Какой вид ролевого конфликта характерен для ситуации. Ролевые конфликты

Можно объяснить внутренние переживания людей, их душевную неустойчивость, столь возросшие в последнее время, преимущественно индивидуально-психологическими причинами (особенностями темперамента, высокой тревожностью восприятия). Наверное, немало случаев, когда именно они являлись основанием душевного разлада. Но социология стремится находить причины личных потрясений, переживаний в конфликтах, несогласованностях тех требований, ожиданий, предуказаний, которые предъявляет к человеку социальная среда. Едва ли не большинство многих внутренних конфликтов личности, ее раздвоенность, непоследовательность объясняются ролевыми конфликтами, которые существуют независимо от данной личности. Устанавливая причины душевного разлада, надо помнить, что чаще всего именно несогласованность ролевых требований, которые человек должен выполнять, - одна из главных причин, определяющих драматизм, а подчас и трагизм жизни нашего современника, живущего в мире, который ставит его перед трудноразрешимыми дилеммами, предъявляя ему взаимоисключающие требования и т.д.

Ролевые конфликты возникают в силу ряда конкретных причин и приобретают различную социальную и психологическую форму. Одну из таких причин мы уже упоминали - это внутренняя сложность самой роли, сочетающей в себе функционально-целесообразные и культурно-вариативные компоненты, между которыми может возникнуть несоответствие, что прождает «внутриролевой» конфликт.

Другая причина ролевых несоответствий - различия, несовпадения интерпретации, трактовки того, как должна выполняться одна и та же роль (конфликт экспектаций). На нашей схеме ролевого поведения (рис. 1) «социальная роль» (II 1а) выглядела очень абстрактно. Но при глубоком анализе обнаруживается, что в рамках одного общества при безусловном сохранении единства главных требований личность может столкнуться с достаточно различными экспектациями.

К примеру, можно выделить следующие образцы ожидаемого поведения студента:

принятый в обществе образец (студент должен систематически посещать занятия и готовиться к ним, посещать библиотеку, расширять свой научный и культурный кругозор и т.д.); на этот, может быть, не совсем реальный образец нас ориентируют законы, инструкции, правила, регламентирующие поведение студента в вузе; экспектации тех, с кем непосредственно взаимодействует конкретная личность (речь идет об образцах учебной деятельности, принятых в вузе, в котором обучается студент);

экспектации референтной (для личности) группы, с которой она себя идентифицирует; здесь могут быть совершенно иные представления о поведении студента (появляться на занятиях лишь к концу семестра, начинать серьезно заниматься только в период сессии и т.д.).

Как видим, даже в рамках одного общества личность сталкивается с различными экспектациями ролевого поведения, что становится одной из главных причин ролевых конфликтов.

Существует еще одна группа несоответствий , порождающих «межролевой конфликт».

Следует иметь в виду, что каждый статус «обслуживается» множеством ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой роли - перед своими коллегами, в третьей роли - перед подчиненными, в четвертой - перед родственниками. Главный его статус - директор завода, но во всех перечисленных ролях он выступает в новом ракурсе. Р. Мертон назвал совокупность ролей, обусловленную данным статусом, ролевым набором. Процесс дифференциации социальных институтов (одна из ведущих тенденций социального развития) все время умножает число статусов, которыми обладает человек, и закрепленных за ними ролевых наборов. При этом каждый образец ролевого поведения, обслуживая конкретную функцию, приобретает в чем-то свой специфический набор норм, образцов действий, ценностных приоритетов. Происходит дальнейшая фрагментаризация социальной жизни; личности все сложнее сохранить свою целостность. Все чаще возникают ситуации, при которых на личность оказывают давление различные по содержанию ролевые предуказания.

На основе перечисленных причин выделим основные типы ролевых конфликтов.

1. Внутриролевой конфликт между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и социокультурными особенностями ролевых стандартов.

Яркий пример внутриролевого конфликта - атмосфера, в которой работали поколения обществоведов советских лет. Для всякой науки функционально целесообразно, чтобы ученые занимали рационально-критическую позицию по отношению к действительности. Но в условиях тоталитаризма от обществоведов ожидалось (и это стало нормативным образцом, выполнение которого контролировалось) оправдание существующего положения вещей, одобрения и пропаганды результатов деятельности политической элиты, что накладывало на весь облик обществоведа определенный отпечаток.

Конфликт между функциональной целесообразностью и социокультурными образцами социальной роли может быть решен по- разному. В нашем примере социокультурные ценности, требования, поддерживаемые всей мощью государственной машины, одержали безусловную победу, в результате чего за малым исключением общественная наука как средство рационально-критического познания социальной жизни фактически в былые годы по сути была сведена на нет.

Сегодня аналогичный внутриролевой конфликт нередко проявляется у работников средств массовой информации (конфликт между необходимостью предоставлять обществу объективную информацию и обычаем выполнять чей-то заказ).

  • 2. Конфликт экспектаций, т.е. конфликт, вызванный различиями интерпретаций одной и той же роли, может проявляться в различных вариациях.
  • Конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли.

Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а ее муж и дети - низкой самоотдачи на работе, с тем, чтобы она могла больше сил и времени уделять семье. Вспомним пример о конфликте экспектаций по поводу поведения студента: его друзья могут предъявлять ему совершенно иные требования, чем его родители и преподаватели.

Пример с женщиной-работницей свидетельствует и о том, что различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли (еще один вид ролевого конфликта): в семье считают, что главное - это роль матери, а ее начальник убежден, что главное - это роль работницы.

Еще один вариант конфликта экспектаций - между ролевыми стандартами, выработанными в различных социальных общностях, социальных средах, который особенно ярко проявляется при смене личностью социокультурной среды.

Даже смена кафедры, вуза преподавателем в границах одного и того же города может породить определенную напряженность, ощущение «чужака» и т.д. На одной кафедре ролевая матрица «руководитель - подчиненный» основана на демократических принципах: руководитель научно-педагогического коллектива - это не начальник воинского подразделения, он не столько диктует, навязывает коллегам свои решения, сколько координирует их деятельность, создавая простор для творчества. На другой кафедре эта матрица может строиться на авторитарных принципах. Человек, усвоивший ролевые экспектаций демократического руководства, будет формировать линию поведения в духе соответствующих ожиданий, столкнувшись с авторитарностью, произволом, что как правило, создает основу для конфликта.

3. Традиционным для социологии является анализ межролевого конфликта : очень часто возникает несоответствие между ролью «заботливого отца, хорошего семьянина» и «влюбленного в свое дело ученого, самоотверженного исследователя». Укажем, что и та, и другая роль «выпестованы» обществом, столкновение произошло по причине противоречий между самими стандартами, которые не возникали до тех пор, пока не пересеклись в конкретной личности.

Ориентация на две при синхронизации противоречащие друг другу социальные роли приводит к внутренней борьбе личности, ее раздвоению и т.д.

Конкретно это раздвоение может проявляться по-разному: ученый стремится больше заниматься детьми, но реально не уделяет им должного внимания из-за занятости научными исследованиями. В этом случае конфликт ролей проявляется как противоречие между намерениями (а может быть, и заявлениями, словами) и реальным поведением. Межролевой конфликт может проявиться и в непоследовательности поведения личности. Когда наш герой не занят наукой, он заботливый отец; когда же он занят своими исследованиями, он может проявить удивительное безразличие и бессердечие по отношению к своему ребенку.

РОЛЕВЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Выполняя роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения. «Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли» .

Ролевые напряжения довольно многообразны. Они могут иметь преимущественно внутриличностный (внутреннее напряжение в ходе выполнения ролей, ролевых конфликтов) или внешний характер. К числу последних можно отнести виды напряжений, возникающие между исполнителем данной роли и его партнерами, которые ожидают от него совершенно иного поведения.

Мы уже приводили пример конфликта экспектаций, связанный с переходом преподавателя с одной кафедры на другую в пределах того же города. Примером внешних ролевых напряжений могут быть и случаи, когда исполнитель одной роли использует ее нормы поведения при исполнении другой роли (офицер использует нормы армейской жизни в семье, что вызывает возражение близких, создает напряжение).

Основными причинами ролевых напряжений являются прежде всего ролевые конфликты, о которых речь шла выше. Широко распространенной причиной ролевых напряжений является и неадекватная ролевая подготовка ввиду моральной и профессиональной неадаптированное™ исполнителя к требованиям той или иной роли.

Речь идет о трудностях, переживаниях в связи с необходимостью исполнения данной личностью нового статуса и, соответственно, незнакомой ему роли: овладение ролью студента, солдата, отца, матери, деда, начальника и т.д. Это требует как приобретения новых знаний, навыков, так и формирования новых моральных качеств, свойств. Дед должен не только научиться укладывать внука спать, но и выработать в себе способность заботиться о нем, стать добрее, мягче. Ролевое напряжение, вызванное овладением новым статусом, особенно ярко происходит в период так называемой адаптации к новой роли.

Не меньшая ролевая напряженность возникает и при существенном изменении ролевого стандарта поведения. Так, руководителю государственного предприятия, собирающемуся стать руководителем акционерного предприятия, требуется новая ролевая подготовка, которая проходит довольно сложно, поскольку необходимо преодолеть уже сложившиеся, привычные для него и окружающих стандарты поведения руководителя государственного предприятия.

В некоторых случаях речь идет о физическом, интеллектуальном и другом несоответствии человека данному статусу и роли, что приводит к систематическому психологическому напряжению, формированию комплекса неполноценности, депрессии.

Как многообразны формы, причины, ситуации, порождающие ролевые напряжения, так многообразны и пути их преодоления. Мы не ведем речь о преодолении первооснов, первопричин психологического напряжения в ходе ролевого поведения - речь идет лишь о путях преодоления напряжений, возможной депрессии.

Очевидно, что напряжения, связанные с неадекватностью ролевой подготовки, преодолеваются по мере преодоления этого несоответствия в ходе получения необходимых знаний, жизненного опыта, наблюдений и т.д.

Если же напряжение вызвано физическим, интеллектуальным несоответствием личности статусу и роли, на которые она претендует, то здесь могут быть предложены иные меры, смысл которых - защитить психику личности от депрессии, вызванной неудачами. Для этого может быть применен метод рационализации ролевых ожиданий, создающий иллюзорные, но кажущиеся рациональными оправдания неудач.

Молодому человеку, который по состоянию здоровья не был принят в отряд космонавтов, внушается мысль, оправдывающая его неудачу: лучше заняться научно-исследовательской работой, где гораздо шире возможности самореализации; молодому певцу, которому его природные задатки не дают надежд на блестящую карьеру на этом поприще, внушается мысль, что горздо интереснее карьера композитора, дирижера и т.д.

Рационализация ролевых ожиданий может снижать притязания, переносить притязания с одного престижного статуса на другой, но в другой области, сфере (к примеру, с производства на семью, и наоборот).

Суть принципа разделения ролей, как пути преодоления ролевых напряжений, - осознанная дифференциация правил, приемов, норм, присущих выполнению одной роли, от норм, образцов поведения, присущих другой роли.

Известно, как часто мать-учительница продолжает свою «педагогическую» деятельность дома, подчас проявляя жесткость и лишая семью ласки. Зачастую офицер продолжает муштру и дома, в кругу знакомых, на отдыхе. Разделение ролевых ожиданий ни в коем случае не предполагает ущемления, забвения одной из ролей во имя другой. В нем реализован известный принцип: «Богу - богово, Кесарю - кесарево».

Принцип иерархизации ролей также может сыграть огромную роль в преодолении серьезных психологических переживаний, порожденных столкновением ролевых предуказаний.

«Что для меня важнее - дети, семья, или наука?» «Кто я прежде всего - мать или работница?» Каждый человек, столкнувшись с подобной дилеммой, оказывается в психологическом тупике, выход из которого - выбор самой личностью одной из этих ролей в качестве приоритетной. И в конфликтных ситуациях следует выполнять предуказания роли, которой отдано предпочтение.

Регулирование ролей - это сознательные, целенаправленные действия общества, нации, коллектива, семьи, цель которых - преодоление психологического напряжения личности, вызванного ролевым конфликтом.

Например, конфликт между воинской присягой, которая повелевает выполнять приказы, в том числе связанные с уничтожением других людей и принципами человеколюбия, гуманизма. В результате воин, как правило, испытывает глубокое морально-психологическое переживание, вводящее его в длительное депрессивное состояние (вьетнамский синдром в американской армии, афганский и чеченский синдромы - в российской). В этом случае напряжение может быть преодолено, в том числе благодаря и тому, что общество, нация, семья берут на себя регулирование этого конфликта, рационально обосновывают поведение воина, оправдывают его действия: «выполнение интернационального долга», «наведение конституционного порядка во имя сохранения целостности государства».

Другая форма регулирования ролей связана с утверждением (пропагандой) властными органами, средствами массовой информации новых стандартов ролевого поведения. (Подобное регулирование ролей могло бы сыграть немалую роль в утверждении в нашем обществе образца предпринимателя, фермера и т.д., повышении их престижа.)

  • Фролов С.С. Социология, с. 74.

Любую социальную роль можно рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного и устойчивого совпадения. Наши роли обусловлены в первую очередь ожиданиями людей по отношению к носителю данного статуса. Поэтому достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время и способности. И если кто-то плохо исполняет свою роль или исполняет ее не в соответствии с нашими ожиданиями, то этот человек вступает в ролевой конфликт. С другой стороны, ролевой конфликт может быть обусловлен тем, что каждый человек в современном обществе исполняет в течение одного дня несколько ролей, требования которых противоречат друг другу. Ролевой конфликт это рассогласование между не сочетающимися требованиями различных ролей у данного индивида . Ролевые конфликты бывают

1. внутриролевые,

2. межролевые и

3. личностно-ролевые.

К внутриролевым конфликтамотносятся те, при которых требования одной и той же роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, к примеру, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания. Обычным способом разрешения этого внутриролевого конфликта в семье является некоторое перераспределение функций, когда на отца возлагаются обязанности строго оценивать поведение и наказывать детей, а на мать - смягчать горечь наказания, утешать ребенка. При этом подразумевается, что родители едины в том, что наказание справедливо.

Межролевые конфликтывозникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли у данного индивида. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта. Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.


Личностно-ролевые конфликтывозникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль руководителя требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: не по Сеньке шапка.

Не менее распространенными являются ситуации, когда профессиональная роль не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности, реализовать свои жизненные устремления. Оптимальным представляется такое соотношение между личностью и ролью, при котором на работе к человеку предъявляются высокие, но посильные требования, предлагаются сложные, но разрешимые для него задачи.

Для снижения ролевой напряженности и регулирования ролевых конфликтов используют следующие основные стратегии:

¨ рационализация – целенаправленный (иногда бессознательный) поиск неприятных сторон, аспектов желаемой, но недостижимой роли;

¨ разделение ролей – временное изъятие из практики одной из ролей и выключение ее из сознания личности;

¨ регулирование ролей – осознанное и преднамеренное поведение, с помощью которого индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им какой-либо социальной роли;

¨ непрерывная социализация – постоянная подготовка к исполнению все новых и новых социальных ролей.

Главное, что следует помнить при анализе ролевого конфликта, связано с социальными механизмами взаимодействий в группах. Все взаимоотношения между ролями регулируются нормами поведения, складывающимися в группах. НОРМЫ – это правила и стандарты поведения, регулирующие взаимодействие между ролями в группе, а также между членами групп и их ролевыми функциями. Если данный ролевой конфликт вызван несформированностью ролевых требований, то основное внимание следует уделить уточнению роли, приведению отдельных ее элементов в соответствие друг с другом (рационализация роли). Это достигается лучше всего через уточнение или дополнение групповых норм. В других случаях следует решать проблему через уточнение иерархии ролей в группе или системы ценностей и целей группы.

Множественность социальных ролей, исполняемых человеком, противоречивость ролевых требований и ожиданий - это реальность современного динамичного общества. Для успешного разрешения частных житейских проблем и серьезных конфликтов полезно разобраться в соотношении социальных ролей и личности. Ошибочными здесь являются две крайние позиции. Первая сводит личность к множеству исполняемых ею ролей, растворяет без остатка все проявления личности в ролевом поведении. Согласно другой позиции, личность - это нечто независимое от социальных ролей, то, что человек представляет сам по себе. В действительности имеет место взаимодействие роли и личности, в результате которого ролевое поведение несет более или менее значительный отпечаток личности, а исполняемые роли оказывают влияние на характер человека, на облик личности.

Индивидуальность личности проявляется в выборе социальных ролей; в своеобразном характере осуществления социальных ролей; в возможности отказа от выполнения неприемлемой роли.

Деятельность человека в определенной роли оказывает обратное влияние на его личность. Например, работа врача требует от человека помимо других качеств стремления и умения внушить пациентам уверенность в благоприятном исходе лечения, работа инженера - заботы о надежности и безопасности техники. Степень влияния роли на личность зависит от того, какую ценность она представляет для человека, насколько он идентифицирует себя с ролью. Поэтому появление речевых и мыслительных штампов можно наблюдать не только в профессиональной деятельности увлеченного педагога, но и в быту, на досуге. Одержимость своей профессией может привести к гипертрофированному развитию определенных качеств и некоторой деформации личности. Так, роль руководителя, предписывающая распоряжаться, приказывать, контролировать и наказывать, может привести к повышенному самомнению, высокомерию и другим негативным личностным свойствам.

Поэтому признаками зрелой личности являются не только самостоятельный, осознанный выбор социальных ролей, их добросовестное и творческое осуществление, но и определенная автономия, социальная дистанция между ролью и личностью. Она оставляет человеку возможность взглянуть на свое ролевое поведение со стороны, оценить его с точки зрения личных, групповых и общественных интересов и внести необходимые уточнения, а в крайних случаях отказаться от недостойной роли.

Введение…………………………………………………………….……...3

1.1. Конфликт и его виды…………………………………………………4

1.2. Социальный статус и социальная роль……………………………...9

1.4. Типы ролевых конфликтов……………………………………….…13

1.5. Особенности ролевого конфликта……………………………….…14

Глава 2. Разрешение ролевых конфликтов………………………….….16

2.1. Организационные методы решения ролевых конфликтов……….16

2.2. Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов….21

Заключение………………………………………………………………..24

Список источников литературы………………………………………...25


Общественная жизнь не может существовать без столкновенья идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают в конфликты.

Социальная организация предприятие или трудового коллектива, где осуществляются разного рода виды деятельности, не могут избегнуть проблемы улаживания конфликтов.

Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как ненормальное явление: сбой в работе, препятствие для реализации стратегических целей.

Отрицательное восприятие целиком обосновано, так как любой конфликт несет в себе заряд огромной разрушительной силы: поднимается процесс нормального функционирования предприятия, разрушаются отношения между людьми, нередко задачи решения конфликта сопровождается увольнением части сотрудников. Однако, отсутствие конфликтов следует считать свидетельством застоя, стагнации. Конфликт - это показатель развития, фактор динамической стабильности организации.

Особой разновидностью конфликтов на предприятии являются ролевые конфликты, как процесс внутренних психологических противоречий сотрудников, отражающих их восприятие своей социальной и психологической роли.

Ведь, не секрет, что, по сути, выполнение определенных обязанностей, является выполнением роли, будь то роль начальника, менеджера или подчиненного.

Необходимо управление процессом развития ролевых конфликтов, задачей которого является предотвращение возникновения отрицательного взаимодействия, а также формирование в неминуемых конфликтных ситуациях конструктивного характера.

Глава 1. Понятие ролевого конфликта

1.1. Конфликт и его виды

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) ли суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.).

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения.

Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием возникновения конфликта.

Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, которое выражается через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними.

Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимозависимых структурных элементов) и в динамике (как процесс).

Основными структурными элементами конфликта являются стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон конфликта.

Выделяют различные виды и типы конфликтов. Главные среди них внутриличностные и межличностные (рис.1).

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновения внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.

На выбор правильного решения в случае внутриличностного конфликта человек может израсходовать много сил и времени, а значит, стремительно возрастает эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может быть неконтролируемым.

Типы конфликтов

Рисунок 1

Примерами являются конфликты "плюс-плюс", "плюс-минус", "минус-минус".

Конфликты "плюс-плюс" предполагают выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда поехать отдыхать или что купить (машину какой марки). Следует отметить: выбор происходит из двух благоприятных вариантов, однако необходимость выбора может быть настолько сложной и мучительной, что будет сопровождаться стрессовыми ситуациями.

Конфликты "плюс-минус" - это конфликты притягивания и отталкивания, принятия решения, когда каждый из вариантов может иметь и положительные, и отрицательные следствия, а выбрать надо один, с учетом решения общей задачи.

Например: в конфликте руководителя с подчиненным увольнение

подчиненного возникает для руководителя как альтернатива: увольнения невыгодного подчиненного (положительный аспект) и необходимость поиска нового сотрудника, работника для выполнения поставленной задачи (отрицательный аспект). В данном случае необходимо просчитывать ряд вариантов, необходимые эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели. Если оставить хорошего, но невыгодного работника, заставить его работать над поставленной задачей, то следствия такого решения могут в скором времени отрицательно сказаться на результатах, тогда конфликт из внутриличностного перерастет в конфликт из подчиненным, то есть в межличностный.

Любой конфликт выполняет как положительные (конструктивные), так и отрицательные (деструктивные) функции. Несмотря на довольно четкое их деление в теоретическом плане, на практике бывает нелегко провести границу между конструктивностью и деструктивностью конкретного конфликта. Это обусловлено такими причинами:

Тяжело вообразить обобщенную оценку положительных и отрицательных следствий конфликтного взаимодействия;

Степень конструктивности и деструктивности конфликта может изменяться на разных стадиях его развития;

Конфликт может оцениваться как конструктивный для одной из сторон-конфликта, и как отрицательный - для другой стороны;

Конструктивность и деструктивность конфликта можно рассматривать как относительно основных участников, так и относительно социального окружения.

Положительным, функционально полезным результатом конфликта считается решения той проблемы, которая породила разногласия и вызвала столкновенье, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к преимуществу.

Конфликт есть способом выявления и фиксации разногласий, а также проблем в обществе, организации, группе. Конфликт свидетельствует о том, что эти разногласия уже достигли наивысшего предела, и потому необходимо принять немедленные меры относительно их устранения. Таким образом, любой конфликт выполняет информационную функцию, то есть предоставляет дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.

Конфликт есть формой решения разногласий. Его развитие оказывает содействие устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к его возникновению.

Конфликт оказывает содействие снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает "выпустить пар", разрядить обстановку.

К отрицательным, дисфункциональным последствиям конфликта принадлежат неудовлетворенность людей общим делом, отход от решения назревших проблем, нарастания враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, послабление сплоченности коллектива и т.п..

Социальное деструктивное влияние конфликта оказывается на разных уровнях социальной системы и выражается в конкретных следствиях. Кроме непосредственных участников, в конфликте могут пострадать и те, кто их окружает.

Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития предприятия и его персонала. Больше того, он может вызвать стагнацию и кризис развития.

Конфликт может сопровождаться нарастанием в организации расположений духа пессимизма.

Одной из разновидностей внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, когда у одной личности возникает необходимость одновременного выполнения разных своих ролей, которые вдобавок противоречат одна одной. Стоит вопрос выбора, что выполнять.

Также ролевой конфликт может включать противоречие между разными ролями разных сотрудников организации.

Например: мастеру производственного участка прислано указание от начальника цеха наращивать выпуск продукции, а руководитель службы качества настаивает на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Мастеру давались противоречивые указания, причем одновременно.

Данный конфликт в результате может быть сведен к конфликту "минус-минус", поскольку мастера поставлен перед проблемой выбора: что делать, чье указание выполнять, за счет чего это делать.

Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

Ролевые конфликты различных форм и типов встречаются везде: в семейных отношениях, в системе образования и подготовки кадров, практически на всех уровнях профессиональной структуры (от производственных коллективов до управленческих звеньев), даже в политическом устройстве общества.

Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов:

а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями);

б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями);

в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).

Все ролевые конфликты можно разделить на две большие группы:

1) внешние, или межличностные (зависящие от объективных характеристик - реальных ролевых ожиданий, ролевого поведения, ролевых норм и т.п.);

2) внутренние, или внутриличностные (зависящие от компонентов когнитивной структуры индивида, например, его представлений о ролевых ожиданиях).

Внешние и внутренние конфликты могут переходить друг в друга. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек "загоняет" конфликт вовнутрь. Наоборот, если он начинает строить свое поведение в соответствии с собственной Я-концепцией и по внутреннему побуждению "сбрасывает" с себя неугодную роль, то внутренний конфликт переходит во внешний.

Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, между несовместимыми ролями; между собой и окружающими. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угашения конфликта.

Один из способов разрешения конфликта- это изменить (переломить) ролевые ожидания группы, навязать ей свое новое ролевое поведение. Сделать это очень непросто, особенно если личность остается в прежнем официальном статусе, ибо ролевые ожидания имеют инерцию, и группа будет стараться "вернуть" человека в старую роль.

Наиболее эффективный способ устранения внешнего ролевого конфликта - "разрушить ситуацию": уйти из группы, изменить социальное окружение и т.д. Именно поэтому, тем, кто хочет "начать новую жизнь", следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя).

Одним из вариантов разрушения конфликта является частичная изоляция от социума. Возможна и полная изоляция, фактически, "бегство из роли": отшельничество, уход в монастырь и т.п. Своеобразным способом такого бегства является алкоголизм и наркомания. Еще один способ изоляции от общества - уход в себя, в свой внутренний мир при помощи творчества, увлечения (от хобби до веры в бога). Такой способ устранения ролевого конфликта с обществом получил в 60-е годы в среде диссидентов название "внутренней эмиграции".

Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей. Это ведет к взаимному принятию ролей других людей, то есть принятию каждого человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, ибо непринятие человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов.
Ролевой конфликт - ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.
го
В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта следует выделить работу американского роциального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет ролевой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности. Для этого надо освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от значимости данной роли для индивида, положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; реакции окружающих на отказ от определенных ролей.
Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность.
Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям
си"ческим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий-требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа.
Ролевые конфликты являются частым явлением. Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда.
Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций - теория ролевой напряженности У. Гуда. .
Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса, У. Мэйсона. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов.
Первая связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя.
Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли.
К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию.
Исходя из анализа этих факторов можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.
Многие социальные роли усваиваются легко, некоторые требуют особых усилий и способностей. Смысловая сторона социальной роли заключается в принятии человеком роли для себя.
Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия. Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль.
С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей. Возникают три проблемы усвоения социальной роли: проблема трудности усвоения роли, проблема неприятия роли, проблема нарушения меры в ее усвоении.
Всю жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межличностные отношения и т. д. Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями.
Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным. Роль может быть использована как средство достижения определенной цели, так же она может и сама стать целью, конечным результатом, к которому субъект стремится на протяжении длительного времени. В этом случае роль может «покорить» личность: за ролью личность уже не будет видна.
Овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку способствует его развитию.
12)набор норм, определяющих, как должен вести себя
человек данного социального положения.
Социальная роль трактуется*как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция.
Многообразие представлений о социальной роли свидетельствует о том, что в психологии идея Дж. Мида оказалась весьма удобной для описания поведения личности в ее различных социальных функциях.
Т.Шибутани полагал, что социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени.
Упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями. Обязанность - это СМ то, что человек вынужден делать исходя из социаль- СМ ной роли вне зависимости от того, нравится ему это или нет.
Выполняя СВОИ обязанности в соответствии с социальной ролью, каждый человек имеет право предъявить и свои требования к другому. Обязанности всегда сопровождаются правами.
Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, любой дисбаланс в этом соотношении может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена. Социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение.

Просмотров