Кто такие печенеги? Кто такие печенеги: подробно о кочевниках

По-тюркски имя этого народа звучало как беченек; византийцы называли их пацинаки/пачинакиты, арабы — баджнак. Некоторые историки полагают, что этноним беченек/печенеги происходит от имени исторического или легендарного вождя Бече. Однако вероятнее другое. Печенежская орда состояла из разных племен и этносов. По свидетельству Константина Багрянородного, самоназвание трех ее «колен» или «округов» (малых орд) было кангар — «как более мужественных и благородных, чем прочие, ибо это и означает прозвище кангар». Кангарами, по всей видимости, были тюркские выходцы из распавшегося политического союза, носившего их имя (в государственное объединение Кангюй/Кангар (II в. до н. э. - IV в. н. э.) входили кочевые и оседлые племена на землях Хорезма, в районе среднего и нижнего течения Сырдарьи). В своем движении на запад они влились в угорские племенные группировки Южного Приуралья, которые собственно, и назывались печенегами (ср. финноугорский гидроним «Печенга»), заняв среди них привилегированное положение.

До начала IX в. печенеги обитали между Нижней Волгой и Аральским морем. Затем, в период хазарской смуты, они прорвались в Среднее Подонье. Но здесь они пробыли недолго. Хазары натравили на них огузов (торков), чей удар расколол печенежскую орду. Анонимный персидский автор географического трактата «Границы мира» (конец Х в.) говорит уже о двух ветвях печенегов: тюркской и хазарской. Последняя кочевала в степном междуречье Нижнего Дона и Нижней Волги. Константин Багрянородный писал о ней: «Да будет известно, что в то время, когда пачинакиты были изгнаны из своей страны, некоторые из них по собственному желанию и решению остались на месте, живут вместе с так называемыми узами и поныне находятся среди них, имея следующие признаки для того, чтобы отличаться от тех и чтобы показать, кем они были и как случилось, что они отторгнуты от своих: одеяние свое они укоротили до колен, а рукава обрезали от самых плеч, стремясь этим как бы показывать, что они отрезаны от своих родичей и соплеменников». Хазарская ветвь печенегов быстро захирела и утратила этническую самостоятельность.

Другая, тюркская ветвь (названная так по причине присутствия среди них тюрков-кангар), откатилась на запад. Бежав от огузов, говорит Константин Багрянородный, печенеги «стали бродить по разным странам, нащупывая себе место для поселения». Археологи прослеживают их путь по дотла спаленным поселениям Среднего и Нижнего Подонья (салтовской культуры), развалинам замков и городов на Таманском полуострове. С конца 80-х — начала 90-х гг. IX в. византийские и западноевропейские источники отмечают присутствие печенегов в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье.

Причерноморская орда состояла из 40 родов, которые объединялись в 8 колен. Колена возглавляли ханы, роды - старейшины, «архонты более низкого разряда», по определению Константина Багрянородного, или «лучшие мужи в родах», как называет их наша летопись. Ханы пользовались неограниченной властью только на войне. Византийский император отметил древний обычай престолонаследия в коленах, по которому власть над ордой наследовал не сын или брат умершего хана, а двоюродный брат покойного или один из его сыновей, «чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии». Днепр делил печенежскую орду надвое. Кочевья четырех колен находились к западу от Днепра (до бассейна Прута), четырех других - к востоку (до донских степей). По подсчетам арабских писателей, путь из конца в конец печенежских земель занимал месяц конной езды. Летом, в поисках пастбищ, печенеги устремлялись в днестровские степи, к берегам Черного моря и на равнины Подунавья, а с наступлением осени возвращались в Приднепровье. Постоянных зимовищ, как и кладбищ, у печенегов не было.

Карта распространения восьми печенежских объединений в европейских степях

Ибн Фадлан, видевший печенегов своими глазами, описал их внешность так: «Они — темные брюнеты с совершенно бритыми бородами». Десятилетия кочевой жизни в днепровско-днестровских степях и регулярные набеги на соседей обогатили печенегов, сделали их, по свидетельству персидского географа XI в. Гардизи, владельцами больших стад лошадей и баранов, золотых и серебряных сосудов, серебряных поясов и хорошего оружия. Среди характерных печенежских изделий упоминаются между прочим трубы в виде бычьих голов, при помощи которых ханы подавали сигналы своим воинам во время боя. Часть этих предметов присутствует в печенежских могильных курганах — наборные серебряные пояса, серединные костяные накладки на тяжелые луки, прямолезвийные сабли, колчаны со стрелами, глиняные сосуды с «роскошным» орнаментом и т. д. Рядом со всадником хоронили его коня, положенного на брюхо, взнузданного и оседланного. В X в. такой погребальный обряд распространился по всей Великой степи.

Боеспособность печенежской орды современники оценивали весьма высоко. Архиепископ Феофилакт Болгарский (X в.) писал, что набег печенегов — это «удар молнии, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко - от быстроты бегства. Нападая, они предупреждают молву, а отступая, не дают преследующим возможности о них услышать. А главное — они опустошают чужую страну, а своей не имеют... Жизнь мирная — для них несчастье, верх благополучия - когда они имеют удобный случай для войны или когда насмехаются над мирным договором. Самое худшее то, что они своим множеством превосходят весенних пчел, и никто еще не знал, сколькими тысячами или десятками тысяч они считаются: число их бесчисленно». Византийский историк второй половины XII — начала XIII в. Никита Хониат считал, что в сражениях с ромеями печенеги имели значительное преимущество, благодаря стремительным конным атакам, меткому обстрелу из луков и устрашающему действию оглушительного крика, с которым они производили свои налеты. Однако ни людские ресурсы, ни военная организация не позволяли печенегам покончить с противником одним ударом, раз и навсегда подорвать его могущество, как это удавалось, например, монголам; военное давление с их стороны выражалось в непрерывных набегах. Поэтому цивилизованные соседи печенегов довольно часто с успехом противостояли им. Так, в одном из сражений с византийцами печенеги огородились повозками, создав подобие степной крепости. Это было действенное средство против конницы, с которой преимущественно и привыкли иметь дело печенеги. Но пешие варанги-«секироносцы» (выходцы из Британии) быстро разрушили укрепление и ворвались внутрь, обеспечив ромеям победу. По сведениям Ибн Русте и Гардизи, хазары ежегодно совершали походы в страну печенегов (восточноднепровских) и приводили оттуда множество пленных. Впрочем, для того, чтобы изгнать печенегов из Северного Причерноморья, у Хазарского каганата не хватало сил.

Византия и подавно стремилась поддерживать с печенегами мирные отношения. Печенежский козырь был очень значим в той политической игре, которую вела империя на своих северных границах. Подытоживая внешнеполитический опыт своих предшественников, Константин Багрянородный наставлял своего сына: «[Знай], что, пока василевс ромеев находится в мире с пачинакитами, ни росы, ни турки [венгры] не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а также не могут требовать у ромеев за мир великих и чрезмерных денег и вещей, опасаясь, что василевс употребит силу этого народа против них, когда они выступят против ромеев. Пачинакиты, связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на землю росов и турок, уводить в рабство их жен и детей и разорять их землю».

Между северной линией печенежских кочевий и южнорусской границей пролегала узкая нейтральная полоса в «один день пути» (30-35 километров). Какое-то время она достаточно надежно обеспечивала спокойствие Русской земли. На Днепре даже завязалась довольно оживленная русско-печенежская торговля. Русские купцы покупали у степняков коров, коней и овец. Константин Багрянородный полагал, что это позволяло русам «жить легче и сытнее». Как показывают археологические исследования, собственное животноводство и в самом деле удовлетворяло лишь немногим больше половины потребности жителей Киевской земли в мясе.

Сообщение о первой стычке помечено в Никоновской летописи 875 г.: «Того же лета избиша множество печенег Осколд и Дир». Однако эта дата плохо согласуется с археологическими сведениями о местонахождении печенегов во второй половине IX в. Более правдоподобно выглядит сообщение Повести временных лет под 915 г.: «Приидоша печенези первое на Руськую землю, и сотворивше мир с Игорем…». В 920 г. в поход выступает уже сам Игорь: «Игорь воеваша на печенеги»; впрочем, как направление похода, так и его исход остаются загадкой.

Все же есть основания полагать, что первые набеги печенегов на Русь, как правило, были удачны. Особенно страдали от них славяне, жившие в лесостепной зоне к востоку от Днепра. Археологические раскопки здешних поселений показывают, что с началом Х в. начинается их запустение и значительное падение уровня жизни населения. Исчезают крупные ремесленные центры, реже встречаются украшения из драгоценных металлов, прекращается торговля с мусульманским Востоком. Константин Багрянородный пишет, что печенеги способны воевать с венграми, болгарами и русами «и, многократно нападая на них, стали ныне [им] страшными».

Очевидно, что киевскому княжескому роду и всем «кыянам» было очень важно замирить печенегов и заручиться их дружбой. Ведь, по словам Константина Багрянородного, «против удаленных от их пределов врагов росы вообще отправляться не могут, если не находятся в мире с пачинакитами, так как пачинакиты имеют возможность - в то время когда росы удалятся от своих семей, — напав, все у них уничтожить и разорить. Поэтому росы всегда питают особую заботу, чтобы не понести от них вреда, ибо силен этот народ, привлекать их к союзу и получать от них помощь, так чтобы от их вражды избавляться и помощью пользоваться».

Судя по всему, в 30-х гг. Х в. печенежский натиск на Русскую землю значительно ослаб. Следующее летописное известие о печенегах под 944 г. говорит о них как о союзниках Игоря в походе на греков. О мирном соглашении (или ряде мирных соглашений) между Киевом и степью свидетельствует и тот факт, что печенеги не препятствовали русам обосноваться в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье. Однако периоды дружбы длились недолго, заканчиваясь вместе с завершением совместного похода или тогда, когда подарки киевского князя переставали удовлетворять алчность печенежских ханов. И тогда, говорит Константин, «частенько, когда у них нет мира друг с другом, они [печенеги] грабят Росию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб». Возможно, именно тогда, при Игоре, Русская земля начала опоясываться первыми «Змиевыми валами» - земляными укреплениями, затруднявшими подступы к Киеву со стороны степи.

Игорь и Святослав использовали печенегов для своих военных операций против Византии, но эти союзы, очевидно, зиждились лишь на разделе военной добычи. Судьба князя Святослава — хороший пример того, как мало значили для печенегов договоры с утратившим силу союзником.

Первый удар по печенежскому могуществу был нанесен во время недолгого правления князя Ярополка Святославича. Подробности его похода против печенегов неизвестны. Короткая летописная строка говорит только, что степные орды были рассеяны русской ратью: «победи Ярополк печенеги, и възложи на них дань». Сокрушительное поражение произвело такое впечатление на печенежских ханов, что один из них, по сообщению того же источника, поспешил отдаться под Ярополкову руку: «Прииде Печенежьский князь Илдея, и би челом Ярополку в службу; Ярополк же приат его, и даде ему грады и власти, и имяше его в чести велице».

Укротить печенежскую опасность выпало на долю князя Владимира. Многолетняя война Руси с печенегами в его княжение охарактеризована «Повестью временных лет» как одно нескончаемое сражение: «рать велика бес перестани». Однако мы можем выделить в этой растянувшейся почти на четверть века борьбе два этапа.

Первый, сугубо оборонительный, продолжался примерно до конца 90-х гг. Х в. Он был отмечен как блестящими победами русского войска, вроде той, которая получила легендарное отражение в сказании о переяславском отроке, так и тяжелыми поражениями, когда жизнь самого князя Владимира оказывалась под угрозой: «…приидоша печенези к Василеву, и Володимер с малыми людми изыде противу им, и не мог Володимер стати противу им, подбег ста под мостом, едва укрыся от противных» (летописная статья под 995г.). К археологическим свидетельствам яростного печенежского натиска на Русь относятся разоренные пограничные городки*, расчлененные тела людей в древнерусских погребениях этого времени, скелеты мужчин, хранящие следы сабельных ударов (могильники в Воине и Жовнине). В постоянной опасности находился и Киев, о чем говорят остатки внушительного вала, которым Владимир опоясал Старокиевский холм. Но политика князя по укреплению южной границы принесла свои плоды. Хотя печенеги и доходили до белгородской оборонительной линии, им, по-видимому, все же не довелось разбить свои шатры под стенами «матери городов русских». В 1018 г. немецкий хронист Титмар Мерзебургский, хорошо информированный о русских делах, записал, что Киев — город «чрезвычайно укрепленный», и «до сих пор ему, как и всему тому краю… удавалось противостоять весьма разорительным набегам печенегов».

* Как, например, небольшая крепость на мысу в Заречье, разгромленная на рубеже Х-XI вв. Около ее воротной башни найдены две серебряные монеты Владимира, вероятно, оброненные во время грабежа кем-то из нападавших.

С началом XI в. война вступила во второй этап. Русь перешла к наступлению на степь. Наибольшие успехи были достигнуты на правом берегу Днепра. Применительно к этому времени археология фиксирует расширение зоны славянской колонизации в Среднем Поднепровье до бассейна реки Рось, неуклонный рост количества пограничных поселений (в том числе торговых) и увеличение занимаемых ими площадей. Правобережная печенежская орда вынуждена была откочевать далеко вглубь степи. Если в середине Х в. Константин Багрянородный писал, что печенежские кочевья отделяет от «Росии» всего «один день пути», то епископ Бруно Кверфуртский в 1008 г. засвидетельствовал, что его путь от Киева до русско-печенежской границы продолжался уже два дня (что соответствует расстоянию от Киева до берегов Роси), а месторасположение самого табора печенегов было обнаружено им лишь на пятый день путешествия по степи. Он же отметил глубокую усталость кочевников от войны и, главное, их убеждение, что длительный мир с Русью возможен только при условии, если «государь Руси не изменит уговору». Другими словами, Владимир к тому времени настолько сильно прижал правобережных печенегов, что судьбы войны и мира всецело находились в его руках. Стараниями Бруно мир тогда был заключен, но продлился он, по-видимому, недолго, и в последние годы жизни Владимиру вновь пришлось вести брань с вероломными степняками.
И все же, именно в княжение Владимира были заложены предпосылки для окончательной победы над печенегами и изгнания этой орды из «русского» ареала Великой степи.

Во время династической смуты 1015-1019 гг. печенеги поддержали князя Святополка, но были разбиты Ярославом Мудрым.
Последнее и, по всей видимости, решающее столкновение с печенегами датируется летописью 1036 г. В то время, когда Ярослав был в Новгороде, к нему пришла весть, что печенеги осадили Киев. Собрав многочисленное войско из варягов и словен, Ярослав поспешил к Киеву. Печенегов было без числа, но Ярослав дал им бой в открытом поле. Противники схватились на месте, где позднее был построен собор святой Софии. После жестокой сечи, к вечеру одолел Ярослав. Печенеги бросились врассыпную, множество их утонуло в Сетомли и других реках, а остаток их, добавляет летописец, бегает где-то и до сего дня.

Из византийских источников следует, что печенеги отхлынули в Подунавье, откуда стали тревожить набегами Болгарию и Византию. «Это событие, оставляемое без внимания во всех новых исторических сочинениях,— пишет В. Г. Васильевский по поводу перехода печенегами Дуная,— имеет громадное значение в истории человечества. По своим последствиям оно почти так же важно, как переход за Дунай западных готов, которым начинается так называемое переселение народов... Непосредственной причиной великого движения с запада на восток, то есть Первого крестового похода, насколько эта причина заключалась в положении Восточной империи, были не столько завоевания сельджуков в Азии, сколько грозные и страшные массы орды печенежской, угрожавшей самому Константинополю» (Васильевский В.Г. Труды. СПб. Т. I. 1908, с. 7—8 ).

В 1091 г. половецкие ханы Боняк и Тугоркан, явившиеся на Балканы по приглашению византийского императора Алексея I Комнина, разгромили придунайских печенегов в долине реки Марицы. С печенежским господством на Балканах и в Подунавье было покончено в один день. Масштабы постигшей печенегов военной катастрофы изумили современников. «В тот день произошло нечто необычайное: погиб целый народ вместе с женщинами и детьми, народ, численность которого составляла не десять тысяч человек, а выражалась в огромных цифрах, — писала дочь Алексея Комнина, Анна. — Это было 29 апреля, в третий день недели» .

Конечно, известие Анны Комнин о гибели всего печенежского «народа» не следует понимать буквально. Источники первой половины XII в. все еще упоминают об остатках придунайских печенегов. Но как субъект исторического процесса печенеги навсегда сошли с политической сцены.

Как говорится, «сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Действительно ли они были по уровню развития ниже славян? Что мы вообще знаем об этом народе?

Давайте вместе получим ответы на эти вопросы.

Тайна исчезнувшего народа

Благодаря упоминаниям в письменных источниках периода Киевской Руси, мы знаем, что князь Святослав разрушил основные города Хазарского каганата.

Саркел, Семендер и Итиль были уничтожены, а положение государства подорвано. После 12 века о них вообще ничего не говорится. Последняя существующая информация свидетельствует, что они были захвачены и покорены монголами.

До этого же времени - с 7 столетия - о Хазарии говорится в арабских, персидских, христианских источниках. Ее цари имеют огромное влияние на территориях Северного Кавказа и прикаспийских степей в районе устья Волги. Многие соседи платили дань хазарам.

До настоящего момента этот народ окутан тайной, а многие сведения не сходятся. Исследователи с трудом пробираются через национальную специфику свидетельств очевидцев.

У арабов одни меры расстояния и времени, у тюрок - совершенно другие, прибавьте сюда еще византийские, иудейские, славянские и собственно хазарские понятия. Названия городов часто приводятся в одном абзаце в исламской манере, в другом - на иврите или тюркском языке. То есть вполне возможно, что городов было больше или меньше, так как полностью сопоставить этнонимы пока не удалось. Равно как и обнаружить остатки всех крупных поселений.

Судя по переписке, получается совершеннейшая путаница и бессмыслица. В описаниях царя города - громадные, по 500 километров, а провинции малюсенькие. Возможно, опять же, это особенность кочевнической меры расстояний. Хазары, печенеги, половцы считали как днями путь, так и различали длину дороги в горах и на равнине.
Как же на самом деле все было? Давайте разбираться постепенно.

Гипотезы о происхождении

В середине 7 века на просторах равнинного Дагестана, в Восточном Предкавказье, появляется неведомый доселе, но очень сильный народ - хазары. Кто это?

Сами себя они называют «казары». Слово, по мнению большинства исследователей, происходит от общетюркского корня «каз», обозначающим процесс «кочевания». То есть они могут себя именовать просто кочевниками.

Другие теории касаются персидского («хазар» - «тысяча»), латинского (кесарь) и тюркского («порабощать») языков. На самом деле доподлинно не известно, поэтому добавляем этот вопрос к списку открытых.

Происхождение самого народа тоже находится под покровом тайны. Сегодня большинство считает его все-таки тюркским. Какие же племена претендуют на роль прародителей?

Согласно первой теории - это наследники племени акациров, одной части некогда великой империи гуннов.

Второй вариант заключается в том, что их считают переселенцами из Хорасана.
Эти гипотезы имеют мало подтверждений.

Зато две следующие достаточно сильны и подтверждаются некоторыми фактами. Вопрос только в том, какие источники более точны.

Итак, третья теория относит хазар к потомкам уйгуров. Китайцы в своих хрониках упоминают их как «народ ко-са». В ходе распада гуннской империи, пользуясь ослаблением авар, часть огузов ушла на запад. Самоназвания групп переводятся как «10 племен», «30 племен», «белые племена», и так далее.

Были ли среди них хазары? Кто это может подтвердить? Считается, что этот народ был в их числе.

В процессе переселения они оказываются в Северном Прикаспие и Кубани. Позже, с ростом влияния, расселяются в Крыму и возле устья Волги.

С появлением городов развиваются ремесла. Ювелиры, кузнецы, гончары, кожевники и прочие мастера формируют основу для внутреннего товарооборота.

Знать и правящая верхушка, а также армия, жили за счет грабежей и дани с покоренных соседей.

Кроме этого, значительную статью дохода составляли пошлины и налоги с товаров, которые провозили по территории каганата. В виду того, что история хазар неразрывно связана с перекрестком «восток-запад», они просто не могли не воспользоваться возможностями.

В руках каганата оказался путь из Китая в Европу, под контролем государства было судоходство по Волге и северной части Каспийского моря. Дербент стал стеной, отделяющей две враждующих религии - православие и ислам. Что дало беспрецедентную возможность возникновения посреднической торговли.

Кроме того, Хазария стала крупнейшим перевалочным пунктом в работорговле. Плененные северяне отлично раскупались персами и арабами. Девушки - как наложницы для гаремов и прислуга, мужчины - как воины, работники по хозяйству и для прочего тяжелого труда.

Также государство в 10-11 веках чеканило собственную монету. Хотя она и была подражанием арабским деньгам, но примечательным моментом является то, что в надписи «Мухаммед - пророк», на хазарских монетах, стояло имя «Моисей».

Культура и религия

Главные сведения о народе исследователи получают из оригинальных письменных источников. С кочевыми племенами, такими как хазары, печенеги, половцы, дела обстоят сложнее. Упорядоченного свода каких-либо документов просто не существует.
А разрозненные надписи религиозного или бытового характера не несут большой смысловой нагрузки. Из них получают лишь крупицы информации.

Много ли мы узнаем о культуре племени из надписи на горшке «сделано Иосифом»? Здесь получится понять только то, что было распространено гончарство и некоторые языковые традиции, например принадлежность имен к разным народам. Хотя и это не совсем верно. Этот сосуд могли просто купить и привезти, допустим, из той же Византии или Хорезма.

Фактически известно лишь одно. «Неразумные хазары» включали в себя несколько народностей и племен, которые говорили на славянских, арабских, тюркских и еврейских наречиях. Элита государства общалась и вела документацию на иврите, а простой люд пользовался руническим письмом, что подводит к гипотезе о его тюркских корнях.

Современные исследователи считают, что наиболее близким к хазарскому языку из ныне существующих является чувашский.

Религии в государстве также были разные. Однако, к эпохе заката каганата, иудаизм становился все более преобладающим и главенствующим. История хазар основательно связана с ним. В 10-11 веках «мирное сожительство вер» пришло к концу.

Начинались даже непорядки среди еврейских и мусульманских кварталов крупных городов. Но громили в этом случае последователей пророка Мухаммеда.

О положении вещей в низах общества мы можем судить с трудом ввиду отсутствия каких-либо источников, кроме нескольких кратеньких упоминаний. Но об этом далее.

Хазарские документы

Потрясающие источники о положении дел в государстве, его истории и устройстве пришли к нам, благодаря одному испанскому еврею. Кордовский придворный, по имени Хасдай ибн Шафрут, написал письмо царю хазар с просьбой рассказать о каганате.

Подобный поступок был вызван его удивлением. Будучи сам евреем, причем высокообразованным, он знал о рассеянности своих соплеменников. А тут приезжие с востока купцы рассказывают о существовании централизованного, мощного и высокоразвитого государства, в котором главенствует иудаизм.

Поскольку в числе обязанностей Хасдая была и дипломатия, он на правах посла и обратился к кагану за правдивыми сведениями.

Ответ он все-таки получил. Причем написал (скорее продиктовал) его сам лично «мелех Иосиф, сын Аарона», каган хазарской империи.

В письме он сообщает много интересной информации. В приветствии говорится, что его предки имели дипломатические связи с Омейядами. Далее он повествует об истории и укладе государства.

По его словам, предком хазар является библейский Яфет, сын Ноя. Также царь рассказывает легенду о принятии иудаизма в роли государственной религии. Согласно ей, было принято решение заменить язычество, которое раньше исповедовали хазары. Кто это мог сделать наилучшим образом? Конечно же священники. Были приглашены христианин, мусульманин и иудей. Последний оказался самым красноречивым и переспорил остальных.

По второй версии (не из письма), испытание для жрецов состояло в расшифровке неизвестных свитков, которые по «счастливой случайности» оказались Торой.
Далее каган повествует о географии своей страны, ее главных городах и быте народа. Они весну и лето проводят в кочевье, а на холодное время года возвращаются в поселения.

Заканчивается письмо хвастливой репликой о положении Хазарского каганата в роли главного сдерживающего фактора, который спасает мусульман от нашествия северных варваров. Русь и хазары, оказывается, сильно враждовали в 10 веке, что привело к гибели

Куда пропал целый народ?

И все же, не могли же уничтожить весь народ под корень русские князья, такие как Святослав, Олег Вещий. Хазары должны были остаться и ассимилировать с захватчиками или соседями.

Кроме того, армия наемников каганата тоже не была маленькой, поскольку государство вынуждено сохранять мир на всех захваченных территориях и противостоять арабам со славянами.

На сегодняшний день наиболее правдоподобной версией признана следующая. Своим исчезновением империя обязана стечению нескольких обстоятельств.

Во-первых, подъем уровня Каспийского моря. Более чем половина страны оказалась на дне водоема. Пастбища и виноградники, жилища и прочие вещи просто перестали существовать.

Таким образом, теснимые природной катастрофой, люди начали спасаться и перемещаться на север и запад, где столкнулись с противостоянием соседей. Вот и появилась у киевских князей возможность «отмстить неразумным хазарам». Повод был давно - увод людей в рабство, пошлины на

Третья причиной, послужившей контрольным выстрелом, стал разброд в покоренных племенах. Они почувствовали слабость положения угнетателей и восстали. Постепенно терялись провинции одна за другой.

Как сумма всех этих факторов, обессиленное государство пало в результате похода русичей, который разрушил три главных города, включая столицу. Князя звали Святослав. Хазары не смогли противопоставить северному напору достойных противников. Наемники не всегда сражаются до конца. Своя жизнь дороже.

Наиболее правдоподобная версия того, кто является выжившими потомками, состоит в следующем. В ходе ассимиляции, хазары слились с калмыками, и сегодня являются частью этого народа.

Упоминания в литературе

В виду маленького количества сохранившейся информации, произведения о хазарах делятся на несколько групп.

Первая - это исторические документы или религиозная полемика.
Вторая - художественный вымысел на мотив поисков пропавшей страны.
Третья - псевдоисторические произведения.

Основные действующие лица - каган (часто как отдельный персонаж), царь или бек Иосиф, Шафрут, Святослав и Олег.

Главная тема - легенда о принятии иудаизма и отношения между такими народами, как славяне и хазары.

Война с арабами

Всего историки выделяют два вооруженных конфликта в 7-8 столетиях. Первая война длилась около десяти лет, вторая - более двадцати пяти.

Противостояние было каганата с тремя халифатами, которые в процессе исторического развития сменяли друг друга.

В 642 году первый конфликт был спровоцирован арабами. Они вторглись через Кавказ на территорию Хазарского каганата. С этого периода сохранилось несколько изображений на сосудах. Благодаря им, мы можем понять какие были хазары. Внешность, оружие, доспехи.

Через десять лет бессистемных стычек и локальных конфликтов, мусульмане решились на массированную атаку, во время которой потерпели разгромное поражение при Беленджере.

Вторая война была более долгой и подготовленной. Началась она в первых десятилетиях восьмого века, и продолжалась до 737 года. В ходе этого военного конфликта хазарские войска дошли до стен Мосула. Но в ответ арабские войска захватили Семендер и ставку кагана.

Подобные столкновения продолжались вплоть до 9 века. После этого был заключен мир в виду укрепления позиций христианских государств. Граница проходила за стеной Дербента, который был хазарским. Все южнее принадлежало арабам.

Русь и хазары

Киевским князем Святославом были повержены хазары. Кто это будет отрицать? Однако факт отражает только финал отношений. Что же было в течение пары веков, предшествовавших завоеванию?

Славяне в летописях упоминаются отдельными племенами (радимичи, вятичи и прочие), которые были в подчинение у Хазарского каганата, пока их не захватил Вещий Олег.

Говорится, что он их обложил более легкой данью с единственным условием, что хазарам они теперь платить не будут. Такой поворот событий, несомненно, вызвал соответствующую реакцию империи. Но о войне не упоминается ни в одном источнике. Мы о ней можем догадываться только по тому, что был заключен мир и русы, хазары и печенеги ходили в совместные походы.

Вот такая интересная и сложная судьба оказалась у этого народа.

Печенеги

ПЕЧЕНЕ́ГИ -ов; мн.

1. Объединение тюркских и сарматских племён, кочевавших в 8 - 12 вв. в заволжских степях.

2. Разг. О диких, грубых, невежественных людях.

Печене́г, -а; м. Печене́жский, -ая, -ое.

печене́ги

объединение тюркских и других племён в заволжских степях в VIII-IX вв. В IX в. откочевали в южнорусские степи. Совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты великим князем киевским Ярославом Мудрым, часть печенегов переселилась в Венгрию.

ПЕЧЕНЕГИ

ПЕЧЕНЕ́ГИ, союз кочевых племен, сформировавшийся в заволжских степях из тюркских, сарматских и угро-финских этнических компонентов. В антропологическим плане печенеги были европеоидами с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам. Термин «печенеги» используется в русских летописях; византийский император Константин VII Багрянородный (см. КОНСТАНТИН VII Багрянородный) в сочинении «Об управлении империей» (10 в.) называет их «пацинокитаями».
В 8-9 веках печенеги кочевали в Нижнем Заволжье, между Волгой и Уралом, откуда под напором огузов и кипчаков продвинулись на запад. Около 950 года они разгромили угров в причерноморских степях и заняли территорию от Нижней Волги до устья Дуная. Основным занятием печенегов было кочевое скотоводство. Они жили родовым строем, в 10 веке делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племен и 40 родов. Племена и рода возглавлялись вождями, избиравшимися племенными и родовыми собраниями. Существовала и наследственная власть ханов (каганов). Захваченных на войне пленников печенеги продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть они пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия.
Русская земля подвергалась нашествиям печенегов в 915, 920, 968 годах. В 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды печенегов в походы на Византию. В 10-11 веках византийские императоры пытались использовать печенегов в качестве союзников в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией. В стратегических построениях правителей Византии этот народ, занимавший степное пространство от Днепра до Дуная, приобрел большое значение из-за того, что империя благодаря ему могла сдерживать военную активность варягов-русов и славян, совершавших частые нападения на окраинные византийские земли, особенно в пределах Балканского полуострова и Причерноморья.
Для того чтобы нападать на византийские города, варяги должны были договориться с печенегами о праве прохода через занятые теми территории. В противном случае явной была опасность нападения с тыла. В 972 году печенежский хан Куря, по подстрекательству византийцев уничтожил дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. Из черепа Святослава сделали чашу, из которой Куря пил вино на пирах. В 1036 году Ярослав Мудрый нанес печенегам сокрушительное поражение под Киевом и положил конец их набегам на Русь. Ослабевшие печенеги не смогли противостоять пришедшим с востока половцам. В 11-12 веках многие печенеги были расселены на юге Киевской Руси для защиты ее рубежей. Часть печенегов ушла в Венгрию, где их расселили как по границам, так и внутри страны. В 13-14 веках печенеги перестали существовать, слившись частично с торками, половцами, венграми, русскими.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "печенеги" в других словарях:

    ПЕЧЕНЕГИ, объединение тюркских и других племен в 8 9 вв. в заволжских степях, в 9 в. в южно русских степях; кочевники скотоводы. Совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты князем Ярославом Мудрым. Часть печенегов переселилась в Венгрию … Современная энциклопедия

    Объединение тюркских и других племен в заволжских степях в 8 9 вв. В 9 в. в южнорусских степях. Кочевники скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым, часть печенегов откочевала в Венгрию … Большой Энциклопедический словарь

    ПЕЧЕНЕГИ, печенегов, ед. печенег, печенега, муж. (ист.). Древний народ тюркского происхождения, кочевавший в 9 11 вв. н.э. на юго востоке Европы, неоднократно нападавший на Киевскую Русь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПЕЧЕНЕГИ, ов, ед. ег, а, муж. Тюркские и сарматские племена, кочевавшие в 911 вв. на юго востоке Европы. | прил. печенежский, ая, ое. П. язык (тюркской семьи языков). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ПЕЧЕНЕГИ, объединение тюркских и других племён в заволжских степях в 8 9 вв. В 9 в. в южнорусских степях. Основное занятие кочевое скотоводство. Совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым, часть П.… … Русская история

    Сущ., кол во синонимов: 1 народ (200) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Печенеги - ПЕЧЕНЕГИ, объединение тюркских и других племен в 8 9 вв. в заволжских степях, в 9 в. в южно русских степях; кочевники–скотоводы. Совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты князем Ярославом Мудрым. Часть печенегов переселилась в Венгрию. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Печенеги (значения). Печенеги (ст. слав. пєчєнѣзи, др. греч. Πατζινάκοι) союз … Википедия

    I Печенеги союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников тюрков с сарматскими и угро финскими племенами. Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к … Большая советская энциклопедия

    Союз тюрк. племен, сложился в 8 9 вв. Основу его составляли племена, говорившие на языке, близком к огузским языкам. Кроме тюрк. племен, в состав союза вошли покоренные племена сарматской, угро финской и, возможно, кавк. групп. До кон. 9 в. П.… … Советская историческая энциклопедия

ПЕЧЕНЕГИ - древний тюркоязычный народ.

Сфор-ми-ро-вал-ся, ве-ро-ят-но, в VII-VIII веках в бас-сей-не реки Сыр-дарья и в При-ара-лье. Воз-мож-но, из-на-чаль-но печенеги яв-ля-лись под-раз-де-ле-ни-ем огу-зов. В трак-та-те ви-зантийского императора Кон-стан-ти-на VII Баг-ря-но-род-но-го «Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей» есть све-де-ния, что преж-нее на-име-но-ва-ние час-ти печенегов - кан-га-ры. Й. Мар-кварт со-пос-та-вил эт-но-ним «кан-гар» с названием ниж-не-го те-че-ния р. Сыр-дарья (Канг) и эт-но-ни-мом «кен-ге-рес» тюркских ру-нических ор-хо-но-ени-сей-ских над-пи-сей. Ги-по-те-за Мар-квар-та, под-дер-жан-ная В.В. Бар-толь-дом (с ого-вор-ка-ми лин-гвис-тического ха-рак-те-ра) и А.М. Щер-ба-ком, по-зво-ля-ет ло-ка-ли-зо-вать ме-сто из-на-чаль-но-го рас-се-ле-ния печенегов в ни-зовь-ях Сыр-да-рьи и на тер-ри-то-ри-ях, при-мы-каю-щих с се-ве-ра к Араль-ско-му мо-рю. С.Г. Кляш-тор-ный ото-жде-ст-в-ля-ет «ре-ку Канг» с зем-ля-ми оа-зи-сов средней Сыр-да-рьи, ко-то-рые на-хо-ди-лись под про-тек-то-ра-том по-лу-ко-че-вых огуз-ских и пе-че-неж-ских пле-мён. Со-глас-но его на-блю-де-ни-ям, в начале VIII века пе-че-неж-ские пле-ме-на (кен-ге-ре-сы/кан-га-ры) уже пред-став-ля-ли со-бой са-мо-сто-ятельный на-род, вхо-див-ший в по-ли-тическую кон-фе-де-ра-цию с осед-лым на-се-ле-ни-ем оа-зи-сов.

Эт-но-ним «печенеги», ско-рее все-го, яв-ля-ет-ся де-ми-ну-ти-вом (умень-шительной фор-мой) от име-ни Бе-че (древнетюркское имя соб-ст-вен-ное Be ̌ce; ви-ди-мо ле-ген-дар-но-го ге-роя-эпо-ни-ма). Воз-мож-но так-же, что эт-но-ним вос-хо-дит к тюркскому сло-ву *ba ̌canak (умень-ши-тель-ное от badža - «сво-як; муж стар-шей се-ст-ры; стар-ший ро-дич»). О язы-ке печенегов све-де-ний не-мно-го. Воз-мож-но, он за-фик-си-ро-ван в ря-де эпи-гра-фических па-мят-ни-ков древ-не-тюрк-ско-го ру-ни-че-ско-го пись-ма. Из ви-зантийских и других письменных ис-точ-ни-ков из-вест-но несколько де-сят-ков пе-че-неж-ских слов (главным образом лич-ные име-на, то-по-ни-мы, эт-но-ни-мы). Точ-ное по-ло-же-ние пе-че-неж-ско-го языка внут-ри тюрк-ских язы-ков ос-та-ёт-ся не-яс-ным. По дан-ным «По-вес-ти вре-мен-ных лет» , язык печенегов был из-вес-тен жи-те-лям Кие-ва в X веке.

В конце IX века печенеги бы-ли вы-тес-не-ны из При-ара-лья огу-за-ми и пе-ре-ко-че-ва-ли к Вол-ге. В свою оче-редь печенеги вы-ну-ди-ли уй-ти на за-пад ко-че-вые пле-ме-на мадь-я-ров (венг-ров). Не-смот-ря на по-ра-же-ние от огу-зов и ха-зар, пле-ме-на печенегов рас-се-ли-лись в сте-пях, кон-тро-ли-ро-вав-ших-ся Ха-зар-ским ка-га-на-том, часть по-се-ле-ний ха-зар бы-ли раз-ру-ше-ны. Во 2-й половине IX века печенеги поя-ви-лись в Северном При-чер-но-мо-рье (впер-вые об этом со-об-ща-ет латинская Хро-ни-ка Ре-ги-но-на Прюм-ско-го под 889 годом), в 990-е годы пол-но-стью вы-тес-ни-ли от-ту-да венг-ров. На ру-бе-же IX и X веков печенеги рас-се-ли-лись в Ниж-нем Поду-на-вье. В X веке печенеги ко-че-ва-ли ме-ж-ду Вол-гой и ни-зовь-я-ми Ду-ная. Сло-жи-лась круп-ная эт-но-по-ли-тическая общ-ность, по-лу-чив-шая в ис-то-рио-гра-фии названием «Пе-че-не-гия», ко-то-рая во мно-гом оп-ре-де-ля-ла гео-по-ли-тическую си-туа-цию в Восточной Ев-ро-пе. Она де-ли-лась на 2 боль-ших объ-е-ди-не-ния, гра-ни-ца ме-ж-ду ко-то-ры-ми про-ле-га-ла по Днеп-ру. Восточное (ле-во-бе-реж-ное) объ-е-ди-не-ние име-ло кон-так-ты с Хер-со-не-сом и Ха-зар-ским ка-га-на-том, за-пад-ное бы-ло свя-за-но с Пер-вым Бол-гар-ским цар-ст-вом и Ви-зан-ти-ей. В это вре-мя печенеги фак-ти-че-ски кон-тро-ли-ро-ва-ли са-мый слож-ный уча-сток пу-ти «из ва-ряг в гре-ки» - ни-зо-вья Днеп-ра и Днеп-ров-ские по-ро-ги. Пе-че-неж-ские во-ин-ские кон-тин-ген-ты не-од-но-крат-но при-вле-ка-лись как на-ём-ни-ки им-пе-ра-то-ра-ми Ви-зан-тии в борь-бе про-тив Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва и Древнерусского государства а так-же пра-ви-те-ля-ми Древнерусского государства про-тив Ви-зан-тии и Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва. Часть печенегов на-хо-ди-лась в за-ви-си-мо-сти от Ха-зар-ско-го ка-га-на-та, ещё од-на миг-ри-ро-ва-ла в За-вол-жье, где их при-сут-ст-вие в X веке от-ме-тил арабский пу-те-ше-ст-вен-ник Ибн Фад-лан.

Прак-ти-че-ски все средневековые ав-то-ры от-ме-ча-ли слож-ное по-ли-тическое уст-рой-ст-во пе-че-неж-ско-го эт-но-по-ли-тического объ-е-ди-не-ния в X-XI веках. Со-глас-но Кон-стан-ти-ну VII Баг-ря-но-род-но-му, Печенеги де-ли-лись на 8 «фем», со свои-ми пред-во-ди-те-ля-ми, а ка-ж-дая фе-ма - на пять мень-ших объ-е-ди-не-ний (ско-рее все-го, «кла-нов» или «ро-дов»). Власть у печенегов при-над-ле-жа-ла пред-ста-ви-те-лям од-но-го ро-да и пе-ре-да-ва-лась, по дан-ным трак-та-та «Об управ-ле-нии им-пе-рией», от пра-ви-те-ля к его двою-род-но-му бра-ту (ве-ро-ят-но, так ис-ка-зил-ся в ви-зантийском вос-при-ятии об-ще-тюрк-ский обы-чай пе-ре-да-вать власть не от от-ца к сы-ну, а сле-дую-ще-му по стар-шин-ст-ву по-сле пра-ви-те-ля муж-чи-не в ро-де). Ис-точ-ни-ки от-ме-ча-ют су-ще-ст-во-ва-ние у печенегов «на-род-но-го со-б-ра-ния» или «ари-сто-кра-ти-че-ско-го со-ве-та», а так-же рост вла-сти во-ж-дей-ха-нов и «ста-рей-шин». «Пе-че-не-гия», таким образом, пред-став-ля-ла со-бой слож-ное во-ж-де-ст-во (кон-фе-де-ра-цию пле-мён), ко-то-рое мог-ло пе-ре-рас-ти в ко-че-вую им-пе-рию, но бы-ло по-сте-пен-но унич-то-же-но в вой-нах (А.В. Ма-рей, П. Гол-ден).

В ис-точ-ни-ках за-фик-си-ро-ва-ны обы-чаи печенегов: бри-тьё бо-ро-ды, но-ше-ние уко-ро-чен-ной без-ру-кав-ной оде-ж-ды, со-жже-ние по-кой-ни-ков (этот обы-чай фик-си-ру-ет-ся толь-ко письменными ис-точ-ни-ка-ми и не под-твер-жда-ет-ся ар-хео-ло-ги-че-ски), ве-ра в кон-та-ги-оз-ную пе-ре-да-чу лич-ной уда-чи, воз-мож-но, ри-ту-аль-ный кан-ни-ба-лизм. Ар-хео-ло-гические дан-ные сви-де-тель-ст-ву-ют, что печенеги прак-ти-ко-ва-ли по-гре-бе-ния в ви-де тру-по-по-ло-же-ний с ко-нём, час-то - с ору-жи-ем (лу-ки, стре-лы, саб-ли) и ук-ра-ше-ния-ми. По-гре-бе-ния печенегов не име-ют прин-ци-пи-аль-ных от-ли-чий в об-ря-де сре-ди мас-сы син-хрон-ных ко-чев-ни-че-ских за-хо-ро-не-ний, вы-де-ля-ют-ся в основном хро-но-ло-ги-че-ски и тер-ри-то-ри-аль-но. Над мо-ги-ла-ми ли-бо на-сы-па-лись не-боль-шие кур-га-ны , ли-бо де-ла-лось впу-ск-ное по-гре-бе-ние в на-сы-пи бо-лее ран-не-го вре-ме-ни. Час-то в мо-гиль-ной яме со-ору-жа-лась де-ревянная ка-ме-ра или ящик (С.А.Плет-нёва, Е.В. Круг-лов). В 1108 году немецкий мис-сио-нер Бру-но Квер-фурт-ский ез-дил к печенегам с це-лью об-ра-тить их в хри-сти-ан-ст-во, но его ини-циа-ти-ва ока-за-лась ма-ло-ус-пеш-ной. Восточные ав-то-ры со-об-ща-ют о рас-про-стра-не-нии сре-ди печенегов ис-ла-ма, так-же к печенегам про-ни-ка-ли про-по-вед-ни-ки ма-ни-хей-ст-ва .

Печенеги не-од-но-крат-но фи-гу-ри-ру-ют на стра-ни-цах ран-не-го древнерусского ле-то-пи-са-ния. Пер-вое ис-то-рическое со-об-ще-ние о печенегах в нём ус-лов-но да-ти-ру-ет-ся 915 годом, ко-гда они за-клю-чи-ли мир с ки-ев-ским князем Иго-рем. В 920 году он вое-вал с печенегами, а в 944 году на-ни-мал их для по-хо-да на Ви-зан-тию. В 968 году печенеги оса-ж-да-ли Ки-ев, их на-па-де-ние, ви-ди-мо, бы-ло ор-га-ни-зо-ва-но ви-зантийскими ди-пло-ма-та-ми для то-го, что-бы за-ста-вить вое-вав-ше-го на тер-ри-то-рии Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва ки-ев-ско-го князя Свя-то-сла-ва Иго-ре-ви-ча вер-нуть-ся на ро-ди-ну. В «По-вес-ти вре-мен-ных лет» опи-са-ны пе-ре-го-во-ры древнерусские вое-во-ды Пре-ти-ча и «пе-че-неж-ско-го кня-зя», ко-то-рые в знак ми-ра об-ме-ня-лись ору-жи-ем. Вес-ной 972 года пе-че-неж-ский хан Ку-ря по нау-ще-нию ви-зан-тий-цев убил князя Свя-то-сла-ва Иго-ре-ви-ча; по пре-да-нию, из че-ре-па кня-зя бы-ла сде-ла-на ча-ша для ха-на. Во вре-мя прав-ле-ния его сы-на, ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча, печенеги не-од-но-крат-но на-па-да-ли на Древнерусское государство (992, 996, 997, 1015 годы - все ле-то-пис-ные да-ты ус-лов-ны, ско-рее все-го, печенеги, как позд-нее по-лов-цы, осу-ще-ст-в-ля-ли на-бе-ги ка-ж-дый год). Для обо-ро-ны от них ки-ев-ский князь ор-га-ни-зо-вал строи-тель-ст-во обо-ро-нительных ли-ний на южных гра-ни-цах Древнерусского государства («бе бо рать отъ пе-че-негъ»). Они строи-лись вдоль рек Дес-на, Ос-тёр, Тру-беж, Су-ла, Стуг-на. По-сто-ян-ные вой-ны с печенегами от-ра-зи-лись в древнерусской эпи-чес-кой тра-ди-ции, став-шей ис-точ-ни-ком для ле-то-пис-цев (по-еди-нок юно-ши-ко-же-мя-ки с пе-че-неж-ским бо-га-ты-рём; об-ман го-ро-жа-на-ми печенегов во вре-мя оса-ды Бел-го-ро-да; ис-то-рия как князь Вла-ди-мир Свя-то-сла-вич пря-тал-ся от них под мос-том). Печенеги уча-ст-во-ва-ли в меж-до-усоб-ной вой-не сы-но-вей Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча на сто-ро-не Свя-то-пол-ка Ока-ян-но-го про-тив Яро-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча Муд-ро-го.

В 1036 году ки-ев-ский князь Яро-слав Муд-рый на-нёс печенегам со-кру-шительное по-ра-же-ние, по-сле ко-то-ро-го основная часть печенегов под на-по-ром по-лов-цев (смотри в статье Кип-ча-ки) от-ко-че-ва-ла к гра-ни-цам Ви-зан-тии и Венг-рии. В XI веке печенеги соз-да-ва-ли по-сто-ян-ную уг-ро-зу Ви-зантии, в конце 1040-х годов (ско-рее все-го, в 1048 году) под пред-во-ди-тель-ст-вом ха-на Ти-ра-ха фор-си-ро-ва-ли по льду Ду-най, од-на-ко ви-зан-тий-цам уда-лось ос-та-но-вить их на-сту-п-ле-ние. В то же вре-мя чуть ра-нее со-пер-ник ха-на Ти-ра-ха Ке-ген пе-ре-шёл на служ-бу к ви-зантийскимим-пе-ра-то-рам, часть печенегов рас-се-ли-лась на тер-ри-то-рии Бол-га-рии. Император Алек-сей I Ком-нин по-сле шес-ти-лет-ней вой-ны с печенегами в 1091 году су-мел одер-жать над ни-ми по-бе-ду. Его ус-пех за-кре-пил император Ио-анн II Ком-нин, по-сле по-бе-ды ко-то-ро-го в 1122 году пе-че-неж-ская уг-ро-за бы-ла ли-к-ви-ди-ро-ва-на.

С середины XI века про-ис-хо-ди-ло мас-со-вое пере-се-ле-ние печенегов в Венг-рию (их пер-вые про-ник-но-ве-ния ту-да от-но-сят-ся к X веку). По-хо-ды и ми-гра-ция печенегов в эту стра-ну про-дол-жа-лись до 1-й четверти XII века. Упо-ми-на-ния «слу-жи-лых» печенегов в венгерских ис-точ-ни-ках встре-ча-ют-ся вплоть до 2-й половине XIII века.

Часть печенегов со 2-й половины XI века ста-но-вят-ся фе-де-ра-та-ми ки-ев-ских кня-зей, вой-дя в со-став чёр-ных кло-бу-ков. В 1116 году со-стоя-лось сра-же-ние печенегов и тор-ков с по-лов-ца-ми у реки Дон, в ко-то-ром со-юз-ни-ки по-тер-пе-ли по-ра-же-ние. Ве-ро-ят-но, печенеги и тор-ки по-пы-та-лись вос-поль-зо-вать-ся ос-лаб-ле-ни-ем по-лов-цев в ре-зуль-та-те по-ло-вец-ких по-хо-дов русских кня-зей 1100-1110-х годов. В русских ле-то-пи-сях печенеги в по-след-ний раз упо-ми-на-ют-ся в 1169 году в со-ста-ве чёр-ных кло-бу-ков. Из-вес-тия позд-них ле-то-пи-сей (XVI века) о по-бе-де над печенегами Ас-коль-да и Ди-ра в 867 году, кре-ще-нии пе-че-неж-ских кня-зей, по-бе-дах русских бо-га-ты-рей над печенегами и до-го-во-рах с различными пе-че-неж-ски-ми князь-я-ми, ско-рее все-го, не-дос-то-вер-ны и яв-ля-ют-ся пло-дом литературного твор-че-ст-ва позд-не-го Сред-не-ве-ко-вья.

Све-де-ния о печенегах ис-че-за-ют из ис-точ-ни-ков к концу XIII века.

Ис-точники:

Кон-стан-тин Баг-ря-но-род-ный. Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей. Текст, пе-ре-вод, ком-мен-та-рий / Под ред. Г.Г. Ли-тав-ри-на, А.П. Но-во-сель-це-ва. М., 1991;

Древ-няя Русь в све-те за-ру-беж-ных ис-точ-ни-ков. Хре-сто-ма-тия. М., 2009. Т. 3: Вос-точ-ные ис-точ-ни-ки / Сост. Т.М. Ка-ли-ни-на. М., 2010. Т. 4:

За-пад-но-ев-ро-пей-ские ис-точ-ни-ки / Сост., пер. и ком-мент. А.В. На-за-рен-ко.

Дополнительная литература:

Го-лу-бов-ский П.В. Пе-че-не-ги, тор-ки и по-лов-цы до на-ше-ст-вия та-тар: ис-то-рия юж-но-рус-ских сте-пей IX-XIII вв. К., 1884;

Prit-sak O. The Pečenegs: a case of social and economic transformation // Archivum Eurasiae medii aevi. Lisse, 1975;

Плет-не-ва С.А. Пе-че-не-ги, тор-ки, по-лов-цы // Сте-пи Ев-ра-зии в эпо-ху Сред-не-ве-ковья. М., 1981;

Mo-ravcsik G. Byzantino-tur-cica. I. Die by-zan-ti-nischen Quellen der Geschichte der Türkvöl-ker. II. Sprachreste der Türkvölker in den by-zan-tinischen Quellen. B., 1983;

Pá-lóczi-Hor-váth A. Pechenegs, Cumans, Iasians. Steppe peoples in medieval Hungary. Bdpst, 1989;

Golden P. Pečenegs // The Encyclopedia of Islam. Leiden, 1995. Vol. 8;

Щер-бак А.М. Пе-че-неж-ский язык // Язы-ки ми-ра. Тюрк-ские язы-ки. М., 1997;

Ма-рей А.В. Осо-бен-но-сти со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ской ор-га-ни-за-ции пе-че-не-гов // Аль-тер-на-тив-ные пу-ти к ци-ви-ли-за-ции. М., 2000;

Га-ру-сто-вич Т.Н., Ива-нов В.А. Огу-зы и пе-че-не-ги в Ев-ра-зий-ских сте-пях. Уфа, 2001;

Круг-лов Е.В. Пе-че-не-ги и огу-зы: не-ко-то-рые про-бле-мы ар-хео-ло-ги-че-ских ис-точ-ни-ков // Сте-пи Ев-ро-пы в эпо-ху сред-не-ве-ко-вья. До-нецк, 2003. Т. 3

История Древней Руси пестрит рассказами и упоминаниями о печенегах. Историки и археологи активно занимаются изучением древних времен, и уже вполне исчерпывающе могут рассказать, кто такие печенеги, каковы их особенности, роль в истории, характер, внешность, происхождение.

Говоря об этом племени, мы имеем ввиду не просто народ, мы говорим о войске. Именно война — главный вид деятельности этого кочевого племени.

Википедия сообщает, что их войско сложилось предположительно в 8-9 веке, в состав его вошли несколько древних кочевых племен.

Место кочевания племени — Средняя Азия. Название “печенеги” имеет происхождение от слова “бече”, которым называли предводителя объединяемых племен.

У них был свой язык тюркского происхождения, а основной род их деятельности — скотоводство.

Они не возводили основательные постройки, укрепления, а основу своего прибытка, получаемого в военных сражениях, перевозили с собой на телегах.

Во главе стоял хан, принимающий все важные решения касательно жизни племени. Однако еще проводились и так называемые собрания старейшин, которые также вносили свою лепту.

В случае смерти хана, власть передавалась по наследству.

Как выглядели печенеги

Ученые пришли к единогласному мнению, что представители древнего племени не имели никаких ярко выраженных отличий от русского населения. Черты лица кочевников были европеоидные с примесью монголоидности.

Это были невысокого роста брюнеты с узкими лицами, маленькими глазами. Отличительными особенностями для них были борода, чуб, усы. Такое внешнее сходство с русскими человеком не является удивительным фактом.

В условиях долго длящейся войны они нередко брали в плен мужчин, которые в дальнейшем становились их полноправными воинами, а женщин вынуждали быть их наложницами.

Современники печенегов

Последние исследования сообщают, что потомками известных варваров являются:

  • башкирские юрматы;
  • молдавские гагаузы;
  • узбекские каракалпаки.

Но в этом вопросе ученые не пришли к единому мнению. Изучая существующие данные о древнем народе, поиск их современников не так прост. Ведь, как известно, само племя представляет собой союз нескольких общин, что усложняет ситуацию и рассеивает мнения.

Существует утверждение, что род племени на своем закате поделился на две линии:

  • тюркский народ гагаузов (современная территория России, Украины, Молдавии);
  • поселенцы правобережной Украины.

Археологами на территории России и Молдавии были найдены захоронения кочевого народа. Это невысокие курганы. С воином захороняли все его снаряжение, оружие, стрелы, а также богатства: золотые монеты, украшения, лошадей.

Составленные портреты печенегов

Археологические и антропологические исследования позволяют нам создать примерный портрет древнего воина (см. фото) и мы можем представить, как выглядели печенеги.

Одежда, оружие воина соответствует кочевому народу тех времен. Такие племена не вносили в свой внешний вид никаких особенностей.

Современные режиссеры в экранизации фильмов, в которых действие идет в древние времена, также постарались передать максимально точно внешний вид народа и характеристики:

10 интересных фактов о печенегах

  1. Они были язычниками. Религия тибетских народов — бон — была для них близкой.
  2. Они крайне редко мыли голову и умывались.
  3. Использовали кожаные мешки для переправы через реки.
  4. Стрелы, которые они использовали, были смочены смертельным ядом, поэтому даже небольшая царапина приводила к летальному исходу.
  5. Славились своими знаниями трав. Помимо применения отваров для лечения, они знали рецепты, придающие необычные силы: улучшение зрения, быстроту реакции и прочее.
  6. В еде они не были разборчивы. Главной пищей был рис, просо, однако варили они его исключительно на молоке.
  7. Мясо употребляли в сыром виде, подержав предварительно под седлом для получения нужной температуры.
  8. В условиях тяжелой жизни и голода могли не побрезговать съесть кошку или других степных животных.
  9. Ходили легенды о быстроте их лошадей. Они умели выбирать среди лошадей истинных скакунов.
  10. Принося клятву верности, воин ранил палец, а его кровь пили братья по оружию.

Борьба руси с печенегами

Совершать набеги и завоевания кочевников сподвигало не что иное как поиски лучшей жизни. Постоянные засухи были невозможным условием для ведения хозяйства племенем. Завоевание территорий, водоемов со временем стало неотъемлемой частью их жизни.

Варвары славились своими молниеносными, разрушающими набегами. Даже если целью не было завладение территорией, они наносили непоправимый вред оседлым народам: разрушали, убивали, грабили, брали пленных

Борьба Руси с кочевниками была долгой. Для защиты своих границ войска строили оборонительные сооружения: крепости, водоемы, валы. Кроме того, даже крещению Руси приписывают более практичное значение, чем может казаться изначально, а именно: объединение народа единой верой для борьбы с “нечистыми варварами”.

Нападения печенегов на Русь были регулярны. Первое столкновение русских войск с печенежской ордой датируется 915 годом, когда во главе Киевской Руси стоял князь Игорь.

Хотя характер взаимоотношений войск не ограничивается конфликтами. Существуют записи о совместных походах с русичами на Византию.

Первое нападение

Попытки набегов совершались постоянно. Однако самым серьезным из нападений считается совершенное в 969 году. Спланированный набег говорит о серьезности намерений и стратегических навыках военачальников.

Воспользовавшись отсутствием в Киеве князя Святослава, кочевники совершили нападение.

Как известно, основная часть войска всегда сопровождает князя, а сам князь как никто лучше умеет защитить свое государство.

Организацией обороны пришлось командовать матери князя Святослава княгине Ольге.

Положение города было плачевным. Кроме того, что для защиты не хватало воинов, варвары осадили входы и выходы, не пропуская в город караваны с едой, водой.

А установившаяся в то время длительная жара только усугубляла положение киевлян. Однако Ольге удалось выдержать такой натиск. Вернувшись, князь разгромил печенежские отряды и защитил свои границы.

Обратите внимание! Князь Святослав был убит печенегами спустя три года.

По возвращении с Византийского похода князя Святослава ждала засада. Ее устроил никто иной как печенеги во главе с ханом Куря. В этой засаде было разгромлено русское войско, а князь Святослав убит. Легенда гласит о том, что хан Куря сделал золотой кубок из черепа киевского князя.

Разгром печенегов Ярославом Мудрым под Киевом

События 1036 года историки приравнивают к судьбоносным в жизни печенежских племен. Возможно, не совершив нападения на Русь, не исчез бы такой народ.

Набег на Киев был спланирован в отсутствие князя , который в это время был в Новгороде. Осадив город, враги всеми силами бросились в атаку. Вовремя вернувшийся князь со своей дружиной разгромили обидчиков.

Обратите внимание! По всем данным кочевники обладали хорошей разведкой, все свои масштабные нападения они планировали на время отсутствия князя в городе.

Историки утверждают, что битва князя Ярослава Мудрого была тяжелой, а победа, которую он одержал, далась с большим трудом. Стоит заметить, что большую роль сыграла тактика князя, который не просто кинулся в бой против врага, а принимал стратегические решения.

Кочевники превосходили русское войско по численности. Решением князя Ярослава было разделить войско: по центру на защиту встали варяги, справа киевляне, а слева новгородцы.

Громкая победа свершилась. Она означала не только изгнание кочевников из города, но и то, что русичи добились прекращения набегов печенегов на русские земли.

Интересно знать! В честь этой победы князь Ярослав Мудрый приказал возвести в Киеве Софийский Собор.

После разгрома племя скрывалось в степи северо-западного Причерноморья. Дальнейшая судьба связывает кочевников с Византией. В их отношениях присутствовали как конфликты, так и совместные походы.

Со временем это кочевое войско прекратило свое существование. А его воины разошлись по наемным службам в византийское, русское войска, а также в войска других кочевых племен.

Полезное видео

Подведем итоги

После исчезновения печенегов в степях началось “правление” нового, еще более жестокого войска — половцев. Сами печенеги не сохранили своей народности и массовости.

Сходство с представителями этого племени просматривается у многих современных народов, однако полноценных доказательств тому нет. Их плачевная судьба не позволила нам узнать больше об этом народе.



Просмотров