Классный час "государственный флаг россии" - классные часы - конспекты уроков - каталог статей - школярик. образовательный портал

Как важно детям знать историю возникновения таких символов государства, как флаг и герб России

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 112» г. Перми

ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЮ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ

Учитель начальных классов Уткина В.В.

Номинация: "Методические разработки"

Вид работы: Классный час (4 класс)

2016 год

Цели: формирование интереса к истории и культуре своей страны; популяризация государственных символов российской Федерации: флага РФ, герба РФ; расширение исторических знаний; воспитание чувства гордости за свою страну.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с вопросами викторины.

Вступительное слово учителя

Ребята! Мы с вами провели не одну беседу о гражданственности, о культуре народа нашей страны, мы ознакомились с государственными символами России, знаем имена людей, которые сделали нашу Родину великой и неповторимой.

Слайд 1. "Тема занятия"

Учитель : Сегодня у нас пройдет заключительный классный час на тему "Герб и флаг, овеянные славой".

Слайд 2. "Эпиграф"

А эпиграфом к нашему классному часу будут слова М. Монтеня: "Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан".

Учитель : Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы. Государственная символика - это общая для всех жителей страны государственная ценность. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Кто из вас может перечислить ключевые (главные) символы государства?

Только в XX веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение ее истории, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.

Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным и не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению государства, его народа, его истории и культуры. А что вы знаете о Государственном флаге Российской Федерации?

Слайд 3. "Государственный флаг России"

Выступление учащихся старших классов: В 1994 г. был установлен День Государственного флага РФ (22 августа). Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из 3 одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, а нижняя - красного. Красный цвет - обозначает отвагу, мужество и героизм. Синий цвет - это небо, верность, белый - благородство, совершенство.

Предшественниками флага были военные знамена (стяги). Стяг считался душой, славой и честью князя и его дружины. Падение стяга во время сражения приравнивалось к поражению войска. Перед такими стягами служили молебны, на них молились перед битвой. С таким стягом выступал Д. Донской на Куликовом поле против полчищ Мамая.

В эпоху Петра I бело-сине-красный флаг служил боевым знаменем России как на суше так и на море. Для военных судов в Петровскую эпоху был утвержден Андреевский флаг, белый цвет которого олицетворял свободу.

После Великой октябрьской социалистической революции (1917 г.) был утвержден государственный флаг России красного цвета.

В период перестройки в 1991 г. России был возвращен ее исторический трехцветный флаг.

В апреле 1996 г. был принят президентский указ "О знамени Победы", устанавливающий, что наряду с государственным флагом России в дни государственных праздников, при проведении воинских ритуалов и массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, используется также Знамя Победы, водруженной над рейхстагом Берлина в 1945 г. в знак победоносного окончания ВОВ.

Слайд 4. "Флаг, овеянный славой"

На экран выводятся следующие картины и фотографии:

Греков М.Б. "Трубачи Первой конной армии", Дмитриевский В.К. "Наша армия родная", Коржев Г.К. "Поднимающий знамя", Аристов И.Н. "Спасение знамени", фотография "Знамя над рейхстагом", фотография "Флаг России на Олимпийских играх".

Слайд 5. "Викторина"

  1. Когда был принят новый государственный флаг Российской Федерации?
  2. Что означает государственный флаг?
  3. Как назывались знамёна в Древней Руси?
  4. Какое значение имели знамёна в войсках?
  5. Каково происхождение Российского триколора?
  6. Что символизируют изображённые на флаге цвета?
  7. Где впервые был поднят трёхцветный флаг?
  8. Каким был государственный флаг СССР?
  9. Какой флаг так же является символом Российского государства?
  10. Символом чего является Знамя Победы?

Выступление учащихся

1 чтец

Первой полосою ткани флага -

Белый цвет, как жизни светлый гимн.

Он не просто так поставлен выше

Остальных цветов. Здесь смысл есть:

Вера в Родину ниспослана нам свыше,

С нею - незапятнанная честь.

2 чтец

Вторая полоса - рекой синеет,

Природный цвет России соблюдя.

Без голубых озёр, ручьёв, метелей

Не можем уж представить мы себя:

Мы - нация морей, небесной сини,

Рек бесконечных; край лесных озёр;

И вместе это всё зовём Россией,

Единственною Родиной зовём.

3 чтец

В наших душах горит алый свет,

Наполняя отвагою сердце;

Неприятелю будет ответ

За напрасные русские смерти!

Кровь погибших в великой войне

Флаг российский внизу запятнала;

Потому и пылает вдвойне -

Вспоминает тогдашнее пламя.

4 чтец

Всё в нашем флаге:

В нём и отвага, и сила, и храбрость,

В нём - вся история нашей страны.

Не одолеет Россию опасность,

Пока за свой флаг честно боремся мы.

И нужно помнить всю жизнь, каждый час:

Флага должны быть достойны всегда мы.

Частичка его - это каждый из нас,

И значит, мы все за него отвечаем.

Учитель : Понятие "герб" происходит от немецкого слова "наследство" и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области. Гербы появились давным-давно в зарубежных странах. Это был отличительный знак рыцарей. Специальные люди - герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением. существовала целая система строгих правил, по которым составляли гербы.

Ученик:

Различным образом державы

Свои украсили гербы,

Вот леопард, орел двуглавый

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный -

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,

Подобье потеряв свое.

Сжимает в лапах, угрожая,

Разящий меч или копье…!

Учитель : Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце XI в., то есть более 900 лет назад. на них встречались изображения святых, изображения львов, а также вооруженные конные всадники, воин Георгий Победоносец (репродукция) - символ защиты родной земли от врагов.

Слайд 6. "Из истории гербов нашей страны"

Двуглавый орел как символ русского государства появился более 500 лет тому назад, во времена правления Ивана III на его грамоте в 1497 г. он олицетворял мощь и независимость нашего государства.

Начиная с Ивана IV Грозного (с 1547 г.) герб постоянно менялся. Продолжалось это и при династии Романовых (1613 - 1917 гг.). Герб видоизменялся и при Петре I (1722 г.) и при царе Александре, и при государе Николае (1826 г.). Но в 1917 г. было создано новое государство, которое стало называться РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Потребовался новый герб взамен старого царского.

Слайд 7. "Герб советской эпохи"

На гербе советской республики был изображен серп и молот, венок хлебных колосьев и пятиконечная звезда.

В начале 90-х годов XX в. Советский союз прекратил свое существование. В 1991 г. наша страна вернула себе старое, но не забытое имя - Россия. Правительством РФ было принято решение о создании Государственного герба и Государственного флага. В 1993 году по указу Президента РФ двуглавый державный орел вновь был возвращен на российский герб. На пороге XXI в. державный орел России сменил государственный герб РСФСР.

Рассмотрим изображение Государственного герба нашей страны.

Слайд 8. Государственный герб РФ

Ученик: герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите, над орлом — три короны (две малые и одна — большая), в лапах орла — скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона. Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. А также короны на Российском гербе можно рассматривать как символы трёх ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла — не только древний символ столицы России — Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Учитель : Государственный герб Российской Федерации помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, на зданиях палат, правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда и прочих судов Российской Федерации, прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, а также на гербовых печатях, на официальных резиденциях органов государственной власти, на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации.

Слайд 9. "Викторина"

  1. Что означает слово герб?
  2. Где помещают герб страны?
  3. Почему герб страны имеет форму щита?
  4. Назовите основные элементы государственного герба России? Что они символизируют?
  5. Почему все государства имеют свой герб?
  6. Назовите главную эмблему герба СССР? Что она символизировала?
  7. Откуда пришёл герб с двуглавым орлом?
  8. В правление какого царя в русском гербе появился орёл?

Ученик:

Объял Россию крыльями

Орёл двуглавый, гордый;

Страну свою любимую

Хранит он. Вечно бодрый,

Неуязвим для стали он

Всех вражеских клинков:

Летят пусть беды стаями -

Их встретить он готов.

Два клюва острых золотых,

Две пары зорких глаз:

Хранит он старых, молодых

Из года в год.

Тысячелетия страны

Непобедимый знак...

Мы вместе сказочно сильны -

Всегда пусть будет так!

Домашнее задание. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Отличительный знак государства.
  2. Автор гимнов СССР и России?
  3. Как называется трехцветное полотнище флага?
  4. В правление какого царя трехцветный флаг стал указывать на государственную принадлежность?
  5. Герб, флаг, гимн одним словом.
  6. Что обозначает белый цвет в геральдике?
  7. Какой флаг являлся государственным на морских просторах?
  8. Кто изображено на государственном гербе России?
  9. В каком документе утверждены государственные символы России?
  10. Художник, автор герба России.
  11. Кто изображен на щите всадника?
  12. Откуда к нам "прилетел" двуглавый орел?
  13. Что является геральдической основой нашего герба?
  14. Матерчатый знак государства.

Литература

  1. Вилинбахов Г.В. Герб России //Родина, 1998, №2
  2. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. - М.: ЦНСО, 2003.
  3. Из родословной государственной символики: Герб. Флаг. Гимн //Домашний лицей. - 2001. - № 1. - С. 39 - 44; № 2. - С. 43 - 46.
  4. Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М., 2002.
  5. Энциклопедия детских праздников. - М.: Пилигрим, 1999.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»

309532 Россия Белгородская область Старооскольский район

с. Монаково, ул. Школьная, д. 1, тел. 39-63-35

КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ПРАЗДНОВАНИЮ

1150-ЛЕТИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Методическая разработка

Классный час
«Гордо реет Российский флаг»
Классный руководитель

7 класса

Монакова

Татьяна Дмитриевна

с. Монаково

2013 г.
Цели и задачи классного часа:


  • воспитание гражданственности подростков;

  • ознакомление учащихся с историей и характеристикой государственной символики Российской Федерации;

  • формировать чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам;

  • развивать творческие способности.

Оборудование: флаг Российской Федерации, флаг Белгородской области и города Старый Оскол.
Ход классного часа

Учитель. Сегодня наш классный час, посвящён российской государственности. В 2012 году исполняется 1150 лет российской государственности. Что такое государственность? В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. даётся следующее определение: «Государственность – государственный строй, государственная организация»; в Большой Советской Энциклопедии Госуда рственность рассматривается как «…термин, который в политической литературе употребляется как синоним государства вообще.

Сегодня мы поговорим с вами о главных символах Российской Федерации. Являясь гражданами Российской Федерации, мы обязаны знать и чтить государственные символы нашей Родины.

В главе 4 Конституции РФ описываются символы нашего государства. Какие символы вы можете назвать?

(Ответы учащихся).

Государственный флаг
Государственный герб
Государственный гимн

Учитель.

Каждый человек, живущий на нашей планете, любит свою страну не только за её успехи на мировой арене, но и за родные края, леса, реки и поля…

И у каждой страны есть история создания государства и отличительные признаки: герб, гимн и флаг – это главные символы Российской Федерации.

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно. Это то, что символизирует государственный суверенитет, единство нации, является предметом национальной гордости. Велико и практическое значение государственных символов. Без них немыслим дипломатический протокол, их помещают на печатях, бланках, монетах, банкнотах и везде, где это необходимо.

-2-

Государственная символика России не сразу утвердилась в своем современном виде. После распада Киевской Руси на территории современной России сформировался конгломерат самостоятельных княжеств. Княжества эти не выработали собственной региональной символики, но их князья использовали на своих печатях и монетах достаточно стереотипный набор изображений, призванных возвеличивать их власть и могущество (львы, орлы, грифоны и т.д.). Также были традиционно популярны церковные символы – изображения креста, Богоматери, Христа, различных святых.

В связи с началом формирования с конца XV в. единого русского централизованного государства возникла необходимость в принципиально новом символе, отражающем, во-первых, единство страны, а во-вторых, централизованную власть московского великого князя, который с 1547 г. начал именоваться царем. Таким символом стал двуглавый орел, впервые появившийся на печати Ивана III в 1497 году. Преобразования эпохи Петра I, впервые провозгласившего себя императором, отразились и на государственных символах России. Вид двуглавого орла (так же как и цвет) был изменен и впоследствии постоянно усложнялся. Кроме того, Петром были впервые введены торговый и военно-морской флаги. Флаги эти просуществовали до Октябрьской революции 1917 года. Дожил до нее и неизменный герб России - двуглавый орел, правда, несколько изменив свои очертания.
Учитель. Что представляет собой наш государственный флаг?
Выступления учащихся


  1. Государственный флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на государственных зданиях, на Доме правительства, на зданиях

-3-

дипломатических правительств и консульских учреждений, на жилых домах в дни праздников и памятных событий. Самый большой флаг размером 3 на 4 метра развевается над Кремлём. Государственный флаг находится в рабочем кабинете Президента и на его транспортных средствах, на морских судах.


Флаг России - символ государственности

2. До XVII века Россия не имела единого государственного флага. Историю его возникновения можно проследить со времён царя Алексея Михайловича Романова, когда в 1668 году на воду был спущен первый русский военный корабль «Орёл».

В августе 1693 года, во время плавания Петра I на яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей, на ней впервые был поднят в качестве штандарта так называемый «Флаг царя Московского» -

полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Именно этот флаг, аналогичный современному русскому флагу, стал использоваться позже в качестве морского флага России.


  1. 20 января 1705 года Петр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должен подниматься бело-сине-красный флаг. Трёхполосный флаг использовался и на военных кораблях до 1712
года, когда в качестве военно-морского флага был утверждён

-5-

Андреевский флаг.


Указом Александра II от 11 июня 1858 года в России был введён новый государственный флаг – чёрно-жёлто-белый «флаг гербовых цветов».




3. 28 апреля 1883 года Александром III было издано «Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях», предписывавшее вновь использовать исключительно бело-сине-красный флаг.

Последний русский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного

-6-

государственного флага Российской империи.


4. После событий Октябрьской революции 1917 года Россия вступила в новое историческое измерение. В июле 1918 года V Всероссийский съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР, статья 90 которой утверждала в качестве государственного флага красное полотнище.

В 1954 году был установлен новый вид флага РСФСР: красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага, которая составляет одну восьмую длины флага. В левом верхнем углу красного полотнища изображались золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамлённая золотой каймой. В сознании людей красный флаг воспринимался как символ свободы.



  1. В период перестройки, в 1991 году России был возвращён её исторический трёхцветный флаг. Об этом флаге можно сказать, что он «трижды рождённый». 22 августа 1994 года был установлен День
-7-

Государственного флага Российской Федерации.


Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. Белый цвет символизирует мир, чистоту, непорочность и совершенство (или Свободу); синий – постоянство, веру и верность (или Богородицу- покровительницу России), красный – смелость, великодушие, огонь, отвагу.

  1. Государственному флагу как святыне отдают высшие государственные почести. Достоинство флага подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами, осквернение его рассматривается как оскорбление чести нации и государства.
Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоёванную землю, город, высоту.

Тот, кто нёс флаг, всегда считался лучшим, это особая честь.


-9-
Ученик.

Был побеждён народный враг

Народною рукой,

И сто народов этот флаг

Взвивают над собой –

На самой высшей высоте,

На самой дальней широте,

Среди полей и городов,

Меж волн бесчисленных рядов.


-10-

Учитель. Государственные символы вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов во время спортивных соревнований, олимпийских игр, когда выигрывают наши спортсмены и поднимают флаг России, то все мы испытываем большое чувство гордости за свою страну.

Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится своей символикой, видит в ней глубокий смысл и верит в её предназначение.

Ученик. Разрешите прочесть стихотворение о русском человеке.

Я – РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК

Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний.

Он в пять лучей над миром засверкал.

Люблю я Волги вольное теченье,

Люблю сибирских рек задумчивое пенье,

Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал.
Я – русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я её пою.

Я – русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Викторина о флаге

Вопросы викторины:


  1. Назовите дату празднования Дня Государственного флага Российской Федерации. (22 августа 1994 года)

  2. Где размещается Государственный флаг Российской Федерации?

  3. О каком флаге можно сказать, что он «трижды рождённый»? (О бело-сине-красном. В 17 веке – при царе Алексее Михайловиче, в конце 19 века и до 1917 года он стал государственным, а с 1991 года – это флаг России.)
-11-

Учитель. Каждый субъект РФ имеет свой флаг.
Учащиеся

1. Флаг Белгородской области

Флаг Белгородской области представляет собой полотнище, разделенное синим крестом на четыре равные части белого, зеленого, красного и черного цветов, на белом поле - герб области.

Белый цвет символизирует богатые залежи и производство мела, молока и сахара, зеленый - изобилие и плодородие земли, полей и лесов, красный - кровь, пролитую защитниками Отечества на белгородских рубежах в XVI-XX веках, черный - богатство почвы, ее чернозем и недра.

Дата принятия: май 2000 г.

-12-
2. Флаг г. Старый Оскол.

Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное надвое по диагонали, в красном поле ружье, а в зеленом поле золотая соха. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.

Учитель. Мы сегодня познакомились с одним из символов – флагом. Флаг – необходимый атрибут государства. Наша символика дорога каждому русскому человеку. Наша страна гордится своей историей, наша страна гордится своим флагом. На следующих классных часах мы познакомимся с гербом и гимном нашей страны.

Учитель благодарит учащихся за участие в классном часе.

МОУ «Гимназия №2»

учебный год

Классный час на тему "История развития государственной символики России. День Тверского герба и флага»


Классный руководитель

Цель: знакомство с историей развития государственных символов России – герба, флага и гимна, более глубокое изучение краеведческого материала.

сформировать у учащихся патриотизм и гражданственность;

познакомить с историей развития государственных символов РФ: герба, флага, гимна;

показать какие изменения происходили в символике в ходе истории;

научить искать материал, используя интернет-ресурсы.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: «Герб и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса».

Демонстрируется презентация «Государственная символика России», сопровождаемая рассказом.

– Геральдика и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса.

Проследим историю развития российской символики, узнаем какие изменения происходили в ней в ходе истории, зависят ли эти изменения от ситуации в стране в определенную эпоху, на примере символики Российского государства.

В каком веке появился герб нашего государства? (В конце XIV века).

Двуглавый орел на гербе появился во время царствования, какого царя? (Ивана III).

Что такое герб? (Символ государства, города, рода).

Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).

Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное).

Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии).

Учитель: Спасибо, ребята. вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про флаг нашего государства и нашей области.

Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: "Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться".

Ученик: Прежде всего, они вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну.

Ученица: Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже сколько столетий на Руси и несет тот же смысл.

Ученик: Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится, что в его стране есть такая интересная символика.

Учитель: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом.

Наша встреча, посвященная Дню Тверского флага и герба подошла к концу.

Классный час

«Государственный флаг России –

наша гордость и призвание!»

Беседа

МОУ «СОШ №5» с. Пригорное г. Новотроицк Оренбургская область Андреева Юлия Владимировна, старшая вожатая

Цели:

Познакомить учащихся с историей Государственного флага России;

- Развивать интерес, расширять круго­зор учащихся в области истории развития государственного символа – Флаг;

Воспитывать чувство гордости за свою страну;

- Прививать любовь учащихся к Родине .

Оборудование:

- физическая карта Российской Федерации;

Государственная символика России – герб, гимн – текст и музыка, флаг. Портрет президента РФ – Дмитрия Медведева;

Презентация «Государственные символы страны – наша гордость и призвание»;

Аудиозапись «С чего начинается Родина?» (В. Баснер, М. Матусовский)

Гимн РФ.

Ход урока:

(Звучит гимн Российской Федерации, учащиеся, стоя, положив руку на сердце, слушают)

Учитель: Люди не выбирают место своего рождения на Земле. Они могут жить в разных странах, иметь разный цвет кожи, говорить на разных языках мира. Но слова «Родина», «Отечество», «Отчизна» – святые для каждого из них. Для нас с вами все эти понятия заключены в одном слове – РОССИЯ.

Каждая страна имеет свои отличительные знаки – символы своего государства. Каждый человек, проживающий на территории того или иного государства, должен знать, любить, чтить и уважать государственные символы своей страны.

Только что, мы с Вами прослушали гимн Российской Федерации – государственный символ нашей страны. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны. В ней главное – красота, торжественность и величие. Каждый гражданин России должен знать текст гимна наизусть! Вставать, положив правую руку на сердце! Именно это считается одним из главнейших признаков чувства патриотизма!

Ребята! Давайте поделимся, друг с другом впечатлениями состояния своей души, когда Вы слышите звуки гимна Российской Федерации. Как вы думаете, где исполняется гимн?

(ученики рассказывают друг другу о том, что они чувствовали во время прослушивания государственного гимна)

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать «Россия!

Давайте послушаем стихотворения о Родине.

(учащиеся рассказывают стихотворения о Родине)

см. Приложение 1

Вот она наша Родина – Российская Федерация, Россия!

(учитель показывает на физической карте)

Родина - это дом, в котором мы живем, и рус­ская береза, и журавлиная песня, и полянка в лесу. Это ме­сто, где мы родились и выросли. А что для Вас является Родина? (учащиеся высказываются о том, что такое для них Родина?)

А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина». (Звучит песня, дети подпевают).

Посмотрим внимательно на карту России и скажем, что мы забыли указать на ней? (учащиеся смотрят на карту и отвечают – Москва – столица нашей страны)

Правильно ребята! А в Москве есть Кремль, являющийся ядром возникновения города и становления его как столицы Российской Федерации. (учащиеся просматривают фотографии, картинки с изображениями Москвы, Кремля)

А над Кремлем развивается Государственный флаг - символ государства, наша ГОРДОСТЬ и ДОСТОЯНИЕ!

Сейчас мы послу­шаем сообщения инициативных групп. (Задание - подготовить то или иное сообщение - дети получают заранее).

Выступление исторической группы:

1-й ученик. Слово «флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага - «стяг», оно сохраня­ется и в наше время. Стяг у русских дружин был с язы­ческих времен.

2-й ученик. Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ Петра I. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась бе­лой, нижняя - красной.

3-й ученик. По русским обиходным понятиям 17-19 веков,

красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смерт­ный бой; синий цвет - небо, целомудрие, верность, духовность; белый цвет - мир, чистоту, благородство, совершенство, невин­ность.

4-й ученик. Но в послепетровское время в государ­ственной символике появились черно-желтые цвета. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ. Только в 1896 году Особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело-сине-красный.

5-й ученик . 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР постановила: «Считать истори­ческий флаг России - полотнище из равновеликих гори­зонтальных белой, лазоревой и алой полос - официаль­ным национальным флагом Российской Федерации».

Выступление знаменной группы

1-й ученик. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатичес­кие представительства, автомобили послов. В торжествен­ные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

2-й ученик. Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях-резиденциях Президента РФ, Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти.

3-й ученик. Знаменем Вооруженных сил России сно­ва стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были и русские щиты. С Красным знаменем Советская Армия прошла до Берлина. Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом, было красно­го цвета.

Учитель: Еще одним государственным символом нашей страны является государственный герб!

Выступление исторической группы

1-й ученик. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и др. предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

2-й ученик. Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской её частях, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация.

3-й ученик. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Спасибо большое, ребята! Государственные символы России вобрали в себя историю и традиции нашего народа, нашего Отечества. Поэтому мы должны знать и уважать их, гордиться нашим прошлым, настоящим и будущим нашего народа и нашей страны. А сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За пра­вильный ответ – получаем жетон триколор.

Викторина

Вопросы:

1. От какого слова произошло слово «флаг»?

2. Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

3. Что обозначает красный цвет флага?

4. Что обозначает белый цвет?

5. Что обозначает синий цвет ?

6. Где можно увидеть Государственный флаг?

7.Какой флаг у Вооруженных сил России?

8. На каких зданиях нашего села развевается флаг?

9.Что обозначает слово «герб»?

10. Что означает скипетр и держава?

11.Что такое гимн?

12. Кто написал слова и музыку гимна?

13. Что, по вашему мнению, символизирует цвета флага?

И несколько интересных полезных советов:

1. 22 августа – День Государственного Флага Российской Федерации

2. Ч тобы легко запомнить расположение цветов на флаге, нужно всего лишь запомнить слово БЕСИК (бело-сине-красный). Самому активному участнику вручается приз. Молодцы! Все активно отвечали на вопросы викторины.

Давайте подведем все вместе итоги нашего классного часа:

    Государственные символы Российской Федерации – гимн, герб и флаг страны - часть истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

    Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. Отношения к символам государства – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

    Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.

И в заключение нашего классного часа, давайте споем гимн России стоя и приложив руку к сердцу, прислушиваясь к каждому слову гимна – Достоянию нашей страны!

Использованная литература:

    Пчелов Е.В. “Государственные символы России. Герб, флаг, гимн”. Москва, издательство “Русское слово”, 2002 год.

    Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя – М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2002. – 96 с., ил.

    Соболева Н.А., “Российская государственная символика”. История и современность, Москва, издательство “Владос”, 2002 г.

Приложение

О РОДИНЕ – РОССИИ

У меня есть Родина – Россия.

Это счастье - это жизнь моя,

Это моя будущая сила,

Это - моя дружная семья.

Это – шёлк лазоревого неба

И лесов немерянная ширь.

Это – поле золотого хлеба

И народ твой – добрый Богатырь.

Только – только ты встаешь на ножки,

Ты в начале долгого пути,

Ты пойдешь сначала по дорожке,

По ДОРОГЕ будешь ты идти.

В небо полетишь на самолете -

Сверху ты увидишь Отчий Край,

Но всегда – в пути или полете

Родину свою не забывай.

Родина, как мама, всё умеет,

Она любит дочку и сынка.

В холод – добротою отогреет,

В жажду – даст воды из родника.

Словно мама – наградит улыбкой,

Подарив вам долгие года,

Любя, простит все детские ошибки,

Но подлость не простит вам никогда!

В добрый путь, дитя! Служи Отчизне,

Не жалея времени и сил!

И в конце своей прекрасной жизни

Ты поймешь, что не напрасно жил!

РОДИНА

Рассвет я помню красновато-синий

И звук прекрасный песни соловья.

Люблю тебя я, часть России,

Горжусь тобою, родина моя.

Везде, кого бы ни спросила,

На рубежах Урала, вдоль реки,

Защитою и гордостью России

Во все века здесь были казаки.

Чтоб оценить и другом оставаться

Родной земли и родины своей,

Наверно, надо с ней расстаться,

Почувствуешь тогда, что места нет родней

Классный час

«Государственный флаг России –

наша гордость и призвание!»

Беседа

МОУ «СОШ №5» с. Пригорное г. Новотроицк Оренбургская область

Андреева Юлия Владимировна, старшая вожатая


Цели:

Познакомить учащихся с историей Государственного флага России;

Развивать интерес, расширять круго­зор учащихся в области истории развития государственного символа – Флаг;

Воспитывать чувство гордости за свою страну;

Прививать любовь учащихся к Родине.

Оборудование:

- физическая карта Российской Федерации;

Государственная символика России – герб, гимн – текст и музыка, флаг. Портрет президента РФ – Дмитрия Медведева;

Презентация «Государственные символы страны – наша гордость и призвание»;

Аудиозапись «С чего начинается Родина?» (В. Баснер, М. Матусовский)

Гимн РФ.

Ход урока:

(Звучит гимн Российской Федерации, учащиеся, стоя, положив руку на сердце, слушают)

Учитель: Люди не выбирают место своего рождения на Земле. Они могут жить в разных странах, иметь разный цвет кожи, говорить на разных языках мира. Но слова «Родина», «Отечество», «Отчизна» – святые для каждого из них. Для нас с вами все эти понятия заключены в одном слове – РОССИЯ.

Каждая страна имеет свои отличительные знаки – символы своего государства. Каждый человек, проживающий на территории того или иного государства, должен знать, любить, чтить и уважать государственные символы своей страны.

Только что, мы с Вами прослушали гимн Российской Федерации – государственный символ нашей страны. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны. В ней главное – красота, торжественность и величие. Каждый гражданин России должен знать текст гимна наизусть! Вставать, положив правую руку на сердце! Именно это считается одним из главнейших признаков чувства патриотизма!

Ребята! Давайте поделимся, друг с другом впечатлениями состояния своей души, когда Вы слышите звуки гимна Российской Федерации. Как вы думаете, где исполняется гимн?

(ученики рассказывают друг другу о том, что они чувствовали во время прослушивания государственного гимна)

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать «Россия!

Давайте послушаем стихотворения о Родине.

(учащиеся рассказывают стихотворения о Родине)

см. Приложение 1

Вот она наша Родина – Российская Федерация, Россия!

(учитель показывает на физической карте)

Родина - это дом, в котором мы живем, и рус­ская береза, и журавлиная песня, и полянка в лесу. Это ме­сто, где мы родились и выросли. А что для Вас является Родина? (учащиеся высказываются о том, что такое для них Родина?)

А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина». (Звучит песня, дети подпевают).

Посмотрим внимательно на карту России и скажем, что мы забыли указать на ней? (учащиеся смотрят на карту и отвечают – Москва – столица нашей страны)

Правильно ребята! А в Москве есть Кремль, являющийся ядром возникновения города и становления его как столицы Российской Федерации. (учащиеся просматривают фотографии, картинки с изображениями Москвы, Кремля)

А над Кремлем развивается Государственный флаг - символ государства, наша ГОРДОСТЬ и ДОСТОЯНИЕ!

Сейчас мы послу­шаем сообщения инициативных групп. (Задание - подготовить то или иное сообщение - дети получают заранее).

Выступление исторической группы:

1-й ученик. Слово «флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага - «стяг», оно сохраня­ется и в наше время. Стяг у русских дружин был с язы­ческих времен.

2-й ученик. Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ Петра I. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась бе­лой, нижняя - красной.

3-й ученик. По русским обиходным понятиям 17-19 веков,

красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смерт­ный бой; синий цвет - небо, целомудрие, верность, духовность; белый цвет - мир, чистоту, благородство, совершенство, невин­ность.

4-й ученик. Но в послепетровское время в государ­ственной символике появились черно-желтые цвета. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ. Только в 1896 году Особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело-сине-красный.

5-й ученик . 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР постановила: «Считать истори­ческий флаг России - полотнище из равновеликих гори­зонтальных белой, лазоревой и алой полос - официаль­ным национальным флагом Российской Федерации».

Выступление знаменной группы

1-й ученик. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатичес­кие представительства, автомобили послов. В торжествен­ные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

2-й ученик. Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях-резиденциях Президента РФ, Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти.

3-й ученик. Знаменем Вооруженных сил России сно­ва стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были и русские щиты. С Красным знаменем Советская Армия прошла до Берлина. Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом, было красно­го цвета.

Учитель: Еще одним государственным символом нашей страны является государственный герб!

Выступление исторической группы

1-й ученик. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и др. предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

2-й ученик. Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской её частях, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация.

3-й ученик. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Спасибо большое, ребята! Государственные символы России вобрали в себя историю и традиции нашего народа, нашего Отечества. Поэтому мы должны знать и уважать их, гордиться нашим прошлым, настоящим и будущим нашего народа и нашей страны. А сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За пра­вильный ответ – получаем жетон триколор.

Викторина

Вопросы:

1. От какого слова произошло слово «флаг»?

2. Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

3. Что обозначает красный цвет флага?

4. Что обозначает белый цвет?

5. Что обозначает синий цвет?

6. Где можно увидеть Государственный флаг?

7.Какой флаг у Вооруженных сил России?

8. На каких зданиях нашего

села развевается флаг?

9.Что обозначает слово «герб»?

10. Что означает скипетр и держава?

11.Что такое гимн?

12. Кто написал слова и музыку гимна?

13. Что, по вашему мнению, символизирует цвета флага?


И несколько интересных полезных советов:

2. Чтобы легко запомнить расположение цветов на флаге, нужно всего лишь запомнить слово БЕСИК (бело-сине-красный). Самому активному участнику вручается приз. Молодцы! Все активно отвечали на вопросы викторины.

Давайте подведем все вместе итоги нашего классного часа:


  1. Государственные символы Российской Федерации – гимн, герб и флаг страны - часть истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

  2. Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. Отношения к символам государства – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

  3. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.
И в заключение нашего классного часа, давайте споем гимн России стоя и приложив руку к сердцу, прислушиваясь к каждому слову гимна – Достоянию нашей страны!

Использованная литература:


  1. Пчелов Е.В. “Государственные символы России. Герб, флаг, гимн”. Москва, издательство “Русское слово”, 2002 год.

  2. Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя – М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2002. – 96 с., ил.

  3. Соболева Н.А., “Российская государственная символика”. История и современность, Москва, издательство “Владос”, 2002 г.
Приложение

О РОДИНЕ – РОССИИ

У меня есть Родина – Россия.

Это счастье - это жизнь моя,

Это моя будущая сила,

Это - моя дружная семья.

Это – шёлк лазоревого неба

И лесов немерянная ширь.

Это – поле золотого хлеба

И народ твой – добрый Богатырь.

Только – только ты встаешь на ножки,

Ты в начале долгого пути,

Ты пойдешь сначала по дорожке,

По ДОРОГЕ будешь ты идти.

В небо полетишь на самолете -

Сверху ты увидишь Отчий Край,

Но всегда – в пути или полете

Родину свою не забывай.

Родина, как мама, всё умеет,

Она любит дочку и сынка.

В холод – добротою отогреет,

В жажду – даст воды из родника.

Словно мама – наградит улыбкой,

Подарив вам долгие года,

Любя, простит все детские ошибки,

Но подлость не простит вам никогда!

В добрый путь, дитя! Служи Отчизне,

Не жалея времени и сил!

И в конце своей прекрасной жизни

Ты поймешь, что не напрасно жил!

РОДИНА

Рассвет я помню красновато-синий

И звук прекрасный песни соловья.

Люблю тебя я, часть России,

Горжусь тобою, родина моя.

Везде, кого бы ни спросила,

На рубежах Урала, вдоль реки,

Защитою и гордостью России

Во все века здесь были казаки.

Чтоб оценить и другом оставаться

Родной земли и родины своей,

Наверно, надо с ней расстаться,

Почувствуешь тогда, что места нет родней



Просмотров