Кто осуществляет надзор за нотариусами. XIII. Порядок контроля за исполнением Правил

Законом предусмотрены две формы контроля.

Одна из них касается правовой стороны деятельности нотариуса и осуществляется судом в случае нарушения. То есть суд проводит расследование, в ходе которого устанавливает, имело ли место нарушение в ходе нотариального делопроизводства или же при регистрации того или иного акта.

Вторая форма контроля относится больше к правильности исполнения нотариальных сделок. Контроль такой формы работает на внутренней, так сказать, «нотариальной кухне».

Работу нотариуса, если он работает на государственную организацию, контролирует исполнительный орган федеральной власти, а также региональные представители власти. Если нотариус занимается частной практикой, то вся его деятельность находится под строгим надзором нотариальной палаты, выдавшей ему лицензию для работы. При этом, одной из основных функций нотариального органа самоуправления является контролирование законности сделок в ходе нотариальной деятельности.

Большие нотариальные объединения имеют отдельные подразделения, занимающееся исключительно работой по надзору за деятельностью нотариусов на территории, находящейся в ведомстве данного органа. Такой контроль обычно проводится после обращения заинтересованного лица или при подаче жалобы. Чаще всего причиной для жалобы становится:

  • отказ в принятии заявления по осуществлению делопроизводства по наследственному делу;
  • при неоправданном увеличении срока регистрации свидетельства о праве распоряжения наследством;
  • отказе возмещения денежных средств, потраченных на похороны умершего родственника.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, проверяющий орган имеет право привлечь к дисциплинарной ответственности нерадивого нотариуса.

Контроль выплаты налогов нотариальной конторой

Отслеживание налоговой деятельности любого нотариуса занимается налоговая служба. Делает это она в порядке, регламентированном специальным законодательством. Предусмотрена всего лишь одна проверка за четыре рабочих года.

Проверка в начале работы в сфере нотариальных услуг в любом субъекте Российской Федерации будет проведена в конце первого года, после получения полномочий. В начале проверки, по закону, нотариус обязан предоставить все документы, подтверждающие его расчеты с физическими лицами и фирмами. В отдельных республиках, находящихся в составе Российской Федерации, местные законодательные органы могут изменять периоды плановых проверок нотариусов.

Могут ли проводиться не предусмотренные законом проверки?

Иногда имеют место и спонтанные проверки. Поводом для таких проверок обычно служит информация, поступившая из средств массовой информации, других общественных организаций и по запросу полицейского отделения.

Читать еще:

Упрощённое арбитражное производство

Кто и каким образом контролирует деятельность нотариусов?

Главой VII Основ о нотариате предусмотрено две формы контроля за деятельностью нотариусов.

Первая форма - судебный контроль, который заключается в проверке судом правильности совершения нотариального действия или отказа в его совершении. Такая проверка проводится по заявлению заинтересованного лица, которое считает нарушенным свое право в результате неправильного совершения нотариального действия или отказа в нем и обжалует это путем подачи в суд соответствующего заявления.

Вторая форма представляет собой контроль за исполнением нотариусами своих профессиональных обязанностей. Данный вид контроля является внутриведомственным и по большей степени затрагивает внутреннюю кухню нотариальной деятельности: ведение делопроизводства, уплата взносов, отчетность и прочие дисциплинарные моменты.

Контролирующий орган определяется в зависимости от того, в какой форме осуществляется нотариальная деятельность – государственная нотариальная контора или частная практика.

В первом случае – это осуществляющее контроль в сфере нотариата Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), во втором – нотариальные палаты. Причем контрольные функции должна выполнять каждая нотариальная палата региона Российской Федерации независимо от количества ее членов. В аппарате крупных нотариальных палат существуют отделы (секторы) контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, которые ведут повседневный контроль за организацией работы нотариусов.

Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в нотариальную палату по месту нахождения официально зарегистрированного помещения нотариальной конторы нотариуса, занимающегося частной практикой.

Так, нотариальные палаты рассматривают обращения и жалобы, связанные с отказами в принятии заявлений для открытия наследственных дел, затягиванием сроков выдачи свидетельств о праве на наследство, отказами в возмещении расходов на похороны. Рассматриваются также жалобы на нотариусов, которые не выдают по требованиям обращающихся лиц постановления об отказе в совершении нотариального действия, направляют для оформления документов вне помещения нотариальной конторы своих сотрудников, проявляют грубость и невнимательность в обращении с людьми и другими действиями.

В связи с поступающими заявлениями и жалобами граждан нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений, касающихся его профессиональной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений.

По результатам проведенной нотариальной палатой проверки нотариус может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение норм законодательства при совершении нотариальных действий или при отказе в их совершении.

материал подготовлен Л. Г. Щербаковой, кандидатом юридических наук, доцентом кафедры гражданско-процессуальных дисциплин Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) РПА Минюста России,автором практического пособия "Порядок обжалования нотариальных действий или отказ от них"

Рассматривают следующие виды контроля за деятельностью нотариуса Ярков В.В. Нотариальное право России / Учебник. - М. - 2003. - С. 19.:

· Профессиональный контроль

· Налоговый контроль

· Судебный контроль.

Профессиональный контроль имеет целью обеспечить проверку исполнения профессиональных обязанностей нотариусами. При этом проверка по своему содержанию включает контроль исполнения всех полномочий нотариуса, охватываемых его профессиональными обязанностями, о которых речь шла ранее.

Как следует из ч. 2 ст. 34 Основ проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года, причем первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, проводится не раньше чем через год после наделения его полномочиями нотариуса. Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

По-разному на практике трактуется вопрос о том, кто вправе проверять нотариуса. Один подход, основанный на сугубо профессиональном характере нотариальных палат, исходит из того, что проверять нотариуса вправе только другие нотариусы в связи с необходимостью соблюдения нотариальной тайны. Другой подход заключается в том, что в проверках могут участвовать и должностные лица нотариальных палат, поскольку не случайно указание в ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате, о необходимости для указанных лиц хранить нотариальную тайну.

Одним из механизмов контроля за нотариусами, занимающимися частной практикой, являются нотариальные палаты. Нотариальная палата в соответствии со ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности. Поэтому, кроме нотариусов, членами нотариальной палаты могут быть также стажеры нотариусов, нотариусы, вышедшие на пенсию. Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации. На практике возникал достаточно острый вопрос о количестве нотариальных палат в одном субъекте Российской Федерации. Здесь высказывались различные точки зрения Репин В.С.Комментарии к Основам законодательства Российской Федерации. - М. - 2003. - С. 54..

Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется, прежде всего, в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства (п.3 ч.5 ст. 12, ч.2 ст.17 и ч.1 ст.34 Основ). Реализация такого рода полномочий предполагает обязательность членства в нотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой. Кроме того, нотариальные палаты выполняют и другие специфические публично значимые задачи - оказывают содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организации стажировки претендентов на должность нотариуса, повышении профессиональной подготовки нотариусов, возмещении затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организации страхования нотариальной деятельности для обеспечения возмещения возможного ущерба от нотариальных действий (ч.2 ст.25 Основ). Таким образом, обязательное членство в нотариальной палате является одним из элементов контроля за деятельностью нотариусов.

Налоговый контроль определяется ст. 87 налогового кодекса РФ. Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком Налоговый кодекс РФ часть 1 от 16 июля 1998 года.. В соответствии со ст. 89 НКРФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа.

Уголовная ответственность нотариуса устанавливается ст.202 УКРФ «злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами». Согласно части 1 указанной ст. использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев Уголовный кодекс РФ часть 1 от 24 мая 1996 года..

Судебный контроль за совершением нотариальных действий является, пожалуй, основной формой контроля. «Контроль суда за деятельностью нотариата сопоставим с надзорной функцией суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве. Он должен обеспечить исправление нотариальных ошибок, обобщение нотариальной практики, толкование действующего законодательства» Аргунова В.Н Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / М: «СПАРК». - 1996. - С.112..

В юридической литературе выделяется прямой и косвенный судебный контроль за действиями и актами нотариусов Галеева Р.Ф., Зайцева Т.И., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса / Учебно-методическое пособие. (2-е изд., испр. и доп.) - М.: Издательство БЕК. - 2003. - Том 1. - С. 142..

Прямой контроль осуществляется при рассмотрении судами заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в его совершении в рамках особого производства гражданского процесса.

Косвенный контроль осуществляется судами путем рассмотрения споров между участниками гражданского оборота, когда имеет место оспаривание нотариальных актов в исковом производстве гражданского и арбитражного процесса.

Косвенный судебный контроль осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами при рассмотрении практически всех дел, так или иначе связанных с нотариальными актами. Так, при рассмотрении судами споров о признании сделок купли-продажи недвижимости, иных сделок, прошедших нотариальное удостоверение, суд общей юрисдикции осуществляет косвенный судебный контроль за действиями и актами нотариуса, поскольку права и обязанности сторон, по поводу осуществления которых возник спор, основаны на нотариально удостоверенной сделке. Практика работы судов общей юрисдикции складывается таким образом, что суды привлекают нотариусов в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора.

При разрешении дел в арбитражном процессе арбитражные суды также осуществляют косвенный контроль за нотариальными актами. Однако прямого контроля за действиями нотариусов арбитражные суды осуществлять не вправе, равно как и привлекать их к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, поскольку споры с участием нотариусов арбитражным судам неподведомственны.

нотариусами, занимающимися частной практикой

(см. текст в предыдущей редакции)

179. Проверки исполнения нотариусами, занимающимися частной практикой, Правил могут быть плановыми и внеплановыми.

180. Проверки исполнения Правил осуществляются комиссией в составе не менее двух человек, в которую включаются представители территориального органа и нотариальной палаты.

181. Плановые проверки исполнения Правил проводятся в соответствии с ежегодными графиками проведения проверок, утверждаемыми приказами территориального органа по согласованию с нотариальной палатой, не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверок.

В случае невозможности соблюдения графика проведения проверок приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой в график могут быть внесены соответствующие изменения.

182. В графике проведения проверок указываются нотариальный округ, фамилия, имя, отчество (при наличии) нотариуса, подлежащего проверке, срок проведения проверки (календарный месяц).

183. Ежегодные графики доводятся территориальным органом до сведения нотариальной палаты и нотариусов, подлежащих проверке, в течение трех рабочих дней со дня утверждения графика, в том числе посредством размещения на официальном сайте территориального органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

184. Персональный состав комиссии, дата начала проверки и вопросы, по которым проводится проверка, утверждаются приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой по каждой проверке отдельно.

Срок проведения проверки не должен превышать 5 рабочих дней в пределах рабочего времени нотариуса. При необходимости срок проведения проверки может быть продлен приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой. Кандидатуры для включения в персональный состав комиссии представляются нотариальной палатой не позднее 20 числа месяца, предшествующего месяцу проведения проверки, определенному в ежегодном графике.

В случае непредставления нотариальной палатой указанных кандидатур и предложений о дате начала проверки территориальный орган определяет состав комиссии и дату начала проверки самостоятельно с уведомлением нотариальной палаты о принятом решении.

185. О конкретной дате плановой и повторной проверки члены комиссии информируются территориальным органом не позднее чем за 7 рабочих дней до ее проведения.

О дате прибытия проверяющих нотариус, подлежащий проверке, извещается территориальным органом не позднее чем за 5 рабочих дней до намеченной даты проверки.

О дате проведения внеплановой проверки уведомление нотариуса, подлежащего проверке, не требуется.

186. В случае невозможности участия члена комиссии в проведении проверки по уважительным причинам он должен известить об этом территориальный орган и нотариальную палату.

187. При возникновении непредвиденных обстоятельств, препятствующих кому-либо из членов комиссии принять участие в проведении проверки, приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой утверждается иное лицо, уполномоченное участвовать в проведении назначенной проверки.

188. В случае увольнения федерального государственного гражданского служащего территориального органа, сложения полномочий нотариусом, являющихся членами комиссии, по предложению территориального органа и нотариальной палаты в персональный состав комиссии приказом территориального органа вносятся соответствующие изменения.

В случае отсутствия при проведении проверки единственного представителя нотариальной палаты или территориального органа либо нотариуса, подлежащего проверке, принимается решение о переносе даты проведения проверки. При невозможности участия члена комиссии в проведении проверки в состав комиссии вносятся изменения.

189. В ходе плановой проверки проводится выборочная проверка номенклатурных дел за период, прошедший с даты проведения предыдущей проверки.

В ходе проверки комиссия вправе делать копии документов в случае, если в них не содержится информация о персональных данных и (или) сведения, составляющие нотариальную тайну.

Предметом плановой проверки являются следующие вопросы:

1) наличие номенклатуры дел и своевременность ее представления для утверждения, своевременность направления номенклатуры и итоговой записи в нотариальную палату;

2) наличие описей дел постоянного и временного сроков хранения, описи наследственных дел и своевременность их направления в нотариальную палату;

3) правильность оформления номенклатурных дел временного и постоянного срока хранения;

4) соблюдение сроков хранения документов временного хранения;

5) соответствие количества номенклатурных дел индивидуальной номенклатуре нотариуса и итоговой записи;

6) наличие и правильность оформления реестров, книг и журналов на бумажном носителе, предусмотренных Правилами;

7) своевременность внесения сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Проверка регистрации нотариусом нотариальных действий в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата проводится с ограничением доступа к сведениям о содержании нотариального действия с использованием средств единой информационной системы нотариата.

Перед проведением плановой проверки нотариальная палата представляет членам комиссии справку, содержащую сведения о количестве нотариальных действий, зарегистрированных в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, а также сведения о количестве нотариальных действий, зарегистрированных несвоевременно.

Комиссия вправе проверить сведения о причинах несвоевременной регистрации нотариусом нотариального действия в единой информационной системе нотариата, в том числе путем направления запросов для подтверждения обстоятельств (сведений), указанных нотариусом.

При необходимости члены комиссии имеют право запрашивать объяснения от нотариуса по фактам выявленных нарушений Правил.

190. По итогам проверки составляется справка по итогам проверки исполнения Правил (далее - справка) (приложение N 33.1) , в которой указываются следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (при наличии) нотариуса;

реквизиты приказа территориального органа о назначении на должность нотариуса, номер записи в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;

адрес электронной почты территориального органа и нотариальной палаты для направления возражений в электронной форме;

место нахождения нотариальной конторы;

нарушения, в случае их выявления в ходе проверки, с описанием нарушения и указанием нарушенной нормы Правил;

предложения по результатам проверки;

особое мнение членов комиссии (при наличии);

сведения о возражениях проверяемого нотариуса по итогам проверки (при наличии).

Выявленные и исправленные в ходе проведения проверки нарушения Правил включаются в справку с пометкой "Устранено в ходе проверки".

191. Комиссия вправе отразить в справке положительный опыт соблюдения Правил нотариусом.

192. Справка составляется в трех экземплярах не позднее 14 рабочих дней со дня проведения проверки и подписывается лицами, осуществляющими проверку.

По итогам проверки комиссия вправе принять одно или несколько следующих решений, которые отражаются в справке:

1) признать работу нотариуса удовлетворительной;

2) предложить нотариусу исправить выявленные в ходе проверки нарушения Правил;

3) назначить повторную проверку;

4) направить материалы проверки в нотариальную палату для возбуждения дисциплинарного производства в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации и решения вопроса о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности.

192.1. При отсутствии согласованной позиции членов комиссии о решении по итогам проверки проводится согласительное совещание у начальника территориального органа или заместителя начальника территориального органа, курирующего данное направление, с участием президента нотариальной палаты или уполномоченного им лица. По итогам совещания начальник территориального органа или заместитель начальника территориального органа, курирующий данное направление, принимает одно или несколько решений по итогам проверки в соответствии с пунктом 192 Правил.

192.2. В справке устанавливается срок для принятия мер по устранению выявленных нарушений Правил, который должен составлять не более 6 месяцев со дня окончания проверки.

Справка передается нотариусу, в отношении которого проводилась проверка, для ознакомления в течение одного рабочего дня после ее подписания. Справка может передаваться нотариусу лично, направляться по почте или электронной почте.

192.3. В случае если нотариус, в отношении которого проводилась проверка, не согласен с замечаниями комиссии, указанными в справке, он вправе представить возражения в течение трех рабочих дней, со дня получения справки. Указанный срок может быть продлен по просьбе нотариуса решением комиссии.

Возражения могут быть направлены нотариусом в электронной форме на адреса электронной почты нотариальной палаты и территориального органа, указанные в справке.

Возражения нотариуса прилагаются к справке.

При наличии возражений на отраженные в справке нарушения Правил со стороны нотариуса комиссия повторно рассматривает справку в течение 30 рабочих дней со дня поступления возражений.

Нотариус вправе присутствовать при обсуждении результатов проверки.

Отсутствие проверяемого нотариуса при рассмотрении справки не препятствует ее рассмотрению.

Решение комиссии по итогам рассмотрения возражений отражается в дополнении к справке и направляется нотариусу, в нотариальную палату и территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

192.4. Экземпляры справок хранятся в территориальном органе, в нотариальной палате, у нотариусов, в отношении которых проводились проверки.

192.5. В установленные справкой сроки нотариус направляет отчет о проделанной работе по устранению нарушений Правил в территориальный орган и нотариальную палату.

Несвоевременное представление отчета и невыполнение нотариусом решения комиссии о необходимости устранить выявленные нарушения является основанием для проведения повторной проверки. В этом случае решение о проведении повторной проверки принимается территориальным органом по согласованию с нотариальной палатой. При проведении повторной проверки комиссией проверяются вопросы применения норм Правил, по которым были выявлены нарушения при проведении плановой проверки.

Персональный состав комиссии, дата начала повторной проверки и вопросы, по которым проводится повторная проверка, утверждаются приказом территориального органа с учетом положений

Судебная практика и законодательство - "Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей" (утв. Решением Правления ФНП от 17.06.2005, Протокол N 04/05)

В Методических рекомендациях по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей, утвержденных решением правления Федеральной нотариальной палаты (протокол от 17 июня 2005 г. N 04/05), указано, что по уплате членских взносов проверяются своевременность и полнота уплаты членских взносов в нотариальную палату и достоверность предоставляемых сведений. К проверке предъявляются Реестр для регистрации нотариальных действий, ежемесячные отчеты о валовом доходе нотариуса и копии налоговой декларации (пункт 5) . Таким образом, применительно к деятельности нотариусов понятие "валовой доход" не является новым или неопределенным.




Просмотров