Какова максимальная непрерывная продолжительность допроса несовершеннолетнего подозреваемого. Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии. Допрос ребенка в суде по уголовному делу

Участие детей в уголовном или гражданском процессах допустимо, но всегда имеет свои особенности, которые предусмотрены в отдельных нормах соответствующих кодексов. Ребенок может иметь разный статус: по уголовным делам он может быть потерпевшим, свидетелем и даже обвиняемым (с 14 лет). По гражданским делам чаще всего несовершеннолетний является свидетелем или истцом, интересы которого представляют родители. В любом случае, процессуальные действия полиции и суда так или иначе затрагивают права ребенка, на страже которых стоит закон. Обо всех особенностях допроса несовершеннолетнего на разных стадиях уголовных и гражданских дел (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого или обвиняемого) расскажем в нашей статье.

Вызов на допрос

Если потерпевшему, свидетелю или обвиняемому менее 16-ти лет, то на допрос он вызывается через законных представителей. Это означает, что повестка о явке может быть направлена на имя родителей ребенка, при этом в ней будет указано оба лица: и взрослый, и несовершеннолетний. В некоторых случаях дети могут быть вызваны через администрацию учебного заведения, где они обучаются (например, если ребенок находится на обучении в интернате – тогда вызывается еще и представитель образовательного учреждения).

Вопрос: Кто может быть законным представителем несовершеннолетнего по уголовному или гражданскому делу?

Ответ : В соответствии со ст. 5 УПК РФ, ст. 37 ГПК РФ им может быть:

  • родитель,
  • усыновитель;
  • опекун;
  • попечитель;
  • представитель учреждения, на попечении которого находится ребенок (например, сотрудник детского дома, если в нем пребывает несовершеннолетний).

В практике встречаются ситуации, когда ребенок не числится ни в одном детском учреждении, родители лишены родительских прав. Следственные органы сталкиваются с проблемой отсутствия взрослого, который бы представлял интересы несовершеннолетнего. В таких случаях для сопровождения дела могут быть приглашены сотрудники органа опеки и попечительства, которые обязаны проследить за тем, чтобы права детей были соблюдены.

В исключительных случаях закон допускает другой порядок извещения ребенка о явке, минуя законного представителя. Так, например, повестка может быть вручена через другое лицо (бабушка, тренер, учитель), если информирование родителя не желательно – например, когда он отрицательно влияет на ребенка или даже сам является обвиняемым.

Пример №1 . Корин Г.Ш. воспитывал 10-летнего сына один, при этом мужчина сильно выпивал и часто поднимал руку на мальчика. Тренер по плаванию неоднократно замечал у обучающегося Корина Дмитрия огромные синяки на теле, о происхождении которых Дима отвечать отказывался. Тренер обратился в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних. Дмитрия вызвали на допрос в качестве потерпевшего, но повестку передали через тренера, а не через родителя, который подозревался в причинении побоев.

Есть и другие случаи вызова на допрос без информирования законного представителя - например, когда не достигшему 18-летнего возраста обвиняемому избрана мера пресечения в виде содержания под стражей и он находится в СИЗО. В такой ситуации повестка направляется отдельно родителям для того, чтобы они присутствовали при допросе, требование о доставке арестованного отсылается начальнику СИЗО.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля следователем

Потерпевшим по уголовному делу может быть любое лицо, вне зависимости от возраста. Чаще всего дети становятся пострадавшими из-за применения к ним насилия, в делах о ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью или даже смерти, по делам о половых преступлениях. Процессуальный статус «потерпевший» оформляется постановлением следователя, в котором указано, какой конкретно вред причинен ребенку и обстоятельства преступления. Одновременно следователь выносит постановление о признании одного из родителей (опекунов) законным представителем несовершеннолетнего: с этого момента и до принятия судом окончательного решения по делу представитель сопровождает подопечного во всех следственных и судебных мероприятиях.

В уголовно-процессуальном законе не сказано, с какого возраста ребенка можно допрашивать в качестве потерпевшего или свидетеля. Все зависит от обстоятельств совершенного преступления, от возрастного развития и психологического, эмоционального состояния потерпевшего. В практике были случаи, когда преступное деяние было совершено в отношении детей, которые в силу своего возраста не умели говорить – в таких случаях, конечно, не может идти и речь и допросе. Вопрос о том, стоит ли допрашивать малолетних, которые только что научились речи (например, дети 3-4-х лет), решается следователем индивидуально. Исходя из практики, следователи стараются не привлекать в качестве свидетелей детей, если есть лица, которые могут подтвердить обстоятельства преступления.

При допросе несовершеннолетнего участие педагога или психолога обязательно в случаях, когда:

  • допрашиваемому не исполнилось 16-ти лет;
  • допрашиваемый достиг этого возраста, но у него имеется подтвержденное врачами психическое расстройство или отставании в развитии. Обычно для выявления у ребенка отставания назначается психолого-психиатрическая экспертиза, в рамках которой проводится комплексное исследование поведения несовершеннолетнего, после чего выводы о соответствии или не соответствии биологическому возрасту делаются сразу несколькими специалистами.

Закон отдельно регламентирует порядок допроса по уголовным делам против половой неприкосновенности: здесь участие психолога всегда является обязательным.

Приглашенный психолог – лицо, которое обладает специальными познаниями в психологии (желательно, в детской), имеет высшее образования по профилю. Педагог, соответственно, должен иметь высшее педагогическое образование. Для явки этих специалистов следователь направляет извещение в министерство образования местного уровня или в ближайшее образовательное учреждение.

Если ребенок здоров и ему больше 16-ти лет, следователь вправе, но не обязан приглашать психолога или педагога - по большинству дел органы расследования все же их вызывают. Это связано с психологическими особенностями несовершеннолетних и малолетних детей. Присутствие детского психолога помогает вести допрос в правильном русле: специалист может скорректировать заданный вопрос или рекомендовать сделать перерыв, если сделает вывод, что ребенок устал.

Следственное действие, в том числе и допрос ребенка не может продолжаться более:

  • 30 минут без перерыва, при этом общее время не должно превышать одного часа (если допрашиваемому менее 7-ми лет);
  • одного часа без перерыва, общее время не должно превышать двух часов (если свидетелю или потерпевшему от 7-ми до 14-ти лет);
  • двух часов без перерыва, общее время не должно превышать четырех часов в день (если ведется допрос лица, которому от 14-ти до 16-ти лет).

Дети до 16-лет не предупреждаются об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ, им разъясняется обязанность говорить правду.

Сама процедура допроса ребенка на стадии предварительного следствия ничем не отличается от обычного допроса взрослых: начинается с разъяснения прав, обязанностей и занесения в протокол данных обо всех участвующих лицах. Далее допрашиваемому предлагается рассказать о тех обстоятельствах, которые ему известны, задаются вопросы. В конце допроса ставится подпись всех участвующих лиц (если ребенок слишком мал, достаточно подписи законного представителя).

Проведение допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следователь обязан зафиксировать на видео . Исключение из этого правила составляют случаи, когда законный представитель или сам ребенок возражают против съемки (об этом делается запись в протоколе). Если съемка состоялась, диск с видеозаписью прикладывают к материалам дела, при необходимости к нему можно обратиться позже, при рассмотрении дела в судебном заседании.

Соблюдение конфиденциальности

В 2013 году в ФЗ «О средствах массовой информации» и Уголовный кодекс РФ были введены нормы, запрещающие публикацию сведений детях, пострадавших от преступлений. Прежде всего, такой запрет касается публикации ФИО, фото, видеоматериалов, аудиозаписи голоса и иных признаков, позволяющих идентифицировать ребенка. Целью введенной нормы является недопущение распространение информации, касающейся преступлений против половой неприкосновенности детей, против их здоровья и т.д. среди населения. Такой запрет логически обоснован, поскольку хорошо информированные о преступлении недобропорядочные соседи и подростки могут нанести колоссальный психологический вред ребенку обсуждениями, насмешками, обидными разговорами.

Законом разрешено публиковать сведения о несовершеннолетнем потерпевшем только в исключительных случаях – например, когда ребенок объявлен в розыск и его жизни угрожает опасность.

За нарушение запрета распространения сведений о потерпевшем возраста до 16-ти лет, для виновного представителя СМИ может наступить уголовная ответственность по ч. 3 ст. 137 УК РФ (наказание может быть в виде лишения свободы сроком до 5 лет).

Допрос ребенка в суде по уголовному делу

Законом предусмотрена возможность оглашения показаний несовершеннолетних свидетеля или потерпевшего, которые были допрошены на стадии предварительного следствия. Таким образом, суду фактически разрешено не передопрашивать детей в судебном разбирательстве и опираться только на те сведения, которые были ими даны следователю, включая демонстрацию видеозаписи. Вместе с тем, при необходимости суд вправе принять решение о непосредственном допросе и обязать родителя явиться на заседание с ребенком.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в судебном заседании должен происходить особенно деликатно: здесь более выраженная официальная обстановка (в отличие от кабинетного допроса у следователя), зачастую присутствует большое количество «зрителей», в зале находится и подсудимый, который также вправе задавать вопросы. Обычно тактика допроса в открытом заседании заключается в создании судом спокойной, доброжелательной обстановки. Вопросы задаются спокойно, без давления.

По длительности допроса судьи ориентируются на те нормы, которые регулируют продолжительность следственного действия в досудебной стадии. Обычно несовершеннолетний дает показания в судебном заседании не более часа - все понимают, что такая процедура является тяжелой психологической нагрузкой для детей.

Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в суде заключаются в следующем:

  • педагог приглашается для допроса, если ребенку не исполнилось 14-ти лет (если больше, суд вправе его пригласить по своему усмотрению);
  • педагог не только присутствует в заседании, но и может задавать вопросы свидетелю или потерпевшему. Иногда недолгое общение педагога с ребенком – своеобразный прием допроса, цель которого - расположить несовершеннолетнего давать показания. Педагог может задать любой вопрос – как относящийся непосредственно к обстоятельствам совершения преступления, так и к жизни ребенка;
  • приглашенный специалист присутствует только на время допроса несовершеннолетнего ребенка, после этого с разрешения председательствующего он вправе покинуть зал судебного заседания вместе с допрошенным и больше в суд не являться;
  • если ведется допрос лица, которому не исполнилось 14 лет, присутствие законного представителя строго обязательно. Если ребенок большего возраста, решение об участии родителей принимается судом по своему усмотрению. Законные представители вправе задавать ребенку вопросы, а также могут быть и сами допрошены составом суда;
  • если в качестве свидетеля или потерпевшего ведется допрос несовершеннолетнего, которому исполнилось 16 лет, то суд разъясняет ему ответственность за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний, о чем берется подписка. Если допрашиваемому меньше 16-ти лет, подписка не отбирается, разъясняется необходимость давать только правдивые показания. Соответственно, при даче ложных показаний в отношении лиц, которым больше 16-ти, могут возбудить уголовное дело по ст. 307 УК РФ. Впрочем, такие случаи в судебной практике отсутствуют;
  • суд вправе по своей инициативе или по ходатайству участников удалить подсудимого из зала заседания на время допроса несовершеннолетнего, оформив такое решение отдельным постановлением. При этом должны быть приведены мотивы удаления, ими могут быть: возрастные особенности ребенка, обстоятельства совершения преступления (например, применялось жестокое насилие и маленький потерпевший испытывает страх). После окончания допроса подсудимый возвращается в зал и до его сведения доводится существо показаний, записанных в протокол судебного заседания.

Несовершеннолетний обвиняемый или подсудимый

Напомним читателю, что лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если не достигло возраста 16-ти лет – это общее правило. По некоторым преступлениям (кража, разбой, убийство, вымогательство, угон и ряду других) подростки могут стать обвиняемыми уже с 14 лет. Подробно о нюансах исчисления возраста (например, когда преступление совершено подозреваемым в день 14-тилетия) мы писали в .

На всех стадиях уголовного преследования по делам с участием обвиняемых, не достигших 18-летнего возраста, должен быть обеспечен защитник, отказаться от этого права нельзя. Кроме того, уже с первого допроса несовершеннолетнего, который подозревается или обвиняется в совершении преступления любой тяжести, к участию в уголовном деле должен быть допущен законный представитель. Он обладает следующими правами:

  • знать, в совершении какого конкретно преступления обвиняется несовершеннолетний. Следователь обязан довести до сведения родителя не только номер статьи УК РФ, но и суть деяния;
  • присутствовать при оглашении следователем постановления о предъявлении обвинения – то есть при проведении процедуры, после который подозреваемый становится обвиняемым;
  • не только находиться рядом с несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым в ходе его допроса, но и знакомиться с составленным протоколом, делать письменные замечания, заявлять о неправильности или неполноте составления;
  • заявлять отвод следователю, приносить на его действия жалобы.

Допуск законного представителя, как и в случае с ребенком-потерпевшим, оформляется постановлением следователя, вышеназванные права разъясняются под роспись. Если следственные органы сочтут влияние допущенного к делу взрослого отрицательным для ребенка, представителя могут заменить на другого, оформив замену еще одним мотивированным постановлением. Законный представитель может быть признан одновременно и защитником обвиняемого, тогда он пользуется всеми правами, которые есть у адвоката.

Общее время следственного действия с участием обвиняемого, которому не исполнилось 18 лет, не может длиться более 4-х часов (не более 2-х часов без перерыва).

Процедура допроса обвиняемого, не достигшего совершеннолетия, производится следователем в следующем порядке:

  1. Присутствующим (адвокату, законному представителю, педагогу, психологу, подростку) объявляется, какое следственное действие проводится, по какому делу (в отношении кого, по какой статье и суть преступления).
  2. Всем разъясняются права и обязанности.
  3. Фиксируется отношение к предъявленному обвинению (признание или непризнание вины). Пояснения записываются (печатаются) в протокол, который подписывается всеми лицами.
  4. При наличии замечаний об этом указывается в протоколе. Представителем и ребенком записывается фраза «с моих слов записано (напечатано) верно, мною прочитано.

Протокол допроса несовершеннолетнего обвиняемого выглядит так:

ПРОТОКОЛ
допроса несовершеннолетнего обвиняемого

г. Самара «22» февраля 2019 г.
Допрос начат в 13 ч 00 мин
Допрос окончен в 13 ч 30 мин
Перерыв с ---- ч ---- мин до ---- ч ---- мин

Старший следователь Следственного Комитета РФ по г. Самара капитан юстиции Макаров П.О., в помещении кабинета № 20 отдела по расследованию преступлений против личности Следственного комитета Российской Федерации по г. Самара, по адресу: г. Самара, ул. Ленина, д. 20, с участием защитника Павлова Р.П., предъявившего удостоверение № 303, выданное УМЮ Российской Федерации по Самарской области, а также ордер № 02020202, а также с участием педагога Афанасьевой Р.Л., предъявившей диплом о высшем педагогическом образовании № 101010101; психолога Васильевой Р.Г., предъявившей диплом об окончании факультета психологии Самарского Государственного Университета № 49494949; с участием законного представителя – матери Петровой Р.Р.: иные лица не участвовали, в соответствии со ст. 173, 174, 187, 189, 190, 425 УПК РФ допросил по уголовному делу №6046018 в качестве обвиняемого:

1. Фамилия, имя и отчество Петров Геннадий Романович
2. Дата рождения 13.10.2002 года рождения
3. Место рождения г. Самара
4.

Место жительства и (или)

регистрации, телефон

зарегистрирован по адресу: г. Самара, ул. Плещеева, д. 9, кв.129; проживает по этому же адресу

5. Гражданство РФ
6. Образование неполное среднее
7.

Семейное положение,

состав семьи

холост, малолетних детей на иждивении не имеет
8. Место работы или учебы, телефон учащийся колледжа № 3 г. Самара
9. Отношение к воинской обязанности невоеннообязанный
10. Наличие судимости Не имеет
11. Паспорт (или иной документ удостоверяющий личность подозреваемого) паспорт гражданина Российской Федерации серии 12 08 №565656 выдан ОУФМС России по Самарской области в Ленинском районе г. Астрахани 20.10.2018
12. Иные данные о личности обвиняемого личность установлена материалами уголовного дела

Лица, участвующие в допросе, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств: персонального компьютера и принтера следователем Макаровым П.О.

Перед допросом следователем в соответствии с ч. 1 ст. 189 УПК РФ выполнены требования, предусмотренные ч. 5 ст. 164 УПК РФ, участвующим лицам разъяснены их права, обязанности и ответственность, порядок производства допроса.

Обвиняемый

Г.Р. Петров

(подпись) (инициалы, фамилия)

Перед началом первого допроса мне разъяснены права, предусмотренные
ч.ч. 3 и 4 ст. 47 УПК РФ:

1) защищать свои права и законные интересы и иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите;

2) знать, в чем я обвиняюсь;

3) получить копию постановления о привлечении меня в качестве обвиняемого, копию постановления о применении ко мне меры пресечения, копию обвинительного заключения или обвинительного акта;

4) возражать против обвинения, давать показания по предъявленному мне обвинению либо отказаться от дачи показаний. При согласии дать показания я предупрежден о том, что мои показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае моего последующего отказа от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ;

5) представлять доказательства;

6) заявлять ходатайства и отводы;

7) давать показания и объясняться на родном языке или языке, которым я владею;

8) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

9) пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных УПК РФ;

10) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса, без ограничения их числа и продолжительности;

11) участвовать с разрешения следователя (руководителя следственного органа, дознавателя) в следственных действиях, производимых по моему ходатайству или ходатайству моего защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания;

12) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта;

13) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;

14) снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

15) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ, и принимать участие в их рассмотрении судом;

16) возражать против прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 27 УПК РФ;

17) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении меня меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных п. 1–3 и 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ;

18) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

19) обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать копии обжалуемых решений;

20) получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления;

21) участвовать при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;

22) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.

Также мне разъяснено, что в соответствии с ч. 5 ст. 47 УПК РФ участие в уголовном деле защитника или законного представителя обвиняемого не служит основанием для ограничения какого-либо права обвиняемого.

Кроме того, мне разъяснено, что в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации я не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ.

(подпись) (инициалы, фамилия)

Сущность предъявленного мне обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 162 УК РФ, мне разъяснена и понятна.

Виновным себя в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 162 УК РФ, не признаю.

(подпись) (инициалы, фамилия)

Дать показания по существу предъявленного обвинения не желаю, пользуюсь ст. 51 Конституции РФ.

(подпись) (инициалы, фамилия)

По окончании допроса протокол предъявлен для ознакомления обвиняемому Г.Р. Петрову, его защитнику Павлову Р.П., законному представителю Петровой Р.Р. При этом указанным лицам разъяснено их право делать подлежащие внесению в протокол оговоренные и удостоверенные подписями этих лиц замечания о его дополнении и уточнении. Ознакомившись с протоколом путем личного прочтения обвиняемый Г.Р. Петров, его защитник Р.П. Павлов, законный представитель Р.Р. Петрова замечания о его дополнении и уточнении не сделали.

Настоящий протокол составлен в соответствии со ст. 166 (167), 174, 190, 425 УПК РФ.

(подпись) (инициалы, фамилия)

Как видно из протокола, несовершеннолетний воспользовался своим правом не давать показания. Повторно в качестве обвиняемого можно его можно будет допросить только при наличии ходатайства от него самого, защитника или законного представителя.

Все правила допроса обвиняемого, которому нет еще 18-ти, распространяются и на порядок допроса в последующем в судебном заседании.

В практике нередко встречаются ситуации, когда на момент возбуждения дела обвиняемый является несовершеннолетним, а когда дело назначили к рассмотрению судом, ему уже исполнилось 18 лет. При таких обстоятельствах действуют правила допроса, предусмотренные законом для взрослых – законный представитель, педагог и психолог могут не присутствовать. В исключительных случаях судья может разрешить участие перечисленных лиц и далее, если придет к выводу о низком уровне образованности, развития и других особенностей подростка.

Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля по гражданскому делу

Дети в гражданских судебных делах тоже могут быть допрошены. Так, по семейному законодательству при решении вопроса, затрагивающего интересы ребенка (о проживании с одним из родителей, о порядке общения и т.д.) учитывается его мнение при условии достижения возраста 10 лет.

ГПК РФ не ограничивает возможных свидетелей по возрасту. Теоретически абсолютно любое лицо может быть допрошено в гражданском процессе. На практике малолетние дети, в основном, допрашиваются судьями только по делам о лишении родительских прав, алиментных обязательствах, об устранении препятствий для общения с детьми, об усыновлении и т.д. Но и по таким категориям дел судьи далеко не всегда привлекают ребенка к даче показаний. В каждой ситуации решение о допросе принимается с учетом всех обстоятельств. В том числе, обращается внимание на уровень важности показаний для дела – ведь без участия детей в процессе можно обойтись, если есть достаточно других веских доказательств.

Пример №2 . В суд был подан иск Егоровой Е.Н. о возмещении морального вреда, ее сына избили в школе. По ходатайству истицы суд принял решение о вызове и допросе в качестве свидетелей учащихся школы, поскольку избиение происходило на их глазах, а других очевидцев не было.

Пример №3 . При рассмотрении иска о возмещении вреда здоровью, причиненного в результате ДТП, ответчик заявил ходатайство о допросе всех свидетелей, которые находились в пострадавшей машине (всего 3 взрослых и один ребенок). Суд удовлетворил ходатайство частично: были допрошены только взрослые, поскольку в даче показаний несовершеннолетним необходимости не было – и без него было достаточно очевидцев. Кроме того, суд учел психологическое состояние ребенка, которому пришлось пережить страшную аварию.

Процедура допроса ребенка производится по общим правилам ГПК РФ (читайте нашу статью о ), с учетом некоторых особенностей:

  1. Судом обеспечивается явка и участие педагога в допросе лица, которому не исполнилось 14 лет . Для несовершеннолетних, которым больше 14-ти лет, педагог приглашается по усмотрению суда. В качестве педагога может быть допущен не только учитель, но и воспитатель дошкольного образовательного учреждения. Основным требованием для допуска в заседание является наличие специального педагогического образования и опыта работы с детьми.
    Задача педагогического работника в гражданском деле – предотвратить отрицательное воздействие на ребенка, а также, при необходимости, объяснить суду особенности его поведения во время дачи показаний. Педагог, по сути, является специалистом, участие которого в суде регулируется ст. 188 ГПК РФ.
  2. На время допроса несовершеннолетнего в судебном заседании присутствуют вызванные родители (опекуны, попечители) , которые с разрешения судьи могут задавать вопросы свидетелю, разъяснять некоторые особенности поведения своего ребенка и т.д. Все вопросы и ответы должны быть записаны в протокол процесса.
  3. В исключительных случаях из зала заседания суд может удалить любое участвующее лицо на время допроса ребенка – даже представителя одной из сторон. Такое решение должно быть мотивировано – например, если есть сведения о причинении участником разбирательства насилия или оказания другого негативного влияния на допрашиваемого. По тем же причинам из зала может быть удален кто-либо из присутствующих, не являющихся участником судопроизводства.Пример №4 . По делу о лишении родительских прав отца допрашивался мальчик 7-ми лет. В зале присутствовали родственники со стороны ответчика, которые накануне приходили домой к матери и сыну, где устроили скандал с рукоприкладством в отместку за подачу иска. В судебном заседании об этих обстоятельствах истица заявила суду, было принято решение удалить из зала присутствующих родственников на то время, пока ребенок допрашивался. Отдельное определение об удалении лиц выносить суду не обязательно, допускается устное объявление, которое заносится в протокол судебного заседания.
  4. Свидетель, кому еще не исполнилось 16 лет, сразу после допроса освобождается от дальнейшего участия и присутствия в судебном заседании . Лишь в редких случаях, обусловленных необходимостью повторного допроса, суд может принять решение об оставлении несовершеннолетнего в зале при продолжении разбирательства.
  5. Как и в уголовном судопроизводстве, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний .

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Комментарий к Ст. 425 УПК РФ

1. Щадя психическое здоровье несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, законодатель ограничил продолжительность допроса такого лица. Причем это ограничение распространяется и на очную ставку, суть которой заключается в допросе двух лиц в присутствии друг друга.

2. Согласно пункту 2 части первой статьи 51 УПК участие защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно; отказ от защитника как со стороны подозреваемого, обвиняемого, так и со стороны законных представителей подозреваемого, обвиняемого недействителен. Защитник вправе участвовать в допросах своего несовершеннолетнего подзащитного начиная с самого первого. По результатам каждого из допросов, сколько бы их ни было произведено в ходе предварительного следствия, защитник вправе знакомиться с протоколом следственного действия и делать замечания по поводу соответствия записей данным показаниям, а также по поводу соблюдения требований закона, регламентирующего допрос.

3. Третьим участвующим в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого является педагог или психолог, который принимает участие в данном следственном действии, если допрашиваемый не достиг 16-летнего возраста либо достиг данного возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в своем психическом развитии, если указанные обстоятельства подтверждены документально и по этому поводу заявлено ходатайство защиты. Следователь и дознаватель вправе привлечь указанных лиц к участию в допросе и по собственной инициативе, исходя из того, что педагог и психолог в данном следственном действии играют роль специалистов в области детской и подростковой психики и психологии и своим участием могут способствовать успешному официальному диалогу, имеющему своей целью получение достоверных показаний, а также своевременно прервать допрос, если его продолжение связано с угрозой здоровью допрашиваемого.

4. Вместе с тем и педагогу, и психологу предоставлены и процессуальные права, связанные с удостоверением правильности протокольной записи показаний допрашиваемого.


Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими, нравственно-психологическими особенностями допрашиваемых.
К особенностям, определяющим специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.
Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом, они не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.
Несовершеннолетние допускают ошибки при определении расстояний, промежутков времени, последовательности действий и событий.
Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.
Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на показаниях.
Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.
Поскольку перечисленные и другие особенности физического и психического развития несовершеннолетних находят свое одинаковое проявление в их поведении на допросе, постольку их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения.
Лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова допускается лишь в случае, когда это обусловливается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК).
Повестка адресуется одному из родителей или опекуну, попечителю, администрации учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний. При этом в повестке о вызове свидетеля, не достигшего 16-летнего возраста, не упоминается об ответственности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также свидетеля и потерпевшего за уклонение от явки в органы предварительного расследования.
На повестке целесообразно сделать отметку о недопустимости ее вручения непосредственно несовершеннолетнему.
Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего до 18 лет проводится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК).
В случае необходимости участия в допросе несовершеннолетнего его родителей или иных законных представителей (ч. 1 ст. 191, ст. 426 УПК) в повестку включается предложение об их явке вместе с вызываемым несовершеннолетним, с указанием, в качестве кого они вызываются, или им направляется отдельная повестка, вручаемая вместе с повесткой о вызове несовершеннолетнего.
Несовершеннолетний обвиняемый может быть вызван через посыльного, путем личного вручения повестки или по телефону, если вызов через родителей или законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимо обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего и т. п.
В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса.
1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу, несовершеннолетние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя – в месте нахождения несовершеннолетнего. Определяя место допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), следует исходить из того, что подростка в возрасте 14–16 лет желательно допрашивать в рабочем кабинете, так как официальная, деловая обстановка в сочетании с разъяснением следователя о необходимости рассказать все, что подростку известно по делу, подчеркивает важность происходящего и настраивает на дачу полных и правдивых показаний. Для допроса малолетних свидетелей (потерпевших) следует избирать иное место, более им привычное (школа, дом, дошкольное воспитательное учреждение). Иногда допрос целесообразно производить на месте, где подросток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.
Несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) допрашивается, как правило, в рабочем кабинете, в изоляторе временного содержания или в следственном изоляторе, если несовершеннолетний задержан или заключен под стражу. Допрос в официальной обстановке необходим для того, чтобы подозреваемый (обвиняемый) не воспринял допрос как увещевательную беседу.
2. Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с событием преступления. Это обусловлено тем, что восприятие несовершеннолетнего поверхностно, и образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под влиянием новых впечатлений, если наблюдаемое им событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения. Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и непреднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса. Если в результате сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологическая заторможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока он сможет давать показания.
Дата допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого определяется с учетом сроков, установленных в ч 2 ст. 46 и ч. 1 ст. 173 УПК.
Устанавливая время явки несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) на допрос, следователь должен учитывать особенность его психики и планировать свое рабочее время таким образом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызова на допрос.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК).
3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологического контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отношение к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и т. п.), черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.), круг интересов и увлечений, а также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической характеристикам несовершеннолетнего. Поэтому необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела с точки зрения получения указанных сведений, а также допросить родителей или законных представителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.
4. Определить круг участников допроса и обеспечить их явку, имея при этом в виду, что: 1) допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего в возрасте от 14 до 18 лет проводится с участием педагога (ч. 1 ст. 191 УПК); 2) при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК); 3) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 3 ст. 425 УПК); 4) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно (ч. 4 ст. 425 УПК).
Кроме того, в случае необходимости может быть приглашен переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода (ст. 59, 169 УПК).
Решая вопрос об участии перечисленных лиц в допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего или обвиняемого, следует руководствоваться требованиями закона и учитывать ряд тактических соображений.
Выбор педагога должен осуществляться с учетом возраста допрашиваемого и ряда других факторов. В частности, допрос малолетних свидетелей целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов – с участием педагогов, преподающих в соответствующих классах.
В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога – знакомого или незнакомого допрашиваемому – следует пригласить для участия в допросе. Прежде всего из числа педагогов, которые могут быть приглашены для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, следует исключить классного руководителя, так как он должен быть допрошен в качестве свидетеля. Если между несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить подозреваемому (обвиняемому) порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога – знакомого или незнакомого – он предпочитает давать показания.
По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может не только отрицательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.
Принимая решение об участии в допросе несовершеннолетнего его родителей или иных законных представителей, нужно иметь в виду следующее. Вызов указанных лиц целесообразен, когда без них невозможно установить контакт с допрашиваемым. Если роль родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего неясна или не исключена возможность склонения ими допрашиваемого к ложным показаниям либо их присутствие будет стеснять несовершеннолетнего, то этих лиц нежелательно вызывать для участия в допросе.
Участие в допросе несовершеннолетнего его законных представителей крайне нежелательно, если предметом допроса являются их действия.
С собой осторожностью следует подходить к решению вопроса об участии родителей в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении, так как тяжелые переживания потерпевшей усугубляются тем, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания о совершенном насилии. Учитывая деликатность ситуации, нужно выяснить мнение потерпевшей относительно участия в допросе кого-либо из ее родителей.
Приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) его родителей следует лишь тогда, когда установление психологического контакта с допрашиваемым вызывает затруднения. Если такой контакт установлен, то участие родителей нежелательно, так как они нередко пытаются повлиять на допрашиваемого в соответствии со своими интересами. Кроме того, допрашиваемый в присутствии родителей испытывает неловкость, отвлекается от задаваемых вопросов, дает ответы в зависимости от реакции родителей и т. п.
Присутствие врача при допросе несовершеннолетнего может быть признано необходимым в случае отсталости допрашиваемого в физическом или психическом развитии, а также в случае его болезни.
5. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно: а) разъяснить участникам допроса их роль в допросе и предусмотренные законом права; б) выяснить особенности психологии допрашиваемого; в) выяснить характер взаимоотношений несовершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу; г) предупредить участников допроса о недопустимости постановки допрашиваемому наводящих вопросов и высказывания в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и содержания показаний, пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить обстановку на допросе.
При наличии данных о том, что несовершеннолетний (малолетний) свидетель (потерпевший) неконтактен с посторонними, его родителям или педагогу можно поручить постановку определенных вопросов в присутствии следователя.
6. Составить план беседы с допрашиваемым на подготовительной стадии допроса. Следователь должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет начало психологический контакт между ним и допрашиваемым. При всей своей неопытности несовершеннолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь, а поэтому в ходе подготовки к допросу нужно определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной, и в силу этого не способствующей установлению психологического контакта.
7. Составить план допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому. Вопросы должны быть понятны и недвусмысленны. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для того чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воздействия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повышением или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т. п.
Составляя планы беседы и допроса, целесообразно получить консультацию педагога, врача и поинтересоваться у родителей или других законных представителей, какие вопросы они считают необходимым задать несовершеннолетнему во время допроса.
8. Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков протокола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует проверить не только их наличие, но и готовность к фиксации показаний, с тем чтобы не пришлось приводить их в рабочее состояние во время допроса.
Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что потерпевшие и свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно ст. 42 и 56 УПК, им указывается на необходимость говорить только правду (ч. 2 ст. 191 УПК). Кроме того, если в допросе несовершеннолетнего участвуют педагог, врач, законный представитель и защитник, следователь обязан разъяснить их права (задавать вопросы с разрешения следователя; ознакомиться с протоколом допроса и ходатайствовать о внесении в него дополнений и поправок) и обязанность подтвердить по окончании допроса своей подписью правильность записи показаний.
Личность допрашиваемого удостоверяется путем предъявления документов лично допрашиваемым, или это делают участвующие в допросе родители либо иные законные представители, которые сообщают следователю необходимые анкетные данные и дают пояснения о взаимоотношениях несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) с подозреваемым (обвиняемым).
На подготовительной стадии допроса, как уже отмечалось, следователь должен установить психологический контакт с допрашиваемым.
Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободного рассказа и ответов на вопросы.
Желательно, чтобы несовершеннолетний давал показания в форме свободного рассказа. Однако следует иметь в виду, что свободный рассказ несовершеннолетних обычно отрывочен, сбивчив и непоследователен. От следователя в данном случае требуется умение применять тактические приемы, направленные на то, чтобы помочь допрашиваемому не терять нить изложения. Для этого следует с максимальной осторожностью, не допуская постановки наводящих вопросов, направлять рассказ несовершеннолетнего в нужное русло. Задавая вопрос, необходимо убедиться в том, что допрашиваемый правильно уяснил его содержание, и в случае необходимости изменить формулировку вопроса или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов.
Особое значение для получения показаний от несовершеннолетнего имеет стадия ответов на вопросы, в которых следователь путем постановки уточняющих, напоминающих и дополняющих вопросов получает интересующую информацию. Содержание и направленность вопросов в этой стадии зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.
Несовершеннолетнему, который дал правильные, хотя и неполные, неточные показания, задаются уточняющие, дополняющие и напоминающие вопросы. При этом вопросы должны быть несложными, четкими, понятными, конкретными и недвусмысленными и не содержать терминов, недоступных пониманию допрашиваемого. В ряде случаев на показания несовершеннолетнего может оказать влияние интонация, с которой был задан вопрос. Если, задавая вопрос, следователь интонацией демонстрирует свою уверенность, твердое убеждение, достоверное знание определенных фактов, то тем самым он оказывает внушающее психическое воздействие, которое может привести к даче недостоверных, не соответствующих действительности показаний. При постановке детализирующих вопросов следует помнить о том, что несовершеннолетние запоминают выборочно события (факты, явления), и поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях иногда не представляется возможным. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата, основанные на постановке напоминающих вопросов, могут привести к тому, что недостающие детали в показаниях окажутся вымышленными.
Поскольку для несовершеннолетних бывает легче узнать тот или иной объект (предмет, место и т. п.) и вспомнить связанные с ним события, постольку эффективным способом получения более полных и точных показаний является допрос несовершеннолетнего в том месте, где он воспринимал событие (факт, явление), по поводу которого ему необходимо дать показания.
В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) следует обращать внимание на соответствие изложения показаний уровню психического развития допрашиваемого. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подростка, противоречия между показаниями, которые были даны в ходе свободного рассказа, и на стадии ответов на вопросы, а также некоторые другие признаки могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний дает показания под чьим-то влиянием. Поэтому следователь должен выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он общался и обсуждал обстоятельства, по поводу которых давал показания, обсуждались ли эти обстоятельства в его присутствии другими лицами, не подсказывал ли ему кто-либо ответы, которые он должен давать на допросе, и т. п.
Если несовершеннолетний дает заведомо ложные показания, то следователь обязан выяснить причины (чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т. п.) и с учетом установленных обстоятельств применять тактические приемы, направленные на изменение позиции, занятой несовершеннолетним на допросе. При этом должно соблюдаться непременное условие: применяемые тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения или переубеждения.
Следует иметь в виду, что на процесс формирования показаний несовершеннолетних свидетелей также влияют объективные и субъективные факторы (свойства восприятия и памяти, направленность внимания свидетеля, патологические дефекты психики и нервной системы, обстановка восприятия события и т. д.). Поэтому, обнаружив в показаниях несовершеннолетнего свидетеля неполноту и неточности, следователь должен выяснить, не являются ли причиной этого дефекты органов чувств, нервное потрясение от увиденного (услышанного) и другие факторы, которые могли оказать негативное влияние на восприятие и запоминание свидетелем того или иного события (факта, явления).
В ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), впервые совершившего преступление, наибольший эффект достигается применением такого тактического приема, как использование положительных свойств личности допрашиваемого. Это предполагает постановку вопросов, рассчитанных на стимулирование известных следователю положительных качеств допрашиваемого. В следственной практике встречается немало случаев, когда следователь, умело используя смелость, возрастной максимализм, стремление к лидерству и другие качества несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых), получал от них полные и правдивые показания.
Акцентирование следователем внимания без особой в том необходимости на отрицательных сторонах жизни несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), как правило, приводит к тому, что допрашиваемый замыкается в себе и отказывается давать показания.

Еще по теме 23.4. Особенности допроса несовершеннолетних:

  1. § 5. ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ
  2. § 5. Психологические особенности допроса несовершеннолетних
  3. § 8. Некоторые особенности допроса несовершеннолетних участников процесса
  4. §1. Криминологические особенности преступности несовершеннолетних

- Авторское право - Аграрное право -

К сожалению, нередко в качестве подозреваемых и обвиняемых к уголовному делу привлекаются несовершеннолетние. Законодательство отдельно регламентирует вопросы, касающиеся их допроса. Общие правила установлены в ст. 425 УПК РФ . Рассмотрим особенности ее применения.

В соответствии с 425 статьей УПК, -х часов без перерыва. В общей сложности его продолжительность не должна превышать 4-х часов. Аналогичные ограничения установлены и для допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

При взятии показаний у субъекта может участвовать его защитник. Адвокат вправе задавать допрашиваемому вопросы. По завершении процедуры защитник вправе ознакомиться с протоколом допроса , сделать замечания о полноте и правильности записей в нем. Следователь обязан их зафиксировать письменно.

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, не достигшего 16 л., обязательно. Вместо педагога может присутствовать психолог. Участие педагога или психолога также обязательно в случае, если проводится допрос несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого , достигшего 16 л., но страдающего психическими расстройствами или отстающего в развитии. Следователь/дознаватель обязан обеспечить их привлечение по ходатайству защитника или по своей инициативе.

Подготовка

При подготовке к процедуре взятия показаний следователь/дознаватель обязан учитывать процессуальный статус гражданина, информацию, характеризующую его личность. Эти сведения имеют значение при определении круга лиц, допускаемых к участию в процессуальном действии, времени, месте допроса, а также наиболее подходящих тактических приемах и способах вызова.

Уполномоченный служащий должен собрать хотя бы минимальные данные о подростке. Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого - родители, усыновители, опекуны. Важные сведения могут предоставить соседи, педагоги. В некоторых случаях опрашивается участковый уполномоченный.

Вызов

Как правило, на допрос несовершеннолетний подозреваемый вызывается через законных представителей. Однако при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что они могут быть причастны к преступлению или могут склонить подростка к противоправному поведению, используются другие варианты извещения.

Уполномоченный служащий может приехать на место учебы/работы и допросить несовершеннолетнего непосредственно там. Нежелательно использовать привод, поскольку это может травмировать подростка и осложнить установление контакта.

Особенности допроса несовершеннолетних

Подростки достаточно тяжело переживают процедуру взятия показаний. При выборе тактики и момента допроса несовершеннолетнего особенности его эмоционального состояния имеют огромное значение. Подростки, как правило, эмоционально возбуждены, но вместе с тем на них угнетающе действует незнакомая обстановка (если беседа проводится в кабинете следователя/дознавателя). Кроме того, несовершеннолетний испытывает страх перед возможным наказанием, перед родителями, боится разоблачения.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого важно побудить его к пониманию серьезности и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Для этого нужно попытаться снять нервное напряжение, успокоить подростка, принять меры для установления психологического контакта.

Первая беседа

Она может стать основной и решающей, если служащему удастся получить полные и объективные сведения о происшествии.

Начинать целесообразно с вопросов об условиях жизни, особенностях учебы или работы, круге интересов, увлечениях. Подросток, думая, что эта информация не относится к делу, может охотно отвечать на них.

После выяснения биографических данных следователь должен подробно и понятно объяснить несовершеннолетнему, в каком преступлении он подозревается.

Необходимо правильно формулировать каждый вопрос. В них не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

Детализация сведений

Если в ходе следствия несовершеннолетний признается в деянии и готов рассказать о нем подробно, следователь должен выяснить каждое обстоятельство и проанализировать всю информацию, которую получает от подростка. Необходимо максимально детализировать факты. По возможности их следует дословно зафиксировать в протоколе допроса .

Сведения, полученные в ходе беседы, должны быть проверены. Следователь/дознаватель должен однозначно определить, действительно ли виновен подросток в преступлении или он придумал сведения. Если показания окажутся достоверными, они позволят установить новые данные, отыскать имущество, похищенное при преступлении, соучастников, орудия и пр.

Элемент внезапности

Немалое значение при допросе имеет демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах происшествия. Но сведения, которые он озвучит, должны быть достоверными. Их источниками могут быть протокол осмотра места преступления, показания свидетелей и пр.

Применение элемента внезапности при предъявлении допрашиваемому даже незначительного, однако убедительного доказательства позволит склонить его к необходимости сказать правду.

Вместе с тем нужно помнить, что подросток, в силу своего развития и возраста, не всегда способен оценить информацию адекватно. В связи с этим целесообразно разъяснить ему действительное значение фактических сведений.

Алиби

При ссылке на него нужно учесть, что подростки заранее не подготавливают объяснения. Следовательно, конкретизирующие вопросы и ответы на них о времени, месте, совместных действиях, свидетелях и прочие данные, отраженные в протоколе, помогут впоследствии установить несостоятельность ссылки на алиби.

Присутствие педагога или психолога

При допросе несовершеннолетнего преподаватель или психолог выступает в качестве специалиста. По закону, если гражданину не исполнилось 16 лет или исполнилось, но он имеет некоторые расстройства психики или отставание в развитии, привлечение этих лиц обязательно.

При решении вопроса об участии педагога/психолога в допросе необходимо учитывать несколько факторов:

  • Роль подростка в совершенном деянии.
  • Характер преступления.
  • Индивидуальные особенности несовершеннолетнего и пр.

Зачастую педагог, которого подросток знает и уважает, может помочь успокоить его, снять напряжение. В отдельных случаях участие преподавателя нецелесообразно (к примеру, при совершении посягательств на половую неприкосновенность). В таких ситуациях лучше пригласить педагога из другого образовательного учреждения или психолога.

Присутствие родителей при допросе также нежелательно. Дело в том, что несовершеннолетний начинает теряться, замыкаться, потому что чувствует стыд, страх перед наказанием.

Подготовка к допросу обвиняемого подростка

На момент предъявления обвинения у следователя должна быть вся необходимая информация о несовершеннолетнем. Как выше говорилось, сведения можно получить от учителей, соседей, родителей, работодателя. Перед допросом, таким образом, у следователя в распоряжении будет нравственно-психологическая и социально-демографическая характеристика подростка. С ней служащий может ознакомить самого несовершеннолетнего и его защитника.

Допуск родителей к допросу, как и в предыдущем случае, нецелесообразен.

Специфика процессуального действия

Перед допросом следователь должен огласить постановление о привлечении подростка к делу в статусе обвиняемого. Затем в доступной для понимания форме ему разъясняется суть обвинения, содержание норм, указанных в постановлении, обоснованность квалификации деяния, права, значение обстоятельств, отягчающих или смягчающих наказание.

В начале допроса выясняется, признает ли несовершеннолетний себя виновным. Если ответ отрицательный, то фиксировать его в протоколе сразу нецелесообразно. Дело в том, что в ходе беседы несовершеннолетний может изменить позицию под воздействием предъявленных доказательств.

Если же допрашиваемый признал вину, то допрос на этом завешать не следует. Необходимо выяснить детали, обстоятельства происшествия.

Особенности тактики

Одним из тактических приемов является максимальная конкретизация обстоятельств деяния и соучастников. Для этого следователь выясняет обстоятельства, имевшие место до совершения посягательства, действия участников, особенности их взаимоотношений. Важно установить момент возникновения умысла, определить инициатора.

Если несовершеннолетний признал вину, однако путается в деталях, нужно разобраться, почему это происходит. Причиной могут быть особенности психофизиологических свойств. Часто подростки путаются в показаниях в силу сильного эмоционального возбуждения, отсталости в развитии и пр. В некоторых случаях несовершеннолетний сообщает информацию, ставшую ему известной из других источников.

В ходе допроса необходимо определить роль взрослых либо других соучастников. Для этого следователю надлежит акцентировать внимание подростка на разных обстоятельствах, задавать вопросы, подготовленные заблаговременно и формулируемые в течение беседы, связанные с взаимоотношениями со взрослыми.

Другие приемы

Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации. Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих. Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким.

Следователь должен показать, к чему может привести отрицание вины, важность правильной оценки подростком своего поведения, последствий, необходимость сотрудничества со следствием. Следует объяснить несовершеннолетнему, что чистосердечное признание является фактором, смягчающим наказание.

Права несовершеннолетних

До начала допроса подростку разъясняется необходимость говорить правду. Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания.

На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего:

  • Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
  • Воспользоваться помощью защитника.
  • Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием.
  • Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора.
  • Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.

При допросе подростков действуют положения Конституции. В частности, согласно 51 статье Основного Закона, никто не обязан свидетельствовать против себя или своих родственников. Следовательно, несовершеннолетний вправе отказаться от дачи показаний.

Текст статьи 425 УПК РФ в новой редакции.

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 425 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. В протоколе допроса обязательно должно точно фиксироваться время начала и окончания допроса. Продолжительность допроса не может быть увеличена даже при согласии на то допрашиваемого.

2. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно.

3. В ч. 3 комментируемой статьи возраст обвиняемого указан применительно к моменту производства допроса.

4. Вопрос об участии в допросе или педагога, или психолога решается прокурором, следователем, дознавателем в зависимости от особенностей личности допрашиваемого.

5. Наличие психического расстройства у несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого должно быть подтверждено медицинскими документами. Вывод об отставании в психическом развитии формулируется экспертом-психологом по результатам проведения психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

6. В связи с участием в допросе несовершеннолетнего обвиняемого педагога или психолога в протоколе допроса указываются их должностное положение, фамилия, имя, отчество, адрес, отношение к подозреваемому, обвиняемому, делается отметка о разъяснении им прав и обязанностей. У них может быть отобрана подписка о неразглашении данных предварительного следствия.

7. Заданные защитником, педагогом или психологом вопросы подозреваемому, обвиняемому подлежат занесению в протокол. Замечания могут делаться относительно правильности и полноты произведенных в протоколе записей и вноситься ими в протокол собственноручно после записи показаний допрашиваемого. При отсутствии у педагога, психолога замечаний об этом в протоколе делается отметка.

8. В судебном разбирательстве участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого может быть признано судом целесообразным, если это будет способствовать установлению контакта между судьями и допрашиваемым, получению более полных, точных и правдивых показаний.

Следующий комментарий к статье 425 УПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 425 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. В ч. 1 ст. 425 указывается время непрерывного допроса несовершеннолетнего (2 часа) и в целом в течение дня (4 часа). Это общее правило надо рассматривать как допустимый лимит, особенно когда речь идет о допросе без перерыва. Оно должно корректироваться в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и уровнем физического и психического развития подростка, сложностью дела. Допрос подростков младших возрастных групп необходимо делать с более частыми перерывами.

2. При допросе несовершеннолетнего, особенно младшего возраста или отстающего в психическом развитии, необходимо использовать простой язык с доходчивыми понятиями, избегая сложной юридической терминологии. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого для всех случаев его допроса обязательно.

3. В ст. 425 (ч. 3) включено положение об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Для учета психологических особенностей личности несовершеннолетних необходим психолог. Отставание в развитии, особенно у правонарушителей младшей возрастной подгруппы, профессионально ближе педагогу.

4. Процессуальное положение педагога и психолога сходно с процессуальным положением специалиста, но не идентично ему. Педагог, психолог приглашаются не только для помощи лицу, ведущему расследование, в формулировке профессионально правильных вопросов. Закон дает им право задавать вопросы допрашиваемому с разрешения ведущего допрос, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать по нему замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права свидетельствуют о большей профессиональной активности и свободе действий педагога и психолога по сравнению с теми, которые закон предоставляет специалистам в рамках уголовного процесса.



Просмотров