Контроль и надзор на предприятии. Контроль и надзор за охраной труда. Что нового во внеплановых проверках

Осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(К от ):

K ot = (K сп + К б + К впр) / 3

  • К сп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • К б — коэффициент безопасности оборудования;
  • К впр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения К сп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (К б ) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (К бу ) и цеха (К бц ):

K бу = (K б 1 + K б2 + ... + K бn / n,

  • К бi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:

К бц = (К бу1 + К бу2 + ... + K буm) / m,

  • К бyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m) ;
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (К впр ) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины : техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины : ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (К ч ) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

К ч = (N/P) * 1000 ,

  • N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (К т ) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

К т = Т/N ,

Т — общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод - определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (К п ) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

К п = К ч * К т = (Т/Р) * 1000

Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3 п - Т)/Р * 1000 , где З п — средняя зарплата пострадавшего.

Государственный контроль в области безопасности и охраны труда

Государственный контроль в области охраны труда

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу.

Для этого специалисты по безопасности труда:

1.) Регулярно проводят проверки:

  • состояния оборудования, территории, сооружений;
  • правильности ведения документации по ОТ;
  • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
  • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2.) Анализируют существующие и возможные опасности , ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.
3.) Составляют списки должностей , видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.
4.) Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций , снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.
5.) Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям : снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.
6.) Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.
7.) Участвуют в подготовке документации : коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.
8.) Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта , введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.
9.) Проводят вводные инструктажи.
10.) Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ .
11.) Курируют использование средств фонда ОТ организации.
12.) Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Без отрыва от производства, по всей России. Звоните нам 8-800-775-09-71 Бесплатно по России!

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда очерчивает ст. 20 ФЗ «Об основах ОТ в РФ». Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Ростехнадзор . С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.
Госгортехнадзор . Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.
Госатомнадзор . Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:

  • радиоактивных веществ;
  • атомной энергии;
  • ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

Госэнергонадзор . Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.
Рострудинспекция . Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.
Госсанэпиднадзор . Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:

  • гигиенические нормы;
  • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

Государственная противопожарная служба . С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.
Госэкспертиза условий труда (УТ) . Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.
Госстандарт . Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:

  • лаборатории госнадзора;
  • центры стандартизации и метрологии.

Госавтоинспекция . Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

  • жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
  • окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
  • запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
  • несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда

Организация и проведение проверок Роструда попадают под действие Закона № 294-ФЗ. Поэтому контрольный орган будет руководствоваться в первую очередь положениями названного документа. Напомним, что данным законом предусмотрено два вида проверки: плановая и внеплановая.

Плановая проверка Роструда проводится с целью установить (ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

  • соблюдает ли юридическое лицо обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • соответствуют ли сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

В целом сама процедура проверки осталась прежней, но появились некоторые новшества, подлежащие применению с 01.01.2018. Остановимся на них.

Риск-ориентированный подход

При организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход (п. 1 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ). В частности, такой подход применяется при проведении контроля над соблюдением трудового законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ риск-ори­ентированный подход означает интенсивность проведения контрольных мероприятий в отношении объекта контроля. Категории риска и классы (категории) опасности присваивает контролирующий орган, в данном случае – Роструд (п. 3 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ). Так, организации, относящиеся к категории высокого риска, подлежат плановой проверке один раз в два года, умеренного риска – один раз в шесть лет. В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся (п. 20 Положения № 875).

Информацию о присвоенной категории риска или о классе (категории) опасности учреждение может запросить у контролирующего органа. Роструд должен направить информацию в срок, не превышающий 15 рабочих дней от даты поступления такого запроса (п. 13 Правил № 806). Информация о работодателях, которым присвоены категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1-й, 2-й, 3-й классы опасности, доступна на официальном сайте контрольного органа (п. 12 Правил № 806).

Размещение такой информации осуществляется с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны.

Что такое проверочные листы

В соответствии с п. 11.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ при плановых проверках Роструда будут использоваться проверочные листы (с 01.01.2018 в отношении работодателей относящихся к категории умеренного риска, с 01.07.2018 – в отношении всех работодателей).

Проверочные листы – это списки контрольных вопросов, которые разрабатываются контрольным органом. Они включают в себя перечни вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом обязательных требований, составляющих предмет проверки (п. 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Проверочные листы по проверке соблюдения требований трудового законодательства утверждены Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 (вступил в силу с 01.01.2018).

Далее необходимо отметить, что проверочные листы по проверке трудового законодательства составлены по определенной тематике. Например, лист 1 «По проверке порядка оформления приема на работу» содержит семь вопросов, касающихся оформления работника на работу и заключения с ним трудового договора. Лист 4 «По проверке соблюдения порядка прекращения трудового договора» содержит 16 вопросов, которые преследуют цель проверить, соблюдаются ли положения ТК РФ при увольнении, в частности, имеются ли письменные заявления работников об увольнении по собственному желанию, выплачено ли выходное пособие при увольнении в размере двухнедельного среднего заработка в случаях:

  • отказа работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением;
  • призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
  • отказа работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем.

Отдельные проверочные листы применяются в ситуации, когда работодатель занимается определенным видом деятельности (например, лист 107 «По проверке соблюдения гарантий медицинских работников»).

Как следует из п. 8 Положения № 875, предмет плановой проверки Роструда всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). Проверочные листы размещены на сайте контрольного органа, при необходимости работодатель может ознакомиться с ними в целях самоконтроля и выявить нарушения, допущенные им в рамках трудовых отношений. Кроме того, учреждение может проверить себя, воспользовавшись сервисом «Электронный инспектор труда».

Что нового во внеплановых проверках

Основания для проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона № 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Ими являются:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в федеральную инспекцию труда:

  • информации о фактах нарушения работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению зарплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте согласно ст. 219 ТК РФ;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Роструда или госинспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Далее к вышесказанному необходимо отметить, что в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 502-ФЗ в ст. 360 ТК РФ, основанием для проведения внеплановой проверки будет являться, в частности, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах:

  • уклонения от оформления трудового договора;
  • ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Закон вступил в силу 11.01.2018.

Внеплановая выездная проверка Роструда по введенному вновь основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры (ст. 360 ТК РФ в редакции Федерального закона № 502-ФЗ).

Срок проверки: изменился или нет

Хотим сразу успокоить наших читателей: сроки проведения проверки не изменились. Как и ранее, в силу п. 12 Положения № 875 срок проведения каждой из проверок (плановой и внеплановой) не может превышать 20 рабочих дней. В некоторых случаях срок проведения проверки может быть сокращен в соответствии с п. 1.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ.

В отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда или госинспекции, но не более чем на 20 рабочих дней; в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, в отношении микропредприятий – не более чем на 15 часов.

О предстоящей проверке учреждение уведомляется контрольным органом:

  • в случае проведения плановой проверки – не позднее чем за три рабочих дня до ее начала (п. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ);
  • в случае проведения внеплановой выездной проверки – не менее чем за 24 часа до ее начала (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

О нарушениях, выявляемых при проверках

Подобные нарушения носят разноплановый характер (это может быть несоблюдение отдельных положений, касающихся заключения (расторжения) трудового договора, оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций). На сайте Роструда размещен перечень типовых нарушений с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда работникам и тяжести последствий таких нарушений. Предлагаем ознакомиться с выдержками из данного документа. Нарушения сгруппированы по разделам и представлены в таблице, в которой содержатся ссылки на статьи ТК РФ.

Нарушение требований трудового законодательства Нормы ТК РФ Категория нарушения в зависимости от негативных последствий для работника, в баллах
Прием на работу (заключение трудового договора)
Уклонение от оформления трудового договора Статьи 16, 19.1, 67 Высокий риск (10 баллов)
Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем Статья 15 Высокий риск (10 баллов)
Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем Статья 67.1 Высокий риск (10 баллов)
Ненадлежащее оформление трудового договора (за исключением условий оплаты труда) Статья 67 Средний риск (6 баллов)
Нарушение установленной процедуры оформления трудового договора Статья 57 Низкий риск (3 балла)
Нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек, инструкции по заполнению трудовых книжек Статьи 65, 66, 309 Низкий риск (1 балл)
Прекращение трудового договора (увольнение)
Нарушение процедуры увольнения работника по инициативе работодателя в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя Статья 81 Высокий риск (10 баллов)
Нарушение установленной процедуры расторжения трудового договора Статьи 29, 71, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 127, 180, 269, 296, 327.6, 373, 384 Средний риск (6 баллов)
Рабочее время
Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношении водителей автомобиля Статьи 96, 99 Высокий риск (10 баллов)
Непредоставление работодателем междусменного отдыха водителю автомобиля Статья 103 Высокий риск (10 баллов)
Установление работодателем продолжительности рабочего времени в неделю или (при суммированном учете рабочего времени) за учетный период, превышающей предусмотренную законодательством продолжительность рабочего времени Статьи 91, 92, 104, 173, 174, 176, 320, 333, 350 Высокий риск (7 баллов)
Нарушение работодателем установленного законодательством порядка учета рабочего времени Статьи 91, 99, 109, 300 Средний риск (5 баллов)
Время отдыха
Непредоставление дополнительного отпуска Статья 116 Высокий риск (10 баллов)
Нарушение порядка предоставления отпуска Статья 114 Средний риск (6 баллов)
Непредоставление работодателем перерывов для отдыха и питания Статья 108 Средний риск (6 баллов)
Неутверждение (нарушение сроков и (или) порядка утверждения) работодателем графика предоставления ежегодных отпусков Статья 120 Низкий риск (2 балла)
Оплата труда
Невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором зарплаты Часть 6 ст. 136 Высокий риск (10 баллов)
Выплата зарплаты ниже минимального размера оплаты труда Часть 3 ст. 133 Высокий риск (10 баллов)
Неоплата в установленном размере работы в выходные и нерабочие праздничные дни Статья 153 Высокий риск (8 баллов)
Неоплата в установленном размере сверхурочной работы Статья 152 Высокий риск (7 баллов)
Неустановление сроков выплаты зарплаты Статья 136 Средний риск (6 баллов)
Невыдача расчетного листка работнику Статья 136 Низкий риск (1 балл)
Гарантии и компенсации
Невыплата выходного пособия по ст. 178 ТК РФ Статья 178 Высокий риск (9 баллов)
Несохранение за работником среднего заработка на время прохождения обязательных медицинских осмотров Статья 185 Средний риск (6 баллов)
Ответственность сторон трудового договора
Нарушение процедуры наложения дисциплинарного взыскания Статья 193 Средний риск (6 баллов)
Охрана труда
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда Статьи 212, 225 Высокий риск (10 баллов)
Нарушение (несоблюдение) установленного порядка организации обязательных предварительных и (или) периодических медицинских осмотров Статья 212 Средний риск (6 баллов)
Нарушение установленного порядка выдачи и учета выдаваемых СИЗ Статья 212* Средний риск (6 баллов)
Отсутствие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности Статья 212 Средний риск (6 баллов)
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
Несоблюдение установленных требований к организации труда работников в возрасте до 18 лет Статья 265 Высокий риск (9 баллов)
Несоблюдение установленных требований к организации труда женщин, лиц с семейными обязанностями Статьи 253, 254, 258 Средний риск (7 баллов)
Запрет заемного труда Статьи 56.1, 341.1, 341.2, 341.3 Средний риск (6 баллов)
Коллективные переговоры
Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению Статья 55 Средний риск (7 баллов)
Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения Статья 40 Средний риск (5 баллов)

* А также Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.01.2015 № 290н.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом в ч. 1 данной статьи установлена общая ответственность за нарушение норм трудового законодательства. Она заключается в вынесении предупреждения или наложении административного штрафа:

  • от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Частями 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ определены специальные составы правонарушений. Так, уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа (ч. 4 ст. 5 27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб .;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб .

Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб .;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб .

Во избежание привлечения к административной ответственности рекомендуем следовать нормам трудового законодательства и не допускать нарушений в сфере трудовых отношений.

Организация контроля за состоянием охраны труда – одно из основных направлений работы по профилактике несчастных случаев, аварий или других инцидентов на производстве. Для доказательства этого имеется простая очевидная формула: «Если своевременно проведен контроль, выявлены нарушения, которые могли привести к тяжелым последствиям, приняты соответствующие меры, то не будет травм или других несчастных случаев! Не проведен или несвоевременно проведен контроль, не выявлены нарушения, не приняты соответствующие меры – вероятны происшествия с различными последствиями».

Работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

Существуют следующие виды контроля и надзора за состоянием охраны труда.

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (осуществляется: государственной инспекцией труда на железнодорожном транспорте; органами государственного энергетического и пожарного надзора, федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными в области промышленной безопасности; учреждениями и организациями санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, а также иными федеральными органами контроля и надзора за состоянием охраны труда, органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ);

2. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, осуществляемый Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей и иными представителями, избранными работниками ОАО «РЖД» (Дорпрофсож дороги и теркомы отделений дороги, в том числе Техническая инспекция труда, председатели профсоюзных комитетов, уполномоченные по охране труда и другие представители профсоюзных комитетов структурных подразделений дороги).

3. Контроль за состоянием охраны труда в ОАО «РЖД» (ведомственный, корпоративный, производственный. В документах часто встречаются все эти наименования). Данный вид контроля является «внутренним», организованным работодателями соответствующего уровня ОАО «РЖД», дороги, отделения, предприятия.

Он организовывается и осуществляется:

– управлением охраны труда и промышленной безопасности, руководителями и специалистами подразделений аппарата управления ОАО «РЖД»;

– руководителями дороги, служб, дирекций, центров, отделений, отделов и структурных подразделений;

– службами охраны труда и промышленной безопасности железных дорог, отделами охраны труда и промышленной безопасности отделений дороги.

Контроль за состоянием охраны труда в целом в ОАО «РЖД» и в частности на дороге осуществляется по следующим направлениям.

1. Комплексные и целевые проверки. Комплексные проверки проводятся согласно планам, утверждаемым на соответствующих уровнях. На железных дорогах комплексные проверки осуществляются Управлением охраны труда и промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет. В отделениях и дирекциях железной дороги – службой охраны труда и промышленной безопасности дороги не реже одного раза в три года. В структурных подразделениях отделений дороги – отделом охраны труда и промышленной безопасности отделения дороги совместно с руководителями и специалистами отделов в установленные дорожным положением сроки (на данный момент – не реже одного раза в два года).

При проведении комплексной проверки проверяется организация работы по основным направлениям охраны труда в зависимости от уровня и объекта проверки, согласно Перечню основных вопросов для проверки состояния охраны труда (определяется дорожным положением). Комплексные проверки проводятся с целью установления действительного положения дел с организацией работы по охране труда и профилактике производственного травматизма в подразделении. Для проведения комплексных проверок на соответствующем уровне создаются комиссии (в составе не менее трех человек) из руководителей и специалистов охраны труда ипромышленной безопасности, в работе комиссий могут участвовать представители органов государственного и общественного контроля.

О проведении комплексной проверки (а также плановой целевой проверки) не позднее чем за две недели до ее начала издается распоряжение (или телеграфное указание), в котором определяются состав комиссии, объект и сроки проведения проверки.

Результаты комплексной (целевой) проверки оформляются актом. При оформлении акта проверки разрешается указывать только вскрытые недостатки.

Руководитель проверенного подразделения по результатам комплексной (целевой) проверки в течение двух недель проводит совещание по рассмотрению акта проверки, разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков, определяет сроки их выполнения, ответственных исполнителей, заслушивает ответственных работников и руководителей проверенных подразделений о принятых мерах и ходе устранения выявленных нарушений, издает приказ по итогам рассмотрения материалов проверки. Копии материалов представляются проверяющим. Отчеты о выполнении намеченных мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки недостатков представляются ежеквартально до полного выполнения мероприятий в адрес тех, кому направлялись все вышеперечисленные материалы.



Результаты комплексных и целевых проверок также рассматриваются у вышестоящих руководителей (компании, дороги, отделения дороги).

Целевые проверки в хозяйствах железных дорог, функциональных филиалах ОАО «РЖД» проводятся подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», структурными подразделениями ОАО «РЖД» по графикам, согласованным с Управлением охраны труда и промышленной безопасности и утверждаемым вице-президентом ОАО «РЖД», не реже одного раза в пять лет. Плановые целевые проверки не должны проводиться на дороге в один год с комплексной проверкой, проводимой Управлением охраны труда и промышленной безопасности.

Целевые проверки в структурных подразделениях дороги проводятся службами (отделами), дирекциями, центрами, отделениями дороги, отделами отделений дороги по графикам, утверждаемым соответствующим руководителям, или по его указанию.

Целевые проверки проводятся по наиболее важным вопросам охраны труда на основании результатов ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма и состояния охраны труда, а также по приказам, распоряжениям ОАО «РЖД», дороги, по указанию руководства дороги, служб, дирекций, отделений, центров, службы и отделов охраны труда и промышленной безопасности.

Целевые проверки в зависимости от их объема и характера могут проводиться комиссиями или отдельными руководителями и специалистами, которые прошли обучение и проверку знаний по охране труда.

Кроме целевых проверок, проводимых по графику, по указанию руководства ОАО «РЖД», руководства дороги, дирекции, центра, отделения дороги могут проводиться внеплановые целевые проверки на основании сведений (оперативных данных), поступающих от структурных подразделений дороги, по материалам расследований несчастных случаев, аварий, крушений, взрывов, пожаров и иным нарушениям требований охраны труда, приведшим к тяжким последствиям.

О проведении внеплановой целевой проверки сообщается руководству проверяемого подразделения в необходимые для организации проверки сроки телеграфным указанием или другими средствами связи.

Результаты целевой проверки подразделений дороги рассматриваются аналогичным порядком, как и комплексные проверки.

2. Оперативные проверки. Оперативные проверки проводятся руководителями и специалистами подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» (всех уровней) в подразделениях и на рабочих местах.

Основные задачи проведения оперативных проверок: выявление нарушений должностных обязанностей руководителями и специалистами в области охраны труда, состояния условий и охраны труда на рабочих местах, соблюдение работниками требований законов, нормативных правовых актов РФ, нормативных документов по охране труда ОАО «РЖД» и дороги, а также соответствия производственных процессов требованиям охраны труда.

Руководители служб, центров, отделов, дирекций дороги, отделений и отделов отделений дороги проводят оперативные проверки согласно порядку (регламенту), установленному Нормативами участия в работе по охране труда руководителей ОАО «РЖД» и должностными обязанностями по охране труда.

Руководители структурных подразделений дороги проводят оперативные проверки, согласно порядку, установленному соответствующими положениями (стандартами) о контроле и надзоре за состоянием охраны труда, разработанными в структурных подразделениях, в которых должен быть установлен регламент (не менее одной проверки в месяц для каждого руководителя структурного подразделения), порядок проведения, рассмотрения и оформления оперативных проверок.

Результаты оперативной проверки оформляются актом, один экземпляр которого передается руководителю проверяемого подразделения для устранения выявленных недостатков, а второй экземпляр остается для контроля у проверяющего. Также результаты оперативной проверки могут быть оформлены записью в журнале трехступенчатого контроля. Проверяющий в заключительной части акта в обязательном порядке указывает основные меры, которые необходимо принять по выявленным нарушениям, и порядок представления информации об устранении нарушений, а при необходимости и других материалов (в том числе протокол и приказ по итогам проверки при выявлении грубых нарушений требований охраны труда). Согласно установленному порядку в соответствующих подразделениях акты (или копии актов) должны быть переданы проверяющим инженеру (специалисту) по охране труда своего подразделения для учета и контроля. Инженер (специалист) по охране труда подразделения ведет учет и контроль за проведением оперативных проверок руководителями своего подразделения и представляет информацию о выполнении норматива проведения оперативных проверок первому руководителю для рассмотрения.

Результаты оперативной проверки рассматриваются у руководителя проверяемого подразделения (в том числе структурного подразделения), а при необходимости – у вышестоящего руководителя. Руководитель структурного подразделения рассматривает итоги оперативных проверок, проведенных руководителями и специалистами своего структурного подразделения, на ежемесячном итоговом совещании по охране труда или на внеочередном оперативном совещании (в том числе при выявлении грубых нарушений требований охраны труда). Об устранении недостатков, выявленных оперативной проверкой, и принятых мерах руководитель проверяемого подразделения информирует руководителя, проводившего проверку, в установленном порядке и согласно выводам и срокам, указанным в заключительной части акта. По всем выявленным нарушениям работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжелых последствий или привели к ним (несчастный случай на производстве, авария, крушение, взрыв, пожар, отравление), проводится внеплановый инструктаж персонала (перечень профессий работников определяет руководитель, проводивший проверку, и руководитель структурного подразделения).

Инженеры по охране труда (в том числе специалисты, ведающие вопросами охраны труда) в ходе всех видов проверок имеют право выдавать руководителям и другим должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений норм, требований охраны труда, отменить которые имеет право работодатель письменным распоряжением.

Оперативный контроль за соблюдением работниками путевого и других хозяйств требований безопасности при нахождении на пути при работе, приеме, отправлении и пропуске поездов осуществляется в соответствии с дорожным Положением по организации работы системы информации «Человек на пути» .

Государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда и природоохранной деятельностью

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов федерации за охраной труда, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утвержденными в установлен ном порядке.


Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) но охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на производстве, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда.


Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.


Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.


Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственными органами управления охраной труда.


Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

  1. осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;
  2. проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
  3. принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
  4. получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;
  5. предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  6. осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
  7. осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
  8. принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке к эксплуатации производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  9. принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
  10. обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
  11. принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства по охране труда, обязательств установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, а также с изменением условий труда.

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательства и иных нормативных актов по охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или положениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.


За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.


В случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений связана с опасностью для жизни и здоровья работников и населения, их деятельность может быть приостановлена по предписанию должностных лиц органов государственного надзора и контроля, а решение о закрытии указанных предприятий принимается органами государственного надзора и контроля.


Решение органов государственного контроля и надзора о закрытии предприятия может быть обжаловано в судебном порядке.


Государственный надзор за природоохранной деятельностью осуществляют Прокуратура России, Министерство экологии и использования природных ресурсов России, специальные государственные (федеральные) и местные инспекции.


В числе задач, которые должны решать природоохранные органы, можно выделить следующие шесть:

  1. комплексное управление природоохранной деятельностью в стране и проведение единой научно-технической политики в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов;
  2. государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного (в том числе рыбных запасов) мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод России, континентального шельфа;
  3. разработка предложений по совершенствованию механизма природопользования, утверждение экологических нормативов, правил и стандартов, разработка предложений в государственные программы по рациональному использованию ресурсов, охране природы и контролю их выполнения;
  4. государственная экологическая экспертиза схем развития и размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологий и т.п.;
  5. выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, бытовых и иных отходов, на специальное водопользование, контроль за отведением земель под вес виды хозяйственной деятельности;
  6. руководство заповедным делом.

Природоохранные органы, в том числе и местные, обладают необходимыми полномочиями. Они, в частности, имеют право:

  1. налагать запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного и иного назначения, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов, осуществляемых с нарушением природоохранного законодательства; приостанавливать работу предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды; предъявлять иски предприятиям, а также гражданам о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде загрязнением и нерациональным использованием природных ресурсов.

В соответствии с законом об охране атмосферного воздуха контроль за состоянием атмосферы возложен на Общегосударственную службу наблюдения и контроля зa уровнем загрязнения атмосферы и природной среды - ОГСНК, входящую в систему Госкомгидромета. В основу работы ОГСНК положена комплексность наблюдений за химическим составом атмосферы, метеорологическими параметрами и вредными выбросами в атмосферу. Наблюдения за загрязнением атмосферы проводятся на стационарных, маршрутных и передвижных (подфакельных) постах.


Ряд вопросов, связанных с состоянием природной среды, подконтролен Государственному комитету по санитарно-эпидемиологическому надзору (Госсаннадзору РФ).


Одним из элементов контроля и управления охраной природы является привлечение к ответственности нарушителей природоохранного законодательства. К ответственности в качестве правонарушителей могут привлекаться предприятия, организации, учреждения, их должностные лица, а также граждане. Правонарушения в области охраны атмосферы, земель, недр, вод, животного и растительного мира влекут за собой все виды ответственности - материальную, административную, дисциплинарную и уголовную. Наиболее распространенным видом ответственности в настоящее время является административная ОТВСТСТВенность.


Мерами административного взыскания в области охраны окружающей среды являются предупреждение, денежный штраф, конфискация имущества (например, средств улова), временное лишение прав. Меры административного взыскания применяются лишь в отношении граждан и должностных лиц. В отношении предприятий, учреждений и организаций, допускающих административные правонарушения, применяются меры административного воздействия: приостановление или прекращение работы предприятий, цехов, агрегатов и других хозяйственно-технических объектов, систематически загрязняющих ОПС сточными водами и выбросами в атмосферу; запрещение использования отдельных машин, механизмов, приборов, являющихся источниками загрязнения, шума, вибрации, излучения свыше допустимых норм, и т.д. Некоторые меры административного воздействия могут применяться и в отношении граждан.


Меры административного воздействия и взыскания в области охраны природной среды применяются соответствующими должностными лицами либо государственных органов, либо по постановлениям административных комиссий при органах местного самоуправления на основании протоколов или актов о совершенных правонарушениях, составленных государственными или общественными инспекторами по охране природы.


Различными вопросами охраны природы занимаются также общественные организации и движения. В качестве примера крупной общественно-массовой организации можно привести Всероссийское общество охраны природы, функционирующее с 1924 года. В его составе более 30 млн человек и 62 тыс. коллективных членов.

В литературе еще происходит поиск и определение содержания и объема терминов “контроль” и “надзор”. Часто в нормативных актах однозначная деятельность именуется по-разному, либо другим термином. Это свидетельствует о том, что понятие “надзор”, “контроль” не стали научными терминами, что исчерпывающе отражает их сущность и различия.

Что такое надзор и контроль в области охраны труда?

Разграничение понятий «контроль» и «надзор» и их функций все еще остается одним из наиболее дискуссионных вопросов.

Это обусловлено наличием различных подходов к определению их сущности и недостаточным нормативным регулированием аспектов соотношения соответствующей компетенции по проведению контрольно-надзорной деятельности.

Законодатель при разработке новых или изменении существующих правовых актов по вопросам надзора и контроля практически не берет во внимание научные разработки по этим аспектам.

Поэтому иногда при определении тех или иных полномочий конкретного органа идентичные функции обозначаются или как наблюдательные, или как контрольные.

Если говорить об отличительных чертах, то следует вспомнить, что надзор носит внешнюю направленность в отношении поднадзорных объектов, а контроль может проводиться и «внутри» системы (ведомственный или внутриведомственный контроль).

Суть контроля и надзора в области охраны труда

Важно следить за правильным исполнением норм охраны труда.

Суть надзора заключается в исполнении наблюдения за соблюдением установленных законодательством по ОТ и ТК РФ норм, правил, приказов.

Определенное внимание вопросам контроля и надзора за выполнением закона в области трудовых и тесно связанных с ними отношений много раз уделялось со стороны представителей науки трудового права.

Они главным образом освещают данные вопросы в прикладном аспекте, не вдаваясь в глубокий анализ указанных понятий.

Контроль — не только способ выявления совершенных правонарушений, но и очень важное средство их предупреждения. Контроль осуществляется не только относительно подчиненных в административном порядке организаций и руководящих лиц (внутриведомственный контроль), но и не подчиненных органов (внешний вневедомственный контроль).

Органы госконтроля обычно реагируют на такие нарушения принятием организационно-исполнительных актов, направленных на осуществление помощи подконтрольным органам в реализации управленческой деятельности, предоставлением рекомендаций по ее совершенствованию.

Государственный надзор – правоохранительная деятельность по выявлению правонарушений в области ОТ, и принятию актов, обязывающих устранение этих нарушений. Этот правоустанавливающий акт может быть принят специально уполномоченным органом, не наделенным организационно-исполнительными правами по отношению к подназорному объекту.

Акт выполняет правоустанавливающую функцию лишь в том случае, если он устраняет правонарушения подконтрольного органа.

Определение контрольных функций охраны труда

Что является целью контроля в области охраны труда?

Отметим, что вопросам надзора и контроля придается внимание представителями различных наук, но основное место среди них занимают работы специалистов в сфере административного права.

Это вполне справедливо, потому что надзор и контроль тесно связан с понятием государственного управления что является предметом изучения данной науки.

Однако и в административно-правовой литературе единого мнения по вопросу о сущности надзора и его взаимосвязи с контролем нет.

Исходя из приведенных точек зрения, позиций, мнений ученых относительно понимания сущности, содержания, природы и характера контроля и надзора в сфере государственного управления, логичными будут следующие важные для дальнейшего исследования методологически-теоретические выводы.

В литературе, которая рассматривает вопросы процесса управления, наблюдается расхождение точек зрения по этому поводу. По нашему мнению, если рассматривать реализацию структурных элементов управленческого процесса во времени, контроль в основном будет иметь заключительный характер.

Вместе с тем, контроль частично осуществляется в процессе принятия такого решения, он также должен осуществляться и при учете результатов деятельности исполнителей.

Цель контроля состоит в необходимости на основе анализа данных учета отыскать закономерности в массе фактов и явлений, знание которых позволяет своевременно и правильно влиять на процесс управления.

Понятие контроля в сфере охраны труда

Контроль за охраной труда на производстве.

Большое значение при осуществлении контроля за ОТ объясняется тем, что с каждым годом, несмотря на принимаемые меры, уровень травматизма на производстве, а также и летальных случаев растет.

Определение понятия государственный надзор в сфере ОТ на законодательном уровне не закреплено, однако, его можно определить как метод обеспечения соблюдения законодательных и прочих нормативных актов по ОТ.

Что же касается общественного контроля, то ученые указывают на правильность позиции законодателя относительно наделения определенных представителей трудового коллектива контролирующими полномочиями в сфере ОТ, поскольку сегодня профсоюзы переживают не лучшие свои времена, учитывая то, что в большинстве случаев на производстве они вообще отсутствуют.

В РФ на сегодня традиции общественного контроля почти отсутствуют и большой интерес представляет позитивный зарубежный опыт осуществления различных форм общественного контроля, особенно в тех областях, где нарушение прав и интересов людей являются наиболее распространенными.

К этим сферам относятся и охрана труда, особенно вопросы ОТ на производстве. В развитых странах контроль рассматривают как функцию управления и указывают, что он является самостоятельной функцией, которая не поглощается другими и не является второстепенной, а пронизывает все другие, активно влияет на них, корректирует и даже формирует новые функции и направления управленческой деятельности.

Виды контроля в сфере охраны труда

Несколько видов контроля.

На практике основными видами контроля за состоянием ОТ, есть такие:

  1. Трехстепенный контроль. Формирование «трехстепенного контроля» является распространенным в практике ОТ и закреплен нормативными актами;
  2. Оперативный контроль управляющими за другими ответственными лицами предприятия (например, службой ОТ). Оперативный контроль целесообразно проводить на предприятиях, производствах, которые относятся к высокой степени риска;
  3. Контроль вышестоящей организацией (четвертый или пятый степень контроля);
  4. Контроль местными органами власти;
  5. Ведомственный контроль.

Методы контроля в области охраны труда

Различные методы осуществления контроля.

Методы контроля должны соответствовать определенным требованиям для выполнения соответствующей контрольной функции государственного органа, а также обеспечивать соответствующее влияние на объект контроля.

Методы государственного контроля осуществляются через государственно-властные отношения. Методам, которые применяются в общественном контроле, должно соответствовать определенное правовое сопровождение.

Должностное лицо в рамках предоставленных полномочий принимает решение об осуществлении контроля с помощью мер и способов, которые обычно предусматриваются для проведения данного вида контроля.

Субъекты госконтроля в сфере ОТ осуществляют свои контрольные функции посредством разнообразных методов и форм, которые являются элементами механизма государственного контроля.

Формой госконтроля в сфере ОТ является выполнение плановой и внеплановой проверки Гострудинспекцией.

Уполномоченные лица Гострудинспекции наделены достаточными полномочиями для того, чтобы отреагировать на выявленные на производстве в процессе проверки нарушения нормативных и правовых предписания по ОТ.

Некоторые полномочия надзорных органов.

Специалистами в области права высказывалась мысль, что надзорные органы, в отличие от органов контроля, не могут вмешиваться в административную деятельность исследуемых объектов.

Однако эта мысль, с нашей точки зрения, требует уточнения. Такое утверждение верно лишь в отношении органов прокурорского надзора.

В отношении прочих надзорных органов, надо указать на наличие у них определенного комплекса административно-властных средств с помощью которых происходит соответствующее влияние на деятельность поднадзорного объекта.

Действительно, невозможно не увидеть вмешательство в организационно-хозяйственную деятельность собственника со стороны структурных подразделений государственного надзора по ОТ в процессе реализации ими таких надзорных полномочий, как:

  • организация и управление работой комиссии по расследованию несчастных и смертельных случаев;
  • принятие мер по предотвращению травматизма и аварий на производстве;
  • принятие участия в деятельности комиссий по приему в использование завершенных строительных объектов;
  • отработка мероприятий по улучшению на предприятии работы по вопросам ОТ и предупреждения несчастных случаев, профзаболеваний и аварийности.

Административно-властный характер этих мероприятий очевиден и обусловлен тесной связью органов, осуществляющих административный надзор, с оперативным управлением. Здесь надзор выступает как своеобразное выявление управленческой функции на предприятии или организации. Также понятие “контроль” надо отличать от понятия “проверка исполнения”.

Последнее понятие имеет более узкий характер, и его можно определить как часть контроля.

Наличие большого количества различных органов, которые регулируют соблюдение ТК РФ, а также систематическое увеличение показателей нарушения трудовых прав сотрудников и персонала вызывают необходимость тщательного исследования этого вопроса.

Таким образом, проблематика надзора и контроля в области трудовых правоотношений остается достаточно актуальной сегодня, что предопределяет необходимость проведения качественного исследования указанной темы.

Организационные и правовые формы охраны труда

Особенности контроля и надзора в области охраны труда.

Уполномоченное лицо (инспектор) по охране труда не уполномочен принимать такие меры как: запрет, прекращение, ограничение и т.д., в природе еще не существует такого нормативного документа.

Единственным действующим актом является “Инструкция о порядке остановки эксплуатации производственных и промышленных объектов при выявлении нарушений нормативных актов по ОТ”.

Одной из мер воздействия превентивного характера, который могут применить должностные лица Гострудинспекции в случае выявления в ходе плановой или внеплановой проверки каких-либо нарушений закона по ОТ, является приостановление эксплуатации объектов.

Важно понимать, что такая мера имеет исключительный характер и должна применяться только к объектам, продолжение эксплуатации которых по объективным причинам невозможно.

Ведомственный контроль за состоянием ОТ, например, на предприятиях топливно-энергетического комплекса, согласно “Положению о ведомственном контроле за состоянием охраны труда на предприятиях топливно-энергетического комплекса”, рассматривается как функция управления, которая заключается в проверке состояния ОТ, с целью получения информационных данных о выполнении и принятии своевременных мероприятий по предотвращению аварий и несчастных случаев.

Анализ научных и законодательных источников дал понять:

  1. Существующее положение законодательного урегулирования вопросов методов контроля в сфере ОТ нельзя считать приемлемым по тем причинам, что практически отсутствует именно законодательный уровень регулирования указанных вопросов;
  2. Степень процедурной урегулированности методики осуществления данной деятельности носит фрагментарный характер, и следовательно, нуждается в дальнейшем совершенствовании.
  3. Эффективная реализация нормативных предписаний, нормативных и правовых законодательных актов, призванных обеспечивать возникновение, развитие и прекращение трудовых и тесно связанных с ними отношений, как необходимое предусматривает осуществление системного надзора и контроля за их исполнением.

Итак, такие понятия как “контроль” и “надзор” применительно к законодательству по ОТ являются самостоятельными правовыми категориями, отличие которых необходимо закрепить на законодательном уровне.

К сожалению, в проекте ТК не до конца решена проблема разграничения функций надзора и контроля. Законодатель проводит это разграничение только по санкциям, которые могут быть использованы к виновным лицам.

Кроме того, при разработке проекта ТК РФ законодатель, к сожалению, не принял во внимание концептуальное видение разграничения функций надзорных и контрольных органов. Представляется, что именно при осуществлении надзорных функций не должно быть никакого вмешательства в работу объекта надзора.

Из этого видео вы узнаете о системе управления охраной труда.

Форма для приема вопроса, напишите свой



Просмотров