Кто возглавляет мчс. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Центральный аппарат МЧС России

Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 24.05.2009)«Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ. 12.07.2004. № 28. Ст. 2882.

В систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят:

– центральный аппарат;

– территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

– Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

– войска гражданской обороны;

– Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

– аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования;

– образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

16 Мая – Rambler Mass Media

Горноспасателей переводят в МЧС

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Как сообщает пресс-служба Кремля, этим документом на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагается функция по руководству деятельностью военизированных горноспасательных частей.

Комплекс аварийно-спасательных и технических работ на объектах металлургии и энергетики осуществляют военизированные горноспасательные части общей численностью личного состава 4742 человека. До настоящего времени они находились в ведении Минпромторга, Ростехнадзора и Минэнерго.

К данным подразделениям относятся: в Минпромторге – ФГУП «Металлургбезопасность» (1666 человек личного состава), в Ростехнадзоре – ФГУ «Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве» (579 человек), в Минэнерго - ОАО «Военизированная горноспасательная, аварийно-спасательная часть» (2497 человек). «Существует своя специфика в горной промышленности и в металлургии. Чтобы эксклюзивные спасатели не были разобщены, чтобы можно было осуществлять централизованное управление силами и средствами, они переданы в ведение МЧС», - цитирует пресс-служба МЧС заместителя министра Александра Чуприяна.

Ведомственная разобщенность военизированных горноспасательных подразделений отрицательно влияла на их готовность к действиям по предназначению, приводила к децентрализации управления, ухудшению технической оснащенности, снижению уровня реагирования. Это требовало при проведении аварийно-спасательных работ дополнительного привлечения федеральных сил и средств.

Как считают в МЧС России, передача указанных предприятий в ведение этого ведомства обеспечит оперативное реагирование на возникающие угрозы, исключит межведомственные проволочки, уменьшит финансовые затраты, повысит материально-техническую обеспеченность и готовность аварийно-спасательных сил и средств, а также будет способствовать их дальнейшей консолидации с целью совершенствования системы обеспечения безопасности предприятий и населения. «Теперь у горноспасателей будет единое управление, что обеспечит оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации и консолидирует усилия спасательных служб, - сказал замглавы МЧС. - Военизированные горноспасательные части во многом схожи и идентичны по тактике деятельности как с нашими спасателями, так и с пожарными».

До принятия соответствующих нормативно-правовых актов работникам военизированных горноспасательных частей и членам их семей сохранятся льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством. «Кардинально будет меняться их оснащение, а социальные условия горноспасателей будут улучшены», - сказал замминистра.

В Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) Пять заместителей Министра,в том числе:

– один первый заместитель (в настоящее время – Цаликов Руслан Хаджисмелович);

– один статс-секретарь – заместитель Министра (в настоящее время – Пучков Владимир Андреевич);

– а также главный военный эксперт и главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, пользующиеся правами заместителя Министра;

б) коллегия в количестве19 человек;

в) до 11 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства и до 11 управлений.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

В МЧС России образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии) и его заместители, входящие в него по должности, а также другие руководящие работники центрального аппарата МЧС России, организаций, находящихся в ведении МЧС России.

Численность коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МЧС России.

Решения коллегии реализуются, как правило, приказами МЧС России.

В случае разногласий между председателем и членами коллегии решение принимает председатель, докладывая о возникших разногласиях в установленном порядке Президенту Российской Федерации.

Для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России, при МЧС России создается научно-технический совет , в состав которого могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений. Положение о совете и его состав утверждаются Министром.

Для разработки основных направлений международного сотрудничества и обеспечения деятельности российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования при МЧС России создается совет по оценке и стратегическому планированию международной деятельности . Положение о совете и его состав утверждаются Министром.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МЧС России возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр:

1) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МЧС России задач и функций;

2) распределяет обязанности между своими заместителями;

3) вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России;

4) утверждает положения о подразделениях центрального аппарата МЧС России;

5) осуществляет в установленном порядке прием граждан Российской Федерации на военную службу в войска гражданской обороны по контракту, на службу в Государственную противопожарную службу, на работу в МЧС России; назначает на должность и освобождает от должности военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, работников МЧС России; увольняет с военной службы (службы) военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы и работников МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также определяет соответствующие полномочия должностных лиц МЧС России;

6) утверждает в пределах установленной Президентом Российской Федерации численности работников структуру и штатное расписание центрального аппарата МЧС России;

7) утверждает смету МЧС России в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год МЧС России;

8) утверждает в установленном порядке уставы (положения) организаций, находящихся в ведении МЧС России, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, заключает и расторгает с ними трудовые договоры (контракты), а также вносит в договоры (контракты) изменения;

9) организует работу МЧС России, руководит деятельностью Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, аварийно-спасательных и иных формирований и осуществляет управление войсками гражданской обороны;

10) представляет МЧС России в органах исполнительной, законодательной и судебной власти Российской Федерации, в организациях, а также в международных организациях;

11) определяет перечень должностных лиц МЧС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и организует их деятельность;

12) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке территориальных органов и организаций, находящихся в ведении МЧС России, определяет их структуру и штатное расписание, устанавливает нормативы их штатной численности;

13) представляет в установленном порядке на утверждение Президента Российской Федерации концепцию и план строительства и развития войск гражданской обороны, предложения по их структуре и составу, а также по штатной численности военнослужащих войск гражданской обороны;

14) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в МЧС России;

15) пользуется в полном объеме правами, предусмотренными общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, а также правами, предусмотренными Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", - в отношении лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы;

16) присваивает военнослужащим войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы воинские звания до полковника (капитана 1 ранга) включительно, лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы - специальные звания до полковника внутренней службы включительно; определяет полномочия должностных лиц МЧС России по присвоению военнослужащим войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы воинских званий до подполковника (капитана 2 ранга) включительно, лицам начальствующего состава Государственной противопожарной службы - специальных званий до подполковника внутренней службы включительно;

17) представляет на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения:

о включении воинских должностей военнослужащих войск гражданской обороны и должностей высшего начальствующего состава Государственной противопожарной службы в перечни воинских должностей и должностей высшего начальствующего состава, замещаемых высшими офицерами и лицами высшего начальствующего состава;

о назначении на должность и освобождении от должности военнослужащих войск гражданской обороны и лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы, для которых штатом предусмотрены соответственно воинские звания высших офицеров и специальные звания высшего начальствующего состава, о присвоении им воинских званий высших офицеров и специальных званий высшего начальствующего состава, а также об увольнении их со службы;

18) имеет в установленном порядке наградной и подарочный фонды, в том числе огнестрельного и холодного оружия, для награждения военнослужащих войск гражданской обороны, личного состава Государственной противопожарной службы, работников МЧС России, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на МЧС России задач;

19) принимает по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решения о передислокации в пределах Российской Федерации подразделений и воинских частей войск гражданской обороны;

20) представляет военнослужащих войск гражданской обороны и личный состав Государственной противопожарной службы, работников МЧС России к награждению государственными наградами Российской Федерации;

21) решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих войск гражданской обороны, личного состава Государственной противопожарной службы, работников МЧС России, органов, подразделений и организаций системы МЧС России и членов их семей, заключает в установленном порядке отраслевое тарифное соглашение в качестве работодателя;

22) направляет в установленном порядке военнослужащих войск гражданской обороны, личный состав Государственной противопожарной службы и работников МЧС России в служебные командировки, в том числе за пределы Российской Федерации;

23) определяет в установленном порядке ведомственные знаки отличия, утверждает положения об этих знаках и их описания, награждает ими личный состав МЧС России, а также граждан, оказавших содействие в решении задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в обеспечении пожарной безопасности;

24) утверждает в установленном порядке описание формы одежды, обуви и средств специальной защиты, нормы снабжения специальной одеждой и снаряжением, в том числе временные, порядок обеспечения вещевым имуществом отдельных категорий государственных служащих и лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям государственной службы, военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы;

25) утверждает в установленном порядке генеральные планы строительства и развития военных городков войск гражданской обороны, городков поисково-спасательных формирований и городков аварийно-спасательных формирований, проекты объектов собственного строительства войск гражданской обороны, планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

26) издает в пределах своей компетенции в установленном порядке нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, утверждает стандарты и нормы, отнесенные к компетенции МЧС России;

27) утверждает в пределах своей компетенции в установленном порядке перечни воинских должностей военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, должностей рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, а также перечни соответствующих этим должностям воинских и специальных званий;

28) утверждает типовые структуры, штаты, штатные расписания, а также нормативы обеспеченности личным составом и пожарной техникой подразделений Государственной противопожарной службы, устанавливает нормативы штатной численности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;

29) определяет порядок и условия заключения контрактов о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, назначения указанных лиц на должность по конкурсу;

30) прикомандировывает военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы к органам государственной власти и организациям в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации;

31) вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации предложения об утверждении официальных символов МЧС России, а также утверждает знаки различия военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы и описания этих знаков различия;

32) устанавливает временные нормы продовольственного пайка военнослужащих войск гражданской обороны при выполнении задач в период стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также при выполнении ими срочных заданий;

33) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке руководителей региональных центров, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

34) назначает лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы на должности в центральном аппарате МЧС России и в системе МЧС России, связанные с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы, с сохранением ранее установленных для указанной категории лиц льгот и гарантий, в том числе пенсионного обеспечения в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

35) устанавливает оклады по нетиповым воинским должностям военнослужащих, штатным должностям сотрудников Государственной противопожарной службы применительно к окладам по типовым воинским должностям военнослужащих и типовым штатным должностям сотрудников Государственной противопожарной службы;

36) вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета на соответствующий год;

37) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Личному составу МЧС России в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в подтверждение полномочий могут выдаваться служебные удостоверения и удостоверения личности, порядок выдачи которых определяет Министр.

27 декабря МЧС России отмечает 17-ю годовщину создания. Российский корпус спасателей (предшественник МЧС) был образован постановлением Совета министров СССР 27 декабря 1990 года. С апреля 1991 года ведомство бессменно возглавляет Сергей Шойгу.

Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в мировой практике была сформирована специальная структура - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Начало создания структуры - 27 декабря 1990 года , когда было принято постановление Совета министров РСФСР «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Корпус возглавил Сергей Шойгу. Именно этот день - 27 декабря - в 1995 году Указом Президента РФ объявлен Днем спасателя Российской Федерации. 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.

19 ноября Указом Президента РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председатель - С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР. 10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), министр - Сергей Шойгу. 9 декабря 1992 года на базе бывших Высших центральных курсов гражданской обороны создана Академия гражданской защиты МЧС РФ, уникальное, не имеющего аналогов в мире учебное заведение.

21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В сентябре 1995 года было подписано соглашение с Международной организацией гражданской обороны об открытии Московского регионального учебного центра подготовки специалистов гражданской обороны на базе Академии гражданской защиты. Международный центр подготовки спасателей был открыт седьмого мая 1996 года в подмосковном городе Ногинске. Статус Центра как международного учреждения гуманитарной направленности поддержан ООН. Задачи Центра - подготовка спасателей из различных государств по методике, разработанной специалистами МЧС России с учетом международного опыта, привлечение обучаемых спасателей к участию в крупных учениях, организуемых МЧС, и к реальным спасательным акциям в качестве международного резерва. Центр оснащен новейшими образцами спасательной техники и оборудования, а также аэромобильным госпиталем МЧС. Выпускникам присваивается квалификация «спасатель международного класса». МЧС России - это структура, которая покрывает сетью практически всю страну. На оснащении спасателей находятся самые современные спасательные технологии. Российские спасатели прошли обучение в лучших спасательных службах мира, а некоторые зарубежные специалисты-спасатели приезжали в Россию, в Центр подготовки спасателей, чтобы перенять наш опыт реагирования на чрезвычайные ситуации.

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

История образования МЧС России

История России всегда была связана с разного рода опасными природными явлениями, стихийными и иными бедствиями, катастрофами, а также опасностями, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Испокон веков люди пытались объединиться, чтобы противостоять этим бедствиям, оказать помощь бедствующим. Стремление к коллективному противостоянию бедствиям различного характера - одна из причин создания государств.

Нередко появление той или иной опасности и угрозы обусловливало появление сил для защиты от них, рождались документы, определяющие вопросы безопасности в данной области.

Так, например, в конце XV века при Иване III возникает пожарная служба, а в 1504 году издаются подробные противопожарные правила, распространяемые на всю Россию. При Петре I создается уже пожарная повинность.

Развитие горного дела, химической промышленности, мореплавания, нефтяной индустрии обусловило создание подразделений горно- и газоспасателей, морских спасателей, отрядов для борьбы с фонтанами нефти, каждое из этих направлений по мере роста опасностей получало свое развитие.

В период революции и гражданской войны профессиональная пожарная охрана в силу своей малочисленности и слабого оснащения была не в состоянии противостоять захлестнувшим страну пожарам. Основная тяжесть легла на плечи добровольных пожарных дружин. В связи с этим 17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положивший начало созданию новой системы пожарной безопасности в России. В составе НКВД для организации деятельности межведомственного Пожарного совета был создан специальный аппарат.

Понимая серьезность борьбы со стихийными бедствиями в Кодексе законов о труде РСФСР в 1922 г. в разделе III «О порядке привлечения к трудовой повинности граждан РСФСР», записывается, что «в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) все граждане РСФСР, за изъятиями, указанными в ст. ст. 12-14, могут привлекаться к труду в порядке трудовой повинности согласно специальным постановлениям Совета Народных Комиссаров СССР или органов, уполномоченных на то Советом Народных Комиссаров.

В этой формулировке впервые в России используется термин «стихийные бедствия».

В эти годы, как подчеркивалось выше, шло постоянное совершенствование пожарной охраны в стране. В 1940 г. были введены «Боевой устав пожарной охраны» и «Устав внутренней службы в пожарной охране».

Накануне Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой уже хорошо организованную силу. Она в централизованном порядке обеспечивалась квалифицированными кадрами, необходимой пожарной техникой, специальными видами снаряжения. Вся боевая и профилактическая работа противопожарной службы строилась по единым уставам и наставлениям. Республиканские, краевые и областные центры, крупные города, большинство районных центров охранялось профессиональными городскими пожарными командами (ГПК), содержащимися за счет местного бюджета.

Военизированная охрана имелась только на объектах оборонного значения.

В годы войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД стали составной частью общегосударственных мероприятий и вошли в пожарную службу местной противовоздушной обороны (МПВО), но оперативно подчинялись Главному управлению пожарной охраны (ГУПО) страны. Пожарная охрана, взаимодействуя с формированиями МПВО, свела на нет расчеты противника на массовые пожары. Ни в одном городе, ни в одном населенном пункте тыла не было сплошных или массовых пожаров.

Следует отметить, что по мере возникновения и роста тех или иных угроз создавались, как подчеркивалось выше, необходимые силы и организационные структуры, начиная от соответствующих служб обеспечения безопасности на объектах и территориях, вплоть до образования государственных многонациональных систем защиты населения и территорий, разрабатывалась и принималась необходимая законодательная и нормативная правовая база.

Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий, как в России, так и за рубежом была обусловлена, прежде всего, ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.

В России (СССР) проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственный уровень были подняты сразу после гражданской войны, что было обусловлено появлением, а затем бурным развитием авиации и ростом ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны. Кстати, впервые правила поведения граждан при налетах самолетов противника были изложены уже 8 марта 1918 г. в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей».

Этой проблеме стало уделяться значительное внимание и в октябре 1932 года решение этих вопросов было возложено на местную систему противовоздушной обороны (МПВО), образованную постановлением ЦК КПСС и Совета Народных Комиссаров СССР, прописавшим основные положения ее функционирования.

Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешную защиту населения и создание условий для функционирования объектов народного хозяйства. За годы Великой Отечественной войны МПВО превратилось из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, была важным элементом обороноспособности государства, составной частью Вооруженных Сил страны.

Положениями о МПВО Союза ССР, утвержденными постановлениями Совета Министров СССР 31 октября 1949 г. и 14 апреля 1956 г. были определены на основе опыта Великой Отечественной войны цели, задачи, организационная структура МПВО, основные мероприятия, проводимые на территории страны, роль и место войск МПВО, формирований МПВО и групп самозащиты, порядок подготовки кадров и населения в системе МПВО, обязанности министерств и ведомств.

В положении, утвержденном в 1956 г., впервые подчеркивалось, что МПВО является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от ядерного оружия и других современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также выполнения неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Особое внимание обращалось на то, что МПВО должна была организовываться на всей территории страны.

Появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки потребовали все же коренных изменений военных доктрин ядерных стран, при этом проблема защиты населения и территорий от оружия массового поражения приобрела еще большую остроту и важность.

В связи с этим в 1961 году было принято решение о преобразовании МПВО в гражданскую оборону.

Отличие МПВО от гражданской обороны состояло в следующем:

  • во-первых, система защитных мер гражданской обороны должна была обеспечить защиту населения и территорий от поражающих факторов качественно нового оружия – оружия массового поражения;
  • во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечение всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне;
  • в-третьих, в совершенно новом качестве встала задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших;
  • в-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Все это с учетом опыта функционирования системы гражданской обороны за прошедшие годы нашло отражение в Положении о Гражданской обороне СССР, введенном в действие Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 201-78 от 18 марта 1976 г.

Следует подчеркнуть, что попытка разработать и принять в эти годы закон о Гражданской обороне СССР оказались безуспешными.

Необходимо признать, что в 60-70-ые годы было много сделано для обеспечения готовности гражданской обороны на случай возникновения ядерной войны, в том числе по созданию нормативной базы. Так, например, основные принципы защиты населения от оружия массового поражения были определены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1963 года № 1132-416 «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения». Они легли в основу строительства и ведения гражданской обороны. В печати неоднократно подчеркивалось, что состояние Гражданской обороны СССР в эти годы было одним из сдерживающих факторов развязывания войны со стороны бывших вероятных противников СССР.

Вместе с тем надо признать, что ориентация гражданской обороны в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. была продекларирована необходимость развития гражданской обороны в плане непосредственного решения задач по защите и спасению населения в чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами. Но это постановление осталось на бумаге, о чем подтвердило Спитакское землетрясение 1988 г.

Чернобыльская трагедия показала, что вопросы защиты населения и территорий надо решать на государственном уровне, а Спитакская катастрофа ускорила принятие решения по данному вопросу.

В середине 1989 г. Верховным Советом СССР было принято решение о создании в структуре Правительства СССР специального органа – Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР создается государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входили задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Созданные Комиссия и Система существовала до распада СССР.

Шло развитие системы противостояния чрезвычайным ситуациям и в России. 17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.

Дата принятия этого постановления считается временем основания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

После утверждения Положения и штатного расписания Корпуса началось его формирование. 17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР № 207 Председателем Российского корпуса спасателей был назначен Сергей Кожугуетович Шойгу.

Однако уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. №221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который в 1994 году был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В настоящее время МЧС России или более официально – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – основной орган, осуществляющий управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, а также координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

Сегодня МЧС России – это государственный орган, который, помимо ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, занимается прогнозированием, предупреждением чрезвычайных ситуаций, разрабатывает специальный спасательный инструмент, новые технологии, имеет в своем распоряжении даже авиацию и т. д.

МЧС России – это структура, которая покрывает своей сетью практически всю страну. Это мощный кулак спасательных сил, способный остановить развитие любой чрезвычайной ситуации. Расскажем вкратце о некоторых его силах постоянной готовности, немедленно реагирующих на крупные, наиболее тяжелые ЧС.

Силы МЧС России. Войска гражданской обороны

Эти войска составляют основу сил МЧС России, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Войска ГО прошли долгий и сложный путь своего развития – испытание войной 1941-1945 гг., серьезную проверку боеспособности при ликвидации многих крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил. Их задача – быстро прийти на выручку населению в чрезвычайных ситуациях, оказать ему помощь, устранить последствия ЧС.

Основная организационная единица войск ГО – спасательный центр. В центр входят различные отдельные отряды: спасательный или экстренного реагирования; радиационной, химической и биологической защиты; жизнеобеспечения; пиротехнических работ; охраны и сопровождения грузов; медицинский спасательный; пожарный; поисково-спасательный, кинологический; автомобильный; экспедиционных сил и др.

Эти войска называют еще «Войска спасения» или «Войска без оружия» (однако в целях самозащиты они имеют некоторое легкое вооружение).

Центроспас

Центроспас – это Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд. Основные его функции – оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера федерального и трансграничного масштаба, спасение людей в зонах ЧС, доставка и сопровождение грузов гуманитарной помощи терпящим бедствие и др.

Профессиональный уровень работников отряда довольно высок. Каждый из спасателей имеет 6-15 гражданских специальностей (водитель, связист, медик, газосварщик, инженер, водолаз, альпинист, пожарный, кинолог, спелеолог и т.д.).

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении парашютно-десантные системы; спецавтотранспорт для работ в зонах чрезвычайных ситуаций; катера на воздушной подушке; средства поиска и спасения пострадавших, оказания первой помощи; изолирующие скафандры и дыхательные аппараты для работы в газовых средах и под водой; надувные плоты, лодки. Есть также средства жизнеобеспечения, индивидуальной защиты; радиостанции ближней и дальней (в том числе спутниковой) радиосвязи; экспедиционные рационы питания.

Отряд оснащен легкими вертолетами, способными работать в крупных городах. Они используются в перегруженной автотранспортом Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших в ДТП, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, когда бригады «скорой», зажатые в толчее машин, не успевают прибыть по вызову.

Отряд отличает круглосуточная готовность спасателей, транспортных средств, техники и снаряжения к быстрым и эффективным действиям, направленным на спасение человеческих жизней и материальных ценностей от ЧС в любой географической точке Земли.

Спецназ «Лидер»

Случаются чрезвычайные ситуации, отличающиеся особой спецификой, требующие, например, навыков в выполнении пиротехнических работ, использовании робототехнических средств и т.п. Нередко к тому же чрезвычайные ситуации происходят в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, в том числе исходящим от криминальных элементов, устремляющихся к месту ЧС с целью поживиться. Чтобы защитить спасателей, проводить работы особой сложности, был создан Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер». Наряду с Центроспасом он стал ядром сил быстрого реагирования МЧС России.

Костяком Центра стали люди, имевшие опыт боевых действий, служившие в подразделениях специального назначения. Многие из них являются спасателями международного класса, мастерами спорта международного класса, инструкторами по альпинизму.

На Центр «Лидер» возложены следующие задачи:

– проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, на воде и под водой с использованием легкого водолазного снаряжения;

– выполнение подрывных и пиротехнических работ;

– осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, – объектов экономики в районах ЧС;

– обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;

– обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.

Центр оснащен современной техникой, его сотрудники имеют прекрасную экипировку.

Поисково-спасательная служба

Элитные подразделения Центроспас и «Лидер» привлекаются не на все чрезвычайные ситуации, а лишь на наиболее крупные и сложные. Ликвидацией последствий «рядовых» ЧС обычно занимаются формирования поисково-спасательной службы (ПСС). В их составе около 4 тысяч спасателей, в том числе 170 – международного класса. Кроме того, в субъектах Федерации и муниципальных образованиях имеются свои аварийно-спасательные отряды общей численностью свыше 10 тысяч человек и примерно 7,5 тысяч добровольцев-спасателей в составе студенческих спасотрядов.

Поначалу все они участвовали в ликвидации последствий в основном стихийных бедствий, а теперь действуют и в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Сегодня им приходится участвовать в ликвидации последствий авиационных, железнодорожных, автотранспортных и даже речных (морских) аварий (катастроф), устранять последствия взрывов, пожаров и обрушений зданий, прорывов нефте- и газопроводов, разливов различных АХОВ.

Увеличилось и число так называемых бытовых чрезвычайных ситуаций. Все чаще работники милиции обращаются в органы управления ГОЧС с просьбами о поиске людей в городской черте, в водоемах, об оказании помощи при угрозе террористических актов, извлечении людей из шахт лифтов, колодцев, вскрытии квартир в высотных домах (с применением альпинистской технологии и аварийно-спасательного инструмента). Все это становится новым направлением деятельности поисково-спасательных формирований.

Авиация МЧС России

Авиация министерства включает целый парк авиасредств. В их числе самолеты Ил-76ТД. Они вмещают по 42 тонны воды или специальной огнегасящей жидкости, являются самыми большими в мире пожарными «бомбардировщиками». Эти самолеты успешно применялись при тушении пожаров на складах боеприпасов под Ереваном (в Армении), Владивостоком, Екатеринбургом. В условиях, когда из-за разрывов снарядов наземным пожарным было невозможно подойти к месту аварии, только с помощью авиации они могли справиться с этой задачей.

С этих самолетов велась борьба и с крупными лесными пожарами. В ней же участвуют многоцелевые самолеты-амфибии Бе-200 ЧС, способные забирать 12 тонн воды в режиме глиссирования, что существенно повышает эффективность пожаротушения, вертолеты Ми-8 и Ми-26, которые могут наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии.

Ил-62М, оборудованный в варианте воздушного командного пункта, позволяет управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций, эвакуировать людей из зон чрезвычайных ситуаций, выполнять перевозки оперативных групп МЧС России и т.п.

Многоцелевые задачи выполняют вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т, которые не требуют специальных аэродромов, могут обслуживать самые труднодоступные территории.

МЧС России – единственная на сегодняшний день структура в стране, соединившая в единое целое авиацию и спасателей. Многое из того, что делает авиация министерства, в стране не делает никто.

Центр управления в кризисных ситуациях

Когда возникает чрезвычайная ситуация, действовать надо быстро, грамотно и организованно. Тому, кто обязан принимать меры по ее ликвидации, необходимо, прежде всего, получить информацию о случившемся, причем максимально точную, и вероятный прогноз ее развития. Нужны также сведения о силах и средствах, которые можно немедленно использовать для решения внезапно возникающей задачи.

В этих целях был создан Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС). В числе его задач – отслеживать и докладывать информацию о чрезвычайных ситуациях; готовить предложения руководству для принятия решения; обеспечивать устойчивое, непрерывное и оперативное управление органами управления, силами и средствами РСЧС при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; вести банк данных об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях в стране и за рубежом, о потенциально опасных объектах, возможных вариантах развития событий при возникновении той или иной ЧС, об алгоритмах действий в различных ситуациях и др.

Система кризисного управления постоянно совершенствуется. В целях формирования общего информационного пространства, усиления межведомственной координации и централизации управления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций начато создание Национального центра управления в кризисных ситуациях. Можно сказать, что тем самым формируется система антикризисного управления всей страной при самых разных чрезвычайных ситуациях всероссийского масштаба – от крупного землетрясения до военных действий. Этот центр будет фактически головным информационным координатором РСЧС. В каждом региональном центре МЧС России намечено сделать его филиалы.

В 2005 году началось развертывание Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). После ее полного развертывания будет обеспечиваться гарантированное оповещение более 35 млн. человек в различных кризисных ситуациях, сроки доведения необходимой информации до населения в местах массового пребывания сократятся в 12 раз.

Государственная противопожарная служба МЧС России

Огненная стихия стала настоящим бедствием для человечества, Только в России в среднем ежегодно регистрируется более 200 тысяч пожаров. В них погибает около 20 тысяч человек.

Указом Президента России с 1 января 2002 года Государственная противопожарная служба передана в ведение Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям. Это сделано в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, объединения; сил и средств при организации и про ведении первоочередных аварийно спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

Первичным оперативным подразделением, способным самостоятельно потушить небольшой пожар или спасти людей, которым угрожает опасность, является отделение на пожарном автонасосе или автоцистерне. Такие отделения первым выезжают по вызову и принимают; немедленные меры к ликвидации очага загорания.

Чаще всего тактические задачи пожарным приходится решать силам дежурного караула – основного тактического подразделения. Оно в составе двух и более отделений способно успешно бороться с более сложными пожарами. Караул несет службу в пожарном депо в течение 24 часов, а затем его меняет следующая смена. Караул постоянно готов к выезду на пожар. На сбор по тревоге его личному составу отводится всего 40-50 секунд. За это время пожарные должны надеть боевую одежду, занять места в машинах, получить от диспетчера адрес, где произошло возгорание, и выехать на место происшествия.

Во главе всех подразделений, принимающих участие в тушении пожара, стоит руководитель (РТП). При крупных пожарах для оперативного руководства организуется штаб, который обеспечивает выполнение указаний руководителя.

Для тушения пожара нужны вода или пена, огнетушащие порошок или инертный газ, противодымный противогаз и (или) теплоотражательный костюм, лестница для спасения людей с верхних этажей, приспособление для вскрытия конструкций здания, чтобы проникнуть к очагу горения. Словом, требуются десятки приборов и приспособлений для борьбы с огнем, дымом, испепеляющей жарой.

Важным направлением работы пожарной охраны является противопожарная профилактика. Цель ее – снижение числа пожаров и, как следствие, сокращение материального ущерба от огня, а также уменьшение людских жертв.

В настоящее время в городах России функционируют и доказали свою эффективность единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, оборудованные единым телефонным номером службы спасения «01». Этот номер становится основой всей системы реагирования на ЧС. Сегодня во многих городах и районах страны дело обстоит таким образом, что каждый гражданин, позвонив по «01», может получить квалифицированную помощь по широкому спектру проблем, связанных с происшествиями.

МЧС России проделало очень важную работу, результаты которой должны повысить уровень реагирования на пожары на всей территории России. В рамках проводимой в стране административной реформы задачи пожаротушения разделены сегодня между противопожарными службами субъектов Российской Федерации и Федеральной противопожарной службой. Последняя отвечает за тушение пожаров не на всей территории страны, а в закрытых административно-территориальных образованиях; на объектах, критически важных для национальной безопасности страны; других особо важных пожароопасных объектах; особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации.

МЧС России вышло с предложением внести в закон поправки, позволяющие ФПС, входящей в министерство, осуществлять защиту от пожаров на территории всей страны и координировать все виды пожаротушения на территории субъектов РФ, т.е. установить единое управление этой деятельностью. Это может стать стратегическим шагом в обеспечении пожарной безопасности.

Сегодня ГПС – это мощная оперативная служба. Ее подразделения ежегодно совершают около двух миллионов выездов, в 2007 году ими было спасено на пожарах от гибели и травм на пожарах 942 человека, в том числе в УР –147 человек.

Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС)

Согласно статистике, в последние 20 лет на водных объектах Российской Федерации по разным причинам ежегодно погибает до 20 тысяч человек. В целях совершенствования деятельности по обеспечению безопасности людей на водных объектах в 1984 году в Российской Федерации была образована Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС). В августе 2003 года в рамках совершенствования РСЧС она была передана в состав МЧС России.

ГИМС осуществляет:

– регистрацию, учет, техническое освидетельствование маломерных судов, баз (сооружений) для их стоянок, пляжей, переправ и наплавных мостов;

– аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном;

– контроль на водоемах за соблюдением правил пользования маломерными судами, охраны жизни людей на воде, пресечение выявленных нарушений и др.

В настоящее время в рамках проводимой в стране административной реформы функции ГИМС в части осуществления поиска, спасания и охраны жизни людей на водных объектах переданы в ведение органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основное направлением деятельности ГИМС МЧС России – обеспечение эффективного функционирования подразделений инспекции по решению задач в области государственного и технического надзора на водных объектах Российской Федерации.

1 августа 2019 , О поручениях Дмитрия Медведева по итогам совещания о ситуации с лесными пожарами на территории Сибирского федерального округа

29 апреля 2019 , Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий Выделены средства на помощь пострадавшим от природных пожаров в Забайкальском крае Распоряжение от 29 апреля 2019 года №859-р. Из резервного фонда Правительства России выделяется 55,31 млн рублей на социальную поддержку пострадавших в результате природных пожаров в Забайкальском крае.

20 апреля 2019 Дмитрий Медведев поручил оказать помощь пострадавшим в результате пожаров в Забайкалье

29 января 2019 , Система предупреждения чрезвычайных ситуаций О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение эффективности управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Распоряжение от 26 января 2019 года №81-р. Законопроектом предлагается уточнить и упорядочить состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации, полномочия Правительства России, региональных и местных органов власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уточняется также правовое регулирование отношений в сфере обеспечения защищённости критически важных и потенциально опасных объектов и создания организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14 января 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на повышение эффективности управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Законопроектом предлагается уточнить и упорядочить состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации, полномочия Правительства России, региональных и местных органов власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уточняется также правовое регулирование отношений в сфере обеспечения защищённости критически важных и потенциально опасных объектов и создания организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14 января 2019 Дмитрий Медведев обсудил с губернатором Ростовской области и главой МЧС оказание помощи пострадавшим от взрыва газа в жилом доме в городе Шахты

5 января 2019 О выплатах и пособиях семьям погибших и пострадавшим в связи с обрушением жилого дома в Магнитогорске 31 декабря 2018 года

1 января 2019 Об образовании Правительственной комиссии по оказанию помощи пострадавшим и ликвидации последствий обрушения подъезда жилого дома в Магнитогорске Распоряжение №3036-р

26 декабря 2018 , Пожарная безопасность Об изменениях в Правилах противопожарного режима Постановление от 24 декабря 2018 года №1644. Внесёнными в Правила противопожарного режима изменениями устанавливается запрет на застройку противопожарных расстояний и минерализованных полос в границах населённых пунктов. Это позволит повысить уровень противопожарной защищённости населённых пунктов от переходящих на них природных пожаров.

10 декабря 2018 , Гражданская оборона О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение эффективности системы управления гражданской обороной Распоряжение от 8 декабря 2018 года №2723-р. В целях совершенствования законодательства в области гражданской обороны и повышения эффективности системы управления гражданской обороной законопроектом, уточняются полномочия Президента и Правительства России в этой области, категории должностных лиц субъектов Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной.

19 ноября 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на повышение эффективности системы управления гражданской обороной В целях совершенствования законодательства в области гражданской обороны и повышения эффективности системы управления гражданской обороной законопроектом, в частности, предусматривается дополнение Федерального закона «О гражданской обороне» новыми понятиями, такими как «обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне»; «организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне»; «опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов»; «сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения». Уточняются полномочия Президента и Правительства России в этой области, категории должностных лиц субъектов Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной.

18 октября 2018 О выделении бюджетных ассигнований на социальную поддержку граждан, пострадавших в результате чрезвычайного происшествия 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже Распоряжение от 18 октября 2018 года №2249-р. Из резервного фонда Правительства России выделены бюджетные ассигнования в размере 60 млн рублей на выплату единовременного пособия гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайного происшествия, произошедшего 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже.

31 июля 2018 Поручение МЧС России по итогам совещания об охране и защите лесов и глубокой переработке древесины

18 июля 2018 Поручения МЧС России в связи с чрезвычайной ситуацией на территории Забайкальского края в июле 2018 года

27 апреля 2018, пятница Об утверждении новой редакции государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» Постановление от 30 марта 2018 года №377. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

26 марта 2018 , Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий О выделении бюджетных ассигнований на социальную поддержку граждан, пострадавших в результате пожара 25 марта 2018 года в Кемерово Распоряжение от 26 марта 2018 года №508-р. Из резервного фонда Правительства России выделяются бюджетные ассигнования в размере 76 млн рублей на выплату единовременного пособия гражданам, пострадавшим в результате крупного пожара 25 марта 2018 года в Кемерово.

1















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Обеспечить усвоение необходимых знаний учащимися в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  2. Сформировать понятие о МЧС России как государственной структуре, обеспечивающей защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  3. Воспитывать личность, способную оказывать само- и взаимопомощь.
  4. Развивать у обучающихся собственное мышление, познавательные умения.
  5. Развивать умения владеть собой и действовать самостоятельно.

Учебные вопросы темы: (слайд 2) :

  1. История создания МЧС России.
  2. Организационная структура МЧС России.
  3. Задачи МЧС России.
  4. Структуры МЧС в системе органов управления.
  5. Режимы функционирования РСЧС и масштабы распространения ЧС.
  6. Постоянно действующие органы управления РСЧС.
  7. Силы и средства РСЧС России.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: лекция с применением техники обратной связи.

Время: 2 учебных часа.

Оборудование:

  • плакаты и наглядные пособия в кабинете ОБЖ по тематике МЧС РФ;
  • учебники по ОБЖ для учащихся 10 класса;
  • рабочие тетради,
  • мульмедийная установка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Активизация внимания и мышления.

II. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы с вами сформируем понятие о государственной системе МЧС РФ ее структуре и задачах.

III. Актуализация опорных знаний:

Для проверки актуальности знаний, получаемых на сегодняшнем уроке, ответьте на следующие вопросы:

Как вы думаете, как часто современный человек подвергается опасности в повседневной жизни? Что такое чрезвычайная ситуация? Какие виды чрезвычайных ситуаций Вы знаете?

От чего (кого) будет зависеть жизнь и здоровье человека, находящегося в условиях опасных для его существования? Знаете ли Вы, что такое МЧС России?

Выслушиваю ответы и подвожу к определениям: “ Чрезвычайная ситуация”, “МЧС РФ- федеральный орган обеспечения безопасности».

«Чрезвычайная ситуация» - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

«МЧС России» - это министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

IV. Изложение нового материала (слайд 3)

МЧС РФ выступает в роли координатора и организующего центра. Оно является федеральным органом исполнительной власти, производящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, это общегосударственный орган по организации обеспечения безопасности населения и государства при различных катастрофах, а также центр, организующий необходимые исследования и интегрирующий достижения науки и техники, мировой опыт в этой области, а также штаб, координирующий усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

1 вопрос История создания МЧС РФ (слайд 4)

17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей. 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается основанием МЧС России. 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем Сергея Шойгу. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).

19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.

10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время.

2 вопрос Организационная структура МЧС России (слайд 5)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ МЧС РОССИИ:

Министр. Первый заместитель Министра. Статс-секретарь - заместитель Министра. 3 -Заместителя Министра. Главный военный эксперт. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.

ДЕПАРТАМЕНТЫ МЧС России:

Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. Территориальной политики. Гражданской защиты. Тыла и вооружения. Административный. Надзорной деятельности. Организационно-мобилизационный. Кадровой политики. Международной деятельности. Финансово-экономический. Инвестиций и капитального строительства.

УПРАВЛЕНИЯ МСЧ России:

Научно-техническое. Государственной инспекции по маломерным судам. Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Авиации и авиационно-спасательных технологий. Федеральной поддержки территорий. Медико-психологического обеспечения. Контрольно-ревизионное. Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ. Информации. Правовое. Военизированных горноспасательных частей.

Центральный аппарат МЧС РФ (9 департаментов, 9 управлений, 1 отдел):

Департамент управления. Департамент Гражданской обороны. Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Департамент подготовки войск гражданской обороны и других формирований. Департамент материально-технического обеспечения и вооружения. Департамент мероприятий защиты населения и территорий. Департамент финансово-экономический. Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов. Департамент международного сотрудничества. Управление кадров. Организационно-мобилизационное управление. Управление Аппарата Министра. Управление связи и оповещения. Научно-техническое управление. Управление авиации. Правовое управление. Медицинское управление. Хозяйственное управление. Информационный отдел (Пресс-служба).

3 вопрос Основные задачи МЧС России (слайд 6)

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ставит перед собой следующие задачи:

  • реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности;
  • осуществление мер по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами страны;
  • осуществление нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
  • осуществление управления в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области;
  • осуществление сбора и обработки информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информации.

4 вопрос Структуры МЧС в системе органов управления (слайд 7)

Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Объединив усилия ведомств и территорий в единую систему (РСЧС), мы получили возможность решать проблему безопасности населения и производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой области.

Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы (слайд 8) :

  • предупреждение возникновения ЧС;
  • снижение потерь и ущерба от ЧС;
  • ликвидация последствий ЧС.

5 вопрос Режимы функционирования РСЧС и масштабы распространения ЧС

(слайд 9-10)

РСЧС имеет 3 режима функционирования в зависимости от складывающейся ситуации:

  • режим постоянной деятельности существует при отсутствии чрезвычайной ситуации, когда все органы управления и силы РСЧС работают в обычном ритме;
  • режим повышенной готовности , вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
  • режим чрезвычайной ситуации , вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Решение на введение режимов функционирования органов управления, сил и средств РСЧС принимается решением органов власти на федеральном, региональном, территориальном или местном уровне.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

a) в режиме повседневной деятельности :

  • изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
  • сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности;
  • пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

b) в режиме повышенной готовности :

  • усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС;
  • уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

c) в режиме чрезвычайной ситуации :

  • непрерывный контроль за состояние окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
  • оповещение руководителей и населения территорий о возникших ЧС;
  • проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия всех органов исполнительной власти по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на:

  • локальные (объектовые) , в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами;
  • местные , в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района);
  • территориальные , в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования);
  • региональные , в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации;
  • федеральные , в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации;
  • глобальные , в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.

6 вопрос Постоянно действующие органы управления РСЧС (слайд 11)

РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

  • на федеральном уровне – МЧС РФ, подразделения федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС: региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (региональные центры);
  • на региональном уровне – территориальные органы МЧС: органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ (главные управления МЧС России по субъектам РФ);
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные решать задачи в области защиты население и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты население и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения, действия и использование которых непосредственно координирует МЧС России, а также органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован вследствие районирования России по 7 регионам. В составе РСЧС образованы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, и Дальневосточный регионы

(слайд 12).

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС РФ по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
  • дежурно-диспетчерские службы организаций.

7 вопрос Силы и средства РСЧС России (слайд 13-14)

Силы и средства РСЧС состоят и сил и средств наблюдения и контроля, сил и средств ликвидации ЧС. Перечень этих сил и средств утверждается постановлением Правительства РФ. К ним относятся:

  • Национальный центр управления в кризисных ситуациях – основной орган управления силами, средствами и ресурсами РСЧС в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций;
  • Центральный аэромобильный отряд МЧС России (Цетроспас) – специальное поисково-спасательное формирование, предназначенное для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации;
  • Поисково-спасательные службы – совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему;
  • Центр по проведению специальных операций особого риска «Лидер» - одно из основных спасательных формирований МЧС России. Вместе с отрядом «Центроспас» центр «Лидер» является основой сил быстрого реагирования РСЧС.
  • Мобильные сводные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны РФ привлекают к выполнению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
  • Отдельные вертолетные отряды и отдельные смешанные авиационные эскадрильи (авиация МЧС России) предназначены для оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран и других мероприятий, отнесенных к компетенции МЧС.
  • Региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров Государственной противопожарной службы предназначены для организации работ по предупреждению и тушению пожаров.
  • Силы и средства наблюдения и контроля предназначены для осуществления наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, санитарно-эпидемиологической обстановкой, качеством пищевого сырья и продуктов питания на подведомственных территориях и объектах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт многолетней эффективной деятельности МЧС России свидетельствует о том, что эта система успешно выполняет задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и является важным элементом национальной безопасности страны. В результате деятельности этой государственной структуры предотвращены тысячи чрезвычайных ситуаций, спасены сотни тысяч людей, сохранены сотни миллиардов рублей.

V. Итог урока:

  1. Подводя итог нашего урока, ответьте на вопрос: что вы узнали нового?
  2. Проверка усвоения новых знаний, с помощью заранее подготовленного теста.
  3. Объявление оценок.

VI. Домашнее задание:

  1. Учебник ОБЖ 10 класс, глава 5, § 5.1-5.2. Подготовиться к устному опросу по вопросам и заданиям.
  2. Исследовательское задание: составить схему территориальной подсистемы РСЧС города, в котором мы проживаем. Из каких уровней она состоит? Какие задачи выполняет? Какими силами и средствами располагает?


Просмотров