Кто предоставляет исполнительные листы в фсс. Удержания по исполнительным листам: алименты с аванса, «очистка» дохода от налогов, пилотный проект ФСС. Как все будет работать

Если взыскатель не может предоставить в отделение Фонда оригинал исполнительного документа, в рассматриваемой ситуации, взыскателю необходимо обратиться в службу судебных приставов с заявлением о выдаче постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в порядке, предусмотренном п.1 ч.1 ст.98 Закона N 229-ФЗ. Зачастую, взыскатель узнает о нетрудоспособности плательщика алиментов (должника) только после того, как получает алименты в уменьшенной сумме или не получает совсем. К тому моменту пособие по временной нетрудоспособности уже выплачено, так как в соответствии с п.

An error occurred.

Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Банк данных исполнительных производств

Бланки заявлений о получении справки 2-НДФЛ и о выплатах в рамках проекта «Прямые выплаты»1. Бланк заявления о получении справки 2 -НДФЛ2. Бланк заявления о получении справки о выплатах3.
Бланк заявления для ИП об отсутствии регистрации в ФСС Удержание алиментов с пособий по временной нетрудоспособности в рамках пилотного проекта «Прямые выплаты» Вопросы алиментных обязательств родителей по содержанию несовершеннолетних детей урегулированы в следующих нормативных документах: Семейном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон N 229-ФЗ), Постановлении Правительства РФ от 18.07.2096 N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

Куда предъявлять исполнительный лист, если должник – пенсионный фонд?

Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации. В соответствии с п.3 указанной статьи подавать заявление о взыскании нужно в орган федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет должника.
Думаю, определить этот орган достаточно просто.Для того, чтобы получить присужденную сумму, нужно обратиться с заявлением, в котором содержится требование о взыскании, указаны реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, а также приложены исполнительный документ (за исключением судебного приказа) и копия судебного акта.

Формы документов в рамках проекта «прямые выплаты»

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. В силу ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения — должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье — лицевые счета должника).


Таким образом, исполнением решений судов о взыскании с Пенсионного фонда РФ денежных средств занимаются органы Федерального казначейства.

Статья 12. виды исполнительных документов

Фонда, направляется судебному приставу-исполнителю исполнительным органом Фонда с сопроводительным письмом о возбуждении исполнительного производства, в котором указываются: ИНН должника — физического лица (при наличии), наименование, ИНН и юридический адрес должника — организации, на чье имущество обращается взыскание; данные о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность должника — организации; адрес фактического местонахождения должника — организации и адрес ее обособленных подразделений. В отношении должника — физического лица к заявлению прилагаются следующие документы: копия свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; копия лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копия справки из банка о банковском счете.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности организации, в которой работает работник, имеющий обязательства по уплате алиментов, уведомлять территориальный орган ФСС РФ об этом в рамках пилотного проекта по выплате пособий. Необходимые документы для удержания алиментов поступают в территориальный орган ФСС РФ от лица, получающего алименты.

Обоснование: В соответствии с п. п. 9, 12, 17 ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в числе доходов, на которые не может быть обращено взыскание, названы:

— страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

— пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

— социальное пособие на погребение.

В соответствии со ст. 82 Семейного кодекса РФ виды заработка или иного дохода, которые получают родители в рублях или в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством РФ. Подпунктом "в" п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841, также предусмотрено, что удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится в том числе с пособий по временной нетрудоспособности. Таким образом, территориальный орган ФСС РФ вправе производить удержания с пособий по временной нетрудоспособности.

Основным документом, определяющим порядок взаимодействия субъектов при выплате пособий в рамках пилотного проекта, является Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 — 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее — Положение).

В соответствии с п. 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения страхователь не позднее пяти календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов представляет в территориальный орган фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов.

Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с Федеральными законами от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Указанные Законы не содержат в числе представляемых документов для назначения пособий уведомление страхователя о работниках, имеющих обязательства по уплате алиментов. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность страхователя (работодателя) представлять документы на удержания из пособий по временной нетрудоспособности в территориальный орган ФСС РФ.

Следует отметить, что ст. 111 СК РФ предусмотрено, что лицо, обязанное уплачивать алименты, обязано сообщить судебному исполнителю и лицу, получающему алименты, о наличии дополнительного заработка или иного дохода. Пособие по временной нетрудоспособности является иным доходом. За несообщение об ином доходе предусмотрена административная ответственность в отношении лица, обязанного уплачивать алименты (ст. 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

На практике необходимые документы для удержаний алиментов с пособий по временной нетрудоспособности поступают от получателей алиментов в территориальный орган ФСС РФ.

Территориальный орган ФСС РФ в рамках пилотного проекта обязан удерживать алименты из пособий по временной нетрудоспособности. Работник представил заявление о выплате пособия по нетрудоспособности. Данный работник имеет обязательства по уплате алиментов. Обязана ли организация, в которой работает работник, уведомлять ФСС РФ об алиментах? Если да, то каким образом?

В России, к сожалению, достаточно много детей воспитываются в неполных семьях. Поэтому вопрос об уплате алиментов на ребенка нередко интересует обоих родителей. Одному важно, какие доходы учитываются при выплате алиментов, другого – будет ли он получать деньги, если, к примеру, отец ребенка, уплачивающий алименты, заболеет? Начисляются ли алименты с больничного листа?

С каких доходов надо платить алименты

Перечень видов заработка, с которых удерживаются алименты на детей утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. №841 (с изменениями и дополнениями). Несмотря на свой двадцатилетний «стаж», это постановление действует и сейчас.

Алименты берутся со всех видов заработка , как по основному месту работы, так и с иных доходов плательщика алиментов. Это зарплата, денежное содержание госслужащих, авторские гонорары, различные премии, стипендии, матпомощь (кроме отдельных ее видов, в частности, если она оказана при стихийной бедствии или теракте, а также в связи со смертью члена семьи). Алименты придется платить и со всех видов пенсий, включая пенсию по инвалидности, за исключением той, что получают по потере кормильца. В перечень доходов, с которых удержат алименты, входят и заработки от сдачи в наем имущества, доходы по акциям, с дивидендов и т.д.

© фотобанк Лори

Перечень выплат, с которых нельзя удерживать алименты, дан в статье 101 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

А вот с пособиями по временной нетрудоспособности все не так просто.

Берутся ли алименты с больничного листа?

В пп. «в» пункта 2 вышеназванного Постановления сказано, что алименты с пособий по временной нетрудоспособности или по безработице могут удерживаться лишь по решению суда или судебному приказу о взыскании алиментов. Кроме того, удерживают алименты с больничного листа, если у вас на руках нотариальное соглашение об уплате алиментов. Проще говоря, если работодателю был передан судебный приказ или судебное решение, или нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов, удерживать алименты с больничного листа необходимо.
А если алименты платятся по заявлению работника, в этом случае у работодателя обязанности по их начислению с листка нетрудоспособности не возникает.

Суммы, которые необходимо начислить, не отличаются от тех алиментов, которые берутся с других видов доходов. То есть, если в судебном приказе сказано об удержании ¼ дохода плательщика алиментов, значит и с больничного листа удерживаются 25% от полученного пособия по временной нетрудоспособности. Не забудьте, что как и в случае с иными доходами плательщика алиментов, для начала из пособия надо вычесть НДФЛ.

Пример

Сотруднику ООО Васильеву А. начислено пособие по временной нетрудоспособности в размере 11 600 руб. У ООО есть исполнительный лист, по которому с доходов Васильева удерживаются алименты в размере ¼ заработка. Сначала подсчитаем НДФЛ с пособия:

11 600 руб. х 13% = 1508 руб.

11 600 – 1508 = 10 092 руб. (сумма пособия «на руки»). 25% от этой суммы надо удержать в счет уплаты алиментов:

10 092 руб. х 25% = 2523 руб. – сумма алиментов с больничного листа Васильева А.

Алименты с больничного у участников пилотного проекта

Нередко возникает вопрос, что делать с начислением алиментов в тех регионах, где пособие ФСС платит не работодатель, а фонд соцстраха ? Таких регионов в этом году прибавилось, и удерживать алименты с больничного листа в 2016 году работодателям из регионов, ставших участниками пилотного проекта ФСС , надо по новым правилам. В дальнейшем, судя по отчетам об успешности пилотного проекта, на прямые выплаты соцстраха будет переходить все больше регионов.

В своих разъяснениях ФСС сообщает, что работодатель обязан на основании исполнительного листа удержать алименты с больничных выплат. Если работодатель работает в регионе-участнике пилотного проекта, и не выплачивает пособие самостоятельно, удержание алиментов с больничного листа будет производить само территориальное отделение ФСС. Чтобы у Фонда были основания для взыскания алиментов, ему взыскатель алиментов либо судебный пристав-исполнитель должен передать исполнительный лист, судебный приказ или нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов. В этом случае ФСС удержит алименты с выплачиваемого пособия (письмо ФСС от 06.07.2012 №15-03-11/12-8038).

А вот те деньги, которые платит за первые три дня больничного сам работодатель, - в его ведении. С этих выплат надо будет удержать алименты бухгалтерии работодателя.

В сегодняшнем материале мы уделим внимание проблемам, связанным с техникой удержания конкретных сумм по исполнительным листам

02.08.2018

Как «вычесть» налоги

По правилам Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сумма удержаний по исполнительным документам определяется исходя из дохода должника, оставшегося после удержания налогов. Однако эта, казалось бы, простая норма на практике вызывает сложности в ситуациях, когда у работника удерживается НДФЛ не только с дохода в виде зарплаты, а, к примеру, еще с материальной выгоды от экономии на процентах при пользовании займом. Нужно ли этот НДФЛ вычитать из суммы дохода для целей удержаний по исполнительному листу? Давайте разбираться.

Начнем с внимательного прочтения нормы профильного закона (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Она гласит: размер удержания из заработной платы должника исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов. И все. Никакой конкретизации по виду и (или) ставке удерживаемого налога закон не содержит.

Чуть больше информации находим в Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утв. постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841). В пункте 4 этого Перечня сказано, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой зарплаты и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. Как видим, тут уже есть оговорка, что налоги надо удержать в соответствии с налоговым законодательством.

Это означает, что размер удержания из зарплаты надо исчислять из суммы, оставшейся после того, как налоговый агент удержит из выплаты работнику все суммы НДФЛ в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (см. также письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1). То есть приоритет в данном случае имеют положения НК РФ. Обратимся к ним.

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ. Исчисленную таким образом сумму налога налоговые агенты обязаны удержать непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226НК РФ).

Для доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, датой фактического получения дохода признается последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные или кредитные средства (пп. 7 п. 1 ст. 223НК РФ). Соответственно, на эту дату организация-займодавец, выступающая в роли налогового агента, обязана исчислить сумму НДФЛ. А исчисленная сумма должна быть удержана из любых доходов в денежной форме, выплачиваемых в этот день или позднее налоговым агентом налогоплательщику (п. 4 ст. 226 НК РФ). Получается следующее. НДФЛ с экономии на процентах может (и должен) удерживаться в том числе и из заработной платы сотрудника, если таковая выплачивается в последний день месяца, за который определена матвыгода, или позже.

Таким образом, налоговый агент, выплачивающий зарплату работнику, в отношении которого имеется исполнительный документ на удержание части дохода, должен определять сумму удержания по такому исполнительному документу, исходя из суммы, уменьшенной на величину удержанного при выплате данной зарплаты НДФЛ, включая и налог, исчисленный с дохода в виде материальной выгоды, удержанный при осуществлении данной выплаты в порядке п. 4 ст. 226 НК РФ.

Удержания из аванса

Второй спорный момент, связанный с «очисткой» от налогов дохода, из которого определяется размер удержаний, возникает при удержании из зарплаты за первую половину месяца. Ведь, по правилам п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ. Для дохода в виде заработной платы датой фактического получения является последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Получается, что определить сумму, подлежащую удержанию из зарплаты по правилам ст. 99 Закона № 229-ФЗ (т. е. за минусом сумм налогов), работодатель может только по итогам месяца. Соответственно, исчисление и удержание по исполнительным листам необходимо производить только при окончательном расчете с сотрудником (если, конечно, иное прямо не предусмотрено самим исполнительным документом). Но при этом расчет производится исходя из всей суммы заработной платы, включая авансы (письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1).

В то же время на практике бывают ситуации, когда размер удержаний таков, что зарплаты, выплачиваемой при окончательном расчете, может оказаться недостаточно для полного удержания по всем исполнительным документам. Полагаем, что в таком случае допустимо удерживать часть сумм и при выплате зарплаты за первую половину месяца. В этом случае удерживаемую из «аванса» сумму надо определять без учета НДФЛ (т.е. от подлежащей выплате суммы) с последующей корректировкой по итогам месяца уже с учетом НДФЛ.

Можно использовать и другой подход, а именно — выплачивать аванс исходя из той суммы, которую сотрудник должен получить «на руки» после всех удержаний. Для этого определяем сумму, которая должна быть выплачена сотруднику после удержаний исходя из величины зарплаты за полный месяц (то есть от полной зарплаты отнимаем НДФЛ и все допустимые удержания в пределах 50 или 70 процентов в зависимости от их вида). И в качестве аванса выплачиваем сотруднику некий процент (к примеру, половину) именно от этой, «очищенной» от НДФЛ и удержаний, суммы. В таком случае суммы, причитающейся к выплате при окончательном расчете, всегда будет достаточно для осуществления всех удержаний. Причем, работник ни в середине месяца, ни по его итогам не будет оставаться вообще без зарплаты, на что, собственно, и направлены требования ст. 138 ТК РФ.

Расходы на перевод при максимальных удержаниях

Следующий проблемный вопрос связан с удержанием у работника сумм, которые расходуются организацией на перевод удержанных средств в пользу взыскателей. Ведь по правилам п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. Но как быть, если исполнительные документы предписывают взыскать с сотрудника максимально допустимую сумму зарплаты (50 или 70 процентов)? Можно ли расходы на перевод удержать «сверху»? Для простоты понимания ситуации, рассмотрим ее на конкретном примере.

Предположим, у сотрудника надо сделать удержание из зарплаты по двум исполнительным документам. Первый на удержание алиментов на несовершеннолетних детей в размере 1/3 от заработной платы, а второй — на возмещение материального ущерба в размере 17% от зарплаты. Что в сумме дает половину заработной платы. Но за перевод каждой из этих сумм банк взимает с компании 35 рублей, которые также положено удержать у сотрудника. И в результате из-за этих 70 рублей общая сумма удержаний становится больше половины зарплаты. Как быть?

Статьей 138 Трудового кодекса установлено универсальное правило: при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% зарплаты. Это ограничение не применяется, в частности, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, когда размер удержания не может превышать 70 процентов дохода. Также законом № 229-ФЗ установлена очередность удовлетворения требований по нескольким исполнительным листам. Согласно положениям пп. 1 п. 1 статьи 111 указанного закона, требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь. А требования по взысканию в счет возмещения материального ущерба, согласно пп. 4 п. 1, удовлетворяются в четвертую очередь.

В свою очередь, порядок распределения взысканных сумм определен ст. 110 Закона № 229-ФЗ, согласно п. 3 которой в первую очередь удерживается сумма долга, затем расходы по совершению исполнительных действий и исполнительский сбор. Как уже упоминалось, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. При этом указанная сумма, согласно пп. 3 п. 2 ст. 116 Закона № 229-ФЗ, относится именно к расходам по совершению исполнительных действий.

Сведя воедино все вышеприведенные правила, получаем для нашего примера следующий алгоритм действий. Сначала из заработка сотрудника должна быть удержана сумма алиментов (ведь это первая очередь взыскания), а также расходы по ее перечислению. Поскольку после удержания данных сумм за работником сохраняется более 50 процентов зарплаты, то можно продолжать удержания по второму исполнительному листу в счет возмещения материального ущерба и расходов на перечисление удержанной суммы. Но лишь в пределах половины заработка! А значит, в рассматриваемом случае по второму исполнительному листу удержание будет произведено не в полном размере с тем, чтобы и удержание, и возмещение расходов на перевод «уложились» в оставшуюся часть в пределах половины заработка (ст. 138 ТК РФ, п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Проиллюстрируем на цифрах. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. в месяц и у него имеется два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых и взыскиваются алименты. Работником предоставлены заявление и документы на соответствующий стандартный налоговый вычет, а сумма его дохода с начала года еще не превысила 350 000 руб. Рассчитаем сумму удержаний.

Поскольку размер удержания из зарплаты исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, то в данном случае все суммы будут определяться исходя из 9 064 руб. (10 000 - (10 000 — 1 400 × 2) × 13%). Соответственно удержать по обоим исполнительным документам можно не более 4532 руб. (9064/2). Из них во исполнение требований по уплате алиментов (первая очередь) будет удержано и перечислено 3021,33 руб. (9064 × 1/3). И при этом организация удержит дополнительно 35 рублей на перевод. Соответственно, по второму исполнительному документу компания сможет удержать только 1 475,67 руб., но т.к. из этой суммы еще нужно «изъять» еще 35 рублей на перевод, то фактически взыскатель по второму исполнительному документу получит 1 440,67 руб.

Удержания в рамках пилотного проекта ФСС

Следующий блок сложностей, возникающих при работе с исполнительными документами, касается регионов, где действует пилотный проект ФСС. В рамках проекта «больничные» оплачиваются напрямую из бюджета фонда.

Но ведь из пособия по временной нетрудоспособности также положено удержать алименты (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Возникает вопрос: как это сделать, если в данном случае к выплате организация не имеет никакого отношения?

Как сказано в п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, обязанность по удержанию средств из доходов должника лежит на лицах, выплачивающих такому должнику зарплату или иные периодические платежи. Данная обязанность возникает со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя. В субъектах РФ, в которых реализуется пилотный проект, пособия по социальному страхованию страхователи выплачивают только за первые три дня болезни. Оставшуюся часть оплачивают непосредственно территориальные органы ФСС (п. 6 и 9 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.11 № 294).

Напрямую вопрос удержания по исполнительным листам из суммы пособия, выплачиваемого Фондом, законодательно не урегулирован. Как следует из разъяснений ФСС, удержание алиментов с сумм назначенных пособий по временной нетрудоспособности производит отделение Фонда при поступлении исполнительного листа, судебного приказа или соглашения об уплате алиментов или их дубликатов. При этом обратиться в отделение Фонда должен получатель алиментов или служба судебных приставов. Для работодателей такая обязанность не предусмотрена.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации удерживать суммы по исполнительным листам при выплате пособия будет орган ФСС. Причем, уведомить Фонд о такой необходимости обязан сам должник в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 98 Закона № 229-ФЗ. Также это может сделать взыскатель, либо непосредственно Служба судебных приставов в рамках соответствующего исполнительного производства.

Как видим, в данном случае у работодателя в данном случае нет ни обязанности по удержанию (т.к. доход им не выплачивается), ни по уведомлению Фонда о необходимости провести подобные удержания из пособия при его выплате. Значит, работодатель удерживает положенные суммы только с тех выплат, которые производит лично и пилотный проект на его обязанности никак не влияет.

В то же время надо учитывать следующее. Если ФСС выплатил пособие без удержания, т.к. не располагал информацией об исполнительном документе, то на данную сумму образуется задолженность. А если о сумме данной задолженности станет известно судебному приставу-исполнителю, он может направить в организацию по месту работы должника отдельное постановление о взыскании этой задолженности. В таком случае работодатель должен будет дополнительно к обычным удержаниям провести также и удержание задолженности, определенной приставом, при условии, конечно, что размера заработка сотрудника хватает для таких дополнительных удержаний.

Новые исполнительные листы: очередность взыскания

В заключение рассмотрим ситуацию, когда в бухгалтерию поступают новые исполнительные документы в отношении тех работников, по которым уже производятся удержания. Как поступать с ними: начинать исполнять сразу или же нужно организовать своеобразную очередь? Как быть, если на сотрудника уже есть четыре постановления об обращении взыскания на заработную плату; все по задолженности по кредитам в пользу коммерческих банков. И на него продолжают поступать новые постановления, тоже по задолженности банкам. Нужно ли новые постановления на взыскание включать в расчет с момента получения, или удержания по ним можно будет проводить только после полной оплаты предыдущих?

Сразу скажем, что Закон № 229-ФЗ в части исполнения нескольких документов о взыскании не оперирует таким термином как «календарная очередность». Напротив, в п. 3 ст. 111 закона сказано: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе. Без какой-либо привязки ко времени поступления исполнительного документа.

Значит, с момента получения очередного постановления организация должна начать исполнять содержащиеся в нем требования наравне с уже имеющимися. То есть, в рассматриваемой ситуации организация должна исполнять все поступившие к ней исполнительные документы одновременно (вне зависимости от времени поступления того или иного исполнительного документа). При этом удержанию подлежит не более 50% от зарплаты (дохода) сотрудника вне зависимости от количества исполнительных документов.

Удержанная сумма распределяется между всеми взыскателями (опять же без привязки ко времени поступления исполнительного документа) пропорционально причитающейся каждому из них на основании соответствующего исполнительного листа сумме. Взыскание по любому из исполнительных документов производится таким образом до исполнения в полном объеме содержащихся в нем требований, после чего он из расчета пропорции для распределения взысканной суммы выбывает и распределение производится между оставшимися взыскателями.

" № 10/2015

С каких пособий производятся удержания? Какой документ необходимо предъявить, чтобы территориальный орган ФСС произвел удержание? Должен ли работодатель предоставлять такие документы или это обязанность работника? Что делать взыскателю, если он не успел направить документы в территориальный орган ФСС, а пособие по временной нетрудоспособности уже выплачено?

С каждым годом все больше регионов участвуют в пилотном проекте по выплате пособий непосредственно через территориальные органы ФСС. Так, участниками реализации проекта были: с 1 июля 2011 года – Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область, с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2015 года – Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край. С 1 января 2015 года к ним присоединились Республика Крым и Севастополь, а с 1 июля – Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области. Как показывает практика, вопросы удержаний из пособий волнуют достаточное количество страхователей, поэтому сегодня поговорим на данную тему.

В соответствии с Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 – 2015 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 (далее – Положение), пилотный проект касается выплаты следующих видов пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребенка;
  • ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Выплата социального пособия на погребение и оплата четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами производятся страхователем, как прежде, а затем работодатель обращается в территориальный орган ФСС за возмещением указанных средств.

Согласно п. 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия по законодательству РФ. В силу п. 3 Положения страхователь не позднее пяти календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов представляет в территориальный орган фонда по месту регистрации поступившие заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, а также опись представленных заявления и документов по форме, утверждаемой фондом.

К сведению

Пунктом 8 Положения определено, что после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган ФСС в течение десяти календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.

Согласно п. 9 Положения выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом ФСС путем перечисления на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение десяти календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего пособия.

Таким образом, Положение содержит только порядок назначения пособий, порядка удержаний с пособий в нем нет. Чаще всего для удержания взыскатели предъявляют документы о взыскании алиментов. Но могут быть и другие удержания (задолженность по кредитам, ). Для того, чтобы работодателям и работникам действовать в рамках действующего законодательства, следует рассмотреть данный вопрос.

Вопрос:

С каких пособий производятся удержания?

В соответствии с п. 9, 12, 17 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229‑ФЗ) в число доходов, на которые не может быть обращено взыскание, названы:

  • страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений такой выплаты), накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности ;
  • пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов , бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • социальное пособие на погребение .

В силу ст. 82 СК РФ виды заработка или иного дохода, которые получают родители в рублях или в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством РФ. Подпунктом «в» п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841, предусмотрено, что удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится в том числе с пособий по временной нетрудоспособности.

Таким образом, территориальный орган ФСС вправе производить удержания только с пособия по временной нетрудоспособности. Это касается пособий и при травмах, заболеваниях, несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, и по уходу за больным ребенком и другими членами семьи. С пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком удержания не производятся.

Вопрос:

Какой документ необходимо предъявить для того, чтобы территориальный орган произвел удержание?

Согласно ст. 12 Закона № 229‑ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:

  • исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
  • судебные приказы;
  • нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
  • постановления судебного пристава-исполнителя.

В соответствии со ст. 30 Закона № 229‑ФЗ -исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

Таким образом, для удержаний с пособий в территориальный орган ФСС могут быть предъявлены исполнительные документы (исполнительный лист, судебный приказ, соглашение об уплате алиментов) или их дубликаты. Взыскатель вправе передать исполнительные документы и в службу судебных приставов, которая направляет в территориальный орган ФСС постановление о возбуждении исполнительного производства.

Вопрос:

Кто должен представлять документы в территориальный орган ФСС? Должен ли делать это работодатель и какова ответственность за их непредставление?

В соответствии с п. 2, 3 Положения страхователь не позднее пяти календарных дней со дня подачи застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов представляет в территориальный орган фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, а также опись поданных документов. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с федеральными законами от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и от 19.05.1995 № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Исходя из них, можно сказать, что законодательством не предусмотрена обязанность страхователя (работодателя) предоставлять документы на удержания из пособий. В удержаниях из пособий всегда заинтересован взыскатель (чаще всего женщины, получающие алименты от своих бывших мужей).

А вообще ст. 111 СК РФ требует от лица, обязанного уплачивать алименты, сообщать судебному исполнителю и лицу, получающему алименты, об удержаниях, а также о наличии дополнительного заработка или иного дохода. Пособие по временной нетрудоспособности является иным доходом. За несообщение об ином доходе предусмотрена административная ответственность в отношении лица, обязанного уплачивать алименты.

Вопрос:

Что делать женщине (иному взыскателю), если она не успела направить документы в территориальный орган ФСС, а пособие по временной нетрудоспособности уже выплачено?

Данная ситуация случается часто и она поправима. Женщина узнает о нетрудоспособности плательщика алиментов только после того, как получает алименты в уменьшенной сумме или не получает совсем. К тому моменту часто пособие по временной нетрудоспособности уже выплачено. Ведь в соответствии с п. 9 Положения выплата пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу осуществляется территориальным органом фонда путем перечисления на банковский счет этого лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение десяти календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

Если территориальный орган ФСС не удержит алименты с пособия по временной нетрудоспособности, то образуется задолженность по алиментам.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 Закона № 229‑ФЗ размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Поэтому служба судебных приставов вправе направить в территориальный орган ФСС запрос о сумме выплаченного пособия. Таким образом, задолженность за этот период взыскивается по постановлению судебного пристава-исполнителя, постановление может быть предъявлено женщиной по месту работы должника.

О. И. Батракова
начальник правового отдела Государственного учреждения
– Нижегородского регионального отделения ФСС РФ



Просмотров