Какие три принципа суверенитета. Принципы строительства Российской государственности. История появления термина

56°17′ с. ш. 37°35′ в. д.  /  56.283° с. ш. 37.583° в. д.  / 56.283; 37.583 (G) (Я) Координаты : 56°17′ с. ш. 37°35′ в. д.  /  56.283° с. ш. 37.583° в. д.  / 56.283; 37.583 (G) (Я)

Длина - свыше 200 км, средняя ширина - 40 км. Наибольшая высота - 285 м (возле посёлка Реммаш Сергиево-Посадского района).

Рельеф, геология

Рельеф холмисто-грядовый, южные склоны более пологи сравнительно с северными. Геологически гряда состоит из коренных пород, покрытых песчано-глинистыми отложениями юрского (к западу от Клина) и мелового периодов. Юрские и меловые породы в основном перекрыты четвертичными отложениями. Поверхность гряды сильно расчленена - перепады высот местами (как, например, в Парамоновском овраге близ Яхромы) достигают 100 м .

Гидрография

Гряда является водоразделом бассейнов верхней Волги и Оки : реки северного склона относятся к бассейну верхней Волги, южных склонов - притоков Оки (рек Москвы и Клязьмы). Две реки верхневолжского бассейна - Яхрома и Лутосня - начинаются на южном (клязьминском) склоне и прорезают водораздел .

Речные долины чётко выражены; на возвышенности берут начало реки Клязьма, Яхрома, Дубна , Волгуша и др. Имеются озёра ледниково-моренного происхождения (Сенеж , Тростенское и др.).

Почвы дерново-подзолистые, северные склоны распаханы.

История

Восточная часть гряды входит в историческую область Радонежье с древними городами Дмитровом и Сергиев-Посадом , и их монастырями, ставшей духовным центром раннего Московского государства.

Во время Великой Отечественной за преобладающие высоты гряды разворачивались ожесточённые бои, одним из таких мест была Перемиловская высота около Дмитрова .

Значение

На возвышенности расположены крупные города Клин , Солнечногорск , Дмитров , Хотьково , Сергиев-Посад.

Вдоль всей гряды проложена северная часть автомобильного кольца А108 «БМК» , - имеющая значительные уклоны, но при этом довольно прочная автодорога.

Естественный перепад высот вблизи посёлка Богородское Сергиево-Посадского района эффективно используется на Загорской гидроаккумулирующей электростанции .

Под Дмитровом расположен знаменитый Дмитровский автополигон .

На возвышенности разрабатываются ближайшие к Москве многочисленные песчано-гравийные карьеры, используется кирпичное и керамзитовое сырьё, строительные пески.

Туризм и отдых

В связи с тем, что Клинско-Дмитровская гряда имеет наибольший перепад высот вблизи Москвы , на её склонах расположены многочисленные горнолыжные курорты (Сорочаны , Волен и т. д.).

Возвышенность - знаменитое место туризма, это исторические города Сергиев Посад и Дмитров , различные усадебные комплексы (например Абрамцево) и заказники (например водопад «Гремячий ключ »).

Популярен отдых на чистых реках и озёрах возвышенности, охота и собирательство в лесах.

Напишите отзыв о статье "Клинско-Дмитровская гряда"

Литература

  • Вагнер Б. Б. Манучарянц Б. О. . - М .: МГПУ, 2003. - 92 с.

Примечания

Отрывок, характеризующий Клинско-Дмитровская гряда

Первое время своего приезда Николай был серьезен и даже скучен. Его мучила предстоящая необходимость вмешаться в эти глупые дела хозяйства, для которых мать вызвала его. Чтобы скорее свалить с плеч эту обузу, на третий день своего приезда он сердито, не отвечая на вопрос, куда он идет, пошел с нахмуренными бровями во флигель к Митеньке и потребовал у него счеты всего. Что такое были эти счеты всего, Николай знал еще менее, чем пришедший в страх и недоумение Митенька. Разговор и учет Митеньки продолжался недолго. Староста, выборный и земский, дожидавшиеся в передней флигеля, со страхом и удовольствием слышали сначала, как загудел и затрещал как будто всё возвышавшийся голос молодого графа, слышали ругательные и страшные слова, сыпавшиеся одно за другим.
– Разбойник! Неблагодарная тварь!… изрублю собаку… не с папенькой… обворовал… – и т. д.
Потом эти люди с неменьшим удовольствием и страхом видели, как молодой граф, весь красный, с налитой кровью в глазах, за шиворот вытащил Митеньку, ногой и коленкой с большой ловкостью в удобное время между своих слов толкнул его под зад и закричал: «Вон! чтобы духу твоего, мерзавец, здесь не было!»
Митенька стремглав слетел с шести ступеней и убежал в клумбу. (Клумба эта была известная местность спасения преступников в Отрадном. Сам Митенька, приезжая пьяный из города, прятался в эту клумбу, и многие жители Отрадного, прятавшиеся от Митеньки, знали спасительную силу этой клумбы.)
Жена Митеньки и свояченицы с испуганными лицами высунулись в сени из дверей комнаты, где кипел чистый самовар и возвышалась приказчицкая высокая постель под стеганным одеялом, сшитым из коротких кусочков.
Молодой граф, задыхаясь, не обращая на них внимания, решительными шагами прошел мимо них и пошел в дом.
Графиня узнавшая тотчас через девушек о том, что произошло во флигеле, с одной стороны успокоилась в том отношении, что теперь состояние их должно поправиться, с другой стороны она беспокоилась о том, как перенесет это ее сын. Она подходила несколько раз на цыпочках к его двери, слушая, как он курил трубку за трубкой.
На другой день старый граф отозвал в сторону сына и с робкой улыбкой сказал ему:
– А знаешь ли, ты, моя душа, напрасно погорячился! Мне Митенька рассказал все.
«Я знал, подумал Николай, что никогда ничего не пойму здесь, в этом дурацком мире».
– Ты рассердился, что он не вписал эти 700 рублей. Ведь они у него написаны транспортом, а другую страницу ты не посмотрел.
– Папенька, он мерзавец и вор, я знаю. И что сделал, то сделал. А ежели вы не хотите, я ничего не буду говорить ему.
– Нет, моя душа (граф был смущен тоже. Он чувствовал, что он был дурным распорядителем имения своей жены и виноват был перед своими детьми но не знал, как поправить это) – Нет, я прошу тебя заняться делами, я стар, я…
– Нет, папенька, вы простите меня, ежели я сделал вам неприятное; я меньше вашего умею.
«Чорт с ними, с этими мужиками и деньгами, и транспортами по странице, думал он. Еще от угла на шесть кушей я понимал когда то, но по странице транспорт – ничего не понимаю», сказал он сам себе и с тех пор более не вступался в дела. Только однажды графиня позвала к себе сына, сообщила ему о том, что у нее есть вексель Анны Михайловны на две тысячи и спросила у Николая, как он думает поступить с ним.
– А вот как, – отвечал Николай. – Вы мне сказали, что это от меня зависит; я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они были дружны с нами и бедны. Так вот как! – и он разорвал вексель, и этим поступком слезами радости заставил рыдать старую графиню. После этого молодой Ростов, уже не вступаясь более ни в какие дела, с страстным увлечением занялся еще новыми для него делами псовой охоты, которая в больших размерах была заведена у старого графа.

Уже были зазимки, утренние морозы заковывали смоченную осенними дождями землю, уже зелень уклочилась и ярко зелено отделялась от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса, в конце августа еще бывшие зелеными островами между черными полями озимей и жнивами, стали золотистыми и ярко красными островами посреди ярко зеленых озимей. Русак уже до половины затерся (перелинял), лисьи выводки начинали разбредаться, и молодые волки были больше собаки. Было лучшее охотничье время. Собаки горячего, молодого охотника Ростова уже не только вошли в охотничье тело, но и подбились так, что в общем совете охотников решено было три дня дать отдохнуть собакам и 16 сентября итти в отъезд, начиная с дубравы, где был нетронутый волчий выводок.
В таком положении были дела 14 го сентября.
Весь этот день охота была дома; было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать и оттеплело. 15 сентября, когда молодой Ростов утром в халате выглянул в окно, он увидал такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движенье, которое было в воздухе, было тихое движенье сверху вниз спускающихся микроскопических капель мги или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли и падали на только что свалившиеся листья. Земля на огороде, как мак, глянцевито мокро чернела, и в недалеком расстоянии сливалась с тусклым и влажным покровом тумана. Николай вышел на мокрое с натасканной грязью крыльцо: пахло вянущим лесом и собаками. Чернопегая, широкозадая сука Милка с большими черными на выкате глазами, увидав хозяина, встала, потянулась назад и легла по русачьи, потом неожиданно вскочила и лизнула его прямо в нос и усы. Другая борзая собака, увидав хозяина с цветной дорожки, выгибая спину, стремительно бросилась к крыльцу и подняв правило (хвост), стала тереться о ноги Николая.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.

    Высшей ценностью в РФ признаётся:

        1. государство

          законы

          человек

          суверенитет

    Россия по форме правления является:

        1. конституционной монархией

          демократическим государством

          республикой

          федерацией

    Единственным источником власти в стране является:

        1. государство

          народ

          законы

          парламент

    Независимость государства внутри страны и за ее пределами – это

        1. суверенитет

          паритет

          плебисцит

          плюрализм

    Верны ли следующие суждения об осуществлении власти в РФ?

    1. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум.

      Высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

    Свою Конституцию в составе РФ имеет:

        1. область

          край

          автономный округ

          республика

    Государство, которое берет на себя обязанность заботиться о благополучии своих граждан и обеспечивать им достойную жизнь, называется:

        1. социальное

          светское

          гуманитарное

          правовое

    Верны ли следующие суждения о защите собственности в РФ?

    1. В Российской федерации признаются и защищаются равным образом частная и государственная формы собственности.

      В Российской федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

    В систему органов государственной власти не входят

        1. суды

          местное самоуправление

          парламент

          президент

    В чем выражается принцип светскости Российского государства?

        1. в наличии многопартийности

          в разделении церкви и государства

          в охране труда и здоровья людей

          в принципе разделения властей

    Верны ли следующие суждения о соотношении норм международного права и Конституции РФ?

    1. В Конституции РФ установлен принцип приоритета международного права перед внутригосударственным.

      Общепризнанные нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны


В1 . Запишите слово, пропущенное в схеме:



демократия


республика

правовое государство


В2. Ниже приведен перечень субъектов РФ. Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Край, область, республика, район, автономный округ, автономная область, города федерального значения.

В3. Установите соответствие между ветвями власти и их основными полномочиями: к каждой по­зиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВЕТВИ ВЛАСТИ:

1) законодательная власть

2) исполнительная власть

3) судебная власть

ПОЛНОМОЧИЯ

А) разработка, обсуждение и принятие законов

Б) осуществление правосудия

В) принятие на основе законов и во их исполнение собственных нормативных актов

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без про­белов и каких-либо символов).

В4. Найдите в приведенном списке экономические принципы, закрепленные в Конституции РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

        1. поддержка конкуренции

          свободное перемещение товаров и услуг

          охрана труда

          защита всех форм собственности

          установление гарантированного минимального размера оплаты труда

Ответ: ________________________

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение кото­рого пронумеровано.

(1)С появлением первых государств зародилось и право. (2) Современные демократические государства имеют раз­ветвленную правовую систему. (3) Однако она далеко не все­гда эффективна в защите интересов граждан. (4) Нельзя не признать, что и правовая культура населения остается низкой.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Многообразие иначе называют ___________ (1) … В то же время идеологическое единообразие, наличие единственной и общеобязательной __________ (2) характерно для тоталитарного государства.

В настоящее время в ч.2 ст. 13 ____________ (3) отмечено, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Политическое многообразие означает свободу мнений, идей и взглядов в сфере _________ (4) , т.е. в сфере управления государственными и __________ (5) делами.

Люди, имеющие одинаковые политические взгляды, имеют возможность объединяться в ________________ (6) и другие общественные объединения, а также выражать свои политические взгляды индивидуально».

А) идеология

Б) власть

В) Конституция РФ

Г) институт

Д) политическая партия

Е) общественный

Ж) группа

З) политика

И) плюрализм

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Суверенитет народа.

Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII–XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Позже, в XX в. возникло понятие «суверенитет нации», которое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юридическое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. Европейское сообщество, стремясь поставить барьер опасным тенденциям национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в Заключительном акте Хельсинкского Совещания принцип территориальной целостности и нерушимости границ государств европейского континента. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным, без риска вызвать национальную рознь. Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы для этого – автономия, федерация и конфедерация. И только безответственные националисты и сепаратисты, в сущности, добивающиеся национальных привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и создания новых государств на основе «права наций на самоопределение». Это особенно опасно в такой стране с этнически смешанным населением, как Россия, национальный сепаратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.

(Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 1998.)

С1. Выпишите из текста определение понятия «суверенитет». В каких значениях оно употреблялось в разные периоды истории?

С2. Что, по мнению автора должно исключить демократическое государство в отношении к своим гражданам? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите две причины почему «в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным».

С3. На основании текста назовите и знаний истории и обществоведческого курса назовите три последствия сепаратизма в многонациональном государстве.

С4. Опираясь на знание истории и обществоведческого курса, приведите три примера межнациональных конфликтов на территории многонационального государства.

С5. Дайте определение понятию «экономическая свобода». Опираясь на знание обществоведческого курса составьте два предложения, содержащие информацию об экономической свободе.

С6. Назовите три основания приобретения гражданства РФ и проиллюстрируйте каждое из них примером.

С7. Многообразие иначе называют плюрализмом. Какие виды плюрализма отмечены в Конституции РФ? Дайте им краткое описание.

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основы конституционного строя РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Ответы

Значение:

Безраздельность государственной власти,

Утверждение демократической концепции государства и народовластия.

С2. Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов.

Причины:

Может возникнуть национальная рознь,

Разовьются идеи сепаратизма

С3. Последствия сепаратизма:

Гражданская война

Попрание прав человека

Ослабление государства

С4. Примеры:

Гражданская война в России 1918-1920

Распад СССР в 1991 г.

События в Югославии в 80-е гг. 20 ввека.

С5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА - широта экономического поведения субъектов хозяйствования при выборе форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ; реализуется на базе законодательных государственных норм; неотделима от экономической ответственности граждан.

Свобода экономической деятельности закреплена в Конституции РФ.

Экономическая свобода предполагает отсутствие монополизма и наличие конкуренции.

С6. Основания приобретения гражданства:

    По рождению (ребенок родился в семье, где мать и отец – граждане РФ)

    В результате приема в гражданство. (Иванов А. проживал на территории РФ в течение пяти лет непрерывно, имеет источник доходов и владеет русским языком. Это дало основание для приобретения гражданства РФ.)

    В результате восстановления в гражданстве. (Гражданин А. имел ранее гражданство РФ, поэтому сейчас он пройдет упрощенную процедуру принятия в гражданство)

С7. Идеологический плюрализм и политический плюрализм.

С8. План «Основы Конституционного строя РФ»:

    Понятие Конституционного строя.

    Конституция РФ- источник информации о Конституционном строе РФ.

    История создания Конституции

    Структура Конституции

    Глава 1 Конституции – Основы Конституционного строя

    Принципы Конституционного строя РФ:

    Суверенитет

    Принцип разделения властей

    Федеративное устройство

    Демократия

    Правовое государство

    Экономическая свобода

    Светское государство

    Социальное государство

    Идеологический плюрализм

    Политический плюрализм

Человек во все времена являлся существом стадным - вне общества никто из нас не может существовать. Поэтому издавна люди создавали социальные формации. Первыми были общины, основанные на родстве их челнов. Дальнейшее развитие привело к появлению племен. Но с эволюцией социальных отношений подобные формации перестали справляться с функцией координирования деятельности людей, так как социум постоянно разрастался. Поэтому с течением времени племенные общины становятся государствами.

Такого рода структуры отличаются наличием власти, централизованных органов управления, правовых методов влияния на общество и т. п. Большую важность имеет внешняя характеристика стран. Если племенные общины практически не вступали во внешние отношения с другими формациями, то в современном мире государства активно взаимодействуют друг с другом. Но, чтобы страна могла быть субъектом международных отношений и признавалась бы иными подобными формациями, она должна владеть суверенитетом.

Данное явление активно исследуется с момента появления и становления демократических тенденций. Это привело к тому, что сегодня суверенитет представляет собой сложную категорию, строящуюся на собственных принципах и имеющую определенные виды.

Понятие суверенитета

Как уже указывалось ранее, государство является сложной социальной формацией. Суверенитет, в свою очередь, есть основа её непосредственного построения. Следует отметить, что это прежде всего юридическое понятие. Оно наряду с территорией, населением и властью входит в состав правового режима каждого государства в отдельности.

Суверенитет предполагает реальную независимость страны как во внутренних, так и во внешних отношениях. Следует отметить, что существует несколько тождественных понятий, которые характеризуют самостоятельность более узких социальных групп, нежели государство.

История появления термина

Принцип суверенитета или же категория суверенитета появилась в юридической науке достаточно давно. Впервые понятие было введено Жаном Боденом, политиком, жившим в XVI веке. Первоначально полная независимость государства не предполагалась суверенитетом. Категорией характеризовалась неограниченная власть сюзерена в противовес его вассалам.

То есть суверенитет - это верховная власть монарха. Такая трактовка появилась из-за специфики регулирования межгосударственных отношений в те времена. Ведь практически вся деятельность координировалась нормами согласно которым, верховным правителем признавался исключительно Папа Римский.

Признаки суверенитета

Любое юридическое явление характеризуется определенными особенностями. Именно благодаря им, можно выделить конкретную категорию как абсолютно самостоятельную. Как уже говорилось ранее, суверенитет предполагает существование независимости внешней и внутренней направленности. На основе этого можно выделить ряд ключевых признаков двух видов:

  1. Внутренними признаками суверенитета признаются: верховенство власти и её самостоятельность. Первый аспект свидетельствует о безоговорочной распространенности власти абсолютно на всех лиц, пребывающих на территории государства. Верховенство в данном случае обеспечивается, во-первых, законами, а во-вторых, существованием механизма принуждения. Что касается самостоятельности то этот аспект характеризуется независимостью от влияния иных видов властей.
  2. Существуют также внешние признаки суверенитета. Основным является независимость власти от иностранного влияния. Иными словами, какие-либо государства не должны координировать деятельность страны и диктовать собственные условия. В дополнение к этому существует признак законодательной монополии. Он подразумевает собой невозможность издания нормативных актов на территории определенной страны органами власти иностранного государства.

Таким образом, суверенитет предполагает полную свободу страны от любого рода влияния. Поэтому данную категорию можно охарактеризовать как сложное юридическое явление.

Суверенитет в международных отношениях

Большое значение представленная в статье категория играет в процессе взаимосвязи между странами. Она является одним из ключевых Он закреплен в большинстве современных актов, например в уставе ООН.

Суть суверенитета состоит в том, что в международные отношения могут вступать исключительно независимые государства. То есть цельные, политико-социальные «организмы», в которых превалирует законность, легитимность и независимость власти. Иными словами, независимые государства - это ключевые «игроки» международной арены.

Виды суверенитета

Представленное юридическое явление имеет несколько видовых ответвлений. Как уже указывалось ранее, классификация производится на основе размера конкретной социальной формации, которой приписывают суверенитет. В соответствии с этим, можно выделить три основных вида независимости, которые выделяются в конституционном праве многих стран, в том числе в Российской Федерации, например:

  • государственный суверенитет;
  • народный;
  • национальный.

Первый вид характеризует независимые государства, о чем уже было сказано. В свою очередь, суверенитет народа и национальности, или же этноса, характеризуется некоторыми специфическими аспектами.

Независимость населения

Народный суверенитет предполагает народовластие. В данном случае нет ничего общего с самостоятельностью государственной структуры. Потому что народный суверенитет обуславливает свободу социума в процессе реализации и создания власти. Данная категория характеризуется двумя основными признаками, а именно:

  • народу принадлежит вся без исключения власть в государстве, которую он реализует через представительные органы;
  • народ имеет право реализовать власть непосредственно.

Эта категория отыгрывает значимую роль в процессе построения государства. Ведь суверенитет является основой демократии в её классическом виде. Подобное положение дел, при котором социум является главным источником деятельности страны, на сегодняшний день существует в большинстве стран. К примеру, суверенитет РФ строится, прежде всего, на верховной власти народа, который реализует её через центральные органы.

Национальная независимость

Существует такой вид, как национальный суверенитет. В большинстве случаев он отождествляется с народным, однако данные категории являются абсолютно противоположными.

Национальный суверенитет исходит из международно-правового принципа самоопределения нации. То есть любая, без исключения, этническая группа может определить собственную форму государственного правления, устройство общества, экономическую систему и т. п. Эта возможность присуща любой нации.

Суверенитет данного типа обусловлен в большей части не правом, а историческим развитием человечества. То есть в какой-то момент та или иная нация осознает свои жизненные интересы и создает квалифицированную социально-политическую структуру. В теории конституционного права считается, что суверенитет национальности дополняет государственный.

Суверенитет России

Российская Федерация на сегодняшний день является независимым и демократическим государством. Её суверенитет основывается на верховенстве власти народа и определенных юридических документах. В данном случае нужно отметить, что в России существует один ключевой документ, который регламентирует политические и правовые основы страны, в том числе суверенитет. Конституция является подобным юридическим актом.

Именно в ней содержатся положения, которые официально закрепляют независимость государства во внутренних и внешних отношениях. Большое значение также имеет декларация о суверенитете. Этим актом в свое время был закреплен выход РСФСР из Советского Союза и создание нового государства - Российской Федерации.

Возможность вмешательства

Согласно современным международным правовым тенденциям, суверенитет предполагает обязанность государства защищать свое население от любых угроз. В случае отсутствия возможности реализации этой обязанности, она будет возложена на международное сообщество. То есть в данном случае существует прямая возможность внешнего вмешательства, нарушения суверенитета государства.

Таким образом, существование любого государства обусловлено его свободой во внешних и внутренних отношениях. Это возможно только при наличии суверенитета - комплексного правого явления, изучение которого не останавливается по сей день.

1.2 Суверенитет народа

Важнейшей основой конституционного строя России признается принцип суверенитета народа (ст. 3). Его смысл состоит в том, народ (постоянно проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступают важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его решений.

Само понятие “суверенитет ” дословно “ верховная власть ” означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает “человека, его права и свободы высшей ценностью”, философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что “носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3). Здесь подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ любой страны неоднонационален. Любой народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю, государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому, что в XX веке понятия “суверенитет народа” и “национальный суверенитет”, как и “суверенитет нации” приобретают сходное значение. Государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. В Конституции России “многонациональный народ” употреблено, чтобы усилить акцент на неделимость власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образуемому, поэтому признаку, еще остались в российском, федеративном устройстве в виде республик в составе РФ, автономной области и автономных округов.

Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными органами по Конституции РФ являются:

1) Президент Российской Федерации;

2) Парламент РФ - Федеральное Собрание РФ;

3) законодательные органы субъектов РФ;

4) руководители исполнительной власти субъектов РФ;

5) народные заседатели и присяжные заседатели в судах;

6) представительные органы местного самоуправления.

Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.

Таким образом, суверенитет народа - право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных ситуациях власть должна обращаться к народу.

1.3 Государственный суверенитет России

К основам конституционного строя относятся принципы внутренней организации самого государственно-правового механизма. К ним в первую очередь следует отнести государственный суверенитет и разделение властей.

Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 Конституции РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию Россию. Этот принцип означает обязательность актов федеральных органов власти для всех субъектов права на территории Российской Федерации: Верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов федерации. Правовым выражением верховенства суверенитета Российской Федерации является верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч.2 ст. 4). Конституция обязательна для исполнения всеми субъектами права на территории России, она обладает высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, законам субъектов федерации и любым подзаконным актам органов государственной власти, а также нормативным актам органов местного самоуправления.

Важнейший принцип внутреннего построения демократической государственной власти - разделение властей . В российском государстве этот принцип признан только в 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов. Цели такой системы построения власти: 1) создать гарантии от ее произвола и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов; 2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти; 3) наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов. В ст. 10 Конституции РФ установлено: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны” 3 .

Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, система властей в государствах, конституции которых провозглашают такое разделение, не исчерпывается только тремя перечисленными ветвями власти. Каждая национальная система разделения властей имеет свои особенности. В государствах, где президентская власть отделена от исполнительной (т. е. президент не является главой исполнительной власти), но наделена значительными полномочиями, система разделения властей включает самостоятельную четвертую власть. Самостоятельна и независима иногда и контрольно-надзорная власть (органы прокуратуры и др.). Во-вторых, в федеральных государствах суверенная власть государства разделена по иному признаку между центральными (федеральными) органами и органами субъектов федерации.

В Российской Федерации государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой закреплены ст. ст. 71, 72 Конституции РФ, а также властью субъектов федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, действующих согласно ст. ст. 72, 73 в пределах своей компетенции, с другой стороны - президентской, законодательной, исполнительной и судебной.

Президент РФ может воздействовать на законодательную власть с помощью: а) права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную палату парламента - Государственную Думу; б) используя право законодательного вето - возможности оспорить принятый парламентом закон (ст. ст. 104, 107); права в указанных в законе случаях распустить Государственную Думу (ст. ст. 111, 117). Федеральная законодательная власть, представленная российским парламентом - Федеральным Собранием РФ может преодолеть вето президента (ст. 107), а в определенных законом случаях даже отрешить его от должности (ст. 93).

Судебная власть в Российской Федерации представлена системой общих судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, системой экономических судов во главе с Высшим арбитражным судом РФ, Конституционным судом РФ и иными федеральными судами (например, военными). Система федеральных судов, с одной стороны, зависит от Президента РФ и законодательной власти, ибо эти органы формируются по согласованному решению главы государства и одной из палат парламента (ст. 83), с другой стороны, Конституционный суд обладает правом отменить неправомерные акты Президента и парламента, а Верховный и Конституционный суды РФ принимают участие в процессе отрешения Президента от должности (ст. ст. 125, 93).

Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, конкретизируется в главах 3, 4, 5, 7, 8 при определении статуса Президента, Федерального Собрания, судебной власти и других систем государственных органов местного самоуправления. При этом разделение полномочий между различными системами органов предполагает не только их определенную самостоятельность и взаимосвязь, но и тесное взаимодействие (например, процедура назначения главы правительства, отрешение Президента от должности, решение проблем федерального бюджета, введение чрезвычайных режимов и др.).

Итак, ст. 4 Конституции РФ является одной из отправных статей, входящих в главу 1 “Основы конституционного строя”. Суть части первой статьи 4 состоит в провозглашении суверенитета . Этот суверенитет предполагает верховенство и единство власти Федерации, и обязательность актов ее органов для всех граждан и вообще всех физических лиц на территории Российской Федерации. А принцип разделения властей , закрепленный в общей форме в статье 10 Конституции РФ, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального Собрания, Президента, Правительства и судов Российской Федерации.

2. Проблемы суверенитета в Российской Федерации

2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве

Проблема суверенитета в федеративном государстве состоит как в его признании (непризнании) за определенными субъектами, так и в сочетании различных подходов к нему.

Согласно конституциям республик в составе Российской Федерации, а также названию и преамбуле Федеративного договора – Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 года (с протоколом к нему) – эти республики являются суверенными государствами.

Не существует фрагментарного, сокращенного, ограниченного, относительного, раздельного суверенитета. Надо признать справедливым высказывание К. Маркса о том, что “две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном государстве; это – нелепость вроде квадратуры круга”. Объективно невозможно действие двух верховных и при этом независимых властей в пределах одной и той же территории. В федеративном государстве носителем суверенитета является сама Федерация.

Кстати говоря, проблема суверенитета в федеративном государстве в истории человечества возникала неоднократно. Так, еще при создании американской федерации возник вопрос о том, могут ли составляющие ее штаты оставаться государствами, если над ними стоит внешняя союзная власть, либо они низводятся тем самым до положения обычных подчиненных провинций унитарного государства, а само союзное государство в этом случае неизбежно превращается в унитарное государство, складывающиеся из подчиненных провинций.

Составители американской конституции думали вначале решить эту проблему с помощью учения о делимости суверенитета. По их мнению, суверенную власть осуществляют в равной мере и штаты, и федерация в целом. Правда, в таком случае в пределах одной и той же федеральной территории оказывалось несколько верховных суверенных властей. Но в этом не видели ничего невероятного, поскольку если власти не были разграничены территориально, то разграничивались по предметам ведения. В результате и федеральная власть, и власти штатов действовали на одной и той же территории, но каждая делала свои дела и в сфере своего ведения была одинаково суверенна.

Оценивая эту теорию, выдающийся русский государствовед Н.М. Коркунов писал: “Теория делимости суверенитета основывается на предположении, что действие суверенных властей допускает двоякое разграничение: территориальное и по предметам ведения. Предполагается безразличным, как именно будут разграничены суверенные власти. Невозможно только совмещение их. А раз данные власти будут разграничены по территориям, или по предметам ведения – все равно, каждая из них может быть вполне суверенна в своей сфере. Но при этом выпускают из внимания, что территориальная граница внешняя, материальная, вполне наглядная; а разграничение по предметам ведения есть граница идеальная, граница более или менее отвлеченных понятий. Невозможно перечислить все отдельные конкретные случаи, относящиеся к ведению той или другой власти. Можно определить только вопросы, относящиеся к их компетенции. А при применении этих общих определений к частным случаям не только возможны, но и неизбежны сомнения и споры. Кто-нибудь один должен получить право решать их бесповоротно. Та власть, которая получит это право, неизбежно подчинит себе другую власть. Если это будет власть союзная, то она и только она одна окажется верховною, так как она получит право отдельным государствам предписывать границы и их власти. Если же, напротив, решателями таких споров сделать отдельные государства, тогда они подчинят себе союзную власть, которая потеряет свое верховенство, и вместо союзного государства получится просто союз государств. Таким образом, отстоять понятие союзного государства можно лишь при одном условии, допустив, что суверенитет, верховенство власти не составляют необходимую принадлежность государства. Тогда суверенной будет признана одна союзная власть, а входящие в состав союзного государства отдельные государства должны быть признаны не суверенными государствами” 4 .

Определив выше понятие и сущность суверенитета, необходимо раскрыть принципы и свойства суверенитета, то есть те качества, которые позволяют не только раскрыть его смысл, но и обособить его от других явлений государственно-правовой действительности.

Под принципами суверенитета необходимо понимать те основные исходные положения, которые определяют сущность суверенитета как политико-правового явления. В современной науке практически нет работ, которые определяют и обосновывают принципы суверенитета, однако, нам представляется, рассмотрение принципов очень важной задачей.

М.С. Джунусов предпринимает попытку выделить принципы суверенитета и приводит следующий их перечень:

  • 1. Принцип неотчуждаемости суверенитета. Он не нуждается в чьем-либо утверждении и не подлежит отмене.
  • 2. Принцип неограниченности суверенитета. Никакая высшая общественная сила, разделяющая ценность демократии, не может по своему произволу ограничить суверенитет.
  • 3. Верховенство власти как принцип суверенитета.
  • 4. Неделимость суверенитета и разделение властей.
  • 5. Неабсолютность суверенитета. Сущность суверенитета может быть истолкована как неограниченность и независимость власти лишь от власти других социальных субъектов. Независимость выражает не-подчиненность воле другого субъекта.
  • 6. Приоритет народного суверенитета перед государственным .

Предлагаемые М.С. Джунусовым принципы суверенитета скорее

имеют значение свойств суверенитета, которые часто выделяются в рамках юридической науки. Кроме того, излишним является выделение такого принципа как приоритет народного суверенитета над государственным, так как наделение народа суверенитетом достаточно спорно.

На наш взгляд, суверенитет основан на следующих принципах:

1. Политико-юридический характер государственного суверенитета. Данный принцип означает, что государственный суверенитет имеет два измерения: политическое и правовое, которые и формируют единое понятие государственного суверенитета. Связь между ними можно определить как форму и содержание, где формой выступает юридический суверенитет, а содержанием - политический.

Игнорирование наличия политической и правовой стороны суверенитета порождает проблемы как в науке, так и на практике. В настоящее время, особенно в европейской науке , наблюдается крайняя юридиза-ция термина «государственный суверенитет», что не соответствует реальному положению вещей. В связи с этим представляется важным определить и рассмотреть отдельно политический и юридический суверенитет, при этом признавая единство этих элементов.

2. Атрибутивность государственного суверенитета. Процессы глобализации, происходящие в современном мире, заставляют нас переосмыслить традиционные представления о государстве и его суверенитете в том числе.

Верховенство и независимость государственной власти как основные характеристики государственного суверенитета подвергаются сомнению ввиду того, что международно-правовые нормы зачастую имеют приоритет над внутригосударственными (по крайней мере, так декларируется во многих конституциях), что, на первый взгляд, ограничивает сам суверенитет или вызывает сомнение в необходимости данного явления.

Говоря об общепринятом понятии суверенитета, необходимо отметить нецелесообразность сведения его характеристик только к верховенству и независимости. Еще древнегреческий мыслитель Аристотель рассматривал понятие автаркии, то есть самоудовлетворенности, как основного свойства и признака государства. Суть автаркии заключается, по его мнению, в том, что государство, в отличие от всех других субъектов, не имеет, да и не может иметь над собой никакой иной власти, и оно все свои полномочия реализует самостоятельно . Именно самостоятельность и обособленность определяют наличие суверенитета у конкретного государства, и игнорирование суверенитета как признака государства порождает вывод о размывании границ между государствами и исчезновении их. Если государства максимально взаимозависимы и нет верховной власти на их территориях, то об их государственности говорить не приходится, что противоречит практике международных отношений и не может признаваться приемлемым в науке. Несмотря на масштаб экономических и политических связей в Евросоюзе государства-участники все же не теряют своей государственности.

Поэтому суверенитет является неотъемлемым свойством государства. Если мы исключим суверенитет из характеристик государства, то не сможем провести различия между статусами государства и административно-территориальной единицы государства.

3. Реальность государственного суверенитета. Суверенитет государства должен быть реальным, то есть наличествовать у государства фактически. Противное порождает формальный суверенитет, который провозглашается, но фактически, в силу влияния на него других государств, диктующих свою волю, не осуществляется . В этой связи Ф.Н. Фаткул-лин и Ф.Ф. Фаткуллин отмечают, что если суверенитет формально провозглашается, но фактически отсутствует, налицо не «формальный суверенитет», а обман, выдача иллюзорного за действительное .

Н.С. Диденко справедливо замечает, что формальный суверенитет явление хрупкое и временное. Поэтому фиктивность суверенитета, создающаяся за счет разрыва между юридической формулой о суверенном независимом государстве и реальной политической практикой, должна быть преодолена либо путем признания государства зависимым, утратившим собственный суверенитет, т.е. путем корректировки юридической конституции, либо путем последовательного отстаивания собственной независимости, т.е. путем корректировки фактической конституции .

Государства с формальным суверенитетом могут быть субъектами международного права наряду с другими, если они получили международное признание. Однако для теоретической науки государством может признаваться только то политико-территориальное образование, которое обладает реальным суверенитетом.

4. Неисчерпаемость суверенных прав. Этот принцип предполагает то, что суверенитет не сводится к определенному перечню суверенных прав. Так как носитель суверенитета не связан ограничениями в принятии решений, то он волен принимать любые решения в соответствии с внешними условиями и внутренними ресурсами (экономическими, технологическими, природными И Т.Д.).

В конституциях и законодательстве устанавливаются основополагающие суверенные права, однако это не означает, что государственная власть связана этими нормами. В случае необходимости нормы права волей носителя суверенитета изменяются либо прекращается их действие. Ограничение перечня суверенных прав не только невозможно, но и нецелесообразно, ведь это повлияет на качество исполнения функций государства.

5. Непрерывность государственного суверенитета. Данное качество выделил еще Ж. Боден. Непрерывность суверенитета наблюдается тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы . Стоит в этой связи вспомнить существовавшее в дореволюционный период Временное правительство в России, которое было созвано на срок до избрания Учредительного собрания.

Непрерывность как свойство суверенитета на современном этапе означает, что носитель суверенитета не определяет для себя временные рамки осуществления власти. Установленный государственной властью и закрепленный в правовых институтах порядок действует непрерывно и постоянно.

Нормы конституции, как основное проявление юридического суверенитета отображает как современное политико-правовое устройство государства, так и направлены далеко в будущее.

Наряду с принципами суверенитета для раскрытия его сущности необходимо рассмотреть свойства суверенитета. Свойство определяется как качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-либо . Наряду с категорией «свойство» в научной литературе используется термин «признак». Эти термины тождественны, поэтому будем применять их как синонимы.

В науке встречается множество различных классификаций свойств суверенитета. Впервые свойства суверенитета определил его родоначальник Ж. Боден. В качестве таковых, по его мнению, выступали пять признаков: 1) суверенитет един и неделим - он не может быть разделен между королем и народом, несколькими различными организациями, и не может поочередно осуществляться ими; 2) суверенная власть постоянна - ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу; 3) суверенная власть неограниченна и надзаконна - ни один человеческий закон не может ограничивать суверенитет; 4) суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам, но не религиозным догмам; 5) суверенитет может принадлежать либо одному человеку, либо меньшинству населения страны, либо всем дееспособным людям .

Л.Ю. Черняк предлагает определять свойства суверенитета в зависимости от различного понимания государства. Исходя из понимания государства в широком смысле автором выделяются такие признаки, как: независимость, неотъемлемость и неотчуждаемость суверенитета, а также, с определенной долей условности, верховенство внутри страны. Если рассматривать государство в узком смысле, автор предлагает выделять: верховенство, независимость, неотъемлемость и неотчуждаемость суверенитета, а также единство и неделимость (для федеративного государства) . Представляется, что государство как носитель суверенитета имеет смысл рассматривать только в широком смысле. Поэтому выделение различных свойств суверенитета и придание им разного значения для отдельных позиций понимания государства нецелесообразно.

A. Р. Халатов указывает в качестве свойств суверенитета единство, верховенство, независимость государственной власти .

И.Д. Левин раскрывает такие признаки суверенитета, как единство власти; монополия или концентрация властного принуждения в руках государства в лице его органов; неограниченность государственной власти; внешняя независимость власти государства .

B. В. Горюнов определяет в качестве свойств государственного суверенитета: 1) верховенство власти государства на всей ее территории; 2) производность суверенитета государства от суверенитета народа; 3) независимость власти государства от власти других государств и иных субъектов международного общения; 4) неделимость суверенитета; 5) исключительность суверенитета государства на всей его территории; 6) неисчерпаемость суверенных прав. Ученый указывает на производность суверенитета государства от суверенитета народа. Но, как уже было ранее отмечено, суверенитет народа не имеет самостоятельного значения по отношению к суверенитету государства, и суверенность как свойство народа не всегда признается в науке. Поэтому, выделение данного свойства является излишним.

Оценивая приведенные классификации свойств суверенитета, необходимо отметить, что авторы расходятся в формировании перечня конкретных свойств суверенитета, а в некоторых случаях предписывают не свойственные суверенитету признаки.

Представляется, что наиболее важными признаками суверенитета являются:

1. Независимость власти. Это свойство означает свободное от вмешательства извне осуществление государственной власти ее носителем. Независимость здесь предполагается как внешняя независимость от власти другого государства, то есть носитель суверенитета должен иметь возможность самостоятельно определять свою волю и реализовывать ее.

Л.Ю. Рагозина рассматривает независимость «как элемент государственного суверенитета, характеризующий состояние государства и, как следствие, государственной власти, который исключает вмешательство других стран, межгосударственных объединений и международных организаций на формирование и осуществление им своей власти в пределах собственной территории и на международной арене, сообразуясь с

собственными потребностями и представлениями» .

Независимость власти необходимо рассматривать как в политическом, так и юридическом смысле.

Как отмечает И.Д. Левин, «в аспекте юридической формы она выражает отсутствие внешних юридических ограничений такой свободы помимо общеобязательных для всех государств норм международного права» .

Если рассматривать исключительно юридический аспект государственной власти, то можно предположить, что государства вовсе не независимы, так как национальное законодательство является частью мировой системы правовых норм и самостоятельно в той мере, в которой дозволено нормами международного права. В пользу данного обстоятельства указывает и тот факт, что конституции большинства государств признают приоритет норм международного права над внутригосударственным. Но международные договоры являются добровольными и действующим законодательством предусмотрена как процедура заключения тех или иных соглашений, так и механизм выхода из них. Императивные принципы и нормы международного права также условно можно назвать ограничивающим суверенитет фактором. Так, для придания им статуса обязательности необходимо быть членом Организации объединенных наций (ООН), членство в котором также является добровольным актом.

Пункт 6 Статьи 2 Устава ООН устанавливает, что Организация (то есть ООН) обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности. Эта норма ни в коем случае не означает, что ООН и ее члены вправе вмешиваться во внутренние дела определенных государств и ограничивать их независимость. Возможность применения таких мер обеспечения также имеют юридические пределы действия.

Таким образом, независимость в юридическом плане проявляется в обособленности правовой системы конкретного государства.

Политическая независимость означает самостоятельность носителя суверенитета в принятии и реализации решений, осуществлении своей власти. Это означает, что носитель суверенитета должен быть самоор-ганизованным и способным защититься от внешних влияний.

Здесь независимость тесным образом связана с обеспечением национальной безопасности. Эта безопасность не сводится исключительно к обеспечению обороноспособности страны. Большое значение для политической независимости имеет обеспечение энергетической, продовольственной, информационной и иных видов безопасности. Неспособность обеспечить себя материальными ресурсами делает государство зависимым, в том числе и в принятии сугубо политических решений.

Наиболее значимым в обеспечении политической независимости является несвязанность в осуществлении воли носителя суверенитета внеюридическим влиянием другого государства. Юридическим влияние не может быть ввиду того, что право одного государства распространяется на территорию только данного государства, а нормы международного права всегда взаимосогласованы между странами и не могут ущемлять интересы одного из них.

Таким образом, независимость государственной власти в политическом смысле означает возможность реализовывать властные полномочия свободно от внеюридического вмешательства других государств.

2. Единство государственной власти. Единство является необходимым свойством суверенитета. Как отмечали классики марксизма «Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном государстве» .

Данное свойство в юридическом аспекте означает, что система органов государства составляет в совокупности единую государственную власть. Юридическое единство государственной власти выражает то, что: а) совокупная компетенция органов государственной власти охватывает все правомочия, необходимые для осуществления функций государства; б) отдельные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие друг друга правила поведения.

Несмотря на то, что в федеративных государствах субъекты по своему статусу близки к государствам, тем не менее, органы власти этих образований входят в единую иерархическую систему органов власти федерации. Иерархическая структура органов государственной власти служит основанием распределения нормативно-правовых актов по юридической силе и соответственно по территории действия. Нормативные акты федеральных органов действуют на территории всего государства, региональные же нормативные акты не должны противоречить федеральным и имеют действие только в пределах определенного субъекта федерации. Таким образом, единство государственной власти в юридическом смысле проявляется в иерархии государственных органов власти (исполнительных, законодательных и судебных) и системе законодательства, где нормативные акты распределены по юридической силе.

Единство политического суверенитета означает, что в государстве не может существовать несколько суверенов, которые совместно являются носителями одного общего суверенитета государства. Если мы признаем носителем суверенитета население определенного субъекта федерации, то возникает вопрос: по какому принципу организовано это общество и осознает ли оно себя обособленным, самодостаточным. Кроме того, в этом случае должны быть культурно-исторические предпосылки самостоятельности и обоснование несвязанности судьбы данной нации с взаимным существованием в составе федерации и на данной территории.

Как мы видим, признание существования суверенитета у субъектов федерации порождает сложности в понимании суверенитета и вызывает сомнения в наличии государственности у федеративных государств. В этой связи следует признать суверенитет федерации единым, так как федерация - это совместное сосуществование различных народов (обществ), объединенных общей судьбой и культурно историческими предпосылками. Субъекты федерации передали либо оставили свой суверенитет в пользу единого суверенитета федерации.

3. Неограниченность суверенитета. Данное свойство было выделено еще Ж. Боденом и означало то, что в руках монарха (суверена) сконцентрирована неограниченная и абсолютная власть. Принадлежащий монарху суверенитет не был разделен между иными субъектами власти.

Изменения, произошедшие в политико-правовой мысли в Новое время, уже не позволяют рассматривать неограниченность суверенитета в традиционном смысле. В доктринах мыслителей Нового времени разрабатывались идеи о принадлежности власти народу, об ответственности власти перед народом, о разделении властей на три ветви, каждая из которых призвана сдерживать другие. Естественно, власть монарха при таких условиях не могла быть признана неограниченной.

Большое влияние на содержание неограниченности суверенитета оказало международное право. То, что государства, заключая международные соглашения, ограничивают свои права, может направить на мысль об ограниченном характере суверенитета либо об изменении его смысла в результате развития общественных отношений и политической системы общества.

Признавая ограниченность суверенитета, мы сталкиваемся с проблемой определения содержания суверенитета. Если суверенитет ограничен, то это уже не суверенитет, так как свойство любого объекта, в том числе суверенитета, должно быть безусловным, что и позволяет дать качественную характеристику рассматриваемой категории и отделить его от других явлений государственно-правовой действительности.

Как отмечает российский ученый Б.А. Кистяковский: «Понятия ограниченного суверенитета, уменьшенного суверенитета, полусуверени-тета или делимости суверенитета сплошь противоречивы; а потому они непригодны для научного объяснения государственно-правовых явлений» 1 .

В юридической литературе для устранения противоречий по вопросу ограничения суверенитета существует позиция, согласно которой международное право есть не ограничение суверенитета, а его реализация . Это означает, что, устанавливая в международных нормах для себя самоограничения, государство реализует свой суверенитет и волю его носителя.

Рассмотрев данное свойство государственного суверенитета, необходимо сделать вывод о том, что суверенитет не может быть ограничен. Предположение того, что государственный суверенитет является ограниченным, ставит неразрешимые вопросы. Например, непонятно, как определить степень суверенитета и до каких пределов он должен быть ограничен, чтобы перестать быть таковым. Для того чтобы ответить на данный вопрос, суверенитет нужно разделить на составляющие элементы, обозначить предел его ограничения. Однако это сделать невозможно. Суверенитет - это не структурное образование, это абстрактное целостное качество государства, которое не поддается дроблению.

Так как государственный суверенитет имеет политическую и правовую стороны, то его неограниченность также необходимо рассматривать как политическое и юридическое свойство.

Политическая характеристика неограниченности означает, что носитель государственного суверенитета не связан в своих действиях внешними ограничениями.

Юридическая неограниченность суверенитета сводится к верховенству и безусловности правовых норм, исходящих от суверена, на территории государства, а также к возможности органов власти принимать любые юридически значимые решения, но при этом действовать в рамках определенной законом для данного органа компетенции.

Установление в конституциях многих государств принципа приоритета норм международного права над внутригосударственными нормами ставит под сомнение юридическую неограниченность суверенитета. Однако нормы международного права не ограничивают проявление суверенитета государства и его юридической составляющей, а выступают наряду с правовой системой иных государств внешним естественным пределом его действия.

4. Верховенство государственной власти. Данный признак, по мнению Л.Ю. Черняк, означает «свойство государства быть единственной политико-территориальной организацией властвования, чьи решения носят определяющий характер и распространяются на всех лиц в пределах территориальных границ страны» .

В.В. Горюнов определяет, что «территориальное верховенство государства проявляется, прежде всего, в том, что веления его власти являются общеобязательными для всех органов государства, должностных лиц, граждан, их объединений, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в пределах государственной территории» .

Л.А. Тихомиров указывал, что верховная власть как «единственный представитель всей нации» и «выразитель ее верховного идеала» по существу своему «универсальна, <...> заключает в себе все проявления власти» и силы, какие порождаются социальной жизнью, и все они находятся под ее верховенством, вне зависимости от формы правления» .

Данные определения позволяют выделить тот момент, что только верховная власть может устанавливать общеобязательные правила для всех лиц, находящихся в пределах государства. На территории одного государства может быть только одна верховная власть, над которой нет субъекта, который имел бы возможность влиять на принятие ею решений.

В указанных определениях упор делается на общеобязательность установлений верховной власти, однако не уточняется, что имеется ввиду под властью и кто именно принимает эти решения.

В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли (тем, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей) и объектом властного воздействия (тем, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия) .

Как отмечает В.М. Корельский, «государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях» . Из этого определения мы можем выделить две стороны государственной власти - политическую и юридическую. Следовательно, проявление верховенства государственной власти можно рассматривать также в двух вышеназванных аспектах.

Политическая составляющая верховенства государственной власти предполагает организованность и упорядоченность внутренней жизни народа, господствующее положение созданных носителем суверенитета системы и институтов властвования в пределах государственных границ. Это означает, что общественный и государственный строй, установленный волей носителя суверенитета, обязаны соблюдать все лица и политические институты (партии, движения и т.д.) в пределах территории государства. Кроме того, такое господство предполагает неоспоримый приоритет решений суверенной власти над иными общественно-политическими нормами и обычаями.

Юридическое выражение верховенства государственной власти тесным образом связано с политической составляющей. Основная часть политических решений облекается в правовую форму. Однако юридическое свойство верховенства не совпадает с политическим и имеет особенности.

Юридическое выражение суверенитета заключается в установлении упорядоченной системы правовых норм и органов власти. Соответственно верховенство государственной власти в данном аспекте означает то, что правовые нормы и выраженные в них правила имеют господствующее положение относительно иных социальных норм (например, корпоративных норм, обычаев).

Для современных демократических государств характерно то, что верховенство государственной власти для граждан и иных лиц главным образом выражены в правовых нормах. То есть выражение воли носителя суверенитета - это ее юридическое закрепление в правовой норме. Совершая те или иные действия, лицо должно соизмерять свое поведение именно с юридическими нормами.

Система органов власти с заранее определенной законом компетенцией является также юридическим выражением верховенства государственной власти. Именно от органов власти официально исходят юридические нормы и решения.

Конституция Российской Федерации в ст. 4 относительно верховенства определяет следующее. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Это означает, что верховная власть распространяется на территорию, находящуюся под юрисдикцией России, которая, согласно Конституции, включает территорию ее субъектов, внутренние и территориальные воды, недра, воздушное пространство над ними. В соответствии с частью 2 статьи 67 Конституции Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.



Просмотров