Кто сменит медведева на посту премьера. Названы кандидаты на смену Медведева – возможные преемники Путина

Госдума утвердила кандидатуру Дмитрия Медведева на пост главы правительства, занимающего должность премьер-министра России уже больше шести лет. Все российские премьер-министры и их судьба после ухода с одного из ключевых постов в правительстве — в фотогалерее РБК.

Фото: Александр Овчинников / Фотохроника ТАСС

Официально не занимал пост премьера, возглавлял правительство в качестве президента РСФСР на основании указа №171 в период проведения радикальной экономической реформы.

В 1991 году был избран президентом России. Оставил этот пост в декабре 1999 года.

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Официально не занимал пост премьера, был исполняющим обязанности. В декабре 1992 года Съезд народных депутатов отказался утвердить его кандидатуру на пост премьера из-за недовольства ходом экономических реформ.

После ухода с поста занимал должности министра экономики и финансов РСФСР (1991-1992), министра финансов (февраль—апрель 1992 года), первого заместителя председателя правительства (март—декабрь 1992 года), и.о. председателя правительства (июнь—декабрь 1992 года) и другие. Был депутатом Госдумы первого и третьего созывов. Умер в 2009 году.

Фото: Александр Макаров / РИА Новости

Кандидатура Черномырдина была предложена Ельциным Съезду народных депутатов в качестве компромиссной. В конце 1990-х его называли в числе возможных преемников Ельцина на президентском посту. В течение двух дней в ноябре 1996 года был и.о. президента, когда Ельцину делали операцию на сердце.

После ухода с поста премьера был депутатом Госдумы, спецпредставителем президента по развитию торгово-экономических отношений с Украиной (2001-2009), послом России на Украине (2001-2009), советником президента (2009-2010). Умер в 2010 году.

Спустя четыре месяца после своего назначения Кириенко о неспособности государства обслуживать свои кредитные обязательства. Следствием дефолта стал обвал курса рубля. В результате этих событий правительство было отправлено в отставку.

Сегодня занимает пост первого замглавы администрации президента.

После отставки правительства Кириенко Ельцин дважды безрезультатно в Госдуму кандидатуру прежнего премьера Виктора Черномырдина, после чего компромиссной фигурой был выбран Евгений Примаков — за него проголосовали 315 депутатов из 450.

Отставку Примакова президент объяснил тем, что его кабинет справиться с кризисом.

После ухода с поста был депутатом Думы, председателем фракции «Отечество — Вся Россия» (ОВР) (в 2000-2001 годах), в течение десяти лет — президентом Торгово-промышленной палаты (до 2011 года). Умер в 2015 году.

Возглавил правительство после отставки Примакова, однако занимал свой пост всего несколько месяцев — Ельцин отправил его в отставку без объяснения причин.

В апреле 2000 года был назначен председателем Счетной палаты. Покинул пост в 2013 году.

Владимир Путин и министр обороны Игорь Сергеев (слева) наблюдают за полетами авиционной техники на 4-м Международном авиакосмическом салоне (МАКС-99)

(Фото: Сергей Субботин / РИА Новости)

«Я решил назвать человека, который, по моему мнению, способен консолидировать общество и, опираясь на самые широкие политические силы, обеспечить продолжение реформ в России. Он сможет сплотить вокруг себя тех, кому в новом, ХХI веке предстоит обновлять великую Россию. Это секретарь Совета безопасности РФ, директор ФСБ России Владимир Владимирович Путин», — заявил в своем выступлении 9 августа Борис Ельцин. С 31 декабря 1999 года по 7 мая 2000 года Путин также исполнял обязанности президента, 26 марта 2000 года был избран главой государства.

До назначения премьером Касьянов занимал пост министра финансов и заместителя премьер-министра в правительстве, возглавляемом Путиным. Отставка правительства Касьянова состоялась 24 февраля 2004 года.

Касьянов, как и уволенный перед ним руководитель администрации президента Александр Волошин, был в числе противников уголовного преследования акционеров и менеджеров ЮКОСа. Сейчас Касьянов ПАРНАС — партию, которую в Кремле относят к несистемной оппозиции.

После отставки Касьянова обязанности премьера недолго исполнял Виктор Христенко, затем кабинет возглавил Михаил Фрадков. Правительство Фрадкова прославилось крайне непопулярной реформой — монетизацией льгот. Еще при Фрадкове была проведена административная реформа и стартовали нацпроекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье». Их куратором стал перешедший в правительство с поста главы кремлевской администрации вице-премьер Дмитрий Медведев. Правительство в отставку 12 сентября 2007 года, на старте кампании по выборам в Госдуму.

Был назначен директором Службы внешней разведки. Покинул этот пост в 2016 году и был назначен директором Российского института стратегических исследований.

Правительство Зубкова фактически стало переходным, а его самого рассматривали как технического руководителя — основную роль играли первые вице-премьеры Сергей Иванов и Дмитрий Медведев. Они имели равный статус, так как еще не было известно, кто из них будет выдвинут на должность президента по истечении второго президентского срока Путина. Но и сам Зубков , что может баллотироваться в президенты, если Путин доверит ему эту задачу.

В 2012 году был назначен специальным представителем президента по взаимодействию с форумом стран — экспортеров газа.

Занял пост премьера во второй раз после победы Дмитрия Медведева на президентских выборах. Стал также лидером «Единой России», хотя и не вошел в ряды партии. Премьера Путина и президента Медведева «правящим тандемом». Отставка второго правительства Путина состоялась 7 мая 2012 года.

Фото: Екатерина Штукина / РИА Новости / Reuters

Третий президент России Дмитрий Медведев был назначен председателем правительства в 2012 году, после победы Путина на президентских выборах. ​

7 мая 2018 года Путин в четвертый раз официально вступил в должность главы государства, после чего — это предусмотрено конституцией. В этот же день Медведеву было предложено остаться на своем посту.

Среди всех премьер-министров в новой российской истории Дмитрий Медведев дольше всех занимает эту должность.

Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, экономист:

Подчеркну слова "мне кажется". Я не собираюсь делать вид, что это - научный прогноз и что я особо осведомлен. Доказательств у меня нет. Легко могу ошибиться. Мое предположение - не более чем интеллектуальное упражнение. Давайте поупражняемся вместе, если любопытно.

Турчак - сын одного из старых питерских знакомых Путина. "Хозяин страны" стал делать ему карьеру еще в 2009 году, когда назначил 33-летнего Турчака губернатором. Это был один из самых молодых губернаторов России.

За 8 лет его проверили на умение формировать команду и держать удар. А больше ничего и не нужно.

Сегодня Турчака вернули на федеральный уровень, сделав секретарем Генсовета Единой России. С такого крупного поста федерального значения запросто можно назначать премьером. Фрадкова с Зубковым в свое время вообще бог знает откуда выкапывали.

Если Путин после 2024 года для сохранения власти захочет менять конституцию в сторону парламентской республики, где он будет бесконечным премьером, как Меркель в Германии, то ему уже сегодня понадобится усилить (хотя бы внешне) партийный характер правительства. Поэтому глава партии власти возглавит его.

По возрасту Турчак идеально вписывается в общую линию на омоложение кадров. Глава кремлевской администрации Антон Вайно лишь на 3 года его старше. Одно поколение.

То, что на Турчаке, возможно, висит криминал, не мешает, а даже помогает. Я не знаю и не собираюсь сейчас выяснять, виноват ли он в чем-то. Но если есть проблемы, то иметь премьера, висящего на крючке, для Путина лучше всего. Не будет оспаривать лидерство у стареющего шефа. Путин ведь всегда назначает таких премьеров, которые по разным причинам не могут быть ему серьезными конкурентами.

Да и фамилия у Турчака не лучшая для того, чтобы стать вместо Путина отцом нации.

В общем, карманный премьер, который должен выполнить определенные поручения хозяина. А "башни Кремля", боровшиеся за то, чтоб съесть Медведева, останутся с носом. Нормальная логика автократа - тасовать "преемников", так чтоб никто реально к нему не приблизился.

И не надо мне говорить про развал Псковской области и про неспособность Турчака поднять экономику. Задачи поднимать ее давно уже не стоит. Правительство для другого существует.

Впервые: https://www.facebook.com/dtravin61

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

https://www.сайт/2018-01-15/posle_vyborov_prezidenta_anton_vayno_mozhet_stat_premer_ministrom_rf

Очень технический премьер

После выборов президента Антон Вайно может возглавить правительство РФ

Алексей Дружинин / РИА Новости

После выборов главы государства нынешний глава администрации президента Антон Вайно может занять пост премьер-министра РФ. Такой сценарий обсуждают в федеральном и региональном истеблишменте, при этом в Вайно видят более профессионального и техничного управленца, чем Дмитрий Медведев. В случае реализации этого сценария Дмитрий Медведев может возглавить объединенный Верховный и Конституционный суд. Эксперты допускают назначение Вайно, но указывают на риски такого решения.

О том, что кандидатура Вайно рассматривается на пост премьер-министра РФ, сайт рассказали несколько источников в бизнес- и политическом истеблишменте федерального и регионального уровней. По словам одного из собеседников, уже намечаются очертания и будущего кабинета министров, куда могут быть приглашены несколько успешных губернаторов.

Собеседник, близкий к крупному промышленному холдингу, говорит, что Вайно в качестве премьер-министра обсуждается уже довольно давно, при этом среди бизнеса такое решение будет воспринято в целом хорошо. «Вайно показал себя как очень практичный, техничный, дальновидный руководитель. У него широкий кругозор и в целом более жесткий, чем у Медведева, стиль управления», — говорит собеседник, выражая надежду, что такой премьер покончил бы с «излишним либерализмом» в правительстве. Важным качеством Вайно называют то, что он не высказывает личных политических амбиций и не претендует на то, чтобы обладать самостоятельностью или политической субъектностью.

Антон Вайно: человек рядом с президентом

Антон Вайно возглавил администрацию президента в августе 2016 года, до этого много лет проработав в протокольных службах и администрации президента. Уже тогда звучали предположения, что должность главы администрации является для него ступенькой на пути к посту премьера-министра. «Антон Вайно, если сравнивать его путь с карьерной вертикалью Дмитрия Медведева, спустя некоторое время вполне может стать новым премьер-министром — как Медведев, стоящим посередине между разными кланами, — писал журналист Андрей Колесников на сайте Центра Карнеги. — <…> Дмитрий Медведев по-прежнему молод, но базовые функции, которые он должен был исполнить, и пик карьеры уже позади. Личная благодарность президента заканчивается в 2018 году. А проявления личной благодарности президента Антону Вайно только начинаются».

Компенсация для Дмитрия Медведева

Дмитрий Медведев, как , после выборов может перейти на должность руководителя объединенного Конституционного и Верховного судов. Идея создать «суперсуд» обсуждается, по крайней мере, последние лет семь, периодически наталкиваясь на сопротивление юридического сообщества. Скорее всего, реформа отложена до того времени, когда свой пост покинет пожилой председатель Конституционного суда Валерий Зорькин — в феврале ему исполнится 75 лет, и в этом же году истекает очередной шестилетний срок его полномочий.

После выборов президента в России могут объединить Верховный и Конституционный суды

Если новый «суперсуд» будет создан, пост его председателя может стать солидной компенсацией за потерю Медведевым поста премьера. Такая структура теоретически обладает властью даже большей, чем президентская — хотя в наше время судебная ветвь власти фактически является относительно слабой.

Идеальный технический премьер

Известный политолог Евгений Минченко в своих докладах «Политбюро 2.0» о путинском окружении причисляет Вайно к группе, состоящей из Сергея Чемезова, Виктора Золотова, Юрия Чайки и Сергея Иванова. При этом он не относит Вайно собственно к «членам Политбюро», ближайшему кругу путинской элиты, а видит его в «переходной зоне» между «кандидатами» и «членами». Назначение Вайно премьер-министром Минченко считает маловероятным: у нынешнего главы администрации совсем нет хозяйственного опыта, сказал он сайт.

Политолог Андрей Колядин, некогда работавший в администрации президента, говорит, что в возможном решении о назначении Вайно есть свои минусы и плюсы. «У нас еще присутствует повышенное уважение к должности премьера, рожденное самим Путиным, — напоминает эксперт. — Его [бывшая] работа премьером заставляет с вожделением смотреть на этот пост лидеров всех „башен Кремля“. Однако есть и другие версии экономической перезагрузки, в которых премьер не общественный лидер, а функционер, технократ, как принято говорить сейчас. Он не генерирует экономическое будущее, а исполняет программы, созданные коллективно, в том числе — за пределами правительства. В этой схеме логически завершена идея централизации власти — есть президент и есть все остальные. Равных ему даже по условному влиянию нет».

Такую роль Вайно выполнит безупречно, считает Колядин: он может работать 24 часа в сутки, ничего не упуская, но непублично, не привлекая к себе внимания. «Но премьер — это еще и политическая фигура, — говорит политолог. — В наших условиях он выполняет и роль громоотвода. В него бьют молнии народного недовольства, если с экономикой происходит что-то не так. А Путин остается за пределами критики — арбитром, к которому обращаются миллионы жителей страны. Если премьер „уйдет в тень“, то ответственным станет президент. В условиях стагнирующей экономики — это не бесспорное решение. И дело тут не в фигуре Вайно, а в общей внутриполитической ситуации», — говорит Колядин.

В качестве прочих кандидатов на пост премьера ранее называли Сергея Собянина, Юрия Трутнева, Сергея Чемезова, Алексея Кудрина, Вячеслава Володина и других политиков первого эшелона.

Новости России

Россия

В России заработал сервис Google Jobs

Россия

В Приморье организована проверка по факту издевательства над служебной собакой

Россия

Корпорация Boeing поддержала решение приостановить полеты всех 737 Мах

Россия

Ростовчанин заявил об издевательствах сотрудников Центра «Э» из-за постов «ВКонтакте»

Россия

Аналитики центра «Сова»: в России ужесточаются преследования традиционных религий

Россия

В Москве Росздравнадзор закрыл клинику пластической хирургии

Россия

Миллиардер Богуславский вложил $2 млн в робота, который заменит операторов колл-центров

Россия

Карты Visa и Mastercard «Еврофинанс Моснарбанка» перестали работать из-за санкций

Россия

В петербургской коммуналке органы опеки нашли трех плачущих детей рядом с телом матери

Россия

Во Франции на горнолыжном курорте погиб гражданин РФ

Россия

В Петербурге глава фонда помощи пенсионерам арестована по делу о мошенничестве с жильем

Россия

Госдума намерена преодолеть вето Совфеда по закону о хостелах

Май 2018 года принесет не только плановую отставку кабинета, "июньские" указы, но и большие перемены во власти и бизнесе. Чем ближе 18 марта - дата президентских выборов, тем чаще ведущие политологи и эксперты всех мастей задумываются о том, какая модель власти и управления в стране будет определять лицо следующего президентского срока Владимира Путина.

И гораздо важней картинки инаугурации нового старого президента, что покажет всей стране и миру центральное телевидение та картинка, что уже сейчас рисуется в головах кремлевских стратегов. В это эпическое многофигурное полотно отставок, перестановок и новых назначений, пока еще не покинувшее даже в виде набросков и этюдов художественно-политического ателье Старой площади, тем не менее, уже сейчас следует вглядеться повнимательней.

Тем более, что и сам "холст", "подрамник" и прилагающий к нему роскошный "багет" в значительной мере заимствованы от картины актуальной политической реальности, а значит могут быть смело подвергнуты "искусствоведческому" анализу, даже не прибегая к сложным экспертизам и иному гаданию на кофейной гуще.

Два с половиной губернатора Никитина...

Веселая и относительно беззаботная жизнь губернаторского корпуса, ушедшая в прошлое вместе с "майскими" указами 2012 года, переложившими на регионы значительную часть ответственности за развитие социальной и бюджетной сферы в новом политическом сезоне может стать еще более сложной и не лишенной простора если и не для подвига, то уж точно, для проявления личного мужества.

Вместе с усилившимся давлением силовиков - ФСБ и Следственного комитета на верхушку региональной бюрократии это будет означать, что для того, чтобы провести еще одну волну кадровых перестановок в регионах, нужно будет не только реанимировать проекты формирования кадрового резерва, но и провести убедительную разъяснительную работу с кандидатами на высшие посты в исполнительной власти субъектов Федерации. Чтобы потом в отсутствие внутренней мотивации врио губернаторов не просиживали бы штаны в московских ресторанах, облюбованных ими еще в те времена, когда они обретались в комфортных для них должностях заместителей федерального министра, а ретиво отрабатывали задачи, поставленные перед их десантированием на региональную политическую грядку.


Итак, какие же задачи ставятся перед выпускниками "Кремлевского Хогвартса" перед заброской в регионы? Что при Вячеславе Володине , что при Сергее Кириенко для Кремля важно видеть в губернаторах две принципиально важных вещи: системную лояльность и картинку "бысть тишина велика в земли", где "тишина велика" - отсутствие серьезных социальных и политических возмущений на вверенной территории. Последняя версия президентского указа о критериях оценки эффективности региональных властей, конечно, декларирует еще много показателей текущей деятельности, но все они по большому счету второстепенны. И в условиях поддержки населением проводимого главой государства политического курса всеми ими можно смело пренебречь, веселым свидетельством чего является бродящая в недрах Администрации Президента шутка про двух с половиной губернаторов Никитиных, где два Никитина - это однофамильцы, действующие главы Тамбовской и Новгородской областей, а еще половина - это врио губернатора Нижегородской области.

...и один трижды Кожемяко


Отражая определенный волюнтаризм кремлевской бюрократии по отношению к региональной кадровой политики, когда вполне допустимы такие зигзаги, как назначение мэра Череповца на должность губернатора в Сибирском федеральном округе, это, очевидно, является проявлением набирающей обороты тенденции, когда кадровый костяк губернаторского корпуса составят вымуштрованные лояльные управленцы универсальной компетенции, которым без разницы чем и где управлять - заводом ли, армейским корпусом или отдаленной провинцией. Очевидно, что и в ближайшие несколько лет губернаторов скорее будут прививать к региональному подвою, чем выращивать их в местных условиях, давая впитывать региональной (и уж не дай-то Бог, национальный) менталитет и обрастать коррупционными связями. Возможно даже, что в недрах региональной политики даже появится еще один "трижды губернатор" Олег Кожемяко , как известно, поработавший главой трех разных регионов, правда, одного и того же - Дальневосточного федерального округа.

При определенной эффективности этой модели нужно отметить, что ее слабыми сторонами является эффективность только в условиях сильного федерального правительства, потенциальная конфликтность, когда региональные элиты консолидируются и отторгают кремлевский политический имплант, коррупциогенность, которую несложно проиллюстрировать многочисленными посадками губернаторов-назначенцев раннего путинского и медведевского призывов.

Наконец, для этой модели особенно важен и человеческий фактор. Штучность, уникальность такого рода управленца должна быть на порядок выше, чем в условиях, скажем, естественной конкурентной модели, рождавшей, пусть, и не особо подготовленных, но хорошо знающих свои региональные особенности лидеров. Способен ли Кремль, как заправский фокусник, пачками доставать таких спецов из своего кадрового кармана станет очевидно, если и не в этом году, то в самом ближайшем будущем. Менять в регионах, как показывают что кремлевские, что независимые рейтинги эффективности еще есть кого. Да и сама принятая на вооружение модель политического десантника с кремлевским мандатом предполагает, что ротация глав регионов окончательно узаконена в качестве системного элемента устройства внутренней политической жизни страны.

"Премьер Тихонов" или "Премьер Косыгин"?


Но, если уже заявившие о себе тенденции в региональной политике позволяют с той или иной степени достоверности прогнозировать тенденции на региональном уровне, то как обстоит дело с федеральным уровнем, по определению, вызывающим наибольший интерес среди самих игроков и любопытствующей публики? Не секрет, что уже сегодня в столичных политических салонах активно обсуждают "крамольные" политические вопросы: "Ждать ли смены курса?","Кто войдет и кто не войдет в Правительство Путина-2018?", "Кто может заменить Медведева, Вайно и Набиуллину ?" Солидаризируясь со скептиками, не верящими в стратегические перемены курса Путина в период в 2018-2024 годы, следует заметить, что вероятность переназначение действующего премьер-министра на аналогичный пост в новом правительстве, которое с мая-июня 2018 года приступит к работе в качестве правительства вновь избранного президента, весьма велика. И удары по имиджу Медведева со стороны Навального , слухи о его замене на нынешнего руководителя Администрации Президента, назначении на некий объединенный "суперсуд" пока не дают оснований полагать, что обкатанная модель тандема Путин-Медведев будет заменена на другую. В этом смысле предвыборное выступление Путина на состоявшимся в декабре прошлого года съезде партии "Единая Россия" было больше похоже на завуалированное обещание президента и после мая 2018 года ключевые вещи в российской политике оставить на тех же местах, где они располагались до этого.

Понятно, что депутаты-единороссы в Государственной Думе легко проголосуют и не за Медведева на посту премьера, а за любое иное ФИО, обозначенное в доставленном на Охотный ряд кремлевским фельдъегерем пакете. Но обойтись при этом без объяснений и легендирования не смог бы даже и Путин . Поменять премьера все-таки не так легко, как поменять генерального прокурора. Отсутствие даже прозрачных намеков на это позволяет предполагать, что нынешний хозяин Белого дома на Краснопресненской набережной таковым и останется на как минимум значительную часть следующего президентского срока, то есть, до решения вопроса о преемнике 2.0.

А тогда, значит, что и все игры и информационные вбросы и атаки на премьера можно рассматривать только как элемент договоренностей об облике и кадровом составе будущего правительства. В России, как и во многих других странах именно на стыке рельсов одного политического сезона с другим принято договариваться об основных направлениях курса будущего правительства, подбирая под него конкретные персоналии, которые потом займут министерские кресла.

В этом смысле, образно говоря, всех больше интересуют не фамилии на начищенных до блеска латунных табличках, а те решения и действия, которые будут принимать и реализовывать люди с этими фамилиями. Сравнивая советскими временами, важно понять, станет ли Медведев после мая 2018 года новым Алексеем Косыгиным - энергичным реформатором и носителем новых подходов к развитию экономики либо превратится в застойного Николая Тихонова - певца забронзовевшего режима.

Власть и деньги при Путине-3


Однако, чем больше откладывается (по крайней мере в публичной плоскости) принятие окончательного решения по кандидатуре премьера четвертого путинского срока, тем больше видимых публике усилий новый старый премьер должен будет продемонстрировать, решая вопросы определения состава нового правительства, расстановки топ-менеджеров в ключевых государственных корпорациях и компаниях. Заявленный Путиным курс на перезагрузку общественно-политической системы страны, обновление лиц во власти, ставка на приход молодых профессионалов (конкурс "Лидеры России" и т.д.) неизбежно затронет и Белый дом.

Сохранение на своем посту не слишком популярного в народе и элитах премьера, очевидно, будет компенсировано если и не поголовной (президентские министры-силовики явно не в счет), то достаточно заметной сменой членов кабинета. "Под топор" обновления могут попасть не только рядовые министры, но и вице-премьеры. Ожидают аналитики замены и в руководстве системообразующих банков и компаний. На наш взгляд, ждут прихода новых людей Роскосмос, регулярно попадающий со своими неудачными пусками в топ "плохих новостей", АСВ, которую, похоже, уже устал докапитализировать Центробанк.

Не ясно будущее руководства ФСК ЕЭС и Россетей. Весьма вероятны кадровые перестановки и в Объединенной судостроительной компании, руководство которой, как писала недавно пресса, было вынуждено признать, что выполнение гособоронзаказа на ее верфях находится под угрозой срыва.

Так, несмотря на принятие новой госпрограммы вооружения, график спуска на воду АПЛ «Князь Олег» уже несколько раз переносили, под угрозой изготовление специальных корпусов для ядерных реакторов атомных подводных лодок для подводного флота ВМФ России на волгоградском металлургическом комбинате "Красный Октябрь" и одноименном металлургическом заводе в Саратове. Недолговечным в отличие от его предшественника - Владимира Якунина может оказаться и руководство в РЖД нынешнего председателя правления - Олега Белозёрова . В конце концов, куда-то же нужно будет трудоустраивать уходящих министров, работавших с ними в аппаратной связке замов и иных членов управленческой команды?!

Шутки и шкурки в сторону


Однако, вполне возможно, что наибольшие изменения могут принести не вызывающий всеобщий интерес кадровые изменения на капитанских мостиках гигантских госкорпораций, а почти незаметные по меркам всего аппаратно-политического ландшафта, весьма скромные изменения в самой Администрации Президента и входящих в ее политический контур структурах. Очень многое, хотя и не очень сразу может измениться с приходом новых людей, выдвинувшихся на волне обновления политических команд через механизм конкурса "Лидеры России", финал которого состоится уже в феврале 2018 года. Тем более, что к лету - периоду активной перетряски Правительства и к сентябрю - Единому дню голосования, после которого начнут формировать свои команды губернаторы, финалисты и победители конкурса ещё больше повысят свою квалификацию. Однако задача конкурса - не только помочь органам власти в разовом подборе персонала.

Цель куда более глобальна - изменить формировавшуюся веками и особенно заметно - в последние годы парадигму выдвижения во власть не по способностям и таланту, а по крови и степени приближенности, сконструировать и обеспечить работу социального лифта для энергичных и активных управленцев во всех сферах. Очевидно, что страна нуждается и в институционализации стратегического прогнозирования и планирования.

В этой связи первым шагом к созданию такого механизма было бы создание постоянно действующей группы визионеров, впередсмотрящих - комиссии по перспективным проектам в сфере образования и науки, отвечающей на вызовы приближающегося нового технологического уклада, неизбежных с его приходом изменений в социальной сфере. И работающий в инновационном ключе бизнес, и часть Академии наук явно приветствовали бы решение главы государства, избранного 18 марта 2018 года, об образовании в структуре Администрации Президента позиции уполномоченного президента по технологическому развитию с функциями координации усилий государственных и общественных институтов в этом направлении.

Назрели столь же нестандартные решения и по реформированию приводного ремня государственного управления - чиновничьего корпуса, за шесть лет вполне адаптировавшегося к различным экспериментам в духе "Открытого правительства" и нуждающегося в нормальном системном механизме управления развитием гражданской службы из единого центра. Им могла бы стать специализированная Федеральная служба по вопросам государственной службы и кадровой политики или соответствующая по функционалу структура в Администрации Президента.


Наконец, еще один важный вопрос: что делать после выборов с армией волонтеров и активистов, завербовавшихся в разбросанные по городам и весям предвыборные штабы В.В.Путина?

Очевидно, нужен новый формат применения их общественной активности - если и не прямо повторяющий в своей схеме "Народный фронт", то похожий на него по принципу отбора и формирования, но более заметный по способу мысли и образу действий. Так что, не вдаваясь в подробности, можно сказать, что предстоящие в мае-июне перемены затронут не только региональный и федеральный уровень власти, но и важные общественно-политические институты. Получается как раз два с половиной правительства...

Вадим Берлов

Никто не знает, как в России будет устроена власть после президентских выборов 2018 года. Но в предвыборную пору возникают классические сюжеты российской политики: отставка премьер-министра Дмитрия Медведева и «выборы» преемника президента Владимира Путина.

Путин - и президент, и премьер

Председателя правительства «не уберегли» еще в марте, когда Медведев по причине болезни не пришел на совещание главы государства с кабинетом министров. Тогда политологи спешили связать его отсутствие с грядущей отставкой, поводом для которой в числе прочего мог послужить фильм-расследование оппозиционера Алексея Навального «Он вам не Димон». Но обошлось, премьер оправился от гриппа и, как выяснилось, «политическим» он не был.

Однако в первых числах всегда тревожного для России августа появилась другая версия, основанная исключительно на слухах - о предстоящей административной реформе и переподчинении правительства напрямую президенту. В конце же месяца, обошедшегося без серьезных потрясений, наблюдатели отметили одно, на первый взгляд, странное совещание президента и сотрудников его администрации с экономическим блоком правительства (Шуваловым, Козаком, Орешкиным и Силуановым). Со стороны правительства за протокол никто не отвечал, а о Медведеве, кажется, никто и не вспомнил - он официально пребывает в отпуске.

И снова же появились предположения, что после переизбрания в 2018 году Путин возглавит кабинет министров как президент или объединит аппараты правительства и президента ради «мобилизации управляемости» и лишения сугубо технического премьера политической самостоятельности. «Новым» формат встречи Путина с кабмином мог показаться исключительно с бюрократическо-протокольной точки зрения. Тем не менее, публике была явлена четкая картинка: Путин берет на себя «бразды правления» и устраивает совещание с членами правительства, тогда как Медведев в очередной раз не держит руку на пульсе.

Но это не более чем умелое манипулирование общественным мнением - посмотрите, Путин зашел в кабину пилота и взял штурвал в свои руки. Шоу для тех, кто готов поверить, что теперь все будет в порядке, поскольку все проблемы нынешнего срока шли от правительства. При этом, однако, остается за скобками, что правительство в России - главный распорядитель федерального бюджета, лишенный в данный момент многих полномочий, которые у него «откусили» различные отраслевые советы при президенте, а также доступа к теневому бюджету (средствам того же «Роснефтегаза», у которого кабмин не может стребовать дивиденды от «Роснефти» и «Газпрома»).

Другими словами, Путин, назначающий вице-премьеров и утверждающий министров, и без особых реформ госуправления довольно жестко ограничивает работу правительства. И продуктивнее без текущего премьера оно вряд ли станет - тут вопрос к способности результативно работать самого Путина, а вернее - его ближнего круга.

Политбюро вместо правительства

Говорят, после того как Путин посидел в кресле премьер-министра, ему очень нравится работать в «ручном режиме», а перед публикой представать в образе «раба на галерах». Однако дело даже не в личных пристрастиях и предпочтениях, а в том, что практики управления и решения вопросов премьера Путина 2008-2012 годов весь его третий срок (2012-2018) входили в острые противоречия с интересами условной группы Медведева - коалиции, сформировавшейся в период его недолгого президентства. Поскольку конкуренция центров силы верхами воспринимается как ненужная конфликтность, полное устранение бюрократического противовеса и привидение госуправления к условностям премьерства Путина для президента может быть приемлемым развитием событий.

Переселение правительства в Кремль определенно снизит внутриэлитную конфликтность, а ближний круг президента получит возможность выйти из полутени и при должностях занять просторы чиновничьих кабинетов. Неформальные связи могут быть формализованы, но именно это, в конечном счете, может лишить конструкцию путинского правительства эффективности - слишком разные практики решения вопросов у членов правительства и его друзей. Когда все сводится к одному центру силы, он рискует потерять какую бы то ни было эффективность. Более того, слияние личных связей, пресловутого ближнего круга президента, и института госуправления станет еще одной ступенью длинной лестницы постепенной деградации российского государства.

Интересно и то, что, согласно новой редакции антироссийских санкций США, американские контролирующие органы должны будут к марту 2018 года представить первый доклад о деньгах путинского окружения и их перемещениях по миру. Тщательно скрытое в очередной раз станет явным, как в 2014 году страна вдруг узнала про Ротенбергов, Ковальчуков и Тимченко, которые, оказывается, через госзаказы, госфинансы и экспортные каналы национальных ресурсов контролируют внушительную долю отечественной экономики. Деловые издания писали об этом давно, но политизировать вопрос удалось лишь с подачи Вашингтона.

Старые преемники и новый фаворит

В такой обстановке нервы сдают у всех: в течение одной недели вышло два рейтинга расстановки политических фигур на шахматной доске под названием «российская власть».

В одном из них - пятом ежегодном докладе «Политбюро 2.0» компании «Минченко консалтинг», выдвигаются смелые гипотезы об ослаблении ближнего круга президента, а также утверждается, что самые устойчивые позиции как раз у Медведева. В то же время Путину пророчат сбывшуюся мечту писателя Лимонова - стать «русским аятоллой».

В другом докладе, Фонда «Петербургская политика», представлен топ-10 вероятных преемников Путина, первая тройка которого выглядит так: Медведев, Собянин и Дюмин (губернатор Тульской области). Подобные рейтинги и аналитика ничто иное как политические ставки следующего сезона в отсутствие публичной конкуренции. Строго говоря - это не рейтинги, которые можно замерить и оцифровать, а политологические ощущения и предчувствия. Они могут снизить тревожность, но не снять.

Почему вообще возникают разговоры на эту тему? Во-первых, на дворе предвыборный год и все ждут перемен, если не содержательных, то стилистических. Во-вторых, есть потребность представлять себе контуры завтрашней власти, ее конфигурации, действующих лиц. Так, в качестве реакции на публикацию рейтингов три неназванных федеральных чиновника вбросили в информационное поле новость о том, что фаворитом Путина на самом деле является молодой министр экономики Максим Орешкин. В новостном вакууме августа сообщение прогремело шаром от боулига и сбило выстроенный политологами треугольник кеглей. Частью аудитории оно было воспринято всерьез - Орешкин может прийти на смену Медведеву и стать тем самым преемником, которого все так активно ищут.

Однако страшная тайна этой «новости» и «странного» совещания Путина с правительством без Медведева заключается в том, что Орешкин один из высокопоставленных чиновников, которые уже сегодня несут ответственность за выборы 2018 года. В частности, он «придумывает» и «расписывает» экономический рост и перспективное развитие экономики. К примеру, предложения о повышении производительности труда, которые, возможно, станут частью предвыборной программы Путина. Вместе с ним над переходом к четвертому сроку также работают глава администрации президента Антон Вайно, его первый заместитель Сергей Кириенко, помощник президента Андрей Белоусов и министр финансов Антон Силуанов. С высокой степенью вероятности они и сформируют предвыборный штаб Путина.

В целом же вся предвыборная политология пока выглядит достойным продолжением кремленологии - науки, которая возникла в США и не далеко ушла от гадания на кофейной гуще: закрытую систему политического управления СССР пытались расшифровывать по косвенным знакам, например, расстановке бюрократической верхушки на мавзолее во время парадов и торжеств. Примерно то же самое происходит сейчас с Медведевым и Орешкиным.

Настоящая же проблема заключается в том, что в России снова сложилась закрытая, непроницаемая и замкнутая на себя система власти. Не удивительно, что все хотят иметь хоть какие-то представления об образе будущего. И, конечно, все подразумевают не инновации и технологии, о которых учителям велено рассказывать школьникам 1 сентября, а совершенно конкретные вопросы, ответы на которые Путин, естественно, не даст.



Просмотров