Конституционные основы народовластия и государственного суверенитета. Конституционное право. Проведение публичных меропри я тий

– волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона , его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Элементы народовластия в РФ: 1) коллективный субъект – граждане РФ; 2) объект – власть.

Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие – это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии: 1) референдум ; 2) выборы ; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления , инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления .

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.

В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть: 1) способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

1) высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ , городские думы и т. д.);

2) единоличные органы (Президент РФ , президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ , Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия: 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

В ст.3 Конституции РФ закреплены сущностные признаки такого понятия, как "власть народа, определен конституционный механизм ее реализации, названы наиболее важные по своей социальной значимости и роли институты прямого властвования народа, сформулированы конституционные гарантии легитимности власти народа.

Власть народа - народовластие есть выражение фактической и юридической принадлежности всей власти народа.

Власть присуща всякой общности людей. Общение между людьми является необходимым для социального существования человечества. Чтобы регулировать это общение, и необходима власть.

Понятия "суверенитет" и "власть" органически взаимосвязаны. В науке конституционного права выделяют три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. Суверенитет - это верховенство,независимость и самостоятельность государственной власти. Среди трех видов суверенитета центральное место принадлежит народному суверенитету, который определяется как верховенство и полновластие народа.

Суверенитет народа - это конституционный принцип организации и функционирования власти народа.

В основе власти народа лежит его воля, реализуемая через различные формы - государственные и негосударственные. Поэтому не случайна конституционная формула: "единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Именно воля народа придает качество легитимности государственной власти, всем ее формам.

Конституционное права, рассматривая категорию "народ" как носителя суверенитета и власти, в то же время различает и категории: " население страны", "народ в государственно-правовом смысле ", " избирательный корпус".

Народ в государственно-правовом смысле - это совокупность физических лиц, имеющих правовую связь с государством в виде гражданства.

Фактическое население включают всех проживающих на территории государства - как собственных граждан, так и лиц, не являющихся гражданами России. Фактическое население может в количественном отношении быть как равно, так и превышать народ.

Более узкой конституционно-правовой категорией является категория "избирательный корпус ", включающая лишь российских граждан, обладающих избирательной првосубъектностью.


Народ осуществляет свою власть через различные формы демократии и систему органов публичной власти. В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную (прямую) демократию.

Конституция РФ в ч.2 ст.3 закрепила следующие формы осуществления власти народа: непосредственное волеизъявление; через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Принципиальная особенность нынешней конституционной системы власти народа состоит в том, что выделяется такой канал ее осуществления, как органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление есть не только одна из формул осуществления народовластия в РФ, оно одна из основ конституционного строя России, это неотъемлемый элемент и институт российской демократической государственности.

Действующая конституция России четко обозначила: необходимо различать конституционную систему власти народа (ч2 ст3) и конституционную систему государственной власти. Народ осуществляет, как известно, свою власть в двух формах демократии: прямой и представительной. Последняя реализуется прежде всего через представительные учреждения и другие выборные органы. Долгие годы в литературе утверждалось и советская конституционная практика это подтверждала, что главной формой осуществления власти народа является представительная форма демократии. Ныне утверждать так- неверно по существу и некорректно по форме. Сведения прямой формы осуществления власти народа к положению второстепенной, вспомогательной объективно принижаете ее роль и значение. Это противоречит и конституционному принципу суверенитета народа. Путем прямой демократии представительная форма получает юридические полномочия от народа на осуществление государственной власти, то есть она конституируется.

Эффективное осуществление власти народа возможно при сочетании прямой и представительной

Рассмотрим принципы, которые наиболее чётко отражают демократичность государства.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ). Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления. Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.

«Власть» представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - категория социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и её осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении), исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. В демократическом государстве единственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст. 3, п. 4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Действующая Конституция РФ устанавливает три главные формы осуществления народом власти: непосредственную демократию (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное Собрание, законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации) и органы местного самоуправления. Российская Федерация признаёт и гарантирует местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа - референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народные обсуждения важных вопросов государственной жизни, законопроектов.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам - форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении народовластия посредством выделения из своей среды путём голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления, принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах.

Главное в выборах - это то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления, принадлежащей народу власти.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право - право не просто человека, а гражданина.

Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Федеральное Собрание (однако, избирался населением Совет Федерации только первого созыва), законодательные органы субъектов федерации. Избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время, таким образом, избирается и ряд должностных лиц: Президент Российской Федерации, президенты республик в её составе, главы администраций, мэры городов.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Важная форма непосредственного народовластия - референдум. «Высшим непосредственным выражением власти народа,- указывается в Конституции РФ (ст.3), - являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону от 7 июля 1995 года « О референдуме Российской Федерации», референдум - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум РФ проводится на всей территории Российской Федерации. Референдум Российской Федерации (Всероссийский референдум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

На референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решения о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ.

Вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Решения, принятые Всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских референдумов, могут проводиться республиканские (республик в составе РФ), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т. д.

Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей - народных депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы её субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу.

Очень большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, прежде всего Президент РФ. Институт всенародно избираемого Президента - действенное средство реализации народного суверенитета. Через него народ также оказывает воздействие на государственный аппарат в целях осуществления своей воли; именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, которая осуществляется исполнительной властью.

Ещё одна форма осуществления народовластия - органы местного самоуправления .

Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Самоуправление осуществляется местным населением - составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне - выборы, референдумы и через органы местного самоуправления.

Местное самоуправление относится к числу важнейших проявлений демократизма Российской Федерации. «В Российской Федерации,- сказано в ст. 12 Конституции РФ,- признаётся и гарантируется местное самоуправление».

Местное самоуправление неразрывно с демократией, поскольку в основе демократии, как формы государства и способе правления, лежит идея политической свободы, проявляющаяся в результате распространения принципа самоопределения и самоуправление не только на отдельного человека или народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан.

В современных условиях в Российской Федерации под местным самоуправлением понимаются право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел и контролировать их. Все рассмотренные главные организационно-правовые формы осуществления народовластия взаимосвязаны, должны служить реализации суверенитета народа - единого и единственного конституционного источника власти в стране.

Введение

Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть упорядочивает социальные отношения с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха и т.д.

Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность.

Основной целью осуществления народовластия в России является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функционирование в соответствии с волей многонационального народа органов представительной демократии, а также непосредственное принятие самим народом решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества.

Конституция РФ, закрепив положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (п. 3 ст. 3 Конституции РФ). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) / Собрание законов Российской Федерации. М.: АСТ, 2009. Данное положение включено в главу об основах конституционного строя Российской Федерации.

Цель работы - изучение понятия народовластия и особенности его реализации в Российской Федерации.

Рассмотрение сущности и конституционных основ народовластия.

Рассмотрение понятия демократии

Сущность и конституционные основы народовластия

общество народовластие демократия

Народовластие - один из существенных элементов демократии в ее общепринятом понимании. Оно в основном тождественно более употребительному в конституционном праве понятию народного суверенитета. В политической и государственно-правовой теории "социалистических" стран часто не проводится различия между понятиями "народовластие" и "демократия".

В зависимости от субъекта, осуществляющего власть, различают понятия государственной власти и народовластия. Суверенитет народа означает народовластие, при котором источником и носителем власти является народ, участвующий в осуществлении государственной власти. В соотношении понятий суверенитета государства и суверенитета народа именно суверенитет народа является понятием первичным. Суверенная воля народа обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства. Декларация прав и свобод человека и гражданина. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991, N52, Ст. 1885.

В зарубежных странах принцип народного суверенитета традиционно толкуется как принцип правления по воле большинства и связывается с демократическим политическим режимом и формами демократии.

Демократия, как и государство, является исторической категорией. Ее понятие сложилось еще в античном мире, а после победы буржуазных революций в XVII--XIX вв. демократия повсеместно стала входить в политическую практику крупных промышленных держав (Великобритании, США, Франции). Понятию демократии в науке всегда придавалось различное толкование, поэтому не удивительно, что всегда существовало множество взаимоисключающих концепций о ней. Одни авторы понимали под демократией метод осуществления государственной власти, другие определяли как форму государства, третьи делали упор на классовый характер демократии, четвертые понимали под демократией формы осуществления власти и т. д. Различные подходы к пониманию демократии вызвали к жизни концепции «плюралистической демократии» Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 479 с., «компромиссной демократии» Карл Шмитт Политическая теология. - М.: КАННОН-ПРЕСС-Ц, 2008. 127 с., теории правящей элиты, плебисцитарной демократии и др.

«Классическая буржуазная демократия, -- пишут французские юристы Ф. и А. Демишель и М. Пикемаль, -- означает, что суверенитет принадлежит народу. Институты и власть во Франции / А. Демишель, Ф. Демишель, М. Пикемаль; пер. с фр., ред. М. А. Крутоголов. - М. : Прогресс, 1977. - 232 с. Разумеется, революционная буржуазия XVIII в. стремившаяся ограничить право участия в выборах, не сразу осознала все последствия, вытекающие из данной идеи. Авторы конституций ограниченных монархий и разного рода республик изобрели термин «национальный суверенитет» лишь для того, чтобы избежать употребления ясного и четкого термина «народный суверенитет». Нюанс этот важен и не сводится к простой игре слов. Если суверенитет принадлежит народу, то все граждане, в своей совокупности его составляющие, обладают частью этого суверенитета, что предполагает всеобщее избирательное право. Если же сувереном является нация -- абстрактное юридическое лицо, чье существование не зависит от составляющих его индивидов, -- то она может по своему усмотрению доверить определенному кругу лиц право избирать национальное представительство, другими словами, становится юридически возможным введение ограниченного избирательного права».

По мнению авторов, «понятие национального суверенитета представляло собой теоретический барьер, возведенный против всеобщего избирательного права. Тем не менее и это понятие имело прогрессивное значение. Оно позволило вернуть суверенитет социальным коллективам и тем самым опровергнуть ранее господствовавшую доктрину, согласно которой источником суверенитета являлась некая внешняя власть и он вверялся одному человеку (монарху божьей милостью). Основным условием демократии стало следующее: коллектив не может управлять собой, если он сам не обладает суверенитетом».

Приведенная выдержка позволяет увидеть прямую взаимосвязь понятий демократии, народного и национального суверенитетов, а также заметить разницу в значении источника власти -- монарха либо народа. Кроме того, авторы отмечают, что демократия приравнивалась к выборам, тогда как формам непосредственного участия народа в управлении отводилась крайне незначительная роль.

Процесс управления, т.е. принятия решений по воле большинства в странах Западной Европы получил развитие в соответствующей концепции правления большинства. Обосновывая свое понимание этой концепции, французские ученые отмечают, что, когда возникает необходимость принять решение, то только число голосов может служить надлежащим критерием при осуществлении выбора между различными мнениями. Любое мнение имеет свою ценность. Преобладание в определенный момент сторонников той или иной точки зрения служит основой для принятия решения. В данном случае единственный критерий -- количество. Однако оно не придает победившей точке зрения какой-то особой ценности. Это означает, что меньшинство, бесспорно обязанное подчиняться закону, может, несмотря ни на что, продолжать отстаивать свою точку зрения и после голосования, так как сам факт его поражения никак не умаляет ее действительной ценности.

Английская исследовательница-политолог Д. Пиккла считает, что «демократичной является та система правления, которая дает возможность, во-первых, выявлять мнение максимального числа людей о том, как страна должна управляться и, во-вторых, обеспечивать, чтобы те, кто избран, делали то, чего хотят избиратели, или чтобы их можно было заменить, если они не делают этого, в период между выборами». Другой английский ученый К. Берч отмечает, что «британская демократия никогда не отвечала критерию «правления народа». Если бы демократия, -- пишет К. Берч, -- определялась как «правление народа», то британскую политическую систему невозможно было бы считать демократией. Коток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. М.: Стэлла 1964. 82 с. Теоретически в Великобритании, по его мнению, принята модель представительной демократии, т.е. такая модель, в рамках которой политическая власть концентрируется в руках «свободно избираемых членов палаты общин».

Реалистическое описание британской демократии должно основываться на признании того факта, что ответственность за государственное управление находится в руках правительства, которое не делит право принятия решений ни с парламентом, ни с народом. Вместе с тем, К. Берч утверждает, что, хотя современная Великобритания не является парламентской демократией, она конечно представляет собой демократическую систему, поскольку отвечает другому критерию демократии -- это существование в Англии правительства, способного учитывать общественное мнение в процессе принятия им решений, а гарантией ограничения бесконтрольной власти правительства, считает К. Берч, является установление ответственности правительства перед парламентом.

Профессор Фрейбургского университета, член Федерального конституционного суда ФРГ Конрад Хессе дает следующее определение свободного демократического строя: это «такой государственно-правовой способ правления, который, исключая любое насилие и произвол, основывается на самоопределении народа по волеизъявлению большинства, на свободе и равноправии» Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.:Издательство НОРМА, 2008. - 425 с.. При этом к основным признакам такого строя он относит: уважение к конкретизированным в Основном законе правам человека, прежде всего к праву на жизнь и свободное развитие, народный суверенитет, разделение полномочий, ответственность правительства, опирающаяся на закон исполнительная независимость судов, принцип многопартийности и равенство возможностей для всех политических партий с правом согласно конституции на оформление и деятельность оппозиции.

Как видно, автор определения дает самое широкое современное понимание демократии, которое и нашло свое конституционно-правовое закрепление в Основном законе ФРГ. «Вся государственная власть исходит от народа», -- гласит ст. 20 Конституции ФРГ, а сама Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством. Основной закон ФРГ, по мнению К. Хессе, при решении в пользу демократии создает не абстрактную доктрину, отделяемую от настоящего общества, а конкретное устройство сегодняшней исторической действительности. Демократия не может исходить из исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется так, как это указано в Конституции.

Раздел второй Политической Конституции Мексиканских Соединенных Штатов Конституционное право зарубежных стран. Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. М.: Норма, 2004. -- 832 с. содержит главу, посвященную национальному суверенитету и форме правления. В ст. 39 указано, что национальный суверенитет полностью и изначально принадлежит народу, а вся государственная власть исходит от народа и учреждается для его блага. Подобные примеры конституционных установлении можно продолжить, но основная идея ясна: принципы народного и национального суверенитета, демократии, свободы и равенства, которые закрепляют конституции различных государств, представляют собой те общечеловеческие ценности, те идеалы, к которым стремится народ каждой страны.

Анализ конституционных установлении позволяет обнаружить как общие, так и особенные черты национальных форм демократии в современных государствах и обществах.

Еще совсем недавно в советской юридической литературе при сравнении демократии буржуазной и социалистической упор делался на их противопоставление. Теперь стоит практическая задача переосмысления и нового анализа всего комплекса проблем демократии, общества и государства.

Кроме того, многие годы в советской науке и практике вопросы народовластия рассматривались только сквозь призму государственной власти. Это приводило к преувеличению роли, возможности и пределов государственно-правового вмешательства в общественную жизнь, недооценивались самоуправленческие начала в управлении экономическими и социальными процессами.

Сегодня для российской науки и практики назрела объективная необходимость разумного сочетания и разграничения государственно-властного руководства и народного самоуправления. Именно в этом направлении развивается российская политическая система. Становление системы местного самоуправления, дополняющей структуры государственной власти, позволит наиболее эффективно решать конкретные вопросы экономического, политического, социального и культурного строительства в России.

Существенный вклад в этот процесс вносит наука конституционного права России, а законодательные (представительные) органы Российской Федерации ведут активный поиск традиционных и новых форм самоуправления. Зиновьев А.В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России. М.: БЭК. 1995. - № 5. С. 166

Степень развития самоуправления зависит от степени развития демократии в обществе. Чем демократичнее общество, тем более широко в нем развиты начала самоуправления. По мнению Ю.И. Скуратова, самоуправление -- есть высшая цель и одновременно особая форма развития и организации демократии, а отличие демократии от самоуправления заключается, по его мнению, в том, что самоуправление более полно и непосредственно воплощает основные принципы управления обществом". Скуратов Ю.И. Концепция народного суверенитета и современное конституционное право. - Ростов-на-Дону: Рост. ВШ МВД РФ. 2006. 84-94 с.

Осуществление власти народа предполагает существование в каждом государстве определенного механизма властвования. В зависимости от форм волеизъявления народа в науке и конституционно-правовой практике обычно различают непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию.

Суверенитет народа - это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличить реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опытных демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени. Отсюда исключительна важность правовой детализации принципа суверенитета народа, создание надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав и свобод человека и гражданина - самое важная их этих гарантий

На мой взгляд, народовластие в настоящее время необходимо РФ, т.к. народовластие - это общая воля всех. А исходя из этого мы уже можем говорить о настоящем демократическом государстве.

В РФ единственный источник власти - народ.
Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.
Элементы народовластия в РФ: 1) коллективный субъект - граждане РФ; 2) объект - власть.
Формы народовластия.: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов ре-гулирования общественной жизни.
Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.;. 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.
Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия - выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.
В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть: 1) способами принятия обязательного и окончательного
решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.
Представительная демократия (народовластие) - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Органы представительной демократии:
высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);
единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).
В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются пред-ставительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.
Формы косвенного народовластия: 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.
ческой политики, ограничение монополий в экономической деятельности, производстве.
Социальные гарантии в РФ устанавливаются в целях обеспечения в РФ общественного благополучия, благосостояния граждан РФ. В связи с этим РФ гарантирует выплату социального содержания нуждающимся членам общества в силу их состояния здоровья и материальной обеспеченности. Социальное содержание в виде установленных федеральными законами пособий и иных выплат может предоставляться как работающим гражданам, так и не работающим (если отсутствие работы у лица связано с безработицей, болезнью, инвалидностью, вдовством, старостью и т. д.).
Социальные пособия могут быть: 1) по временной нетрудоспособности; 2) по безработице; 3) семьям, имеющим детей; 4) по беременности и родам.
Социальная сущность российского государства напрямую связана с правом каждого на социальное обеспечение.
Государственное социальное обеспечение - установленные федеральным законодательством РФ в целях осуществления заботы государства о гражда-нах государственные пенсии и социальные пособия.
Социальные выплаты устанавливаются для следующих категорий граждан: 1) пенсионеры (по достижении мужчинами 60 лет, а женщинами - 55 лет); 2) нетрудоспособные (временно или постоянно), инвалиды и т. д.; 3) потерявшие кормильца; 4) имеющие детей и др.
Невмешательство РФ в экономические отношения страны не означает полной свободы субъектов рыночных отношений. Конкуренция должна быть здоровой, запрещается установление в той или иной экономической сфере монополий, государство не должно оказывать поддержку какому бы то ни было субъекту экономических отношений, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
ния, что обеспечивает реализацию принципа многопартийности в РФ.
Идеологическое многообразие включает в себя: 1) свободу идей и убеждений граждан; 2) политический плюрализм и свободу политических организаций; 3) религиозную свободу.
Свобода идей и взглядов граждан РФ выражается во всеобщем праве самостоятельно определять свое мировоззрение и недопустимости устанавливать какие-либо ограничения в зависимости от этих идей и взглядов.
Политическое многообразие (плюрализм) -
наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности в государстве, выраженное в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и т. п. в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т. д. "3*
В настоящее время совокупность политических "*"" партий России представлена значительным числом политических партий и политических объединений, преследующих различные цели. Политическое многообразие предполагает свободу граждан в выборе формы участия в политической жизни страны. Все граждане РФ вправе: 1) создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями; 2) вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии; 3) участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами; 4) беспрепятственно выходить из политических партий.
Религиозная свобода предполагает право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.



Просмотров