Краткая биография кондратия рылеева самое главное. Кондратий рылеев

В читательском сознании Рылеев - прежде всего поэт-декабрист, издатель альманаха «Полярная звезда», дворянский революционер, человек, мученической смертью подтвердивший верность свободолюбивым идеалам.

Биография Кондратия Рылеева

К. Ф. Рылеев родился 18 (29) сентября 1795 года в сельце Батово, близ Петербурга, в семье отставного подполковника, и с шестилетнего возраста воспитывался в петербургском Кадетском корпусе. Здесь он полюбил книгу и начал писать. Тринадцать лет прошло в занятиях и муштре, не без детских проказ, конечно, но зато и с суровой расплатой за них. Популярности Рылеева много способствовали его стихи.

Юность Рылеева совпала с героической эпохой в жизни России, со славным двенадцатым годом. Он страстно ждал выпуска в действующую армию и творил «победные песни героям», вспоминая героическое прошлое своей родины. Уже в первых пробах рылеевского пера намечены темы и поэтические принципы, которым он останется верен навсегда. В 1814 году восемнадцатилетним прапорщиком-артиллеристом Рылеев попадает на театр военных действий. Можно только догадываться, насколько ошеломляющим был контраст между тринадцатилетним заточением в корпусных стенах — и заграничными походами, когда за два года Рылеев дважды отшагал всю Европу.

Потом наступили армейские будни. Артиллерийская рота Рылеева перемещалась из Литвы на Орловщину, пока весной 1817 года не обосновалась в Воронежской губернии, в селе Подгорном Острогожского уезда. Здесь Рылеев занялся воспитанием дочерей местного помещика и вскоре полюбил младшую из них, Наталью Тевяшову. Рылеев, женившись и выйдя в отставку, рвется в столицу — туда, где кипит жизнь. Осенью 1820 года Рылеев с женой и дочерью поселяются в Петербурге, а с начала 1821 года он начинает служить в Петербургской палате уголовного суда.

Творчество Кондратия Рылеева

В петербургских журналах уже появлялись стихотворения Рылеева. Сатира на Аракчеева сделала в одночасье имя поэта широко известным. Вслед за «Курбским» в журналах и газетах за подписью Рылеева одно за другим появляются стихотворения, в которых страницы русской истории прочитаны как свидетельство неискоренимо вольнолюбивого духа нации. По роду своего дарования Рылеев не был чистым лириком; недаром он постоянно обращался к различным жанрам и прозы, и драматургии.

Думы Рылеева принадлежат к жанру исторической элегии, близкой к балладе, широко пользующейся наряду с лирическими и эпико-драматическими художественными средствами. Нельзя не заметить в мировоззрении Рылеева просветительских основ, а в его художественном методе — черт гражданского классицизма. В начале 1823 года Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное тайное общество и вскоре стал его руководителем. Чуждый честолюбивых расчетов и притязаний, Рылеев стал совестью заговора.

Поэзия Рылеева не воспевала восторга победы — она учила гражданскому мужеству. Поэтическая зрелость Кондратия Федоровича только-только обозначилась для современников на пороге 1825 года — с выходом «Дум» и «Войнаровского», с появлением в печати отрывков из новых поэм. Прямо связав свою жизнь с тайным обществом, с организованной борьбой против самодержавия и крепостничества, Рылеев в том же 1823 году приступил к работе над поэмой о сибирском узнике Войнаровском.

Эпилогом всего творчества Рылеева суждено было стать тюремным его стихам и письмам к жене. 14 декабря 1825 года — первым из организаторов восстания на Сенатской площади — Рылеев был арестован, заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, а через полгода — казнен.

  • Спустя тридцать лет А. И. Герцен и начнут издавать за границей для русского читателя альманах вольной русской литературы, дав ему славное название — «Полярная звезда».
  • Мотивы рылеевской лирики будут развиты в поэзии Полежаева, Лермонтова, Огарева, .

РЫЛЕЕВ, КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ (1795–1826) – поэт; один из пяти казненных руководителей восстания декабристов на Сенатской площади.

Родился 18 (29) сентября 1795 в c. Братово близ Петербурга в обедневшей мелкопоместной дворянской семе, учился в 1-й Петербургском кадетском корпусе. В юности обнаружил склонности к поэзии – сохранилась его шуточная поэма Кулакияда, написанная «на смерть» корпусного повара. В 1814–1815 участвовал в зарубежных военных походах русской армии – Швейцария, Франция (Париж).

В 1818 вышел в отставку. Вступил (1821) в Вольное общество любителей российской словесности и масонскую ложу «Пламенеющей звезды». С 1824 служил правителем канцелярии в Российско-американской компании, где познакомился со М.М.Сперанским и графом Н.С.Мордвиновым, которому посвятил оду Гражданское мужество .

К этому времени относится начало литературной деятельности – в периодических изданиях «Сын Отечества», «Невский Зритель», «Благонамеренный», «Соревнователь Просвещения» печатаются его стихотворения и небольшие статьи. Из стихотворений этого периода наиболее известно К временщику , гневно обличающее аракчеевские порядки. Знакомится с литературным миром Петербурга, дружит с А.Пушкиным , А.А.Бестужевым-Марлинским, Ф.В.Булгариным и др. Принимает участие в организации новых литературных изданий – в 1923 вместе с А.А.Бестужевым приступил к выпуску ежегодного альманаха «Полярная Звезда», просуществовавшего до 1825. Подготовленная в 1826 «Звездочка» – альманах меньшего объема – увидела свет только в 1870 в журнале «Русская старина».

Написал цикл исторических песен Думы (1825), куда вошли Олег Вещий, Мстислав Удалый , Смерть Ермака , Иван Сусанин , Петр Великий в Острогожске , Державин и др. Обращаясь к прошлому, переосмысливает национальных героев России в духе собственных гражданских идеалов. Пушкин критиковал Думы Рылеева за надуманность сюжетов и тем.

Центральное произведение Рылеева – поэма Войнаровский (1825) – получила высокую оценку Пушкина. Это исповедь главного героя, сподвижника Мазепы , сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I. Ради пропаганды декабристских идей Рылеев идеализирует Войнаровского и Мазепу (с такой концепцией позже спорил Пушкин в Полтаве ), наделяет их чертами борцов за свободу, жертвующих всем ради ее идеалов. В образе Андрея Войнаровского передана общая направленность мыслей друзей-декабристов поэта, в судьбе героя угадываются их дальнейшие судьбы.

В неоконченной поэме Наливайко Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 в. против шляхты. В его гражданской лирике также фигурирует немало образов «рыцарей свободы», противостоящих угнетателям: Гражданин , На смерть Чернова , На смерть Байрона , к А.А.Бестужеву и др. Сатирические песни, написанные совместно с А.А.Бестужевым, Царь наш, немец русский... , Ах, тошно мне и в родной стране... и др. пронизаны ненавистью к самодержавно-крепостническому строю и содержат прямые призывы к его свержению. Первые собрания сочинений Рылеева были изданы в России только в 1872 и 1893.

14 декабря 1825 Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина. В крепости продолжал писать стихи, накалывая их иголкой на кленовые листы, – они были переданы на волю Е.П.Оболенскому через сторожа.

Верховный суд приговорил его вместе с П.И.Пестелем, П.Г.Каховским, С.И.Муравьевым-Апостолом, М.П.Бестужевым-Рюминым к четвертованию, которое было высочайше заменено повешением. Написанное за несколько минут до казни письмо Рылеева несколько лет ходило в списках среди его друзей. 13 (25) июля 1826 вместе с другими четырьмя осужденными был казнен в Петропавловской крепости.

Для Рылеева литературное творчество было составной частью политического служения общественному благу. Он заявлял: «Я не поэт, я гражданин!» Развивал отечественную гражданскую лирику в духе дворянского революционного романтизма , цель которого – поднимать на борьбу, обличать тиранов, взывать к высшей правде и будить лучшие гражданские чувства. В этом видел предназначение своей поэзии и политической деятельности.

Елена Дементьева

Наиболее целеустремленно и полно своеобразие декабристской поэзии представлено в творчестве К. Ф. Рылеева (1795—1826).

Рылеев начал как подражатель Жуковского и Батюшкова и не избежал увлечения легкой поэзией. Его ранние стихотворные опыты — любовные элегии, дружеские послания, шарады и надписи — мало оригинальны. Первым стихотворением, обратившим на себя всеобщее внимание, была его знаменитая сатира «К временщику» (1820), направленная против всесильного тогда Аракчеева.

Портрет «временщика» был до того точен и страшен, что Аракчеев предпочел себя не узнать. Только поэтому сатира и смогла появиться в печати. Стихотворение содержало прямую политическую угрозу. Рылеев призывал к действию, к уничтожению временщика. Избавить страну от «рока злого» может только новый Брут или Катон, и поэт открыто заявлял, что будет счастлив «прославить на лире» этого нового героя.

Огромная политическая смелость первого выступления Рылеева обнаруживала в нем будущего революционера. Свое политическое credo он формулирует в стихотворениях «А. П. Ермолову» (1821), «Александру I» (1821), «Видение» («Ода на день тезоименитства великого князя Александра Николаевича», 1823)и в посвященной А. С. Мордвинову оде «Гражданское мужество» (1823).

В качестве адресатов Рылеев выбирает царей (настоящего и будущего) и политических деятелей, т. е. лиц, которые по своему положению могут способствовать «общественному благу». В этом проявляется гражданственность стихотворений Рылеева, еще не члена тайного общества, но уже потенциального декабриста. Политическая доктрина его первых гражданских стихотворений связана с идеями просветительства XVIII в. — заботой о просвещении, «общей пользе», «святости закона».

С традициями XVIII в. связана и идея просвещенного монарха. Чтобы научиться быть царем, нужно прежде всего «чтить власть закона». Необходимость отстаивать закон — центральный момент оды «Гражданское мужество». Ораторский пафос оды, изложенная в ней программа гражданских доблестей утверждали образ идеального общественного деятеля.

Послание Ермолову отражает общее настроение передовых кругов, с волнением следивших за вспышками освободительного движения в Греции и Испании, когда казалось, что революционная волна подкатилась к границам России. То же самое подразумевает и поэтическая формула Рылеева «предназначенье века», которая обретает в его творчестве фразеологическую устойчивость. «Предназначенье века» — это стремление к свободе.

В послании «Александру I» и в «Видении» — это освободительная тенденция века вообще, в «Гражданине» (1824) она связывается уже с практическим участием в революционной борьбе. Несмотря на умеренность политической программы первых гражданских стихотворений Рылеева, их агитационное значение было велико.

Оно заключалось уже в самом факте выдвижения на первый план гражданской идеи, в их общей тенденции, наконец, в гражданственной, патриотической лексике и фразеологии, которая создавала лирическую тональность стихотворений и воплощала их основную эмоциональную тему: любовь к свободе, протест против угнетения.

В первых стихах Рылеева уже проявились его оппозиционные настроения и приверженность к гражданским традициям русской поэзии. Последнее демонстративно подчеркнуто его отношением к Гнедичу. В 1821 г. Рылеев обращается к Гнедичу с посланием, а через год посвящает ему свою программную думу «Державин».

Оба стихотворения тематически связаны со знаменитой речью Гнедича «О назначении поэта», произнесенной в «Вольном обществе любителей российской словесности» 13 июня 1821 г. Эта речь была ярко выраженной декларацией литературных принципов декабризма. В основе ее была идея высокой гражданской поэзии, призванной поднять дух современного молодого поколения.

В послании Гнедичу впервые появляется в лирике Рылеева обобщенный образ поэта-гражданина. В думе «Державин» этот образ развертывается как образ поэта-трибуна, поборника свободы и истины: «Он выше всех на свете благ Общественное благо ставил».

Реальный облик поэта Державина далеко не во всемсоответствовал этой характеристике. Но она полностью отвечала идейно-творческим устремлениям самого Рылеева, предельно точно охарактеризованным в его ставшем знаменитым стихе: «Я не поэт, а гражданин» («А. А. Бестужеву», 1825).

Открыто и не раз заявленным гражданским, политическим пафосом поэзии Рылеева определяется и ее жанровое своеобразие. Сперва пользуясь традиционными жанрами классицизма (ода, послание, сатира), Рылеев обновляет их тематику и стилистический строй. Затем создает совершенно оригинальный по его жанровым очертаниям поэтический цикл, названный самим поэтом «Думами».

Так именовались в украинском фольклоре песни исторического содержания. Их подобием и должны были стать, по замыслу Рылеева, его собственные думы. Но до того аналогичная попытка была предпринята польским поэтом Немцевичем, которого Рылеев назвал своим предшественником.

Думы Рылеева были написаны на протяжении 1821—1823 гг., печатались по отдельности в различных журналах и альманахах тех же лет и в 1825 г. вышли отдельным изданием.

Все думы Рылеева подчинены одному заданию: явить современникам поучительные примеры гражданских добродетелей их «предков» — известных деятелей отечественной истории. В их числе древнерусские князья, Ермак, Богдан Хмельницкий, Борис Годунов и Петр I, сподвижники Петра и др.

Некоторые думы написаны в форме лирического монолога исторического героя, другие — в форме лирического авторского воспоминания о его славных делах. Одна из них — «Смерть Ермака» — стала известной народной песней «Ревела буря, дождь шумел».

Рылеев не стремится объективно изобразить отдельные эпизоды русской истории или показать становление национального характера. Его задача — на исторических примерах дать образцы гражданской и патриотической доблести. Исторический сюжет подчиняется политическим задачам современности и насыщен аллюзиями. Герои дум излагают политическую программу поэта.

Поучения Ольги Святославу («Ольга на могиле Игоря») совпадают с наставлениями Екатерины II наследнику в оде «Видение»: монарх должен быть отцом для своих подданных, а «несправедливость власти» ведет к народным бедствиям и гибели властителя. Потомки осуждают Игоря, несмотря на его воинскую доблесть, потому что им двигало не стремление к славе отечества, а «к золоту алчба».

Наоборот, «святая мудрость» и правота правления смягчают приговор современников и потомства Борису Годунову. Он «страдалец», «несчастный», достойный не только проклятий, но и благословений. Даже преступление (убийство царевича Дмитрия) искупается заботой правителя об общественной пользе, о благе народа.

Для Рылеева важен не столько тот или иной исторический эпизод, сколько поведение героя в определенных условиях. Отсюдаиногда противоречия в оценке некоторых исторических событий, равно как и характеров исторических лиц. В думе «Петр Великий в Острогожске» Мазепа — потенциальный изменник, коварный лицемер, враг Петра и России. В поэме «Войнаровский» ее герой, соратник Мазепы, показан как защитник народа и родины.

Таким образом, думы откровенно служат агитации. Недаром в критических отзывах на них так часто фигурирует слово «цель». Рылеев избрал «целью возбуждать доблести сограждан подвигами предков», — писал о них А. Бестужев. «Цель» и «намерение» как непременное условие поэтической зрелости видел в них Вяземский. И это же слово «цель» повторил Пушкин: «Думы Рылеева и целят, а все невпопад».

Поиски способов активного воздействия на общество привели Рылеева к романтической поэме байронического толка. Первой и единственно законченной поэме Рылеева «Войнаровский» (1823—1824) предшествовал шумный успех «Кавказского пленника» (1820—1821) Пушкина.

Этот успех показывал, что жанр романтической поэмы был созвучным художественной потребности эпохи. К этому новому для русской поэзии стихотворному жанру Рылеев подошел уже в «Думах». В них уже проявились характерные для романтической поэмы тенденции к построению лирического повествования, сосредоточенного вокруг личности героя, его внутренних переживаний, которые доминируют над действием, окрашивают собою фабулу и самую обстановку рассказа и вместе с тем путем эмоционального отождествления как бы становятся лирическим выражением внутренней жизни поэта.

19 Одновременно «Думы» связаны и с поэтикой классицизма (ораторский пафос, «высокая» лексика, назидание). Обращаясь к романтической поэме и сознательно отталкиваясь от ее пушкинского образца, Рылеев ищет самостоятельный творческий путь. Разочарованному герою Байрона и Пушкина он противопоставил страдающего гражданина, борца с тиранией за права народа.

Исторические Войнаровский и Мазепа не соответствовали их образам, созданным Рылеевым, о чем прямо сказано в предпосланных поэме очерках (написаны А. А. Бестужевым и А. О. Корниловичем).

Патриотизм Войнаровского и Мазепы, их пламенные речи были выражением чувств автора поэмы, причем значительно более художественно совершенным, нежели в «Думах». Пушкинне мог принять навязчивой дидактичности, композиционного однообразия и антиисторизма дум, но после «Войнаровского» он писал: «С Рылеевым мирюсь — Войнаровский полон жизни»; «...слог его возмужал и становится истинно-повествовательным, чего у нас почти еще нет».

Каноны романтической поэмы требовали включения в нее местного колорита и нравов. Идя вслед за Пушкиным, Рылеев стремится к точности описаний. Уже в думе «Иван Сусанин» Рылеев вместо условного оссианического пейзажа дал конкретные детали крестьянского быта.

В «Войнаровском» описание природы также реалистично и естественно включает приметы местного колорита — описание быта далекой Сибири. Тема природы в поэме имеет самостоятельное значение и так же, как сюжетное действие, несет гражданственную нагрузку.

Это первая в русской литературе попытка дать описание «места» и «нравов» страшного края, невольного места жительства многих поколений русских вольнолюбцев, края, где ломались характеры, рушились надежды, терялась вера в себя и людей.

«Войнаровский» был окончен в первой половине 1824 г. В это время Рылеев — уже один из руководителей Северного общества. На совещании в декабре 1823 г. он внес предложение о создании агитационной литературы. Конституционные чаяния, выраженные в первых гражданских стихах, ушли в прошлое.

Энтузиазм руководителя, политическая активность Рылеева, его республиканские убеждения, практические предложения — все это находит выход в поэтическом творчестве.

В «Войнаровском» Рылееву пришлось подтягивать историю к современности, идеализировать вождей антинародного движения. Но в следующих своих замыслах Рылеев уже непосредственно обращается к освободительной борьбе украинского народа против польского владычества в конце XVI в.

Из всех неосуществленных замыслов Рылеева 1824—1825 гг., связанных с этой темой (поэмы «Мазепа» и «Наливайко», трагедии «Мазепа» и «Богдан Хмельницкий»), наиболее полно представлена сохранившимися рукописными набросками и печатными фрагментами поэма «Наливайко».

13 отрывков и программа поэмы позволяют судить, что Рылеев задумал поэму как широкое эпическое полотно с изображением быта и нравов Украины, враждующих религиозных групп, притеснения украинских крестьян поляками, наконец, народного восстания.

В романтическую поэму Рылеев вводит нового героя — предводителя казацкой вольницы. Любовный сюжет, обязательный в романтической поэме, исключается полностью, уступая место сюжету героическому — большому трагическому событию национальной истории. «Войнаровский» композиционно еще связан с думами.

Основная часть поэмы (после повествовательной экспозиции) строилась как монолог героя, таким образом все события преломлялись через его восприятие. В «Наливайко» Рылеев стремится к большей объективности изображения:монолог перемежается авторским повествованием, и повествование преобладает.

Вместе с тем эта поэма больше всех других произведений связана с практической деятельностью Рылеева-революционера. Войнаровский показан героем, исключенным из общественной жизни, лишенным возможности действовать. Наливайко — руководитель восстания и изображен в момент наивысшей политической активности.

Его образ впитал эмоциональный настрой декабристов в период перед восстанием, их готовность к борьбе и одновременно колебания, неуверенность в успехе. В знаменитой, известной нескольким поколениям революционеров «Исповеди» Наливайко говорит о неизбежной гибели тех, кто «первым восстает на утеснителей народа».

Психологическая аналогия была настолько точна, что друзья Рылеева в монологе Наливайко услышали предсказание своей собственной судьбы, а Рылеев повторил в разговоре с Н. Бестужевым слова Наливайко как собственное убеждение: «Верь мне, что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы России, и вместе с тем в необходимости примера для пробуждения спящих россиан».

Даже такой эпизод, намеченный в программе поэмы, — «он может бежать, но не хочет» — соответствовал поведению некоторых декабристов после разгрома восстания. Так, узнав, что начались аресты товарищей, друг Рылеева Александр Бестужев не захотел бежать и сам явился в Зимний дворец.

В программе поэмы Наливайко становится гетманом в результате народного восстания. Народ выступает как реальная сила истории, но восстание должно было закончиться поражением. Иное решение социального конфликта намечалось в трагедии Рылеева «Богдан Хмельницкий». Восстание, которое возглавил Богдан Хмельницкий, привело к освобождению украинского народа от политического и религиозного гнета Польши.

Признание народа реальной силой истории вызвало к жизни агитационные сатирические песни Рылеева и Бестужева, обращенные к народу.

Сатирическая песня, песня-пародия в это время — явление распространенное. Достаточно вспомнить пушкинский ноэль («Ура, в Россию скачет»), который, по свидетельству декабристов, «распевался чуть ли не на улице». До нас дошло 12 песен, написанных Рылеевым и Бестужевым, иногда, по-видимому, в соавторстве и с другими декабристами. Агитационное значение этих песен было признано даже Верховным судом: их сочинение было поставлено авторам в вину наряду с покушением на цареубийство.

Имитация крестьянских или солдатских простонародных песен была живой, увлекательной, доступной для масс и потому действенной публицистикой. В песнях выражено конкретноепредставление о народных бедствиях. Здесь говорилось о бесправии народа, о взяточничестве в судах, о царских поборах, бессмысленной шагистике в армии и о том, что людьми торгуют, «как скотами».

Включая в разудалый мотив рассказ о дворцовых переворотах, о свержении Петра III и «курносого злодея» Павла I, песни внушали мысль о необходимости уничтожения царской фамилии во имя интересов грядущей революции.

Конечно, декабристы, в том числе и Рылеев, оставались на позициях дворянской революционности и не собирались привлекать к восстанию народ, но они стремились донести до народных масс свою программу и лозунги. Поиски доходчивой формы и общего с народом языка были характерными для Рылеева — руководителя тайного общества, поэта и гражданина.

Отчетливей всего гражданская позиция Рылеева-борца выражена в стихотворении «Я ль буду в роковое время», написанном уже незадолго перед восстанием. Рылеев заклеймил гражданственную несостоятельность тех современников, кто не постиг «предназначенья века» и стоит в стороне от общественной борьбы.

«Изнеженному племени переродившихся славян», так непохожему на героев дум, противостоит голос автора, мужественного и страстного человека, своей жизнью доказавшего право обличать современников.

Последние три стихотворения написаны Рылеевым уже в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, когда сам Рылеев оказался в ситуации, которую так часто избирал для своих героев. В одном из них («Мне тошно здесь, как на чужбине», 1826) мотив обреченности (уже не как предчувствие, а как ожидание смерти) сочетается со смирением и раскаянием.

Это следствие той депрессии, которая овладела им в начале следствия. Но в последнем стихотворении («О милый друг, как внятен голос твой», 1826) сквозь библейский колорит его проступают те самые настроения, которыми поэт наделял своих героев — Михаила Тверского, Артамона Матвеева, Наливайко.

Мотив жертвенности сочетается с историческим оптимизмом и сознанием, что и борьба и смерть автора стихотворения не будут напрасными. Дальнейшая история революционной борьбы подтвердила жизненность дела Рылеева, а его поэзия оказалась значительной для последующей истории русской литературы.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Наиболее полно своеобразие декабристской поэзии проявилось в творчестве Кондратия Федоровича Рылеева (1795-1826). Он создал «поэзию действенную, поэзию высочайшего накала, героического пафоса».

Среди лирических произведений Рылеева самым известным было и, пожалуй, до сих пор остается стихотворение «Гражданин» (1824), запрещенное в свое время, но нелегально распространявшееся, хорошо известное читателям. Это произведение - принципиальная удача Рылеева-поэта, может быть, даже вершина декабристской лирики вообще. В стихотворении создан образ нового лирического героя:

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя,

Переродившихся славян?

Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенья века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскроются, когда народ восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

Рылеев создал образ гражданина в декабристском понимании этого слова. Он воплощает в себе высокие добродетели: любовь к отчизне, смелость, целеустремленность, готовность жертвовать собой. Однако Рылеев отходит от обычной для гражданской поэзии начала 19 века ситуации - столкновения героя с тиранами или столкновения возвышенного поэта с продажными льстецами. «Гражданин» Рылеева «не столько борется со своими врагами, сколько убеждает возможных союзников». «Изнеженное племя переродившихся славян» - это не «тираны», не «льстецы», не «рабы» и даже не «глупцы». Это юноши с «хладной душой», равнодушные, эгоистичные. С точки зрения декабристов с их идеалами человека поступка, действия, подвига такие безучастные юноши аморальны (и в каком-то смысле хуже врагов). Особенно обращает на себя внимание фраза «Племя переродившихся славян». Для Рылеева «славянин» не просто условный предок, а определенный национальный характер - доблестный, мужественный, суровый, высоконравственный, свободолюбивый человек. Современное «изнеженное племя» потому такое безучастное, праздное, пассивное, что оно утратило свою национальную самобытность, это славяне, но переродившиеся.

Интересно, что в стихотворении отсутствуют традиционные мотивы сомнений, грусти и разочарования, а также мотив обреченности героя. Герой взволнованно убеждает их, а не становится в горделивые позы в молчаливом одиночестве. Рылеев избегает стереотипного конфликта добра со злом, у него, скорее, конфликт веры с безверием, убежденности с равнодушием. Едва намеченная Рылеевым тема стала ведущей в классической русской литературе.

Изображению различных (высоких и низких) образцов национального характера посвящены «Думы» Рылеева. Жанр думы самим Рылеевым объяснялся как «элегии о героях», которые пелись в память о них у древних славян. Правда, в предисловии к «Думам» (они вышли отдельной книгой в 1825 году), Рылеев указал на то, что идею жанра он воспринял у польского поэта Немцевича. Однако в отличие от «Исторических спевов» Немцевича, к которым были приложены ноты, Рылеев создал произведения не для пения, а для чтения. Тем не менее в критике разгорелся спор о природе жанра думы; в ходе дискуссии высказывалось мнение о синтезе элегии и героиды в думе (Ф.Булгарин), но затем были обнаружены более реальные жанровые источники - стихотворная трагедия 18 века и жанр исторической элегии, созданный в начале 19 века К.Н.Батюшковым. Жанр думы совмещает элегическую лиричность, пейзажи романтической элегии (вечер или ночь, блеск луны, вой ветра, молнии и т.п.) и бурные катастрофические страсти героев трагедий.

Такая жанровая форма позволила Рылееву изобразить яркие характеры национальных героев, причем и положительные образцы - Димитрий Донской, Борис Годунов и др., и отрицательные - Святополк Окаянный. А.С.Пушкин высказал критические замечания по поводу того, что все герои говорят одинаковым языком. Верно подмеченную особенность стиля рылеевских «Дум» объяснить можно тем, что декабристы имели собственное понимание историзма - для них сущность народа всегда остается неизменной, поэтому Рылеев не заботится о раскрытии индивидуальных черт своих героев, унифицирует их, создавая обобщенный образ русского человека. Таким образом, «Думы», несмотря на разнообразие изображенных в них лиц, объединены в художественное целое образом единого героя.

Поиски способов активного воздействия на общество привели Рылеева к жанру поэмы. Первой поэмой Рылеева стала поэма «Войнаровский» (1823-1824). У поэмы много общего с «Думами», но есть и принципиальная новизна: в «Войнаровском» Рылеев стремится к достоверному историческому колориту, правдивости психологических характеристик. Рылеев создал нового героя: разочарованный, но не в житейских и светских утехах, не в любви или славе, рылеевский герой - жертва судьбы, не позволившей ему реализовать свой могучий жизненный потенциал. Обида на судьбу, на идеал героической жизни, которая не состоялась, отчуждает рылеевского героя от окружающих, превращая его в фигуру трагическую. Трагедия неполноты жизни, нереализованности ее в реальных поступках и событиях станет важным открытием не только в декабристской поэзии, но и в русской литературе в целом.

«Войнаровский» - единственная законченная поэма Рылеева, хотя кроме нее им были начаты еще несколько: «Наливайко», «Гайдамак», «Палей». «Так получилось, - пишут исследователи, - что поэмы Рылеева явились не только пропагандой декабризма в литературе, но и поэтической биографией самих декабристов, включая декабрьское поражение и годы каторги. Читая поэму о Войнаровском, декабристы невольно думали о себе <...> Поэма Рылеева воспринималась и как поэма героического дела, и как поэма трагических предчувствий. Судьба политического ссыльного, заброшенного в далекую Сибирь, встреча с женой-гражданкой - все это почти предсказание». Особенно поразило читателей Рылеева его предсказание в «Исповеди Наливайки» из поэмы «Наливайко»:

<...>Известно мне: погибель ждет

Того, кто первым восстает

На утеснителей народа, -

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной, -

Я это чувствую, я знаю…

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благославляю! <...>

Сбывшиеся пророчества поэзии Рылеева еще раз доказывают плодотворность романтического принципа «жизнь и поэзия - одно».

Кондратий Фёдорович Рылеев родился 18(29)сентября 1795 года в селе Батово Софийского уезда Петербургской губернии.

Раннее детство

Отец - Фёдор Андреевич Рылеев.

Мать - Анастасия Матвеевна, урождённая Эссен.

Жилось семье не просто, т.к. Фёдор Андреевич любил жить «на широкую ногу» и промотал два имения. Если бы Батово не уступили Анастасии Матвеевне по низкой цене родственники, дело могло дойти до полной нищеты.

До Кондратия в семье умерло четверо детей и родители, чтобы сохранить слабенького здоровьем сына, по совету священника назвали его в честь первого встретившегося им человека в тот день, когда они поехали крестить мальчика. Им оказался бедный отставной солдат Кондратий, которого родители забрали с собой в церковь, как крёстного отца.

Отец был очень суровым человеком как по отношению к крепостным, так и по отношению к супруге. Мальчик боялся отца и часто плакал.

Чтобы избавить Кондрашу от домашних сцен, родственники Анастасии Матвеевны помогли устроить его в кадетский корпус в Петербурге.

В кадетском корпусе

Когда мальчику не было ещё и шести лет его привезли в Петербург. В январе 1801 года он был зачислен в «подготовительный класс» 1-го кадетского корпуса.

Жизнь в учебном заведении была очень нелёгкой. Старшие воспитанники часто обижали младших, и вечерами Кондратий часто плакал, уткнувшись головой в подушку. Кроме того, в больших, плохо отапливаемых спальнях всегда было холодно, а учащиеся спали под тонкими одеялами и зимой даже самые маленькие были одеты в тонкие шинели. Мальчик скучал по дому, по маме, но держался.

Проходили годы, и Рылеев постепенно привыкал к военному быту и муштре. Он учился не блестяще, но все важные для будущего офицера предметы старался изучать основательно. И конечно не было ему равных по литературе. Рылеев «оброс» множеством друзей, которые уважали его за исключительную честность и справедливость. Он стоически переносил все наказания и никогда не плакал под розгами. Бывало - принимал на себя и чужую вину.

В годы учёбы Кондратий пристрастился к чтению. Он читал всё, что можно было достать в библиотеке или у друзей, не один раз просил деньги на книги у отца. Но тот считал это глупостью и очень редко и неприязненно отвечал на письма сына.

Война 1812 года подняла в корпусе бурю патриотизма. Младшие ученики очень завидовали выпускникам, которые шли на фронт. Они тоже рвались на защиту отечества, следили за всеми новостями из действующей армии, жарко обсуждали поражения и победы русской армии и боялись, что не успеют стать в ряды тех, кто грудью защищает Россию.

В 1813 году умер главнокомандующий Кутузов, который смог развернуть «непобедимую» армию Наполеона прочь из России. Рылеев, как и все кадеты, был поражён смертью великого военачальника и написал по этому поводу свою оду «Любовь к отчизне». В его «литературной тетради» хранилось к этому времени уже несколько произведений о войне.

В феврале 1814 года дождался своего выпуска и Рылеев. Он был определён в 1 конную роту 1 резервной артиллерийской бригады.

Молодой прапорщик-поэт вступал в жизнь с мечтой о том, чтобы стать верным гражданином своей отчизны и если понадобится - без колебаний отдать за неё жизнь!

Заграничные походы

С весны 1814 года Рылеев участвовал в заграничных походах русской армии. Он побывал в Польше, Саксонии, Баварии, Франции и других странах, узнавал много новых людей, видел иную жизнь и иные нравы. Зная простой народ лишь по рассказам и книгам, Рылеев впервые увидел простых солдат рядом с собой. Он знал, что это были великие герои, изгнавшие врага из родной земли. Теперь же поэт увидел, насколько тяжело живут эти герои. Рылеев ужаснулся 25-летнему сроку службы простых солдат, безжалостному отношению к ним многих офицеров. В его душе возникло острое чувство жалости к простым людям, желание помочь. Рылеев стал мечтать о деле, которое он сможет организовать для защиты простых людей. Но пока ещё не представлял, как сможет это сделать.

Во время похода Рылеев узнал о смерти отца, который последние годы работал управляющим в богатом имении князей Голициных. После смерти Рылеева-старшего они заявили, что он остался им много денег и передали дело в суд. В результате судебного решения на Батово наложили арест, и мать Кондратия Фёдоровича до конца жизни осталась практически без средств к существованию.

Рылеев жалел свою мать, и как бы тяжело ни приходилось - никогда не просил у неё денег.

В Воронежской губернии

После возвращения в Россию (в 1815 году) роту, в которой служил Рылеев, командировали в Острогожский уезд Воронежской губернии. Здесь поэт оставался несколько лет. В Острогожске он познакомился со многими известными фамилиями уезда. Некоторые из них были родом с Украины и сохраняли в окружении русского народа свои исконные обычаи и привычки.

В Острогожске поэт много читал и думал, часто видел негативные стороны жизни простых людей. Именно здесь он полностью сформировал свои взгляды и устремления, развил лучшие стороны поэтического таланта.

Во время приездов в Подгорное Рылеев познакомился с семьёй местного помещика М.А.Тевяшова. Вскоре он стал учить его дочерей русскому языку и старшая из них, Наташа, очень понравилась поэту. В это время он пишет многочисленные мадригалы и посвящения в её честь: «Наташа, Амур и я», «Мечта» и другие.

Через 2 года он просит благословения у своей матери на брак. Анастасия Матвеевна соглашается, но при условии, если сын честно скажет родителям невесты о своей бедности. Тевяшовых не пугает бедность жениха, они дают своё согласие. В 1818 году Рылеев выходит в отставку, а в 1820 году Кондратий и Наталья венчаются.

После свадьбы родные и знакомые уговаривали поэта остаться с семьёй на Украине и жить счастливо и спокойно. Но он не хотел «убить» молодые годы бездарно. Душа его рвалась в столицу.

Переезд в Петербург. Служба в суде

Во второй половине 1820 года Рылеев переезжает в Петербург. Обосновываться «с нуля» оказывается очень сложно, но постепенно Рылеевы привыкают к новой жизни.

В октябре этого же года происходит восстание Семёновского полка, когда доведённые до отчаяния солдаты открыто выступили против издевательств нового командира. В результате весь полк был посажен в Петропавловскую крепость, затем простых солдат отправили на каторгу или в сибирские гарнизоны, а офицеров - в действующую армию с запретом выхода в отставку или получения каких бы то ни было наград.

Рылеев был поражён жестокостью подавления восстания и открыто выступил против всесильного Аракчеева - в журнале «Невский зритель» была напечатана его ода «К временщику». Это было первым произведением поэта, под которым он поставил свою фамилию полностью. Петербург оцепенел, поражённый безумной смелостью этого «младенца», вставшего против всесильного «великана». Благодаря амбициозности Аракчеева, не желавшего открыто признать в тиране себя, Рылеев остался на свободе. Но журнал был закрыт и всесильный вельможа затаил злобу. Успех оды заставил Рылеева более серьёзно взглянуть на своё творчество и его конечные цели. Поэт впервые понимает, что своими произведениями он также может бороться против самодержавия.

С января 1821 года Рылееву предлагают место заседателя в Петербургской палате уголовного суда. Он не отказывается, т.к. понимает, что эта работа поможет ему защищать простых людей. За время службы Рылеев создаёт себе заслуженную репутацию честного и неподкупного судьи.

В апреле этого же года Кондратий Фёдорович вступил в члены «Вольного общества любителей русской словесности». Председателем его был герой войны 1812 года Фёдор Николаевич Глинка, который открыто выступал за равные права всех людей. Соответственно, Рылеев нашёл в нём полного единомышленника. Членами общества были также будущий декабрист А.Одоевский, друзья Пушкина В.Кюхельбекер и А.Дельвиг, писатель А.Грибоедов и другие выдающиеся личности того времени. Со всеми, кто входил в общество у Рылеева складывались прекрасные дружеские отношения.

Всё больше поэт задумывается о том, как поднять и вдохновить молодёжь на борьбу с самодержавием? И самым лучшим кажется ему напомнить о героических подвигах героев прошедших веков. Так рождается идея рылеевских «Дум» - стихотворных рассказов из русской истории, ориентированных на современность.

В мае 1821 года Кондратий Фёдорович едет на некоторое время в Подгорное, посещает Острогожск и Воронеж. Здесь его посещает творческое вдохновение, и он пишет новые оригинальные произведения: «Пустыня», «На смерть Полины молодой», «Когда от русского меча» и др. В этот же период он начинает цикл «Дум», материал для которого берёт не только из исторических трудов, но и из местного народного творчества. Через воспевание героического прошлого родной страны Рылеев надеется «разбудить» передовую молодёжь, чтобы поднять её на борьбу за лучшее будущее простого народа.

Большинство «Дум» известно и сейчас, некоторые - практически стали народными песнями (например «Смерть Ермака»).

Всё ближе к трагедии

Осенью 1823 года Рылеев вступает в члены Северного общества (декабристов). Он счастлив все силы и талант отдавать на благо того дела, которое для него важнее всего. Часто возвращаясь с собраний вместе с Бестужевым, они много думают над тем, что ещё можно сделать для обновления России. Так рождается идея издания сборника-альманаха «Полярная звезда», которая будет пользоваться несомненным успехом до 1825 года. Здесь опубликуют свои лучшие произведения А.С.Пушкин, А.Дельвиг, П.Вяземский, В.Жуковский и множество других выдающихся писателей и поэтов того времени. На страницах «Полярной звезды» выйдут и лучшие произведения самого Рылеева - «Думы» и поэма «Войнаровский».

Весной 1824 года Рылеев перешёл в Российско-американскую компанию правителем канцелярии и поселился в большой квартире на набережной Мойки, где организовался своеобразный «штаб» Северного общества. В конце года Кондратий Фёдорович возглавил организацию. Он стал укреплять её новыми надёжными и полезными людьми, вдохновлять их своим примером. Теперь Рылеев уже не говорил о возможностях конституционной монархии, он проповедовал избрание новой формы правления государством - республиканской.

Этот год ознаменовался для поэта многими тяжёлыми событиями: в феврале он дрался на дуэли и был легко ранен, в июне умерла его мать, а в сентябре - сын, которому только что исполнился год.

Роковое восстание

В сентябре 1825 года Рылеев участвовал ещё в одной дуэли, но уже в качестве секунданта. Вместо того чтобы постараться примирить участников, он всячески раздувал их конфликт. Возможно, именно из-за этого дуэль закончилась гибелью обоих участников.

Начало декабря принесло для участников Северного общества неожиданное событие - умер Александр I. Декабристы планировали приурочить своё выступление к моменту смерти царя, но не думали, что это произойдёт так скоро.

Рылеев и руководители других декабристских организаций срочно стали готовить выступление. Оно было назначено на 14 декабря 1825 года. Руководителем был избран Трубецкой, которому Рылеев полностью доверял. И именно Трубецкой стал главным предателем.

Сам Кондратий Фёдорович, как лицо гражданское, мог только прийти на Сенатскую площадь и поддержать восставших. И он там был, а потом большую часть дня метался по городу, надеясь найти подмогу.

К вечеру к площади были стянуты правительственные войска, которых было вчетверо больше, чем восставших. Николай I отдал приказ стрелять «по мятежникам». Декабристы дрались до последнего, не веря в обещанное помилование. Вокруг площади была огромная толпа народа, которая сочувствовала восставшим и по первому зову могла встать в их ряды, но декабристы не поняли этого и умирали в одиночестве. Восстание было подавлено. Тех, кто остался в живых, арестовали и отправили в Петропавловскую крепость.

В эту же ночь пришли и за Рылеевым. Его допросили во дворце, затем отправили туда же, куда и всех заговорщиков.

В течение нескольких месяцев проходили допросы. Рылеев брал на себя все возможные «грехи», называл только тех декабристов, об аресте которых уже точно знал, всячески старался выгородить товарищей, говорил о своей непримиримой ненависти к царствующей фамилии.

Благодаря такой «правдивости» Кондратий Фёдорович оказался в числе пяти главных зачинщиков восстания, которых было решено повесить.

Приговор был приведён в исполнение 13(25)июля 1826 года в Петропавловской крепости. Предполагается, что казённые декабристы были захоронены на острове Голодай, но точное место их упокоения неизвестно.

Интересные факты о Рылееве:

Когда в детстве Рылеев болел, его мать горячо молилась Богу о выздоровлении сына. Ей явился ангел, который сказал, что мальчику будет легче умереть, чем получить такую судьбу. Когда она не согласилась, ангел оставил жизнь Кондратию, но показал матери, чем закончит жизнь её сын.

Поэт был в числе тех 3-х несчастных, под которыми оборвалась верёвка при повешении. Они провалились вглубь виселицы, были вытащены и повешены вторично.

В наши дни о.Голодай носит имя «Остров Декабристов».



Просмотров