Классный час «История флага России. Государственные символы России (сценарий классного часа)

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №7»

Классный час по теме:

«Флаг России»

Ягфарова Юлия Раисовна

учитель класса со сложной

структурой дефекта

I квалификационной категории

2015 год

Классный час по теме: «Флаг России»

Цель: Воспитание чувства патриотизма через осознание значения государственных символов РФ.

Задачи:

Расширить представление о понятии «флаг».

Развитие интереса к истории России; знакомство учащихся с историей Государственного флага России.

Формирование чувства патриотизма, гражданственности.

Оборудование:

Государственный флаг России, презентация.

Ход мероприятия:

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, о стране, в которой живем о символе нашего государства – флаге.

Россия…

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…

Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом “Русь”!

Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим емким словом «Родина». Это слово с детства знает каждый. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Отношение народа к Родине выражено в пословицах, стихах, песнях.

Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

Жить - Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без родины - что соловей без песни.

Родная земля и в горсти мила.

Наша родина Россия, большая великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные - это наша страна, наша Родина. У каждого государства есть свои государственные символы.

Символы России… что это такое? (Ответы учащихся).

Где и когда мы с ними сталкиваемся? (Ответы учащихся).

Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля, леса, кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи.

Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают его характер. Есть они и у России. Это герб, гимн и флаг. И сегодня мы с вами поговорим об одном из них - о флаге.

Флаг в переводе с греческого языка означает «сжигать, озарять, гореть».

Сколько на земле государств, столько и существует флагов. У каждого государства свой флаг. И все они разные: одноцветные и многоцветные, в полоску и в узорах, со звездами и с крестами. Каждый знак, фигура, цвет, полоса имеет свое значение. У каждого флага своя история, своя судьба. Сегодня мы узнаем историю российского флага.

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос. Цвета российского флага выбраны не случайно. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность. Эти цвета были цветами русской православной церкви. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.

Государственный флаг – важный символ страны. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части черную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа. Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. День государственного флага Российской Феде рации торжественно отмечается 22 августа.

Как это не удивительно, но современный Государственный флаг Российской Федерации пришел к нам из глубины веков.

История появления флагов неразрывно связана с историей военного дела. В русских землях знамена (называвшиеся на Руси «стягами») были известны с глубокой древности. Как правило, на стягах изображались лики Спасителя либо святых покровителей княжества, города либо самого князя. Собственные стяги имели каждая дружина и каждый полк. Первое из дошедших до нас описаний русского стяга, относится к знамени Дмитрия Донского, бывшего с князем во время Куликовской битвы. Согласно источникам победа была одержана под красным знаменем с ликом Спасителя.

С тех пор стяги с изображением лика Христа-Спасителя в качестве великокняжеских знамен получили большое распрост ранение на Руси.

Но первое свое государственное знамя Россия обретает лишь в царствование Алексея Михайловича в 1668 году. Своим появлением оно было обязано началу строительства русского флота. Флаг имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре равные части-крыжи. Первый и четвертый были белые, второй и третий – красные.

В 1693 году по указу Петра 1 на российских кораблях стали поднимать бело-сине-красный флаг, с золотым двуглавым орлом посередине «Флаг царя Московского». Позднее, в 1705 году, царь издал указ, что этот флаг применять на торговых судах, а на военных судах – Андреевский флаг (голубой крест на белом поле). Несмотря на то, что Пётр I разработал за свою жизнь огромное количество флагов, государственный флаг Российской империи им так и не был установлен.

В 1858 году в царствование императора Александра II был утвержден новый государственный флаг – черно-желто-белый триколор. Цвета флага соответствовали цветам на гербе и означали: черный – землю, желтый – золото, белый – серебро. Таким образом, флаг гербовых цветов стал первым, официально утверждённым государственным флагом России.

На протяжении второй половины 19 века среди историков велись споры, какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или чёрно-жёлто-белый. И император Александр III 28 апреля 1883 года "Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях" распорядился использовать исключительно бело-сине-красный флаг.

Последний российский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи.

И этот флаг просуществовал он до революции 1917 года.

После Октябрьской революции роль государственного флага в первые месяцы советской власти выполняло прямоугольное красное полотнище, не имевшее никаких надписей или эмблем.

А 13 апреля 1918 года официальным флагом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики было провозглашено красное знамя с серпом и молотом и красной звездой над ними.

Красное полотнище означает героическое прошлое нашего народа, серп и молот – союз рабочих и крестьян, красная пятиконечная звезда – символ Советской армии. Такое красное знамя водрузили советские солдаты над Рейхстагом в Берлине в знак победы над фашистской Германией.

Флаг ССР просуществовал до 1991 года. Он был заменен уже хорошо известным бело-сине-красным триколором.

Все меняется, все возвращается на свои круги. Наш государственный флаг гордо реет над нашей страной. Государственный флаг России – наша гордость, символ независимости и величия нашей Отчизны. Он символизирует нашу необъятную Родину с ее непростой судьбой, ее славным прошлым. Долг каждого гражданина - оберегать честь нашего флага.


Литература

    Амусина Л.М.Славься, Отечество!-//газета «Последний звонок»,№4, 2006 г.

    Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.

3. Картинки для презентации из ресурсов Интернет.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Государственные символы России (сценарий классного часа) Цели: формирование патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений обучающихся. Форма: классный час - размышление. Устич Т.А. Информация к размышлению. Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Подготовительный этап. Необходимо подготовить: текст Конституции РФ (для каждой группы); изображения гербов России (для каждой группы); флаг РФ; герб РФ; видеофрагмент о необъятных просторах нашей страны (2-3 мин.). Для организации и проведения классного часа необходимо разделить класс на группы по 5-6 человек. Каждая группа готовиться к классному часу в течение 2-х дней. Все вопросы для команд записываются на карточке. Оформление доски. На доске должны быть записаны: Тема; маршрут занятия; информация к размышлению; иллюстрации герба и флага РФ. Ход классного часа Вступительное слово учителя. Учитель сообщает тему и маршрут занятия: познавательная станция, исследовательская станция, практическая станция. По ходу занятия он объявляет остановки на каждой станции. Учитель обращает внимание на информацию к размышлению и предлагает вернуться к ней в конце урока.

2 Познавательная станция. Учитель сообщает детям о необъятных просторах нашей Родины. Под просмотр видеофильма читается стихотворение И. Северянина Слова солнца: Много видел я стран и не хуже её Вся земля мною нежно любима. Но с Россией сравнить?... С нею сердце моё, И она для меня несравнима! Вопрос классу: Как вы думаете, какова основная идея данного стихотворения? Затем учитель организует обмен мнениями учащихся по вопросам: - Какие государственные символы вы знаете? - Как вы думаете, когда появляется интерес к изучению символики государства? Рассказ учителя: К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн в XIX в. Исследовательская станция. Задание для групп 1. - Что такое Конституция? (Это основной закон государства.) - Найдите в Конституции ст. 70. Давайте зачитаем её. Чему посвящена эта статья? (Государственным символам.) 1. ГЕРБ 1) Сообщение подготовленного ученика об истории российского герба. Слово герб пришло в русский язык в XVI XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает наследство. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба стабильность, постоянство в употреблении. Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб о принадлежности его владельца к определённому сословию. Герб может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца. Поэтому герб, как правило, официально утверждается высшей властью. Откуда же возникла эмблема двуглавого орла на Руси? Первоначально историки думали, что Русь заимствовала её из Византии. Как знак императорского двора двуглавый орёл украшал ткани, одежду и обувь императоров и придворных. Особую популярность приобрела эта эмблема при императорах династии Палеологов. Возможно, двуглавый орёл являлся их родовой эмблемой. Его изображение можно увидеть на рукописном Евангелии, принадлежавшем Дмитрию Палеологу.

3 В Риме орёл почитался с древнейших времён. По преданию, именно орёл, этот вестник богов, предсказал Тарквинию Древнему обретение царской власти. Распространённость эмблемы двуглавого орла на Балканах привела учёных к мысли, что именно из этого региона орёл мог попасть на Русь. Но, самое интересное, двуглавый орёл встречался и на самой Руси, причём задолго до 1497 г. Двуглавый орёл призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. В этом качестве он и продолжил свою историю на Русской земле. В XVI XVII вв. в Московском царстве использовались две государственные печати Большая и Малая. Они отличались размерами, расположением эмблем и надписями, но на обеих сохранились изображения всадника и двуглавого орла. На Большой государственной печати всадник помещался на груди двуглавого орла. На Малой печати всадник и орёл изображались на двух сторонах. В конце 1530-х гг. двуглавый орёл приобрёл более воинственный вид, Его начали изображать с раскрытыми клювами и высунутыми языками. В геральдике такая эмблема называется вооружённый орёл. На печати Лжедмитрия I орёл изображён с поднятыми вверх крыльями, а над его головами две короны, между которыми третья, большего размера. На печатях царя Михаила Фёдоровича крылья орла опустились, над головами орла помещались три короны. В первой половине XIX в. изображение российского герба вновь изменилось. Возникло два типа государственного герба. На первом орёл с распластанными крыльями держал на груди московский герб в щите изящной, заострённой кверху формы. Над головами орла помещалась корона. В лапах этот орёл иногда держал в одной пучок молний и факел, а в другой лавровый венок. Второй тип герба орёл с поднятыми крыльями, увенчанный тремя коронами. Щит с московским гербом на его груди обрамлялся цепью ордена Андрея Первозванного. А на крыльях орла 6 щитков гербами наиболее важных земель, название которых входили в императорский титул. Последнее изменение государственного герба в дореволюционный период состоялось в гг. Александр III принял выполненные художником А. И. Шарлеманем Большой, Средний и два Малых герба. Наличие трёх типов государственного типа герба объясняется тем, что они изображались на печатях, скреплявших разные по своей значимости документы. 2) Чтение стихотворения учеником, подготовленным заранее. Везде орёл, везде с ним слава! Везде он гордый, впереди Крестом увенчана держава, Святой Георгий на груди (М. Шереметьев) Вопрос для групп: О каком орле идёт речь в этом четверостишии? (О двуглавом орле на гербе России.) Учитель: Возрождение Российского государства повлекло неизбежное возвращение исконных российских символов, так безоглядно преданных забвению в советский период. История создания герба огромна. Символы безымянны, они не знают авторства, их создаёт сама история. Возвращение двуглавого орла на герб России произошло в 1993 году Указом Президента РФ от г. Автор эскиза герба художник Государственной герольдии при Президенте РФ Е.И.Ухналёв.

4 Задания для групп 2. 1) Рассмотрите изображения образцов гербов России. Расположите их в хронологической последовательности. ОТВЕТ: большая государственная печать 1577г., большой государственный герб Российской империи 1882г., первое изображение герба Советской России, Государственный герб РСФСР, Государственный герб СССР, Государственный герб Российской Федерации. 2) Определите, какие изменения происходили с гербом в разные времена. 3) Опишите современный российский герб. 2. ФЛАГ 1) Сообщение подготовленного ученика об истории российского флага. Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. B гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия России. Предстояло выбирать флаг для корабля. Флаг той или иной страны показывал, что данное судно принадлежит именно ей, является её территорией. Флаг служил опознавательным знаком корабля, а государство тем самым обозначало, что корабль находится под его защитой. К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. Все они отличались несложным изображением и простой расцветкой, поскольку было важно, чтобы они были узнаваемы издалека. Обычно расцветка флага включала две-три полосы. Цвета полос соответствовали цветам государственных или династических символов страны. Именно от морских флагов берут начало многие государственные флаги. В апреле 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета, но как именно располагались эти цвета на первых российских флагах не известно.

5 Одни исследователи полагают, что флаг состоял из четырёх частей. Синий крест делил полотнище по вертикали и горизонтали, а белый и красный цвета располагались в шахматном порядке. По краям полотнища шла красная кайма. В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг бело-сине-красное полотнище. 11 декабря 1993 г. в преддверии принятия новой Конституции президент России подписал указ О государственном флаге Российской Федерации. В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага. Российский триколор возник, вероятно, по голландскому образцу. Красный цвет, цвет крови, как бы обозначал земной мир, синий небесную сферу, белый божественный свет. Красный цвет считался символом отваги и мужества, а также был синонимом красивого. Голубой цвет был символом Богоматери. Белый цвет олицетворял мир, чистоту, благородство. Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием. 2) Рассказ учителя: когда же появился трехцветный российский флаг? В 1693 г. на корабле в Архангельске Пётр I поднял флаг царя Московского. Его официальное описание таково: верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчал двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия. Под этим флагом путешествовало по Европе Великое посольство, снаряжённое Петром 1 в гг. В 1690 г. бело-сине-красный флаг стал символом Российского государства. Это интересно: чтобы легко запомнить расположение цветов на флаге, нужно всего лишь запомнить слово БЕСИК (бело-сине-красный). Задание для групп 3: Что, по вашему мнению, символизируют цвета флага? ОТВЕТ: 1) древнее понимание строения мира: внизу физический, выше небесный, ещё выше мир божественный. Переосмысливая сверху вниз: Вера, Надежда, Любовь; 2) белый воздух, синий вода, красный огонь; 3) Красный символ мужества и отваги, голубой символ Богоматери, белый мир, чистота, благородство. Учитель: Указом Президента РФ от г. О государственном флаге РФ были установлены официально белый, синий и красный цвета флага. 22 августа День Государственного флага РФ. 3. ГИМН 1) Сообщение подготовленного ученика об истории гимнов России.

6 Гимн - слово греческого происхождения, оно означает торжественную, хвалебную пеню. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем. В Древней Руси торжественные церемонии проходили под торжественные песнопения. В эпоху Петра I зазвучали торжественные канты светские гимны, исполняющиеся на церковный манер. При Петре I появился первый военный марш, который стал неофициальным гимном России. Первый официальный государственный гимн появился после победы русского оружия над наполеоновской армией. В 1813 году в Петербурге впервые исполнили Песнь русскому царю, автором которой был известный поэт, переводчик, ученый-филолог А.. Х.Востоков на мелодию английского гимна Боже, храни короля! В 1815 году появился новый текст песни под названием Молитва русских: Боже, царя храни! Славному долги дни Дай на земли!... Автором этих строк был замечательный поэт В.А.Жуковский. Через 2 года Жуковский дополнил текст двумя строфами, а окончательный вид гимн приобрел в 1833г., благодаря офицеру и композитору А.Ф.Львову. Гимн Львова звучал везде и в армии, и во время гражданских торжеств. Он стал государственным гимном Российской империи. Россия знала еще несколько мелодий, ставших её неофициальными гимнами. Одна из них принадлежит гению русской музыки М.И.Глинке, автору оперы Жизнь за царя: Славься, славься, наш русский царь, Господом данный нам царь-государь!... В феврале 1917 г. вместе с монархией ушел в прошлое и старый гимн. На улицах звучали совсем другие песни, и главное место среди них заняла Марсельеза. В 1875 году народник П.Л.Лавров написал текст на русском языке: Отречемся от старого мира! Отряхнем его прах с наших ног! Нам враждебны златые кумиры, Ненавистен нам царский чертог! В январе 1918 г. в Таврическом дворце в Петрограде открылся Третий съезд советов, делегаты которого стоя слушали новый гимн республики Интернационал, авторами которого были поэт и революционер Э. Потье и композитор-любитель П. Дегейтер. С 1918 года он стал гимном РСФСР, а затем СССР. Интернационал оставался гимном СССР до 1944 года, когда был создан новый государственный гимн СССР. Этот гимн впервые прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Он содействовал сплочению народа в защите Отечества от фашистских захватчиков, звал к новым подвигам и свершениям. Авторами нового гимна явились поэт С.В.Михалков и композитор А.В.Александров. 2) Учитель: Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка композитору и дирижёру А.В.Александрову (гг.). Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден

7 указом Президента России В.В.Путина г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения такова идея гимна. Задания для групп 4: 1) Какие чувства вы испытываете, когда слышите звуки гимна России? 2) Как вы думаете, где исполняется государственный гимн? ОТВЕТ: он звучит в особо торжественных случаях. Например, при вступлении в должность Президента РФ, руководителей органов государственной власти при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время церемоний встреч и проводов глав или официальных представителей иностранных государств, во время проведения воинских ритуалов. Учитель: Гимн является официальным государственным символом. Он как бы музыкальнопоэтическое воплощение страны и её народа, и потому к нему должно быть самое уважительное отношение. Практическая станция. Вопросы классу: - Где помещается государственный герб РФ? - Где размещается государственный флаг РФ? - Когда исполняется гимн России? Обращаясь к началу урока, где речь шла об информации к размышлению, учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании и подводит к выводам классного часа. Возможные выводы классного часа: - Эти символы часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. - Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. - Отношение к гербу, флагу и гимну это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным. - Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.


МКОУ «Долматовская основная общеобразовательная школа» Подготовила и провела: Л.В. Василенко 1 Цели: формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ Герба,

Урок по истории «Государственные символы России» Тема урока: «Государственные символы России» Цели учебного занятия: формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; популяризация государственных

Государственная символика РОССИИ. Цель урока расширить знания о государственной символике России. Задачи: изучить основные понятия герб, флаг, гимн; познакомиться с историей государственной символики

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина это место, где ты родился, где ты живѐшь со своими родителями, со своими друзьями. На свете много разных стран, но есть одна: от белых льдов до теплых рек

Символы Российского государства 1. Герб 2. Флаг 3. Гимн Что такое герб? Герб это эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных

ИЗ ИСТОРИИ ГЕРБА РОССИИ В качестве государственного герба двуглавый орел появился на Руси в 1472 (правление Ивана III) году на правах престолонаследия. В петровское время государственный герб России был

«Герб и флаг отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан». Мишель де Ментеню 16 век 5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба

День Государственного флага Российской Федерации 22 августа «Мы растём под флагом России» Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою

Государственные символы России Государственный флаг Флаг - основной символ государства, описание которого устанавливается законом. Через цвета и изображения осмысливается место народа в мире и исторические

История государственных символов уходит далеко в глубь веков. На протяжении многих столетий люди издревле сопровождали события своей жизни: рождение детей, свадьбы, похороны, подготовку к охоте, посев

Государственные символы России установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства - Российской Федерации. В 1993 году была принята Конституция России Основной закон нашей

1 Цели: познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном. формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических

Гербы и флаги Российского государства в истории России. Единого национального флага в допетровской Руси не существовало. С древних времён на знамёнах великих князей изображались святые, лики Христа и

Конспект «открытого» урока по обществознанию в 5 классе «Родина» Агеева Ирина Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБУ «Школа 93» г.о. Тольятти Дата: 13.05.2017 Класс: 5 УМК: Л.Н. Боголюбова,

Сборник кроссвордов по теме «История символики России» ОГЛАВЛЕНИЕ: 1.Кроссворд 1 «Советские деятель искусств фронту» 2. Кроссворд 2 «История флагов и знамён» 3. Кроссворд 3 «История флагов и знамён» 4.

Государственные символы России Подготовила Рыбичева В.П. учитель истории Права, свободы человека Таков приоритет страны. Мы Конституции навеки Россия, матушка родная, Тебя спасем от всех невзгод. Канонам

Урок обществознания в 5 классе «Государственные символы России» Цель: совершенствование представлений обучающихся о государственных символах, о понятиях «герб», «гимн», «флаг». Задачи: 1. Формировать представление

Государственный герб Российской Федерации Герб отличительный знак государства. Слово герб в переводе с немецкого языка означает «наследство». Герб это эмблема, закрепленная за человеком, родом, регионом,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15» г. Усолье - Сибирское Иркутская область Классный час для 3 класса «Государственные символы России. Конституция

Конспект занятия на тему: «Символы России» Цели и задачи: Систематизировать представления о государственных символах России. Воспитывать чувство любви к Отечеству. Формировать активную жизненную позицию

Белый цвет символизирует мир, чистоту, правду, благородство, невинность. Синий цвет символ неба, целомудрия, верности, духовности. Он считался цветом Богородицы. Красный цвет символизирует отвагу, войну,

Наша Родина Ю. В. Шуйская Наша Родина Москва 2017 Содержание Введение 6 Государственные символы 8 Как устроена страна 10 Кто и как управляет страной 12 Политические партии 14 Президент России 16 Кто живёт

5. Государственные символы России Каждое суверенное государство имеет флаг, герб и гимн. Это государственные символы. Важно знать, как выглядят герб и флаг родной страны, как звучит гимн, как и где они

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России» Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Разработка классного часа «Государственная символика России и Тверской области», проведенного в 3-А классе классным руководителем Кузьминой И.А. Цель: актуализация знаний обучающихся о государственной

ВИКТОРИНА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЮ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ» Цели и задачи: 1) Закрепить знания учащихся об истории возникновения и изменения государственных символов России, их преемственности, сущности

Классный час «Символы России». ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: 1. УЧИТЕЛЬ: - Ребята, сегодня у нас очень интересная тема для разговора. Посмотрите на оформление доски и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (О символах

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Залукаева Елена Евгеньевна педагог-организатор МКОУ СОШ 3 г. Мирный, Архангельская область ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ» Аннотация:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ Материал к Дню Конституции Государственная символика России ГЕРБ ГЕРБ-эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных

Проект учащихся 6 Б класса Цели проекта: Изучение символики Российского государства в период XI-XV вв. Задачи проекта: 1)Изучить символику Российского государства: герб, гимн, флаг, трон, скипетр и держава.

«Гимн, герб и флаг России». Методическая разработка. Викторина. Цели: - познакомить учащихся с историей создания гимна, герба, флага России; - способствовать формированию учащихся чувства патриотизма,

В Основных законах Российской империи была сделана соответствующая запись: «Описание Высочайше утверждённого рисунка расположения гербовых цветов Империи на знамёнах, флагах и других предметах, употребляемых

Единый всероссийский классный час «Государственные символы России» для учащихся 5-а класса кл. руководитель: Э.А. Самойленко Цель занятия: Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся Популяризация

Государственные символы России Герб России Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой: «...четырёхугольный, с закруглёнными

Сценарий исторического вечера на тему: «Государственная символика: история и современность». Цель занятия: Дать представление обучающимся о рождении и развитии Государственных символов нашей Родины. Основные

Россия священная наша держава Внеклассное мероприятие "Россия священная наша держава» Цель: рассказать о современной государственной символике. Задачи: способствовать воспитанию патриотизма и любви к

Государственные символы. Политическая система. Современные политики. РФ вернулась к некоторым старым царским государственным символам, заменив государственные символы СССР. Государственный флаг 3 горизонтальные

МКОУ «Корниловская СОШ» Классный час «Я гражданин России» (беседа) Кл. руководитель: Карагодина М. В. С. Корнилово Классный час «Я ГРАЖДАНИН России». Цель: воспитание чувства патриотизма, эстетическое

20 лет Конституции Российской Федерации! Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года. Ныне действующая Конституция пятая в истории России, но первая, принятая

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Химкинская централизованная библиотечная система» Центральная детская библиотека «Под знаменем Отечества» Дню посвящается. Викторина по истории российского

Россия - самое большое государство (1-е место в мире) Проживают - 142 млн. человек О себе мы говорим - россиянин, россиянка, россияне Каждый из нас является гражданином России. Это значит, мы должны любить

Молодому избирателю на заметку Термины и понятия: Конституция Основной Закон государства и общества. Государство политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом

Творческий проект в 8 «А» классе «Символика нашего класса» Автор сценария: Вовк С.М. Введение На классном часе мы познакомились с символикой нашего государства, а также узнали о том, что символика существует

Разработан воспитателем детского сада 142 г. Магнитогорска Челябинской области Федченко М.Г. 1 ЦЕЛИ: Воспитание у детей подготовительной группы детского сада патриотизма и гражданственности. Воспитание

Цель: Познакомить с гербом города; воспитывать любовь, уважение к людям, живущим в нем, чувство гордости за свой город. Задачи: -вызвать желание узнать историю происхождения и назначение символов родного

Рабочий лист к тематическому занятию «Я люблю тебя, Россия!» Задание 1. 1) XX век открыл новую страницу российской истории. На протяжении века несколько раз менялся государственный гимн России (мелодия

МБОУ СОШ М1 с. Канглы «20 - летие Конституции Российской Федерации». Подготовила и провела Учитель начальных классов Баратилова М.В. сентябрь 2013г. Ц е л и: 1.Познакомить с основным законом - Конституцией

Урок Мира во 2 классе 8 вида Моя родина - Россия Цель: формирование представлений учащихся о Родине и Хабаровском крае. Задачи: способствовать формированию у учащихся понимания значения выражения «родина»;

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Николаевская начальная школа детский сад» «День России» Разработала: воспитатель детского сада Телешенко Н. В. 2013г. Цель: познакомить детей с государственными

1 Управление культуры Администрации МО «Увинский район» Инновационно-методический кабинет Составители: А.В. НАЗАРОВА П.И. МУРАШКИНА Методические материалы п. Ува 2012 г 2 В данном сборнике представлена

Классный час «Конституцияосновной закон» Подготовила и провела: учитель 2 «А» класса МКОУ «СОШ 3» Горшкова Л. Е. 2015-2016 уч.год Цель: гражданско-патриотическое воспитание. Задачи: познакомить учащихся

Конспект ООД в средней группе «Знакомство с государственными символами России» Локтева Жанна Альбертовна, воспитатель высшей квалификационной категории, Попова Валентина Владимировна, воспитатель Цель:

Урок «Государственные символы Российской Федерации» в начальной школе Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания Задачи: 1) Образовательная: познакомить с главными символами

Методическая разработка урока Тема II. Внутренняя и внешняя политика самодержавия в конце XIX - начале XX в. Урок 3 Внешняя политика Цель: показать противоречия между капиталистическими государствами,

Разработка урока мира Ф. И. О. учителя: Босенко Светлана Алексеевна Класс: 3 (третий) УМК: «Начальная школа 21 века» Тема: «Всероссийский открытый урок, посвящѐнный 20-летию Конституции РФ» Цели урока:

Сценарий праздника «Овеянный славой Российский Флаг» массового мероприятия, посвященного государственному празднику «День Флага России»

Сценарий внеклассного мероприятия (для учащихся начальной школы) по теме «Гражданский урок» Праздник «Родина моя- Россия» Цель: формирование гражданской (российской) идентичности; Задачи: - закрепить основные

Символы государственности РФ 1. Государственный флаг 3 горизонтальные полосы: верхняя белого цвета символ свободы, независимости, мира, чистоты, совершенства; считается также символом народов севера; средняя

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 18 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕР.КРАСНЫЙ БАЛТИЕЦ Программное содержание. 1. Дать элементарные сведения об истории страны и её символике. 2. Показать,

МБОУ Верхне- Любовшенская ООШ имени В.Г. Куликова Классный час «Я - человек и гражданин!» в 1-4 классе 2017г. Подготовили: Куликова Е.В. Шерстнова Е.А.\ Цель: - познакомить учеников с символами России;

СИМВОЛИКА РОССИИ Задачи: -обобщить и систематизировать знания учащихся о государственных символах Российской Федерации; -развивать у обучающихся умение самостоятельно пополнять свои знания через дополнительные

Государственные символы Ряшинова Т. П., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области Государственные символы России установленные Федеральными

Единый классный час «Конституция Российской Федерации в защите своих прав» для обучающихся 1-11 классов Единый классный час «Конституция Российской Федерации в защите своих прав» для обучающихся 1-11 классов

МКУК «Белозерская межпоселенческая центральная библиотека» Конституция Закон, по нему мы все живем с. Белозерское 2014 год 1 «Конституция Закон, по нему мы все живем» Цели: Д.А. Серова-библиотекарь читального

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Рябинка» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по патриотическому воспитанию «Наша родина

Герб символическое изображение, утверждённое верховной властью, выражающее в строгой графической форме историю, географию и хозяйственную жизнь города. Основой герба является щит, в поле которого помещаются

Классный час «Флаги России» 4 класс.

Цели занятия:

    воспитание патриотизма и гражданственности у детей путём популяризации государственных символов РФ;

    закрепление и обобщение знаний детей о видах флагов и их значении;

    развитие конструктивных умений и навыков работы с бумагой.

Наглядные пособия:

    изображения государственного и военно-морского флагов России, Знамени Победы, президентского штандарта и готовые флаги: Андреевский, красный, бело-сине-красный;

    материалы и оборудование, необходимые для детского конструирования из бумаги.

Ход занятия:

Беседа.

Сегодня поговорим о символах нашего государства. Символ - это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

    Как называется государство, в котором мы живём? (Россия)

    А что для нас Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)

    Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг).

    Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях? (Флаг).

    Как назывались первые флаги? (Знамя, стяг, вымпел, штандарт).

    Для чего нужен был флаг? (Флаг - это символ власти, выражающий идею единства и суверенитета государства).

    Из каких частей состоит флаг? (Флаг состоит из древка и полотнища).

    Флаг является отличительным знаком государства. Знамёна - это символ объединения. Мы знаем, что древние флаги - стяги служили для объединения войска. Государственный флаг означает единство страны. Есть у флага и другое назначение - служить знаком или символом власти. Почему же российский флаг трёхцветный?

    В давние времена и сейчас цвету придаётся особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести; синий - небо, верность и правду; красный - огонь и отвагу. Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним - красный цвет, символизирующий мир людей. Белый, синий, красный - цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, всё же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Президент России тоже имеет такой флаг. Он называется штандартом Президента Российской Федерации. Это флаг квадратной формы: на фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома.

После Великой Октябрьской Социалистической революции в государственной символике России преобладающим становится красный цвет - цвет революции. В трагические дни августа 1991 года над зданием Верховного Совета в Москве взметнулось бело-сине-красное полотнище русского национального флага. В честь этого события установлен праздник День Государственного флага Российской Федерации, который отмечается 22 августа. Бело - сине - красный флаг снова стал государственным.

Сегодня каждый из вас сделает флаг России.

Физ. минутка.

Ход работы.

    Для флага используем альбомный лист, который складываем пополам и разрезаем вдоль (горизонтально). Одну половину плотно сворачиваем и проклеиваем, получается древко. Вторую половину складываем вдвое, чтобы сделать полотнище флажка. Затем, используя шаблон - картонный прямоугольник, вырезаем по одной (приблизительно 3,5 на 30см) или по две (3,5 на 15см) красные и синие полоски, наклеиваем их на полотнище. Складываем листок, наносим клей на внутреннюю сторону, вкладываем внутрь древко и склеиваем полотнище. Флажок готов.

Выставка работ.

Итог:

    Что означают цвета Российского флага?

    Почему русские крестьяне использовали ткани белого, синего и красного цветов для своей праздничной одежды и для украшения жилища?


КЛАССНЫЙ ЧАС «Государственная символика РОССИИ»

Кл.рук-ль 5 а класса: Викулова Н.А.

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ.

Задачи:


  • формировать у школьников представление о государственной символике и преемственности в ней;

  • развивать чувство гордости за родное Отечество;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
План урока:

1. Символы государства.
2. Российский флаг.
3. Российский герб.
4. Гимн России.

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

Оборудование урока:


  • карточки с изображениями: красного креста, зеленого человечка;

  • изображения флагов России, США, Канады;

  • изображения с бело-синими флагами;

  • герб России, герб Московского государства XV в.;

  • оставной герб;

  • толковые словари;

  • текст гимна (по количеству учащихся).

  • карточки с практическим заданием (по количеству учащихся).
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Символы государства

Занятие начинается с небольшой беседы с классом, в ходе которой разъясняется, что такое символы и какие существуют государственные символы.

– С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему городу. Представляем, как мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа (учитель показывает карточку с изображением красного креста) [Приложение 1 ]. И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу и на светофоре загорается вот такой символ (учитель показывает карточку с изображением зелёного человечка) [Приложение 2 ].

– Как вы думаете, что обозначает этот символ? (Это означает, что путь для пешехода свободен.)

– Все это – символы (карточки с изображением красного креста и зеленого человечка вешаются на доску) .

Учитель обобщает:

– Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

– Как называется государство, в котором мы живем? (Россия )

– А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина )

– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг )

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель им помогает, задавая наводящие вопросы:

– Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях?

– Какая музыка при этом исполняется?.

II. Российский флаг

– Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.

Учитель зачитывает стихотворение:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный ….... (флаг)!

С.Куприн

Рассказ учителя

– Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель продолжает:

– И мы снова отправляемся в путешествие, но теперь не пешком, а на самолёте. Закрываем глаза и представляем, что наш самолёт взлетает в воздух. Пролетев какое-то расстояние, старший пилот сообщает, что в связи с изменившимися погодными условиями самолет должен совершить вынужденную посадку. Наш самолёт приземляется, и мы выходим из него, но не можем понять, где мы находимся. Лишь только на здании аэропорта развивается вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Канады) [Приложение 3 ]. И мы сразу понимаем, что мы находимся в Канаде.

– Ребята, а если бы на здании аэропорта развивался вот такой флаг (учитель показывает изображение флага США) [Приложение 4 ] тогда в какой стране мы находимся? (США)

– А если мы видим вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Российской Федерации) [Приложение 5 ], то понимаем, что далеко мы не улетели и остались в России. У каждой страны есть свой собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран (учитель показывает изображения флагов некоторых стран, например, США и Канады).

Задание: раздаются карточки с изображениями бело-сине-красных флагов [Приложение 6 ].

– Посмотрите, пожалуйста, на изображения бело-сине-красных флагов. Найдите на рисунке среди флагов Государственный флаг нашей страны. Под каким номером он находится? (№ 5)

– Под какими номерами расположены флаги, которые больше всех похожи на российский флаг? (№ 2 – флаг Словении, № 4 – флаг Словакии)

– Чем они похожи? (Полосы расположены в том же порядке, что и на Российском флаге, но их отличают помещенные на флагах эмблемы).

Учитель обращает внимание ребят на то, что все флаги на рисунке похожи на Российский флаг. Это сходство не случайно: эти флаги принадлежат славянским странам – Чехии (рис. 1), Словении (рис. 2), Хорватии (рис. 3), Словакии (рис. 4), России (рис. 5). Люди, живущие в этих государствах, говорят на языках, похожих на русский.

– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)

– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)

– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

III. Российский герб

– Ребята, какие еще государственные символы вам известны? (Герб, гимн)

– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в XV век, откуда берет свое начало история герба России.

Работа с лентой времени. У детей – индивидуальные “ленты времени”, на которых они отмечают даты. На доске увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.

– Покажите день сегодняшний.

– Покажите отрезок будущего времени.

– Мы хотим отправиться в прошлое. Куда будем двигаться?

– Обозначим X век.

– Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим его на ленте времени.

– В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России. Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея.

Задание: раздаются карточки с изображениями современного герба России и герба московского государства XV века.

– Рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Достаточно, если ребята выделят орла) [Приложение 7 ].

Учитель постепенно собирает составной герб на доске.

– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел)

Учитель помещает на щит изображение двуглавого орла.

– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток.
– Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава)

Учитель прикрепляет к составному гербу изображение скипетра и державы.

– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.
– Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца).
– Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы.
– Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец)
– А кто зло? (Змей)

IV. Гимн России

– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)

– Вы знаете, что такое гимн?

Задание: некоторым ребятам раздаются толковые словари Ожегова и Даля, где они должны найти и зачитать определение слова “гимн”. В это время остальные ребята пробуют дать своё определение слову “гимн”. Учитель обобщает ответы ребят и найденные определения.

Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.

– Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)

– Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)

Ребятам раздаётся текст гимна [ Приложение 8 ]. Далее проводится работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).

Учитель: Прочитайте про себя.

1) Прослушивание чтения вслух учителем.
2) Чтение вслух детьми (хором с учителем, самостоятельно).

– Какие слова непонятны?

– Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России.)

V. Физкультминутка

Учитель просит ребят встать.

– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)

– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:

Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)
Выше выше, самолёт! (Махи руками)
Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши)
Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой)
Ура-ра-а-а!!! (Поднимают руки вверх)

Повторить три раза, постепенно увеличивая темп речи и громкость последнего слова.

VI. Закрепление

Ребятам раздаются карточки с практическим заданием [ Приложение 9(1) , Приложение 9(2) , Приложение 10 ]. Первые три человека правильно справившиеся с заданием получают символические призы.

VII. Подведение итогов занятия

В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.

– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг)

– Что нового о них вы узнали?

– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов? (Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами).

С занятия дети уносят макет герба и текст гимна.

Литература:

1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика: Гимн. Герб. Флаг”. М., 2004.

2. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных классов. Волгоград, 2005.

3. Ворожиткина Н.И . и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4-го класса начальной школы. Смоленск 1999.

4. Ривина Е.К. Российская символика: иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений. М., 2005.

5. Ривина Е.К. Методическое пособие к иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений М., 2005.

6. Никитин А.Ф. Граждановедение: учебник для 5-х классов общеобразовательных учреждений. М., 2003.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1998.

9. http://edu.rin.ru/html/2457.html (М.В. Аладышева )

10. Титов С.В. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. М., 2004.

Как важно детям знать историю возникновения таких символов государства, как флаг и герб России

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 112» г. Перми

ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЮ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ

Учитель начальных классов Уткина В.В.

Номинация: "Методические разработки"

Вид работы: Классный час (4 класс)

2016 год

Цели: формирование интереса к истории и культуре своей страны; популяризация государственных символов российской Федерации: флага РФ, герба РФ; расширение исторических знаний; воспитание чувства гордости за свою страну.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с вопросами викторины.

Вступительное слово учителя

Ребята! Мы с вами провели не одну беседу о гражданственности, о культуре народа нашей страны, мы ознакомились с государственными символами России, знаем имена людей, которые сделали нашу Родину великой и неповторимой.

Слайд 1. "Тема занятия"

Учитель : Сегодня у нас пройдет заключительный классный час на тему "Герб и флаг, овеянные славой".

Слайд 2. "Эпиграф"

А эпиграфом к нашему классному часу будут слова М. Монтеня: "Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан".

Учитель : Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы. Государственная символика - это общая для всех жителей страны государственная ценность. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Кто из вас может перечислить ключевые (главные) символы государства?

Только в XX веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение ее истории, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.

Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным и не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению государства, его народа, его истории и культуры. А что вы знаете о Государственном флаге Российской Федерации?

Слайд 3. "Государственный флаг России"

Выступление учащихся старших классов: В 1994 г. был установлен День Государственного флага РФ (22 августа). Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из 3 одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, а нижняя - красного. Красный цвет - обозначает отвагу, мужество и героизм. Синий цвет - это небо, верность, белый - благородство, совершенство.

Предшественниками флага были военные знамена (стяги). Стяг считался душой, славой и честью князя и его дружины. Падение стяга во время сражения приравнивалось к поражению войска. Перед такими стягами служили молебны, на них молились перед битвой. С таким стягом выступал Д. Донской на Куликовом поле против полчищ Мамая.

В эпоху Петра I бело-сине-красный флаг служил боевым знаменем России как на суше так и на море. Для военных судов в Петровскую эпоху был утвержден Андреевский флаг, белый цвет которого олицетворял свободу.

После Великой октябрьской социалистической революции (1917 г.) был утвержден государственный флаг России красного цвета.

В период перестройки в 1991 г. России был возвращен ее исторический трехцветный флаг.

В апреле 1996 г. был принят президентский указ "О знамени Победы", устанавливающий, что наряду с государственным флагом России в дни государственных праздников, при проведении воинских ритуалов и массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, используется также Знамя Победы, водруженной над рейхстагом Берлина в 1945 г. в знак победоносного окончания ВОВ.

Слайд 4. "Флаг, овеянный славой"

На экран выводятся следующие картины и фотографии:

Греков М.Б. "Трубачи Первой конной армии", Дмитриевский В.К. "Наша армия родная", Коржев Г.К. "Поднимающий знамя", Аристов И.Н. "Спасение знамени", фотография "Знамя над рейхстагом", фотография "Флаг России на Олимпийских играх".

Слайд 5. "Викторина"

  1. Когда был принят новый государственный флаг Российской Федерации?
  2. Что означает государственный флаг?
  3. Как назывались знамёна в Древней Руси?
  4. Какое значение имели знамёна в войсках?
  5. Каково происхождение Российского триколора?
  6. Что символизируют изображённые на флаге цвета?
  7. Где впервые был поднят трёхцветный флаг?
  8. Каким был государственный флаг СССР?
  9. Какой флаг так же является символом Российского государства?
  10. Символом чего является Знамя Победы?

Выступление учащихся

1 чтец

Первой полосою ткани флага -

Белый цвет, как жизни светлый гимн.

Он не просто так поставлен выше

Остальных цветов. Здесь смысл есть:

Вера в Родину ниспослана нам свыше,

С нею - незапятнанная честь.

2 чтец

Вторая полоса - рекой синеет,

Природный цвет России соблюдя.

Без голубых озёр, ручьёв, метелей

Не можем уж представить мы себя:

Мы - нация морей, небесной сини,

Рек бесконечных; край лесных озёр;

И вместе это всё зовём Россией,

Единственною Родиной зовём.

3 чтец

В наших душах горит алый свет,

Наполняя отвагою сердце;

Неприятелю будет ответ

За напрасные русские смерти!

Кровь погибших в великой войне

Флаг российский внизу запятнала;

Потому и пылает вдвойне -

Вспоминает тогдашнее пламя.

4 чтец

Всё в нашем флаге:

В нём и отвага, и сила, и храбрость,

В нём - вся история нашей страны.

Не одолеет Россию опасность,

Пока за свой флаг честно боремся мы.

И нужно помнить всю жизнь, каждый час:

Флага должны быть достойны всегда мы.

Частичка его - это каждый из нас,

И значит, мы все за него отвечаем.

Учитель : Понятие "герб" происходит от немецкого слова "наследство" и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области. Гербы появились давным-давно в зарубежных странах. Это был отличительный знак рыцарей. Специальные люди - герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением. существовала целая система строгих правил, по которым составляли гербы.

Ученик:

Различным образом державы

Свои украсили гербы,

Вот леопард, орел двуглавый

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный -

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,

Подобье потеряв свое.

Сжимает в лапах, угрожая,

Разящий меч или копье…!

Учитель : Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце XI в., то есть более 900 лет назад. на них встречались изображения святых, изображения львов, а также вооруженные конные всадники, воин Георгий Победоносец (репродукция) - символ защиты родной земли от врагов.

Слайд 6. "Из истории гербов нашей страны"

Двуглавый орел как символ русского государства появился более 500 лет тому назад, во времена правления Ивана III на его грамоте в 1497 г. он олицетворял мощь и независимость нашего государства.

Начиная с Ивана IV Грозного (с 1547 г.) герб постоянно менялся. Продолжалось это и при династии Романовых (1613 - 1917 гг.). Герб видоизменялся и при Петре I (1722 г.) и при царе Александре, и при государе Николае (1826 г.). Но в 1917 г. было создано новое государство, которое стало называться РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Потребовался новый герб взамен старого царского.

Слайд 7. "Герб советской эпохи"

На гербе советской республики был изображен серп и молот, венок хлебных колосьев и пятиконечная звезда.

В начале 90-х годов XX в. Советский союз прекратил свое существование. В 1991 г. наша страна вернула себе старое, но не забытое имя - Россия. Правительством РФ было принято решение о создании Государственного герба и Государственного флага. В 1993 году по указу Президента РФ двуглавый державный орел вновь был возвращен на российский герб. На пороге XXI в. державный орел России сменил государственный герб РСФСР.

Рассмотрим изображение Государственного герба нашей страны.

Слайд 8. Государственный герб РФ

Ученик: герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите, над орлом — три короны (две малые и одна — большая), в лапах орла — скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона. Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. А также короны на Российском гербе можно рассматривать как символы трёх ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла — не только древний символ столицы России — Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Учитель : Государственный герб Российской Федерации помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, на зданиях палат, правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда и прочих судов Российской Федерации, прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, а также на гербовых печатях, на официальных резиденциях органов государственной власти, на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации.

Слайд 9. "Викторина"

  1. Что означает слово герб?
  2. Где помещают герб страны?
  3. Почему герб страны имеет форму щита?
  4. Назовите основные элементы государственного герба России? Что они символизируют?
  5. Почему все государства имеют свой герб?
  6. Назовите главную эмблему герба СССР? Что она символизировала?
  7. Откуда пришёл герб с двуглавым орлом?
  8. В правление какого царя в русском гербе появился орёл?

Ученик:

Объял Россию крыльями

Орёл двуглавый, гордый;

Страну свою любимую

Хранит он. Вечно бодрый,

Неуязвим для стали он

Всех вражеских клинков:

Летят пусть беды стаями -

Их встретить он готов.

Два клюва острых золотых,

Две пары зорких глаз:

Хранит он старых, молодых

Из года в год.

Тысячелетия страны

Непобедимый знак...

Мы вместе сказочно сильны -

Всегда пусть будет так!

Домашнее задание. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Отличительный знак государства.
  2. Автор гимнов СССР и России?
  3. Как называется трехцветное полотнище флага?
  4. В правление какого царя трехцветный флаг стал указывать на государственную принадлежность?
  5. Герб, флаг, гимн одним словом.
  6. Что обозначает белый цвет в геральдике?
  7. Какой флаг являлся государственным на морских просторах?
  8. Кто изображено на государственном гербе России?
  9. В каком документе утверждены государственные символы России?
  10. Художник, автор герба России.
  11. Кто изображен на щите всадника?
  12. Откуда к нам "прилетел" двуглавый орел?
  13. Что является геральдической основой нашего герба?
  14. Матерчатый знак государства.

Литература

  1. Вилинбахов Г.В. Герб России //Родина, 1998, №2
  2. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. - М.: ЦНСО, 2003.
  3. Из родословной государственной символики: Герб. Флаг. Гимн //Домашний лицей. - 2001. - № 1. - С. 39 - 44; № 2. - С. 43 - 46.
  4. Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М., 2002.
  5. Энциклопедия детских праздников. - М.: Пилигрим, 1999.


Просмотров