Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права. Конституция рф как основной источник конституционного права россии

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г. представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие:

1) нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать,в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;

2) в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;

3) Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции(ст.15);

5) в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

6) значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

7) Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник конституционного права служит формой установления норм, составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.

Заключение.

Цель данной работы представлялась мне как определение Конституционного права ведущей отраслью российского права. Эта важнейшая роль данной отрасли обусловлена значением тех общественных отношений, которые ей закрепляются и регулируются. Юридически определяя основополагающие принципы устройства общества и государства, то есть основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливая общие основы управления всеми общественными процессами, Конституционное право тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Таким образом:

Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Список используемой литературы:

Нормативные акты:

    Конституция РФ. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.(с поправками и изменениями на 30 декабря 2008 г.)// Москва издательство «Айрис-пресс»,2006.-61с.

    ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации " от 28.04.1995 г.;в ред.06.12.2011 №4-ФКЗ; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 30, ст. 1014

    ФКЗ"О судебной системе Российской Федерации " от 31.12.1996 г. ; в ред. От 08.06.2012 №1-ФКЗ; СЗ РФ, 1994, N 32, ст. 3300

    ФКЗ"Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26.02.1997 г. ; в ред. От 28.12.2012 №8,принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года.

    ФЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 14 мая 1997 г. с изм. от 31 декабря 1997 г. / СЗ РФ 1997, № 51 Ст. 5712; 1998. № 1.

    ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " от 6.10.2003 г.-М.:Издательство «Омега-Л», 2012.- 100с.

Научная литература:

    Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права. Государство и право. 1994. №7.

    Цит.по: Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституционное право в российской правовой системе. Общественные науки и современность. 1993, №7.

    Ковалевский М.М. Общее конституционное право. Лекция. С.П.б., 1908,С.3-6; Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Изд. 3-е.С.П.б., 1913.Т.1. Конституционное право.

    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. конституционное право России: Учебник.-2- изд., перераб. и доп.- М.:Юристъ,2005.

    Коток В.Ф. Содержание конституционного права. Советское государство и право., 1971., №2

    Лепешкин А.И. Курс советского государственного права.Т.1.

    Лучин В.О. Тенденции развития советского государственного права. М. 1976.

    Советское государственное право. М.,1958.

    Фарбер Е.И., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов., 1967.

1 Ковалевский М.М. Общее конституционное право. Лекция. С.П.б., 1908,С.3-6; Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Изд. 3-е.С.П.б., 1913.Т.1. Конституционное право.,С.88.

2 Цит.по: Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституционное право в российской правовой системе. Общественные науки и современность. 1993, №7., С.38.

3 Фарбер Е.И., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов., 1967.

4 Коток В.Ф. Содержание конституционного права. Советское государство и право., 1971., №2

5 Лучин В.О. Тенденции развития советского государственного права. М. 1976.

6 Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права. Государство и право. 1994. №7. С.11-12

7 Богданова Н.А. С.12-13.

8 Конституция РФ. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.(с поправками и изменениями на 30 декабря 2008 г.)// Москва издательство «Айрис-пресс»,2006.-61с.

9 Советское государственное право. М.,1958.С.9.

10 Лепешкин А.И. Курс советского государственного права.Т.1.С.73

11 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. конституционное право России: Учебник.-2- изд., перераб. и доп.- М.:Юристъ,2005. С.15

12 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации " от 28.04.1995 г.;в ред.06.12.2011 №4-ФКЗ; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 30, ст. 1014

13 ФКЗ"О судебной системе Российской Федерации " от 31.12.1996 г. ; в ред. От 08.06.2012 №1-ФКЗ; СЗ РФ, 1994, N 32, ст. 3300

14 "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26.02.1997 г. ; в ред. От 28.12.2012 №8,принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года.

15 «О Правительстве Российской Федерации» от 14 мая 1997 г. с изм. от 31 декабря 1997 г. / СЗ РФ 1997, № 51 Ст. 5712; 1998. № 1.

Термин «конституция» с латинского переводится как «учреждение». В самом общем смысле – это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства.

В 1787 году была принята первая конституция в мире – Конституция США, которая действует до настоящего времени. Первыми европейскими конституциями были Конституция Польши 1791 года и Конституция Франции того же года, принятая в период Великой французской революции.

Самым распространенным является понятие Конституции как закона, обладающего высшей юридической силой. Высшая юридическая сила означает, что, во-первых, нормы конституции всегда имеют главенствующее значение по отношению к другим нормам. Во-вторых, законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре.

Сущность Конституции представляет собой запись соотношения политических сил, существующих на момент ее принятия. Сущность Конституции определяется в ее функциях и признаках.

Функции конституции:

1) юридическая функция проявляется в том, что конституция – это основной закон, главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений;

2) политическая функция : конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы;

3) идеологическая функция объясняется как функция наивысшего правового авторитета для граждан и организаций.

Признаки Конституции:

1) преемственность - в англосаксонских государствах это понятие определяется через термин «континуитет» т.е. непрерывность, преемственность государственной власти, тем самым подчеркивается незыблемость государственности.

2) народный суверенитет – в конституциях всегда подчеркивает, что они принимаются народом или от имени народа. Народный суверенитет означает, что никто, в том числе и государственная власть, не вправе отнять у народа верховного права самому решать свою судьбу.

3) прямое действие конституции позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.

4) стабильность конституции.

5) реальность .

6) легитимность конституции означает, что новая Конституция должна быть принята таким способом который указан в предыдущей конституции.

Форма и структура Конституции. Форма конституции: это способ организации и выражения конституционных норм .

Если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную.Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами (без судебных прецедентов и обычаев), то речь идет о некодифицированной конституции. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые.



Структура конституции имеет стандартизированный вид. Она включает преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные положения и дополнительные положения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Положения преамбулы правовыми нормами не являются, носят идеологический характер.

В основную часть входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе органов, как правило, излагаются с учетом принципа разделения властей.

Заключительные положения содержат различные нормы: обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционным норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Дополнительные положения содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.

Классификация Конституций .

По времени действия различают постоянные и временные, последние могут приниматься на определенный срок или впредь до наступления определенного события.

По форме выражения – писаные и неписаные. В неписаную конституцию принято включать судебные решения, имеющие характер прецедента, и некоторые правовые обычаи. Например, Великобритания.

По способу изменения – «жесткие» и «гибкие». Жесткие конституции требуют для своего изменения специальной процедуры. Есть несколько вариантов жесткости, которые могут применяться: 1) требование к изменению конституции, конституция должна изменятся квалифицированным числом голосов (2\3, иногда 3\4) членов парламента, в отличие от обычных законов, которые изменяются простым большинством. 2) двойной вотум - означает, что поправки к конституции могут быть приняты только после двух голосований. Гибкие изменяются как текущие законы.

По способу принятия – народные, принятые на референдуме; октроированные (дарованные); учредительные, принятые учредительным собранием.

По политическому режиму – демократические и авторитарные, а среди последних и тоталитарные.

По форме территориального устройства – унитарные и федеративные.

По форме правления – монархические и республиканские.

Конституция Республики Беларусь обладает классической структурой, по форме выражения является писанным актом, по способу изменения - жесткая.

Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе:

1) Президента;

2) не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений с промежутком не менее трех месяцев.

Изменения и дополнения не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Изменения и дополнения Конституции могут быть приняты, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламент.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы «Основы конституционного строя», «Личность, общество, государство», «Президент, Парламент, Правительство, суд», «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения». Могут быть изменены только путем референдума.


Тема 5 Конституционное развитие Республики Беларусь

Конституционализм прошел в своем развитии те же этапы, что и страна в целом. В соответствии с этими этапами можно выделить:

1) конституционные акты и конституции Советского государства в период перехода от «капитализма к социализму»;

2) конституции Советского государства, закрепившие «победу социализма»;

3) современное развитие конституционализма.

2 Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов Декретом от 8 ноября 1917 года "Об учреждении Совета народных комиссаров" образовал для управления страной рабочее и крестьянское правительство, установив одновременно, что контроль за деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежит Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу. Решениями съезда были созданы практически все звенья государственного руководства страной, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года. На втором всероссийском съезде были приняты первые декреты: «О земле», «О мире» и другие

Декретом "О земле":

1. отменялась помещичья собственность на землю немедленно и без всякого выкупа;

2. признавались самыми справедливыми путями решения земельного вопроса отмена частной собственности на землю и обращение ее во всенародное состояние;

3. переход всех недр земли, руды, нефти, угля и т.д. в исключительное пользование государства.

В Декрете "О мире" были заложены основы внешнеполитической деятельности Советского государства, базирующиеся на миролюбии, неприменения насилия и самоопределении наций в решении национального вопроса, отмене тайной дипломатии, пролетарском интернационализме и солидарности рабочих всех стран в борьбе за дело мира и освобождения "трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации".

Конституционное значение имели и последующие декреты Советского государства. Их можно разделить на четыре группы.

Первая группа – акты, направленные на устранение системы хозяйствования и создание экономической основы Советской власти. В частности, это «Положение о рабочем контроле» от 27 ноября 1917 года, декреты «О национализации банков» от 27 декабря 1917 года, «О социализации земли» от 9 февраля 1918 года и др.

Второй группой декретов была заложена основа национально-государственного строительства: «Декларация прав народов России» от 15 ноября 1917года, декрет «О Финляндской республике» от 31 декабря 1917 года.

Третья группа декретов посвящалась формированию права: «О порядке утверждения и опубликования законов» от 2 ноября 1917 года, «О праве отзыва делегатов» от 4 декабря 1917 года.

Четвертая группа посвящалась организации общественной жизни и правовому положению граждан: «О восьмичасовом рабочем дне» от 1 ноября 1917 года, «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 ноября 1917 года, «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2 февраля 1918 года.

Особое значение имела «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» от 25 января 1918 года, принятая 3 Всероссийским съездом. В документе закреплялись основы общественного и государственного устройства России. Россия объявлялась республикой Советов, по форме государственного устройства – федерация советских национальных республик на основе свободного союза наций. Декларация подтвердила решение СНК о представлении независимости Финляндии и самоопределении Армении. Объявлялась: 1) отмена частной собственности на землю, 2) земельный фонд – общенародное достояние, 3)полный переход фабрик, заводов, ж/д дорог и транспорта, всех банков в собственность государства.

Конституция 1918. 1 апреля 1918 года на заседании ВЦИК была создана конституционная комиссия. В ее состав вошли представители от партийных фракций (большевиков, эсеров) и ряда народных комиссариатов (по делам национальностей, военным делам, внутренним делам, юстиции, финансов, ВСНХ). Председателем комиссии стал Я.М.Свердлов. 10 июля 1918 года на 5 съезде Советов была принята первая Советская Конституция. Основные принципы Конституции были сформулированы в 6 разделах:

2. Общие положения Конституции РСФСР;

3. Организация советской власти в центре и на местах;

4. Активное и пассивное избирательное право;

5. Бюджетное право;

6. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялись: 1) социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата; 2) политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, экономические основы – национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности.

Срок действия определялся как «переход от капитализма к социализму». Государственное устройство носило федеративный характер. Высшим органом власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство – СНК - Совет народных комиссаров. ВЦИК – это высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. Он давал «общее направление деятельности» правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства. Всего образовывалось 18 народных комиссаров. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

2 февраля 1919 года Временный революционный рабоче-крестьянский съезд принял первую Конституцию ССРБ. Она включала 32 статьи и состояла из Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа Беларуси и трех разделов:

1. общие положения Конституции,

2. конструкция Советской власти,

3. о гербе и флаге.

Верховная власть принадлежала Всебелорусскому съезду, а в период между съездами - Центральному Исполнительному комитету. СНК не образовывался.

11 апреля 1927 года 8 Всебелорусский съезд Советов принял Конституцию БССР. Она состояла из 13 разделов и 76 статей. БССР объявлялась социалистическим государством диктатуры пролетариата. Конституция предусматривала двойное гражданство (СССР, БССР), равноправие белорусской, еврейской, русской и польских языков. При перевесе белорусской. Главы 2-10 регулировали деятельность Всебелорусского съезда Советов, ЦИК, СНК, окружных и районных съездов Советов, исполкомов. Гл.11 определяла избирательное право трудящихся граждан с 18 лет. Статья 7 запрещала принимать участие в выборах предпринимателям, частным торговцам, посредникам и служащим полиции, царским чиновникам, осужденным и духовенству. Гл.13 посвящалась гербу, флагу и столице.

В соответствии с Конституцией СССР от 5 декабря 1936 года в БССР была принята Конституция от 19 декабря 1937 года. Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Впервые введены категории политическая основа БССР и экономическая основа БССР. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую – социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма.

Разделы 2-5 посвящались государственному строю, высшим и местным органам власти и управления, регулированию отношений БССР с СССР. Высшим органом власти стал Верховный Совет БССР. Равноправие белорусского и русского языков. Особенность Основного Закона 1937 года состояла в том, что работа Верховного Совета концентрировалась не на его сессиях, а предоставлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду. В выборах могли принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица, достигшие 21 года. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными. Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность. Лица, которые посягали на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа.

Конституция 14 апреля 1978 года. Конституция состояла из 19 глав и 10 разделов. В первом разделе «Основы общественного строя и политики БССР» подчеркивалось, что экономической основой государства является социалистическая общенародная собственность, политической – Советы. В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль коммунистической партии. Второй раздел «Государство и личность» был посвящен правам и обязанностям граждан. Подчеркивалась неразрывная связь прав и обязанностей. Провозглашались право граждан на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, на объединение в общественные организации. Третий раздел был посвящен положению БССР в составе СССР. Закреплялось право выхода из состава Союза, а также право законодательно инициативы в высших органах власти Союза. Четвертый раздел закреплял систему и принципы деятельности Советов народных депутатов, правовой статус народного депутата. Возраст пассивного избирательного права был снижен до 18 лет, за исключением депутатов в Верховный Совет - 21 год. Пятый раздел – Верховный Совет, Президиум Верховного Совета и Совет Министров. Шестой раздел – деятельность местных органов: советов и исполкомов. Седьмой рассматривал вопросы государственного плана, экономики и социального развития, государственного бюджета. Восьмой – правоохранительным органам: суду, арбитражу и прокуратуре. Девятый – герб, флаг, гимн и столица. Десятый – действие Конституции и порядок ее изменения.

В целом Конституция БССР соответствовала Конституции СССР от 7.11.1977 года. Однако положения Конституции СССР о внешней политике, сущности и основных принципах не воспроизводятся в республиканской конституции (у республик нет какой-либо обособленной внешней политики, они участвуют в осуществлении внешне политики Союза ССР). Конституция БССР включает раздел седьмой, а союзная конституция не имеет такого раздела. Установлен твердый численный состав Верховного Совета.

Развитие конституционализма в период с 1990-2004гг.

Развитие конституционализма в данный период можно разбить на следующие этапы:

Принятие Декларации о государственном суверенитете и Закона о принципах народовластия;

Конституция 1994 года;

Изменения и дополнения в Конституцию принятые на республиканском референдуме от 24 ноября 1996 года.

Первый этап. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь была принята 27 июля 1990 года и состояла из преамбулы и 12 статей. Республика Беларусь признавалась суверенным государством, утвердившимся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами. Впервые закрепляется положение о том, что неотъемлемые права республики реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В ст.7 говорилось, что на территории республики устанавливается верховенство Конституции и законов. Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования республики как правового государства.

Республика Беларусь ставила своей целью сделать территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством. Особое значение имела статья 11, где закреплялось право Республики Беларусь самостоятельно осуществлять права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Единственным представительным органом имеющим право выступать от имени народа республики признавался Верховный Совет Республики Беларусь.

27 февраля 1991 года был принят Закон о принципах народовластия. Основными принципами признавались:

1) единственным источником государственной власти является народ,;

2) обеспечение прав и свобод граждан;

3) верховенство законов;

4) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

5) равный доступ к государственной службе;

6) невмешательство государства в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство общественных организаций в деятельность государства не допускается;

7) признание политического плюрализма.

Два данных акта легли в основу Конституции Республики Беларусь 1994 года.

Второй этап . Конституция Республики Беларусь была принята квалифицированным большинством депутатов Верховного Совета 15 марта 1994 года и вступила в силу 30 марта 1994 года (со дня опубликования). Состояла из 8 разделов и 149 статей.

Республика Беларусь признавалась унитарным демократически социальным правовым государством. Закреплялись принципы правового государства. Государственным языком являлся только белорусский язык. Во втором разделе закреплялись права, свободы, гарантии и обязанности граждан Республики Беларусь. Выборы являлись всеобщими, равными, свободными, прямыми при тайном голосовании. Закреплялся принцип разделения властей на законодательную в лице Верховного Совета Республики Беларусь, исполнительную в лице Президента и Правительства и впервые на конституционном уровне закреплялось понятие «судебная власть». Впервые на законодательном уровне закреплялся институт президентства. Судебная власть принадлежала судам. Впервые получил законодательное закрепление институт судебного конституционного контроля, который принадлежал Конституционному Суду Республики Беларусь. По Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года Конституционный Суд Республики Беларусь относился к органам конституционного контроля и надзора. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривался Верховным Советом Республики Беларусь по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента и Конституционного Суда.

Раздел 4 именовался как «законодательная, исполнительная и судебная власть». В иерархии высших государственных органов первое место занимал Верховный Совет Республики Беларусь. Он признавался высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти. Состоял из 260 депутатов. Срок полномочий – 5 лет. Для организации его работы создавался Президиум Верховного Совета Республики Беларусь. Правом законодательной инициативы обладали: депутаты Верховного Совета Республики Беларусь, постоянные комиссии Верховного Совета, Президент, Высший Хозяйственный Суд, Генеральный прокурор, Контрольная палата, Национальный банк и граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч.

Президент Республики Беларусь являлся главой государства и главой исполнительной власти. Им мог быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет и проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет. Срок полномочий – 5 лет. Кандидаты выдвигались не менее чем 70 депутатами Верховного Совета, а также гражданами – при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Президент мог издавать указы и распоряжения. Для реализации полномочий исполнительной власти в области экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создавался Кабинет Министров Республики Беларусь.

Судебная система строилась на основе следующих принципов:

1. независимости и подчинения только закону;

2. коллегиальности и единоначалии;

3. открытости судебных разбирательств;

4. состязательности и равенства сторон в процессе

5. несменяемости.

Конституционный Суд Республики Беларусь избирался Верховным Советом Республики Беларусь в составе 11 судей, срок полномочий 11 лет, а предельный возраст членов– 60 лет. Конституционный Суд по предложению Президента, Председателя Верховного Совета, постоянных комиссий, не менее 70 депутатов, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Генерального прокурора давал заключения о соответствии законов, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированными Республикой Беларусь; о соответствии правовых актов международных образований, в которые входит Республика Беларусь указов Президента, постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, а также актов Верховного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, имеющих нормативный характер, Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. Конституционный Суд мог поставить вопрос о конституционности того или иного нормативного акта по собственной инициативе. Еще одним контрольным органом являлась Контрольная палата, образуемая Верховным Советом. Она действовала под его руководством и была подотчетна ему.

Анализ Конституции позволяет сделать вывод, что по форме правления Республика Беларусь была парламентским государством.

Третий этап. 24 ноября 1996 года по результатам республиканского референдума были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь от 15 марта 1994 года. Изменения касались в основном устройства государственной власти. По форме правления Республику Беларусь можно признать как смешанная республика. В настоящее время Конституция состоит из 9 разделов и 146 статей.

Первые разделы не претерпели существенных изменений. В настоящее время государственными языками признаются белорусский и русский.

Право назначения республиканских референдумов принадлежит Президенту Республики Беларусь. Инициирование референдума принадлежит Президенту, Палате представителей и Совету Республики, граждан в количестве 450 тысяч, в том числе не менее 30 тысяч от каждой области и города Минска.

В иерархии высших государственных органов первое место принадлежит Президенту, который является теперь главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Им может быть гражданин Республики Беларусь по рождению и проживающий не менее 10 лет в Республике Беларусь перед выборами. Возрастной ценз и срок полномочий не изменился. Полномочия расширились. Президент может издавать декреты, указы и распоряжения. Впервые введено понятие делегированного законодательства.

Парламент называется – Национальным Собранием и состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Парламент работает сессионно. Постоянно действующими органами палат являются соответственно Совет и Президиум. Уменьшился количественный состав парламента. Палата представителей включает 110 депутатов, избираемых путем всеобщих, равных, прямых выборов путем тайного голосования, пассивное избирательное право – 21 год. Совет Республики избирается путем косвенных выборов и состоит из 64 членов, из которых восемь назначаются Президентом. Устанавливается возрастной ценз – 30 лет и ценз оседлости – 5 лет. С введением двухпалатной структуры полномочия распределяются между палатами. Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правительство – Совет Министров является центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть в республике. Подотчетно Президенту и несет ответственность перед Парламентом. Судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Конституционный Суд отнесен к органам судебной власти. Состоит из 12 судей, шесть назначаются Президентом, шесть избираются Советом Республики. Срок полномочий не изменился, а предельный возраст увеличился до 70 лет. Конституционный Суд утратил право по собственной инициативе рассматривать конституционность актов. Инициаторами проверки конституционности актов теперь являются: Президент, Парламент, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд и Совет Министров. Контроль только последующий. Раздел 5 «Местное управление и самоуправление» был дополнен статьей в которой предусматривается, что руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

Контрольная палата была переименована в Комитет государственного контроля, образуемый Президентом.

Вопрос об изменении и дополнении может рассматриваться только по инициативе Президента и граждан в количестве 150 тысяч. Конституция была дополнена 9 разделом. Ранее данный вопрос решался путем принятия Закона о порядке вступления в силу конституции.

Четвертый этап. В Конституцию Республики Беларусь по результатам республиканского референдума от 17 октября 2004 года были внесены изменения, а именно, статья 81 изложена в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».


Четвертый этап в конституционном развитии России характеризуется принятием Конституции РСФСР 1978 г. Будучи разработана в соответствии с Конституцией СССР 1977 г., она закрепляла идею построения нашей страной развитого социализма и общенародного социалистического государства. Однако эта идея не получила воплощения в реальной жизни, поэтому данная Конституция относится к числу декларативных: она закрепляла цели государства, которые не были реализованы и не могли быть осуществлены в тот период.

Существенные изменения в жизни общества потребовали многочисленных изменений конституционного текста, особенно после августовского путча 1991 г. Среди внесенных изменений были весьма серьёзные изменения. 9 Изменилось и государственное устройство России: после распада СССР ряд автономных республик и автономных областей были преобразованы в республики – субъекты Российской Федерации. Таким образом, в конституционном развитии России наметился новый, пятый этап, который связан с Конституцией РФ, принятой на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.

2.2. Конституция РФ. Понятие и основные свойства.

Конституция РФ – основной закон российского государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. Она появилась в переломный период развития России в результате отказа от социалистической модели развития общества и государства и составляет правовую основу демократизации и иных проводимых в стране реформ.

По содержанию Конституция РФ 1993 г. в значительной мере напоминает соответствующие акты послевоенного времени, принятые в Европе. Конституция 1993 г. коренным образом отличается от своих предшественниц – социалистических Конституций РСФСР 1918, 1937 и 1978 гг.. Это отличие проявляется в признании человека высшей ценностью, а его прав – естественными и неотчуждаемыми, в утверждении принципа разделения властей, в возрождении идеи местного самоуправления, в провозглашении таких характеристик государства, как правовое, социальное, светское, демократическое; в признании верховенства международного права; в установлении институтов президентства, конституционного контроля.

Поскольку Конституция занимает особое место среди других законов и иных нормативных правовых актов государства, она обладает специфическими чертами и свойствами. Чаще всего называют следующие из них: легитимность, реальность, верховенство, стабильность, преемственность, прямое действие, основа правовой системы. 1 0

Легитимность (законность, поддержка со стороны масс) проявляется в том, что конституция принята законным способом, т.е. её текст был вынесен на референдум по решению Президента РФ. За принятие конституции проголосовало большинство участников референдума. Предварительно проект конституции широко обсуждался населением, он был опубликован в средствах массовой информации, а внесенные поправки и дополнения обобщались и учитывались. Таким образом, конституционные нормы отражают волю народа.

Конституция соответствует общепринятым международным стандартам, так как закрепляет высшие человеческие ценности – демократию, свободу личности, неотчуждаемость её естественных прав, включенность в мировое сообщество.

Реальность означает, что конституционные положения соответствуют действительности, в них учитываются объективные закономерности развития общества на данном этапе, конкретные историко-политические, национальные, духовно-культурные и иные особенности нашего общества.

Реальность предполагает исполнимость конституционных норм и принципов, их гарантированность со стороны государства, защищенность личности, её прав и свобод от произвола и беззакония. Реальность конституции не устраняется тем, что в ней содержатся положения, которые не только констатируют уже достигнутое, но и определяют перспективы развития, некоторые программные направления деятельности государства, например формирование правового государства, развитие социального государства, утверждение демократического режима и т.д. Такого рода программные положения всегда присутствуют в конституциях, они ставят перед государством конкретные цели и задачи.

Верховенство выражается в том, что конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать. 1 1 В случае же противоречия конституционным предписаниям такого рода акты должны быть изменены или отменены. Контроль за соответствием актов конституции РФ возложен на Конституционный Суд РФ.

Стабильность – это долговременность действия конституционных норм и принципов, устойчивость положений Конституции. Она же, в свою очередь, служит стабилизирующим фактором политической и общественной жизни, обеспечивая порядок и закон в стране. В тоже время стабильность не означает неизменности текста Конституции во все времена и независимо от изменений в жизни общества. Она может изменяться, если этого требуют новые условия. Однако эти изменения должны быть продиктованы существенными преобразованиями общества, а не случайными, временными факторами.

Преемственность проявляется в том, что каждая новая конституция государства связана с предшествующим конституционным развитием и сохраняет то ценное, что содержится в наследии прошлого и приемлемо для настоящего периода. Преемственность также состоит в том, что сохраняется статус Конституции как Основного закона страны и акта высшей юридической силы, соблюдаются конституционно-правовые устои страны, уважаются её исторические традиции.

Прямое действие Конституции 1 2 относится к её ключевым свойствам и свидетельствует о её прогрессивной роли. Непосредственное действие конституционных норм означает, что правоприменительные органы государства (например, суд) могут решать дела, непосредственно ссылаясь на конкретные конституционные нормы. Кроме того, при создании новых нормативных правовых актов государственные органы и должностные лица обязаны руководствоваться непосредственно Конституцией и следовать её установлениям.

Как основа правовой системы Конституция РФ выступает главным юридическим источником всей правовой системы России. Она закрепляет исходные начала этой системы и служит ориентиром всей правовой деятельности в государстве. Конституция координирует, объединяет все законодательство и другую юридическую значимую деятельность в единую систему, придавая им целостность, взаимосвязанность и определенную стабильность. Детальная регламентация отдельных видов общественных отношений может осуществляться только на основе Конституции и в строгом соответствии с ней. И хотя в Конституции РФ провозглашается приоритет международного договора перед внутригосударственным законодательством, 1 3 нормы Конституции имеют приоритет перед любыми международными нормами и принципами в случае их противоречия.

2.3. Функции Конституции РФ.

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую.

Политическая функция Конституции РФ заключается, прежде всего, в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности. 1 4 Предоставляя политическим силам, равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований.

Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т. д.

Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В Конституции РФ провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. 1 5 При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

2.4. Структура Конституции РФ.

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

Преамбула содержит указание на источник, из которого исходит Конституция – «мы, многонациональный народ РФ…» 1 6 ; причины и цели принятия новой Конституции.

Первый раздел Конституции не имеет названия и представляет собой основную её часть, поскольку именно в нем сосредоточен главный массив нормативного регулирования. Раздел состоит из 9 глав, главы делятся на 137 статей, статьи – на части и пункты. Первая глава «Основы конституционного строя» формулирует принципы, развиваемые в последующих главах (ст. 1-16). Вторая глава «Права и свободы человека и гражданина» посвящена определению основ правового статуса человека и гражданина (ст. 17-64). В третьей главе «Федеративное устройство» зафиксированы главные черты федеративного устройства РФ (ст. 65-79) Четыре следующих главы определяют основы организации и деятельности государственного механизма: статуса Президента (ст. 80-93 гл. 5 «Президент Российской Федерации»), Федерального Собрания и его палат (ст. 94-109 гл. 6 «Федеральное Собрание»), Правительства РФ (ст. 110-117 гл. 6 «Правительство РФ») и судебной системы (ст. 118-129 гл.7 «Судебная власть»). Восьмая глава «Местное самоуправление» посвящена регламентации основ местного самоуправления в субъектах Федерации (ст. 130-133). Последняя глава «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» регулирует процедуру внесения поправок и пересмотра Конституции (ст. 134-137).

Второй раздел Конституции «заключительные и переходные положения» состоит из девяти пунктов и посвящен проблемам обеспечения соответствия Конституции РФ 1993 г. действующего на момент её принятия законодательства.

2.5. Порядок пересмотра и изменения Конституции.

Порядок пересмотра Конституции и внесения в неё измененийзакреплен в главе 9 Конституции РФ. Он довольно сложен, что обусловлено необходимостью придать основополагающим конституционным устоям наибольшую стабильность. Как известно, в предшествующую Конституцию РСФСР 1978 г. было внесено свыше 500 разнообразных поправок. В тексте такой Конституции трудно ориентироваться, к тому же там могут быть противоречия.

В главе 9 установлено, что главы 1,2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. 1 7 Для этой цели созывается специальное Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции. Иными словами, если данные главы требуют пересмотра, то это означает, что должен быть изменен весь текст Конституции.

Проект новой Конституции принимается квалифицированным большинством Конституционного Собрания или путем проведения референдума. Предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 должно быть поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при такой поддержке возможен созыв Конституционного Собрания, которое и решает судьбу Конституции.

Главы же 3-8 Конституции РФ могут пересматриваться Федеральным Собранием, но для этого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания (2/3 голосов). 1 8 Кроме того, не менее 2/3 субъектов Федерации должно одобрить это решение в лице органов законодательной власти. Названные главы касаются федеративного устройства России, правового статуса Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти и местного самоуправления.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент, Правительство, обе палаты Федерального Собрания, законодательные органы субъектов РФ и группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. 1 9

2.6. Правовая охрана Конституции.

Правовая охрана конституции - это совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Действие конституции обеспечивается средствами парламентского и внепарламентского контроля.

Важную роль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом федеральной конституции и федеральных законов. 2 0 Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текста торжественной присяги, которую он приносит при вступлении в должность на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Конституционного суда РФ.

Гарантом соблюдения Конституции и законов РФ, конституций республик в составе России выступают также главы исполнительной власти (президенты) республик.

Особое значение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Эти функция возложена на Конституционный суд России, который вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и регионального законодательства (ст.125 Конституции).

Законы Российской Федерации, акты Правительства, признанные Конституционным Судом не соответствующими её конституции, утрачивают силу со дня провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.

Если суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовного дела или арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают, что закон, который надо применять, противоречит Конституции, они откладывают рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в Конституционный Суд РФ с предложением о признании этого закона неконституционным.

Важную роль в обеспечении конституционности издаваемых в России нормативных правовых актов играет толкование Конституции РФ Конституционным Судом. 2 1

2.7. Соотношение Конституции РФ с Конституциями республик в составе РФ.

В российской правовой системе действуют как Конституция РФ, так и Конституции республик в составе РФ, что является важнейшим отличием республик от иных субъектов РФ.

Конституции республик РФ – основные правовые акты учредительного характера и высшей юридической силы, принимаемые республиками в составе РФ и обладающие на их территории высшей юридической силой. 2 2 Конституция РФ 1993 г. только за республиками признает право принимать собственные конституции. Остальные субъекты Федерации принимают свои уставы. Тем самым федеральная Конституция подчеркивает более высокий статус республик. Конституция каждой республики закрепляет основы её конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике, основы правового статуса республики, её административно-территориальное деление, основы статуса органов государственной власти республики и органов местного самоуправления.

Юридическое соотношение конституций республик и федеральной конституции выражается формулой последней о необходимости соответствия ей первых. Причем обеспечение такого соответствия отнесено к совместной компетенции РФ и субъектов Федерации (ст. 72 Конституции РФ 1993 г.). Разрешение споров о соответствии по запросам уполномоченных на это органов возложено на Конституционный Суд РФ. Положения конституции республики, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституция РФ появилась в переходный период развития России. Одной из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции являлось создание механизмов, обеспечивающих устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода.

Для конституции РФ характерна двойственность содержания: с одной стороны, она последовательно воплощает международные стандарты в области прав человека, идеи гражданского общества и ценности западной либеральной демократии, с другой – устанавливает режим сверхсильной президентской власти, не имеющий аналогов ни в одной из современных западных конституций. Поэтому конституция РФ может быть названа одновременно и либеральной и авторитарной.

Со временем проявятся как сильные, так и слабые стороны самой Конституции. Но, несомненно, одним из самых больших плюсов данной Конституции можно считать признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. 2 3

БИБЛИОГРАФИЯ

    Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по спец. «Юриспруденция». М.: Норма, 2006

    Борисов В.И., Ильюков А.А., Кажанов О.А. Словарь по конституционному праву Российской Федерации. М.:Экономика,2003

    Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России. М.: Эксмо, 2005

    Государственное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред. О. Е. Кутафина. - М.: Юрид литература, 1996

    Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: учебник для ВУЗов. М.: Юристъ, 2000

    Дамдинов Б.Д. Конституционно-правовой статус автономных округов РФ: история, современность, перспективы (на материалах Агинского, Бурятского и Усть-Ордынского округов). Иркутск: ИркутГУ, 2005

    Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие для ВУЗов. М.

    Ковалев А.И . Основы конституционного права Российской Федерации. М., 1994

    Козлова Е. И. Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 1998

    Коваленко А. И. Конституционное право России. Учебник. - М.: Закон и правопорядок, 1997

    Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. М.: Артания, 1995

    Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: краткий курс лекций. М.: Норма, 2000

    Конституционное право России. Учебник. - Под ред. Стрекозова В.Г., Казанчева Ю.Д.. - М.: Новый Юрист, 1997

    Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2005

    Конституция РФ: Научно-практический комментарий. /Под ред. акад. Топорина Б.Н.. - М.: Юристъ, 1997

    Конституционное право.: Словарь. отв. ред. Маклаков В.В. М.: Юристь, 2001

    Конституционное право. Учебник. Под ред. В.В. Лазарева. М., 1998

    Конституционное право Российской Федерации: Учебник. Авт. Кол. Мальцев Г.В., Кузнецов М.Н. и др. М.: РАГС, 2004

    Морозова Л.А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы. М.: Юристъ, 2000

    Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид.ВУЗов. Ростов-на-Дону: МарТ, 2003

    Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник. М.: Спарк, 2002

    Угольникова Н.В., Скворцова С.А. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций. М.:Инфра-М, 2002

Важнейшее место среди источников конституционного права занимает Конституция Российской Федерации. Её роль как основного источника конституционного права определяется тем, что в ней устанавливаются конституционно-правовые нормы, являющиеся основополагающими для всех других источников конституционного права. Именно конституция является базой текущего национального законодательства и определяет систему нормативно-правовых актов на территории России в зависимости от их юридической силы. Конституция является основой всего отечественного законодательства.

Во-первых, она закрепляет содержание субъективных прав и обязанностей человека и гражданина на территории России.

Во-вторых, Конституция определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и устанавливает уровень их нормативного регулирования. Например, Конституция закрепляет, что глава Российского государства выбирается на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. Также устанавливаются требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Российской Федерации: наличие российского гражданства, возрастной ценз - 35 лет, ценз осёдлости - проживание на территории России не менее 10 лет. Более подробное регламентирование избирательного процесса по выборам Президента Российской Федерации проводится в Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

В-третьих, Конституция закрепляет основы федеративного устройства России и проводит разграничение компетенции между Российской Федерации и субъектами Федерации.

В-четвёртых, Конституция Российской Федерации как база текущего законодательства устанавливает: а) виды и способы правового регулирования; б) виды источников; в) субъекты, обладающие правом принимать эти источники.

Огромное значение в отечественной правовой системе имеют Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, принятие которых направлено на реализацию его полномочий. Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» полномочия Конституционного Суда Российской Федерации можно разделить на

а) полномочия по проверке соответствия Конституции Российской Федерации федеральных законов и иных актов;

б) полномочия по разрешению споров о компетенции;

в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

г) дает толкование Конституции Российской Федерации;

д) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

е) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

ж) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии с Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как уже отмечалось, существует довольно много мнений о месте актов Конституционного Суда Российской Федерации в системе источников конституционного права. Одни ученые считают, что решения Конституционного Суда Российской Федерации не содержат правовых норм и не являются источниками права. Другие ученые относят их к источникам права и утверждают о существовании у органа конституционного контроля правотворческих возможностей. По мнению М.В. Баглая постановления Конституционного Суда Российской Федерации относятся к числу источников конституционного права, но с формальной точки зрения данный орган не является правотворческим, хотя по существу им является. Особый интерес представляет следующее мнение: постановления и определения органа конституционного контроля России, в которых сформулированы определённые конституционные правила поведения (конституционные нормы), являются системообразующими звеньями всей правовой системы и конституционного законодательства. Бондарь Н.С. отмечает, что особенности правовой природы и юридической силы решений Конституционного Суда Российской Федерации определяется не тем, обладает ли он правотворческими функциями, а спецификой его собственных конституционно-контрольных полномочий. Их природа такова, что правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные по итогам рассмотрения дела в его постановлении или определении, имеют общеобязательный характер, нередко обладают нормативностью и соответственно могут признаваться источниками конституционного права. Некоторые правоведы к источникам конституционного права относят не только акты Конституционного Суда, но и решения судов общей юрисдикции. Например, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, имеющие, по их мнению, нормативный характер. Высказывалось мнение, что постановления Конституционного Суда по своей силе нее уступают юридической силе Конституции Российской Федерации.

Дискуссионность этой проблемы вызвана тем, что ни один из российских нормативно-правовых актов, в том числе и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» не закрепляет за данным органом право издавать нормативные акты. Связи с этим воззрение на Конституционный Суд Российской Федерации как на правотворческий орган эволюционировали от концепции «негативного законодателя» (то есть органа, принимающего акты, которые отменяют нормы права, признаваемые утратившими силу ввиду их неконституционности) до концепции «позитивного», «второго законодателя».

Конституционный Суд Российской Федерации в своей деятельности идет дальше формального толкования и применения фундаментальных норм. Он развивает конституционно-правовую науку, законодательство, предлагает свое понимание тех или иных положений Конституции, которое «связывает» всех субъектов конституционных отношений и, по выражению Н.В. Витрука, «в известном смысле и в известных пределах творит право». Конституционный Суд Российской Федерации постоянно анализирует состояние действующего законодательства, критически его оценивает. Он не только выдвигает предложения по совершенствованию конституционного и других правовых отраслей, но и творит реальные, действующие правоположения, способные заменить отсутствующие юридические правила. М.С. Саликов рассматривая роль решений федерального органа конституционного контроля отмечая важную работу Конституционного Суда в сфере официального толкования Конституции, сделал вывод о его квазизаконодательной функции. О.Е. Кутафин отмечал, что «ни один суд, в том числе конституционный, норм права создавать не может. Конституционный Суд должен только сравнивать с Конституцией проверяемые акты, нормы права. Если эти акты, их нормы соответствуют Конституции, Суд ничего в них менять не может. Если не соответствую, он тоже ничего сам менять не может. Он принимает решение о несоответствии акта, его отдельных положений Конституции; с помощью этого решения, но в силу соответствующих конституционных норм, положений Федерального закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» прекращается действие противоречащей Конституции нормы. Таким образом, прекращение действия нормы связано не с правотворческим усмотрением Конституционного Суда, а с установлением им факта противоречия названной нормы Конституции».

Постановления Конституционного Суда играют огромную роль в развитии отдельных институтов конституционного права России. Так, в контексте развития российского избирательного права Постановление Конституционного Суда от 7 июня 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесло изменение во внутреннее содержание объективного избирательного права: из него были выделены институт референдума и институт отзыва выборных лиц.

Огромное значение акты Конституционного Суда Российской Федерации играли при формировании основ избирательного процесса в «сложносоставных» субъектах Федерации. В Постановлении от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края (области) он указал, что вхождение означает наличие у края, области единых территорий и населения, составными частями которых являются территория и населения автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами, уставами соответствующих субъектов Российской Федерации и договором между их органами государственной власти. В связи с этим население округа вправе наравне с населением других частей края (области) участвовать в выборах органов законодательной и исполнительной власти края (области). Данное Постановление вводит в систему источников избирательного права России договоры между субъектами Федерации, которые не упоминаются ни в одном из федеральных законом.

Нерсесянц – Наивысшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов обладает Конституция. Она принимается особым путем – посредством референдума (всенародного голосования), Учредительным (или Конституционным) собранием или высшим представительным органом (парламентом) в специальном (усложненном) порядке.

Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др. Конституция РФ как нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в системе всех нормативно-правовых актов страны и вместе с тем является главным право-устанавливающим нормативным актом, определяющим основы системы источников действующего в стране позитивного права. Конституция Российской Федерации является главным источником права России. В Конституции РФ установлены основы конституционного строя и федеративного устройства страны, сформулированы фундаментальные принципы общественной и государственной жизни, закреплены права и свободы человека и гражданина, определены система и правомочия государственных органов, регламентированы основные вопросы местного самоуправления, предусмотрен порядок внесения поправок в действующую Конституцию и принятия новой Конституции. Все нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) должны соответствовать Конституции РФ. Важную роль в плане обеспечения этого требования играет Конституционный Суд РФ. Согласно Конституции (ч. 6 ст. 125), правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

Конституция РФ выполняет следующие функции:

- учредительную . Закрепила в правовом смысле появление нового государства Российской Федерации со всеми его чертами - республиканской формой правления, федерализмом, высоким статусом личности (права и свободы), демократическим политическим режимом; установила новую для России систему органов государственной власти;

- организационную . Упорядочила отношения между органами государственной власти, отношения внутри федерации, перевела противостояние между ветвями власти в конституционное русло, дала импульс обновлению всей правовой системы.

- идеологическую . Закрепив в своих нормах новые общественные отношения, способствовала смене идеологии от марксистско-ленинской коммунистической, культивируемой КПСС и Конституциями СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., к идеологии эффективности рыночных отношений в экономике, многообразия форм собственности, идеологического и политического плюрализма, демократии, признания общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека;

- информационную . Дала народу России и внешнему миру информацию о РФ, ее политической и экономической системе, формах правления и государственного устройства, статусе личности и т. д.; стабилизирующую укрепила зарождающиеся новые отношения собственности, федерализм, идеологическое и политическое многообразие, парламентаризм и иные ранее не свойственные стране общественные отношения.

Конституция – основной закон. Регулирует основы общественного и государственного устройства, права и свободы граждан; структуру, полномочия порядок формирования высших государственных органов, их взаимодействие. Принимается как правило, в результате референдума(Павлова) Конституция – основной закон гос-ва, имеющий учредительный, основополагающий характер, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы отношений между человеком и обществом, между государством и обществом, а также основы организации самого гос-ва. Свойства конституции : 1. верховенство. 2. прямое действие (конституция – правовой акт, действует на всей территории и на всех лиц). 3. принимается и изменяется в особом порядке (стабильность). 4. гарантом конституции является президент (обязан исполнять и защищать конституцию). 5. конституционный контроль со стороны конституционных судов (решение споров и определение компетенции гос.органов, субъектов федерации и т.д.; проверка НПА на соответствие конституции).

Способы принятия конституций:

- октроирование – адекватен постфеодальному периоду, предоставление права осуществлять властные полномочия (бывает внешнее и внутреннее – суть дар); - референдум – согласуется с понятие конституции как акта осуществления учредительной власти, невозможно обсуждение, внесение поправок в проект; - принятие парламенто м – наиб. распространен, конституция – акт, посредством которого все органы гос. власти наделяются полномочиями, в этом случае нарушается аксиома «никто не может быть судьей в собственном деле», квалифицированное большинство голосов, прочие усложнения процедуры принятия; - принятие конституантой – наиболее адекватен, конституанта – представительный орган, хорошо функционирующий, позволяет детально обсудить проект. Иногда конституция принимается органом, созданным на основе парламента.

Виды конституций:

Писаные;

Неписаные – строго, нельзя относить к нормативным актам, совокупность разных актов (законы, обычаи, прецеденты) – наиболее яркий пример – Великобритания.

Кодифицированные;

Некодифицированные – совокупность конституционных законов – конституция Албании 90-х годов.

Жесткие – изменения вносятся в усложненном порядке;

Гибкие – изменения вносятся в порядке простых законов.

Еще один вариант: сложно вносить поправки или относительно просто изменить положения.

Правовые – исходящие из принципа прав и свобод человека;

Неправовые.

Обоснование высшей юридической силы конституции.

1.реальные – порядок осуществления полномочий реализуется на практике; чьи нормы в подавляющем большинстве закрепляют сложившиеся общественные отношения, получающие воплощение в социальной практике

2.фиктивные. чьи нормы в подавляющем большинстве закрепляют еще не сложившиеся общественные отношения или те общественные отношения, которые не находят воплощения в социальной практике.

Зинковский : Конституция – это нормативный акт высшей юридической силы в данном государстве. Это означает, во-первых, что при нормативных коллизиях приоритет отдается Конституции, а во-вторых, учитывается содержательный критерий – Конституция регулирует основополагающие общественные отношения (форму государства, правовой статус человека и гражданина и т.д.).

Все же, на современном этапе парламентский способ принятия конституции применяется чаще. Его недостатки частично устраняются следующими ограничениями: Принятая парламентом федеративного государства конституция или поправки к ней должны быть ратифицированы определенным числом субъектов федерации.Как правило, в конституциях часто содержится запрет на изменение или отмену некоторых положений парламентским способом.В конституции может быть признана обязательность проведения референдума для изменения или отмены каких-либо ее положений.При принятии конституции или изменений к ней парламентом может быть предусмотрен роспуск парламента.



Просмотров