Кто такой дознаватель

Возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступления, уголовное преследование лиц, совершивших преступление, обвинение их перед судом, судебное рассмотрение и разрешение дела с тем, чтобы совершивший преступление был осужден, подвергнут справедливому наказанию или, в соответствии с уголовным законом, освобожден от ответственности или наказания - все эти задачи реализуются в уголовном процессе.

Расследование уголовных дел расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Для выполнения задач органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в УПК РФ. Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления. Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то далее, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

Права и обязанности органов дознания

На органы дознания возлагаются:

  • - дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (в порядке, установленном главой 32 УПК РФ).
  • - выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ.

Согласно ст. 5 УПК РФ дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание - проведение органом дознания (дознавателем) следственных действий и принятие связанных с ними процессуальных решений в целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

Дознаватель уполномочен:

  • - проводить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  • - проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
  • - самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
  • - осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указание начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данные указаний не приостанавливает их исполнения.

Следует упомянуть об участии защитника при проведении дознания. Защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления удостоверения адвоката и ордера юридической консультации, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения - с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется производство, участие защитника обязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Виды дознания, их особенности.

Уголовно-процессуальное законодательство различает два вида дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит по нему неотложные следственные действия и в пятнадцатидневный срок, подлежащий продлению только с санкции прокурора, но не более чем на 10 суток, передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу. Во втором случае, когда предварительное следствие по делу необязательно, дознание в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования.

Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит из неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступлений. К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 15-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. До истечения такого срока дело направляется следователю. После такой передачи орган дознания вправе производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах.

Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю. дознание дознаватель уголовный инструкция

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения о прекращении производства по делу. Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности, в частности, сроки дознания, а также то, что по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомления только обвиняемому, а другие участники процесса лишь извещают об окончании дознания.

Заключение

В ходе прохождения мною учебной практики в отделе дознания Отдела полиции № 1 УМВД России по г.Белгороду, мне довелось присутствовал при ряде процессуальных действий, проводимых дознавателем, таких как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, осмотр места преступления.

Показания обвиняемого - это его устное сообщение по вопросам, составляющим содержание предъявленного ему обвинения, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и об имеющихся в деле доказательствах, данное при его допросе и зафиксированное в установленном законом порядке.

Обвиняемый вправе дать показания по предъявленному ему обвинению, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств.

Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу.

Также в ходе практики я ознакомилась с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение, к примеру, правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.

Все следственные действия протоколируются. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.

Протокол - официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (процессуальные или следственные действия, судебное заседание).

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

В протоколе указываются:

  • 1. место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
  • 2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • 3. фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

Протокол также должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

В случаях, предусмотренных ст. 177, 178, 181-183, частью пятой ст. 185, частью седьмой ст. 186, ст. 193 и 194 УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 170 УПК РФ.

Также от руководителя практики получала задание по оформлению различных постановлений.

Постановление - любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично, решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта.

В целом моя учебная практика прошла успешно и продуктивно: я узнала много нового и нужного о функционировании нашей правовой системы, а главное - почерпнула знания о применении российского законодательства на практике. Однако я считаю, что для более продуктивного прохождения практики студенты должны изучить или, по меньшей мере, быть знакомы с гражданским и уголовным процессуальным законодательством.

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством дознание есть форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

Дознаватель, согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ, является должностным лицом органа дознания, правомочным либо уполномоченным начальником данного органа осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также выполнять иные полномочия.

В связи с этим возникают вопросы: 1) что означают термины "правомочное" и "уполномоченное" применительно к субъектам производства дознания? 2) кого следует считать, с одной стороны, правомочным, а с другой - уполномоченным осуществлять производство дознания? 3) наделены ли иные сотрудники органа дознания (помимо дознавателя) какими-либо процессуальными правами?

Процессуальный статус дознавателя должностные лица органов внутренних дел могут приобрести в двух случаях:
1) когда должностное лицо ОВД правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания;
2) когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные полномочия, иными словами - делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных обязанностей, присущих дознавателю.

Таким образом, функции дознавателя могут быть делегированы как штатному дознавателю, так и любому иному сотруднику органа дознания (участковому уполномоченному, оперуполномоченному уголовного розыска, оперуполномоченному ОБЭП и другим), за исключением случаев, если данное лицо проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

В связи с тем, что большую часть преступлений, подследственных дознанию органов внутренних дел, расследуют сотрудники милиции общественной безопасности (МОБ), рассмотрим более подробно деятельность сотрудников дознания в данной структуре.

Деятельность дознавателя направляет и координирует начальник органа дознания. Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ, начальник органа дознания является должностным лицом органа дознания. Таковым является и заместитель начальника органа дознания. Это означает, что кроме начальника ОВД функциями начальника органа дознания наделен и начальник МОБ.

Ранее права и обязанности должностных лиц, процессуально контролирующих деятельность дознавателя, были определены Примерным положением об отделе (отделении, группе) дознания милиции общественной безопасности (местной милиции) горрайоргана внутренних дел, которое было утверждено Приказом МВД России от 12.08.1998 N 493-дсп. На основании этого Положения начальник отдела (отделения) дознания являлся одновременно заместителем начальника МОБ горрайоргана внутренних дел и контролировал процессуальную деятельность сотрудников дознания. В настоящее время данное Положение не действует, что, на наш взгляд, существенно влияет на полноту и качество проведения дознания, так как очевидно, что начальник МОБ при значительном объеме должностных обязанностей не в состоянии надлежащим образом контролировать расследование преступлений, законность принимаемых дознавателями решений по соответствующим . В связи с этим, на наш взгляд, необходимо в органах внутренних дел восстановить штатную должность начальника отдела (отделения) дознания с введением ее в ранг заместителя начальника МОБ. При этом процессуальное положение начальника специализированного отдела (отделения) дознания, как представляется, не будет противоречить УПК РФ, так как он будет являться заместителем начальника органа дознания.

В соответствии с ч. 2 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц. Однако, как показывает практика, при совершении преступления, подследственного органу дознания, если совершившее его лицо не установлено, первоначальное расследование зачастую все равно проводится сотрудниками органа дознания. На совещании при начальнике ГУВД Краснодарского края, в частности, отмечалось, что из 8000 уголовных дел, предварительное следствие по которым необязательно, более двух третей составляют уголовные дела о нераскрытых кражах. Изучение приостановленных уголовных дел показало, что на первоначальном этапе расследования активная работа по установлению виновных не велась. Дела поступали в органы предварительного следствия спустя 15 - 20 дней после их возбуждения.

Соответственно возникает вопрос о том, кто будет раскрывать неочевидное преступление, подследственное дознанию. Очевидно, дознаватель, понимая, что рано или поздно такое дело все равно будет передано в следственное подразделение, не заинтересован в его раскрытии, а службы криминальной милиции (СКМ), как правило, нацелены на раскрытие более тяжких преступлений.

В данной ситуации, на наш взгляд, в составе местной милиции (МОБ) было бы целесообразным создать подразделения по раскрытию преступлений, подследственных дознанию, которые занимались бы вопросами оперативного сопровождения таких преступлений. Такими функциями можно наделить и самих дознавателей, не занимающихся расследованием того или иного дела. Дознание нельзя признать завершенным и выполнившим свои задачи и функции, пока преступление не будет раскрыто и пока юридический факт раскрытия преступления орган дознания не зафиксировал в надлежащей процессуальной форме. По такому пути, в частности, идет законодательство Украины. При наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит следственные действия до установления лица, его совершившего, а затем передает дело следователю.

Лицу, в отношении которого производится дознание, обвинение не предъявляется. И только по окончании расследования дознаватель составляет обвинительный акт, представляющий своеобразный симбиоз постановления о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительного заключения. Только после этого лицо, совершившее общественно опасное деяние, становится в рамках производимого дознания обвиняемым. Однако такой обвиняемый по существу предъявленного обвинения до судебного разбирательства остается не допрошенным, что, на наш взгляд, существенно ущемляет его права. В связи с этим полагаем целесообразным предусмотреть в рамках расследования уголовного дела по линии дознания допрос обвиняемого после ознакомления его с обвинительным актом. При этом обвиняемый в преступлении, подследственном дознанию, будет уравнен в правах с обвиняемым в более тяжком преступлении. Кроме того, можно будет узнать его отношение к предъявленному обвинению и предопределить особенности предстоящего судебного разбирательства.

1. Отдел возглавляет начальник, который по должности является начальником специализированного подразделения дознания и государственным инспектором Московской области по пожарному надзору. Назначается на должность и освобождается от должности начальником Центрального регионального центра МЧС России.

2. Заместитель начальника отдела назначается на должность и освобождаются от должности начальником Главного управления МЧС России по Московской области по представлению начальника УНД, согласованному с начальником отдела дознания.

3. В отсутствие начальника отдела его полномочия исполняются заместителем начальника отдела.

4. Начальник отдела несет персональную ответственность за организацию работы отдела, выполнение возложенных на него задач, подбор, расстановку, обучение и воспитание личного состава, осуществляет контроль служебной деятельности сотрудников отдела.

5. По поручению руководства представляет УНД во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, ДНД МЧС России, прокуратурой, следственного комитета, ГУ МВД России по Московской области и другими ведомствами, учреждениями, организациями и населением.

6. Является прямым начальником личного состава подразделения. Руководит деятельностью отдела и обеспечивает выполнение возложенных на него задач.

7. Определяет должностные обязанности сотрудников, организует планирование и учёт работы.

8. Представляет начальнику УНД предложения о назначении на должность, перемещении и освобождении от должности сотрудников отдела. Согласовывает при назначении на должность, перемещении и освобождении от должностей старших дознавателей и дознавателей территориальных подразделений надзорной деятельности.

9. Вносит предложения руководству УНД о дисциплинарном наказании сотрудников отдела, а также сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности, совершивших нарушения законности при производстве проверок и дознания по делам о пожарах, рассмотрении заявлений и сообщений о пожарах.

10. Рассматривает и разрешает жалобы на действия сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности при рассмотрении сообщений о преступлениях и иных происшествиях, поступившие в УНД.

11. Вызывает сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности УНД по служебным вопросам, отнесённым к компетенции отдела.

12. Истребует из территориальных подразделений надзорной деятельности УНД необходимую информацию и материалы, связанные с решением возложенных на отдел задач.

13. Организует обобщение и анализ работы по уголовно-процессуальной деятельности, передового опыта и его распространение.

14. Организует и руководит стажировкой дознавателей в отделе.

15. Выезжает в составе следственно-оперативной группы ГУ ВМД России по МО на крупные и наиболее сложные пожары, организует на месте необходимые оперативно-следственные мероприятия.

16. По отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

17. Вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном действующим законодательством, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

18. Осуществляет взаимодействие с ГУ «СЭУ ФПС «ИПЛ по Московской области».

В настоящее время закон называет дознавателем должностное лицо, проходящее службу в органе дознания и правомочное вести предварительное расследование дел в форме дознания. В этой роли выступает сотрудник, который ведет деятельность по сообщениям о преступлениях, прописанных в п.1 ч.3 ст.150 Уголовно-процессуального кодекса. Все прочие подобные составы преступлений относятся к компетенции следователя. Таково общее правило, хотя в отдельных случаях дознание может проводить иное лицо по указанию прокурора. Дознавателем также выступает служащий, которого начальник органа уполномочил провести предварительные мероприятия, направленные на выяснение обстоятельств конкретного преступления. Полномочия дознавателя устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Не может выполнять обязанности дознавателя то лицо, которое проводило оперативно-розыскные мероприятия по означенному делу.

Как правило, дознание ведет штатный сотрудник правоохранительного органа, обладающий необходимой квалификацией, имеющий юридическое образование и профессиональные навыки, которых требует расследование дел той или иной категории. Некоторые правоведы отстаивают идею о необходимости более широкого участия сотрудников органов правопорядка в деятельности по линии дознания. В целом же указанные выше функции делегируются либо штатному сотруднику органа дознания, либо передаются любому иному сотруднику. Главное требование - чтобы это должностное лицо одновременно не проводило по делу оперативные и розыскные мероприятия. На практике обязанности дознавателя нередко выполняют участковые уполномоченные или оперативники.

Функции дознавателя

Сотрудник, выполняющий функции дознавателя, рассматривает сообщения и заявления о совершенных преступлениях и ведет по ним проверку. По результатам этих действий он принимает одно из двух решений: возбудить производство или отказать в его возбуждении. Начиная служебные мероприятия, сотрудник органа дознания направляет прокурору соответствующее постановление. Получив этот документ, прокурор соглашается с решением или выносит постановление об отказе. Прокурор вправе вернуть материалы дознавателю для дополнительной проверки. Если по делу вынесено положительное решение, оно принимается к производству.

Основные функции дознавателя:

  • возбуждение уголовного дела;
  • проведение дознания по делу;
  • производство неотложных следственных действий в рамках ведения дела;
  • направление дела руководителю органа для производства предварительного следствия;
  • составление обвинительного акта.

Полномочия дознавателя

Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.

Полномочия дознавателей органов внутренних дел:

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
  • принятие решения по результатам проверки, при необходимости - возбуждение уголовных дел;
  • производство процессуальных действий по делу;
  • прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
  • приостановление дознания;
  • направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания - прокурору.

Права дознавателя

Дознаватель имеет право выполнять неотложные действия, находящиеся в компетенции следователя. Речь здесь может идти о тех мероприятиях, которые в случае промедления неизбежно приведут к потере улик, информации, следов, свидетельствующих о совершении преступления.

Дознаватель может вести полное расследование в виде дознания в границах своих полномочий. Проводя мероприятия, дознаватель имеет право принимать ответственные процессуальные решения самостоятельно. К исключениям здесь относятся те случаи, когда по закону для принятия решений требуется согласование с начальником органа дознания, санкция прокурора либо решение суда.

Полномочия дознавателя дают ему право вызывать граждан для допроса, приглашать компетентных специалистов, проводить осмотр, освидетельствование, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Дознаватель имеет право производить выемку документации и предметов. Если есть необходимость, дознаватель может назначить экспертизу по делу.

Среди иных полномочий, которыми обладает дознаватель, - обеспечение возмещения материального вреда, если он нанесен преступлением. Дознаватель имеет право признать гражданина потерпевшим, истцом либо гражданским ответчиком.

Лица, участвующие в производстве по конкретному делу, имеют право заявить отвод дознавателю, а также обжаловать его действия или принятые им решения. Это, впрочем, не ведет автоматически к прекращению выполнения им своих обязанностей в рамках производства. Дознаватель руководствуется в своей деятельности указаниями прокурора, которые обязательны для выполнения. Если сотрудник органа дознания не согласен с такими указаниями, он может их оспорить, направив прокурору обоснованные возражения в письменном виде. В отдельных случаях дознаватель имеет право добровольно отказаться от ведения конкретного дела.

Чем дознаватель отличается от следователя?

Дознаватель, как и следователь, является сотрудником правоохранительных органов. Но перечень полномочий следователя гораздо шире. Следователь может давать письменные указания дознавателю, поручая ему выполнять ряд следственных действий. Он может возбудить производство по более широкому кругу составов, принять дело к исполнению, а также направить его по территориальности.

Следователи рассматривают дела о более серьезных и сложных преступлениях. В ведении дознавателя находятся дела по преимуществу небольшой и средней тяжести. В конечном итоге дознаватели освобождают следователя в его работе от массы самых разных мелочей. В компетенцию сотрудников, проводящих дознание, входят составы преступлений, имеющих сравнительно небольшую общественную опасность. Требования к уровню подготовки следователя более серьезные. Его функции в полном объеме не могут выполнять участковый или оперуполномоченный.

Особенности деятельности дознавателя

Предусмотренные законодательством обязанности дознаватель выполняет в полном объеме и без ограничений. Некоторые действия в рамках проводимых мероприятий он проводит самостоятельно, основываясь на своих убеждениях. Но нередко при выполнении каких-либо действий ему приходится опираться на ведомственные положения, на прямые указания своего начальника или прокурора.

Проверяя уголовные дела и находящиеся в его производстве предварительные материалы, дознаватель руководствуется только указаниями тех должностных лиц, которые уполномочены на то законом.

Закон запрещает дознавателю рассматривать уголовное дело, если он прямым либо косвенным образом заинтересован в его исходе.

Профилактическая работа в деятельности дознавателя

Выполняя процессуальные функции, дознаватель обязан принимать неотложные меры к предупреждению преступлений и устранению причин, которые способствуют их совершению. Он также обязан своевременно направлять компетентным службам материалы, необходимые для организации розыска тех лиц, которые уклоняются от дознания или подозреваются в совершении преступления.

Производя дознание, сотрудник обращает внимание на условия, которые способствовали совершению преступных деяний. По результатам проверки дознаватель может вносить обобщенные представления в органы, учреждения, организации, которые могут и должны принимать меры к устранению условий, способствующих совершению преступлений. Если руководители организаций не выполняют такие предписания, дознаватель вправе направить информацию в прокуратуру.

Дознавателю приходится вести профилактическую работу и среди жертв преступлений, в особенности, когда они подверглись преступному посягательству из-за своего виктимного поведения. В большинстве случаев средством такой работы становится разъяснительная беседа.

Расследуя уголовные дела и осуществляя профилактику преступлений, дознаватель:

  • проводит обзорные лекции;
  • выступает с сообщениями перед населением;
  • делает доклады на правовые темы на предприятиях и в организациях.

Целью таких мероприятий становится информирование граждан и трудовых коллективов о способах предупреждения преступлений. Эффективными каналами для подобного общения в последнее время все чаще становятся радио и телевидение.

Спектр преступлений, которые расследуют дознаватели, довольно широк. К их компетенции отнесено более 90 составов, наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы. В основном ООД МВД по Республике Мордовия расследуются побои, кражи, грабежи, хулиганство, незаконный оборот оружия, наркотических средств, подделка документов, угоны транспортных средств и другие.

Подробнее о работе дознавателя сегодня рассказывает начальник ООД МВД по РМ полковник полиции Надежда Сенькина.

В представлении обывателя при упоминании о дознавателе, нередко складывается ошибочное мнение о специфике его работы. А ведь дознание - это форма предварительного расследования. Основная обязанность дознавателя - провести полное и объективное расследование по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести. То есть о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Выезжая на место происшествия в составе следственно-оперативной группы, дознаватель является ее руководителем и на него возложена организующая роль раскрытия преступлений, в первую очередь, по «горячим следам».

При раскрытии и расследовании преступлений дознаватель выступает координатором работы сотрудников уголовного розыска, участковых уполномоченных милиции. От того, как качественно будут спланированы и проведены следственные действия, установлены приметы преступников, характерные признаки, например похищенного, представлена полная поисковая информация оперативным службам, будет зависеть успех в установлении лица совершившего преступление и возмещение потерпевшим причиненного ущерба.

В общем, дознаватель, как процессуальная фигура, от следователя отличается лишь по тяжести расследуемых преступлений. Вместе с тем, процессуальная деятельность дознавателя имеет свои особенности и отличия, в частности, по кругу субъектов, уменьшенным срокам расследования, видам итоговых решений.

Корр. - В каких случаях дело может быть передано органам предварительного следствия? Кто решает подобные спорные вопросы?

Как правило, при передаче уголовных дел органам предварительного следствия, спорных вопросов не возникает. Все действия осуществляются в рамках уголовно-процессуального законодательства. В случае необходимости производства предварительного следствия по уголовному делу, находящемуся в производстве у дознавателя, прокурор вправе изъять любое уголовное дело у органа дознания и передать его руководителю следственного органа. В основном передача дел осуществляется в случаях когда в ходе дознания устанавливается подследственность расследования уголовного дела органами предварительного следствия, подозреваемый является спецсубъектом, а также для соединения в одно производство несколько уголовных дел в отношении одного и того же подозреваемого.

Корр. - Кто ещё, кроме сотрудников МВД может осуществлять дознание?

Кроме сотрудников министерства внутренних дел дознание осуществляют сотрудники Федеральной службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора, а также Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, соответственно по делам своей подследственности (компетенции).

Корр.- Какое место в структуре МВД занимает Отдел организации дознания? С кем взаимодействуете и по каким вопросам?

Отдел организации дознания занимает одно из ведущих мест в структуре МВД, поскольку данное подразделение занимается организацией деятельности подразделений специализированного дознания по всей Республике Мордовия и на отдел возложена большая ответственность за качество расследования уголовных дел, предварительное следствие по которым необязательно.

Взаимодействие осуществляется практически со всеми подразделениями и службами органов внутренних дел. Так например, по вопросам организации раскрытия преступлений, в том числе «по горячим следам» и приостановленным уголовным делам дознаватели взаимодействуют с подразделениями, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, подразделениями полиции осуществляющих охрану общественного порядка (участковые уполномоченные, сотрудники по делам несовершеннолетних, патрульно-постовая служба полиции), следственными подразделениями, а также с экспертно-криминалистическими службами; по вопросам материально-технического оснащения осуществляется взаимодействие со службами тылового и финансового обеспечения, но и по ряду вопросов взаимодействуем с кадровыми и штабными подразделениями органов внутренних дел.

Корр. - Какими силами и средствами располагает Отдел организации дознания?

Отдел организации дознания состоит из сотрудников, имеющих высшее юридическое образование, достаточный стаж и опыт в работе подразделений дознания органов внутренних дел. Отдел обеспечен необходимой вычислительной и оргтехникой, средствами связи и автотранспортом, то есть всеми средствами для выполнения поставленных задач по осуществлению организации и контроля деятельности специализированного дознания органов внутренних дел республики.

Корр. - Среди сотрудников - представительницы прекрасного пола. Насколько эффективно они работают по сравнению с коллегами-мужчинами?

Конечно, если здраво рассудить, не женское это дело - искать преступников, доказывать вину негодяев, копаться в человеческой грязи. Но, тем не менее, это работа ложиться и на женские плечи. В подразделениях дознания республики проходят службу более половины от всего личного состава дознавателей представительниц прекрасного пола. Наравне с мужчинами они добросовестно и самоотверженно несут на своих хрупких плечах нелегкий груз традиционно мужской профессии, обеспечивая надежную защиту правопорядка и борьбу с преступностью.

Изнуряющего, нелегкого труда в работе дознавателя-женщины очень много. Выходных практически не бывает. Суббота, как правило, отдается делу борьбы с преступностью, и никто не вспомнит, что дома у них дети, обиженный невниманием муж. По этому, приходится уделять близким времени меньше, чем хотелось бы.

Не хотелось бы думать, что будущее подразделений дознания за женщинами. Все-таки работа, сопряженная с постоянным риском - удел настоящих мужчин. Но рядом с ними, при их поддержке, идут и женщины, такие нежные, слабые на вид, но в то же время надежные и готовые, не считаясь с личным временем, решать любые служебные задачи.

Корр. - Как Вы можете охарактеризовать работу отдела в текущем году? В сравнении с предыдущим годом ситуация как-то поменялась? (Сколько дел находилось в производстве, какова нагрузка на сотрудников?)

Естественно сотрудниками отдела организации дознания принимаются меры по улучшению ситуации в подразделениях дознания территориальных органов внутренних дел и принимаемые меры привели к определенным положительным результатам.

Так, например, в текущем году не допущены факты незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности. Как и за аналогичный период прошлого года по расследованным дознавателями уголовным делам оправдательные приговоры не выносились.

В целом за 9 месяцев 2012 года в производстве дознавателей республики находилось более 2400 уголовных дел, что на 12% больше чем за аналогичный период прошлого года. Естественно это повлияло и на увеличение нагрузки на дознавателей по расследованным делам, в текущем году она составила порядка 43 дел на 1 сотрудника, что для опытного сотрудника является нормой.

Корр. - Какова традиционная схема действий дознавателя по конкретному делу? (от поступления сообщения до суда)

- Традиционная схема действий дознавателя по конкретному делу такова.

Во-первых, по поступившему сообщению о преступлении осуществляется сбор первоначального материала: опрос пострадавших от преступных посягательств лиц, установление свидетелей и очевидцев преступления, производство осмотра места происшествия, поиск улик, назначение необходимых экспертных исследований. В случае необходимости проводится дополнительная проверка.

Во-вторых, по результатам рассмотрения сообщения дознаватель, при наличии достаточных оснований, принимает решение о возбуждении уголовного дела либо передает сообщение по подследственности, в противном случае выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В-третьих, в случае возбуждении уголовного дела дознавателем проводится первоначальный комплекс следственных и процессуальных действий. Таких как допросы потерпевших, свидетелей, подозреваемых, назначение судебных и криминалистических экспертиз, проведение очных ставок и осмотров вещественных доказательств, а в случае необходимости и обысков с санкции суда и многое другое.

Корр. - Кто контролирует деятельность дознавателя? Куда может обратиться гражданин, если он считает, что действия дознавателя неправомерны?

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством деятельность дознавателя контролирует начальник органа дознания, кем является заместитель начальника территориального органа внутренних дел - начальник полиции, а в случае отсутствия данной должности, контроль осуществляет непосредственно начальник территориального органа.

Так же, необходимо сказать, что надзор за деятельность органа дознания осуществляет прокурор, которому в соответствии с УПК РФ и законом РФ «О прокуратуре» даны необходимые полномочия.

Но и не стоит забывать, что в силу своих полномочий и функциональных обязанностей непосредственный контроль по линии службы осуществляют сотрудники отдела организации дознания МВД по Республике Мордовия.

В случаях, если гражданин считает, что действия дознавателя при расследовании уголовного дела неправомерны, то он может обратиться к вышеперечисленным контролирующим органам.

Как составляется обвинительный акт? Какая информация в нем присутствует? Чем он отличается от обвинительного заключения, которое даёт следователь?

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, в котором указываются:

Дата и место его составления;

Должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

Данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

Место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;

Формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;

Перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания;

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

Данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

Список лиц, подлежащих вызову в суд.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

В том же порядке обвинительный акт и материалы уголовного дела могут быть предоставлены для ознакомления потерпевшему или его представителю по их ходатайству.

К обвинительному акту прилагается справка о сроках дознания, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, о вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - о принятых мерах по обеспечению их прав.

Каких-либо серьезных отличий от обвинительного заключения, которое выносит следователь, не имеется, лишь стоит отметить, что обвинительный акт, составленный дознавателем, перед направлением прокурору утверждается начальником органа дознания.

Корр. - На сегодняшний день проблема мошенничества особенно актуальна. С какими случаями имеют дело дознаватели? Как взыскивается/возмещается ущерб? (Приведите пример)

Дознаватели действительно имеют дело с различными видами мошенничеств, отличающимися друг от друга способом их совершения. Начиная от элементарных хищений путем обмана и злоупотребления доверием при передаче личного имущества или денег, в том числе при встречах с «гадалками», при размене-пересчете денег в магазинах, путем загиба или залома купюр, заканчивая хищениями средств при реализации приоритетных национальных проектов, путем нецелевого использования полученных льготных кредитов, когда за полученные денежные средства злоумышленники отчитываются фиктивными документами. Остановлюсь на некоторых из них.

В последнее время участились случаи так называемых «телефонных мошенничеств», когда злоумышленники представляясь сотрудниками правоохранительных органов выборочно звонят абонентам сотовых телефонов и сообщают, к примеру, о том, что их родственник попал в беду, совершил какое-либо вымышленное преступление или дорожно-транспортное правонарушение. При этом, для благоприятного решения «проблем с законом», просит перечислить определенную денежную сумму на его абонентский номер.

В связи с этим сотрудники полиции призывают граждан к бдительности. В настоящее время практически у всех в пользовании имеются сотовые телефоны, а поэтому, прежде чем совершать те или иные действия, в том числе необдуманные поступки, на которые рассчитывает преступник, в первую очередь позвонить указанному родственнику и проверить полученную информацию.

Имеются случаи мошенничеств, связанных с выдачей кредитных карт, когда между гражданином и «липовым» представителем банка заключается поддельный договор о выдаче кредита. При этом, одним из условий перечисления денег на «карточку» является внесение гражданином наличных денежных средств непосредственно «представителю банка». Однако, впоследствии никакие деньги на кредитную карту конечно же не перечисляются. Как правило, объявления о выдаче таких кредитов развешиваются в местах массового пребывания граждан, без указания конкретного адреса кредитного учреждения, указывается лишь номер сотового телефона «самозваного специалиста банка». В данном случае хочется сказать, что открытие счетов и выдача кредитных карт, практически во всех банках, осуществляется бесплатно или на конкретных условиях.

Причиненный преступлением материальный ущерб возмещается в большинстве случаев виновным лицом добровольно, в других же случаях к ним в судебном порядке может быть применен арест на имущество, в том числе денежных средств и ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках.

Корр. - Осень - пора урожая. Но не всегда его получается сохранить в полном объёме. Причем не только из-за погодно-климатических условий. С полёй, да и со складов пропадает зерно, кормовые культуры и др. Кто в этом виноват? И как с этим бороться?

Действительно, в текущем году в период подготовки и проведения уборочной компании сотрудниками полиции выявлен ряд правонарушений, связанных с хищением урожая. Объектами хищения становились от 3 килограмм картофеля нового урожая до нескольких тонн зерна ячменя. Выявлялись и факты хищения сена, яблок, гороха, фуража, сельскохозяйственных животных, а так же горюче-смазочных материалов и деталей с уборочной техники. При этом, нередки случаи совершения хищений с предприятий и организаций своими же сотрудниками. Основными причинами, способствующими совершению преступлений данного вида, являются непринятие руководителями организаций должных мер по обеспечению сохранности товаро-материальных ценностей, в том числе по несвоевременному вывозу урожая с полей, а так же формально проводимая профилактическая работа среди коллектива работников.

В то же время, министерством внутренних дел по Республике Мордовия в целях пресечения, выявления и раскрытия преступлений и правонарушений в данной сфере ежегодно инициируется проведение оперативно-профилактических мероприятий в период уборочной компании. Естественно указанные мероприятия принесли свои положительные результаты. Так, только в текущем году более 30-ти лиц привлечено к установленной законом ответственности.

Кроме того, дознавателями по всем оконченным уголовным делам руководителям организаций и учреждений, с целью недопущения повторных фактов хищения, внесены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению этих преступлений.



Просмотров