Кто производит осмотр места происшествия. §2. Осмотр места происшествия. Негативные обстоятельства при осмотре места происшествия

Задачи осмотра

Осмотр места происшествия по делам о расследовании многих преступлений - неотложное следственное действие, которое в соответствии со ст. 178 УПК 1 производится для «обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела». Отсюда задачами осмотра являются:

1) изучение и фиксация обстановки места происшествия с целью выяснения характера и механизма происшествия;

2) обнаружение и изъятие следов преступления, которые в дальнейшем могут служить вещественными доказательствами по делу;

3) выявление признаков, характеризующих лиц, участвовавших в совершении преступления (их число; примерный возраст; физические данные; наличие у них определенных привычек, навыков, психических отклонений, а также осведомленности о жизненном укладе, распорядке работы потерпевшего);

4) фиксация особенностей, присущих потерпевшему и иным объектам посягательства;

5) установление обстоятельств, отражающих объективную сторону преступления: время и способ его совершения; действия преступника на месте происшествия; последствия преступления; наличие причинной связи между действиями преступника и наступившими последствиями;

6) выявление признаков, указывающих на мотивы и цели совершения преступления;

7) выявление обстоятельств, способствующих совершению преступления.

Выполнение задач осмотра места происшествия помогает получить исходные данные для раскрытия преступления, розыска и изобличения преступника.

Действия следователя при получении сообщения о преступлении

Получив сообщение о преступлении, следователь должен:

1) выяснить, что случилось; где; когда; кто и когда обнаружил происшествие; кто из сотрудников органов внутренних дел или должностных лиц находится на месте происшествия;

2) дать указание сотрудникам органов внутренних дел, находящимся на месте происшествия или в районе его расположения, организовать охрану места происшествия;



3) вызвать для участия в осмотре сотрудника органа дознания и в необходимых случаях кинолога с собакой;

4) пригласить для участия в осмотре соответствующих специалистов (например, по делам о взрывах - специалиста по взрывному делу;

при наличии на месте происшествия трупа - специалиста в области судебной медицины или иного врача), а также специалиста-криминалиста с соответствующей техникой;

5) дать задание специалисту-криминалисту проверить состояние техники;

6) предложить сотрудникам органа дознания, находящегося в районе расположения места происшествия, пригласить понятых, не заинтересованных в исходе дела;

7) сообщить начальнику следственного отдела или прокурору о предстоящем выезде, согласовав с ними состав следственно-оперативной группы и обеспечение ее транспортными средствами для выезда на место происшествия.

Действия следователя по прибытию на место происшествия

Прибыв на место происшествия, следователь

1) принимает меры для оказания помощи потерпевшему;

2) оказывает содействие в организации тушения пожара, спасения ценного имущества и т.п.;

3) проверяет, как осуществляется охрана места происшествия и защита следов преступления;

4) обеспечивает удаление с места происшествия посторонних;

5) путем опроса работников внутренних дел и должностных лиц, находящихся на месте происшествия, а также очевидцев получает информацию о происшествии, о том, какие изменения внесены в обстановку происшествия с момента его обнаружения;

6) в соответствии со ст. 133", ст. 139 и 135 УПК разъясняет специ­алисту и понятым их права и обязанности и в случае необходимости предупреждает понятых о неразглашении ими сведений, полученных при осмотре места происшествия, а специалиста - об ответственности за отказ и уклонение от выполнения своих обязанностей;

7) принимает меры, направленные на улучшение условий осмотра (например, обеспечение осмотра искусственным освещением; оборудование рабочего места для составления протокола осмотра);

8) при осмотре больших территорий, нескольких помещений к их осмотру могут дополнительно привлечь другого следователя.

Действия следователя при осмотре места происшествия

После подготовки к осмотру необходимо:

1) произвести обзор места происшествия для определения границ участка, подлежащего осмотру, и способа последовательного изучения обстановки на месте происшествия. Границы осмотра места происшествия охватывают место, где произошло событие и вследствие этого возможно обнаружение следов или предметов, связанных с ним; пути прихода преступника на место происшествия или ухода с него; место засады, где преступник ожидал жертву; иные помещения или участки местности, которые также могут быть носителями следов преступления. К методам осмотра относятся приемы и способы его проведения:

сплошной и выборочный;

концентрический (от периферии к центру) и эксцентрический (от центра к периферии); линейный (фронтальный);

статический и динамический;

2) поручить специалисту-криминалисту произвести ориентирующую и обзорную фотосъемку места происшествия; помощнику следователя составить черновик схемы (плана) расположения видимых с одной точки объектов обстановки происшествия;

3) дать задания сотрудникам органов дознания о проведении неотложных оперативных мероприятий;

4) если для осмотра приглашен кинолог с собакой, обеспечить возможность ее применения;

5) после производства обзора приступить к детальному осмотру места происшествия, применяя один или несколько выбранных методов осмотра; при этом необходимо учитывать следующее:

В первую очередь осматривать, фиксировать и изымать предметы со следами, которые могут исчезнуть или легко видоизмениться (например, предметы, возможно, содержащие запаховые следы; пищевые продукты со следами зубов или пальцев рук, возможные предметы - носители микрочастиц и др.);

Учитывать изменения, которые могли внести в обстановку места происшествия до прибытия следователя лица, оказавшиеся первыми на месте происшествия: работники органов внутренних дел, должностные лица предприятия или учреждения, где совершено преступление, пожарные и др.;

Обращать внимание на наличие негативных обстоятельств;

Выдвигать и по возможности проверять версии, возникшие в ходе осмотра;

6) если это необходимо, прерывать долго длящиеся осмотры, отмечая время начала и окончания перерыва в часах и минутах;

7) в соответствии со ст. 182 УПК составить протокол осмотра места происшествия, а также план и схему. Изъять и упаковать следы и веще­ственные доказательства.

Основные вопросы, подлежащие установлению при осмотре

При осмотре места происшествия необходимо стремиться выяснить следующее:

1) Какое именно событие произошло на месте происшествия?

2) Время совершения исследуемого события.

3) Объект преступного посягательства.

4) Имеются ли жертвы происшествия и кто именно.

5) Сведения о преступниках: их количество, пол, возраст, антропологические данные, пути их прихода на место происшествия и ухода с него. Для установления этих данных детально изучается весь комплекс оставшихся на месте происшествия следов совершенного преступления.

6) Как долго находились преступники на месте происшествия? Такие данные могут быть получены в результате моделирования события происшествия с учетом способа его совершения.

7) Как вели себя на месте происшествия преступник и жертва? Какие действия и в какой последовательности совершали? Для ответа на этот вопрос также изучаются все обнаруженные следы.

8) Какие орудия, инструменты и иные средства использовались при совершении преступления?

9) Что похищено при совершении корыстных преступлений? Могло ли быть похищенное унесено с места происшествия или его увезли на каком-либо транспорте? Не спрятаны ли похищенное или его часть неподалеку от места происшествия?

10) Какой вид транспорта использовался преступниками для прибытия на место происшествия и убывая с него?

11) Предпринимали ли преступники меры для сокрытия следов своего пребывания на месте происшествия и какие именно?

12) Каковы мотивы и цели совершения преступления?

Порядок производства ОМП регламентирован главой 24 («Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент») УПК РФ.

Процессуальная форма принятия решения о производстве ОМП носит упрощенный характер. Законодатель не требует вынесения какого-либо специального постановления о производстве ОМП.

ОМП может быть проведен следователем, сотрудником органа дознания. Следователи практикуют проведение ОМП при участии оперативных работников органов дознания. Прибыв на МП раньше следователя, последние принимают меры по его охране, оказанию помощи пострадавшим, преследованию преступников по «горячим следам» и т.д.

ОМП производится с обязательным участием не менее двух понятых (ч.1 ст. 170 УПК РФ).

В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство ОМП связано с опасностью для жизни и здоровья людей, ОМП может производиться без участия понятых, о чем в протоколе ОМП делается соответствующая запись. В этом случае применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе ОМП применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись (ч.З ст. 190 УПК РФ).

Подбор понятых осуществляется на общих основаниях (ст.60 УПК РФ).

Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Иногда целесообразно, чтобы среди понятых были лица, разбирающиеся в особенностях специфических объектов, исследуемых при осмотре (например, по делам об автотранспортных происшествиях, авариях на производстве, крушениях на железнодорожном транспорте и т.п.).

На понятых возложена процессуальная обязанность, удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых они присутствовали, что в последующем дает возможность суду проверить соответствие фактических данных, зафиксированных в протоколе обстоятельствам, имевшим место в действительности. Привлекать понятых к выполнению каких-либо иных действий в ходе осмотра нецелесообразно.

Вопрос об участии в ОМП обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, или свидетеля решается в зависимости от того, будет ли способствовать участие этих лиц более точному установлению обстановки на МП. Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший вправе ходатайствовать о допуске к участию в осмотре .

Защитник вправе участвовать в ОМП, проводимого с участием подозреваемого или обвиняемого (п.5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ), а также с разрешения проводящего ОМП, если осмотр проводится по ходатайству обвиняемого и его защитника. Участие защитника способствует полному соблюдению всех процессуальных правил его проведения, устраняет процессуальные упрощенчества .

В необходимых случаях для участия в осмотре могут быть приглашены соответствующие специалисты (ч. 1 ст. 168 УПК РФ). В качестве специалистов, участвующих в ОМП, могут быть представители различных областей знания: криминалист, химик, биолог, врач, инженер-строитель, искусствовед, инженер по эксплуатации автотранспорта и др.

Специалист, приглашенный для участия в ОМП, должен удовлетворять двум основным требованиям: 1) быть компетентным в тех вопросах, которые необходимо разрешить на МП; 2) не быть заинтересованным в исходе дела. В ходе осмотра специалист оказывает помощь в обнаружении следов преступления, установлении механизма их образования, в поиске, изъятии и сохранении предметов со следами, имеющих значение для дела и т.п.

В случае производства осмотра трупа на МП участие врача-специалиста в области судебной медицины обязательно, а при невозможности его участия -иного врача. При необходимости для осмотра трупа привлекается также другой специалист (ч. 1 ст. 178 УПК РФ).

Перед началом ОМП участвующим в осмотре лицам разъясняется их права и обязанности. При необходимости у понятых может быть взята подписка о неразглашении данных предварительного следствия, которые стали им известны в ходе ОМП. Специалист также может быть предупрежден об уголовной ответственности за разглашение данных следствия, ставших ему известными при ОМП (п. 5 ст. 57 УПК РФ).

После разъяснения всем участникам ОМП их прав и обязанностей, о чем делается отметка в протоколе, они предупреждаются о возможном применении при ОМП технических средств, о чем также делается отметка в протоколе. Участвующие в ОМП лица могут обращать внимание проводящего осмотр на необходимость отражения в протоколе тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

В необходимых случаях при ОМП производятся измерения, фотографирование, кино-, видеосъемка, составляются планы, схемы, изготавливаются слепки и оттиски следов.

Осмотр предметов и документов, обнаруженных на МП, может производится в зависимости от конкретных условий на МП, либо после их изъятия отдельно, в ходе их самостоятельного затем осмотра. В первом случае результаты их осмотра отражаются в протоколе ОМП. Во втором случае изъятые предметы и документы должны быть упакованы и опечатаны, а затем подробно описаны в протоколе их последующего самостоятельного осмотра (ч. 2, ст. 177 УПК РФ).

О производстве ОМП составляется протокол (ст. 180 УПК). В вводной части протокола должны быть отражены: основание производства осмотра, в том числе от кого и когда получено сообщение о происшествии, краткое содержание сообщения; дата и место производства ОМП; время начала и окончания осмотра; должность и фамилия лица, составившего протокол; Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в осмотре, а в отношении должностных лиц, кроме того, - занимаемая должность, понятых - адреса местожительства; ссылка на статьи УПК, регламентирующие действия при ОМП; указание о разъяснении прав и обязанностей участникам осмотра; объявление участникам осмотра о возможности использования технических средств; условия производства ОМП (состояние погоды, освещения и т.п.).

В описательной (основной) части протокола описываются все действия по осмотру, а также все обнаруженное при ОМП в той последовательности, как производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент ОМП. Кроме того, в протоколе перечисляется и описывается также все изъятое с МП (ч. 2 ст. 180 УПК).

Указывается факт применения, условия и порядок использования конкретных технических средств, объекты, в отношении которых они были применены, и полученные результаты. Если в ходе осмотра делались перерывы, то поясняется их причина, а также время начала и окончания.

В заключительной части протокола фиксируется время окончания осмотра и указываются: заявления специалиста, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; замечания понятых и других участников осмотра; - о неправильных по их мнению действиях проводившего ОМП; о необходимости отражения в протоколе не указанных в нем обстоятельств; об узнавании того или иного объекта и установлении его принадлежности; иные замечания, связанные с обстановкой МП или влияющие на выявление важных по делу обстоятельств; куда был направлен на вскрытие труп, если он был обнаружен на МП; что прилагается к протоколу (планы, схемы, слепки, оттиски следов и т. д.); что было изъято с МП, как упаковано и куда направлено. При большом их количестве к протоколу прилагается отдельная опись изъятого с МП.

Отсутствие в протоколе конкретных указаний об изъятых в процессе ОМП объектах может привести к невосполнимой утрате обнаруженных доказательств. В частности, отсутствие в протоколе факта изъятия следов в процессе ОМП расценивается как отсутствие в деле указаний на источник происхождения следов, влекущее потерю ими доказательственного значения .

Составленный протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в ОМП. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в ОМП, подписать протокол следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии (ч.1 ст. 167 УПК РФ).

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которые заносится в данный протокол (ч.2 ст. 167 УПК РФ).

Если участник ОМП в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания (ч.З ст. 167 УПК РФ).

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе ОМП, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч.9 ст. 166 УПК РФ).

Протокол ОМП, составленный в порядке, предусмотренном УПК, является доказательством по уголовному делу (п.5 ч.2 ст. 74 УПК РФ).

Приложения к протоколу рассматриваются как их составная часть. Доказательственное значение имеют при этом и фактические данные, которых нет в основной части протокола, если приложение (фотографии, фонограммы, видеограммы, планы, схемы и т.д.) составлено с соблюдением всех требований закона, в том числе в протоколе зафиксирован факт и условия применения соответствующих технических средств, а результаты удостоверены.

Осмотр жилого помещения производится только с согласия проживающим в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в нем лица возражают против осмотра, следователь выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о проведении осмотра. Постановление подлежит рассмотрению судьей по месту производства предварительного следствия или проведения следственного действия в течение шести часов с момента поступления ходатайства в суд. О рассмотрении ходатайства судья выносит постановление о производстве осмотра или отказе в его проведении с указанием мотивов отказа (ч. 5 ст. 177 УПК РФ).

Если жилое помещение является МП и его осмотр не терпит отлагательства, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению следователя, но с последующим уведомлением судьи и прокурора о производстве ОМП. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве ОМП и протокола ОМП для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй статьи 165 УПК РФ, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК РФ.

В то же время из теории уголовно-процессуального права следует, что в этой отрасли права действует разрешительный порядок - «разрешено все то, что прямо указано в законе», что объясняется предметом регулирования. Поэтому, если ч. 2 ст. 176 УПК РФ допускает осмотр места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела, то ст. 177 Кодекса в части осмотра жилища и служебного помещения такого указания не содержит, что позволяет сделать вывод о том, что их осмотр до возбуждения уголовного дела недопустим. Кроме этого, некоторые нормы УПК РФ прямо указывает на то, что осмотр места происшествия и осмотр жилища - разные следственные действия. Это объясняется спецификой следственного действия - осмотра места происшествия, которое наряду с доказательственной функцией выполняет и проверочную функцию, то есть дознаватель, следователь, прокурор, выполняя осмотр, проверяют информацию из сообщения о деянии, имеющем признаки преступления (ч. 1 ст. 140 УПК РФ), в то время как осмотр жилища исключительно направлен на фиксацию сведений, имеющих отношение к расследуемому преступлению.

Такой же позиции придерживается профессор В.Н. Исаенко, который считает, закон не предусматривает обязательности получения судебного разрешения на осмотр места происшествия. В случаях проведения осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела, когда факт совершения преступления достоверно не установлен, комплекс достаточных оснований для возбуждения уголовного дела отсутствует. Соответственно отсутствуют и аргументы, которыми можно было обосновать перед судом ходатайство о даче разрешения на осмотр места происшествия в жилом помещении при несогласии на это проживающих в нем лиц.

Налицо проблема комплексного характера: с одной стороны, конституционные принципы неприкосновенности жилища и ограничения конституционных прав и свобод только в судебном порядке, а с другой -необходимость полно и качественно осмотреть место происшествия, установить наличие либо отсутствие факта преступления, изъять следы и орудия преступления, то есть выполнить задачи уголовного преследования, возложенные законом на дознавателя, следователя и прокурора. Неурегулированность этой проблемы повышает риск признания полученных доказательств недопустимыми .

Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе (ч. 6 ст. 177 УПК).

Проведение ОМП и составление его протокола должно происходить при четком соблюдении требований УПК. В противном случае создаются неустранимые сомнения в достоверности данных осмотра, исключается возможность использования протокола ОМП при доказывании (например, составление протокола ОМП без понятых или «по памяти»). Пренебрежение требований уголовно-процессуального закона послужит основанием для проведения осмотра еще раз, но, правда, с меньшей результативностью, потребуются дополнительные затраты сил, времени и средств. ОМП, проведенный качественно и с соблюдением требований уголовно-процессуального закона может стать своеобразным «катализатором» расследования уголовного дела, положительно скажется на профессиональной оценке лица, в производстве которого находится дело.

Одним из наиболее важных процессуальных способов непо­средственного изучения материальной обстановки на месте про­исшествия является его осмотр, порядок производства которого определяется ст. 178 УПК РФ. Требования к составлению протоко­ла осмотра и освидетельствования изложены в ст. 180 УПК РФ.

Применение видеозаписи при осмотре мест происшествий име­ет важное значение для успешного раскрытия и расследования преступлений.

Наличие качественного видеофильма дает полную и точную информацию об административно-территориальном и географиче­ском положении места происшествия. Зафиксированная обстановка анализируется, а сделанные выводы применяются для выдвижения следственных версий; сопоставления результатов следственных действий, проводимых по одному преступному эпизоду. Результаты видеозаписи могут быть полезны при установлении механизма со­вершения преступления, признаков, характеризующих лицо, его совершившее; для реконструкции исходной обстановки на месте происшествия; для получения изображений следов, вещественных доказательств.

Необходимость применения видеозаписи при производстве данного следственного действия обусловлена множеством объек-


тов, состоящих в сложных пространственных и временных связях. Ее применение наиболее обосновано, когда:

1) осмотр начат до окончания фиксируемого события (например, пожар), когда изменения в обстановки продолжаются;

2) необходимо устранить последствия происшествия, что влечет за собой изменение первоначальной обстановки (особенно по де­лам о ДТП);

3) обнаружение следов преступления, вещественных доказа­тельств связано с изменением обстановки;

4) необходимо отобразить сложную динамику обстановки при использовании специальной терминологии, которую затруднитель­но описать в протоколе осмотра места происшествия;

5) следственное действие проводится в неблагоприятных ме­теоусловиях (снегопад, дождь и т. д.) и есть опасность утраты или повреждения следов преступления, что обусловливает необходи­мость их немедленной фиксации;

6) осмотру подлежат значительные по размерам места проис­шествий, связанные с крушениями транспорта, катастрофами, включая техногенные.

Ценность видеозаписи возрастает в случае передачи уголовного дела к производству другому следователю. Неточности, допущен­ные в протоколе следственного действия, можно выявить по ви­деофонограмме.

Осмотр места происшествия представляет собой сложный про­цесс, описание хода которого в протоколе следственного действия представляет значительные сложности. Независимо от вида рас­следуемого преступления каждый осмотр проводится в установ­ленном порядке. Для удобства его принято делить на этапы: подго­товительный, рабочий (исследовательский), заключительный.


Осмотр места происшествия может потребовать продолжитель­ного времени (до 3-4 часов и более). Фиксировать весь процесс осмотра места происшествия, в том числе составление протокола, нецелесообразно. Поэтому фиксации подлежат отдельные, наибо­лее важные эпизоды.

Объектами видеозаписи при осмотрах мест происшествий яв­ляются:

Участники следственного действия;

Положение места происшествия относительно окружающей
обстановки;

Общий вид места происшествия, особенности обстановки;


Отдельные участки места происшествия (узловые элементы), содержащие объекты, представляющие интерес для следствия;

Отдельные предметы, их фрагменты и следы.

В начале видеозаписи должны быть запечатлены участники следственного-осмотра: обязательные (следователь, понятые, спе­циалист - судебный медик и т. д.) и факультативные (другие спе­циалисты, потерпевший, свидетель и т. д.) 1 . Участникам разъясня­ются их права и обязанности, они предупреждаются об уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и т. д., что фиксируется на видеофонограмме. Участникам следст­венного действия сообщается, что во время осмотра будет приме­нена видеозапись.

Основную часть видеофильма снимают после слов следовате­ля: «Осмотром места происшествия установлено...» от общего к частному:обзорная,узловая и детальная.

Положение места происшествия, особенно значительного по размерам, фиксируют относительно основных ориентиров. В отли­чие от фотосъемки видеозапись выполняется непрерывно спосо­бом кругового горизонтального панорамирования. Ориентирующую съемку целесообразно выполнять с верхних точек съемки, удален­ных от места происшествия.

Представление о взаимном расположении значимых элементов места происшествия дает обзорная съемка. Съемка производится таким образом, чтобы среди элементов обстановки по снимкам можно было бы установить места обнаружения следов, орудий преступления, предметов, оставленных преступниками, места рас­положения объектов, против которых были направлены преступные действия. Положение таких объектов на местности выделяется цифровыми указателями.

На стадии узловой съемки фиксируют фрагменты места проис­шествия и отдельные элементы обстановки, содержащие на себе следы преступления и места обнаружения самих следов, вещест­венные доказательства, все изменения в обстановке, произведен­ные преступником. Съемка производится последовательно, по ме­ре продвижения от исходного узла (входная дверь в помещение) к другим пунктам обследуемого места. Направления, точки съемки и

1 См.: Газизов В, А., Душеин С. В., Проткин А. А. и ф.Криминалистическая ви­деозапись: учеб. пособие (курс лекций) / под общ. ред. канд. юрид. наук Р. Ю. Тру­бицына, канд. юрид. наук О. А. Щеглова. Саратов, 2004.


операторские приемы применяют таким образом, чтобы по видео­записи можно было судить о следующих обстоятельствах:

О локализации обнаруженных изменений, их характере и осо­бенностях:

О взаимном расположении следов на предметах обстановки, их количестве.

Видеозапись отдельных объектов, предметов, следов ставит целью фиксацию общего вида объектов по их индивидуализирую­щим признакам. Предметы должны быть индивидуально узнавае­мы. На изображении следов пальцев рук должен быть отчетливо виден папиллярный узор; на огнестрельном и холодном оружии - маркировочные обозначения и т. д. Решению этой задачи способ­ствуют методы изменения яркостного и цветового контраста.

Обнаруженные при осмотре мест происшествий объекты фикси­руют в исходном (статичном) состоянии. Затем производят съемку динамической стадии осмотра объектов, фиксируют действия по их освобождению от маскирующих предметов и непосредственно про­цесс изъятия. Такая процедура поможет исключить вопросы пра­вильности действий специалиста при изъятии объекта и его упа­ковке.

Видеозапись общего вида объектов имеет свои особенности. Она производится по правилам плановой съемки с применением двух масштабных линеек, расположенных вдоль смежных сторон кадра. Одна из них должна иметь цветовую шкалу. Выполнение данной рекомендации позволит контролировать искажение линей­ных размеров объектов и правильность цветопередачи на изобра­жении.

Требуемый масштаб изображения объекта достигается выбором точки съемки и настройками трансфокатора. При использовании трансфокатора добиться хорошей резкости сложно. Поэтому съем­ку целесообразно производить с упора (стена, дерево, дверной ко­роб) или со штатива.

Наиболее часто по уголовным делам рассматриваются следы и объекты трасологической группы: следы рук, обуви, орудий взлома и инструментов.

Изображения следов рук могут использоваться не только для иллюстрации протокола следственного действия, но для дальней­шего исследования и формирования учетов.

При этом необходимо показать положение предметов - носи­телей следов, их расположение на поверхности предмета, общий вид следа руки, зафиксированный по правилам плановой съемки.


Съемку следов проводят в масштабе 1:1 с использованием функ­ции трансфокации. Если видокамера не обеспечивает указанный масштаб, рекомендуется использовать телеконверторы для макро­съемки, которые подбирают в зависимости от требуемого увеличе­ния. Съемку следов целесообразно проводить со штатива.

На месте происшествия могут быть обнаружены единичные следы босых ног и обуви, или дорожки следов. Единичные следы фиксируют по правилам плановой съемки неподвижной видеока­мерой, дорожку следов - способом горизонтального линейного панорамирования. В последнем случае оптическая ось объектива видеокамеры должна располагаться по нормали к предметной плоскости. Вдоль дорожки следов целесообразно растянуть изме­рительную ленту с хорошо различимыми размерными обозначе­ниями.

Перечисленные эпизоды должны быть не просто зафиксирова­ны на видеофонограмме, но по каждому из них необходимо полу­чить комментарии следователя, специалистов, понятых и т. д.

Комментарии могут относиться к изменениям в обстановке и об­наруженным объектам, следам, действиям специалистов. На ви­деофонограмме должны быть отчетливо слышны вопросы и ответы участников следственного действия, например, согласие на осмотр жилища проживающих в нем лиц. Данные пояснения позволят оце­нить правильность организации и проведения следственного дей­ствия, сократить количество неточностей в протоколе следственно­го действия.

Во всех случаях специалист должен обеспечить высокое качест­во записываемого звука. Данное требование выполняется путем выбора точек съемки, расстояний между источником звука и мик­рофоном. При реализации данных требований следует учитывать погодные условия (шум дождя, ветер) и шумовой фон населенного пункта (гул толпы, звук работающего двигателя, шорох шин, звуки железной дороги). Все эти особенности должны учитываться и по возможности исключаться либо организационно, либо технически.

На оживленных участках дорог, улиц специалист-оператор дол­жен использовать выносной микрофон либо микрофон направлен­ного действия.

Все приведенные положения являются общими. Применение видеосъемки в ходе отдельных осмотров мест происшествий имеет свои особенности в зависимости от конкретного вида преступления.

При производстве осмотра мест происшествий по делам об убийствах фиксируется местоположение и поза трупа, его вид, со-


стояние одежды, следы волочения, появление микрофлоры. Поло­жение трупа ориентируется относительно ближайших объектов. Съемка производится с нескольких фронтальных точек или под уг­лом к фронту объекта. Необходимо показать процесс измерений от каждой точки трупа (голова, конечности) до объектов интерьера по двум линиям - методом прямоугольных координат. Затем съемку проводят изолированно от окружающей обстановки. Она проводит­ся способом линейного горизонтального панорамирования сверху. При обнаружении рядом с трупом криминалистически значимых объектов (например, огнестрельное оружие, нож) производится фиксация расстояний между ближайшими точками трупа и обнару­женного объекта с линейным или глубинным масштабом.

Детальная съемка повреждений, татуировок, частиц растений на одежде, пятен крови, микрообъектов на теле трупа производится по правилам масштабной съемки. Видеокамеру целесообразно кре­пить на штативе или производить съемку с упора.

По неопознанным трупам необходимо провести опознаватель­ную (сигналетическую) съемку. Обезображенное лицо трупа фикси­руют до и после проведения судебно-медицинским экспертом вос­становительного туалета (в анфас, правый и левый профиль, % поворота головы). Фиксация частей расчлененного трупа произво­дится фрагментарно с указанием местоположения каждой части. Затем производится съемка всех частей, объединенных в единое целое.

При осмотре места происшествия по делам об убийствах с при­менением огнестрельного оружия особо тщательно следует фикси­ровать взаимное расположение объектов и следов применения ог­нестрельного оружия: количество повреждений, их локализацию, взаимное расположение, размеры и состояние краев повреждения, наличие, конфигурацию и площадь отложения копоти, смазки, зе­рен несгоревшего пороха; соответствие повреждений на трупе по­вреждениям на одежде. Аналогичный объем информации должен быть получен при фиксации повреждений, нанесенных предметами колюще-режущего, дробящего действия, при удушении (повеше­ние, сдавливание шеи петлей или руками). В ряде случаев по изо­бражениям следов и общей картине преступления имеется воз­можность выявить факт инсценировки самоубийства.

По делам о кражах из квартир или хранилищ особое внимание уделяется фиксации места проникновения на охраняемую террито­рию; путей подхода, подъезда, путей отхода после совершения кражи; мест нахождения предметов до их похищения; обстановки и


объектов, которые подвергались преступным действиям. Именно здесь можно обнаружить большое количество следов преступления (следы орудий взлома и инструментов, ног, рук, крови, микрочасти­цы одежды и т. д.).

По делам о пожарах важными могут оказаться результаты съем­ки состояния объектов горения, интенсивности пожара на отдель­ных участках, распространения и высоты пламени, интенсивности образования дыма, очага возгорания. Данная информация исполь­зуется при установлении причин возгорания и т. д.

По делам о взрывах необходимо фиксировать информацию о повреждениях биологических объектов (людей, животных, деревь­ев) и о повреждениях вещной обстановки.

По делам о грабежах и разбойных нападениях фиксируют ин­формацию о поведении и перемещениях преступников, что облег­чает поиск следов на месте происшествия. В ходе осмотра таких мест происшествий фиксируют следы рук, обуви; биологические объекты, микрообъекты; следы применения отравляющих веществ, специальных средств, огнестрельного и холодного оружия; веревки, которыми нападавшие связывали потерпевших; брошенные сумки, перчатки, которые преступники использовали при нападении.

Все особенности съемки на месте происшествия заранее преду­смотреть сложно, поэтому типовые сценарные планы и схемы рас­положения точек съемки могут корректироваться непосредственно при производстве по конкретным уголовным делам.

Принципы осмотра места происшествия

как основополагающие требования при его производстве

Кадатенко Е.П.

In this article are considered principles of survey of a scene as basic requirements by its manufacture.

Принципы любого следственного действия - это, на наш взгляд, главные, основополагающие требования, которые субъект правоохранительной деятельности должен соблюдать во всех случаях проведения данного следственного действия.

Как отмечается в криминалистической литературе, к числу принципов (общих положений) тактики всех следственных действий относятся:

законность следственного действия; единство руководства при проведении данного действия;

активность и целеустремленность следователя;

неотложность (своевременность) осмотра;

стадийность; полнота; ситуационность;

необходимость применения соответствующих технико-криминалистических средств;

использование помощи специалистов, а также сотрудников оперативно-разыскных аппаратов и других служб и подразделений органов внутренних дел1.

Естественно, эти принципы или общие положения применительно к любому следственному действию приобретают определенную специфику. Рассмотрим их применительно к осмотру места происшествия (ОМП):

1) 1) законность осмотра места происшествия. Осмотр должен основываться на установленных Конституцией Российской Федерации правах и свободах человека и гражданина (ч. 1 ст. 17: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ»; ч. 1 ст. 23: «Каждый имеет право на свобо-

ду и личную неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну..»; ст. 25: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц не иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения»). «Осмотр места происшествия должен проводиться на основании и в точном соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Запрещается осуществление действий и принятие решений, унижаю -щих честь участников осмотра, а также обращение, унижающее их человеческое достоинство либо создающее опасность для их жизни и здоровья» (ч. 1 ст. 9 УПК РФ). «Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения» (ч. 1 ст. 12 и ч. 5 ст. 177 УПК РФ) и т.д.;

2) единство руководства при проведении осмотра места происшествия заключается в том, что главным и единственным руководителем при производстве осмотра является следователь. Его указания обязательны для всех участников осмотра, действия которых должны быть согласованы со следователем. Согласно приказу МВД России № 334 от 20 июня 1996 г. «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» (с изменениями от 13 февраля 1997 г., 18 января 1999 г.), следователь несет персональную ответственность за качество осмотра. Он обеспечивает взаимодействие всех сотрудников, входящих в состав следственно-оперативной группы (СОГ), распределяет обязанности и ставит конкретные задачи всем ее членам, определяет совмест-

Преподаватель кафедры криминалистики Академии экономической безопасности МВД России.

но направления в поиске возможных свидетелей, следов преступника и т.п.

Несогласованные действия участников осмотра места происшествия могут привести к возникновению конфликтных ситуаций и - как результат - некачественному проведению осмотра, в том числе к уничтожению следов, изменению положения и состояния тех или иных объектов. Кроме того, каждый субъект, будучи ограничен рамками осматриваемого участка и не зная общей обстановки на месте происшествия, будет проводить те действия, которые он считает необходимыми. В результате это нередко приводит к невыявлению важных деталей при осмотре;

3) активность и целеустремленность следователя. Наличие огромного объема информации, отсутствие первоначального критерия, позволяющего четко определить степень ее важности, могут привести к рассеиванию внимания следователя; он может отвлекаться, обращая внимание на факты, не имеющие значения для расследования дела. Чтобы избежать подобных нежелательных явлений, следователю, производящему осмотр, необходимо вырабатывать четкую последовательность своих действий. Во-первых, необходимо фиксировать все очевидные факты и обстоятельства; во-вторых, выявлять невидимые или слабовидимые следы преступной деятельности; в-третьих, отыскивать другие вещественные доказательства - например, такие, которые тщательно спрятаны преступником. Следователь должен знать работников полиции, специалистов, входящих в состав дежурной следственно-оперативной группы, а также лиц, которые при необходимости могли бы их заменить. Необходимо также обеспечить психологическую подготовку привлеченных к осмотру специалистов и понятых. Для того чтобы их деятельность была наиболее продуктивной (в пределах их функций), следует заранее четко и по возможности более полно информировать их о цели осмотра, о направленности их собственных действий.

Осмотр места происшествия относится к числу немногочисленных следственных действий, при проведении которых следователь действует

публично, в присутствии других людей. Это требует определенной психологической подготовки, в частности, умения сосредоточиться, сохранять устойчивость, концентрацию и в то же время руководить действиями участников осмотра, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудничества. Помимо опыта и знаний залогом успешного проведения осмотра места кражи являются и такие качества следователя, как наблюдательность, внимательность, терпеливость.

Следователь критически рассматривает объекты и их признаки с различных точек зрения, постоянно решая вопросы: «Что это значит?», «Почему и в связи с чем это произошло?». Во многих случаях следователь отвечает на вопрос: «Могло ли это произойти?»

Неверно считать, что наилучшим вариантом всегда будет являться такой осмотр, при котором были бы тщательно и во всех подробностях исследованы и зафиксированы вся обстановка (территория) происшествия, каждый ее предмет. Такой осмотр иногда потребовал бы слишком много времени - ведь площадь осмотра может быть настолько большой, что при его тщательном проведении осмотр займет весь день. Протокол ОМП и фототаблица были бы перегружены ненужными сведениями, не несущими в себе никакой информативной нагрузки. А важная информация, имеющая значение для дела, терялась бы в массе всевозможных ненужных деталей. Вопрос о том, насколько подробно следует фиксировать обстановку на месте происшествия, решается в каждом конкретном случае исходя из характера происшедшего события;

4) неотложность (своевременность2) осмотра заключается в производстве осмотра места происшествия и прилегающей территории безотлагательно, в любое время суток и при любой погоде, сразу же после обнаружения преступления (даже при наступлении темноты ОМП откладывать не всегда целесообразно; на открытой местности, чтобы обеспечить освещение места происшествии или прилегающей территории, можно, в частности, использовать фары автомашины).

о я с о т ф ю

Немедленный выезд на место происшествия обеспечивает высокую эффективность процесса расследования. Это вызвано тем, что обстановка места происшествия изменяется ввиду естественных причин (выветриваются запахи; под влиянием механических факторов деформируются следы ног человека, изменяются следы орудий взлома; на впитывающихся поверхностях расплываются потожировые следы пальцев, ладоней рук и др.). Кроме того, следы могут быть уничтожены посторонними лицами или же в результате неблагоприятных погодных условий.

Как верно отметил С.Н. Дергач, утрата доказательств может произойти и по вине следователя, производящего осмотр места происшествия, который неправильно применил средства криминалистической техники либо выбрал и применил ненадлежащие тактические приемы расследования отдельных видов преступлений, а то и вообще проигнорировал определенные рекомендации, выработанные криминалистикой. В результате этого резко снижается эффективность осмотра места происшествия, а в дальнейшем - раскрытие данного преступления3;

стадийность. Термин «стадия» определяется как период, фаза или ступень в развитии чего-либо, имеющие свои качественные особенности4. Иногда используются термины «фаза», «этап», «цикл» и др. Однако, как отмечается в литературе, анализ содержания этих понятий приводит к выводу, что они употребляются как равнозначные и взаимозаменяемые и речь идет об одном и том же: об относительно самостоятельных стадиях процесса. Понятийный аппарат юридической науки при рассмотрении пространственно-временных характеристик процесса пользуется термином «стадия» 5. Стадии характерны для многих явлений. Но чаще всего понятие «стадия» используется при описании процесса как совокупности последовательных действий, направленных на достижение определенного результата6. Для стадийности характерны четко установленная, логически организованная функциональная последовательность и назначение каждой стадии. В связи с этим любая целенаправлен-

ная деятельность развивается по заранее определенной модели стадийности. При осмотре места происшествия стадийность выражается в необходимости соблюдения определенной последовательности познавательных действий следователя при проведении данного следственного действия. Так, проведение осмотра места происшествия принято подразделять на этапы, а их - на стадии. В криминалистике принято подразделять ОМП на три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный, в ходе которых происходят обнаружение и собирание информации, имеющей в дальнейшем значение при расследовании;

6) полнота осмотра предполагает производство осмотра, при котором все находящиеся на месте происшествия следы и предметы, имеющие отношение к расследуемому событию, будут обнаружены, исследованы, изъяты и зафиксированы в протоколе осмотра места происшествия. Требование полноты осмотра следует применять в его широком смысле.

При проведении осмотра места происшествия следователь должен обладать необходимыми познаниями в области криминалистики (к примеру, знать механизм образования различных следов). Следователь обязан так организовать проведение осмотра, чтобы не оставить вне поля зрения ни одного обстоятельства, имеющего значение для дела;

7) ситуационность подразумевает, что в ходе проведения осмотра места происшествия обстановка может внезапно измениться, поэтому следователь, производящий осмотр, должен быть готов к любым неожиданностям. Поэтому при производстве осмотра рекомендуется разрабатывать несколько вариантов плана, необходимо следить за поведением участников при осмотре, вовремя реагировать на изменения в настроении этих лиц и вносить в тактику следственного действия необходимые коррективы;

8) необходимость применения соответствующих технико-криминалистических средств. В криминалистической литературе рассматривалось соотношение понятий «научно-технические средства» и «технико-криминалистические средства». Например, Д.А. Турчин предлагал сузить понятие «научно-техни-

ческие средства», отделив от них группу, которую он назвал «технические приспособления». В данную группу автор включил инструменты бытового характера, используемые для облегчения труда участников следственного действия7.

З.И. Кирсанов предлагает относить к технико-криминалистическим средствам только те, которые были специально разработаны для криминалистических целей8.

Термин «технико-криминалистические средства» отражает предметную нацеленность этих средств на техническую реализацию процессуальных задач по фиксации доказательств. Термин «криминалистические средства» трактуется как часть более широкого понятия «научные и технические средства» и является некоторой моделью любых научно-технических средств, которые используются или могут быть использованы для целей получения доказательств9.

По утверждению В.А. Снеткова, существенным в ситуации осмотра места происшествия является ее технико-криминалистический аспект, поскольку без научно-технических средств исследование объектов места происшествия зачастую оказывается невозможным10.

Элементами технико-криминалистической ситуации осмотра места происшествия, по его мнению, являются факторы (данные), оказывающие влияние на деятельность по осмотру места происшествия. К числу наиболее существенных, основных В.А. Снетков относит субъект, объект, цели, средства и условия.

Технико-криминалистические средства осмотра места происшествия - это инструменты, приборы, приспособления, материалы, которые приспособлены, а нередко и прямо предназначены для поиска и обнаружения различных объектов, их изъятия и фиксации, упаковки, исследования на месте происшествия.

При производстве осмотра необходимы полностью укомплектованный чемодан следователя, цифровой фотоаппарат.

Применяя технико-криминалистические средства и методы при осмотре, надлежит исходить из того, что их выбор определяется целью и ха-

рактером проводимого осмотра, особенностями объектов и следов, для обнаружения и фиксации которых эти средства используются;

9) использование помощи специалистов, сотрудников оперативно-разыскных аппаратов и других служб и подразделений ОВД. Специалист - квалифицированный помощник следователя. Он помогает обратить внимание следователя на обстоятельства, трудновос-принимаемые в конкретных условиях, оказывает содействие в изъятии объектов, высказывает суждения о механизме и причинах образования тех или иных следов, что способствует выдвижению более обоснованных версий.

Если при осмотре места происшествия выяснилась возможность преследования преступника по горячим следам, оно поручается оперативным работникам. По окончании осмотра они принимают меры к сохранению тех вещественных доказательств, изъять которые с места происшествия невозможно.

Использование в процессе осмотра сил и средств оперативных подразделений дает следователю возможность получить дополнительную информацию о составе преступления: что произошло, каким образом, когда, кто совершил, с какой целью, с чьей помощью, кому и какой ущерб причинен, кто может знать о произошедшем.

На наш взгляд, применительно к осмотру места происшествия перечень указанных принципов не полон и следует добавить такие, как безопасность при проведении осмотра и должное процессуальное оформление хода и результатов осмотра места происшествия;

10) безопасность осмотра. Термин «безопасность» обозначает состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности11. При производстве осмотра места происшествия опасность может угрожать как непосредственно участникам данного следственного действия, так и материальной обстановке, которая может претерпевать различные изменения. Безопасность осмотра обеспечивается правильной и четкой организацией его руководителя, распределением функций между всеми участниками

о я с о т ф ю

следственного действия, использованием знаний специалистов (например, пожарного, химика, взрывотех-ника, специалиста по работе с радиоактивными материалами), своевременным привлечением к осмотру кинолога со служебно-разыскной собакой для обнаружения взрывных устройств и других следов преступной деятельности, правильным применением технико-криминалистических средств, приемов и методов обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования криминалистически значимой информации;

11) должное процессуальное оформление хода и результатов ОМП. Основным средством фиксации хода и результатов ОМП является протокол осмотра места происшествия. Согласно ст. 166 УПК РФ, протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и

стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

Значение осмотра места происшествия заключается в ориентировке производящего расследование в общей обстановке преступления. Иначе говоря, обозревая и изучая место совершения преступления даже на основании поступившего сообщения о только что обнаруженном преступлении, следователь всегда сможет наглядно представить, в каких условиях, среди каких предметов и вещей произошло преступное событие, а также сможет сделать логические выводы о последовательности совершенных преступником действий.

Таким образом, осмотр места происшествия должен проводиться с учетом вышеуказанных принципов, которые являются неотъемлемой составляющей данного следственного действия. Осмотр места происшествия, проведенный с четким пониманием его принципов, можно по праву считать залогом полного, всестороннего и объективного расследования преступления.

Литература и примечания

1. Криминалистика: учебник / под ред. А.Г. Филиппова. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., 2009. С. 319-320.

2. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Указ. соч. С. 573; Гордон Э.С. Осмотр места происшествия: учебное пособие. Ижевск, 1993. С. 8; Букаев Н.М., Яровенко В.В. Криминалистика: криминалистическая тактика: курс лекций. Владивосток, 2000. С. 63; Шурухнов Н.Г. Расследование краж: практическое пособие. М. Юристъ, 1999. С. 238-239; Облаков А.Ф., Тимербаев А.Т. Указ. соч. С. 37 и др.

3. Дергач С.Н. Первоначальный этап расследования квартирных краж. Процессуальные и криминалистические аспекты: дисс. на соискание... к.ю.н. Томск, 2000. С. 123.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1999. С. 761.

5. Теория юридического процесса / под общей ред. проф. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 125.

6. Словарь русского языка. Т III. М., 1988. С. 544; Словарь иностранных слов. М., 1989. С. 417; Большая советская энциклопедия. Т. 21. М., 1975. С. 161.

7. Турчин Д.А. Исследование места происшествия: дисс. на соискание... к.ю.н. Ленинград. 1968. С. 111-112.

8. Кирсанов З.И. К вопросу о понятии технико-криминалистических методов и средств // Криминалистика и судебная экспертиза. Киев. 1973. Вып. 10. С. 38.

9. Парфентьев А.В. Процессуальное регулирование и доказательственное значение применения научных и технических средств в расследовании и раскрытии преступлений: дисс. на соискание... к.ю.н. М., 2001. С. 47.

10. Снетков В.А. Элементы технико-криминалистической ситуации осмотра места происшествия // Следственная ситуация: сб. науч. трудов. М., 1984. С. 16.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1999. С. 101.

Важнейшим составляющим условием производства осмотра места происшествия является участие в осмотре представителей разных служб органов внутренних дел, специалистов различного профиля и представителей общественности – понятых (на усмотрение следователя (дознавателя)).

Согласно уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации ответственным за проведение осмотра места происшествия является следователь (дознаватель), именно он организует и руководит действиями всех участников осмотра места происшествия (принцип единого руководства). Это означает, что его указания являются обязательными для всех участников осмотра.

Вопросы организации взаимодействия между сотрудниками органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений, в том числе и при производстве осмотра места происшествия, регламентируются нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами (приказы МВД России, инструкции, указания).

При получении сообщения о преступлении для обеспечения наиболее эффективного производства осмотра места происшествия и других неотложных следственных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий формируется дежурная следственно-оперативная группа (СОГ), в состав которой, как правило, входят:

˗ следователь либо дознаватель (исходя из подследственности);

˗ сотрудники оперативных подразделений;

˗ сотрудники экспертно-криминалистических подразделений;

˗ специалист-кинолог (в случае необходимости использования служебной собаки);

˗ преданные силы (сотрудники иных служб органов внутренних дел).

В соответствии с требованиями УПК РФ к осмотру места происшествия могут привлекаться: эксперт, специалист, понятые, переводчик, потерпевший, представитель потерпевшего, свидетель, подозреваемый и другие участники уголовного судопроизводства.

Следователь (дознаватель) является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции, предусмотренной ст. 38 (ст. 41) УПК РФ, осуществлять расследование по уголовному делу и самостоятельно принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласие руководителя следственного органа (для дознавателя – согласие прокурора) (см. прил. 3, 4).

В ходе подготовки и производства осмотра на месте происшествия следователь (дознаватель):

˗ руководит следственно-оперативной группой и участниками осмотра, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованность действий участников по установлению пострадавших, свидетелей и очевидцев происшествия, лиц, совершивших преступление, а также принимает меры к обнаружению, фиксации и изъятию следов преступного деяния;

˗ при необходимости привлекает к участию в осмотре места происшествия специалистов (ст. 168 УПК РФ), а также других сотрудников полиции;

˗ опирается на помощь других участников осмотра места происшествия, учитывает их замечания и советы;

˗ с учетом полученной на месте происшествия информации делает предположительные суждения и умозаключения, выдвигает версии и планирует осуществление неотложных мероприятий, направленных на закрепление следов преступления и его раскрытие.

С этой целью он дает поручения сотрудникам оперативных подразделений о производстве неотложных оперативно-розыскных и поисковых мероприятий, осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом;

˗ разрешает в случаях, предусмотренных законом, допуск к месту происшествия лиц, которые официально не участвуют в осмотре (например, представителей средств массовой информации);

˗ в соответствии с ч. 7 ст. 164 УПК РФ следователь вправе привлечь к участию в осмотре должностное лицо органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность (о чем делается запись в протоколе осмотра);

˗ производит осмотр места происшествия, заносит в протокол данные, которые являются результатом его восприятия, и несет персональную ответственность за ход и результаты указанного следственного действия.

Сотрудники полиции обеспечивают охрану места происшествия и поддерживают порядок, не допуская посторонних лиц к месту осмотра.

По указанию следователя (дознавателя) устанавливают свидетелей и очевидцев, а также участвуют в отыскание следов и объектов, имеющих отношение к преступному деянию.

Оперативные сотрудники органов внутренних дел на месте происшествия действуют под общим руководством следователя (дознавателя), но при этом в соответствии с федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 2, 7, 11) и «О полиции» (ст. 10, 12, 27, 28) не утрачивают своей самостоятельности и выполняют специфические обязанности, в процессе которых:

˗ осуществляют оперативно-розыскные и поисковые мероприятия, направленные на выявление, установление, обнаружение и задержание виновных лиц;

˗ обнаруживают похищенное имущество, места его сбыта и хранения;

˗ устанавливают орудия преступления;

˗ устанавливают личность неопознанного трупа;

˗ осуществляют проверки изъятых предметов по оперативным и криминалистическим учетам;

˗ принимают меры, направленные на выявление очевидцев происшествия и установление свидетелей;

˗ сообщают оперативному дежурному по органу внутренних дел о характере преступления, приметах лиц, его совершивших, особенностях похищенного имущества и предоставлении иной информации, добытой в ходе осмотра места происшествия;

˗ выполняют поручения следователя (дознавателя), информируют последних о результатах проведенных мероприятий.

По поручению следователя (дознавателя), а также по собственной инициативе специалист-кинолог применяет служебную собаку .

Специалист-кинолог:

˗ определяет границы осмотра в целях применения служебной собаки;

˗ уточняет время совершения преступного деяния, изучает обстоятельства совершения преступления, выясняет количество преступников, их приметы, направления движения (пути их подхода и отхода), а также иную информацию, имеющую значение для розыска лиц, подозреваемых в совершении преступления;

˗ совместно со следователем (дознавателем) и оперативным сотрудником принимает решение о применении служебной собаки для розыска лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, с помощью носителей (предметов и объектов) запаховых следов, обнаруженных на месте происшествия;

˗ совместно с иными сотрудниками принимает участие в преследовании и задержании лица (лиц), подозреваемого в совершении преступления;

˗ по результатам применения служебной собаки составляет акт о применении служебной собаки, а в случае невозможности применения служебной собаки - рапорт с указанием причин ее неприменения.

Сотрудники экспертно-криминалистического подразделения и специалисты привлекаются к осмотру места происшествия следователем (дознавателем) согласно ч. 1 ст. 168 УПК РФ и осуществляют процессуальные полномочия специалиста, предусмотренные ст. 57, 58 УПК РФ (см. прил. 5-7). Эксперт (специалист) обладает специальными знаниями, что и является основным критерием привлечения его к осмотру места происшествия с целью содействия в обнаружении, закреплении, изъятии предметов и документов, применения технических средств. Таким образом, специалист-криминалист при производстве осмотра места происшествия оказывает помощь следователю (дознавателю):

˗ сориентироваться в специфической обстановке и уяснить характер происшествия;

˗ правильно описать в протоколе места происшествия особенности отдельных осматриваемых объектов и их состояние (механизмы, детали, части машин, части тела и т.д.);

˗ в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке невидимых или слабо видимых следов;

˗ в сохранении предметов и следов преступления, отборе сравнительных и контрольных образцов;

˗ при производстве исследования предметов и следов на месте происшествия для получения информации об обстоятельствах преступления и о лицах, причастных к его совершению;

˗ в полном и точном отражении в протоколе осмотра места происшествия сведений, полученных в результате применения технических средств;

˗ в выдвижении следственных версий, относительно произошедшего события и лица (лиц), совершившего его.

Специалист, приглашенный для осмотра места происшествия, должен быть не только компетентен в вопросах, которые необходимо разрешить на месте происшествия, обладая соответствующими навыками, но и быть не заинтересованным в исходе разбирательства по делу. Это является решающим критерием для привлечения специалиста к осмотру места происшествия. Кроме специалиста-криминалиста, для производства осмотра места происшествия, могут привлекаться специалисты любого другого профиля, исходя из характера преступления, а также вида следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия.

Специалист в соответствии с ч. 3 ст. 58 УПК РФ вправе:

˗ отказаться от участия в осмотре, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;

˗ задавать вопросы участникам осмотра с разрешения следователя (дознавателя);

˗ знакомиться с протоколом осмотра, в котором участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;

Согласно ч. 4 ст. 58 УПК РФ специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя) для производства осмотра и разглашать данные, ставшие ему известными в связи с участием в осмотре, если он был заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Участковый уполномоченный полиции, как правило, не входит в состав следственно-оперативной группы, однако в соответствии с действующим законодательством обязан участвовать в раскрытии преступления, совершенном на вверенном ему участке .

В этих целях участковый уполномоченный обязан:

˗ информировать следователя (дознавателя), оперативного сотрудника о характере совершенного преступления и месте его совершения, о пострадавших лицах, о лицах, имеющих отношение к рассматриваемому событию;

˗ по поручению следователя (дознавателя) принимать меры по охране места происшествия, установлению и оказанию необходимой медицинской помощи пострадавшим;

˗ выполнять поручения следователя (дознавателя) по установлению возможных очевидцев происшедшего и иных лиц, причастных к совершению преступления или располагающих сведениями о преступлении и преступнике;

˗ оказывать содействие оперативным сотрудникам в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

В ходе осмотра места происшествия следователь (дознаватель) и участвующие в осмотре сотрудники органов внутренних дел должны постоянно обмениваться полученной информацией, анализировать ее и согласовывать свои дальнейшие действия.

Понятой – это не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое следователем (дознавателем) к участию в осмотре места происшествия для удостоверения факта, содержания, хода и результатов осмотра (ст. 60 УПК РФ) (см. прил. 8). Участие понятых в осмотре места происшествия является одной из гарантий законности, объективности и всесторонности следственного действия. Однако законодатель предусмотрел возможность проведения осмотра места происшествия без участия понятых. Причем данное решение принимает следователь (дознаватель) самостоятельно. Следственный осмотр без участия понятых может быть произведен в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случае опасности для жизни и здоровья людей, о чем делается запись в протоколе осмотра.

В качестве понятых не могут быть привлечены: несовершеннолетние, участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники, сотрудники органов исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и (или) предварительного расследования.

Понятой должен быть не простым статистом в ходе осмотра места происшествия, а активным участником, стараясь запомнить ход и результаты осмотра, чтобы в случае необходимости подтвердить факт осмотра и внести ясность при возникновении спорных вопросов, то есть выступить в качестве свидетеля по уголовному делу.

Понятые в соответствии с ч. 3 ст. 60 УПК РФ вправе:

˗ делать по поводу этого осмотра заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;

˗ знакомиться с протоколом осмотра;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя), ограничивающие их права.

Понятые согласно ч. 4 ст. 60 УПК РФ не вправе:

˗ уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя);

˗ разглашать данные предварительного расследования, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Потерпевшие и свидетели привлекаются к осмотру места происшествия, когда без их участия нельзя определить объект, нуждающийся в осмотре, или границы осмотра, когда невозможно определить место посягательства, когда они могут уточнить, какие изменения были внесены в вещную обстановку или они первыми обнаружили преступление (см. прил. 9 - 13).

В соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Участие в осмотре места происшествия потерпевших, свидетелей, подозреваемого, обвиняемого, их представителей, законных представителей, защитника, представителей администрации учреждения или предприятия, а также других лиц может быть объяснено необходимостью и целесообразностью, с одной стороны, и нормами УПК РФ – с другой.

По окончании осмотра места происшествия потерпевший вправе знакомиться с протоколом данного следственного действия, произведенного с его участием, и подавать на него замечания (п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК РФ).

Согласно ст. 56 УПК РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела.

Потерпевший и свидетель не вправе разглашать данные, ставшие им известными в ходе осмотра, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. За разглашение указанных данных потерпевший и свидетель несут ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Кроме того, на основании ст. 164 УПК РФ потерпевший и свидетель предупреждаются об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 УК РФ, за дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний в ходе осмотра.

Потерпевшим и свидетелям, участвующим в осмотре места происшествия, следует разъяснять нормы ст. 51 Конституции Российской Федерации, согласно которым они вправе отказаться давать показания против себя и своих близких родственников.

Потерпевший и свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя). При неявке по вызову без уважительных причин они могут быть подвергнуты приводу (ч. 1 ст. 113 УПК РФ).

Подозреваемый и обвиняемый (см. прил. 14-17). Привлечение указанных лиц к осмотру места происшествия возможно, если есть их согласие и желание принять участие в осмотре. Следователь (дознаватель) принимает решение о целесообразности такого участия.

В соответствии со ст. 46 УПК РФ подозреваемым является лицо:

˗ в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, установленным гл. 20 УПК РФ;

˗ которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ;

˗ к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;

˗ которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ.

Согласно ст. 47 УПК РФ обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесены:

˗ постановление о привлечении в качестве обвиняемого;

˗ обвинительный акт.

Подозреваемый и обвиняемый вправе участвовать с разрешения следователя (дознавателя) в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания.

Привлекая подозреваемого или обвиняемого к осмотру места происшествия, необходимо быть достаточно внимательным и наблюдательным за их поведением, поскольку будущее этих лиц во многом зависит и от результатов осмотра места происшествия. Они могут попытаться сокрыть следы преступления или уничтожить их, а также аналогично поступить по отношению к другим доказательствам.

Кроме того, подозреваемый и обвиняемый вправе:

˗ отказаться давать показания против себя и своих близких родственников;

˗ пользоваться помощью переводчика бесплатно;

˗ пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно;

˗ давать показания и объясняться в процессе осмотра на родном языке или языке, которым они владеют;

˗ заявлять ходатайства и отводы;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя);

˗ защищаться иными средствами и способами, не запрещенными уголовно-процессуальным кодексом.

При осмотре места происшествия иногда возникают обстоятельства, требующие присутствия переводчика.

Согласно ст. 59 УПК РФ переводчик – лицо, привлекаемое к участию в уголовном судопроизводстве, в случаях, предусмотренных УПК РФ, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. Привлечение переводчика возможно, если возникает необходимость, когда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый не владеют или недостаточно владеют языком, на котором ведется производство по уголовному делу, а также для лиц, нуждающихся в сурдопереводе.

Привлечение переводчика к осмотру места происшествия необходимо и в случае обнаружения документов, требующих немедленного перевода.

В соответствии с ч. 3 ст. 59 УПК РФ переводчик вправе:

˗ задавать вопросы участникам осмотра в целях уточнения перевода;

˗ знакомиться с протоколом осмотра и делать замечания по поводу правильности записи перевода, подлежащие занесению в протокол;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя), ограничивающие его права.

В соответствии с ч. 4 ст. 59 УПК РФ переводчик не вправе:

˗ осуществлять заведомо неправильный перевод;

˗ разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве переводчика, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ;

˗ уклоняться от явки по вызовам следователя.

За заведомо неправильный перевод и разглашение данных предварительного расследования переводчик несет уголовную ответственность по ст. 307 и 310 УК РФ (ч. 5 ст. 59 УПК РФ).

Помимо указанных в осмотре могут принимать участие и иные участники уголовного судопроизводства, в том числе - оперативный дежурный по органу внутренних дел, руководитель следственного подразделения и ответственный от руководящего состава органа внутренних дел.

Руководитель следственного подразделения и ответственный от руководящего состава органа внутренних дел выезжают на место происшествия при получении сообщения о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в иных случаях, когда требуется их присутствие (резонансное преступление, преступление против малолетнего или несовершеннолетнего и др.) с целью обеспечения контроля за организацией деятельности следственно-оперативной группой.

Оперативный дежурный по органу внутренних дел не только организует выезд на место происшествия следственно-оперативной группы, но и координирует работу всех сотрудников полиции, задействованных при осмотре места происшествия: обмен информацией, проверка по имеющимся банкам данных, принимает меры к пресечению преступления, к его раскрытию, привлекая дополнительные силы и средства органов внутренних дел.



Просмотров