Кому можно встать на очередь по улучшению жилищных условий. Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий

Улучшение жилищных условий... Разве найдется хотя бы один на свете человек, который бы ни разу не хотел этого? Кому-то финансы позволяют купить квартиру, построить новый прекрасный дом или хотя бы сделать ремонт. А кому-то все это недоступно. Многие граждане России живут буквально «на головах» друг у друга. Нередки случаи, когда в однокомнатной квартире площадью в тридцать квадратных метров живут от четырех и более человек. Такие семьи вполне могут рассчитывать и надеяться на улучшение жилищных условий. Рассмотрим, кто же имеет право на помощь государства.

Все эти категории граждан могут встать в очередь на улучшение жилищных условий. Но есть также люди, которые имеют право получить минуя очередь. Это дети-сироты, тяжелобольные люди с хроническими заболеваниями, проживающие в которое может стать опасным.

Чтобы встать на учет и в дальнейшем иметь возможность улучшить условия своего проживания, необходимо предоставить паспорт, выписку из план квартиры из БТИ, данные финансового счета, документ о регистрации собственности или справку, подтверждающую ее отсутствие, медицинские документы при необходимости. По прошествии определенного времени комиссия примет решение о признании или непризнании гражданина нуждающимся в получении жилья.

Государство оказывает помощь различными способами. Так, существуют программы по улучшению жилищных условий. К ним относится не только жилья, но и ряд других. Например, социальная ипотека, субсидии на улучшение жилищных условий, покупка жилья не у коммерческих организаций, а у города с рассрочкой. Большой популярностью пользуется программа, нацеленная на обеспечение достойным жильем молодых семей, где возраст каждого из супругов не больше 35 лет. Также всем известно такое понятие, как «материнский капитал». Одним из направлений его использования как раз может быть улучшение жилищных условий семей с двумя и более детьми. Деньги по этому сертификату могут быть потрачены на приобретение квартиры или дома, погашение основной суммы долга или процентов по кредиту, участие в долевом строительстве…

К сожалению, обеспечить жильем всех нуждающихся просто не представляется возможным. Очереди ожидающих улучшения условий проживания растягиваются на годы, несмотря на то, что строительство новых объектов недвижимости стремительно набирает обороты. При этом количество людей, которым нужно новое жилье, с каждым годом также стремительно растет.

(в ред. Законов г. Москвы от 17.12.2003 N 76,

от 08.12.2004 N 83)

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия улучшения жилищных условий москвичей с помощью города.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий

1. Граждане имеют право:

1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:

социального найма;

найма (коммерческого найма);

безвозмездного пользования;

2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

используя безвозмездные субсидии;

с рассрочкой платежа;

используя ссуду на возвратной основе;

по другим законным основаниям.

2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.

3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно.

Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 2. Норма постановки на учет

1. Норма постановки на учет - размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.

При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.

В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.

Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.

Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:

1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;

2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;

5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;

6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;

7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;

8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет;

9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет;

10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет.

2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы.

Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения" вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Глава 3. УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства

1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы по месту жительства.

2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы.

3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной власти города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления.

5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке.

6. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.

Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:

1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы;

2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий;

3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;

4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;

6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.

2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.

3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.

4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:

1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий

1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий.

2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;

2) обмен жилого помещения;

3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;

5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;

6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях:

1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;

2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве

Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.

Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы

1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе Москве, которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из городского жилищного фонда, осуществляются по решению администрации совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзными комитетами), действующим в учреждениях на основании коллективного, иных договоров работников с администрацией предприятий и учреждений.

Наравне с работниками вышеуказанных учреждений на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, оставившие работу в этих учреждениях в связи с уходом на пенсию.

2. Решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по месту работы утверждается решением исполнительного органа государственной власти города Москвы.

3. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, могут состоять по их желанию на учете и по месту жительства при соблюдении правил, установленных настоящим Законом.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 9. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения", имеют право на обеспечение жилыми помещениями в первую очередь.

3. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:

1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с законодательством;

Статья 10. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

2. Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек.

3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка сведений о наличии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществляется жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями.

Указанные действия учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий.

При совершении гражданами либо членами их семей гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, размер предоставляемого гражданам жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади.

При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма граждане подтверждают, что доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает уровень, установленный законом города Москвы.

4. В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения:

1) граждане снимаются с учета;

2) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет;

3) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане подлежат обеспечению по соответствующему договору с учетом дохода семьи и требований федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан;

4) жилое помещение предоставляется гражданам в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются по их заявлению жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

6. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

7. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья, устанавливается правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления.

8. Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

9. Граждане, в отношении которых принято решение об улучшении жилищных условий, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти, осуществляющие предоставление жилых помещений, с заявлением о предоставлении жилого помещения свыше нормы предоставления.

При наличии у жилищных органов таких жилых помещений они предоставляются:

По договору социального найма в случае превышения нормы предоставления на семью до 9 квадратных метров общей площади;

По договору найма (коммерческого найма) в случае превышения нормы предоставления на семью свыше 9 квадратных метров общей площади при соблюдении общих требований к уровню дохода семьи;

По договору безвозмездного пользования независимо от размера превышения нормы предоставления.

10. По желанию граждан жилое помещение предоставляется с учетом размера общей площади занимаемого ими жилого помещения. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности.

11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения.

В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене.

12. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых помещений.

13. Освободившиеся жилые помещения, в том числе в квартирах коммунального заселения, предоставляются гражданам в порядке улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством.

Статья 11. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

1. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты или однокомнатной квартиры совершеннолетними гражданами, кроме супругов, а также лицами разного пола старше 9 лет.

2. Не допускается предоставление разным семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.

3. Жилые помещения предоставляются с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Сроки, предусмотренные законодательством города Москвы для обеспечения жилыми помещениями тяжелобольных граждан, сокращаются для граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и впоследствии получивших право на первоочередное улучшение жилищных условий по состоянию здоровья.

Порядок сокращения сроков обеспечения вышеуказанных тяжелобольных граждан ежегодно устанавливается законом города Москвы.

В настоящем Законе к тяжелобольным гражданам отнесены лица, перечень заболеваний которых установлен правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 12. Права граждан, ранее принятых на учет

1. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона:

1) сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма;

2) имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий по договору коммерческого найма, договору безвозмездного пользования при соблюдении общих положений (уровень дохода, положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан);

3) имеют преимущественное право на приобретение жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуды на возвратной основе, рассрочки платежа.

2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.

Глава 5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

С ПОМОЩЬЮ ГОРОДА

Статья 13. Приобретение гражданами жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий и ссуд на возвратной основе

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получить ссуду на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.

Статья 14. Приобретение гражданами жилых помещений с рассрочкой платежа

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с законодательством города Москвы.

2. После государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

НЕ ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 15. Право граждан на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения предоставить взамен занимаемого жилого помещения жилое помещение меньшего размера в пределах социальной нормы.

2. Замена производится гражданам, занимающим жилое помещение:

1) на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на праве собственности, по договору мены.

3. Замена жилого помещения не допускается, если в результате ее граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 16. Право граждан на замену жилого помещения по состоянию здоровья

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

2. При наличии согласия граждан замена производится:

1) на равнозначное по общей площади жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены.

3. Граждане, в отношении которых решение о необходимости замены жилого помещения было принято до введения в действие настоящего Закона, сохраняют это право.

4. Решение о необходимости замены гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 17. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:

1) ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством;

2) отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на возвратной основе на его приобретение) при наличии согласия всех проживающих в квартире.

Выкуп жилого помещения в квартире коммунального заселения осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы;

3) отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма.

В этом случае жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения размером менее социальной нормы на каждого проживающего.

При отсутствии граждан, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей части, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам в порядке, установленном законодательством города Москвы;

4) в иных случаях, установленных законодательством.

Статья 18. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не являющихся жителями города Москвы

Лица, не являющиеся москвичами, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 19. Заключение договора, дающего право пользования жилым помещением

1. Договор, дающий право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, заключается собственником этого жилого помещения либо управомоченным им лицом с гражданами, которым предоставлено жилое помещение, на основании решения исполнительного органа государственной власти города Москвы.

2. Порядок и условия заключения договора, дающего гражданам право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, устанавливаются правовыми актами города Москвы.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении порядка и условий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления гражданам жилых помещений, предоставления гражданам денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений с помощью города, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу постановление Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве".

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

Приложение 1

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕЛЕНИЮ

НЕСКОЛЬКИМИ СЕМЬЯМИ (КОММУНАЛЬНОМУ ЗАСЕЛЕНИЮ)

1. Однокомнатные квартиры.

2. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа.

3. Квартиры из двух изолированных комнат, одна из которых имеет жилую площадь менее 9 квадратных метров, при условии, что доля общей площади квартиры, приходящаяся на эту комнату, составляет менее 16 квадратных метров общей площади.

4. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для проживания в соответствии с правовыми актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

Приложение 2

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.

Приложение 3

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДАЮЩИХ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ,

СТРАДАЮЩИМ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых актах:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 214 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты";

циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 "Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью".

Возможно ли улучшение жилищных условий в России за счёт государства? Ответ на этот вопрос однозначен – возможно. Существуют специальные жилищные программы, нацеленные на помощь молодым и малоимущим семьям, реализованы привилегии для бюджетников и военных.

В рамках действующих программ, семьи, нуждающиеся в более благоустроенном жилье, могут улучшить условия своего проживания или приобрести новую квартиру. Для этого требуется лишь официальное признание семьи нуждающейся. Разберём этот процесс более подробно.

Кому это выгодно?

В первую очередь самим гражданам. Учитывая темпы роста цен на недвижимость в 2018 году, можно с уверенностью сказать, что самостоятельно приобрести квартиру большинству нуждающихся семей просто не по карману. Особенно если говорить о недвижимости в Москве и других крупных городах.

Поэтому правительство оказывает всестороннюю помощь в решении квартирного вопроса. В частности, выдаёт субсидии, которыми можно покрыть от 30 до 45% стоимости жилья. Сертификаты выдаются при определённых условиях, которые мы обсудим чуть позже.

Во вторую очередь, жилищные программы выгодны в плане государственных интересов. Например, стимулируется улучшение демографии в стране. Согласитесь, что высокая рождаемость возможна лишь в условиях комфортного проживания.

Если молодая семья ютится в общежитии, желание заводить много детей отпадает напрочь. Поэтому в Москве и других городах действуют социальные программы, призванные помогать молодым семьям.

Кроме того, это способствует развитию строительного рынка, стимулирует ипотечное кредитование и положительно сказывается на сфере ЖКХ. Многие семьи, попадающие под действие программы на улучшение жилищных условий, предпочитают не улучшать имеющееся жильё, а приобретать квартиры в новостройках. Учитывая, что государство компенсирует лишь часть суммы, остальные средства обычно берут в банке, путём ипотечного кредитования на льготных условиях.

Кто может рассчитывать на поддержку государства?

Как улучшить жилищные условия? Нужно встать на государственный учёт, так называемую «очередь на жильё». Претендовать на улучшение условий проживания в 2018 году могут такие категории граждан:

  • многодетные семьи;
  • участники локальных войн и вооружённых конфликтов;
  • семьи, занимающиеся воспитанием детей-инвалидов;
  • ветераны войны и труда.

Обратите внимание, что это льготные категории граждан, которым субсидии предоставляются в первую очередь. В порядке общего учёта возможно получение субсидии на улучшение жилищных условий для бюджетников, военнослужащих, малообеспеченных семей и детей-сирот.

Чтобы получить помощь в улучшении жилищных условий, мало собрать документы и получить номер очереди. Необходимо признание чиновниками статуса нуждающейся семьи .

Претендовать на улучшение условий проживания можно при соблюдении таких требований:

  1. . Если износ несущих конструкций здания составляет более 70%, жильцы дома могут написать заявление в администрацию города о желании участвовать в социальной программе на улучшение жилья. Кому это доступно, приведено выше.
  2. Малогабаритное жильё. Если квартира не соответствует прописанным в законе нормам, семья вправе претендовать на более комфортные условия проживания. В нашей стране на душу населения должно приходиться не менее 18 квадратных метров жилой площади.
  3. Коммунальная квартира или общежитие. Жильцы указанных объектов недвижимости могут получить более комфортное жильё, при условии, что они имеют постоянную прописку.

Как видите, критерии отбора довольно жёсткие, что существенно ограничивает круг желающих получить субсидии.

Как воспользоваться своим правом?

Разобравшись с теми, кто имеет право на расширение жилищных условий, поговорим о том, как этими правами воспользоваться. Нуждающиеся на улучшение жилищных условий . Затем создаётся административная комиссия, которая проверяет, действительно ли лицо подавшее заявление нуждается в улучшении условий проживания.

Каждое такое заявление рассматривается отдельно. Если семья признаётся нуждающейся, ей выделяют субсидии на улучшение жилищных условий.

Учитывая тягу чиновников к бюрократии, одного заявления будет мало. Какие документы нужны, чтобы получить сертификат? Вот примерный перечень:

  • паспорт лица, подавшего заявление и документы всех членов семьи. Представляется оригинал и ксерокопии всех страниц;
  • свидетельства о рождении всех членов семьи, и документ, подтверждающий нахождение в законном браке;
  • ксерокопия или оригинал трудовой книжки, заверенный руководителем предприятия;
  • справка о доходах;
  • документы о техническом состоянии жилого помещения, или справка, подтверждающая отсутствие в собственности жилья;
  • письменное согласие на обработку и проверку персональных данных.

Полученный сертификат (если чиновники дадут добро) можно использовать на расширение и улучшение уже имеющегося жилья, покупку другой квартиры, индивидуальное строительство и погашение ипотечного кредита.

Полученный сертификат действителен в течение шестимесячного срока с момента получения. Если за указанный период, субсидия не израсходована по целевому назначению, средства возвращаются в федеральный бюджет . Закон допускает повторное получение сертификата. Какие документы нужны для этого, мы приводили выше. Семья заново собирает все справки и занимает очередь на улучшение жилищных условий.

Доступные программы

Как улучшить жилищные условия? Нужно принять участие в одной из государственных программ, пользующихся поддержкой правительства. Такие программы можно разделить на социальные и федеральные. Рассмотрим каждое направление.

Социальные программы

Среди социальных программ, нацеленных на улучшение условий проживания, можно выделить следующие:

  1. Стройотряд. Это программа, нацеленная на помощь молодёжи в покупке собственного жилья. Суть заключается в следующем: отработав на строительстве 150 рабочих смен, человек получает право приобрести жильё по его реальной стоимости, без рыночных накруток. В результате стоимость квадратного метра падает практически в 3 раза. Единственный недостаток направления: стройотряды действуют лишь в Екатеринбурге и Воронеже.
  2. Ипотека с государственной поддержкой. Чтобы получить льготный процент по кредиту на покупку жилья, человек должен отстоять в очереди на квартиру около 10 лет. Такая программа доступна для бюджетников, молодых и . Первый взнос по такому кредиту погашается субсидией от государства. Учитывая, что правительство выделяет 30-45% от стоимости жилья + льготное кредитование, сделка становится выгодной.

Федеральные программы

Федеральные программы предлагают более богатый выбор нуждающимся в улучшении условий проживания. Вот основные программы:

  1. «Молодым семьям – доступное жильё». В рамках этой программы, можно рассчитывать на приобретение жилья в рассрочку и погашение части суммы средствами сертификата. Молодая семья без детей получает 30% субсидии, с детьми – 35-40%.
  2. «Помощь матерям». Материнский капитал — это тоже одна из государственных программ, которая поможет улучшить жилищные условия.
  3. «Ипотека для военных». Чтобы военнослужащие смогли проживать в комфортных условиях, им на счёт ежемесячно поступает определённая сумма, которую можно расходовать на расширение имеющегося жилья, или приобретение другой квартиры.
  4. «Для бюджетников». Рассчитана на помощь молодым учителям. Принять участие в программе может педагог, имеющий трудовой стаж не менее одного года. Субсидия может расходоваться на приобретение жилья на первичном/вторичном рынке. Размер перечислений – 20% от стоимости недвижимости. Обратите внимание, что лица, участвующие в это программе, не имеют права расторгать трудовой договор в течение пяти лет.
  5. «Жителям села». Программа рассчитана на привлечение молодых специалистов для работы в сёлах. Обычно это единоразовое перечисление в размере 1 000 000 рублей. Участвовать в программе могут лица, не достигшие 35 лет и заключившие трудовой договор сроком на 5 лет.

Как видите, возможностей улучшить жилищные условия довольно много, но не все имеют об этом представление.

Остались вопросы? Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста:

В России действует много государственных социальных программ по поддержке различных слоев населения.

В их число входит и ряд программ, которые призваны обеспечить жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В разных регионах нашей страны порядок получения данного статуса имеет свои особенности.

Но в целом он регулируется отечественным законодательством, в главной степени Жилищным Кодексом Российской Федерации (ЖК РФ), а также различными федеральными и региональными законами, президентскими указами и правительственными постановлениями.

Законодательный аспект вопроса

Граждане, проживающие в условиях, не соответствующих нормам, могут получить поддержку от государства двумя способами: в виде денежного пособия или собственно нового жилья, удовлетворяющего нормативам жилищного обеспечения.

И в том, и в другом случае вначале надо приобрести статус этого самого нуждающегося, чтобы обеспечить себе место на получение государственной помощи.

Согласно ЖК РФ при обеспечении жилищной площадью используется несколько видов норм :

  1. Норма предоставления – минимальная величина, которая используется для определения площади жилого помещения, передаваемого государством нуждающемуся гражданину в пользование. Документально оформленный процесс предоставления площади называется договором .
  2. Учетная норма – минимальная величина жилплощади, которая применяется для расчета степени обеспеченности граждан жилой площадью при постановке их на учет как нуждающихся в жилье.

Обе величины устанавливают органы местного самоуправления , руководствуясь различными факторами, в частности состоянием и структурой жилого фонда субъекта РФ, возможностями по его увеличению. Поэтому эти нормы в разных регионах страны различаются и иногда в значительной степени. Даже в пределах одного региона эти цифры могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от ряда факторов, в том числе и от вида занимаемой жилплощади – собственная квартира, частный дом или комната в коммунальной квартире.

Так, например, в Москве норма предоставления равняется 18 кв. м, в Ярославле – 17 кв. м, в Воронеже она варьируется от 14 до 18 кв.м. Учетная норма для москвичей составляет 10 кв. при проживании в квартире или доме и 15 – в коммунальной квартире, в Ярославле – 12 кв. м, в Воронеже – 11 кв. м. Многие регионы РФ в вопросе определения величин учетной нормы и нормы предоставления руководствуются величиной этих параметров в Москве.

Чтобы претендовать на получение от государства лучших условий для проживания, гражданин должен проживать на площади, по размеру меньшей, чем это положено по закону. Кроме того, ряду граждан предоставляется возможность получить жилье в первую очередь или без очереди. В их число входят люди, пользующиеся различными социальными льготами.

Кто может претендовать на данную господдержку

По факту улучшения условий проживания государство может предоставлять денежную помощь на приобретение жилья или собственно жилье. В качестве жилья может рассматриваться отдельная квартира, дополнительная комната или квадратные метры.

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий и встать на учет, вступив таким образом в очередь на получение или жилья, могут не все.

Согласно ЖК РФ эти граждане должны соответствовать одному из следующих критериев :

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий можно на основании как одного критерия, так и их совокупности.

Кроме того, чтобы иметь возможность получить данный статус, нужно иметь местную прописку и проживать в течение определенного времени по месту прописки. Срок при этом устанавливается муниципалитетами самостоятельно.

При наличии соответствующих льгот некоторым гражданам жилье предоставляется в первую очередь . К ним относятся:

  • , лишившиеся обоих родителей;
  • пострадавшие от последствий аварии на АЭС в Чернобыле и их ликвидации;
  • больные туберкулезом в открытой форме;
  • государственные служащие, получившие должность прокурора.

Законодательством предусмотрено предоставление социального жилья вне очереди сразу после постановки на учет. Такую привилегию получают следующие лица:

  • специальные категории (например, судьи);
  • лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, не являющиеся членами семьи, но проживающей с ними на одной площади;
  • лица, помещенные на длительное стационарное лечение, впоследствии отказавшиеся от врачебной помощи и желающие иметь собственное жилье, но не имеющие возможности вернуть недвижимость, в которой жили до попадания в стационар.

Этот перечень можно пополнить рядом категорий лиц, установленных в качестве льготных, государственным законодательством и местными органами самоуправления.

Также рядом федеральных законов установлены категории граждан, которые имеют право на получение к имеющейся или получаемой от государства жилплощади определенное количество квадратных метров дополнительно. В их число входят:

  1. Люди с инвалидностью;
  2. Люди со званием Героя Социалистического труда, Героя труда РФ, Героя СССР, имеющие орден Трудовой Славы третьей степени;
  3. Сотрудники Следственного Комитета РФ, федеральные судьи и судьи Конституционного Суда РФ;
  4. Сотрудники полиции и военнослужащие в звании полковника, генерала;
  5. Ученые, имеющие степень и др.

Определенные привилегии при получении социального жилья также имеют , семьи, семьи , погибших при исполнении и семьи с .

Порядок признания статуса

Чтобы встать на учет и получить место в очереди на получение социального жилья, прежде всего необходимо собрать комплект документов.

Состав этих документов не установлен законодательством, в каждом субъекте РФ муниципалитет самостоятельно принимает решение по этому вопросу. Некоторые данные орган, в котором осуществляется постановка на учет, запрашивает самостоятельно путем межведомственных запросов из соответствующих организаций.

Собранный комплект можно предоставить в местные органы администрации в соответствии с пропиской или в многофункциональный центр . В некоторых случаях, установленных законодательством, становиться на учет можно и не по месту регистрации. При подаче бумаг гражданин заполняет специальное заявление с просьбой о принятии на учет. Заявитель получает на руки расписку, где приведен перечень принятых от него и через межведомственные запросы документов с указанием подтвержденной даты предоставления.

Рассмотрение заявления длится не более 30 дней , отсчитанных от даты предоставления документов. Если заявление подается через многофункциональный центр, 30 дней отсчитываются с момента предоставления пакета документов в этот центр.

После принятия решения в течение трех дней заявитель уведомляется об этом в письменной форме. В положительном ответе заявителю сообщается присвоенный ему порядковый номер в очереди соискателей на улучшение жилья, в отрицательном – указываются обоснованные причины отказа. При несогласии с принятым решением заявитель может обратиться в суд для обжалования.

Порядок учета граждан, желающих получить улучшенное жилье, законодательно определяется каждым субъектом страны в отдельности.

Пакет документов

При желании встать в очередь на получение улучшенной жилой площади, нужно собрать достаточно объемный пакет документов :

При проживании в жилище, полученном от работодателя, или в общежитии, дополнительно нужно подготовить:

  • трудовую книжку;
  • акт о признании жилья несоответствующим условиям проживания;
  • ходатайство работодателя о предоставлении улучшенных жилищных условий.

Для ускорения процесса оформления лучше заранее уточнить состав требуемых документов.

Многие российские граждане нуждаются в улучшении условий проживания и немногие имеют возможность самостоятельно реализовать эту потребность. Государство готово помочь им в этом. Пусть придется потратить много времени и сил, но желаемого результата добиться вполне реально.

О работе службы, отвечающей за учет граждан с неудовлетворительными условиями проживания, смотрите в следующем видеосюжете:

Возможность снизить расходы на улучшение своих жилищных условий – уже давно не миф, а реальность! О том, как встать в очередь на улучшение жилищных условий, к кому обращаться и какие документы предоставлять, расскажут юристы нашего портала.

Реалии нашей современной жизни таковы, что мы давно уже перестали верить в чудеса. Поэтому, когда мы слышим о том, что можно улучшить свои жилищные условия без особых затрат - относимся к таким заявлениям крайне скептически, и упускаем реальную возможность снизить расходы на получение или улучшения своего жилья. А между тем, российское законодательство наравне с правом получать , действительно предусматривает возможность принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, что регламентируется нормами Жилищного кодекса РФ.

Основание для постановки на учет

В соответствии с ЖК РФ основанием, по которому гражданин может быть признан нуждающимся в жилье, является договор социального найма жилых помещений. К нуждающимся относятся:

  • граждане, не являющиеся нанимателями и собственниками жилого помещения;
  • граждане, члены семьи законного нанимателя по договору соц.найма, не обеспеченные нормативной площадью проживания, рассчитанной на одного человека;
  • граждане - наниматель и семья нанимателя жилья, чье жилье на момент подачи заявления было признано аварийным - не отвечающим требованиям и нормам российского законодательства;
  • граждане - наниматель жилья или члены его семьи, которые проживают на одной жилплощади с людьми, страдающими хроническими заболеваниями и совместное проживание является невозможным по санитарным нормам.

Семья нанимателя жилья - родители, супруги, дети, родственники, а также граждане, которые проживают на общей жилплощади совместно и ведут общее хозяйство.

Чтобы встать на очередь на улучшение жилищных условий, необходимо собрать список документов, написать заявление и обратиться в органы местного самоуправления. Остановимся на каждом пункте более подробно.

Список документов, необходимых для постановки на учет:

  • заявление о постановке на учет по улучшению жилищных условий;
  • документ, удостоверяющий личность лица, встающего на очередь;
  • план квартиры, оформленный в БТИ;
  • выписка из домовой книги;
  • справка о задолженности по жилищным и коммунальным платежам;
  • документ, подтверждающий статус малоимущего;
  • справка о наличии или отсутствии собственности на помещение жилого значения;
  • справки о состоянии здоровья, о статусе сироты и т.д. при необходимости.

Заявление о постановке на учет по улучшению жилищных условий совсем не похоже на . Документ составляется в соответствии с инструкцией о порядке формирования и ведения учетных дел очередников. Его образец можно увидеть на стендах соответствующих организаций. В заявлении обязательно указываются: жилищные условия на момент подачи документов, время проживания на жилплощади по месту регистрации; льготы, если таковые есть, на внеочередное и первоочередное предоставление жилья.

Вне очереди улучшение жилья предоставляется гражданам, чье жилье является непригодным для проживания, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями, а также детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, первоочередниками являются многодетные семьи.

Теперь разберемся куда обращаться, чтобы встать на улучшение жилищных условий. Согласно Жилищному кодексу РФ следует обратиться в органы местного самоуправления по месту регистрации лиц, претендующих на постановку на учет на улучшения жилищных условий. То есть с заявлением и собранными документами необходимо придти в жилищный отдел Администрации Вашего района.

После того, как все необходимые документы будут переданы в соответствующие органы, последует проведение проверки жилья, по завершению которой будет составлен акт обследования жилищно-бытовых условий. Указанный акт будет являться основанием для принятия окончательного решения о постановке на учет либо отказе в постановке, который выносится Постановлением соответствующего органа. Однако, решение может быть обжаловано гражданином - в суде или Управлении Департамента жилищной политики.

Особые условия для многодетных семей

На сегодняшний день существует ряд государственных программ по улучшению жилищных условий, многие из них нацелены на улучшение жилищных условий для многодетных семей, которые относятся в категории первоочередников.

Для того, чтобы встать на очередь по улучшению жилищных условий многодетной семье и стать участником федеральной или региональной программы, в семье должно быть трое и более несовершеннолетних детей или детей, не достигших возраста 23 лет и обучающихся в ВУЗе на дневном отделении (последнее условие не для всех регионов). К общему списку документов будет необходимо приложить - копии свидетельств о рождении детей и справку, дающую семье статус малоимущей (оформляется в органах социальной защиты) при необходимости.

Анастасия

Живу в городе Саратов с мужем и 2 детьми в коммунальной квартире 36 м площадь, в аварийном доме уже третий год. Прописаны второй год. Купили за мат. капитал и кредит. Могу ли я встать на очередь по улучшению жилишных условий? И играет ли роль сколько времени прописаны в Саратове? До этого были прописаны в Саратовской области, но жили в Саратове. Вот уже более 10 лет.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анастасия! Можете. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ проживание в аварийном доме является основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Вы можете встать в очередь в независимости от времени проживания на территории города.

Оксана

Здравствуйте. Я собственник комнаты в 5-ти комнатной коммунальной квартире, площадью 11кв.м.Проживаю и зарегестрирована я с ребёнком, ребенку 1.1год(не в браке, не работаю) . Есть ещё двое детей дочь 25 лет и сын 19 лет учиться в академии на дневном, но в другой стране. У меня диагноз окология. Могу ли я подать документы на улучшение жилищных условий?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Оксана! Надо смотреть по документам, сколько у Вас квадратных метров приходится на человека, так как при определении нуждаемости в жилье учитывается общая площадь жилого помещения, а не только жилая. В зависимости от того, сколько по документам Вам принадлежит квадратных метров общей площади, можно будет сказать, имеете Вы право на постановку в очередь или нет.

Антонида Родникова

Добрый день у меня такая ситуация я в 2015 году получила жильё прописалась там одна я когда можно будет провотизировать в коком году? Там щас живёт женщина врачь по договору по бумагам временно нам так предложили ждать.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте! Приватизировать можно только жилье по договору социального найма. Если у Вас не такой договор, то приватизировать не получится. Поэтому смотрите, по какому основанию Вас вселили в квартиру.

Геннадий

Здравствуйте подскажите пожалуйста у моей жены дом 31 кв метров нас прописано 6 человек мы многодетная семья положено нам улучшение желая. Приходили к нам отказали

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Геннадий! По всем нормам у Вас крайне низкая обеспеченность жильем на каждого члена семьи. Но надо помнить, что встать на очередь могут только малоимущие граждане, которые признаны в таковом статусе. Скорее всего, причина кроется именно в этом. Также надо смотреть причину отказа, которая указана в документе об отказе. С учетом этого можно будет планировать дальнейшие действия.

Лидия

Здравствуйте. Я,муж и двое наших детей проживаем в ведомственном жилье,но прописаны в нем только я и наши дети.За счет материнского капитала мы приобрели дом в деревне. В нем 50 кв.м и прописаны в нем мой муж и его родители.Собственниками этого дома являемся я,муж и наши дети.В ведомственном жилье я когда-то оказалась в статусе переселенцы в 1997 г.,но как мне кажется по причине не отметок каждый год мыочередь на кв. потерялипросто я не знала,что нужно отмечаться.Сейчас,чтобы нас не выселили с ведомственного жилья,нужно стоять в очереди на улучшение жилищных условий.Имеем ли мы с семьей на это право?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Лидия! Тут есть много факторов. Сначала Вы должны быть признаны малоимущей семьей, то есть на каждого члена Вашей семьи должно приходиться дохода ниже прожиточного минимума, который есть в Вашем регионе. Также необходимо смотреть метраж жилья, которым Вы владеете на праве собственности или являетесь нанимателем. Обычно для постановки в очередь нужно, чтобы метраж был не менее 8-9 метров на одного человека.

Галина

здравствуйте!через какое время можно снова подать документы на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Галина! Все зависит от оснований отказа. Если он связан с намеренным ухудшением заявителем своих жилищных условий, то снова обратиться за постановкой на учет можно только через пять лет. В остальных случаях обращаться можно после устранения обстоятельств, которые стали основанием для отказа.

Любовь

Здравствуйте. Оренбургская область.Подскажите пожалуйста нам, у нас такая ситуация сейчасмы я, муж и двое детей, один из детей имеет инвалидность проживаем в доме общая площадь 36 кв.м, жильё в моей собственности, выдано было по соц.найму как сироте до брака, обращалась в администрацию они отказывается принимать документы, ссылаясь на то что смысла нет в постановке, т.к жил.площадь в собственности. Такой вопрос, может ли муж встать на очередь как нуждающийся в улучшении жилищных условий? Или как молодая семья? У мужа нет никакой жил.площади. Заранее Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Любовь! Если муж прописан в доме, то в зависимости от существующей в Вашем населенном пункте учетной нормы, муж может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Но перед этим он также должен быть признан малоимущим.

Юлия

Здравствуйте, я с сыном проживали с родителями в доме, 4 месяца назад дом сгорел, администрация ничем не помогла, взяли кредит строим заново дом. Вопрос в том что я хочу встать на очередь на жилье, дело в том что муж в местах лишения свободы. Как мне быть что бы встать на жилье с ребенком, разводиться и вставать или можно без развода встать на очередь?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Юлия! Для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не требуется разводиться, так как на учет ставится конкретный человек, а не семья.

Ирина

Здравствуйте,Мы с мужем и двумя детьми проживаем с родителями в 52 как метров, пытались встать на очередь как молодая семья,нам отказали потому что муж зарегистрирован во Владивостоке а я в Хабаровске,нам сказали чтобы встать на очередь нам нужно быть зарегистрированными по одному адресу вместе не менее трёх лет, ипотеку взять не можем Так как муж пока работает один,я сижу дома по уходу за ребенком до трёх лет, живём в 10 кв, вчетвером,к кому нам можно обратиться чтоб хоть как то получить жилье?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Ирина! К сожалению, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Вас не поставят, так как на каждого из проживающих в квартире приходится более 10 кв. метров, что больше учетной нормы.

Анна

Здравствуйте. Такая ситуация, мы с ребёнком прописаны в селе в смоленской обл в доме барачного типа которому лет уже 70. У мужа временная регистрация в Ленинградской области. Домв котором мы прописаны с ребёнком в аварийном состоянии, печное отопление, нет водопровода и туалета. В администрации нам предлагают практически такое же жильё без удобств и с необходимостью практически капитального ремонта в таком же бараке 70 лет назад построенном объясняя, что жильё в селе другого нет. Можем ли мы, как-то встать на очередь на денежную субсидию? Чтобы купить нормальное жильё в ипотеку. Куда обращаться и какие нужны документы? Заранее спасибо!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анна! Законодательство не предусматривает такой возможности, как выделение нуждающимся денежной субсидии из бюджета. По закону можно только ждать предоставления жилья.

Екатерина Ларина

Здравствуйте.У меня такая ситуация.Я имею одну четвертую долю в квартире родителей.По документам это 11.7 кв.м. На моей доле прописана моя дочь 8 лет. Имеем ли мы право на постановку на очередь в улучшении жилья? Или имеет ли право моя дочь на получение жилья от государства? Заранее спасибо за ответ.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Екатерина! При 11 кв. метрах Вы с дочерью имеете безусловное право на постановку в очередь на улучшение жилищных условий. Для постановки на очередь также требуется, чтобы Вас признали малоимущей в связи с имеющимися доходами.

Руслан

Здравствуйте. В 2008 моя мать брат и сестра получили квартиру в приватизации которой я не участвовал, с тех пор я обзавелся семьёй и жить формально негде, сам прописан более 10 лет в СПб супруга прописана в Ростове, можем ли мы с детьми встать на очередь в СПб? И нужна ли для этого ей и детям прописка в СПб? Спасибо заранее.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Руслан! Конечно, Вы можете сами встать на очередь и поставить детей в Санкт-Петербурге при наличии всех необходимых условий в соответствии с законодательством РФ.

Михаил

Здравствуйте подскажите я с гражданской супругой и ребёнком проживают в квартире 64кв. по соц. найму в которой прописано 11человек у сожительницы есть частный дом в собственности моя сестра стоит уже на очереди на квартиру. Могу ли я тоже встать на очередь?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Михаил! При указанных жилищных условиях есть все основания для постановки Вас на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Варвара

Здравствуйте! Мы с мужем хотим воспользоваться программой Молодая семья, для этого нужно встать в очередь на улучшение жилья. Я прописана в СПб в муниципальной 4 к. кв. вместе с 8 родственниками с большим долгом за ком. услуги, в собственности ничего нет. А у мужа была в собственности комната, но мы ее продали в этом году и пока он нигде не прописан. Подскажите, пожалуйста, может кто-то из нас встать в очередь?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте! Лучше будет, чтобы на очередь попытались встать Вы, так как у Вас более веские основания для этого. Мужу могут отказать, так как он считается намеренно ухудшившим свои жилищные условия.

Ольга

Добрыйдень, я и моя дочь стоим в о череде в Москве с 2001 года. Мой муж нуждается в медицинской квоте, и чтобы получить ее в Москве ему нужна Московская прописка сам он прописан в Туле. Могу ли я прописать его в квартире, при этом не терять место в очереди?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Ольга! Вы можете потерять место в очереди, если у Вашего мужа есть в собственности жилье. Тогда его квадратные метры будут делиться на Вас и дочь.

Надежда

Добрый день.Мы с мужем и ребенком прописаны в квартире родителей площадью 43кв м. На территории Ленинградской области, все проживаем там на основании договора соц.найма. в собственности ни мы, ни родители жилплощади не имеем. Муж является ветераном боевых действий. Когда встал вопрос об улучшении жилищных условий ветерану, т.е. хотели подать заявление от имени мужа, нам сообщили что для того чтобы получить жилье, необходимо чтобы заявитель официально работал по месту прописки мы с мужем работаем в городе СПб. Правомерны ли действия администрации в данном случае?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Надежда! К сожалению, по действующему законодательству ветераны боевых действий не имеют никаких льгот при получении жилья. Постановка их на очередь осуществляется в общем порядке. С учетом этого обстоятельства мотивировка отказа местом работы является незаконной, так как не основана на положениях жилищного законодательства.

Елена

Добрый день! У моей мамы есть собственность в Вологодской области-28,5м2, квартира-43м2 и так же она является собственником комнаты в коммунальной квартире, в которой я и 2 моих ребёнока прописаны вместе с мамой. По этому нас не ставят на очередь, ссылаясь, что у моей мамы есть собственность. Если же она выпишется из комнаты и подарит мне комнату, то на нас все равно будет распространяться наличие у неё домика в деревне и квартиры? P.S. ямать-одиночка.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Имущественное положение матери вообще не должно оказывать влияние на постановку на очередь по улучшению жилищных условий. Значение имеет только наличие у Вас в собственности жилья и проживание в качестве члена семьи собственника. Плюсом, Вы должны быть еще признаны малоимущей.

Елизавета

Здравствуйте.я мать одиночка,многодетная,трое детей несовершеннолетних.живу у сожителя,в в собственности есть комната не в которой живу квартире,в той квартире в которой моя долядругие собственники еще.я не работаю,статус малоимущей.могу ли я встать в очередь на улучшение жил.условий?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елизавета! Теоретически можете, если полагающееся на Вас и членов Вашей семьи количество квадратных метров будет меньше установленной нормы.

Марина

Добрый день! Я с тремя детьми и бабушкой прописаны в квартире 45 м. Собственницей квартиры является моя мама. Проживаем в Москве. Мой муж прописан в МО. Можем ли мы рассчитывать на постановку на очередь по улучшению жилищных условий?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Марина! Можете рассчитывать, так как в Москве учетная норма составляет 10 кв. метров общей площади на одного проживающего в квартире человека.

Катя

У моей бабушки дом 77.кв. М. в этом доме прописано 7 человек и 1 временно у меня два ребенка могу ли я встать на получения квартиры от адменистрации

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Екатерина! Все будет зависеть от того, какие нормы по обеспеченности жильем действуют в Вашем населенном пункте. Везде нормы для постановки на учет разные.

Ольга

Добрый день!Я живу в Волгоградской области,замужем и у мужа есть доля в квартире 1.4 часть в 50 м.мне с братом по наследству досталась квартира 32 кв.метра мы собственники но у брата есть еще в собственности жилье.могу ли я подать на улучшению жилищных условий.И если могу то куда мне обращатся так как проживаю в районом поселке и строительство здесь не идет.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Ольга! Оснований для постановки на учет нет, так как Вы обеспечены жильем выше учетной нормы, которая обычно не превышает 12 кв. метров на человека. С учетом половины квартиры, доставшейся по наследству, и права на пользование жилым помещением, в котором Вы прописаны, скорее всего, получится больше 12 метров.

Светлана

Здравствуйте! Мы проживаем в Москве в квартире по договору соц. найма. На общей площади в 54.8 кв.м зарегистрированно 8 человек. Я, мой муж, трое наших несовешеннолетних детей, мой брат, моя мама и папа, которые в разводе уже много лет. Все мы, за исключением одного моего ребёнка прописаны на этой площади более 10 лет. Никто из нас другого жилья не имеет, в собственности некаких жилых помещений или доли жилого помещения и нежилого ни у кого тоже нет. Пытались встать на улучшение жилищных условий 2 раза и каждый раз получали отказ, мотивированный, не полный пакет документов. Решили собрать третий комплект документов, более полный, но тут мой брат пошёл в отказ. Сказал что больше некаких справок собирать не будет, ему ничего не надо и его всё устраивает как есть. Скажите, ну неужели в законе не прописано никаких пунктов учитывая такие обстоятельства, когда из всех зарегистрированных на одной площади не все хотят её улучшать, и что же теперь из 8 человек 7 желающих улучшить станут заложниками одного нежелающего? Какбыть? Я с мужем и тремя детьми занимаю всего лишь одну комнату. Мы многодетная, малоимущая семья. Некакие программы типа молодая семья нам не подходят, ипотеку не потянем, доходы не позволяют. Почему мы я, муж и дети не можем подать документы на очередь, или можем? Может всё же есть какой то пункт в законе о котором мы не знаем, учитывая нашу ситуацию?



Просмотров