Кто осуществляет государственную власть в РФ? Государственные органы и устройство российской федерации

Перед тем как ответить на вопрос о том, кто осуществляет политическую власть в Российской Федерации, нужно разобраться, что же такое власть вообще.

Понятие власти

Во-первых, она проявляется в любой общности людей, в любом человеческом коллективе. И существовала на всех этапах человеческой истории. Это связано со сложностью общества, которое постоянно нуждается в управлении.

Во-вторых, она осуществляется через определенные институты власти и учреждения.

В-третьих, власть неразрывно связана с обязательными указаниями и распоряжениями.

Источники власти

Многие ученые рассматривают появление и существование власти, основанной на силе принуждения. Например, физической - более сильный подчиняет слабого. Пример можно увидеть у животных, когда сильный вожак управляет стаей. Но не только физическая сила является источником власти. Это может быть интеллект, авторитет, убеждения, знания и т.д. В качестве примера может служить подчинение воле пожилого охотника в лесу молодых и более сильных физически соплеменников. В данном случае власть основана на опыте, знаниях, мудрости. Действительно, сегодня физическая сила редко играет значимую роль в качестве источника власти, однако институты силы и принуждения все же существуют. Это вооруженные силы, органы государственной безопасности.

Особенности государственной власти

Чтобы ответить на вопрос, кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации, необходимо разобраться с особенностями государственной власти.

Они следующие:

Власть проявляется только через такой социальный институт, как государство. Стоит отметить, что только оно имеет аппарат управления. Значит, только государство имеет право применять силу внутри общества.

Публичность . В теории права под данным понятием понимается управление профессиональным аппаратом, которое контролируется всем обществом.

Суверенность . Под этим понятием подразумевается то, что государственная власть больше никому не подчиняется внутри общества. Ее же распоряжения, наоборот, обязательны для всех членов общества.

Универсальность . Распространяется на всю территорию страны и всех людей, находящихся внутри нее.

Система власти

Теперь мы вплотную подошли к вопросу о том, кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации. Россия, согласно Конституции, является федеративным государством. Это значит, что система государственной власти - двухуровневая. Существуют федеральные органы власти и местные - региональные. Особенностями первых является то, что их императивные нормы (указы, распоряжения, нормативно-правовые акты) общеобязательны на всей территории государства. Региональные субъекты власти распространяют свое влияние только в пределах конкретного административного субъекта Российской Федерации.

Вся эта сложная структура входит в единую управленческую систему, согласно Основному закону страны.

Помимо территориального деления Конституция определяет виды власти по компетенции. Так, существует разделение на законодательную, исполнительную и судебную. Все они независимы друг от друга, но тесно связаны между собой. Но помимо традиционных трех ветвей российская Конституция предполагает четвертую – президентскую власть. Юридически, конечно, она не выделена, но нормы Основного закона отделяют Президента от всех ветвей власти и наделяют его особыми полномочиями.

Президент в системе государственной власти

Государственную власть в Российской Федерации вправе осуществлять Президент. По Конституции он - глава государства. Но ошибочно полагать, что президентская власть стоит выше трех других ветвей. Это не абсолютная воля императора. Система российского права в области государственного управления устроена таким образом, что существует целая система противовесов. Глава государства России - не восточный деспот, воле которого подчиняются все и вся. Его власть ограничена Конституцией, на основе которой и осуществляются его полномочия. Кроме нее существуют также федеральные законы, нормативно-правовые акты.

Президент ограничивается по времени своего правления и выбирается прямым всенародным голосованием. Сегодня это шестилетний срок вместо первоначального четырехлетнего. Кроме того, невозможно находиться у власти более двух сроков подряд. Совсем недавно многие считали, что президент В. В. Путин изменит это правило и останется на третий срок подряд. Но они ошиблись. 4 года он после своего президентского правления пробыл в кресле премьер-министра и снова победил на выборах. Главная задача Президента РФ – защищать Конституцию, а также права и свободу граждан.

Рычаги влияния главы государства

Они следующие:

Право вето.

Право обращения с запросом в Конституционный Суд.

Право роспуска Парламента и назначения новых выборов.

Право отставки Правительства.

Законодательная власть

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют также органы законодательной власти. Высшим из них является Федеральное Собрание РФ. Особенность законодательных органов - в том, что они формируются посредством голосования. Системы выборов все время варьируются. Сначала была смешанная система комплектования кандидатов в Парламент, потом сделали пропорциональную, по партийным спискам. Также существует мажоритарная - по территориальным округам. Но у нас в стране она не применяется. Какую бы систему ни использовали, вывод один: законодательная власть зависит от воли народа. Каждый совершеннолетний дееспособный гражданин имеет право голоса. Особенностью законодательной власти является то, что она - высшая власть в стране. Это связано с тем, что ее решения принимают статус законов, которые обязательны абсолютно для всех, в том числе и для носителей других видов власти.

Законодательную государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют местные законодательные собрания. Они также формируются путем голосования граждан в соответствующем территориальном субъекте РФ.

Исполнительная власть

Федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют ет также органы исполнительной власти. Высшим исполнительным органом является Правительство. Оно осуществляет управление государством, согласно Конституции, Федеральным законам, нормативно-правовым актам законодательной власти, а также указам и распоряжениям Президента РФ.

Возглавляет этот орган Председатель Правительства, которого утверждает Президент с одобрения Государственной Думы. Последняя, конечно, может не одобрить кандидатуру, предлагаемую Главой государства. Но после двух попыток Президент может распустить Госдуму и назначить новые выборы.

Таким образом, подведем итоги того, кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации. Конституция наделяет этим правом вышеперечисленные субъекты.

Судебная власть

Что касается судебной системы, то она построена по принципу общедоступности и справедливости. Она призвана следить за соблюдением закона в стране. Отличие ее - в том, что эта власть применяет санкции за нарушение законодательства. Решение судебной власти обязательно к исполнению теми, на кого оно направлено, и основано на уже имеющихся нормативно-правовых актах и законах.

Надеемся, мы ответили на вопрос о том, кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации.

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).

Президент

Президент - глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок - 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).

Полномочия президента РФ :

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

а) полномочных представителей Президента

б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента - это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя - Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

а) Конституционного суда Верховного суда

б) Генерального прокурора

в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ :

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

а) Председателя Центрального банка

б) Председателя Счетной палаты

в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово - премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ :

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ :

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.

Законодательная власть (парламент – Федеральное собрание ) состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Она обеспечивает господство правового закона (признание, гарантия и защита прав человека).

В компетенцию Совета Федерации входят: право законодательной инициативы; одобрение или отклонение законов, принятых Государственной Думой; утверждение изменения границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного или военного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами государства; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты; внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ.

В полномочия Государственной Думы входят: принятие федеральных конституционных и федеральных законов; право законодательной инициативы депутатов Государственной Думы; дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; право амнистии; выдвижение обвинения в адрес Президента РФ для отрешения его от должности; выражение недоверия Правительству РФ или его членам; внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ, обращение в Конституционный суд РФ с запросом в соответствии со ст. 125 Конституции РФ.

Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ. Ее главная задача - исполнение принятых парламентом законов.

Правительство РФ: разрабатывает и представляет Государственный Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственный Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения; осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, законного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Судебную власть осуществляют Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и прокуратура. Их основная функция - защита прав человека.

Судебная власть РФ построена на принципах:

Государственности (осуществляется государственными органами и выражает государственную волю);

Компетентности. Правосудие - исключительная компетенция судебной власти;

Судопроизводства. Судебная власть осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, уголовного и административного;

Процессуальности. Судебная власть осуществляется в строгих процессуальных формах;

Самостоятельности и независимости. Суды в РФ руководствуются только Конституцией РФ и законодательством РФ;

Состязательности и равноправия сторон. Стороны в судах пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции;

Гласности. Рассмотрение дел в судах проводится открыто;

Презумпции невиновности. Принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина;

Государственности языка. Производство в судах ведется на русском языке;

Устности. Разбирательство на заданиях судов происходит устно.

План работы:

1 Вступление. Срт.3

2 Формы государства. Стр.4

а) Формы правления. Стр.5

б) Форма государственного режима. Стр.6

3 Государственная власть в РФ. Стр.7

а) Президент. Стр.8

б) Законодательная власть. Стр.11

в) Исполнительная власть. Стр.11

г) Судебная власть. Стр.12

4 Заключение. (Государственная Дума РФ). Стр.15

«Сейчас завершается важный этап преобразования России в демократическое государство. На основе Конституции формируется демократическая система власти» - Б.Н.Ельцин.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Форма государства :

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

Как создаются высшие органы государства и какого их строение;

Как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

Как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

Монархические (единоличные, наследственные)

Республиканские (коллегиальные, выборные)

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

Какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

Унитарное;

Федеративное;

Конфедеративное.

Формы государственного режима

Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.

«Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Конституция РФ ст.10

Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация - одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

ПРЕЗИДЕНТ . Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

Задаваясь вопросом, кто осуществляет государственную власть в РФ, нужно знать, что такое государственная власть. Государственная власть - это способность государственных структур подчинять поведение граждан страны с помощью аппарата принуждения. Государственную власть осуществляют три, не зависящих друг от друга, ветви: законодательная, судебная и исполнительная. Надо отметить, что в России Президент РФ находится над этими ветвями и является гарантом Конституции и обеспечивает стабильность в государственных структурах.

Уровни государственной власти

Государственная власть осуществляется на двух уровнях, а именно на федеральном и региональном. Федеральную государственную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание, федеральные министерства и ведомства, Правительство РФ, а также Конституционный и Верховный суды. Система региональных органов государственной власти несильно отличается от федеральных органов.

Государственную власть на уровне субъектов в РФ осуществляют государственные собрания, законодательные собрания, правительства в республиках, администрация мэрии, региональные министерства, департаменты, а также конституционные суды в республиках, уставные суды в других субъектах РФ и мировые судьи.

Исполнительная власть

Наиболее важные решения принимаются, конечно, на федеральном уровне. Но и в этом вопросе большинство людей "плавает", если требуется перечислить, какой государственный орган выполняет определенную функцию. Так, многие люди ошибочно полагают, что исполнительную власть в РФ осуществляет Государственная дума. На самом деле это совсем не так. Исполнительная власть в РФ осуществляется Правительством РФ, которое является высшим органом исполнительной власти. Именно его функцией является обеспечение взаимодействия структур исполнительной власти.

Помимо этого, Правительство РФ руководит основными отраслями экономики, социальной и культурной жизни общества, а также административно-политической стороной деятельности. Например, Правительство занимается разработкой федерального бюджета и обеспечивает его исполнение, управляет федеральной структурой собственной страны. Обеспечение мер по охране общественного порядка, кстати, тоже лежит на плечах членов Правительства РФ.

Законодательная власть

Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное собрание, которое является двухпалатным парламентом РФ, т. е. представительным и законодательным органом. В отличие от Правительства РФ, которое формируется по усмотрению Президента, Федеральное собрание преимущественно выбирается самими гражданами на выборах. Верхней палатой Федерального собрания является Совет Федерации, а нижней - Государственная Дума. Предметами общего ведения двух палат являются: обсуждение и принятие законов РФ, вопрос о принятии федерального бюджета, вопросы мира и войны, вопросы защиты и статуса границ государства, ратификация международных договоров. Но и Совет Федерации, и Государственная Дума осуществляют и свои собственные для каждой палаты функции. Так, Государственная Дума одобряет кандидатуру Председателя Правительства, выдвигаемую Президентом РФ. Также, в ведении Государственной Думы находится решение вопроса о недоверии Правительству.

Совет Федерации занимается утверждением государственных границ между субъектами страны, утверждает указы Президента по введению военного положения внутри страны, решает вопрос об использовании Вооруженных сил страны за пределами Российской Федерации, а также некоторыми другими вопросами.

Судебная власть

Когда речь идет о том, кто осуществляет государственную власть в РФ, нельзя не сказать про судебную власть. Судебную власть в РФ на федеральном уровне осуществляют Конституционный и Верховный суды. В то время как Верховный суд является судом общей юрисдикции, т. е. он ведает уголовными, гражданскими и административными делами, Конституционный суд занимается конституционным судопроизводством, т. е. осуществляет конституционный контроль.

Президент

Итак, кто осуществляет государственную власть в РФ? Отдельно стоит сказать о Президенте РФ. Он возглавляет государство, а значит, осуществляет представительство страны на международной арене, а также непосредственно внутри страны. Кроме того, он является гарантом Конституции, определяет направления внешней и даже внутренней политики и, наконец, согласовывает работу органов государственной власти. Например, назначение Председателя правительства (с одобрения Думы) также входит в обязанности Президента.

Помимо этого, Президент имеет право вето на парламентские решения, обладает правом отмены правительственных решений, если они противоречат Конституции РФ. Президент, кстати, может распустить Государственную Думу, если она трижды отклонила кандидатуру Председателя Правительства.

Роль Президента во внешней политике, безусловно, не ограничивается одним лишь представительством страны. Президент также может назначать и отзывать послов в иностранных государствах. Немаловажным является еще и то, что Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны. В связи с этим, он утверждает военную доктрину РФ.

Зачем нам нужно знать, кто осуществляет государственную власть в РФ? Хотя бы затем, что компетентность в этом вопросе позволит вам лучше осознавать механизмы работы государственного аппарата. Ведь от действий людей во власти зависит судьба людей, потому что именно они издают законы, по которым вынужден жить народ. Более того, знание полномочий госорганов может пригодиться, когда человек не знает, куда обратиться за помощью, а также для того чтобы избежать излишней бюрократической волокиты. Каждому человеку следует знать, кто является источниками власти в его стране, чтобы суметь найти ответственных за тот или иной закон. И это, не говоря уже, о выборах в Госдуму. Ведь избиратель должен понимать, для чего он избирает того или иного кандидата, и какие последствия это будет за собой иметь.



Просмотров