Краткая биография аристотеля. Кто такой, чем знаменит и что сделал Аристотель: биография, характеристика и рассказы про философа современников

Происхождение Аристотеля неразрывно связано с Македонией. В 384 году до н. э., когда он родился, это государство было на пути к собственному расцвету. Здесь находился город, где философа началась в месте под названием Стагир (существуют также варианты написания «Стагира» или «Стагиры»). По тогдашней традиции за людьми закреплялось второе имя, образованное от родного города. Поэтому Аристотель также известен как Стагирит.

Семья

Он родился на полуострове Халкидика. Сейчас это север Греции, а тогда это была окраина всего эллинистического мира. Рядом находилась дикая Фракия. Здесь жило смешанное население, так как за годы существования колоний варвары смешались с пришлыми греками. Но Аристотель являлся чистокровным потомком жителей Аттики. Его отец Никомах был известным врачом, который жил при дворе македонского царя.

Его профессия крайне уважалась и ценилась в Античности. Греки вообще считали, что все врачи происходили от бога Асклепия. Поэтому семья философа была знатной и знаменитой. Сам мыслитель перенял эти взгляды и тоже считал себя далеким потомком Асклепия. Все это кажется наивным, но в ту эпоху такие взгляды были крайне распространены. Поэтому неудивительно, что Аристотель умудрялся соединять в себе глубокий ум и веру в народный культ олимпийских богов.

Появление в Афинах

Сохранились свидетельства современников о внешности мыслителя. В молодости это был человек невзрачного вида. В возрасте 17 лет он впервые побывал в Афинах - культурном и политическом центре Греции. Об этом периоде существуют довольно отрывочные сведения. Считается, что молодой человек тогда занимался тем, что тратил наследство отца, занимался знахарством и даже состоял на военной службе. Торгуя медицинскими снадобьями, он в первый раз попал в окружение философов, с которыми участвовал в спорах.

Академия Платона

Кто такой Аристотель? Он стал известным за свой Хорошей почвой для этого выступила Академия, куда он попал на 18 году жизни. Там он быстро стал одним из главных учеников другого великого философа - Платона. Знаменитая фреска Рафаэля «Афинская школа» изображает этих двух мыслителей во время оживленного спора, на котором присутствуют все ученики Академии.

Именно здесь молодой человек начинает заниматься теоретическими исследованиями, а также пишет свои первые литературные труды. Первый жанр, который он освоил, - философские диалоги. Это было сделано по примеру учителя Платона, который также начинал с подобного рода писаний.

Одним из самых известных диалогов того периода считается «Евдем, или О душе». В нем Аристотель рассказывает о судьбе одного из учеников Платона, изгнанного из Академии.

Ораторское искусство

Кроме того, чтобы понять, кто такой Аристотель, важно отметить, что самая ранняя деятельность в Академии включала в себя развитие риторики. Умение выступать перед людьми и доносить до них свою мысль очень ценилось в Древней Греции. Поэтому философ занимался не только теорией, но и постоянно читал лекции, в том числе и в Академии, где считался непревзойденным мастером этого искусства. Его талант был отмечен многими ораторами последующих эпох, в том числе Цицероном, который признавал огромное влияние Аристотеля на собственные взгляды.

Разрыв с платониками

В 347 году умер Платон. С ним у Аристотеля было огромное количество расхождений во взглядах, однако именно старший учитель являлся его главным опекуном и поддержкой. Мыслитель не мог найти общего языка с другими учениками Академии. Незадолго до этого македонский царь Филипп разрушил родной город философа Стагир, после чего тот лишился сразу двух близких ему мест. Поэтому вскоре Аристотель покинул Афины и отправился в Малую Азию. Это происходило во время его внутреннего кризиса.

Уже тогда было написано множество трудов, которые объединяла Кратко они были собраны Андроником Родосским уже после смерти автора и объединены в «Метафизику».

Учитель Александра

Первые время после переезда он пребывал в городах Ассосе и Митилене, которые упоминались в его собственных письмах. Далее был остров Лесбос, где труды Аристотеля заключались в преподавании. Эта деятельность не осталась незамеченной, и философ был приглашен ко двору Филиппа Македонского, который искал учителя для сына Александра. Этот юноша был тем самым полководцем, в будущем завоевавшем половину античного мира.

Несмотря на то что Аристотель был рожден в Македонии, он всегда считался греком. Мыслитель искренне считал, что величие эллинистической культуры может охватить все сопредельные страны. В это время греки жили гораздо богаче и комфортнее своих многочисленных соседей. Образованность граждан стала фундаментом для нового вида общества.

Все эти преимущества признавал Аристотель. Книги философа продолжают эту мысль. Единственное, чего не хватало Греции для объединения и расширения, по его мнению, - сильного и волевого царя. Именно его увидел философ в юноше Александре. Аристотель принялся за регулярное и всестороннее образование отрока.

Философ положительно влиял как на царя, так и на его сына. Так, например, он часто усмирял гнев вспыльчивого Александра, который старался прислушиваться к мнению учителя. От Аристотеля он перенял не только философские и ораторские познания, но и интерес к естественным наукам, в том числе и к медицине, в которой отлично ориентировался для своей эпохи. В своих походах Александр всегда имел при себе копию Илиады, которую для него составил Аристотель.

Ликей

В 336 году до нашей эры царь Филипп был убит предателем в числе своих телохранителей. Александр должен был встать во главе государства, после чего у него не осталось времени на учебу. Поэтому Афины вновь оказались местом, где поселился Аристотель. Биография философа сделала круг и вернулась в исходную точку. Но он не стал учителем в Академии, как раньше. Причиной этого выступили многочисленные расхождения с учениками Платона, управлявшими этим заведениям.

Поэтому в Афинах появилась новая школа - Ликей, главой которой стал Аристотель. Книги мыслителя и его слава учителя притянули огромное количество учеников. Название заведения было перенято из-за близости храма Аполлона Ликейского. Как можно догадаться, отсюда пошло слово «лицей».

Сравнение с Академией

Ликей и Академия стали двумя соперничающими центрами античного образования. При этом у них была похожая структура. Например, Ликей был связан с богом Аполлоном, а Академия имела храм Афины. В каждой школе имелся свой гимнасий. Это было специальное заведение, где обучали азам грамотности, а также занимались физической подготовкой. В Древней Греции вообще процветал культ здорового образа жизни и спорта. Многие философы были спортсменами, а кто-то даже выступал на Олимпийских играх.

Чем знаменит Аристотель, так это своим вниманием к проблемам здоровья, ведь он был еще и врачом. Академия находилась в северо-западных пригородах Афин, тогда как Ликей располагался на востоке города рядом с Диохаровыми воротами. Эти места были известны своими источниками с чистой питьевой водой. Идеи Аристотеля вдохновили его ученика Антисфена основать еще одну школу неподалеку. Это был Киносарг.

Распорядок дня философа и главы школы имел систематический характер. По утрам он проводил занятия с избранным кругом собственных учеников, отличавшихся талантом и острым умом.

Далее следовал обед с друзьями, где также проводились ученые беседы, для которых даже был разработан регламент. Например, раз в десять дней менялся председатель таких «собраний». Ближе к вечеру учитель проводил расширенную лекцию или урок ораторского мастерства для широкого круга слушателей.

В Ликее была огромная библиотека, привлекавшая любознательных учеников. Она не сохранилась до наших дней, но уцелевшие труды, написанные в Ликее, имеют огромное количество ссылок на других авторов и произведения. Это неудивительно, если вспомнить кто такой Аристотель для тогдашней Греции. Именно он был учителем Александра, и тот являлся его патроном и спонсором. На македонское золото покупались самые редкие и ценные книги, которых не было даже в Академии платоников.

Политика

В годы жизни в Ликее Аристотель написал один из самых известных своих трактатов о государстве. Он получил название «Политика». В нем содержатся государством, а также рассматриваются вопросы о рабстве, гражданстве, семье как составляющей общества и т. д. Труды Аристотеля были направлены на то, чтобы сформулировать структуру идеального полиса.

Трактат разделен на 8 книг. Каждая из них охватывает определенный вопрос государственного построения. Автор развивал идеи Платона, например, сравнивал демократию и олигархию, а также рассуждал о воспитании молодежи. Все это охватывала философия Аристотеля. Кратко он рассмотрел причины возникновения конфликтов в обществе и тираний. Также писатель впервые предложил разделить власть на три части: судебную, должностную и законодательную. То есть эта именно та система, которая сейчас существует во многих государствах. Если чем знаменит Аристотель, то определением наиболее сбалансированной и удачной системы управления обществом.

Бегство из Афин и смерть

В 323 году до нашей эры скончался Это случилось в Вавилоне - его новой столице. В первый раз, отправившись на восток, царь так и не вернулся на родину или хотя бы в Грецию. Он достиг пределов Индии. Его новая держава объединила многие народы. Всем им навязывался эллинизм. Однако сами греки к македонцам относились плохо.

Поэтому после смерти Александра в Афинах начались националистические выступления. Аристотель был под патронажем царя. Но после его ухода из жизни старый мыслитель не мог спокойно жить в столице бунтующей Греции. Несмотря на то что философ неустанно работал в своей школе и не покидал Афин в эти годы, его все равно считали чужаком из-за македонского происхождения.

Даже Ликей все это время не был его собственностью в строгом смысле этого слова. Земля не принадлежала философу, так как он не являлся афинским гражданином. Если незнающие граждане спрашивали, кто такой Аристотель, то им отвечали, что это чужак. Такова была суровая действительность.

Годы жизни Аристотеля закончились на острове Эвбея, куда он решил перебраться в поисках спокойствия и уединения. Это случилось в 322 году, то есть всего лишь спустя год после оставления Афин. Существует неподтвержденная версия о том, что находившийся в глубоком кризисе философ отравил себя с помощью аконита. Это ядовитое растение, самая маленькая доза экстракта которого может привести к остановке сердца.

Этот человек стал одним из величайших философов и ученых античности. Аристотель Стагирит прославился как грамотный систематизатор всех имеющихся у человечества знаний об окружающем мире. Его сочинения наполнены преклонением перед чудом жизни и любовью ко всему сущему.

Будучи лучшим учеником Платона, он значительно превзошел собственного педагога. Древний грек стал основателем множества новых дисциплин, охватывающих практически все сферы человеческой жизни. Но каким он был в быту, и какие подводные камни уготовила ему судьба? Давайте вместе разберемся, кто такой Аристотель, и почему люди до наших дней не забыли его имя.

Содержние

Фракийский философ Аристотель: биография мыслителя из Стагиры

Если задуматься, чем мы обязаны Аристотелю, то можно насчитать десятки и даже сотни выдающихся открытий. Он написал и представил миру множество работ в различных областях знаний. Двадцать лет своей жизни философ отдал академии Платона. Но в отличие от своих «коллег» предпочитал получать знания преимущественно из книг, а не путем разговоров и размышлений. Это дало ему основу для осмысления, дополнения и правильной обработки материала. О результате его трудов можно судить по всемирной известности, даже по прошествии более двух тысяч лет после смерти.

Когда про Аристотеля еще никто ничего не знал ввиду юного возраста, Афины были самым богатым городом в Греции. Столица страны стала настоящим средоточием науки и культуры эпохи. Сам философ отправился туда в семнадцать лет и практически всю жизнь провел за городскими стенами.

Характеристика деятельности и открытий Аристотеля

Заслуги этого человека действительно сложно переоценить. Учение Аристотеля поражает размахом. До наших дней дошло почти пятьдесят его личных сочинений. Но ученые считают, что он являлся автором более ста пятидесяти книг. Диапазон его интересов и эрудиции способен привести в изумление даже самых безнадежных скептиков. Научные труды в области биологии, физики, астрономии, философии, психологии, этики, политики, педагогики, анатомии и даже зоологии представляют собой настоящий энциклопедический кладезь того времени.

Он изучал труды древних и умел правильно скомпилировать материал, а также делать верные выводы на основе собственного опыта. Влияние философии Аристотеля на эволюцию западноевропейской мысли колоссально. В древности, а затем и в Средние века, его труды были переведены на множество европейских и мусульманских языков. Византийские ученые восхищались четкостью его логических построений.

Рождение и детство Аристотеля

Многие ошибочно считают, что Аристотель являлся македонянином. Якобы это и помогло ему с детства как бы со стороны оценивать греческую культуру и многообразность всевозможных политических устройств. На самом деле, доподлинно известно, что отец великого философа был исконным греком, и звали его Никомах. Приблизительно в триста восемьдесят четвертом году в Халкидиках близ Афонской горы, в городке под названием Стагирит у него и его супруги Фестиды родился мальчик, названный Аристотелем. Согласно древнему летоисчислению, это было первое лето девяносто девятой Олимпиады.

Отец мальчика происходил из древнего семейства асклепиадов, которые по преданию возводили свой род к Махаону, сыну бога Асклепия, отвечающего за медицину. Семья была зажиточной и богатой. Никомах служил придворным врачом у самого Аминты III, дедушки Александра Македонского. Он написал и даже опубликовал шесть полноценных книг по медицине и маленького Аристотеля начал обучать с ранних лет. Именно от отца будущий ученый получил начала знаний, еще будучи совсем мальцом.

Если кратко, Аристотель остался сиротой в пятнадцатилетнем возрасте. К счастью, он был не единственным ребенком. Его взяла на воспитание старшая сестрица. Ее супруг, Проксен, стал для юноши вторым отцом. Он взял на себя все заботы по обучению племянника и впоследствии живо интересовался его судьбой. Считается, что он даже нанял ему в преподаватели знаменитого ритора Исократа, который считался светилом афинского ораторского искусства. Проксен был хорошим человеком, старался дать парню все, что мог, покупал самые дорогие книги. Аристотель отвечал взаимностью, высоко ценил своего названного отца, а после его смерти усыновил и его сына Никанора, выдав за него свою дочку Пифиаду.

Становление ученого: характеристика Аристотеля – философа

Когда парню исполнилось семнадцать лет, названный отец отправил его в Афины, так как даже самые дорогие книги не могли дать тот уровень образования, который хотелось получить. Он попытался поступить в Академию Платона, но того не было в городе, так как он отправился на Сицилию. Некоторые ученые считают, что первые свои годы в столице будущее светило философии провел в школе Исократа, где досконально изучил умение формулировать свои мысли и высказывать их.

Стоит узнать

В 367 году до нашей эры Аристотель добрался до Афин, и, не застав в Академии ее главного преподавателя Платона, стал изучать не только искусство формирования мысли и риторику — он решил подготовиться к встрече с величайшим мыслителем современности, занимаясь философией. Считается, что именно поэтому он и не попал под мощную волну влияния учения Платона, а сумел сохранить собственную точку зрения.

Главное, что сделал Аристотель – осмысление простых истин в эволюции философской мысли, выведение философии на совершенно новый уровень. В общей сложности он провел в Академии около двух десятков лет, пока его учитель, престарелый Платон, не отдал Богу душу. Соученики и преподаватели отзывались о способностях Аристотеля хорошо, а вот о поведении его можно поспорить.

Известен случай, когда преданный преподавателю Ксенократ уехал на родину. Тогда спорщик Аристотель стал «теснить» старика-учителя. Он даже добился того, чтобы тот перестал выходить на прогулку туда, где ходил с учениками обычно. Только приехавшему вовремя Ксенократу удалось разрешить ситуацию и примирить мужчин. Со временем, они с Аристотелем стали лучшими друзьями. Возраст добавил философу еще и мудрость, чтобы по заслугам оценить колоссальный вклад в науку платоновского учения.

Член содружества философов-платоников и учитель Александра

После смерти старого преподавателя школа развалилась, а Аристотель и его приятели отправились в прибрежный город Ассос, напротив острова Лесбоса. Ребята стали называть себя содружеством философов-платоников. Все они давали уроки, но Стагирит параллельно проводил и научно-исследовательскую работу. Там Аристотель познакомился с сатрапом (наместником) Гермием. Правитель стал слушать его лекции, а потом и выдал за него дочь Пифиаду. Вскоре она родила философу девочку, названную в честь матери.

После трех лет упорной работы в Ассосе, по рекомендации приятеля Феофраста (Теофраста), ученый переезжает в городок под названием Митилены, располагавшийся на острове Лесбосе. Там он с семейством осел до трехсот сорок третьего или второго года, когда правитель Македонии Филипп Второй пригласил его стать преподавателем у своего сына – Александра. Мальчишке на то время было тринадцать, он отличался крутым нравом, острым умом и великолепными способностями.

Сперва они поселились в Пелле, а потом переехали в Миезу. Там учеба велась в сакральном месте – Нимфайоне (святилище нимф, греч. Νυμφαῖον). Юный царевич учил литературу, философию, историю, поэзию, медицину, геометрию и прочие полагающиеся науки. В триста тридцать пятом Филиппа II убили, и обучение Александра пришлось приостановить. Он должен был стать царем и выполнять свои обязанности по управлению государством.

Перипатетическая школа философии

Оставшись без самого способного последователя, Аристотель снова возвращается в любимые Афины, где и организовывает собственную обновленную школу – Ликей. Название учебное заведение получило из-за места расположения – северо-восточная часть города, неподалеку от базилики Аполлона Ликейского.

Интересно

Кроме привычного всем именования школы Аристотеля – Ликей – у нее было и другое название. Многие говорили, что это учебное заведение перипатетическое, о чем писал еще Диоген Лаэртский. Он говорил, что происходит слово от греческого «περιπατέω», что значит «гулять» или «прогуливаться». Во время лекций учитель с учениками в основном прохаживались туда и обратно по саду или парку. После этого всех последователей «аристотелизма» называют еще и «перипатетиками».

Ликей обладал обширной библиотекой, это можно понять из творений самого Аристотеля. В своих работах он дает множество точных ссылок на древних авторов и прямые выдержки из их книг. Это было бы невозможно, не имей он под рукой соответствующей литературы. В этой школе, от которой впоследствии пошло современное название “лицей”, преподавалось множество наук.

  • Философия.
  • Теория познания и логика.
  • Математика.
  • Космология.
  • Анатомия.
  • Политика, этика и политик в государстве.
  • Риторика и ораторское искусство.
  • Естественные науки: биология, зоология, ботаника и прочее.
  • Физика и метафизика.

Аристотель знаменит тем, что сумел разделить все науки на основные направления: теоретические, практические и поэтические (творческие). К первым относилась физика, теологическая философия, что равно метафизике, и математика – все они образовывали учение ради знания, не более. Второе направление, практическое, подразумевает этику и политику, которая является наукой о государственности и самом государстве. К творческому направлению относилось как стихосложение и написание музыкальных произведений, так и игра на разных инструментах.

Философия в жизни Аристотеля

Несмотря на схожесть идей, Аристотель сумел пойти гораздо дальше, намного опередив своего учителя Платона. В первую очередь полемика возникала потому, что они совершенно по-разному воспринимали реальность. Платон описывал предметы материальной вселенной, как иллюзию, искаженное изображение истинно (реально) существующего (сущего). Аристотель даже материально оцениваемые вещи описывал, как существующее на данное время единство внешней формы (материи) и внутреннего наполнения (духа). Кроме всего, основная роль управления Вселенной по Платону отходит разуму (богу), а по Аристотелю – идеальной высшей форме понимания (сознанию).

Учение о метафизике и определение категорий

В своем главном философском труде «Метафизика» Аристотель открыл и развил науку о причинах возникновения и реальности сущего. По его мнению, первоначала следует искать в самой основе материального и духовного мира.

  • Основой является материя – «то, из чего». Выразить ее можно при помощи пяти основных элементов: вода, воздух, огонь, земля и эфир (небесная сущность).
  • Материя должна обладать формой – «то, что». Сущность, стимул, а также цель – вот что определяет становление (образование) многообразных предметов из единообразной изначальной субстанции (материи).
  • Причина (в основном, действующая или же производящая) – «то, откуда». Это характеристика временного отрезка, когда появляется предмет материального мира. Началом начал всегда считается Бог, а далее у него уже есть энергия для созидания.
  • Конечная причина называется целью – «то, почему» или «то, ради чего». Наивысшей целью становится абсолютно совершенное Благо, но у каждого объекта может быть своя конечная причина.

Обобщая исторический процесс познания, Аристотель доказывал правильность разделения всей философии на основные категории. Он даже разработал специальную иерархическую сетку для простоты оценки. Сперва он обозначил девять категорий: качество, отношение, количество, обладание, действие, место, страдание и положение. Но со временем он упростил все до трех основных позиций: изначальная сущность, состояние и отношение.

Риторика - искусство ясно говорить

Искусство речи определялось Аристотелем совершенно не так, как воспринимали его древние. Он видит риторику, как возможность находить методы убеждения, относительно любого произвольного предмета или объекта. Каждый гражданин, по мнению великого философа, должен был уметь внятно выражать свои мысли на публике. Он выделял всего три вида речи.

  • Эпидейктическая.
  • Судебная.
  • Совещательная.

Первая подкатегория имеет отношение к порицанию, либо к воздаянию похвал. Вторая имеет под собой особую цель эмоционального убеждения человека, принимающего какие-либо решения. В последнем случае речь идет о совместном принятии решений человеком или группой людей, при условии принятия результатов всеми лицами. Все это подкреплено диалектикой, основанной на противоречиях.

Установление начал логики

Главным предметом познания по Аристотелю следует воспринимать существование (бытие). Опыт зарождается в памяти, а также ощущениях и привычках. То есть, какое-либо понимание может начинаться с ощущений (чувств), при этом разум способен усмотреть общее (целое) в единичном. Однако одними чувствами получить знание не получится. Потому формой истинно-научного познания становятся понятия, дающие описание сущности предмета. Аристотель ввел понятие «диалектическое» и «аподиктическое» знание. Первое исходит из опыта, а второе является абсолютным, заданным заранее. Считается, что в оригинальных выкладках, на манер «без ощущения, нет познания», он вплотную подошел к материализму.

Аристотель представлял главной целью науки соединение индукции (наведение от частного к общему) и дедукции (силлогизмов). При этом любое знание должно было обязательно приобретено путем опыта. Однако, сперва следует доказать, что свойства предмета существенны. С этим поможет справиться категорический силлогизм, основанный на трех выкладках: двух посылках и одному заключению. Схема на самом деле проста, можно привести известнейший пример: всякий человек смертен (большая посылка), Сократ – человек (меньшая посылка), Сократ – смертен (заключение).

По мнению Аристотеля, мир постоянно движется и это движение непрекращаемо и бесконечно. Более того, оно представляет собой единый, цельный процесс для всего сущего. Это предполагает согласованный «двигатель» для данной системы, своего рода причину. Эту теорию можно назвать космологическим доказательством бытия Бога. То есть, причиной всех причин является божество, а причинно-следственные связи – это лишь его прямые последствия. Потому изначально предметом познания, вернее его целью, должен являться Бог – общемировая сверхчувственная субстанция (сущность).

Вклад Аристотеля в развитие естественных наук

Отбросив первые философско-спекулятивные методы, Аристотель в более поздний период обращается к естественным наукам, выявляя глубокое понимание биологии и прочего. Ученый решил полностью отказаться от экспериментирования в данной области, справедливо полагая, что истинная природа намного ярче проявляется в естественной среде. Потому вместо опытов, он предпочитал наблюдения. В химии и физике такой подход оказывается малоэффективным, зато ботаника и зоология укладывается в эти рамки отлично.

Аристотель ввел понятие scala naturae – «Великая Цель Бытия», в котором предполагал деление всех живых организмов в определенной иерархии. В самых нижних рядах его пирамиды стояли растения, а на вершине – человек. Он считал, что форма определяет содержание, потому чем идеальнее она, тем богаче наполнение. Однако окончательно разобраться в природе элементов учёный так и не смог. Только Менделеев спустя почти две тысячи лет разрешит этот спорный вопрос, внеся ясность в классификацию химических элементов, согласно атомной массе.

Видение политики и в память об энциклопедисте Аристотеле

Платон рассматривал совершенное государство, как единственно возможное, к которому следует стремиться. Аристотель отверг такой подход к делу. Он обозначил, что стоит стремиться только к такой системе, которую можно ввести в большинстве стран. Он считал, что предлагаемая учителем общность, когда не останется ничего индивидуального, личного, разрушит государство как таковое. Именно Аристотель ввел понятие политики – умения и науки о том, как эффективно организовать бытие наилучшим образом для всех членов сообщества.

Занимательно

Аристотель был яростным ревнителем личных прав и свобод человека, поддерживал идеи моногамия, но при этом оставался приверженцем рабства. По его мнению, рабом не мог стать человек, к примеру, захваченный во время военных действий. Им должен быть только тот, кто при серьезной физической подготовке, не обладает разумом.

В честь этого великого человека, идеи которого сумел потеснить только Галилео Галилей, назван большой университет в Салониках, на родине мыслителя. Там же есть и площадь Аристотеля, а в космосе имеются два астероида, гордо несущие его имя. В честь него названо еще и двудольное растение из Южного полушария – аристотелия (Aristotelía), культивируемое многими в качестве декоративного.

Родился Аристотель в Стагире в 384 году до н.э. Это была греческая колония в Халкидиках , расположенная неподалеку от Афонской горы. Прозвище Аристотелю дали «стагирит» в честь места рождения. Мать и отец Аристотеля по имени Никомах были лекарями македонского царя Аминты Третьего. Отец Аристотеля был из семьи лекарей, в которой искусство лечения людей передавалось по наследству. Первым наставником юного Аристотеля был, конечно, отец. Родители Аристотеля умерли рано. Его воспитывал родственник Проксен из города Атарне. В детстве Аристотель познакомился с будущим отцом Александра Македонского Филиппом, поэтому то и позже его и назначили воспитателем юного знаменитого полководца.

Аристотель был любимым учеником Платона, который называл его «умом своей школы». Однако Аристотель порвал с идеалистическими взглядами Платона на мир, произнеся знаменитые слова: «Платон мне друг, но истина дороже».

В 366 году до н.э. Аристотель переехал в Афины , чтобы поступить учиться в Академию Платона. С этого года по 347 г. он обучался в Академии. Чуть позже преподавал там риторику. За время обучения Аристотель тщательно изучил философию Платона, ее истоки и другие науки. В защиту учения своего наставника он написал несколько диалогов. Биографы Аристотеля утверждают, что во время обучения он написал такие работы, как «Физика» и «О душе». Много лет он считал себя последователем Платона. Известно произведение Аристотеля, где он благодарит богов, родителей и наставников, приобщающих всех людей к знаниям. Согласно учению Аристотеля любая реальная вещь – это совокупность «формы» и «материи». Предметы чувств могут рассматриваться и как «форма», и как «материя». Медь, например, - это «материя» относительно шара, который является «формой». Реальность – это плавный переход от «материи» к «форме» и постепенно обратно.

В 347 г до н. эры умирает Платон, место которого в Академии занял Спевсип. Многие ученики выразили недовольство таким назначением и покинули Академию. Аристотель также покинул учебное заведение и переехал в город Асса, в котором одним из учеников Платона неким Гермием был основан кружок платоников. Потом великий философ отправился в Митилену на остров Лесбос, где стал преподавать и заниматься естественными науками, совершенствуя дальше теорию Платона. Под влиянием Гермия философия Аристотеля начинает сближаться с политикой.

В честь Аристотеля названы растение аристотелия из Южного полушария с плодами в форме сердечек, лунный кратер Аристотель диаметром около 90 километров и глубиной более 3 километров и малая планета 6123 Аристотель.

В 343 г до н. эры Аристотель становится наставником и воспитателем Александра Македонского . Ему помог Гермий, который был союзником македонского царя Филиппа, отца Александра. Аристотель переехал в столицу Македонии Пеллу. Учил Александра Аристотель в течение 3х лет до 340 года. Потом он просто жил в столице 3-4 года. Став царем, Александр помогал Аристотелю, финансируя его исследования. Но Аристотель не поощрял стремление царя к масштабным войнам, поэтому он вскоре покинул македонскую столицу Пеллу сразу после восшествия Александра на престол в 336 г до н. эры.

Философские взгляды Аристотеля начали постепенно изменяться и отходить от платоновских. Но он продолжал считать себя последователем своего учителя. Противоречия были налицо, выражаясь в его работах «О философии», «Этике», «Метафизике», «Политике».

В 335 г до н. эры философ переехал в Афины и создал там свою школу, назвав ее Ликей. Обучал он своих учеников во время прогулок под галереей под названием peripathos. Школа стала называться потом перипатетической. В ней преподавали не только философию, но и вели научные исследования. В Ликее были сделаны многие открытия, важные для дальнейшего развития науки. Сам Александр Македонский поставлял материалы для исследований, которые добывал из своих многочисленных походов по разным странам. В этот период Аристотель написал самые знаменитые свои произведения, дошедшие до наших дней.

Человек имеет 2 начала – общественное и биологическое. С рождения люди не находятся в одиночестве. Каждый приобщается к прошлому и настоящему, к чувствам и мыслям всего человечества. Вне общества жизнь человека невозможна, как полагал Аристотель.

Политики и политика

Изучение общественных отношений Аристотель выделил в отдельную науку о политике. Политика – это наука о том, как лучше всего организовать общую жизнь людей в обществе. Это умение и искусство государственного управления. Цель определяет сущность политики, по мнению Аристотеля. Она заключается в том, чтобы человеку привили нравственные качества, чтобы он поступал справедливо и по правилам, установленным в государстве. Аристотель выделил неправильные и правильные государственные строи. При правительственном строе преследуется общее благо, независимо от числа управляющих государством. При неправильном строе преследуются частные и личные цели правителей.

Аристотель исследовал политические устройства около 158 государств, но до наших дней сохранилась только «Афинская полития».

Сочинения Аристотеля

Аристотель в своих многочисленных сочинениях охватил практически все области существующих тогда знаний. Они получили в его работах глубокое философское обоснование и приведены были в строгий и систематизированный порядок.

По преданиям Плутарха и Старбона Аристотель свои сочинения завещал Феофрасту. От него они перешли к Нелию, наследники которого потом спрятали важные рукописи в погребе, где от плесени и сырости они сильно пострадали. В 1 веке их продали любителю книг и богачу Апелликону в жалком состоянии. Он уже пытался восстановить наиболее пострадавшие места рукописей, делая свои собственные записи, но не всегда правильно. При правлении римского императора Сулле рукописи Аристотеля попали в число добычи. В Риме их издали такими, какими они известны сегодня.

Мой совет и себе и что либо написавшим - издавайте все при жизни, чтобы потом кто-нибуть (подобно богачу Апелликону) не исправлял и делал свои вставки (и не выдавал это за ваши мысли) Так например о обоснованной Космической Геофизике можно узнать по 6 статьям 2014 года, набрав в поисковике yahoo.com: Sergey V. Simonenko Cosmic Geophysics
25.01.15 Sergey V. Simonenko

Аристотель (лат. Aristotle) (384 год до нашей эры, Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция – 322 год до нашей эры, Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.
Отец Аристотеля – Никомах, был врачом при дворе македонских царей. Он сумел дать сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины. Влияние отца сказалось на научных интересах Аристотеля, его серьезных занятиях анатомией. В 367 году, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течение двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя. После смерти Платона в 347 году Аристотель выходит из Академии и переселяется в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий.

После смерти Гермия в 344, Аристотель жил на острове Лесбос, а в 343 году македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра. После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу. Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея – перипатетическая школа (от перипато – прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

В 323 году до нашей эры после смерти Александра Македонского в Афинах начался антимакедонский мятеж. Аристотеля, как македонца, не оставили в покое. Его обвинили в религиозном непочитани, и он был вынужден покинуть Афины. Последние месяцы жизни Аристотель провел на острове Эвбея.

Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высокой, его труды охватывали все отрасли античной науки. Он стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции. Логика у Аристотеля – не самостоятельная наука, а методика суждений, применимая к любой науке. Философия Аристотеля содержит учение об основных принципах бытия: действительности и возможности (акт и потенция), о форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия). В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах и причинах организации бытия. В качестве начала и первопричины всего сущего Аристотель выдвинул понятие субстанционального разума. Для классификации свойств бытия Аристотель выделил десять предикатов (сущность, количество, качество, отношения, место, время, состояние, обладание, действие, страдание), которые всесторонне определяли субъект. Аристотель установил четыре начала (условия) бытия: форма, материя, причина и цель. Главное значение имеет соотношение формы и материи.

В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения, животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума. А так как человек представляет собой общественное существо, важное значение в учении Аристотеля имеет этика. Основной принцип аристотелевой этики – разумное поведение, умеренность (метриопатия).

В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства, к наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию (умеренную демократию), к наихудшим – тиранию, олигархию, охлократию. В учении об искусстве Аристотель утверждал, что суть искусства – подражание (мимесис). Он ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения.

Три книги трактата «Риторика» Аристотель посвятил ораторскому искусству. В этом трактате риторика обрела стройную систему, была увязана с логикой и диалектикой. Аристотель создал теорию стиля и разработал основные принципы классической стилистики.
Сохранившиеся произведения Аристотеля можно расположить по четырем основным группам, согласно предложенной им классификацией наук:

1. Сочинения по логике, составившие свод «Органон» (труды «Категории», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитика», «Топика»);
2. Сводный труд о началах бытия, называемый «Метафизика»;
3. Естественнонаучные работы («Физика», «О небе», «Метеорология», «О происхождении и уничтожении», «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных»);
4. Работы в которых рассматриваются проблемы общества, государства, права, исторические, политические, этические, эстетические вопросы («Этика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика», «Риторика»).
Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрич. сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. «Подлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля – его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума («диано-этические» добродетели), которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н. э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом Аристотеля является бог – совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью.

Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил Аристотелю – в «Поэтике» и «Риторике» – развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.
Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это – монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли.
В трудах Аристотеля отразился весь научный и духовный опыт Древней Греции, он стал эталоном мудрости, оказал неизгладимое влияние на ход развития человеческой мысли.

Литература
Большая советская энциклопедия.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — величайший древнегреческий философ. Родился во Фракии в г. Стаги-ре (на берегу Эгейского моря). Отец — придворный врач македонско-го царя Аминта II.

В 15 лет Аристотель остался сиротой — на попечении своего дяди (брата отца), который тоже был врачом. Уже в молодости Аристотель активно интересовался естественными науками.

В 367 г. до н.э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона , и пробыл там 20 лет, до самой смерти Платона.

После смерти учителя Аристотель покидает Афины, проводит не-сколько лет в странствиях. В 343 г. до н.э. по приглашению македон-ского царя Филиппа он приехал в столицу Македонии Пеллу и три или четыре года учил наследника Филиппа — Александра (Македон-ского) .

После воцарения Александра в 335 г. до н.э. 50-летний Аристотель возвратился в Афины и открыл свою философскую школу — Ликей (Лицей). Учеников и последователей Аристотеля часто называли «перипатетиками» (прогуливающимися), так как в Ликее философи-ей принято было заниматься во время прогулок по роще.

После смерти Александра Македонского в Афинах победила антима-кедонская партия и Аристотеля обвинили в богохульстве, в 323 г. он вы-нужден был покинуть Афины.

Умер Аристотель на о. Евбея в 322 г. до н.э.

1 Название «Ликей» возникло потому, что школа располагалась в роще, посвящен-ной Аполлону Ликейскому (Волчьему).

Аристотеля заслужено называют энциклопедистом Древней Гре-ции . Его работы охватывают почти все известные тогда области зна-ния, Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психо-логии, биологии, политологии, экономики, истории, философии и др.

Аристотель первым предложил и систему классификации наук.

Основные труды

Покидая Афины, все свои работы Аристотель оставил ученику Теофрасту, от которого они перешли к ученику последнего — Нелею. Более ста лет труды Аристотеля пролежали в подзем-ном хранилище. В I в. н.э. они попали в Рим, где были систематизиро-ваны и изданы Андроником Родосским.

Сохранилось большое количество работ Аристотеля (хотя далеко не все) в самых разных областях знаний, но многие из них известны только в многократных переводах с одного языка на другой (с древне-греческого — на сирийский, с сирийского — на арабский, с арабско-го — на еврейский, с еврейского — на латынь, с латыни — на совре-менные европейские языки).

Работы по философии были объединены в единую книгу, которая полу-чила название «Метафизика» (букв. — «после физики»), так как в дан-ном собрании сочинений она шла после книги под названием «Физика».


Относительно некоторых других работ существуют сомнения в ав-торстве Аристотеля — возможно, они принадлежат его ученикам. Часть произведений Аристотеля написана совместно с его учениками, которые подбирали и систематизировали материалы для этих работ, например по истории греческих полисов (городов-государств), истории животного и растительного мира.

К числу основных трудов Аристотеля относятся:

- Диалоги : «О философии». «Эвдем». «Протрептик».

- Логика (Органон): «Первая аналитика». «Вторая аналитика». «То-пика». «Опровержение софизмов». «Об истолковании». «Категории».

- Философия: «Метафизика».

- Физика: «Физика». «О небе». «О возникновении и уничтожении». «Метеорология».

- Биология: «История животных». «О частях животных». «О движе-ниях животных». «О происхождении животных».

- Психология : «О душе».

- Этика: «Никомахова этика». «Эвдемова этика». «Большая этика».

- Политика: «Политика». «Афинская полития».

- Экономика: «Экономика».

- Искусствоведение: «Поэтика».

- Ораторское искусство: «Риторика».

Философские воззрения.

История философии. Аристотеля можно считать первым историком философии. Анализируя любую проблему, он всегда начинает с изложения всех известных ему мнений предшествующих философов по данному вопросу. В значительной степени именно благодаря Аристотелю мы обладаем важными сведения-ми о древнегреческой философии раннего периода.

Отношение к Платону. Аристотель всегда высоко ценил своего учителя Платона, но в то же время это не мешало ему его критиковать. «Платон мне друг, но истина дороже», — говорил Аристотель.

Особо критикует Аристотель учение Платона за неясность и запу-танность вопроса об отношениях между идеями и конкретными веща-ми чувственного мира.

Логика. Аристотель — основоположник европейской (классиче-ской) логики. Он выделил и сформулировал три закона правильно-го мышления: закон тождества, закон исключенного третьего и закон недопущения противоречия. Ему же принадлежит определение исти-ны и лжи (ставших общепринятыми в европейской культуре), разра-ботка силлогистики (учения о правильных и неправильных видах умо-заключения — силлогизмов).

Работы Аристотеля по логике были объединены в единую книгу под названием «Органон» (Орудие) — она считалась необходимым орудием познания во всех философских направлениях.

Сам Аристотель считал логику не самостоятельной наукой, а обяза-тельным введением ко всем наукам (пропедевтикой).

Биология.

Аристотелю принадлежит ряд конкретных открытий в биологии. Он первым провозгласил, что живые организмы и растения также достойны изучения, как и звезды, описав более 500 видов жи-вотных и предложив классификацию для них. Аристотель также до-пускал самопроизвольное зарождение низших видов живого из не-живого.

Психология.

Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с мате-рией, а с другой — с богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ: растительная, осуществляющая функции питания, роста и умирания; животная — осуществляющая функции ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движе-ния; разумная — осуществляющая интеллектуальные функции рас-суждения и размышления. Растения обладают только растительной душой, животные — растительной и животной, человек — всеми тре-мя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная души не отделимы от тела — как у растений и животных, так и у чело-века. Но возможно, что разумная душа может существовать и отделив-шись от тела.

Аристотель отвергал учение о переселении душ .

Практическая философия. Этика . Этика имеет дело с «пра-вильной нормой» человеческого поведения. Эта норма не может быть выведена теоретически, она обусловлена особенностями со-циальной жизни. Высшее благо человеческой жизни — счастье, оно достижимо только при добродетельной жизни. Наивысшее возможное для человека счастье достигается при занятиях фило-софией.

Политика. Государство является естественным образованием (по-добным живому организму), человек — это политическое животное. Высшая цель государства (полиса), как и отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни». Отсюда главной задачей государ-ства является воспитание добродетельных граждан. Известно, что Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то время. Лучшей формой правления он считал «политию», где нет рез-кой поляризации бедных и богатых; к худшим он относил тиранию и крайнюю демократию.

Физический труд — удел рабов, рабство существует «от природы», и рабами должны быть в основном варвары (не греки). Дело свободного человека — интеллектуальная, политическая и эстетическая деятель-ность.

Экономика.

Аристотель первым систематически исследовал та-кие явления хозяйственной жизни, как товарное хозяйство, сравни-вая его с натуральным, социальное разделение труда и обмен, и вы-делил две функции денег (как средства обмена и как формы стоимо-сти).



Просмотров