имущества без приговора суда (т.е. в хартии закреплялись право собственности и неприкосновенность частной жизни). Однако пользоваться этими правами могло лишь меньшинство англичан, поскольку феодально-зависимые крестьяне (основная масса населения) исключались из числа свободных. Великая хартия вольностей во многих отношениях обогнала свое время и оказалась полностью востребованной лишь в эпоху нового времени, после ликвидации отношений феодальной зависимости. (См . ФЕОДАЛИЗМ .)

Комплексное представление о правах человека начало формироваться только в 16–18 вв. в наиболее передовых странах Западной Европы как обобщение опыта религиозных войн и политической борьбы парламентов с королевской властью.

Первостепенным в ту эпоху был вопрос о правах религиозных диссидентов (буквально – «инакомыслящих»). Впервые в мире их права были законодательно закреплены во Франции в Нантском эдикте 1598, согласно которому французские протестанты (гугеноты) получили официальное право исповедовать свою религию (т.е. право на свободу совести).

С конца 17 в. первенствующую роль в защите прав человека снова стала играть Англия. С одной стороны, после гражданских войн 17 в., согласно Habeas Corpus Act 1679 (закону о неприкосновенности личности) и ряду других законов, были окончательно ликвидированы претензии королевской власти на абсолютную власть и создан режим «правления права», защищающий свободу совести, слова, печати, права собственности и т.д. С другой стороны, именно теперь права человека получили теоретическое обоснование в трудах Дж. Локка . Этот мыслитель впервые четко сформулировал идею «естественных прав»: человек является высшей социальной ценностью, он «от при-роды» обладает неотъемлемыми правами (на жизнь, на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты. Индивидуалистическая идеология эпохи Просвещения стала рассматривать отклонение человека от общепринятой нормы не как ущербность, а как проявление его личности, развитие которой идет на пользу не только самому индивиду, но и обществу.

Следующий шаг в развитии понимания прав человека был сделан в конце 18 в. после того, как идеи французских либеральных мыслителей эпохи Просвещения стали практическим руководством для лидеров американской войны за независимость и Великой французской революции . Уже в американской Декларации независимости 1776 содержалась ставшая канонической формулировка – «...все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Права граждан были систематизированы в 1789 в почти одновременно принятых Декларации прав человека и гражданина (во Франции) и в Билле о правах (в США). Под влиянием американской и французской революций концепция прав человека стала в 19 в. общепринятой почти во всех странах с европейской культурой.

Эволюция систем защиты прав человека.

Дальнейшее развитие концепции прав человека связано с тремя процессами –

1) с расширением круга людей, права которых подлежат защите;

2) с расширением количества тех прав, которые считаются «общепринятыми»;

3) с совершенствованием механизмов контроля за соблюдением прав человека.

В 17–18 вв., когда происходило становление концепции прав человека, полноправными гражданами считались только европейцы-мужчины высокого достатка. В течение 19 – первой половины 20 вв. постепенно получили признание «неотъемлемые права» всех взрослых граждан независимо от уровня их доходов (ликвидация имущественного ценза), расы или национальности (ликвидация расовой сегрегации и национальной дискриминации), пола (эмансипация женщин).

Сначала главными правами, защиты которых имущие граждане добивались от государства, были только гражданско-политические права – прежде всего, свобода совести, свобода слова и защита собственности. По мере того как в политическую жизнь включались все более широкие круги населения, расширялся и круг тех прав, обеспечение которых считалось общественно важным. С конца 19 в., под влиянием социалистической идеологии, главным объектом борьбы стали уже не столько гражданско-политические, сколько социально-экономические права.

Первоначально права человека защищались исключительно национальными государствами, в то время как нарушение прав человека в «чужих» странах считалась их внутренним делом. Это представление о самодостаточности национального уровня защиты прав человека показало свою несостоятельность уже во время Первой мировой войны, когда совершаемые в условиях военного времени чрезмерные насилия против иностранных граждан не могли подвергаться формальному осуждению. Поэтому в 1929 были приняты Женевские Конвенции о правилах обращения с военнопленными . Что касается нарушения прав человека в мирное время, то они по прежнему считались прерогативой национального законодательства. Накануне Второй мировой войны невмешательство в процесс фашизации Германии обернулся попустительством становлению политического режима, опасного для всего мира. Для предотвращения возникновения агрессивных режимов возникла необходимость создать наднациональный механизм контроля за постоянным соблюдением основных прав человека во всех странах мира.

10 декабря 1948 Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека . В ней отразилась выдвинутая еще в 17 в. концепция «естественности» этих прав: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст. 1). Этот документ хотя и не создавал для государств правовых обязательств, однако фиксировал «нормальные» права, которые каждое государство обязано обеспечивать своим гражданам, если желает считаться «цивилизованным».

Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В 1966 Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека (как было, например, в 1960–1970-е в отношении расистских режимов Родезии и ЮАР, в 1990-е – против обвиненных в геноциде режимов Милошевича в Югославии и Хусейна в Ираке).

Помимо организаций системы ООН международным контролем за соблюдением прав человека активно занимаются различные неправительственная общественные организации – например, основанная в 1961 «Международная амнистия» (Amnesty International), ведущая борьбу с преследованием политических противников и нарушением прав узников.

Развитие региональной интеграции привело к формированию еще одного уровня наднациональных организаций, защищающих права человека. Так, в рамках Европейского Союза (ЕС) действует Европейская Конвенция о защите прав человека, которая предлагает, например, признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Проблемы защиты прав человека.

Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами и на концептуальном, и на практическом уровне.

Даже в развитых странах Запада продолжаются острые дискуссии о том, как следует трактовать права человека. Например, в споре о допустимости абортов все утверждают, что защищают права человека: защитники абортов – право беременной женщины на свободу и безопасность, противники абортов – право нерожденного человека на жизнь. Поскольку нет общепринятой иерархии различных прав человека по степени их важности, подобное столкновение мнений пока ведет к принятию конкретных решений в соответствии скорее с сиюминутным соотношением сил, чем с общими принципами.

Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как «культурный империализм», вмешательство во внутренние дела.

Но и сам международный стандарт прав человека внутреннее противоречив. Ведь право на свободу убеждений и на их свободное выражение предполагает допустимость защиты и таких убеждений, которые требуют ликвидации многих прав человека во имя «прав нации» или «правоверия».

Первоначально это противоречие было актуально в контексте борьбы между либеральной и коммунистической идеологиями. Считая коммунистические идеи враждебными концепции прав человека, западные политики, начиная с конца 1910-х, должны были либо мириться с коммунистической пропагандой во имя принципов свободы, либо осуществлять против сторонников левых идей репрессии, оправдывая явное нарушение прав человека интересами «национальной безопасности». Когда в 1970–1990-е коммунистическая идеология фактически самоликвидировалась, актуальность борьбы с ней резко снизилась.

С 1980-х главным препятствием глобальной реализации концепции прав человека стал набирающий силу исламский фундаментализм . Умеренные исламисты требуют защиты «культурной исключительности» мусульман, образ жизни которых предполагает приниженное положение женщин, политический авторитаризм, запрет на высказывание антиисламских воззрений и т.д. Радикальные исламисты вообще провозглашают необходимость уничтожения западной цивилизации, допуская в борьбе с ней любые средства (включая террористические). Западное общество пока не выработало стратегии борьбы с исламистами, которая бы не требовала систематических нарушений прав человека. Поэтому когда в 2000-е американская армия провела операции в Афганистане и в Ираке по свержению исламистских режимов, нарушающих права человека в своих странах и активно поддерживающих исламистских террористов, то это вызвало не только резко негативную реакцию во всем исламском мире, но и очень критические оценки со стороны многих европейских стран (особенно, Франции и России).

Реализацию концепции прав человека затрудняет то, что и многие западные страны придерживаются ее не всегда последовательно. Например, США позиционируют себя как главного защитника прав человека в мировом масштабе, однако сами систематически допускают многие нарушения. В Америке до сих пор применяется смертная казнь, которая в большинстве стран Европы признана бесчеловечным наказанием; критикуя СССР в 1960–1980-е за ограничения для желающих эмигрировать, США начали в 1980–1990-е усиливать ограничения для иммигрантов. В результате борьба стран Запада за права человека часто критикуется как политика «двойного стандарта», когда от менее развитых стран требуют заботиться о правах человека сильнее, чем это делают сами развитые страны. От непоследовательности западных правительств несут урон и представители правозащитных движений, которым при выполнении их миссии часто приходится принимать общие упреки в адрес Запада.

Совершенствование защиты прав человека в 21 в. невозможно, если их концепция будет продолжать восприниматься как элемент не мировой, а только западной культуры. Политическая глобализация требует диалога о правах человека между разными цивилизациями, в ходе которого можно попытаться переосмыслить концепцию прав человека так, чтобы она действительно выражала общечеловеческие ценности.

Права человека в России.

На примере истории России легко проследить, с какими трудностями сталкивается применение западной концепции прав человека в странах с иными культурными традициями.

Когда после петровских реформ началась системная модернизация российского общества, в сознание российских интеллектуалов проникла и идея неотъемлемых прав человека. Например, критика крепостного права, начиная с Радищева, велась главным образом на основе аргументов о «противоестественности» отсутствия личной свободы у значительной части подданных.

Но во второй половине 19 в. среди отечественной интеллигенции стали доминировать социалистические идеи, которые требовали защиты прав не каждого человека, а представителей определенных классов (крестьянства или пролетариата). Знаменитый процесс В.Засулич (1878), положивший начало массовому революционному террору, показал парадоксальность понимания в России прав человека: с одной стороны, у общественности вызвало одобрение, что революционерка покарала градоначальника Трепова за телесные наказания политического заключенного; с другой стороны, оправдание покушавшейся на убийство показало, что общественность не считает достойным защиты право на жизнь царского «сатрапа».

После революции 1917 идея защиты права человека оказалась полностью вытеснена классовым подходом и политической целесообразностью. Во время репрессий против различных «врагов народа» стало нормальным осуждение людей не за личную вину, а только за принадлежность к определенной группе (священнослужителей, кулаков, «старой» интеллигенции, родственников ранее осужденных).

Второе рождение в нашей стране идеи защиты прав человека произошло в 1960-е, в условиях критики культа личности Сталина, официально провозглашенной разрядки напряженности и ослабления репрессий против тех, кто выражал несогласие с действиями правительства. В 1970 по инициативе В.H.Чалидзе образовался Комитет прав человека в СССР, в который вошли А.Д.Сахаров и И.Р.Шафаревич. После Хельсинских соглашений 1975, когда СССР официально обязался соблюдать права человека, в стране возникло несколько групп «содействия выполнению Хельсинских соглашений», которые стали собирать материалы о систематическом нарушении в стране прав человека.

Уже в 1970-е четко выявилась органическая слабость российского правозащитного движения: оно не имело сколько-нибудь массовой опоры внутри страны и было вынуждено реально апеллировать ни к собственному народу, а к зарубежной общественности. Для подавляющего большинства россиян существенное значение имели социально-экономические права, в то время как современная западная традиция отдает приоритет скорее гражданско-политическим правам. В результате выдвигаемые правозащитниками требования соблюдать провозглашенные Конституцией свободы совести, собраний, право на миграцию и т.д. вызывали интерес главным образом у зарубежных корреспондентов. Правозащитное движение постепенно превращалось в защиту прав самих весьма немногочисленных правозащитников, подвергавшихся арестам, заключению в лагерях и «психушках», принудительной высылке за рубеж и т.д.

Когда в конце 1980-х был провозглашен курс на реформирование советского строя, это привело к кратковременному подъему авторитета правозащитников (особенно А.Д.Сахарова) как интеллектуальных лидеров борьбы с «тоталитарной диктатурой». Однако уже в начале 1990-х их авторитет резко упал: в условиях затяжного социально-экономического кризиса гражданско-политические права по-прежнему не имели для россиян особой ценности. Будучи вынужденными ориентироваться на поддержку с Запада, российские правозащитники многими воспринимаются как западные агенты влияния. Хотя концепция защиты прав человека приобрела официальный статус (есть специальные представители президента по правам человека), но и в 2000-е сохраняется отрыв правозащитной деятельности от умонастроений большинства российских граждан. Для того чтобы российское правозащитное движение завоевало авторитет, оно, видимо, должно качественно изменить приоритеты и формы своей деятельности.

Юрий Латов

Литература:

Глушкова С.И. Права человека в России. Теория, история, практика . М., 2004
Доклад «Международной Амнистии» 2005 – права человека в современном мире . М., 2005
Интернет-ресурсы:
Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека : http://www.sovetpamfilova.ru/
Декларация прав человека и гражданина (1789): http://www.hro.org/docs/ilex/6/6_5.htm
Билль о правах (1789): http://mn-gazeta.ru/vsp/bill_rus.htm
Права человека в России : http://www.hro.org/



Международная защита прав человека осуществляется специальными структурами: Комитетом по правам человека ООН, при Совете Европы.

В качестве основных источников международного права, которые регламентируют защиту интересов человека, выступает Европейская Конвекция о защите основных свобод и прав человека, Хартия о правах человека, Заключительный акт по сотрудничеству и безопасности в Европе.

Актуальность защиты прав

Международная защита прав и свобод человека связана с английским философом Томасом Гоббсом. Он был убежден в том, что человечество в первобытном естественном состоянии находилось в состоянии войны всех против всех. Только после возникновения государства появился шанс на нормальную жизнь, защиту прав простыми гражданами.

Англичанин считал, что в отношениях между разными государствами война неизбежна, так как над государствами нет контролирующих и сдерживающих структур.

Международная система защиты прав человека стала особенно актуальна в XX веке, за который прошло две жестоких мировых войны, участие в которых приняли многие мировые державы. Именно в этот период и наблюдалось самое преступное и бесчеловечное обращение с мирным населением, военнопленными.

Образование Лиги Наций

После Первой мировой войны, в 1920 году, зародились основы международной защиты прав человека. Созданная Лига Наций стала первой организацией международного уровня, которая своей целью поставила сохранение мира и повышение качества жизни на нашей планете. Несогласованность действий стран, которые стали ее участниками, не позволила Лиге Наций разработать полноценную систему коллективной безопасности. Данная организация прекратила существования в 1946 году, вместо нее появилась новая межгосударственная структура - ООН.

Деятельность ООН

Ее основной задачей стала разработка мероприятий, направленных на защиту интересов граждан во всем мире. ООН появилась как ответ на преступления против людей, которые были совершены гитлеровской Германией, а также ее союзниками в период Второй мировой войны. При ООН сформировали Хартию о правах человека, часто именуемую Международным биллем о правах человека.

Документы Хартии

В качестве нормативной базы выступают:

  • Всеобщая Декларация прав человека;
  • несколько пактов об экономических, политических, социальных правах граждан.

В качестве дополнения были подготовлены еще десятки деклараций и договоров, по которым осуществляется международная защита прав человека в мирный период. Документы связаны с геноцидом, расовой дискриминацией, правами инвалидов, статусом беженцев.

После принятия первого документа, указанного в списке, начался период, в котором международно-правовая защита прав и свобод человека перестала быть внутренним делом отдельного государства.

Значимость

Всеобщая декларация закрепила базовые права всех обитателей нашей планеты независимо от этнической принадлежности, расы, языка, конфессии, пола.

В ней заложена международная защита прав человека:

  • на полноценную жизнь;
  • личную свободу;
  • полную неприкосновенность;
  • всеобщее равенство.

В ней говорится о недопустимости рабства, пыток, унижения достоинства человека. Где бы ни находился гражданин, ему должна быть доступна международная защита прав и свобод человека.

Часть положений Конституции нашей страны практически полностью дублирует материал Всеобщей Декларации прав человека.

Договор международного уровня

Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах регламентирует формирование свободной от нужды и страха личности человека. Достигнуть этого можно только при условиях, что у каждого появится возможность пользоваться правами на труд, отдых, справедливое вознаграждение, достойный жизненный уровень, социальное обеспечение, свободу от голода.

Международная защита прав человека в условиях данного пакта предполагает и предоставление возможности гражданам на активное участие в культурной жизни.

Кроме выше перечисленных прав, в международном пакте также упоминаются прочие возможности:

  • запрет лишение свободы гражданина при невыполнении им договорных обязательств;
  • равенство перед законом и судом;
  • право на неприкосновенность семейной и личной жизни;
  • возможность защиты семьи, прав ребенка;
  • право на выражение позиции в политической жизни конкретного государства;
  • равные возможности для всех этнических меньшинств.

Первый протокол

Этот документ дает гражданам тех стран, которые подписали это соглашение, защищать свои политические и гражданские права. Именно на основе этого документа осуществляется международная европейская защита прав человека.

Наша страна приняла обязательства по рассматриваемому соглашению в 1991 году. Отметим, что решения Комитета не считаются обязательными, в его полномочия входит рекомендация государству по восстановлению нарушенных прав. Данный Комитет также имеет право на привлечение к подобной деятельности мирового общественного мнения.

Второй факультативный протокол

Является дополнением к пакту о политических и гражданских правах, предполагал отмену смертной казни. Международная защита прав человека и гражданина в рамках европейского сообщества осуществляется и Советом Европы, а также специальным документом, который регламентирует правозащитные действия - Еврейской Конвекцией о защите прав и свобод человека. Документ был принят в 1950 году.

Европейская конвенция

Международно-правовая защита прав человека в рамках данного документа связана с предоставлением:

  • права на жизнь;
  • запретом бесчеловечного обращения и пыток;
  • право на свободу, личную неприкосновенность;
  • запрет рабства;
  • право на вынесение наказания в рамках законодательства;
  • запрет дискриминации;
  • право на уважение семейной и личной жизни;
  • независимость совести, религии:
  • возможность выражения собственной позиции;
  • право на использование эффективных средств защиты.

К данной Конвенции приложено сразу несколько дополнительных протоколов. Один из них ориентирован на защиту собственности, свободы выборов.

Этот документ запрещает лишение свободы при наличии у гражданина долговых обязательств. Шестым протоколом отменяется смертная казнь.

Наша страна присоединилась к Конвенции только в 1998 году. Теперь каждый россиянин, который считает, что его незаслуженно наказали, может использовать международные механизмы защиты прав человека.

Специфика Европейского Суда по правам человека

Данный орган принимает от граждан жалобы в следующих ситуациях:

  • к рассмотрению принимаются нарушения прав человека, произошедшие после подписания Россией соответствующих договоров;
  • жалоба принимается в том случае, когда от периода нарушения и вынесения решения суда не прошло 6 месяцев;
  • суть обращения должна быть изложена четко, подтверждена доказательствами;
  • запрещено одновременно подавать жалобу в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд.

Если решение принимается в пользу пострадавшего, в таком случае Европейским Судом этому лицу присуждается компенсация за нарушенные права.

Решения данного суда являются окончательными, они не подлежат обжалованию, являются обязательными для стран-участников, включая и Россию.

ОБСЕ

Занимается защитой прав граждан. Она была создана в 1975 году. Именно тогда был подписан Акт Кроме признания суверенного равенства всех стран, нерушимости государственных границ, неприменения силы, в Акте провозглашается необходимость защиты свобод и прав граждан, в том числе свободы совести, мысли, убеждений, религии.

После принятия данного документа в Советском Союзе появилось правозащитное организованное движение в форме «хельсинских групп», которые требовали от властей полного соблюдения норм международного права.

Международный уголовный суд

Он функционирует с 2002 года в Гааге. В компетенцию данного органа входят:

  • преступления, которые относятся к геноциду - намеренное истребление целой национальной, этнической, религиозной, расовой группы либо ее части;
  • действия против человечества - систематического либо масштабного преследования, которые направлены против мирных граждан;
  • военные преступления - нарушение обычаев и законов ведения военных действий.

Создание уголовного суда дало возможность осуждать высших должностных лиц, глав государств, членов правительств, привлечь которых в рамках внутреннего законодательства невозможно.

В качестве предшественников Международного уголовного суда можно рассматривать трибуналы по Руанде и по бывшей Югославии, процесс в Токио, Нюрнбергский трибунал относительно военных преступлений и преступлений против человечества.

На подобных процессах преступники государственного уровня несли заслуженную кару, но и к ним все же применялись нормы гуманитарного международного права.

Механизмы привлечения к ответственности военных преступников, используемые в современном мире, направлены на вынесение справедливого наказания для всех граждан, независимо от занимаемой им государственной должности.

Значимость международных документов

Права человека считаются глобальной проблемой современности и приоритетным направлением сотрудничества разных государств.

После окончания Второй мировой войны страны поняли, что при нарушении прав мирных граждан, нарушении их чести и достоинства, мир может оказаться в очередном кровавом конфликте. Страны-победительницы совместно с другими государствами организовали ООН.

Передовая мировая общественность стремилась определить тот минимум свобод и прав, который может обеспечить любому человеку в любом государстве безопасное существование.

В качестве средства для утверждения свобод и прав выступила разработка и принятие конкретных международно-правовых документов, исполнение которых является обязательным для всех стран, добровольно признавших их моральную, политическую, юридическую силу.

Впервые в истории существования человеческой цивилизации были созданы и рекомендованы для применения во всех государствах основные свободы и права человека. Они рассматриваются в всем цивилизованном мире в качестве стандартов, эталонов для создани собственных национальных документов, к примеру, разделов конституций о правах граждан.

Понятия «свободы» и «права» в этом документе не тождественны, несмотря на их смысловую близость.

Правом человека называют узаконенную, обеспечиваемую государством, возможность что-либо делать.

Свобода личности предполагает отсутствие стеснений, ограничений в поведении, деятельности.

Создатели Декларации, которая провозгласила общечеловеческий минимум свобод и прав, опирались на свое понимание уровня развития цивилизации. Отметим, что декларация не считается юридическим обязательным документов, она несет рекомендательный характер для государств и народов мира.

Несмотря на это у данного документа большое практическое значение. На основе Декларации были разработаны и приняты юридически обязательные договора международного характера, касающиеся прав гражданина.

Заключение

Специфика международных договоров, касающихся основных прав и свобод человека, состоит в их активном и плодотворном действии с использованием национального внутреннего права. Их важно воплощать в конкретных нормативно-правовых актах страны: законах, кодексах, указах.

Международная защита прав человека в мирное время - это совокупность правовых норм, которые определяют и закрепляют в договорном режиме нормы о правах и свободах человека. Также предполагается продумывание международных механизмов контроля за их соблюдением, защиты нарушения свобод и прав отдельного гражданина.

В нашей стране уделяется значительное внимание соблюдению прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ. В случае нарушения россияне имеют право на защиту своих интересов в международных судах.

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА- совокупность мер, направленных на недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном порядке компетентными органами, либо самим управомоченным лицом.

Защита - это деятельность, возникающая в случае наличия конкретного (совершенного) правонарушения, либо устранение такого состояния, которое реально приведет к наступлению негативных последствий, а также направленная на восстановление нарушенного права. Когда возникает необходимость защиты, как правило, уже присутствует правонарушитель и лицо, чье право ограничено виновными действиями. Правовой механизм защиты прав человека состоит из четырех элементов: субъектов и объектов защиты, правовых норм (оснований защиты) и процессуальных действий (форм защиты).

Защита прав и свобод производится строго в рамках закона, определяющего ее формы и способы.

Следует отметить, что определение терминов «способы защиты» и «формы защиты» в действующем законодательстве отсутствует, в правовой литературе данные понятия толкуются также неоднозначно.

Так, например, некоторыми исследователями под способами защиты прав и свобод понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя, под формой же защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.

В наиболее общем смысле способ защиты показывает, как осуществляется защита права; форма защиты призвана выявить, кто производит эту защиту.

Классификация механизмов охраны и защиты прав и свобод человека осуществляется в зависимости от вида и характера органов, организаций, учреждений. От того, с государством или обществом связаны организационные элементы, их разделяют на государственные и общественные. Их классифицируют также намеждународные и внутригосударственные. Среди международных выделяют два вида: межгосударственные (межправительственные) и неправительственные механизмы. Внутригосударственные подразделяются также на два вида: внесудебные и судебные.

Конституция России в качестве форм защиты прав и свобод человека предусматривает:

Государственную защиту (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 61);

Защиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130);

Защиту прав и свобод общественными объединениями и профессиональными союзами, правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48);

Самозащиту прав гражданина, включающую следующее:

o гражданско-правовую и уголовно-правовую защиту (ч. 2 ст. 45, ст. 52 и др.);

o публичные выступления граждан (ст. 31);

o обращения в СМИ (ст. 29);

Международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46).

Механизм охраны и защиты прав человека («гуманитарный правозащитный механизм») интегрирует в организации и действиях индивидов, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления следующие организационные элементы:

Нормы права - официальные правила с моделью поведения людей;

Юридические факты, приводящие в действие норму права;

Правоотношения - конкретные модели поведения для субъектов на основе норм и юридических фактов;

Формы и акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей в форме соблюдения, исполнения, использования права;

Акты применения права;

Элементы правосознания и правовой культуры.

Действующее законодательство, не формулируя понятия способа защиты права, тем не менее в статье 12 ГК РФ определяет конкретные способы защиты гражданских прав.

Способами защиты гражданских прав являются:

Признание права - устранение всяких сомнений в принадлежности права конкретному лицу;

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

Признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

Признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным;

Самозащита права - реакция на противоправные действия другой стороны должна быть соразмерна нарушению и не выходить за определенные пределы;

Присуждение к исполнению обязанности в натуре;

Возмещение убытков - по соглашению сторон или по решению суда;

Взыскание неустойки - может быть предусмотрено законом или договором;

Компенсация морального вреда - предусмотрена для защиты нематериальных благ;

Прекращение или изменение правоотношения;

Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

Иные способы, предусмотренные законом.



Просмотров