Классный час «Гордо реет Российский флаг. Классный час "государственный флаг россии" - классные часы - конспекты уроков - каталог статей - школярик. образовательный портал

Общий классный час "Государственные символы России"

Одной из актуальных тем воспитательной работы с подростками являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Мы предлагаем вашему вниманию один из вариантов проведения мероприятий на эту тему.
Государственные символы являются неотъемлемой частью развития любого государства и отражают ту основополагающую концепцию, фундамент и каркас любого государства, который принято называть национальной идеей.
Школа является одним из главных учреждений, которое влияет на формирование мировоззрения граждан. Т.к символы нужно популяризировать, делать известными, узнаваемыми, прививать к ним уважение, наша школа использует в начале торжественных школьных мероприятий вынос школьного знамени и пост около него, торжественное пение Гимна России, а также классные часы, посвященные государственной символике.
Цель подобных мероприятий – осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России
Методическая разработка предназначена для использования классными руководителями образовательных учреждений в воспитательной работе с учащимися школы.
Формы и методы работы с воспитанники по этой тематике могут быть различными: беседы, классные часы, игры, диспуты, викторины, конкурсы, использование ИКТ
Возрастные группы: 5-7, 8-11 классы

Ожидаемый результат:
популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации;
осознание роли и значения государственных символов Российской Федерации;
расширение исторических знаний и представлений;
развитие творческих способностей и познавательного интереса.
Совершенствование навыков работы в программе
Содержание работы представлено двумя мероприятиями (классным часом для 5-7 кл. и торжественным мероприятием для 9-11 кл.) и играми и викторинами, проводимыми в классах как дополнение к этим мероприятиям. Соответственно переработанные материалы данных разработок можно использовать при проведении различных мероприятий, посвященных государственной символике в разных классах.
Дополнительные материалы: папка приложений
Предварительная работа:
работа с научной литературой, истор. справочниками и энциклопедиями, со словарями;
подготовка презентаций в Рower Point для конкурса;
в фойе и гостиной школы, библиотеке оформляются «уголки» cимволики, организуются книжные выставки и тематические полки;
в библиотеке школы и методических материалах групп имеются тематические папки: «Герб», «Флаг», «Гимн», «День независимости», «День согласия и примирения» и т.п., в которых собран методический материал по этим датам и сценарии мероприятий;
подготовка выставки рисунков и конкурса презентаций и мини-сочинений на тему: «Овеянные славой флаг наш и герб», поэтической страницы;
подготовка сообщений об истории символики РФ, совместно с учителями истории и библиотекарем школы;
повторение с учащимися гимна РФ;
изготавливаются и вывешиваются бумажные «щиты», повторяющие форму различных гербов, на которых пишутся следующие незаконченные предложения для окончания детям: «Я полагаю, что символы России – …», «Мне кажется, что гимн …», «По моему мнению, герб …», «Я думаю, что флаг…».
Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России
Задачи:
Воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России, к Конституции – основному закону страны.
Расширение представлений учащихся о современной государственной символике, о преемственности в ней.
Расширение исторических знаний о Государственном гербе, флаге и гимне России;
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие познавательных способностей.
Оформление: выставка рисунков и репродукций
Наглядные пособия: политическая карта Российской Федерации, Конституция РФ, слайд-шоу об истории символики (Приложение 4)
Оборудование: аудио оборудование, компьютер, проектор, экран, DVD проигрыватель.
Материалы: монеты, ордена, медали СССР и современные, печатный раздаточный материал.
Особенностью оформления данного мероприятия является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты.
Для сопровождения рассказа целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.
На экране или классной доске – заставка темы. (Приложение 1)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный момент
Подведение итогов конкурсов и знакомство учащихся с количеством баллов, полученных ими за участие в предварительных мероприятиях. Рекомендации классного руководителя ученикам по улучшению результатов.
2. Торжественная часть
Вступление. Фанфары
Ведущий: Внимание! Мы начинаем!
Прошу всех встать! Равнение на знамя! (знаменная группа вносит знамя и торжественным маршем проходит к краю сцены.
Звучит гимн – все поют.
– Вольно! Прошу всех сесть.
Ребята, вы уже догадались, что наше мероприятие посвящено символике Российской государственности. Я – педагог и гражданин РФ, а вы ученики __ класса(ов) лицея №12 и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства.
Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины – России.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас образы. Эйфелева башня – символом Парижа; небоскребы и статуя Свободы – символы США. А какие символы России вы можете назвать?
Ответы учащихся. (Учащиеся предлагают свои варианты)
Педагог обобщает: Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными? (Учащиеся высказывают свои мнения)
Ведущий: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Конечно, эти символы нам всем тоже хорошо знакомы. Флаг России – бело-сине-красный триколор; герб – двуглавый орел, трансляцией гимна по радио начинается наше утро.
Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны, вам нужно вспомнить, что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы.
Сообщения учеников
Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. (Приложение 2, текст 2)
Ведущий: Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.
Об истории зарождения и становления герба России расскажет ученик…
Инд. сообщение из истории гос. символики (Приложение 2)
Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце ХI века, то есть более 900 лет назад. Геральдика зародилась в Европе в ХII в. причинами ее возникновения были развитие европейского рыцарства, появление нового вооружения, начало крестовых походов, а затем и рыцарских турниров. Рыцарское вооружение, скрывавшее воина за доспехами, требовало опознавательных знаков, помещавшихся на шлеме и щите. Эмблемы указывали на принадлежность к сословию. Первые гербовые изображения были очень простыми.
Ведущий: Слово – группе «Знатоки» (Презентация 2).
Группа «Знатоки»:
Пресветлый Орле Российския страны,
Честнокаменным венцем увенчаны,
Орле преславный, высоко парящий,
Славою Орлы вся превосходящий…
Этими словами начал свою поэму о державном российском гербе известный общественный и церковный деятель XVII века Симеон Полоцкий.
Что в переводе с польского означает слово «герб»? (Наследство) Многочисленные короли, герцоги, бароны передавали наследникам фамильный щит вместе с землями и имуществом. Так он стал гербом, то есть знаком наследства.
Дети мои, понимаете – герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб ваше имя и честь защитит.
Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит вспомнить ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России:
В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество. С этого времени московские князья стали главными среди других князей. Первый правитель Московского государства Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси. Во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея. Двуглавый орел потребовался государю не случайно. К этому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы. (На экране появляется изображение герба Московского государства и современного герба России.)
Задание: рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Учащиеся должны выделить орла.)
Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Группа «Знатоки» задает вопросы уч-ся.
– Что находится в лапах у орла?
– Чем защищена грудь орла?
– Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?
Ведущий: Из периода истории Российской империи мы перемещаемся в эпоху Советской России. В 1918 г. правительство решило порвать с исторической символикой России, двуглавый орел был заменен.
Группа «Знатоки» предлагает учащимся в качестве наглядности монеты советского периода и современные российские монеты. Задача учащихся: рассмотреть и сравнить гербы, размещенные на монетах разных эпох истории Российского государства.
Ведется обсуждение, подводятся итоги.
Ведущий: С течением времени происходят перемены, страна развивается, изменяется и государственный герб.
Группа «Знатоки». В1993 г. указом президента Б. Н. Ельцина двуглавый орел был утвержден в качестве государственного герба. В декабре 2000 г. Президентом РФ В. В. Путиным был подписан Федеральный конституционный закон о Государственном гербе РФ, принятый Государственной Думой. (На экране появляется изображение герба Р.Ф.)
Учитель: Теперь подскажите мне, пожалуйста, в каких местах могут находиться изображения гербов?
Дети:
– на правительственных зданиях;
– гербы есть в кабинетах директоров и руководящих лиц;
– на знаменах, печатях и монетах;
– а еще он есть в паспорте.
Ведущий: Верно. Государственный герб Российской Федерации – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельство о рождении, аттестате, вузовском дипломе, правительственных наградах). А теперь проведем маленькую викторину:
1. Где изображается Государственный герб РФ?
2. В каком веке появился первый герб нашего государства?
3. Двуглавый орел на гербе появился во время правления какого царя?
4. Что такое герб?
5. Откуда пришел к нам двуглавый орел?
Поэтическая страница
Ведущий: К нам в гости пришли юные поэты нашей школы, они сочинили стихи к нашему мероприятию, посвященному символике РФ. Давайте их внимательно послушаем.
Выступления юных поэтов. (Приложение 3)
Ведущий: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы. В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит? (Ответы детей)
Ведущий: Наши предки пели песни, но песни имели очень глубокий смысл, они воспевали князей и их воинов которые защищали русскую землю от врагов, с появлением христианства в Древней Руси стали исполнять хвалебные гимны, прославляя Бога и святых. Гимны отражали историю страны, характер ее жителей. Одни гимны звали к борьбе за свободу. Слова других рассказывали о любви к своей тихой и уютной стране. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (Ответы детей обобщить)
Ведущий: Вы помните, что в ходе предварительной подготовки к данному классному часу были сформированы группы – одна из которых «Эрудиты». Предоставляем им слово.
«Эрудиты» рассказывают о том, что гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.
Ученик 1: Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио. К словам и музыке гимна предъявляются особые требования Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
Ученик 2: Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально- поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом. Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут исполняться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
Современный Гимн был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г., т.е. новый гимн появился у России накануне Нового 2001 года и Нового века.
Просмотр презентации, отражающей славные страницы российской истории, на фоне звучания гимнов разных лет. (Презентация 1)
Ведущий: Ребята, а какие чувства Вы испытываете, когда слушаете слова и музыку Государственного Гимна нашей страны? (Ответы детей)
Выслушав ответы детей, подводится итог:
Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.
Флаг
Ведущий зачитывает стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный…
Учащиеся отвечают хором: флаг! На экране появляется изображение флага РФ.
Ученик:
Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.

Ведущий: У каждой страны есть государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации – он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного. Что же означают цвета российского флага?
Для того, чтобы это вам предлагается выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прослушайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
(Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы)
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко-... (красным)

Педагог: Мы смогли расшифровать цвета нашего флага. Они никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение. На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий – небо, верность, веру; красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь, так и в нашем флаге красный цвет – отвага, мужество и героизм; синий – небо, благородство, белый – совершенство, чистота.
Государственные флаги развеваются над теми зданиями, где работают главы государств, их поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях, в праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел. Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
О появлении триколора в России вам расскажет….
Ученик– (индивидуальное сообщение) – (Приложение 2)
Ведущий: Остановлюсь на флажном этикете.
В законе размеры Государственного флага не устанавливаются. Флаг может быть изготовлен любых размеров. Строго необходимо соблюдать соотношение ширины и длины флага, оно должно быть 2:3.
Флаг города не может быть больше, чем флаг государства.
Наиболее почетными местами в ряду вывешенных флагов считается центр и левая от зрителя сторона. Если в страну приезжает важный иностранный гость, то флаг вывешивают рядом с флагом принимающего государства, левее от зрителя. Если гостей несколько, то флаги располагаются вряд по латинскому алфавиту. Каждый гражданин России, устраивая какое – либо торжество, имеет право вывесить Государственный флаг. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции, т. к. флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства.
Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
Ведущий: Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
Ведущий: Дорогие друзья! Пришло время подвести итог нашего мероприятия Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Просмотр подборки «Виды России и исторических мест».
Ведущий (говорит на фоне слайдов): Сегодня наша страна вступила в третье тысячелетие новой эры. Символы современной России: Государственный герб - двуглавый орел, Государ¬ственный флаг - бело-сине-красное полотнище и Государственный гимн - «Россия - свя¬щенная наша держава», были приняты накануне двадцать первого века. В них отражается вся многовековая история нашего Отечества.
Двуглавый орел гордо парит над Россией уже более пяти столетий. Он стал эмблемой нашей страны в период ее освобождения от монголо-татарского ига. Герб показывает долгий путь страны от первых русских княжеств к многонациональному независимому Московскому государству и к могучей современной России.
Бело-сине-красный национальный флаг России был поднят на первых кораблях Российского флота. Было это три столетия назад в эпоху рождения морской силы России на Балтике, Северном и Азовском морях.
Мелодия нынешнего Государственного гимна России впервые прозвучала, когда Советская Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Гимн стал величествен¬ной песней - предвестником Великой Победы советского народа, внесшего решающий вклад в разгром фашизма в годы Второй мировой войны.
Государственные символы России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Ты должен гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались тебе в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от тебя.
Ведущий: Командиры классов получают конверт от «Знатоков» с вопросами викторины и творческими заданиями (Приложение 5) которые вы проведете в своих классах, а жюри из числа Знатоков подведет итоги.
Заключение
– Лицей встать! Смирно! Звучит гимн – Вольно!
К выносу знамени – равняйсь, смирно – вынос знамени,
Вольно! Прошу всех сесть!
И в завершение нашего мероприятия – работа, победившая в школьном конкурсе литературного творчества. На этом наше мероприятие закончено – всем спасибо!
Литература:
1. Государственная символика России. История и современность. И.В. Можейко (наглядное пособие, М. 2003г.)
2. Государственные символы России «Моя Родина – Россия» (пособие для 3-4-х классов начальной школы. М. 2002г.)
3. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. Е.В.Пчелов (учебное пособие для 5-9 классов, М. 2002г.
4. Дегтярев А.Я. История российского флага. – М.: Военный парад, 2000.
5. Заболотских Б. Во славу российского флага. – М., 1999.
6. Лебедев В. Державный орел России. – М.: “Родина”,1995.
7. Михайлов Г. Святыня российской державы. – Патриот Отечества, №1, 2002.
8. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: “Советская энциклопедия”, 1989.
9. Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. – М.: Владос, 2002.
10. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России- М: РОСМЭН, 2004г.
11. Артамонов В.А. Герб и флаг России 10-20 века – М: Юридическая литература, 1997г.
12. Шергин В.С. Государственные символы России – М: РОСМЭН, 2004г.
13. Разгон Лев. Наши славные символы – М: Детская литература, 1987г.
14. Михайлов В.Д. Государственные символы Удмуртской Республики. Ижевск: Удмуртия, 1994г.
15. Журнал «Читаем, учимся, играем», №5, 2003 г, стр.21.

Как важно детям знать историю возникновения таких символов государства, как флаг и герб России

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 112» г. Перми

ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЮ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ

Учитель начальных классов Уткина В.В.

Номинация: "Методические разработки"

Вид работы: Классный час (4 класс)

2016 год

Цели: формирование интереса к истории и культуре своей страны; популяризация государственных символов российской Федерации: флага РФ, герба РФ; расширение исторических знаний; воспитание чувства гордости за свою страну.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с вопросами викторины.

Вступительное слово учителя

Ребята! Мы с вами провели не одну беседу о гражданственности, о культуре народа нашей страны, мы ознакомились с государственными символами России, знаем имена людей, которые сделали нашу Родину великой и неповторимой.

Слайд 1. "Тема занятия"

Учитель : Сегодня у нас пройдет заключительный классный час на тему "Герб и флаг, овеянные славой".

Слайд 2. "Эпиграф"

А эпиграфом к нашему классному часу будут слова М. Монтеня: "Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан".

Учитель : Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы. Государственная символика - это общая для всех жителей страны государственная ценность. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Кто из вас может перечислить ключевые (главные) символы государства?

Только в XX веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение ее истории, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.

Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным и не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению государства, его народа, его истории и культуры. А что вы знаете о Государственном флаге Российской Федерации?

Слайд 3. "Государственный флаг России"

Выступление учащихся старших классов: В 1994 г. был установлен День Государственного флага РФ (22 августа). Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из 3 одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, а нижняя - красного. Красный цвет - обозначает отвагу, мужество и героизм. Синий цвет - это небо, верность, белый - благородство, совершенство.

Предшественниками флага были военные знамена (стяги). Стяг считался душой, славой и честью князя и его дружины. Падение стяга во время сражения приравнивалось к поражению войска. Перед такими стягами служили молебны, на них молились перед битвой. С таким стягом выступал Д. Донской на Куликовом поле против полчищ Мамая.

В эпоху Петра I бело-сине-красный флаг служил боевым знаменем России как на суше так и на море. Для военных судов в Петровскую эпоху был утвержден Андреевский флаг, белый цвет которого олицетворял свободу.

После Великой октябрьской социалистической революции (1917 г.) был утвержден государственный флаг России красного цвета.

В период перестройки в 1991 г. России был возвращен ее исторический трехцветный флаг.

В апреле 1996 г. был принят президентский указ "О знамени Победы", устанавливающий, что наряду с государственным флагом России в дни государственных праздников, при проведении воинских ритуалов и массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, используется также Знамя Победы, водруженной над рейхстагом Берлина в 1945 г. в знак победоносного окончания ВОВ.

Слайд 4. "Флаг, овеянный славой"

На экран выводятся следующие картины и фотографии:

Греков М.Б. "Трубачи Первой конной армии", Дмитриевский В.К. "Наша армия родная", Коржев Г.К. "Поднимающий знамя", Аристов И.Н. "Спасение знамени", фотография "Знамя над рейхстагом", фотография "Флаг России на Олимпийских играх".

Слайд 5. "Викторина"

  1. Когда был принят новый государственный флаг Российской Федерации?
  2. Что означает государственный флаг?
  3. Как назывались знамёна в Древней Руси?
  4. Какое значение имели знамёна в войсках?
  5. Каково происхождение Российского триколора?
  6. Что символизируют изображённые на флаге цвета?
  7. Где впервые был поднят трёхцветный флаг?
  8. Каким был государственный флаг СССР?
  9. Какой флаг так же является символом Российского государства?
  10. Символом чего является Знамя Победы?

Выступление учащихся

1 чтец

Первой полосою ткани флага -

Белый цвет, как жизни светлый гимн.

Он не просто так поставлен выше

Остальных цветов. Здесь смысл есть:

Вера в Родину ниспослана нам свыше,

С нею - незапятнанная честь.

2 чтец

Вторая полоса - рекой синеет,

Природный цвет России соблюдя.

Без голубых озёр, ручьёв, метелей

Не можем уж представить мы себя:

Мы - нация морей, небесной сини,

Рек бесконечных; край лесных озёр;

И вместе это всё зовём Россией,

Единственною Родиной зовём.

3 чтец

В наших душах горит алый свет,

Наполняя отвагою сердце;

Неприятелю будет ответ

За напрасные русские смерти!

Кровь погибших в великой войне

Флаг российский внизу запятнала;

Потому и пылает вдвойне -

Вспоминает тогдашнее пламя.

4 чтец

Всё в нашем флаге:

В нём и отвага, и сила, и храбрость,

В нём - вся история нашей страны.

Не одолеет Россию опасность,

Пока за свой флаг честно боремся мы.

И нужно помнить всю жизнь, каждый час:

Флага должны быть достойны всегда мы.

Частичка его - это каждый из нас,

И значит, мы все за него отвечаем.

Учитель : Понятие "герб" происходит от немецкого слова "наследство" и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области. Гербы появились давным-давно в зарубежных странах. Это был отличительный знак рыцарей. Специальные люди - герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением. существовала целая система строгих правил, по которым составляли гербы.

Ученик:

Различным образом державы

Свои украсили гербы,

Вот леопард, орел двуглавый

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный -

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,

Подобье потеряв свое.

Сжимает в лапах, угрожая,

Разящий меч или копье…!

Учитель : Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце XI в., то есть более 900 лет назад. на них встречались изображения святых, изображения львов, а также вооруженные конные всадники, воин Георгий Победоносец (репродукция) - символ защиты родной земли от врагов.

Слайд 6. "Из истории гербов нашей страны"

Двуглавый орел как символ русского государства появился более 500 лет тому назад, во времена правления Ивана III на его грамоте в 1497 г. он олицетворял мощь и независимость нашего государства.

Начиная с Ивана IV Грозного (с 1547 г.) герб постоянно менялся. Продолжалось это и при династии Романовых (1613 - 1917 гг.). Герб видоизменялся и при Петре I (1722 г.) и при царе Александре, и при государе Николае (1826 г.). Но в 1917 г. было создано новое государство, которое стало называться РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Потребовался новый герб взамен старого царского.

Слайд 7. "Герб советской эпохи"

На гербе советской республики был изображен серп и молот, венок хлебных колосьев и пятиконечная звезда.

В начале 90-х годов XX в. Советский союз прекратил свое существование. В 1991 г. наша страна вернула себе старое, но не забытое имя - Россия. Правительством РФ было принято решение о создании Государственного герба и Государственного флага. В 1993 году по указу Президента РФ двуглавый державный орел вновь был возвращен на российский герб. На пороге XXI в. державный орел России сменил государственный герб РСФСР.

Рассмотрим изображение Государственного герба нашей страны.

Слайд 8. Государственный герб РФ

Ученик: герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите, над орлом — три короны (две малые и одна — большая), в лапах орла — скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона. Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. А также короны на Российском гербе можно рассматривать как символы трёх ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла — не только древний символ столицы России — Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Учитель : Государственный герб Российской Федерации помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, на зданиях палат, правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда и прочих судов Российской Федерации, прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, а также на гербовых печатях, на официальных резиденциях органов государственной власти, на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации.

Слайд 9. "Викторина"

  1. Что означает слово герб?
  2. Где помещают герб страны?
  3. Почему герб страны имеет форму щита?
  4. Назовите основные элементы государственного герба России? Что они символизируют?
  5. Почему все государства имеют свой герб?
  6. Назовите главную эмблему герба СССР? Что она символизировала?
  7. Откуда пришёл герб с двуглавым орлом?
  8. В правление какого царя в русском гербе появился орёл?

Ученик:

Объял Россию крыльями

Орёл двуглавый, гордый;

Страну свою любимую

Хранит он. Вечно бодрый,

Неуязвим для стали он

Всех вражеских клинков:

Летят пусть беды стаями -

Их встретить он готов.

Два клюва острых золотых,

Две пары зорких глаз:

Хранит он старых, молодых

Из года в год.

Тысячелетия страны

Непобедимый знак...

Мы вместе сказочно сильны -

Всегда пусть будет так!

Домашнее задание. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Отличительный знак государства.
  2. Автор гимнов СССР и России?
  3. Как называется трехцветное полотнище флага?
  4. В правление какого царя трехцветный флаг стал указывать на государственную принадлежность?
  5. Герб, флаг, гимн одним словом.
  6. Что обозначает белый цвет в геральдике?
  7. Какой флаг являлся государственным на морских просторах?
  8. Кто изображено на государственном гербе России?
  9. В каком документе утверждены государственные символы России?
  10. Художник, автор герба России.
  11. Кто изображен на щите всадника?
  12. Откуда к нам "прилетел" двуглавый орел?
  13. Что является геральдической основой нашего герба?
  14. Матерчатый знак государства.

Литература

  1. Вилинбахов Г.В. Герб России //Родина, 1998, №2
  2. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. - М.: ЦНСО, 2003.
  3. Из родословной государственной символики: Герб. Флаг. Гимн //Домашний лицей. - 2001. - № 1. - С. 39 - 44; № 2. - С. 43 - 46.
  4. Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М., 2002.
  5. Энциклопедия детских праздников. - М.: Пилигрим, 1999.

Классный час «Российский флаг»

Цель: ознакомление учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей; развитие познавательного интереса к России, расширение кругозора учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней; воспитание любви к Родине, чувства гордости и патриотизма.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

Ход классного часа:

1 Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о флаге нашей Родины. А эпиграфом к нашему занятию послужит высказывание Конфуция «Знаки и символы управляют миром…. Что вы думаете об этом высказывании? (Обсуждение эпиграфа) (Слайд 3)

А что такое символы? Кто может сказать?

Ожегов в своем словаре дает такое толкование этого слова (Слайд 4)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. (Слайд 5)

Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы. (Слайд 5)

Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России. (Слайд 6)

Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата – это тоже символы

России. (Слайд 7)

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и пения птиц, и все полянки в лесу. Это место, где мы родились и выросли. Сейчас, ребята внимательно прослушайте стихотворение, которое называется “Родина”.

2. Чтение учеником стихотворения « Наша Родина!» (Г. Ладонщиков)

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом! (Слайд 8)

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Эти символы общечеловечны, всеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции — это отношение к самому государству.(Слайд 9)

Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

3.Один из символов России – государственный флаг.

Кто может описать государственный флаг Российской Федерации? (ответы детей)

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине — красный триколор. Во всём мире национальный флаг является основным атрибутом государственности. Практически во всех странах большинство населения не помнит ни слова своего гимна, ни очертания своего герба. Но любой культурный человек по очертаниям национального флага может сказать, какую страну он представляет. Россия в этом смысле не является исключением. Опросы общественного мнения показывают, что именно Российский триколор (а не гимн, герб, Кремль или Красная площадь) для 80% россиян на сегодня является основным государственным символом. (Слайд 10)

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России и днем, и ночью развевается бело-сине-красное полотнище.

Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов.

В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти. (Слайд 11)

4 . Немного из истории (Выступление 1 группы)

Флаг России как государственный символ пришел к нам из глубины веков

1-й ученик: слово « ФЛАГ»- [от голл. vlag - флагманский]). Наиболее древнее название флага – “стяг”, оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времен. Стяг «стягивал» витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников – богатырей.

По стягу судили о ходе битвы. Стяг «простирашася яко облацы» — значит, бой идёт успешно. Падение стяга говорило о бедственном положении войска, о том, что враги «досекошася до стяга, и стяг подсекоша». (Слайд 12)

2-й ученик: До 17 века Россия не имела единого государственного флага. В царствование Алексея Михайловича над первым военным русским кораблём «Орёл» поднят Российский флаг. Бело-сине-красный цвет был выбран самим царём после обращения инженера Бутлера, руководившего постройкой корабля, к Боярской думе с просьбой «…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг» (Слайд 13)

3-й ученик: Во время плавания Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей в качестве штандарта поднят «Флаг царя Московского» - полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Флаг стал использоваться в качестве единого морского флага России, являясь первым государственным флагом (Слайд 14)

4-й ученик: Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 г., когда вышел специальный указ царя Петра I. Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос на флаге. Историки полагают, что моделью послужил голландский флаг, состоявший из трех горизонтальных полос тех же цветов. Он явился одним из первых в Европе освободительных флагов; под его знаменами велась борьба за независимость Нидерландов. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной. (слайд 15)

5 -й ученик: Однако бело-сине-красный флаг недолго был официальным символом – лишь до трагических событий 1917 года. Советская Россия не сразу отвергла трехцветный символ России. 8 апреля 1918 года Я.М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг. (Слайд 16)

22 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России триколор, (Слайд 17) а указом Президента РФ Борисом Ельциным от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации, а день 22 августа был объявлен Днем государственного флага России. В этот день над Белым домом впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. (Слайд18)

В положения о Государственном флаге Российской Федерации он был описан как прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.

Ежегодно 22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага России. Это не означает, что символ нашего государства появляется только в этот день. Такой праздник лишь подчеркивает уважение к нашему флагу. Он помогает выразить это уважение.

5 . Значение цветов флага (Выступление 2 группы ) (Слайд19)

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так.

1-й ученик: Цветам флага приписывается множество символических значений. Не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.

Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали

белый цвет - благородство и откровенность;

синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;

красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного «Флага Царя Московского»

2-й ученик: Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

3-й ученик: Кроме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:

белый - цвет свободы;

синий - цвет Богородицы;

красный цвет - символ державности.

4-й ученик: Было также толкование этих цветов, как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:

белый цвет - символ православной веры;

синий цвет - символ царской власти;

красный цвет - символ русского народа;

Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».

Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».

6 . Знамена России

У нашей страны есть три знамени, которые являются государственными:

Государственный флаг (триколор)

Штандарт президента

Знамя Победы

Знамя Победы – символ знамени, водруженного над рейхстагом в мае 1945 года. В дни государственных праздников, дни воинской славы России, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, Знамя Победы используется наряду с государственным флагом.(Слайд20)

Штандарт (флаг) Президента России является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре – золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

На древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту. Штандарт Президента России передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России. После принесения присяги Президентом России Штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле. (Слайд21)

7 . Ответственность за надругательство над флагом . В России надругательство над Государственным флагом Российской Федерации является преступлением. Надругательство может выражаться в совершении лицами, достигшими 16 лет, самых разнообразных активных публичных действий, свидетельствующих о неуважительном отношении к флагу, например, в его уничтожении, повреждении, нанесении циничных рисунков или надписей. Согласно статье 329 Уголовного кодекса России «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации» оно карается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. (Слайд22)

Задание для учеников:

Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за свою страну?

Как Вы его проявляли?

Вопросы для закрепления

1) От какого слова произошло слово “флаг”?

2) Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

3) Что означает красный цвет флага?

4) Что обозначает белый цвет флага?

5) Что обозначает синий цвет флага?

6) Где можно увидеть Государственный флаг?

7) На каких зданиях нашего города развевается флаг?

8) Где еще можно увидеть Государственный флаг?

9) Что для вас значит Российский флаг?

Заключительная часть

Знать и понимать значение государственных символов – долг каждого гражданина. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. (Слайд 23)

Чтение стихотворения учителем « В синем небе над Москвою» ( Софья Зайцева) (Слайд 24)

В синем небе над Москвою

Реет флаг наш дорогой.

В каждой русской деревеньке

Ты увидишь флаг родной.

Флаг российский наш окрашен

В белый, синий, красный цвет.

Он трепещет в небе ясном,

И его прекрасней нет.

Белый – символ мира, правды

И душевной чистоты.

Синий – верности и веры,

Бескорыстной доброты.

Боль народа, кровь погибших

Отражает красный цвет.

Будем Родину любить мы

И хранить её от бед.

Прослушивание песни «Флаг России»

(музыка Вячеслава Колотова,

слова Андрея Якунина,

песня написана в августе 2003 года или ранее, исполнение — Вячеслав Колотов)

Литература:


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Государственный флаг Российской ФедерацииОдин из государственных символов Российской Федерации Знаете ли вы, что относится к символам государства? Государственные символы РФГимн Флаг, знамя, стяг, штандартСлово «флаг» голландского происхождения и означает «корабельное знамя». Слово «знамя» происходит от слова «знаменье, знак, примета». Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ. В Древней Руси знамя именовали стягом.Разновидностью знамён являются штандарты. Штандарт – это флаг главы государства, его руководителей, сопровождающий их во время торжественных церемоний. Рождение российского флагаВпервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орёл», построенном в 1668 году голландским инженером Давидом Бутлером. «Отец» ТриколораПетр I 20 января 1705 года издал Указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг.До 1712 года такой же флаг был и на военных кораблях, пока его не сменил Андреевский. Андреевский флагАндреевский флаг так же появился в эпоху Петра – голубой крест на белом поле. Апостол Андрей считался покровителем России и мореплавания. Андреевский флаг стал флагом военного флота Российской империи. Что такое Триколор?Триколор представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Значения цветов триколораПо одной из версий:белый цвет символизирует благородство,синий - честность, а красный - смелость и великодушие. Флаг Российской империи 1 января 1865 года вышел указ Александра II, в котором государственными цветами России назывались черный, оранжевый (золотой) и белый. Цвета флага соответствовали цветам государственного герба, их трактовали как символы земли, золота и серебра. Официальный статус государственного флагаОфициальный статус флаг приобрел в 1896 году, когда накануне коронации Николая II министерство юстиции определило, что национальным должен «окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой». Революционное красное знамяПосле образования СССР в 1922 г. Государственный флаг представлял собой красное или алое полотнище с изображением золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой. День Российского флагаЕжегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации. Автор презентации: Камушкова Наталья Владимировна, МБОУ «СОШ с. Дачное». 2011 г.http://blog.natalyakamushkova.ru/



Классный час в 5 классе на тему «Государственный флаг Российской Федерации»
Цели:
Создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики, через знакомство учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей;
Развитие национального самопознания и гражданственности;
Формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;
Воспитание в себе высоких нравственных начал.
Оборудование: флаг Российской Федерации (настольный), мультимедийная презентация, выставка книг о символике Российского государства, три полоски цветной бумаги 30 10 см (белая, синяя, красная).
Форма проведения: рассказ с элементами беседы, сопровождаемый показом презентации.
Ход классного часа
Элементы рассказа (беседы) Слайдыпрезентации
Сегодня наш классный час мы посвящаем одному из государственных символов России – государственному флагу Российской Федерации. 1-й слайд
- Государственные символы России… что это такое? Какие символы Российского государства мы знаем? (Ответы учащихся).
- Где и когда мы с ними сталкиваемся? (Ответы учащихся).
Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на эти вопросы. 2-й слайд
О символике
К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн.
Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн.
Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.
Граждане разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века.
3 слайд
- А кто из вас знает, что обозначают слова флаг, знамя? Как ещё можно назвать государственный флаг? (Ответы учащихся) Флаг, знамя, стяг, штандарт
Слово «флаг» голландского происхождения и означает «корабельное знамя».
Слово «знамя» происходит от слова «знаменье, знак, примета». Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ. Знамя – это символ объединения.
В Древней Руси знамя именовали стягом.
Разновидностью знамён являются штандарты. Когда-то штандартами называли полковые знамёна. Сегодня штандарт – это флаг главы государства, его руководителей, сопровождающий их во время торжественных церемоний. 4-й слайд
Трехцветный Государственный флаг России как государственный символ пришел в наши дни из глубины веков. - Как Вы думаете, почему флаг стал символом? Почему во всех странах мира ему придается такое серьезное значение? (Ответы учеников) Рождение Российского флага
У трехцветного полотнища непростая история.
Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту.
В 1667 – 1669 гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия России. Она предназначалась для защиты торговых караванов, плавающих по Волге и Каспийскому морю, и состояла из трёхмачтового корабля «Орёл» с 22 пушками и четырёх более мелких судов.
Именно на первом русском военном корабле «Орёл», построенном в 1668 году голландским инженером Давидом Бутлером, был впервые поднят бело-сине-красный флаг. 5 слайд
«Отец триколора»
Законным же «отцом» триколора признан Петр I. 20 января 1705 года он издал Указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. До 1712 года такой же флаг был и на военных кораблях, пока его не сменил Андреевский. 6-й слайд
Андреевский флаг
Андреевский флаг так же появился в эпоху Петра – голубой крест на белом поле. Апостол Андрей считался покровителем России и мореплавания. Андреевский флаг стал флагом военного флота Российской империи.
Но и триколор не был забыт. В 1705 году царь издал указ о том, каким должен быть флаг на торговых судах. Таким образом военный флот ходил под Андреевским флагом, а гражданский торговый – под бело-сине-красным.
7-й слайд
- Ребята, кто сможет описать государственный флаг Российской Федерации? (Ответы детей)
- Как вы думаете, что может обозначать каждый цвет? (Предположения детей) Для того чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Прослушайте четверостишья, характеризующие цвета нашего флага, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
Стихи
1.
Снежинки так прекрасны и легки,Как совершенны у ромашки лепестки,Как на доске строка написанная мелом,Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
2.
Спокойны и чисты рек русских водыПрозрачны и светлы как вечер зимнийИ благородны и просторны неба сводыХудожник их раскрасил в … (синий)
3.
Россия много войн пережилаИ наши деды умирали не напрасноИ верность Родине их к славе привелаПод Знаменем Победы ярко... (красным)
Учитель, после каждого разгаданного цвета, закрепляет на доске полоску цветной бумаги. В итоге складывается триколор.
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.
Ответы детей Что такое триколор?
- А вы слышали когда-нибудь такое название – триколор? Что такое триколор? (Ответы детей).
Триколор представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.8-й слайд
Значение цветов триколора
Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение.
Кстати, чем руководствовался Петр, подбирая цвета, осталось загадкой. Существует версия о выборе цветов для флага - цвета российского флага, возможно, были подсказаны тем самым голландцем, который построил «Орел», а потом рассказал, что на его родине, в Голландии, на кораблях поднимают трехполосный красно-бело-синий флаг.
Смысл выбранных цветов флага России также не был установлен достоверно. По одной из версий, белый цвет символизирует благородство, синий - честность, а красный - смелость и великодушие, присущие русским людям.
Но бело-сине-красный флаг не всегда был государственным символом. Было время, когда его сменяли другие полотнища. 9-й слайд
Флаг Российской империи
Флаги, введённые Петром I, долгое время сохранялись в истории страны. В качестве государственных Пётр выделил белый, синий (голубой), красный, чёрный и золотой цвета. Эта гамма стала основой и для последующих российских государственных флагов.
Однако при приемниках Петра сочетание чёрного и золотого (жёлтого, оранжевого) цветов потеснило российский триколор.
В 1858 г. Император Александр II утвердил новый государственный флаг. Флаг состоял из трёх горизонтальных полос. Верхняя – чёрная, средняя – жёлтая, нижняя – белая. Таким образом, получился второй триколор. А 1 января 1865 года вышел именной указ Александра II, в котором государственными цветами России назывались черный, оранжевый (золотой) и белый. Цвета флага соответствовали цветам государственного герба, их трактовали как символы земли, золота и серебра.
Однако этот флаг просуществовал всего лишь четверть века. 10-й слайд
Официальный статус государственного флага
В 1883 году Александр III решил вернуть России петровский триколор.
При этом три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал «державность», синий – цвет Богородицы, под покровом которой находится Россия, белый – цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.
Официальный статус флаг приобрел в 1896 году, когда накануне коронации Николая II министерство юстиции определило, что национальным должен «окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой».
Таким образом, трехцветный флаг в России прижился надолго - вплоть до прихода Советской власти. 11-й слайд
Революционное красное знамя
Советская власть, победившая в 1917 году, не сразу отвергла трехцветный символ России. Лишь 8 апреля 1918 года был утверждён декрет о флаге РСФСР: Флагом Российской Республики устанавливается красное знамя с надписью «Российская Социалистическая Федеративная Республика».
С тех пор бело-сине-красный российский флаг был в советской России под запретом.
После образования СССР в 1922 г. Государственный флаг СССР, согласно Конституции 1924 г., представлял собой красное или алое полотнище с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой.
Красный стяг являлся государственным флагом более 70 лет и таким оставался до 1991 г. 12-й слайд
Государственный флаг Российской Федерации
22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. В этот день на Чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР было принято постановление считать официальным символом России красно-сине-белый флаг (триколор)
Так «полотнище из. белой, лазоревой, алой полос» стало считаться официальным национальным флагом России.
А 22 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России старый триколор, а указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации. - Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за свою страну? Как вы его проявляли? (Ответы учащихся) День Российского Флага
В августе 1994 года первый президент России Борис Ельцин подписал указ, в котором постановил установить праздник – День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его ежегодно 22 августа. 13-й слайд
Итоги
Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственного символа России - государственным флагом Российской Федерации. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Этот флаг, этот стяг, это знамя…Нет дороже его и родней!Над Кремлём полыхает, как пламя,Над домами деревни моейБелый цвет – благородство и слава,Синий – верность Отчизне и честь,Красный – мужество гордой державы –И достоинств сих – не перечесть!
Белым цветом весною сады разлились над рекою,Васильковые, синие очи – примета любимой России!Красной кровью наш флаг обагрили солдаты – герои,Триколор – это мудрость, отвага, народная сила!
Белый цвет – на висках дорогих ветеранов,В синей грусти – колодец, река и родник…Пролетела война над Россиею красным бураном,Весь наш русский народ уважением к флагу проник!
Славься, наше Отечество, дружбой людскою!На колени не станешь вовек, никогда!Весь российский народ так гордится тобою!Среди стран и народов, Россия, ты лучшею будешь всегда!

МОУ «Гимназия №2»

учебный год

Классный час на тему "История развития государственной символики России. День Тверского герба и флага»


Классный руководитель

Цель: знакомство с историей развития государственных символов России – герба, флага и гимна, более глубокое изучение краеведческого материала.

сформировать у учащихся патриотизм и гражданственность;

познакомить с историей развития государственных символов РФ: герба, флага, гимна;

показать какие изменения происходили в символике в ходе истории;

научить искать материал, используя интернет-ресурсы.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: «Герб и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса».

Демонстрируется презентация «Государственная символика России», сопровождаемая рассказом.

– Геральдика и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса.

Проследим историю развития российской символики, узнаем какие изменения происходили в ней в ходе истории, зависят ли эти изменения от ситуации в стране в определенную эпоху, на примере символики Российского государства.

В каком веке появился герб нашего государства? (В конце XIV века).

Двуглавый орел на гербе появился во время царствования, какого царя? (Ивана III).

Что такое герб? (Символ государства, города, рода).

Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).

Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное).

Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии).

Учитель: Спасибо, ребята. вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про флаг нашего государства и нашей области.

Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: "Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться".

Ученик: Прежде всего, они вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну.

Ученица: Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже сколько столетий на Руси и несет тот же смысл.

Ученик: Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится, что в его стране есть такая интересная символика.

Учитель: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом.

Наша встреча, посвященная Дню Тверского флага и герба подошла к концу.



Просмотров