Кто защищает права человека и гражданина. Как и кем осуществляется защита прав человека и гражданина в Российской Федерации? Международные права человека

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА- совокупность мер, направленных на недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном порядке компетентными органами, либо самим управомоченным лицом.

Защита - это деятельность, возникающая в случае наличия конкретного (совершенного) правонарушения, либо устранение такого состояния, которое реально приведет к наступлению негативных последствий, а также направленная на восстановление нарушенного права. Когда возникает необходимость защиты, как правило, уже присутствует правонарушитель и лицо, чье право ограничено виновными действиями. Правовой механизм защиты прав человека состоит из четырех элементов: субъектов и объектов защиты, правовых норм (оснований защиты) и процессуальных действий (форм защиты).

Защита прав и свобод производится строго в рамках закона, определяющего ее формы и способы.

Следует отметить, что определение терминов «способы защиты» и «формы защиты» в действующем законодательстве отсутствует, в правовой литературе данные понятия толкуются также неоднозначно.

Так, например, некоторыми исследователями под способами защиты прав и свобод понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя, под формой же защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.

В наиболее общем смысле способ защиты показывает, как осуществляется защита права; форма защиты призвана выявить, кто производит эту защиту.

Классификация механизмов охраны и защиты прав и свобод человека осуществляется в зависимости от вида и характера органов, организаций, учреждений. От того, с государством или обществом связаны организационные элементы, их разделяют на государственные и общественные. Их классифицируют также намеждународные и внутригосударственные. Среди международных выделяют два вида: межгосударственные (межправительственные) и неправительственные механизмы. Внутригосударственные подразделяются также на два вида: внесудебные и судебные.

Конституция России в качестве форм защиты прав и свобод человека предусматривает:

Государственную защиту (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 61);

Защиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130);

Защиту прав и свобод общественными объединениями и профессиональными союзами, правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48);

Самозащиту прав гражданина, включающую следующее:

o гражданско-правовую и уголовно-правовую защиту (ч. 2 ст. 45, ст. 52 и др.);

o публичные выступления граждан (ст. 31);

o обращения в СМИ (ст. 29);

Международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46).

Механизм охраны и защиты прав человека («гуманитарный правозащитный механизм») интегрирует в организации и действиях индивидов, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления следующие организационные элементы:

Нормы права - официальные правила с моделью поведения людей;

Юридические факты, приводящие в действие норму права;

Правоотношения - конкретные модели поведения для субъектов на основе норм и юридических фактов;

Формы и акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей в форме соблюдения, исполнения, использования права;

Акты применения права;

Элементы правосознания и правовой культуры.

Действующее законодательство, не формулируя понятия способа защиты права, тем не менее в статье 12 ГК РФ определяет конкретные способы защиты гражданских прав.

Способами защиты гражданских прав являются:

Признание права - устранение всяких сомнений в принадлежности права конкретному лицу;

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

Признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

Признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным;

Самозащита права - реакция на противоправные действия другой стороны должна быть соразмерна нарушению и не выходить за определенные пределы;

Присуждение к исполнению обязанности в натуре;

Возмещение убытков - по соглашению сторон или по решению суда;

Взыскание неустойки - может быть предусмотрено законом или договором;

Компенсация морального вреда - предусмотрена для защиты нематериальных благ;

Прекращение или изменение правоотношения;

Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

Иные способы, предусмотренные законом.

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - деятельность, осуществляемая государственными органами, общественными организациями и отдельными лицами, имеющая целью охрану прав и свобод человека, их соблюдения. Наиболее действенными инстанциями З.п.ч. являются , прокуратура, другие . Многое зависит от самого человека, знания им своих прав, средств и способов их защиты.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - деятельность, осуществляемая государственными органами, общественными организациями и отдельными лицами, имеющая целью охрану прав и свобод человека, обеспечение их соблюдения. Наиболее действенными инстанциями З.п.ч. являются суд, прокуратура,… … Юридическая энциклопедия

    Титульный лист второго издания Защита прав человека. Письмо достопочтимому Эдмунду Берку; в ответ на его размышления о революции во Франции (англ. A Vindication of the Rights of Men) политический памфлет, написанный в 1790 году британской… … Википедия

    Титульный лист второго издания Защита прав человека. Письмо достопочтенному Эдмунду Берку; в ответ на его размышления о революции во Франции (англ. A Vindication of the Rights of Men … Википедия

    ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ЗАЩИТА - ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА … Юридическая энциклопедия

    - (см. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - (defence of human rights and freedoms of man and citizen) предусмотренная Конституцией РФ (статьи 17 64, 71) и соответствующими законами охрана, ограждение широкого круга прав и свобод, гарантии их соблюдения и исполнения … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Израильская общественная организация, выступающая в защиту гражданских прав и свобод израильского общества. Содержание 1 Эмблема комитета 2 История создания комитета 3 Работа … Википедия

    Комитет в защиту демократии и прав человека израильская общественная организация, выступающая в защиту гражданских прав и свобод израильского общества. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Глава правления Мартыненко Олег Анатольевич … Википедия

    Международная федерация за права человека (FIDH) Членство … Википедия

Книги

  • , Капицын В.М. Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Бакалавриат Издатель: ИНФРА-М , Производитель: ИНФРА-М ,
  • Защита прав человека в политике государств: сравнительный анализ. Учебное пособие , Капицын В.М. , В учебном пособии рассмотрены механизмы, создаваемые государством для защиты прав человека. Такие механизмы становятся частью политики государств, в которую включаются не только деятельность… Категория: Учебники: доп. пособия Серия: Бакалавриат Издатель:

Какие организации защищают права человека?

Ответ редакции

​10 декабря международное сообщество отмечает День прав человека. В этот день в 1948 году Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Принятый документ председатель Комиссии ООН по правам человека, Элеонора Рузвельт, вдова президента США Франклина Рузвельта , назвала Великой Хартией вольностей для всего человечества.

Всеобщий договор о правах человека

Праздновать этот день начали с 1950 года после того, как Генеральная ассамблея приняла резолюцию, призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

«Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», — гласит первая статья Декларации прав человека.

Всего в документе 30 статей. Они подчёркивают принципы достоинства, свободы, равенства и братства, провозглашают право на жизнь и запрет рабства, определяют права гражданина в обществе, определяют социальные, экономические и культурные права, провозглашают духовные, общественные и политические свободы, такие как свобода вероисповедания и свобода ассоциаций.

В 1948 году на заседании Генеральной ассамблеи ООН Декларацию поддержали большинство стран-участниц, и лишь 10 стран воздержались или голосовали против. Среди последних был и Советский Союз. Только после присоединения СССР в 1976 году к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и к Международному пакту о гражданских и политических правах СССР формально вошёл в круг стран, которые признавали и обязывались соблюдать права человека.

Декларация переведена более чем на 300 языков мира, она стала одним из самых распространённых текстов в мировой истории. Во многих конституциях государств, в первую очередь, тех, которые принимались после Второй мировой войны, в той или иной форме присутствуют идеи первой статьи Декларации.

Элеонора Рузвельт с испанской версией декларации прав человека. Фото: Commons.wikimedia.org

Какие организации стоят на защите прав человека?

Организация объединённых наций (ООН) ведёт диалог со всеми правительствами в целях обеспечения прав человека, защищает права человека в рамках всей системы ООН.

ЮНЕСКО — оказывает содействие по укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры.

ЮНИСЕФ — обеспечение мирной жизни для всех детей планеты.

Международная организация труда (МОТ) — улучшение условий труда и жизни, стимулирование занятости, раскрытие потенциала рабочей силы, развитие социальных институтов.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — Совет Европы — защита прав человека и демократии, помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституциональных реформ.

Европейский суд по правам человека — главный юридический институт Европейского сообщества. Рассматривает споры, сторонами в которых могут быть члены Сообщества и частные лица.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — контроль над вооружениями, мирное урегулирование конфликтов, защита прав человека, контроль над проведением выборов, обеспечение экономической и экологической безопасности.

Врачи без границ — защита и реализация права человека на получение медицинской помощи. Работает в районах, захваченных повстанцами, вне зависимости от политики официальных властей.

Human Rights Watch — проведение исследований ситуации в области прав человека в 70 странах по всему земному шару.

Всемирная организация против пыток (World Organization Against Torture) — борьба против применения пыток и других форм бесчеловечного обращения с людьми.

Amnesty International — выступает за соблюдение международных стандартов, оказывает давление на лиц, нарушающих права человека.

Как празднуют День прав человека в России?

10.12.1990. Манифестанты на Пушкинской площади во время массовых акций в День защиты прав человека. Фото: РИА Новости / Игорь Михалёв

Начиная с 1977 года правозащитники в Международный день прав человека проводят на Пушкинской площади в Москве так называемый «Митинг молчания». Также в этот день российским журналистам вручается Премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».

Как правило, в этот день проходят митинги, посвящённые событиям в стране и мире, которые вызывают сильный резонанс в обществе как несправедливые, негуманные и унижающие достоинство людей.

Международная защита прав человека осуществляется специальными структурами: Комитетом по правам человека ООН, при Совете Европы.

В качестве основных источников международного права, которые регламентируют защиту интересов человека, выступает Европейская Конвекция о защите основных свобод и прав человека, Хартия о правах человека, Заключительный акт по сотрудничеству и безопасности в Европе.

Актуальность защиты прав

Международная защита прав и свобод человека связана с английским философом Томасом Гоббсом. Он был убежден в том, что человечество в первобытном естественном состоянии находилось в состоянии войны всех против всех. Только после возникновения государства появился шанс на нормальную жизнь, защиту прав простыми гражданами.

Англичанин считал, что в отношениях между разными государствами война неизбежна, так как над государствами нет контролирующих и сдерживающих структур.

Международная система защиты прав человека стала особенно актуальна в XX веке, за который прошло две жестоких мировых войны, участие в которых приняли многие мировые державы. Именно в этот период и наблюдалось самое преступное и бесчеловечное обращение с мирным населением, военнопленными.

Образование Лиги Наций

После Первой мировой войны, в 1920 году, зародились основы международной защиты прав человека. Созданная Лига Наций стала первой организацией международного уровня, которая своей целью поставила сохранение мира и повышение качества жизни на нашей планете. Несогласованность действий стран, которые стали ее участниками, не позволила Лиге Наций разработать полноценную систему коллективной безопасности. Данная организация прекратила существования в 1946 году, вместо нее появилась новая межгосударственная структура - ООН.

Деятельность ООН

Ее основной задачей стала разработка мероприятий, направленных на защиту интересов граждан во всем мире. ООН появилась как ответ на преступления против людей, которые были совершены гитлеровской Германией, а также ее союзниками в период Второй мировой войны. При ООН сформировали Хартию о правах человека, часто именуемую Международным биллем о правах человека.

Документы Хартии

В качестве нормативной базы выступают:

  • Всеобщая Декларация прав человека;
  • несколько пактов об экономических, политических, социальных правах граждан.

В качестве дополнения были подготовлены еще десятки деклараций и договоров, по которым осуществляется международная защита прав человека в мирный период. Документы связаны с геноцидом, расовой дискриминацией, правами инвалидов, статусом беженцев.

После принятия первого документа, указанного в списке, начался период, в котором международно-правовая защита прав и свобод человека перестала быть внутренним делом отдельного государства.

Значимость

Всеобщая декларация закрепила базовые права всех обитателей нашей планеты независимо от этнической принадлежности, расы, языка, конфессии, пола.

В ней заложена международная защита прав человека:

  • на полноценную жизнь;
  • личную свободу;
  • полную неприкосновенность;
  • всеобщее равенство.

В ней говорится о недопустимости рабства, пыток, унижения достоинства человека. Где бы ни находился гражданин, ему должна быть доступна международная защита прав и свобод человека.

Часть положений Конституции нашей страны практически полностью дублирует материал Всеобщей Декларации прав человека.

Договор международного уровня

Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах регламентирует формирование свободной от нужды и страха личности человека. Достигнуть этого можно только при условиях, что у каждого появится возможность пользоваться правами на труд, отдых, справедливое вознаграждение, достойный жизненный уровень, социальное обеспечение, свободу от голода.

Международная защита прав человека в условиях данного пакта предполагает и предоставление возможности гражданам на активное участие в культурной жизни.

Кроме выше перечисленных прав, в международном пакте также упоминаются прочие возможности:

  • запрет лишение свободы гражданина при невыполнении им договорных обязательств;
  • равенство перед законом и судом;
  • право на неприкосновенность семейной и личной жизни;
  • возможность защиты семьи, прав ребенка;
  • право на выражение позиции в политической жизни конкретного государства;
  • равные возможности для всех этнических меньшинств.

Первый протокол

Этот документ дает гражданам тех стран, которые подписали это соглашение, защищать свои политические и гражданские права. Именно на основе этого документа осуществляется международная европейская защита прав человека.

Наша страна приняла обязательства по рассматриваемому соглашению в 1991 году. Отметим, что решения Комитета не считаются обязательными, в его полномочия входит рекомендация государству по восстановлению нарушенных прав. Данный Комитет также имеет право на привлечение к подобной деятельности мирового общественного мнения.

Второй факультативный протокол

Является дополнением к пакту о политических и гражданских правах, предполагал отмену смертной казни. Международная защита прав человека и гражданина в рамках европейского сообщества осуществляется и Советом Европы, а также специальным документом, который регламентирует правозащитные действия - Еврейской Конвекцией о защите прав и свобод человека. Документ был принят в 1950 году.

Европейская конвенция

Международно-правовая защита прав человека в рамках данного документа связана с предоставлением:

  • права на жизнь;
  • запретом бесчеловечного обращения и пыток;
  • право на свободу, личную неприкосновенность;
  • запрет рабства;
  • право на вынесение наказания в рамках законодательства;
  • запрет дискриминации;
  • право на уважение семейной и личной жизни;
  • независимость совести, религии:
  • возможность выражения собственной позиции;
  • право на использование эффективных средств защиты.

К данной Конвенции приложено сразу несколько дополнительных протоколов. Один из них ориентирован на защиту собственности, свободы выборов.

Этот документ запрещает лишение свободы при наличии у гражданина долговых обязательств. Шестым протоколом отменяется смертная казнь.

Наша страна присоединилась к Конвенции только в 1998 году. Теперь каждый россиянин, который считает, что его незаслуженно наказали, может использовать международные механизмы защиты прав человека.

Специфика Европейского Суда по правам человека

Данный орган принимает от граждан жалобы в следующих ситуациях:

  • к рассмотрению принимаются нарушения прав человека, произошедшие после подписания Россией соответствующих договоров;
  • жалоба принимается в том случае, когда от периода нарушения и вынесения решения суда не прошло 6 месяцев;
  • суть обращения должна быть изложена четко, подтверждена доказательствами;
  • запрещено одновременно подавать жалобу в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд.

Если решение принимается в пользу пострадавшего, в таком случае Европейским Судом этому лицу присуждается компенсация за нарушенные права.

Решения данного суда являются окончательными, они не подлежат обжалованию, являются обязательными для стран-участников, включая и Россию.

ОБСЕ

Занимается защитой прав граждан. Она была создана в 1975 году. Именно тогда был подписан Акт Кроме признания суверенного равенства всех стран, нерушимости государственных границ, неприменения силы, в Акте провозглашается необходимость защиты свобод и прав граждан, в том числе свободы совести, мысли, убеждений, религии.

После принятия данного документа в Советском Союзе появилось правозащитное организованное движение в форме «хельсинских групп», которые требовали от властей полного соблюдения норм международного права.

Международный уголовный суд

Он функционирует с 2002 года в Гааге. В компетенцию данного органа входят:

  • преступления, которые относятся к геноциду - намеренное истребление целой национальной, этнической, религиозной, расовой группы либо ее части;
  • действия против человечества - систематического либо масштабного преследования, которые направлены против мирных граждан;
  • военные преступления - нарушение обычаев и законов ведения военных действий.

Создание уголовного суда дало возможность осуждать высших должностных лиц, глав государств, членов правительств, привлечь которых в рамках внутреннего законодательства невозможно.

В качестве предшественников Международного уголовного суда можно рассматривать трибуналы по Руанде и по бывшей Югославии, процесс в Токио, Нюрнбергский трибунал относительно военных преступлений и преступлений против человечества.

На подобных процессах преступники государственного уровня несли заслуженную кару, но и к ним все же применялись нормы гуманитарного международного права.

Механизмы привлечения к ответственности военных преступников, используемые в современном мире, направлены на вынесение справедливого наказания для всех граждан, независимо от занимаемой им государственной должности.

Значимость международных документов

Права человека считаются глобальной проблемой современности и приоритетным направлением сотрудничества разных государств.

После окончания Второй мировой войны страны поняли, что при нарушении прав мирных граждан, нарушении их чести и достоинства, мир может оказаться в очередном кровавом конфликте. Страны-победительницы совместно с другими государствами организовали ООН.

Передовая мировая общественность стремилась определить тот минимум свобод и прав, который может обеспечить любому человеку в любом государстве безопасное существование.

В качестве средства для утверждения свобод и прав выступила разработка и принятие конкретных международно-правовых документов, исполнение которых является обязательным для всех стран, добровольно признавших их моральную, политическую, юридическую силу.

Впервые в истории существования человеческой цивилизации были созданы и рекомендованы для применения во всех государствах основные свободы и права человека. Они рассматриваются в всем цивилизованном мире в качестве стандартов, эталонов для создани собственных национальных документов, к примеру, разделов конституций о правах граждан.

Понятия «свободы» и «права» в этом документе не тождественны, несмотря на их смысловую близость.

Правом человека называют узаконенную, обеспечиваемую государством, возможность что-либо делать.

Свобода личности предполагает отсутствие стеснений, ограничений в поведении, деятельности.

Создатели Декларации, которая провозгласила общечеловеческий минимум свобод и прав, опирались на свое понимание уровня развития цивилизации. Отметим, что декларация не считается юридическим обязательным документов, она несет рекомендательный характер для государств и народов мира.

Несмотря на это у данного документа большое практическое значение. На основе Декларации были разработаны и приняты юридически обязательные договора международного характера, касающиеся прав гражданина.

Заключение

Специфика международных договоров, касающихся основных прав и свобод человека, состоит в их активном и плодотворном действии с использованием национального внутреннего права. Их важно воплощать в конкретных нормативно-правовых актах страны: законах, кодексах, указах.

Международная защита прав человека в мирное время - это совокупность правовых норм, которые определяют и закрепляют в договорном режиме нормы о правах и свободах человека. Также предполагается продумывание международных механизмов контроля за их соблюдением, защиты нарушения свобод и прав отдельного гражданина.

В нашей стране уделяется значительное внимание соблюдению прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ. В случае нарушения россияне имеют право на защиту своих интересов в международных судах.

Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и в социально-экономической сферах.

Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей Декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Всеобщей Декларации ) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Всеобщей Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).

Зафиксированный во Всеобщей Декларации перечень прав человека нельзя считать идеальной формулировкой. Обществоведы указывают, что этот перечень является в чем-то недостаточным, а в чем-то избыточным. С одной стороны, многие права не конкретизированы, что делает их провозглашение во многом декларативным. (Например, трудно объективно определить, что такое «достойное человека существование» или «свободный выбор работы».) С другой стороны, многие из зафиксированных прав очень трудны для выполнения, из-за чего их не могут обеспечить в полном объеме даже самые богатые и развитые страны мира. (Например, во всех странах мира существует неформальный сектор экономики, где нарушается принцип равной оплаты за равный труд с работниками официального сектора.)

Наряду с зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отраженные в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации . Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира. Национальные конституции не должны противоречить международной Всеобщей Декларации , поэтому национальные правовые нормы, защищающие права граждан конкретного государства, должны конкретизировать и дополнять общепринятые права человека, но не сокращать их.

Формирование представлений о правах человека.

Концепция прав человека основана на индивидуалистических ценностях – она защищает индивида от принуждения со стороны государства, нации, класса или иной социальной общности. Фактически речь идет, прежде всего, о защите меньшинства (конфессионального, этнического, политического и т.д.) от навязывания ему воли большинства.

Практически всем обществам до эпохи нового времени было свойственно представление о том, что общепринятая форма поведения есть единственная «правильная». Те люди, которые не желали подчиняться общепринятым формам поведения, считались врагами общества, подлежащими уничтожению либо «перевоспитанию». Когда господствовали представления о единственности нормы общественного поведения, то сосуществование представителей разных убеждений рассматривалось лишь как вынужденная политическая необходимость. Представители «чужих» религий, этносов и т.д. практически всегда подвергались какой-либо дискриминации (дополнительные налоги, ограничения при приеме на службу, «черта оседлости» и т.д.). Различные национальные, религиозные, политические и др. движения боролись не за то, чтобы утвердить равноправие людей с разными убеждениями, а чтобы заменить «ложную» истину на «настоящую».

Первые элементы системы защиты прав человека появились еще в средневековой Западной Европе. В Англии элементарные права подданных были зафиксированы уже в Великой хартии вольностей 1215, согласно которой король не имел права налагать на свободных англичан дополнительных налогов без их согласия, а также лишать их свободы и имущества без приговора суда (т.е. в хартии закреплялись право собственности и неприкосновенность частной жизни). Однако пользоваться этими правами могло лишь меньшинство англичан, поскольку феодально-зависимые крестьяне (основная масса населения) исключались из числа свободных. Великая хартия вольностей во многих отношениях обогнала свое время и оказалась полностью востребованной лишь в эпоху нового времени, после ликвидации отношений феодальной зависимости. (См . ФЕОДАЛИЗМ .)

Комплексное представление о правах человека начало формироваться только в 16–18 вв. в наиболее передовых странах Западной Европы как обобщение опыта религиозных войн и политической борьбы парламентов с королевской властью.

Первостепенным в ту эпоху был вопрос о правах религиозных диссидентов (буквально – «инакомыслящих»). Впервые в мире их права были законодательно закреплены во Франции в Нантском эдикте 1598, согласно которому французские протестанты (гугеноты) получили официальное право исповедовать свою религию (т.е. право на свободу совести).

С конца 17 в. первенствующую роль в защите прав человека снова стала играть Англия. С одной стороны, после гражданских войн 17 в., согласно Habeas Corpus Act 1679 (закону о неприкосновенности личности) и ряду других законов, были окончательно ликвидированы претензии королевской власти на абсолютную власть и создан режим «правления права», защищающий свободу совести, слова, печати, права собственности и т.д. С другой стороны, именно теперь права человека получили теоретическое обоснование в трудах Дж. Локка . Этот мыслитель впервые четко сформулировал идею «естественных прав»: человек является высшей социальной ценностью, он «от при-роды» обладает неотъемлемыми правами (на жизнь, на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты. Индивидуалистическая идеология эпохи Просвещения стала рассматривать отклонение человека от общепринятой нормы не как ущербность, а как проявление его личности, развитие которой идет на пользу не только самому индивиду, но и обществу.

Следующий шаг в развитии понимания прав человека был сделан в конце 18 в. после того, как идеи французских либеральных мыслителей эпохи Просвещения стали практическим руководством для лидеров американской войны за независимость и Великой французской революции . Уже в американской Декларации независимости 1776 содержалась ставшая канонической формулировка – «...все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Права граждан были систематизированы в 1789 в почти одновременно принятых Декларации прав человека и гражданина (во Франции) и в Билле о правах (в США). Под влиянием американской и французской революций концепция прав человека стала в 19 в. общепринятой почти во всех странах с европейской культурой.

Эволюция систем защиты прав человека.

Дальнейшее развитие концепции прав человека связано с тремя процессами –

1) с расширением круга людей, права которых подлежат защите;

2) с расширением количества тех прав, которые считаются «общепринятыми»;

3) с совершенствованием механизмов контроля за соблюдением прав человека.

В 17–18 вв., когда происходило становление концепции прав человека, полноправными гражданами считались только европейцы-мужчины высокого достатка. В течение 19 – первой половины 20 вв. постепенно получили признание «неотъемлемые права» всех взрослых граждан независимо от уровня их доходов (ликвидация имущественного ценза), расы или национальности (ликвидация расовой сегрегации и национальной дискриминации), пола (эмансипация женщин).

Сначала главными правами, защиты которых имущие граждане добивались от государства, были только гражданско-политические права – прежде всего, свобода совести, свобода слова и защита собственности. По мере того как в политическую жизнь включались все более широкие круги населения, расширялся и круг тех прав, обеспечение которых считалось общественно важным. С конца 19 в., под влиянием социалистической идеологии, главным объектом борьбы стали уже не столько гражданско-политические, сколько социально-экономические права.

Первоначально права человека защищались исключительно национальными государствами, в то время как нарушение прав человека в «чужих» странах считалась их внутренним делом. Это представление о самодостаточности национального уровня защиты прав человека показало свою несостоятельность уже во время Первой мировой войны, когда совершаемые в условиях военного времени чрезмерные насилия против иностранных граждан не могли подвергаться формальному осуждению. Поэтому в 1929 были приняты Женевские Конвенции о правилах обращения с военнопленными . Что касается нарушения прав человека в мирное время, то они по прежнему считались прерогативой национального законодательства. Накануне Второй мировой войны невмешательство в процесс фашизации Германии обернулся попустительством становлению политического режима, опасного для всего мира. Для предотвращения возникновения агрессивных режимов возникла необходимость создать наднациональный механизм контроля за постоянным соблюдением основных прав человека во всех странах мира.

10 декабря 1948 Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека . В ней отразилась выдвинутая еще в 17 в. концепция «естественности» этих прав: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст. 1). Этот документ хотя и не создавал для государств правовых обязательств, однако фиксировал «нормальные» права, которые каждое государство обязано обеспечивать своим гражданам, если желает считаться «цивилизованным».

Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В 1966 Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека (как было, например, в 1960–1970-е в отношении расистских режимов Родезии и ЮАР, в 1990-е – против обвиненных в геноциде режимов Милошевича в Югославии и Хусейна в Ираке).

Помимо организаций системы ООН международным контролем за соблюдением прав человека активно занимаются различные неправительственная общественные организации – например, основанная в 1961 «Международная амнистия» (Amnesty International), ведущая борьбу с преследованием политических противников и нарушением прав узников.

Развитие региональной интеграции привело к формированию еще одного уровня наднациональных организаций, защищающих права человека. Так, в рамках Европейского Союза (ЕС) действует Европейская Конвенция о защите прав человека, которая предлагает, например, признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Проблемы защиты прав человека.

Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами и на концептуальном, и на практическом уровне.

Даже в развитых странах Запада продолжаются острые дискуссии о том, как следует трактовать права человека. Например, в споре о допустимости абортов все утверждают, что защищают права человека: защитники абортов – право беременной женщины на свободу и безопасность, противники абортов – право нерожденного человека на жизнь. Поскольку нет общепринятой иерархии различных прав человека по степени их важности, подобное столкновение мнений пока ведет к принятию конкретных решений в соответствии скорее с сиюминутным соотношением сил, чем с общими принципами.

Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как «культурный империализм», вмешательство во внутренние дела.

Но и сам международный стандарт прав человека внутреннее противоречив. Ведь право на свободу убеждений и на их свободное выражение предполагает допустимость защиты и таких убеждений, которые требуют ликвидации многих прав человека во имя «прав нации» или «правоверия».

Первоначально это противоречие было актуально в контексте борьбы между либеральной и коммунистической идеологиями. Считая коммунистические идеи враждебными концепции прав человека, западные политики, начиная с конца 1910-х, должны были либо мириться с коммунистической пропагандой во имя принципов свободы, либо осуществлять против сторонников левых идей репрессии, оправдывая явное нарушение прав человека интересами «национальной безопасности». Когда в 1970–1990-е коммунистическая идеология фактически самоликвидировалась, актуальность борьбы с ней резко снизилась.

С 1980-х главным препятствием глобальной реализации концепции прав человека стал набирающий силу исламский фундаментализм . Умеренные исламисты требуют защиты «культурной исключительности» мусульман, образ жизни которых предполагает приниженное положение женщин, политический авторитаризм, запрет на высказывание антиисламских воззрений и т.д. Радикальные исламисты вообще провозглашают необходимость уничтожения западной цивилизации, допуская в борьбе с ней любые средства (включая террористические). Западное общество пока не выработало стратегии борьбы с исламистами, которая бы не требовала систематических нарушений прав человека. Поэтому когда в 2000-е американская армия провела операции в Афганистане и в Ираке по свержению исламистских режимов, нарушающих права человека в своих странах и активно поддерживающих исламистских террористов, то это вызвало не только резко негативную реакцию во всем исламском мире, но и очень критические оценки со стороны многих европейских стран (особенно, Франции и России).

Реализацию концепции прав человека затрудняет то, что и многие западные страны придерживаются ее не всегда последовательно. Например, США позиционируют себя как главного защитника прав человека в мировом масштабе, однако сами систематически допускают многие нарушения. В Америке до сих пор применяется смертная казнь, которая в большинстве стран Европы признана бесчеловечным наказанием; критикуя СССР в 1960–1980-е за ограничения для желающих эмигрировать, США начали в 1980–1990-е усиливать ограничения для иммигрантов. В результате борьба стран Запада за права человека часто критикуется как политика «двойного стандарта», когда от менее развитых стран требуют заботиться о правах человека сильнее, чем это делают сами развитые страны. От непоследовательности западных правительств несут урон и представители правозащитных движений, которым при выполнении их миссии часто приходится принимать общие упреки в адрес Запада.

Совершенствование защиты прав человека в 21 в. невозможно, если их концепция будет продолжать восприниматься как элемент не мировой, а только западной культуры. Политическая глобализация требует диалога о правах человека между разными цивилизациями, в ходе которого можно попытаться переосмыслить концепцию прав человека так, чтобы она действительно выражала общечеловеческие ценности.

Права человека в России.

На примере истории России легко проследить, с какими трудностями сталкивается применение западной концепции прав человека в странах с иными культурными традициями.

Когда после петровских реформ началась системная модернизация российского общества, в сознание российских интеллектуалов проникла и идея неотъемлемых прав человека. Например, критика крепостного права, начиная с Радищева, велась главным образом на основе аргументов о «противоестественности» отсутствия личной свободы у значительной части подданных.

Но во второй половине 19 в. среди отечественной интеллигенции стали доминировать социалистические идеи, которые требовали защиты прав не каждого человека, а представителей определенных классов (крестьянства или пролетариата). Знаменитый процесс В.Засулич (1878), положивший начало массовому революционному террору, показал парадоксальность понимания в России прав человека: с одной стороны, у общественности вызвало одобрение, что революционерка покарала градоначальника Трепова за телесные наказания политического заключенного; с другой стороны, оправдание покушавшейся на убийство показало, что общественность не считает достойным защиты право на жизнь царского «сатрапа».

После революции 1917 идея защиты права человека оказалась полностью вытеснена классовым подходом и политической целесообразностью. Во время репрессий против различных «врагов народа» стало нормальным осуждение людей не за личную вину, а только за принадлежность к определенной группе (священнослужителей, кулаков, «старой» интеллигенции, родственников ранее осужденных).

Второе рождение в нашей стране идеи защиты прав человека произошло в 1960-е, в условиях критики культа личности Сталина, официально провозглашенной разрядки напряженности и ослабления репрессий против тех, кто выражал несогласие с действиями правительства. В 1970 по инициативе В.H.Чалидзе образовался Комитет прав человека в СССР, в который вошли А.Д.Сахаров и И.Р.Шафаревич. После Хельсинских соглашений 1975, когда СССР официально обязался соблюдать права человека, в стране возникло несколько групп «содействия выполнению Хельсинских соглашений», которые стали собирать материалы о систематическом нарушении в стране прав человека.

Уже в 1970-е четко выявилась органическая слабость российского правозащитного движения: оно не имело сколько-нибудь массовой опоры внутри страны и было вынуждено реально апеллировать ни к собственному народу, а к зарубежной общественности. Для подавляющего большинства россиян существенное значение имели социально-экономические права, в то время как современная западная традиция отдает приоритет скорее гражданско-политическим правам. В результате выдвигаемые правозащитниками требования соблюдать провозглашенные Конституцией свободы совести, собраний, право на миграцию и т.д. вызывали интерес главным образом у зарубежных корреспондентов. Правозащитное движение постепенно превращалось в защиту прав самих весьма немногочисленных правозащитников, подвергавшихся арестам, заключению в лагерях и «психушках», принудительной высылке за рубеж и т.д.

Когда в конце 1980-х был провозглашен курс на реформирование советского строя, это привело к кратковременному подъему авторитета правозащитников (особенно А.Д.Сахарова) как интеллектуальных лидеров борьбы с «тоталитарной диктатурой». Однако уже в начале 1990-х их авторитет резко упал: в условиях затяжного социально-экономического кризиса гражданско-политические права по-прежнему не имели для россиян особой ценности. Будучи вынужденными ориентироваться на поддержку с Запада, российские правозащитники многими воспринимаются как западные агенты влияния. Хотя концепция защиты прав человека приобрела официальный статус (есть специальные представители президента по правам человека), но и в 2000-е сохраняется отрыв правозащитной деятельности от умонастроений большинства российских граждан. Для того чтобы российское правозащитное движение завоевало авторитет, оно, видимо, должно качественно изменить приоритеты и формы своей деятельности.

Юрий Латов

Литература:

Глушкова С.И. Права человека в России. Теория, история, практика . М., 2004
Доклад «Международной Амнистии» 2005 – права человека в современном мире . М., 2005
Интернет-ресурсы:
Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека : http://www.sovetpamfilova.ru/
Декларация прав человека и гражданина (1789): http://www.hro.org/docs/ilex/6/6_5.htm
Билль о правах (1789): http://mn-gazeta.ru/vsp/bill_rus.htm
Права человека в России : http://www.hro.org/



Просмотров